Кому нужны корабли проекта 22160 / Вооружения / Независимая газета

Целесообразность модернизации патрульных кораблей вызывает много вопросов у специалистов. Фото с сайта www.kremlin.ru

Генеральный директор Северного проектно-конструкторского бюро (СПКБ) Андрей Дьячков заявил недавно в интервью ТАСС, что если у российского ВСФ «появится потребность в наличии дополнительного количества кораблей проекта 22160» и для них определят дополнительные задачи, то «будет проведен рестайлинг проекта, корабль получит новые возможности».

Акцентируем внимание на заграничном словечке «рестайлинг». Оно постепенно перетаскивается в широкий обиход из лексики зарубежного автомобилестроения и означает не грубый тюнинг, а смену стиля – изменение экстерьера и интерьера машины, впрочем, без глубокой модернизации. Другими словами, это поверхностное обновление.

Касательно патрульных кораблей проекта 22160 нельзя не сказать в адрес СПКБ и заказчика: «Пожалуйста, не надо их рестайлинга!» И вот почему.

ГОЛУБИНАЯ СТАЯ

За патрульными кораблями проекта 22160 среди острых на язык моряков закрепилась слава «голубей мира» из-за их чрезвычайно низкой боевой эффективности.

Каким же образом они попали на флот? Это весьма занимательная история.

Все началось с того, что морским частям Федеральной пограничной службы (ныне – Береговая охрана Пограничной службы ФСБ РФ) потребовался новый сторожевой корабль для охраны территориальных вод взамен устаревших. Был объявлен тендер. В нем по всем показателям лидировал ПСКР не Северного ПКБ. Однако, к всеобщему удивлению, в 2006 году победителем был объявлен проект 22460 «Охотник» разработки СПКБ.

Почему так получилось? Позволим предположить, что свою роль сыграл административный ресурс. Северное ПКБ возглавлял тогда Юрий Яров – бывший председатель Леноблисполкома, председатель Леноблсовета, зам. председателя Верховного совета РСФСР, зам.

председателя правительства РФ, первый зам. руководителя администрации президента РФ, исполнительный секретарь СНГ.

Когда госсоветника РФ первого класса в 2004 году назначили генеральным директором СПКБ, сотрудники бюро схватились за головы. Как может инженер-химик руководить судостроительным предприятием? И ошиблись. И не потому, что у Ярова имеется второй диплом организатора промышленного производства, который он получил в Ленинградском инженерно-экономическом институте. А потому, что Юрий Федорович досконально знает все рычаги, штурвалы, педали, клавиши, винтики и маленькие кнопочки государственного механизма. Несомненно, именно эти инструменты позволили проекту 22460 неожиданно выиграть тендер пограничников.

Более того, создателей «Охотника» удостоили Государственной премии РФ. Хотя корабли этого типа так и не смогли достичь контрактной 30-узловой скорости хода, а встречная волна заливает их чуть ли не по стекла ходовой рубки. Эти 630-тонные ПСКР имеют вертолетную палубу и по идее располагают телескопическим ангаром для вертолетов Ка-226 или «Ансат». Но винтокрылые машины редко появляются на сторожевиках. На волне они прыгают, как теннисные мячики на корте. Посадка и взлет возможны только при штилевой погоде. В результате Береговая охрана ограничилась приобретением серии в 14 единиц вместо планировавшихся 30.

Юрий Яров руководил СПКБ до 2007 года, а потом перебрался в кресло генерального директора создававшейся тогда Объединенной судостроительной корпорации. В котором, впрочем, удержался меньше года. Но, думается, даже став пенсионером, госсоветник первого класса продолжал оказывать по мере сил и возможностей помощь Северному ПКБ.

Тем паче что бюро в ней нуждалось. Без административной поддержки оно проиграло тендер Береговой охраны на пограничный сторожевой корабль 1-го ранга, то есть океанской зоны. Проект 22160 оказался не у дел. А что, если предложить его ВМФ?

В июле 2013 года тогдашний главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков оказался с официальным визитом в США. В Пентагоне его радушно встретил тогдашний начальник военно-морских операций, то есть главком ВМС Соединенных Штатов адмирал Джонатан Гринерт. Он продемонстрировал своему российскому коллеге модели разных американских боевых кораблей и без утайки рассказал об их достоинствах. Особое внимание гостя он обратил на литоральные боевые корабли (ЛБК), которые, обладая высокой скоростью хода, несут разнообразное сменное модульное вооружение в контейнерах.

К тому времени ВМС США уже, что называется, нахлебались литоральными боевыми кораблями. С модулями дело не заладилось. К слову, проблемы с ними не решены до сих пор. Построенные корабли, а это уже 24 единицы водоизмещением под 3000 т, несут преимущественно лишь 57-мм автоматическую пушку, ЗРК обороны ближнего рубежа RAM и вертолет.

И это при стоимости около 600 млн долл. за каждый ЛБК. Не случайно адмирал Гринерт, правда, уже после ухода в отставку, сказал, что никогда бы не послал литоральные корабли в бой, поскольку в нем они обречены на гибель.

А вот Виктору Чиркову ЛБК запали в душу. И, вернувшись на Родину, он стал горячим сторонником проекта 22160, разработчики которого обещали и модульность и все остальное. Они, правда, не обещали 45-узловую скорость, а только 30-узловую. Но зато в контейнерах в подпалубном пространстве намеревались размещать крылатые ракеты «Калибр-НК» или ПКР «Уран».

Виктор Чирков в пользу модульных кораблей даже пожертвовал корветами охраны водного района, тендер на строительство которых в последний момент отменил. В итоге ВМФ заказал шесть патрульных кораблей (ПК) проекта 22160.

ПОВЕРХНОСТНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ

Официально заявляется, что корабли этого типа предназначены для несения патрульной службы по охране территориальных вод, патрулирования 200-мильной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды в мирное время. А в военное – охранения кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника.

То есть перечисляются задачи, которые призваны выполнять пограничные сторожевые корабли 1-го ранга. Одним словом, не мытьем, так катаньем Северное ПКБ всучило ВМФ свой проект, забракованный Береговой охраной.

При полном водоизмещении 1700 т, длине 94 м, ширине 14 м и осадке 4 м ПК проекта 22160 должны развивать максимальную 27-узловую скорость хода. Для достижения скоростных характеристик корпус сделали с обводами «глубокое V». Однако такое решение привело не к увеличению, а к снижению скорости до 22 узлов. При этом мореходные качества ухудшились.

Эксперименты с корпусами бригады конструкторов, занимающихся созданием непрофильных для бюро проектов, до добра не доводят. Так случилось с ПК проекта 22160, ПСКР проекта 22460, а еще ранее с малым ракетным корветом ПС-500 водоизмещением 520 т, разработанным специально для ВМС Вьетнама.

С ним вообще случился невиданный скандал.

Спущенный на воду в 1999 году на верфи в Хошимине корвет просто не смог выходить в море. Он не слушался руля и грозил нырнуть под воду. В течение многих лет корабль стоял у стенки, пока в СПКБ думали, как устранить недостатки. Решение, кажется, нашли. И теперь ПС-500 покидает базу, но удаляется от нее недалеко. Так, на всякий случай.

Не порадовал «инновационный» модульный патрульный корабль с водоизмещением эсминцев Второй мировой и своей вооруженностью. Его главный калибр – универсальная 76-мм автоматическая пушка АК-176МА. Хорошая система, но она одна. Еще есть два крупнокалиберных пулемета и два противодиверсионных гранатомета, а также 8 ПЗРК «Игла-С» или «Верба».

Предусмотрено место для базирования вертолета. Но постоянно он на ПК «не живет». В корме имеется слип, через который в чрево корабля может заходить бронированная десантно-штурмовая лодка (ДШЛ) проекта 02800.

Но и с ней все непросто. Принимать и спускать ДШЛ патрульный корабль способен при волнении не более двух баллов.

А КАК ЖЕ «КАЛИБРЫ»?

В июле-августе прошлого года внутренними водными путями патрульный корабль «Василий Быков» – головной проекта 22160 – совершил переход с Балтики, где он участвовал в главном военно-морском параде по случаю Дня ВМФ, в Белое море. Там в полигонах боевой подготовки Северного флота он должен был отработать стрельбы «Калибром» из контейнеров. Но не случилось. Зауженный корпус корабля в кормовой части при пусках крылатых ракет мог привести к аварии.

После этой неудачи речь зашла о размещении «Калибров» в вертикальной восьмиконтейнерной пусковой установке УКСК 3С14. Ее можно поместить между артустановкой АК-176МА и носовой частью надстройки. Но зачем? Вместе с «Василием Быковым» на Белое море прибыли балтийские малые ракетные корабли «Зеленый Дол» проекта 21631 «Буян-М» и «Одинцово» проекта 22800 «Каракурт».

Они успешно отстрелялись «Калибрами» по морским и береговым целям.

«Калибры» несут и другие корабли, а также подводные лодки российского ВМФ. Лучше наращивать их количество, а не пытаться внедрить крылатые ракеты на сомнительные патрульные корабли.

На том же месте, где конструкторы СПКБ пытаются разместить УКСК 3С14, предусматривалось расположить вертикальную установку 3С90М на 12 ЗУР зенитно-ракетного комплекса «Штиль-1». Расположить-то можно, а вот как и чем будут наводиться ракеты, неясно.

В результате грозные модульные корабли обернулись «голыми королями» и «голубями мира». И этому нашли объяснение. Дескать, по характеристикам патрульные корабли проекта 22160 близки к офшорным патрульным кораблям (OPV), которые входят в состав многих флотов мира.

Не объясняют только, почему OPV приобретаются ВМС зарубежных стран. А происходит это только по двум причинам. Либо у этих государств нет полноценной береговой охраны, как, например, у Соединенного Королевства. Либо у них нет средств для приобретения настоящих боевых кораблей.

Теперь Северное ПКБ задумалось о рестайлинге проекта 22160. Но без радикальной переделки проекта ничего не получится. Нужно его удлинить, углубить и уширить, дабы разместить ударное и оборонительное вооружение. А зачем, когда в России серийно уже строятся такие корабли? Требуется лишь совершенствовать их системы.

Поэтому еще раз скажем: «Пожалуйста, не надо рестайлинга «голых королей». 

Корабли проекта 22160 вооружат новыми ракетами

https://ria.ru/20220817/korabli-1810193637.html

Корабли проекта 22160 вооружат новыми ракетами

Корабли проекта 22160 вооружат новыми ракетами — РИА Новости, 17.08.2022

Корабли проекта 22160 вооружат новыми ракетами

Серия патрульных кораблей проекта 22160 будет продолжена, промышленность предлагает вооружить их новыми ракетными комплексами «Клаб» и «Ресурс», заявил РИА… РИА Новости, 17.08. 2022

2022-08-17T12:49

2022-08-17T12:49

2022-08-17T12:49

безопасность

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/154834/10/1548341069_0:180:1920:1260_1920x0_80_0_0_9f25128e5d393a587c696dea962f3e71.jpg

МОСКВА, 17 авг – РИА Новости. Серия патрульных кораблей проекта 22160 будет продолжена, промышленность предлагает вооружить их новыми ракетными комплексами «Клаб» и «Ресурс», заявил РИА Новости генеральный директор судостроительной корпорации «Ак Барс» ( производитель кораблей) Ренат Мистахов.Ранее некоторые СМИ сообщали, что корабли проекта 22160 больше строиться не будут.»На корабле можно установить на борту и ракеты «Клаб», и зенитный комплекс «Ресурс». Поэтому мы видим продолжение этого проекта именно в том, что на него будут устанавливаться эти ракетные комплексы», — сказал Мистахов.По его словам, прорабатывается именно такая последующая серия кораблей, «потому что очень хорошая платформа, очень хорошая мореходность, хорошая осадка, дальность, хорошая крейсерская скорость в 26 узлов, экономический ход 12 узлов». Патрульные корабли проекта 22160 предназначены для защиты и охраны морской экономической зоны, а в случае военных действий призваны обеспечивать устойчивость сил и объектов флота в ходе обороны районов базирования. Корабли оснащены самыми современными комплексами радиотехнического и гидроакустического вооружения.В конце июля в состав Черноморского флота вошел новый патрульный корабль «Сергей Котов».

https://ria.ru/20210706/korablestroenie-1739976652.html

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/154834/10/1548341069_0:0:1920:1440_1920x0_80_0_0_9fbc8977c3cf188a7b8de3f6beda24a4.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

безопасность, россия

Безопасность, Россия

МОСКВА, 17 авг – РИА Новости. Серия патрульных кораблей проекта 22160 будет продолжена, промышленность предлагает вооружить их новыми ракетными комплексами «Клаб» и «Ресурс», заявил РИА Новости генеральный директор судостроительной корпорации «Ак Барс» ( производитель кораблей) Ренат Мистахов.

Ранее некоторые СМИ сообщали, что корабли проекта 22160 больше строиться не будут.

«На корабле можно установить на борту и ракеты «Клаб», и зенитный комплекс «Ресурс». Поэтому мы видим продолжение этого проекта именно в том, что на него будут устанавливаться эти ракетные комплексы», — сказал Мистахов.

По его словам, прорабатывается именно такая последующая серия кораблей, «потому что очень хорошая платформа, очень хорошая мореходность, хорошая осадка, дальность, хорошая крейсерская скорость в 26 узлов, экономический ход 12 узлов».

Патрульные корабли проекта 22160 предназначены для защиты и охраны морской экономической зоны, а в случае военных действий призваны обеспечивать устойчивость сил и объектов флота в ходе обороны районов базирования. Корабли оснащены самыми современными комплексами радиотехнического и гидроакустического вооружения.

В конце июля в состав Черноморского флота вошел новый патрульный корабль «Сергей Котов».

6 июля 2021, 11:00

Ренат Мистахов: сегодня мы — лидеры в военном кораблестроении

ВМФ России не заинтересован в приобретении новых сторожевых кораблей проекта 22160

Военно-морские новости Июнь 2022 г. Морская оборонная промышленность ВМС
Опубликовано

Согласно информации, опубликованной ТАСС 17 июня 2022 года, ВМФ России откажется от дополнительной серии из шести сторожевых кораблей (корветов) проекта 22160, поскольку их тактико-технические характеристики не соответствуют боевым условиям применения.
Следите за новостями Navy Recognition в Google News по этой ссылке


Российский сторожевой корабль проекта 22160 «Сергей Котов» (Источник изображения: bmpd)


Представитель сказал, отметив, что заказчик намерен отказаться от дополнительных шести единиц проекта 22160 из-за их несоответствия тактико-техническим качествам для боевых условий эксплуатации.

Он пояснил, что военных моряков не в полной мере удовлетворили характеристики и оснащение корветов, испытанные в ходе их боевого применения — недостаточная мореходность, легкое бронирование и уязвимость двигательных установок, а также слабое зенитное вооружение.

Ранее генеральный директор Северного проектно-конструкторского бюро, разработавшего проект 22160, Андрей Дьячков сообщил в интервью ТАСС, что первые шесть кораблей серии построены в соответствии с техническим заданием, выданным заказчиком, российский флот. По его словам, оптимальный состав корабельного вооружения и оборудования был выбран именно под цели и задачи, поставленные перед флотом.

О планах увеличения серии с шести до 12 единиц сообщалось в 2014 году. Источник ТАСС сообщил, что до конца этого года четыре черноморских корвета проекта 22160 (Василий Быков, Дмитрий Рогачев, Павел Державин и Сергей Котов ) будут усилены установкой ЗРК «Тор-М2КМ» с учетом их участия в спецоперации. В декабре этого года Черноморский флот ожидает корвет «Николай Сипягин», а в следующем году — последний корабль серии «Виктор Великий».

О системе ПВО «Тор-М2КМ»

«Тор-М2КМ» представляет собой автономный вариант боевого модуля, который может устанавливаться в различных местах.

В октябре 2016 года он был погружен на вертолетную площадку фрегата «Адмирал Григорович» с помощью обычного причального крана и закреплен стальными цепями для стрельбы по имитируемым крылатым ракетам на ходу.

Это может дать расширенные возможности SAM судам, у которых нет возможности установить более крупную и тяжелую систему «Кинжал»; его также можно установить на грузовик, крышу здания или любую горизонтальную поверхность шириной не менее 2,5 м и длиной 7,1 м.

Модуль весит 15 тонн и содержит все оборудование, необходимое для работы без какой-либо внешней поддержки. Он может перейти из режима ожидания в состояние полной боевой готовности за 3 минуты и захватить 144 воздушные цели, одновременно сопровождая 20 наиболее опасных, отмеченных для приоритета экипажем из двух человек.


Сторожевой корабль — проект 22160

Сторожевой корабль — проект 22160
info/pics/logo.gif»>


RussianShips.info

 
 

. 22160

НАТО: — Класс

Завершено

4 + 2 единицы


Суда

Судостроительный завод им. им. А.М.Горького, Зеленодольск

ФИО

Двор

Заложен

Спущен на воду

Введен в эксплуатацию

Примечание

Василий Быков

161

26. 02.2014

08.2017

20.12.2018

 

Дмитрий Рогачев

162

25.07.2014

8.04.2018

11.06.2019

 

Павел Derzhavin

163

18.02.2016

21.02.2019

27.11.2020

completed завод Залив, Керчь

Сергей Котов

164

8.05.2016

29.01.2021

05.2022?

завершено завод Залив, Керчь

Виктор Великий

165

25.11.2016

план 04.2021

план 2022

ниже строительство

Николай Сипягин

166

13. 01.2018

план 04.2022

план 2023

ниже строительство


Общие характеристики — пр.22160

9004 Ширина:0063
Водоизмещение (т):
Стандарт:
Полная нагрузка: 1965
Размеры (м):
Длина: 91,3
14,5
Осадка: 4,8
Скорость (узлы): 22,5
Диапазон: 6000 NMI
Автономность (дней): 60
Силовая установка: 2×6000 л.с. 16Д49 дизели, 4 ДГ по 300 кВт, 1 ДГ по 100 кВт, 2 фиксированного шага винты (165, 166 2 винта изменяемого шага)
Вооружение: 1 Вертолет Ка-27ПС в/ч
1 скоростной десантный катер пр.