Особенности мужского русского народного костюма

Подарки к празднику

  • День пограничника
  • Выпускной
  • День рождения
  • Юбилей
  • Свадьба
  • Годовщина свадьбы
  • Новоселье
  • Посмотреть все

Кому подарок

  • Иностранцам
  • Папе
  • Маме
  • Дедушке
  • Бабушке
  • Мужчине
  • Женщине
  • Мальчику
  • Девочке
  • Коллеге
  • Посмотреть все

Главная \ Советы и рекомендации \ Особенности мужского русского народного костюма

« Назад

Любой человек должен знать историю своего народа и помнить о своих корнях. Важной деталью русской культуры служила русская мужская одежда. В отличие от старинных дамских нарядов, мужской гардероб не сильно отличался разнообразием. Однотипный народный мужской костюм состоял из штанов, рубахи и шапки. Мужская одежда подчёркивала фигуру, тогда как женский национальный сарафан её скрывал.

  1. Ткань. Народная одежда на Руси изготавливалась в домашних условиях из сукна, набойки, холста, овчины, пестряди. Когда производство стало принимать промышленные масштабы, то добавились различные фабричные ткани: плис, кумач, ситец, сатин, дешёвая шерсть.

     

  2. Штаны. Главной составляющей русского мужского национального костюма были штаны-порты. Так как их заправляли в сапоги или обвязывали онучами, то шили их немного укороченными. Фасон мог быть облегающим либо наподобие шаровар. Цвет штанов обычно был синим и обязательно в белую полоску по бокам. Кисет и гребень привязывали к поясу, пока не стали модными карманы.

     

  3. Пояс. Пояс был важной деталью костюма, им мужчины подвязывались по-разному. Молодые парни носили его на уровне талии, а пожилые люди солидного возраста – под животом. Женатые люди пользовались цветным шнуром или коротким узким пояском, а молодёжь носила более широкий и длинный пояс.

     

  4. Рубаха. Мужчины носили рубахи с малых лет. Универсальная верхняя одежда для любого поколения подвязывалась поясом, носилась поверх штанов и зачастую была длинной. Особенно популярной была рубаха-косоворотка с высоким воротничком-стойкой.

     

  5. Цвет рубашки мог быть любым, но чаще всего выбирали красный или шили её из ткани светлых оттенков – серой, белой, бежевой. Изделие обязательно украшали тесьмой или вышивкой по рукавам, горловине, низу одежды. Свадебные рубахи вышивать должна была невеста, так как украшение выступало в роли оберега.

     

  6. Верхняя одежда. Мужской народный костюм был ещё богат тёплой верхней одеждой. В зависимости от времени года мужчины носили зипуны, длинные кафтаны, свиты, тулупы и шубы, подпоясанные кушаком. Верхняя одежда более богатых зажиточных семейств украшалась меховыми манто. В бедных домах воротники были высокими и стоячими для лучшей защиты от морозов и ветра.

     

  7. Головные уборы. Какой же русский народный костюм обойдётся без шапки? Зимой мужики носили ушанки и малахаи, а в другое время года картузы, грешевики, соломенные шляпы. Почти все уборы украшались тесьмой, лентами, цветами, иногда бисером.

     

Внешний вид мужского национального наряда зависел не только от возраста или статуса человека, но и от местности, где его носили.

Русский народный костюм — презентация онлайн

1. Русский народный костюм

2. История русского народного костюма

У русской национальной
одежды многовековая
история. Общий её
характер, сложившийся в
быту многих поколений,
соответствовал внешнему
облику, образу жизни,
географическому
положению и характеру
труда народа.
Русская народная одежда различалась:
По назначению
Будничная
Праздничная
Свадебная или
венчальная
Траурная
По возрасту.
Детская одежда
Молодежная одежда
Одежда старых
крестьян
Как правило при этом менялся не покрой и вид
одежды, а её цветность, количество декора
(вышитых и вытканных узоров). Самой
нарядной во все времена на Руси считалась
одежда из красной ткани. Понятия «красный» и
«красивый» были в народном представлении
однозначны.

6. Декор

Для орнаментации домашних тканей использовались
узорное ткачество, вышивка, набойка. Наиболее
распространенные элементы орнаментов: ромбы,
косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки,
елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины,
птицы, коня, оленя.
Узоры, тканые и вышитые, выполняются
льняными,
конопляными,
шелковыми
и
шерстяными
нитками,
окрашенными
растительными
красителями,
дающими
приглушенные
оттенки.
Гамма
цветов
многокрасочная: белый, красный, синий, черный,
коричневый, желтый, зеленый.

8. Мужской костюм

9. Мужской костюм

Костюм крестьянина
Киевской Руси состоял
из портов и рубахи из
домотканого холста.

10. Рубаха

Так как ткань была узкая (до 60
см.), рубаху выкраивали из
отдельных деталей, которые
затем сшивали. Швы украшали
декоративным красным
кантом. Рубахи носили
навыпуск и подпоясывал узким
поясом или цветным шнуром.
Цвет основной ткани, был, как
правило, яркий.
Порты шились неширокие,
суженные книзу, до
щиколотки, завязывались на
талии шнурком – гашником.
Поверх них состоятельные
люди носили еще верхние
шелковые или суконные
штаны, иногда на подкладке. К
низу их заправляли либо в
онучи – куски ткани, которыми
обертывали ноги, завязывая их
специальными завязками –
оборрами, а затем надевали
лапти, либо в сапоги из
цветной кожи.

12. Верхняя одежда

Верхней одеждой служили
зипун или кафтан из
домотканого сукна,
запахивающийся на левую
сторону, с застежкой на
крючки или пуговицы;
зимой – овчинная нагольная
шуба.
Зипун – распашная
одежда
полуприлегающего,
расширенного книзу
силуэта с застежкой
встык. Длина его была
от середины коленей и
выше. Рукав узкий, до
запястья. Пройма была
прямой, рукав не имел
оката.

14. Кафтан

Кафтан, надевавшийся поверх
зипуна, различался не только
отделкой, но и конструктивным
решением. Некоторые кафтаны
(обычный, домашний, выходной)
были прямого, расширенного
книзу силуэта и не отрезные по
линии талии. Другие имели
прилегающий силуэт с обрезной
линией талии и широкой
сборчатой нижней частью. Длина
кафтана варьировала от коленей до
щиколоток. Для их отделки
использовались петлицы на груди
и по боковым разрезам,
металлические, деревянные,
плетенные и шнура и сделанные из
искусственного жемчуга
пуговицы.

15. Женский костюм

16. Женский костюм

Основными частями женского
народного, были рубаха,
передник, или занавеска,
сарафан, понёва, нагрудник,
шушпан.

17. Женская рубаха

Женскую рубаху шили из белого
полотна или цветного шелка и
носили с поясом. Она была длинной,
до ступней, с длинными,
собранными в низках рукавами, с
разрезом из горловины книзу, ее
украшали вышивкой или обшивали
полосой отделочной ткани. Вышивка
представляла собой сложные
многофигурные композиции с
крупным рисунком, достигавшим в
ширину 30 см., располагались они по
низу изделия. Для каждой части
рубахи было свое традиционное
орнаментальное решение.

18. Передник

Самой декоративной, богато украшенной частью и северного, и
южного русского костюма был передние, или занавеска,
закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из
холста и орнаментировали вышивкой, шелковыми узорными
лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным
кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой
разной ширины.

19. Сарафан

Холщевые белые рубахи и передники
северные крестьяне носили с сарафанами. В
XVIII – первой половины XIXв. Сарафаны
делали их однотонной, без узора тканисинего холста, бязи, красной крашенины,
черной домотканой шерсти. Многоузорная и
многокрасочная вышивка рубах и
передников очень выигрывала на темном
гладком фоне сарафана. Косоклинный
покрой сарафана имел несколько вариантов.
Наиболее распространенным был сарафан со
швом по середине переда, отделанным
узорами лентами, мишурным кружевом и
вертикальным рядом силуэт усеченного
конуса с большим расширением к низу (до 6
м.), придающий фигуре стройность.
Косоклинный сарафан,
украшенный цветной
полоской и оловянными
пуговицами, основа девичьего
костюма Московской
губернии XIXв.
Крестьянки Орловской губернии
носили: домотканую холщевую рубаху
со сплошь вышитыми узорными
рукавами; богато украшенный
передник-занавеску; клетчатую понёву
с цветными нашивками и узорной
тесьмой по подолу; головной убор –
«сборка» — с платком сверху.

21. Понёва

По конструкции понёва
представляет собой три – пять
полотнищ ткани, сшитых по
кромке. Верхний край широко
подогнут для вдежки шнурка
(гашника), укрепляемого на
талии. Последнюю иногда
носили «с подтыком подола». В
этом случае ее орнаментировали
с изнанки.

22. Верхняя одежда

Запона
Верхняя женская
одежда была запона
— накладная накидка
типа нарамника из
грубого цветного
холста, не сшитая по
бокам. Запону шили
короче рубахи.
Носили ее с поясом
и скалывали внизу.

23. Душегрея

Короткой верхней распашной
одеждой была душегрея, которая
держалась так же, как и сарафан,
на плечевых лямках. Полочки
душегреи были прямые, спинка
заложена трубчатыми защипами,
вверху фигурный вырез мысом,
к которому пришивались лямки.
Душегреи надевали поверх
сарафана, шили их из дорогих
узорчатых тканей и обшивали по
краю декоративной каймой.
Будучи самобытной частью
национальной одежды, душегрея
неоднократно возвращалась в
моду.

24. Летник

Верхней накладной одеждой, которую
носили в основном состоятельные русские
женщин, был летник. Он имел прямой
покрой, расширенный внизу за счет
боковых клиньев до 4м. Особенность
летника – широкие колоколообразные
рукава, сшитые от проймы до локтя. Ниже
они свободно свивали до пола
остроугольными полотнищами ткани,
которые украшали вошвами- треугольными
кусками атласа ли бархата, расшитыми
золотом, жемчугом, металлическими
бляхами, шелком. Такие же вошвы
пришивали к вороту и спускали на грудь.
Летник украшали также бобровым
ожерельем-воротником, подкрашенным
обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть
белизну и румянец лица.
Разновидностью летника
была накладная шубка,
которая отличалась от него
покроем рукава. Рукава
шубки были длинные и
узкие. По линии проймы
делался прорез для
продевания рук.

26. Телогрея

Телогрея по силуэту, форме
деталей, тканям
напоминала шубку,
являлась распашной
одеждой с пуговицами или
завязками.

27. Головной убор

В русском народном костюме
сохранились старинные
головные уборы и сам обычай
для замужней женщины прятать
волосы, а для девушек
оставлялась не покрытой. Этим
обусловлена форма женского
головного убора в виде
закрытой шапочки и девичьего
– в виде обруча или повязки.
Широко распространены кокошники, «сборки», разнообразные
повязки и венцы. Замужняя женщина обычно закрывали волосы
повойником их тонкой или шелковой сетки. Повойник состоял из
дна околыша, который туго завязывался сзади. Поверх него носили
полотняный или шелковый убрус белого или красного цвета. Он
имел форму прямоугольника длиной 2 м. и шириной 40-50 см.
Один конец его расшивался цветным шелковым узором и свисал
на плечо. Другим обвязывали голову и скалывали под
подбородком. Убрус мог иметь и треугольную форму, тогда оба
конца его скалывались под подбородком. Сверху богатые
женщины надевали еще шапку с меховой оторочкой.
Повязка
Сорока
Сборник
Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты,
отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а
также лапти с онучами и оборами.
Украшения
В качестве украшения
использовали
жемчужные, бисерные,
янтарные, коралловые
ожерелья, подвески,
бусы, серьги.

Народный русский танцевальный костюм «Аленка»

Лучший русский танцевальный костюм! Этот русский костюм состоит из белой кофточки и сарафана. Первоначально русские костюмы отличались от одного региона к другому. В этом платье-сарафане не только стильно, но и удобно заниматься народными танцами, не ограничивая свободу движений. Узор и фасон этого платья-сарафана хранит старинные традиции и знаки вышивки.

Все наши русские костюмы изготавливаются вручную и могут быть изготовлены на заказ для любого шоу.

ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА РАЗМЕР
Наш размер
(детский возраст)
1 год 2 года 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 12 лет
Высота дюймов
34
36 38½ 41 43 45½ 48 50 53 55 57½ 60
см 86 92 98 104 110 116 122 128 134 140 146 152
Сундук дюймов 21½ 22 22½ 23
23½
24 24½ 25 26 27 28 30
см 55 56 57 58 59 60 62 64 66 68 72 76
Талия дюймов 20 20½ 21 21¼ 21½ 22 22½ 23 23¼ 24 25 25½
см 51 52 53 54 55 56 57 58 59 61 63 65

Народный русский танцевальный костюм «Алленка»

Лучший русский танцевальный костюм! Этот русский костюм состоит из белой кофточки и сарафана.