ВА-111 Шквал М-5 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)
ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)Комплекс ВА-111 «Шквал», торпеды М-4 / М-5
Реактивная суперкавитирующая прямоидущая торпеда. Разработчик — ГНПП «Регион» (по состоянию на 2012 г. входит в «Корпорацию «Тактическое Ракетное Вооружение»).
Предистория. Исследования реактивных торпед с движением в режиме развитой кавитации велись гидродинамической лабораторией ЦАГИ на Ладожском озере по темам «Белка» и «Колонок». В 1956 г. осуществлялись буксировки опытных снарядов на канатной дороге, а в 1957 г. поведение снарядов изучалось в свободном движении. Устойчивое движение снарядов наблюдалось на дальности 500-600 м. Во второй половине 1950-х годов задана разработка реактивной кавитирующей торпеды РКТ-45 калибра 450 мм для оснащения торпедных катеров. По теме РКТ-45 в НИИ-1 Минсельхозмаша СССР под руководством Н.П.Мазурова создан подводный снаряд с РДТТ и диском-кавитатором в головной части. Испытания изделия проводились на канатной дороге на оз.Иссык-Куль. Одновременно велись работы по совмещению РДТТ и системы самонаведения (ССН), главный конструктор А.В.Минаев. Экспериментальное изделие изготовлено с использованием узлов реактивной торпеды РАТ-52, пуски в районе Феодосии показали шумность (звуковое давление) РДТТ на уровне 0,1-0,2 бара.
В НИИ-24 (ныне — ГНПП «Регион») во второй половине 1950-х годов так же пытались создать РДТТ, но в итоге остановились на схеме РДТТ с гидрореагирующим топливом на базе твердого топлива СН-1 (высокометаллизированное топливо на основе магния) для твердотопливного ПВРД. Гидрореагирующее топливо создано при участии НИИПХ (НИИ прикладной химии) — изготовлены варианты шашек диаметром 40, 140 и 196 мм.
Так же существует мнение, что одной из причин разработки реактивной торпеды «Шквал» стала дезинформация об испытаниях в США опытной реактивной торпеды со скоростью подводного хода 200-300 уз.
Разработка реактивной торпеды «Шквал» начата по Постановлению Совмина СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. (о разработке скоростной подводной ракеты «Шквал» со скоростью движения 100 м/с). Проектирование торпеды велось НИИ-24 (позже — НИИПГМ, ныне — ГНПП «Регион»), главный конструктор комплекса — И.Л.Меркулов (позже — с 1967 по 1979 г.г. — бывший заместитель генерального конструктора СКБ-385 В.Р.Серов, еще позже — Е.Д.Раков). Научное руководство разработкой изначально осуществлялось в ЦАГИ членом-корреспондентом АН СССР Г.В.Логвиновичем. Эскизный проект торпеды утвержден в 1963 г.

Реактивная торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото — One half 3544, http://ru.wikipedia.org).
Испытания опытных образцов торпед начаты в 1964 г. на озере Иссык-Куль со специального плавучего стенда, а позже с опытового судна. С мая 1966 г. торпеды испытывались с ПЛ С-65 пр.613РВ в районе Феодосии (Крым). Испытания опытной торпеды М-4 на оз.Иссык-Куль прекращены в 1972 г. — причина — неудачная конструкция торпеды. Более совершенная торпеда М-5 вышла на испытания в том же 1972 г. В период с 1972 г. по 28 мая 1976 г. произведено 43 пуска торпед М-5.

Испытания торпеды «Шквал», вероятно, на полигоне на оз. Иссык-Куль (Вестник КТРВ. №7 / 2015 г.).
С июня по декабрь 1976 г. на Черном море проведены Государственные испытания торпеды М-5 с ПЛ пр.613РВ (7 пусков). Постановлением Совмина СССР от 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 «Шквал» с реактивной торпедой М-5 принят на вооружение ВМФ СССР.
В 1978 году коллектив НИИПГМ (ныне — ГНПП «Регион») был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, 78 сотрудникам вручены государственные награды, четырём присуждена Государственная премия СССР.
Конструкция — реактивная торпеда движется под водой под действием тяги ракетного двигателя. Для снижения сопротивления воды используется создающаяся специальным устройством с газогенератором газовая каверна, окружающая корпус торпеды. Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды.

Кавитатор реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото — One half 3544, http://ru.wikipedia.org).
Система управления и наведение — автономная инерциальная, система самонаведения отсутствует. Органы управления по направлению и по глубине хода — выдвижные гидродинамические рули. Система управления разработана И.М.Сафроновым и И.С.Курбатовым. По неподтвержденным данным реактивная торпеда может двигаться по программе, заложенной перед пуском, совершая маневр по направлению.
Двигатель — РДТТ с гидрореагирующим топливом, стартовый и маршевый. Стартовый РДТТ отстреливается через 4 секунды работы. Топливо и технология работы двигателя разработаны совместно НИИ-24 и НИИПХ.

Хвостовая часть реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото — One half 3544, http://ru.wikipedia.org).
ТТХ реактивной торпеды:
Калибр — 533.4 мм
Длина — 8200 мм
Масса — 2700 кг
Масса БЧ — 210 кг
| эскизный проект, 1963 г. | торпеда М-5 | |
| Дальность хода | 15-20 км | — 7 км (эффективная) — 10-11 км (максимальная) |
| Скорость хода | 194 уз / 100 м/с | до 200 уз |
| Глубина хода | 6 м | |
| Глубина пуска | до 30 м | |
| Угол допустимого разворота | сектор 40 град |
Тип БЧ — ядерная мощностью 150 кт. Позже создан вариант торпеды с обычной БЧ эквивалентом 210 кг тротила.
Модификации:
— М-4 — неудачный опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.
— М-5 — окончательный вариант реактивной торпеды.
— ВА-111 «Шквал» — базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г..
— ВА-111Э «Шквал-Э» — экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г. Модель рекламируется и в 2015 г.
— «Шквал-М» — гипотетический модернизированный вариант комплекса, по неподтвержденной информации СМИ, в 2010-2011 г.г. могут начаться испытания комплекса на Тихом океане. Торпеда предположительно может оснащаться системой самонаведения и иметь массу БЧ 350 кг (?).
— «Шквал-М2» (наименование условное) — вариант модернизации торпеды 2013 г. (СМИ, 17.06.2013 г.). Судя по всему модернизация будет вестись заводом-изготовителем — т.е. ПО «Дагдизель» (г.Каспийск, генеральный конструктор — Шамиль Алиев).
Носители: подводные лодки, надводные корабли, стационарные ПУ.
Статус: СССР / Россия
— 1990-е годы начало — комплекс снят с вооружения.
Экспорт: в 1990-е годы торпеда предлагалась на экспорт — модификация «Шквал-Э» активно рекламируется.
Иран — предположительно имела место либо неофициальная передача технологий либо продажа.
— 2010 г. — по неподтвержденной информации компоненты торпед «Шквал» могли быть нелегально проданы с завода «Дастан» (Киргизия) в Иран.
Источники:
Долгое рождение «Шквала». // Военно-промышленный курьер. №15 / 2006 г.
Климов М. Морское подводное оружие-2: аргументы и факты. // Военно-промышленный курьер. №49 / 2010 г.
Конструктор. Газета ГРЦ им. Макеева. № 8 / 2011 г.
Рогожников К., Кузьмицкий М. Выпускники факультета морского приборостроения — создатели торпед. // За кадры верфям. № 9 / 2002 г.
Секретные российские торпеды проданы из Киргизии в Иран? // http://www.regnum.ru, 2011 г.
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.
militaryrussia.ru
533-мм торпедный комплекс ВА-111 «Шквал» — Global wiki. Wargaming.net
Реактивная торпеда М-5 выставленная на обозрение в Мурманском музее торпедного оружия.
Классификация
| Реактивная торпеда Тип |
| М-5 Модификация |
История производства
| СССР Страна производства |
| НИИ №24. Ныне ОАО «ГНПП Регион» Разработчик |
| 1963-1976 Разработано |
| М-4, М-5, ВА-111 «Шквал», ВА-111Э, «Шквал-Э», «Шквал-М» Модификации |
История эксплуатации
| ВМФ СССР Состояло на вооружении |
| 1977 Годы эксплуатации |
| К-278 «Комсомолец» [1], 671РТМ [2], 633РВ [3], 633КС [4] Было установлено на |
| — Войны и конфликты |
Характеристики
| 2700 кг. Масса |
| 8000 мм. Длина |
| 150 кт в ядерном варианте, 210 кг обычного ВВ |
| Контактный Тип взрывателя |
| 10000 м. Максимальная дальность |
| Гидрореактивный Двигатель |
| Автономное Управление |
«Шквал» — советский противолодочный комплекс, принят на вооружение ВМФ СССР 1977 г. В состав комплекса ВА-111 входит: носитель (подводные лодки, надводные корабли, стационарные ПУ), пусковая установка (торпедный аппарата калибром 533 мм), реактивные торпеды. Уникальность комплекса заключается в реактивной ракето-торпеде, прорыве ученых и конструкторов Советского Союза в области торпедостроения того времени.
Предпосылки к созданию
Обусловлено гонкой вооружения между СССР и США во время холодной войны.
Проектирование
Постановлением СМ СССР[6] 1960 г начато проектирование торпеды НИИ-24 (ныне — ОАО ГНПП «Регион»). Проект торпеды утвержден в 1963 г.
Советские ученые и конструкторы создают совершенно новый вид вооружения высокоскоростные кавитирующие подводные ракеты.
Использование новых технологий при создании высокоскоростной подводной ракеты стали возможны благодаря фундаментальным исследованиям отечественных ученых в области:
- движения тел при развитой кавитации;
- взаимодействия каверны и реактивных струй разного типа;
- устойчивости движения при кавитации.
Кавитация (от лат. cavita — пустота) — процесс парообразования и последующей конденсации пузырьков пара в потоке жидкости, сопровождающийся шумом и гидравлическими ударами, образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных паром самой жидкости, в которой возникает.
Исследования по кавитации в Советском Союзе ведутся в отделение гидродинамики ЦАГИ[7]. Научным руководителем работ данного исследования был Логвинович Георгий Владимирович. Итогом исследования стала возможность производства подобных высокоскоростных подводных ракет.
После серии модификаций, по истечении 13 лет в ноябре 1976 г. Постановлением Совмина СССР комплекс ВА-111 «Шквал» с реактивной торпедой М-5 был принят на вооружение ВМФ СССР.
Конструкция и принцип работы
Торпеда движется в толще воды под действием тяги гидрореактивного прямоточного двигателя. Двигатель с гидрореагирующим топливом, стартовый и маршевый. Стартовый РДТТ[8] за 4 секунды разгоняет торпеду до крейсерской скорости, а затем отстреливается. Далее продолжает работу маршевый двигатель, импульс данного двигателя достигается путем применением заборной воды в качестве рабочего материала и окислителя, а топливом использовали гидрореагирующие металлы (алюминий, магний, литий).
Кавитатор торпеды.Из-за огромного сопротивления воды торпеда не могла обеспечить высокую скорость, даже посредством ракетного двигателя. Прорывом в военных технологиях стал эффект кавитации в газовом пузыре, окружающем корпус в торпеде «Шквал». Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды. Кавитатор представляет собой пластинку с заточенными краями немного наклоненную к оси торпеды (во фронтальном сечении он круглый) для создания подъемной силы на носу (на корме подъемная сила создается рулями). При достижении скорости порядка 80 м/с вблизи края пластины жидкость начинает бурлить, образуя множество газовых пузырьков, обволакивающих торпеду сплошной завесой. Чтобы получить газовый пузырь нужный размеров, в «Шквале» используется дополнительный наддув. Сразу за кавитатором в носу торпеды расположен ряд отверстий, через которые специальный газогенератор выдает дополнительные порции газов. Это и позволяет пузырю охватить весь корпус торпеды от носа до кормы.
Система управления и наведение — носитель (корабль, береговая ПУ) при обнаружении подводного или надводного объекта отрабатывает характеристики скорости, дистанции, направление движения, после чего отправляют полученную информацию в автономную систему наведения, ГСН
Модификации
- М-4 — неудачный опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.
- М-5 — окончательный вариант реактивной торпеды.
- ВА-111 «Шквал» — базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г.
- ВА-111Э «Шквал-Э» — экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г.
- «Шквал-М» — гипотетический модернизированный вариант комплекса, по неподтвержденной информации СМИ, в 2010—2011 г.г. могут начаться испытания комплекса на Тихом океане. Торпеда предположительно может оснащаться системой самонаведения и иметь массу БЧ 350 кг.
- «Шквал-М2» (наименование условное) — вариант модернизации торпеды 2013 г. (СМИ, 17.06.2013 г.). Судя по всему модернизация будет вестись заводом-изготовителем — то есть ПО «Дагдизель» (г. Каспийск, генеральный конструктор — Шамиль Алиев).
Технические характеристики
| эскизный проект, 1963 г. | торпеда М-5 | |
|---|---|---|
| Дальность хода | 15-20 км | 7 км (эффективная)10-11 км (максимальная) |
| Скорость хода | 194 уз / 100 м/с | до 200 уз |
| Глубина хода | — | 6 м |
| Глубина пуска | — | до 30 м |
| Угол допустимого разворота | — | сектор 40 град |
Примечания
- ↑ АПЛ проекта 685
- ↑ Серия советских торпедных атомных подводных лодок второго поколения (шифр «Щука», западное название Victor III)
- ↑ Подводные лодки проекта 633РВ («Ромео» по классификации НАТО)
- ↑ Подводные лодки проекта 633КС
- ↑ Эквивалент тротила
- ↑ Совет министров Союза Советских Социалистических Республик
- ↑ Центральный аэрогидродинамический институт
- ↑ Твёрдотопливный ракетный двигатель
- ↑ Головка самонаведения
См.Также
Литература и источники информации
Галерея изображений
Продвижение торпеды в толще воды
Кавитатор реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г
Хвостовая часть реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г
Кавитационный след гребного винта.
Видео
wiki.wargaming.net
ВА-111 Шквал
Реактивная суперкавитирующая прямоидущая торпеда
ВА-111 «Шквал» разработана ГНПП «Регион» Корпорации Тактическое Ракетное Вооружение. Разработка реактивной торпеды «Шквал» начата по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. «О разработке скоростной подводной ракеты «Шквал» со скоростью движения 100 м/с». Проектирование торпеды велось НИИ-24 (позже — НИИПГМ, ныне — ГНПП «Регион»), главный конструктор комплекса — И.Л.Меркулов. Научное руководство разработкой изначально осуществлялось в ЦАГИ членом-корреспондентом АН СССР Г.В.Логвиновичем. Эскизный проект торпеды утвержден в 1963 г.
Испытания опытных образцов торпед начаты в 1964 г. на озере Иссык-Куль со специального плавучего стенда, а позже с опытового судна. С мая 1966 г. торпеды испытывались с подводной лодки С-65 проекта 613РВ в районе Феодосии (Крым). Испытания опытной торпеды М-4 на озере Иссык-Куль прекращены в 1972 г. в связи с работами над более совершенным образцом торпеды — М-5. Торпеда М-5 вышла на испытания в том же 1972 г. В период с 1972 г. по 28 мая 1976 г. произведено 43 пуска торпед М-5. С июня по декабрь 1976 г. на Черном море проведены Государственные испытания торпеды М-5 с подводной лодки пр.613РВ (7 пусков).
Постановлением Совета министров СССР от 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 «Шквал» с реактивной торпедой М-5 принят на вооружение ВМФ СССР.
В 1978 году коллектив НИИПГМ (ныне — ГНПП «Регион») был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, 78 сотрудникам вручены государственные награды, четырём присуждена Государственная премия СССР.

Реактивная торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»
(http://ru.wikipedia.org/)
Прямоидущая реактивная торпеда «Шквал» выполняет маневры только для устранения отклонений от проложенного к цели прямого маршрута. Торпеда не имеет системы самонаведения т.к. самонаведение при таких скоростях движения под водой невозможно.
Носители торпедного комплекса ВА-111 «Шквал» в ВМФ России
Применение торпедного комплекса возможно с атомных подводных лодок и кораблей ВМФ. Так же возможно применение из стационарных береговых пусковых установок.
Конструкция торпеды
Конструкция реактивной торпеды строится вокруг твердотопливного ракетного двигателя с гидрореагирующим топливом. Для снижения сопротивления воды используется создающаяся специальным устройством с газогенератором газовая каверна, окружающая корпус торпеды. Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды.
ТТХ торпеды ВА-111 «Шквал»
Калибр - 533.4 мм Длина - 8200 мм Масса стартовая - 2700 кг Масса боевой части - 210 кг Дальность хода - 7-11 км (эффективная-максимальная) Скорость хода - до 200 узлов Глубина хода - 6 м Глубина пуска - до 30 м Угол допустимого разворота траектории стрельбы - до 20 градусов

Кавитатор реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»
(http://ru.wikipedia.org/)
Боевое оснащение
Основным боевым оснащением торпеды является ядерная боевая часть мощностью 150 кт. Есть вариант торпеды с обычной боевой частью эквивалентом 210 кг тротила.

Хвостовая часть реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»
(http://ru.wikipedia.org/)
Система управления и наведение
Система управления автономная инерциальная, система самонаведения отсутствует. Торпеда двигается по запрограммированной перед пуском траектории. Органы управления по направлению и по глубине хода - выдвижные гидродинамические рули.
Модификации:
М-4 — опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.
М-5 — окончательный вариант реактивной торпеды.
ВА-111 «Шквал» — базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г..
ВА-111Э «Шквал-Э» — экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г. Модель рекламируется в 2000-2010-е годы.
«Новый оборонный заказ. Стратегии»
dfnc.ru
Самая быстрая в мире торпеда «Шквал» станет еще быстрее — Российская газета
Скоростная подводная ракета (ракето-торпеда) ВА-111 «Шквал» после модернизации сможет дейс твовать на глубине и станет еще немного быстрее, сообщил РИА Новости ведущий российский разработчик торпедного оружия академик Шамиль Алиев.
— Скорость и так приличная — на порядок больше, чем существовавших тогда и сейчас торпед. Вполне приличная — она изменится, но ненамного, — рассказал Алиев.
Модернизация «Шквала» включена в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы, сообщил ранее глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов.
Комплекс «Шквал» принят на вооружение в 1977 году. Маршевая скорость подводной ракеты в 375 километров в час достигается за счет движения в кавитационной полости (паровом пузыре), снижающей сопротивление воды, и использования подводного реактивного двигателя на твердом гидрореагирующем топливе. Применение кавитации значительно снижает возможности для маневра, а вместо головки самонаведения в носу ракеты установлен приемник забортной воды, необходимой для работы двигателя. Первоначально «Шквал» оснащался термоядерной боевой частью мощностью в 150 килотонн, затем появился неядерный вариант с 210 килограммами взрывчатки.
Достоинства скоростной подводной ракеты очевидны: движущийся с такой скоростью снаряд поразит любой корабль прежде, чем тот сможет применить средства самообороны. К недостаткам «Шквала» относят малую дальность пуска — до 13 километров, — что вместе с сильным шумом торпеды демаскирует подлодку-носитель. А невозможность погружения более чем на 30 метров не позволяет ракето-торпеде поражать цели на больших глубинах.
— Проблема в одном — «Шквал» не может опускаться на большую глубину. Сейчас максимальная глубина его погружения 20-25 метров. Мы должны опустить ее на большую глубину — 100 и более метров, — рассказал академик Алиев о задачах модернизации.
Кстати
Параллельно с совершенствованием прорывных советских разработок военная наука работает над созданием мини-торпед с искусственным интеллектом: нескоростных, но абсолютно незаметных.
— Если образно, то нужно сделать так, как будто в море находится и приближается не торпеда, а большая рыба. Искусственный интеллект в данном случае это система управления, которая должна превратить боевую мини-торпеду в обыкновенную рыбу, чтобы никто на нее не обратил внимание, — рассказал Алиев.
rg.ru
Ракета «Шквал» — одна из лучших подводных ракет в мире
www.arms-expo.ru
Шквал (скоростная подводная ракета) Википедия
| Шквал | |
|---|---|
| ВА-111 «Шквал» | |
![]() Торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» | |
| Тип | Скоростная подводная ракета |
| Государство | СССР СССР Россия Россия |
| Масса | 2700 кг |
| Длина | 8 м |
| Диаметр | 533,4 мм |
| Боевая часть | 210 кг |
| Скорость | 300 км/ч |
| Дальность | 13 км |
| Глубина | 30 м |
| Медиафайлы на Викискладе | |
ВА-111 «Шквал» — советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5[1]. Предназначена для поражения надводных[2] и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле, подводной лодке или стационарной установке.
История
Разработан под руководством академика АН УССР Г. В. Логвиновича — директора Института гидромеханики АН УССР.
29 ноября 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» был принят на вооружение ВМФ СССР. Изначально несла ядерную боеголовку в 150 кт, впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой с автономным управлением, не имеющей самонаведения.
Высокая скорость движения (до 370 км/ч, в зависимости от плотности водной среды) торпеды была получена за счёт применения подводного реактивного двигателя, работающего на гидрореагирующем твёрдом топливе, которое обеспечивает большую тягу, и движение ракеты в кавитационной полости (паровом пузыре), что снижает сопротивление воды.
В 1992 году создан экспортный вариант — «Шквал-Э». В данной модификации ракета может поражать только надводные цели и несёт обычный боезаряд. Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом.
Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости, но в середине 2005 года Германия заявила, что она обладает торпедой «Барракуда», использующей тот же принцип кавитации и имеющей аналогичную скорость.[3]. А в мае 2014 года командующий ВМС Ирана заявил, что Иран также имеет на вооружении подводные ракеты, достигающие скорости 320 км/ч[4].
ТТХ
ТТХ «Шквал-Э»
- Калибр, мм — 533,4
- Длина, мм — 8200
- Масса, кг — 2700
- Дальность хода, км — до 10
- Скорость на марше, км/ч — 375
- Угол после залпового разворота, град — ± 20
- Глубина хода на марше, м — 6
- Тип боевой части — фугасный
- Масса БЧ (ТНТ эквивалент), кг — не менее 210
- Вид старта — надводный или подводный
- Глубина подводного старта, м — до 30
- Двигатель прямоточный гидрореактивный
Недостатки
- Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.[5]
- Малая дальность пуска (всего до 13 км) демаскирует подлодку, что негативно сказывается на живучести.
- Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать подлодки на больших глубинах.
- Импульс прямоточного гидрореактивного двигателя выше, чем у других двигателей, что может вызвать поломку гидролокатора подлодки.[6]
- Носовая часть торпеды не позволяет установить на неё головку самонаведения (ГСН) — через носовую часть поступает забортная вода.[6]
- Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ и без ГСН.
Изображения
См. также
Ссылки
Примечания
wikiredia.ru
ВА-111 Шквал М-5 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)
ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)Комплекс ВА-111 «Шквал», торпеды М-4 / М-5
Реактивная суперкавитирующая прямоидущая торпеда. Разработчик — ГНПП «Регион» (по состоянию на 2012 г. входит в «Корпорацию «Тактическое Ракетное Вооружение»).
Предистория. Исследования реактивных торпед с движением в режиме развитой кавитации велись гидродинамической лабораторией ЦАГИ на Ладожском озере по темам «Белка» и «Колонок». В 1956 г. осуществлялись буксировки опытных снарядов на канатной дороге, а в 1957 г. поведение снарядов изучалось в свободном движении. Устойчивое движение снарядов наблюдалось на дальности 500-600 м. Во второй половине 1950-х годов задана разработка реактивной кавитирующей торпеды РКТ-45 калибра 450 мм для оснащения торпедных катеров. По теме РКТ-45 в НИИ-1 Минсельхозмаша СССР под руководством Н.П.Мазурова создан подводный снаряд с РДТТ и диском-кавитатором в головной части. Испытания изделия проводились на канатной дороге на оз.Иссык-Куль. Одновременно велись работы по совмещению РДТТ и системы самонаведения (ССН), главный конструктор А.В.Минаев. Экспериментальное изделие изготовлено с использованием узлов реактивной торпеды РАТ-52, пуски в районе Феодосии показали шумность (звуковое давление) РДТТ на уровне 0,1-0,2 бара.
В НИИ-24 (ныне — ГНПП «Регион») во второй половине 1950-х годов так же пытались создать РДТТ, но в итоге остановились на схеме РДТТ с гидрореагирующим топливом на базе твердого топлива СН-1 (высокометаллизированное топливо на основе магния) для твердотопливного ПВРД. Гидрореагирующее топливо создано при участии НИИПХ (НИИ прикладной химии) — изготовлены варианты шашек диаметром 40, 140 и 196 мм.
Так же существует мнение, что одной из причин разработки реактивной торпеды «Шквал» стала дезинформация об испытаниях в США опытной реактивной торпеды со скоростью подводного хода 200-300 уз.
Разработка реактивной торпеды «Шквал» начата по Постановлению Совмина СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. (о разработке скоростной подводной ракеты «Шквал» со скоростью движения 100 м/с). Проектирование торпеды велось НИИ-24 (позже — НИИПГМ, ныне — ГНПП «Регион»), главный конструктор комплекса — И.Л.Меркулов (позже — с 1967 по 1979 г.г. — бывший заместитель генерального конструктора СКБ-385 В.Р.Серов, еще позже — Е.Д.Раков). Научное руководство разработкой изначально осуществлялось в ЦАГИ членом-корреспондентом АН СССР Г.В.Логвиновичем. Эскизный проект торпеды утвержден в 1963 г.

Реактивная торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото — One half 3544, http://ru.wikipedia.org).
Испытания опытных образцов торпед начаты в 1964 г. на озере Иссык-Куль со специального плавучего стенда, а позже с опытового судна. С мая 1966 г. торпеды испытывались с ПЛ С-65 пр.613РВ в районе Феодосии (Крым). Испытания опытной торпеды М-4 на оз.Иссык-Куль прекращены в 1972 г. — причина — неудачная конструкция торпеды. Более совершенная торпеда М-5 вышла на испытания в том же 1972 г. В период с 1972 г. по 28 мая 1976 г. произведено 43 пуска торпед М-5.

Испытания торпеды «Шквал», вероятно, на полигоне на оз. Иссык-Куль (Вестник КТРВ. №7 / 2015 г.).
С июня по декабрь 1976 г. на Черном море проведены Государственные испытания торпеды М-5 с ПЛ пр.613РВ (7 пусков). Постановлением Совмина СССР от 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 «Шквал» с реактивной торпедой М-5 принят на вооружение ВМФ СССР.
В 1978 году коллектив НИИПГМ (ныне — ГНПП «Регион») был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, 78 сотрудникам вручены государственные награды, четырём присуждена Государственная премия СССР.
Конструкция — реактивная торпеда движется под водой под действием тяги ракетного двигателя. Для снижения сопротивления воды используется создающаяся специальным устройством с газогенератором газовая каверна, окружающая корпус торпеды. Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды.

Кавитатор реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото — One half 3544, http://ru.wikipedia.org).
Система управления и наведение — автономная инерциальная, система самонаведения отсутствует. Органы управления по направлению и по глубине хода — выдвижные гидродинамические рули. Система управления разработана И.М.Сафроновым и И.С.Курбатовым. По неподтвержденным данным реактивная торпеда может двигаться по программе, заложенной перед пуском, совершая маневр по направлению.
Двигатель — РДТТ с гидрореагирующим топливом, стартовый и маршевый. Стартовый РДТТ отстреливается через 4 секунды работы. Топливо и технология работы двигателя разработаны совместно НИИ-24 и НИИПХ.

Хвостовая часть реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото — One half 3544, http://ru.wikipedia.org).
ТТХ реактивной торпеды:
Калибр — 533.4 мм
Длина — 8200 мм
Масса — 2700 кг
Масса БЧ — 210 кг
| эскизный проект, 1963 г. | торпеда М-5 | |
| Дальность хода | 15-20 км | — 7 км (эффективная) — 10-11 км (максимальная) |
| Скорость хода | 194 уз / 100 м/с | до 200 уз |
| Глубина хода | 6 м | |
| Глубина пуска | до 30 м | |
| Угол допустимого разворота | сектор 40 град |
Тип БЧ — ядерная мощностью 150 кт. Позже создан вариант торпеды с обычной БЧ эквивалентом 210 кг тротила.
Модификации:
— М-4 — неудачный опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.
— М-5 — окончательный вариант реактивной торпеды.
— ВА-111 «Шквал» — базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г..
— ВА-111Э «Шквал-Э» — экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г. Модель рекламируется и в 2015 г.
— «Шквал-М» — гипотетический модернизированный вариант комплекса, по неподтвержденной информации СМИ, в 2010-2011 г.г. могут начаться испытания комплекса на Тихом океане. Торпеда предположительно может оснащаться системой самонаведения и иметь массу БЧ 350 кг (?).
— «Шквал-М2» (наименование условное) — вариант модернизации торпеды 2013 г. (СМИ, 17.06.2013 г.). Судя по всему модернизация будет вестись заводом-изготовителем — т.е. ПО «Дагдизель» (г.Каспийск, генеральный конструктор — Шамиль Алиев).
Носители: подводные лодки, надводные корабли, стационарные ПУ.
Статус: СССР / Россия
— 1990-е годы начало — комплекс снят с вооружения.
Экспорт: в 1990-е годы торпеда предлагалась на экспорт — модификация «Шквал-Э» активно рекламируется.
Иран — предположительно имела место либо неофициальная передача технологий либо продажа.
— 2010 г. — по неподтвержденной информации компоненты торпед «Шквал» могли быть нелегально проданы с завода «Дастан» (Киргизия) в Иран.
Источники:
Долгое рождение «Шквала». // Военно-промышленный курьер. №15 / 2006 г.
Климов М. Морское подводное оружие-2: аргументы и факты. // Военно-промышленный курьер. №49 / 2010 г.
Конструктор. Газета ГРЦ им. Макеева. № 8 / 2011 г.
Рогожников К., Кузьмицкий М. Выпускники факультета морского приборостроения — создатели торпед. // За кадры верфям. № 9 / 2002 г.
Секретные российские торпеды проданы из Киргизии в Иран? // http://www.regnum.ru, 2011 г.
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.
militaryrussia.ru

