АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 885 «ЯСЕНЬ»

Многоцелевая ударная АПЛ проекта 885 (0885) «Ясень» с противокорабельными КР (МПЛАТРК) относится к лодкам четвертого поколения» (по кодификации США и НАТО — Grana). Она предназначена для уничтожения ПЛ и надводных кораблей противника, военно-морских баз, портов, корабельных группировок и иных целей.

 

Основная задача создания серии атомных подводных лодок «Ясень» (проект 885) – противодействие военно-морскому доминированию США сразу по нескольким направлениям – в качестве «убийцы авианосцев»; как средство борьбы с АПЛ; для нанесения ядерного удара стратегическими крылатыми ракетами в случае начала конфликта.

В. Н. Пялов

Работы по созданию атомной подводной лодки 4-го поколения начались ещё в конце 70-х в ленинградском конструкторском бюро «Малахит» под руководством главного конструктора В. Н. Пялова, позже в 1998 году возглавившего знаменитое КБ. Перед разработчиками стояла ещё одна очень важная задача — унифицировать конструкцию АПЛ, сделав её многоцелевой. До этого в СССР строились подводные лодки исключительно «узкой специализации», что было неоправданной «роскошью».

 

 

Особенности конструкции

В процессе разработки «Ясеня» конструкторы отошли от традиционной для подводных лодок схемы, предполагающей наличие прочного и лёгкого корпуса. Они предложили идею построить лодку в «полтора» корпуса, то есть, при наличии прочного корпуса прикрыть внешней оболочкой только носовую часть.

Другая особенность проекта 885 — интегрально-моноблочная энергоустановка, расположенная в 6-м реакторном отсеке. Весь процесс тепловыделения был локализован в первом контуре, что сделало ненужным прокладку трубопроводов. Мощность компактной ядерной установки – 200 мВт. Срок её службы – не менее 30 лет.

Что известно о проекте 885

Про АПЛ «Ясень» известно немного в силу её секретности. Так, спущенная на воду в 2010 году подводная лодка «Северодвинск» водоизмещением 11800 тонн имеет параметры (макс. длина, ширина, осадка) – 120 х 15 х 10 м, скорость – до 30 узлов в час, и экипаж – 85 человек. Предполагается к 2020 году построить для ВМФ 7 АПЛ подобного типа На форуме «Армия-2015» гендиректор «Севмаша» сказал, что последняя, седьмая лодка, завершающая серию, будет заложена в 2016 году. До 2020 года планируется сдать 6 Ясеней, седьмую планируется сдать до 2023 года

АПЛ «Северодвинск»
 
 

 

ТТХ подводной лодки:

Экипаж — 85-90 чел (32 офицера)

Длина (оценочно):
— первоначальный проект (без УКСК) — 127 м
— окончательный проект (с УКСК) — 139.2 м
— 133 м (Jane Fighting Ships 2011-2012)
Длина по ватерлинии — 119 м (120 м по данным ПО «Севмаш»)

Ширина:
— 13,5 м (15 м по данным ПО «Севмаш»)
— 11.5 м (Jane Fighting Ships 2011-2012)
Осадка средняя — 9.4 м (10 м по данным ПО «Севмаш»)

 

Водоизмещение надводное:
— 8600 т (оценка)
— 9500 т (Jane Fighting Ships 2011-2012)

Водоизмещение подводное:
— 13800 т (оценка)
— 11800 т (Jane Fighting Ships 2011-2012)

Скорость надводного хода — 16 уз
Скорость подводного хода — 31 уз
Глубина погружения рабочая — 380-400 м (оценка)
Глубина погружения предельная — 600 м
Автономность (по запасам) — 100 суток

Конструкция

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и c надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на лодке одна, в ней может поместиться весь экипаж. Численность экипажа, согласно данным из разных источников, составляет от 64 до 93 человек.

Силовая установка и двигатель

Применение атомного реактора нового поколения позволит повысить надёжность работы энергосистемы корабля. Срок службы реактора без перезарядки составляет около 25-30 лет, что сравнимо со сроком службы субмарины. Одновальная энергетическая система приводит лодку в движение посредством винта. Для снижения шумности на малых скоростях движения используется гребной электродвигатель; главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту только на высокоскоростных режимах. Атомный реактор выполнен по новой технологии, при которой трубопроводы теплоносителя первого контура размещены в корпусе реактора, что значительно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа. Специально для лодок этого проекта создана уникальная многоцелевая информационно-управляющая система контроля уровня радиоактивного излучения атомного реактора и оповещения экипажа о его превышении. Информационно-управляющая система многоцелевого назначения (ИУС МН) — это многопроцессорная система с трёхуровневой структурой построения, которая предназначена для фиксации радиоактивного фона и предупреждения аварийной ситуации на судне. Благодаря ИУС МН экипаж подводной лодки своевременно получит сигнал об угрозе и успеет принять необходимые меры. В систему входят устройства детектирования, блоки питания, реле расхода воздуха, комплект запасных частей и инструментов. ИУС МН осуществляет непрерывный автоматический дистанционный контроль радиационно-химической обстановки, а также позволяет прогнозировать дозы радиоактивного излучения и время пребывания членов экипажа в аварийных зонах. Кроме того, система представляет информацию о состоянии контролируемого объекта, выдает рекомендации по принятию решений, а также проводит постоянную самодиагностику в автоматическом режиме.

Незаметность, как фактор боевой мощи

Наличие мощного вооружения ядерной субмарины и её современная техническая оснащённость сводятся к нулю при отсутствии важнейшей для современных подводных лодок характеристики – незаметности. Увы, но все без исключения подводные лодки, «шумят» винтами и турбинами, «фонят» работающими реакторами, создают магнитное поле и оставляют за собой тепловой след.

Любой из перечисленных факторов в случае обнаружения может стать фатальным для лодки и её экипажа. К чести разработчиков «Ясеня», они создали одну из самых «невидимых» АПЛ. В частности, во избежание подрыва на магнитной мине, корпус лодки, изготовленный из специального стального сплава, был подвергнут размагничиванию.

Максимально – на 15 дБ были снижены шумы, благодаря уникально скомпонованной энергосистеме. Значительно усилили незаметность «Ясеня» специальное покрытие лёгкого корпуса и особая технология при изготовлении гребного винта.

Вооружение

Торпедно-минное вооружение: 10 533-мм торпедных аппаратов в средней части лодки, самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды, возможен приём мин вместо торпед. Торпеды УСЭТ-80, в перспективе — тепловые самонаводящиеся торпеды «Физик». Боезапас 30 торпед.

Ракетное вооружение: 8х4 ПУ Оникс, Калибр и планируется Х-101 (X-102).

Крылатая ракета «Калибр» П-800 «Оникс»
Боевые возможности
Пуск крылатой ракеты с АПЛ «Северодвинск»

Как уже было сказано, проект 885 «Ясень» отличается своей универсальностью. Это означает, что в зависимости от выполняемой задачи его можно оснастить конкретным вооружением. Так 8 шахтных пусковых установок одинаково подходят, как для размещения противокорабельных крылатых ракет «Оникс», так и для более современных КР «Калибр» и Бирюза».

Схема боевого применения крылатых ракет

Каждая пусковая установка рассчитана на 4 крылатых ракеты. При групповом пуске они формируют «волчью стаю» во главе с «лидером», координирующим действия всей группы. По мнению экспертов, противостоять такому залпу не сможет ни один из существующих американских авианосцев, для уничтожения которых они и создавались.

А по бортам второго отсека расположены 10 торпедных аппаратов с 30 торпедами «Физик-1» калибра 533. Помимо стратегических боевых задач «Ясень» способен выполнять вспомогательные функции в качестве постановщика мин или для осуществления акустического противодействия.

Супер подлодка России — «Северодвинск». Проект Ясень

http://cont.ws/post/217981

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-arsenal.ru

📌 Подводные лодки проекта 885 «Ясень»

Подводная лодка
Название = МПЛАТРК проекта 885 «Ясень»
Оригинал названия =
Иллюстрация =
Подпись =
Флаг =
Порт =
Спущен =
Выведен =
Статус =
Тип = МПЛАТРК
Проект = 885 «Ясень»
КБ =
Главный конструктор =
NATO = «Graney»
Силовая установка = * Водо-водяной реактор OK-650B,
* Один вал,
* Один водомёт или малошумный винт.
Скорость надводная =
Скорость подводная = 30 узлов
Рабочая глубина =
Предельная глубина =
Экипаж = 85 человек
Автономность =
Водоизмещение =
Водоизмещение полное = 11 800 т
Длина = 120 м
Ширина = 15 м
Высота =
Осадка = 10 м
Артиллерия =
Торпеды = 650-мм и 533-мм торпедные аппараты в средней части лодки, самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды, возможно оснащение минами
Ракеты = П-100 «Оникс», Х-35, Х-101, ЗМ-54Э и ЗМ-54Э1 класса корабль-корабль, ЗМ-14Э класса корабль-земля
ПВО =
Авиация =
Стоимость =

commons =
Стоимость =

Подводные лодки проекта 885 «Ясень» — проект российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами (МПЛАТРК) четвёртого поколения. По состоянию на апрель 2008 года головной корабль проекта, «Северодвинск», находится в постройке. Остальные корабли ещё не закладывались. Всего планируется постройка серии из 5 субмарин.

История

Создание облика АПЛ 4 поколения началось ещё в 1977 году. На смену сразу нескольким типам лодок (ПЛАТ, МПЛАТРК, противоавианосные ПЛАРК) планировалось создать единую многоцелевую лодку, способную решать максимально широкий круг задач. Проектировщиком нового типа субмарин стало Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», имевшее уже опыт создания проектов многоцелевых субмарин. Главным конструктором стал Б.Н. Пядов. «Ясень» разрабатывался на базе проектов 705(К) «Лира», 971 «Щука-Б» и призван заменить как их, так и проект 949А «Антей».

Конструкция

В носовой части размещается гидроакустический комплекс «Аякс» с габаритной сферической антенной. Торпедные аппараты вынесены в среднюю часть лодки и расположены под углом к горизонтальной плоскости. Таким образом «Ясень» занимает промежуточное положение между МПЛАТРК, вооружёнными ракетно-торпедным оружием, запускаемым через торпедные аппараты в носовой части, и ПЛАРК, ракетное оружие которых размещено в средней части лодки, а торпедное — традиционно в носовой части. Ранее подобная «Ясеню» конструкция использовалась в проекте 667АТ «Груша». Предполагается, что уровень автоматизации будет по крайней мере на уровне субмарин проекта 705К «Лира», с отсутствием обязательных работ вручную и с полным контролем лодки из командного пункта при помощи компьютеров.

Корпус

Лодка имеет двухкорпусную конструкцию. Лёгкий корпус покрыт звукоизолирующим слоем. Планируемый облик лодки существенно отличается в различных источниках. Оба корпуса выполняются из стали.

Силовая установка

Применение атомного реактора нового поколения позволит повысить надёжность работы энергосистемы корабля. Срок службы реактора без перезарядки составляет около 25-30 лет, что сравнимо со сроком службы субмарины. Одновальная энергетическая система приводит лодку в движение посредством водомётного движителя либо малошумного винта.

Размещение экипажа

В силу высокого уровня автоматизации экипаж лодки будет меньше, чем у предыдущих классов. Это может благоприятно сказаться на условиях обитания.

Вооружение

Восемь торпедных аппаратов калибров 650 мм и 533 мм разместятся наклонно (по другим данным — будут и вертикальные установки) в средней части лодки, за ограждением рубки. Они будут способны запускать как самонаводящиеся или управляемые оператором торпеды, так и ракеты различных классов. Заменяя ракетное вооружение планируется переориентировать лодку на выполнение различных задач в широком диапазоне. От поражения стационарных наземных целей ракетами «ЗМ-14Э » до борьбы с субмаринами противника ракето-торпедами и уничтожением авианосцев противокорабельными ракетами ЗМ-54Э со сверхзвуковой (3 МАХ) боевой частью.

Сравнительная оценка

Американскими аналогами «Ясеня» являются многоцелевые субмарины классов «Сивулф» и «Вирджиния». Российские и зарубежные эксперты чаще сравнивают «Ясень» с «Сивулфом», не отдавая явного предпочтения одной из лодок. Бесшумность «Ясеня» ожидается сравнимой с «Сивулфом», но «Ясень» предназначен для более широкого круга задач. Также, по функциям «Ясень» будет соответствовать американским подводным лодкам «Огайо», переоборудованным под вооружение крылатыми ракетами, уступая им в боезапасе, но превосходя по скорости и подводным атакующим качествам.

Современный статус

Закладка головного корабля класса «Ясень», получившего имя «Северодвинск», состоялось 21 декабря 1993 года на «Севмаше». Ввод в строй много раз переносился и по состоянию на 2008 год планируется к 2010 году.

Принятие на вооружение

Согласно планам модернизации Российского подводного флота МПЛАТРК проекта 885 «Ясень» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение. [http://student.km.ru/view.asp?id=ABEF618D923842F49AF4A8A92798B31D&fp=1&fl=20&sort=1 Российский военный флот меняет облик, 8 апреля 2008] ] Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт.

Сноски и источники

Ссылки и источники

* [http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/on_1992/885/list.htm www.deepstorm.ru// проект 885]
* [http://www.submarinaa.narod.ru/885.html www.submarinaa.narod.ru// Проект 855 «Ясень»

]
* [http://www.aviation.ru/Missiles/ Список типов российских ракет]
* [http://www.globalsecurity.org/wmd/world/russia/kh-101-specs.htm Спецификация ракеты Х-101]
* [http://www.fas.org/man/dod-101/sys/ship/row/rus/885.htm www.fas.org// проект 885]
* [http://www.globalsecurity.org/military/world/russia/885-specs.htm www.globalsecurity.org// Specification of project 885]

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Атомная подводная лодка Проект 885 «Ясень»

В 1977 году в СССР, практически одновременно с США, начались работы по формированию облика атомных подводных лодок 4-го поколения. Планы строительства новых кораблей были заложены в очередную программу военного кораблестроения, принятую в 1985 году. Первоначально предполагалось создание нескольких типов нестратегических АПЛ (противолодочная, многоцелевая, «противоавианосная» и т. п.). Однако в дальнейшем было решено ограничиться постройкой единой многоцелевой АПЛ, способной решать максимально широкий круг боевых задач.

К непосредственному проектированию многоцелевой атомной подводной лодки Ленинградское (позднее — Санкт-Петербургское) МБМ «Малахит» приступило в конце 1980-х годов. Главным конструктором АПЛ стал Б.Н. Пядов.

Основным оружием новой подводной лодки, в соответствии с первоначальными планами, должен был стать противокорабельный оперативно-тактический ракетный комплекс «Оникс», разрабатывавшийся с середины 1980-х годов НПО машиностроения под руководством генерального конструктора ГА. Ефремова.

После распада Варшавского договора, а затем — и Советского Союза, геополитическая обстановка в мире существенно изменилась, что не могло не наложить свой отпечаток и на планы в области подводного кораблестроения. Новая военно-стратегическая ситуация и изменение характера угроз потребовали адекватного реагирования со стороны ВМФ.

Кораблями, способными решать задачи в изменившихся геополитических и военно-экономических условиях, должны были стать многоцелевые подводные лодки 4-го поколения проекта 885 (шифр «Ясень»).

За годы проектирования и строительства головной подводной лодки о 885-го проекта СПМБМ « Малахит» совместно с НПО машиностроения, НПО «Новатор» и 28-ым НИИ ВМФ выполнил ряд работ, позволяющих, используя принципы, заложенные в комплекс «Оникс», оснастить АПЛ и другими комплексами ракетного оружия, что существенно расширило возможности нанесения массированных ударов по надводным, подводным и береговым целям.

По теме «Сопряжение» было исследовано многофункциональное информационное взаимодействие в реальном масштабе времени в сети из ПЭВМ всех систем подводных лодок, участвующих в организации и выполнении ракетной атаки. Это позволило не только отрабатывать взаимодействие систем в режиме единого боевого контура, но и прогнозировать и находить новые тактические приемы по использованию противокорабельных крылатых ракет в различных боевых ситуациях.

Для установки на перспективных кораблях в НИИ «Штиль» началась работа по созданию систем гидроакустической связи, способных обеспечивать передачу данных в реальном масштабе времени на расстояние до 100 км. Это потребовало разработки алгоритмов обработки сигналов, учитывающих особенности распространения их в различных гидроакустических условиях.

Закладка головной АПЛ 885-го проекта, получившей название «Северодвинск», состоялась 21 декабря 1993 г. на «Северном машиностроительном предприятии» (г. Северодвинск). Однако в дальнейшем ход работ по финансовым причинам резко замедлился. В нынешних экономических условиях фактически ведется борьба за «выживание» проекта.

АПЛ «Северодвинск» — полуторокорпусного типа, выполненная по одновальной схеме. Прочный корпус изготовлен из высокопрочной стали. Имеется всплывающая спасательная камера для всего экипажа. В центральной части корпуса лодки размещен ракетный отсек с восемью универсальными ракетными шахтами.

Подводная лодка оснащена ядерной энергетической установкой 4-го поколения, выполненной по интегральной компоновочной схеме (моноблок). Преимуществом такой компоновки является локализация теплоносителя первого контура в одном объеме (в корпусе моноблока), а также отсутствие патрубков и трубопроводов большого диаметра. В связи с тем, что доступ к оборудованию, размещенному в реакторе, затруднен, подобная схема предполагает использование оборудования, обладающего сверхвысокой надежностью. Установка удовлетворяет всем современным требованиям по ядерной безопасности.

По сообщению ряда Российских источников, на корабле применен малошумный водометный движитель. Кроме того, имеется два подруливающих устройства.

Корабль оснащен новым гидроакустическим комплексом «Аякс» со значительно увеличенным поисковым потенциалом. Его основная сферическая гидроакустическая крупногабаритная антенна занимает всю носовую часть корпуса. Фактически на всем протяжении корпуса, а также на ограждении рубки размещены другие гидроакустические антенны.

Основное ракетное вооружение АПЛ размещено в восьми вертикальных пусковых установках. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты типа П-100 «Оникс» (по сообщениям Российских средств массовой информации — 24 ПКР, по три в каждой шахте), противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, а также существующие и перспективные крылатые ракеты для поражения береговых целей на большой дальности.

По сообщению печати, максимальная дальность стрельбы новыми Российскими крылатыми ракетами, проходящими в настоящее время летные испытания и способными нести как ядерные, так и неядерные БЧ, превышает 5000 км. КР имеют минимальный уровень радиолокационной заметности (соизмеримый с сотыми долями метра) и сверхвысокую точность попадания (порядка 5 м).

650-мм и 533-мм торпедные аппараты вынесены из носовой оконечности лодки и расположены в центральной части корпуса под углом к диаметральной плоскости. Из них могут выстреливаться самонаводящиеся по кильватерному следу и телеуправляемые торпеды, а также противокорабельные крылатые ракеты нового поколения, создаваемые Екатеринбургским ОКБ «Новатор» (генеральный директор Павел Каменев). О возможностях этих ракет можно составить представление по информации об их экспортных вариантах, представленной на страницах открытой Российской печати.

ОКБ «Новатор» разработало ряд унифицированных ракетных систем, предназначенных для использования как с надводных кораблей, так с подводных лодок, имеющих стандартные 533-мм торпедные аппараты. Они предназначены для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок противника, а также наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами.

Противокорабельная ракета ЗМ-54Э (являющаяся развитием КР «Гранат») состоит из стартовой твердотопливной ступени, дозвуковой (М=0,8) низколетящей маршевой ступени, снабженной прямым высокорасположенным складным крылом и турбореактивным двигателем, а также сверхзвуковой (М=3) боевой ступени, запускаемой на удалении порядка 20 км от цели и практически «несбиваемой» средствами ПВО ближнего рубежа надводных кораблей. ПКР длиной 8,22 м и стартовой массой 2300 кг имеет дальность стрельбы более 220 км (из них 20 км — на сверхзвуковом режиме). Масса БЧ составляет 200 кг.

Противокорабельная ракета ЗМ-54Э1 (длина 6,20 м, стартовая масса 1780 кг) отличается отсутствием сверхзвуковой ступени, а также большей дальностью (до 300 км) и более мощной БЧ (400 кг).

Для поражения наземных целей создана еще одна КР данного семейства — ЗМ-14Э, имеющая габариты и массу, аналогичные ЗМ-54Э1. Она несет БЧ массой 400 кг и обладает максимальной дальностью 300 км. Ракета оснащена инерциальной системой наведения, дополненной приемниками спутниковой навигации. Использование баровысотометра при полете на предельно малой высоте обеспечивает повышенную скрытность применения.

Вышеперечисленные ракетные системы имеют единый универсальный комплекс подготовки ракетной стрельбы и позволяют варьировать боекомплект подводной лодки в зависимости от поставленной задачи и конкретной боевой обстановки. Унифицирован также комплекс наземного оборудования ракетных систем (предназначенный для регламентного обслуживания ракет и выдачи их на лодки), что существенно снижает эксплуатационные расходы.

Основу торпедного вооружения корабля должна составлять универсальная 533-мм торпеда УГСТ. Расширены возможности корабля по использованию минного оружия.

Планировалось, что АПЛ «Северодвинск» войдет в состав Российского флота уже в 2000 году. Однако в дальнейшем, из-за недостатка финансирования, эти планы сдвинуты на более поздние сроки (назывался даже 2007 год, однако этот прогноз следует признать слишком пессимистичным). После введения в строй первого корабля планировалось строительство еще шести однотипных кораблей.

Предполагается, что в дальнейшем подводные лодки типа «Северодвинск», оснащенные высокоточными малозаметными крылатыми ракетами, возьмут на себя значительную долю неядерного сдерживания, оставаясь при этом весьма серьезной угрозой для подводных лодок, боевых кораблей и транспортных судов противника. По оценкам западных и отечественных экспертов, уровень гидроакустической заметности АПЛ 885-го проекта будет соизмерим с уровнем американской АПЛ «Си Вульф» (специалисты затрудняются отдать пальму первенства той или иной подводной лодке). В то же время проект 885 будет обладать значительно более высоким уровнем универсальности, чем ее американский аналог.

По сообщению американской печати, в России ведется постройка трех многоцелевых атомных ракетных подводных лодок четвертого поколения пр.885 (ошибочно).

Со ссылкой на военно-морскую разведку США сообщалось, что Россия начала проектирование усовершенствованного варианта АПЛ «Северодвинск», отнесенного американцами к подводным лодкам пятого поколения. По их мнению, эта АПЛ будет иметь шумность, меньшую чем у любой лодки ВМС США (в том числе и «Си Вульф»). Предполагается, что строительство новой АПЛ, названной в американской печати «Северодвинск-I», начнется в 2002–04 гг., а ее вступления в строй состоится в 2006–08 гг.

ПЛ «Северодвинск»
10.12.1993 г. зачислена в списки кораблей ВМФ.
21.12.1993 г. заложена в торжественной обстановке.
1995 г. есть данные о спуске на воду.
1996 г. приостановление всех видов работ.

Тактико-технические характеристики Проект 885 «Ясень»
Водоизмещение нормальное, м куб. 9500
Водоизмещение полное , м куб. 11500–11800
Длина, м 120
Ширина, м 12
Осадка, м 8,4
Скорость в подводном положении, узлов 28–33
Глубина погружения рабочая, м 380
Глубина погружения предельная, м 500
Экипаж, чел. 85

Вооружение ракетное: 24 ПКР «Оникс» (3 ракеты в шахте), возможно применение СКР, ЗУР подводного пуска, сверхмалых ПЛ-роботов.
Вооружение торпедное: 8 ТА калибра 533 и 650 мм. 30 торпед, ракето-торпед, КР, ложных целей, морских мин.



Источники информации

Электронная энциклопедия “Военная Россия”

snariad.ru

Подводные лодки проекта 885 «Ясень»

Советский Союз одновременно с Америкой в 1977 году начал формировать облик атомных подводных лодок 4-го поколения. Предполагалось создание нескольких типов: многоцелевой, противолодочной, противоавианосной. Позднее ограничились проектом единой многоцелевой лодки, но способной решать максимально возможный круг задач. Проектировщиком стало КБ «Малахит», имевшее богатый опыт создания удачных многоцелевых АПЛ.

НОВАЯ ЛОДКА проекта 885 получила шифр «Ясень» (НАТО – «Gra-nay»). Закладка головного корабля с именем «Северодвинск» состоялась 21 декабря 1993 года на Севмашпредприятии в городе Северодвинске. Вскоре из-за минимального финансирования строительство замедлилось.Лодки проекта 885 выполнены по одновальной схеме. Прочный корпус – стальной. Ядерную энергетическую установку «Ясеня» относят к реакторам 4-го поколения, выполненным по интегральной компоновочной схеме. Преимуществом такой компоновки является локализация теплоносителя первого контура в корпусе моноблока, а также отсутствие патрубков и трубопроводов большого диаметра. Подобная схема предполагает использование оборудования, обладающего сверхвысокой надежностью. По мнению ряда специалистов, новые корабельные реакторы будут без перезарядки служить намного большее время, чем используемые сейчас. Известно, что современные энергетические установки могут работать лет 25-30. Иными словами, жизнь реактора сопоставима с продолжительностью жизни самой лодки.

Приведем основные характеристики АПЛ проекта 885: длина наибольшая – 120, ширина наибольшая – 15, осадка – 10 метров. Водоизмещение полное – 11800 тонн. Скорость подводная – 30 узлов. Экипаж – 85 человек. Имеется всплывающая спасательная камера для всего экипажа.

По сообщению ряда российских источников, на корабле применен малошумный водометный движитель. Кроме того, имеется два подруливающих устройства. Однако другие источники указывают, что в качестве движителя на лодках используются малошумные винты новой конструкции. Да и сами обводы новой лодки в различных источниках весьма отличны.

Корабль будет оснащен новым гидроакустическим комплексом «Аякс» со значительно увеличенным поисковым потенциалом. Его основная сферическая гидроакустическая крупногабаритная антенна занимает всю носовую часть корпуса. Фактически на всем протяжении корпуса, а также на ограждении рубки размещены другие гидроакустические антенны.

Основное ракетное вооружение проекта 885, как утверждают открытые источники, размещено в восьми вертикальных пусковых установках. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты типа П-100 «Оникс», противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, а также существующие и перспективные крылатые ракеты для поражения береговых целей на большой дальности.

ОКБ «Новатор» разработало ряд унифицированных ракетных систем, предназначенных для использования как с надводных кораблей, так и с подводных лодок, имеющих стандартные 533-мм торпедные аппараты. Они предназначены для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок противника, а также наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами.

Противокорабельная ракета ЗМ-54Э, являющаяся развитием ракеты «Гранат», состоит из стартовой твердотопливной ступени, дозвуковой (М=0,8) низколетящей маршевой ступени, снабженной прямым высокорасположенным складным крылом и турбореактивным двигателем, а также сверхзвуковой (М=3) боевой ступени, запускаемой на удалении порядка 20 км от цели и практически «несбиваемой» средствами ПВО ближнего рубежа. Противокорабельная ракета ЗМ-54Э1 отличается отсутствием сверхзвуковой ступени, а также большей (до 300 км) дальностью и более мощной (400 кг) боевой частью.

Для поражения наземных целей создана еще одна КР данного семейства – ЗМ-14Э, имеющая габариты и массу, аналогичные ЗМ-54Э1. Она несет БЧ массой 400 кг и обладает максимальной дальностью 300 км. Ракета оснащена инерциальной системой наведения, дополненной приемниками спутниковой навигации. Использование баровысотомера при полете на предельно малой высоте обеспечивает повышенную скрытность применения.

Эти ракетные системы имеют единый универсальный комплекс подготовки ракетной стрельбы и позволяют варьировать боекомплект подводной лодки в зависимости от поставленной задачи и конкретной боевой обстановки. Унифицирован также комплекс наземного оборудования ракетных систем (предназначенный для регламентного обслуживания ракет и выдачи их на лодки), что существенно снижает эксплуатационные расходы.

За годы проектирования и строительства головной подводной лодки 885-го проекта «Малахит» совместно с НПО машиностроения, НПО «Новатор» и НИИ ВМФ № 28 выполнили ряд работ, позволяющих, используя принципы, заложенные в комплекс «Оникс», оснастить АПЛ и другими комплексами ракетного оружия. Это существенно расширило возможности нанесения массированных ударов по надводным, подводным и береговым целям. По теме «Сопряжение» было исследовано многофункциональное информационное взаимодействие в реальном масштабе времени в сети компьютеров всех систем подводных лодок, участвующих в организации и выполнении ракетной атаки. Это позволило не только отрабатывать взаимодействие систем в режиме единого боевого контура, но и прогнозировать и находить новые тактические приемы по использованию противокорабельных крылатых ракет в различных боевых ситуациях.

Для установки на перспективных кораблях в НИИ «Штиль» была начата работа по созданию систем гидроакустической связи, способных обеспечивать передачу данных в реальном масштабе времени на расстояние до 100 километров.

650-мм и 533-мм торпедные аппараты «Ясеня» вынесены из носовой оконечности лодки, где размещена антенна ГАК, и расположены в центральной части корпуса под углом к диаметральной плоскости. Из аппаратов могут выстреливаться самонаводящиеся по кильватерному следу и телеуправляемые торпеды, а также противокорабельные крылатые ракеты нового поколения, создаваемые екатеринбургским ОКБ «Новатор». Основу торпедного вооружения корабля должна составлять универсальная 533-мм торпеда УГСТ. Расширены возможности корабля по использованию минного оружия.

По оценкам западных и отечественных экспертов, уровень гидроакустической заметности головной лодки проекта 885 «Северодвинск» будет соизмерим с уровнем лучшей американской АПЛ «Seavolf». В то же время проект 885 будет обладать значительно более высоким уровнем универсальности. Наличие же на борту оружия, какого пока нет в арсенале американских моряков, вообще выводит «Северодвинск» в число самых современных лодок мира. Но это еще не все. Предполагается, что после введения в строй первого корабля проекта 885 будут построены еще шесть однотипных. Американцы же свою программу «Seavolf» сворачивают из-за дороговизны, поскольку каждая такая лодка обходится заокеанскому налогоплательщику почти в 4 миллиарда долларов. На смену «морским волкам» в США придут лодки типа «Virginia». Они проще и дешевле. В то же время, со ссылкой на военно-морскую разведку США, сообщается, что в России ведутся работы над усовершенствованным вариантом проекта 885, обладающим еще большей скрытностью. Американцы склонны считать, что Российский флот в обозримом будущем может получить многоцелевую лодку пятого поколения. А такие субмарины нигде в мире еще не разрабатывались.

Помимо прочего, наблюдатели отмечают, что новая российская лодка отличается от своих ракетных «предков», в том числе 949А и 971 проектов, как по дальности действия вооружения, так и по размерам, и возможностям. Получается, проект 885 не предназначен для замены какой-либо устаревшей серии, а заполняет имеющуюся «нишу» в подводной обороне России. Такой «нестандартный для русских» подход весьма настораживает западных аналитиков.

Эксперты предполагают, что подводные лодки типа «Северодвинск», оснащенные высокоточными малозаметными крылатыми ракетами, возьмут на себя значительную долю неядерного сдерживания, оставаясь при этом весьма серьезной угрозой для подводных лодок, боевых кораблей и транспортных судов противника.

seaspirit.ru

Реферат Подводные лодки проекта 885 Ясень

скачать

Реферат на тему:



План:

    Введение
  • 1 История
    • 1.1 Конструкция
    • 1.2 Силовая установка и двигатель
  • 2 Вооружение
  • 3 Сравнительная оценка
  • 4 Представители проекта
  • 5 Современный статус
  • 6 Принятие на вооружение
  • Примечания

Введение

Подводные лодки проекта 885 «Ясень» — проект российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами (МПЛАТРК) четвёртого поколения. 15 июня 2010 года головной корабль проекта «Северодвинск» спущен на воду. В постройке находится второй корабль — «Казань», строящийся по усовершенствованному проекту «Ясень-М».[1] Всего планировалась постройка серии из 30[2] субмарин, затем количество запланированных кораблей уменьшилось до 5[3], затем были озвучены планы на строительство 6[4] или 7[5] субмарин. Весной 2011 года были озвучены планы по вводу в строй до 10 таких субмарин считая уже заложенные и построенные[6][7]


1. История

Создание облика АПЛ четвёртого поколения началось ещё в 1977 году. На смену сразу нескольким типам лодок (ПЛАТ, МПЛАТРК, противоавианосные ПЛАРК) планировалось создать единую многоцелевую лодку, способную решать максимально широкий круг задач. Проектировщиком нового типа субмарин стало Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», уже имевшее опыт создания проектов многоцелевых подводных лодок. Главным конструктором стал Владимир Пялов. «Ясень» разрабатывался на базе проектов 705(К) «Лира», 971 «Щука-Б» и призван заменить как их, так и проект 949А «Антей». В проекте использованы многие технические решения, ранее не применявшиеся в отечественном подводном судостроении.


1.1. Конструкция

Планируемый облик лодки существенно отличается в различных источниках.

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и c надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на лодке одна; в ней может поместиться весь экипаж[8]. Численность экипажа, согласно данным из разных источников, составляет от 85 до 93 человек.


1.2. Силовая установка и двигатель

Применение атомного реактора нового поколения позволит повысить надёжность работы энергосистемы корабля. Срок службы реактора без перезарядки составляет около 25-30 лет, что сравнимо со сроком службы субмарины. Одновальная энергетическая система приводит лодку в движение посредством водомётного движителя либо малошумного винта. Для снижения шумности на малых скоростях движения используется гребной электродвигатель; главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту только на высокоскоростных режимах. Атомный реактор выполнен по новой технологии, при которой трубопроводы теплоносителя первого контура размещены в корпусе реактора[5], что сильно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа.


2. Вооружение

Десять торпедных аппаратов калибров 650 мм и 533 мм расположены по бортам лодки в районе ограждения выдвижных устройств.

За ограждением находятся 8 вертикальных ракетных шахт, в каждой из которых размещается по 4 крылатые ракеты.[9] Заменяя ракетное вооружение, планируется переориентировать лодку на выполнение различных задач в широком диапазоне — от поражения стационарных наземных целей ракетами «ЗМ-14Э» до борьбы с субмаринами противника ракето-торпедами и уничтожением авианосцев противокорабельными ракетами «ЗМ-54Э».


3. Сравнительная оценка

Американскими аналогами «Ясеня» являются многоцелевые субмарины классов «Сивулф» и «Вирджиния». Российские и зарубежные эксперты чаще сравнивают «Ясень» с «Сивулфом», не отдавая явного предпочтения одной из лодок. Бесшумность «Ясеня» ожидается сравнимой с «Вирджинией» или «Сивулфом», но «Ясень» предназначен для более широкого круга задач. По функциям «Ясень» будет соответствовать также американским подводным лодкам «Огайо», переоборудованным под вооружение крылатыми ракетами, значительно уступая им в боезапасе, но превосходя по скорости и подводным атакующим качествам.


4. Представители проекта

НазваниеПроектЗаводской №Дата закладкиСпуск на водуВвод в стройСостояние
К-329 «Северодвинск»88516021 декабря 199315 июня 2010Испытания
«Казань»885124 июля 2009Строительство
88512011Принято решение о строительстве

5. Современный статус

Закладка головного корабля класса «Ясень», получившего имя «Северодвинск», состоялась 21 декабря 1993 года на «Севмаше» под заводским номером 160. Вывод корабля из цеха состоялся 15 июня 2010 года. По словам генерального директора судостроительного завода «Севмаш» Николая Калистратова, ввод первого корабля в боевой состав Военно-морского флота РФ ожидается в 2011 году[10]. Кроме того, заявлено, что комплекс вооружений для корабля уже практически готов, проходит испытания и готовится к принятию на вооружение одновременно с его вводом в состав флота.[10] Длительное время строительства корабля объясняется тем, что в нем используются абсолютно новые и самые современные материалы. Задержка объясняется также сложностью, новизной и дороговизной конструкции, нехваткой средств и квалифицированной рабочей силы на «Севмаше».

24 июля 2009 года на Севмаше состоялась закладка второго корабля проекта 885 «Ясень-М», которому присвоено имя «Казань»[4]. Главком ВМФ Владимир Высоцкий рассказал, что закладка «Казани» была внеплановой, то есть не была предусмотрена в госпрограмме[11].

15 июня 2010 года АПЛ «Северодвинск» спущена на воду. На церемонии присутствовал Д. А. Медведев[12]


6. Принятие на вооружение

Согласно планам модернизации Российского подводного флота МПЛАТРК проекта 885 «Ясень» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение.[13] Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт.[13]

Примечания

  1. Новая атомная подлодка для ВМФ России начнет испытания в 2009 году — lenta.ru/news/2009/12/23/severodvinsk/
  2. Россия готовит подводный прорыв — www.vz.ru/society/2008/11/21/231315.html
  3. На «Севмаше» заложат новую подлодку с крылатыми ракетами — lenta.ru/news/2009/06/25/submarine/,25 июня 2009.
  4. 12 На «Севмаше» заложили новую атомную подлодку для ВМФ России — lenta.ru/news/2009/07/24/sub/, 24 июля 2009.
  5. 12Александр Емельяненков. Место на стапеле заняла «Казань» — www.rg.ru/2009/07/27/podlodka.html. Российская газета (27 июля 2009).
  6. Принципиально новую неатомную подлодку создадут в России — ОРУЖИЕ РОССИИ, Каталог вооружения, военной и специальной техники — www.arms-expo.ru/049057054048124050049057049056.html
  7. Подводные силы России получат до 10 «Ясеней» и подводную лодку с двигателем замкнутого цикла – обещания ГШ ВМФ — www.navy.ru/news/navy/?ELEMENT_ID=65538
  8. «Северодвинск»: конец долгостроя («Смысл», №14, 2007 г.) — www.smysl-project.ru/2007-14/smysl_2007-14_092-093.pdf PDF (188 Кб)
  9. АПЛ «Ясень» — www.paralay.com/885.html
  10. 12 Строящуюся на «Севмаше» АПЛ «Северодвинск» сдадут ВМФ РФ в 2011 году (flot.com со ссылкой на РИА Новости, 19 марта 2009) — flot.com/news/vpk/index.php?ELEMENT_ID=19564
  11. ВМФ РФ в год будет строить по одной АПЛ и одному надводному кораблю — Общество МК — www.mk.ru/social/publications/324935.html
  12. Д.Медведев сегодня примет участие в церемонии вывода из стапельного цеха атомной подлодки нового поколения «Северодвинск» — АЭИ «ПРАЙМ-ТАСС» — www.prime-tass.ru/news/0/{DBD86B55-C9A1-4734-AFE8-FC1562541F35}.uif
  13. 12 Российский военный флот меняет облик — student.km.ru/view.asp?id=ABEF618D923842F49AF4A8A92798B31D&fp=1&fl=20&sort=1, 8 апреля 2008.

wreferat.baza-referat.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *