Ш-2 — Википедия. Что такое Ш-2
- Не следует путать с Ш2, студией звукозаписи.
Ш-2 (АШ-2) — первый советский серийный самолёт-амфибия конструкции В. Б. Шаврова. Эксплуатировался до середины 1960-х годов.
История создания
В 1929 году прошёл успешные испытания построенный В. Б. Шавровым самолёт-амфибия Ш-1. По их результатам конструктору было поручено создать самолёт с более мощным отечественным двигателем М-11 мощностью 100 л. с. (взамен 85-сильного чехословацкого «Вальтера»).
Производство
Серийное производство Ш-2 было организовано на Таганрогском заводе № 31, первый самолёт был выпущен 1 апреля 1932 года. Для нужд санитарной авиации был спроектирован санитарный вариант амфибии с отсеком для носилок конструкции Ф. Ф. Липгарта (было изготовлено 16 таких самолётов).
Всего в 1932—1934 годах было выпущено 270 машин, после чего их производство прекратилось. Эксплуатировавшиеся самолёты, выработав свой ресурс, постепенно списывались, и к осени 1939 года в строю их практически не оставалось.
Ситуация изменилась с началом Советско-финской войны, когда выяснилась необходимость наличия малого гидросамолёта для оперативной связи в войсках, вывоза раненых и т. п. в условиях болотистой местности, большого количества рек и озёр. В связи с этим ГУ ГВФ было принято решение вернуть списанные Ш-2 в строй. Восстановлением и капитальным ремонтом этих машин занимались Ленинградские авиаремонтные мастерские ГВФ (АРМ-21). При этом выяснилось, что простота и дешевизна конструкции самолёта (он был дешевле в производстве, чем даже У-2 (По-2)) позволяли возобновить их серийное производство. Под руководством В. Ф. Рентеля была проведена модернизация проекта — новые самолёты получили двигатель М-11Д, улучшенные амортизаторы моторамы, контрподкосы и др. До начала Великой Отечественной войны в мастерских успели собрать 50 машин.
При эвакуации АРМ-21 в августе 1941 года в Иркутск, туда же были отправлены и готовые детали для 20 самолётов Ш-2, первые машины там были выпущены в 1942 году. На Ремонтном заводе ГВФ № 403 было организовано и новое производство, при этом в конструкцию был внесён ряд изменений, продиктованных сложностями снабжения в годы войны. Всего с 1942 по 1945 годы в Иркутске было выпущено 150 новых Ш-2 и отремонтировано 286 [1].
После войны самолёт выпускался в Иркутске крупными партиями в 1946—1947 и в 1951—1952 годах. Модифицированный вариант включал в себя новый, более мощный, вариант двигателя М-11 (М-11Л, 115 л. с. и М-11К, 125 л. с.), приспособление для его запуска от баллона со сжатым воздухом, триммеры на рулях высоты и направления, закрытую кабину и др.
Точных данных о количестве выпущенных за все годы Ш-2 нет. Известно, что их было построено более 700 (по некоторым оценкам — от 800 до 1200). Простота и высокая ремонтопригодность машины (иногда они проходили по 4—5 капитальных ремонтов) обеспечили этой машине долгую жизнь.
Модификации
- Ш-1 — первый прототип
- Ш-2 С — санитарный вариант
- Ш-2 бис — вариант с двигателем М-11Л
Описание конструкции
Технические данные
- Экипаж: 2 человека (пилот и механик) + 1 пассажир
- Длина: 8,2 м
- Высота: 3,5 м
- Размах крыла: 13,0 м
- Площадь крыла: 24,7 м²
- Масса:
- пустого самолёта: 660 кг
- нормальная взлётная: 937 кг
- Тип двигателя: М-11
- Мощность: 100 л.с.
- Максимальная скорость: 139 км/ч
- Скорость отрыва: 70 км/ч
- Посадочная скорость: 65 км/ч
- Крейсерская скорость: 80 км/ч
- Практическая дальность: 500 км
- Практический потолок: 3100 м
Эксплуатация
В 1933 г. Ш-2 использовался для ледовой разведки в экспедиции парохода «Челюскин», базируясь на его борту. Пилотировал самолёт М. С. Бабушкин. После катастрофы парохода Ш-2 был выгружен на лёд и позже перелетел в Ванкарем [2]
В августе 1942 года два Ш-2С (бортовые номера СССР-Х-217 и СССР-Х-370) были захвачены финнами вблизи Петрозаводска и с октября 1942 по сентябрь 1944 года использовались финскими ВВС. [3]
В частях самолет любя называли «Шаврушка».[4]
Современность
Сохранившиеся экземпляры представлены в музеях:
В Молодёжном Авиационном Центре г. Урая была построена летающая копия Ш-2 в масштабе 0,75:1, впервые продемонстрированная на СЛА-89 в Риге. Её создали энтузиасты, не имевшие до этого опыта постройки самолётов. Отсутствие мотора М-11 вынудило их взять 4-цилиндровый мотор «Прага» в 75 л.с. и уменьшить габариты самолёта. Её облетал Шеффер Ю. П., давший отличную оценку самолёта, её отметили одним из главных призов СЛА-89[6]. В дальнейшем этими же энтузиастами была построена полномасштабная копия Ш-2, демонстрировавшаяся на выставках МАКС-95, МАКС-97, Гидроавиасалон «Геленджик-96» и других авиасалонах.
Чертежи и рекомендации для моделирования Ш-2 публиковались в журнале «Моделист-конструктор». Наборы для создания моделей выпускались украинской фирмой «Amodel» (1:72, пластик) и издательством «Орёл» (1:33, бумага).
Изображения
Модель Ш-2 в музее МАИ
Ш-2 в авиационно-реставрационном музее в городе Сант-Луис
Примечания
Литература
Ссылки
wiki.sc
Ш-2 Википедия
- Не следует путать с Ш2, студией звукозаписи.
Ш-2 (АШ-2) — первый советский серийный самолёт-амфибия конструкции В. Б. Шаврова. Эксплуатировался до середины 1960-х годов.
История создания
В 1929 году прошёл успешные испытания построенный В. Б. Шавровым самолёт-амфибия Ш-1. По их результатам конструктору было поручено создать самолёт с более мощным отечественным двигателем М-11 мощностью 100 л. с. (взамен 85-сильного чехословацкого «Вальтера»).
Производство
Серийное производство Ш-2 было организовано на Таганрогском заводе № 31, первый самолёт был выпущен 1 апреля 1932 года. Для нужд санитарной авиации был спроектирован санитарный вариант амфибии с отсеком для носилок конструкции Ф. Ф. Липгарта (было изготовлено 16 таких самолётов).
Всего в 1932—1934 годах было выпущено 270 машин, после чего их производство прекратилось. Эксплуатировавшиеся самолёты, выработав свой ресурс, постепенно списывались, и к осени 1939 года в строю их практически не оставалось.
Ситуация изменилась с началом Советско-финской войны, когда выяснилась необходимость наличия малого гидросамолёта для оперативной связи в войсках, вывоза раненых и т. п. в условиях болотистой местности, большого количества рек и озёр. В связи с этим ГУ ГВФ было принято решение вернуть списанные Ш-2 в строй. Восстановлением и капитальным ремонтом этих машин занимались Ленинградские авиаремонтные мастерские ГВФ (АРМ-21). При этом выяснилось, что простота и дешевизна конструкции самолёта (он был дешевле в производстве, чем даже У-2 (По-2)) позволяли возобновить их серийное производство. Под руководством В. Ф. Рентеля была проведена модернизация проекта — новые самолёты получили двигатель М-11Д, улучшенные амортизаторы моторамы, контрподкосы и др. До начала Великой Отечественной войны в мастерских успели собрать 50 машин.
При эвакуации АРМ-21 в августе 1941 года в Иркутск, туда же были отправлены и готовые детали для 20 самолётов Ш-2, первые машины там были выпущены в 1942 году. На Ремонтном заводе ГВФ № 403 было организовано и новое производство, при этом в конструкцию был внесён ряд изменений, продиктованных сложностями снабжения в годы войны. Всего с 1942 по 1945 годы в Иркутске было выпущено 150 новых Ш-2 и отремонтировано 286[1].
После войны самолёт выпускался в Иркутске крупными партиями в 1946—1947 и в 1951—1952 годах. Модифицированный вариант включал в себя новый, более мощный, вариант двигателя М-11 (М-11Л, 115 л. с. и М-11К, 125 л. с.), приспособление для его запуска от баллона со сжатым воздухом, триммеры на рулях высоты и направления, закрытую кабину и др.
Точных данных о количестве выпущенных за все годы Ш-2 нет. Известно, что их было построено более 700 (по некоторым оценкам — от 800 до 1200). Простота и высокая ремонтопригодность машины (иногда они проходили по 4—5 капитальных ремонтов) обеспечили этой машине долгую жизнь.
Модификации
- Ш-1 — первый прототип
- Ш-2 — основная модель
- Ш-2 С — санитарный вариант
- Ш-2 бис — вариант с двигателем М-11Л
Описание конструкции
Технические данные
- Экипаж: 2 человека (пилот и механик) + 1 пассажир
- Длина: 8,2 м
- Высота: 3,5 м
- Размах крыла: 13,0 м
- Площадь крыла: 24,7 м²
- Масса:
- пустого самолёта: 660 кг
- нормальная взлётная: 937 кг
- Тип двигателя: М-11
- Мощность: 100 л.с.
- Максимальная скорость: 139 км/ч
- Скорость отрыва: 70 км/ч
- Посадочная скорость: 65 км/ч
- Крейсерская скорость: 80 км/ч
- Практическая дальность: 500 км
- Практический потолок: 3100 м
Эксплуатация
В 1933 г. Ш-2 использовался для ледовой разведки в экспедиции парохода «Челюскин», базируясь на его борту. Пилотировал самолёт М. С. Бабушкин. После катастрофы парохода Ш-2 был выгружен на лёд и позже перелетел в Ванкарем [2]
В августе 1942 года два Ш-2С (бортовые номера СССР-Х-217 и СССР-Х-370) были захвачены финнами вблизи Петрозаводска и с октября 1942 по сентябрь 1944 года использовались финскими ВВС.[3]
В частях самолет любя называли «Шаврушка».[4]
Современность
Сохранившиеся экземпляры представлены в музеях:
В Молодёжном Авиационном Центре г. Урая была построена летающая копия Ш-2 в масштабе 0,75:1, впервые продемонстрированная на СЛА-89 в Риге. Её создали энтузиасты, не имевшие до этого опыта постройки самолётов. Отсутствие мотора М-11 вынудило их взять 4-цилиндровый мотор «Прага» в 75 л.с. и уменьшить габариты самолёта. Её облетал Шеффер Ю. П., давший отличную оценку самолёта, её отметили одним из главных призов СЛА-89 [6]. В дальнейшем этими же энтузиастами была построена полномасштабная копия Ш-2, демонстрировавшаяся на выставках МАКС-95, МАКС-97, Гидроавиасалон «Геленджик-96» и других авиасалонах.
Чертежи и рекомендации для моделирования Ш-2 публиковались в журнале «Моделист-конструктор». Наборы для создания моделей выпускались украинской фирмой «Amodel» (1:72, пластик) и издательством «Орёл» (1:33, бумага).
Почта СССР в 1977 году выпустила почтовую марку с изображением гидросамолёта Ш-2.
Изображения
Модель Ш-2 в музее МАИ
Ш-2 в авиационно-реставрационном музее в городе Сант-Луис
на почтовой марке
Примечания
Литература
Ссылки
Ш-2 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Не следует путать с Ш2, студией звукозаписи.
Ш-2 (АШ-2) — первый советский серийный самолёт-амфибия конструкции В. Б. Шаврова. Эксплуатировался до середины 1960-х годов.
История создания
В 1929 году прошёл успешные испытания построенный В. Б. Шавровым самолёт-амфибия Ш-1. По их результатам конструктору было поручено создать самолёт с более мощным отечественным двигателем М-11 мощностью 100 л. с. (взамен 85-сильного чехословацкого «Вальтера»).
Производство
Серийное производство Ш-2 было организовано на Таганрогском заводе № 31, первый самолёт был выпущен 1 апреля 1932 года. Для нужд санитарной авиации был спроектирован санитарный вариант амфибии с отсеком для носилок конструкции Ф. Ф. Липгарта (было изготовлено 16 таких самолётов).
Всего в 1932—1934 годах было выпущено 270 машин, после чего их производство прекратилось. Эксплуатировавшиеся самолёты, выработав свой ресурс, постепенно списывались, и к осени 1939 года в строю их практически не оставалось.
Ситуация изменилась с началом Советско-финской войны, когда выяснилась необходимость наличия малого гидросамолёта для оперативной связи в войсках, вывоза раненых и т. п. в условиях болотистой местности, большого количества рек и озёр. В связи с этим ГУ ГВФ было принято решение вернуть списанные Ш-2 в строй. Восстановлением и капитальным ремонтом этих машин занимались Ленинградские авиаремонтные мастерские ГВФ (АРМ-21). При этом выяснилось, что простота и дешевизна конструкции самолёта (он был дешевле в производстве, чем даже У-2 (По-2)) позволяли возобновить их серийное производство. Под руководством В. Ф. Рентеля была проведена модернизация проекта — новые самолёты получили двигатель М-11Д, улучшенные амортизаторы моторамы, контрподкосы и др. До начала Великой Отечественной войны в мастерских успели собрать 50 машин.
При эвакуации АРМ-21 в августе 1941 года в Иркутск, туда же были отправлены и готовые детали для 20 самолётов Ш-2, первые машины там были выпущены в 1942 году. На Ремонтном заводе ГВФ № 403 было организовано и новое производство, при этом в конструкцию был внесён ряд изменений, продиктованных сложностями снабжения в годы войны. Всего с 1942 по 1945 годы в Иркутске было выпущено 150 новых Ш-2 и отремонтировано 286[1].
После войны самолёт выпускался в Иркутске крупными партиями в 1946—1947 и в 1951—1952 годах. Модифицированный вариант включал в себя новый, более мощный, вариант двигателя М-11 (М-11Л, 115 л. с. и М-11К, 125 л. с.), приспособление для его запуска от баллона со сжатым воздухом, триммеры на рулях высоты и направления, закрытую кабину и др.
Точных данных о количестве выпущенных за все годы Ш-2 нет. Известно, что их было построено более 700 (по некоторым оценкам — от 800 до 1200). Простота и высокая ремонтопригодность машины (иногда они проходили по 4—5 капитальных ремонтов) обеспечили этой машине долгую жизнь.
Модификации
- Ш-1 — первый прототип
- Ш-2 — основная модель
- Ш-2 С — санитарный вариант
- Ш-2 бис — вариант с двигателем М-11Л
Описание конструкции
Технические данные
- Экипаж: 2 человека (пилот и механик) + 1 пассажир
- Длина: 8,2 м
- Высота: 3,5 м
- Размах крыла: 13,0 м
- Площадь крыла: 24,7 м²
- Масса:
- пустого самолёта: 660 кг
- нормальная взлётная: 937 кг
- Тип двигателя: М-11
- Мощность: 100 л.с.
- Максимальная скорость: 139 км/ч
- Скорость отрыва: 70 км/ч
- Посадочная скорость: 65 км/ч
- Крейсерская скорость: 80 км/ч
- Практическая дальность: 500 км
- Практический потолок: 3100 м
Эксплуатация
В 1933 г. Ш-2 использовался для ледовой разведки в экспедиции парохода «Челюскин», базируясь на его борту. Пилотировал самолёт М. С. Бабушкин. После катастрофы парохода Ш-2 был выгружен на лёд и позже перелетел в Ванкарем [2]
В августе 1942 года два Ш-2С (бортовые номера СССР-Х-217 и СССР-Х-370) были захвачены финнами вблизи Петрозаводска и с октября 1942 по сентябрь 1944 года использовались финскими ВВС.[3]
В частях самолет любя называли «Шаврушка».[4]
Современность
Сохранившиеся экземпляры представлены в музеях:
В Молодёжном Авиационном Центре г. Урая была построена летающая копия Ш-2 в масштабе 0,75:1, впервые продемонстрированная на СЛА-89 в Риге. Её создали энтузиасты, не имевшие до этого опыта постройки самолётов. Отсутствие мотора М-11 вынудило их взять 4-цилиндровый мотор «Прага» в 75 л.с. и уменьшить габариты самолёта. Её облетал Шеффер Ю. П., давший отличную оценку самолёта, её отметили одним из главных призов СЛА-89[6]. В дальнейшем этими же энтузиастами была построена полномасштабная копия Ш-2, демонстрировавшаяся на выставках МАКС-95, МАКС-97, Гидроавиасалон «Геленджик-96» и других авиасалонах.
Чертежи и рекомендации для моделирования Ш-2 публиковались в журнале «Моделист-конструктор». Наборы для создания моделей выпускались украинской фирмой «Amodel» (1:72, пластик) и издательством «Орёл» (1:33, бумага).
Изображения
Модель Ш-2 в музее МАИ
Ш-2 в авиационно-реставрационном музее в городе Сант-Луис
Примечания
Литература
Ссылки
wikipedia.green
Ш-2 Википедия
Серийное производство Ш-2 было организовано на Таганрогском заводе № 31, первый самолёт был выпущен 1 апреля 1932 года. Для нужд санитарной авиации был спроектирован санитарный вариант амфибии с отсеком для носилок конструкции Ф. Ф. Липгарта (было изготовлено 16 таких самолётов).
Всего в 1932—1934 годах было выпущено 270 машин, после чего их производство прекратилось. Эксплуатировавшиеся самолёты, выработав свой ресурс, постепенно списывались, и к осени 1939 года в строю их практически не оставалось.
Ситуация изменилась с началом Советско-финской войны, когда выяснилась необходимость наличия малого гидросамолёта для оперативной связи в войсках, вывоза раненых и т. п. в условиях болотистой местности, большого количества рек и озёр. В связи с этим ГУ ГВФ было принято решение вернуть списанные Ш-2 в строй. Восстановлением и капитальным ремонтом этих машин занимались Ленинградские авиаремонтные мастерские ГВФ (АРМ-21). При этом выяснилось, что простота и дешевизна конструкции самолёта (он был дешевле в производстве, чем даже У-2 (По-2)) позволяли возобновить их серийное производство. Под руководством В. Ф. Рентеля была проведена модернизация проекта — новые самолёты получили двигатель М-11Д, улучшенные амортизаторы моторамы, контрподкосы и др. До начала Великой Отечественной войны в мастерских успели собрать 50 машин.
При эвакуации АРМ-21 в августе 1941 года в Иркутск, туда же были отправлены и готовые детали для 20 самолётов Ш-2, первые машины там были выпущены в 1942 году. На Ремонтном заводе ГВФ № 403 было организовано и новое производство, при этом в конструкцию был внесён ряд изменений, продиктованных сложностями снабжения в годы войны. Всего с 1942 по 1945 годы в Иркутске было выпущено 150 новых Ш-2 и отремонтировано 286[1].
После войны самолёт выпускался в Иркутске крупными партиями в 1946—1947 и в 1951—1952 годах. Модифицированный вариант включал в себя новый, более мощный, вариант двигателя М-11 (М-11Л, 115 л. с. и М-11К, 125 л. с.), приспособление для его запуска от баллона со сжатым воздухом, триммеры на рулях высоты и направления, закрытую кабину и др.
Точных данных о количестве выпущенных за все годы Ш-2 нет. Известно, что их было построено более 700 (по некоторым оценкам — от 800 до 1200). Простота и высокая ремонтопригодность машины (иногда они проходили по 4—5 капитальных ремонтов) обеспечили этой машине долгую жизнь.
ruwikiorg.ru
📌 Ш-2 — это… 🎓 Что такое Ш-2?
- Не следует путать с Ш2, студией звукозаписи.
Ш-2 (АШ-2) — первый советский серийный самолёт-амфибия конструкции В. Б. Шаврова. Эксплуатировался до середины 1960-х годов.
История создания
В 1929 году прошёл успешные испытания построенный В. Б. Шавровым самолёт-амфибия Ш-1. По их результатам конструктору было поручено создать самолёт с более мощным отечественным двигателем М-11 мощностью 100 л. с. (взамен 85-сильного чехословацкого «Вальтера»).
Производство
Серийное производство Ш-2 было организовано на Таганрогском заводе № 31, первый самолёт был выпущен 1 апреля 1932 года. Для нужд санитарной авиации был спроектирован санитарный вариант амфибии с отсеком для носилок конструкции Ф. Ф. Липгарта (было изготовлено 16 таких самолётов).
Всего в 1932—1934 годах было выпущено 270 машин, после чего их производство прекратилось. Эксплуатировавшиеся самолёты, выработав свой ресурс постепенно списывались и к осени 1939 года в строю их практически не оставалось.
Ситуация изменилась с началом Советско-финской войны, когда выяснилась необходимость наличия малого гидросмолёта для оперативной связи в войсках, вывоза раненых и т. п. в условиях болотистой местности, большого количества рек о озёр. В связи с этим ГУ ГВФ было принято решение вернуть списанные Ш-2 в строй. Восстановлением и капитальным ремонтом этих машин занимались Ленинградские авиаремонтные мастерские ГВФ (АРМ-21). При этом выяснилось, что простота и дешевизна конструкции самолёта (он был дешевле в производстве, чем даже У-2 (По-2)) позволяли возобновить их серийное производство. Под руководством В. Ф. Рентеля была проведена модернизация проекта — новые самолёты получили двигатель М-11Д, улучшенные амортизаторы моторамы, контрподкосы и др. До начала Великой Отечественной войны в мастерских успели собрать 50 машин.
При эвакуации АРМ-21 в августе 1941 года в Иркутск, туда же были отправлены и готовые детали для 20 самолётов Ш-2, первые машины там были выпущены в 1942 году. На Ремонтном заводе ГВФ № 403 было организовано и новое производство, при этом в конструкцию был внесён ряд изменений, продиктованных сложностями снабжения в годы войны. Всего с 1942 по 1945 годы в Иркутске было выпущено 150 новых Ш-2 и отремонтировано 286[1].
После войны самолёт выпускался в Иркутске крупными партиями в 1946—1947 и в 1951—1952 годах. Модифицированный вариант включал в себя новый, более мощный, вариант двигателя М-11 (М-11Л, 115 л. с. и М-11К, 125 л. с.), приспособление для его запуска от баллона со сжатым воздухом, триммеры на рулях высоты и направления, закрытую кабину и др.
Точных данных о количестве выпущенных за все годы Ш-2 нет. Известно, что их было построено более 700 (по некоторым оценкам — от 800 до 1200). Простота и высокая ремонтопригодность машины (иногда они проходили по 4—5 капитальных ремонтов) обеспечили этой машине долгую жизнь.
Модификации
- Ш-1 — первый прототип
- Ш-2 — основная модель
- Ш-2 С — санитарный вариант
- Ш-2 бис — вариант с двигателем М-11Л
Описание конструкции
Технические данные
- Экипаж: 2 человека (пилот и механик) + 1 пассажир
- Длина: 8,2 м
- Высота: 3,5 м
- Размах крыла: 13,0 м
- Площадь крыла: 24,7 м²
- Масса:
- пустого самолёта: 620 кг
- нормальная взлётная: 827 кг
- Тип двигателя: М-11
- Мощность: 100 л.с.
- Максимальная скорость: 100 км/ч
- Крейсерская скорость: 80 км/ч
- Практическая дальность: 500 км
- Практический потолок: 4140 м
Эксплуатация
В августе 1942 года два Ш-2С (бортовые номера СССР-Х-217 и СССР-Х-370) были захвачены финнами вблизи Петрозаводска и с октября 1942 по сентябрь 1944 года использовались финскими ВВС.[2]
Современность
Сохранившиеся экземпляры представлены в музеях:
В Молодёжном Авиационном Центре г. Урая была построена летающая копия Ш-2 в масштабе 0,75:1, впервые продемонстрированная на СЛА-89 в Риге. Её создали энтузиасты, не имевшие до этого опыта постройки самолётов. Отсутствие мотора М-11 вынудило их взять 4-цилиндровый мотор «Прага» в 75 л.с. и уменьшить габариты самолёта. Её облетал Шеффер Ю. П., давший отличную оценку самолёта, её отметили одним из главных призов СЛА-89[4]. В дальнейшем этими же энтузиастами была построена полномасштабная копия Ш-2, демонстрировавшаяся на выставках МАКС-95, МАКС-97, Гидроавиасалон «Геленджик-96» и других авиасалонах.
Чертежи и рекомендации для моделирования Ш-2 публиковались в журнале «Моделист-конструктор». Наборы для создания моделей выпускались украинской фирмой «Amodel» (1:72, пластик) и издательством «Орёл» (1:33, бумага).
Примечания
Литература
Ссылки
dic.academic.ru
Ш-2 с мотором М-11К — история, конструкция и фото
data-ad-layout=»in-article»
data-ad-format=»fluid»
data-ad-client=»ca-pub-5255833501835364″
data-ad-slot=»8753833479″>
Ш-2
В 1946 году самолет-амфибия Ш-2 был модернизирован: установлен новый мотор М-11мощностью 115 л.с., самолет получил одиночное управление и систему запуска мотора сжатым воздухом, а на рулях высоты разместили триммеры, управляемые в полете летчиком. В 1952 году самолет вновь был доработан и получил закрытую кабину, что повысило комфортность полетов, особенно в холодное время года.
Фюзеляж Ш-2 с мотором М-11К представлял собой жесткую неразборную конструкцию, которая была обшита березовой фанерой и оклеена тканью, пропитанной аэролаком. Для обеспечения плавучести и непотопляемости при повреждениях внутри фюзеляж был разделен герметичными переборками на пять водонепроницаемых отсеков. Каждый отсек был оборудован сливными резьбовыми пробками, а сверху были расположены смотровые люки. От брызгообразования при взлете и посадке защищали сосновые скуловые полозки трапециевидного сечения. К днищу в промежутке между 9-м и 12-м шпангоутами крепился фанерный редан высотой 60 см, который обеспечивал отрыв от земли при взлете.
Центроплан нижней несущей плоскости был выполнен заодно с лодкой. Отъемные секции с поплавками боковой остойчивости были обшиты фанерой, оклеены полотном и крепились к центроплану на четырех болтах. На отъемной части были расположены три смотровых люка.
Верхнее двухлонжеронное крыло самолета Ш-2 с мотором М-11К состояло из центроплана и двух консолей и крепилось к фюзеляжу на стойках и подкосах из стальных труб в обтекателях. Крайние секции центроплана были обшиты фанерой и оклеены полотном, а средняя часть для защиты от раскаленных выхлопных газов двигателя закрывалась верхней и нижней дюралюминиевыми панелями. Задняя часть центроплана представляла собой металлический каркас обшитый полотном.
data-ad-layout=»in-article»
data-ad-format=»fluid»
data-ad-client=»ca-pub-5255833501835364″
data-ad-slot=»8753833479″>
Полости с деревянным силовым набором были обшиты полотном, а носок до переднего лонжерона и нижняя поверхность снизу в месте выреза под элерон были усилены фанерой. Для выдерживания профиля крыла в верхней части установлены промежуточные носки нервюр.
Для транспортировки или хранения самолета-амфибии Ш-2 с мотором М-11К консоли крыла могли складываться на 90 градусов назад вокруг оси разъема заднего лонжерона и болта крепления заднего подкоса. Перед складыванием задняя часть центроплана откидывалась вверх на рояльной петле.
Стабилизатор и киль имели деревянный каркас и были обшиты полотном, за исключением передней кромки стабилизатора, которая обшивалась фанерой. Каркасы рулей и элеронов были склеены из дюралевых профилей и обшиты полотном, при этом привод был наружным тросовым.
Спицованные колеса мотоциклетного типа имели резиновую шнуровую амортизацию и на стальных стойках крепились в верхней точке к бортам фюзеляжа.
После войны самолет-амфибия Ш-2 с мотором М-11К малыми партиями в 1946—1947 и 1951—1952 годах выпускался на Иркутском авиазаводе (предположительно было изготовлено от 400 до 600 самолетов) и широко использовался в Гражданском воздушном флоте, на Каспии и на реках и озерах Сибири до середины 1960-х годов, когда ему на смену пришел более совершенный Ан-2.
data-ad-layout=»in-article»
data-ad-format=»fluid»
data-ad-client=»ca-pub-5255833501835364″
data-ad-slot=»8753833479″>
rus-texnika.ru
Ш-2
TR | UK | KK | BE | EN |ш-2.65/5-03, ш-589
Ш-2 (АШ-2) — первый советский серийный самолёт-амфибия конструкции В. Б. Шаврова. Эксплуатировался до середины 1960-х годов.
Содержание
- 1 История создания
- 2 Производство
- 3 Модификации
- 4 Описание конструкции
- 5 Технические данные
- 6 Эксплуатация
- 7 Современность
- 8 Примечания
- 9 Литература
- 10 Ссылки
История создания
В 1929 году прошёл успешные испытания построенный В. Б. Шавровым самолёт-амфибия Ш-1. По их результатам конструктору было поручено создать самолёт с более мощным отечественным двигателем М-11 мощностью 100 л. с. (взамен 85-сильного чехословацкого «Вальтера»).
Производство
Серийное производство Ш-2 было организовано на Таганрогском заводе № 31, первый самолёт был выпущен 1 апреля 1932 года. Для нужд санитарной авиации был спроектирован санитарный вариант амфибии с отсеком для носилок конструкции Ф. Ф. Липгарта (было изготовлено 16 таких самолётов).
Всего в 1932—1934 годах было выпущено 270 машин, после чего их производство прекратилось. Эксплуатировавшиеся самолёты, выработав свой ресурс, постепенно списывались, и к осени 1939 года в строю их практически не оставалось.
Ситуация изменилась с началом Советско-финской войны, когда выяснилась необходимость наличия малого гидросамолёта для оперативной связи в войсках, вывоза раненых и т. п. в условиях болотистой местности, большого количества рек и озёр. В связи с этим ГУ ГВФ было принято решение вернуть списанные Ш-2 в строй. Восстановлением и капитальным ремонтом этих машин занимались Ленинградские авиаремонтные мастерские ГВФ (АРМ-21). При этом выяснилось, что простота и дешевизна конструкции самолёта (он был дешевле в производстве, чем даже У-2 (По-2)) позволяли возобновить их серийное производство. Под руководством В. Ф. Рентеля была проведена модернизация проекта — новые самолёты получили двигатель М-11Д, улучшенные амортизаторы моторамы, контрподкосы и др. До начала Великой Отечественной войны в мастерских успели собрать 50 машин.
При эвакуации АРМ-21 в августе 1941 года в Иркутск, туда же были отправлены и готовые детали для 20 самолётов Ш-2, первые машины там были выпущены в 1942 году. На Ремонтном заводе ГВФ № 403 было организовано и новое производство, при этом в конструкцию был внесён ряд изменений, продиктованных сложностями снабжения в годы войны. Всего с 1942 по 1945 годы в Иркутске было выпущено 150 новых Ш-2 и отремонтировано 286.
После войны самолёт выпускался в Иркутске крупными партиями в 1946—1947 и в 1951—1952 годах. Модифицированный вариант включал в себя новый, более мощный, вариант двигателя М-11 (М-11Л, 115 л. с. и М-11К, 125 л. с.), приспособление для его запуска от баллона со сжатым воздухом, триммеры на рулях высоты и направления, закрытую кабину и др.
Точных данных о количестве выпущенных за все годы Ш-2 нет. Известно, что их было построено более 700 (по некоторым оценкам — от 800 до 1200). Простота и высокая ремонтопригодность машины (иногда они проходили по 4—5 капитальных ремонтов) обеспечили этой машине долгую жизнь.
Модификации
- Ш-1 — первый прототип
- Ш-2 — основная модель
- Ш-2 С — санитарный вариант
- Ш-2 бис — вариант с двигателем М-11Л
Описание конструкции
Технические данные
- Экипаж: 2 человека (пилот и механик) + 1 пассажир
- Длина: 8,2 м
- Высота: 3,5 м
- Размах крыла: 13,0 м
- Площадь крыла: 24,7 м²
- Масса:
- пустого самолёта: 660 кг
- нормальная взлётная: 937 кг
- Тип двигателя: М-11
- Мощность: 100 л.с.
- Максимальная скорость: 139 км/ч
- Скорость отрыва: 70 км/ч
- Посадочная скорость: 65 км/ч
- Крейсерская скорость: 80 км/ч
- Практическая дальность: 500 км
- Практический потолок: 3100 м
Эксплуатация
В 1933 г. Ш-2 использовался для ледовой разведки в экспедиции парохода «Челюскин», базируясь на его борту. Пилотировал самолёт М. С. Бабушкин. После катастрофы парохода Ш-2 был выгружен на лёд и позже перелетел в Ванкарем
В августе 1942 года два Ш-2С (бортовые номера СССР-Х-217 и СССР-Х-370) были захвачены финнами вблизи Петрозаводска и с октября 1942 по сентябрь 1944 года использовались финскими ВВС.
В частях самолет любя называли «Шаврушка».
Современность
Сохранившиеся экземпляры представлены в музеях:
- Российский государственный музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге
- Исторический авиационный реставрационный музей в Мэрилэнд Хайс (Миссури, США)
В Молодёжном Авиационном Центре г. Урая была построена летающая копия Ш-2 в масштабе 0,75:1, впервые продемонстрированная на СЛА-89 в Риге. Её создали энтузиасты, не имевшие до этого опыта постройки самолётов. Отсутствие мотора М-11 вынудило их взять 4-цилиндровый мотор «Прага» в 75 л.с. и уменьшить габариты самолёта. Её облетал Шеффер Ю. П., давший отличную оценку самолёта, её отметили одним из главных призов СЛА-89. В дальнейшем этими же энтузиастами была построена полномасштабная копия Ш-2, демонстрировавшаяся на выставках МАКС-95, МАКС-97, Гидроавиасалон «Геленджик-96» и других авиасалонах.
Чертежи и рекомендации для моделирования Ш-2 публиковались в журнале «Моделист-конструктор». Наборы для создания моделей выпускались украинской фирмой «Amodel» (1:72, пластик) и издательством «Орёл» (1:33, бумага).
Примечания
- ↑ С. Радимов Самолёт-амфибия Ш-2 в небе над Иркутском // СМ Номер один : газета. — 2005. — № 5 мая.
- ↑ Бабушкин М. С. Записки летчика М.С.Бабушкина. 1893-1938(недоступная ссылка — история). Издательство Главсевморпути (1941). Проверено 23 Мая 2013. Архивировано из первоисточника 13 декабря 2011.
- ↑ Backwoods Landing Strip — Finnish Air Force aircraft(недоступная ссылка — история). Проверено 14 июля 2008. Архивировано из первоисточника 14 ноября 1999.
- ↑ Ш-2 («шаврушка») самолет-амфибия — корабельный разведчик, связной, посыльный, санитарный и прочее
- ↑ Самолет-амфибия Ш-2 конструкции В. Б. Шаврова
- ↑ Петров Г. Ф. Гидросамолёты и экранопланы России. 1910 — 1999. — М.: Русское авиационное акционерное общество (РУСАВИА), 2000. — С. 222. — 248 с.
Литература
- Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г. — 3-е. — М.: Машиностроение, 1985. — 752 с.
- С. Малик Самолет-амфибия Ш-2 // Моделист-конструктор : журнал. — 1976. — № 6. — С. 23-28.
- А. Б. Григорьев. Альбатросы: Из истории гидроавиации. — М.: Машиностроение, 1989. — 270 с.
- Игорь Костенко Историческая серия «ТМ»: Крылатая амфибия // Техника — молодёжи : журнал. — 1978. — № 6. — С. 46-47. Архивировано из первоисточника 6 января 2013.
Ссылки
- Фотографии Ш-2 с выставки УралЭкспоАрмс-2009 в Нижнем Тагиле
- В мечтах о небе: бывший военный летчик мастерит «Шаврушку» Подробнее на НТВ.Ru: http://www.ntv.ru/novosti/1010596#ixzz33bsgqfRE
- http://www.aviarmor.net/aww2/aircraft/ussr/sh-2.htm
Самолёты В. Б. Шаврова | |
---|---|
Ш-1 | Ш-2 | Ш-3 | Ш-5 | Ш-7 |
Советские самолёты Второй мировой войны | |
---|---|
Истребители | И-5 • И-7 • И-14 • И-15 • И-15 бис (И-152) • И-153 • И-16 • ДИ-6 • ИП-1 • Пе-3 • МиГ-1 •МиГ-3 • Як-1 •Як-3 •Як-7 •Як-9 • ЛаГГ-3 •Ла-5 •Ла-7 |
Бомбардировщики | У-2ВС • Су-2 • Як-2 • Як-4 • СБ • Ар-2 • Пе-2 • Ту-2 • ДБ-3 • Ил-4 (ДБ-3ф) • ДБ-А • Ер-2 (ДБ-240)• ТБ-3 • Пе-8 |
Штурмовики | Ил-2 • Ил-10 |
Учебные и тренировочные | У-2 (По-2) • У-5 • УТ-1 • УТ-2 • УТ-3 • УТИ-2 • УТИ-4 • УТИ-26 (Як-7УТИ) |
Самолёт-разведчик | Р-5 • Р-Z • Р-6 • Р-10 • А-7 |
Гидросамолёты | Ш-2 • МБР-2 • МТБ-2 • ГСТ • КОР-1 (Бе-2) • КОР-2 (Бе-4) • Че-2 |
Транспортные и планёры | Ли-2 • Ще-2 • Як-6 • ПС-5 • ПС-7 • ПС-9 • ПС-35 • ПС-40 • ПС-41 • ПС-43 • ПС-84 • ПС-89 • ПС-124 • САМ-25 • Г-1 • Г-2 • АИР-6 • К-5 • Г-11 • А-7 • КЦ-20 |
Прототипы | И-28 (Як-5) • И-30 (Як-3) • И-180 • И-185 • И-190 • И-200 • И-250 • ИТП • СПБ • ИС-1 • ДИС • БИ-1 • АНТ-46 (ДИ-8) • К-12 (ВС-2) • МДР-5 • ОСГА-101 • Ш-7 • МиГ-5 • Су-1 • Су-3 • Су-4 • Су-5 • Су-6 • Су-8 • ТИС • ДВБ-102 • Як-8 |
с/ш 246, ш-2.65/5-03, ш-485, ш-57, ш-589
Ш-2 Информацию О
Ш-2 Комментарии
Ш-2
Ш-2
Ш-2 Вы просматриваете субъект
Ш-2 что, Ш-2 кто, Ш-2 описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com