Содержание

Подводные лодки типа «Щука» — Википедия

Подводные лодки типа «Щука»
Схема подводной лодки «Щука» III-й серии

Подводная лодка «Щука» серии V-бис-2
Основные характеристики
Тип корабля Средняя ДЭПЛ
Обозначение проекта Серии III, V, V-бис, V-бис-2, X, X-бис
Разработчик проекта Техническое бюро №4
Главный конструктор Б. М. Малинин
Скорость (надводная) 11,6 - 14 узлов
Скорость (подводная) 8,5 узлов
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 20 суток, 10 000 км надводная, 185 км подводная
Экипаж 41 (37) человек
Размеры
Водоизмещение надводное 578 т
Водоизмещение подводное 704,5-706 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
57 м
Ширина корпуса наиб. 6,2 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,8-3,9 м
Силовая установка

Двухвинтовая дизель-электрическая:

  • Тип дизеля 8У28/38, или 38В, или 38В8.
    Мощность дизелей 2 × 500 л.с. — у III серии; 2 × 685 л.с — у V, V-бис, V-бис-2 серий; 2 × 685 л.с — у X, X-бис серий
  • Тип главных гребных электродвигателей ПГВ-8
  • Число × мощность гребных электродвигателей 2 × 400 л.с. (390 кВт)
  • Тип электродвигателей экономического хода — работающие через зубчатую передачу
  • Число гребных валов 2
  • Тип аккумуляторной батареи КСМ-2
  • Число групп аккумуляторной батареи × число элементов в группе — 2 × 56
Вооружение
Артиллерия 1—2 45-мм пушки 21-К
Торпедно-
минное вооружение
Носовые ТА: 4x533 мм; кормовые ТА: 2x533 мм. Боекомплект 10 торпед
ПВО 1—2 21-К или 1 21-К и ДШК
 Категория на Викискладе

Подводные лодки типа «Щука» — серия средних подводных лодок, построенных в СССР в 1930—1940-x годах.

Самый многочисленный тип средних подводных лодок СССР Великой Отечественной войны. Отличительными особенностями лодок были сравнительная дешевизна в постройке, повышенные манёвренность и живучесть. «Щуки» активно участвовали в Великой Отечественной войне, из 44 воевавших лодок погибла 31. Подводные лодки типа «Щ» совокупно потопили 27 транспортов и танкеров противника общим водоизмещением 79 855 брт, 20 транспортов и шхун нейтральных государств (~6500 брт), повредили 4 судна противника (18 204 брт). На боевом счету подлодок типа «Щ» 35% потопленного и повреждённого тоннажа противника[1].

За боевые заслуги 6 подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, 11 награждены орденом Красного Знамени.

Численность серий

Всего было построено 86 лодок всех серий, в том числе:

Проект Год Количество
Серия III 1932 4 лодки
Серия V 1933 12 лодок
Серия V-бис 1933 13 лодок
Серия V-бис-2 1933 14 лодок
Серия X 1935 32 лодки
Серия X-бис 1938 9 + 2 лодки (постройка 2 отменена и 2 недостроены и разобраны)

Некоторые «Щуки» были достроены только после войны. Лодки типа «Щ» служили в четырёх флотах СССР и имели трёхзначные номера, где первая цифра обозначала принадлежность к флоту:

Серия III

Подводные лодки серии III «Щука» — первый тип средних подводных лодок, построенных в СССР. Проектирование четырёх подводных лодок этой серии проводилось параллельно с проектированием подводных лодок проекта I «Декабрист».

«Щука» — средняя полуторакорпусная подлодка, прочный корпус которой был разделён на 6 отсеков. Основные отличительные особенности: повышенная маневренность, большая живучесть.

Щ-304 — стала первой подводной лодкой, построенной на заводе «Красное Сормово».[2]

Все «Щуки» III-й серии несли службу на Балтийском флоте. Во время Великой Отечественной войны три из четырёх лодок погибли.

Представители

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-301 до 15.09.34 «Щука» 5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград 1 декабря 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград 11 октября 1933 28 августа 1941 Подорвалась на минах
Щ-302 до 15.09.34 «Окунь» 5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград 6 ноября 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград 11 октября 1933 11-14 ноября 1942 Пропала без вести, предположительно подорвалась на минах
Щ-303 до 15.09.34 «Ёрш» 5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград 6 ноября 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград 15 ноября 1933 списана в 50-х годах
Щ-304 «Язь», «Ударник», до 15.09.34 «Комсомолец» 23 февраля 1930, Красное Сормово № 112, Н.Новгород 2 мая 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград 15 августа 1934 29 октября 1942 Пропала без вести, предположительно подорвалась на минах

Серия V

Схема подводной лодки «Щука» V-й серии

Надводное водоизмещение: 592 тонны, подводное: 715 тонн, что несколько больше чем у серии III. Установлены два дизельных двигателя 38В мощностью 685 л.с., такие же были установлены на Щ-303 и Щ-304 серии III. Запас топлива до 53 тонн, что соответствует дальности в 4500 миль при скорости 8,5 узлов в надводном положении, 100 миль при 2,8 узлах в подводном положении.

Все 12 подводных лодок находились в составе Тихоокеанского флота. За исключением Щ-103, выброшенной в 1935 году во время шторма на прибрежные камни, лодки этой серии прослужили до середины 1950-х годов. В боевых действиях Второй мировой войны принимали участие Щ-102, Щ-104, Щ-105, совершившие по одному боевому походу.

Представители

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-101 до 07.12.33 «Карась» Щ-11, до 15.09.34 «Лосось» 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград 25 декабря 1932, Дальзавод № 202, Владивосток 22 сентября 1933 2 июня 1952
Щ-102 до 07.12.33 Щ-12, до 15.09.34 «Лещ» 20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинград 19 апреля 1933, Дальзавод № 202, Владивосток 22 сентября 1933 17 августа 1953
Щ-103 до 07.12.33 Щ-13, до 15.09.34 «Карп» 20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинград май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 27 октября 1933 15 июня 1939
Щ-104 до 07.12.33 Щ-14, до 15.09.34 «Налим» 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 5 ноября 1933 17 августа 1953
Щ-105 до 07.12.33 Щ-21, до 15.09.34 «Кета» 1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград август 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 5 ноября 1933 17 августа 1953
Щ-106 до 07.12.33 Щ-22, до 15.09.34 «Судак» 27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 26 ноября 1933 27 декабря 1956
Щ-107 до 07.12.33 Щ-23, до 15.09.34 «Сиг» 27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 27 ноября 1933 26 июня 1954
Щ-108 до 07.12.33 Щ-24, до 15.09.34 «Форель» 1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград июль 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 21 декабря 1933 10 сентября 1952
Щ-109 до 07.12.33 Щ-31, до 15.09.34 «Сом» 20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград август 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 18 апреля 1934 17 августа 1953
Щ-110 до 07.12.33 Щ-32, до 15.09.34 «Язь» 20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград октябрь 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 18 мая 1934 11 сентября 1954
Щ-111 до 07.12.33 Щ-33, до 15.09.34 «Карась» 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград июль 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 11 сентября 1934 17 августа 1953
Щ-112 до 15.09.34 «Пескарь» 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград апрель 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 11 сентября 1934 17 августа 1953

Серия V-бис

Схема подводной лодки «Щука» серии V-бис

Серия включает в себя 13 подводных лодок. Из них 8 были построены для Тихоокеанского флота, 2 — для Балтийского, 3 — для Черноморского. Первоначально серия имела обозначение VII.

Мощность главных дизелей была повышена на 35%, масса и габариты при этом практически не изменились. Также была улучшена форма рулей, что позволило увеличить надводную скорость на 1,5 узла. По опыту эксплуатации V серии были произведены улучшения отдельных деталей и механизмов. Изменение формы рубки и надстройки значительного эффекта не имело. В 1934 году разрабатывалось предложение по оснащению «Щук» динамо-реактивными орудиями калибра 102 мм на серии III и 152,4 мм на серии V. 20 мая 1934 года зам. начальника РККА И.М.Лудри утвердил тактико-техническое задание на дооборудование «Щук» серии V в транспортные лодки для заправки гидросамолётов. Каждая переоборудованная лодка должна была нести 6 тонн авиационного бензина и 480 литров масла в 16-литровых бидонах, чего было достаточно для заправки трёх Р-6А или семи МБР-4. Система предполагалась демонтируемой и используемой только во время особых операций.

Представители

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-113 до 15.09.34 «Стерлядь» 10 октября 1932, им.А.Марти № 194, Ленинград 12 декабря 1933, Дальзавод № 202, Владивосток 11 сентября 1934 11 сентября 1954
Щ-114 до 15.09.34 «Севрюга» 10 октября 1932, им.А.Марти № 194, Ленинград 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 11 сентября 1934 12 декабря 1955
Щ-115 до 15.09.34 «Скат» 19 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград 4 апреля 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 10 октября 1934 11 сентября 1954
Щ-116 до 15.09.34 «Осётр» 12 мая 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 11 января 1935 11 сентября 1954
Щ-117 до 15.09.34 «Макрель» 9 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград 15 апреля 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 18 декабря 1934 15 декабря 1952
Щ-118 до 15.09.34 «Кефаль» 10 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 18 декабря 1934 17 февраля 1956
Щ-119 до 15.09.34 «Белуга» 12 мая 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград 7 мая 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 2 февраля 1935 17 февраля 1956
Щ-120 до 15.09.34 «Навага» 2 апреля 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград июнь 1934-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 30 января 1935 17 февраля 1956
Щ-201 до 15.09.34 «Сазан» 14 августа 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград 3 апреля 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 5 августа 1935 29 декабря 1955
Щ-202 до 15.09.34 «Сельдь» 3 сентября 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград 25 мая 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 3 сентября 1935 17 февраля 1956
Щ-203 до 15.09.34 «Камбала» 10 марта 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград 29 мая 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 4 сентября 1935 26 августа 1943
Щ-305 до 15.09.34 «Линь» ноябрь 1932-го, им.А.Марти № 194, Ленинград 31 декабря 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград 3 декабря 1934 5 ноября 1942
Щ-308 до 15.09.34 «Сёмга» 10 ноября 1932, Красное Сормово № 112, Н.Новгород 28 апреля 1933, Красное Сормово № 112, Н.Новгород 14 ноября 1935 20 октября 1942

Серия V-бис 2

Схема подводной лодки «Щука» серии V-бис-2 Щ-311 — серия V-бис-2, Балтийский флот

Серия включает в себя 14 подводных лодок (по 5 для Тихоокеанского и Балтийского, 4 для Черноморского флотов).

Представители

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-121 до 15.09.34 «Зубатка» 20 декабря 1933, им. А.Марти № 194, Ленинград 26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 30 апреля 1935 26 июня 1954
Щ-122 до 15.09.34 «Сайда» 22 декабря 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград 29 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 30 апреля 1935 26 июня 1954
Щ-123 до 15.09.34 «Угорь» 20 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград 26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 30 апреля 1935 26 июня 1954
Щ-124 до 15.09.34 «Палтус» 22 декабря 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград 29 декабря 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 29 сентября 1935 26 июня 1954
Щ-125 до 15.09.34 «Муксун» 20 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград 26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 15 мая 1936 17 августа 1953
Щ-204 до 15.09.34 «Минога» 15 июня 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград 31 декабря 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 30 декабря 1935 6 декабря 1941
Щ-205 до 15.09.34 «Нерпа» 5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 6 ноября 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 17 ноября 1936 11 сентября 1954
Щ-206 до 15.09.34 «Нельма» 5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 1 февраля 1935, им. 61 коммунара № 200, Николаев 14 августа 1936 9 июля 1941
Щ-207 до 15.09.34 «Касатка» 5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 23 марта 1935, им. 61 коммунара № 200, Николаев 17 ноября 1936 11 сентября 1954
Щ-306 до 15.09.34 «Пикша» 6 ноября 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград 1 августа 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград 4 августа 1935 13 ноября 1942
Щ-307 до 15.09.34 «Треска» 6 ноября 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград 1 августа 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград 4 августа 1935 23 апреля 1948
Щ-309 до 15.09.34 «Дельфин» 6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький 10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький 14 ноября 1935 3 марта 1949
Щ-310 до 15.09.34 «Белуха» 6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький 10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький 20 августа 1936 17 августа 1953
Щ-311 до 15.09.34 «Кумжа» 6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький 10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький 21 августа 1936 12 октября 1942

Серия X

Схема подводной лодки «Щука» X-й серии

Серия включает в себя 32 подводных лодки (9 для Тихоокеанского, по 8 для Северного и Черноморского, 7 для Балтийского флотов).

Были установлены новые дизели марки 38К8 мощностью 800 л.с. при 600 об./мин., в результате чего надводная скорость теоретически выросла до 14,1-14,3 узлов.

Серия X-бис

Схема подводной лодки «Щука» серии X-бис

Отличия от предыдущих серий заключаются в отказе от не оправдавших себя решений: вместо гидромуфт были установлены фрикционные разобщительные муфты типа «Бамаг», ограждение рубки сделано обычного типа и более высоким для лучшей защиты мостика от волн, первое орудие было опущено на палубу, снят подводный якорь. Водоизмещение лодки возросло на 5 т.

Девять подлодок серии X-бис были достроены в военные годы, а две — после войны.

Представители

Обозначение Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-135 26 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград 21 апреля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток 1 сентября 1941 3 апреля 1958
Щ-136 26 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград 27 апреля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток 5 сентября 1941 3 апреля 1958
Щ-137 31 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград 1 июля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток 18 ноября 1941 3 апреля 1958
Щ-138 28 октября 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград 22 июля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток 30 декабря 1941 18 июля 1942
Щ-216 23 июля 1939, им. 61 коммунара № 200, Николаев 30 мая 1940, им. 61 коммунара № 200, Николаев 17 августа 1941 16 февраля 1944
Щ-405 31 декабря 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград 16 декабря 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград 7 июня 1941 13 июня 1942
Щ-406 31 декабря 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград 17 декабря 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград 7 июня 1941 1 июня 1943
Щ-407 23 апреля 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград 4 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград 10 сентября 1941 17 февраля 1956
Щ-408 23 апреля 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград 4 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград 10 сентября 1941 24 мая 1943
Щ-411 29 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград 31 мая 1941, им. А. Марти № 194, Ленинград 21 июля 1945 29 марта 1957
Щ-412 29 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград 31 мая 1941, им. А. Марти № 194, Ленинград 21 июля 1945 12 февраля 1960

Недостроенные корабли

17 января 1939 года было принято решение о строительстве подводной лодки серии X-бис на Мурманской верфи наркомата рыбной промышленности. Вскоре количество запланированных к постройке субмарин возросло до двух, 25 сентября 1940 года им были присвоены обозначения Щ-409 и Щ-410. Руководство наркомата рыбной промышленности доказало отсутствие необходимой производственной и кадровой базы, и постройка этих двух лодок была отменена.

Заложенные на заводе № 194 28 июня 1941 года две лодки серии X-бис получили заводские номера 552—553 и обозначения соответственно Щ-413 и Щ-414. К июлю 1941 года их готовность составляла 2,7 % и 1,7 %, постановлением ГКО от 10 июля 1941 года их строительство было прекращено, 23 июля они были сняты с производства и разделаны на металл.

См. также

Типы подводных лодок ВМФ СССР и России

Примечания

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Подводные лодки типа «Щука» — WiKi

Подводные лодки типа «Щука» — серия средних подводных лодок, построенных в СССР в 1930—1940-x годах. Самый многочисленный тип средних подводных лодок СССР Великой Отечественной войны. Отличительными особенностями лодок были сравнительная дешевизна в постройке, повышенные манёвренность и живучесть. «Щуки» активно участвовали в Великой Отечественной войне, из 44 воевавших лодок погибла 31. Подводные лодки типа «Щ» совокупно потопили 27 транспортов и танкеров противника общим водоизмещением 79 855 брт, 20 транспортов и шхун нейтральных государств (~6500 брт), повредили 4 судна противника (18 204 брт). На боевом счету подлодок типа «Щ» 35% потопленного и повреждённого тоннажа противника[1].

Подводные лодки типа «Щука»
Схема подводной лодки «Щука» III-й серии

Подводная лодка «Щука» серии V-бис-2
Государство флага
Основные характеристики
Тип корабля Средняя ДЭПЛ
Обозначение проекта Серии III, V, V-бис, V-бис-2, X, X-бис
Разработчик проекта Техническое бюро №4
Главный конструктор Б. М. Малинин
Скорость (надводная) 11,6 - 14 узлов
Скорость (подводная) 8,5 узлов
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 20 суток, 10 000 км надводная, 185 км подводная
Экипаж 41 (37) человек
Размеры
Водоизмещение надводное 578 т
Водоизмещение подводное 704,5-706 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
57 м
Ширина корпуса наиб. 6,2 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,8-3,9 м
Силовая установка

Двухвинтовая дизель-электрическая:

  • Тип дизеля 8У28/38, или 38В, или 38В8.
    Мощность дизелей 2 × 500 л.с. — у III серии; 2 × 685 л.с — у V, V-бис, V-бис-2 серий; 2 × 685 л.с — у X, X-бис серий
  • Тип главных гребных электродвигателей ПГВ-8
  • Число × мощность гребных электродвигателей 2 × 400 л.с. (390 кВт)
  • Тип электродвигателей экономического хода — работающие через зубчатую передачу
  • Число гребных валов 2
  • Тип аккумуляторной батареи КСМ-2
  • Число групп аккумуляторной батареи × число элементов в группе — 2 × 56
Вооружение
Артиллерия 1—2 45-мм пушки 21-К
Торпедно-
минное вооружение
Носовые ТА: 4x533 мм; кормовые ТА: 2x533 мм. Боекомплект 10 торпед
ПВО 1—2 21-К или 1 21-К и ДШК
 Категория на Викискладе

За боевые заслуги 6 подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, 11 награждены орденом Красного Знамени.

Численность серий

Всего было построено 86 лодок всех серий, в том числе:

Проект Год Количество
Серия III 1932 4 лодки
Серия V 1933 12 лодок
Серия V-бис 1933 13 лодок
Серия V-бис-2 1933 14 лодок
Серия X 1935 32 лодки
Серия X-бис 1938 9 + 2 лодки (постройка 2 отменена и 2 недостроены и разобраны)

Некоторые «Щуки» были достроены только после войны. Лодки типа «Щ» служили в четырёх флотах СССР и имели трёхзначные номера, где первая цифра обозначала принадлежность к флоту:

Серия III

Подводные лодки серии III «Щука» — первый тип средних подводных лодок, построенных в СССР. Проектирование четырёх подводных лодок этой серии проводилось параллельно с проектированием подводных лодок проекта I «Декабрист».

«Щука» — средняя полуторакорпусная подлодка, прочный корпус которой был разделён на 6 отсеков. Основные отличительные особенности: повышенная маневренность, большая живучесть.

Щ-304 — стала первой подводной лодкой, построенной на заводе «Красное Сормово».[2]

Все «Щуки» III-й серии несли службу на Балтийском флоте. Во время Великой Отечественной войны три из четырёх лодок погибли.

Представители

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-301 до 15.09.34 «Щука» 5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград 1 декабря 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград 11 октября 1933 28 августа 1941 Подорвалась на минах
Щ-302 до 15.09.34 «Окунь» 5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград 6 ноября 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград 11 октября 1933 11-14 ноября 1942 Пропала без вести, предположительно подорвалась на минах
Щ-303 до 15.09.34 «Ёрш» 5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград 6 ноября 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград 15 ноября 1933 списана в 50-х годах
Щ-304 «Язь», «Ударник», до 15.09.34 «Комсомолец» 23 февраля 1930, Красное Сормово № 112, Н.Новгород 2 мая 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград 15 августа 1934 29 октября 1942 Пропала без вести, предположительно подорвалась на минах

Серия V

  Схема подводной лодки «Щука» V-й серии

Надводное водоизмещение: 592 тонны, подводное: 715 тонн, что несколько больше чем у серии III. Установлены два дизельных двигателя 38В мощностью 685 л.с., такие же были установлены на Щ-303 и Щ-304 серии III. Запас топлива до 53 тонн, что соответствует дальности в 4500 миль при скорости 8,5 узлов в надводном положении, 100 миль при 2,8 узлах в подводном положении.

Все 12 подводных лодок находились в составе Тихоокеанского флота. За исключением Щ-103, выброшенной в 1935 году во время шторма на прибрежные камни, лодки этой серии прослужили до середины 1950-х годов. В боевых действиях Второй мировой войны принимали участие Щ-102, Щ-104, Щ-105, совершившие по одному боевому походу.

Представители

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-101 до 07.12.33 «Карась» Щ-11, до 15.09.34 «Лосось» 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград 25 декабря 1932, Дальзавод № 202, Владивосток 22 сентября 1933 2 июня 1952
Щ-102 до 07.12.33 Щ-12, до 15.09.34 «Лещ» 20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинград 19 апреля 1933, Дальзавод № 202, Владивосток 22 сентября 1933 17 августа 1953
Щ-103 до 07.12.33 Щ-13, до 15.09.34 «Карп» 20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинград май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 27 октября 1933 15 июня 1939
Щ-104 до 07.12.33 Щ-14, до 15.09.34 «Налим» 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 5 ноября 1933 17 августа 1953
Щ-105 до 07.12.33 Щ-21, до 15.09.34 «Кета» 1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград август 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 5 ноября 1933 17 августа 1953
Щ-106 до 07.12.33 Щ-22, до 15.09.34 «Судак» 27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 26 ноября 1933 27 декабря 1956
Щ-107 до 07.12.33 Щ-23, до 15.09.34 «Сиг» 27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград май 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 27 ноября 1933 26 июня 1954
Щ-108 до 07.12.33 Щ-24, до 15.09.34 «Форель» 1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград июль 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 21 декабря 1933 10 сентября 1952
Щ-109 до 07.12.33 Щ-31, до 15.09.34 «Сом» 20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград август 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 18 апреля 1934 17 августа 1953
Щ-110 до 07.12.33 Щ-32, до 15.09.34 «Язь» 20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград октябрь 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток 18 мая 1934 11 сентября 1954
Щ-111 до 07.12.33 Щ-33, до 15.09.34 «Карась» 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград июль 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 11 сентября 1934 17 августа 1953
Щ-112 до 15.09.34 «Пескарь» 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград апрель 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 11 сентября 1934 17 августа 1953

Серия V-бис

  Схема подводной лодки «Щука» серии V-бис

Серия включает в себя 13 подводных лодок. Из них 8 были построены для Тихоокеанского флота, 2 — для Балтийского, 3 — для Черноморского. Первоначально серия имела обозначение VII.

Мощность главных дизелей была повышена на 35%, масса и габариты при этом практически не изменились. Также была улучшена форма рулей, что позволило увеличить надводную скорость на 1,5 узла. По опыту эксплуатации V серии были произведены улучшения отдельных деталей и механизмов. Изменение формы рубки и надстройки значительного эффекта не имело. В 1934 году разрабатывалось предложение по оснащению «Щук» динамо-реактивными орудиями калибра 102 мм на серии III и 152,4 мм на серии V. 20 мая 1934 года зам. начальника РККА И.М.Лудри утвердил тактико-техническое задание на дооборудование «Щук» серии V в транспортные лодки для заправки гидросамолётов. Каждая переоборудованная лодка должна была нести 6 тонн авиационного бензина и 480 литров масла в 16-литровых бидонах, чего было достаточно для заправки трёх Р-6А или семи МБР-4. Система предполагалась демонтируемой и используемой только во время особых операций.

Представители

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-113 до 15.09.34 «Стерлядь» 10 октября 1932, им.А.Марти № 194, Ленинград 12 декабря 1933, Дальзавод № 202, Владивосток 11 сентября 1934 11 сентября 1954
Щ-114 до 15.09.34 «Севрюга» 10 октября 1932, им.А.Марти № 194, Ленинград 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 11 сентября 1934 12 декабря 1955
Щ-115 до 15.09.34 «Скат» 19 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград 4 апреля 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 10 октября 1934 11 сентября 1954
Щ-116 до 15.09.34 «Осётр» 12 мая 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 11 января 1935 11 сентября 1954
Щ-117 до 15.09.34 «Макрель» 9 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград 15 апреля 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 18 декабря 1934 15 декабря 1952
Щ-118 до 15.09.34 «Кефаль» 10 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 18 декабря 1934 17 февраля 1956
Щ-119 до 15.09.34 «Белуга» 12 мая 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград 7 мая 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 2 февраля 1935 17 февраля 1956
Щ-120 до 15.09.34 «Навага» 2 апреля 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград июнь 1934-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 30 января 1935 17 февраля 1956
Щ-201 до 15.09.34 «Сазан» 14 августа 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград 3 апреля 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 5 августа 1935 29 декабря 1955
Щ-202 до 15.09.34 «Сельдь» 3 сентября 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград 25 мая 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 3 сентября 1935 17 февраля 1956
Щ-203 до 15.09.34 «Камбала» 10 марта 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград 29 мая 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 4 сентября 1935 26 августа 1943
Щ-305 до 15.09.34 «Линь» ноябрь 1932-го, им.А.Марти № 194, Ленинград 31 декабря 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград 3 декабря 1934 5 ноября 1942
Щ-308 до 15.09.34 «Сёмга» 10 ноября 1932, Красное Сормово № 112, Н.Новгород 28 апреля 1933, Красное Сормово № 112, Н.Новгород 14 ноября 1935 20 октября 1942

Серия V-бис 2

  Схема подводной лодки «Щука» серии V-бис-2   Щ-311 — серия V-бис-2, Балтийский флот

Серия включает в себя 14 подводных лодок (по 5 для Тихоокеанского и Балтийского, 4 для Черноморского флотов).

Представители

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-121 до 15.09.34 «Зубатка» 20 декабря 1933, им. А.Марти № 194, Ленинград 26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 30 апреля 1935 26 июня 1954
Щ-122 до 15.09.34 «Сайда» 22 декабря 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград 29 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 30 апреля 1935 26 июня 1954
Щ-123 до 15.09.34 «Угорь» 20 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград 26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 30 апреля 1935 26 июня 1954
Щ-124 до 15.09.34 «Палтус» 22 декабря 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград 29 декабря 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 29 сентября 1935 26 июня 1954
Щ-125 до 15.09.34 «Муксун» 20 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград 26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток 15 мая 1936 17 августа 1953
Щ-204 до 15.09.34 «Минога» 15 июня 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград 31 декабря 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 30 декабря 1935 6 декабря 1941
Щ-205 до 15.09.34 «Нерпа» 5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 6 ноября 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 17 ноября 1936 11 сентября 1954
Щ-206 до 15.09.34 «Нельма» 5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 1 февраля 1935, им. 61 коммунара № 200, Николаев 14 августа 1936 9 июля 1941
Щ-207 до 15.09.34 «Касатка» 5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев 23 марта 1935, им. 61 коммунара № 200, Николаев 17 ноября 1936 11 сентября 1954
Щ-306 до 15.09.34 «Пикша» 6 ноября 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград 1 августа 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград 4 августа 1935 13 ноября 1942
Щ-307 до 15.09.34 «Треска» 6 ноября 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград 1 августа 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград 4 августа 1935 23 апреля 1948
Щ-309 до 15.09.34 «Дельфин» 6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький 10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький 14 ноября 1935 3 марта 1949
Щ-310 до 15.09.34 «Белуха» 6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький 10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький 20 августа 1936 17 августа 1953
Щ-311 до 15.09.34 «Кумжа» 6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький 10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький 21 августа 1936 12 октября 1942

Серия X

  Схема подводной лодки «Щука» X-й серии

Серия включает в себя 32 подводных лодки (9 для Тихоокеанского, по 8 для Северного и Черноморского, 7 для Балтийского флотов).

Были установлены новые дизели марки 38К8 мощностью 800 л.с. при 600 об./мин., в результате чего надводная скорость теоретически выросла до 14,1-14,3 узлов.

Серия X-бис

  Схема подводной лодки «Щука» серии X-бис

Отличия от предыдущих серий заключаются в отказе от не оправдавших себя решений: вместо гидромуфт были установлены фрикционные разобщительные муфты типа «Бамаг», ограждение рубки сделано обычного типа и более высоким для лучшей защиты мостика от волн, первое орудие было опущено на палубу, снят подводный якорь. Водоизмещение лодки возросло на 5 т.

Девять подлодок серии X-бис были достроены в военные годы, а две — после войны.

Представители

Обозначение Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-135 26 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград 21 апреля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток 1 сентября 1941 3 апреля 1958
Щ-136 26 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград 27 апреля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток 5 сентября 1941 3 апреля 1958
Щ-137 31 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград 1 июля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток 18 ноября 1941 3 апреля 1958
Щ-138 28 октября 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград 22 июля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток 30 декабря 1941 18 июля 1942
Щ-216 23 июля 1939, им. 61 коммунара № 200, Николаев 30 мая 1940, им. 61 коммунара № 200, Николаев 17 августа 1941 16 февраля 1944
Щ-405 31 декабря 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград 16 декабря 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград 7 июня 1941 13 июня 1942
Щ-406 31 декабря 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград 17 декабря 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград 7 июня 1941 1 июня 1943
Щ-407 23 апреля 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград 4 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград 10 сентября 1941 17 февраля 1956
Щ-408 23 апреля 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград 4 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград 10 сентября 1941 24 мая 1943
Щ-411 29 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград 31 мая 1941, им. А. Марти № 194, Ленинград 21 июля 1945 29 марта 1957
Щ-412 29 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград 31 мая 1941, им. А. Марти № 194, Ленинград 21 июля 1945 12 февраля 1960

Недостроенные корабли

17 января 1939 года было принято решение о строительстве подводной лодки серии X-бис на Мурманской верфи наркомата рыбной промышленности. Вскоре количество запланированных к постройке субмарин возросло до двух, 25 сентября 1940 года им были присвоены обозначения Щ-409 и Щ-410. Руководство наркомата рыбной промышленности доказало отсутствие необходимой производственной и кадровой базы, и постройка этих двух лодок была отменена.

Заложенные на заводе № 194 28 июня 1941 года две лодки серии X-бис получили заводские номера 552—553 и обозначения соответственно Щ-413 и Щ-414. К июлю 1941 года их готовность составляла 2,7 % и 1,7 %, постановлением ГКО от 10 июля 1941 года их строительство было прекращено, 23 июля они были сняты с производства и разделаны на металл.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

ru-wiki.org

Подводные лодки типа «Щука» - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 августа 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 августа 2018; проверки требует 1 правка.
Подводные лодки типа «Щука»
Схема подводной лодки «Щука» III-й серии

Подводная лодка «Щука» серии V-бис-2
Государство флага
Основные характеристики
Тип корабля Средняя ДЭПЛ
Обозначение проекта Серии III, V, V-бис, V-бис-2, X, X-бис
Разработчик проекта Техническое бюро №4
Главный конструктор Б. М. Малинин
Скорость (надводная) 11,6 - 14 узлов
Скорость (подводная) 8,5 узлов
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 20 суток, 10 000 км надводная, 185 км подводная
Экипаж 41 (37) человек
Размеры
Водоизмещение надводное 578 т
Водоизмещение подводное 704,5-706 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
57 м
Ширина корпуса наиб. 6,2 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,8-3,9 м
Силовая установка

Двухвинтовая дизель-электрическая:

  • Тип дизеля 8У28/38, или 38В, или 38В8.
    Мощность дизелей 2 × 500 л.с. — у III серии; 2 × 685 л.с — у V, V-бис, V-бис-2 серий; 2 × 685 л.с — у X, X-бис серий
  • Тип главных гребных электродвигателей ПГВ-8
  • Число × мощность гребных электродвигателей 2 × 400 л.с. (390 кВт)
  • Тип электродвигателей экономического хода — работающие через зубчатую передачу
  • Число гребных валов 2
  • Тип аккумуляторной батареи КСМ-2
  • Число групп аккумуляторной батареи × число элементов в группе — 2 × 56
Вооружение
Артиллерия 1—2 45-мм пушки 21-К
Торпедно-
минное вооружение
Носовые ТА: 4x533 мм; кормовые ТА: 2x533 мм. Боекомплект 10 торпед
ПВО 1—2 21-К или 1 21-К и ДШК
 Категория на Викискладе

Подводные лодки типа «Щука» — серия средних подводных лодок, построенных в СССР в 1930—1940-x годах. Самый многочисленный тип средних подводных лодок СССР Великой Отечественной войны. Отличительными особенностями лодок были сравнительная дешевизна в постройке, повышенные манёвренность и живучесть. «Щуки» активно участвовали в Великой Отечественной войне, из 44 воевавших лодок погибла 31. Подводные лодки типа «Щ» совокупно потопили 27 транспортов и танкеров противника общим водоизмещением 79 855 брт, 20 транспортов и шхун нейтральных государств (~6500 брт), повредили 4 судна противника (18 204 брт). На боевом счету подлодок типа «Щ» 35% потопленного и повреждённого тоннажа противника[1].

За боевые заслуги 6 подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, 11 награждены орденом Красного Знамени.

encyclopaedia.bid

Щука (подводная лодка) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Щука»
История корабля
Государство флага Россия Россия
Порт приписки Владивосток, Одесса, Мариехамн, Ревель
Спуск на воду 15 октября 1905
Выведен из состава флота февраль 1918
Современный статус разобрана
Основные характеристики
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта «Сом»
Скорость (надводная) 8,5 узлов
Скорость (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения 30 м
Автономность плавания 8 суток, 430 миль,
30 миль под водой
Экипаж 22 человека, в том числе 2 офицера
Размеры
Водоизмещение надводное 105 т
Водоизмещение подводное 124 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
19,8 м
Ширина корпуса наиб. 3,6 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
2,9 м
Силовая установка
бензин-электрическая, 1 двигатель 160 л. с., 1 электромотор 70 л. с.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
1 ТА калибра 457 мм.

«Щука» — российская подводная лодка начала XX века, второй корабль проекта Holland-VIIR (тип «Сом»).

Постройка

Подводная лодка «Щука» была заложена 10 мая 1904 года на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге и стала первой лодкой постройки этого завода[1]. Спуск на воду состоялся 15 октября 1904 года. В июне 1905 года «Щука» проходила испытания, в том числе 26 июня самостоятельно перешла из пролива Бьеркезунд в Кронштадт (около 75 км), что позволило выявить ряд недостатков и внести улучшения в конструкцию лодок этого типа. 5-7 июля производила учебные атаки судов, стоящих на якоре. В конце июля отправлена по железной дороге во Владивосток.

Видео по теме

Служба

К 4 ноября 1905 года уже вошла в состав Отряда подводных лодок Владивостокского порта, до конца года несколько раз выходила в дозор к островам Русский и Аскольд.

В течение последующих лет в составе отряда подводных лодок проходила летнюю боевую подготовку в заливе Стрелок, бухта Разбойник, а зимовала — во Владивостоке.

21 ноября 1907 года, во время сильных морозов, «Щука» использовалась для получения опыта подлёдного плавания. После погружения на чистой воде заходила под тонкий лёд, разрезая его перископом. По итогам плаваний сделаны выводы о возможности плавания подо льдом и о некоторых мерах по подготовке подводных лодок к подобным походам.

3 сентября 1908 года во время манёвров «Щука» успешно произвела учебную атаку крейсера «Аскольд».

После начала Первой мировой войны приняла во Владивостоке полные запасы топлива и продовольствия, на лодку были погружены боевые торпеды. В декабре 1914 — январе 1915 года перевезена по железной дороге в Севастополь. В феврале 1915 года уже выходила в море в район Балаклавы, в марте вместе с подводной лодкой «Сом» перешла в Одессу, в июле — перешла в Николаев, откуда в течение 17-24 августа по железной дороге перевезена в Петроград. К 26 сентября собрана, приступила к испытаниям. До 1 мая 1916 года использовалась для дозорной службы в южной части Ботнического залива, базировалась на Мариехамн. Затем, с некоторыми перерывами, входила в состав Учебного отряда подводного плавания, базировалась на Ревель.

Революцию встретила в Ревеле, находилась в капитальном ремонте. 24-25 февраля 1918 года в разобранном виде захвачена в Ревеле немецкими войсками, после чего была вывезена и разделана на металл.

Примечания

Литература

  • Тарас А. Е. Подводные лодки Великой войны 1914—1918. — Мн.: Харвест, 2003. — 336 с. — ISBN 985-13-0976-1.
  • Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. — М.: «Центрполиграф», 2005. — 445 с. — 4000 экз. — ISBN 5-9524-1473-7.

Ссылки

wiki2.red

Щука (подводная лодка) — Википедия. Что такое Щука (подводная лодка)

«Щука»
История корабля
Государство флага Россия Россия
Порт приписки Владивосток, Одесса, Мариехамн, Ревель
Спуск на воду 15 октября 1905
Выведен из состава флота февраль 1918
Современный статус разобрана
Основные характеристики
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта «Сом»
Скорость (надводная) 8,5 узлов
Скорость (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения 30 м
Автономность плавания 8 суток, 430 миль,
30 миль под водой
Экипаж 22 человека, в том числе 2 офицера
Размеры
Водоизмещение надводное 105 т
Водоизмещение подводное 124 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
19,8 м
Ширина корпуса наиб. 3,6 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
2,9 м
Силовая установка
бензин-электрическая, 1 двигатель 160 л. с., 1 электромотор 70 л. с.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
1 ТА калибра 457 мм.

«Щука» — российская подводная лодка начала XX века, второй корабль проекта Holland-VIIR (тип «Сом»).

Постройка

Подводная лодка «Щука» была заложена 10 мая 1904 года на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге и стала первой лодкой постройки этого завода[1]. Спуск на воду состоялся 15 октября 1904 года. В июне 1905 года «Щука» проходила испытания, в том числе 26 июня самостоятельно перешла из пролива Бьеркезунд в Кронштадт (около 75 км), что позволило выявить ряд недостатков и внести улучшения в конструкцию лодок этого типа. 5-7 июля производила учебные атаки судов, стоящих на якоре. В конце июля отправлена по железной дороге во Владивосток.

Служба

К 4 ноября 1905 года уже вошла в состав Отряда подводных лодок Владивостокского порта, до конца года несколько раз выходила в дозор к островам Русский и Аскольд.

В течение последующих лет в составе отряда подводных лодок проходила летнюю боевую подготовку в заливе Стрелок, бухта Разбойник, а зимовала — во Владивостоке.

21 ноября 1907 года, во время сильных морозов, «Щука» использовалась для получения опыта подлёдного плавания. После погружения на чистой воде заходила под тонкий лёд, разрезая его перископом. По итогам плаваний сделаны выводы о возможности плавания подо льдом и о некоторых мерах по подготовке подводных лодок к подобным походам.

3 сентября 1908 года во время манёвров «Щука» успешно произвела учебную атаку крейсера «Аскольд».

После начала Первой мировой войны приняла во Владивостоке полные запасы топлива и продовольствия, на лодку были погружены боевые торпеды. В декабре 1914 — январе 1915 года перевезена по железной дороге в Севастополь. В феврале 1915 года уже выходила в море в район Балаклавы, в марте вместе с подводной лодкой «Сом» перешла в Одессу, в июле — перешла в Николаев, откуда в течение 17-24 августа по железной дороге перевезена в Петроград. К 26 сентября собрана, приступила к испытаниям. До 1 мая 1916 года использовалась для дозорной службы в южной части Ботнического залива, базировалась на Мариехамн. Затем, с некоторыми перерывами, входила в состав Учебного отряда подводного плавания, базировалась на Ревель.

Революцию встретила в Ревеле, находилась в капитальном ремонте. 24-25 февраля 1918 года в разобранном виде захвачена в Ревеле немецкими войсками, после чего была вывезена и разделана на металл.

Примечания

Литература

  • Тарас А. Е. Подводные лодки Великой войны 1914—1918. — Мн.: Харвест, 2003. — 336 с. — ISBN 985-13-0976-1.
  • Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. — М.: «Центрполиграф», 2005. — 445 с. — 4000 экз. — ISBN 5-9524-1473-7.

Ссылки

wiki.sc

Щука (подводная лодка) Википедия

«Щука»
Государство флага Россия Россия
Порт приписки Владивосток, Одесса, Мариехамн, Ревель
Спуск на воду 15 октября 1905
Выведен из состава флота февраль 1918
Современный статус разобрана
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта «Сом»
Скорость (надводная) 8,5 узлов
Скорость (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения 30 м
Автономность плавания 8 суток, 430 миль,
30 миль под водой
Экипаж 22 человека, в том числе 2 офицера
Водоизмещение надводное 105 т
Водоизмещение подводное 124 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
19,8 м
Ширина корпуса наиб. 3,6 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
2,9 м
бензин-электрическая, 1 двигатель 160 л. с., 1 электромотор 70 л. с.
Торпедно-
минное вооружение
1 ТА калибра 457 мм.

«Щука» — российская подводная лодка начала XX века, второй корабль проекта Holland-VIIR (тип «Сом»).

Постройка[ | ]

Подводная лодка «Щука» была заложена 10 мая 1904 года на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге и стала первой лодкой постройки этого завода[1]. Спуск на воду состоялся 15 октября 1904 года. В июне 1905 года «Щука» проходила испытания, в том числе 26 июня самостоятельно перешла из пролива Бьеркезунд в Кронштадт (около 75 км), что позволило выявить ряд недостатков и внести улучшения в конструкцию лодок этого типа. 5-7 июля производила учебные атаки судов, стоящих на якоре. В конце июля отправлена по железной дороге во Владивосток.

Служба[ | ]

К 4 ноября 1905 года уже вошла в состав Отряда подводных лодок Владивостокского порта, до конца года несколько раз выходила в дозор к островам Русский и Аскольд.

В течение последующих лет в составе отряда подводных лодок проходила летнюю боевую подготовку в заливе Стрелок, бухта Разбойник, а зимовала — во Владивостоке.

21 ноября 1907 года, во время сильных морозов, «Щука» использовалась для получения опыта подлёдного плавания. После погружения на чистой воде заходила под тонкий лёд, разрезая его перископом. По итогам плаваний сделаны выводы о возможности плавания подо льдом и о некоторых мерах по подготовке подводных лодок к подобным походам.

3 сентября 1908 года во время манёвров «Щука» успешно произвела учебную атаку крейсера «Аскольд».

После начала Первой мировой войны приняла во

ru-wiki.ru

Щука (подводная лодка) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Щука»
История корабля
Государство флага Россия Россия
Порт приписки Владивосток, Одесса, Мариехамн, Ревель
Спуск на воду 15 октября 1905
Выведен из состава флота февраль 1918
Современный статус разобрана
Основные характеристики
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта «Сом»
Скорость (надводная) 8,5 узлов
Скорость (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения 30 м
Автономность плавания 8 суток, 430 миль,
30 миль под водой
Экипаж 22 человека, в том числе 2 офицера
Размеры
Водоизмещение надводное 105 т
Водоизмещение подводное 124 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
19,8 м
Ширина корпуса наиб. 3,6 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
2,9 м
Силовая установка
бензин-электрическая, 1 двигатель 160 л. с., 1 электромотор 70 л. с.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
1 ТА калибра 457 мм.

«Щука» — российская подводная лодка начала XX века, второй корабль проекта Holland-VIIR (тип «Сом»).

Постройка

Подводная лодка «Щука» была заложена 10 мая 1904 года на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге и стала первой лодкой постройки этого завода[1]. Спуск на воду состоялся 15 октября 1904 года. В июне 1905 года «Щука» проходила испытания, в том числе 26 июня самостоятельно перешла из пролива Бьеркезунд в Кронштадт (около 75 км), что позволило выявить ряд недостатков и внести улучшения в конструкцию лодок этого типа. 5-7 июля производила учебные атаки судов, стоящих на якоре. В конце июля отправлена по железной дороге во Владивосток.

Служба

К 4 ноября 1905 года уже вошла в состав Отряда подводных лодок Владивостокского порта, до конца года несколько раз выходила в дозор к островам Русский и Аскольд.

В течение последующих лет в составе отряда подводных лодок проходила летнюю боевую подготовку в заливе Стрелок, бухта Разбойник, а зимовала — во Владивостоке.

21 ноября 1907 года, во время сильных морозов, «Щука» использовалась для получения опыта подлёдного плавания. После погружения на чистой воде заходила под тонкий лёд, разрезая его перископом. По итогам плаваний сделаны выводы о возможности плавания подо льдом и о некоторых мерах по подготовке подводных лодок к подобным походам.

3 сентября 1908 года во время манёвров «Щука» успешно произвела учебную атаку крейсера «Аскольд».

После начала Первой мировой войны приняла во Владивостоке полные запасы топлива и продовольствия, на лодку были погружены боевые торпеды. В декабре 1914 — январе 1915 года перевезена по железной дороге в Севастополь. В феврале 1915 года уже выходила в море в район Балаклавы, в марте вместе с подводной лодкой «Сом» перешла в Одессу, в июле — перешла в Николаев, откуда в течение 17-24 августа по железной дороге перевезена в Петроград. К 26 сентября собрана, приступила к испытаниям. До 1 мая 1916 года использовалась для дозорной службы в южной части Ботнического залива, базировалась на Мариехамн. Затем, с некоторыми перерывами, входила в состав Учебного отряда подводного плавания, базировалась на Ревель.

Революцию встретила в Ревеле, находилась в капитальном ремонте. 24-25 февраля 1918 года в разобранном виде захвачена в Ревеле немецкими войсками, после чего была вывезена и разделана на металл.

Примечания

Литература

  • Тарас А. Е. Подводные лодки Великой войны 1914—1918. — Мн.: Харвест, 2003. — 336 с. — ISBN 985-13-0976-1.
  • Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. — М.: «Центрполиграф», 2005. — 445 с. — 4000 экз. — ISBN 5-9524-1473-7.

Ссылки

wikipedia.green

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *