Что это такое — объектив типа «Рыбий Глаз»?
В фотографической технике применяются разные виды объективов. Одна оптика позволяет увидеть отдалённые предметы так, как будто они находятся рядом. Другие объективы имеют необычайно большой угол зрения. В них используются линзы большой кривизны, поэтому прямые линии на фотографиях сильно искажаются. Поскольку с точки зрения биологов именно так видят надводное пространство рыбы, объектив с зоной захвата от 90° получил название «рыбий глаз». Что такое объектив рыбий глаз (fish-eye), его преимущества и недостатки и для каких фотосъёмок он используется – тема данной статьи.
Конструкция сверхширокоугольного объектива
Объектив «Рыбий глаз» или в русской транскрипции английского названия «фишай», представляет собой короткофокусную оптику, которая обладает естественной дисторсией, поэтому его можно назвать «дисторсирующим». На фотографии присутствуют сильные геометрические искажения, связанные с искривлением прямых линий. Схема объектива «рыбий глаз» включает в себя вогнутый мениск и линзы с положительными диоптриями в задней части оптики. Для увеличения угла обзора в передней части могут быть установлены до трёх отрицательных менисков. Такая схема используется в семействе отечественных короткофокусников «Зодиак» и «Руссар». Оригинальная оптическая схема «рыбий глаз», отличающаяся от ортоскопической оптики, предполагает определённые достоинства и некоторые недостатки.
Сверхширокоугольники позволяют вместить на изображение больше информации, чем обычная оптика. Например, получить на одной фотографии панораму небольшого помещения возможно только применив «рыбий глаз». Оптика с очень большим углом захвата допускает съёмку широкого плана без необходимости удаления от объекта съёмки. Короткофокусники с изменяемым фокусом намного расширяют возможности фотографа и позволяют получить уникальные панорамные фотографии с близкого расстояния. Fish-eye обладает следующими недостатками:
При фотосъёмке с использованием сверхширокоугольной оптики избежать сильной дисторсии на изображении невозможно. Фотографии с искривлением прямых линий могут использоваться в рекламных целях, в прикладной съёмке и как специальное наглядное пособие. Если дисторсия нарушает творческий замысел фотографа, то её можно исправить в фоторедакторе. Для этого открывается раздел «Фильтр» и вызывается пункт «Исправление дисторсии». Виньетирование так же можно убрать в редакторе фотографий. Кроме того большой диаметр передней линзы делает невозможным процесс установки светофильтров и солнечных бленд. Оптические фильтры устанавливаются за задней линзой, что делает очень сложной оперативную смену фильтров. Применение специальных оптических фильтров исключает их вращение, которое требуется для получения нужного эффекта. Некоторые модели fish-eye оборудованы встроенной солнечной блендой, но она обычно малоэффективна.
Разновидности объективов «рыбий глаз»
Короткофокусная оптика включает в себя две разновидности объективов «рыбий глаз»:
- Циркулярный;
- Диагональный.
Первый тип проецирует на светочувствительный материал круг, который заполняет поле кадра только частично. Он даёт угол зрения 180° по всем направлениям. Фокус составляет 6-8 мм и при нормальном освещении, за счёт гиперфокального эффекта, он обеспечивает резкое изображение на всю глубину изображения. При необходимости фотографию можно обрезать в фоторедакторе, чтобы убрать нежелательное виньетирование. Циркулярные объективы «рыбий глаз» имеют очень большой размер передней линзы, поэтому оптика такого типа редко применяется в любительской фотографии. Основная область их применения – это метеорология и аэрофотосъёмка. Они позволяют получить на одном снимке всю видимую картину неба и облаков, что необходимо для составления карт погоды. Для того, чтобы при панорамной аэрофотосъёмке получить неискажённое изображение большой площади, снимок выводят на экран или фотобумагу через объектив с обратно пропорциональной дисторсией.
Диагональный fish-eye называют полнокадровым, так как картинка, полученная через эту оптику, занимает всё поле кадра. Эта конструкция обеспечивает горизонтальный угол около 150° и вертикальный угол немного больше 90°. Такой fish-eye является наиболее востребованным в любительской и профессиональной съёмке.
Применение дисторсирующих объективов
История создания объективов «рыбий глаз» насчитывает более 100 лет. Тогда впервые были изготовлены наборы линз, создающие сильную геометрическую аберрацию. Практическое применение началось в середине 20-х годов прошлого века. Тогда возникла необходимость получить на фотографии изображение всего небесного свода из одной точки. Сейчас такая оптика широко применяется во многих сферах деятельности:
- Метеорологическая съёмка;
- Аэрофотосъёмка;
- Панорамные изображения из космоса;
- Фоторепортаж;
- Рекламные изображения;
- Охранные системы.
В метеорологии, аэрофотосъёмке и с космических аппаратов очень важно получить на одной фотографии как можно большую площадь. Такие изображения можно получить специальным панорамным фотоаппаратом с поворотным объективом или склейкой отдельных изображений в одно целое, но это более сложный и дорогостоящий процесс. Если фоторепортёру потребуются фотографии важного совещания, которое происходит в небольшом помещении, то помочь может «рыбий глаз». Дисторсия впоследствии исправляется и фотография готова к печати. Применение fish-eye в рекламных целях позволяет получать гротескные и гипертрофированные изображения рекламируемого предмета, что может привлечь к нему повышенное внимание. Дверные глазки в домашних охранных системах используют схему «рыбий глаз». Благодаря большому углу зрения они позволяют увидеть всю зону перед входной дверью. Кроме того, fish-eye используются в планетариях для проецирования картины звёздного неба и в тренажёрах для подготовки лётчиков и космонавтов.
В фотолюбительской практике диагональный «рыбий глаз» применяется для самых различных целей. Если при съёмке линия горизонта будет проходить через центр, то в результате получаются хорошие пейзажные фотографии. Чтобы попасть в «золотое сечение», изображение можно обрезать снизу или сверху. Интересные фотографии получаются при съёмке архитектурных объектов. При этом следует помнить, что максимальные искривления приходятся на периферическую зону кадра. Предметная съёмка позволяет снимать большие объекты с очень близкого расстояния. Если объектив фотоаппарата будет нацелен точно в зенит, то на фотографии получится изображение неба, обрамлённое по краям кадра домами или деревьями. С помощью такой оптики можно снимать дружеские шаржи близких и знакомых.
Удивительный мир объектива fisheye
Объективы fisheye имеют очень короткое фокусное расстояние, что дает им чрезвычайно широкий угол обзора. Это означает, что изображение становится более широким, чем реально возможно. Искажаются края изображения, делая фотографию сферической. Все, что находится вблизи, становится в кадре очень большим, а все на расстоянии — крайне маленьким.
Такие объективы обладают фокусным расстоянием меньше 12 мм. Наименьшее фокусное расстояние для них составляет 7,5 мм. Они доступны как для зеркальных, так и для беззеркальных камер. Кроме того, также есть выбор специальных fisheye для смартфонов.
Часто искажения могут раздражать. Но это вовсе не обязательно – при правильном использовании рыбий глаз может быть визуально приятным и даже предпочтительнее, чем обычная широкоугольная линза. Попробуйте использовать искаженные линии и кривые, чтобы привести взгляд зрителя в нужное место на изображении.
На этом классическом снимке Гонконга слегка искаженные здания хорошо сочетаются с изогнутыми формами дорог ниже
Название «рыбий глаз» происходит от широкого угла обзора, похожего на перспективу рыбьего глаза, который производят эти линзы. Объективы фишай были первоначально разработаны для использования в метеорологии для изучения неба и облачных образований, благодаря их способности захватывать все небо на изображении со сферическим эффектом. Такой объектив может придать изображениям больше художественности, драматичности или юмора, также они обладают большой глубиной резкости.
Есть два основных типа рыбьего глаза: круговой и полнокадровый fisheye, которые дают различающиеся результаты.
Круговой «рыбий глаз»
Такая модель обычно фиксирует угол обзора 180 градусов или больше, который проецируется в виде круга внутри рамки изображения. Изображение сильно искажено, и это будет более заметно в зависимости от того, насколько близко объекты находятся к объективу и где они расположены в кадре.
Серая линия = круг изображения, красная линия = рамка изображения
Полнокадровый «рыбий глаз»
Этот тип объектива создает увеличенный круг изображения, охватывающий весь кадр. Из-за этого угол, создаваемый объективом, составляет всего 180 градусов при измерении от угла к углу. Этот тип «рыбьего глаза» наиболее часто используется фотографами.
Серая линия = круг изображения, красная линия = рамка изображения
Иногда объективы «рыбий глаз» можно использовать в качестве сверхширокоугольных. Если снимаемый пейзаж без прямых линий (без зданий, деревьев, телефонных столбов и т.д.), может получиться расположить объектив таким образом, чтобы он работал как широкоугольный. Просто убедитесь, линия горизонта расположена посередине, тогда она будет максимально приближена к прямой. Это позволит вам получить почти 180-градусный обзор сцены, избегая искаженного вида.
При использовании фашая следует отметить следующее: чем дальше вы перемещаете объект или линию к краю рамки, тем больше она искажается. Учитывая вышеописанное поведение линии горизонта в данном случае, пробуйте преувеличивать искажение и размещайте горизонт опасно близко к вершине кадра. Только будьте осторожны, так можно случайно захватить ноги в нижней части кадра.
Поскольку «рыбий глаз» обычно изгибает прямые линии, то если вы фотографируете круглые формы, изгиб может стать менее заметным. Проверьте это на трубах, круглых лестницах, перекрестках и т.д.
Также получится интересный эффект с линиями, если направить fisheye полностью или частично вверх (при этом земля остается в кадре)
Попробуйте также сделать экстремально широкоугольные селфи или портреты. Главное условие в данном случае: не размещайте объект съемки слишком близко к краю, иначе получится слишком много искажений.
Заключение
Рыбий глаз — объектив c фиксированным фокусным расстоянием, а это означает, что вы не можете его регулировать. Таким образом, если необходимо, то вы можете играть роль зума для объектива. Обязательно меняйте перспективу и экспериментируйте с разными углами и линиями. Опускайтесь низко на землю, даже если это означает, что нужно лежать на животе в гравии на железнодорожном пути. Прислонитесь к стене и используйте искажение объектива, чтобы обернуть стену вокруг кадра.
Вы будете поражены тем, сколько интересных вещей можно увидеть на экране своей камеры по сравнению с тем, что вы видите глазами. Веселитесь!
для чего нужен фишай, что это такое и как подобать для камеры?
Фототехника предлагается в разных модификациях, и наличие качественного объектива напрямую влияет на результат съемки. Благодаря оптике можно получить четкое и яркое изображение. Объективы «рыбий глаз» часто используются профессиональными фотографами, с их помощью можно получать уникальные снимки. Есть несколько разновидностей такой оптики, технические характеристики которых несколько отличаются. Чтобы правильно выбрать подобный объектив, нужно заранее ознакомиться с его особенностями.
Что это такое и для чего нужен?
Объектив fisheye относится к короткофокусной оптике, которая имеет естественную дисторсию. На фотографии прямые линии сильно искажаются, что является главной отличительной чертой этого элемента. Чтобы увеличить угол обзора, производители могут установить три отрицательных мениска. Данная схема используется в фотоаппаратах разных производителей: как отечественных, так и зарубежных.
На сверхширокоугольных форматах можно разместить больше информации, что нереально сделать в случае со стандартной оптикой. Также «рыбий глаз» подходит для съемки в небольшом помещении, чтобы создать широкий план. Это позволяет раздвинуть ограничения фотографа и получить потрясающие панорамные снимки даже на близком расстоянии.
Данное оснащение нередко применяется в прикладной съемке, позволяет фотографу проявить творческий замысел.
С эффектом фишай можно сделать оригинальное изображение, если правильно настроить аппаратуру. Однако из-за применения подобной оптики перспектива очень искажается. На некоторых снимках может появиться виньетирование, измениться освещенность. Зачастую это возникает по техническим причинам, но профессиональные фотографы могут использовать такой прием для художественного эффекта. Минусом является и большой диаметр оптики, что доставляет некоторые неудобства.
Глубина резкости fisheye большая, поэтому каждый объект на снимке будет в фокусе, а это значит, что можно создать кадр с интересным сюжетом. Это стоит учитывать, если предметы на переднем плане необходимо выделить, а задний фон сделать размытым.
Разновидности
Есть два вида такой оптики: диагональная и циркулярная.
Циркулярная оптика имеет поле зрения, которое составляет 180 градусов в любом направлении. Кадр не будет заполнен изображением полностью, по бокам образуется черная рамка. Подобные линзы используются нечасто, только если у фотографа есть особенная задумка, чтобы получить виньетирование.
Что касается диагонального объектива, он охватывает такой же угол зрения, но только по диагонали. Вертикаль и горизонталь образовывают меньше 180 градусов. Кадр получается в виде прямоугольника, у которого отсутствуют черные края. Такие линзы считаются более практичными, фотографы используют их во время съемки природы, интерьеров и архитектуры.
Циркулярный «рыбий глаз» устанавливается на пленочные и цифровые фотоаппараты с 35-милиметровым сенсором. Истинными объективами, которые дарят такой эффект, считаются линзы, которые захватывают все 180 градусов в самых широких местах. У некоторых производителей есть модели оптики, охват которых достигает 220 градусов.
Однако стоит отметить, что такие объективы тяжелые и большие, поэтому используются в редких случаях и только профессиональными фотографами.
Если говорить про модели подобной оптики, то можно упомянуть Canon EF-S. У него есть встроенный стабилизатор, а фокус автоматический и не издает шума. Резкость у объектива отличная, даже если снимать движущие объекты или в условиях, где недостаточно света.
Фокусное расстояние в 16 мм предлагается в модели Zenit Zenitar C с ручной настройкой. Samyang 14mm – это мануальный объектив. Выпуклая линза защищена от механических повреждений и бликов. Специальное покрытие UMC позволяет подавлять ореолы с бликами. Резкость настраивается вручную, так как автоматики в этой модели нет.
Советы по выбору
Чтобы подобрать объектив для фотокамеры, необходимо учитывать ряд факторов.
Сразу стоит обратить внимание на совместимость линзы с размером сенсора фотоаппарата. В полнокадровых устройствах нельзя использовать линзу без обрезки снимка.
Тип оптики играет важную роль, поэтому для начала необходимо определиться, какой эффект вы хотите получить при съемке.
Угол обзора является главной характеристикой. Чем шире он будет, тем меньше времени и кадров понадобится для создания панорамного снимка. Рекомендуется изучить инструкцию к объективу, чтобы понять, подходит ли он по параметрам к используемому вами фотоаппарату.
Инструкция по использованию
Для оригинальной съемки небесных объектов можно выстроить композицию, расположив горизонт по центру. Использование неявной линии будет актуальным при фотографировании пейзажей. Если горизонта в пейзажном кадре отчетливо не видно, не стоит переживать, так как изгиб будет скрыт холмами или горами.
Не всегда обязательно отталкиваться от линии горизонта. Камеру можно также направить вниз, сфокусировавшись на красивом уголке природы. Полная свобода творчества проявляется в туманную погоду, когда дальних планов вовсе не видно. В таких случаях можно не беспокоиться об изогнутой линии, снимая в любом направлении. При съемке изогнутых стволов деревьев необязательно пытаться выправлять их: такие деревья можно применить в качестве обрамления пейзажа.
Беспроигрышным вариантом применения fisheye станет близкое расположение красивого переднего плана. Небольшая минимальная дистанция, которая присутствует у такой оптики, позволяет делать макросъемку. Удобно фотографировать сферические панорамы с широким углом обзора. Это подходит для съемки природы и архитектуры. Что касается портретных снимков, они выйдут, скорее, комическими, но поэкспериментировать можно.
Профессионалы считают, что «рыбий глаз» является лучшим объективом для подводной съемки. Именно в таких условиях дисторсия становится не такой заметной, так как процесс проходит в толще воды, где отсутствует прямая линия и горизонт.
Не стоит снимать на большой дистанции, так кадр будет невыразительным. Лучше подобраться к объекту близко, чтобы картинка была сформирована так, как видит ее наш глаз.
Теперь рассмотрим правильную технику визирования.
- Первым делом необходимо прижать видоискатель, чтобы увидеть полный кадр.
- Убедитесь, что объект находится близко, при этом можно не отнимать фотоаппарат от лица, чтобы увидеть желаемую картинку.
- Важно рассмотреть кадр по всей диагонали, чтобы он был полностью заполнен. Частой ошибкой фотографов является невнимание к периферии изображения. Поэтому крайне важно осмотреть все, чтобы в кадре не было ничего постороннего.
Далее представлен видеообзор объектива Зенитар 3.5/8mm с постоянным фокусным расстоянием типа циркулярный «рыбий глаз».
Рыбьи глаза
На эту тему, вероятно, написать надо было уже давно — все же эмблемой моей страницы является слегка модифицированный глаз кальмара. Конечно, кальмар это не рыба, но все равно подводный житель. А тут ко мне в руки попали два оптических прибора, на которых, несмотря на славянское происхождение, было гордо выведено «Fish-eye» (в российском варианте) и «Fisheye» (без черточки — в белорусском). Ну, с их английским я с грехом пополам справился, и посему в дальнейшем речь пойдет о рыбьих глазах.
Человек, если будет рассматривать какой-нибудь объект, не перемещая зрачок, может охватить угол зрения не более 60 градусов. Отсюда следует, что не перемещая зрачка, можно рассматривать картину размером, приблизительно равным расстоянию до нее. Следовательно, если мы хотим охватить одним взглядом фотографию с расстояния наилучшего зрения 25 см, то она должна быть примерно формата А4. Исходя из этих соображений и проектируются нормальные объективы, используемые для большинства видов съемки. Они имеют фокусное расстояние, близкое к диагонали кадра, и, соответственно, угол поля зрения 4050 градусов. Если с подобным объективом мы попытаемся снимать сквозь поверхность воды или через плоское стекло бокса для подводной съемки, то угол поля зрения, по закону Снеллиуса, уменьшится с 50 градусов до 37. (По закону Снеллиуса, отношение синуса угла падающего света к синусу угла преломленного света равно относительному показателю преломления среды. Относительный показатель преломления воздух:вода равен 1,33.) Для того чтобы при подводной съемке поле зрения не становилось столь узким, были разработаны специальные объективы для подводной съемки, одним из блестящих представителей которых является Гидроруссар. Не знаю, под каким углом смотрят на мир рыбы и другие подводные жители, но если предположить, что видят они все те же 50 градусов, то, взглянув из-под воды на наш мир, они смогут охватить 68 градусов.
Сверхширокоугольными объективами называются объективы с углом поля зрения больше 83 градусов. Попытались сделать подобные объективы и для подводной съемки. Если эти объективы использовать в нашем воздушном мире, то их угол зрения увеличится с 83 до 123 градусов. Если же угол поля зрения объектива под водой приближается к 100 градусам, то, вынырнув на поверхность, он сможет зараз охватить почти полусферу, то есть 180 градусов. Конечно, если подобную фотографию рассматривать всю целиком, она будет выглядеть очень неестественно. Чтобы получить хоть сколько-нибудь близкое к реальному восприятие, нужно было бы рассматривать эту фотографию по частям. Однако любовь к острым ощущениям, в отличие от рыб, видимо, у нас в крови, и фотографам очень понравилось использовать именно такие объективы для съемки на воздухе. Полагаю, что рассматриваемые мной объективы — как «МС Зенитар-М» 2,8/16 производства «Красногорского завода им. С.А.Зверева», так и «МС Пеленг» 3,5/8А производства белорусского ГП «ММЗ им. С.И.Вавилова» — предназначены для сухопутного использования и как таковые и разрабатывались. Оба указанных объектива по паспорту позволяют при фотографировании на пленку с размером кадра 24×36 мм получить угол охвата 180 градусов. Но если Зенитар позволяет получить искомые 180 градусов только по диагонали кадра, то у Пеленга поле изображения меньше размера кадра, и он вписывает круглое изображение в кадр, в результате чего на пленке мы видим экспонированный круг диаметром 24 мм. Характерной особенностью оптической конструкции всех подобных объективов является линза менискообразной формы, с вогнутой поверхностью, направленной к объективу.
Оптическая схема объектива МС Зенитар-М
Рассматриваемые нами объективы предназначены для зеркальных камер. У подобных аппаратов нельзя приблизить объектив вплотную к пленке, поскольку между оправой объектива и пленкой должно оставаться место для зеркала. Оптическая схема получается существенно более сложной, чем классическая у Руссара, а задняя главная точка, от которой отсчитывается фокусное расстояние, расположена позади самой задней линзы объектива. Так, рабочий отрезок объективов при резьбовом присоединении резьбой М42 составляет 45,5 мм, а фокусное расстояние у Пеленга — 8 мм, а у Зенитара, соответственно, 16. Здесь следует отметить, что объективы «Рыбий глаз» имеют качественное отличие от сверхширокоугольников, и для них не сохраняется привычное соотношение между фокусным расстоянием и углом поля зрения. Так, аналогичный Зенитару объектив Canon EF 15 mm f/2,8 Fisheye имеет угол поля зрения 180 градусов, а сверхширокоугольный объектив той же фирмы с фокусным расстоянием 14 мм (EF 14 mm f/2,8l USM) имеет диагональный угол поля зрения всего 114 градусов.
Еще одной конструктивной особенностью подобных объективов является то, что фильтры располагаются не перед объективом, а за последней его линзой вместо специального компенсатора. Эти фильтры идут в комплекте с объективом и предназначены исключительно для черно-белой съемки: желто-зеленый ЖЗ-2х, желтый Ж-1,4х, красный К-8х для Зенитара и желто-зеленый ЖЗ-1,8x, оранжевый О-2,8x, ультрафиолетовый УФ-1х для Пеленга. Широкоугольные объективы отличаются существенными хроматическими аберрациями, и цветные фильтры позволяют несколько уменьшить их влияние.
Объективы, конечно, занимательные, и могут оказаться очень полезными многим фотографам, работающим с пленкой. Но в мои обзоры они попали потому, что, на мой взгляд, еще более значительную роль они способны сыграть в цифровой фотографии. В последнее время цифровые зеркальные аппараты со сменной оптикой из разряда недоступной экзотики с заоблачными ценами перешли в разряд пока еще очень дорогой, но все же уже довольно массовой продукции. Они построены на базе стандартных 35 мм камер и предназначены для использования соответствующей оптики. Наиболее известными являются аппараты Canon EOS D-30, EOS-1D, Nikon D1 и его модификации D 1X и D 1H, а также камера FujiFilm FinePix S1 Pro, построенная на базе пленочной камеры Nikon N 60, и уже давно известные по заоблачным ценам цифровые аппараты Kodak DCS, построенные на основе пленочных камер Canon и Nikon. Чтобы подсоединить наших героев к камерам Canon, можно воспользоваться переходником EOS-M42, который сейчас выпускают многие российские и зарубежные фирмы (Jolos, Поиск-Фото, hama). Именно этот вариант я и тестировал. Что касается подсоединения к Nikon, то объектив Зенитар выпускается как в исполнении с резьбой М42, так и с байонетом «F» Nikon. Объектив же Пеленг изначально комплектуется сменным хвостовиком с резьбой М42 и байонетом Nikon. Правда, судя по некоторым статьям в прессе, без дополнительной обработки напильником этот адаптер в Nikon не всунешь. Прилагаемую в комплекте специальную крышку мне на этот адаптер надеть не удалось.
Слева адаптеры Пеленг — Nikon F, справа М42 — Canon EOS
Революционность рассматриваемых объективов заключается в том, что поскольку площадь матрицы чувствительных элементов меньше площади стандартного кадра, в среднем, в полтора раза, то хотя широкоугольные объективы и можно было подсоединить к цифровым камерам, однако большого угла охвата получить не удавалось. И уж об угле в 180 градусов не приходилось и мечтать. Фирма Canon круговых объективов «Рыбий глаз» не выпускает, а выпускаемый ею вышеупомянутый объектив Canon EF 15 mm f/2,8 Fisheye при размере матрицы EOS D-30 шириной в 22 мм даст угол охвата примерно в 110 градусов. С использованием же объектива Пеленг с камерой EOS D-30 мы получаем уже не круговой, а вполне стандартный объектив «Рыбий глаз» с углом охвата по диагонали 180 градусов. От круга останется только небольшое виньетирование углов кадра. Цены славянских объективов тоже вполне революционные: 140 у.е. за Пеленг и 90 у.е. за Зенитар против 820 за фирменный от Canon. В минусе — отсутствие автофокусировки и прыгающей диафрагмы. Точнее, у Зенитара прыгающая диафрагма есть, но воспользоваться ей можно, только вкрутив этот объектив в Зенит. Объектив Пеленг имеет механизм предварительной установки диафрагмы с двумя кольцами, аналогичный по конструкции старому Гелиосу 44 или объективу Мир1В. Что касается автоматической фокусировки, то для объективов этой конструкции это не самое важное, поскольку в большинстве случаев объектив достаточно раз и навсегда установить на бесконечность. Глубина резкости этих объективов такова, что при диафрагме 5,6 резким у Зенитара будет изображение от 1 м до бесконечности, а у Пеленга от 0,4 м до бесконечности. Даже если вы снимаете близко расположенные предметы, необходимую точность фокусировки легко получить по шкале расстояний. Фото
При создании нижеприведенных снимков использованы все доступные сегодня в цифровой фотографии способы получения кадров с большим углом охвата. Итак, есть две основные возможности:
1) использование афокальных насадок, уменьшающих фокусное расстояние, вместе с несменными объективами;
2) использование объективов «Рыбий глаз» для пленочных камер.
Снимки набережной сделаны с одной точки: Casio QV 3000, фокусное расстояние объектива 7 мм. Слева уменьшенное изображение всего кадра, справа фрагмент 1:1
Casio QV 3000, фокусное расстояние объектива 7 мм + на объектив установлена афокальная насадка фирмы hama х0,65. Наблюдается виньетирование углов, но это явление необязательное. Можно воспользоваться более дорогими насадками той же кратности, имеющими больший диаметр линз, или придвинуть эту насадку чуть ближе к объективу. В последнем случае есть одно «но». Вы не должны случайно задеть рычаг изменения фокусного расстояния, поскольку перемещаясь, объектив упрется в насадку, что может его повредить
Canon EOS D30 с объективом Зенитар
Canon EOS D30 с объективом Пеленг
Вторая серия снимков позволяет сравнить взгляд через «Рыбьи глаза» со штатным пленочным объективом Canon 28-80.
Как видите, если на снимок, сделанный Пеленгом, влезает все здание музыкального театра, Зенитаром — большая его часть, то при съемке, в общем-то, вполне широкоугольным для пленки объективом с фокусным расстоянием 28 мм мне пришлось повернуть аппарат на 90 градусов только для того, чтобы здание вошло в кадр по высоте.
Особенность конструкции объективов «Рыбий глаз» не позволяет использовать при съемке бленды. Поэтому важным фактором является то, как объектив справляется с источниками света в кадре. Как видно на приведенном снимке, с фонарями Пеленг справляется вполне достойно.
При поле зрения в 180 градусов в кадр могут попасть нежелательные объекты, например, рука фотографа, когда он держится за оправу объектива. В отличие от точечных источников света, рассеивающие светлые поверхности вблизи объектива дают существенный ореол на границе кадра и значительно ухудшают восприятие. В идеале объект съемки должен быть ярко освещен по центру, края же желательно поместить в тень. Подобное освещение легко осуществить в павильоне, при натурной же съемке это практически невозможно, да и диапазон яркостей в кадре превысит возможности как пленки, так и матрицы. Поэтому с самого начала надо решить, какие детали вы хотите проработать, а какими придется пренебречь. Нельзя объять необъятное.
Хотя подобная оптика и позволяет получать классические панорамные снимки, ее возможности в этом плане уступают как специализированным панорамным аппаратам, так и цифровой склейке панорам из серии снимков.
В основном подобная оптика рассчитана на получение художественных эффектов от вольного обращения с перспективой и искривления системы координат.
Фотографии сделаны камерой Canon EOS D30 с объективом Пеленг. Фото, сделанные с объективом Зенитар, можно найти в статье «Техника в руках дикаря».Результаты тестов
Зависимость амплитуды сигнала от частоты штрихов кольцевой миры отображена на графиках. Приведены значения для зеленого канала. Для удобства сравнения можно выбрать только интересующие вас кривые, отметив соответствующие позиции. Все снимки сделаны при диафрагме 5,6. Диаметр миры 125 мм. Амплитуда при минимальной частоте штрихов принята за единицу. Для оценки разрешения на краях кадра мира располагалась по центру кадра и проводилась фокусировка, а затем аппарат поворачивался таким образом, чтобы изображение миры оказалось с краю.
По оси абсцисс отложено число черных и белых полос, приходящихся на 100 пикселей. У матрицы камеры Canon EOS D30 100 пикселей приходятся примерно на один миллиметр, а у матрицы SONY ICX252AQ, установленной в камере Casio QV 3000, это около трети миллиметра. 100 черных штрихов на миллиметр, которые должен обеспечить объектив Canon, установленный в Casio — это очень непростая задача. Камера старается ему помочь, подчеркивая резкость на краях. Именно этим определяется горб на графиках. Пока ширина штрихов велика, эффект подчеркивания границы не сказывается на результатах, поскольку мы выбираем значения в середине полосы. Когда же понятия полосы и границы совпадают, мы получаем парадоксальное, с точки зрения оптики, усиление контраста с частотой. У EOS D30 подчеркивание границ, при установках по умолчанию, не носит столь ярко выраженного характера. Хроматические аберрации у насадки hama практически не исправлены, и именно из-за них мы имеем существенное ухудшение ЧКХ при измерениях вдоль линии, лежащей в меридиональной плоскости.
Желающие ознакомиться с исходными снимками мир могут посмотреть их здесь.
Для оценки хроматических аберраций рассмотрим изменение яркости в каждом из каналов при пересечении белой полосы. Диапазон, представленный на рисунках, составляет 15 пикселей.
Casio QV3000
Аппарат Casio QV3000 + hama 0,65
Зенитар
Пеленг
При проектировании объективов добиваются максимального совмещения в одной точке на оптической оси лучей двух цветов: с длиной волны 480 или 435,8 нм и 643,8 нм. Такие объективы называются ахроматами. Если же совмещаются лучи трех цветов: 435,8 нм, 546,1 нм, 643,8 нм — то такие объективы называются апохроматами. Как видно из наших тестов, объектив Canon, установленный на камере Casio QV 3000, можно отнести к ахроматам, поскольку синий и красный лучи сведены, а зеленый дает ореол на границе черного штриха.
Сравнение цифровых снимков, снятых объективом Пеленг с использованием оранжевого фильтра, показало, что результат эквивалентен выключению синего канала и никаких преимуществ его использование не дает. К-8х в основном применяется при съемке на инфракрасную пленку, и для большинства цифровых камер неприменим, поскольку пропускает то, что отсекает фильтр, расположенный перед матрицей.Заключение
Свершилось. Существующая линейка объективов позволяет на существующих сегодня матрицах получить тот же угол охвата, что и в пленочной фотографии.
Зенитар может рассматриваться как сверхширокоугольный объектив с приемлемой дисторсией. Конечно, объектив Canon EF 14 mm f/2,8l USM имеет существенно лучшие характеристики, но и цена в 2,5 тысячи зеленых представляется чрезмерной, особенно с учетом того, что существуют компьютерные способы уменьшения дисторсии, которые можно применить к сделанным Зенитаром снимкам без существенного ухудшения качества. Пеленг же — это настоящий «Рыбий глаз» для камер типа Canon EOS D30 за очень и очень умеренную цену.
Дальнейшее увеличение линейного размера матрицы теперь вопрос комфорта, а не расширения возможностей цифровой фотографии. Интегральное разрешение матриц тоже уже превосходит возможности объективов. Если по центру кадра пока чувствительных элементов не хватает, то по краю их явный избыток. Возможно, настало время подумать о создании матриц с переменной плотностью чувствительных элементов — по центру больше, по краям меньше.
Я по-прежнему считаю, что зеркальные цифровые камеры — несколько искусственное образование, и будущее за цифровыми аппаратами типа ФЭД (Leica) с экраном на спине. Если уже есть объективы для зеркальных камер с рабочим отрезком 45 мм, обеспечивающие угол охвата 180 градусов на матрице шириной 22 мм, то создание цифровых камер на базе дальномерных аппаратов с рабочим отрезком 28,8 мм позволит использовать более простые по конструкции и более качественные объективы. При этом сохранится возможность задействовать с помощью переходных колец и всю линейку объективов, разработанных для самых разных зеркальных камер, используя как видоискатель ЖК экран. Наблюдаемый сейчас ренессанс пленочных дальномерных камер (аппараты Bessa и оптика Voigtlander фирмы Cosina) делает подобное развитие событий еще более вероятным и желанным.
Физиогномика лица — глаза
Наши глаза — их форма, цвет, ясность взгляда и расположение — способны дать о человеке наиболее полную информацию: о его характере, предпочтениях и склонностях, творческих способностях и даже о его судьбе.
На Востоке считается, что глаза — самая важная часть лица, что именно они контролируют другие органы, расположенные здесь, в том числе и нос, который называют «императором» лица. Анализируя внешний облик человека, обычно за точку отсчета берут область вокруг глаз. Это связано с тем, что глаза — единственный орган нашего лица, который не меняется в течение всей нашей жизни, в то время как уши, нос, рот, линия роста волос подвергаются признакам старения или изменениям роста.
Ясность взгляда
Принято считать, что ясность взгляда, или «блеск» в глазах, отражает здоровье человека, его так называемую «внутреннюю силу».
Вы, наверное, замечали, что у одних людей глаза сияют и светятся, а у других — тусклые, или, как говорят: «У него потухший взгляд». Блеск в глазах способен придать шарм и сексуальность женщине даже с некрасивой внешностью. Обычно ясность во взгляде появляется тогда, когда в душе человека царит гармония, когда он пребывает в хорошем настроении, когда его не обременяют никакие проблемы. На Востоке о характере человека и судят в первую очередь по наличию блеска в глазах, причем совершенно неважно, какого они цвета, формы или размера.
Гармоничное расположение глаз
Прежде чем рассматривать многочисленные характеристики глаз, следует остановиться на их расположении на лице. Гармоничное взаиморасположение глаз всегда привлекает внимание, оставляя о человеке только хорошее впечатление. Но таких идеальных глаз в природе почти не встретишь, а различные диспропорции всегда можно компенсировать либо макияжем, либо чертами характера (например, чувством юмора).
Глаза, различающиеся по размеру
Иногда у человека можно встретить глаза, различающиеся по размеру и форме. Женщины с такими глазами, как правило, очень сексуальны и популярны у представителей противоположного пола, так как они знают как доставить мужчине удовольствие. Если разница между глазами чересчур велика, то для женщины не составит труда исправить данный недостаток макияжем. Мужчины с такими глазами общительны, честолюбивы, неимоверно удачливы и довольно успешны в финансах.
Физиогномика лица — глаза маленького размера
Такие глаза бывают в основном у артистичных натур. Если во взгляде человека с маленькими глазами чувствуется сила и внутренний дух, то их обладатель — незаурядная личность, но он не всегда способен соглашаться с чужим мнением и приспосабливаться к окружающим. Редко добиваясь успеха в молодости, они в дальнейшем реализовывают себя за счет трудолюбия, колоссальной силы воли и усердия. Шансы на хорошую карьеру повысятся, если обладатель маленьких глаз получит хорошее образование.
Глаза большого размера
Большие глаза (как у женщин, так и мужчин) всегда привлекали и привлекают внимание. Людям с такими глазами легче идти по жизни. Мужчины с очень большими глазами эмоциональны, артистичны, их даже можно образно назвать «воинами» или «рыцарями». Как правило, они энергичны, действуют и мыслят радикально, но им не всегда хватает стойкости из-за подверженности частым перепадам в настроении.
Девочки, девушки и женщины с большими глазами, особенно при наличии интеллекта, часто используют свою внешность в общении с окружающими, что позволяет им легко достигать личных целей. У таких представительниц слабого пола всегда и во всем выше шансы (будь то счастливый брак, карьера, творчество, самореализация в социуме), чем у девушек или женщин с глазами меньшего размера. Как правило, это чувственные, чувствительные и артистичные натуры, таких можно встретить в шоу-бизнесе или кино. Привыкая к поклонению, женщины с большими глазами часто сталкиваются с проблемами — им сложно строить гармоничные отношения с мужчинами. Независимость таких женщин пугает мужчин. Но при должном контроле своего поведения способны вступать в очень счастливые браки.
«Рыбьи» глаза
Так называют глаза навыкате, которые бывают двух типов: первый тип отличают сильно выступающие вперед глазные яблоки и очень тонкое верхнее веко, второй тип отличают несильно выпученные глазные яблоки и толстое (или припухшее) верхнее веко. Мужчины первого типа проницательны, умны, но нередко робки, часто имеют проблемы в общении с женщинами, так как уверены, что обладают властью над ними. Напротив, женщины первого типа великолепно ладят с мужчинами, вступая в счастливые браки.
Мужчины второго типа энергичны, амбициозны, карьеристы. Решая создать свое дело, чтобы не работать на других, все свое время посвящают работе, добиваются финансовых успехов. Такими чертами можно охарактеризовать и женщин второго типа.
Глаза, расположенные далеко друг от друга
Люди с такими глазами часто нетерпеливы и страдают от отсутствия большого интеллекта, будучи недалекими и подверженными «плестись в хвосте», нередко попадают в неприятности из-за того, что совершенно не умеют разбираться в людях. Но если заняты монотонной или простой работой — прекрасные исполнители.
Глаза, расположенные близко друг к другу
Мужчины с такими глазами часто непостоянны и не могут долго задерживаться на одном месте, то есть склонны менять профессии. Женщины, как правило, ревнивы и конфликтны, особенно если у них что-то не получается. Но таких женщин отличает умение хорошо разбираться в людях, предугадывая их поступки.
Физиогномика лица — «пустое» выражение глаз
Не обладая острым умом, люди с «пустым» выражением глаз все же добиваются успеха в жизни за счет своего упорства и многолетнего труда. В основном таким взглядом обладают женщины. Они редко интересуются мужчинами и поэтому мало уделяют внимания своей внешности. Если и выбирают партнеров по жизни, то гораздо старше себя или непривлекательных, а также не склонных к общению. Но имея небольшие таланты к рисованию, могут стать известными художниками (писателями).
В данном варианте очень кстати вспомнить о том, что сильная воля и дух могут превратить любые недостатки в достоинства.
Глаза с поволокой
Такой тип глаз (не путайте с естественным увлажнением или слезами) указывает на романтичную, увлекающуюся, страстную натуру либо на тайный роман, который человек скрывает от своих близких.
Глаза с большими зрачками
Согласно восточному искусству чтения по лицу, чем больше у человека зрачки, тем лучше: это признак доброты, мягкости, хорошего характера и интеллигентности у человека. И мужчины, и женщины с такими глазами — великолепные друзья, партнеры по браку и бизнесу, так как принимают близко к сердцу все проблемы и желания окружающих их людей, с радостью идут всем навстречу, они скромны, искренни, надежны и преданны.
Глаза с маленькими зрачками
Люди с такими глазами — полная противоположность предыдущему типу. Анализы многочисленных индивидуумов, которые проводили еще с древних времен китайские физиогномы, показывают, что природа наградила людей с маленькими зрачками многими негативными чертами характера. Обладая приятной внешностью, и мужчины, и женщины данного типа подсознательно испытывают желание доставить окружающим проблемы. Они обидчивы, раздражительны и чрезмерно эгоистичны. Но если вы являетесь обладателем (обладательницей) глаз с маленькими зрачками, не стоит огорчаться, постарайтесь проанализировать свои отрицательные черты характера, в каждом из нас много как положительного, так и отрицательного (инь и ян), мы и отличаемся от животных тем, что обладая интеллектом, можем меняться к лучшему.
«Убийственные» глаза
Как видно из названия, такого типа глазами (зрачки почти скрываются под верхним веком, обнажая излишнее пространство белка) обладают фанатики, убийцы, диктаторы. Конечно, не все люди данного типа — убийцы, но зачастую потенциально опасны. Они агрессивны, жестоки, всегда одержимы стремлением двигаться вперед — к победе, не считаясь с окружающими их людьми, то есть к победе любой ценой.
Женщины с «убийственными» глазами почти не встречаются.
Глаза с закругленными уголками
Такого типа люди обладают всеми положительными качествами: их называют душой компании, они скромные, добрые, мягкие, честные, верные друзья и прекрасные семьянины.
Глаза с острыми уголками
Такие глаза нередки в природе, но люди с глазами, у которых заостренные уголки, полная противоположность предыдущему типу. Эта черта — свидетельство эгоизма и равнодушия по отношению к другим людям. За счет своей предприимчивости такие люди зачастую финансово благополучны, но в силу скверного характера им сложно заработать и тем более удержать крупные суммы денег. Нахватавшись по верхам знаний, эти люди стараются казаться умными. Как уже говорилось выше, не отчаивайтесь, если в зеркальном отражении видны глаза с острыми уголками: анализ своего поведения и характера поможет вам измениться.
Глаза с загнутыми кверху уголками
Китайские физиогномы трактуют этот тип в зависимости от принадлежности к полу. Мужчины с такими глазами преданны одной женщине, творчески одарены и удачны. Женщины, напротив, либо холодны, либо ревнивы.
Глаза с опущенными вниз уголками
Глаза данного типа трактуют в зависимости от возраста: у взрослых опущенные вниз уголки — признак жадности, детям такие глаза придают дружелюбный вид и вызывают у взрослых умиление.
Ореол возле внутреннего угла глаз
Зачастую данный ореол трактуют как символ сексуальности.
Глаза с обвислыми веками
Если у внутренних уголков глаза обвисают веки, то считается, что такой человек хотя и преуспевает в бизнесе, но черств, расчетлив и имеет проблемы в общении с окружающими.
Приподнятые верхние веки
Данная черта присуща человеку больших творческих способностей (музыка, живопись, литература), легкому в общении, не меркантильному и искреннему. Характер человека изменится, только если он не сможет реализовать свой природный талант.
Физиогномика лица — приплюснутые верхние веки
На Востоке такую черту трактуют неоднозначно. Для женщин глаза с приплюснутыми посередине верхними веками сулят успешную карьеру в бизнесе, они могут стать владельцами собственных фирм или компаний. Мужчины обычно также преуспевающие бизнесмены благодаря холодному рассудку, проницательности и честности.
Глаза с приподнятыми у внешних уголков верхними веками
Человек с такими глазами — сильная личность, но романтик. Он легко завоевывает и женщин, и любые вершины в бизнесе, во всех делах имея успех. Это происходит не только благодаря привлекательной внешности, но и благодаря внутренним достоинствам. Женщины с таким типом глаз разные: иногда это упрямые эгоистки, использующие свою сексуальную привлекательность для манипулирования мужчинами, если они обладают интеллектом, то могут добиться успеха в любых аспектах жизни, особенно в бизнесе, если же недостаточно умны, то, наоборот, мужчины манипулируют ими.
Глаза с обвисшими у внешних уголков верхними веками
На Востоке такие глаза — признак слабохарактерного и слабовольного человека, всегда подпадающего под чье-то влияние. Их пассивность и безответственность могут привести к финансовым проблемам или к связям с преступно настроенными людьми.
Глаза с тонкими, обвислыми нижними веками
Согласно китайскому анализу, такие глаза имеют положительные личности с приятным характером, тактичные, мягкие и доброжелательные. Мужчин с такими глазами очень любят женщины. Что же касается женщин, то они счастливы в браке, любят свою работу, и она им легко дается, такие женщины — прекрасные матери.
Глаза с женским признаком
Область нижних век, по традиции, считается женским признаком. Если нижние веки тонкие и обвисают у внутренних уголков глаз, то женщины с такими глазами редко испытывают чувство любви, они холодны и не умеют наслаждаться жизнью. В браке они несчастны, так как не могут создать атмосферу любви ни для мужа, ни для детей. В Японии такие глаза называют «глазами несчастной женщины».
Глаза с типичным возрастным признаком
Если даже с возрастом внешняя сторона нижнего века приподнята, а кожа вокруг глаз гладка (как в молодости), значит, люди с такими глазами смогут до самой глубокой старости сохранять энергию и бодрость.
Глаза с признаками усталости
Глаза, у которых с внешней стороны неровный край нижнего века, являются как положительным, так и отрицательным признаком. Все зависит от состояния кожи в этой области. Потемневшая кожа означает, что человек — «трудоголик» (если использовать европейский термин), не ограничивает себя в еде и алкоголе. Если не изменить образ жизни, то такой мужчина, например, перестанет нравиться женщинам. Прекрасное состояние кожи в этом месте — признак ума, хорошего воспитания, преуспевания и в жизни, и в бизнесе, умения строить общение с людьми.
«Колдовские» глаза
Вокруг таких глаз характерны толстая, слегка припухшая кожа в углах верхних век, изогнутая и слегка выступающая форма бровей. Женщины с «колдовскими» глазами гламурны и чувственны и в поступках, и в одежде. Обладая острым умом и хорошим воспитанием, они никогда не опустятся только лишь до ведения домашнего хозяйства. Им необходимы общение с людьми и развлечения высокого качества. У мужчин практически не бывает такого типа глаз.
Расстояние между глазами и бровями
Согласно восточному чтению по лицу, чем больше расстояние между глазами и бровями, тем удачливее судьба человека. Особенно такой тип глаз сулит благополучие во всех аспектах жизни детям. Напротив, маленькое расстояние между глазами и бровями указывает на тернистый путь человека в жизни. Он, конечно, добьется успеха, но только если станет упорно трудиться, будет практичным и воспитает в себе сильную волю.
Глаза «Казановы»
Присмотритесь внимательно к лицу мужчины, у которого большое расстояние между бровями и глазами. Такая черта указывает на коварство и умение извлекать выгоды из слабости окружающих его людей. Мужчина с такими чертами не только «казанова», но и «жиголо», умеющий жить за счет богатых женщин, как правило, в возрасте старше 45-50 лет.
Глаза «рыбки»
И мужчины, и женщины с морщинками во внешних уголках глаз, напоминающими контур хвостовой части рыб, совершенно не предназначены для брака, а если и вступают в него, то сталкиваются с проблемами, заканчивающимися разводом.
Глаза с запавшими веками
Если у человека верхние веки практически не видны либо из-за морщин, либо из-за припухлостей, то он чересчур любвеобилен и склонен часто менять партнеров. В основном это касается мужчин. Женщины с такими глазами, особенно обладающие интеллектом, хотя и вызывают повышенный интерес у противоположного пола, легко принимают ухаживания, но умеют контролировать свое поведение.
Анализ области виска
Хороший психологический портрет человека может дать анализ области его виска, параллельной глазу. Когда в этом месте кожа в хорошем состоянии — без морщин, здорового цвета и не дряблая,- это значит, что человек имеет пылкую и страстную натуру. И мужчины, и женщины с такой чертой счастливы, если только общаются с противоположным полом. Нездоровая кожа в области виска — признак как возрастной, так и плохого состояния здоровья.
5 вариантов творчества с объективом «рыбий глаз»
Используя объектив рыбий глаз, вы наверняка расширите свои творческие возможности и превратите съемку в веселую забаву. Ниже вы найдете пять советов о том, как применить этот необычный объектив, чтобы получить интересные снимки.
Съемка с объективом рыбий глаз (fisheye) – это один из лучших способов создавать креативные снимки, поскольку он еще и относительно недорогой (примерно 650$), поэтому доступен широкому кругу фотолюбителей. А идея применения такого объектива имеет свою историю.
Первоначально его использовали в метеорологии для изучения неба и облачных образований, и называли объективом «всего неба». Эта оптика стремительно завоевала популярность в области общей фотографии, так как создает уникальные эффекты из-за необычного искажения линий. Его можно использовать для различных целей, как профессиональных, так и для развлечения, причем второе чаще. А теперь перейдем к советам по использованию объектива «рыбий глаз», которые вы легко сможете реализовать.
1. Радиальное размытие
Съемка свадьбы с объективом рыбий глаз может стать «бомбой». Как правило, действие происходит в условиях низкой освещенности, поэтому это вызов для фотографа. Попробуйте стать прямо по центру танцпола и поснимайте. Чтобы получить эффект радиального размытия, замедлите выдержку до около 1/25 доли секунды. Затем вам нужно повернуть камеру на 90 градусов против часовой стрелки. Чтобы сделать это, придерживайте объектив левой рукой, а корпус камеры поворачивайте правой. Не все кадры будут удачными, но почти всегда вы получите интересные необычные изображения.
2. Преувеличение кривизны Земли
Здесь использование объектива рыбий глаз заключается в следующем: чем ближе к краю кадра вы поместите объект или линию, тем больше будет его/ее искривление. Например, если вы поместите горизонт в середину снимка, то он будет выглядеть в изображении совершенно прямым. Но если он окажется в верхней части кадра, то искажение резко усилится. Только будьте внимательны, потому что, вернувшись домой, вы можете обнаружить свои ноги в нижней части кадра.
3. Съемка панорамных пейзажей с объективом рыбий глаз, но без искажений
Иногда, рыбий глаз можно использовать просто, чтобы захватить все, что вы видите в сцене. Не всегда мы хотим получить искаженные линии, но суперширокий угол может быть очень полезен. Если у вас есть пейзаж, на котором отсутствуют прямые линии, например, здания, деревья, телеграфные столбы, и прочее, то можно использовать этот объектив как широкоугольный. При этом убедитесь, что горизонт находится в середине кадра. Вы сможете захватить практически 180-градусный вид сцены, но без сумасшедших искажений объектива рыбий глаз.
4. Захват всего потолка
Ни с одним обычным объективом вы бы не смогли захватить такую большую часть потолка, как указано на изображении выше. Этот массивный потолок с симметричной архитектурой сфотографировали в Далласе, штат Техас. Фотограф немало повозился, пытаясь обозначить маркером на полу точную середину. При взгляде на этот свод единственное, что пришло ему в голову, это использовать объектив рыбий глаз.
5. Измените угол обзора
Рыбий глаз – это объектив с фиксированным фокусным расстоянием, а это означает, что вам самому придется передвигаться для изменения масштаба. Экспериментируйте с различными углами и линиями, спускайтесь низко и снимайте от земли, даже если это означает, что вам предстоит полежать на животе в гравии на железной дороге. Прислонитесь к стене и используйте искажения объектива, чтобы обернуть стену вокруг кадра. Самое главное, делайте это с хорошим настроением, снимаете ли вы для себя или для клиентов, получайте удовольствие.
Объектив «рыбий глаз»: особенности использования :: SYL.ru
Для создания интересных эффектов на снимках и придания им большей выразительности используются разные средства. Например, необычные объективы. Рыбий глаз, или фишай, – это разновидность короткофокусных сверхширокоугольных объективов с бочкообразной дисторсией.
Что такое дисторсия?
Это геометрические искажения, которые могут возникать на фотографии, искривления линий и объектов. Самый распространенный вариант – бочкообразная, линии словно выгибаются наружу, объекты при этом становятся выпуклыми. Подушкообразная дисторсия – это обратный эффект, объекты начинают производить впечатление вогнутых.
Иначе еще бочкообразное искажение называют положительным, а подушкообразное – отрицательным. В классической фотографии дисторсия является браком, поэтому фотографы стараются предотвратить ее появление. В широкоугольные объективы встраивают специальные корректирующие линзы для того, чтобы избежать такого эффекта.
Однако, если искажение работает на задачи фотографа, то оно может стать интересным художественным приемом, способом получить необычные, яркие снимки.
Рыбий глаз (объектив) характеристики
Главным отличием этого объектива является угол обзора. Он составляет минимум 180 градусов, поэтому в один кадр становится возможным уместить половину пространства. Считается, что рыба именно так и видит предметы, почему и прижилось название — «эффект «рыбий глаз»».
Следующая характеристика – фокусное расстояние. Оно является коротким, 6-15 мм.
Бленды для таких объективов очень маленького размера либо вовсе не используются. Это связано с тем, что из-за огромного угла обзора объектива бленда может попасть в кадр. Также традиционная установка светофильтра на фишай невозможна.
Разновидности объектива
Выделяют два типа: циркулярные и диагональные. Циркулярный «рыбий глаз» (объектив) дает круговую перспективу, но изображение не заполняет кадр полностью. По краям кадра на полнокадровой камере видно, что часть изображения отсутствует и заменена на черные углы. Используется такой тип объектива только в прикладных направлениях фотографии (например, метеорологии).
Диагональный тип иначе называют полнокадровым. Изображение с такого объектива заполняет кадр целиком, достигается это за счет небольшого сокращения угла обзора. Такой тип объектива является и самым востребованным.
История возникновения объектива
Термин «рыбий глаз» ввел в употребление американский физик Роберт Вильмс Вуд, который первым задумался о том, как может рыба видеть окружающий мир. Он выдвинул предположения и провел эксперимент с участием герметичного ящика, наполненного водой и содержащего небольшое отверстие. Первые фотографии, сделанные при помощи такого ящика, увидели свет в 1906 году.
Линза «рыбий глаз» стала использоваться с 20-х годов, она применялась в метеорологии для съемки облачности. Также линзы были необходимы для астрономических съемок.
На сегодняшний день существуют уже десятки подобных объективов, угол обзора отдельных моделей достигает 220 градусов, да и сфера их использования значительно расширилась. Помимо объектива, есть еще и камера «рыбий глаз». Это панорамные модели с углом обзора в 360 градусов.
В СССР первым фотографом, который использовал для своих работ такой объектив, стал Бородулин Л. А., мастер спортивной фотографии.
Для чего используют эффект «рыбий глаз»?
Объективы с таким эффектом часто используют для съемок экстремальных видов спорта, это дает возможность показать в кадре не только самого спортсмена, но и весь трюк полностью. При этом можно вести съемку с небольшого расстояния.
Объектив хорош для съемки сферических панорам. Можно встретить использование такого объектива для интерьерной съемки, особенно если речь идет о небольших по площади и узких пространствах (коридоры, ванные комнаты). Если необходимо создать виртуальную 3D-панораму, тоже не обойтись без фишай.
Для достижения комедийного эффекта при съемке портретов людей или животных тоже используют такие объективы. Получаются забавные и яркие кадры.
Если обобщить, то этот объектив дает возможность увидеть привычные вещи с необычной точки зрения, и это может оказаться очень интересным. Можно вести съемку архитектуры, пейзажа, деревьев с необычных ракурсов. Странные снимки вызывают очень живую и эмоциональную реакцию у зрителей.
Можно снимать и людей, для этого человека нужно разместить в центре кадра и отойти от него подальше. Человеческая фигура получится при этом в полный рост, небольшого размера и без искажений, а вот пространство вокруг объекта съемки очень интересно искривится.
Как правильно выбрать объектив
Если вы решили, что вам необходим объектив «рыбий глаз», то вот несколько советов, которые помогут избежать разочарования после покупки.
Учитывайте размер матрицы своего фотоаппарата, приобретая объектив. Для полнокадрового фотоаппарата будет достаточно фокусного расстояния 15-16 мм, для фотоаппарата с кроп-матрицей потребуется объектив с фокусным расстоянием 8-11 мм.
Из существующих двух типов объективов — диагонального и циркулярного — первый является наиболее предпочтительным. Примеры подходящих объективов: Canon EF 15 мм F/2,8 Fish-eye, МС Зенитар-М.
Этот объектив вряд ли станет вашим основным рабочим объективом, слишком узки рамки его использования. Но для пополнения арсенала средств художественной выразительности он действительно хорош и достоин того, чтобы занять свое место в сумке фотографа.