Щукин, Лев Кириллович — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Щукин.Лев Кириллович Щукин (29 октября 1923 (1923-10-29), Ногинск — 1 мая 2009, Минск) — советский ас-истребитель реактивной авиации, полковник. В годы Корейской войны командир звена 18-го гвардейского истребительного авиационного полка 303-й истребительной авиационной дивизии 64-го истребительного авиационного корпуса 54-й отдельной армии ПВО. Герой Советского Союза (1951).
Биография
Родился 29 октября 1923 года в городе Ногинск (ныне Московская область). Вскоре семья переехала в город Краснодар. В 1941 году Лев Щукин окончил 10 классов школы и Краснодарский аэроклуб.
С 1941 года служил в Красной Армии, в августе 1941 года поступил в Одесскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в начале 1944 года в звании младшего лейтенанта. Однако после окончания школы направлен не на фронт, а лётчиком-инструктором 13-й запасной авиационный полк. В августе 1945 года переведён в 18-й гвардейский истребительный авиационный полк (303-я истребительная авиационная дивизия), в составе которого прослужил до лета 1952 года. Полк сначала входил в состав Белорусского военного округа, в 1948 году передан в состав Московского района ПВО. В 1947 году освоил реактивный самолёт Як-15. Участник воздушного парада 1 мая 1948 года в Москве над Красной площадью — тогда впервые на широкой публике была показана реактивная авиация. Весной 1950 года освоил реактивный истребитель МиГ-15. С началом Корейской войны полк был переброшен на Дальний Восток и передан в состав 54-й воздушной армии, прикрывая в воздуха Приморский край. В марте 1951 года полк и дивизия переброшены в Северный Китай, где стали активно готовиться к боевым действиям.
Видео по теме
Корейская война
8 мая 1951 года командир звена 1-й эскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии старший лейтенант Лев Щукин впервые совершил боевой вылет, защищая Северную Корею от налётов авиации США и их союзников. Непосредственно участвовал в боях с 8 мая 1951 года по 11 января 1952 года. За это время совершил 121 боевой вылет, провёл 37 воздушных боёв, в которых сбил 15 самолётов противника лично и 2 — в составе группы. Третий по результативности советский ас этой войны после Николая Сутягина (21 победа) и Евгения Пепеляева (20 побед). Сам был дважды сбит, получил ранение и травмы. По словам Л. К. Щукина, когда он во второй раз спускался на парашюте после катапультирования из подбитого самолёта, американские летчики пытались расстрелять его в воздухе, но промахнулись.
В ноябре 1951 года во время сражения в небе Северной Кореи с истребителями ВВС США, американцы провели массированный налёт (48 F-84) на шоссейную дорогу в районе Ансю. В первом вылете капитан Щукин совместно со старшим лейтенантом Астаповским поразили по одному самолёту F-84. В ходе дальнейшего боя Щукин сбил ещё один F-84.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1951 года за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, гвардии старшему лейтенанту Щукину Льву Кирилловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9279).
Послевоенные годы
В 1952 году был направлен на учёбу, в 1956 году окончил Военно-воздушную академию. В 1956 году гвардии подполковник Л. К. Щукин назначен помощником командира 940-го истребительно-бомбардировочного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе, с 1960 года — заместитель командира, а с 1962 года — командир этого полка. С 1967 года — заместитель начальника отдела боевой подготовки 26-й воздушной армии. С 1967 по 1970 годы служил военным советником в Демократической республике Вьетнам, а затем в Египте. С 1973 по 1976 годы — в составе координационной группы по оказанию содействия в боевой подготовке Вооружённых Сил стран — участниц Варшавского договора работал в ВВС Народной армии Болгарии.
С 1977 года полковник Л. К. Щукин — в отставке. Жил в Минске (Белоруссия). Умер 1 мая 2009 года. Похоронен на Восточном кладбище Минска.
Могила Щукина на Восточном кладбище МинскаНаграды
Литература
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2. — С.816.
- Игорь Сейдов. Советские асы корейской войны. — Москва: Фонд содействия авиации «Русские витязи», 2010. — С. 163—174. — 451 с. — ISBN 978-5-903389-35-3.
Ссылки
wiki2.red
Щукин, Лев Кириллович Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Щукин.Лев Кириллович Щукин (29 октября 1923 (1923-10-29), Ногинск — 1 мая 2009, Минск) — советский ас-истребитель реактивной авиации, полковник. В годы Корейской войны командир звена 18-го гвардейского истребительного авиационного полка 303-й истребительной авиационной дивизии 64-го истребительного авиационного корпуса 54-й отдельной армии ПВО. Герой Советского Союза (1951).
Биография
Родился 29 октября 1923 года в городе Ногинск (ныне Московская область). Вскоре семья переехала в город Краснодар. В 1941 году Лев Щукин окончил 10 классов школы и Краснодарский аэроклуб.
С 1941 года служил в Красной Армии, в августе 1941 года поступил в Одесскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в начале 1944 года в звании младшего лейтенанта. Однако после окончания школы направлен не на фронт, а лётчиком-инструктором 13-й запасной истребительный авиационный полк. В августе 1945 года переведён в 18-й гвардейский истребительный авиационный полк (303-я истребительная авиационная дивизия), в составе которого прослужил до лета 1952 года. Полк сначала входил в состав Белорусского военного округа, в 1948 году передан в состав Московского района ПВО. В 1947 году освоил реактивный самолёт Як-15. Участник воздушного парада 1 мая 1948 года в Москве над Красной площадью — тогда впервые на широкой публике была показана реактивная авиация. Весной 1950 года освоил реактивный истребитель МиГ-15. С началом Корейской войны полк был переброшен на Дальний Восток и передан в состав 54-й воздушной армии, прикрывая в воздуха Приморский край. В марте 1951 года полк и дивизия переброшены в Северный Китай, где стали активно готовиться к боевым действиям.
Корейская война
8 мая 1951 года командир звена 1-й эскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии старший лейтенант Лев Щукин впервые совершил боевой вылет, защищая Северную Корею от налётов авиации США и их союзников. Непосредственно участвовал в боях с 8 мая 1951 года по 11 января 1952 года. За это время совершил 121 боевой вылет, провёл 37 воздушных боёв, в которых сбил 15 самолётов противника лично и 2 — в составе группы. Третий по результативности советский ас этой войны после Николая Сутягина (21 победа) и Евгения Пепеляева (20 побед). Сам был дважды сбит, получил ранение и травмы. По словам Л. К. Щукина, когда он во второй раз спускался на парашюте после катапультирования из подбитого самолёта, американские летчики пытались расстрелять его в воздухе, но промахнулись.
В ноябре 1951 года во время сражения в небе Северной Кореи с истребителями ВВС США, американцы провели массированный налёт (48 F-84) на шоссейную дорогу в районе Ансю. В первом вылете капитан Щукин совместно со старшим лейтенантом Астаповским поразили по одному самолёту F-84. В ходе дальнейшего боя Щукин сбил ещё один F-84.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1951 года за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, гвардии старшему лейтенанту Щукину Льву Кирилловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9279).
Послевоенные годы
В 1952 году был направлен на учёбу, в 1956 году окончил Военно-воздушную академию. В 1956 году гвардии подполковник Л. К. Щукин назначен помощником командира 940-го истребительно-бомбардировочного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе, с 1960 года — заместитель командира, а с 1962 года — командир этого полка. С 1967 года — заместитель начальника отдела боевой подготовки 26-й воздушной армии. С 1967 по 1970 годы служил военным советником в Демократической республике Вьетнам, а затем в Египте. С 1973 по 1976 годы — в составе координационной группы по оказанию содействия в боевой подготовке Вооружённых Сил стран — участниц Варшавского договора работал в ВВС Народной армии Болгарии.
С 1977 года полковник Л. К. Щукин — в отставке. Жил в Минске (Белоруссия). Умер 1 мая 2009 года. Похоронен на Восточном кладбище Минска.
Могила Щукина на Восточном кладбище МинскаНаграды
Литература
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. —
М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2. — С.816. - Игорь Сейдов. Советские асы корейской войны. — Москва: Фонд содействия авиации «Русские витязи», 2010. — С. 163—174. — 451 с. — ISBN 978-5-903389-35-3.
Ссылки
wikiredia.ru
Щукин, Лев Кириллович — WikiModern
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Щукин.Лев Кириллович Щукин (29 октября1923 (1923-10-29), Ногинск — 1 мая2009, Минск) — советский ас-истребитель реактивной авиации, полковник. В годы Корейской войны командир звена 18-го гвардейского истребительного авиационного полка303-й истребительной авиационной дивизии64-го истребительного авиационного корпуса 54-й отдельной армии ПВО. Герой Советского Союза (1951).
Биография
Родился 29 октября1923 года в городе Ногинск (ныне Московская область). Вскоре семья переехала в город Краснодар. В 1941 году Лев Щукин окончил 10 классов школы и Краснодарский аэроклуб.
С 1941 года служил в Красной Армии, в августе 1941 года поступил в Одесскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в начале 1944 года в звании младшего лейтенанта. Однако после окончания школы направлен не на фронт, а лётчиком-инструктором 13-й запасной авиационный полк. В августе 1945 года переведён в 18-й гвардейский истребительный авиационный полк (303-я истребительная авиационная дивизия), в составе которого прослужил до лета 1952 года. Полк сначала входил в состав Белорусского военного округа, в 1948 году передан в состав Московского района ПВО. В 1947 году освоил реактивный самолёт Як-15. Участник воздушного парада 1 мая 1948 года в Москве над Красной площадью — тогда впервые на широкой публике была показана реактивная авиация. Весной 1950 года освоил реактивный истребитель МиГ-15. С началом Корейской войны полк был переброшен на Дальний Восток и передан в состав 54-й воздушной армии, прикрывая в воздуха Приморский край. В марте 1951 года полк и дивизия переброшены в Северный Китай, где стали активно готовиться к боевым действиям.
Корейская война
8 мая 1951 года командир звена 1-й эскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии старший лейтенант Лев Щукин впервые совершил боевой вылет, защищая Северную Корею от налётов авиации США и их союзников. Непосредственно участвовал в боях с 8 мая 1951 года по 11 января 1952 года. За это время совершил 121 боевой вылет, провёл 37 воздушных боёв, в которых сбил 15 самолётов противника лично и 2 — в составе группы. Третий по результативности советский ас этой войны после Николая Сутягина (21 победа) и Евгения Пепеляева (20 побед). Сам был дважды сбит, получил ранение и травмы. По словам Л. К. Щукина, когда он во второй раз спускался на парашюте после катапультирования из подбитого самолёта, американские летчики пытались расстрелять его в воздухе, но промахнулись.
В ноябре 1951 года во время сражения в небе Северной Кореи с истребителями ВВС США, американцы провели массированный налёт (48 F-84) на шоссейную дорогу в районе Ансю. В первом вылете капитан Щукин совместно со старшим лейтенантом Астаповским поразили по одному самолёту F-84. В ходе дальнейшего боя Щукин сбил ещё один F-84.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1951 года за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, гвардии старшему лейтенанту Щукину Льву Кирилловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9279).
Послевоенные годы
В 1952 году был направлен на учёбу, в 1956 году окончил Военно-воздушную академию. В 1956 году гвардии подполковник Л. К. Щукин назначен помощником командира 940-го истребительно-бомбардировочного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе, с 1960 года — заместитель командира, а с 1962 года — командир этого полка. С 1967 года — заместитель начальника отдела боевой подготовки 26-й воздушной армии. С 1967 по 1970 годы служил военным советником в Демократической республике Вьетнам, а затем в Египте. С 1973 по 1976 годы — в составе координационной группы по оказанию содействия в боевой подготовке Вооружённых Сил стран — участниц Варшавского договора работал в ВВС Народной армии Болгарии.
С 1977 года полковник Л. К. Щукин — в отставке. Жил в Минске (Белоруссия). Умер 1 мая 2009 года. Похоронен на Восточном кладбище Минска.
Могила Щукина на Восточном кладбище МинскаНаграды
Литература
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2. — С.816.
- Игорь Сейдов. Советские асы корейской войны. — Москва: Фонд содействия авиации «Русские витязи», 2010. — С. 163—174. — 451 с. — ISBN 978-5-903389-35-3.
Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 4.0 license. Нетекстовые медиаданные доступны под собственными лицензиями. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. Infosphere.top не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).
infosphere.top
Щукин, Лев Кириллович — ВиКи
8 мая 1951 года командир звена 1-й эскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии старший лейтенант Лев Щукин впервые совершил боевой вылет, защищая Северную Корею от налётов авиации США и их союзников. Непосредственно участвовал в боях с 8 мая 1951 года по 11 января 1952 года. За это время совершил 121 боевой вылет, провёл 37 воздушных боёв, в которых сбил 15 самолётов противника лично и 2 — в составе группы. Третий по результативности советский ас этой войны после Николая Сутягина (21 победа) и Евгения Пепеляева (20 побед). Сам был дважды сбит, получил ранение и травмы. По словам Л. К. Щукина, когда он во второй раз спускался на парашюте после катапультирования из подбитого самолёта, американские летчики пытались расстрелять его в воздухе, но промахнулись.
В ноябре 1951 года во время сражения в небе Северной Кореи с истребителями ВВС США, американцы провели массированный налёт (48 F-84) на шоссейную дорогу в районе Ансю. В первом вылете капитан Щукин совместно со старшим лейтенантом Астаповским поразили по одному самолёту F-84. В ходе дальнейшего боя Щукин сбил ещё один F-84.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1951 года за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, гвардии старшему лейтенанту Щукину Льву Кирилловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9279).
В 1952 году был направлен на учёбу, в 1956 году окончил Военно-воздушную академию. В 1956 году гвардии подполковник Л. К. Щукин назначен помощником командира 940-го истребительно-бомбардировочного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе, с 1960 года — заместитель командира, а с 1962 года — командир этого полка. С 1967 года — заместитель начальника отдела боевой подготовки 26-й воздушной армии. С 1967 по 1970 годы служил военным советником в Демократической республике Вьетнам, а затем в Египте. С 1973 по 1976 годы — в составе координационной группы по оказанию содействия в боевой подготовке Вооружённых Сил стран — участниц Варшавского договора работал в ВВС Народной армии Болгарии.
С 1977 года полковник Л. К. Щукин — в отставке. Жил в Минске (Белоруссия). Умер 1 мая 2009 года. Похоронен на Восточном кладбище Минска.
Могила Щукина на Восточном кладбище Минскаwww.xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai
| Место рождения | Ногинск |
|---|---|
| Дата смерти | 1 мая 2009(2009-05-01) (85 лет) |
| Место смерти | Минск |
| Принадлежность | СССР СССР |
| Род войск | Военно-воздушные силы |
| Годы службы | 1941—1959 |
| Звание | |
| Часть | 18-й гвардейский истребительный авиационный полк |
| Сражения/войны | Великая Отечественная война |
| Награды и премии | |
| В отставке | с 1959 года |
www.turkaramamotoru.com
Щукин Лев Кириллович — ас Корейской войны
Постоянный читатель нашей газеты, полковник в отставке В. Раудик обратился в редакцию с письмом, в котором предлагает увековечить память Героя Советского Союза, нашего земляка Льва Кирилловича Щукина, поместив его имя на постаменте у Вечного огня на площади Победы.
Летчик Л. Щукин прославился своими боевыми делами в годы Корейской войны 195053 г.г. Его имя стоит на почетном третьем месте в списке самых результативных летчиков-реактивщиков Советских ВВС. Наш ас 17 раз открывал огонь по самолетам противника и каждый раз поражал цель!
Но в Советском Союзе по известным причинам обо всем этом знали немногие.
Родился Лев Кириллович 29-го октября 1923 года в городе Ногинске, в семье служащего. Однако вскоре семья переехала на юг, в Краснодар. В 1939 году Лев Щукин вступает в комсомол и одновременно поступает в местный аэроклуб. В эти годы самым популярным лозунгом среди молодежи был лозунг «Комсомолец — на самолет!». Это были годы многочисленных авиаперелетов советских летчиков и достижения новых мировых авиарекордов. И естественно юный Лев Щукин, как и сотни его сверстников, не мог оставаться в стороне от этих событий и твердо решил стать военным летчиком.
В июне 1941 года юноша подает свои документы в Одесскую школу военных летчиков-истребителей, куда он успешно поступает. Учеба в авиашколе затянулась до начала 1944 года, так как с приближением фронта Одесская школа пилотов вскоре эвакуировалась в Среднюю Азию. После обучения Лев Щукин был направлен в 13-й запасной авиаполк, расположенный в г. Бобруйске. Попав в этот полк, он так хотел на фронт, что перестарался — за отличную технику пилотирования был оставлен здесь летчиком-инструктором. Никакие уговоры и просьбы не помогли, и фашистского зверя добили без участия Льва Щукина — он готовил летчиков для фронта.
Окончание войны он праздновал вместе со всеми, даже не догадываясь, что судьба готовит его для другой войны, в другой части света. Только в августе 1945 года Лев Кириллович попал в боевую часть — в знаменитый 18-й «Витебский» дважды Краснознаменный ордена Суворова 2-й степени Гвардейский ИАП на должность старшего летчика в состав 1-й эскадрильи, в звании лейтенанта. Так началась служба Льва Щукина в составе боевой части, в которой он прослужил до середины 1952 года.
Уже в 1947 году вся 303-я ИАД, куда входил и 18-й ГИАП, базируясь на аэродромах под Брестом (г. Кобрин), получила на вооружение и приступила к освоению новой реактивной авиатехники — реактивных истребителей Як-15 и МиГ-9. Одним из первых, кто освоил эти реактивные истребители в полку, был и Лев Щукин.
В июле 1950 года 303-ю ИАД в срочном порядке перебросили на Дальний Восток и передали в состав 54-й отдельной армии ПВО. Задача для летчиков 303-й ИАД была поставлена предельно просто: переучить летчиков из различных соединений 54-й отдельной армии ПВО на новую для них реактивную авиатехнику и одновременно прикрыть воздушные границы СССР в Приморье. В этот период на границе было очень тревожно.
Столь напряженная обстановка напрямую была связана с разгоравшейся Корейской войной, в которой СССР волей-неволей пришлось принять участие. Уже с октября 1950 года в Китай были направлены несколько авиасоединений ВВС СССР для защиты с воздуха от варварских налетов авиации США на города и села Северной Кореи.
В марте 1951 года настала очередь и летчиков 303-й ИАД, у которых была длительная подготовка и опыт полетов на новых реактивных истребителях МиГ-15бис. Самолеты и личный состав дивизии были в срочном порядке погружены на эшелоны и отправлены в Китай. Именно летчикам 18-го ГИАП выпала честь первыми в дивизии вступить в бой с американскими пилотами. 8-го мая 1951 года, в канун Дня Победы, все три эскадрильи 18-го ГИАП перелетели на прифронтовой аэродром Аньдун, где базировалась другая советская 324-я ИАД под командованием трижды Героя Советского Союза полковника И. Кожедуба, с задачей помочь этой дивизии в борьбе с авиацией США. Уже во второй половине этого дня Лев Щукин выполнил свой первый боевой вылет в небо Северной Кореи.
Первая встреча с противником у Щукина произошла только на 11 боевом вылете, и произошло это 28-го мая. В 15.30. на прикрытие моста в районе Аньду-ня вылетела в полном составе 1-я АЭ полка в составе 8 МиГ-15бис во главе с командиром АЭ капитаном Мазневым. В районе Аньдуня они на высоте 9000 метров встретились с 8 истребителями Ф-86 «Сейбр» и вступили с ними в бой, который длился недолго и закончился безрезультатно — «Сей-бры» вскоре вышли из боя и скрылись в южном направлении.
А вот спустя три дня, 1-го июня 1951 года, на 13 боевом вылете произошло то, к чему Лев Щукин долгое время готовил себя как летчик-истребитель. В районе 13 часов на перехват вражеских самолетов была поднята 1-я АЭ в составе восьми экипажей под командой капитана Мазнева. Недалеко от Аньдуня они обнаружили 6 штурмовиков Ф-51 «Мустанг», и Щукину удалось с первой же атаки сбить ведущего «Мустангов», который загорелся и упал в сопки. Остальные бросились врассыпную в сторону залива. Во время преследования летчики подбили еще одного из них. Так на счету Льва Щукина появились первая личная и первая групповая победы!
Но боевой опыт давался нелегко, и иногда за этот опыт приходилось платить кровью. Так произошло и с Львом Кирилловичем в бою 17-го июня. В этот день на отражение массированного налета авиации США с аэродрома Аньдун были подняты последовательно два наших авиаполка. В районе Сенсена полковая группа 18-го ГИАП была атакована сверху группой из 16 истребителей Ф-86 «Сейбр», и нашим летчикам пришлось вступать в бой в невыгодных условиях. На Щукина напали два Ф-86 , но наш летчик не спасовал, дал им бой и сбил один самолет.
При возвращении на аэродром шедший последним самолет Льва Щукина был неожиданно атакован четверкой Ф-86, и один из них, сблизившись на короткую дистанцию, открыл огонь. Удар был неожиданным и точным: на самолете Щукина было перебито управление, а сам летчик ранен осколками в лицо. Он был вынужден катапультироваться. Приземлился Лев Кириллович удачно, и вскоре его подобрали китайцы и отвезли в госпиталь.
18-го ноября американцы организовали массированный налет на один из участков шоссейной дороги в районе Ансю. Вылетев по тревоге в составе полка, наши летчики обнаружили приближающиеся к побережью на высоте 4000 метров восьмерки Ф-84 с истребительным прикрытием. Времени на раздумье не было, и ведущий полка подполковник Сморчков приказал экипажам атаковать противника. Уже в первом заходе капитан Щукин и его ведомый ст. лейтенант Астаповский поразили по одному самолету. В ходе дальнейшего боя Щукину удалось сбить еще одного Ф-84.
Кстати, отметим, что пятью днями раньше старший лейтенант Л. Щукин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с одновременным повышением в звании на одну ступень. Поэтому на дежурство 18-го ноября летчик уже заступил в звании капитана и должности заместителя командира 1-й АЭ 18-го ГИАП. И своими победами 18-го ноября Лев Щукин подтвердил, что Родина не зря вручила ему столь высокую награду.
Закончилась эта война для Льва Кирилловича 11-го января 1952 года во время очередного боевого вылета на перехват самолетов противника. В том вылете в бою сошлись несколько десятков истребителей из состава 303-й и 324-й ИАД с одной стороны и с таким же количеством истребителей из состава недавно прибывшего в Корею 51-го авиакрыла ВВС США на новых Ф-86Е. В ходе этого боя у нас был сбит самолет капитана Щукина, но он благополучно катапультировался.
Из воспоминаний аса: «Мы в тот день возвращались домой, и вдруг рядом — «клюв». Удар! В кабину хлынул керосин. Понял, если не выключу двигатель, — сгорю. Выключил. Отвесно падаю с девяти тысяч. Через четыре километра вывел машину из пике, катапультировался. Подо мной — горы, снега почти нет. Мороз. Я мокрый, весь в керосине, а одет в брючки, рубашечку и китайский френч. Пока спускался, одеревенел. Удар о скалы был страшным, — позвоночник в трех местах треснул. Лежу, гляжу в небо синее и мысленно с жизнью прощаюсь. Вдруг минут через десять крик на русском. Оказывается, рядом, на счастье, были позиции наших зенитчиков».
Всего за Корейскую кампанию Герой Советского Союза Лев Кириллович Щукин совершил 121 боевой вылет, провел 37 воздушных боев. По официальным данным сбил 17 самолетов противника, из них лично — 15, в группе — 2. Был награжден за бои в небе Кореи двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени, а также медалью Героя Советского Союза.
После прибытия в Союз капитан Щукин поступает в Военно-воздушную академию в Монино. После ее окончания майор Щукин служит в Белоруссии.
Летал Лев Кириллович на реактивных самолетах до 1975 года, а затем по заболеванию глаз ему запретили летать. Служил сначала в должности командира авиаполка, а затем стал старшим инспектором ВВС округа. Ушел в отставку в звании полковника. После увольнения из армии Лев Кириллович работал старшим преподавателем в Белорусском государственном институте народного хозяйства в г. Минске.
Умер Лев Кириллович Щукин 1 мая 2009 года.
Подготовила Раиса САДКОВА
www.mosoblpress.ru
Щукин Лев Кириллович — ас Корейской войны
Общество — 30 Апреля 2014, 04:24Постоянный читатель нашей газеты, полковник в отставке В. Раудик обратился в редакцию с письмом, в котором предлагает увековечить память Героя Советского Союза, нашего земляка Льва Кирилловича Щукина, поместив его имя на постаменте у Вечного огня на площади Победы.
Летчик Л. Щукин прославился своими боевыми делами в годы Корейской войны 195053 г.г. Его имя стоит на почетном третьем месте в списке самых результативных летчиков-реактивщиков Советских ВВС. Наш ас 17 раз открывал огонь по самолетам противника и каждый раз поражал цель!
Но в Советском Союзе по известным причинам обо всем этом знали немногие.
Родился Лев Кириллович 29-го октября 1923 года в городе Ногинске, в семье служащего. Однако вскоре семья переехала на юг, в Краснодар. В 1939 году Лев Щукин вступает в комсомол и одновременно поступает в местный аэроклуб. В эти годы самым популярным лозунгом среди молодежи был лозунг «Комсомолец — на самолет!». Это были годы многочисленных авиаперелетов советских летчиков и достижения новых мировых авиарекордов. И естественно юный Лев Щукин, как и сотни его сверстников, не мог оставаться в стороне от этих событий и твердо решил стать военным летчиком.
В июне 1941 года юноша подает свои документы в Одесскую школу военных летчиков-истребителей, куда он успешно поступает. Учеба в авиашколе затянулась до начала 1944 года, так как с приближением фронта Одесская школа пилотов вскоре эвакуировалась в Среднюю Азию. После обучения Лев Щукин был направлен в 13-й запасной авиаполк, расположенный в г. Бобруйске. Попав в этот полк, он так хотел на фронт, что перестарался — за отличную технику пилотирования был оставлен здесь летчиком-инструктором. Никакие уговоры и просьбы не помогли, и фашистского зверя добили без участия Льва Щукина — он готовил летчиков для фронта.
Окончание войны он праздновал вместе со всеми, даже не догадываясь, что судьба готовит его для другой войны, в другой части света. Только в августе 1945 года Лев Кириллович попал в боевую часть — в знаменитый 18-й «Витебский» дважды Краснознаменный ордена Суворова 2-й степени Гвардейский ИАП на должность старшего летчика в состав 1-й эскадрильи, в звании лейтенанта. Так началась служба Льва Щукина в составе боевой части, в которой он прослужил до середины 1952 года.
Уже в 1947 году вся 303-я ИАД, куда входил и 18-й ГИАП, базируясь на аэродромах под Брестом (г. Кобрин), получила на вооружение и приступила к освоению новой реактивной авиатехники — реактивных истребителей Як-15 и МиГ-9. Одним из первых, кто освоил эти реактивные истребители в полку, был и Лев Щукин.
В июле 1950 года 303-ю ИАД в срочном порядке перебросили на Дальний Восток и передали в состав 54-й отдельной армии ПВО. Задача для летчиков 303-й ИАД была поставлена предельно просто: переучить летчиков из различных соединений 54-й отдельной армии ПВО на новую для них реактивную авиатехнику и одновременно прикрыть воздушные границы СССР в Приморье. В этот период на границе было очень тревожно.
Столь напряженная обстановка напрямую была связана с разгоравшейся Корейской войной, в которой СССР волей-неволей пришлось принять участие. Уже с октября 1950 года в Китай были направлены несколько авиасоединений ВВС СССР для защиты с воздуха от варварских налетов авиации США на города и села Северной Кореи.
В марте 1951 года настала очередь и летчиков 303-й ИАД, у которых была длительная подготовка и опыт полетов на новых реактивных истребителях МиГ-15бис. Самолеты и личный состав дивизии были в срочном порядке погружены на эшелоны и отправлены в Китай. Именно летчикам 18-го ГИАП выпала честь первыми в дивизии вступить в бой с американскими пилотами. 8-го мая 1951 года, в канун Дня Победы, все три эскадрильи 18-го ГИАП перелетели на прифронтовой аэродром Аньдун, где базировалась другая советская 324-я ИАД под командованием трижды Героя Советского Союза полковника И. Кожедуба, с задачей помочь этой дивизии в борьбе с авиацией США. Уже во второй половине этого дня Лев Щукин выполнил свой первый боевой вылет в небо Северной Кореи.
Первая встреча с противником у Щукина произошла только на 11 боевом вылете, и произошло это 28-го мая. В 15.30. на прикрытие моста в районе Аньду-ня вылетела в полном составе 1-я АЭ полка в составе 8 МиГ-15бис во главе с командиром АЭ капитаном Мазневым. В районе Аньдуня они на высоте 9000 метров встретились с 8 истребителями Ф-86 «Сейбр» и вступили с ними в бой, который длился недолго и закончился безрезультатно — «Сей-бры» вскоре вышли из боя и скрылись в южном направлении.
А вот спустя три дня, 1-го июня 1951 года, на 13 боевом вылете произошло то, к чему Лев Щукин долгое время готовил себя как летчик-истребитель. В районе 13 часов на перехват вражеских самолетов была поднята 1-я АЭ в составе восьми экипажей под командой капитана Мазнева. Недалеко от Аньдуня они обнаружили 6 штурмовиков Ф-51 «Мустанг», и Щукину удалось с первой же атаки сбить ведущего «Мустангов», который загорелся и упал в сопки. Остальные бросились врассыпную в сторону залива. Во время преследования летчики подбили еще одного из них. Так на счету Льва Щукина появились первая личная и первая групповая победы!
Но боевой опыт давался нелегко, и иногда за этот опыт приходилось платить кровью. Так произошло и с Львом Кирилловичем в бою 17-го июня. В этот день на отражение массированного налета авиации США с аэродрома Аньдун были подняты последовательно два наших авиаполка. В районе Сенсена полковая группа 18-го ГИАП была атакована сверху группой из 16 истребителей Ф-86 «Сейбр», и нашим летчикам пришлось вступать в бой в невыгодных условиях. На Щукина напали два Ф-86 , но наш летчик не спасовал, дал им бой и сбил один самолет.
При возвращении на аэродром шедший последним самолет Льва Щукина был неожиданно атакован четверкой Ф-86, и один из них, сблизившись на короткую дистанцию, открыл огонь. Удар был неожиданным и точным: на самолете Щукина было перебито управление, а сам летчик ранен осколками в лицо. Он был вынужден катапультироваться. Приземлился Лев Кириллович удачно, и вскоре его подобрали китайцы и отвезли в госпиталь.
18-го ноября американцы организовали массированный налет на один из участков шоссейной дороги в районе Ансю. Вылетев по тревоге в составе полка, наши летчики обнаружили приближающиеся к побережью на высоте 4000 метров восьмерки Ф-84 с истребительным прикрытием. Времени на раздумье не было, и ведущий полка подполковник Сморчков приказал экипажам атаковать противника. Уже в первом заходе капитан Щукин и его ведомый ст. лейтенант Астаповский поразили по одному самолету. В ходе дальнейшего боя Щукину удалось сбить еще одного Ф-84.
Кстати, отметим, что пятью днями раньше старший лейтенант Л. Щукин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с одновременным повышением в звании на одну ступень. Поэтому на дежурство 18-го ноября летчик уже заступил в звании капитана и должности заместителя командира 1-й АЭ 18-го ГИАП. И своими победами 18-го ноября Лев Щукин подтвердил, что Родина не зря вручила ему столь высокую награду.
Закончилась эта война для Льва Кирилловича 11-го января 1952 года во время очередного боевого вылета на перехват самолетов противника. В том вылете в бою сошлись несколько десятков истребителей из состава 303-й и 324-й ИАД с одной стороны и с таким же количеством истребителей из состава недавно прибывшего в Корею 51-го авиакрыла ВВС США на новых Ф-86Е. В ходе этого боя у нас был сбит самолет капитана Щукина, но он благополучно катапультировался.
Из воспоминаний аса: «Мы в тот день возвращались домой, и вдруг рядом — «клюв». Удар! В кабину хлынул керосин. Понял, если не выключу двигатель, — сгорю. Выключил. Отвесно падаю с девяти тысяч. Через четыре километра вывел машину из пике, катапультировался. Подо мной — горы, снега почти нет. Мороз. Я мокрый, весь в керосине, а одет в брючки, рубашечку и китайский френч. Пока спускался, одеревенел. Удар о скалы был страшным, — позвоночник в трех местах треснул. Лежу, гляжу в небо синее и мысленно с жизнью прощаюсь. Вдруг минут через десять крик на русском. Оказывается, рядом, на счастье, были позиции наших зенитчиков».
Всего за Корейскую кампанию Герой Советского Союза Лев Кириллович Щукин совершил 121 боевой вылет, провел 37 воздушных боев. По официальным данным сбил 17 самолетов противника, из них лично — 15, в группе — 2. Был награжден за бои в небе Кореи двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени, а также медалью Героя Советского Союза.
После прибытия в Союз капитан Щукин поступает в Военно-воздушную академию в Монино. После ее окончания майор Щукин служит в Белоруссии.
Летал Лев Кириллович на реактивных самолетах до 1975 года, а затем по заболеванию глаз ему запретили летать. Служил сначала в должности командира авиаполка, а затем стал старшим инспектором ВВС округа. Ушел в отставку в звании полковника. После увольнения из армии Лев Кириллович работал старшим преподавателем в Белорусском государственном институте народного хозяйства в г. Минске.
Умер Лев Кириллович Щукин 1 мая 2009 года.
Подготовила Раиса САДКОВА
Версия для печати
www.mosoblpress.ru

