Элементы национального костюма в современной одежде. Русский костюм и современная мода.

Русский народный костюм является ярким самобытным элементом богатейшей родной культуры, который синтезирует в себе различные виды декоративного творчества: традиционные элементы кроя, орнамента, использование материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

Русская мода и женская одежда

В наши дни в европейской моде горячо приветствуется русский стиль. Павловский платок воспринимается как очень модный элемент одежды. Русская культура внесла в мировую моду вышивку цветными нитями, бисером, камнями, золотом и лентами. Сейчас многие дизайнеры в своих работах используют ткани в стиле русский платок. Традиционный русский платок расписывается цветами: в центре находится один крупный элемент, а к краям цветки начинают уменьшаться в размерах. Еще одной неповторимой и уникальной чертой русского национального стиля является кружево. Оно выглядит романтично, таинственно и экзотично. Мода в русском народном стиле допускает использование кружева во всех видах одежды и аксессуаров.

В последнее время в зимний сезон вернулась мода на . Современные валенки выпускаются в России и за рубежом. Теперь они вышиваются разноцветными узорами, бисером и кожаными вставками.

Хочется отметить, что модный и современный образ в русском стиле формируется с учетом количества элементов русского костюма. Его не стоит сочетать с вещами, выполненными в стиле винтаж и гранж, ибо такое сочетание будет больше походить на бедного родственника из далекого прошлого, чем на образ прекрасной модной леди.

Этнический стиль одежды включает в себя богатый перечень национальных направлений. В многоцветном списке яркой привлекательностью и самобытным исполнением выделяется русский стиль. В одежде актуального тренда характерной приметой считается органичное соединение народных мотивов с новейшими тенденциями мировой моды. Практически все современные кутюрье при создании очередных коллекций не обходят своим вниманием выразительный и колоритный стиль.

Исторические основы актуального тренда

Русская мода начала свое победное шествие по миру почти сто лет назад. Толчком к этому послужили революционные события 1917 года. В результате великих преобразований масса людей была вынуждена оставить историческую родину и отправиться в далекую неизведанную эмиграцию. Кроме фамильных драгоценностей состоятельные люди вывозили также гардеробы, наполненные богатыми нарядами в традиционном русском стиле.


Многообразие ярких красок, необычные фасоны платьев, удивительные головные уборы и прочие эффектные элементы народного костюма привлекали внимание европейцев и вызывали неподдельное восхищение и восторг. Russian style плавно перекочевал во все сферы жизни. Использование самобытного колорита в гостиницах, ресторанах, на подмостках сцены считалось хорошим тоном.

В европейскую моду вошли прямые одежды, украшенные фольклорными узорами. Мужские косоворотки, пестрые шали, высокие кокошники выбирали даже самые известные люди. Марлен Дитрих и Грета Гарбо использовали в своих нарядах декорирование драгоценными камнями бисерную и вышивку в духе русских мотивов.

Окончательное утверждение стиля в 20-е годы прошлого века произошло благодаря появлению у русских дизайнеров модных домов в Европе. Здесь витал исключительно национальный дух, поддерживаемый дворянскими выходцами из России.

Русский стиль в женской одежде — красота и практичность

Суровый климат

www.bittally.ru

фото, история костюма и современные интерпретации

Сегодня, когда практически вся одежда сделана в Китае и Турции, американца сложно отличить от россиянина, и наоборот. Но так было не всегда. Еще 150-200 лет назад самобытность каждого народа подчеркивал его наряд. И русские народные платья, конечно, не исключение. Одежда не только говорила о том, откуда человек родом, но и могла поведать о его социальном статусе и положении в обществе. Особенно это заметно в женском народном костюме.

Женская одежда на каждый день

Основой любого наряда была длинная рубаха. Чаще всего она была белого или красного цвета. Ее украшали вышивкой и жемчугом. Более знатные дамы поверх надевали еще одну шелковую рубаху, называемую горничной. Ее подвязывали широким поясом или фартуком. В таком виде женщина могла ходить дома, не надевая больше ничего. Однако, принимая гостей, обычно надевали еще и другую одежду поверх рубахи.

Вот здесь русские народные платья у женщин, живущих на севере и юге, отличались. Так, представительницы северных народов поверх рубахи надевали сарафан, который представлял собой длинное платье без рукавов. Для его отделки использовалась вышивка, оторочка, жемчуг и даже драгоценные камни. Чем к более знатному сословию принадлежала женщина, тем из более дорогой ткани был сшит сарафан.

На юге женская одежда была другой. Здесь вместо сарафана предпочитали носить поневу. Она напоминала современную юбку, но, в отличие от нее, понева повязывалась вокруг талии. Понева была ярких оттенков и в разных губерниях имела свою цветовую гамму. Русское народное платье, фото которого показано выше, еще дополнялось передником, головным убором и украшениями на шею.

Верхняя одежда

Так как на большей части России зимой весьма холодно, то русские народные платья дополняла верхняя одежда. У крестьянок и городских жительниц было принято носить телогрейку поверх опашня, выполненного из сукна. Обычно она была короткой с большим количеством пуговиц. Такую телогрейку по краям отделывали золотым или серебряным шитьем.

Знатные же дамы носили шубки, шитые из различных мехов. Их главное отличие от других подобных нарядов — это длинные рукава (до 10 метров). В нужных местах были сделаны прорези, куда, собственно, и продевались руки. Реже шубку носили, собирая рукава большими складками. Кроме этого, дворянки могли дополнять свой наряд воротником и муфтой из меха.

Для всех слоев населения и телогрейка, и шубка были праздничной одеждой. Поэтому на каждый день надевали более простую однорядку. Она выполнялась обычно из шерстяного сукна и имела скромную отделку. Чисто внешне это было очень длинное пальто, практически до пят, с такими же длинными рукавами. В них, как и у шубки, были прорези.

Праздничная одежда

Конечно, как и сейчас, одежда по случаю и на каждый день отличалась. Особенно это заметно, если рассматривать русские народные свадебные платья. Их отличало от других нарядов буйство красок и обилие отделки. В старину было не принято выходить замуж в белых платьях, так как этот цвет был символом святости.

Так как представительницы более низких сословий не могли себе позволить платье из дорогих тканей, то оно обычно шилось из льняного полотна. Однако они с лихвой это компенсировали тонкой вышивкой, отделкой кружевом и бисером. Знатные дамы выходили в платьях, пошитых из парчи, тафты и даже шелка. Они также обязательно расшивались и украшались жемчугом и драгоценными камнями.

Русские народные платья на свадьбу будущая невеста готовила себя сама, порой делая это несколько лет. Ведь их полагалось иметь не менее четырех. Каждое из них надевалось в определенный день свадьбы. К тому же это был способ продемонстрировать гостям и семье будущего мужа мастерство девушки, выбранной в жены. Причем это касалось всех сословий, не только крестьянок.

Одежда по статусу

Стоит отметить, что, несмотря на общую схожесть всех нарядов, русское народное платье для девочки и замужней женщины имело существенные отличия. Статус в обществе демонстрировался с помощью головного убранства. Так, маленькая девочка обычно носила косу, в которую вплетались ленты. Ею же украшалась и сама голова. Никаких кокошников и других головных уборов ей не полагалось, кроме платка зимой.

Как только девушка достигала половой зрелости и становилась, что называется, на выданье, она повязывала ленту поперек головы. Лента украшалась вышивкой или же была однотонной. К тому же часто такие девушки носили одну длинную косу «в роспуск», не закрепляя снизу. Конечно, они периодически расплетались: таким нехитрым способом девушка завлекала потенциальных женихов.

Замужним же дамам ни в коем случае нельзя было покидать дом без головного убора. В повседневной жизни они повязывали на голову платок, но, в отличие от девушек на выданье, он завязывался сзади, а не спереди. При этом коса плотно заплеталась и укладывалась вокруг головы. Поверх нее надевался волосник. В праздничные дни полагалось носить кокошник, убранным платком. Зимой на голову надевалась меховая шапка.

Современное прочтение

Конечно, многое из русского народного костюма давно забыто и утрачено. Однако платье в русском народном стиле можно встретить в коллекциях многих отечественных дизайнеров. Так, у Игоря Гуляева в силуэтах современных шуб четко угадываются русские мотивы. Вячеслав Зайцев не раз в своих коллекциях демонстрировал вечерние платья, в которых явно были заметны русские мотивы. Это касается и силуэта, и отделки.

Некоторые дизайнеры пошли дальше и создали целые коллекции в русском народном стиле. Например, Валентине Аверьяновой удалось вдохнуть новую жизнь в национальную одежду. Продемонстрированная ею коллекция получила одобрение не только международных критиков моды, но и обычных покупателей.

В заключение

И сегодня всегда найдется место такому наряду, как русское народное платье. Фото современных нарядов в этом стиле все чаще можно встретить в модных глянцевых журналах. К тому же стиль «фолк» сейчас на пике популярности.

fb.ru

Доклад на тему «Русский народный костюм»

Содержание

I.

Введение

Народный костюм — это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Народный костюм — не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.

1. Историческая справка

На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали.

Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский.

2. Русский народный костюм

Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались мужской и женский костюмы только деталями, некоторыми элементами покроя, размером. Одежда была повседневная и праздничная — богато украшенная вышивкой, узорным ткачеством, орнаментальными композициями из тесьмы, галуна, блестками и др. материалами. Однако в русской деревне богато украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую красивую, годовую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.

2.1 Рубаха

В теплый период года у женщин и мужчин основной одеждой были туникообразная рубаха. Мужская рубаха была до колен или чуть длиннее, и носили её поверх штанов, женская рубаха была почти до пят, и шили её из двух частей: нижняя часть из более грубой ткани, она называлась становиной, а верх из более тонкой. Рубаху без воротника обычно носили в будние дни, а с воротником по праздникам, воротник был невысокий, в виде стойки, и называли его остебка, разрез на рубахе для застежки делали сбоку, редко у самого плеча, он шел вертикально вниз, реже косо, от плеча к середине груди. Рубаху застегивали на пуговицы или завязывали у ворот на тесемку, такую рубаху называли — косоворотка.

Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено. Рубаха, которая непосредственно прилегает к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. По мнению древних следовало «обезопасить» все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии.

2.2 Штаны

Штаны у русских носили только мужчины, в старину мальчики не носили штанов до 15 лет, а нередко и до самой свадьбы.

Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами («в шагу») вставляли ластовицу — для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать. Штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи.

Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка — «гашника», вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. «Гачами» или «гащами» древние славяне называли сперва собственно ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. «Гача» в смысле «штанина» кое-где дожило и до сего дня. Теперь делается, понятен смысл современного выражения «держать в загашнике», то есть в самом укромном тайнике. Действительно, спрятанное за шнурком для штанов прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Другое название одежды для ног — «портки». Их шили из холста или сукна, нарядные русские шаровары шили из черного плюша.

2.3 Сарафан

Национальным костюмом русских женщин являлся сарафан. До начала XVIII в. носили его и представители высших сословий, а в позднее время сохранились они в основном только в сельской среде. «Сарафан — собирательный термин, которым называют длинную распашную или глухую горничную одежду на плечиках или пришивных лямках. Предположительно слово «сарафан» произошло от иранского «sarapa» — одетый с головы до ног. Первые упоминания об этом типе одежды в русских источниках относятся приблизительно к 1376 году, где о сарафане, сарафанце говорится как о мужской плечевой распашной узкоскроенной одежде с длинными рукавами».

В качестве женской (девичьей) одежды сарафан стал повсеместно известен в России начиная с XVII в. Тогда он представлял собой цельное глухое платье с рукавами или без рукавов, надевавшееся через голову. Сарафан на лямках стал известен только после XVII в. Начиная с XIX в. и до 20-х годов ХХ в. сарафан служил праздничной, будничной, рабочей одеждой крестьянства. Праздничные сарафаны шили из более дорогих тканей, будничные в основном из домоткани.

Известно огромное разнообразие типов сарафанов, при этом в каждой губернии могли одновременно бытовать несколько разновидностей. Все типы можно условно разделить на четыре большие группы по конструкции (крою), начиная с самого древнего.

Глухой косоклинный сарафан, известный в разных губерниях под названиями саян, ферязь, глухарь, сукман, дубас. Первоначально этот тип сарафана имел туникообразный крой, при котором перед и спинка сарафана формируются из одного полотнища ткани, перегнутого пополам. Округлая или прямоугольная горловина вырезалась по сгибу, иногда дополнялась небольшим нагрудным разрезом спереди по центру. С боков подставлялись многочисленные продольные клинья. Такие сарафаны в основном шились из домоткани — красного сукна, черной и синей шерсти домашнего изготовления, — а также из белого и синего холста. Такие сарафаны украшались обшивками кумача или крашенного холста на вырезе ворота, проймах и подоле.

Постепенно туникообразный крой практически перестал применяться, а большую популярность получил распашной косоклинный сарафан, составлявшийся из трёх прямых полотнищ ткани — двух спереди и одного сзади. Голевой сарафан, китаешник, китайка, клетовник из 4-6 прямых полотнищ клетчатой домоткани, клинник, красик, круговой, кумашник. Сарафаны этого типа шились из разнообразных тканей: холст и шерсть разных цветов домашнего производства, набойка кумач, тафта, штофный шелк, парча, нанка, китайка, а также другие хлопчатобумажные ткани. Украшения таких сарафанов были также весьма разнообразны: кружево, красный шнур, бисер, кумачные, позументные, атласные полосы, расположенные вдоль нижнего края подола или вдоль застежки на лямках.

Самым распространенным типом, широко бытовавшем почти на всей территории проживания русских, стал круглый (прямой) сарафан — атласник, азиятка, дольник, раздувай, рытник. Он составлялся из 4-8 прямых полотнищ ткани (в основном фабричного производства) и представлял собой высокую широкую юбку, присборенную на груди, с маленькой застежкой по центру спереди или под левой лямкой сбоку. Такой сарафан имел узкие пришивные лямки. Он был очень прост для шитья, ткань была легкой по сравнению с холстиной, по этому он быстро стал популярен и потеснил косоклинный сарафан. Будничные сарафаны этого типа шились из клетчатой домотканой пестряди или фабричной ткани темных расцветок, в то время как праздничные были из набойки, яркого ситца или сатина, кумача, шелка, парчи и др. материалов. Круглые сарафаны украшались по подолу и на груди нашивками позумента, бахромой, шелковыми лентами, тесьмой, даже аппликациями.

Менее распространенный, являвшийся своеобразным вариантом круглого сарафана — сарафан с лифом, состоявший из двух частей. Первая — это пышная сосборенная юбка из нескольких прямых полотнищ, вторая — лиф с узкими лямками, плотно обтягивающий грудь, он пришивался (частично или полностью) к пышной юбке.

Кроме того, в некоторых регионах сарафаном называли и высокую юбку (под грудь) без лямок.

2.4 Пояса

Обязательной деталью мужского и женского костюма были пояса, в северных районах их ещё называли покромками, опоясками. «Без пояса запрещали носить одежду религиозные представления, отсюда и выражение «без креста и пояса», «распоясался», означающие, что поведение человека не соответствуют общепринятым нормам поведения». Обязательно подпоясывали нательную одежду, сарафан и верхнюю одежду. Женщины, как правило, носили тканный или тканевый пояс, а мужчины кожаный. Тканые пояса для подпоясывания рубахи были узкие — гасники, а верхнюю одежду подвязывали широкими кушаками. Существовало два способа подвязывания пояса: высоко под грудью или низко под животом («под брюхо»). Женщины завязывали пояс с левой стороны, а мужчина справа. Пояса украшались геометрическим орнаментом — кроме украшения это несло в себе функцию оберега.

2.5 Головные уборы

Головные уборы у русских были разнообразными по форме. Основным материалом являлся мех (чаще овчина), шерсть в виде войлока и сукна, реже другие ткани, по форме они были в виде конуса, цилиндра или полушария. Валяные шапки назывались шляпами, или конниками. К полукруглым головным уборам относится и треух — меховая шапка с наушниками. Позднее получили распространение картузы с козырьками на околышке.

Женские головные уборы были более разнообразными, но все их разнообразие сводится к нескольким типам: платок, шапка, чепец и девичий венец. Религиозные верования требовали от замужней женщины тщательно скрывать от постороннего взгляда свои волосы. Считалось большим грехом и позором «засветить» хоть прядь волос. «Наказывали общим презрением и тех, кто «опростоволосил» женщину или попытался это сделать, у севернорусских жителей раньше были даже судебные процессы над теми, кто «окосматил» женщину, сорвав с её головы чепец».

Замужние женщины укладывали волосы вокруг головы, и их головным убором был кокошник, который украшался золотым шитьем, жемчугом или бисером. Одновременно с кокошниками бытовали повойники, шамшуры, сборники — все это разновидности чепца. Шили повойники из тонкой ткани в виде шапочек на ситцевой подкладке, а шамшуры — со стеганным верхом на холщовой основе. Тыльная часть повойника украшалась пышным растительным орнаментом. Замужние женщины поверх небольших головных уборов, которые прятали их волосы, обязательно носили платок или шаль.

Платок, который носили русские женщины — это результат развития восточного покрывала. Манера завязывать платок под подбородкам пришла на Русь в XVI-XVII вв., и научились они этому у немцев.

3. Знаки и символы русской вышивки

Человек, постоянно живший среди природы, уже в глубокой древности начал создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми он выражал свое отношение к непонятным явлениям природы, свое восприятие окружающего мира. Смысл каждого знака, каждой линии были понятны ему, служили одним из средств общения.

Многие знаки-символы (узоры) не только украшали одежду, жилища и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому их называли оберегами и наносили на видные места предметов быта и построек, по краям и швам одежды.

Со временем первоначальные представления древних людей о фигурах-символах были утрачены, и эти элементы превратились в декоративные украшения.

Цвет по-прежнему оставался неким знаком-символом будничной, праздничной и траурной одежды. Например, у русских белый цвет символизировал чистоту, милосердие и печаль, чёрный считался символом земли, покоя, отрешенности и траура. Красный — символом огня, крови, солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием.

Орнамент — от латинского ornare (украшать) — повторение, чередование, варьирование одних и тех же элементов. Возникал он из обычных рисунков, в которых исключалось все ненужное, суть рисунка упрощалась, а характерные его черты преувеличивались. Для народного орнамента характерна обобщённость образов, повторяемость одного мотива, природный ритм и симметрия.

Орнамент русского народного костюма может изображать растения, животных, птиц, людей и геометрические фигуры. В русском народном костюме использовались все виды характерных, наиболее часто используемых орнаментов.

Русская крестьянка в праздничном национальном костюме — символ (модель) Вселенной. Нижний, земной ярус её одежды выполнен символами земли — семян и растений — в черном цвете. Верх одежды украшали изображениями птиц и символами дождя (височные цепи, изображение символических птиц на оплечьях). Завершал убранство праздничного костюма головной убор с изображениями солнечных коней и звезд.

Для костюма характерна разработанность растительных и геометрических мотивов: косые кресты, крючкообразные фигуры, розетки, восьмиугольные звезды, ромбы с загнутыми отростками.

Как видим, мотивов в вышивке немного. Но древние орнаменты и мотивы вышивки со временем постоянно разрабатывались и приобретали декоративный, поэтико-сказочный смысл.

Выводы

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства.

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки — это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.

Так же фольклорные коллективы выступают в национальных костюмах, демонстрируя нам всю красоту и колорит русской одежды.

Список литературы

1.Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и дрададемовый платок: Костюм — вещь и образ в русской литературе XIX века / Р.М. Кирсанова. — М. „Книга», 1989. — 119 с., ил.

2.Русский народный костюм: Государственный исторический музей. — М.: Сов. Россия», 1989. — 310 с.

3.Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. — М., 1978. — 142 с.

4.Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт. — сост.: Н. Сосина, И. Шагина. — СПб.: Искусство — СПб ”, 1998. — 400 с., ил.

5.http://anthropology.ru/

infourok.ru

Проект » Русский народный костюм»

«Русский народный костюм»

Выполнила : Пензина Алина ученица 3 « Г» класса

МБОУ » Зубово-Полянская СОШ №1″

Руководитель : Селезнева Марина Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ «Зубово -Полянская СОШ №1»

первая категория

Зубова Поляна

2016

Оглавление:

1. Введение :

1.1. Обоснование актуальности проекта……………………………… 2

1.2. Личные мотивы………………………………………………………………………….. 2

2. Основная часть ……………………………………………………… 3

2.1. Цели и задачи проекта…………………………………………………………………. 3

2.2. Развернутый план работы ……………..……………………………… 5

2.3. Обзор информации по данной теме……………………………………………… 5

2.4. Описание проделанной работы………………………………………….. 8

3. Выводы……………….…………………………………………… ….. 9

3.1. Вывод………………………………………………………………………………………… 9

3.2. Результат проделанной работы……………………………………………………. 9

4. Приложение

4.1. Рисунки

5. Список использованной литературы…………………………… 10

1. Введение

1.1. Актуальность выбранной темы:

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.

О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.

В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.

1.2. Личные мотивы

Сегодня, наконец-то, приходит понимание того,  сколь много потеряно там, где нет воспитания  на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.

Я считаю, что нужно восстанавливать прерванную «связь времен», возрождать духовные ценности, возвратить утраченную любовь к родной  земле, её природе,  уважительное отношение к предкам. Данной проектной работой, я хочу познакомить ребят с некоторыми образцами народных костюмов и заинтересовать историей русской культуры.

2. Основная часть

2.1. Цель и задачи проекта

Объект исследования: народный костюм.

Я поставила перед собой цель:

          • изучить историю русского народного костюма;

          • познакомить ребят нашей школы с русским народным костюмом и заинтересовать созданием собственной модели.

Для этого я должна была решить следующие задачи:

          • Создать модель русского народного костюма (с помощью родителей)

          • Создать презентацию для защиты проекта в интересной для ребят форме.

Методы исследования и сбора информации выбраны следующие:
— обсуждение проблемы и выяснение позиции и мнения учителя, родителей и одноклассников;

— изучение литературы по теме проекта в домашней библиотеке, в школьной библиотеке и в сети Интернет;
— фотографирование и работа на компьютере для наглядного отображения всех этапов работы;

— анализ и обработка данных;

— оформление работы на компьютере;

— презентация исследовательского проекта на школьной конференции.

Исследование проходило в несколько этапов по следующему плану:

  1. постановка проблемы;

  2. определение темы и цели;

  3. сбор фактического материала;

  4. систематизация и анализ полученного материала;

  5. оформление результатов в виде проектного продукта;

  6. презентация проекта.

Теоретическая значимость: мне хотелось познакомить одноклассников с результатами и выводами исследования по выбранной теме.

Практическая значимость проекта:

Я надеюсь, что данная работа будет интересна и полезна:

Срок реализации:

Январь 2016г. – апрель 2016г.

Сначала я провела анкетирование. Я задавала своим одноклассникам следующие вопросы:

1) Изучить историю создания русского народного костюма из литературы;

2) Изучить историю русского народного костюма прослушав цикл бесед с наглядным пособием;

3) Изучить историю костюма посетив музей. Я провела опрос среди учащихся 3 классов нашей школы.

Как лучше, по Вашему мнению, узнать историю костюма:

1) Изучить историю создания русского народного костюма из литературы;

2) Изучить историю русского народного костюма прослушав цикл бесед с наглядным пособием;

3) Изучить историю костюма посетив музей

45 

72%

60%

31 

5%

13%

24 

23%

27%

Вывод: Проведенный опрос подтвердил правильность выбранной нами темы. На вопрос – считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения русского народного костюма, 86 % опрошенных дали положительный ответ.

2.2. Развернутый план работы

Теоретический этап:

Ознакомление с историей появления костюма

Практический этап: зарисовка и подбор эскизов народного костюма

Практический этап: пошив народного костюма для куклы

Аналитический этап:

2.3. Обзор информации по данной теме

На этом этапе я посещала библиотеку, расспрашивала учителя и родителей, искала сведения в Интернете

По детальное изучение русского народного  костюма 

История  русского народного  костюма  насчитывает многие столетия. Точно также многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жило крестьянство, характер и условия крестьянского труда, продиктованные природной средой, обряды, верования, весь народный быт. В результате народный  костюм  оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа и были выработаны приемы его изготовления. Археология, письменные источники в которых упоминаются различные виды одежды, описания путешественников все это дает нам сведения об  истории  русского народного  костюма . Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Знать же стремилась к тому, чтобы ее  костюм  отличался от одежды простолюдинов. Не легкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожае, домашних животных. Но когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Одежда могла многое рассказать о семейном положении, возрасте ее владельца. Так в южных районах нашей страны все дети до 12 лет ходили в одних длинных рубахах. Праздничную одежду хранили в сундуках.

ПЛАТЬЕ ( сорочка)

На Руси основной формой одежды было платье сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ .У сорочки был круглый ворот, иногда со сборками вокруг, разрез спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. У простых женщин такая сорочка перехваченная на талии поясом служила домашним платьем, у состоятельных женщин были еще нижние рубахи, как и мужские женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту.


САРАФАН

Сверху сорочки надевали сарафан, длинную распашную одежду без рукавов, застегивающуюся с низу до верху на пуговицы.

ДУШЕГРЕЯ

Сверху на сарафана надевалась душегрея — короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов, на лямках как у современных сарафанов.

ЛЕТНИК

Самой нарядной и своеобразной женской одеждой был – летник. Шили его из ярких материй, надевая через голову и не подпоясывали. Рукава сшивали из более дорогих тканей сверху до локтя. Концы рукавов и перед летника у ворота украшали нашивками из более дорогих тканей. Иногда летники по подолу обшивались мехом. Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла.

ОРНАМЕНТ

В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов. У русской народной одежды многовековая  история . Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ Девушки повсеместно носили открытые головные уборы типа повязок, замужние женщины до рождения первого ребенка, молодухи, надевали кокошники; рожавшие женщины носили кички или кокошники.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Дневнерусская одежда имела свои особенности: некоторые виды одежды имели рукава длиннее рук. Их обычно собирали в мелкие складки. А если “спустить рукава”, то работать было почти невозможно. Поэтому о плохой работе говорят, что она сделана “спустя рукава”. Такие платья носили очень богатые люди. Те, кто был победнее, носили короткие платья, лучше приспособленные к ходьбе и работе.

Мужская одежда

РУБАХА. Мужская одежда состояла из полотняной рубахи с длинными широкими рукавами, безрукавного кафтана, достигавшего колен и сделанного из грубой шерсти. Кафтан протыкали кольцами и бусами, внизу расшивали цветными узорами. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни горожанин, ни селянин. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной , клетчатой, или с мелким рисунком. Праздничную рубаху расшивали цветными шелковыми нитями. Нагрудные узоры располагались вдоль разреза по центру груди и защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. 

ПОРТЫ ( ШТАНЫ). Мужчины также носили плащи и широкие порты (штаны), иногда одевали по две пары, одну поверх другой. Штаны были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде.

КАФТАН. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде. Сначала царское византийское облачение вместе с придворными  костюмами  перешло к русскому великокняжескому дому, вслед за тем перешла и одежда богатых византийцев. Византийское влияние было нарушено татаро-мангольскими ордами, которые наводнили русскую землю. Как всегда народ остался верен старинной своей одежде, а высшие сословия обменяли или смешали свою одежду с одеждой своих победителей. Вместо кругом закрытого кафтана стали носить – монгольский кафтан, который впереди по всей длине был открыт, а вместо плаща верхний кафтан.

ДОПОЛНЕНИЕ: В 16 веке мужчины стали носить рубашку с узким воротом, штаны длинные, вверху широкие, собранные на тесьме. Кафтан узкий как чехол доходивший до колен и снабженный рукавами.

При Петре I были в употреблении штаны из шелка, холста или сукна, которые засовывались в сапоги. Длинный кафтан Петр I заставлял укорачивать. Тому, кто не хотел это сделать добровольно, согласно царскому указу, солдаты обрезали полы.


2.4. Описание проделанной работы.

После того как я весь материал просмотрела, изучила, проанализировала стала выбирать какую же модель сарафана и рубахи я возьму для пошива. У меня было много идей, но я захотела сшить , что-то яркое праздничное.

  1. Выбрала ткань для сарафана и рубахи.

  2. Сняла мерку с куклы и сделала выкройку.

  3. Раскроила сарафан, рубаху и кокошник.

  4. Выбрала отделку для сарафана и кружево для рубахи.

  5. Соединила все детали по бокам и пришила лямки к сарафану и тесьму

  6. Стачала боковые швы, пришила рукава и тесьму.

  7. Соединила детали кокошника и украсила их стразами , пришила платок.

3. Выводы.

3.1. Вывод

Закончить моё исследование хотелось бы словами:

«Слава и мой низкий поклон безымянным русским женщинам прошлых времён, которые из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и несли в будущее своё искусство, название которому «русский народный костюм». Он является сегодня гордостью национальной культуры» (Ф. М. Пармон).

3.2. Результат проделанной работы.

Работать над проектом мне очень понравилось, я узнала много нового. Теперь я знаю, что можно проводить свободное время с пользой и интересно. Очень приятно, когда трудишься вместе со взрослыми и много узнаешь, она меня многому научила. Думаю, что некоторые ребята тоже захотят создать, что-нибудь своими руками. Может быть, когда я вырасту, я стану модельером и никогда не забуду о наших корнях и традициях.

Список литературы

 

1. Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.

2. А.Е. Клиентов. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г.

3.Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г.

4.Ю.А. Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г.

5.М.А. Ильин. Вещи рассказывают. М.,1989 г.

6.Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г.

7.Т.Я. Шпикалова. В мире народного творчества М.,1998 г.

8.Костюмы народов мира. Издательство “Литур”, Екатеринбург, 2004 г.

9. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.

10.А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.

11.Сказки Ивана Билибина. Неорусский стиль. М., 2004 г.

12.Русский сказочный костюм. С-Пб., 2006 г.

13.Н.Г. Новосад. Искусство одеваться. Свердловск: Сред.-Урал. Издательство, 1989 г.

14. Сайт «sarafany.narod.ru».

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *