Раздел первый — Официальный сайт Президента Кыргызской Республики

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1

1. Кыргызская Республика (Кыргызстан) – суверенное, демократическое, правовое, светское, унитарное, социальное государство.

2. Кыргызская Республика обладает полнотой государственной власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Статья 2

1. Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике.

2. Народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе настоящей Конституции и законов.

3. Законы и иные важные вопросы государственного значения могут выноситься на референдум (всенародное голосование). Порядок проведения референдума и перечень вопросов, выносимых на референдум, устанавливаются конституционным законом.

4. Выборы являются свободными.

Выборы депутатов Жогорку Кенеша, Президента, депутатов представительных органов местного самоуправления проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Право избирать имеют граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет.

5. Государство создает условия для представительства различных социальных групп, определенных законом, в государственных органах и органах местного самоуправления, в том числе на уровне принятия решений.

Статья 3

Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах:

1) верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемыми Жогорку Кенешем и Президентом;

2) разделения государственной власти;

3) открытости и ответственности государственных органов, органов местного самоуправления перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа;

4) разграничения функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления.

Статья 4

1. В Кыргызской Республике признается политическое многообразие и многопартийность.

2. Политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения могут создаваться гражданами на основе свободного волеизъявления и общности интересов для реализации и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политических, экономических, социальных, трудовых, культурных и иных интересов.

3. Политические партии содействуют выражению политического волеизъявления граждан, принимают участие в выборах депутатов Жогорку Кенеша, Президента и органов местного самоуправления.

4. В Кыргызской Республике запрещается:

1) слияние государственных, муниципальных и партийных институтов; образование и деятельность партийных организаций в государственных и муниципальных учреждениях и организациях; осуществление государственными и муниципальными служащими партийной работы, за исключением случаев, когда такая работа осуществляется вне служебной деятельности;

2) членство военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и судей в политических партиях, их выступления в поддержку какой-либо политической партии;

3) создание политических партий на религиозной, этнической основе, преследование религиозными объединениями политических целей;

4) создание объединениями граждан военизированных формирований;

5) деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, их представительств и филиалов, преследующих политические цели, действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, подрыв национальной безопасности, разжигание социальной, расовой, межнациональной, межэтнической и религиозной вражды.

Статья 5

1. Государство и его органы служат всему обществу, а не какой-то его части.

2. Никакая часть народа, никакое объединение, никакое отдельное лицо не вправе присваивать власть в государстве. Узурпация государственной власти является особо тяжким преступлением.

3. Государство, его органы, органы местного самоуправления и их должностные лица не могут выходить за рамки полномочий, определенных настоящей Конституцией и законами.

4. Государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответственность за противоправные действия в порядке, предусмотренном законом.

Статья 6

1. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике.

2. На основе Конституции принимаются конституционные законы, законы и другие нормативные правовые акты.

3. Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.

Порядок и условия применения международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права определяются законами.

4. Официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов является обязательным условием вступления их в силу.

5. Закон или иной нормативный правовой акт, устанавливающий новые обязанности либо отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Статья 7

1. В Кыргызской Республике никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религия и все культы отделены от государства.

3. Запрещается вмешательство религиозных объединений и служителей культов в деятельность государственных органов.

Статья 8

1. Территория Кыргызской Республики в пределах существующей границы целостна и неприкосновенна.

2. В целях организации государственного управления и местного самоуправления территория Кыргызской Республики делится на определяемые законом административно-территориальные единицы.

3. Города Бишкек и Ош являются городами республиканского значения, их статус определяется законом.

Статья 9

1. Кыргызская Республика разрабатывает социальные программы, направленные на создание достойных условий жизни и свободное развитие личности, содействие занятости.

2. Кыргызская Республика обеспечивает поддержку социально незащищенных категорий граждан, гарантированный минимальный размер оплаты труда, охрану труда и здоровья.

3. Кыргызская Республика развивает систему социальных служб, медицинского обслуживания, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 10

1. Государственным языком Кыргызской Республики является кыргызский язык.

2. В Кыргызской Республике в качестве официального употребляется русский язык.

3. Кыргызская Республика гарантирует представителям всех этносов, образующих народ Кыргызстана, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Статья 11

1. Кыргызская Республика имеет государственные символы –

Флаг, Герб, Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются законом.

2. Столицей Кыргызской Республики является город Бишкек.

3. Денежной единицей Кыргызской Республики является сом.

Статья 12

1. В Кыргызской Республике признается разнообразие форм собственности и гарантируется равная правовая защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

2. Собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества.

Изъятие имущества помимо воли собственника допускается только по решению суда.

Принудительное изъятие имущества без решения суда допускается в случаях, предусмотренных законом, в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Законность такого изъятия подлежит обязательному рассмотрению судом.

Изъятие имущества для общественных нужд, определенных в законе, может быть произведено по решению суда со справедливым и предварительным обеспечением возмещения стоимости этого имущества и других убытков, причиняемых в результате отчуждения.

3. Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков.

4. Кыргызская Республика защищает собственность своих граждан и юридических лиц, а также свою собственность, находящуюся на территории других государств.

5. Земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы являются исключительной собственностью Кыргызской Республики, используются в целях сохранения единой экологической системы как основы жизни и деятельности народа Кыргызстана и находятся под особой охраной государства.

Земля также может находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности, за исключением пастбищ, которые не могут находиться в частной собственности.

6. Пределы и порядок осуществления собственниками своих прав и гарантии их защиты определяются законом. 

Статья 13

1. Государственный бюджет Кыргызской Республики состоит из республиканского и местных бюджетов, включает доходы и расходы государства.

2. Порядок формирования, принятия, исполнения республиканского и местных бюджетов, а также аудит их исполнения определяются законом. Республиканский бюджет принимается законом, местные бюджеты – решением соответствующих представительных органов.

3. На территории Кыргызской Республики действует единая налоговая система. Право установления налогов принадлежит Жогорку Кенешу. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 14

1. Кыргызская Республика не имеет целей экспансии, агрессии и территориальных притязаний, решаемых военной силой, отвергает милитаризацию государственной жизни, подчинение государства, его деятельности задачам ведения войны. Вооруженные Силы Кыргызской Республики строятся в соответствии с принципом самообороны и оборонительной достаточности.

2. Право ведения войны, за исключением случаев агрессии против Кыргызстана и других государств, связанных обязательствами коллективной обороны, не признается. Разрешение по каждому случаю отправления частей Вооруженных Сил Кыргызской Республики за пределы территории Кыргызстана принимается Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов.

3. Использование Вооруженных Сил Кыргызской Республики для решения внутригосударственных политических задач запрещается.

4. Кыргызская Республика стремится к всеобщему и справедливому миру, взаимовыгодному сотрудничеству, разрешению глобальных и региональных проблем мирным путем.

Статья 15

Чрезвычайное положение и военное положение в Кыргызской Республике могут быть введены в случаях и порядке, предусмотренных настоящей Конституцией и конституционными законами. 

www.president.kg

Официальный сайт Президента Кыргызской Республики

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков подписал Указ «О Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018–2040 годы».

В Указе Главы государства отмечается:

«Национальный совет по устойчивому развитию Кыргызской Республики принял Национальную стратегию развития Кыргызской Республики на 2018–2040 годы после широкого общественного обсуждения, с учетом программы Правительства Кыргызской Республики „Доверие. Единство. Созидание“, программ политических партий, предложений депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, государственных органов, органов местного самоуправления, донорского и экспертного сообщества, общественных объединений, бизнеса и граждан.

В соответствии со статьями 60 и 65 Конституции Кыргызской Республики, в целях консолидации органов государственной власти и общества, политических и общественных сил, бизнеса и граждан в достижении среднесрочных и долгосрочных целей развития страны, а также на основании решения Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики от 13 августа 2018 года № 1 постановляю:

Утвердить  Национальную стратегию развития Кыргызской Республики на 2018–2040 годы (далее — Стратегия 2040) с учетом высказанных в ходе VII заседания Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики (далее Национальный совет) предложений и замечаний, включая „Приоритетные направления развития Кыргызской Республики на период до 2023 года“.

Рекомендовать Жогорку Кенешу Кыргызской Республики, органам судебной власти, Правительству Кыргызской Республики, органам местного самоуправления согласовать свои стратегические документы (концепции, стратегии, программы) и планы мероприятий со Стратегией 2040. 

Рекомендовать Правительству Кыргызской Республики совместно с секретариатом Национального совета включить в План мероприятий Правительства Кыргызской Республики по реализации Программы развития Кыргызской Республики на период 2018–2022 годы „Единство. Доверие. Созидание“ меры по реализации Стратегии 2040.

Секретариату Национального совета:

  • обеспечить распространение Стратегии 2040 среди органов государственного управления, местного самоуправления, гражданского общества и партнеров по развитию;
  • осуществлять на постоянной основе мониторинг и оценку исполнения Стратегии 2040 с участием представителей различных ветвей власти и гражданского общества;
  • проводить ежегодно совместно с Правительством Кыргызской Республики анализ развития страны с целью пересмотра и корректировки приоритетов Стратегии 2040 в установленном порядке и рассмотрения результатов анализа на Национальном совете.

Контроль за исполнением настоящего Указа оставляю за собой.

Настоящий Указ вступает в силу со дня официального опубликования».

www.president.kg

Раздел пятый — Официальный сайт Президента Кыргызской Республики

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 83

1. Исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляют Правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства и местные государственные администрации.

2. Правительство является высшим органом исполнительной власти Кыргызской Республики.

3. Правительство возглавляется Премьер-министром. Правительство состоит из Премьер-министра, вице-премьер-министров, министров и председателей государственных комитетов.

Структура Правительства включает в себя министерства и государственные комитеты.

Статья 84

1. Фракция, имеющая более половины депутатских мандатов, или коалиция фракций с ее участием в течение 25рабочих дней со дня первого заседания Жогорку Кенеша нового созыва выдвигает кандидата на должность Премьер-министра.

Кандидат на должность Премьер-министра вносит в Жогорку Кенеш программу, структуру и состав Правительства.

2. В случае если до истечения вышеуказанного срока Жогорку Кенеш не утвердит программу, не определит структуру и состав Правительства либо если по результатам выборов ни одна из политических партий не получит более половины депутатских мандатов, Президент предлагает одной из фракций в течение 25 рабочих дней сформировать парламентское большинство и выдвинуть кандидатуру на должность Премьер-министра.

Кандидат на должность Премьер-министра до истечения вышеуказанного срока вносит в Жогорку Кенеш программу, структуру и состав Правительства.

3. Если до истечения вышеуказанного срока Жогорку Кенеш не утвердит программу, не определит структуру и состав Правительства, Президент предлагает второй фракции в течение 15 рабочих дней сформировать парламентское большинство и выдвинуть кандидатуру на должность Премьер-министра.

Кандидат на должность Премьер-министра до истечения вышеуказанного срока вносит в Жогорку Кенеш программу, структуру и состав Правительства.

4. Если до истечения вышеуказанного срока Жогорку Кенеш не утвердит программу, не определит структуру и состав Правительства, фракции по своей инициативе в течение 15 рабочих дней должны сформировать парламентское большинство и выдвинуть кандидатуру на должность Премьер-министра.

Кандидат на должность Премьер-министра до истечения вышеуказанного срока вносит в Жогорку Кенеш программу, структуру и состав Правительства.

5. Президент в трехдневный срок издает указ о назначении Премьер-министра и остальных членов Правительства.

В случае если Президент в вышеуказанный срок не издает указ о назначении Премьер-министра и членов Правительства, они считаются назначенными.

6. В случае если в установленном настоящей Конституцией порядке не будет утверждена программа, определены структура и состав Правительства, Президент назначает досрочные выборы в Жогорку Кенеш. В этом случае Правительство исполняет свои обязанности до формирования Правительства новым созывом Жогорку Кенеша в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией.

7. Утрата коалицией фракций статуса парламентского большинства влечет за собой отставку Правительства и формирование его нового состава в порядке и сроки, предусмотренные настоящей статьей. До формирования нового состава Правительства Премьер-министр и члены Правительства продолжают исполнять свои обязанности.

Статья 85

1. Правительство в своей деятельности подотчетно Жогорку Кенешу и ответственно перед ним в пределах, предусмотренных настоящей Конституцией.

2. Премьер-министр ежегодно представляет в Жогорку Кенеш отчет о работе Правительства.

3. Жогорку Кенеш по инициативе одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша может рассмотреть вопрос о выражении недоверия Правительству.

4. Постановление о выражении недоверия Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

5. Вопрос о недоверии Правительству не может рассматриваться Жогорку Кенешем за шесть месяцев до очередных выборов Президента.

6. После выражения недоверия Правительству Президент вправе принять решение об отставке Правительства либо не согласиться с решением Жогорку Кенеша.

7. В случае если Жогорку Кенеш в течение 3 месяцев повторно примет решение о выражении недоверия Правительству, Президент отправляет Правительство в отставку.

Статья 86

1. Премьер-министр не чаще двух раз в год может поставить перед Жогорку Кенешем вопрос о доверии Правительству. В случае отказа Жогорку Кенешем в доверии Правительству Президент в течение 5 рабочих дней принимает решение об отставке Правительства либо назначает досрочные выборы в Жогорку Кенеш.

2. В случае отставки Правительство продолжает осуществлять полномочия до формирования нового состава Правительства в порядке и сроки, предусмотренные настоящей Конституцией.

Статья 87

1. Со дня первого заседания Жогорку Кенеша нового созыва Правительство считается ушедшим в отставку.

Премьер-министр, Правительство или отдельный член Правительства вправе подать прошение об отставке. Отставка принимается или отклоняется Президентом.

2. Принятие отставки Премьер-министра влечет за собой отставку Правительства.

3. До формирования Правительства Премьер-министр и члены Правительства продолжают исполнять свои обязанности.

4. В случае отставки Правительства новый состав Правительства должен быть сформирован в порядке и сроки, предусмотренные настоящей Конституцией. Отсчет срока для внесения Президенту кандидатуры для назначения на должность Премьер-министра начинается со дня принятия Президентом отставки Премьер-министра или Правительства.

5. Член Правительства, за исключением членов Правительства –

руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности, может быть освобожден от занимаемой должности по представлению Премьер-министра. В случае если в течение 5 рабочих дней после получения указанного представления Президент не издает указ об освобождении члена Правительства от занимаемой должности, Премьер-министр после консультации с лидерами фракций парламентского большинства вправе освободить члена Правительства от занимаемой должности своим решением.

В случае отставки либо освобождения от должности члена Правительства Премьер-министр в течение 5 рабочих дней вносит в Жогорку Кенеш кандидатуру на вакантную должность. Одобренный Жогорку Кенешем кандидат назначается Президентом на соответствующую должность члена Правительства. В случае если в течение 3 рабочих дней со дня получения решения Жогорку Кенеша об одобрении кандидатуры Президент не издает указ о назначении члена Правительства, он считается назначенным.

Статья 88

1. Правительство:

1) обеспечивает исполнение Конституции и законов;

2) реализует внутреннюю и внешнюю политику государства;

3) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью;

4) обеспечивает реализацию мер по охране государственного суверенитета, территориальной целостности, защите конституционного строя, а также мер по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка;

5) обеспечивает проведение финансовой, ценовой, тарифной, инвестиционной и налоговой политики;

6) разрабатывает и представляет Жогорку Кенешу республиканский бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Жогорку Кенешу отчет об исполнении республиканского бюджета;

7) осуществляет меры по обеспечению равных условий развития всех форм собственности и их защите, по управлению объектами государственной собственности;

8) обеспечивает проведение единой государственной политики в социально-экономической и культурной сферах;

9) разрабатывает и реализует общегосударственные программы экономического, социального, научно-технического и культурного развития;

10) обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности;

11) обеспечивает взаимодействие с гражданским обществом;

12) осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению Конституцией и законами.

2. Организация и порядок деятельности Правительства определяются конституционным законом.

Статья 89

Премьер-министр:

1) руководит Правительством, несет персональную ответственность за его деятельность перед Жогорку Кенешем;

2) обеспечивает исполнение Конституции и законов всеми органами исполнительной власти;

3) ведет переговоры и подписывает международные договоры;

4) ведет заседания Правительства;

5) подписывает постановления и распоряжения Правительства, обеспечивает их исполнение;

6) назначает и освобождает руководителей административных ведомств;

7) назначает и освобождает глав местных государственных администраций;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами.

Статья 90

1. На основе и во исполнение Конституции и законов Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства обязательны для исполнения на всей территории Кыргызской Республики.

3. Правительство руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, административных ведомств, органов местной государственной администрации.

4. Правительство вправе отменять акты министерств, государственных комитетов, административных ведомств.

Статья 91

1. Исполнительную власть на территории соответствующей административно-территориальной единицы осуществляет местная государственная администрация.

Порядок назначения и освобождения глав местных государственных администраций определяется законом.

2. Организация и деятельность местной государственной администрации определяются законом.

Статья 92

1. Местные государственные администрации действуют на основе Конституции, законов, нормативных правовых актов Правительства.

2. Решения местной государственной администрации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения на соответствующей территории. 

www.president.kg

Президент Кыргызской Республики — Официальный сайт Президента Кыргызской Республики

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

Статья 60.

1. Президент является главой государства.

2. Президент олицетворяет единство народа и государственной власти.

Статья 61.

1. Президент избирается на 6 лет гражданами Кыргызской Республики.

2. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом дважды.

Статья 62.

1. Президентом может быть избран гражданин Кыргызской Республики не моложе 35 лет и не старше 70 лет, владеющий государственным языком и проживающий в республике в совокупности не менее 15 лет.

2. Число кандидатов на пост Президента не ограничивается. Кандидатом в Президенты может быть зарегистрировано лицо, собравшее не менее 30 тысяч подписей избирателей.

Порядок выборов Президента определяется конституционным законом.

Статья 63.

1. При вступлении в должность Президент приносит присягу народу Кыргызстана.

2. Полномочия Президента прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента.

3. Президент на период осуществления своих полномочий приостанавливает свое членство в политической партии и прекращает любые действия, связанные с деятельностью политических партий.

Статья 64.

1. Президент:

1) назначает выборы в Жогорку Кенеш в предусмотренных настоящей Конституцией случаях; принимает решение о назначении досрочных выборов в Жогорку Кенеш в порядке и случаях, предусмотренных настоящей Конституцией;

2) назначает выборы в местные кенеши; в предусмотренных законом случаях и порядке осуществляет роспуск местных кенешей.

2. Президент:

1) подписывает и обнародует законы; возвращает законы с возражениями в Жогорку Кенеш;

2) вправе созвать в необходимых случаях внеочередное заседание Жогорку Кенеша и определить вопросы, подлежащие рассмотрению;

3) вправе выступать на заседаниях Жогорку Кенеша.

3. Президент:

1) представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для избрания на должности судей Верховного суда по предложению Совета по отбору судей;

2) представляет Жогорку Кенешу для освобождения от должности судей Верховного суда по предложению Совета судей;

3) назначает судей местных судов по предложению Совета по отбору судей;

4) освобождает судей местных судов по предложению Совета судей в случаях, предусмотренных конституционным законом.

4. Президент:

1) назначает с согласия Жогорку Кенеша Генерального прокурора; в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Генерального прокурора с согласия не менее одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, одобренной двумя третями депутатов Жогорку Кенеша; по предложению Генерального прокурора назначает и освобождает от должности его заместителей;

2) назначает и освобождает от должности членов Правительства — руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, а также их заместителей.

5. Президент:

1) вносит в Жогорку Кенеш кандидатуру для избрания на должность председателя Национального банка; по предложению председателя Национального банка назначает заместителей председателя и членов правления Национального банка, в случаях, предусмотренных законом, освобождает их от должности;

2) вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;

3) вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Счетной палаты;

4) назначает председателя Счетной палаты из числа избранных Жогорку Кенешем членов Счетной палаты и освобождает его в случаях, предусмотренных законом.

6. Президент:

1) представляет Кыргызскую Республику внутри страны и за ее пределами;

2) ведет переговоры и подписывает по согласованию с Премьер-министром международные договоры; вправе передавать указанные полномочия Премьер-министру, членам Правительства и другим должностным лицам;

3) подписывает ратификационные грамоты и грамоты о присоединении;

4) назначает по согласованию с Премьер-министром глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; отзывает их; принимает верительные и отзывные грамоты глав дипломатических представительств иностранных государств.

7. Президент решает вопросы принятия в гражданство и выхода из гражданства Кыргызской Республики.

8. Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Кыргызской Республики, определяет, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил Кыргызской Республики.

9. Президент:

1) возглавляет Совет обороны, образуемый в соответствии с законом;

2) при наличии основания, предусмотренного конституционным законом, предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает Жогорку Кенешу;

3) объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Кыргызской Республике и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша;

4) объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша.

10. Президент:

1) награждает государственными наградами Кыргызской Республики;

2) присваивает почетные звания Кыргызской Республики;

3) присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

4) осуществляет помилование;

5) определяет структуру своего аппарата, утверждает его положение и назначает руководителя.

11. Президент осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией.

Статья 65.

Президент реализует свои полномочия посредством принятия указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Кыргызской Республики.

Статья 66.

1. Полномочия Президента могут быть прекращены досрочно в случае отставки по его заявлению, отрешения его от должности в предусмотренном настоящей Конституцией порядке, а также при невозможности осуществления полномочий по болезни или в случае его смерти.

2. При невозможности осуществления Президентом своих обязанностей по болезни Жогорку Кенеш на основании заключения создаваемой им государственной медицинской комиссии принимает решение о досрочном освобождении Президента от должности не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

Статья 67.

1. Президент может быть привлечен к уголовной ответственности после отрешения его от должности.

2. Президент может быть отрешен от должности только на основании выдвинутого Жогорку Кенешем обвинения в совершении преступления, подтвержденного заключением Генерального прокурора о наличии в действиях Президента признаков преступления.

3. Решение Жогорку Кенеша о выдвижении обвинения против Президента для отрешения его от должности должно быть принято большинством от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Жогорку Кенешем.

4. Решение Жогорку Кенеша об отрешении Президента от должности должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если в этот срок решение Жогорку Кенеша не будет принято, обвинение считается отклоненным.

Статья 68.

1. В случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий по указанным в настоящей Конституции причинам его полномочия до избрания нового Президента исполняет Торага Жогорку Кенеша. В случае невозможности исполнения полномочий Президента Торага Жогорку Кенеша полномочия Президента исполняет Премьер-министр.

Досрочные выборы Президента проводятся в трехмесячный срок со дня прекращения полномочий Президента.

2. Должностные лица, исполняющие полномочия Президента, не вправе назначать досрочные выборы в Жогорку Кенеш, отправлять Правительство в отставку.

Статья 69.

1. Все бывшие президенты, кроме отрешенных от должности в установленном статьей 67 настоящей Конституции порядке, имеют звание экс-президента Кыргызской Республики.

2. Статус экс-президента устанавливается законом.

Из Конституции Кыргызской Республики

www.president.kg

График приема граждан — Официальный сайт Президента Кыргызской Республики

Должность

Датаи время приема

1.

Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики

 

регулярно

по мере обращения

2.

Первый заместитель и заместитель Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики

 

регулярно

по мере обращения

3.

Секретарь Совета безопасности  Кыргызской Республики и его заместители

 

регулярно

по мере обращения

4.

Заведующий отделом политики государственного управления и организационно-инспекторской работы Аппарата Президента Кыргызской Республики

 

 

регулярно

по мере обращения

5.

Заведующий  отделом внешней  политики Аппарата  Президента Кыргызской  Республики

 

регулярно

по мере обращения

6.

Заведующий отделом правового обеспечения  Аппарата Президента Кыргызской  Республики – первый заместитель полномочного представителя Президентав ЖогоркуКенеше Кыргызской Республики

 

 

 

регулярно

по мере обращения

7.

Пресс-секретарь Президента Кыргызской Республики – заведующий  отделом информационной  политики

Аппарата  Президента Кыргызской  Республики

 

 

регулярно

по мере обращения

8.

Заведующий  отделом судебной  реформы  и законности  Аппарата Президента  Кыргызской Республики

 

регулярно

по мере обращения

9.

Заведующий отделом политики стратегического развития, экономики и финансов Аппарата Президента Кыргызской Республики

 

регулярно

по мере обращения

10.

Заведующийотделом гражданского развития, религиозной и этнической политикиАппарата Президента Кыргызской  Республики

 

регулярно

по мере обращения

11.

Заведующий отделом по работе с обращениями граждан  Аппарата Президента Кыргызской  Республики

 

 

постоянно

12.

Ответственные секретари комиссий при Президенте

Кыргызской  Республики

 

регулярно

по мере обращения

www.president.kg

Официальный сайт Президента Кыргызской Республики

Древний период

Первые следы человеческой деятельности на территории Кыргызстана уходят в эпоху раннего или нижнего палеолита. Памятником этого времени было каменное орудие,  найденное А.П.Окладниковым в 1953 году  в Центральном Тянь-Шане, на левом берегу реки Он-Арча. Техника обработка каменного орудия позволяет датировать время его изготовления как 300 тысяча лет тому назад. Аналогичное изготовленное орудие выявлено в Ходжа-Бакырган-Сае на юге Кыргызстана.

 Эпоха энеолита представлена только древнейшей частью рисунков, выбитых на камнях урочища Саймалы-Таш. Это грандиозный культовый центр эпохи энеолита и бронзы до средневековья.

Скотоводческие народы Средней Азии середины I тысячалетия до н.э. в источниках именовались – «саками». Это были воинственные племена, игравшие активную роль в политических событиях Центральной Азии  I тысячалетии до н.э. 

В III веке до н.э. на территории Центральной Азии господствовала империя гуннов. В 201 году до н.э. Модэ (Маодунь) подчинил владение Гэгунь (Кыргыз), которое располагалось тогда в Восточном  Тянь-Шане. Правление Маодуня стало важной изначальной вехой в истории кыргызского народа: в китайской летописи в 201 г. был впервые упомянут этноним «кыргыз». 

Преемниками саков стали усуни. Заняв Семиречье, Джунгарию и Центральный Тянь-Шань, они создали здесь один из древнейших государств. Усунский правитель кюнбаг в 71 году до н.э., в союзе с Ханской империей, нанес гуннам сокрушительное     поражение.   В то время часть Кыргызстана входила в состав государства Давань в Ферганской долине. Давань (по древнеперсидским источникам – Паркана) был густонаселенной страной. Особенно славились ферганские кони, которых Китай стремился заполучить их для своей конницы. В 104–99 годах до н.э. Давань отстояло независимость в борьбе с Ханской империей.

В середине VI века на Алтае образовался Тюркский каганат (551-744). В 70-х годах VI века он достиг вершины могущества, территория его простиралась от Хингана до северокавказских равнин, от верховьев Енисея до верховьев Аму-Дарьи. В 603 году произошел официальный раздел  Тюркской державы на  Восточный и Западный  каганаты.

Западнотюркский каганат (603–704) занимал обширную территорию – от Восточного Туркестана, предгорья Тянь-Шаня и Семиречья до Северного Кавказа. Админстративно-политическим и главным торговым центром  был г.Суяб (развалины Ак-Бешим близ г.Токмак).

С распадом западнотюркского каганата на территории Кыргызстана существовал Тюргешский каганат (704–746), в 746 году в него вторгаются карлуки. Государство карлуков состояло из сильного союза кочевых племен.VIII– IX вв. ознаменовался господством Карлукского каганата на Семиречье и Тянь-Шане. В этот период в Южной Сибири начало возвышаться государство Енисейских кыргызов. В результате 20-летней войны с уйгурами (820–841), кыргызы разгромили их. Разгром Уйгурского каганата  и завоевание обширных территорий Центральной Азии  привело к созданию Великого Кыргызского каганата.

С образованием Караханидского каганата (X– нач. XIII в.в.) на территории Кыргызстана начала распространяться исламская культура. Это означало бурный подъем городской культуры, письменности, литературы и истории. Великие мыслители Жусуп Баласагуни и Махмуд Кашгари творили свои бесценные произведения.

С завоеванием Чингиз ханом Средней Азии образовался улус Чагатая. За ним следовала государство Хайду и Моголистан. В период существования Моголистана на историческую арену вышли кыргызы. Моголистанский историк Мухаммед Хайдар  назвал их «дикими львами Моголистана», что свидетельствует об их политическом превосходстве в названном  регионе.

Во второй половине XV–XVI  вв. кыргызы окончательно обрели свой нынешний этнический облик и в основном занимали территории  Тянь-Шаня и Памиро-Алая.

Начиная с середины XVII до середины –XVIII вв. кыргызы отстаивали свою независимость в связи нашествием Джунгарского ханства.   

В середине 60-х годов XVIII в. южные кыргызы, а затем в 20–30-е годы  XIX в. северные кыргызы,  попадают под влияние Кокандского ханства. В конце XVIII и начале XIX вв. северокыргызские племена начали самостоятельно установливать контакт с Россией. В 1785 г. первых представителей в Россию отправил сарыбагышский бий Атаке баатыр.     1855 году племя бугу приняло Российское подданство, что означало начало процесса присоединения Кыргызстана. В 1868 году северная часть Кыргызстана окончательно присоединилась к России, а южная была завоевана после подавления антикокандского восстания 1876 г.

В 1867 г. в Кыргызстане начало действовать админстративно-территориальное управление России. Переселенческая и налоговая политика царизма усиливала национальный и экономический гнёт. Первое антиколониальное выступление  народов Средней Азии произошло в Ферганской долине в 1898 г. в г. Андижане. 

Процесс присоединения привел к постепенному изменению экономического и хозяйственного уклада кыргызов. Началось изучение географии, природы, истории и культуры кыргызского народа, что является прогрессивным явлением.  Однако колониальная политика царизма привела к восстанию 1916 г. закончившегося трагедией.

Советский период

Октябрьская революция (1917г.) в России, утверждение социалистического строя, права народов на самоопределение и образование СССР, стали переломным историческим этапом в истории Кыргызстана.

С образованием Кара-Киргизской автономной области (14 октября 1924 г.) началось развитие кыргызской государственности  советского типа, что позволило без политических осложнений приобрести полный суверенитет  в 1991 году.

Эпоха социализма преобразила Кыргызстан, сделала его  индустриально-аграрным. Многоотраслевая промышленность, строительная индустрия и строительство, транспорт, связь, технически оснащенное сельское хозяйство, торговля и другие виды услуг стали органичными составными частями единого народнохозяйственного комплекса республики. В целом успешно решалась проблема занятости трудовых ресурсов, поднялся материальный уровень жизни населения.

Особенно развивался топливно-энергетический комплекс, в котором на долю угольной промышленности в 80-е годы приходилось до 40% добываемого в Средней Азии угля. Успешно развивались энергетический комплекс, цветная металлургия, ведущее место в которой заняло производство сурьмы, ртути, редкоземельных и других цветных металлов. Сурьма Кадамжайского комбината являлась эталоном качества на международном рынке. Продукция Хайдарканского ртутного комбината поставлялась более чем в 40 стран мира. Ведущую роль в сельском хозяйстве играло животноводство. Кыргызстан занимал третье место в СССР по абсолютным показателям производства продукции овцеводства, уступая только РСФСР и Казахстану.

По темпам роста произведенного национального дохода Кыргызстан опережал такие союзные республики, как Украина, Казахстан, Литва, Молдова, Туркмения и Эстония. Возникали и благоустраивались города и населенные пункты, а научно-техническая революция стала элементом не только индустриального развития, но и социальной составляющей.

Следует отметить и тот факт, что в победу в Великой Отечественной войне свой достойный вклад внес и народ Кыргызстана; в действующую армию было направлено 360 тыс. кыргызстанцев. Они мужественно сражались на всех фронтах, 73 были удостоены звания Героя Советского Союза, 21 награжден орденом Славы трех степеней. Кыргызстан стал надежным бастионом единого военно-хозяйственного организма страны, эвакуированные предприятия не только восстановились, но и расширили свою производственную мощь.

Одним из главных направлений культурного строительства стала ликвидация неграмотности, создание новой системы образования, успешно функционировали вузы и средне-специальные учебные заведения, готовившие квалифицированные кадры. В становлении и развитии науки большую роль сыграл Киргизский филиал АН СССР (1943), получивший статус Академии наук республики в декабре 1954 года.

Национальная профессиональная литература начинается с создания письменности на кыргызском языке. Особое место в национальной и мировой литературе принадлежит Ч.Айтматову, произведения которого переведены на более чем 80 языков народов мира. Успешное развитие получило профессиональное кыргызское искусство – театральное, музыкальное, изобразительное и кинематография.

Вместе с несомненными позитивами, советский период отмечен негативами тоталитарного режима, приведшего к трагедии многих человеческих судеб.

Независимый Кыргызстан

С 1991 года, после распада СССР, открывается новая страница в многовековой истории кыргызского народа. 31 августа Кыргызстан объявил себя суверенным государством и начался этап реформирования. Прежний тоталитарно-авторитарный режим КПСС был заменен авторитарно-демократическим. Внедрялись принципы демократического управления, вместо так называемой общенародной собственности (государственной) были внедрены разные формы собственности с приоритетом частной. Плановая экономика заменена рыночной, прежде социально однородное общество резко дифференцировалось. Коммунистическая идеология уступила буржуазно-либеральной, коллективистское сознание вытеснилось индивидуалистским.

В общественно-политическом плане республика приобрела все атрибуты государственности, стала равноправным членом мирового сообщества. Однако разрыв хозяйственных связей бывшего СССР негативно отразился на социально-экономическом положении республики. В связи с нарастанием инфляционного процесса в 1993 году вводится национальная валюта (сом), что позволило ей вести самостоятельную финансовую и денежно-кредитную политику. В том же году принимается первая Конституция суверенного Кыргызстана. Однако недоработки рыночных реформ привели к высокому дефициту государственного бюджета и республика становится аграрно-индустриальной, а около половины населения находится за чертой бедности.

Высокая степень коррупции, резкая дифференциация общества, криминализация, авторитаризм власти дважды приводит Кыргызстан к свержению существующего режима власти (24 марта 2005 и 7 апреля 2010 гг.). После переходного Временного правительства в Кыргызстане устанавливается парламентская  республика; Жогорку Кенешу предоставляется широкие полномочия.

Сложная социально-экономическая ситуация заставляет Кыргызстан проводить многовекторную политику, он налаживает необходимые контакты с целью притока в республику соответствующих инвестиций. Он становится членом Организации Объединенных Наций (ООН), Всемирной Торговой Организации, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), ЮНЕСКО, Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), Организации Исламского Сотрдуничества (ОИС), Организации Экономического Сотрудничества (ОЭС), Совета Сотрудничества Тюркоязычных Государств (ССТГ), предпринимает интеграционные шаги в Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество, налаживает связи не только со странами ближнего, но и дальнего зарубежья.

В духовной жизни суверенного Кыргызстана также произошли значительные изменения, вызванные процессом демократизации. В связи с этим принимается ряд законов в сфере образования для адаптации ее к рыночным отношениям. Негативные последствия экономического кризиса отразились на деятельности научных  учреждений, но они, в том числе и Академия наук, все же пытаются адаптироваться в этих сложных условиях и концентрируются на решении приоритетных направлений развития науки. Для духовного возрождения общества огромное значение имеет бережное отношение к культурному наследию, в частности, к шедевру устного народного творчества – эпосу «Манас».

Однако нельзя не отметить того факта, что негативные процессы особенно коснулись сферы культуры, которая практически выживает за счет спонсорства международных организаций. Тем не менее государство, несмотря на определенные трудности, все же приняло ряд мер по созданию ее нормативно-правовой базы.

www.president.kg

Штандарт Президента — Официальный сайт Президента Кыргызской Республики

Штандарт Президента Кыргызской Республики является знаком отличия и символом Президентской власти в Кыргызской Республике.

Штандарт Президента Кыргызской Республики вручается при вступлении в должность Президента Кыргызской Республики.

Местонахождением оригинала штандарта Президента Кыргызской Республики является служебный кабинет в резиденции Президента Кыргызской Республики в столице Кыргызской Республики — городе Бишкек.

Дубликат штандарта Президента Кыргызской Республики устанавливается рядом с Государственным флагом Кыргызской Республики над резиденцией Президента Кыргызской Республики в столице республики, над другими резиденциями во время пребывания Президента Кыргызской Республики в них, на транспортных средствах Президента Кыргызской Республики.

На торжественных и иных церемониях с участием главы государства дубликат штандарта Президента Кыргызской Республики может устанавливаться рядом с Государственным флагом Кыргызской Республики.

ОПИСАНИЕ штандарта Президента Кыргызской Республики

Штандарт Президента Кыргызской Республики представляет собой полотнище красного цвета (цвета Государственного флага Кыргызской Республики), обрамленное золотой лентой, шириной 50 мм, и золотой бахромой. Ширина полотнища составляет три пятых его длины.

В геометрическом центре расположен золотой круг, диаметр которого составляет три пятых ширины флага.

В центре золотого круга расположено стилизованное изображение Государственного герба Кыргызской Республики: изображение белого сокола с распростертыми крыльями, помещенного в центре золотистого круга, и расположенных на заднем плане озера, отрогов гор Ала-Тоо и восходящего солнца с лучами золотистого цвета.

По кругу располагается надпись золотом «Кыргыз Республикасынын Президенти». Размеры букв надписи составляют одну седьмую диаметра золотого круга.

На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными на государственном языке фамилией, именем и отчеством Президента Кыргызской Республики и датами, указывающими срок его избрания.

Древко штандарта увенчано золотым навершием в виде наконечника копья.

www.president.kg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *