Gripen E – «умный боец» от Saab
Сегодня шведская компания SAAB официально представила свой новый истребитель. Модель получила название Gripen E и является последним боевым самолётом в линейке JAS 39 Gripen. Производитель называет новый истребитель «умным бойцом», указывая на его принципиально новое техническое оснащение по сравнению с предыдущими моделями.
JAS 39 Gripen – шведский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный компаний SAAB в 80-е годы. Аббревиатура JAS расшифровывается как Jakt – истребитель, Attack – штурмовик, Spaning – разведчик. Первая модель истребителя (Gripen A) была принята на вооружение ВВС Швеции в 1997 году. Сегодня истребители JAS 39 Gripen продаются на экспорт и состоят на вооружении ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР, Таиланда и других стран.
Как собирали новый истребитель Gripen EСогласно описанию, опубликованному на сайте производителя, Gripen E разрабатывался с применением новейших военных технологий. В частности, новый истребитель оснащён радиолокационной станцией с активной фазированной решёткой и новой системой радиоэлектронной борьбы.
saab.com
Работа над созданием истребителя Gripen E стартовала в 2013 году (на разработку и создание трёх прототипов было заложено $2 млрд). Первый полёт нового боевого самолёта планируют провести до конца этого года, а серийное производство должно быть налажено до 2019 года. По словам исполнительного директора SAAB Хакана Буше, компания планирует произвести 400–450 истребителей Gripen E для ВВС Швеции и зарубежных заказчиков.
Пилоты истребителей Gripen на презентации Gripen Esaab.com
Длина Gripen E составляет 15,2 м, ширина – 8,6 м, максимальная взлётная масса – 16,5 т. Истребитель имеет десять точек подвески для вооружений, автоматическую пушку Mauser BK27 калибра 27 мм и может развивать скорость до 2000 км/ч. Заявленная боевая готовность перехвата и поражения воздушной цели составляет 10 минут.
Вооружение истребителя Gripen Esaab.com
warspot.ru
Gripen E «Грифон»: SAAB подняла в воздух новую версию своего истребителя

Опытный образец истребителя JAS-39E Gripen-E — представитель нового поколения известной шведской авиационной платформы — совершил первый полет 15 июня в Швеции. Машина легкого класса, оснащенная более мощным двигателем и усовершенствованной электроникой, должна составить конкуренцию более дорогим и сложным американским, европейским и российским самолетам.
Первый прототип JAS-39E (бортовой номер 39-08) был выкачен в Линчёпинге еще 18 мая 2016 года. Первоначально первый полет самолета планировался до конца 2016 года, однако в итоге состоялся примерно с полугодовым опозданием. В ходе летных испытаний первый образец будет использоваться в основном для отработки аэродинамических и летных характеристик и маневренности. Сообщалось, В настоящее время на предприятии в Линчёпинге заканчивается постройка второго летного прототипа Gripen E (бортовой номер 39-09), который предназначен для отработки систем вооружения. Третий летный прототип Gripen E (бортовой номер 39-10) должен в 2018 году стать машиной в предсерийной конфигурации. Сейчас для отработки части систем по программе Gripen NG и в качестве демонстратора используется модифицированный самолет JAS-39D (бортовой номер 39-07).
К настоящему времени ВВС Швеции заказали 60 одноместных истребителей JAS-39E (и еще 10 в опционе), которые должны быть поставлены с 2019 по 2026 годы, заменив большую часть нынешнего шведского парка из примерно 100 истребителей JAS-39C/D. Кроме того, 28 одноместных JAS-39E и восемь двухместных JAS-39F заказаны Бразилии, которой они должны быть поставлены в 2019-2024 годах (Бразилия также должна будет получить один специально изготовленный для нее прототип JAS-39E). Не снят с повестки дня и вопрос о возможности приобретения JAS-39E Швейцарией. Также Gripen E участвует в новом тендере ВВС Индии на однодвигательный истребитель.

Gripen 39-7 Фото: Stefan Kalm / SAAB
Прототип нового Gripen — демонстратор технологий, получивший обозначение Gripen 39-7. Впервые представлен в 2012 году.

Выкатка Gripen-E Фото: Per Kustvik / SAAB
Опытный экземпляр Gripen нового поколения был показан публике в мае 2016 года.

Выкатка Gripen-E Фото: Per Kustvik / SAAB
Обновленный Gripen оснащается радаром Raven ES-05 с активной фазированной антенной решеткой.

Гонка двигателя Фото: Per Kustvik / SAAB
Новый вариант истребителя Gripen-E оснащается двигателем General Electric F414G, созданными на основе F414-GE-400, которые используются на американских двухдвигательных истребителях F/A-18E/F Super Hornet.

Gripen-E в камере гонки двигателей Фото: SAAB
Более мощный двигатель позволил увеличить боевую нагрузку Gripen-E по сравнению с предыдущими вариантами.

JAS-39С над Бангалором Фото: Per Kustvik / SAAB
«Грипен» регулярно выступает на различных авиашоу. Маркетинг этого истребителя можно назвать одним из самых активных в мире. На фото зафиксирован один из моментов выступления JAS-39C на выставке Aero India 2017.

Истребитель на биотопливе Фото: Linus Svensson / SAAB
Весной 2017 года SAAB провел испытания истребителя на новом виде топлива. На снимке — JAS-39D, заправленный биотопливом CHCJ-5. Новое горючее изготавливается из гидроочищенных спиртов и жирных кислот и соответствует по характеристикам стандартному авиакеросину JP-8.

Арсенал Фото: Stefan Kalm / SAAB
Одно из достоинств Gripen всех модификаций — разнообразный арсенал.
Gripen-C на фото, демонстрирующий возможности полной загрузки, оснащен ракетами воздух-воздух IRIS-T, воздух-поверхность Meteor, кассетными бомбами Bk-90, подвесным топливным баком и прицельным контейнером.

Gripen-D, самолет ДРЛО SAAB 340 AEW и беспилотный летательный аппарат NEURON Фото: Stefan Kalm / SAAB
В современных конфликтах боевые самолеты все более тесно взаимодействуют с летательными аппаратами других классов, обеспечивающими их действия.

Дополнительное оборудование Фото: Stefan Kalm / SAAB
На фото хорошо заметен прицельный контейнер LITENING, обеспечивающий применение управляемых боеприпасов «воздух-поверхность».




Первый опытный образец истребителя Saab JAS-39E Gripen (Gripen E, бортовой номер 39-08) в первом полете. 15.06.2017 (с) Saab AB
cezarium.com
Saab JAS 39 Gripen — Википедия
Сааб JAS 39 «Грипен» (швед. Saab JAS 39 Gripen) — шведский многоцелевой истребитель четвёртого поколения[2], разработанный компаний СААБ Авионикс. JAS расшифровывается как Jakt — истребитель, Attack — штурмовик, Spaning — разведчик.
С 1997 года состоит на вооружении ВВС Швеции [1]. По состоянию на 2011 год эксплуатируется за рубежом в ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР и Таиланда. Также 1 двухместный JAS 39D используется английской авиашколой Empire Test Pilots’ School (ETPS) для совершенствования подготовки летчиков-испытателей.[3]
История создания
Многоцелевой истребитель Gripen создавался, начиная с середины 1980-х годов, для обороны своей страны — возникла потребность в истребителе нового поколения, созданном на качественно новом уровне, который мог бы одновременно быть перехватчиком, разведчиком и ударным самолетом. В концепции истребителя изначально закладывалась гибкость: новый истребитель должен был иметь возможность действовать с плохо подготовленных аэродромов и иметь укороченный взлёт, быть удобным и простым в обслуживании, обладать высоким временем наработки элементов на отказ и максимально оптимизирован для ведения боевых действий в условиях Швеции.
Финансирование по созданию истребителя началось в 1980 году, тактико-технические требования утверждены в 1981 году, и в 1982 году правительство Швеции приняло решение развернуть полномасштабную программу создания истребителя под названием JAS-39. В 1985 году начались испытания двигателя, 26 апреля 1987 года состоялась выкатка первого опытного истребителя «39-1», и 9 декабря 1988 года Gripen впервые поднялся в воздух.
Первый лётный прототип «39-1» был потерян при посадке в 1989 году. Второй прототип «39-2» поднялся в воздух в 1990 году, в этом же году начались испытания прототипов «39-4» и «39-3» и в 1991 году взлетел последний прототип опытной серии. В 1992 году в воздух поднялся первый серийный JAS-39А с заводским номером 39101, также включившийся в испытания. Все НИОКР по программе были завершены в конце 1996 году — к этому времени шесть машин, задействованных в испытаниях, выполнили более 1800 полётов, налетав 2300 часов.
Конструкция
Самолёт выполнен по аэродинамической схеме «Утка» со среднерасположенным треугольным крылом. Планер самолёта создан с учётом снижения радиолокационной заметности: 30 % корпуса изготовлено из композитов, 2 S-образных воздухозаборника.
Имеет один двухконтурный турбореактивный двигатель Volvo Aero RM-12, разработанный на базе General Electric F404.[4]
Модификации
Модернизированный двухместный JAS-39D Gripen- JAS 39A — первая серийная.
- JAS 39B — двухместная.
- JAS 39C — одноместная модернизированная.
- JAS 39D — двухместная модернизированная.
- JAS 39NG — демонстратор технологий.
- JAS 39E/F — модернизированный, нового поколения, с АФАР.
На вооружении
Страны эксплуатанты Saab JAS 39 Gripen.Планируемые поставки
Швейцария
30 ноября 2011 года правительство Швейцарии объявило победителя тендера на поставку 22 истребителей. На поставку новых самолетов ВВС Швейцарии претендовали компании Saab AB (JAS 39 Gripen E), Dassault Aviation (Rafale) и Eurofighter (Eurofighter Typhoon). Данные самолеты прошли испытания и оценку в 2008—2009 гг., однако принятие решения о выборе победителя тендера было перенесено на конец 2011 года.
Сравнительный анализ комиссии ВВС Швейцарии показал, что JAS 39NG Gripen провалил испытания, набрав всего 5,33 балла против 6,48 у Eurofighter Typhoon и 6,98 у Dassault Rafale[12]. Основным показателем в выборе однако стали не технические характеристики, а стоимость. По предположению экспертов, 22 Gripen обойдутся швейцарцам в 2,5—2,8 млрд франков (2,7—3,0 млрд долларов). При этом французская компания на сумму 2,7 млрд франков согласилась продать лишь 18 самолётов[12].
Швейцария планировала приобрести 22 «Грипена», которые должны были бы поступить на вооружение её ВВС к 2017 году.[13][14]. 18 мая 2014 прошел национальный референдум, на котором гражданам страны было предложено проголосовать за или против приобретения «Грипенов». По итогам референдума против покупки Gripen E высказались 53,4 процента респондентов.
Бразилия
Тендер FX на поставку 36 самолетов Бразилии начался в 2001 году. Изначальными тремя претендентами были Dassault Rafale (Франция), Eurofighter Typhoon (Германия, Британия, Италия, Испания) и JAS 39NG Gripen (Швеция).
В 2009 году военные остановились на самолете от Saab AB. Однако из-за конфликта мнения военных с президентом победа шведского самолета была отклонена. В 2011 году тендер вновь продолжился. В 2013 году бразильцы на этот раз чётко определились с выбором шведского «Грипена» — «Рафаль» был отвергнут из-за слишком большой цены, а F/A-18E/F по причине американского кризиса со Сноуденом. Тем самым 18 декабря 2013 года JAS 39NG Gripen вышел победителем из 12-летнего тендера.
Первые 36 самолётов поставит Швеция. Остальные будут производиться в Бразилии по лицензии. Однако, учитывая сегодняшнюю общественно-политическую ситуацию в Бразилии, возникшую вследствие импичмента Президенту Бразилии Д. Русефф, связанного, в том числе, со злоупотреблениями в сфере выделения бюджетных средств на оборону, будущее данного контракта стало выглядеть неопределённым.
Участие JAS 39 в индийском тендере MMRCA
| Название | Dassault Rafale[15] | Eurofighter Typhoon[16][17] | F-16IN Super Viper[18][19] | F/A-18E/F Super Hornet[20][21][22][23] | JAS 39 NG(IN)[24][25][26] | МиГ-35[27][28][29][30][31] |
|---|---|---|---|---|---|---|
| Страна | ||||||
| Производитель | Dassault Aviation | Eurofighter GmbH | Lockheed Martin | Boeing Defense, Space & Security | Saab AB | РСК «МиГ» |
| Длина | 15,30 м | 15,96 м | 15,03 м | 18,31 м | 14,10 м | 17,32 м |
| Размах крыла | 10,90 м | 10,95 м | 10,00 м | 13,62 м | 8,40 м | 12,00 м |
| Площадь крыла | 45,7 м² | 50,0 м² | 27,9 м² | 46,5 м² | 30,0 м² | 42,0 м² |
| Масса пустого | 10 000 кг | 11 000 кг | 9979 кг[32] | 14 552 кг[23] | 7100 кг | 11 000 кг |
| Масса топлива (без ПТБ) | 4700 кг | 4996 кг[33] | 3265 кг | 6780 кг | 3360 кг[26] | 4800 кг |
| Боевая нагрузка | 9500 кг | 7500 кг | 7800 кг | 8050 кг | 5300 кг[34] | 7000 кг |
| Узлов подвески вооружения | 14 (5 для тяжёлого вооружения) | 13 | 11 | 11 | 10 | 10 |
| Максимальная взлётная масса | 24 500 кг (нормальная — 14 700) | 23 500 кг | 21 800 кг | 29 937 кг[23] | 14 300 кг[35] | 23 500 кг |
| Двигатель | 2 × Snecma M88[en] | 2 × Eurojet EJ200[en] | 1 × GE F110-132 | 2 × GE F414-400[en] | 1 × GE F414G[en] | 2 × РД-33МКВ |
| Максимальная тяга | 2 × 50,0 кН | 2 × 60,0 кН | 1 × 84,0 кН | 2 × 62,3 кН | 1 × 62,3 кН | 2 × 53,0 кН |
| Максимальная тяга на форсаже | 2 × 75,0 кН | 2 × 90,0 кН | 1 × 144,0 кН | 2 × 98,0 кН | 1 × 98,0 кН | 2 × 88,3 кН |
| Максимальная скорость на высоте | M=1,8+[36] | M=2,25[37] | M=2,0 | M=1,8 | M=2,0[38] | M=2,25 |
| Боевой радиус | 1389 км (с 3-мя ПТБ) | 1390 км[39] | 550 км | 722 км | 1300 км | 1000 км |
| Практический потолок | 15 240 м | 19 812 м | 18 000 м | 15 000 м | 15 240 м | 17 500 м |
| Скороподъёмность | 305 м/с | 315 м/с | 254 м/с | 228 м/с | 255 м/с | 330 м/с |
| Тяговооружённость | 1,03 | 1,18 | 1,10 | 0,93 | 1,18 | 1,10 |
| Управляемый вектор тяги | нет | есть | нет | нет | нет | есть |
| БРЛС с АФАР | есть | есть | есть | есть | есть | есть |
| Стоимость (2011 год) | $85—124 млн[40] | $120 млн[41] | $50,0 млн[42] | $55,0 млн[43] | $48,0 млн | ~$45,0 млн |
Болгария
26 апреля 2017 года Минобороны Болгарии объявило Saab JAS 39 C/D Gripen победителем в тендере на поставку истребителей, исходя из ценовых соображений. Стоимость новых самолётов оказалась ниже конкурентов: F-16A/B Block 15 и Typhoon, к тому же б/у. Общая стоимость составила 1 млрд левов (€510 млн) за 8 единиц против 1,5 млрд левов за то же количество F-16A/B Block 15 и Тайфун.[44][45]
Тактико-технические характеристики JAS 39 Gripen C (D)

Технические характеристики
- Экипаж: 1 (2) человека
- Длина: 14,1 (14,8) м[46]
- Размах крыла: 8,4 м
- Высота: 4,5 м
- Площадь крыла: 30 м²
- Масса пустого: 6800 (7100) кг
- Нормальная взлетная масса: 8500 кг
- Максимальная взлётная масса: 14 000 кг
- Масса полезной нагрузки: 5300 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 2000 кг
- Масса топлива в ПТБ:
- Двигатель: Вольво Аэро RM12
Лётные характеристики
Вооружение
- Пушечное: 1 × 27-мм Mauser BK27 (боезапас — 120 снарядов)
- Ракеты:
- Бомбы:
В авиасимуляторах
JAS 39 присутствует в игре Jane’s Fighters Anthology, Over G Fighters и Ace Combat X: Skies of Deception.
Аналоги
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Gripen in use Архивировано 30 октября 2013 года.
- ↑ Сергей Птичкин. «Пятерка» авансом // «Российская газета» : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.
- ↑ 1 2 «Gripen for Empire Test Pilots’ School»
- ↑ Многоцелевой истребитель JAS-39 Gripen // worldweapon.ru
- ↑ The Military Balance 2016.p.144
- ↑ The Military Balance 2016.p.161
- ↑ The Military Balance 2015. p.-140
- ↑ The Military Balance 2016. p.88
- ↑ The Military Balance 2016.p.468
- ↑ Thai Gripens declared operational
- ↑ Thailand declares Gripens operational
- ↑ 1 2 ВВС Швейцарии забраковали победивший в тендере Gripen
- ↑ Истребитель Gripen обошел Rafale в швейцарском тендере // Lenta.ru
- ↑ Швейцария сделала выбор в пользу закупки истребителей JAS-39 «Грипен NG»
- ↑ Official Rafale specifications, FR: Dassault, <http://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1> .
- ↑ Official Typhoon Specifications, Eurofighter, <http://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp> .
- ↑ Eurofighter Typhoon, DE: Luftwaffe, <http://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp> .
- ↑ F-16C/D Factsheet. US Air Force
- ↑ F-16 Specifications. Lockheed Martin
- ↑ F/A-18E/F Super Hornet page. Boeing
- ↑ Super Hornet Overview. Boeing (PDF)
- ↑ Aircraft Museum — F/A-18E/F Super Hornet. Aerospace Web. Retrieved 2011-02-01.
- ↑ 1 2 3 BP, Blogspot, <http://3.bp.blogspot.com/_qrjFeNOsuEY/TS0pRdh2k2I/AAAAAAAAAGU/1Nao6ZHY2_Q/s1600/page0022.jpg>
- ↑ Official Gripen IN Technical Specifications, SE: Saab, <http://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/> .
- ↑ Pressbrief Gripen NG, NL, 8 Aug, <http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011. .
- ↑ 1 2 Saab NG presentation, JSF Nieuws, с. 5, <http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf> .
- ↑ MiG-35, RU: MiG Aravia, <http://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm> .
- ↑ MiG-29M2 specifications. RAC MiG (the MiG-29M2 is similar to the MiG-35).
- ↑ MiG-35, Deagel, <http://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx> .
- ↑ MiG-35 specifications. Airforce technology. (Ferry range with three external fuel tanks 3,100 km).
- ↑ Aero India 2007 Brochure, Bharat-Rakshak, <http://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html> .
- ↑ F-16 Versions — F-16E/F. F-16.net. Retrieved on 2011-02-01.
- ↑ Technische Daten Eurofighter Austria, AT: Air Power, <http://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm> .
- ↑ «Gripen Dimensions». Saab
- ↑ http://www.saabgroup.com/Global/Documents%20and%20Images/Air/Gripen/Gripen%20product%20sheet/Gripen_Dimensions.pdf
- ↑ «Fox Three.» dassault-aviation.com.
- ↑ Austrian Airforce
- ↑ Gripen Supercruises
- ↑ EFA-2000 Eurofighter. Fas.org. Retrieved on 2011-02-01.
- ↑ Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
- ↑ Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
- ↑ Report on U.S. Competitiveness in the Fighter Aircraft Export Market. CSIS
- ↑ Capaccio, Tony. Lockheed F-35 Program Faces $1 Billion Cut in U.S. Senate Spending Measure (16 December 2010). Проверено 12 сентября 2011.
- ↑ Правителството прие като най-изгодна офертата за шведските изтребители «Грипен» (болг.) (26 апреля 17). Проверено 28 апреля 2017. Архивировано 28 апреля 2017 года.
- ↑ Болгары выбрали шведские истребители (рус.) (27 апреля). Проверено 28 апреля 2017.
- ↑ Технические характеристики Архивировано 30 октября 2013 года.
- ↑ Gripen — The wings of your nation — Technical Summary
- ↑ Specifications and performance data Архивировано 28 января 2012 года.
Литература
Ссылки
wikipedia.green
Saab JAS 39 Gripen — Википедия
Сааб JAS 39 «Грипен» (швед. Saab JAS 39 Gripen) — шведский многоцелевой истребитель четвёртого поколения[2], разработанный компаний СААБ Авионикс. JAS расшифровывается как Jakt — истребитель, Attack — штурмовик, Spaning — разведчик.
С 1997 года состоит на вооружении ВВС Швеции[1]. По состоянию на 2011 год эксплуатируется за рубежом в ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР и Таиланда. Также 1 двухместный JAS 39D используется английской авиашколой Empire Test Pilots’ School (ETPS) для совершенствования подготовки летчиков-испытателей.[3]
История создания
Многоцелевой истребитель Gripen создавался, начиная с середины 1980-х годов, для обороны своей страны — возникла потребность в истребителе нового поколения, созданном на качественно новом уровне, который мог бы одновременно быть перехватчиком, разведчиком и ударным самолетом. В концепции истребителя изначально закладывалась гибкость: новый истребитель должен был иметь возможность действовать с плохо подготовленных аэродромов и иметь укороченный взлёт, быть удобным и простым в обслуживании, обладать высоким временем наработки элементов на отказ и максимально оптимизирован для ведения боевых действий в условиях Швеции.
Финансирование по созданию истребителя началось в 1980 году, тактико-технические требования утверждены в 1981 году, и в 1982 году правительство Швеции приняло решение развернуть полномасштабную программу создания истребителя под названием JAS-39. В 1985 году начались испытания двигателя, 26 апреля 1987 года состоялась выкатка первого опытного истребителя «39-1», и 9 декабря 1988 года Gripen впервые поднялся в воздух.
Первый лётный прототип «39-1» был потерян при посадке в 1989 году. Второй прототип «39-2» поднялся в воздух в 1990 году, в этом же году начались испытания прототипов «39-4» и «39-3» и в 1991 году взлетел последний прототип опытной серии. В 1992 году в воздух поднялся первый серийный JAS-39А с заводским номером 39101, также включившийся в испытания. Все НИОКР по программе были завершены в конце 1996 году — к этому времени шесть машин, задействованных в испытаниях, выполнили более 1800 полётов, налетав 2300 часов.
Видео по теме
Конструкция
Самолёт выполнен по аэродинамической схеме «Утка» со среднерасположенным треугольным крылом. Планер самолёта создан с учётом снижения радиолокационной заметности: 30 % корпуса изготовлено из композитов, 2 S-образных воздухозаборника.
Имеет один двухконтурный турбореактивный двигатель Volvo Aero RM-12, разработанный на базе General Electric F404.[4]
Модификации
Модернизированный двухместный JAS-39D Gripen- JAS 39A — первая серийная.
- JAS 39B — двухместная.
- JAS 39C — одноместная модернизированная.
- JAS 39D — двухместная модернизированная.
- JAS 39NG — демонстратор технологий.
- JAS 39E/F — модернизированный, нового поколения, с АФАР.
На вооружении
Страны эксплуатанты Saab JAS 39 Gripen.Планируемые поставки
Швейцария
30 ноября 2011 года правительство Швейцарии объявило победителя тендера на поставку 22 истребителей. На поставку новых самолетов ВВС Швейцарии претендовали компании Saab AB (JAS 39 Gripen E), Dassault Aviation (Rafale) и Eurofighter (Eurofighter Typhoon). Данные самолеты прошли испытания и оценку в 2008—2009 гг., однако принятие решения о выборе победителя тендера было перенесено на конец 2011 года.
Сравнительный анализ комиссии ВВС Швейцарии показал, что JAS 39NG Gripen провалил испытания, набрав всего 5,33 балла против 6,48 у Eurofighter Typhoon и 6,98 у Dassault Rafale[12]. Основным показателем в выборе однако стали не технические характеристики, а стоимость. По предположению экспертов, 22 Gripen обойдутся швейцарцам в 2,5—2,8 млрд франков (2,7—3,0 млрд долларов). При этом французская компания на сумму 2,7 млрд франков согласилась продать лишь 18 самолётов[12].
Швейцария планировала приобрести 22 «Грипена», которые должны были бы поступить на вооружение её ВВС к 2017 году.[13][14]. 18 мая 2014 прошел национальный референдум, на котором гражданам страны было предложено проголосовать за или против приобретения «Грипенов». По итогам референдума против покупки Gripen E высказались 53,4 процента респондентов.
Бразилия
Тендер FX на поставку 36 самолетов Бразилии начался в 2001 году. Изначальными тремя претендентами были Dassault Rafale (Франция), Eurofighter Typhoon (Германия, Британия, Италия, Испания) и JAS 39NG Gripen (Швеция).
В 2009 году военные остановились на самолете от Saab AB. Однако из-за конфликта мнения военных с президентом победа шведского самолета была отклонена. В 2011 году тендер вновь продолжился. В 2013 году бразильцы на этот раз чётко определились с выбором шведского «Грипена» — «Рафаль» был отвергнут из-за слишком большой цены, а F/A-18E/F по причине американского кризиса со Сноуденом. Тем самым 18 декабря 2013 года JAS 39NG Gripen вышел победителем из 12-летнего тендера.
Первые 36 самолётов поставит Швеция. Остальные будут производиться в Бразилии по лицензии. Однако, учитывая сегодняшнюю общественно-политическую ситуацию в Бразилии, возникшую вследствие импичмента Президенту Бразилии Д. Русефф, связанного, в том числе, со злоупотреблениями в сфере выделения бюджетных средств на оборону, будущее данного контракта стало выглядеть неопределённым.
Участие JAS 39 в индийском тендере MMRCA
| Название | Dassault Rafale[15] | Eurofighter Typhoon[16][17] | F-16IN Super Viper[18][19] | F/A-18E/F Super Hornet[20][21][22][23] | JAS 39 NG(IN)[24][25][26] | МиГ-35[27][28][29][30][31] |
|---|---|---|---|---|---|---|
| Страна | ||||||
| Производитель | Dassault Aviation | Eurofighter GmbH | Lockheed Martin | Boeing Defense, Space & Security | Saab AB | РСК «МиГ» |
| Длина | 15,30 м | 15,96 м | 15,03 м | 18,31 м | 14,10 м | 17,32 м |
| Размах крыла | 10,90 м | 10,95 м | 10,00 м | 13,62 м | 8,40 м | 12,00 м |
| Площадь крыла | 45,7 м² | 50,0 м² | 27,9 м² | 46,5 м² | 30,0 м² | 42,0 м² |
| Масса пустого | 10 000 кг | 11 000 кг | 9979 кг[32] | 14 552 кг[23] | 7100 кг | 11 000 кг |
| Масса топлива (без ПТБ) | 4700 кг | 4996 кг[33] | 3265 кг | 6780 кг | 3360 кг[26] | 4800 кг |
| Боевая нагрузка | 9500 кг | 7500 кг | 7800 кг | 8050 кг | 5300 кг[34] | 7000 кг |
| Узлов подвески вооружения | 14 (5 для тяжёлого вооружения) | 13 | 11 | 11 | 10 | 10 |
| Максимальная взлётная масса | 24 500 кг (нормальная — 14 700) | 23 500 кг | 21 800 кг | 29 937 кг[23] | 14 300 кг[35] | 23 500 кг |
| Двигатель | 2 × Snecma M88[en] | 2 × Eurojet EJ200[en] | 1 × GE F110-132 | 2 × GE F414-400[en] | 1 × GE F414G[en] | 2 × РД-33МКВ |
| Максимальная тяга | 2 × 50,0 кН | 2 × 60,0 кН | 1 × 84,0 кН | 2 × 62,3 кН | 1 × 62,3 кН | 2 × 53,0 кН |
| Максимальная тяга на форсаже | 2 × 75,0 кН | 2 × 90,0 кН | 1 × 144,0 кН | 2 × 98,0 кН | 1 × 98,0 кН | 2 × 88,3 кН |
| Максимальная скорость на высоте | M=1,8+[36] | M=2,25[37] | M=2,0 | M=1,8 | M=2,0[38] | M=2,25 |
| Боевой радиус | 1389 км (с 3-мя ПТБ) | 1390 км[39] | 550 км | 722 км | 1300 км | 1000 км |
| Практический потолок | 15 240 м | 19 812 м | 18 000 м | 15 000 м | 15 240 м | 17 500 м |
| Скороподъёмность | 305 м/с | 315 м/с | 254 м/с | 228 м/с | 255 м/с | 330 м/с |
| Тяговооружённость | 1,03 | 1,18 | 1,10 | 0,93 | 1,18 | 1,10 |
| Управляемый вектор тяги | нет | есть | нет | нет | нет | есть |
| БРЛС с АФАР | есть | есть | есть | есть | есть | есть |
| Стоимость (2011 год) | $85—124 млн[40] | $120 млн[41] | $50,0 млн[42] | $55,0 млн[43] | $48,0 млн | ~$45,0 млн |
Болгария
26 апреля 2017 года Минобороны Болгарии объявило Saab JAS 39 C/D Gripen победителем в тендере на поставку истребителей, исходя из ценовых соображений. Стоимость новых самолётов оказалась ниже конкурентов: F-16A/B Block 15 и Typhoon, к тому же б/у. Общая стоимость составила 1 млрд левов (€510 млн) за 8 единиц против 1,5 млрд левов за то же количество F-16A/B Block 15 и Тайфун.[44][45]
Тактико-технические характеристики JAS 39 Gripen C (D)

Технические характеристики
- Экипаж: 1 (2) человека
- Длина: 14,1 (14,8) м[46]
- Размах крыла: 8,4 м
- Высота: 4,5 м
- Площадь крыла: 30 м²
- Масса пустого: 6800 (7100) кг
- Нормальная взлетная масса: 8500 кг
- Максимальная взлётная масса: 14 000 кг
- Масса полезной нагрузки: 5300 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 2000 кг
- Масса топлива в ПТБ:
- Двигатель: Вольво Аэро RM12
Лётные характеристики
Вооружение
- Пушечное: 1 × 27-мм Mauser BK27 (боезапас — 120 снарядов)
- Ракеты:
- Бомбы:
В авиасимуляторах
JAS 39 присутствует в игре Jane’s Fighters Anthology, Over G Fighters и Ace Combat X: Skies of Deception.
Аналоги
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Gripen in use Архивировано 30 октября 2013 года.
- ↑ Сергей Птичкин. «Пятерка» авансом // «Российская газета» : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.
- ↑ 1 2 «Gripen for Empire Test Pilots’ School»
- ↑ Многоцелевой истребитель JAS-39 Gripen // worldweapon.ru
- ↑ The Military Balance 2016.p.144
- ↑ The Military Balance 2016.p.161
- ↑ The Military Balance 2015. p.-140
- ↑ The Military Balance 2016. p.88
- ↑ The Military Balance 2016.p.468
- ↑ Thai Gripens declared operational
- ↑ Thailand declares Gripens operational
- ↑ 1 2 ВВС Швейцарии забраковали победивший в тендере Gripen
- ↑ Истребитель Gripen обошел Rafale в швейцарском тендере // Lenta.ru
- ↑ Швейцария сделала выбор в пользу закупки истребителей JAS-39 «Грипен NG»
- ↑ Official Rafale specifications, FR: Dassault, <http://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1> .
- ↑ Official Typhoon Specifications, Eurofighter, <http://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp> .
- ↑ Eurofighter Typhoon, DE: Luftwaffe, <http://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp> .
- ↑ F-16C/D Factsheet. US Air Force
- ↑ F-16 Specifications. Lockheed Martin
- ↑ F/A-18E/F Super Hornet page. Boeing
- ↑ Super Hornet Overview. Boeing (PDF)
- ↑ Aircraft Museum — F/A-18E/F Super Hornet. Aerospace Web. Retrieved 2011-02-01.
- ↑ 1 2 3 BP, Blogspot, <http://3.bp.blogspot.com/_qrjFeNOsuEY/TS0pRdh2k2I/AAAAAAAAAGU/1Nao6ZHY2_Q/s1600/page0022.jpg>
- ↑ Official Gripen IN Technical Specifications, SE: Saab, <http://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/> .
- ↑ Pressbrief Gripen NG, NL, 8 Aug, <http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011. .
- ↑ 1 2 Saab NG presentation, JSF Nieuws, с. 5, <http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf> .
- ↑ MiG-35, RU: MiG Aravia, <http://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm> .
- ↑ MiG-29M2 specifications. RAC MiG (the MiG-29M2 is similar to the MiG-35).
- ↑ MiG-35, Deagel, <http://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx> .
- ↑ MiG-35 specifications. Airforce technology. (Ferry range with three external fuel tanks 3,100 km).
- ↑ Aero India 2007 Brochure, Bharat-Rakshak, <http://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html> .
- ↑ F-16 Versions — F-16E/F. F-16.net. Retrieved on 2011-02-01.
- ↑ Technische Daten Eurofighter Austria, AT: Air Power, <http://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm> .
- ↑ «Gripen Dimensions». Saab
- ↑ http://www.saabgroup.com/Global/Documents%20and%20Images/Air/Gripen/Gripen%20product%20sheet/Gripen_Dimensions.pdf
- ↑ «Fox Three.» dassault-aviation.com.
- ↑ Austrian Airforce
- ↑ Gripen Supercruises
- ↑ EFA-2000 Eurofighter. Fas.org. Retrieved on 2011-02-01.
- ↑ Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
- ↑ Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
- ↑ Report on U.S. Competitiveness in the Fighter Aircraft Export Market. CSIS
- ↑ Capaccio, Tony. Lockheed F-35 Program Faces $1 Billion Cut in U.S. Senate Spending Measure (16 December 2010). Проверено 12 сентября 2011.
- ↑ Правителството прие като най-изгодна офертата за шведските изтребители «Грипен» (болг.) (26 апреля 17). Проверено 28 апреля 2017. Архивировано 28 апреля 2017 года.
- ↑ Болгары выбрали шведские истребители (рус.) (27 апреля). Проверено 28 апреля 2017.
- ↑ Технические характеристики Архивировано 30 октября 2013 года.
- ↑ Gripen — The wings of your nation — Technical Summary
- ↑ Specifications and performance data Архивировано 28 января 2012 года.
Литература
Ссылки
wiki2.red
Saab JAS 39 Gripen — это… Что такое Saab JAS 39 Gripen?
Сааб JAS 39 «Грипен» (швед. Saab JAS 39 Gripen) — шведский многоцелевой истребитель четвёртого поколения[2], разработанный компаний СААБ Авионикс. JAS расшифровывается как Jakt — истребитель, Attack — штурмовик, Spaning — разведчик.
С 1997 года состоит на вооружении ВВС Швеции.[1] По состоянию на 2011 год эксплуатируется за рубежом в ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР и Таиланда. Также один двухместный JAS 39D используется английской авиашколой Empire Test Pilots’ School (ETPS) для продвинутой подготовки летчиков-испытателей.[3]
История создания
Концепция:
Многоцелевой истребитель Gripen создавался начиная с середины 1980-х годов для обороны своей страны — Швеция раньше других стран ощутила потребность в истребителе нового поколения, созданном на качественно новом уровне, который мог бы одновременно быть перехватчиком, разведчиком и ударным самолетом. В концепции истребителя изначально закладывалась гибкость: новый истребитель должен был иметь возможность действовать с плохо подготовленных аэродромов и иметь укороченный взлёт, быть удобным и простым в обслуживании, обладать высоким временем наработки элементов на отказ и максимально оптимизирован для ведения боевых действий в условиях Швеции.
Начало:
Финансирование по созданию истребителя началось в 1980 году, тактико-технические требования утверждены в 1981 году, и в 1982 году правительство Швеции приняло решение развернуть полномасштабную программу создания истребителя под названием JAS-39. В 1985 году начались испытания двигателя, 26 апреля 1987 года состоялась выкатка первого опытного истребителя «39-1», и 9 декабря 1988 года Gripen впервые поднялся в воздух.
Лётные испытания:
Первый лётный прототип «39-1» был утерян при посадке в 1989 году. Второй прототип «39-2» поднялся в воздух в 1990 году, в этом же году начались испытания прототипов «39-4» и «39-3» и в 1991 году взлетел последний прототип опытной серии. В 1992 году в воздух поднялся первый серийный JAS-39А с заводским номером 39101, также включившийся в испытания. Все НИОКР по программе были завершены в конце 1996 году — к этому времени шесть машин, задействованных в испытаниях, выполнили более 1800 полётов, налетав 2300 часов.
Конструкция
Самолёт выполнен по аэродинамической схеме «Утка» со среднерасположенным треугольным крылом, бесхвостка. Планер самолёта создан с учётом снижения радиолокационной заметности: 30% корпуса изготовлено из композитов, 2 S-образных воздухозаборника.
Имеет один двухконтурный турбореактивный двигатель Volvo Aero RM-12, разработанный на базе General Electric F404.[4]
Модификации
Модернизированный двухместный JAS-39D Gripen- JAS 39A — первая серийная;
- JAS 39B — двухместная;
- JAS 39C — одноместная модернизированная;
- JAS 39D — двухместная модернизированная;
- JAS 39X — экспортная, под стандарт самолетов НАТО;
- JAS 39EF — экспортная, с АФАР;
- JAS 39NG — новейшая экспортная модификация.
Планируемые поставки
30 ноября 2011 года правительство Швейцарии объявило победителя тендера на поставку 22 истребителей. На поставку новых самолетов ВВС Швейцарии претендовали компании Saab AB (JAS 39NG Gripen), Dassault Aviation (Rafale) и Eurofighter (EF-2000 Typhoon). Данные самолеты прошли испытания и оценку в 2008—2009 годах, однако принятие решения о выборе победителя тендера было перенесено на конец 2011 года.
Сравнительный анализ комиссии ВВС Швейцарии показал, что JAS 39NG Gripen провалил испытания, набрав всего 5,33 балла против 6,48 у Eurofighter Typhoon и 6,98 у Dassault Rafale.[5] Основным показателем в выборе однако стали не технические характеристики, а стоимость. По предположению экспертов, 22 Gripen обойдутся швейцарцам в 2,5-2,8 млрд франков (2,7-3,0 млрд долларов). При этом французская компания Dassault на сумму 2,7 млрд франков согласилась продать лишь 18 самолётов.[5]
Швейцария планирует приобрести 22 Saab JAS 39NG Gripen, которые должны поступить на вооружение ее ВВС к 2017 году.[6][7]
Тактико-технические характеристики JAS 39 Gripen C (D)
Схема JAS 39.Технические характеристики
- Экипаж: 1 (2) человека
- Длина: 14,1 (14,8) м[8]
- Размах крыла: 8,4 м
- Высота: 4,5 м
- Площадь крыла: 30 м²
- Масса пустого: 6800 (7100) кг
- Нормальная взлетная масса: 8500 кг
- Максимальная взлётная масса: 14 000 кг
- Масса полезной нагрузки: 5300 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 2000 кг
- Масса топлива в ПТБ:
- Двигатель: Вольво Аэро RM12
Лётные характеристики
Вооружение
- Пушечное: 1 x 27-мм Mauser BK27 (боезапас — 120 патронов)
- Ракеты:
- Бомбы:
На вооружении
См. также
Примечания
Литература и источники
- В. Кузьмин. Шведский тактический истребитель «Грипен» // «Зарубежное военное обозрение», № 3, 1987. стр.40-42
Ссылки
dic.academic.ru
Saab JAS 39 Gripen — Википедия. Что такое Saab JAS 39 Gripen
Сааб JAS 39 «Грипен» (швед. Saab JAS 39 Gripen) — шведский многоцелевой истребитель четвёртого поколения[2], разработанный компаний СААБ Авионикс. JAS расшифровывается как Jakt — истребитель, Attack — штурмовик, Spaning — разведчик.
С 1997 года состоит на вооружении ВВС Швеции[1]. По состоянию на 2011 год эксплуатируется за рубежом в ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР и Таиланда. Также 1 двухместный JAS 39D используется английской авиашколой Empire Test Pilots’ School (ETPS) для совершенствования подготовки летчиков-испытателей.[3]
История создания
Многоцелевой истребитель Gripen создавался, начиная с середины 1980-х годов, для обороны своей страны — возникла потребность в истребителе нового поколения, созданном на качественно новом уровне, который мог бы одновременно быть перехватчиком, разведчиком и ударным самолетом. В концепции истребителя изначально закладывалась гибкость: новый истребитель должен был иметь возможность действовать с плохо подготовленных аэродромов и иметь укороченный взлёт, быть удобным и простым в обслуживании, обладать высоким временем наработки элементов на отказ и максимально оптимизирован для ведения боевых действий в условиях Швеции.
Финансирование по созданию истребителя началось в 1980 году, тактико-технические требования утверждены в 1981 году, и в 1982 году правительство Швеции приняло решение развернуть полномасштабную программу создания истребителя под названием JAS-39. В 1985 году начались испытания двигателя, 26 апреля 1987 года состоялась выкатка первого опытного истребителя «39-1», и 9 декабря 1988 года Gripen впервые поднялся в воздух.
Первый лётный прототип «39-1» был потерян при посадке в 1989 году. Второй прототип «39-2» поднялся в воздух в 1990 году, в этом же году начались испытания прототипов «39-4» и «39-3» и в 1991 году взлетел последний прототип опытной серии. В 1992 году в воздух поднялся первый серийный JAS-39А с заводским номером 39101, также включившийся в испытания. Все НИОКР по программе были завершены в конце 1996 году — к этому времени шесть машин, задействованных в испытаниях, выполнили более 1800 полётов, налетав 2300 часов.
Конструкция
Самолёт выполнен по аэродинамической схеме «Утка» со среднерасположенным треугольным крылом. Планер самолёта создан с учётом снижения радиолокационной заметности: 30 % корпуса изготовлено из композитов, 2 S-образных воздухозаборника.
Имеет один двухконтурный турбореактивный двигатель Volvo Aero RM-12, разработанный на базе General Electric F404.[4]
Модификации
Модернизированный двухместный JAS-39D Gripen- JAS 39A — первая серийная.
- JAS 39B — двухместная.
- JAS 39C — одноместная модернизированная.
- JAS 39D — двухместная модернизированная.
- JAS 39NG — демонстратор технологий.
- JAS 39E/F — модернизированный, нового поколения, с АФАР.
На вооружении
Страны эксплуатанты Saab JAS 39 Gripen.Планируемые поставки
Швейцария
30 ноября 2011 года правительство Швейцарии объявило победителя тендера на поставку 22 истребителей. На поставку новых самолетов ВВС Швейцарии претендовали компании Saab AB (JAS 39 Gripen E), Dassault Aviation (Rafale) и Eurofighter (Eurofighter Typhoon). Данные самолеты прошли испытания и оценку в 2008—2009 гг., однако принятие решения о выборе победителя тендера было перенесено на конец 2011 года.
Сравнительный анализ комиссии ВВС Швейцарии показал, что JAS 39NG Gripen провалил испытания, набрав всего 5,33 балла против 6,48 у Eurofighter Typhoon и 6,98 у Dassault Rafale[12]. Основным показателем в выборе однако стали не технические характеристики, а стоимость. По предположению экспертов, 22 Gripen обойдутся швейцарцам в 2,5—2,8 млрд франков (2,7—3,0 млрд долларов). При этом французская компания на сумму 2,7 млрд франков согласилась продать лишь 18 самолётов[12].
Швейцария планировала приобрести 22 «Грипена», которые должны были бы поступить на вооружение её ВВС к 2017 году.[13][14]. 18 мая 2014 прошел национальный референдум, на котором гражданам страны было предложено проголосовать за или против приобретения «Грипенов». По итогам референдума против покупки Gripen E высказались 53,4 процента респондентов.
Бразилия
Тендер FX на поставку 36 самолетов Бразилии начался в 2001 году. Изначальными тремя претендентами были Dassault Rafale (Франция), Eurofighter Typhoon (Германия, Британия, Италия, Испания) и JAS 39NG Gripen (Швеция).
В 2009 году военные остановились на самолете от Saab AB. Однако из-за конфликта мнения военных с президентом победа шведского самолета была отклонена. В 2011 году тендер вновь продолжился. В 2013 году бразильцы на этот раз чётко определились с выбором шведского «Грипена» — «Рафаль» был отвергнут из-за слишком большой цены, а F/A-18E/F по причине американского кризиса со Сноуденом. Тем самым 18 декабря 2013 года JAS 39NG Gripen вышел победителем из 12-летнего тендера.
Первые 36 самолётов поставит Швеция. Остальные будут производиться в Бразилии по лицензии. Однако, учитывая сегодняшнюю общественно-политическую ситуацию в Бразилии, возникшую вследствие импичмента Президенту Бразилии Д. Русефф, связанного, в том числе, со злоупотреблениями в сфере выделения бюджетных средств на оборону, будущее данного контракта стало выглядеть неопределённым.
Участие JAS 39 в индийском тендере MMRCA
| Название | Dassault Rafale[15] | Eurofighter Typhoon[16][17] | F-16IN Super Viper[18][19] | F/A-18E/F Super Hornet[20][21][22][23] | JAS 39 NG(IN)[24][25][26] | МиГ-35[27][28][29][30][31] |
|---|---|---|---|---|---|---|
| Страна | ||||||
| Производитель | Dassault Aviation | Eurofighter GmbH | Lockheed Martin | Boeing Defense, Space & Security | Saab AB | РСК «МиГ» |
| Длина | 15,30 м | 15,96 м | 15,03 м | 18,31 м | 14,10 м | 17,32 м |
| Размах крыла | 10,90 м | 10,95 м | 10,00 м | 13,62 м | 8,40 м | 12,00 м |
| Площадь крыла | 45,7 м² | 50,0 м² | 27,9 м² | 46,5 м² | 30,0 м² | 42,0 м² |
| Масса пустого | 10 000 кг | 11 000 кг | 9979 кг[32] | 14 552 кг[23] | 7100 кг | 11 000 кг |
| Масса топлива (без ПТБ) | 4700 кг | 4996 кг[33] | 3265 кг | 6780 кг | 3360 кг[26] | 4800 кг |
| Боевая нагрузка | 9500 кг | 7500 кг | 7800 кг | 8050 кг | 5300 кг[34] | 7000 кг |
| Узлов подвески вооружения | 14 (5 для тяжёлого вооружения) | 13 | 11 | 11 | 10 | 10 |
| Максимальная взлётная масса | 24 500 кг (нормальная — 14 700) | 23 500 кг | 21 800 кг | 29 937 кг[23] | 14 300 кг[35] | 23 500 кг |
| Двигатель | 2 × Snecma M88[en] | 2 × Eurojet EJ200[en] | 1 × GE F110-132 | 2 × GE F414-400[en] | 1 × GE F414G[en] | 2 × РД-33МКВ |
| Максимальная тяга | 2 × 50,0 кН | 2 × 60,0 кН | 1 × 84,0 кН | 2 × 62,3 кН | 1 × 62,3 кН | 2 × 53,0 кН |
| Максимальная тяга на форсаже | 2 × 75,0 кН | 2 × 90,0 кН | 1 × 144,0 кН | 2 × 98,0 кН | 1 × 98,0 кН | 2 × 88,3 кН |
| Максимальная скорость на высоте | M=1,8+[36] | M=2,25[37] | M=2,0 | M=1,8 | M=2,0[38] | M=2,25 |
| Боевой радиус | 1389 км (с 3-мя ПТБ) | 1390 км[39] | 550 км | 722 км | 1300 км | 1000 км |
| Практический потолок | 15 240 м | 19 812 м | 18 000 м | 15 000 м | 15 240 м | 17 500 м |
| Скороподъёмность | 305 м/с | 315 м/с | 254 м/с | 228 м/с | 255 м/с | 330 м/с |
| Тяговооружённость | 1,03 | 1,18 | 1,10 | 0,93 | 1,18 | 1,10 |
| Управляемый вектор тяги | нет | есть | нет | нет | нет | есть |
| БРЛС с АФАР | есть | есть | есть | есть | есть | есть |
| Стоимость (2011 год) | $85—124 млн[40] | $120 млн[41] | $50,0 млн[42] | $55,0 млн[43] | $48,0 млн | ~$45,0 млн |
Болгария
26 апреля 2017 года Минобороны Болгарии объявило Saab JAS 39 C/D Gripen победителем в тендере на поставку истребителей, исходя из ценовых соображений. Стоимость новых самолётов оказалась ниже конкурентов: F-16A/B Block 15 и Typhoon, к тому же б/у. Общая стоимость составила 1 млрд левов (€510 млн) за 8 единиц против 1,5 млрд левов за то же количество F-16A/B Block 15 и Тайфун.[44][45]
Тактико-технические характеристики JAS 39 Gripen C (D)

Технические характеристики
- Экипаж: 1 (2) человека
- Длина: 14,1 (14,8) м[46]
- Размах крыла: 8,4 м
- Высота: 4,5 м
- Площадь крыла: 30 м²
- Масса пустого: 6800 (7100) кг
- Нормальная взлетная масса: 8500 кг
- Максимальная взлётная масса: 14 000 кг
- Масса полезной нагрузки: 5300 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 2000 кг
- Масса топлива в ПТБ:
- Двигатель: Вольво Аэро RM12
Лётные характеристики
Вооружение
- Пушечное: 1 × 27-мм Mauser BK27 (боезапас — 120 снарядов)
- Ракеты:
- Бомбы:
В авиасимуляторах
JAS 39 присутствует в игре Jane’s Fighters Anthology, Over G Fighters и Ace Combat X: Skies of Deception.
Аналоги
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Gripen in use Архивировано 30 октября 2013 года.
- ↑ Сергей Птичкин. «Пятерка» авансом // «Российская газета» : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.
- ↑ 1 2 «Gripen for Empire Test Pilots’ School»
- ↑ Многоцелевой истребитель JAS-39 Gripen // worldweapon.ru
- ↑ The Military Balance 2016.p.144
- ↑ The Military Balance 2016.p.161
- ↑ The Military Balance 2015. p.-140
- ↑ The Military Balance 2016. p.88
- ↑ The Military Balance 2016.p.468
- ↑ Thai Gripens declared operational
- ↑ Thailand declares Gripens operational
- ↑ 1 2 ВВС Швейцарии забраковали победивший в тендере Gripen
- ↑ Истребитель Gripen обошел Rafale в швейцарском тендере // Lenta.ru
- ↑ Швейцария сделала выбор в пользу закупки истребителей JAS-39 «Грипен NG»
- ↑ Official Rafale specifications, FR: Dassault, <http://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1> .
- ↑ Official Typhoon Specifications, Eurofighter, <http://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp> .
- ↑ Eurofighter Typhoon, DE: Luftwaffe, <http://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp> .
- ↑ F-16C/D Factsheet. US Air Force
- ↑ F-16 Specifications. Lockheed Martin
- ↑ F/A-18E/F Super Hornet page. Boeing
- ↑ Super Hornet Overview. Boeing (PDF)
- ↑ Aircraft Museum — F/A-18E/F Super Hornet. Aerospace Web. Retrieved 2011-02-01.
- ↑ 1 2 3 BP, Blogspot, <http://3.bp.blogspot.com/_qrjFeNOsuEY/TS0pRdh2k2I/AAAAAAAAAGU/1Nao6ZHY2_Q/s1600/page0022.jpg>
- ↑ Official Gripen IN Technical Specifications, SE: Saab, <http://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/> .
- ↑ Pressbrief Gripen NG, NL, 8 Aug, <http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011. .
- ↑ 1 2 Saab NG presentation, JSF Nieuws, с. 5, <http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf> .
- ↑ MiG-35, RU: MiG Aravia, <http://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm> .
- ↑ MiG-29M2 specifications. RAC MiG (the MiG-29M2 is similar to the MiG-35).
- ↑ MiG-35, Deagel, <http://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx> .
- ↑ MiG-35 specifications. Airforce technology. (Ferry range with three external fuel tanks 3,100 km).
- ↑ Aero India 2007 Brochure, Bharat-Rakshak, <http://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html> .
- ↑ F-16 Versions — F-16E/F. F-16.net. Retrieved on 2011-02-01.
- ↑ Technische Daten Eurofighter Austria, AT: Air Power, <http://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm> .
- ↑ «Gripen Dimensions». Saab
- ↑ http://www.saabgroup.com/Global/Documents%20and%20Images/Air/Gripen/Gripen%20product%20sheet/Gripen_Dimensions.pdf
- ↑ «Fox Three.» dassault-aviation.com.
- ↑ Austrian Airforce
- ↑ Gripen Supercruises
- ↑ EFA-2000 Eurofighter. Fas.org. Retrieved on 2011-02-01.
- ↑ Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
- ↑ Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
- ↑ Report on U.S. Competitiveness in the Fighter Aircraft Export Market. CSIS
- ↑ Capaccio, Tony. Lockheed F-35 Program Faces $1 Billion Cut in U.S. Senate Spending Measure (16 December 2010). Проверено 12 сентября 2011.
- ↑ Правителството прие като най-изгодна офертата за шведските изтребители «Грипен» (болг.) (26 апреля 17). Проверено 28 апреля 2017. Архивировано 28 апреля 2017 года.
- ↑ Болгары выбрали шведские истребители (рус.) (27 апреля). Проверено 28 апреля 2017.
- ↑ Технические характеристики Архивировано 30 октября 2013 года.
- ↑ Gripen — The wings of your nation — Technical Summary
- ↑ Specifications and performance data Архивировано 28 января 2012 года.
Литература
Ссылки
wiki.sc
Сага истребителя Saab Gripen E — гимн шведским нищебродам и рационализаторам
Как сообщает Antony Angrand в статье «Suède : controverse autour du Gripen», опубликованной французским журналом «Air&Cosmos«, в Швеции разворачивается небольшой скандал относительно производства новых истребителей Saab JAS-39E Gripen (Gripen NG). Новые истребители должны содержать комплектующие, снятые с находящихся в составе ВВС Швеции истребителей модификаций JAS-39C и D. Шведы задаются вопросом, имеет ли смысл каннибализировать имеющийся парк истребителей для производства новых самолетов.
Круговорот Saab JAS-39 Gripen в природе: предыдущее поколение становится донором запчастей для своего потомка (с) gripenblogs.com
Этот вопрос породил множество протестов, так как стоящие на вооружении истребители Gripen проходят модернизацию, причем ее стоимость высока. Истребитель JAS-39C в последней версии [стандарт MS20] оснащен новым оборудованием и может применять новейшие ракеты «воздух-воздух» Meteor разработки концерна MBDA, самолеты этой модификации были
переданы ВВС Швеции полтора года назад. Многие считают, что процедура каннибализации JAS-39C/D для постройки машин JAS-39E представляет собой хищение в особо крупных размерах, причем одновременно дорогостоящее и бесполезное. Некоторые считают, что имеющиеся самолеты могут быть перепроданы в другие страны. Глава либеральной партии Ян Бьерклунд (Jan Björklund) также присоединился к дебатам, высказав мнение, что в будущем шведские ВВС будут эксплуатировать сто истребителей – закупив 60 Gripen E и добровольно сохранив 40 Gripen C и D. По мнению Берклунда, идеальным вариантом было бы сохранение всех имеющихся Gripen, а численность ВВС могла бы составить 160 истребителей.
Однако новые данные о состоянии ВВС Швеции демонстрируют тот факт, что без использования комплектующих с имеющихся самолетов для Gripen E программа выходит очень дорогой, и настаивают на том, что Gripen C и D были также выпущены с использованием деталей самолетов предыдущей модификации – JAS-39А и В.
Однако на этот раз масштаб использования б/у комплектующих намного шире. Новый Gripen E отличаются большими размерами, у него новый бортовой процессор, у которого нет ничего общего с предыдущим вариантом, новый комплекс РЭБ и намного больше новых деталей.
Определенное число деталей всегда может быть вновь использовано. Их стоимость оценивается в 20% от цены нового Gripen. А это позволяет говорить о том, что в обратном случае – когда старые Gripen не станут донорами запчастей, а новые Gripen E будут выпущены исключительно из комплектующих нового производства, стоимость программы вырастет на 820 млн евро.
Первые серийные экземпляры истребителя Gripen E должны быть выпущены в 2019 году. Начиная с этого времени ежегодно должно производиться от пяти до десяти самолетов в период до 2026 года. Чтобы выдержать график поставок, Saab должна начать разборку имеющихся самолетов начиная с 2017 года. Таким образом, итоговое решение должно быть принято самое позднее до конца текущего года.
Если шведы решать не пускать «на органы» свои нынешние истребители, вырастут дополнительные расходы, так как Gripen E в значительной степени унаследовал детали от своих предшественников, но это не значит, что он не сильно будет от них отличаться. А это приведет к тому, что стоимость эксплуатации двух разных модификаций самолета будет выше.
Наконец, дополнительное число самолетов означает большее число летчиков, новые авиабазы, больший объем обслуживания и ремонта, а это тоже приводит к дополнительным расходам.
bmpd.livejournal.com
