Суннито-шиитские «разборки» на Кавказе - МК Дагестан

Роль конфессионального фактора в региональной геополитике

Близкие отношения Ирана с Арменией и Россией в свое время даже заставляли говорить о выстроившейся политической оси Россия – Иран – Армения, которая оказывала существенное влияние на ситуацию на Кавказе. Сюда же можно отнести непризнанные государства – сателлиты России (Абхазия, Южная Осетия) и Армении (Нагорно-Карабахская Республика).  На ситуацию в регионе может воздействовать и непосредственно Иран. Это обусловлено не только соседством Ирана с Кавказом, но и тем влиянием, которое он имеет в регионе, главным образом через шиитские структуры в Азербайджане, отчасти в Грузии и Дагестане, а также экономическую активность на юге России (особенно в Астрахани) и в Армении.

США обладают в регионе пока меньшим влиянием, хотя им и удалось почти полностью включить в орбиту своего влияния Грузию и частично Азербайджан, который пока еще лавирует между Западом и Россией, временами отдаляя от себя то одну, то другую стороны. Однако в целом позиция АР по Кабалинской РЛС, а также размещение американских и израильских военных на своей территории не оставляют сомнений в политической ориентации официального Баку. Близкие отношения между Азербайджаном и Грузией, выражавшиеся не только в политической сфере, но что более важно – в крупных совместных экономических проектах (нефтепровод Баку – Джейхан; железная дорога Карс – Ахалкалаки и т. д.) с одновременной ориентацией обеих стран на Запад также позволяют говорить о выстраивании на Кавказе другой, противостоящей первой, политической оси США – Грузия – Азербайджан с включением сюда Израиля и стран НАТО, в т. ч. Турции.

Причем противостояние между двумя этими блоками не только абстрактно-политическое, но и прямое военное. Конфликт между Арменией и Азербайджаном в 1988–1994 годах привел к созданию непризнанного государства Нагорный Карабах, контролирующего около 13% территории Азербайджана, конфликт между Россией и Грузией из-за Южной Осетии также привел к окончательному оформлению непризнанных (вернее частично признанных) государств Абхазия и Южная Осетия, которые занимают более 10% территории Грузии. Таким образом, сторона, поддерживаемая США, изначально имеет реваншистские устремления, нацеленные на восстановление территориальной целостности (Азербайджан и Грузия) по отношению к пророссийскому блоку. Это обстоятельство служит залогом возобновления военных действий, которое должно случиться по определению. Причем если Грузия, объективно понимая, что военной силой ей Абхазию и Южную Осетию вернуть не удастся, поскольку за ними стоит Россия, иллюзий по этому поводу не строит, предпочитая политические методы, то Азербайджан последовательно наращивает военную мощь. Помимо военной составляющей не в пользу Армении складываются соревнование в экономической и демографической сферах, где разрыв между Азербайджаном и Арменией растет в пользу Баку. Главным сдерживающим фактором для Баку является военное присутствие России в Армении, а также четкая зависимость экономики Баку от политической обстановки. В случае затяжного характера войны экономика Азербайджана может обвалиться, поскольку целиком зависит от добычи и транспортировки нефти.

Другим вариантом, хотя и маловероятным пока, может стать развитие в Азербайджане событий по сирийскому и ливанскому сценарию (имеется в виду противостояние по линии шииты – сунниты). Тем более что формальных поводов для этого хватает. Это и запрет на исполнение азана, и снос суннитских мечетей в Баку под предлогом нарушения градостроительных норм, и закрытие «Лезги мечети» в старом Баку с последующим ее переименованием и т. д. В настоящее время четкой статистики, которая бы определяла процентное соотношение суннитов и шиитов в Азербайджане, не имеется, но, по экспертным оценкам, базирующимся на дореволюционной статистике, около 60% населения АР составляют шииты и 37% – сунниты, которые расселены в северных районах страны, а также в Баку. В столице страны по посещаемости суннитские мечети уже давно опережают шиитские, что вызывает обеспокоенность муфтия АР Аллахшукюра Пашазаде, являющегося шиитом. Участившиеся репрессии против суннитской молодежи последняя приписывает именно его влиянию на государственные структуры.

С другой стороны, умаляет возможность такого развития ситуации позиция руководства Азербайджана в развернувшемся ближневосточном конфликте, в котором официальный Баку на стороне стран НАТО – союзников сирийской оппозиции. Следует учесть и то, что соседний Иран – главный враг руководства АР, которое проводит в целом политику дистанцирования от религиозного пути развития и нередко сами шиитские группировки, подпавшие под влияние Ирана, становятся мишенью азербайджанских спецслужб. Влияние же Пашазаде, провозгласившего себя «муфтием Кавказа», в реальности с каждым годом только падает. В прошлом году Грузия также отсекла мусульман, проживающих на своей территории, от влияния Пашазаде, создав собственное управление мусульман Грузии и поставив в его руководство грузина – суннита из Аджарии. Это был вполне обоснованный шаг, если учесть, что среди мусульман Грузии, составляющих в реальности около 385 тысяч человек (по переписи 2002 г. – 434 тыс.), сунниты составляют около 70%, а шииты – 30%. Сунниты представлены в первую очередь грузинами, проживающими в Аджарии (120 тыс. чел., составляющих 31% населения региона), а также в Гурии (14 тыс. чел., 10% населения региона) и Самцхе-Джавахети (7 тыс. чел.). Мусульмане Кахетии (47 тыс. чел.; 12% населения региона) и Тбилиси (около 15 тыс. чел.) являются в большинстве своем суннитами (шиитов – около трети), представленными в этническом плане вайнахами (чеченцы, кистины, ингуши), аварцами, азербайджанцами, курдами и т. д. Шииты же составляют около половины от проживающих в Квемо Картли азербайджанцев-мусульман (около 180 тыс. чел.; 40% жителей региона).

На Северном Кавказе подавляющее большинство мусульман в лучшем случае не знают о существовании Пашазаде, а те, кто в курсе его претензий, выражаются о нем не в самых лестных выражениях. Помимо Азербайджана и Грузии шииты на Кавказе живут в значительном количестве только в Дагестане, где составляют чуть больше 1% населения республики (30–35 тыс. чел., 90% которых живут в городе Дербенте). Здешние шииты также ориентируются в большей степени на Иран, нежели на муфтия Азербайджана, хотя в последнее время официальный Баку также увеличил финансовую помощь шиитским муллам Дагестана.

Из всего населения регионов Кавказа – 28,5 млн чел. – сунниты составляют около 8,35 млн чел., т. е. почти 30% населения макрорегиона (см. таблицу №1), тогда как шиитов на Кавказе насчитывается менее 4 млн. Остальные конфессии также заметно уступают суннитам: около 7 млн приверженцев у Русской православной церкви; по 3,5 млн – у Грузинской православной и Армяно-григорианской церквей и около 150 тысяч буддистов в Калмыкии. Эта сила сейчас не имеет единого центра, а между прочим, в ХIХ веке и ранее им являлся Дагестан, прозванный известным исследователем начала ХХ в. «горной цитаделью суннизма на Кавказе». На Кавказе именно сунниты имеют самый большой прирост населения, и в последующем их доля в населении региона будет только расти. В интересах России если не контролировать общесуннитские проекты и организации, то уж, по крайней мере, выстроить с ними доверительные отношения, что проще сделать, имея образовательные и прочие центры для суннитов Кавказа на своей территории (оптимальный вариант – размещение их в Дагестане).

Конфессиональная однородность населения Дагестана (принадлежность к шафиитскому мазхабу суннитской ветви ислама 95% жителей республики) являлась и является одним из главных стабилизирующих факторов в республике, благодаря которому удалось избежать многих конфликтов на этнической почве. Это своего рода цементирующий единство народов Дагестана фактор. Его дополняет сближение «горцев» (аварцев, даргинцев и лакцев) к одной этнической платформе, к которой, возможно, присоединятся народы Южного Дагестана, а также кумыки, что в итоге приведет к складыванию единой дагестанской нации. Вместе с тем усиление шиитского влияния в Дагестане и попытки прозелитизма, которые уже были отмечены в дагестанской прессе, являются угрозой стабильности общественно-политической ситуации в Дагестане. Рост самосознания среди суннитской молодежи и проявление ее активности в общественно-политической жизни Кавказа постепенно становятся все более значимым центром силы, который, к сожалению, свою активность больше проецирует в деструктивной сфере. Однако все же в последнее время заметен сдвиг в менее радикальную сторону, перевод ее активности в более конструктивное русло. Ориентирами суннитской молодежи Кавказа являются уже не Басаев и Хаттаб, а Реджеп Эрдоган и Мухаммад Мурси (президенты Турции и Египта). Одновременно очевидны попытки стран НАТО, в первую очередь США, использовать этот фактор в своих интересах и откровенно враждебные интересам России попытки части федерального истеблишмента слепить из суннитов Северного Кавказа образ врагов российского государства. Очевидно, что такой путь губителен для России, около 15% населения которой составляют сунниты, живущие в ключевых по геополитическому положению регионах.

В условиях современного положения на Ближнем Востоке, где столкнулись интересы суннитов и шиитов, подобные действия несут опасность для будущего России. Именно такое поведение Башара Асада с элементарными протестными акциями спровоцировало ответные шаги населения Сирии, превратившегося постепенно в суннитское сопротивление, которым воспользовались спецслужбы некоторых стран Запада и Ближнего Востока, перенаправив эту энергию в экстремистское русло. Эти тенденции, к сожалению, могут перешагнуть границы Ближнего Востока и перейти на Северный Кавказ, чего, собственно, и добиваются США. Таким образом, действия федеральной и республиканской властей должны быть в первую очередь направлены на недопущение такого развития событий.

 

Таблица №1

Страна или регион

Площадь, тыс. кв. км

Население, млн чел. (2012 г.)

Прогноз числ-ти населения на 2020 г.

Еств-й прирост (в %)

Сунниты

(в %)

Миграц-е сальдо (в %)

1

Азербайджан

86,6 (75,6)

6,5

7,0

1,25

37

-0,12

2

Грузия

69,7 (57,2)

4,0

4,0

0,33

7

0,12

3

Армения

29,7

2,8

2,6

0,47

0

-0,95

4

Дагестан

50,3

2,5

2,7

1,3

96

-0,24

5

Чечня

16,0

0,8

0,9

2,0

98

-0,08

6

Кабардино-Балкария

12,5

0,8

0,8

0,7

71

-0,32

7

Северная Осетия

8,0

0,7

0,65

0,4

31

-0,27

8

Карачаево-Черкесия

14,3

0,4

0,46

0,36

65

-0,53

9

Адыгея

7,8

0,4

0,4

-0,04

26

0,31

10

Ингушетия

3,3

0,4

0,47

1,8

98

0,11

11

Калмыкия

74,7

0,25

0,20

0,5

15

-0,85

12

Краснодар

75,5

5,2

5,5

-0,07

4

0,59

13

Ставрополье

66,2

2,7

2,6

0,02

10

0,22

14

НКР

11,0

0,14

0,15

 

0

 

15

Абхазия

8,6

0,24

0,25

 

20

 

16

Южная Осетия

3,9

0,04

0,03

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

mkala.mk.ru

Шиизм. Различие между суннитами и шиитами | Новости Махачкалы

Ислам, как и большинство мировых религий, имеет множество ответвлений и течений. В общем перечне их насчитывается несколько десятков. Основным и наиболее многочисленным направлением ислама является суннизм. По некоторым статистическим данным, девять из десяти мусульман относятся к суннитам. Наиболее распространенными по численности приверженцев направлениями на сегодняшний день являются шиизм, хариджизм и суфизм.

Различие между суннитами и шиитами

Основным различием между этими вероучениями является разногласие в правах передачи власти в мусульманской общине. На почве разногласий о правах преемства и произошел первый раскол в исламе. Большая часть мусульман – сунниты, признающие право преемства власти за четырьмя халифами: Али, Омаром, Абу Бакра и Османом.Шииты полагают, что право наследования принадлежит только потомкам халифа Али, который был братом пророка, остальных считая самозванцами. Само название шиизм произошло от сложения двух слов – шиа (группировка, приверженцы) и Али, то есть дословно – приверженцы Али.

Суннизм, как самое большое течение ислама, сформировался в XII веке, эту ветвь относят к догматической религии. После кончины пророка Мухаммеда группа мусульман, которые поддерживали Али, стала настаивать на том, что наследовать имматат могут лишь прямые наследники пророка, которыми и являлись потомки его брата Али. По сути, шииты придерживаются веры в «божественность» власти иммама. Концепция суннизма основывается на праве общины избирать предводителя по его верности исламу, соблюдению заветов Корана, личным и лидерским качествам. Шииты по сей день борются за возвращение высшей власти в общине мусульман прямым потомкам халифа Али.

Существуют некоторые различия в почитаниях писаний и проведении обрядов, но они не настолько существенны, как главный камень преткновения между суннитами и шиитами. Сунниты в своей вере опираются на священный Коран и сунны пророка Мухаммеда, отсюда и пошло название вероучения. Сунны пророка Мухаммеда – это сборник, который включает предания обо всех этапах жизни, намерениях, деяниях, поступках и высказываниях пророка. Сунниты почитают все, что говорил и одобрял пророк, это касается практически всех сфер жизни мусульман.

На территории России шиизм имеет малое распространение, к этому вероисповеданию относятся небольшая группа мусульман в Дагестане и кундровских татар в Нижнем Поволжье. В странах СНГ шиизм наиболее распространен в Азербайджане, где большая часть верующих относит себя к шиитам.

mahachkala.bezformata.com

Шиизм в Дагестане | Шиизм

  Жители Дагестана являются суннитами, но есть лезгинское село Мискинджа (лезг. Мискlин чка), жители которого являются приверженцами шиизма. Горное село на юге Дагестана - Мискинджа (на фото), расположен на правом берегу реки Самур у северного подножия горы Шалбуздаг. Мискинджа является единственным шиитским населённым пунктом на территории Дагестана.

Есть факты ясно указывающие на привнесённость шиитского элемента извне, на территорию Дагестана и следствием которого является современное положение крупного лезгинского селения Мискинджа.

В селении Мискинджа проживает примерно 4 тысячи жителей, официально действует одно медресе и пять мечетей, все они шиитского толка. Мискинджинцы несколько выделяются, на фоне других селений Дагестана, своей особой приверженностью шиизму, а молодёжь регулярно отправляется набирать заблуждений в Иран, такие шиитские центры, как Кум и Мешхед. Данный факт, несомненно, ещё больше усугубляет сложившуюся ситуацию, так как появляется всё больше людей, особенно из числа молодёжи, которые не только слепо следуют за тем, на чём застали своих отцов, но и становятся убеждёнными шиитами, готовы с пеной у рта отстаивать свою правоту и не принимают даже ясных доводов, основанных на человеческой логике. И мы просим у Всевышнего Аллаха наставить их на путь истины. Чтобы объяснить, каким же образом мискинджинцы стали ярыми последователями шиитской секты, определённо необходимо рассмотреть историю этого села, а относительно этого существуют различные версии. 

Версия самих мискинджинцев звучит несколько сказочно и не правдопободно, ведь достоверно известно что имам Али ибн Абу Талиб не был на Кавказе, но по словам сельчан имам Али якобы воевал там и даже побывал в Мискинджа. Почитаем очередную шиитскую сказку: 

"В 11 году хиджры (!!! год смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и Ислам тогда не дошел даже до Ирана) в поселения неверных прибыл Али ибн Абу Талиб  !!! - (да будет доволен им Аллах!) - и окружил эти места в течение одной недели, оттого что больше времени не было. /…/ В одном из городов [Чухура], в который Имам Али победно влез, а жители, восхищенные его могуществом, уверовали, не став сопротивляться, он женился на дочери царя этого города, которую звали Ирмийя. Она же родила от него мальчика и его назвали Камрат. Сейчас все мусульмане совершают паломничество на его могилу, потому, что он сын Али и Ирмийи, дочери их [земли]. Когда распространилась весть о поразительной победе над этим городом, сильные люди начали бояться, что он их погубит, даже находясь в своих домах. Слава Али распространилась [по горам] по земле. А Самсам собрал войско для того, чтобы оградить путь Али в свои владения, еще не зная его. Самсам поднялся с группой воинов в гору Шах и спустился к реке Шахнабад, чтобы вести слежку и поджидать Имама Али.

Мискинджинские аксакалы раньше своего правителя отправились к Имаму Али41 и приняли ислам и рассказали ему о положении в Самбуре. Имам Али отправился на встречу [хазарам] и застал их в районе реки Шахнабад. Войска Самсама находились в боевой готовности и при виде приближающихся [арабов], двинувшись на встречу Али, со всей силой нанесли удар. Первый удар Али и его войско выдержали. Началась бойня. Долго проносился среди рядов имам Али с помощью кулаков, еще не достав из ножен свою легендарную саблю - Зульфукар, на ножнах которой были выгравированы имена 300 пророков...."

НО в истории приводиться, что оно было образовано в XVI веке шахом Тахмасибом I (второй шах династии Сефевидов) на месте убийства своего предка султана Джунейда. И действительно, в 1460 году на берегу реки Самур, авантюрный распространитель шиизма, главарь шиитского ордена Джунейд был убит отрядом лезгинских муджахидов. И выглядит вполне логичным, что Сефевидский шах, пользуясь тогдашней слабостью местного населения, основал шиитское поселение в качестве опорного пункта, видимо в надежде последующего распространения шиизма на территорию всего Дагестана. Однако эту версию можно лишь принять, как начало шиитской истории села, когда как его корни уходят гораздо глубже. Из известной хроники Махмуда Хиналугского (XV век) мы узнаём, что уже тогда селение Мискинджа не только существовало, но и в нём располагалось медресе. Также в выяснении более точной даты основания села, нам поможет одна из самых старейших мечетей на Кавказе, расположенная в соседнем селении Кара-Кюре. Куфические надписи, выполненные на многочисленных столбах мечети, гласили, что жители селений Кара-Кюре, Ахты, Микрах и Мискинджа оказывали сопротивление против Ирана и хазар. 

Также существует множество народных преданий, что Мискинджа неоднократно разрушалась и выстраивалась заново. Всё выше перечисленное не может не навести на мысль, что изначально население Мискинджи было обращено в Ислам, как и другие соседние сёла Дагестана, с помощью давата, а в некоторых местах и с помощью меча. К началу XI века практически все населённые пункты, расположенные в среднем течении реки Самур, исповедовали Ислам и мискинджинцы были привержены тем же религиозным взглядам, что и их соседи в Кара-Кюре и Микрахе, то есть были суннитами. И так, неясным пока остаётся только один вопрос, каким же способом Сефевидским наместникам так легко удалось обратить население Мискинджи в шиизм?

Чтобы понять это, опять же достаточно взглянуть на исторические документы. Ответ мы находим в монументальном труде учёного-энциклопедиста XIX века Аббас-Кули-ага Бакиханова "Гюлистан-и Ирам", где он пишет: «Жители деревни Мискинджа (в Самурском округе) переселены сюда шахом Тахмасибом из Астрабада. Они одни в этом округе принадлежали к секте шиитов». Конкретизирующее подтверждение этому, мы находим и в книге «История Дагестана» (Магомедов, 1968 г.): «Чтобы упрочить свое влияние в Самурской долине, Тахмасиб I поселил в ауле Мискинджа 300 шиитских семей». Учитывая общий климат ужесточения Сефевидского владычества, население Мискинджи в конечном счёте или было вынуждено следовать главенствующей идеологии, либо совершить переселение в соседние селения, что более вероятно так как 300 семей, если брать среднее количество человек в расчете на семью, представляют довольно внушительную массу для того времени. Именно таким образом шиизм был насильственно занесён в эти края.

Хочу подчеркнуть, что мы не говорим, что современные мискинджинцы не являются лезгинами, я лишь хочу подчеркнуть, что они следуют заблуждению, которое не имеет ничего общего с их историей и землёй, на которой они живут. Я лично знаком с мискинджинцем, который исповедует истинный Ислам (но мы не собираемся из этого делать, как рафидиты, дешёвые видеоролики) и таких не мало и призываю всех их встать на путь истинного понимания Ислама, которое было передано мусульманам от сподвижников и табиинов, да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах, на путь следования Курану и Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Воистину, кого направил Аллах, того никто не собьет, а кого Аллах сбивает с пути, того никому не направить. Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение последнему и правдивому Пророку Мухаммаду, его семье, его сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними вплоть до Судного Дня.

rus.shiya.biz

казахи кто сунниты или шииты

Большинство российских мусульман — сунниты, (в том числе и казахи) придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов. К ханафитам принадлежит около 65 %, а к шафиитам — 30 % российских мусульман. Татары, башкиры, казахи, ногайцы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, адыгейцы и шапсуги, часть ингушей, а также исповедую­щие ислам осетины являются ханафитами (только те, кто считает себя мусульманами). К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии. Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также все народы Дагестана, кроме татов и ногайцев. Шиитами джафаритского толка являются две трети российских азербайджанцев (около 3 % мусульман России). Шиизма придерживается также часть татар, а также небольшая группа лезгин. Подробнее: <a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Исламские_течения" target="_blank">https://ru.wikipedia.org/wiki/Исламские_течения</a>

Сунниты. Шииты составяют около 15%всех мусульман, находятся, в основном, в ближневосточных странах.

казахи суниты

Казахи ваще не мусульмане - они пиво и водку хлещут, что твой кумыс

Для чего эти отличия? Ну а как ещё нормальных, одинаковых людей поссорить? Чтобы можно было сказать : - Вы другие. Так жить нельзя. И почва для конфликта готова. Хотя и сами не поймут из-за чего конфликт. Ссорят людей те кто не участвует в ссоре, а только разжигает её. Католики - гугеноты, сунниты-шииты, турки-курды и т. д.

мы казахи сунниты

touch.otvet.mail.ru

Шииты против мусульман Дагестана (Шах сошел с ума?)

Главная » шиизм » Шииты против мусульман Дагестана (Шах сошел с ума?)

Шииты против мусульман Дагестана (Шах сошел с ума?)




Наверное, нет человека, который хотя бы в детстве, хоть разок не собирал пазл.

Если исходить из того, что пазл – это головоломка, в которой требуется составить мозаику из множества фрагментов-деталей различной формы, предлагаю вам собрать  картинку из следующих исходных деталей-данных. Практически все данные общеизвестны или их можно найти в интернете.

1. Лет десять назад, говоря о причинах начала конфликта в Чечне,  В.В.Путин в одном из интервью заявил буквально следующее: «… и они попытались склонить местное население к суннитскому варианту ислама. А наши граждане, проживающие на Кавказе, в большинстве своем шииты…» (см.: http://lenta.ru/russia/2000/09/09/putin-king/transcript.htm , если удалят, что часто делают с достоверной информацией о шиизме, можно посмотреть в интернет архиве тут   .

Что же скрывается за этим эпохальным открытием Путина? Может ли человек, который стоял у истоков второй чеченской копании, после того, как он последовательно занимал посты директора ФСБ, секретаря Совбеза, премьера и, наконец, президента – так грубо ошибиться?

Несомненно, президента готовили к этому интервью и, наверняка, перечень обсуждаемых вопросов был известен заранее. Президент ничего не говорит просто так, и человек, хоть немного знакомый с организацией официальных встреч и интервью, знает, что весь президентский протокол так устроен, что каждое слово первого лица государства имеет свой смысл и вес. Возможно, что “специалист”, который готовил данное заявление президента, мог спутать шиитов с суннитами. Это все равно, что президентскому водителю перепутать право и лево, педаль газа и тормоза. Но водители в кремлевском гараже хорошие.

Оговорка? Контекст и смысл того интервью заставляют нас отказаться от версии случайной ошибки. Если и допустить такое, то психологи скажут, что в каждой оговорке подсознание говорит то, о чём реально думает человек.


Конечно, не стоило бы придираться к случайной оговорке… Если бы она была одна, и если бы только оговорка.

2. Нагнетание обстановки в Дагестане. Физическое устранение пассионарной молодежи, идеологических лидеров, исламских ученых, способных дать адекватные ответы вызовам современности.

3. Формирование общественного мнения о Дагестане как о кровоточащей ране, балласте, который надо скинуть. Лозунги типа «Хватит кормить Кавказ» и др.

4. Истерия в СМИ, которые как по команде с февраля-марта 2010 года начали травлю кавказцев. Тогда мне казалась странным, что к дагестанцам они особенно неравнодушны. Как показательная – история с Расулом Мирзаевым, а также множество последовательных мелких инцидентов, стабильно попадавших в центральные новостные ленты.

5. Активная публичная деятельность известных федеральных журналистов и «кавказоведов», которые особенно «полюбили»  Дагестан. Вспоминаем их частые поездки и масштабные общественные мероприятия в республике. В последнее время эти персонажи изливаются ярко выраженной прошиитской  пропагандой.

6. Резкая активизация шиитских проповедников в социальных сетях и в интернете вообще. 

7. Агрессивная пропаганда «новообращенных» шиитов из числа коренных дагестанцев.

8. Повышенный  интерес Ирана к Дагестану. Участившиеся  визиты иранских высокопоставленных чиновников, которые в том числе отметили территорию посетили дербентскую мечеть и ряд религиозных учреждений шиитов. Если верить слухам, активно скупаются земля и недвижимость.

9. Начало строительства шиитского центра в Каспийске (а возможно и в других городах).

10. История взаимоотношений Ирана и Дагестана. Неудачные попытки завоевания. Надиршах и Тамерлан.

11. Назначение главой Управления мусульман Кавказа шиита Аллахшукюра Пашазаде. Более того на состоявшемся в 2009 году учредительном съезде Консультативного совета мусульман СНГ в Москве Аллахшукюр Пашазаде был избран главой нового альянса традиционных мусульман. Инициатива получила высокую оценку президента России.

12. Активный набор молодежи для бесплатного обучения в религиозных образовательных учреждениях в Иране. В идеологическом содержании образовательных программ  в этой стране сомневаться не приходится. 

13. Реакция властей и официальных СМИ на салафитско-суфийский диалог. До этого – устранение некоторых активных сторонников таких инициатив.

14. Запрет исламской литературы, среди которой суннитская классика, книги авторитетных ученых уммы и даже сборники хадисов. Шиитская литература такого «внимания» не получает. Результаты и предполагаемые цели: 

- усиление антиисламских настроений среди россиян,

- новый повод для (более глобального) раскола русскоязычных мусульман,

- проверка на прочность исламской уммы.

15. Появление активно работающих шиитских издательств в России, издающих научную шиитскую литературу. А также активизация шиитских сайтов с дорогостоящим дизайном и функционалом.

 Как вам картинка? Не знаю как у вас, а у меня невольно собирается иллюстрация, имя которой – фитна. Фитна, рядом с которой двадцатилетнее противостояние “традиционалистов” и “нетрадиционалистов” в Дагестане, унесшее много времени, сил и даже жизней  дагестанских мусульман, покажется нам детскими шалостями.

Может быть, я сгущаю краски. Да, возможно, что начавшаяся де-факто гражданская война на нашей родине, ежедневные новости как сводки с фронта, демонстративный расстрел наших братьев и земляков, сожжение мечети, беспредел на улицах, безнаказанность властей плохо влияют на меня и на способность объективно оценивать ситуацию. Я уже начинаю теряться в догадках: кому это нужно и кто над нами экспериментирует.

За многоходовыми комбинациями нам сложно уловить какое будущее готовят для нас различные силы в Москве или в другом месте. Нам неизвестно, какой сценарий развития событий предполагает Запад для нашего региона. Поистине «Они (неверующие) хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах – Наилучший из хитрецов» (Коран, 3:54).

Но мы знаем то, чего не знают они – слова Всевышнего Аллаха: «Скажи: «О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо – в Твоей Руке. Воистину, Ты над всем сущим властен!» (Коран, 2:26). 
Искренним рабам Аллаха не страшны козни дьявола из числа людей и джиннов, ведь Аллах в Своей Книге, обращаясь к иблису, говорит: «Поистине, рабы Мои – у тебя нет власти над ними…» (Коран, 15:42).
 Так давайте же быть теми, «которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение» (Коран, 103:3), чтобы не оказаться среди тех, которые «в убытке» (Коран, 103:2).

Да убережет нас Аллах от фитны! Да убережет нас Аллах от несправедливости по отношению к нам, а главное – нашей несправедливости по отношению к самим себе!

О Аллах, объедении твоих искренних рабов на Истине! Амин!



P.S. Иранская пословица: «Если шах сошел с ума – пусть идет войной на Дагестан!»

Нур Мухаммад [islamcivil.ru]
Написать комментарий VK

rus.shiya.biz

ЧЕЧЕНЦЫ - ШИИТЫ ИЛИ СУННИТЫ?

Кто такие сунниты?

Суннизм - доминирующая ветвь ислама. Сунниты - в буквальном смысле этого слова - мусульмане, которые руководствуются "сунной" - сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы сподвижниками пророка. Суннизм - доминирующая ветвь ислама. "Сунна" объясняет священную книгу мусульман - Коран - и дополняет ее. Потому традиционные последователи ислама считают следование "сунне" главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Причем речь часто идет о буквальном восприятии предписаний священной книги, без каких либо модификаций.

В некоторых течениях ислама это приобретает крайние формы. Например, при талибах в Афганистане уделялось особое внимание даже характеру одежды и размеру бороды у мужчин, каждая деталь быта регламентировалась в соответствии с требованиями "сунны".

Кто такие шииты?

Шиитским религиозным процессиям присущ драматизм. В отличие от суннитов, у шиитов толкование предписания пророка возможно. Правда, только теми, кто имеет на это особое право.

Шииты представляют собой вторую по значению и численности сторонников ветвь ислама. Само слово в переводе означает "приверженцы" или "партия Али". Так называли себя сторонники передачи власти в Арабском халифате после смерти пророка Мухаммеда одному из его родственников - Али бин Аби Талибу. Они считали, что Али имеет священное право быть халифом как ближайший родственник и ученик пророка.

Раскол произошел практически сразу после смерти Мухаммеда. Борьба за власть в халифате в итоге привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербелы (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов.

В наше время, в так называемый день ашуры (по мусульманскому календарю - в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, когда участники процессии наносят себе удары цепями и саблями.

Чем отличаются сунниты от шиитов?

Суннитов больше, чем шиитов, но во время хаджа все разногласия забываются После смерти Али и его сыновей шииты начали борьбу за возвращение власти в халифате потомкам Али - имамам. Шииты, считавшие, что верховная власть имеет божественную природу, отвергли саму возможность избрания имамов. По их мнению, имамы являются посредниками между людьми и Аллахом. Для суннитов такое понимание чуждо, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам, с их точки зрения, - это обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет паствы знанием ислама в целом и "сунны", в частности.

Столь большое значение, придаваемое шиитами роли Али и имамов, ставит под вопрос место самого пророка Мухаммеда. Сунниты считают, что шииты позволили себе внести в ислам "недозволенные" новшества и в этом смысле противопоставляют себя шиитам.

e-chechnya.ru

Беседа с дагестанским шиитом - 1 часть

Этому интервью два года. Оно готовилось для газеты "Настоящее время" еще летом  2010 года. Последние события в Хасавюрте резко актуализировали тему шиизма. Выкладываю здесь полностью. Ранее нигде не публиковалось.

----------------

МУСУЛЬМАНЕ

Пути к Господу исповедимы

Рафиуддин Асваров: «Всем нам нужно осознать свою богосозданность»

О вехах на пути дагестанских мусульман, об исламском образовании и внутримусульманкой фитне (разногласиях), которые  на самом деле не стоят и выведенного яйца, а разборки «братьев по вере» — подобны войне лилипутов на тему с какой стороны разбивать яйца. Об уровне исламского образования, мазхабизации  и новых мировых трендах  исламской мысли и о многом другом диалог с молодым алимом, выпускником университета в Куме (Иран) Рафиудином АСВАРОВЫМ .

Кто они, шииты?

Ханжан Курбанов. – Рафиуддин, я хотел бы вот с чего начать. Понятно, что Дагестан – это многоконфессиональная республика, здесь представлены почти все основные религии – ислам, христианство, иудаизм, есть большое количество разных  религиозных групп. О шиизме мы знаем только то, что в Дербенте и Махачкале есть шиитские общины, они молятся в мечетях отдельно от других конфессий, ну есть еще в селении Мискинджи Докузпаринского района, откуда ты родом, где население исповедует…,как бы это по политкорректней выразиться… я склонен даже называть это правовой персидской школой. И этим ограничивается шиизм в Дагестане? Или можно еще что-то сказать о каких-то аспектах жизнедеятельности общины.

Рафиуддин Асваров  - Есть шиитская община кроме Дербента, в Мискинджи и в Махачкале.  В Махачкале шиитская община насчитывает около 4-6 тысяч человек. Они компактно проживали в старой части города – Краснофлотская, портовые улицы. Шиитская община также есть в Кизляре, Кизлярском районе. Это что касается географии. Наиболее крупные общины – в Махачкале, Дербенте и Кизляре.

 Х.К.  Мы знаем, что тарикатские группы часто собираются, проводят мавлиды, ритуальные религиозные мероприятия, проводят культурные мероприятия – салафиты также практикуют совместные хинкалы, совместные походы по мечетям, радикальные группировки – это отдельная тема, которые находятся особнячком, которые совершают уже уголовно-наказуемые действия – террористические акты, диверсии. Я говорю сейчас о легальной мусульманской умме. Какие мероприятия проводятся шиитскими общинами, как они маркируются, как обозначаются. Мы даже различаем мусульманские группы по внешнему дресс-коду, т. е. представители тарикатских групп одевают тюбетейку определенного цвета, салафиты могут отпускать бороду и сбривать усы, другие группы могут по-иному себя обозначать. А как шииты, у них есть какой-то внешний дресс-код и помимо этого есть ли у них какие-то культурно-религиозные мероприятия, которые они регулярно проводят в своей общине и которыми они отличаются от остальных мусульман?

Р. А.  – Ничего особенного шиитская община не использует, носить длинную бороду не рекомендуется, желательно трехдневная щетина, разрешается бриться, одежда традиционная. Есть предание, что выделяться из толпы одеждой – даже  считается нежелательным это с точки зрения шариата, а в нравственно-этической системе предосудительным и харамом.

Х.К.  – Я знаю, что в салафитских кругах приветствуется оставление бороды, а на женщинах темного хиджаба – они считают символом религиозности и своим братьям по общению считают обязательным оставление бороды, причем она должна быть определенного порядка, там  четыре пальца. Таким образом, они себя маркируют, выделяют не только из мусульман, но и в целом общества, чем на себя навлекают лишние взгляды, а то и проблемы определенного порядка. Шииты, и шиитские ученые, наоборот, этого остерегаются?

Р.А.  – Да, рекомендуется молодежи походить на молодежь, а пожилым людям – на пожилых людей. И это установка мазхаба (религиозно правовая школа), а пожилой человек должен походить на пожилого, та атрибутика, которая ему присуща, т. е. присутствие бороды  - это в пожилом возрасте. И плох тот пожилой человек, как сказано в хадисе, который пытается походить на молодого и плох тот молодой человек, который пытается походить на пожилого. Скрывать свою красоту в молодом возрасте, или стараться походить на пожилого – это порицается. И точно также, если пожилой человек пытается походить на молодого.

Х.К.  Исходя из этого мы можем говорить, что шиизм все-таки прогрессивней в отличие от других правовых школ, я имею ввиду шафиитский мазхаб. Если мы имеем возможность сравнивать в Дагестане и в мировом масштабе. Если исходить из этих особенностей мы можем сказать, что для Дагестана наиболее прогрессивна, никаких особых атрибутик во внешнем виде мы не видим, как на арабском востоке и юге в виде широкого халата, который одевался без пуговиц и без воротника.

Я хотел плавно перейти на историческую родину этого течения. Несколько слов о своей учебе, как много дагестанцев там обучается? Мы больше знаем об образовательных центрах  Сирии, в Медине (Королевский университет), а также университет Аль-Азхар (Египет), мы даже знаем о постсоветском центре – Бухаре, но мы практически ничего не знаем об образовательных центрах в Иране. Расскажи, пожалуйста, о них и о своем учебном процессе, когда ты там учился, и как это все происходило, и потом мы сравним это с учебой в сирийских и  египетских учебных заведениях.

Р. А. -  В Иране есть такой международный  университет Аль-Мустафа, который имеет филиалы во многих странах, в городе Куме. Город Кум расположен где-то в 1,5 часах езды от Тегерана, это где-то около 300 километров. Это духовный центр Ирана, религиозная столица Ирана. Международный  университет включает в себя 20 факультетов. Я учился на факультете Корана и хадиса.

Учеба в Иране

Х.К. – Вообще какие есть факультеты?

Р.А.  – Факультеты философии, истории, мазхабов…

Х.К. То есть это история религиозная?

Р.А.  – В широком смысле, там два года изучается история мировая, затем история исламского государства, то есть которое построил Пророк, история ислама, аналитическая история, история мазхабов и так далее. Если это факультет философии, то тут философия ирфан, это отдельная философия, философия-калам, это тоже отдельный факультет, он как бы делится на две части – философия - ирфан – мистическая философия, и калам – схоластика. Если это факультет мазхабов, то здесь идет сравнительное изучение мазхабов. Есть факультет каламических мазхабов где изучают  акиду (догматика) начиная с классической и заканчивая методикой ведения диспутов. Есть факультет нравственности (ал-ахлак).

Х К  Сколько лет обучаются?

Р. А. – Первоначальная степень – пять лет.

Х.  К. Выпускник на первой стадии, что умеет делать?

- Р.А.  Преподавать историю.

Х.К,  В школе или при  каких-то высших учебных заведениях.

Р.А.  Это надо выпускнику оговариваться здесь, чтобы этот диплом (он подтверждается и нашим консульством), наш университет входит в международную федерацию организаций ИСЕСКО.

Х. К. Расскажи нашим читателям, что такое ИСЕСКО.

Р. А. – Это исламское ЮНЕСКО – организация защиты, охраны культурного наследия и памятников культуры исламского мира.

Х.К.  - Как я понял, вуз не оторван от мировых цивилизационных процессов и диплом имеет свою привязку к тем реалиям, к той географии, куда возвращается студент?

Р.А.  - Да. Диплом выдается международного образца.

Х.К.  - Ты сейчас можешь заниматься преподавательской деятельностью в наших светских вузах?

Р.А.  – Если наши вузы будут принимать этот диплом, то да, то есть проблема сегодня именно в этом. Когда был создан институт ИНТИМО (институт теологии и международных отношений) предпочтение начали отдавать их диплому.

Х.К,  Первая стадия обучения – пять лет, а дальше?

Р. А.  – Дальше магистратура, бакалавриат и так далее.

Х. К. Получается, ты сейчас безработный именно по твоему диплому?

Р. А. - Да,  я сейчас безработный.

Х.К.  – То, что диплом не прошел свою аттестацию здесь, в России, это получается, что в целом еще исламский мир не интегрирован в мировое сообщество.

Р. А. - Все дипломы исламских вузов сейчас легализуются только в Чечне, т. е. Кадыров издал указ, по которому все дипломы, окончивших исламские университеты, приравниваются к диплому высшего образования, если это обучение пять лет, они его сравнивают с современной системой и легализуют как российский диплом.

Х.К,. - А как это происходит? Им нужно диплом представлять или человека, который пришел с какими-то знаниями?

Р. А. – Нет, только диплом.

Х.К, -  При одинаковом дипломе человек может по-разному владеть знаниями и подходить к самой религии. Дипломы одинаковые, но подходы разные. Как можно по диплому определить человека. Одобрено Кадыровым?

Р.А.  - Сам диплом легализуется  по тому факультету, который он закончил в исламском университете. Но потом в процессе работы, если он изъявил желание работать по своей специальности,  непосредственно в том учебном заведении его тестируют, проверяют, и уже видно будет, на каком уровне он владеет арабской грамматикой или шариатом.

Особенности исламского образования в Дагестане

Х. К. Рафиуддин,  я хотел бы поговорить об исламском образовании в Дагестане. Насколько мы знаем, я, правда, боюсь ошибиться в количестве так называемых исламских вузов. Здесь достаточное количество высших исламских учебных заведений, почему так называемых? Потому что они не прошли международную аттестацию.  Я не могу ничего хорошего сказать о них, но это сугубо мое мнение и все-таки я хотел услышать твое мнение. Ты имел возможность промониторить, протестировать наше, дагестанское исламское образование, насколько оно качественно, адекватно реалиям времени и отвечает запросам дагестанских реалий, кавказских реалий и в целом отвечает международным стандартам.

Р. А. – Надо сказать, что книги в каждом исламском учебном заведении и классические исламские книги, т. е. учебники, которые изучались в традиционной системе исламского обучения проходят здесь в Дагестане жесткий контроль и они не допускаются к преподаванию здесь в вузах. Что касается акиды – вероубеждения или философии здесь предпочитают преподавать Газали.

Х. К. – Газали – это средневековый автор, умер в 1111 году по грегорианскому летоисчислению и канонизирован как святой и является суфийским шейхом...

Р. А. …Человек, который легализовал в своих трудах суфизм, который до Газали считался народным исламом. Кроме того Газали перевел суфизм на философские рельсы. Его книги, в которых он пишет про суфийские технологии, ощущения, он широко здесь преподается и приветствуется в учебных заведениях. Но есть очень много книг других авторов, которые игнорируются. В Египте, или скажем, в Тунисе или в той же самой Турции есть возможность изучить эти книги. Здесь этих возможностей нет, потому что они проходят здесь цензуру и отбор. Точно также обстоит дело и по  философии, которую вообще здесь не преподают.

Х. К. – Да, такая проблема есть, совершенно верно, я как человек, который защищался по теме религиозно-политического экстремизма, имею возможность судить, есть экспертные советы, хотя они имеют общественную значимость, но юридической силы не имеют. Тем не менее, они проводят политику по блокированию всей несанкционированной литературы, которая появляется на рынке, исламской литературы в Дагестане. Есть такие случаи в Дагестане – это погромы магазинов, которые торгуют несанкционированной литературой, были случаи, когда избивались продавцы, я тебе говорю к сведению, поскольку ты мог это не наблюдать, находясь в Иране. Но это факты новейшей истории, которые имели место быть в Дагестане. Ну и как бы возвращаясь к качеству исламского образования, хотел, чтобы ты ближе подвел нас к этой теме. Высказал твое личное мнение, подкрепленное объективными инстанциями?

Р. А. – Качество религиозного образования оставляет желать лучшего. Это мое личное мнение. В нем отсутствует широта видения проблем и объективность, потому что людям следует объяснять ислам с разных точек зрения и изучать ислам, используя те учебники, которые сегодня так интересны для нашей молодежи и они есть, преподавание по ним ведется в различных зарубежных университетах и преподавания которых здесь нет. Подготавливать специалистов, если это имамы мечетей, то они должны хорошо разбираться в той литературе, которая преподается в тех же самых учебных заведениях Египта, Сирии. Например «Акида Тахвия» и др.

Х. К. В двух словах расскажи, что такое «Акида Тахвия» для наших читателей?

Р.А.  – Это книга по вероубеждениям, последователя ханафитской школы, составленная имамом ат-Тахави (239-321 до Хиджре) выражает мировоззрение Ахль ас-Сунна ва-ль-Джамаат (Людей Сунны и Согласия).  Обычно преподается в Египте и других учебных заведениях. Очень многие студенты выходцы Аль-Азхара проходят эту очень известную книгу. Считаю, что следует ее изучать с целью уметь опровергать доводы оппонента если это необходимо.

Х. К .– Несколько лет назад такие термины, как таухид и разновидности таухида такие как таухид улухийа, руббубийа и таухид асма ва сифат, которые были известны во всем исламском мире и в классическом исламе изучались, но не  были неизвестны в широких исламских кругах Дагестана. Духовенство тех времен опасалось всего неизвестного, изучение и объяснение которых нежелательно и является предосудительными. Такие факты тоже имели место здесь. У нас здесь ислам отошел от мировых  образовательных процессов, в том числе исламских, мусульманских стран.

Р. А. – Если это таухид, то его надо объяснить так, как его объясняют все религиозно-правовые школы, то есть все канонические школы и это должно преподаваться. Именно незнание этой темы приводит к тому, что возникают споры невежественного характера. Среди религиозно догматических школ разногласий по  вопросу таухида практически нет.

Х.К.  Рафиуддин, я боюсь, что у нас не ограничивается спорами. Дагестан – это многонациональная, многоконфессиональная республика, народ горячий. Все эти споры выливаются в действия более тяжкого характера, уголовно-наказуемого, начиная от хулиганства и заканчивая экстремизмом и терроризмом. Потому что одно дело – ты споришь, дискутируешь и не соглашаешься со своим оппонентом, а другое дело, когда рамки спора ты переводишь до взаимного неприятия, которое доходит до убийств в отношении лиц, которых ты считаешь невеждами – мунафиками, фасиками, а то и мушриками и кафирами. В Дагестане не все так радужно, а как обстоит дело в Иране, там нет таких проблем в межрелигиозном диалоге, нет такого накала страстей, столкновений на религиозной почве?

Р. А. Во избежание этого в Иране создан центр межмазхабного диалога, который выступает организацией по сближению мазхабов, т. е. Всемирная Ассамблея по Сближению Исламских Мазхабов, которую возглавляет Аятолла Тасхири. Каждый год в Иране проводится неделя единства мусульман. Туда приглашаются ученые со всех концов мира, всех мазхабов.

Х.К.  Вот чему стоит поучиться дагестанцам, а дагестанцы присутствуют на таких симпозиумах?

Р. А. Я присутствовал на такой конференции и видел несколько раз дагестанскую делегацию, они приезжали с однодневным визитом.

Х. К. Значит, их особо это не завлекало?

Р. А. Да, это был просто формальный визит. Не было такого, чтобы принять какое-то бурное участие, прислать делегатов, которые бы приняли какое-то более активное практическое участие. Поскольку было приглашение и надо было ответить.

john-rend.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о