Содержание

Подводные лодки типа «Щука» — Википедия

Подводные лодки типа «Щука»
Схема подводной лодки «Щука» III-й серии

Подводная лодка «Щука» серии V-бис-2
Основные характеристики
Тип корабля Средняя ДЭПЛ
Обозначение проекта Серии III, V, V-бис, V-бис-2, X, X-бис
Разработчик проекта Техническое бюро №4
Главный конструктор Б. М. Малинин
Скорость (надводная) 11,6 — 14 узлов
Скорость (подводная) 8,5 узлов
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 20 суток, 10 000 км надводная, 185 км подводная
Экипаж 41 (37) человек
Размеры
Водоизмещение надводное 578 т
Водоизмещение подводное 704,5-706 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
57 м
Ширина корпуса наиб. 6,2 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,8-3,9 м
Силовая установка

Двухвинтовая дизель-электрическая:

  • Тип дизеля 8У28/38, или 38В, или 38В8.
    Мощность дизелей 2 × 500 л.с. — у III серии; 2 × 685 л.с — у V, V-бис, V-бис-2 серий; 2 × 685 л.с — у X, X-бис серий
  • Тип главных гребных электродвигателей ПГВ-8
  • Число × мощность гребных электродвигателей 2 × 400 л.с. (390 кВт)
  • Тип электродвигателей экономического хода — работающие через зубчатую передачу
  • Число гребных валов 2
  • Тип аккумуляторной батареи КСМ-2
  • Число групп аккумуляторной батареи × число элементов в группе — 2 × 56
Вооружение
Артиллерия 1—2 45-мм пушки 21-К
Торпедно-
минное вооружение
Носовые ТА: 4×533 мм; кормовые ТА: 2×533 мм. Боекомплект 10 торпед
ПВО 1—2 21-К или 1 21-К и ДШК
 Категория на Викискладе

Подводные лодки типа «Щука» — серия средних подводных лодок, построенных в СССР в 1930—1940-x годах. Самый многочисленный тип средних подводных лодок СССР Великой Отечественной войны. Отличительными особенностями лодок были сравнительная дешевизна в постройке, повышенные манёвренность и живучесть. «Щуки» активно участвовали в Великой Отечественной войне, из 44 воевавших лодок погибла 31. Подводные лодки типа «Щ» совокупно потопили 27 транспортов и танкеров противника общим водоизмещением 79 855 брт, 20 транспортов и шхун нейтральных государств (~6500 брт), повредили 4 судна противника (18 204 брт). На боевом счету подлодок типа «Щ» 35% потопленного и повреждённого тоннажа противника

[1].

За боевые заслуги 6 подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, 11 награждены орденом Красного Знамени.

Численность серий

Всего было построено 86 лодок всех серий, в том числе:

ПроектГодКоличество
Серия III19324 лодки
Серия V193312 лодок
Серия V-бис193313 лодок
Серия V-бис-2193314 лодок
Серия X193532 лодки
Серия X-бис19389 + 2 лодки (постройка 2 отменена и 2 недостроены и разобраны)

Некоторые «Щуки» были достроены только после войны. Лодки типа «Щ» служили в четырёх флотах СССР и имели трёхзначные номера, где первая цифра обозначала принадлежность к флоту:

Серия III

Подводные лодки серии III «Щука»

 — первый тип средних подводных лодок, построенных в СССР. Проектирование четырёх подводных лодок этой серии проводилось параллельно с проектированием подводных лодок проекта I «Декабрист».

«Щука» — средняя полуторакорпусная подлодка, прочный корпус которой был разделён на 6 отсеков. Основные отличительные особенности: повышенная маневренность, большая живучесть.

Щ-304 — стала первой подводной лодкой, построенной на заводе «Красное Сормово».[2]

Все «Щуки» III-й серии несли службу на Балтийском флоте. Во время Великой Отечественной войны три из четырёх лодок погибли.

Представители

ОбозначениеНазваниеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-301до 15.09.34 «Щука»5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград1 декабря 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград11 октября 193328 августа 1941Подорвалась на минах
Щ-302до 15.09.34 «Окунь»5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград6 ноября 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград11 октября 193311-14 ноября 1942Пропала без вести, предположительно подорвалась на минах
Щ-303до 15.09.34 «Ёрш»5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград6 ноября 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград15 ноября 1933списана в 50-х годах
Щ-304«Язь», «Ударник», до 15.09.34 «Комсомолец»23 февраля 1930, Красное Сормово № 112, Н.Новгород2 мая 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград15 августа 193429 октября 1942Пропала без вести, предположительно подорвалась на минах

Серия V

Схема подводной лодки «Щука» V-й серии

Надводное водоизмещение: 592 тонны, подводное: 715 тонн, что несколько больше чем у серии III. Установлены два дизельных двигателя 38В мощностью 685 л.с., такие же были установлены на Щ-303 и Щ-304 серии III. Запас топлива до 53 тонн, что соответствует дальности в 4500 миль при скорости 8,5 узлов в надводном положении, 100 миль при 2,8 узлах в подводном положении.

Все 12 подводных лодок находились в составе Тихоокеанского флота. За исключением Щ-103, выброшенной в 1935 году во время шторма на прибрежные камни, лодки этой серии прослужили до середины 1950-х годов. В боевых действиях Второй мировой войны принимали участие Щ-102, Щ-104, Щ-105, совершившие по одному боевому походу.

Представители

ОбозначениеНазваниеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-101до 07.12.33 «Карась» Щ-11, до 15.09.34 «Лосось»20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград25 декабря 1932, Дальзавод № 202, Владивосток22 сентября 19332 июня 1952
Щ-102до 07.12.33 Щ-12, до 15.09.34 «Лещ»20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинград19 апреля 1933, Дальзавод № 202, Владивосток22 сентября 193317 августа 1953
Щ-103до 07.12.33 Щ-13, до 15.09.34 «Карп»20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинградмай 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток27 октября 193315 июня 1939
Щ-104до 07.12.33 Щ-14, до 15.09.34 «Налим»20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградмай 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток5 ноября 193317 августа 1953
Щ-105до 07.12.33 Щ-21, до 15.09.34 «Кета» 1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградавгуст 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск5 ноября 193317 августа 1953
Щ-106до 07.12.33 Щ-22, до 15.09.34 «Судак»27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинградмай 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток26 ноября 193327 декабря 1956
Щ-107до 07.12.33 Щ-23, до 15.09.34 «Сиг»27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинградмай 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток27 ноября 193326 июня 1954
Щ-108до 07.12.33 Щ-24, до 15.09.34 «Форель»1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградиюль 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск21 декабря 193310 сентября 1952
Щ-109до 07.12.33 Щ-31, до 15.09.34 «Сом»20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинградавгуст 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток18 апреля 193417 августа 1953
Щ-110до 07.12.33 Щ-32, до 15.09.34 «Язь»20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинградоктябрь 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток18 мая 193411 сентября 1954
Щ-111до 07.12.33 Щ-33, до 15.09.34 «Карась»20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградиюль 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск11 сентября 193417 августа 1953
Щ-112до 15.09.34 «Пескарь»20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградапрель 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск11 сентября 193417 августа 1953

Серия V-бис

Схема подводной лодки «Щука» серии V-бис

Серия включает в себя 13 подводных лодок. Из них 8 были построены для Тихоокеанского флота, 2 — для Балтийского, 3 — для Черноморского. Первоначально серия имела обозначение VII.

Мощность главных дизелей была повышена на 35%, масса и габариты при этом практически не изменились. Также была улучшена форма рулей, что позволило увеличить надводную скорость на 1,5 узла. По опыту эксплуатации V серии были произведены улучшения отдельных деталей и механизмов. Изменение формы рубки и надстройки значительного эффекта не имело. В 1934 году разрабатывалось предложение по оснащению «Щук» динамо-реактивными орудиями калибра 102 мм на серии III и 152,4 мм на серии V. 20 мая 1934 года зам. начальника РККА И.М.Лудри утвердил тактико-техническое задание на дооборудование «Щук» серии V в транспортные лодки для заправки гидросамолётов. Каждая переоборудованная лодка должна была нести 6 тонн авиационного бензина и 480 литров масла в 16-литровых бидонах, чего было достаточно для заправки трёх Р-6А или семи МБР-4. Система предполагалась демонтируемой и используемой только во время особых операций.

Представители

ОбозначениеНазваниеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-113до 15.09.34 «Стерлядь»10 октября 1932, им.А.Марти № 194, Ленинград12 декабря 1933, Дальзавод № 202, Владивосток11 сентября 193411 сентября 1954
Щ-114до 15.09.34 «Севрюга»10 октября 1932, им.А.Марти № 194, Ленинград1934, Дальзавод № 202, Владивосток11 сентября 193412 декабря 1955
Щ-115до 15.09.34 «Скат»19 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград4 апреля 1934, Дальзавод № 202, Владивосток10 октября 193411 сентября 1954
Щ-116до 15.09.34 «Осётр»12 мая 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград1934, Дальзавод № 202, Владивосток11 января 193511 сентября 1954
Щ-117до 15.09.34 «Макрель»9 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград15 апреля 1934, Дальзавод № 202, Владивосток18 декабря 193415 декабря 1952
Щ-118до 15.09.34 «Кефаль»10 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград1934, Дальзавод № 202, Владивосток18 декабря 193417 февраля 1956
Щ-119до 15.09.34 «Белуга»12 мая 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград7 мая 1934, Дальзавод № 202, Владивосток2 февраля 193517 февраля 1956
Щ-120до 15.09.34 «Навага»2 апреля 1933, им.А.Марти № 194, Ленинградиюнь 1934-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск30 января 193517 февраля 1956
Щ-201до 15.09.34 «Сазан»14 августа 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград3 апреля 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев5 августа 193529 декабря 1955
Щ-202до 15.09.34 «Сельдь»3 сентября 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград25 мая 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев3 сентября 193517 февраля 1956
Щ-203до 15.09.34 «Камбала»10 марта 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград29 мая 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев4 сентября 193526 августа 1943
Щ-305до 15.09.34 «Линь»ноябрь 1932-го, им.А.Марти № 194, Ленинград31 декабря 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград3 декабря 19345 ноября 1942
Щ-308до 15.09.34 «Сёмга»10 ноября 1932, Красное Сормово № 112, Н.Новгород28 апреля 1933, Красное Сормово № 112, Н.Новгород14 ноября 193520 октября 1942

Серия V-бис 2

Схема подводной лодки «Щука» серии V-бис-2 Щ-311 — серия V-бис-2, Балтийский флот

Серия включает в себя 14 подводных лодок (по 5 для Тихоокеанского и Балтийского, 4 для Черноморского флотов).

Представители

ОбозначениеНазваниеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-121до 15.09.34 «Зубатка»20 декабря 1933, им. А.Марти № 194, Ленинград26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток30 апреля 193526 июня 1954
Щ-122до 15.09.34 «Сайда»22 декабря 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград29 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток30 апреля 193526 июня 1954
Щ-123до 15.09.34 «Угорь»20 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток30 апреля 193526 июня 1954
Щ-124до 15.09.34 «Палтус»22 декабря 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград29 декабря 1934, Дальзавод № 202, Владивосток29 сентября 193526 июня 1954
Щ-125до 15.09.34 «Муксун»20 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток15 мая 193617 августа 1953
Щ-204до 15.09.34 «Минога»15 июня 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград31 декабря 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев30 декабря 19356 декабря 1941
Щ-205до 15.09.34 «Нерпа»5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев6 ноября 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев17 ноября 193611 сентября 1954
Щ-206до 15.09.34 «Нельма»5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев1 февраля 1935, им. 61 коммунара № 200, Николаев14 августа 19369 июля 1941
Щ-207до 15.09.34 «Касатка»5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев23 марта 1935, им. 61 коммунара № 200, Николаев17 ноября 193611 сентября 1954
Щ-306до 15.09.34 «Пикша»6 ноября 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград1 августа 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград4 августа 193513 ноября 1942
Щ-307до 15.09.34 «Треска»6 ноября 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград1 августа 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград4 августа 193523 апреля 1948
Щ-309до 15.09.34 «Дельфин»6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький14 ноября 19353 марта 1949
Щ-310до 15.09.34 «Белуха»6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький20 августа 193617 августа 1953
Щ-311до 15.09.34 «Кумжа»6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький21 августа 193612 октября 1942

Серия X

Схема подводной лодки «Щука» X-й серии

Серия включает в себя 32 подводных лодки (9 для Тихоокеанского, по 8 для Северного и Черноморского, 7 для Балтийского флотов).

Были установлены новые дизели марки 38К8 мощностью 800 л.с. при 600 об./мин., в результате чего надводная скорость теоретически выросла до 14,1-14,3 узлов.

Серия X-бис

Схема подводной лодки «Щука» серии X-бис

Отличия от предыдущих серий заключаются в отказе от не оправдавших себя решений: вместо гидромуфт были установлены фрикционные разобщительные муфты типа «Бамаг», ограждение рубки сделано обычного типа и более высоким для лучшей защиты мостика от волн, первое орудие было опущено на палубу, снят подводный якорь. Водоизмещение лодки возросло на 5 т.

Девять подлодок серии X-бис были достроены в военные годы, а две — после войны.

Представители

ОбозначениеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-13526 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград21 апреля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток1 сентября 19413 апреля 1958
Щ-13626 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград27 апреля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток5 сентября 19413 апреля 1958
Щ-13731 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград1 июля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток18 ноября 19413 апреля 1958
Щ-13828 октября 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград22 июля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток30 декабря 194118 июля 1942
Щ-21623 июля 1939, им. 61 коммунара № 200, Николаев30 мая 1940, им. 61 коммунара № 200, Николаев17 августа 194116 февраля 1944
Щ-40531 декабря 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград16 декабря 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград7 июня 194113 июня 1942
Щ-40631 декабря 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград17 декабря 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград7 июня 19411 июня 1943
Щ-40723 апреля 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград4 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград10 сентября 194117 февраля 1956
Щ-40823 апреля 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград4 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград10 сентября 194124 мая 1943
Щ-41129 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград31 мая 1941, им. А. Марти № 194, Ленинград21 июля 194529 марта 1957
Щ-41229 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград31 мая 1941, им. А. Марти № 194, Ленинград21 июля 194512 февраля 1960

Недостроенные корабли

17 января 1939 года было принято решение о строительстве подводной лодки серии X-бис на Мурманской верфи наркомата рыбной промышленности. Вскоре количество запланированных к постройке субмарин возросло до двух, 25 сентября 1940 года им были присвоены обозначения Щ-409 и Щ-410. Руководство наркомата рыбной промышленности доказало отсутствие необходимой производственной и кадровой базы, и постройка этих двух лодок была отменена.

Заложенные на заводе № 194 28 июня 1941 года две лодки серии X-бис получили заводские номера 552—553 и обозначения соответственно Щ-413 и Щ-414. К июлю 1941 года их готовность составляла 2,7 % и 1,7 %, постановлением ГКО от 10 июля 1941 года их строительство было прекращено, 23 июля они были сняты с производства и разделаны на металл.

См. также

Типы подводных лодок ВМФ СССР и России

Примечания

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Подводные лодки типа «Щука» — WiKi

Подводные лодки типа «Щука» — серия средних подводных лодок, построенных в СССР в 1930—1940-x годах. Самый многочисленный тип средних подводных лодок СССР Великой Отечественной войны. Отличительными особенностями лодок были сравнительная дешевизна в постройке, повышенные манёвренность и живучесть. «Щуки» активно участвовали в Великой Отечественной войне, из 44 воевавших лодок погибла 31. Подводные лодки типа «Щ» совокупно потопили 27 транспортов и танкеров противника общим водоизмещением 79 855 брт, 20 транспортов и шхун нейтральных государств (~6500 брт), повредили 4 судна противника (18 204 брт). На боевом счету подлодок типа «Щ» 35% потопленного и повреждённого тоннажа противника[1].

Подводные лодки типа «Щука»
Схема подводной лодки «Щука» III-й серии

Подводная лодка «Щука» серии V-бис-2
Государство флага
Основные характеристики
Тип корабля Средняя ДЭПЛ
Обозначение проекта Серии III, V, V-бис, V-бис-2, X, X-бис
Разработчик проекта Техническое бюро №4
Главный конструктор Б. М. Малинин
Скорость (надводная) 11,6 — 14 узлов
Скорость (подводная) 8,5 узлов
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 20 суток, 10 000 км надводная, 185 км подводная
Экипаж 41 (37) человек
Размеры
Водоизмещение надводное 578 т
Водоизмещение подводное 704,5-706 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
57 м
Ширина корпуса наиб. 6,2 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,8-3,9 м
Силовая установка

Двухвинтовая дизель-электрическая:

  • Тип дизеля 8У28/38, или 38В, или 38В8.
    Мощность дизелей 2 × 500 л.с. — у III серии; 2 × 685 л.с — у V, V-бис, V-бис-2 серий; 2 × 685 л.с — у X, X-бис серий
  • Тип главных гребных электродвигателей ПГВ-8
  • Число × мощность гребных электродвигателей 2 × 400 л.с. (390 кВт)
  • Тип электродвигателей экономического хода — работающие через зубчатую передачу
  • Число гребных валов 2
  • Тип аккумуляторной батареи КСМ-2
  • Число групп аккумуляторной батареи × число элементов в группе — 2 × 56
Вооружение
Артиллерия 1—2 45-мм пушки 21-К
Торпедно-
минное вооружение
Носовые ТА: 4×533 мм; кормовые ТА: 2×533 мм. Боекомплект 10 торпед
ПВО 1—2 21-К или 1 21-К и ДШК
 Категория на Викискладе

За боевые заслуги 6 подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, 11 награждены орденом Красного Знамени.

Численность серий

Всего было построено 86 лодок всех серий, в том числе:

ПроектГодКоличество
Серия III19324 лодки
Серия V193312 лодок
Серия V-бис193313 лодок
Серия V-бис-2193314 лодок
Серия X193532 лодки
Серия X-бис19389 + 2 лодки (постройка 2 отменена и 2 недостроены и разобраны)

Некоторые «Щуки» были достроены только после войны. Лодки типа «Щ» служили в четырёх флотах СССР и имели трёхзначные номера, где первая цифра обозначала принадлежность к флоту:

Серия III

Подводные лодки серии III «Щука» — первый тип средних подводных лодок, построенных в СССР. Проектирование четырёх подводных лодок этой серии проводилось параллельно с проектированием подводных лодок проекта I «Декабрист».

«Щука» — средняя полуторакорпусная подлодка, прочный корпус которой был разделён на 6 отсеков. Основные отличительные особенности: повышенная маневренность, большая живучесть.

Щ-304 — стала первой подводной лодкой, построенной на заводе «Красное Сормово».[2]

Все «Щуки» III-й серии несли службу на Балтийском флоте. Во время Великой Отечественной войны три из четырёх лодок погибли.

Представители

ОбозначениеНазваниеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-301до 15.09.34 «Щука»5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград1 декабря 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград11 октября 193328 августа 1941Подорвалась на минах
Щ-302до 15.09.34 «Окунь»5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград6 ноября 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград11 октября 193311-14 ноября 1942Пропала без вести, предположительно подорвалась на минах
Щ-303до 15.09.34 «Ёрш»5 февраля 1930, Балтийский завод № 189, Ленинград6 ноября 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград15 ноября 1933списана в 50-х годах
Щ-304«Язь», «Ударник», до 15.09.34 «Комсомолец»23 февраля 1930, Красное Сормово № 112, Н.Новгород2 мая 1931, Балтийский завод № 189, Ленинград15 августа 193429 октября 1942Пропала без вести, предположительно подорвалась на минах

Серия V

  Схема подводной лодки «Щука» V-й серии

Надводное водоизмещение: 592 тонны, подводное: 715 тонн, что несколько больше чем у серии III. Установлены два дизельных двигателя 38В мощностью 685 л.с., такие же были установлены на Щ-303 и Щ-304 серии III. Запас топлива до 53 тонн, что соответствует дальности в 4500 миль при скорости 8,5 узлов в надводном положении, 100 миль при 2,8 узлах в подводном положении.

Все 12 подводных лодок находились в составе Тихоокеанского флота. За исключением Щ-103, выброшенной в 1935 году во время шторма на прибрежные камни, лодки этой серии прослужили до середины 1950-х годов. В боевых действиях Второй мировой войны принимали участие Щ-102, Щ-104, Щ-105, совершившие по одному боевому походу.

Представители

ОбозначениеНазваниеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-101до 07.12.33 «Карась» Щ-11, до 15.09.34 «Лосось»20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград25 декабря 1932, Дальзавод № 202, Владивосток22 сентября 19332 июня 1952
Щ-102до 07.12.33 Щ-12, до 15.09.34 «Лещ»20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинград19 апреля 1933, Дальзавод № 202, Владивосток22 сентября 193317 августа 1953
Щ-103до 07.12.33 Щ-13, до 15.09.34 «Карп»20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинградмай 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток27 октября 193315 июня 1939
Щ-104до 07.12.33 Щ-14, до 15.09.34 «Налим»20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградмай 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток5 ноября 193317 августа 1953
Щ-105до 07.12.33 Щ-21, до 15.09.34 «Кета»1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградавгуст 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск5 ноября 193317 августа 1953
Щ-106до 07.12.33 Щ-22, до 15.09.34 «Судак»27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинградмай 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток26 ноября 193327 декабря 1956
Щ-107до 07.12.33 Щ-23, до 15.09.34 «Сиг»27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинградмай 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток27 ноября 193326 июня 1954
Щ-108до 07.12.33 Щ-24, до 15.09.34 «Форель»1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградиюль 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск21 декабря 193310 сентября 1952
Щ-109до 07.12.33 Щ-31, до 15.09.34 «Сом»20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинградавгуст 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток18 апреля 193417 августа 1953
Щ-110до 07.12.33 Щ-32, до 15.09.34 «Язь»20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинградоктябрь 1933-го, Дальзавод № 202, Владивосток18 мая 193411 сентября 1954
Щ-111до 07.12.33 Щ-33, до 15.09.34 «Карась»20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградиюль 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск11 сентября 193417 августа 1953
Щ-112до 15.09.34 «Пескарь»20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинградапрель 1933-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск11 сентября 193417 августа 1953

Серия V-бис

  Схема подводной лодки «Щука» серии V-бис

Серия включает в себя 13 подводных лодок. Из них 8 были построены для Тихоокеанского флота, 2 — для Балтийского, 3 — для Черноморского. Первоначально серия имела обозначение VII.

Мощность главных дизелей была повышена на 35%, масса и габариты при этом практически не изменились. Также была улучшена форма рулей, что позволило увеличить надводную скорость на 1,5 узла. По опыту эксплуатации V серии были произведены улучшения отдельных деталей и механизмов. Изменение формы рубки и надстройки значительного эффекта не имело. В 1934 году разрабатывалось предложение по оснащению «Щук» динамо-реактивными орудиями калибра 102 мм на серии III и 152,4 мм на серии V. 20 мая 1934 года зам. начальника РККА И.М.Лудри утвердил тактико-техническое задание на дооборудование «Щук» серии V в транспортные лодки для заправки гидросамолётов. Каждая переоборудованная лодка должна была нести 6 тонн авиационного бензина и 480 литров масла в 16-литровых бидонах, чего было достаточно для заправки трёх Р-6А или семи МБР-4. Система предполагалась демонтируемой и используемой только во время особых операций.

Представители

ОбозначениеНазваниеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-113до 15.09.34 «Стерлядь»10 октября 1932, им.А.Марти № 194, Ленинград12 декабря 1933, Дальзавод № 202, Владивосток11 сентября 193411 сентября 1954
Щ-114до 15.09.34 «Севрюга»10 октября 1932, им.А.Марти № 194, Ленинград1934, Дальзавод № 202, Владивосток11 сентября 193412 декабря 1955
Щ-115до 15.09.34 «Скат»19 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград4 апреля 1934, Дальзавод № 202, Владивосток10 октября 193411 сентября 1954
Щ-116до 15.09.34 «Осётр»12 мая 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград1934, Дальзавод № 202, Владивосток11 января 193511 сентября 1954
Щ-117до 15.09.34 «Макрель»9 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград15 апреля 1934, Дальзавод № 202, Владивосток18 декабря 193415 декабря 1952
Щ-118до 15.09.34 «Кефаль»10 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград1934, Дальзавод № 202, Владивосток18 декабря 193417 февраля 1956
Щ-119до 15.09.34 «Белуга»12 мая 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград7 мая 1934, Дальзавод № 202, Владивосток2 февраля 193517 февраля 1956
Щ-120до 15.09.34 «Навага»2 апреля 1933, им.А.Марти № 194, Ленинградиюнь 1934-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск30 января 193517 февраля 1956
Щ-201до 15.09.34 «Сазан»14 августа 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград3 апреля 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев5 августа 193529 декабря 1955
Щ-202до 15.09.34 «Сельдь»3 сентября 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград25 мая 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев3 сентября 193517 февраля 1956
Щ-203до 15.09.34 «Камбала»10 марта 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград29 мая 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев4 сентября 193526 августа 1943
Щ-305до 15.09.34 «Линь»ноябрь 1932-го, им.А.Марти № 194, Ленинград31 декабря 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград3 декабря 19345 ноября 1942
Щ-308до 15.09.34 «Сёмга»10 ноября 1932, Красное Сормово № 112, Н.Новгород28 апреля 1933, Красное Сормово № 112, Н.Новгород14 ноября 193520 октября 1942

Серия V-бис 2

  Схема подводной лодки «Щука» серии V-бис-2   Щ-311 — серия V-бис-2, Балтийский флот

Серия включает в себя 14 подводных лодок (по 5 для Тихоокеанского и Балтийского, 4 для Черноморского флотов).

Представители

ОбозначениеНазваниеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-121до 15.09.34 «Зубатка»20 декабря 1933, им. А.Марти № 194, Ленинград26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток30 апреля 193526 июня 1954
Щ-122до 15.09.34 «Сайда»22 декабря 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград29 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток30 апреля 193526 июня 1954
Щ-123до 15.09.34 «Угорь»20 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток30 апреля 193526 июня 1954
Щ-124до 15.09.34 «Палтус»22 декабря 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград29 декабря 1934, Дальзавод № 202, Владивосток29 сентября 193526 июня 1954
Щ-125до 15.09.34 «Муксун»20 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток15 мая 193617 августа 1953
Щ-204до 15.09.34 «Минога»15 июня 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград31 декабря 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев30 декабря 19356 декабря 1941
Щ-205до 15.09.34 «Нерпа»5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев6 ноября 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев17 ноября 193611 сентября 1954
Щ-206до 15.09.34 «Нельма»5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев1 февраля 1935, им. 61 коммунара № 200, Николаев14 августа 19369 июля 1941
Щ-207до 15.09.34 «Касатка»5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев23 марта 1935, им. 61 коммунара № 200, Николаев17 ноября 193611 сентября 1954
Щ-306до 15.09.34 «Пикша»6 ноября 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград1 августа 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград4 августа 193513 ноября 1942
Щ-307до 15.09.34 «Треска»6 ноября 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград1 августа 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград4 августа 193523 апреля 1948
Щ-309до 15.09.34 «Дельфин»6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький14 ноября 19353 марта 1949
Щ-310до 15.09.34 «Белуха»6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький20 августа 193617 августа 1953
Щ-311до 15.09.34 «Кумжа»6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький21 августа 193612 октября 1942

Серия X

  Схема подводной лодки «Щука» X-й серии

Серия включает в себя 32 подводных лодки (9 для Тихоокеанского, по 8 для Северного и Черноморского, 7 для Балтийского флотов).

Были установлены новые дизели марки 38К8 мощностью 800 л.с. при 600 об./мин., в результате чего надводная скорость теоретически выросла до 14,1-14,3 узлов.

Серия X-бис

  Схема подводной лодки «Щука» серии X-бис

Отличия от предыдущих серий заключаются в отказе от не оправдавших себя решений: вместо гидромуфт были установлены фрикционные разобщительные муфты типа «Бамаг», ограждение рубки сделано обычного типа и более высоким для лучшей защиты мостика от волн, первое орудие было опущено на палубу, снят подводный якорь. Водоизмещение лодки возросло на 5 т.

Девять подлодок серии X-бис были достроены в военные годы, а две — после войны.

Представители

ОбозначениеДата и место закладкиДата и место спуска на водуВступление в стройОкончание службыПримечание
Щ-13526 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград21 апреля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток1 сентября 19413 апреля 1958
Щ-13626 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград27 апреля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток5 сентября 19413 апреля 1958
Щ-13731 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград1 июля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток18 ноября 19413 апреля 1958
Щ-13828 октября 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград22 июля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток30 декабря 194118 июля 1942
Щ-21623 июля 1939, им. 61 коммунара № 200, Николаев30 мая 1940, им. 61 коммунара № 200, Николаев17 августа 194116 февраля 1944
Щ-40531 декабря 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград16 декабря 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград7 июня 194113 июня 1942
Щ-40631 декабря 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград17 декабря 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград7 июня 19411 июня 1943
Щ-40723 апреля 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград4 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград10 сентября 194117 февраля 1956
Щ-40823 апреля 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград4 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград10 сентября 194124 мая 1943
Щ-41129 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград31 мая 1941, им. А. Марти № 194, Ленинград21 июля 194529 марта 1957
Щ-41229 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград31 мая 1941, им. А. Марти № 194, Ленинград21 июля 194512 февраля 1960

Недостроенные корабли

17 января 1939 года было принято решение о строительстве подводной лодки серии X-бис на Мурманской верфи наркомата рыбной промышленности. Вскоре количество запланированных к постройке субмарин возросло до двух, 25 сентября 1940 года им были присвоены обозначения Щ-409 и Щ-410. Руководство наркомата рыбной промышленности доказало отсутствие необходимой производственной и кадровой базы, и постройка этих двух лодок была отменена.

Заложенные на заводе № 194 28 июня 1941 года две лодки серии X-бис получили заводские номера 552—553 и обозначения соответственно Щ-413 и Щ-414. К июлю 1941 года их готовность составляла 2,7 % и 1,7 %, постановлением ГКО от 10 июля 1941 года их строительство было прекращено, 23 июля они были сняты с производства и разделаны на металл.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

ru-wiki.org

Подводные лодки типа «Щука» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 августа 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 августа 2018; проверки требует 1 правка.
Подводные лодки типа «Щука»
Схема подводной лодки «Щука» III-й серии

Подводная лодка «Щука» серии V-бис-2
Государство флага
Основные характеристики
Тип корабля Средняя ДЭПЛ
Обозначение проекта Серии III, V, V-бис, V-бис-2, X, X-бис
Разработчик проекта Техническое бюро №4
Главный конструктор Б. М. Малинин
Скорость (надводная) 11,6 — 14 узлов
Скорость (подводная) 8,5 узлов
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 20 суток, 10 000 км надводная, 185 км подводная
Экипаж 41 (37) человек
Размеры
Водоизмещение надводное 578 т
Водоизмещение подводное 704,5-706 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
57 м
Ширина корпуса наиб. 6,2 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,8-3,9 м
Силовая установка

Двухвинтовая дизель-электрическая:

  • Тип дизеля 8У28/38, или 38В, или 38В8.
    Мощность дизелей 2 × 500 л.с. — у III серии; 2 × 685 л.с — у V, V-бис, V-бис-2 серий; 2 × 685 л.с — у X, X-бис серий
  • Тип главных гребных электродвигателей ПГВ-8
  • Число × мощность гребных электродвигателей 2 × 400 л.с. (390 кВт)
  • Тип электродвигателей экономического хода — работающие через зубчатую передачу
  • Число гребных валов 2
  • Тип аккумуляторной батареи КСМ-2
  • Число групп аккумуляторной батареи × число элементов в группе — 2 × 56
Вооружение
Артиллерия 1—2 45-мм пушки 21-К
Торпедно-
минное вооружение
Носовые ТА: 4×533 мм; кормовые ТА: 2×533 мм. Боекомплект 10 торпед
ПВО 1—2 21-К или 1 21-К и ДШК
 Категория на Викискладе

Подводные лодки типа «Щука» — серия средних подводных лодок, построенных в СССР в 1930—1940-x годах. Самый многочисленный тип средних подводных лодок СССР Великой Отечественной войны. Отличительными особенностями лодок были сравнительная дешевизна в постройке, повышенные манёвренность и живучесть. «Щуки» активно участвовали в Великой Отечественной войне, из 44 воевавших лодок погибла 31. Подводные лодки типа «Щ» совокупно потопили 27 транспортов и танкеров противника общим водоизмещением 79 855 брт, 20 транспортов и шхун нейтральных государств (~6500 брт), повредили 4 судна противника (18 204 брт). На боевом счету подлодок типа «Щ» 35% потопленного и повреждённого тоннажа противника[1].

За боевые заслуги 6 подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, 11 награждены орденом Красного Знамени.

encyclopaedia.bid

Щука (подводная лодка) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Щука»
История корабля
Государство флага Россия Россия
Порт приписки Владивосток, Одесса, Мариехамн, Ревель
Спуск на воду 15 октября 1905
Выведен из состава флота февраль 1918
Современный статус разобрана
Основные характеристики
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта «Сом»
Скорость (надводная) 8,5 узлов
Скорость (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения 30 м
Автономность плавания 8 суток, 430 миль,
30 миль под водой
Экипаж 22 человека, в том числе 2 офицера
Размеры
Водоизмещение надводное 105 т
Водоизмещение подводное 124 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
19,8 м
Ширина корпуса наиб. 3,6 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
2,9 м
Силовая установка
бензин-электрическая, 1 двигатель 160 л. с., 1 электромотор 70 л. с.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
1 ТА калибра 457 мм.

«Щука» — российская подводная лодка начала XX века, второй корабль проекта Holland-VIIR (тип «Сом»).

Постройка

Подводная лодка «Щука» была заложена 10 мая 1904 года на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге и стала первой лодкой постройки этого завода[1]. Спуск на воду состоялся 15 октября 1904 года. В июне 1905 года «Щука» проходила испытания, в том числе 26 июня самостоятельно перешла из пролива Бьеркезунд в Кронштадт (около 75 км), что позволило выявить ряд недостатков и внести улучшения в конструкцию лодок этого типа. 5-7 июля производила учебные атаки судов, стоящих на якоре. В конце июля отправлена по железной дороге во Владивосток.

Видео по теме

Служба

К 4 ноября 1905 года уже вошла в состав Отряда подводных лодок Владивостокского порта, до конца года несколько раз выходила в дозор к островам Русский и Аскольд.

В течение последующих лет в составе отряда подводных лодок проходила летнюю боевую подготовку в заливе Стрелок, бухта Разбойник, а зимовала — во Владивостоке.

21 ноября 1907 года, во время сильных морозов, «Щука» использовалась для получения опыта подлёдного плавания. После погружения на чистой воде заходила под тонкий лёд, разрезая его перископом. По итогам плаваний сделаны выводы о возможности плавания подо льдом и о некоторых мерах по подготовке подводных лодок к подобным походам.

3 сентября 1908 года во время манёвров «Щука» успешно произвела учебную атаку крейсера «Аскольд».

После начала Первой мировой войны приняла во Владивостоке полные запасы топлива и продовольствия, на лодку были погружены боевые торпеды. В декабре 1914 — январе 1915 года перевезена по железной дороге в Севастополь. В феврале 1915 года уже выходила в море в район Балаклавы, в марте вместе с подводной лодкой «Сом» перешла в Одессу, в июле — перешла в Николаев, откуда в течение 17-24 августа по железной дороге перевезена в Петроград. К 26 сентября собрана, приступила к испытаниям. До 1 мая 1916 года использовалась для дозорной службы в южной части Ботнического залива, базировалась на Мариехамн. Затем, с некоторыми перерывами, входила в состав Учебного отряда подводного плавания, базировалась на Ревель.

Революцию встретила в Ревеле, находилась в капитальном ремонте. 24-25 февраля 1918 года в разобранном виде захвачена в Ревеле немецкими войсками, после чего была вывезена и разделана на металл.

Примечания

Литература

  • Тарас А. Е. Подводные лодки Великой войны 1914—1918. — Мн.: Харвест, 2003. — 336 с. — ISBN 985-13-0976-1.
  • Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. — М.: «Центрполиграф», 2005. — 445 с. — 4000 экз. — ISBN 5-9524-1473-7.

Ссылки

wiki2.red

Щука (подводная лодка) — Википедия. Что такое Щука (подводная лодка)

«Щука»
История корабля
Государство флага Россия Россия
Порт приписки Владивосток, Одесса, Мариехамн, Ревель
Спуск на воду 15 октября 1905
Выведен из состава флота февраль 1918
Современный статус разобрана
Основные характеристики
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта «Сом»
Скорость (надводная) 8,5 узлов
Скорость (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения 30 м
Автономность плавания 8 суток, 430 миль,
30 миль под водой
Экипаж 22 человека, в том числе 2 офицера
Размеры
Водоизмещение надводное 105 т
Водоизмещение подводное 124 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
19,8 м
Ширина корпуса наиб. 3,6 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
2,9 м
Силовая установка
бензин-электрическая, 1 двигатель 160 л. с., 1 электромотор 70 л. с.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
1 ТА калибра 457 мм.

«Щука» — российская подводная лодка начала XX века, второй корабль проекта Holland-VIIR (тип «Сом»).

Постройка

Подводная лодка «Щука» была заложена 10 мая 1904 года на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге и стала первой лодкой постройки этого завода[1]. Спуск на воду состоялся 15 октября 1904 года. В июне 1905 года «Щука» проходила испытания, в том числе 26 июня самостоятельно перешла из пролива Бьеркезунд в Кронштадт (около 75 км), что позволило выявить ряд недостатков и внести улучшения в конструкцию лодок этого типа. 5-7 июля производила учебные атаки судов, стоящих на якоре. В конце июля отправлена по железной дороге во Владивосток.

Служба

К 4 ноября 1905 года уже вошла в состав Отряда подводных лодок Владивостокского порта, до конца года несколько раз выходила в дозор к островам Русский и Аскольд.

В течение последующих лет в составе отряда подводных лодок проходила летнюю боевую подготовку в заливе Стрелок, бухта Разбойник, а зимовала — во Владивостоке.

21 ноября 1907 года, во время сильных морозов, «Щука» использовалась для получения опыта подлёдного плавания. После погружения на чистой воде заходила под тонкий лёд, разрезая его перископом. По итогам плаваний сделаны выводы о возможности плавания подо льдом и о некоторых мерах по подготовке подводных лодок к подобным походам.

3 сентября 1908 года во время манёвров «Щука» успешно произвела учебную атаку крейсера «Аскольд».

После начала Первой мировой войны приняла во Владивостоке полные запасы топлива и продовольствия, на лодку были погружены боевые торпеды. В декабре 1914 — январе 1915 года перевезена по железной дороге в Севастополь. В феврале 1915 года уже выходила в море в район Балаклавы, в марте вместе с подводной лодкой «Сом» перешла в Одессу, в июле — перешла в Николаев, откуда в течение 17-24 августа по железной дороге перевезена в Петроград. К 26 сентября собрана, приступила к испытаниям. До 1 мая 1916 года использовалась для дозорной службы в южной части Ботнического залива, базировалась на Мариехамн. Затем, с некоторыми перерывами, входила в состав Учебного отряда подводного плавания, базировалась на Ревель.

Революцию встретила в Ревеле, находилась в капитальном ремонте. 24-25 февраля 1918 года в разобранном виде захвачена в Ревеле немецкими войсками, после чего была вывезена и разделана на металл.

Примечания

Литература

  • Тарас А. Е. Подводные лодки Великой войны 1914—1918. — Мн.: Харвест, 2003. — 336 с. — ISBN 985-13-0976-1.
  • Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. — М.: «Центрполиграф», 2005. — 445 с. — 4000 экз. — ISBN 5-9524-1473-7.

Ссылки

wiki.sc

Щука (подводная лодка) Википедия

«Щука»
Государство флага Россия Россия
Порт приписки Владивосток, Одесса, Мариехамн, Ревель
Спуск на воду 15 октября 1905
Выведен из состава флота февраль 1918
Современный статус разобрана
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта «Сом»
Скорость (надводная) 8,5 узлов
Скорость (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения 30 м
Автономность плавания 8 суток, 430 миль,
30 миль под водой
Экипаж 22 человека, в том числе 2 офицера
Водоизмещение надводное 105 т
Водоизмещение подводное 124 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
19,8 м
Ширина корпуса наиб. 3,6 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
2,9 м
бензин-электрическая, 1 двигатель 160 л. с., 1 электромотор 70 л. с.
Торпедно-
минное вооружение
1 ТА калибра 457 мм.

«Щука» — российская подводная лодка начала XX века, второй корабль проекта Holland-VIIR (тип «Сом»).

Постройка[ | ]

Подводная лодка «Щука» была заложена 10 мая 1904 года на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге и стала первой лодкой постройки этого завода[1]. Спуск на воду состоялся 15 октября 1904 года. В июне 1905 года «Щука» проходила испытания, в том числе 26 июня самостоятельно перешла из пролива Бьеркезунд в Кронштадт (около 75 км), что позволило выявить ряд недостатков и внести улучшения в конструкцию лодок этого типа. 5-7 июля производила учебные атаки судов, стоящих на якоре. В конце июля отправлена по железной дороге во Владивосток.

Служба[ | ]

К 4 ноября 1905 года уже вошла в состав Отряда подводных лодок Владивостокского порта, до конца года несколько раз выходила в дозор к островам Русский и Аскольд.

В течение последующих лет в составе отряда подводных лодок проходила летнюю боевую подготовку в заливе Стрелок, бухта Разбойник, а зимовала — во Владивостоке.

21 ноября 1907 года, во время сильных морозов, «Щука» использовалась для получения опыта подлёдного плавания. После погружения на чистой воде заходила под тонкий лёд, разрезая его перископом. По итогам плаваний сделаны выводы о возможности плавания подо льдом и о некоторых мерах по подготовке подводных лодок к подобным походам.

3 сентября 1908 года во время манёвров «Щука» успешно произвела учебную атаку крейсера «Аскольд».

После начала Первой мировой войны приняла во

ru-wiki.ru

Щука (подводная лодка) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Щука»
История корабля
Государство флага Россия Россия
Порт приписки Владивосток, Одесса, Мариехамн, Ревель
Спуск на воду 15 октября 1905
Выведен из состава флота февраль 1918
Современный статус разобрана
Основные характеристики
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта «Сом»
Скорость (надводная) 8,5 узлов
Скорость (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения 30 м
Автономность плавания 8 суток, 430 миль,
30 миль под водой
Экипаж 22 человека, в том числе 2 офицера
Размеры
Водоизмещение надводное 105 т
Водоизмещение подводное 124 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
19,8 м
Ширина корпуса наиб. 3,6 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
2,9 м
Силовая установка
бензин-электрическая, 1 двигатель 160 л. с., 1 электромотор 70 л. с.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
1 ТА калибра 457 мм.

«Щука» — российская подводная лодка начала XX века, второй корабль проекта Holland-VIIR (тип «Сом»).

Постройка

Подводная лодка «Щука» была заложена 10 мая 1904 года на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге и стала первой лодкой постройки этого завода[1]. Спуск на воду состоялся 15 октября 1904 года. В июне 1905 года «Щука» проходила испытания, в том числе 26 июня самостоятельно перешла из пролива Бьеркезунд в Кронштадт (около 75 км), что позволило выявить ряд недостатков и внести улучшения в конструкцию лодок этого типа. 5-7 июля производила учебные атаки судов, стоящих на якоре. В конце июля отправлена по железной дороге во Владивосток.

Служба

К 4 ноября 1905 года уже вошла в состав Отряда подводных лодок Владивостокского порта, до конца года несколько раз выходила в дозор к островам Русский и Аскольд.

В течение последующих лет в составе отряда подводных лодок проходила летнюю боевую подготовку в заливе Стрелок, бухта Разбойник, а зимовала — во Владивостоке.

21 ноября 1907 года, во время сильных морозов, «Щука» использовалась для получения опыта подлёдного плавания. После погружения на чистой воде заходила под тонкий лёд, разрезая его перископом. По итогам плаваний сделаны выводы о возможности плавания подо льдом и о некоторых мерах по подготовке подводных лодок к подобным походам.

3 сентября 1908 года во время манёвров «Щука» успешно произвела учебную атаку крейсера «Аскольд».

После начала Первой мировой войны приняла во Владивостоке полные запасы топлива и продовольствия, на лодку были погружены боевые торпеды. В декабре 1914 — январе 1915 года перевезена по железной дороге в Севастополь. В феврале 1915 года уже выходила в море в район Балаклавы, в марте вместе с подводной лодкой «Сом» перешла в Одессу, в июле — перешла в Николаев, откуда в течение 17-24 августа по железной дороге перевезена в Петроград. К 26 сентября собрана, приступила к испытаниям. До 1 мая 1916 года использовалась для дозорной службы в южной части Ботнического залива, базировалась на Мариехамн. Затем, с некоторыми перерывами, входила в состав Учебного отряда подводного плавания, базировалась на Ревель.

Революцию встретила в Ревеле, находилась в капитальном ремонте. 24-25 февраля 1918 года в разобранном виде захвачена в Ревеле немецкими войсками, после чего была вывезена и разделана на металл.

Примечания

Литература

  • Тарас А. Е. Подводные лодки Великой войны 1914—1918. — Мн.: Харвест, 2003. — 336 с. — ISBN 985-13-0976-1.
  • Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. — М.: «Центрполиграф», 2005. — 445 с. — 4000 экз. — ISBN 5-9524-1473-7.

Ссылки

wikipedia.green

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *