ВА-111 Шквал М-5 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс ВА-111 «Шквал», торпеды М-4 / М-5

Реактивная суперкавитирующая прямоидущая торпеда. Разработчик — ГНПП «Регион» (по состоянию на 2012 г. входит в «Корпорацию «Тактическое Ракетное Вооружение»).

Предистория. Исследования реактивных торпед с движением в режиме развитой кавитации велись гидродинамической лабораторией ЦАГИ на Ладожском озере по темам «Белка» и «Колонок». В 1956 г. осуществлялись буксировки опытных снарядов на канатной дороге, а в 1957 г. поведение снарядов изучалось в свободном движении. Устойчивое движение снарядов наблюдалось на дальности 500-600 м. Во второй половине 1950-х годов задана разработка реактивной кавитирующей торпеды РКТ-45 калибра 450 мм для оснащения торпедных катеров. По теме РКТ-45 в НИИ-1 Минсельхозмаша СССР под руководством Н.П.Мазурова создан подводный снаряд с РДТТ и диском-кавитатором в головной части. Испытания изделия проводились на канатной дороге на оз.Иссык-Куль. Одновременно велись работы по совмещению РДТТ и системы самонаведения (ССН), главный конструктор А.В.Минаев. Экспериментальное изделие изготовлено с использованием узлов реактивной торпеды РАТ-52, пуски в районе Феодосии показали шумность (звуковое давление) РДТТ на уровне 0,1-0,2 бара.

В НИИ-24 (ныне — ГНПП «Регион») во второй половине 1950-х годов так же пытались создать РДТТ, но в итоге остановились на схеме РДТТ с гидрореагирующим топливом на базе твердого топлива СН-1 (высокометаллизированное топливо на основе магния) для твердотопливного ПВРД. Гидрореагирующее топливо создано при участии НИИПХ (НИИ прикладной химии) — изготовлены варианты шашек диаметром 40, 140 и 196 мм.

Так же существует мнение, что одной из причин разработки реактивной торпеды «Шквал» стала дезинформация об испытаниях в США опытной реактивной торпеды со скоростью подводного хода 200-300 уз.

Разработка реактивной торпеды «Шквал» начата по Постановлению Совмина СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. (о разработке скоростной подводной ракеты «Шквал» со скоростью движения 100 м/с). Проектирование торпеды велось НИИ-24 (позже — НИИПГМ, ныне — ГНПП «Регион»), главный конструктор комплекса — И.Л.Меркулов (позже — с 1967 по 1979 г.г. — бывший заместитель генерального конструктора СКБ-385 В.Р.Серов, еще позже — Е.Д.Раков). Научное руководство разработкой изначально осуществлялось в ЦАГИ членом-корреспондентом АН СССР Г.В.Логвиновичем. Эскизный проект торпеды утвержден в 1963 г.


Реактивная торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото — One half 3544, http://ru.wikipedia.org).
Испытания опытных образцов торпед начаты в 1964 г. на озере Иссык-Куль со специального плавучего стенда, а позже с опытового судна. С мая 1966 г. торпеды испытывались с ПЛ С-65 пр.613РВ в районе Феодосии (Крым). Испытания опытной торпеды М-4 на оз.Иссык-Куль прекращены в 1972 г. — причина — неудачная конструкция торпеды. Более совершенная торпеда М-5 вышла на испытания в том же 1972 г. В период с 1972 г. по 28 мая 1976 г. произведено 43 пуска торпед М-5.
Испытания торпеды «Шквал», вероятно, на полигоне на оз. Иссык-Куль (Вестник КТРВ. №7 / 2015 г.).
С июня по декабрь 1976 г. на Черном море проведены Государственные испытания торпеды М-5 с ПЛ пр.613РВ (7 пусков). Постановлением Совмина СССР от 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 «Шквал» с реактивной торпедой М-5 принят на вооружение ВМФ СССР.

В 1978 году коллектив НИИПГМ (ныне — ГНПП «Регион») был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, 78 сотрудникам вручены государственные награды, четырём присуждена Государственная премия СССР.

Конструкция — реактивная торпеда движется под водой под действием тяги ракетного двигателя. Для снижения сопротивления воды используется создающаяся специальным устройством с газогенератором газовая каверна, окружающая корпус торпеды. Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды.


Кавитатор реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото — One half 3544, http://ru.wikipedia.org).
Система управления и наведение — автономная инерциальная, система самонаведения отсутствует. Органы управления по направлению и по глубине хода — выдвижные гидродинамические рули. Система управления разработана И.М.Сафроновым и И.С.Курбатовым. По неподтвержденным данным реактивная торпеда может двигаться по программе, заложенной перед пуском, совершая маневр по направлению.

Двигатель — РДТТ с гидрореагирующим топливом, стартовый и маршевый. Стартовый РДТТ отстреливается через 4 секунды работы. Топливо и технология работы двигателя разработаны совместно НИИ-24 и НИИПХ.


Хвостовая часть реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото — One half 3544, http://ru.wikipedia.org).
ТТХ реактивной торпеды:
Калибр — 533.4 мм
Длина — 8200 мм

Масса — 2700 кг
Масса БЧ — 210 кг

  эскизный проект, 1963 г. торпеда М-5
Дальность хода 15-20 км — 7 км (эффективная)
— 10-11 км (максимальная)
Скорость хода 194 уз / 100 м/с до 200 уз
Глубина хода   6 м
Глубина пуска   до 30 м
Угол допустимого разворота   сектор 40 град

Тип БЧ — ядерная мощностью 150 кт. Позже создан вариант торпеды с обычной БЧ эквивалентом 210 кг тротила.

Модификации:
— М-4 — неудачный опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.

— М-5 — окончательный вариант реактивной торпеды.

— ВА-111 «Шквал»  — базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г..

— ВА-111Э «Шквал-Э» — экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г. Модель рекламируется и в 2015 г.

— «Шквал-М» — гипотетический модернизированный вариант комплекса, по неподтвержденной информации СМИ, в 2010-2011 г.г. могут начаться испытания комплекса на Тихом океане. Торпеда предположительно может оснащаться системой самонаведения и иметь массу БЧ 350 кг (?).

— «Шквал-М2» (наименование условное) — вариант модернизации торпеды 2013 г. (СМИ, 17.06.2013 г.). Судя по всему модернизация будет вестись заводом-изготовителем — т.е. ПО «Дагдизель» (г.Каспийск, генеральный конструктор — Шамиль Алиев).

Носители: подводные лодки, надводные корабли, стационарные ПУ.

Статус: СССР / Россия

— 1990-е годы начало — комплекс снят с вооружения.

Экспорт: в 1990-е годы торпеда предлагалась на экспорт — модификация «Шквал-Э» активно рекламируется.

Иран — предположительно имела место либо неофициальная передача технологий либо продажа. 
— 2010 г. — по неподтвержденной информации компоненты торпед «Шквал» могли быть нелегально проданы с завода «Дастан» (Киргизия) в Иран.

Источники
:
Долгое рождение «Шквала». // Военно-промышленный курьер. №15 / 2006 г.
Климов М. Морское подводное оружие-2: аргументы и факты. // Военно-промышленный курьер. №49 / 2010 г.
Конструктор. Газета ГРЦ им. Макеева. № 8 / 2011 г.
Рогожников К., Кузьмицкий М. Выпускники факультета морского приборостроения — создатели торпед. // За кадры верфям. № 9 / 2002 г.
Секретные российские торпеды проданы из Киргизии в Иран? // http://www.regnum.ru, 2011 г.
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.

militaryrussia.ru

533-мм торпедный комплекс ВА-111 «Шквал» — Global wiki. Wargaming.net

Реактивная торпеда М-5 выставленная на обозрение в Мурманском музее торпедного оружия.

Классификация

Реактивная торпеда Тип
М-5 Модификация

История производства

СССР Страна производства
НИИ №24. Ныне ОАО «ГНПП Регион» Разработчик
1963-1976 Разработано
М-4, М-5, ВА-111 «Шквал»,
ВА-111Э, «Шквал-Э», «Шквал-М» Модификации

История эксплуатации

ВМФ СССР Состояло на вооружении
1977 Годы эксплуатации
К-278 «Комсомолец» [1],
671РТМ [2], 633РВ [3], 633КС [4] Было установлено на
— Войны и конфликты

Характеристики

2700 кг. Масса
8000 мм. Длина
150 кт в ядерном варианте, 210 кг обычного ВВ[5] кг. Заряд взрывчатого вещества
Контактный Тип взрывателя
10000 м. Максимальная дальность
Гидрореактивный Двигатель
Автономное Управление

«Шквал» — советский противолодочный комплекс, принят на вооружение ВМФ СССР 1977 г. В состав комплекса ВА-111 входит: носитель (подводные лодки, надводные корабли, стационарные ПУ), пусковая установка (торпедный аппарата калибром 533 мм), реактивные торпеды.
Уникальность комплекса заключается в реактивной ракето-торпеде, прорыве ученых и конструкторов Советского Союза в области торпедостроения того времени.

Предпосылки к созданию

Обусловлено гонкой вооружения между СССР и США во время холодной войны.

Проектирование

Постановлением СМ СССР[6] 1960 г начато проектирование торпеды НИИ-24 (ныне — ОАО ГНПП «Регион»). Проект торпеды утвержден в 1963 г.

Советские ученые и конструкторы создают совершенно новый вид вооружения высокоскоростные кавитирующие подводные ракеты.

Использование новых технологий при создании высокоскоростной подводной ракеты стали возможны благодаря фундаментальным исследованиям отечественных ученых в области:

  • движения тел при развитой кавитации;
  • взаимодействия каверны и реактивных струй разного типа;
  • устойчивости движения при кавитации.

Модель кавитации в каверне (фото слева). Кавитация водяной струи (фото справа). Эксперимент в ГДТ.

Кавитация (от лат. cavita — пустота) — процесс парообразования и последующей конденсации пузырьков пара в потоке жидкости, сопровождающийся шумом и гидравлическими ударами, образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных паром самой жидкости, в которой возникает.

Исследования по кавитации в Советском Союзе ведутся в отделение гидродинамики ЦАГИ[7]. Научным руководителем работ данного исследования был Логвинович Георгий Владимирович. Итогом исследования стала возможность производства подобных высокоскоростных подводных ракет.

После серии модификаций, по истечении 13 лет в ноябре 1976 г. Постановлением Совмина СССР комплекс ВА-111 «Шквал» с реактивной торпедой М-5 был принят на вооружение ВМФ СССР.

Конструкция и принцип работы

Торпеда движется в толще воды под действием тяги гидрореактивного прямоточного двигателя. Двигатель с гидрореагирующим топливом, стартовый и маршевый. Стартовый РДТТ[8] за 4 секунды разгоняет торпеду до крейсерской скорости, а затем отстреливается. Далее продолжает работу маршевый двигатель, импульс данного двигателя достигается путем применением заборной воды в качестве рабочего материала и окислителя, а топливом использовали гидрореагирующие металлы (алюминий, магний, литий).

Кавитатор торпеды.

Из-за огромного сопротивления воды торпеда не могла обеспечить высокую скорость, даже посредством ракетного двигателя. Прорывом в военных технологиях стал эффект кавитации в газовом пузыре, окружающем корпус в торпеде «Шквал». Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды. Кавитатор представляет собой пластинку с заточенными краями немного наклоненную к оси торпеды (во фронтальном сечении он круглый) для создания подъемной силы на носу (на корме подъемная сила создается рулями). При достижении скорости порядка 80 м/с вблизи края пластины жидкость начинает бурлить, образуя множество газовых пузырьков, обволакивающих торпеду сплошной завесой. Чтобы получить газовый пузырь нужный размеров, в «Шквале» используется дополнительный наддув. Сразу за кавитатором в носу торпеды расположен ряд отверстий, через которые специальный газогенератор выдает дополнительные порции газов. Это и позволяет пузырю охватить весь корпус торпеды от носа до кормы.

Система управления и наведение — носитель (корабль, береговая ПУ) при обнаружении подводного или надводного объекта отрабатывает характеристики скорости, дистанции, направление движения, после чего отправляют полученную информацию в автономную систему наведения, ГСН[9] у ракеты отсутствует. Торпеду невозможно отвлечь от цели различными помехами и объектами, она просто выполняет программу, которую задал ей автопилот.

Модификации

  • М-4 — неудачный опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.
  • М-5 — окончательный вариант реактивной торпеды.
  • ВА-111 «Шквал» — базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г.
  • ВА-111Э «Шквал-Э» — экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г.
  • «Шквал-М» — гипотетический модернизированный вариант комплекса, по неподтвержденной информации СМИ, в 2010—2011 г.г. могут начаться испытания комплекса на Тихом океане. Торпеда предположительно может оснащаться системой самонаведения и иметь массу БЧ 350 кг.
  • «Шквал-М2» (наименование условное) — вариант модернизации торпеды 2013 г. (СМИ, 17.06.2013 г.). Судя по всему модернизация будет вестись заводом-изготовителем — то есть ПО «Дагдизель» (г. Каспийск, генеральный конструктор — Шамиль Алиев).

Технические характеристики

эскизный проект, 1963 г. торпеда М-5
Дальность хода 15-20 км 7 км (эффективная)

10-11 км (максимальная)
Скорость хода 194 уз / 100 м/с до 200 уз
Глубина хода 6 м
Глубина пуска до 30 м
Угол допустимого разворота сектор 40 град

Примечания

  1. ↑ АПЛ проекта 685
  2. ↑ Серия советских торпедных атомных подводных лодок второго поколения (шифр «Щука», западное название Victor III)
  3. ↑ Подводные лодки проекта 633РВ («Ромео» по классификации НАТО)
  4. ↑ Подводные лодки проекта 633КС
  5. ↑ Эквивалент тротила
  6. ↑ Совет министров Союза Советских Социалистических Республик
  7. ↑ Центральный аэрогидродинамический институт
  8. ↑ Твёрдотопливный ракетный двигатель
  9. ↑ Головка самонаведения

См.Также

Литература и источники информации

Галерея изображений

  • Продвижение торпеды в толще воды

  • Кавитатор реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г

  • Хвостовая часть реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г

  • Кавитационный след гребного винта.

Видео

wiki.wargaming.net

ВА-111 Шквал

Реактивная суперкавитирующая прямоидущая торпеда 

ВА-111 «Шквал» разработана ГНПП «Регион» Корпорации Тактическое Ракетное Вооружение. Разработка реактивной торпеды «Шквал» начата по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г.  «О разработке скоростной подводной ракеты «Шквал» со скоростью движения 100 м/с». Проектирование торпеды велось НИИ-24 (позже — НИИПГМ, ныне — ГНПП «Регион»), главный конструктор комплекса — И.Л.Меркулов. Научное руководство разработкой изначально осуществлялось в ЦАГИ членом-корреспондентом АН СССР Г.В.Логвиновичем. Эскизный проект торпеды утвержден в 1963 г.

Испытания опытных образцов торпед начаты в 1964 г. на озере Иссык-Куль со специального плавучего стенда, а позже с опытового судна. С мая 1966 г. торпеды испытывались с подводной лодки С-65 проекта 613РВ в районе Феодосии (Крым). Испытания опытной торпеды М-4 на озере Иссык-Куль прекращены в 1972 г. в связи с работами над более совершенным образцом торпеды — М-5. Торпеда М-5 вышла на испытания в том же 1972 г. В период с 1972 г. по 28 мая 1976 г. произведено 43 пуска торпед М-5. С июня по декабрь 1976 г. на Черном море проведены Государственные испытания торпеды М-5 с подводной лодки пр.613РВ (7 пусков).

Постановлением Совета министров СССР от 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 «Шквал» с реактивной торпедой М-5 принят на вооружение ВМФ СССР.

В 1978 году коллектив НИИПГМ (ныне — ГНПП «Регион») был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, 78 сотрудникам вручены государственные награды, четырём присуждена Государственная премия СССР. 

Реактивная торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»
(http://ru.wikipedia.org/)

 

Прямоидущая реактивная торпеда «Шквал» выполняет маневры только для устранения отклонений от проложенного к цели прямого маршрута. Торпеда не имеет системы самонаведения т.к. самонаведение при таких скоростях движения под водой невозможно. 

Носители торпедного комплекса ВА-111 «Шквал» в ВМФ России

Применение торпедного комплекса возможно с атомных подводных лодок и кораблей ВМФ. Так же возможно применение из стационарных береговых пусковых установок. 

Конструкция торпеды

Конструкция реактивной торпеды строится вокруг твердотопливного ракетного двигателя с гидрореагирующим топливом. Для снижения сопротивления воды используется создающаяся специальным устройством с газогенератором газовая каверна, окружающая корпус торпеды. Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды. 

ТТХ торпеды ВА-111 «Шквал»

Калибр - 533.4 мм
Длина - 8200 мм

Масса стартовая - 2700 кг
Масса боевой части - 210 кг

Дальность хода - 7-11 км (эффективная-максимальная)
Скорость хода - до 200 узлов
Глубина хода - 6 м
Глубина пуска - до 30 м
Угол допустимого разворота траектории стрельбы - до 20 градусов

Кавитатор реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»
(http://ru.wikipedia.org/)

 


Боевое оснащение

Основным боевым оснащением торпеды является ядерная боевая часть мощностью 150 кт. 
Есть вариант торпеды с обычной боевой частью эквивалентом 210 кг тротила.

Хвостовая часть реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»
(http://ru.wikipedia.org/)

 

 

Система управления и наведение

Система управления автономная инерциальная, система самонаведения отсутствует. Торпеда двигается по запрограммированной перед пуском траектории. Органы управления по направлению и по глубине хода - выдвижные гидродинамические рули.

 

Модификации:

М-4 — опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.

М-5 — окончательный вариант реактивной торпеды.

ВА-111 «Шквал» — базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г..

ВА-111Э «Шквал-Э» — экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г. Модель рекламируется в 2000-2010-е годы.

«Новый оборонный заказ. Стратегии» 

dfnc.ru

Самая быстрая в мире торпеда «Шквал» станет еще быстрее — Российская газета

Скоростная подводная ракета (ракето-торпеда) ВА-111 «Шквал» после модернизации сможет дейс твовать на глубине и станет еще немного быстрее, сообщил РИА Новости ведущий российский разработчик торпедного оружия академик Шамиль Алиев.

— Скорость и так приличная — на порядок больше, чем  существовавших тогда и сейчас торпед. Вполне приличная — она изменится, но ненамного, — рассказал Алиев.

Модернизация «Шквала» включена в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы, сообщил ранее глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов.

Комплекс «Шквал» принят на вооружение в 1977 году. Маршевая скорость подводной ракеты в 375 километров в час достигается за счет движения в кавитационной полости (паровом пузыре), снижающей сопротивление воды, и использования подводного реактивного двигателя на твердом гидрореагирующем топливе. Применение кавитации значительно снижает возможности для  маневра, а вместо головки самонаведения в носу ракеты установлен приемник забортной воды, необходимой для работы двигателя. Первоначально «Шквал» оснащался термоядерной боевой частью мощностью в 150 килотонн, затем появился неядерный вариант с 210 килограммами взрывчатки.

Достоинства скоростной подводной ракеты очевидны: движущийся с такой скоростью снаряд поразит любой корабль прежде, чем тот сможет применить средства самообороны. К недостаткам «Шквала» относят малую дальность пуска — до 13 километров, — что вместе с сильным шумом торпеды демаскирует подлодку-носитель. А невозможность погружения более чем на 30 метров не позволяет ракето-торпеде поражать цели на больших глубинах.

— Проблема в одном — «Шквал» не может опускаться на большую глубину. Сейчас максимальная глубина его погружения 20-25 метров. Мы должны опустить ее на большую глубину — 100 и более метров, — рассказал академик Алиев о задачах модернизации.

Кстати

Параллельно с совершенствованием прорывных советских разработок военная наука работает над созданием мини-торпед с искусственным интеллектом: нескоростных, но абсолютно незаметных.

— Если образно, то нужно сделать так, как будто в море находится и приближается не торпеда, а большая рыба. Искусственный интеллект в данном случае это система управления, которая должна превратить боевую мини-торпеду в обыкновенную рыбу, чтобы никто на нее не обратил внимание, — рассказал Алиев.

rg.ru

Ракета «Шквал» — одна из лучших подводных ракет в мире

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • www.arms-expo.ru

    Шквал (скоростная подводная ракета) Википедия

    Шквал
    ВА-111 «Шквал»

    Торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»
    Тип Скоростная подводная ракета
    Государство СССР СССР
    Россия Россия
    Масса 2700 кг
    Длина 8 м
    Диаметр 533,4 мм
    Боевая часть 210 кг
    Скорость 300 км/ч
    Дальность 13 км
    Глубина 30 м
     Медиафайлы на Викискладе

    ВА-111 «Шквал» — советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5[1]. Предназначена для поражения надводных[2] и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле, подводной лодке или стационарной установке.

    История

    Разработан под руководством  академика АН УССР Г. В. Логвиновича — директора Института гидромеханики АН УССР.

    29 ноября 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» был принят на вооружение ВМФ СССР. Изначально несла ядерную боеголовку в 150 кт, впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой с автономным управлением, не имеющей самонаведения.

    Высокая скорость движения (до 370 км/ч, в зависимости от плотности водной среды) торпеды была получена за счёт применения подводного реактивного двигателя, работающего на гидрореагирующем твёрдом топливе, которое обеспечивает большую тягу, и движение ракеты в кавитационной полости (паровом пузыре), что снижает сопротивление воды.

    В 1992 году создан экспортный вариант — «Шквал-Э». В данной модификации ракета может поражать только надводные цели и несёт обычный боезаряд. Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом.

    Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости, но в середине 2005 года Германия заявила, что она обладает торпедой «Барракуда», использующей тот же принцип кавитации и имеющей аналогичную скорость.[3].
    А в мае 2014 года командующий ВМС Ирана заявил, что Иран также имеет на вооружении подводные ракеты, достигающие скорости 320 км/ч[4].

    ТТХ

    ТТХ «Шквал-Э»

    • Калибр, мм — 533,4
    • Длина, мм — 8200
    • Масса, кг — 2700
    • Дальность хода, км — до 10
    • Скорость на марше, км/ч — 375
    • Угол после залпового разворота, град — ± 20
    • Глубина хода на марше, м — 6
    • Тип боевой части — фугасный
    • Масса БЧ (ТНТ эквивалент), кг — не менее 210
    • Вид старта — надводный или подводный
    • Глубина подводного старта, м — до 30
    • Двигатель прямоточный гидрореактивный

    Недостатки

    • Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.[5]
    • Малая дальность пуска (всего до 13 км) демаскирует подлодку, что негативно сказывается на живучести.
    • Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать подлодки на больших глубинах.
    • Импульс прямоточного гидрореактивного двигателя выше, чем у других двигателей, что может вызвать поломку гидролокатора подлодки.[6]
    • Носовая часть торпеды не позволяет установить на неё головку самонаведения (ГСН) — через носовую часть поступает забортная вода.[6]
    • Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ и без ГСН.

    Изображения

    См. также

    Ссылки

    Примечания

    wikiredia.ru

    ВА-111 Шквал М-5 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

    ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
    Комплекс ВА-111 «Шквал», торпеды М-4 / М-5

    Реактивная суперкавитирующая прямоидущая торпеда. Разработчик — ГНПП «Регион» (по состоянию на 2012 г. входит в «Корпорацию «Тактическое Ракетное Вооружение»).

    Предистория. Исследования реактивных торпед с движением в режиме развитой кавитации велись гидродинамической лабораторией ЦАГИ на Ладожском озере по темам «Белка» и «Колонок». В 1956 г. осуществлялись буксировки опытных снарядов на канатной дороге, а в 1957 г. поведение снарядов изучалось в свободном движении. Устойчивое движение снарядов наблюдалось на дальности 500-600 м. Во второй половине 1950-х годов задана разработка реактивной кавитирующей торпеды РКТ-45 калибра 450 мм для оснащения торпедных катеров. По теме РКТ-45 в НИИ-1 Минсельхозмаша СССР под руководством Н.П.Мазурова создан подводный снаряд с РДТТ и диском-кавитатором в головной части. Испытания изделия проводились на канатной дороге на оз.Иссык-Куль. Одновременно велись работы по совмещению РДТТ и системы самонаведения (ССН), главный конструктор А.В.Минаев. Экспериментальное изделие изготовлено с использованием узлов реактивной торпеды РАТ-52, пуски в районе Феодосии показали шумность (звуковое давление) РДТТ на уровне 0,1-0,2 бара.

    В НИИ-24 (ныне — ГНПП «Регион») во второй половине 1950-х годов так же пытались создать РДТТ, но в итоге остановились на схеме РДТТ с гидрореагирующим топливом на базе твердого топлива СН-1 (высокометаллизированное топливо на основе магния) для твердотопливного ПВРД. Гидрореагирующее топливо создано при участии НИИПХ (НИИ прикладной химии) — изготовлены варианты шашек диаметром 40, 140 и 196 мм.

    Так же существует мнение, что одной из причин разработки реактивной торпеды «Шквал» стала дезинформация об испытаниях в США опытной реактивной торпеды со скоростью подводного хода 200-300 уз.

    Разработка реактивной торпеды «Шквал» начата по Постановлению Совмина СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. (о разработке скоростной подводной ракеты «Шквал» со скоростью движения 100 м/с). Проектирование торпеды велось НИИ-24 (позже — НИИПГМ, ныне — ГНПП «Регион»), главный конструктор комплекса — И.Л.Меркулов (позже — с 1967 по 1979 г.г. — бывший заместитель генерального конструктора СКБ-385 В.Р.Серов, еще позже — Е.Д.Раков). Научное руководство разработкой изначально осуществлялось в ЦАГИ членом-корреспондентом АН СССР Г.В.Логвиновичем. Эскизный проект торпеды утвержден в 1963 г.


    Реактивная торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото — One half 3544, http://ru.wikipedia.org).
    Испытания опытных образцов торпед начаты в 1964 г. на озере Иссык-Куль со специального плавучего стенда, а позже с опытового судна. С мая 1966 г. торпеды испытывались с ПЛ С-65 пр.613РВ в районе Феодосии (Крым). Испытания опытной торпеды М-4 на оз.Иссык-Куль прекращены в 1972 г. — причина — неудачная конструкция торпеды. Более совершенная торпеда М-5 вышла на испытания в том же 1972 г. В период с 1972 г. по 28 мая 1976 г. произведено 43 пуска торпед М-5.
    Испытания торпеды «Шквал», вероятно, на полигоне на оз. Иссык-Куль (Вестник КТРВ. №7 / 2015 г.).
    С июня по декабрь 1976 г. на Черном море проведены Государственные испытания торпеды М-5 с ПЛ пр.613РВ (7 пусков). Постановлением Совмина СССР от 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 «Шквал» с реактивной торпедой М-5 принят на вооружение ВМФ СССР.

    В 1978 году коллектив НИИПГМ (ныне — ГНПП «Регион») был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, 78 сотрудникам вручены государственные награды, четырём присуждена Государственная премия СССР.

    Конструкция — реактивная торпеда движется под водой под действием тяги ракетного двигателя. Для снижения сопротивления воды используется создающаяся специальным устройством с газогенератором газовая каверна, окружающая корпус торпеды. Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды.


    Кавитатор реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото — One half 3544, http://ru.wikipedia.org).
    Система управления и наведение — автономная инерциальная, система самонаведения отсутствует. Органы управления по направлению и по глубине хода — выдвижные гидродинамические рули. Система управления разработана И.М.Сафроновым и И.С.Курбатовым. По неподтвержденным данным реактивная торпеда может двигаться по программе, заложенной перед пуском, совершая маневр по направлению.

    Двигатель — РДТТ с гидрореагирующим топливом, стартовый и маршевый. Стартовый РДТТ отстреливается через 4 секунды работы. Топливо и технология работы двигателя разработаны совместно НИИ-24 и НИИПХ.


    Хвостовая часть реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото — One half 3544, http://ru.wikipedia.org).
    ТТХ реактивной торпеды:
    Калибр — 533.4 мм
    Длина — 8200 мм

    Масса — 2700 кг
    Масса БЧ — 210 кг

      эскизный проект, 1963 г. торпеда М-5
    Дальность хода 15-20 км — 7 км (эффективная)
    — 10-11 км (максимальная)
    Скорость хода 194 уз / 100 м/с до 200 уз
    Глубина хода   6 м
    Глубина пуска   до 30 м
    Угол допустимого разворота   сектор 40 град

    Тип БЧ — ядерная мощностью 150 кт. Позже создан вариант торпеды с обычной БЧ эквивалентом 210 кг тротила.

    Модификации:
    — М-4 — неудачный опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.

    — М-5 — окончательный вариант реактивной торпеды.

    — ВА-111 «Шквал»  — базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г..

    — ВА-111Э «Шквал-Э» — экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г. Модель рекламируется и в 2015 г.

    — «Шквал-М» — гипотетический модернизированный вариант комплекса, по неподтвержденной информации СМИ, в 2010-2011 г.г. могут начаться испытания комплекса на Тихом океане. Торпеда предположительно может оснащаться системой самонаведения и иметь массу БЧ 350 кг (?).

    — «Шквал-М2» (наименование условное) — вариант модернизации торпеды 2013 г. (СМИ, 17.06.2013 г.). Судя по всему модернизация будет вестись заводом-изготовителем — т.е. ПО «Дагдизель» (г.Каспийск, генеральный конструктор — Шамиль Алиев).

    Носители: подводные лодки, надводные корабли, стационарные ПУ.

    Статус: СССР / Россия

    — 1990-е годы начало — комплекс снят с вооружения.

    Экспорт: в 1990-е годы торпеда предлагалась на экспорт — модификация «Шквал-Э» активно рекламируется.

    Иран — предположительно имела место либо неофициальная передача технологий либо продажа. 
    — 2010 г. — по неподтвержденной информации компоненты торпед «Шквал» могли быть нелегально проданы с завода «Дастан» (Киргизия) в Иран.

    Источники
    :
    Долгое рождение «Шквала». // Военно-промышленный курьер. №15 / 2006 г.
    Климов М. Морское подводное оружие-2: аргументы и факты. // Военно-промышленный курьер. №49 / 2010 г.
    Конструктор. Газета ГРЦ им. Макеева. № 8 / 2011 г.
    Рогожников К., Кузьмицкий М. Выпускники факультета морского приборостроения — создатели торпед. // За кадры верфям. № 9 / 2002 г.
    Секретные российские торпеды проданы из Киргизии в Иран? // http://www.regnum.ru, 2011 г.
    Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.

    militaryrussia.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о