📌 2С3 — это… 🎓 Что такое 2С3?

2С3 «Акация»
2С3
КлассификацияСамоходная гаубица
Боевая масса, т27,5
Компоновочная схемаКлассическая
Экипаж, чел.4
История
Производитель
Годы производства2С3
с 1967 по 1975
2С3М
с 1975 по 1987
2С3М1
с 1987 по 1993
2С3М2
с 2006
Годы эксплуатациис 1971
Количество выпущенных, шт.1797[1]
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм6970
Длина с пушкой вперёд, мм7765
Ширина корпуса, мм3250
Высота, мм3050
База, мм4622
Колея, мм2720
Клиренс, мм450
Бронирование
Тип бронипротивопульная
Лоб башни, мм/град.30
Лоб рубки, мм/град.30
Вооружение
Калибр и марка пушки152,4-мм 2А33
Тип пушкинарезная гаубица
Длина ствола, калибров27
Боекомплект пушки46
Углы ВН, град.-4..+60
Углы ГН, град.360
Дальность стрельбы, кмдо 20,5
ПрицелыПГ-4, ОП5-38, ТКН-3А
Пулемёты1 х 7,62-мм ПКТ
Подвижность
Тип двигателя
В-59У
Марка:В-59У
Тип:дизельный
Объём:38 880 см3
Максимальная мощность:520 л.с., при 2000 об/мин
Максимальный крутящий момент:2059 Н·м, при 1400 об/мин
Конфигурация:V12
Цилиндров:12
Расход топлива при смешанном цикле:180..220 л/100 км
Расход топлива на трассе:165 л/100 км
Диаметр цилиндра:150 мм
Ход поршня:180 мм
Охлаждение:жидкостное
Тактность (число тактов):4
Рекомендованное топливо:многотопливный
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч60
Скорость по пересечённой местности, км/ч25..30
Запас хода по шоссе, км500
Удельная мощность, л. с./т19
Тип подвескииндивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа в подвесках 1-го и 6-го катков
Удельное давление на грунт, кг/см²0,6
Преодолеваемый подъём, град.30
Преодолеваемая стенка, м0,7
Преодолеваемый ров, м3
Преодолеваемый брод, м1
Дополнительно
Изображения на Викискладе?2С3

2С3 «Ака́ция» (Объект 303) — советская и российская 152-мм самоходная артиллерийская установка.

Главный конструктор — Г. С. Ефимов[2], 152-мм орудия 2А33 (Д-22) — Ф. Ф. Петров.

История создания

Созданию самоходной гаубицы нового поколения предшествовало большое количество научных работ и ОКР. Анализировался опыт приобретённый во время второй мировой войны при использовании самоходных артиллерийских орудий СУ-100, СУ-152, ИСУ-152[3].

Задание на разработку самоходной гаубицы 2С3 «Акация», официально было выдано Свердловскому машиностроительному заводу «Уралтрансмаш» постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №609-201 от 4 июля 1967 года[3].

При проектировании гаубицы, рассматривалось несколько вариантов шасси. Среди них были: Объект 118 (Гусеничный минный заградитель), Объект 123 (шасси СПУ 2П24 ЗРК «Круг»), Объект 124 (шасси СНР 1С32 ЗРК «Круг»). Так же рассматривался вариант использования в качестве шасси среднего танка «Объект 432». После проведения исследований и анализа полученных данных, в качестве базы было рекомендовано использовать шасси производства Свердловского машиностроительного завода

[3].

«Акация» должна была поступить на вооружение артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий. Как и другие разработки того времени (2С1 «Гвоздика», 2С2 «Фиалка», 2С5 «Гиацинт»), 2С3 должна была ликвидировать отставание Советского Союза от стран НАТО в области самоходной артиллерии[3].

Опытные образцы

На базе «Объекта 124»[3]
  • Масса, т: 25,842
  • Экипаж: 4 чел.
  • Тип брони: Противопульная
  • Калибр и марка пушки: 152,4-мм Д-20
  • Тип пушки: нарезная гаубица
  • Боекомплект пушки: 60 выстрелов
  • Пулемёты: 1 x 7,62-мм ПКТ
  • Тип двигателя: Дизельный В-59
  • Мощность двигателя, л.с.: 520
  • Скорость по шоссе, км/ч: 70
  • Запас хода по шоссе, км: 500
На базе «Объекта 432»[3]
  • Масса, т: 25
  • Экипаж: 4 чел.
  • Тип брони: Противопульная
  • Калибр и марка пушки: 152,4-мм Д-20
  • Тип пушки: нарезная гаубица
  • Боекомплект пушки: 60 выстрелов
  • Пулемёты: 1 x 7,62-мм ПКТ
  • Тип двигателя: Дизельный УТД-35
  • Мощность двигателя, л.с.: 500
  • Скорость по шоссе, км/ч: 65
  • Запас хода по шоссе, км: 500

Серийное производство

2С3 «Акация». Музей техники, Архангельское, Московская обл.

При проектировании серийного образца, в конструкции 2С3 были использованы детали и узлы опытных самоходных установок «Объект 105»(СУ-100П), «Объект 120» (СУ-152 «Таран», в качестве базы было использовано шасси ЗРК «Круг», башенка командира была взята с «Объекта 118» (Гусеничный минный заградитель)[3].

Описание конструкции

Самоходная гаубица 2С3 «Акация» выполнена по классической башенной схеме: сварной корпус, разделённый на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое

[3].

Броневой корпус и башня

Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса шасси справа. В нём размещены: двигатель, системы силовой установки и трансмиссия[3].

Боевое отделение находится в кормовой части самоходки, которое образовано из башни с полом и кормовой части корпуса с оборудованием. На днище корпуса расположена вращающаяся платформа пола, которая опирается на пять роликов и установлена на шариковом погоне. Сиденье заряжающего расположено справа от гаубицы, а наводчика — слева. Командир находится за наводчиком[3].

Комплект боеприпасов размещён в двух механизированных боеукладках. Для стрельбы с подачей боеприпасов с грунта в корме корпуса имеется специальный люк[3].

Вооружение

В качестве орудия для самоходной гаубицы 2С3 использовалась гаубица 2А33 (Д-22). Разработкой занималось ОКБ-9, в качестве базы использовалась 152-мм пушка-гаубица Д-20, изготавливалась в г. Перми на «Мотовилихинском заводе». Размещено орудие с вертикально-клиновым затвором, двухкамерным дульным тормозом и эжектором в поворотной закрытой бронированной башне

[3].

Орудие 2А33 оснащено электромеханическим досылателем снаряда и гильзы, а также лотком-улавливателем стреляной гильзы, для облегчения работы заряжающего. Стрельба возможна только с места[3].

Слева на крыше башни расположена башенка командира, с установленным пулемётом ПКТ[3].

В настоящее время для 2С3 разработаны корректируемые снаряды «Сантиметр», для поражения бронетанковой техники в местах сосредоточения пусковых установок, долговременных оборонительных сооружений, мостов и переправ. Кроме того предусмотрено использование управляемых снарядов «Краснополь»[3].

Номенклатура боеприпасов
[4]
[5]
Индекс выстрелаИндекс снарядаИндекс зарядаМасса выстрела, кгМасса ВВ, кгМаксимальная дальность стрельбы, км
Бронепрожигающие
3ВБП253-БП-5404Ж627,672
3ВБП5
Бронебойные
53-ВБР-546[сн 1]53-БР-54054-ЖД-545Б48,80,661
53-ВБР-546Б[сн 2]53-БП-540Б54-ЖД-545Б46,50,481
Бетонобойные
3ВГ1
Осколочные
3ВО133-О-1354-ЖН-54641,40,2314,5
3ВО143-О-1354-Ж-546У
41,4
0,2311
3ВО293-О-2354-ЖН-54642,80,042
3ВО303-О-2354-Ж-546У42,80,042
Осколочно-фугасные
53-ВОФ-54653-ОФ-540(Ж)54-ЖН-546/4Ж3843,565,9—6,2515,92
53-ВОФ-54653-ОФ-540(Ж)54-Ж-546У43,56
3ВОФ273ОФ2254-ЖН-54643,33
3ВОФ32(-1)3ОФ2254-ЖН-546/4Ж3843,566,817,4
3ВОФ33(-1)3ОФ2254-Ж-546У43,566,813,4
3ВОФ33(-1)3ОФ2254-Ж-546У43,566,813,4
3ВОФ58(-1)3ОФ4554-ЖН-546/4Ж3843,567,65
3ВОФ73(-1)3ОФ4554-Ж-546У43,567,65
3ВОФ97 (Активно-реактивный)3ОФ6454-ЖН-54643,567,819,4
3ВОФ98 (Активно-реактивный)3ОФ6454-Ж-546У43,567,814,2
Управляемые
3ВОФ633ОФ3854-ЖН-54649,58,5 (тротиловый эквивалент)12
3ВОФ643ОФ39506,320
3ВОФ64М3ОФ39М435,517
3ВОФ663ОФ3854-Ж-546У49,58,5 (тротиловый эквивалент)12
«Сантиметр-М»3ОФ754810 (тротиловый эквивалент)18
Шрапнельные
3ВШ23Ш254-ЖН-546/4Ж3843,56
3ВШ53Ш254-Ж-546У43,56
Постановщик помех КВ/УКВ
3ВРБ363РБ3054-Ж-546У43,5613,5
3ВРБ373РБ3054-ЖН-54643,5618
Осветительные
3ВС163С6(-1)54-ЖН-546/4Ж3839,7
3ВС173С6(-1)54-Ж-546У39,7
3ВС223С154-ЖН-546/4Ж3840,2
3ВС233С154-Ж-546У40,2
Химические
3Х3
Ядерные
В3ВБ3[6][7]3ВБ31 кт (Тротиловый эквивалент)17,4

Двигатель и трансмиссия

В 2С3 установлен V-образный 12 цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с наддувом. Трансмиссия механическая, двухпоточная, с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа[3].

Модификации

2С3М

В начале 70-х годов в ЦКБ «Трансмаш» были произведены работы по модернизации самоходной гаубицы. Модернизированной версии был присвоен индекс 2С3М[3].

Изменения коснулись механизированных укладок. На 2С3М установлена одна механизированная укладка барабанного типа, вместо двух на базовом варианте, что позволило увеличить возимый боезапас с 40 до 46 выстрелов. Кроме того была изменена конфигурация и расположение люков в кормовой части корпуса и башни. на крышу башни перенесена антенна радиосвязи. В серийное производство 2С3М была запущена в 1975 году[3].

Характеристики[3]

  • Масса, т: 27,5
  • Годы производства: с 1975 по 1987
  • Длина, мм: 6970
  • Длина с пушкой, мм: 7760
  • Ширина, мм: 3250
  • Высота, мм: 2530
  • Клиренс, мм: 450
  • Лоб башни, мм: 30
  • Лоб рубки, мм: 30
  • Калибр и марка пушки: 152,4-мм 2А33
  • Тип пушки: нарезная гаубица
  • Длина ствола, калибры: 28
  • Боекомплект пушки: 46 выстрелов
  • Углы ВН: -4..+65
  • Углы ГН: 360
  • Дальность стрельбы, км: 4,2..20,5
  • Скорострельность, выстр/мин: 1,25..3,5[8]
  • Прицелы: ПГ-4, ОП5-38
  • Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ
  • Тип двигателя: В-59-4
  • Мощность двигателя, л.с.: 520
  • Скорость по шоссе, км/ч: 63
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Удельная мощность, л.с./т: 19
  • Удельное давление на грунт, кг/кв.см: 0,6
  • Преодолеваемый подъём, град: 30
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,7
  • Преодолеваемый ров, м: 2,5..2,55
  • Преодолеваемый брод, м: 1

2С3М1

Дальнейшей модернизацией 2С3, после 2С3М стала 2С3М1. В отличие от 2С3М, на этой модификации установлен прицел 1П5, аппаратура связи 1В116. Кроме того установлена аппаратура приёма командной информации с машины старшего офицера батареи (МСОБ). Данная модификация была запущена в серию с 1987 года[3].

2С3М2

Последняя глубокая модернизация 2С3 получила обозначение 2С3М2. Изменения коснулись артиллерийской части самоходной гаубицы. Гаубица 2А33 заменена на более мощную 152,4-мм гаубицу 2А33М (в экспортном варианте предусмотрена замена на гаубицу калибра 155-мм М-385), что дало увеличенную дальность стрельбы по сравнению с предыдущими вариантами. Кроме того, добавлена автоматизированная система управления наведением и огнем АСУНО. Улучшена защищённость машины, благодаря установке системы 902B для постановки дымовых завес[3].

Характеристики 2С3М2[3]

  • Масса, т: 28
  • Длина, мм: 6970
  • Длина с пушкой, мм: 9170
  • Ширина, мм: 3250
  • Высота, мм: 2530
  • Клиренс, мм: 450
  • Лоб башни, мм: 30
  • Лоб рубки, мм: 30
  • Калибр и марка пушки: 152,4-мм 2А33М
  • Тип пушки: нарезная гаубица
  • Длина ствола, калибры: 39
  • Боекомплект пушки: 45 выстрелов
  • Углы ВН: -4..+65
  • Углы ГН: 360
  • Дальность стрельбы, км: до 25,1
  • Прицелы: ПГ-4, ОП5-38
  • Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ
  • Тип двигателя: В-59-4
  • Мощность двигателя, л.с.: 520
  • Скорость по шоссе, км/ч: 63
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Удельная мощность, л.с./т: 19
  • Удельное давление на грунт, кг/кв.см: 0,6
  • Преодолеваемый подъём, град: 30
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,7
  • Преодолеваемый ров, м: 2,5
  • Преодолеваемый брод, м: 1

Характеристики 2С3М2-155[3]

  • Масса, т: 28
  • Длина, мм: 6970
  • Длина с пушкой, мм: 9170
  • Ширина, мм: 3250
  • Высота, мм: 2530
  • Клиренс, мм: 450
  • Лоб башни, мм: 30
  • Лоб рубки, мм: 30
  • Калибр и марка пушки: 155-мм М-385
  • Тип пушки: нарезная гаубица
  • Длина ствола, калибры: 39
  • Боекомплект пушки: 45 выстрелов
  • Углы ВН: -4..+65
  • Углы ГН: 360
  • Дальность стрельбы, км: до 30
  • Прицелы: ПГ-4, ОП5-38
  • Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ
  • Тип двигателя: В-59-4
  • Мощность двигателя, л.с.: 520
  • Скорость по шоссе, км/ч: 63
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Удельная мощность, л.с./т: 19
  • Удельное давление на грунт, кг/кв.см: 0,6
  • Преодолеваемый подъём, град: 30
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,7
  • Преодолеваемый ров, м: 2,5
  • Преодолеваемый брод, м: 1

Операторы

  •  Азербайджан — от 3 до 6 2С3, по состоянию на 2010 год[9], всего поставлено 40 единиц 2С3[10], дополнительно поставлено 16 единиц 2С3 из Украины в период с 2009 по 2010 годы[11]
  •  Ангола — 4 2С3, по состоянию на 2010 год[12], всего поставлено 48 единиц 2С3[10]
  •  Армения — 28 2С3, по состоянию на 2010 год[13]
  •  Белоруссия — 163 2С3, по состоянию на 2010 год[14], всего поставлено 166 единиц 2С3[10]
  •  Венгрия — 5 2С3 по данным ОАО «Мотовилихинские заводы»[10]
  •  Вьетнам — 30 2С3, по состоянию на 2010 год[15]
  •  ГДР — 95 единиц 2С3 поставлено из СССР в период с 1979 по 1985 годы[11]
  •  ДР Конго — 12 единиц 2С3 поставлено из Украины в 2010 году[11]
  •  Грузия — 1 2С3, по состоянию на 2010 год[16], 13 единиц по другим данным[17], по данным «Газета. Ру» 8 единиц 2С3М, по состоянию на 2008 год[18]
  •  Ирак — с 2006 года сняты с вооружения[19]
  •  Казахстан — 120 2С3, по состоянию на 2010 год[20]
  •  Куба — 40 единиц 2С1 и 2С3 по состоянию на 2010 год[21]
  •  Ливия — 60 2С3, по состоянию на 2010 год[22], 36 единиц поставлено по данным ОАО «Мотовилихинские заводы»[10]
  •  Россия:

Служба и боевое применение

Организационная структура

Россия
  1. в/ч №02511. 138 отдельная гвардейская мотострелковая Красносельская ордена Ленина Краснознаменная бригада (138 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  2. в/ч №06705. 36 отдельная гвардейская мотострелковая Лозовская Краснознаменная бригада (36 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  3. в/ч №08275. 200 отдельная мотострелковая Печенгская ордена Кутузова бригада (200 омсбр): 18 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  4. в/ч №09332. 7 Краснодарская Краснознаменная орденов Кутузова и Красной Звезды военная база (7 вб): 24 единицы 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  5. в/ч №16544. 8 отдельная гвардейская мотострелковая Чертковская дважды ордена Ленина Краснознаменная орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого горная бригада имени маршала бронетанковых войск Катукова М.Е. (8 омсбр (г)): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  6. в/ч №20634. 19 отдельная мотострелковая Воронежско-Шумлинская Краснознаменная орденов Суворова и Трудового Красного Знамени бригада (19 омсбр): 36 единиц 2С19/2С3М по состоянию на 2009 год[32].
  7. в/ч №21005. 74 отдельная гвардейская мотострелковая Звенигородско-Берлинская ордена Суворова бригада (74 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  8. в/ч №21720. 38 отдельная гвардейская мотострелковая Витебская ордена Ленина Краснознаменная ордена Суворова бригада (38 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  9. в/ч №22316. 32 отдельная мотострелковая Ленинградско-Павловская Краснознаменная бригада (32 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  10. в/ч №27777. 18 отдельная гвардейская мотострелковая Евпаторийская Краснознаменная бригада (18 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  11. в/ч №29760. 25 отдельная гвардейская мотострелковая Краснознаменная бригада (25 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  12. в/ч №30615. 247 Краснознаменная база хранения и ремонта вооружения и техники (247 БХиРВТ): 18 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  13. в/ч №46108. 5 отдельная гвардейская танковая Тацинская Краснознаменная ордена Суворова бригада (5 отбр): 18 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  14. в/ч №54046. 9 отдельная мотострелковая Висленская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова бригада (9 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  15. в/ч №54096. 6 отдельная танковая Краснознаменная ордена Кутузова бригада (6 отбр): 18 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  16. в/ч №65349. 23 отдельная гвардейская мотострелковая Петракувская дважды Краснознаменная орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого бригада (23 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  17. в/ч №65384. 17 отдельная гвардейская мотострелковая орденов Суворова и Александра Невского бригада (17 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  18. в/ч №66431. 4 гвардейская Вапнярско-Берлинская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова военная база (4 вб): 18 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  19. в/ч №69670. 20 отдельная гвардейская мотострелковая Прикарпатско-Берлинская Краснознаменная ордена Суворова бригада (20 омсбр): 18 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  20. в/ч №69671. 136 отдельная гвардейская мотострелковая Уманско-Берлинская Краснознаменная орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого бригада (136 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  21. в/ч №69672. 205 отдельная мотострелковая казачья бригада (205 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  22. в/ч №89547. 7 отдельная гвардейская танковая Краснознаменная орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского Оренбургская казачья бригада (7 отбр): 18 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  23. 104 База хранения и ремонта вооружения и техники (85 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  24. 201 Гатчинская дважды Краснознаменная военная база (201 вб): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  25. 225 База хранения и ремонта вооружения и техники (29 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  26. 230 База хранения и ремонта вооружения и техники (88 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  27. 240 База хранения и ремонта вооружения и техники (90 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
  28. Пермский ПСХ: 72 единицы 2С3 по состоянию на 2000 год[31].
  29. Пермский 39 арсенал (39 Арс-В): 19 единиц 2С3 по состоянию на 2000 год[31].

Боевое применение

  1. Афганская война (1979—1989)[3]
  2. Гражданская война в Таджикистане
  3. Первая чеченская война[3]
  4. Вторая чеченская война[3]
  5. Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)[33]

Примечания

Сноски

  1. Необходимо учитывать, что снаряд 53-БР-540 не входит в штатный боекомплект 2С3
  2. Необходимо учитывать, что снаряд 53-БР-540Р не входит в штатный боекомплект 2С3

Литература

Ссылки

Артиллерия резерва
Верховного
ГлавнокомандованияЗенитная артиллерияМорская артиллерияКорабельная
артиллерияБереговая
артиллерия

dic.academic.ru

4. Двигатель 2с3 Акация

В качестве силовой установки Акации используется V-образный двенадцатицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-59У жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Этот дизель-мотор ведёт своё происхождение от двигателя В-2, стоявшего сначала на танке БТ-7М , а потом на КВ и на Т-34 . При 150-миллиметровом диаметре цилиндра и 180-миллиметровом ходе поршня его рабочий объём был равен 38 880 см3.

Для передачи крутящего момента к ведущим звёздочкам используется механическая двухпоточная трансмиссия с планетарным механизмом поворота. Самоходка имеет индивидуальную торсионную подвеску катков с гидравлическими амортизаторами телескопического типа.

Двигатель развивает мощность 382 кВт. что позволяет самоходной гаубице двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 60 км/ч. С двигателем взаимодействует механическая двухпоточная трансмиссия. Коробка передач находится в одном блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. В состав ходовой части применительно к одному борту, входят шесть двойных обрезиненных опорных катков (промежутки между первым и вторым, вторым и третьим катками разные и намного большие, чем между остальньми катками), четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Ширина гусеницы с резино-металлическим шарниром равна 490 мм.

2С3М «Акация» обладает сравнительно небольшим удельным давлением на грунт, не превышающим 0,059 Мпа, что соответствует давлению на грунт ноги взрослого человека. САУ может преодолевать подьёмы и спуски крутизной до 30°, рвы ширинои до 3 м и вертикальные стенки высотой до 0,7 м., а также водные преграды глубиной до 1 м. Допустимый крен для машины не более 25°.

Самоходная гау6ица 2С3М «Акация» оснащена фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной системой, включающейся при повышении температуры в боевом ипи силовом отделениях, и системой герметизации обитаемых отделений для защиты экипажа от поражающих факторов химического, бактериологического и ядерного оружия. В последнем случае она срабатывает автоматически при появлении потоков гамма-излучения, возникающего при ядерном взрыве. При необходимости герметичность 2С3М «Акация» поддерживается как на марше, так и при стрельбе боекомплектом, находящимся внутри машины.

В 1987 году 2С3М «Акация» оснастили аппаратурой приема командной информации, аппаратурой связи 1В116 и новым прицелом 1П5, и эта модификация самоходной гаубицы получила обозначение 2С3М1 «Акация».

Последняя глубокая модернизация 2С3М «Акация» получила обозначение 2С3М2. Изменения коснулись артиллерийской чати самоходной гаубицы. Гаубица 2А33/2А33М заменена на более мощную 152,4-мм гаубицу М-385 (в экспортном варианте предусмотрена замена на гаубицу калибра 155-мм), что дало увеличенную дальность стрельбы по сравнению с предыдущими вариантами. Кроме того, добавлена автоматизированная система управления наведением и огнем АСУНО. Улучшена защищённость машины, благодаря установке системы 902B для постановки дымовых завес.

Самоходная гаубица 2С3 «Акация» авиатранспортабельна, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки.

САУ 2С3 «Акация» — достаточно хорошо зарекомендовала себя в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, а также в прочих вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР. Производство самоходки 2С3 «Акация» прекращено в 1993 году. В настоящее время машины этого типа состоят на вооружении сухопутных войск России, Венгрии, Ирака, Ливии и Сирии.

studfiles.net

2С3М «Акация», модернизированная самоходная гаубица

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • Пол
  • www.arms-expo.ru

    2С3 Википедия

    2С3

    2С3 «Акация» в Санкт-Петербургском артиллерийском музее.
    Классификация самоходная гаубица
    Боевая масса, т 27,5
    Компоновочная схема переднемоторная
    Экипаж, чел. 4
    Разработчик Уралтрансмаш, Завод № 9
    Производитель
    Годы разработки с 1967 по 1971
    Годы производства 2С3
    с 1968 по 1975
    2С3М
    с 1975 по 1987
    2С3М1
    с 1987 по 1993
    2С3М2
    с 2006
    Годы эксплуатации с 1971
    Количество выпущенных, шт. около 4000
    Основные операторы
    Длина корпуса, мм 6970
    Длина с пушкой вперёд, мм 7765
    Ширина, мм 3250
    Высота, мм 3050
    База, мм 4622
    Колея, мм 2720
    Клиренс, мм 450
    Тип брони противопульная
    Лоб корпуса, мм/град. 30
    Борт корпуса, мм/град. 15
    Лоб башни, мм/град. 30
    Борт башни, мм/град. 15
    Калибр и марка пушки 152-мм 2А33
    Тип пушки нарезная гаубица
    Длина ствола, калибров 28
    Боекомплект пушки 46
    Углы ВН, град. −4…+60°
    Углы ГН, град. 360°
    Дальность стрельбы, км до 20,5
    Прицелы ПГ-4, ОП5-38, ТКН-3А
    Пулемёты 1 × 7,62-мм ПКТ
    Тип двигателя

    ru-wiki.ru

    2С3 » Акация » | lemur59.ru

                                              Самоходная гаубица 2С3 Акация (Россия)

     

     
    152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация» предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения и военной техники противника. В 1947-1953 годах началось проектирование первых отечественных самоходных гаубиц. Но в середине 50-х годов Н.С. Хрущев попал под влияние ученых-атомщиков и ракетчиков и своей властью прекратил работы по развитию тяжелых танков и артиллерии. Высвободившиеся средства он направил на разработки ракетного вооружения. Надо отметить, что и в США складывалась похожая ситуация, но там раньше осознали свой промах. Результаты такой политики оказались плачевными. В постоянно возникавших локальных войнах выявилась незаменимость самоходной артиллерии. Мало того, во многих ситуациях артиллерия становилась единственной реальной силой, когда применение авиации и тактических ракет было невозможно.
     

    Примеров таких конфликтов десятки 50-е годы — артиллерийская дуэль в Формозском проливе между КНР и обосновавшимися на островах американцами и гоминдановцами; 60-е годы — бои за остров Даманский между СССР и КНР. 70-е годы — первая социалистическая война между Вьетнамом и КНР: в 1967—1972 годах — артиллерийская дуэль через Суэцкий канал Египта с Израилем наконец, в 90-х — война в Боснии и Чечне. Везде артиллерия, в том числе и самоходная, подтвердила, что она была, есть и будет богом войны.

    Работы над САУ возобновились только после ухода Н.С. Хрущева с поста Генерального секретаря ЦК КПСС. Постановление Совета Министров от 4 июля 1967 года стало поистине историческим для развития отечественной артиллерии. Согласно ему начались полномасштабные работы по САУ «Акация», «Гвоздика», «Фиалка» и 240-мм самоходному миномету «Тюльпан».

    Проектирование и изготовление первыx опытных образцов артиллерийской части 152-мм самоходной гаубицы 2С3 «Акация» проходило в Свердловске, В ОКБ-9 завода им М.И. Калинина, а шасси — на заводе «Уралтрансмаш».

    Артиллерийская часть САУ 2С3 Акация разрабатывалась на базе 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы были взяты у Д-20 без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление) — 2А33. Шасси было разработано на базе пусковой установки ЗРК 2К11 «Круг», которое в свою очередь создали на базе опытной САУ СУ-100П, и получило индекс «обьект 303».

    Два первых опытных образца 2С3 «Акация» были изготовлены в конце 1968 года. В ходе заводских испытаний, завершившихся в октябре 1969 года, была выявлена большая загазованность боевого отделения, особенно при стрельбе с малыми зарядами. По этой же причине оказались не принятыми и еще четыре образца, выпущенных летом 1969 года для полигонных испытаний. В конце концов, с проблемой загазованности справились, и в 1971 году САУ 2С3 «Акация» была принята на вооружение.

    Серийное производство самоходок 2С3 «Акация» развернули в 1970 году на головном предприятии — УЗТМ. Первые три машины были собраны в конце года. В 1971 году изготовили еще девять, из них шесть — в декабре месяце. В 1973 году завод получил заказ уже на 70 САУ.

    Корпус и башня сварены из листов катаной броневой стали, которые обеспечивают защиту от поражения бронебойной пулей с дистанции 300 м, а также от осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

    САУ 2С3 «Акация» разделена на три отсека: управления, силовой и боевой. Отсек управления расположен в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель. Силовой отсек находится справа в носовой части. В нем размещаются двигатель, трансмиссия, системы питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска.

    Боевое отделение занимает среднюю, кормовую части корпуса и всю башню, представляющую собой цельносварную конструкцию. В крыше башни слева установлена командирская башенка и люк командира, а по правому борту — люк заряжающего. Над люком командира смонтирован 7,62-мм пулемет для борьбы с воздушными целями. Снизу к башне крепится так называемая корзина, в которой располагается экипаж боевого отделения и часть боекомплекта. Башня вместе с корзиной посажена в корпус с помощью шарикового погонного устройства. Основную часть боевого отделения занимает гаубица, боеукладки и рабочие места экипажа. Сиденье наводчика размещено слева от гаубицы, а заряжающего — справа. Командир располагается сзади наводчика.

    Основное вооружение 2С3 «Акация» — 152-мм гаубица Д-22, Ее ствол состоит из трубы-моноблока, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника, вертикального клинового затвоpa с полуавтоматикой механического (копирного) типа, гидравлического тормоза отката веретенного типа и пневматического накатника. Цилиндры противооткатных устройств жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката составляет 510—710 мм, а предельная — 7’10 мм Наведение гаубицы в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне от -4″ до +60° Ручной подьемный механизм гаубицы оснащен одним сектором и уравновешивающим пневматическим механизмом толкающего типа. Гаубица устанавливается в амбразуру башни с помощью закладных цапф.

    Заряжание гаубицы раздельно-гильзовое, то есть в канал ствола сначала досылается снаряд, а затем гильза с метательным зарядом, как и у подавляющего большинства артсистем такой мощности и такого калибра. Боекомплект состоит из 40 выстрелов, которые находятся в двух боеукладках (в башне и в корпусе).

    Вспомогательное вооружение самоходной установки состоит из 7,62-мм пулемета ПКТ, установленного на турели, на башенке командира. Стрельбу из него можно вести как по наземным, так и по воздушным целям.

    В 1975 году вместо двух механизированных боеукладок ввели одну — барабанного типа на 12 выстрелов, что позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов. Модернизированная таким образом самоходка получила индекс 2С3М, а гаубица — 2А33М. Кроме того была изменена конфигурация и расположение люков в кормовой части корпуса и башни. на крышу башни перенесена антенна радиосвязи.

    В боекомплект 2С3 «Акация» вошли старые осколочно-фугасные снаряды ОФ-540 (масса снаряда 43.56 кг, взрывчатого вещества — 5,86 кг), ОФ-540ЖС с металлокерамическим ведущим пояском и новые осколочно-фугасные снаряды ОФ-25 (соответственно 43,56 кг и 6.88 кг). Для стрельбы ими предусмотрены полные заряды, а также шесть уменьшенных. Последние при небольшой дальности стрельбы позволяют посылать снаряд по более крутой траектории и поражать цепи, скрытые препятствиями (холмами, многоэтажными домами и т д.). Кроме того, с приближением к нормали угла встречи снаряда с горизонтальной цепью (крышей дота, дома. танка и т п.) резко возрастает эффективность действия снаряда И наконец, чем меньше заряд, тем больше живучесть ствола гаубицы. Меняя заряд, можно изменить начальную скорость осколочно-фугасного снаряда от 651 м/с до 282 м/с, а дальность, соответственно, от 17053 м до 6751 м. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляет 18500 м. при стрельбе активно-реактивным снарядом она увеличивается до 24000 м.

    Для борьбы с танками в боекомплект 2С3 «Акация» входит кумулятивный снаряд БП-540 — бронепробиваемость которого не зависит от дальности стрельбы. Стрельба им ведется специальным зарядом Ж6 массой 5,6 кг. начальная скорость снаряда 676 м/с., прицельная дальность 3000 м. По нормали он пробивает броню толщиной 250 мм, под углом 60°— 220 мм, под углом 30 — 120 мм.

    В штатный боекомплект 2С3 «Акация» обычно входит 42 осколочно-фугасных снаряда ОФ-540 и ОФ-25 и четыре кумулятивных БП-540. Кроме того, САУ может стрелять и не входящим в штатный боекомплект снарядом Бр-540Б (тупоголовый с баллистическим наконечником) и снарядом Бр-540 (остроголовым). На дистанции 1000 м Бр-540Б пробивает по нормали 120-мм броню, а под углом 60″ — 100-мм. Б-540 — 115-мм и 95-мм броню соответственно. В 1970 году для САУ 2С3М «Акация» была начата разработка специального выстрела 3БВ3 с дальностью стрельбы 17400 м.

    Самоходная гаубица 2С3 «Акация» может стрелять и другими снарядами, осветительным парашютным С1, который освещает местность в течение 40 секунд, химическим ЗX3 — всеми 152-мм снарядами (с индексом 540) от гаубиц МЛ-20 и Д-20, корректируемыми 162-мм снарядами «Краснополь» (ОФ-38), а также снарядами (с индексом 530) 152-мм гаубицы Д-1, в том числе бетонобойными Г-545. Кроме того, в 70-х годах в боекомплект 2С3М «Акация» был введен выстрел с ядерным боеприпасом мощностью 2 кТ.

    В настоящее время для 2С3 разработаны корректируемые снаряды «Сантиметр», для поражения бронетанковой техники в местах сосредоточения пусковых установок, долговременных оборонительных сооружений, мостов и переправ.

    В качестве силовой установки на машине установлен 12-цилиндровый четырехтактный дизепь жидкостного охлаждения В-59. Двигатель развивает мощность 382 кВт. что позволяет самоходной гаубице двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 60 км/ч. С двигателем взаимодействует механическая двухпоточная трансмиссия. Коробка передач находится в одном блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. В состав ходовой части применительно к одному борту, входят шесть двойных обрезиненных опорных катков (промежутки между первым и вторым, вторым и третьим катками разные и намного большие, чем между остальньми катками), четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Ширина гусеницы с резино-металлическим шарниром равна 490 мм.

    2С3М «Акация» обладает сравнительно небольшим удельным давлением на грунт, не превышающим 0,059 Мпа, что соответствует давлению на грунт ноги взрослого человека. САУ может преодолевать подьёмы и спуски крутизной до 30°, рвы ширинои до 3 м и вертикальные стенки высотой до 0,7 м., а также водные преграды глубиной до 1 м. Допустимый крен для машины не более 25°.

    Самоходная гау6ица 2С3М «Акация» оснащена фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной системой, включающейся при повышении температуры в боевом ипи силовом отделениях, и системой герметизации обитаемых отделений для защиты экипажа от поражающих факторов химического, бактериологического и ядерного оружия. В последнем случае она срабатывает автоматически при появлении потоков гамма-излучения, возникающего при ядерном взрыве. При необходимости герметичность 2С3М «Акация» поддерживается как на марше, так и при стрельбе боекомплектом, находящимся внутри машины.

    В 1987 году 2С3М «Акация» оснастили аппаратурой приема командной информации, аппаратурой связи 1В116 и новым прицелом 1П5, и эта модификация самоходной гаубицы получила обозначение 2С3М1 «Акация».

    Последняя глубокая модернизация 2С3М «Акация» получила обозначение 2С3М2. Изменения коснулись артиллерийской чати самоходной гаубицы. Гаубица 2А33/2А33М заменена на более мощную 152,4-мм гаубицу М-385 (в экспортном варианте предусмотрена замена на гаубицу калибра 155-мм), что дало увеличенную дальность стрельбы по сравнению с предыдущими вариантами. Кроме того, добавлена автоматизированная система управления наведением и огнем АСУНО. Улучшена защищённость машины, благодаря установке системы 902B для постановки дымовых завес.

    Самоходная гаубица 2С3 «Акация» авиатранспортабельна, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки.

    САУ 2С3 «Акация» — достаточно хорошо зарекомендовала себя в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, а также в прочих вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР. Производство самоходки 2С3 «Акация» прекращено в 1993 году. В настоящее время машины этого типа состоят на вооружении сухопутных войск России, Венгрии, Ирака, Ливии и Сирии.

    Боевая масса, т 27..27,5
    Компоновочная схема Классическая
    Экипаж, чел. 4
    Длина корпуса, мм 6970
    Длина с пушкой вперёд, мм 7765
    Ширина корпуса, мм 3250
    Высота, мм 2165..3050
    Клиренс, мм 450
    Бронирование
    Лоб башни, мм/град. 30
    Лоб рубки, мм/град. 30
    Вооружение
    Калибр и марка пушки 152,4-мм 2А33
    Тип пушки 152-мм гаубица 2А33
    Длина ствола, калибров 27
    Боекомплект пушки 40
    Углы ВН, град. -4..+60
    Углы ГН, град. 360
    Дальность стрельбы, км до 20,5
    Прицелы ПГ-4, ОП5-38
    Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ
    Тип двигателя четырёх тактный, V-образный, 12 цилиндровый дизель В-59-4, жикостного охлаждения
    Мощность двигателя, л. с. 520
    Скорость по шоссе, км/ч 63
    Запас хода по шоссе, км 500
    Тип подвески индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа в подвесках 1-го и 6-го катков
    Удельное давление на грунт, кг/см? 0,6
    Преодолеваемый подъём, град. 30
    Преодолеваемая стенка, м 0,7
    Преодолеваемый ров, м 3
    Преодолеваемый брод, м 1

      

     

     

      

    lemur59.ru

    2С3 — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Перейти к навигации Перейти к поиску
    2С3

    2С3 «Акация» в Санкт-Петербургском артиллерийском музее.
    2С3 «Ака́ция»
    Классификация самоходная гаубица
    Боевая масса, т 27,5
    Компоновочная схема переднемоторная
    Экипаж, чел. 4
    История
    Разработчик Уралтрансмаш, Завод № 9
    Производитель
    Годы разработки с 1967 по 1971
    Годы производства 2С3
    с 1968 по 1975
    2С3М
    с 1975 по 1987
    2С3М1
    с 1987 по 1993
    2С3М2
    с 2006
    Годы эксплуатации с 1971
    Количество выпущенных, шт. около 4000
    Основные операторы
    Размеры
    Длина корпуса, мм 6970
    Длина с пушкой вперёд, мм 7765
    Ширина, мм 3250
    Высота, мм 3050
    База, мм 4622
    Колея, мм 2720
    Клиренс, мм 450
    Бронирование
    Тип брони противопульная
    Лоб корпуса, мм/град. 30
    Борт корпуса, мм/град. 15
    Лоб башни, мм/град. 30
    Борт башни, мм/град. 15
    Вооружение
    Калибр и марка пушки 152-мм 2А33
    Тип пушки

    encyclopaedia.bid

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *