оригинальный аэродизайн в стиле милитари

Оформление праздника воздушными шарами с военной тематикой понравится каждому представителю сильного пола независимо от возраста. Ведь именно на них лежит функция защитника и семьи, и государства. Уже в детстве мальчики играют в войну, тренируя навыки, которые понадобятся им в будущем. А если ваш избранник увлеченно читает мемуары великих полководцев, входит в число поклонников культовой игры «World of Tanks» или делает модели военной техники – смело выбирайте для праздника стиль милитари.

Для какого события подойдет военный аэродизайн

Мероприятие с военной тематикой можно посвятить официальному государственному празднику, дню рождения или спортивным соревнованиям:

  1. День защитника Отечества. Выбрать оригинальный подарок на 23 февраля сложно, особенно для коллег. Необычная идея – украсить офис фигуркой военного из шаров, камуфляжными шарами и красными звездами.
  2. День Победы. Праздник радостный и скорбный, наполненный трагическими воспоминаниями и гордостью. 9 мая фигурки военных, танков и самолетов будут уместны везде: и на параде, и дома.
  3. Проводы в армию. Устройте для новобранца веселое, яркое и незабываемое мероприятие, во время службы он будет с нежностью вспоминать о нем.
  4. Детские эстафеты. В программу можно включить подготовку юных бойцов, испытания на выдержку и выносливость. Воздушные шары в стиле милитари будут не только украшением, но и реквизитом. Такое оформление подойдет и спортивно-патриотической игре «Зарница».
  5. День рождения мальчика или взрослого человека, чья профессия или хобби связаны с военным делом. Для детского праздника, который проводится в помещении, можно организовать настоящий штаб и придумать веселые конкурсы с элементами квеста.

Фигуркой можно украсить комнату, помещение детского сада, офиса, школы, торгового центра или площадку на свежем воздухе. Добавьте российский флаг из шаров, чтобы подчеркнуть патриотическую направленность, и всевозможную военную технику, пушки, ракеты и оружие.

Где заказать воздушные шары

В «Планете шаров» аэродизайном занимаются на профессиональном уровне. Мы постоянно совершенствуем свои навыки, принимаем участие в конкурсах и придумываем новые идеи. Давайте вместе воплотим в жизнь вашу задумку, сделаем воздушные шары на военную тематику уникальными, чтобы праздничное оформление получилось индивидуальным и запомнилось надолго.

planetasharov.ru

Воздушный шар как оружие | Warspot.ru

Войны всегда аккумулировали финансовые, физические и интеллектуальные ресурсы человечества, и все новые научно-технические достижения рано или поздно мобилизовались для войны. Аэростат не исключение: от первого полёта теплового шара братьев Монгольфье до его военного применения прошло всего 10 мирных лет. Самым востребованным на войне был привязной аэростат наблюдения, из корзины которого можно было увидеть невидимое с земли. Свободный аэростат использовался как транспортное средство — если, конечно, ветер дул в нужном направлении. В эффективный носитель оружия он превратился после появления винтомоторной установки, то есть когда он стал дирижаблем — большой, сложной и дорогой машиной, которых за всю историю было сделано лишь несколько сотен. Дешёвые безмоторные аэростаты можно было делать тысячами, оставалось только научить их взрывать, поджигать, убивать.

Первые опыты

Пожалуй, впервые использовать свободноплавающий аэростат (СПА) в качестве носителя оружия смогли австрийцы в 1849 году при осаде Венеции. Из-за своеобразного рельефа местности подвести ближе к стенам города артиллерийские орудия было затруднительно, и блокада затягивалась. Когда артиллерийский лейтенант Франц фон Ухатиус (Franz von Uchatius) предложил бомбить город, прикрепив к небольшим тепловым шарам бомбы с таймером и запуская их сотнями по ветру в сторону противника, — армейское командование сразу согласилось и выделило изобретателю необходимые средства.

Достоверных сведений об этом эпизоде военной истории крайне мало: неизвестно точно, когда была произведена воздушная атака, сколько шаров с бомбами было запущено, принцип их действия, и каков был результат. Предположительно Ухатиус с братом прибыли под стены Венеции в середине июня, привезя с собой стопку бумажных оболочек тепловых шаров, бомбы, начинённые порохом, и жаровни для подогрева воздуха. Австрийцы долго ждали нужного ветра, который предпочитал дуть со стороны моря, а не наоборот, так что слухи о скором воздушном налёте дошли и до жителей Венеции.

Первая десятка итальянских заградительных шаров

Наконец, командованию надоело ждать хорошей погоды, и Ухатиусу выделили военный корабль, куда он и перебрался вместе со всем хозяйством. Корабль встал на якорь с подветренной к Венеции стороны залива, и 12 (по другим данным, 16) июля был произведён пробный запуск двух шаров. Похоже, что жители Венеции узнали о событии заранее, так как высыпали на улицу и заполонили возвышенности, чтобы увидеть чудо техники. По самой популярной версии событий, следом через некоторое время была произведена уже массированная атака 200 шарами, бомбы которых частично взорвались над городом, частично над австрийскими позициями, что вызвало смех высыпавших полюбоваться зрелищем жителей.

Эта попытка боевого использования СПА никак не повлияла ни на военные действия под Венецией, ни на последующие почти 100 лет развития вооружения. В Первую мировую войну роль воздушных бомбардировщиков взяли на себя самолёты и дирижабли, а привязные аэростаты остались глазами войск и средством ПВО. Примечателен случай, когда русские военные аэронавты пытались применить воздушную мину-ловушку с дистанционным подрывом, поместив в корзину привязного аэростата вместо экипажа взрывное устройство с электродетонатором. Мина предназначалась для уничтожения германских истребителей, которые мешали работе аэростатов наблюдения. Предполагалось взорвать её при приближении к аэростату вражеского самолёта. Вероятно, из-за слабого безоболочечного заряда (осколки могли зацепить самих подрывников) воздушный взрыв не принёс желаемого эффекта, а аэростат был потерян.

Более эффективным и долговременным в использовании оказалось применение привязных воздушных шаров для создания тросовых заграждений на пути вражеских самолётов. Первые аэропланы из дерева и полотна не выдерживали столкновений с удерживающим тросом аэростата или с его баллоном. Первыми до такого додумались итальянцы: в 1916 году они подняли в воздух на высоту 1000 и 3000 метров 10 небольших сферических аэростатов, а со следующего года установили аэростатные заграждения сначала над Венецией, а затем над рядом других городов на побережье Адриатики. Аэростатные лебёдки ставились на расстоянии 150 метров одна от другой.

Новинкой заинтересовались как союзники, так и противники, и вскоре вокруг важных объектов и над караванами судов стали поднимать достаточно высокие и протяжённые «частоколы». Если первые итальянские аэростаты заграждения были сферической формы, то впоследствии их стали делать по типу «Како» — каплевидными с тремя надувными стабилизаторами, но меньшего объёма. Объём рассчитывался из условия подъёма на определённую высоту, зависящую от веса поднимаемого удерживающего троса. Чтобы увеличить высоту заграждения, последовательно соединяли 2–3 аэростата.

Британский воздушный «фартук»

Британцы придумали соединять несколько аэростатов горизонтальными тросами и заполнять промежутки между ними проволочной вертикальной сеткой. Система получила название «фартук». Опытный «фартук» состоял из пяти аэростатов. При первом испытательном запуске налетевшим ветром один из аэростатов был сорван и потащил вверх всю связку. При этом двое из обслуживающего персонала не успели отпустить такелажные концы, и были подняты на высоту, а затем сорвались. В дальнейшем применяли трёхаэростатные «фартуки», которые произвели на немецких лётчиков сильное психологическое воздействие. Высоты полётов над Англией пришлось поднять.

В СССР аэростаты заграждения начали выпускать с 1932 года, в том числе тандемного типа. В их комплект входило два аэростата: для низковысотного заграждения (до 2500 метров) поднимали один, для увеличения высоты заграждения до 4500 метров к первому присоединяли второй аэростат со своим тросом. Система «триплет» состояла из трёх аэростатов и поднималась до 6000 метров.

Надувной зонтик по-британски

Когда в середине 30-х годов угроза новой войны в Европе стала как никогда реальной, в Британии опять вспомнили об аэростатах. Вопрос был рассмотрен в 1937 году, заодно спрогнозировали величину ущерба от собственных аэростатов, сорванных ветром, как это случалось в прошедшую войну. Обладая большой парусностью, аэростаты активно воспринимали ветровую нагрузку и передавали её на трос лебёдки, который не выдерживал. Привязной аэростат становился свободноплавающим. Гонимый ветром, он постепенно опускался ниже, и висящий трос начинал цеплять всё, над чем пролетал: крыши домов, телеграфные провода и провода ЛЭП, нанося значительный урон.

К весне 1940 года британцы довольно основательно подготовили свою систему ПВО, развернув большое количество аэростатов заграждения. На оснащении аэростатных дивизионов находился змейковый аэростат типа LZ (Low Zone — «низковысотный») объёмом 540 кубометров, поднимавшийся на высоту 1500 метров. Трос аэростата имел систему принудительного отстрела с двух сторон при ударе по нему самолётом. При этом из пеналов на верхнем и нижнем концах троса выпускались тормозные парашюты, усиливавшие сопротивление троса. Одновременно открывался разрывной клапан аэростата, и оболочка приземлялась неподалёку от заградительной позиции. Иногда к верхнему пеналу троса цепляли бомбу, которая по тросу спускалась к самолёту.

Транспортировка водорода в газгольдерах от завода-изготовителя на позиции

Принцип, на котором работали аэростаты заграждения, явился своеобразным катализатором для создания ряда интересных систем. В начале 1940 года Уинстон Черчилль предложил подумать над способом быстрого развёртывания проволочных заграждений на пути вражеских самолётов, обнаруженных с помощью РЛС. Одним из комитетов созданного департамента DMWD (Directorate of Miscellaneous Weapon Development — «Директорат по разработке различного оружия») было предложено поднимать проволочное заграждение с помощью ракет. В серии ракетная установка получила наименование «Z». «Боеголовка» ракеты выпускала парашют, который удерживал длинную проволоку.

Другим предложением было поднимать проволочное заграждение с помощью СПА. Были разработаны и запущены операции Albino («Альбинос»), Petard («Петарда»), Mutton («Баран»). К лету следующего года были разработаны и изготовлены необходимые компоненты подвески: барометрический таймер, контейнер «Пандора» или LAM (Long Aerial Mine — протяжённая воздушная мина), представлявший собой пенал с мотком контактного провода с тормозным парашютом на свободном конце и бомбой на другом. LAM устанавливалась и на ракетах, только провод был короче.

Операция «Альбинос», названная так, вероятно, из-за белых латексных оболочек шаров-носителей, в активную фазу не переросла, но её продолжением явилась «Петарда», которая отличалась более надёжным оборудованием и более низкой высотой выпуска контактного провода. Всё оборудование и LAM устанавливались на деревянном шасси. В оборудование входил барометрический прибор, не позволявший шару подниматься выше 1500 метров, фитильный таймер, поочерёдно сбрасывавший мешки с песком для поддержания высоты (не влагостойкая оболочка сильно травила водород) и открывавший LAM. Бомба тоже имела таймер для самоликвидации после 45 минут полёта, так как в случае перемены направления ветра шар с бомбой могло занести вглубь британской территории.

«Петарда» была совершенно секретной операцией, и первоначально о запусках предупреждали только силы ПВО, находившиеся на направлении полёта, и в общих выражениях — ближайшие полицейские участки. Первые пуски были осуществлены во время ночных налётов на Лондон в марте 1942 года. Как оказалось, «гладко было на бумаге»: несработки бортового оборудования носили массовый характер, ветер разносил шары во все стороны — их находили в Лондоне и более удалённых графствах, во Франции, Голландии и Швеции. Зенитчики, которых не предупредили, открывали массированный огонь по странным, отсвечивающим загоризонтным солнцем штуковинам. Свисающие провода перепортили несколько электрических и телефонных линий, гибли люди, пытавшиеся снять странные предметы с деревьев или вообще разобрать подвеску.

Мощные автомобили с лебёдками позволяли перемещать поднятые аэростаты даже в ходе воздушного налёта, что в принципе могло сорвать «Юнкерсам» пикирование на цель

Принесло ли какую-нибудь военную пользу применение «Петарды» — установить не удалось. Но операцию решено было продолжить, доработав подвеску и предупредив население с помощью листовок. Были организованы мобильные группы по сбору упавших шаров — к этому привлекли полицию, пожарных, бойскаутов. Процент «падежа» шаров на свою территорию уменьшился, но при массовых запусках подветренная территория всё равно густо засыпалась взрывоопасными предметами. На радость британцев, немцам вскоре стало не до массированных бомбардировок Британских островов, а против рейдов отдельных самолётов «Петарду» не использовали.

Правда, для «Петарды» нужны были определённые географические и метеорологические условия: направление полёта группы вражеских бомбардировщиков должно было совпадать с местом запуска шаров, а ветер должен был дуть в сторону континента. Чтобы не зависеть от этих факторов, была подготовлена операция «Мутон», которая основывалась на предложении офицера Адмиралтейства Фрейзера устанавливать противосамолётное аэростатное заграждение прямо перед вражескими самолётами, запуская аэростаты с контейнерами LAM со своих самолётов — так рыбаки ставят сети с сейнера, обнаружив рыбий косяк.

Баллоны «Петарды» ни в какой самолёт не влезали, но из-за ненужности сложной и тяжёлой системы длительного поддержания определённой высоты полёта для «Мутона» требовался баллон гораздо меньшего объёма. В качестве воздушного минного заградителя использовали старый бомбардировщик Хэндли-Пейдж «Хэрроу», бравший на борт 120 комплектов. Этого хватало, чтобы выставить «забор» длиной 8 километров. Немцы не летали по ночам большими группами, поэтому «Хэрроу» приходилось наводить с земли на отдельные вражеские машины, которые засекались наземными РЛС. По некоторым данным, в 1941 году с помощью «Мутонов» было сбито шесть немецких бомбардировщиков.

Как известно, до мая 1940 года война носила довольно странный характер. Немецкая авиация Британские острова не беспокоила, и британская тоже далеко не залетала. Пока бомбардировщики стояли на аэродромах, в штабе Королевских ВВС рассматривалось предложение бомбить противника с помощью СПА — точно так, как это пытались делать австрийцы почти сто лет назад. Теперь бомбы должны были сбрасываться по радиосигналу. Планировалось запускать аэростаты с территории Франции. Отслеживать их предполагалось с помощью триангуляции, засекая радиосигнал от передатчика шара-бомбардировщика двумя разнесёнными станциями, и над нужной точкой посылать сигнал на сброс бомбы. Немецкое наступление прервало штабные замыслы, а летом началась «Битва за Британию».

Хэндли-Пейдж «Хэрроу» устарел к началу войны как бомбардировщик, но простой и надёжный самолёт долго вполне успешно использовался «на вторых ролях»

К концу 1940 года можно было подвести кое-какие итоги. Оказалось, что аэростаты заграждения могут прервать полёт не только вражеских самолётов, но и своих, особенно при плохой видимости. В хорошую погоду в сети попадали неопытные курсанты лётных школ. Пришлось разводить аэростатные и истребительные дивизионы подальше друг от друга. Своё недовольство соседством с аэростатами выразили зенитчики: обнаружив аэростаты, самолёты противника начинали набор высоты или уклонялись в сторону, что сбивало артиллеристам прицел.

Ещё оказалось, что в грозу аэростаты действуют как громоотводы и при попадании молнии воспламеняются. Сильный ветер провоцировал обрыв троса, удерживающего аэростат, и его несло по воле ветра или на свою территорию, или на вражескую. Так, сентябрьской ночью 1940 года штормовой ветер сорвал с привязи несколько аэростатов, которые полетели в сторону Скандинавии. Волокущиеся по земле тросы нарушили железнодорожное сообщение в некоторых районах Дании и Швеции, сбили антенну шведской радиостанции, а пять аэростатов долетели даже до Финляндии.

От обороны к нападению

О нанесённом аэростатами ущербе доложили Черчиллю, который распорядился рассмотреть возможность организовать нападение на территорию Германии с помощью СПА. В сентябре 1941 года, после долгих споров между военными ведомствами, была создана команда, выделена площадка и начато производство компонентов для шара-бомбардировщика. Только 20 марта 1942 года секретная операция «Извне» (Outward) была запущена: первые «аут-шары» поднялись в небо и, гонимые ветром, поплыли на восток.

Что представляло собой это британское вундерваффе? СПА несли два вида поражающих элементов: сбрасываемое зажигательное устройство и длинный свисающий металлический трос для замыкания ЛЭП и телефонных проводов — то есть, варианты «бомбардировщика» и «тральщика». Зажигательные бомбы снаряжались несколькими видами горючего материала, которые имели оригинальную тару.

Обучение женского персонала WRNS работе с аэростатами

К примеру, использовались так называемые «носки»: три длинных узких мешка, заполненных древесной стружкой, пропитанной парафином. Они связывались в верхней части и падали «звездой», застревая на кронах деревьев. Боеприпас «Пиво» состоял из 7–8 фосфорных гранат — стеклянных бутылок с самовоспламеняющейся жидкостью, похожих на советские зажигательные ампулы, — уложенных в жестяной бочонок, подвешенный под шар на коромысле. При срабатывании таймера бочонок переворачивался. Канистру, заполненную напалмом, называли «Желе». В нужный момент она тоже опрокидывалась, и горящий напалм начинал вытекать.

«Тральщики» несли контейнер, в котором был уложен 210-метровый пеньковый канат с 90-метровым стальным тросиком, предназначенным для замыкания ЛЭП. В качестве носителей использовали небольшие аэростаты из белого латекса диаметром 2,4 м. Подвеска имела простейший таймер в виде зажжённой перед запуском горелки. Время горения зависело от расчётной дальности полёта. Когда «предохранитель» прогорал, отсоединялась бомба или открывался контейнер с тросом. Имелись приспособления для поддержания определённой высоты аэростатов-бомбовозов путём первоначального стравливания водорода, затем дозированного сброса балласта (высота полёта «тральщиков» устанавливалась после контакта троса с землёй).

Чтобы не мешать бомбардировщикам Королевских ВВС, которые действовали по ночам, запуски происходили днём, поэтому германская ПВО, конечно, обнаруживала аэростаты. Перехваты немецких радиопереговоров позволяли британцам оценивать ущерб от атаки. В результате первой операции в некоторых районах Германии возникли очаги лесных пожаров. Дополнительным уроном для немцев британцы посчитали отвлечение истребителей ПВО Германии — авиация противника расходовала топливо и моторесурс на перехват относительно дешёвого оружия.

Аэростат парит в небе, исчерченном после воздушного боя инверсионными следами

Операция «Аутворд» продолжалась до сентября 1944 года. После высадки союзников в Нормандии резко усилилась активность их авиации над западной Европой, и засорять небо воздухоплавающими бомбами стало небезопасно. За эти два года подразделениями WRNS (Women’s Royal Naval Service — аэростатами заграждения и всем прочим, связанным с аэростатами, занимались вспомогательные подразделения Флота, личный состав которых был женским) было запущено 99 142 шара, из которых 53 343 несли зажигательные бомбы, а остальные были «тральщиками». По самым скромным подсчётам, «аут-шарами» экономике Германии был нанесён ущерб в 1,5 миллиона тогдашних фунтов, при этом данными по советской оккупационной зоне британцы не располагали. Самым крупным успехом был выход из строя крупной электростанции под Лейпцигом в результате устроенного короткого замыкания ЛЭП.

Досталось и нейтральной Швеции: в январе 1944 года из-за отключения электричества в системе управления на одной из железных дорог, вызванного замыканием ЛЭП отклонившимся к северу аэростатом-тральщиком, столкнулись два состава. При изменении направления ветра аэростаты могло занести и на свою территорию, из-за чего без света однажды остался город Ипсвич.

Воздушное наступление по-японски

Свой «Аутворд» был и у японцев. В 1942 году американские В-25, взлетев с авианосца, отбомбились по Японским островам. Японцам это страшно не понравилось, и они решили тоже нанести удар по континентальной территории США. Правда, к этому времени организовать атаку с помощью палубной авиации возможности не было. Всё, что получилось — послать к западному побережью США подводные авианосцы I-9 и I-15, с которых взлетели два гидросамолёта и сбросили несколько лёгких бомб на территорию штата Орегон. Вскоре американцы построили аэродромы на островах Полинезии и на территории Китая. Взлетавшие с них тяжёлые бомбардировщики свободно доставали японские города, превращая их в руины. Ответная месть оказалась достаточно неожиданной: японцы решили бомбить Америку с помощью шаров-бомб.

На эту оригинальную идею военных натолкнули давние метеорологические исследования, проведённые по заданию флота. Было установлено, что на высоте более 9000 м дуют постоянные ветры: зимой в сторону американского континента, летом — в обратную сторону. Поэтому воздушные шары, запускаемые с японских островов зимой, могут долететь до Америки. Если к шарам подвесить бомбы и запускать их миллионами — американцам придётся несладко.

Оболочку шаров склеивали из рисовой бумаги и стар, и млад. Происходило это в самых просторных помещениях: крытых спортивных сооружениях, в театрах. Кстати, клей был сделан на органической основе, и голодные люди могли им немного подкрепиться. Воздушные шары имели диаметр 10 метров. Бумажную оболочку пропитывали тремя слоями воска и заполняли водородом. К подвесной системе шара крепился ящик, в котором помещались электробатарея, часовой механизм, механизм сброса бомб и температурный датчик. На нижней части ящика стояли бомбодержатели, на которые подвешивались 3–4 бомбы (зажигательные или осколочно-фугасные) общим весом 35 кг, а также мешочки с балластом. Балласт был необходим, чтобы удерживать шар на нужной высоте: до Америки лететь трое суток, и, хотя температура в тропопаузе постоянная, днём водород и оболочка нагревались солнцем, и шар начинал набирать высоту, что грозило разрывом оболочки. Лишний водород стравливался специальным клапаном. Если шар начинал снижаться раньше срока, температура наружного воздуха повышалась, и температурный датчик давал команду на сброс части балласта. Часовой механизм отсчитывал расчётное время, требуемое для перелёта, и в нужный момент освобождал бомбы.

Японский зажигательный шар готов к запуску

Первые шары были запущены в сентябре 1944 года, но американцы обратили на них внимание только в следующем году, когда накопилось довольно много сообщений о пожарах и взрывах в самых разных районах, от Аляски до Калифорнии. Истребители с трудом могли атаковать эти цели — шары летели высоко и на удивление быстро. Всё же самолётам удалось сбить 20 шаров. Появление тревожных сообщений в газетах и по радио власти остановили в приказном порядке. В то же время, японская радиостанция, транслировавшая передачи на Америку, пугала население Штатов сообщениями о 10 000 убитых американцев, о горящих лесах и фермах. В действительности погибли только шесть человек, из которых пятеро были детьми, которые нашли неразорвавшуюся бомбу. Поначалу американские военные предполагали, что шары запускают с подводных лодок или даже шпионы из лагерей, где содержались интернированные «американские» японцы. Потом песок из балластных мешков передали геологам, и они установили его происхождение — побережье Японских островов.

Вскоре американская авиация разбомбила два из трёх водородных заводов, да и достоверных сведений о причинённом США ущербе японцы получить не смогли. Запуски шаров прекратили. Всего успели отправить 9000 шаров. Американцы считают, что до континента долетели около 1000 из них, однако над США было зафиксировано не более 300. Так вышло, что один из последних запущенных шаров долетел до штата Вашингтон и опустился на ЛЭП, питавшую реактор, вырабатывавший плутоний для второй атомной бомбы, позже сброшенной на Нагасаки. Реактор пришлось на время остановить, но Нагасаки это не спасло. Так встретилось оружие отчаяния с оружием апокалипсиса.

warspot.ru

Как военные использовали воздушные шары

Говорят, древние греки как-то надули дымом от костра что-то вроде голубя из папируса (или пергамента) и тот поднялся выше самых высоких башен. Еще рассказывали о китайской игрушке, поднимавшейся нагретым воздухом до потолка королевского дворца. Позднее, почти в каждой стране встречались легенды о неком крестьянине, взлетевшем как минимум до шпиля колокольни на мешке, в котором предварительно собрал дым или пар. Истории красивые, но все, что рассказывалось до конца XVIII столетия, сейчас признается за фальшивку – современные физики не поленились и произвели нужные расчеты, доказавшие несостоятельность тех историй.

Когда в 1783 году два брата-бумагодела запустили тепловой воздушный шар (оригинально прозванный по их фамилии монгольфьером) с пассажирами на борту, а чуть позднее ученый и изобретатель отважился опробовать почти такой же, но на водороде (этот не менее оригинально прозвали шарльером), новинку сначала восприняли как аттракцион – слишком долго полет человека считался легендой.

В первом запуске братьев Монгольфьер пассажирами стали животные: овца, петух и утка. По овце хотели определить воздействие высоты на крупное животное, чья физиология, как полагали, близка к человеческой; петух — птица, не знавшая таких высот; а на утке проверяли воздействие не высоты, а самого полета на шаре. Полет прошел успешно, ни одно из животных не пострадало

Позднее начались опасения за здоровье пассажиров – считалось, что подъем на высоту скажется на их здоровье (в том числе и психическом). Чуть позднее точно так примутся опасаться поездов – из-за непривычной скорости. Когда же стало понятно, что воздухоплаватели, в принципе, могут убиться, но не из-за подъема, а по причине чересчур поспешного спуска (падения, проще говоря), шарами заинтересовались военные. На море с мачты в хорошую погоду видимость достигает двух десятков миль, а на суше едва доходит до восьми, и то на гладкой местности. Так что подъем наблюдателя сулил серьезные дивиденды – маневрирование и засады становились если не бесполезными, то малоэффективными. По итогам в 1793 французы обзавелись первыми воздушными силами – подразделением аэростьеров.

Первый раз воздухоплавателей опробовали в 1793 при осаде Валенсии и особых успехов не зарегистрировали – наблюдатель не смог ничего разглядеть по причине плохих погодных условий. Но уже в следующем году в конфликте с австрийцами аэростаты сыграли важнейшую роль в четырех битвах: при Мобеже, Шарльруа, Флерю, Люттихе. Наблюдателей поднимали до высоты 300 – 400 метров, откуда они смогли следить за маневром противника на большую глубину – пересеченная местность и обилие растительности не позволяли наблюдать ту же картину с традиционных наблюдательных пунктов. Для связи использовали флажковую сигнализацию (как на флоте) и почтовых голубей.

Флерю, 1794 год. Современное битве изображение

В следующем году триумфа не случилось – под Майнцем при попытке наблюдения с аэростата тот был разодран бурей. И Наполеон, решив, что в маневренной войне возня с таким капризным оснащением слишком обременительна, расформировал в том же 1795 «летучие» войска.

Меж тем идея воздушной войны проникла в другие страны. В России, например, демонстрация новинки прошла в 1803. А в 1812, в разгар войны с Наполеоном, развернулось строительство нескольких привязных аэростатов. Планировалось, дождавшись благоприятного ветра, развесить эти шары над позициями врага и потом скинуть на головы супостатов ящики с порохом – прообраз авиабомб будущего. Проект так и не получилось реализовать – не смогли создать надежную систему управляемого сброса. И шары решили оставить как средства наблюдения в крепостях. Решили… и благополучно забыли.

«Воздушное торпедо», однако

Австрийцы, памятуя урок 1794 года, тоже прибрали новинку к рукам. И в 1849, при осаде Венеции, даже применили ее. Запускались шары, на манер наших метеозондов – без всякой привязи и якоря. К шарам подвешивали пороховые бомбы. К привязи протягивали фитиль, который перед запуском поджигали. Длину высчитывали, принимая во внимание удаление вражеских позиций. По замыслу бомбы падали примерно в тот момент, когда шар пролетит над врагом. Вот только на деле получилось то, что потом будет мешать газовым атакам первой мировой – ветер поменялся. И аэростаты опростались над лагерем австрийцев. Не то, чтобы урон был велик, но психологический эффект оказался силен.

В 1859 году французы принялись снова выяснять отношения все с теми же австрийцами (такая уж сложилась традиция). На этот раз аэростаты решили применять для разведки – и только. Посадили на них пару известных летунов (один из них был Надар – знаменитый аэронавт и фотограф) и запустили в небеса. Один пилот не разглядел вообще ничего (все же требуется некоторая привычка), а Надар сфотографировал панораму, на которой так ничего и не разобрали. Тем не менее, чуть позднее пару раз вышло предупредить опасный маневр противника. Так что считалось, что применение в целом удалось.

Бомбардировка Венеции, 1849 год

У американцев привязные воздушные шары применяли обе стороны – для корректировки артиллерии. А связь между наблюдателем и батареей наладили вполне современную – по проводному телеграфу. У южан, правда, начались проблемы с логистикой и с шарами они быстро завязали (фирма производитель находилась в Вирджинии, а транспорта едва хватало на обеспечение основных потребностей армии). А северяне как-то сразу не особо активно занимались проблемой, поскольку артиллерия их не сильно отличалась дальнобойностью. Так что в 1863 корпус воздухоплавателей расформировали.

В войну с пруссаками 1870 года аэростатами пользовались обе стороны. Завоеватели с них корректировали огонь дальнобойных пушек Круппа, а французы наладили эвакуацию особо важных лиц из блокированного Парижа и почтовое сообщение. Правда, получалось улетать только из города – в город попасть шаром, зависящим от ветра, не получалось – кучности не хватало. Тогда из Парижа шарами стали отправлять депеши и почтовых голубей. Так что прусской армии пришлось срочно налаживать ПВО. Что более-менее у них получилось. Примерно треть шаров падали, сбитые заградительным огнем.

Северяне готовят аэростат, Гражданская война в США

В 1869 об аэростатах вспомнили в России. Но воинскую часть соответствующего профиля сформировали только в 1885. Это были две казармы и сарай, рядом с которым стоял «газоделательный аппарат» — в нем стальные опилки смачивали кислотой.

А годом раньше России, в Англии, тоже пришли к выводу о пользе воздухоплавательных сил. И даже создали особый вид привязного аэростата – змейковый. Это был такой гибрид воздушного змея и воздушного шара. Применение нескольких видов подъемных сил позволило сократить габариты устройства, так что он стал менее уязвимым от огня противника – размеры цели резко уменьшились. Именно такие аэростаты англичане применили в Африке и Китае. Говорят, китайские войска пугал даже не огонь, корректируемый при помощи шара, а сам факт его полета – все же иногда вредно несколько столетий подряд рассказывать истории про драконов.

Эвакуация жителей из осажденного Парижа, 1870 год

Кстати, порой аэростаты заменяли воздушными коробчатыми змеями – их подъемной силы хватало для возвышения не сильно габаритного наблюдателя.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

Так или иначе, к началу ХХ столетия почти каждая европейская армия закончила эксперименты с привязными аэростатами и зачислили их в постоянный штат. Правда, более-менее грамотно применять их научатся только в первую мировую. А до той поры хватало забот и так – совершенствовали матчасть.

enciklopediya-tehniki.ru

Солдат из воздушных шаров — превосходный декор для праздника

Солдат из воздушных шаров – подарок просто волшебный. Фигура бравого бойца не лишена своей толики юмора. Любой будет совершенно очарован, получив такой замечательный презент, а уж о роли отважного солдата для декорирования праздничного помещения и говорить не приходится. 
Военные воздушные шары совершенно универсальны и полностью пригодны для того, чтобы порадовать любого представителя сильного пола, независимо от возраста. Каждый мальчишка будет рад «воздушному» гостю на своем дне рождения. Он может быть заказан для украшения предназначенного для торжества зала ресторана или домашнего пространства или может являться частью подарка и заменять собой букет цветов, который обычно дарят девочкам, тем более, что у забавного и смешного бойца в руках самый настоящий букет из позитивных зеленых шариков, которые как нельзя лучше гармонируют со всем образом. 
Фигура из шаров солдат идеально впишется в совершенно любой праздник. Вы можете даже преподнести ее взрослому и состоявшемуся мужчине. Вот увидите, он будет рад, ведь взросление взрослых весьма относительно. В сущности, мы все остаемся детьми всерьез и надолго.

Почему стоит сделать заказ в Планете шаров

Планета шаров готова предложить своим клиентам самое лучшее.

  • И без того богатый и внушительный ассортимент постоянно и непрестанно пополняется новыми, интересными и уникальными шариками, фигурами и композициями из них.
  • Помимо предложенного вашему вниманию солдата в каталоге вы найдете еще множество других тематических фигур и шаров, что позволит вам создать безупречный и вдохновляющий праздничный декор.
  • У вас имеются собственные соображения по поводу солдатика? Наши сотрудники готовы как угодно модифицировать созданный образ для вас, например, вместо зеленых шаров вручить бойцу красные.
  • Наши цены остаются на строго приемлемом уровне.
  • Мы готовы не только доставить вам заказ, но и помочь украсить помещение.

Хотите сделать заказ? Обращайтесь к нашим консультантам, и они помогут вам оформить заявку и определиться с выбором.

planetasharov.ru

«Шары» под Наро-Фоминском (заброшенные позиции С-25 и А-35)

Еще в августе 2010 года собирался посетить заброшенные позиции ПРО под Наро-Фоминском. Однако, тогда осмотреть «шары» и сопутствующие объекты не удалось. Потом желание ехать в эти края как-то потускнело. И без того много всего интересного в Подмосковье! Есть куда съездить. Прошло пять лет. И вот, в мае 2015 года я получил письмо от Andrew — мотоциклиста из поселка Плёсково на юго-западе Московской области. Andrew предложил совместную поездку к «шарам». Разбередил, что называется, душу. Снова мне захотелось побывать в этих местах. Но, к сожалению, по техническим причинам совместная поездка сорвалась, поэтому отправился в путь один. Выехал 9 июня 2015 года в 8.30 утра. Маршрут: Жаворонки (Одинцовский район Московской области) – Кубинка – Таширово – Плесенское – Новоникольское – поселок Восточный (он же Нарофоминск-10) – позиции противовоздушной и противоракетной обороны (С-25 и А-35) – по А-108 до поворота на Верею – Григорово – Любаново – Обухово – Кубинка – Жаворонки.

В помощь тем, кто решит повторить этот маршрут — следующая схема, на которой синей линией показан мой путь от поселка Восточный до позиций С-25.

Дополнительный ориентир при проезде через Восточный – котельная справа от дороги и местный проезд к ней. Выбираем левую дорогу, к котельной не сворачиваем. Оставив справа и позади котельную, выезжаем на развилку. Налево идет дорога к бывшему радиоцентру С-25, направо – к бывшим позициям стартового дивизиона. Поехав направо, выезжаем еще на одну развилку.

Налево, где когда-то был шлагбаум, въезд на позиции стартового дивизиона (они же «выгон», «елочка», «решетка»). Если ехать прямо, мимо развалин КПП, можно попасть на большое бетонное кольцо (А-108).

На этом рисунке я попытался изобразить расположение объектов бывшего стартового дивизиона.

Дороги на объекте в разном состоянии, но все проезжие. Кое-где встречаются поваленные деревья, тем не менее мопед можно было или перетащить через них, или просто объехать.

Центральная дорога и дороги к стартовым позициям.

Мое передвижение по территории С-25 показано на следующей схеме.

В первую очередь подъехал к Пункту подготовки ракет (ППР).

ППР оказался весьма обжитым.

Видно детишки из поселка Восточный здесь в сталкеров играют. Но не только детишек привлекает бывший ППР. Когда я ходил по зданию, казавшемся совершенно пустым, в соседней комнате неожиданно раздался шум. Взглядов я сугубо материалистических, в приведения не верю. И, действительно, вскоре мимо меня пролетел отнюдь не дух одного из творцов С-25 «Беркут», а обычный сизый голубь, которых мы в изобилии видим на московских улицах. Как-то раньше не доводилось мне встречать эту живность в армейских «заброшенках». Интересно, что он здесь ест? Или, за кормом в Восточный летает?

Назначение этих развалин, расположенных неподалеку от ППР, мне определить не удалось.

Несколько восточнее от ППР – руины казармы дежурных взводов.

Еще восточнее – пруд, рядом с которым расположены два бункера и тяговая подстанция.

На берегу пруда.

Тяговая подстанция.

Если я правильно определил, это бункер командного пункта дивизиона.

Внутри бункера.

Железобетонный наблюдательный пункт бункера, предназначавшийся для наблюдения за воздушной обстановкой, подвозом ракет и их стартами.

Опять же, если не ошибся, это бункер управления взвода.

Колодец, непонятного предназначения.

Цистерна. Для чего она здесь?

В заключение, немного об истории системы С-25 «Беркут». О творцах «Беркута» С.Л. Берия и П. Н. Куксенко (начало их фамилий и дали сокращение «Беркут»), технических характеристиках системы, развертывании, есть достаточный материал в Википедии и в других сетевых ресурсах. Также могу рекомендовать очень подробные воспоминания человека, служившего в одном из полков Первой армии особого назначения Московского округа ПВО. Здесь много всего – структура полка С-25, вооружение, личные воспоминания и прочее. А вот чего в сети нет, (или, по крайней мере трудно найти – я не нашел), это информации, что помимо «настоящих» позиций С-25 создавали еще и ложные. Смотрели фильм «Беспокойное хозяйство»? Очень похоже. Только не фанерные макеты самолетов использовали, а макеты ракет из кровельного железа. На таких ложных позициях около деревни Семенково мне довелось побывать в конце 70-х годов прошлого века. Подробнее здесь. Но, вернемся к «настоящим» С-25. Знакомый подполковник в отставке, служивший в ПВО Москвы, рассказывал, как готовили командные кадры для ракетных частей ПВО. Начало 50-х годов, в разгаре «холодная война». Вполне реальна угроза крупномасштабного столкновения с США и всем блоком НАТО. Москву требовалось надежно прикрыть от удара с воздуха. Систему С-25 «Беркут» необходимо было поставить на вооружение в сжатые сроки. Заводы срочно делали ракеты, но где взять многочисленные подготовленные командные кадры ракетчиков? Обучать в училище 4 – 5 лет вчерашних школьников – слишком долго. И тогда, для подготовки командиров-ракетчиков, стали призывать в армию офицеров, прошедших Великую Отечественную войну. Таким командирам, естественно, не требовалось преподавать общевойсковые дисциплины. Можно было сосредоточится только на ракетах и закончить подготовку весьма быстро. Призвали и моего знакомого. Тогда он еще не был подполковником, а был прошедшим войну сержантом запаса. Несмотря на всего лишь сержантское звание, призвали и его, вместе с офицерами запаса. Надо сказать, что мало кто из призванных хотел служить повторно. Так мой знакомый раздобыл у начальства характеристику, что он совершенно незаменимый человек на Ленинградском метрополитене. (В метро он трудился электриком). Однако, в военкомате резонно посчитали, что противовоздушная оборона страны важнее судеб ленинградского метро. Итак, сержант запаса, «стиснув зубы», отправился служить повторно. Кстати, ему сразу присвоили звание младшего лейтенанта. Большинство же однокурсников были лейтенантами и старшими лейтенантами, командирами взводов и рот с боевым опытом, орденоносцами.

Общее впечатление от посещения позиций С-25 – объект интересный, побывать стоило. Недостаток – сильная замусоренность территории. Пользуясь отсутствием шлагбаума на въезде, здесь вываливают всякий хлам. Свою лепту вносит и местная «золотая молодежь», считая правилом хорошего тона разбить бутылку об асфальт. Берегите шины, вело и мототуристы!

Осмотрев позиции С-25, поехал к другой цели моей поездки – позициям противоракетной обороны А-35. Как мне любезно рассказал упомянутый в начале отчета мотоциклист Andrew, наиболее удобный проход между С-25 и А-35 есть в юго-западной части «елочки». От перекрестка «вывозной дороги» и последней дороги к стартовым позициям проложена удобная тропа к «шарам» А-35. По этому пути я и отправился. Правда, вначале проехал до конца главной дороги. Убедился, что проход на территорию А-35 есть и здесь. Но, за столбами с оборванной колючей проволокой были видны легковые машины и ходили люди. Из «сети» известно, что северо-западная часть территории А-35 обитаема. Некоторые помещения используют военные, некоторые – сдаются в аренду. Никаких заграждений или табличек, запрещающих проход, впереди не было. Скорее всего никто бы меня не остановил. Однако я не стал испытывать судьбу и отправился по пути, рекомендованном Andrew. Действительно, юго-западная часть позиций выглядела совершенно необитаемой.

Остатки забора из колючей проволоки.

Тропа к шару.

Надежно запрятав мопед среди кустов и деревьев, дальше пошел пешком. Надо сказать, что и Andrew, и авторы многих отчетов в «сети», посетившие эти места, отмечали, что без мощных фонарей в «шарах» делать нечего. Поэтому, я из подручных материалов, подобранных в разное время и в разных местах, собрал вот такой фонарь. Основные детали – аккумулятор от выброшенного соседями по дому «бесперебойника» и подобранная на свалке фара от «Жигулей».

Очень мощный, удобный фонарь получился. Фара вешается на грудь и руки свободны. А аккумулятор помещается в сумку-планшетку, повешенную через плечо.

По пути к шарам находится заваренная шахта баллистической ракеты ПРО. Так выглядит крышка люка шахты.

«Шары».

Осмотр «шаров» начал с самого южного малого «шара» радиолокаторной станции канала противоракеты. А большие «шары», это углепластиковые колпаки радиолокаторных станций канала цели (т.е., баллистической ракеты противника).

Вход в шар.

Аккумуляторная.

Стеклянные корпуса аккумуляторов.

Канцелярия. Где-то Вы теперь, майор Журавлев?

Помимо документов, попадались и остатки какой-то аппаратуры.

Другие служебные помещения.

Лифтовая шахта.

В самом «шаре», т.е., колпаке антенны. Вершина купола.

Остатки антенного фундамента.

Фрагмент основания антенны.

Пролом в куполе. Куски антенны через него, что ли, вытаскивали?

Проход на крышу.

Из-за отсутствия каких-либо масштабных ориентиров, можно подумать, что прямоугольное отверстие на последнем снимке – узкий лаз, вроде вентиляционной отдушины полуподвала. На самом деле, я со своим ростом 1,86 м прошел совершенно спокойно.

На крыше.

Вид с крыши.

К сожалению, за последние годы из «шаров» вывезли практически все, что можно было отправить в металлолом. Можно убедиться, в 2006 году интерьер «шаров» был гораздо живописнее. Тем не менее, и сейчас поездка на позиции А-35 была для меня весьма интересной. Любители заброшенок! Спешите побывать здесь, пока еще есть, что посмотреть. :о)

После осмотра шара отправился в обратную дорогу. Когда я ехал к позициям С-25 и А-35, на Кубинском шоссе шел ремонт. Укладывал новый асфальт, щедро поливая его маслом. Ехать было не очень удобно. Поэтому, обратно решил ехать через А-108, Григорово, Любаново, Обухово. Возможно, имело смысл проехать по А-108 до Дорохово, где повернуть на Можайское шоссе. К этому были две причины. Шоссе на участке Григорово – Любаново не в очень хорошем состоянии. Имеются многочисленные выбоины. Мне на «Риге-7», имеющей весьма хлипкую ходовую часть, приходилось держать скорость не выше 35 – 40 км/час. Второе. На станции Акулово, расположенной рядом с железнодорожным переездом, происходит формирование товарных поездов. Из-за этого иногда очень долго приходится стоять на переезде. И в этот раз я минут 20 стоял, наблюдая, как длиннющий товарный поезд на самой медленной скорости втягивался на станцию.

Но всему бывает конец. Вот и переезд открылся. Далее ехал без проблем. Даже пересечение А-107 и Можайского шоссе, где регулярно возникают пробки, между рядами приходится протискиваться, миновал довольно быстро.

Еще одно небольшое дорожное наблюдение. На Можайском шоссе встретил в разных местах аж 3 мотоцикла ДПС. Рейд, что ли какой проводился? Впрочем, на меня ДПС-цы, как чаще всего и бывает, не обратили никакого внимания.

В 15.35 был уже на даче! Общий пробег — 144 км. Небольшая мотопрогулка перед обедом.

О второй поездке к «шарам» здесь.

turist-na-mopede.ru

Шарики ПРО, Московская область » За державу обидно! Национальный архив заброшенного наследия СССР. Фоторепортажи, статьи, исторические заметки, путешествия по России и странам СНГ

На прошедших выходных осуществили-таки давно вынашиваемые планы посещения весьма известного объекта- «шариков» ПРО Москвы. Несмотря на тотальный дестрой, загаженность и заигранность территории, объект весьма впечатлил. Вместо планировавшихся полутора-двух часов мы шарахались там больше шести, обойдя при этом не всё. Заранее извиняюсь за обилие фото самих «Шариков». Во-первых, очень уж они мне понравились, во-вторых, моя «мыльница» категорически отказывается делать нормальные снимки в помещениях, так что…
Начну с того, что-же такое вообще представляет из себя объект. Давшие ему название «шарики»- обтекатели антенн радаров сопровождения цели и противоракет системы ПРО Москвы. Всего «шариков» на позиции шесть- два больших, для локаторов цели, и четыре маленьких- для локаторов противоракет. Раньше территория относилась к одной из позиций ПРО С-25, характерная «ёлочка» пусковых до сих пор просматривается на спутниковом снимке. Также на территории расположены здания КП, дизельгенераторной, четыре ( минимум ) бункера, развалины гаража, котельной, радиоцентр ( до сих пор занятый военными и, возможно, действующий ), несколько мелких строений и ( красота! ) восемь ШПУ противоракет.

Хронология позиции примерно такова.
Принята на вооружение позиция А-35 «Тобол» 18 декабря 1977
Начало боевого дежурства 15 мая 1978
Снята с боевого дежурства декабрь 1990
17 февраля 1995 поставлена на боевое дежурство система А-135
Срок службы подобных ракет по советским стандартам- 10 лет. В конце 90х-начале 2000х проводились ипытания ракет с целью выяснения возможности продления срока службы на 2,5 года. Для 53Т6 ( средний радиус перехвата ) он был продлён, а вот 51Т6 были сняты с дежурства то-ли в 2003м, то-ли в 2006м гг.

Когда я начал выяснять историю позиции, обнаружились нестыковки в данных по ШПУ. По некоторым источникам, ШПУ не родные, являются переоборудованным вариантом ШПУ ракет А-350Р комплекса «Тобол» системы А-35. По другим- на «Тоболе» присутствовали лишь наземные комплексы системы А-35 ( остатки стартовых столов сохранились до сих пор между линией малых и большими «шариками» ), а ШПУ строились позже ( ок. 1987г ) именно под ракеты 51Т6 ( дальнего перехвата ) системы А-135. Также, придерживаясь общепринятого варианта того, что здесь располагалась позиция А-135, не могу не отметить, что на многих ресурсах, посвящённых не заброшкам, а именно РВСН, эта позиция вообще не упоминается после сворачивания А-35, либо упоминается как находящаяся на консервации.

Дорога, ведущая от Большого Бетонного Кольца, упирается в развалины КПП и остатки ворот и резко сворачивает влево. Сразу за поворотом, по левой стороне, обнаружилась пожарная часть, судя по всему- вполне действующая. Справа, за остатками периметра, виднеются развалины котельной, гаража. За ними сквозь полуопавшую листву деревьев проглядывает ОН- один из больших «шариков». Мы, как обычно, предпочитаем с парадного входа не лезть, потому едем дальше, ко второму КПП, расположенному в нескольких десятках метров от малых «шариков» и ШПУ. Ворот у КПП давно нет, но проезд невозможен из-за прорытой вдоль дороги канавы, достаточно глубокой. И, что символично, почти до верху заваленной мусором.
Сначала долго не могли понять, что здесь случилось с асфальтом- выглядит, как после землетрясения, валяется слоями. Потом, уже на обратном пути, до нас допёрло- из-под асфальта выковыривали бетонные плиты.
Шарики ПРО, Московская область

Первая ШПУ. Рельсы-направляющие срезаны, крышка шахты и люк, ведущий в помещения оголовка, заварены. На крышке- наскальная живопись посетителей
Шарики ПРО, Московская область

Шарики ПРО, Московская область

Шарики ПРО, Московская область

Шарики ПРО, Московская область

Шарики ПРО, Московская область

Пофоткались на фоне крышки, почитали народное творчество. Весьма обиделись на вояк за заваренный люк оголовка, погнали дальше, к кубикам зданий локаторов.
Шарики ПРО, Московская область

Шарики ПРО, Московская область

Кубики с дверями- весьма мощными гермами ( на первом и втором срезаны ), но без окон, дабы избежать облучения дежурной смены. Первый этаж занимали довольно большие помещения генераторной, аккумуляторной, вентустановок, радиомастерские, центры управления электрооборудованием и т.п. Расположение помещений в третьем и четвёртом от ворот зданиях слегка отличается от первого и второго.
Помещения вентустановок первого и третьего «шариков»
Шарики ПРО, Московская область

Шарики ПРО, Московская область

В первом «шарике»
Шарики ПРО, Московская область

Шарики ПРО, Московская область

Шарики ПРО, Московская область

Шарики ПРО, Московская область

Аккумуляторная и дизельгенераторная первого
Шарики ПРО, Московская область

Шарики ПРО, Московская область

swalker.org

ОТКРЫТЬ! шары «ВОЕННЫЙ ПРАЗДНИК» | Севшарики

ОТКРЫТЬ! шары «ВОЕННЫЙ ПРАЗДНИК»

ОТКРЫТЬ! шары «ВОЕННЫЙ ПРАЗДНИК»

230 руб

Практически все шары есть в наличии!

Наличие уточняйте.

Шар наполнен гелием.

Летает около месяца.

Размер 18″ (45 см)

xn--80adioal4beqak7c.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *