Традиционный русский костюм не ограничивается только сарафаном и косовороткой. Праздничный, свадебный, горевой костюм, да и просто полевая рубаха

Говорят, люди, не знающие своей истории, не имеют будущего. Чтобы этого не допустить – перенесемся эдак лет на 200 назад.

Наряд женщины считался ее «паспортом». На Руси в каждой губернии был свой национальный костюм. Безусловно, сарафан – его важнейшая часть. Но хотелось бы изучить комплекс в целом.

Единого костюма не существовало. Но характерные общие черты были – это яркость тканей, многосоставность комплекса, декоративность отделки, техника орнаментации. Как в том или ином селе облачались женщины зависело от географии, климата, исторических процессов, бытового уклада, ну и конечно, развития производств этой местности.

Основной одеждой и для мужчин, и для женщин являлась рубаха. Шили ее из конопли, льна или шерсти. В целом она представляла собой туникообразный силуэт разной длины – в зависимости от повода одевания этого элемента (праздничные варианты были длиннее).

Женская одежда отличалась бОльшим разнообразием. В основу комплекса входил традиционный сарафан. Подробнее о истории русского традиционного сарафана Иванка рассказывала в этой публикации.

Женские рубахи и сарафаны дополнялись такими деталями как понева и плахта. Плахта представляла собой прямоугольный кусок ткани, обертываемый вокруг талии – тем самым заменяя юбку (обычно короче рубахи). Понева имела более сложную конструкцию и более походила на юбку. Понева имела варианты пошива – распашной (спереди оставляли открытой часть рубахи), понева-юбка (4-5 клиньев), понева с прошвой (дополнялась клином из темной ткани другой фактуры).

Одежда являлась неким социальным показателем. К примеру, возраста: девочки до 14 лет (ориентировочно) носили только рубаху. Становясь постарше – дополняли гардероб юбкой «подол». До замужества девушкам позволялось ходить. Красавицы украшали себя вышитыми полосками и «накосниками».

Важный элемент традиционного русского костюма – это кокошник! Он имел разнообразные формы и варианты украшения. Кокошники был основным женским головным убором, в независимости от сословия.

Особое, даже символическое, место в русском образе имеет пояс. Он был не просто украшением, а обязательной деталью. Ведь быть неподпоясанным считалось крайне неприличным. На художественных работах тех времен без пояса изображались только нищие и казненные.

Молодые женщины предпочитали яркие цвета в одежде и аксессуарах, а пожилые – темные и приглушенные. Общая тенденция выглядела так – туникообразный, распашной силуэт сарафанов, простота и красота орнамента и массивность, прогрессирующая книзу.

Иванка утверждает, что вопреки сложившемуся образу бедной, убогой, забитой русской женщины – у каждой должно было быть не менее 30 нарядов. Были свойственны особые костюмы, которые надевались по случаю.

  • Линейку особых костюмов представляют – «костюм годовой». После венчания девушку одевали в этот костюм, и он являлся праздничным. Она надевала его только по большим праздникам или к свекрови в гости. Украшался «годовой костюм» самой древней вышивкой – черно-белыми нитями, люди богаче – золотой и красной.
    Самое популярное украшение — янтарные бусы, которые обладали и лечебным свойством и служили как некий оберег. Одновременно девушка могла надеть от 1 до 6 нитей янтаря. 
    Странное правило, но без бус на люди могла показаться только вдова.
  • Костюм невесты, свадебный костюм. В этом костюме девушка, приходя из церкви, проходила обряд повивания – с нее снимали девичий головной убор, расплетали косу, и заплетали в две косы, укладывая вокруг головы. После надевали свадебный головной убор – «сороку». В этом головном уборе девушка могла ходить только молодухой, т.е. до рождения первого ребенка.
    С XVII до конца XIX века в свадебной и праздничной одежде встречались женские рубахи-долгорукавки (до 2 метров), в которые еще могли вставлять клинья.

 

  • Но, приходили будни, и девушкам нужно было работать (будничная одежда). Они облачались в покосную рубаху с красивой вышивкой. Надевали понёву – распашную или глухую по своему крою. В образе присутствовали разнообразные головные украшения из бисера, стекляруса, речного жемчуга.

  • Существовал «горевой костюм», т.е. похоронный. В таких костюмах ходили хоронить ближайших родственников.

Девушки в русских платьях прекрасны, но они все равно прибегали к разным хитростям, чтобы сделать свои достоинства визуально пышнее:

— у кого маленькая грудь, делали складочки/защипы на фартуке в области груди;

— надевали до 11 нижних юбок;

— обматывали голени портянками и обувались в лапти или чуни, тем самым делая ноги толще.

Строгое многолетнее соблюдение регламента в одежде и помогло сформировать традиционный русский наряд, особо благодаря крестьянству, на которое европеизация и петровские реформы не смогли повлиять в полной мере.

P.S.: Сегодня мы рассмотрели только женскую половину русского традиционного костюма. На днях вы увидите публикацию и мужском наряде, ведь та же косоворотка — древнейший элемент славянского народного костюма. Хотя нет, именно элемент русского мужского костюма, ведь косоворотка как одежда белорусам и украинцам неизвестна.

 

ivanka.club

Традиционный русский костюм — Newsps

«Встречают по одёжке…»

Сейчас, как всегда в истории при нарастании нестабильности и небезопасности жизни, отсутствии ясной перспективы, человек невольно ищет покоя и защищенности для себя и своей семьи. Интуитивно он обращается к семейным, то есть, родовым ценностям и их корням. В интернете появляется всё больше блогов, сайтов, движений и организаций по возрождению традиционной культуры, к которой относится и русский костюм. Людей начинает всё больше интересовать их настоящая история, а не то, чему учат школьные учебники. Это к слову о том, что, хотя и «встречают по одёжке», провожают всё же «по уму». Ведь так заканчивается эта поговорка. Люди интересуются теперь настоящей, традиционной культурой. А её неотъемлемой частью является национальная одежда. Она имела свои особенности в разные эпохи и в разных местностях, отвечая, в том числе и особенностям климата. Что касается ансамблей народного творчества, которые выступают в этнических нарядах, то следует отметить, что это лишь сценические наряды. И они во многом стилизованы и, чаще всего, сохраняют только основные признаки национальной одежды, но созданы по моделям современных дизайнеров.

В этой статье мы предлагаем знакомство с традиционным русским костюмом, который называли нарядом, срядом или обрядом. Заметим, что последнее наречение также не случайно. Разная одежда отвечала не только ежедневным насущным потребностям для работы или праздников, но и постоянному участию в обрядах, сопровождавших все этапы человеческой жизни, от рождения до кончины. То есть одежда не могла не соответствовать общим правилам.

Итак, что же есть такое – традиционный русский костюм?

Рассматривание русских традиционных нарядов согревает сердце. Они повествуют об истории народа, пропитаны русским духом. Раньше люди говорили, что для самых важных торжеств жизни нужно шить наряды красивые, то есть красных оттенков, как маков цвет. Слова красный и красивый в поэзии являются синонимами. Поэтому в русском наряде обычно преобладают два основных цвета: доминирующий красный и белый. Также, вопреки канонам моды, русский костюм часто сочетал красный (тёплый), белый (нейтральный) и синий (холодный) цвета, которые мы видим на флаге России. Конечно, это не единственные цвета, используемые в русских нарядах, но карминно-красный цвет оставался излюбленным у наших предков. Когда люди съезжались на ярмарки, по костюмам разнообразных сочных цветов всегда можно было определить, из какой губернии человек.

Одежду изготавливали из тканей, сотканных дома из льна, конопли и шерсти. Купцы, зажиточные крестьяне могли позволить себе и дорогие покупные ткани: шёлк, бархат, парчу. С раннего детства девочки учились шить, вышивать, вязать и прясть. Все девки (не путать с современным грубым звучанием этого слова, так как на Руси так называли девочек и девушек), имели свои «инструменты» для домашних работ. Сначала это были пряльца, с взрослением мастерицы это уже были большого размера прялки и ткацкие станки.

Деревянные прялки украшались резьбой и часто бывали расписными. Свадебный наряд для себя, жениха и будущей свекрови девушка начинала готовить с детских лет. На следующий день после свадьбы, свекровь должна была выйти к людям, надев русский костюм-рубаху, выделанную молодухой. Если рубаха свекрови не удавалась должным образом, то свекровь в ней и не показывалась, отговариваясь: «Не на что смотреть!»

Русские прялки

«Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом».

(Русская народная пословица)

Вечерами девушки и женщины часто собирались вместе в одной избе, чтобы прясть нитки, разнообразя монотонную работу песнями. Девушки, замужние женщины и будущие роженицы носили разную одежду. По крою, цвету, манере ношения одежды всегда можно было узнать многое о её хозяине или хозяйке. Одежда служила безмолвным указателем. Например, женщины иногда на праздники надевали рубаху, которую назвали «печальная». Она означала: «У меня в семье горе, я не могу участвовать в вашем веселье, но я с вами». Русский костюм также делился на будничные, рабочие и праздничные вариации.

Белая венчальная рубаха также называлась старушечьей, её могла носить не только молодая невеста, но и пожилая женщина. Старикам не полагалось носить праздничного костюма. Их наряд по крою был схож с детской одеждой, его шили из ткани белого или тёмного цвета. Когда невеста выходила замуж, по традиции она должна была плакать, прощаясь со своим родом. То есть венчание было почти трауром, и поэтому на эту церемонию девушка надевала не праздничный русский костюм, а простую рубаху. Считалось, что если она не будет плакать, то тем самым обидит свой род. Свадьба, конечно, уже была радостной и очень красочной, включая наряды невесты, жениха и гостей. Замуж выходили в своём селе, девушку порицали, если она не могла найти мужа в своём селе. Замуж выходили рано, в 13-14 лет уже подыскивали себе суженого.

Традиционная одежда была наполнена символами и знаками, прочесть которые было непросто. Каждый предмет одежды имел для владельца большую ценность и обладал особой энергетикой. Эта энергетика впитывалась поэтапно. Сначала сеяли и выращивали лён и хлопок, потом пряли и красили нитки, далее ткали материю, из которой и шилась одежда. Одежду украшали различными вышитыми узорами, которые служили оберегами от нечисти. Эти узоры служили непреодолимой преградой для злых сил. Всё это был ручной труд, то есть, на каждом этапе одежда впитывала в себя всё больше энергии от её создателя. Люди ценили одежду не только за вложенные большие усилия, но и за узоры, и её передавали по наследству нескольким поколениям. Иногда такой русский костюм называли дармовым — потому что он не стоил крестьянину никаких денег, всё делалось своими руками от засевания поля льном до готового костюма.

Судя по сохранившимся нарядам, люди были невысокого роста, сухопарые, но здоровые, судя по количеству деторождений. Особенно ценилась женщина в теле, полногрудая, с широкими бёдрами. По этой причине маленькие женщины шили одежды и фартуки со складочками, чтобы формы казались пышнее. Если у девушки были тонкие ноги, она обматывала их несколькими парами онучей для утолщения ног и надевала по 10 юбок. До замужества никаких прикасаний мужчин не допускалось, поэтому такой «обман» мог раскрыться только после свадьбы. Понятия диеты или проблемы похудания не существовало.

Пояс

Пояс служил неотъемлемой частью, как мужской, так и женской одежды. Ходить без пояса считалось грехом. Если человека распоясать — значит обесчестить, осквернить род, а человека, совершившего неблаговидные поступки, и сейчас называют распоясавшимся. Одетый при рождении или крещении пояс мог носиться всю жизнь. Иногда носили два пояса: один – данный при крещении, на голое тело, а второй — поверх одежды.

Скромность в одежде подводила к соответствующему поведению. Не было дерзости, похотливости, смешения полов, когда трудно разобрать, кто перед вами: девушка или парень, что часто можно увидеть на современных показах моды.

Женская одежда

Женский праздничный русский костюм: рубаха-рукава, рубаха- «сарафанчик», понёва, передник, пояс, бусы, головной убор «сорока» из трёх частей, платок.

Единого национального костюма во всей огромной России, конечно, не могло быть. Символизировали русский костюм сарафан, надетый поверх рубахи, понёва и головной убор — кокошник (или «кика»). Женщины побогаче носили тонкие рубахи с вышивкой и пышными рукавами – показателем достатка семьи, а остальная часть рубахи пряталась под сарафан. Её так и называли «рукава». В более холодное время носили душегреи. Надевали также и нижние юбки. Барышни из дворян носили туфли с бантиками и на каблучках. Головы украшали венцами.

У замужних женщин волосы были тщательно спрятаны под головным убором. Для русской крестьянки считалось грехом показаться простоволосой, то есть, с открытыми волосами. Замужние женщины (звались почётным словом «баба») волосы заплетали в две косы, которые обматывали вокруг головы и закрывали головным убором, а девушки (они звались девками) носили длинную косу. Чем длиннее и толще коса — тем девка считалась «породистей». На голове у девки была повязка, которая не закрывала косу. Платки в России завязывались, в основном, под подбородком в отличие от европейских стран. Женщины носили бусы, а иногда много бус разных цветов.

Огромная коллекция русских традиционных нарядов была собрана Натальей Шабельской.

На севере России обычно носили только сарафан, а на юге – сарафан с понёвой — клетчатой юбкой из шерстяной домотканой материи, обычно чёрного или тёмно-синего цвета, поверх сарафана. Клетка — символ засеянной земли. Костюм был многослойным и включал длинную или короткую рубаху, поверх понёвы обычно надевался передник-занавеска. Обычно у понёвы были подолы, кромки вдоль разрезов. Они были богато украшены вышивкой, алыми лентами, зубчиками, ромбами, галунными нашивками. В некоторых местах девушка надевала понёву, когда готовилась к сватанью. Даже существовал обряд, называемый «прыгнуть в понёву». Девицы расстилали юбку-понёву на земле и прыгали на неё, тем самым говоря: «Я готова выходить замуж».

У понёвы было четыре стороны — как четыре стороны света. Три из них были вышитыми, а одна оставалась чёрной, и носилась под занавеской (передником), но, когда женщина садилась, она поворачивала эту сторону назад, чтобы сесть на неё, а не на вышивки. Иногда понёвы были распашными, то есть, без передней полосы, которая закрывалась передником. Передники шили из того же материала, что и рубахи, и старались, чтобы орнаменты на обоих перекликались.

Женский праздничный русский костюм: рубаха, понёва, передник-занавеска, нагрудное украшение, платок, пояс, поясное украшение, башмаки, чулки.

Вид со спины

Между прочим, оборотной части одежды, изготавливая русский костюм, придавали не меньше значения, чем виду анфас, так как раньше девушки водили хороводы, и поэтому наряды обозревались со всех сторон. И девушка должна была выглядеть красиво со всех сторон.

Сарафан отличался пирамидальной формой, придававший женской фигуре стройность и величавость, а походке — плавность. Праздничные сарафаны непременно украшали по подолу и по середине. Центральная вертикальная полоса отделывалась вышивкой золотыми нитями, лентами и тесьмой. По центру часто пришивали ажурные металлические пуговицы, которые сами по себе являлись настоящим произведением ювелирного искусства. Праздничный русский костюм с сарафаном также включал в себя нагрудник на лямках, который также называли душегреей, коротёной, кацавейкой. В холодную погоду носили кофты на вате, называемыми шугаем.

Рожали женщины обычно лет до 40, и рожали много, после чего считались уже старухами и отправлялись «на печку». Рубахи свои хранили до своих же похорон.

Вышивка

Вышивкой традиционный русский костюм украшался обычно в области рукавов, груди и подола. Важное место отводилось золотым и серебряным нитям, и жемчугу. Вышивка считалась отличной, если с оборотной стороны не было узелков. Вышивкой окружали все отверстия на рубахах, как мужских, так и женских. Часто использовали орнаменты и узоры, включающие такие традиционные символы, как коловрат (он же крест-ярга, или свастика), древо жизни и другие. У женской рубахи вышивкой украшали подол. Эти узоры пришли из древней истории, сохранили языческие традиции поклонения солнцу, природе и её духам.

Головные уборы

Традиционный русский костюм, конечно же, включал в себя и головной убор.

«Кика, сорока — убор молодицы;

косник, венец — украшение девицы

сборник, повойник — убор для старухи

самый красивый — убор молодухи».

Девки вплетали в косу ленты и вешали накосник (украшение).

Замужние женщины полностью убирали волосы под головной убор, под волосник, чтобы «счастье не растерять», или «чтобы не наколдовали на волосы», зная об их магической силе связи с космосом. Выражение «окрутить парня» пошло от закручивания кос вокруг головы. Само слово «косы» происходит от слова «космы» — так раньше называли волосы, а космы — от космоса, связи с космосом. А если женщина «раскосматилась», то теряла эту связь, привлекала на себя грех. Головные уборы состояли из многих частей, и надевать их было настоящим искусством. Сначала надеваются рожки, которые держат форму головного убора, затем волосник (или повойник, в котором женщины и спали), под который убирают все волосы, потом налобник и мохры — служащие украшением. После этого голову накрывают платком и надевают самую красивую часть головного убора — венок. Рожки считались древним славянским оберегом и символом плодородия.

Русский костюм с головным убором «сорока».

Кокошники (от слова «кокуш», то есть птица) обычно изготовлялись из бересты, тонкой коры берёзы, или проклеенного рыбьим клеем холста. Их носили только молодые замужние женщины первые два года замужества. Жемчуг для кокошника собирали ещё с детства будущей невесты, он был дорог. Кокошник передавался по наследству, и все девочки в семье выходили замуж в нём. Названия головных уборов бывали схожи с названиями птиц, то есть олицетворяли Небеса, то есть то, что высоко. Если разложить головной убор- «сороку» на полу, то его силуэт будет изображать птицу. «Сороку» тоже носили от свадьбы до рождения первенца. Кокошники в каждой губернии были разными.

Головные уборы женщин отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы. Девушкам оставляли возможность гордиться своими косами, и закрепляли головные уборы широкими лентами, пришитыми к головному убору, и завязанными в бант. К головному убору с оборотной части пришивали полосу (или полосы) из дорогой ткани, спадающей по спине. Поверх головного убора часто надевали ситцевые или шерстяные платки и шали. В сундуке каждой женщины, вне зависимости от сословия, всегда хранилось несколько платков, предназначенных на все случаи жизни. На одежде вообще не экономили, и у каждой женщины было несколько десятков нарядов на все случае жизни, как то: посещение церкви, для работы, свадебный наряд, костюм молодухи, костюм вдовы, костюм для поездки в гости и т.п. На похороны ходили во всём белом, включая и платок, а чёрный платок для похорон пришёл уже с Запада. Траурный костюм шился из таких простых материалов, как лён, имел также простой покрой и вышивку, но только чёрную. К середине XX столетия платки были окончательно вытеснены современными или близкими к ним головными уборами. Согласно Сергею Глебушкину, собирателю и популяризатору русского костюма, у каждой женщины на Руси было не менее 30 костюмов.

Кика, или кичка

Пример кокошника

Повойник

В Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и других южных губерниях носили кики. С приходом христианства, кики стали преследоваться, возможно, из-за их рогатой формы.

Как правило, повойник носили по будням, а в праздники надевали кокошники. К началу XX века повойник вытеснил более сложные головные уборы — «сороку», кичку.

Долгое время существовал обычай венчать невест в жемчужных венцах — праздничный головной убор в виде ажурной короны, украшенный бусами, разноцветными стёклышками или жемчугом, добывавшимся в северных реках. Праздничные костюмы носились редко, поэтому они сохранились более всего.

Обувь

Русский костюм не мог не включать в себя и обуви. Обувь носили разную. Летом крестьяне носили плетённые из лыка (коры молодых деревьев, но в основном ивы и липы, которые назывались лутошками (возможно слово «лукошко» пошло оттуда)) лапти. Из того же материала плели корзины, туеса, кресла, кули и даже столы. Зимой носили валенки. Валенки не только валяли, но и вязали из шерсти. Также существовала кожаная обувь: сапоги и туфли.

Лапти носили не только летом, но зимой, тогда их плели в два-три слоя, и ноги обматывали шерстяными и льняными опорками, поэтому ногам было тепло. Летом лапти плелись из более лёгкого лыка (его размачивали в воде, оно становилось эластичным, готовым к работе). Лапти изнашивались за одну неделю! Поэтому в свободное от работы время их приходилось плести и плести.

Мужская одежда

Мужчины одевались в рубахи (полотняные, холщовые, а потом ситцевые и шёлковые) порты (штаны) и обязательно носили пояс. Мужчины сеяли и пахали (жатвой занимались женщины), работали, поэтому их одежда очень быстро изнашивалась. Существовала и праздничная одежда. Это были вышитые рубахи. После сбора урожая женщины раздевались донага и катались по полю, чтобы получить от земли силы деторождения.

Как уже упоминалось выше, свадебную рубаху жениху девочка начинала ткать и вышивать с семи лет, с помощью взрослых, особенно крёстной матери. Рубаха шилась из четырёх полос (две с передней стороны, и две с задней). Одежду шили широкой, поэтому она всем подходила. Женская одежда тоже была широкой, поэтому часто даже беременность под слоями одежды не было видно. Функциональность одежды была главным «дизайнером»: она делалась просторной для движений, то есть, удобной для трудных крестьянских работ.

Хранение одежды

Избы были перенаселены, поэтому одежда обычно хранилась на улице, в сенях, в чуланах, в сундуках. Лён и коноплю моль не ест, а шерсть «любит», поэтому её хранили на улице, при русских зимах вся эта одежда промораживалась. А летом процесс её сохранности называли «прожарить на солнце».

Люди на Руси были всегда чистые, потому что регулярно парились в банях и мылись настоем из золы. Золу замачивали в воде, она опускалась на дно, и вода становилась мыльной, ею и мылись.

Запреты на русский костюм при Петре Первом

Царь Пётр Первый известен своими новшествами, устремлением к «европеизации» России. Он издал указ о запрете на бороды и традиционные русские наряды. Поэтому постепенно в них начали появляться европейские элементы. Вначале придворные дамы испытывали трудности: привыкнуть к декольте, после платьев с закрытыми до кистей руками, было невыносимо трудно. После Петра исчезло и возрастное отличие в костюмах. Императрица Екатерина II, из-за своей пылкой любви к России, пыталась возродить русские обычаи, включая и костюм. Русские костюмы придворных отличались своим богатством, драгоценными украшениями, мехами и изящными тканями. У дворянского костюма своя история.

Немного мистики

Вот пример платья династии Чжоу

Духовное учение Фалунь Дафа указывает на тесную связь между Россией и династией Чжоу Китая. Это была самая протяжённая по времени династия в истории Китая (сравним, Россия — самая протяжённая страна мира по территории). Возможно, династия была столь долгой, чтобы позволить всем живым существам, связанным с Россией, воплотиться там и установить кармическую связь с Китаем. Любопытно, что как раз в династии Чжоу самым благородным цветом считался красный, как и на Руси (другие династии отдавали предпочтения иным цветам. Например, династия Ся — чёрному цвету, династия Шан — белому). Более того, при династии Чжоу появились длинные платья, которые носили подпоясанными (русский поясок?).

Уничтожение традиционной культуры при коммунистическом режиме

При коммунистическом режиме начали стираться грани между мужчиной и женщиной. Всё изящное и красивое презирали. Всё должно было стать общим — коммунистическим. За появление в традиционной одежде в колхозе не ставили трудодней, а потом людей ссылали в Сибирь. За ношение традиционной одежды людей сажали в тюрьмы, а символ коловрата после второй мировой войны и вовсе запретили. «Умерла» и древняя техника украшения тканей с помощью набойки и красок, как и многие другие ремёсла.

Послесловие

Изучая традиционный русский наряд, на ум приходит мысль, что, возможно, современная одежда не только не самая красивая, но даже совсем некрасивая, по сравнению с тем, во что облачались наши предки. К тому же она даже не всегда удобна, и, конечно же, не самая дешёвая.

Сейчас можно заметить, как снова в моду входят рубахи-косоворотки и сарафаны, а также кацавейки. Последние, скорее всего, имеют другое современное название, но выглядят именно так. Есть и другая одежда, которая очень напоминает русский традиционный наряд. В реалиях современности едва ли, конечно, русские традиции в одежде будут возвращены полностью, но всё же какие-то потуги современных дизайнеров в этом направлении заметны. И это хорошо! Значит, всё-таки можно порадоваться за начало возрождения традиционной русской одежды!

www.newsps.ru

Традиции русского народного костюма

Оглавление

Введение

Глава 1. «Из глубины веков»

Глава 2. Русский народный костюм

2.1 Рубаха

2.2 Штаны

2.3 Сарафан

2.4 Верхняя одежда

2.5 Пояса

2.6 Головные уборы

2.7 Обувь

2.8 Детский костюм

2.9 Обрядовая одежда

Глава 3. Знаки и символы русской вышивки

Заключение

Список литературы

Народный костюм — это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Народный костюм — не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.

Откуда мы знаем, как наряжались тысячу лет назад наши далёкие предки, что надевали они зимою и летом, в будни, в праздничные и печальные дни? Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология. Особенно полезными для изучения древних одежд оказались мужские, женские, детские захоронения, многие сотни которых обнаружены и исследованы учёными на всей территории расселения древних славян.

Погребальный обычай наших пращуров требовал отправлять человека в последний путь в богатом, удобном и красивом убранстве, причём для женщин и девушек это был, как правило, свадебный наряд.

Металлические, самоцветные, стеклянные элементы таких нарядов — пряжки, бусы, пуговицы — попадали в землю более или менее целыми даже в том случае, если тело предавали огню. Но, к счастью для современной науки, погребальный костёр устраивали не всегда, и во многих могилах сохранились настоящие комплекты амулетов, украшений и всевозможной «галантереи». По тому, как они расположены на костях древних скелетов, учёные делают выводы о древних костюмах.

От долгого лежания в земле обувь превращается в бесформенные комки, а ткань, в лучшем случае, становится тёмно-коричневой. Нужна специальная обработка, чтобы драгоценные клочки не погибли, извлеченные наружу. Однако со временем в руках учёных оказывается почти прежняя туфелька или сапожок, а современная техника помогает выяснить, из каких нитей была соткана материя и частицы какого красителя на ней остались. Существуют и методы, позволяющие установить «возраст» находки — иногда с точностью до нескольких лет.

И всё-таки было бы очень трудно, почти невозможно собрать из клочков полуистлевшей ткани целый костюм, если бы не изображения, сохранившиеся до наших дней или воскресшие под руками реставраторов на фресках древних соборов, на миниатюрах рукописей, камне и дереве языческих и христианских священных изваяний. Конечно, их создатели запечатлели в первую очередь знатных людей своей эпохи или вовсе мифологических персонажей, к тому же рисунки и скульптуры зачастую весьма схематичны. И, тем не менее, эту возможность увидеть прошлое трудно переоценить.

Подобный шанс дают нам и памятники литературы, в которых сохранились описания одежды.

И, наконец, нельзя пренебрегать сведениями, которые может дать народный костюм, кое-где перекочевавший из бабушкиного сундука на витрины музеев. Понятно, здесь необходима разумная осмотрительность, ведь на протяжении веков народный костюм хоть и медленно, но всё же менялся.

В Прикамье одновременно с формированием русского населения происходит распространение северно-русского и среднерусского комплектов одежды, впоследствии они долго оставались определяющими в сельской и городской среде.

Материалом для одежды служили ткани домашнего производства: однотонные льняные и конопляные холсты, узорные льняные пестряди[1] и набойки[2] , сукно из овечьей шерсти.

В крестьянской среде однотонные холсты называли портянными, пестрядь в мелкую клетку — сарапинокой, сукно — пониточина[3] .

Помимо ткани для изготовления одежды использовали кожу, овчину, меха.

Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались мужской и женский костюмы только деталями, некоторыми элементами покроя, размером. Одежда была повседневная и праздничная — богато украшенная вышивкой, узорным ткачеством, орнаментальными композициями из тесьмы, галуна, блестками и др. материалами. Однако в русской деревне богато украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую красивую, годовую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.

В теплый период года у женщин и мужчин основной одеждой были туникообразная рубаха. Мужская рубаха была до колен или чуть длиннее, и носили её поверх штанов, женская рубаха была почти до пят, и шили её из двух частей: нижняя часть из более грубой ткани, она называлась становиной, а верх из более тонкой. Рубаху без воротника обычно носили в будние дни, а с воротником по праздникам, воротник был невысокий, в виде стойки, и называли его остебка, разрез на рубахе для застежки делали сбоку, редко у самого плеча, он шел вертикально вниз, реже косо, от плеча к середине груди. Рубаху застегивали на пуговицы или завязывали у ворот на тесемку, такую рубаху называли — косоворотка.

Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено. Рубаха, которая непосредственно прилегает к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. По мнению древних следовало «обезопасить» все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии.

Штаны у русских носили только мужчины, в старину мальчики не носили штанов до 15 лет, а нередко и до самой свадьбы.

Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами («в шагу») вставляли ластовицу — для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать. Штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи.

Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка — «гашника», вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. «Гачами» или «гащами» древние славяне называли сперва собственно ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. «Гача» в смысле «штанина» кое-где дожило и до сего дня. Теперь делается, понятен смысл современного выражения «держать в загашнике», то есть в самом укромном тайнике. Действительно, спрятанное за шнурком для штанов прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Другое название одежды для ног — «портки». Их шили из холста или сукна, нарядные русские шаровары шили из черного плюша. В Прикамье порты шили из полосатой пестряди.

Национальным костюмом русских женщин являлся сарафан. До начала XVIII в. носили его и представители высших сословий, а в позднее время сохранились они в основном только в сельской среде. «Сарафан — собирательный термин, которым называют длинную распашную или г

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *