📌 2С3 — это… 🎓 Что такое 2С3?
2С3 «Акация» | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2С3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | Самоходная гаубица | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 27,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | Классическая | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 2С3 с 1967 по 1975 2С3М с 1975 по 1987 2С3М1 с 1987 по 1993 2С3М2 с 2006 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | с 1971 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | 1797[1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 6970 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина с пушкой вперёд, мм | 7765 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина корпуса, мм | 3250 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 3050 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 4622 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея, мм | 2720 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 450 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | противопульная | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб башни, мм/град. | 30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб рубки, мм/град. | 30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Калибр и марка пушки | 152,4-мм 2А33 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип пушки | нарезная гаубица | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина ствола, калибров | 27 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Боекомплект пушки | 46 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ВН, град. | -4..+60 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ГН, град. | 360 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Дальность стрельбы, км | до 20,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | ПГ-4, ОП5-38, ТКН-3А | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 1 х 7,62-мм ПКТ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 520 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 60 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 25..30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 500 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 19 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа в подвесках 1-го и 6-го катков | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 0,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительно | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Изображения на Викискладе? | 2С3 |
2С3 «Ака́ция» (Объект 303) — советская и российская 152-мм самоходная артиллерийская установка.
Главный конструктор — Г. С. Ефимов[2], 152-мм орудия 2А33 (Д-22) — Ф. Ф. Петров.
История создания
Созданию самоходной гаубицы нового поколения предшествовало большое количество научных работ и ОКР. Анализировался опыт приобретённый во время второй мировой войны при использовании самоходных артиллерийских орудий СУ-100, СУ-152, ИСУ-152[3].
Задание на разработку самоходной гаубицы 2С3 «Акация», официально было выдано Свердловскому машиностроительному заводу «Уралтрансмаш» постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №609-201 от 4 июля 1967 года[3].
При проектировании гаубицы, рассматривалось несколько вариантов шасси. Среди них были: Объект 118 (Гусеничный минный заградитель), Объект 123 (шасси СПУ 2П24 ЗРК «Круг»), Объект 124 (шасси СНР 1С32 ЗРК «Круг»). Так же рассматривался вариант использования в качестве шасси среднего танка «Объект 432». После проведения исследований и анализа полученных данных, в качестве базы было рекомендовано использовать шасси производства Свердловского машиностроительного завода [3].
«Акация» должна была поступить на вооружение артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий. Как и другие разработки того времени (2С1 «Гвоздика», 2С2 «Фиалка», 2С5 «Гиацинт»), 2С3 должна была ликвидировать отставание Советского Союза от стран НАТО в области самоходной артиллерии[3].
Опытные образцы
На базе «Объекта 124»[3]
- Масса, т: 25,842
- Экипаж: 4 чел.
- Тип брони: Противопульная
- Калибр и марка пушки: 152,4-мм Д-20
- Тип пушки: нарезная гаубица
- Боекомплект пушки: 60 выстрелов
- Пулемёты: 1 x 7,62-мм ПКТ
- Тип двигателя: Дизельный В-59
Мощность двигателя, л.с.: 520- Скорость по шоссе, км/ч: 70
- Запас хода по шоссе, км: 500
На базе «Объекта 432»[3]
- Масса, т: 25
- Экипаж: 4 чел.
- Тип брони: Противопульная
- Калибр и марка пушки: 152,4-мм Д-20
- Тип пушки: нарезная гаубица
- Боекомплект пушки: 60 выстрелов
- Пулемёты: 1 x 7,62-мм ПКТ
- Тип двигателя: Дизельный УТД-35
- Мощность двигателя, л.с.: 500
- Скорость по шоссе, км/ч: 65
- Запас хода по шоссе, км: 500
Серийное производство
2С3 «Акация». Музей техники, Архангельское, Московская обл.При проектировании серийного образца, в конструкции 2С3 были использованы детали и узлы опытных самоходных установок «Объект 105»(СУ-100П), «Объект 120» (СУ-152 «Таран», в качестве базы было использовано шасси ЗРК «Круг», башенка командира была взята с «Объекта 118» (Гусеничный минный заградитель)[3].
Описание конструкции
Самоходная гаубица 2С3 «Акация» выполнена по классической башенной схеме: сварной корпус, разделённый на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое [3].
Броневой корпус и башня
Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса шасси справа. В нём размещены: двигатель, системы силовой установки и трансмиссия[3].
Боевое отделение находится в кормовой части самоходки, которое образовано из башни с полом и кормовой части корпуса с оборудованием. На днище корпуса расположена вращающаяся платформа пола, которая опирается на пять роликов и установлена на шариковом погоне. Сиденье заряжающего расположено справа от гаубицы, а наводчика — слева. Командир находится за наводчиком[3].
Комплект боеприпасов размещён в двух механизированных боеукладках. Для стрельбы с подачей боеприпасов с грунта в корме корпуса имеется специальный люк[3].
Вооружение
В качестве орудия для самоходной гаубицы 2С3 использовалась гаубица 2А33 (Д-22). Разработкой занималось ОКБ-9, в качестве базы использовалась 152-мм пушка-гаубица Д-20, изготавливалась в г. Перми на «Мотовилихинском заводе». Размещено орудие с вертикально-клиновым затвором, двухкамерным дульным тормозом и эжектором в поворотной закрытой бронированной башне
Орудие 2А33 оснащено электромеханическим досылателем снаряда и гильзы, а также лотком-улавливателем стреляной гильзы, для облегчения работы заряжающего. Стрельба возможна только с места[3].
Слева на крыше башни расположена башенка командира, с установленным пулемётом ПКТ[3].
В настоящее время для 2С3 разработаны корректируемые снаряды «Сантиметр», для поражения бронетанковой техники в местах сосредоточения пусковых установок, долговременных оборонительных сооружений, мостов и переправ. Кроме того предусмотрено использование управляемых снарядов «Краснополь»[3].
Номенклатура боеприпасов [4][5] | |||||
Индекс выстрела | Индекс снаряда | Индекс заряда | Масса выстрела, кг | Масса ВВ, кг | Максимальная дальность стрельбы, км |
Бронепрожигающие | |||||
3ВБП2 | 53-БП-540 | 4Ж6 | 27,67 | 2 | |
3ВБП5 | |||||
Бронебойные | |||||
53-ВБР-546[сн 1] | 53-БР-540 | 54-ЖД-545Б | 48,8 | 0,66 | 1 |
53-ВБР-546Б[сн 2] | 53-БП-540Б | 54-ЖД-545Б | 46,5 | 0,48 | 1 |
Бетонобойные | |||||
3ВГ1 | |||||
Осколочные | |||||
3ВО13 | 3-О-13 | 54-ЖН-546 | 41,4 | 0,23 | 14,5 |
3ВО14 | 3-О-13 | 54-Ж-546У | 0,23 | 11 | |
3ВО29 | 3-О-23 | 54-ЖН-546 | 42,8 | 0,042 | |
3ВО30 | 3-О-23 | 54-Ж-546У | 42,8 | 0,042 | |
Осколочно-фугасные | |||||
53-ВОФ-546 | 53-ОФ-540(Ж) | 54-ЖН-546/4Ж38 | 43,56 | 5,9—6,25 | 15,92 |
53-ВОФ-546 | 53-ОФ-540(Ж) | 54-Ж-546У | 43,56 | ||
3ВОФ27 | 3ОФ22 | 54-ЖН-546 | 43,33 | ||
3ВОФ32(-1) | 3ОФ22 | 54-ЖН-546/4Ж38 | 43,56 | 6,8 | 17,4 |
3ВОФ33(-1) | 3ОФ22 | 54-Ж-546У | 43,56 | 6,8 | 13,4 |
3ВОФ33(-1) | 3ОФ22 | 54-Ж-546У | 43,56 | 6,8 | 13,4 |
3ВОФ58(-1) | 3ОФ45 | 54-ЖН-546/4Ж38 | 43,56 | 7,65 | |
3ВОФ73(-1) | 3ОФ45 | 54-Ж-546У | 43,56 | 7,65 | |
3ВОФ97 (Активно-реактивный) | 3ОФ64 | 54-ЖН-546 | 43,56 | 7,8 | 19,4 |
3ВОФ98 (Активно-реактивный) | 3ОФ64 | 54-Ж-546У | 43,56 | 7,8 | 14,2 |
Управляемые | |||||
3ВОФ63 | 3ОФ38 | 54-ЖН-546 | 49,5 | 8,5 (тротиловый эквивалент) | 12 |
3ВОФ64 | 3ОФ39 | 50 | 6,3 | 20 | |
3ВОФ64М | 3ОФ39М | 43 | 5,5 | 17 | |
3ВОФ66 | 3ОФ38 | 54-Ж-546У | 49,5 | 8,5 (тротиловый эквивалент) | 12 |
«Сантиметр-М» | 3ОФ75 | 48 | 10 (тротиловый эквивалент) | 18 | |
Шрапнельные | |||||
3ВШ2 | 3Ш2 | 54-ЖН-546/4Ж38 | 43,56 | ||
3ВШ5 | 3Ш2 | 54-Ж-546У | 43,56 | ||
Постановщик помех КВ/УКВ | |||||
3ВРБ36 | 3РБ30 | 54-Ж-546У | 43,56 | — | 13,5 |
3ВРБ37 | 3РБ30 | 54-ЖН-546 | 43,56 | — | 18 |
Осветительные | |||||
3ВС16 | 3С6(-1) | 54-ЖН-546/4Ж38 | 39,7 | — | |
3ВС17 | 3С6(-1) | 54-Ж-546У | 39,7 | — | |
3ВС22 | 3С1 | 54-ЖН-546/4Ж38 | 40,2 | — | |
3ВС23 | 3С1 | 54-Ж-546У | 40,2 | — | |
Химические | |||||
3Х3 | |||||
Ядерные | |||||
В3ВБ3[6][7] | 3ВБ3 | 1 кт (Тротиловый эквивалент) | 17,4 |
Двигатель и трансмиссия
В 2С3 установлен V-образный 12 цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с наддувом. Трансмиссия механическая, двухпоточная, с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа[3].
Модификации
2С3М
В начале 70-х годов в ЦКБ «Трансмаш» были произведены работы по модернизации самоходной гаубицы. Модернизированной версии был присвоен индекс 2С3М[3].
Изменения коснулись механизированных укладок. На 2С3М установлена одна механизированная укладка барабанного типа, вместо двух на базовом варианте, что позволило увеличить возимый боезапас с 40 до 46 выстрелов. Кроме того была изменена конфигурация и расположение люков в кормовой части корпуса и башни. на крышу башни перенесена антенна радиосвязи. В серийное производство 2С3М была запущена в 1975 году[3].
Характеристики[3]
- Масса, т: 27,5
- Годы производства: с 1975 по 1987
- Длина, мм: 6970
- Длина с пушкой, мм: 7760
- Ширина, мм: 3250
- Высота, мм: 2530
- Клиренс, мм: 450
- Лоб башни, мм: 30
- Лоб рубки, мм: 30
- Калибр и марка пушки: 152,4-мм 2А33
- Тип пушки: нарезная гаубица
- Длина ствола, калибры: 28
- Боекомплект пушки: 46 выстрелов
- Углы ВН: -4..+65
- Углы ГН: 360
- Дальность стрельбы, км: 4,2..20,5
- Скорострельность, выстр/мин: 1,25..3,5[8]
- Прицелы: ПГ-4, ОП5-38
- Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ
- Тип двигателя: В-59-4
- Мощность двигателя, л.с.: 520
- Скорость по шоссе, км/ч: 63
- Запас хода по шоссе, км: 500
- Удельная мощность, л.с./т: 19
- Удельное давление на грунт, кг/кв.см: 0,6
- Преодолеваемый подъём, град: 30
- Преодолеваемая стенка, м: 0,7
- Преодолеваемый ров, м: 2,5..2,55
- Преодолеваемый брод, м: 1
2С3М1
Дальнейшей модернизацией 2С3, после 2С3М стала 2С3М1. В отличие от 2С3М, на этой модификации установлен прицел 1П5, аппаратура связи 1В116. Кроме того установлена аппаратура приёма командной информации с машины старшего офицера батареи (МСОБ). Данная модификация была запущена в серию с 1987 года[3].
2С3М2
Последняя глубокая модернизация 2С3 получила обозначение 2С3М2. Изменения коснулись артиллерийской части самоходной гаубицы. Гаубица 2А33 заменена на более мощную 152,4-мм гаубицу 2А33М (в экспортном варианте предусмотрена замена на гаубицу калибра 155-мм М-385), что дало увеличенную дальность стрельбы по сравнению с предыдущими вариантами. Кроме того, добавлена автоматизированная система управления наведением и огнем АСУНО. Улучшена защищённость машины, благодаря установке системы 902B для постановки дымовых завес[3].
Характеристики 2С3М2[3]
- Масса, т: 28
- Длина, мм: 6970
- Длина с пушкой, мм: 9170
- Ширина, мм: 3250
- Высота, мм: 2530
- Клиренс, мм: 450
- Лоб башни, мм: 30
- Лоб рубки, мм: 30
- Калибр и марка пушки: 152,4-мм 2А33М
- Тип пушки: нарезная гаубица
- Длина ствола, калибры: 39
- Боекомплект пушки: 45 выстрелов
- Углы ВН: -4..+65
- Углы ГН: 360
- Дальность стрельбы, км: до 25,1
- Прицелы: ПГ-4, ОП5-38
- Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ
- Тип двигателя: В-59-4
- Мощность двигателя, л.с.: 520
- Скорость по шоссе, км/ч: 63
- Запас хода по шоссе, км: 500
- Удельная мощность, л.с./т: 19
- Удельное давление на грунт, кг/кв.см: 0,6
- Преодолеваемый подъём, град: 30
- Преодолеваемая стенка, м: 0,7
- Преодолеваемый ров, м: 2,5
- Преодолеваемый брод, м: 1
Характеристики 2С3М2-155[3]
- Масса, т: 28
- Длина, мм: 6970
- Длина с пушкой, мм: 9170
- Ширина, мм: 3250
- Высота, мм: 2530
- Клиренс, мм: 450
- Лоб башни, мм: 30
- Лоб рубки, мм: 30
- Калибр и марка пушки: 155-мм М-385
- Тип пушки: нарезная гаубица
- Длина ствола, калибры: 39
- Боекомплект пушки: 45 выстрелов
- Углы ВН: -4..+65
- Углы ГН: 360
- Дальность стрельбы, км: до 30
- Прицелы: ПГ-4, ОП5-38
- Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ
- Тип двигателя: В-59-4
- Мощность двигателя, л.с.: 520
- Скорость по шоссе, км/ч: 63
- Запас хода по шоссе, км: 500
- Удельная мощность, л.с./т: 19
- Удельное давление на грунт, кг/кв.см: 0,6
- Преодолеваемый подъём, град: 30
- Преодолеваемая стенка, м: 0,7
- Преодолеваемый ров, м: 2,5
- Преодолеваемый брод, м: 1
Операторы
- Азербайджан — от 3 до 6 2С3, по состоянию на 2010 год[9], всего поставлено 40 единиц 2С3[10], дополнительно поставлено 16 единиц 2С3 из Украины в период с 2009 по 2010 годы[11]
- Ангола — 4 2С3, по состоянию на 2010 год[12], всего поставлено 48 единиц 2С3[10]
- Армения — 28 2С3, по состоянию на 2010 год[13]
- Белоруссия — 163 2С3, по состоянию на 2010 год[14], всего поставлено 166 единиц 2С3[10]
- Венгрия — 5 2С3 по данным ОАО «Мотовилихинские заводы»[10]
- Вьетнам — 30 2С3, по состоянию на 2010 год[15]
- ГДР — 95 единиц 2С3 поставлено из СССР в период с 1979 по 1985 годы[11]
- ДР Конго — 12 единиц 2С3 поставлено из Украины в 2010 году[11]
- Грузия — 1 2С3, по состоянию на 2010 год[16], 13 единиц по другим данным[17], по данным «Газета. Ру» 8 единиц 2С3М, по состоянию на 2008 год[18]
- Ирак — с 2006 года сняты с вооружения[19]
- Казахстан — 120 2С3, по состоянию на 2010 год[20]
- Куба — 40 единиц 2С1 и 2С3 по состоянию на 2010 год[21]
- Ливия — 60 2С3, по состоянию на 2010 год[22], 36 единиц поставлено по данным ОАО «Мотовилихинские заводы»[10]
- Россия:
Служба и боевое применение
Организационная структура
Россия
- в/ч №02511. 138 отдельная гвардейская мотострелковая Красносельская ордена Ленина Краснознаменная бригада (138 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №06705. 36 отдельная гвардейская мотострелковая Лозовская Краснознаменная бригада (36 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №08275. 200 отдельная мотострелковая Печенгская ордена Кутузова бригада (200 омсбр): 18 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №09332. 7 Краснодарская Краснознаменная орденов Кутузова и Красной Звезды военная база (7 вб): 24 единицы 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №16544. 8 отдельная гвардейская мотострелковая Чертковская дважды ордена Ленина Краснознаменная орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого горная бригада имени маршала бронетанковых войск Катукова М.Е. (8 омсбр (г)): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №20634. 19 отдельная мотострелковая Воронежско-Шумлинская Краснознаменная орденов Суворова и Трудового Красного Знамени бригада (19 омсбр): 36 единиц 2С19/2С3М по состоянию на 2009 год[32].
- в/ч №21005. 74 отдельная гвардейская мотострелковая Звенигородско-Берлинская ордена Суворова бригада (74 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №21720. 38 отдельная гвардейская мотострелковая Витебская ордена Ленина Краснознаменная ордена Суворова бригада (38 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №22316. 32 отдельная мотострелковая Ленинградско-Павловская Краснознаменная бригада (32 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №27777. 18 отдельная гвардейская мотострелковая Евпаторийская Краснознаменная бригада (18 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №29760. 25 отдельная гвардейская мотострелковая Краснознаменная бригада (25 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №30615. 247 Краснознаменная база хранения и ремонта вооружения и техники (247 БХиРВТ): 18 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №46108. 5 отдельная гвардейская танковая Тацинская Краснознаменная ордена Суворова бригада (5 отбр): 18 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №54046. 9 отдельная мотострелковая Висленская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова бригада (9 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №54096. 6 отдельная танковая Краснознаменная ордена Кутузова бригада (6 отбр): 18 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №65349. 23 отдельная гвардейская мотострелковая Петракувская дважды Краснознаменная орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого бригада (23 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №65384. 17 отдельная гвардейская мотострелковая орденов Суворова и Александра Невского бригада (17 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №66431. 4 гвардейская Вапнярско-Берлинская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова военная база (4 вб): 18 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №69670. 20 отдельная гвардейская мотострелковая Прикарпатско-Берлинская Краснознаменная ордена Суворова бригада (20 омсбр): 18 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №69671. 136 отдельная гвардейская мотострелковая Уманско-Берлинская Краснознаменная орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого бригада (136 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №69672. 205 отдельная мотострелковая казачья бригада (205 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- в/ч №89547. 7 отдельная гвардейская танковая Краснознаменная орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского Оренбургская казачья бригада (7 отбр): 18 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- 104 База хранения и ремонта вооружения и техники (85 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- 201 Гатчинская дважды Краснознаменная военная база (201 вб): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- 225 База хранения и ремонта вооружения и техники (29 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- 230 База хранения и ремонта вооружения и техники (88 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- 240 База хранения и ремонта вооружения и техники (90 омсбр): 36 единиц 2С3М по состоянию на 2009 год[31].
- Пермский ПСХ: 72 единицы 2С3 по состоянию на 2000 год[31].
- Пермский 39 арсенал (39 Арс-В): 19 единиц 2С3 по состоянию на 2000 год[31].
Боевое применение
- Афганская война (1979—1989)[3]
- Гражданская война в Таджикистане
- Первая чеченская война[3]
- Вторая чеченская война[3]
- Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)[33]
Примечания
Сноски
- ↑ Необходимо учитывать, что снаряд 53-БР-540 не входит в штатный боекомплект 2С3
- ↑ Необходимо учитывать, что снаряд 53-БР-540Р не входит в штатный боекомплект 2С3
Литература
Ссылки
Верховного
Главнокомандования
артиллерия
артиллерия
dic.academic.ru
4. Двигатель 2с3 Акация
В качестве силовой установки Акации используется V-образный двенадцатицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-59У жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Этот дизель-мотор ведёт своё происхождение от двигателя В-2, стоявшего сначала на танке БТ-7М , а потом на КВ и на Т-34 . При 150-миллиметровом диаметре цилиндра и 180-миллиметровом ходе поршня его рабочий объём был равен 38 880 см3.
Для передачи крутящего момента к ведущим звёздочкам используется механическая двухпоточная трансмиссия с планетарным механизмом поворота. Самоходка имеет индивидуальную торсионную подвеску катков с гидравлическими амортизаторами телескопического типа.
Двигатель развивает мощность 382 кВт. что позволяет самоходной гаубице двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 60 км/ч. С двигателем взаимодействует механическая двухпоточная трансмиссия. Коробка передач находится в одном блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. В состав ходовой части применительно к одному борту, входят шесть двойных обрезиненных опорных катков (промежутки между первым и вторым, вторым и третьим катками разные и намного большие, чем между остальньми катками), четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Ширина гусеницы с резино-металлическим шарниром равна 490 мм.
2С3М «Акация» обладает сравнительно небольшим удельным давлением на грунт, не превышающим 0,059 Мпа, что соответствует давлению на грунт ноги взрослого человека. САУ может преодолевать подьёмы и спуски крутизной до 30°, рвы ширинои до 3 м и вертикальные стенки высотой до 0,7 м., а также водные преграды глубиной до 1 м. Допустимый крен для машины не более 25°.
Самоходная гау6ица 2С3М «Акация» оснащена фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной системой, включающейся при повышении температуры в боевом ипи силовом отделениях, и системой герметизации обитаемых отделений для защиты экипажа от поражающих факторов химического, бактериологического и ядерного оружия. В последнем случае она срабатывает автоматически при появлении потоков гамма-излучения, возникающего при ядерном взрыве. При необходимости герметичность 2С3М «Акация» поддерживается как на марше, так и при стрельбе боекомплектом, находящимся внутри машины.
В 1987 году 2С3М «Акация» оснастили аппаратурой приема командной информации, аппаратурой связи 1В116 и новым прицелом 1П5, и эта модификация самоходной гаубицы получила обозначение 2С3М1 «Акация».
Последняя глубокая модернизация 2С3М «Акация» получила обозначение 2С3М2. Изменения коснулись артиллерийской чати самоходной гаубицы. Гаубица 2А33/2А33М заменена на более мощную 152,4-мм гаубицу М-385 (в экспортном варианте предусмотрена замена на гаубицу калибра 155-мм), что дало увеличенную дальность стрельбы по сравнению с предыдущими вариантами. Кроме того, добавлена автоматизированная система управления наведением и огнем АСУНО. Улучшена защищённость машины, благодаря установке системы 902B для постановки дымовых завес.
Самоходная гаубица 2С3 «Акация» авиатранспортабельна, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки.
САУ 2С3 «Акация» — достаточно хорошо зарекомендовала себя в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, а также в прочих вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР. Производство самоходки 2С3 «Акация» прекращено в 1993 году. В настоящее время машины этого типа состоят на вооружении сухопутных войск России, Венгрии, Ирака, Ливии и Сирии.
studfiles.net
2С3М «Акация», модернизированная самоходная гаубица
www.arms-expo.ru
2С3 | |
---|---|
2С3 «Акация» в Санкт-Петербургском артиллерийском музее. | |
Классификация | самоходная гаубица |
Боевая масса, т | 27,5 |
Компоновочная схема | переднемоторная |
Экипаж, чел. | 4 |
Разработчик | Уралтрансмаш, Завод № 9 |
Производитель | |
Годы разработки | с 1967 по 1971 |
Годы производства | 2С3 с 1968 по 1975 2С3М с 1975 по 1987 2С3М1 с 1987 по 1993 2С3М2 с 2006 |
Годы эксплуатации | с 1971 |
Количество выпущенных, шт. | около 4000 |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 6970 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 7765 |
Ширина, мм | 3250 |
Высота, мм | 3050 |
База, мм | 4622 |
Колея, мм | 2720 |
Клиренс, мм | 450 |
Тип брони | противопульная |
Лоб корпуса, мм/град. | 30 |
Борт корпуса, мм/град. | 15 |
Лоб башни, мм/град. | 30 |
Борт башни, мм/град. | 15 |
Калибр и марка пушки | 152-мм 2А33 |
Тип пушки | нарезная гаубица |
Длина ствола, калибров | 28 |
Боекомплект пушки | 46 |
Углы ВН, град. | −4…+60° |
Углы ГН, град. | 360° |
Дальность стрельбы, км | до 20,5 |
Прицелы | ПГ-4, ОП5-38, ТКН-3А |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм ПКТ |
Тип двигателя |
ru-wiki.ru
2С3 » Акация » | lemur59.ru
Самоходная гаубица 2С3 Акация (Россия)
152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация» предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения и военной техники противника. В 1947-1953 годах началось проектирование первых отечественных самоходных гаубиц. Но в середине 50-х годов Н.С. Хрущев попал под влияние ученых-атомщиков и ракетчиков и своей властью прекратил работы по развитию тяжелых танков и артиллерии. Высвободившиеся средства он направил на разработки ракетного вооружения. Надо отметить, что и в США складывалась похожая ситуация, но там раньше осознали свой промах. Результаты такой политики оказались плачевными. В постоянно возникавших локальных войнах выявилась незаменимость самоходной артиллерии. Мало того, во многих ситуациях артиллерия становилась единственной реальной силой, когда применение авиации и тактических ракет было невозможно.
Примеров таких конфликтов десятки 50-е годы — артиллерийская дуэль в Формозском проливе между КНР и обосновавшимися на островах американцами и гоминдановцами; 60-е годы — бои за остров Даманский между СССР и КНР. 70-е годы — первая социалистическая война между Вьетнамом и КНР: в 1967—1972 годах — артиллерийская дуэль через Суэцкий канал Египта с Израилем наконец, в 90-х — война в Боснии и Чечне. Везде артиллерия, в том числе и самоходная, подтвердила, что она была, есть и будет богом войны.
Работы над САУ возобновились только после ухода Н.С. Хрущева с поста Генерального секретаря ЦК КПСС. Постановление Совета Министров от 4 июля 1967 года стало поистине историческим для развития отечественной артиллерии. Согласно ему начались полномасштабные работы по САУ «Акация», «Гвоздика», «Фиалка» и 240-мм самоходному миномету «Тюльпан».
Проектирование и изготовление первыx опытных образцов артиллерийской части 152-мм самоходной гаубицы 2С3 «Акация» проходило в Свердловске, В ОКБ-9 завода им М.И. Калинина, а шасси — на заводе «Уралтрансмаш».
Артиллерийская часть САУ 2С3 Акация разрабатывалась на базе 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы были взяты у Д-20 без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление) — 2А33. Шасси было разработано на базе пусковой установки ЗРК 2К11 «Круг», которое в свою очередь создали на базе опытной САУ СУ-100П, и получило индекс «обьект 303».
Два первых опытных образца 2С3 «Акация» были изготовлены в конце 1968 года. В ходе заводских испытаний, завершившихся в октябре 1969 года, была выявлена большая загазованность боевого отделения, особенно при стрельбе с малыми зарядами. По этой же причине оказались не принятыми и еще четыре образца, выпущенных летом 1969 года для полигонных испытаний. В конце концов, с проблемой загазованности справились, и в 1971 году САУ 2С3 «Акация» была принята на вооружение.
Серийное производство самоходок 2С3 «Акация» развернули в 1970 году на головном предприятии — УЗТМ. Первые три машины были собраны в конце года. В 1971 году изготовили еще девять, из них шесть — в декабре месяце. В 1973 году завод получил заказ уже на 70 САУ.
Корпус и башня сварены из листов катаной броневой стали, которые обеспечивают защиту от поражения бронебойной пулей с дистанции 300 м, а также от осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.
САУ 2С3 «Акация» разделена на три отсека: управления, силовой и боевой. Отсек управления расположен в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель. Силовой отсек находится справа в носовой части. В нем размещаются двигатель, трансмиссия, системы питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска.
Боевое отделение занимает среднюю, кормовую части корпуса и всю башню, представляющую собой цельносварную конструкцию. В крыше башни слева установлена командирская башенка и люк командира, а по правому борту — люк заряжающего. Над люком командира смонтирован 7,62-мм пулемет для борьбы с воздушными целями. Снизу к башне крепится так называемая корзина, в которой располагается экипаж боевого отделения и часть боекомплекта. Башня вместе с корзиной посажена в корпус с помощью шарикового погонного устройства. Основную часть боевого отделения занимает гаубица, боеукладки и рабочие места экипажа. Сиденье наводчика размещено слева от гаубицы, а заряжающего — справа. Командир располагается сзади наводчика.
Основное вооружение 2С3 «Акация» — 152-мм гаубица Д-22, Ее ствол состоит из трубы-моноблока, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника, вертикального клинового затвоpa с полуавтоматикой механического (копирного) типа, гидравлического тормоза отката веретенного типа и пневматического накатника. Цилиндры противооткатных устройств жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката составляет 510—710 мм, а предельная — 7’10 мм Наведение гаубицы в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне от -4″ до +60° Ручной подьемный механизм гаубицы оснащен одним сектором и уравновешивающим пневматическим механизмом толкающего типа. Гаубица устанавливается в амбразуру башни с помощью закладных цапф.
Заряжание гаубицы раздельно-гильзовое, то есть в канал ствола сначала досылается снаряд, а затем гильза с метательным зарядом, как и у подавляющего большинства артсистем такой мощности и такого калибра. Боекомплект состоит из 40 выстрелов, которые находятся в двух боеукладках (в башне и в корпусе).
Вспомогательное вооружение самоходной установки состоит из 7,62-мм пулемета ПКТ, установленного на турели, на башенке командира. Стрельбу из него можно вести как по наземным, так и по воздушным целям.
В 1975 году вместо двух механизированных боеукладок ввели одну — барабанного типа на 12 выстрелов, что позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов. Модернизированная таким образом самоходка получила индекс 2С3М, а гаубица — 2А33М. Кроме того была изменена конфигурация и расположение люков в кормовой части корпуса и башни. на крышу башни перенесена антенна радиосвязи.
В боекомплект 2С3 «Акация» вошли старые осколочно-фугасные снаряды ОФ-540 (масса снаряда 43.56 кг, взрывчатого вещества — 5,86 кг), ОФ-540ЖС с металлокерамическим ведущим пояском и новые осколочно-фугасные снаряды ОФ-25 (соответственно 43,56 кг и 6.88 кг). Для стрельбы ими предусмотрены полные заряды, а также шесть уменьшенных. Последние при небольшой дальности стрельбы позволяют посылать снаряд по более крутой траектории и поражать цепи, скрытые препятствиями (холмами, многоэтажными домами и т д.). Кроме того, с приближением к нормали угла встречи снаряда с горизонтальной цепью (крышей дота, дома. танка и т п.) резко возрастает эффективность действия снаряда И наконец, чем меньше заряд, тем больше живучесть ствола гаубицы. Меняя заряд, можно изменить начальную скорость осколочно-фугасного снаряда от 651 м/с до 282 м/с, а дальность, соответственно, от 17053 м до 6751 м. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляет 18500 м. при стрельбе активно-реактивным снарядом она увеличивается до 24000 м.
Для борьбы с танками в боекомплект 2С3 «Акация» входит кумулятивный снаряд БП-540 — бронепробиваемость которого не зависит от дальности стрельбы. Стрельба им ведется специальным зарядом Ж6 массой 5,6 кг. начальная скорость снаряда 676 м/с., прицельная дальность 3000 м. По нормали он пробивает броню толщиной 250 мм, под углом 60°— 220 мм, под углом 30 — 120 мм.
В штатный боекомплект 2С3 «Акация» обычно входит 42 осколочно-фугасных снаряда ОФ-540 и ОФ-25 и четыре кумулятивных БП-540. Кроме того, САУ может стрелять и не входящим в штатный боекомплект снарядом Бр-540Б (тупоголовый с баллистическим наконечником) и снарядом Бр-540 (остроголовым). На дистанции 1000 м Бр-540Б пробивает по нормали 120-мм броню, а под углом 60″ — 100-мм. Б-540 — 115-мм и 95-мм броню соответственно. В 1970 году для САУ 2С3М «Акация» была начата разработка специального выстрела 3БВ3 с дальностью стрельбы 17400 м.
Самоходная гаубица 2С3 «Акация» может стрелять и другими снарядами, осветительным парашютным С1, который освещает местность в течение 40 секунд, химическим ЗX3 — всеми 152-мм снарядами (с индексом 540) от гаубиц МЛ-20 и Д-20, корректируемыми 162-мм снарядами «Краснополь» (ОФ-38), а также снарядами (с индексом 530) 152-мм гаубицы Д-1, в том числе бетонобойными Г-545. Кроме того, в 70-х годах в боекомплект 2С3М «Акация» был введен выстрел с ядерным боеприпасом мощностью 2 кТ.
В настоящее время для 2С3 разработаны корректируемые снаряды «Сантиметр», для поражения бронетанковой техники в местах сосредоточения пусковых установок, долговременных оборонительных сооружений, мостов и переправ.
В качестве силовой установки на машине установлен 12-цилиндровый четырехтактный дизепь жидкостного охлаждения В-59. Двигатель развивает мощность 382 кВт. что позволяет самоходной гаубице двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 60 км/ч. С двигателем взаимодействует механическая двухпоточная трансмиссия. Коробка передач находится в одном блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. В состав ходовой части применительно к одному борту, входят шесть двойных обрезиненных опорных катков (промежутки между первым и вторым, вторым и третьим катками разные и намного большие, чем между остальньми катками), четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Ширина гусеницы с резино-металлическим шарниром равна 490 мм.
2С3М «Акация» обладает сравнительно небольшим удельным давлением на грунт, не превышающим 0,059 Мпа, что соответствует давлению на грунт ноги взрослого человека. САУ может преодолевать подьёмы и спуски крутизной до 30°, рвы ширинои до 3 м и вертикальные стенки высотой до 0,7 м., а также водные преграды глубиной до 1 м. Допустимый крен для машины не более 25°.
Самоходная гау6ица 2С3М «Акация» оснащена фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной системой, включающейся при повышении температуры в боевом ипи силовом отделениях, и системой герметизации обитаемых отделений для защиты экипажа от поражающих факторов химического, бактериологического и ядерного оружия. В последнем случае она срабатывает автоматически при появлении потоков гамма-излучения, возникающего при ядерном взрыве. При необходимости герметичность 2С3М «Акация» поддерживается как на марше, так и при стрельбе боекомплектом, находящимся внутри машины.
В 1987 году 2С3М «Акация» оснастили аппаратурой приема командной информации, аппаратурой связи 1В116 и новым прицелом 1П5, и эта модификация самоходной гаубицы получила обозначение 2С3М1 «Акация».
Последняя глубокая модернизация 2С3М «Акация» получила обозначение 2С3М2. Изменения коснулись артиллерийской чати самоходной гаубицы. Гаубица 2А33/2А33М заменена на более мощную 152,4-мм гаубицу М-385 (в экспортном варианте предусмотрена замена на гаубицу калибра 155-мм), что дало увеличенную дальность стрельбы по сравнению с предыдущими вариантами. Кроме того, добавлена автоматизированная система управления наведением и огнем АСУНО. Улучшена защищённость машины, благодаря установке системы 902B для постановки дымовых завес.
Самоходная гаубица 2С3 «Акация» авиатранспортабельна, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки.
САУ 2С3 «Акация» — достаточно хорошо зарекомендовала себя в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, а также в прочих вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР. Производство самоходки 2С3 «Акация» прекращено в 1993 году. В настоящее время машины этого типа состоят на вооружении сухопутных войск России, Венгрии, Ирака, Ливии и Сирии.
Боевая масса, т 27..27,5
Компоновочная схема Классическая
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 6970
Длина с пушкой вперёд, мм 7765
Ширина корпуса, мм 3250
Высота, мм 2165..3050
Клиренс, мм 450
Бронирование
Лоб башни, мм/град. 30
Лоб рубки, мм/град. 30
Вооружение
Калибр и марка пушки 152,4-мм 2А33
Тип пушки 152-мм гаубица 2А33
Длина ствола, калибров 27
Боекомплект пушки 40
Углы ВН, град. -4..+60
Углы ГН, град. 360
Дальность стрельбы, км до 20,5
Прицелы ПГ-4, ОП5-38
Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя четырёх тактный, V-образный, 12 цилиндровый дизель В-59-4, жикостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 63
Запас хода по шоссе, км 500
Тип подвески индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа в подвесках 1-го и 6-го катков
Удельное давление на грунт, кг/см? 0,6
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 3
Преодолеваемый брод, м 1
lemur59.ru
2С3 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску2С3 | |
---|---|
2С3 «Акация» в Санкт-Петербургском артиллерийском музее. | |
2С3 «Ака́ция» | |
Классификация | самоходная гаубица |
Боевая масса, т | 27,5 |
Компоновочная схема | переднемоторная |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Разработчик | Уралтрансмаш, Завод № 9 |
Производитель | |
Годы разработки | с 1967 по 1971 |
Годы производства | 2С3 с 1968 по 1975 2С3М с 1975 по 1987 2С3М1 с 1987 по 1993 2С3М2 с 2006 |
Годы эксплуатации | с 1971 |
Количество выпущенных, шт. | около 4000 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6970 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 7765 |
Ширина, мм | 3250 |
Высота, мм | 3050 |
База, мм | 4622 |
Колея, мм | 2720 |
Клиренс, мм | 450 |
Бронирование | |
Тип брони | противопульная |
Лоб корпуса, мм/град. | 30 |
Борт корпуса, мм/град. | 15 |
Лоб башни, мм/град. | 30 |
Борт башни, мм/град. | 15 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 152-мм 2А33 |
Тип пушки |
encyclopaedia.bid