Чья каска была лучше? | Warspot.ru

Сравнение собственных образцов вооружения и снаряжения с принятыми на снабжение у врага всегда заботило не только рядовых бойцов, но и высшее командование, поэтому всю Великую Отечественную войну в тылу и на фронте трофеи тщательно изучались и испытывались. В наши дни большое количество публикаций традиционно посвящается сравнительным испытаниям танков, самолётов, стрелкового оружия. Тем не менее интересно узнавать о подобных испытаниях и более утилитарных, но не менее важных предметов солдатского снаряжения. Простой вопрос: чей шлем лучше — советский или немецкий? Ответ на него дала работа комиссии Главного интендантского управления Красной армии в январе-феврале 1943 года.

Первый массовый советский стальной шлем СШ-36 появился в РККА в 1936 году, и уже к концу года стало очевидно, что он обладает массой недостатков. Наиболее принципиальными из них были хрупкость стали и низкая пулестойкость в местах гибки. Попытки усовершенствования каски привели к появлению ряда экспериментальных образцов, некоторые из них проходили войсковые испытания.

Красноармейцы на параде в стальных шлемах СШ-36.
http://forum.guns.ru

В июне 1939 года на снабжение РККА приняли стальной шлем СШ-39, который был избавлен от большинства недостатков СШ-36. Однако начавшаяся война с Финляндией показала, что подтулейное устройство СШ-39 не позволяет надевать его вместе с тёплым головным убором, а имевшиеся специальные шерстяные подшлемники для ношения с СШ-39 в сильные морозы не спасают от холода и обморожений. Поэтому были начаты работы по усовершенствованию подтулейного устройства СШ-39, что привело к выпуску в декабре 1940 года партии СШ-39 с новым подтулейным устройством. Впоследствии эта модификация получила индекс СШ-40. В июне 1941 года СССР вступил в войну, используя три типа касок: СШ-36, СШ-39 и СШ-40. Первые два типа к тому моменту уже не производились, но были в войсках в больших количествах.

Нацистская Германия к моменту нападения на СССР имела в войсках гораздо большее количество моделей стальных шлемов — от касок времён Первой мировой войны М16, М17 и М18 до более современных М35 и М40.

Советский стальной шлем СШ-40

Основными боевыми шлемами немецких солдат на фронтах в 1941 году были М35 и М40. Старые модели почти не использовались на передовой, но не были редкостью в тыловых подразделениях. Это объясняется тем, что они не удовлетворяли армию по целому ряду параметров, в том числе из-за слабой пулестойкости.

Стальной шлем нового образца приняли на вооружение сухопутной армии и флота Германии 25 июня 1935 года, дав ему наименование «стальной шлем модели 1935 года», сокращённо М1935 (или просто М35). Базовая конструкция М35 была подобна шлему образца 1916 года М16, но новая модель имела более короткие поля и козырёк, иные вентиляционные втулки и меньший вес.

29 октября 1938 года был запатентован проект модификации М35. Она заключалась в технологических упрощениях производства и замене легирующего элемента в химическом составе стали. Эту модификацию приняли на снабжение только 26 марта 1940 года. Модернизированный стальной шлем модели 1935 года получил обозначение «стальной шлем модели 1940 года» (также М1940 или М40).

Немецкий стальной шлем образца 1935 года

В первый год войны стало очевидно, что быстрой победы не добьётся ни одна из сторон. В армию призывались миллионы солдат, которых необходимо было экипировать и вооружить. Резко требовалось увеличить производство всех предметов снаряжения, в том числе стальных шлемов. В такой обстановке требовалось максимальное удешевление и технологичность производства, и по обе стороны фронта велись работы в этом направлении. Параллельно для соответствия требованиям массового производства военного времени искали замену дорогим и дефицитным легирующим добавкам в составе стали, по возможности не в ущерб защитным свойствам готовых изделий.

В Германии результатом стало принятие на снабжение 6 июля 1942 года «стального шлема модели 1942 года» (также М1942 или М42). Серийно первые шлемы M42 произвели 1 августа 1942 года. Они были технологичнее в производстве, имели упрощённый состав стали. М42 использовался в немецкой армии наряду с М35 и М40 до конца войны, постепенно заменяя их.

Немецкие солдаты в касках М35 или М40.
http://www.wwii-info.net

В СССР работы были направлены на уменьшение технологических операций при изготовлении. Для поиска нового состава стали использовались наработки довоенного времени: в 1936–1940 гг. над этим совместно работали инженеры ленинградского НИИ № 13 и металлургического завода г. Лысьва (в документах назывался по-разному: завод имени газеты «За индустриализацию», «ЗИ», «За Индустрию», «Имени газеты Индустрия», «Индустрия», завод № 700 наркомата чёрной металлургии, ЛМЗ). Итогом этих работ стала углеродистая кремний-марганцево-никелевая сталь 36СГНА (36СГН), ставшая основной для стальных шлемов РККА. Эта сталь на заводе получила обозначение И-1 и использовалась не только для касок, но и для нагрудников. Сталь имела в составе дорогие и дефицитные легирующие добавки, в которых с началом войны стала ощущаться нехватка. Именно этим добавкам и требовалось найти замену.

Весной 1942 года было предложено несколько вариантов сталей для замены И-1, причём испытание сталей-заместителей делалось сразу на опытно-валовом производстве: из опытной стали выпускались огромные партии стальных шлемов, которые тут же шли в войска. Так была принята испытанная в 1939 году сталь 36СГА (36СГ), получившая обозначение И-2. Эта сталь имела в своём составе гораздо меньше никеля, чем И-1, и, хотя не уступала ей по пулестойкости, процент брака касок при штамповке из И-2 был значительно больше, чем при штамповке из И-1. Всего предлагалось испытать и было испытано 14 вариантов марок сталей, но при улучшении обстановки со снабжением в конечном итоге вернулись к исходной И-1.

Советские солдаты в касках СШ-39 и СШ-40.
http://www.wio.ru

В ходе боевых действий у солдат воюющих сторон возникает частый и закономерный вопрос: чьи оружие и снаряжение лучше? Какие-то образцы, считающиеся лучшими, становятся желаемыми трофеями и находят применение в быту и бою — примеров тому масса. Аналогичная мысль посещала на фронте не только рядовых солдат, но и высшее руководство страны. Часто такое сравнение реальных трофейных образцов с собственными давало пищу для размышлений и служило толчком к работам по совершенствованию и созданию новых видов оружия и экипировки.

В декабре 1942 года по распоряжению члена Государственного комитета обороны СССР А. И. Микояна сформировали комиссию под руководством заместителя Главного интенданта Красной армии генерал-майора Я. С. Колесова. Её задачей было сравнительное испытание стальных шлемов отечественного и немецкого производства. В комиссию вошли представители главного интендантского управления (ГИУ КА), наркомата чёрной металлургии (НКЧМ) и завода № 700 НКЧМ, а также броневой лаборатории НИИ № 13 наркомата вооружений (НКВ).

Испытания проходили в два этапа: первый состоялся 10–16 января 1943 года в тире завода № 700 в Лысьве, второй — 7–12 февраля на Научно-исследовательском полигоне стрелковых вооружений Главного артиллерийского управления (НИПСВО ГАУ КА) в подмосковном Щурово. Испытанию подвергались СШ-40, сделанные из сталей марок И-1 и И-2, а также трофейные немецкие шлемы.

Немецкие шлемы с засчитанными пробитиями (РГАЭ)

К сожалению, трофейные немецкие шлемы не были разобраны по типам и одинаково испытывались все, хотя между шестью разными моделями (M16, M17, M18, M35, M40 и M42) была существенная разница. Сделать такое предположение позволяет таблица-реестр корпусов немецких шлемов, из которой видно, что испытывались шлемы разных размеров, а в таблице с определёнными на заводе № 700 и НИПСВО химическим составом стали и твёрдостью видно, что это каски разных типов. Местами в таблице вместе с размерами шлемов указана заводская маркировка, из чего следует, что это были каски разных заводов.

Испытания не подразумевали только определение химического состава и твёрдости материала касок. Наиболее интересная их часть — обстрел и близкие подрывы боеприпасов — давала представление о том, чья каска лучше.

Стрелять на первом этапе испытаний предполагали из 7,62-мм винтовки Мосина обр. 1891/1930 г. патроном с приведённым зарядом (рассчитанным на дальность 800, 900 и 1000 м) пулей обр. 1908 г. из-за небольшой длины тира завода № 700 и из 7,62-мм револьвера Нагана обр. 1895 г. «Наган» с дистанции 10 м.

Корпуса СШ-40 после испытаний (РГАЭ)

На втором этапе, на полигоне, стреляли из винтовки уже полноценным зарядом той же пулей на дистанциях 800, 900 и 1000 м, обстреливали из ППШ боевыми патронами с дистанции 115 м, из ТТ с дистанции 65 м. Под конец испытаний подрывали 82-мм миномётные мины на расстоянии двух метров.

Обстрел в тире и на полигоне вёлся по незакреплённым корпусам шлемов без подтулейного устройства с трёх сторон: лобовой, боковой и затылочной части. Зачёту в тире подлежали только попадания в определённую область шлема, не засчитывались касательные попадания, попадания ближе 20 мм от предыдущего или от заклёпки/отверстия для вентиляции. На полигоне требования к засчитанным попаданиям были мягче из-за более приближенных к реальности условиям.

Глубина вмятин у шлемов, выдержавших испытания, замерялась, результаты фиксировались в двух журналах параллельной записи, вдобавок в тире завода № 700 дополнительно фиксировалась скорость каждого выстрела патроном с приведённым зарядом. Такие достаточно жёсткие условия испытаний позволили объективно оценить качество продукции завода № 700 в сравнении с немецкими касками.

На испытания было подано СШ-40 из стали 36СГН 620 штук, из стали 36СГ — 298 штук, немецких шлемов — 270 штук. Наравне с этими шлемами были испытаны опытные СШ-40, изготовленные по новой технологии однопереходного штампования: из стали 36СГН — 100 шлемов, из 36СГ — 60. Часть СШ-40 была сделана с утолщёнными стенками.

Задач у испытаний было несколько, решали целый спектр вопросов:

  • Соответствуют ли штатные шлемы СШ-40 техническим условиям?
  • Какова сравнительная пулестойкость сталей 36СГН и 36СГ?
  • Каковы преимущества и недостатки у шлемов с увеличенной толщиной стенок по сравнению со штатными (1,14–1,22 мм против 1,20–1,38 мм)?
  • Какова сравнительная пулестойкость отечественных и немецких шлемов?
  • Достаточно ли отработаны технические условия на производство шлемов из стали 36СГ и можно ли их утвердить как постоянные?
Сравнительная пулестойкость СШ-40 из сталей 36СГН и 36СГ и немецких шлемов (РГАЭ)

После проведения испытания оказалось, что штатные шлемы СШ-40 из стали 36СГН полностью удовлетворяют техническим условиям, как военного, так и довоенного времени. При этом отмечалось, что ТУ военного времени в части отбора процента шлемов из партии для проб следует отменить и вернуть довоенные, так как это

«является менее надёжным критерием для оценки качеств шлемов».

В процессе обстрела было получено попаданий: из винтовки приведённым зарядом — 990, из винтовки нормальным зарядом — 462, из револьвера — 171, из ППШ — 811, из ТТ — 552.

Обстрел показал, что сталь 36СГ почти равноценна стали 36СГН и обеспечивает пулестойкость, требуемую по действующим ТУ. Комиссия сочла возможным применение единых ТУ на стали 36СГ и 36СГН. Решили, что сталь 36СГ возможно допустить к валовому производству наравне с 36СГН. Технологию изготовления СШ-40 на заводе № 700 (операции штамповки, термообработки) комиссия сочла правильной.

Отмечалось, что толщина стенок значительно влияет на пулестойкость, и шлемы с увеличенной толщиной стенок обладают лучшей пулестойкостью. Поэтому рекомендовалось установить минимальную толщину заготовки 1,20 мм, а максимальную — 1,41 мм. Это соответствовало повышению среднего веса корпуса СШ-40 2-го роста на 55 граммов.

Было установлено, что пулестойкость шлемов отечественного производства значительно выше пулестойкости трофейных при всех видах испытаний обстрелом, при том, что в среднем толщина стенок немецких касок была на 0,1–0,2 мм больше, чем у штатных СШ-40 из И-1. Это объяснили лучшими свойствами отечественной стали и значительным преимуществом конструкции корпуса СШ-40, у которого, в отличие от германских шлемов, единственным ослабленным местом назывался радиальный переход от козырька к лобной стенке корпуса (полоска шириной 8–10 мм). У немецких касок ослабленных зон оказалось значительно больше, что хорошо было видно по местам пробитий.

Сравнительная диаграмма пулестойкости по зонам СШ-40 и немецких касок (РГАЭ)

При обстрелах из винтовок на дистанции 800 м пулей образца 1908 года у советских касок было 7,7–10% пробитий, а у немецких — порядка 34,5% (с учётом всех попаданий, как зачётных, так и нет). При стрельбе из ППШ немецкие каски были пробиты в 41,4% случаев, а советские — в 11,5–11,7%. ТТ дал 38,8% пробитий у немецких шлемов против 12,4–13,0% у советских, «наган» — 29,0% пробитий у немецких касок…

В заключении комиссия посчитала, что необходимо продолжить поиски более пулестойких марок стали, заниматься усовершенствованием технологии производства шлемов и доводить конфигурацию стального шлема до повышения пулестойкости. Кроме того, улучшить конструкцию подтулейного устройства. Нам же остаётся констатировать: несмотря на то что отбор немецких касок нельзя назвать идеальным, результаты сравнения оказались в пользу советских стальных шлемов.

Статья написана с использованием материалов РГАЭ.

warspot.ru

Почему немецкие солдаты носили советские каски?

Во время Второй мировой войны советская каска считалась отличным трофеем для немецкого солдата. Некоторые военнослужащие охотно выбрасывали защитные головные уборы, изготовленные в Германии.

Мотивы такого поведения раскрыли уже после войны, когда провели масштабные испытания немецких и советских касок. Между амуницией обнаружилась масса различий.

Немецкие каски: испытания пулями

После войны специальная комиссия провела испытания, в которых участвовали два вида советских касок и немецкие каски шести моделей. В ходе исследования оценивали не только самый главный параметр — состав стали. Каски подвергли прямому обстрелу из оружия.

В каски стреляли из витовок Мосина с дистанции 800 метров и из нагана с расстояния в несколько шагов. Кроме того, рядом с касками разрывали осколочные снаряды. На самом деле защита от осколков — прямое назначение каски. От пули головной убор не спасал, так как у солдата попросту ломалась шея из-за энергии выстрела.

Комиссия установила, что советские каски в четыре раза прочнее немецких аналогов. Подробный отчёт был предоставлен руководству. Действительно ли советская сталь лучше защищала солдат, или работа комиссии велась лишь ради положительного отчёта?

Немецкий шлем на поле боя

Немецкий солдат времён Второй мировой войны

Для того, чтобы оценить качество немецкой амуниции во время войны, необходимо понимать, в каком состоянии находилась экономика Германии. К началу Второй мировой каждый солдат немецкой армии был экипирован надёжными стальными касками М35 и М40.

Однако к 1943 году, когда Германия застряла в затяжной войне с СССР, ресурсы Рейха сильно истощились. Это сказалось в том числе и на качестве стали. В результате солдатские каски стали тоньше, и модель М42 уже не спасала головы солдат от осколков.

Советские каски СШ-40, напротив, обладали высокой прочностью, и немецкие солдаты отлично об этом знали. Каски, изготовленные в СССР, превращались в трофеи, которые охотно уносили с поля боя. Однако была у советских касок одна неприятная особенность — без подшлемника головной убор весил почти килограмм. При длительном ношении шея, неподготовленная к такой нагрузке, быстро уставала.

Советские солдаты с немецкими трофеями

Из чего делали каски советских солдат?

Впервые массово советские шлемы начали изготавливать в 1936 году. Каски оказались крайне непрочными, и уже к концу года стало ясно, что такой шлем плохо защищает голову бойца. За три года каски доработали, в Финской войне использовались уже улучшенные образцы СШ-39.

Однако шлемы нельзя было носить с шапками и утеплёнными подшлемниками. Таким образом, каска не спасала солдат от обморожения. Амуницию вновь отправили на доработку. К началу Великой Отечественной войны подтулейное устройство шлема сильно изменилось. Советская каска СШ-40 лишилась неприятного недостатка.

Во время войны советская промышленность также испытывала недостаток качественных материалов. В частности, не хватало легирующих добавок. Каски, изготовленные в середине войны, имели в составе меньше никеля. В целом пулестойкость шлемов не уменьшилась, однако сильно увеличилось количество брака при изготовлении. При первой же возможности военные заводы вернулись к стали с исходным составом.

Читайте также: Царь-танк — шедевральное изобретение капитана Лебеденко

14.01.2019

www.factroom.ru

Каски РККА

Доброго всем времени суток, хочу поднять тему касок в РККА. Кому есть чем дополнить, буду рад.

Крайне интересный вариант стального шлема М-1917 «Зольберг» в РККА.
Как правило, звезды на них были либо накладными большими (из жести, на весь «лоб», грубо говоря), либо нарисованными, либо их и вовсе не было.
Здесь же мы видим звезды на головные уборы комначсостава обр.1936 года которые просто-напросто приделали на стальные шлемы, хотя звездочки изначально предназначались для тканных головных уборов. Примеры таких шлемов попадаются на фото крайне редко.

М1917 (Sohlberg)

                                        

Шлем имел три размера купола, и шесть размеров подтулейного устройства (53см., 55см., 57см., 59см., 60см., 62см).  Окрашивался шлем в цвет хаки. ТТХ  М1917: вес — 800-850гр., толщина стали — 1,2мм., ширина около — 213 мм., длина около — 287 мм., высота около -170 мм.

    Революция 1917г. помешала  поставкам изготовленных в Финляндии шлемов в Россию. В русскую армию была отправлена сравнительно небольшая партия заказанных шлемов. Так, на заводе  Sohlberg-Oy успели изготовить только 500тыс. шлемов, а на заводе V.M.Holmberg – 100тыс. В 1918г. Финляндия объявила независимость и выпущенные, но не отправленные в Россию шлемы остались в распоряжении финского правительства. На большей части шлемов не был установлен подшлемник, т.к. сделать это планировалось на заводах в России.

  Шлем  этой модели так и не был широко использован русской армией. Во время Гражданской войны небольшая часть шлемов использовалась белогвардейскими соединениями. В 20-е и 30-е гг. шлем М17 Sohlberg получил распространение в Красной Армии.

Часто на этот шлем, так же как и на «Адриан-15» прикрепляли большую жестяную звезду, или звезду меньшего размера. Иногда звезду просто рисовали.

                                             

Почти через 2 месяца после Октябрьской революции, согласно докладу по Главному Интендантскому Управлению от 14 декабря 1917 года, за №91471 «О прекращении дальнейшего изготовления касок Центральным Военно-Промышленным Комитетом», производство шлемов было прекращено.    28 декабря 1917г. это решение было одобрено на Особом Совещании по обороне государства.    Однако решение о прекращении производства стального шлема не коснулось предприятий уже независимой Финляндии, которая получила эту независимость согласно декрету Совета Народных Комисаров от 18.12.1917 года.    И хотя, большая часть шлемов была поставлена на фронт для русской армии, на складе завода «G.W. Sohlberg» остались 500 штук недопоставленных шлемов.  Финляндия, получив независимость, была ввергнута в гражданскую войну (с 27.01 по 16.05.1918г.). Во время войны эти 500 шлемов, находящиеся на складе завода «G.W. Sohlberg», были конфискованы Финской Красной гвардией. После поражения красных, шлемы были захвачены финскими белогвардейцами и поступили в экипировку Хельсинкского пехотного полка, а также в гарнизоны городов Вааса (Vaasan) и Какисалми (Kakisalmen). В 1920 году эта самые шлемы (так называемый — «русский вариант») были изъяты из армейской экипировки и проданы в пожарные части и силы гражданской самообороны. Большинство этих шлемов бьио перекрашено в черный цвет. На некоторых образцах стальных шлемов, выпущенных для финской армии, стояла маркировка VKT, а сплошной тканевый купол в подтулейном устройстве был заменён на трехлепестковый (так называемый — «финский вариант»). Лепестки подтулейного устройства имели треугольную форму, и в своей верхней часта стягивались шнуром. Они изготовлялись из брезента или выделанной кожи северного оленя.  К сожалению, о производстве стальных шлемов на финских предприятиях сохранилось очень мало сведений т.к. архив времён Первой Мировой Войны предприятия «V.W. Holmberg» -безвозвратно утерян, а в неполном архиве предприятия «G.W. Sohlberg» информация по стальным шлемам имеется в очень небольшом количестве.

Стальной шлем СШ-36(халхинголка)

        

  Политическая ситуация в Европе в начале 30-х годов вынудила советское военное руководство ускорить процесс создания собственного стального шлема, который должен был заменить уже устаревшие модели (каски Адриана и М17).   В 1935 году на Ленинградском металлургическом заводе было налажено производство стальных шлемов получивших маркировку «Стальной шлем 1936» или «СШ36» по году поставки шлемов в армию. Шлем имел оригинальную полусферическую форму, с выдающимся вперед козырьком и боковыми полями-скатами. Шлем придавал силуэту советского солдата узнаваемость. Несмотря на оригинальность, шлем, теме не менее, имел некоторые элементы, унаследованные от предыдущих моделей. Так в частности вентиляционное отверстие располагалось в верхней части купола шлема и прикрывалось накладкой напоминающей гребень, традиционный для касок Адриана, только значительного меньшего размера.
 
               
             
  Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1200-1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм. Подшлемник изготавливался из ткани, обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя и имел купольную форму. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепление подшлемника осуществлялось с помощью трех небольших клепок, расположенных на поверхности шлема. Еще один элемент СШ-36, связывающий его с предыдущими моделями русских шлемов — это гофрированные алюминиевые полосы, установленные между шлемом и подшлемником для обеспечения вентиляции, а так же выполняющие амортизационные функции. Подбородочный ремень изготавливался из ткани или кожи. Длинна подбородочного ремня регулировалась с помощью квадратной пряжки.   Окрашивался шлем в темно-зеленый цвет или в цвет хаки. Во фронтальной части шлема наносился контур пятиконечной звезды. Первое боевое крещение СШ-36 получили во время гражданской войны в Испании, затем были испытания в боях на озере Хасан в 1938 году, во время боев у реки Халхин-Гол в 1939 году и во время Зимней войны с Финляндией в 1939-1940 году. В результате испытаний у шлема был выявлен ряд недостатков, в частности широкие поля, сделанные по инициативе С.М. Буденного для большей защиты солдат от ударов шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек уменьшал обзор, кроме того защитные характеристики шлема оставляли желать лучшего. В небольших количествах шлемы этой модели поставлялись в Испанию во время гражданской войны 1936-1939 года в качестве военной помощи республиканцам.
 К началу войны СШ-36 постепенно заменялся шлемом новой модели — СШ-40. В начале войны в связи с нехваткой экипировки солдатам выдавались шлемы СШ-36, в том числе собранные с полей сражений при этом шлемы реставрировались, в частности мог быть установлен подшлемник более позднего образца.

Стальной шлем СШ-39(трехклепка)

Недостатки СШ-36 были слишком очевидны и необходимо было произвести дополнительные исследования для создания лучшего шлема. Снова было протестировано множество шлемов созданных в западных странах.

В 1937-38 несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Характерный гребешок был снят со шлема и контур шлема приобрел новые очертания. Этот шлем известен как СШ-39. Силуэт русского солдата в нем стал образом воина-победителя на многие годы. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М 33. Вероятнее всего именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Шлем изготавливался из стали намного лучшего качества, чем та, из которой изготавливался СШ-36, его вес составлял 1250 грамм, толщина стенок 1,9 мм.

      Технологию штамповки стального шлема разработал лысьвенский специалист Евгений Ширинкин.
      За 5 с половиной лет коллективом ИТР завода совместно с НИИ-13 и военными специалистами НКО было опробовано более 8 различных марок стали, относящихся к бронестойким. Все они были получены с различных заводов Советского Союза. В 1939 году ученые-металлурги, сотрудники НИИ-13 и Наркомата черной металлургии предложили для опробования в производстве холоднокатаную легированной броневую стали марки 36СГН, которая была создана в НИИ-13 под руководством М.И.Корюкова. Новая сталь (условное заводское обозначение И-1) была выплавлена в г. Перми в Мотовилихе и окончательно прокатана на толщину 1-1,2 мм на Нытвенском металлургическом заводе. Процесс выплавки 36СГН был сложнее чем у других сталей. В расплав вводили специальные добавки: никель, кремний, которые делали сталь прочнее. Температура плавки броневой стали была 1600-1700 град. Из мартена сталь выходила в слитках по 3-3,5 т. Для дальнейшей работы их необходимо было несколько раз прокатать, чтобы получить плоскую токую заготовку. Лысьвенским металлургическим заводом из стали И-1 (36СГН) была изготовлена партия шлемов, которая, наконец, дала удовлетворительные результаты по отстрелу. Прада, штамповка производилась ещё на не совсем освоенном инструменте – калибровочных – отбортовочных штампах. Требовалась доводка всего штампующего инструмента, усовершенствование подтулейного устройства, отработка технологии производства: термического режима (отжига), закалки, отпуска, обезжиривания, пескоструйки, окраски, сушки, изготовление штампующего калибровочного, отбортовочного инструмента для всех ростов стального шлема, а для этого требовалась большая конструкторская работа, создание технологических карт на весь цикл производства. Главная, особо сложная работа, заключалась в изготовлении калибровочных, отборочных и обрезных штампов. Все эти штампы изготавливались вручную и требовались особо квалифицированные слесари-универсалы (ввиду отсутствия на ЛМЗ Кельеровских станков). А на заводе слесарей такой квалификации было всего два человека: Лошов и Зорин, работающих в инструментальном цехе. Требовалось немедленно обучить новому делу рабочих. К обучению привлекли лучших мастеров инструментального цеха – П.Г.Лямина, П.Я.Безматерных, П.Я.Черемных, которые сами встали за верстаки работать и обучать молодежь – подростков 16-17–ти лет.
      После проведения испытаний, приёмки и освоения прозводства новый шлем, получивший наименование «Стальной шлем образца 1939 года (СШ-39) выпускался в цехе № 8 Лысьвенского металлургического завода с 1939 г. по 1941 г. (ориентировочно). В те же годы его производство было освоено и в г. Сталинграде на Металлургическом заводе «Красный Октябрь». Ввиду отсутствия производства броневой стали на ЛМЗ прокат для изготовления СШ-39 поступал в г. Лысьву с Металлургического заводе «Красный Октябрь».
      Совершенствование шлема на ЛМЗ было продолжено и в 1939 г. проявились новые образцы стального шлема, которые получили обозначение «Стальной шлем образца 1940 г.» (СШ-40). Именно в таких шлемах Красная Армия прошла с боями от Москвы до Берлина и одержала победу над Японией. Шлем СШ-40 стал дальнейшим развитием конструкции СШ-39 и внеше почти от него не отличался. В 1942 г. из-за начала наступления немцев на Волге поставки проката из Сталинграда прекратились. Какое-то время броневой прокат для изготовления стальных шлемов поступал из г. Перми с завода № 172 в Мотовилихе. Но вскоре было принято решение об организации её выплавки и прокае на заводе № 700 (ЛМЗ) в г. Лысьве. Источник: Краткая история создания стального шлема образца 1940 г. (СШ-40) для Красной Армии. В.А.Онянов, начальник цеха № 8 (в войну — цеха «С-8», шифр 41) Лысьвенского металлургического завода (в войну — завода № 700), массово изготовлявшего стальные шлемы в 1941-1945 гг. Лысьвенский музей.

          

 

 

В центре так называемый зенитный шлем РККА

 


Военинтендант I ранга А. А. Шварц в своей каске 2-го опытного образца. 1936 год
 
 
В 1930 году лейтенант Красной Армии Александр Абрамович Шварц представил проект стального шлема. Внешне шлем напоминал немецкий и австрийские шлемы периода Первой Мировой войны, но имел и существенные различия: удлиненный козырек и небольшие поля, отсутствовали воздушные отверстия.


Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм. Окрашивался шлем в темно-зеленый цвет. Подшлемник экспериментального шлема М30 стал в дальнейшем использоваться на СШ-36. Данный стальной шлем разрабатывался в период, когда СССР тесно сотрудничал с Германией. Возможно, данные стальные шлемы не были утверждены, в связи с тем, что на поле боя трудно было бы различить от немецкого шлема, т.е. возникли бы трудности определения «свой – чужой». Впоследствии наработки по данному шлему послужили для разработки СШ-36.
Примерная партия выпущенных стальных шлемов составила 70 штук. Португальский коллекционер Томас Салазар на одном из складов в гор. Санкт- Петербурге нашел 15 таких шлемов, по внешнему виду они не использовались по назначению.

 

p.s.

 

Каска Адриана М1916

Впервые в массовом порядке  стальной шлем появился в апреле месяце 1916 года.  Русские специальные бригады, которые были отправленны во Францию,  что бы сражаться на западном фронте, во многом экипировались французами, так же  эти части получили французскую каску Адриана, но отличалась данная каска только фронтальной эмблемой, на которой был изображен герб Российской Империи.

          

     В том же 1916 году Петербургом был размещен заказ на изготовление 2 000 000 касок Адриана, но до конца 1916 года в Россию было доставлено только 340 000 едениц. В России эти шлемы были известны как М1916.

       

     Каски, поставляемые в Россию имели только два отличия от французских аналогов — фронтальная эмблема и цвет, в который окрашивались шлемы — светлая охра. Вес шлема, а так же подшлемник и подбородочный ремень были такие же, как у касок поставляемых для французской армии.
Наряду с достоинствами сразу выявились и недостатки касок Адриана. Малая толщина стали – всего 7 десятых миллиметра, хрупкость козырьков, крайне сложная технология изготовления. Создание каски включало в себя более пятидесяти операций, причем треть из них уходило лишь на одну деталь конструкции: ее гребня.

  В 1915г. русский Генеральный Штаб принял решение о разработке первого русского стального шлема, прототипом к которому послужила французская каска Адриана обр.1915г. В 1917г. заказ на производство шлемов  был размещен в Финляндии ( тогда еще входившей в состав Российской империи) на заводах Solhberg-Oy   и  Holmberg. В России шлем был известен под индексом М1917 (Sohlberg), соответственно с годом начала выпуска шлемов, однако официально этот шлем так и не был введен.


        


  После окончания Гражданской войны молодая Красная армия нуждалась в экипировке, в том числе и в стальных шлемах. В 1924 году существующие запасы французских шлемов были отреставрированы и переданы в войска.
Шлемы были покрашены в цвет хаки, а изображение орла было заменено большой жестяной звездой.

Описание жестяной звезды:     Кокарда штампуется из желтой меди по форме пятиконечной звезды; по середине кокарды выштамповываются перекрещивающиеся серп и молот; по очертанию краев звезда имеет ободок. Кокарда с лицевой стороны исключая серпа и молота, покрывается прочной, красной лаковой краской, не отстающей от металла. На задней поверхности кокарды, в центре, припаивается медная пластина, образующая двойную лапку, один конец которой несколько короче другого и края их срезаны под прямым углом. Размеры у кокарды такие, что наружные концы звезды расположены по кругу диаметром 85 мм,а внутренние по кругу диаметром 32 мм. Расстояние между концами горизонтальных лучей 80 мм. Сплав металла: меди 60 — 65% и цинка — 40 — 35%. Примесь других металлов допускается в количестве не более 1%. Штампованные кокарды должны быть сделаны тщательно, правильно и по образцу.

Каска Адриана в Красной армии использовалась до 1941 года.

форум


feldgrau.info

Каска «Халхинголка» / Назад в СССР / Back in USSR

Каска-халхинголка, она же шлем стальной СШ-36, была принята на вооружение Красной Армии в 1936 г. Имела характерные широкие поля и низкий козырек, которые (по легенде) придумал Буденный — для защиты от сабельных ударов.
На макушке в каске было небольшое отверстие, для вентиляции. Его прикрывала накладка в виде гребня. СШ-36 была основной каской РККА до 1940 г., пока не появилась СШ-40 — советская каска времен Великой Отечественной войны.
Красноармейцы на параде в честь Первого мая.

Первомай в Киеве перед войной.

Впервые советским солдатам пришлось повоевать в касках СШ-36 на озере Хасан в 1938 г. Север Китая и Корея в то время были оккупированы Японией. Но кроме того японцам приглянулась некая сопка Заозерная километрах в 150 от Владивостока. Зачем она им понадобилась — не известно. Но в один прекрасный день самураи перешли границу, заняли эту сопку (а также соседнюю), поставили пулеметы и окопались. Типа теперь — это наше.
На фото ниже — красноармейцы в касках СШ-36 устанавливают флаг на вершине сопки Заозерная:

Однако самураи не унимались. На следующий (1939-й) год им приглянулось уже кое-что из монгольской территории. А именно район приграничной реки Халхин-Гол. Летом 1939 г. японцы при поддержке танков и авиации вторглись в Монголию.
Началась полномасштабная 4-месячная война, где с обоих сторон участвовало больше 100 000 солдат. Японцы были рагромлены. Советские войска на реке Халхин-Гол были сплошь в шлемах СШ-36, откуда и пошло название этой каски -халхинголка.
Офицеры в халхинголках и автострадные танки БТ в монгольской степи.

Политзанятие на Халхин-Голе. Все в СШ-36, только несколько человек — в пилотках.

Политические подковался — получи комсомольский билет!

Командир монгольских союзников маршал Чойбалсан и красноармейцы в халхинголках.
Справа от Чойбалсана — офицер очень похожий на Жукова.

Но как оказалось, это дивизионный комиссар Никишев

Халхин-Гол был локальным конфликтом.

Офицер в халхинголке во время польского похода.

Встреча с союзниками. Немец (второй справа) — вылитый бравый солдат Швейк с иллюстраций Йозефа Лады к книжке Гашека.

Границу подвинули — можно и покурить.

В 1939 г. уточнили границу на западе. В 1940 — на Карельском перешееке. На фото — парад 1 мая 1940 г. в недавно завоеванном Выборге.

1 мая 1941 г. Немцы уже вовсю собирают войска на границе. РККА — тоже. Скоро начнется. Из них — участников первомайского парада 1941 г. до конца войны доживут немногие. Довоенная кадровая Красная армия почти полностью погибнет в провальной кампании лета-осени 1941 г.

Лето 1941… Убитые советские солдаты в халхинголках.

Сентябрь 1941. Сапер в СШ-36 за работой. Хорошо виден гребень на каске.

Курская дуга, 1943 год. Боец в халхинголке (слева) осматривает подбитую самоходку «Фердинанд». Сегодня продукция под маркой Фердинанда Порше — мечта потребителя. В 1943 — артиллериста.

К концу войны халхинголки в массовом порядке остались только на Дальнем Востоке. Их можно видеть на ряде фотографий советско-японской войны 1945 г. Война была скоротечной, всего три недели. Из них за первые 2 советские войска прошли всю Маньчжурию и захватили ряд ключевых пунктов на море. Потом у японцев началась общая капитуляция и сдача в плен. Ниже — два офицера морской пехоты Тихоокеанского фронта во время советско-японской войны 1945 г.

Август 1945. Воздушный десант на город Мукден (северный Китай) на аэродроме.

Еще те же мукденские десантники 1945 г.:

После советско-японской войны боевая история СШ-36 заканчивается. Дальше халхинголка переходит в разряд военного антиквариата.

back-in-ussr.com

Как обновить ретро мотошлем

Дата публикации: .
Категория: Мототехника.

Самый известный советский мотошлем «Салют» и сегодня продолжает пользоваться популярностью. Приобрести раритет сложно, но если найти его на просторах интернета, можно заполучить необычный аксессуар. Также будет интересно узнать, какие шлемы первыми появились в мире.

Немного истории

До начала 50-х годов о безопасности мотоциклистов особенно никто не заботился. Первыми, кто озадачил научное сообщество такой идеей, были сотрудники Министерства транспорта Великобритании. Специалисты разработали ряд требований к защитным головным уборам и способы их испытания.

Увидев опыт коллег из-за океана, американский профессор Чарльз Ломбард решил запатентовать свое изобретение. Его мотоциклетный шлем, представляющий собой прочную внешнюю оболочку и мягкий наполнитель внутри, стал прототипом всех современных защитных аксессуаров.

Однако в те времена использование мотошлемов было добровольным. Только в начале 60 годов в Австралии приняли закон, обязывающих владельцев двухколесной техники носить шлемы. Сегодня же стандарт AS/NZS 1698:2006 считается самым строгим в мире и его требования часто «перенимают» другие страны.

В Советском Союзе требование ездить в защитной экипировке появилось в 1967 году. Тогда в свет вышел закон, требующий повысить уровень безопасности при движении водителей по автотрассам и населенным пунктам. Тогда и появился первый «Салют», который и сегодня можно успешно использовать, если немного отреставрировать каску.

Как обновить раритетный шлем

Обзаведясь ретро мотошлемом, нужно очистить его от старого лакокрасочного покрытия, ржавчины, заклепок и пенопластовых вставок. По желанию можно укоротить козырек. Дальнейшая работа делится на несколько этапов:

  • Новая обивка. Лучше всего заменить старую вставку, на вкладку из керамата (также его часто называют изоматом или туристическим матом). Главное чтобы материал был достаточно толстым, а его структура не была слишком пористой.

  • Подготовка выкройки в форме «скорлупы» для нижней части обивки. Для этого проще всего обклеить внутреннюю часть шлема малярным скотчем, обрезать по форме и вынуть заготовку.
  • Покраска. Поверхность старого советского мотошлема необходимо обработать шкуркой и нанести на нее пластофлекс. Также некоторые рекомендуют использовать для покрытия  дихлорэтан с растворенным в нем полипропиленом.
  • Создание дополнительной внутренней обивки. Она делится на три части: макушечная, лобно-затылочная и ушная. Верхнюю и среднюю обивку можно изготовить из поролона толщиной 2 см, который нужно обтянуть мягкой трикотажной тканью. Для нижней части лучше взять более толстый поролон (4 см) и создать в нем соответствующие углубления для ушей мотоциклиста.
  • Клепки. Элементы, с помощью которых крепится козырек лучше всего заменить декоративными болтами на 10. Чтобы они не выглядели громоздко их достаточно сточить до 1 мм (такая же процедура проделывается с гайками).
  • Покраска. Болты, козырек и ремешки можно покрасить в черный цвет. На сам шлем рекомендуется нанести несколько слоев лака и выровнять их «нулевкой». После этого поверхность полируется до появления зеркального блеска.

После этого можно немного укоротить нижнюю область обивки по необходимости и собрать готовый обновленный шлем.

В заключении

Разумеется, использовать такой раритет по его прямому назначению – защиты, не рекомендуется. Безопасность поролоновых вставок оставляет желать лучшего. Поэтому такой аксессуар подойдет только тем, кто ездит на небольших скоростях (до 60 км/ч), ведь именно для такого скоростного режима в середине прошлого столетия и разрабатывались шлемы.

avto-moto-shtuchki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *