Общие особенности русской национальной одежды
Русская национальная одежда представляет собой комплекс одежды, аксессуаров и обуви, сформировавшийся в течение многих веков и использовавшийся как в быту, так и в праздничном обиходе. Все костюмы разнятся между собой в зависимости от региона происхождения, предназначения и возраста человека, который носит одежду. Рассмотрим подробнее особенности внешнего вида и фасона национальной одежды России.
Общие особенности русской национальной одежды
Русская одежда всегда имела одну характерную особенность — каждый костюм предусматривал большое количество верхней одежды. Понятие моды, как таковой, не существовало вплоть до 17 столетия. Костюмы (особенно у знати) могли передаваться из поколения в поколение, а фасон и крой не менялся столетиями.
Народный костюм имел повсеместное распространение в России вплоть до 1700 года, когда Петр I запретил носить национальную одежду всем, кроме обычных крестьян и священнослужителей. Постепенно люди стали носить одежду европейского фасона — сначала венгерские платья, позже — французские и немецкие.
Мужская одежда
Рассмотрим главные особенности мужской одежды, сформировавшейся в России:
- Основной элемент — это нижняя рубаха или сорочка. Рубахи делались, как правило, из хлопка или льна, реже — из шелка. В народе сорочка или рубаха были верхней одеждой, у знати же — нижней.
- Рубаха-косоворотка или сорочка подпоясывались тканым или плетеным поясом.
- В качестве штанов использовались гачи или порты, которые заправлялись в сапоги или лапти.
- В качестве верхней одежды простые люди носили опашень, свитку или кафтан, зипун или армяк. Дворянство и знать носили кафтан, охабень, сермягу, корзно, терлик, епанчу или бекешу.
Сегодня можно найти в Интернете хороший магазин русской одежды, в котором будет продаваться качественный и практически аутентичный наряд для мужчин. Также в таких магазинах можно найти и женскую одежду, особенности которой мы рассмотрим ниже.
Женская одежда
Основой женских одеяний всегда была длинная рубаха, которая украшалась узорами и, иногда, расшивалась жемчугом. Существовало два основных варианта женских костюмов — сарафанный (северный) и понёвный (южный). Рассмотрим подробнее, что включала в себя одежда в русском народном стиле для женщин:
- Сарафан — костюм, выполняющийся по форме безрукавного платья. Существовало много вариаций в зависимости от кроя и ткани.
- Понёва — аналог современной юбки, которую могли надевать молодые девушки.
- Запона — еще один аксессуар женского национального костюма, представляющий собой отрез ткани прямоугольной формы, имеющий на месте сгиба отверстие для головы.
- Телогрея — меховой костюм с длинными рукавами.
- Шушпан — кафтан с оторочкой красного цвета.
- Душегрея — обязательный элемент наряда как у знати, так и у обычных женщин. Крестьянские девушки надевали их только по праздникам.
В качестве основных тканей использовался бархат, сукно, лён и шёлк. Знатные особы делали одежду из парчи, шёлка, муара и кумача.
В описях Оружейной палаты указываются цвета, которые чаще всего использовались в национальных нарядах — шафранный, гвоздичный, малиновый, алый, белый, васильковый, чубарый, серый и т.д.
Для того, чтобы купить национальный русский наряд, необходимо выбрать хороший интернет-магазин, предлагающий широкий ассортимент, приятные цены и аутентичность изделий. Наш магазин отвечает всем этим требованиям и позволяет выбрать дизайнерскую одежду, выполненную в стиле национальных российских мотивов.
ivanka.club
Блытов В. Русские народные традиции. Русская национальная одежда
В последнее время на Украине и в Белоруси пытаются возродить свои национальные особенности, вернуть утраченные в годы безвременья Советской власти традиции своих народов, их обычаи.
Одним из таких путей является, объявленный на Украине день вышиванки. Это стало национальным праздником Украины, призванных сохранить исконные народные традиции. Основная цель праздника — сохранение украинских национальных ценностей и их популяризация среди молодежи и населения в целом. Праздник приглашает каждого сознательного гражданина к совершенно простого поступка — надеть вышиванку и в ней пойти на работу или на учебу, подчеркнув свою причастность к украинской культурной традиции. Праздник вышиванки способствует консолидации разноэтничного и полирелигиозного населения Украины в рамках украинской нации.
История возникновения этого праздника. Согласно сообщениям СМИ, идею акции «День вышиванки» в 2006 году предложила студентка факультета истории, политологии и международных отношений Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича Леся Воронюк. А толчком к реализации идеи и празднования стала вышиванка одного из студентов-одногрупников, которую он регулярно надевал на пары, как и многие другие студенты. Леся предложила одногруппникам и студентам выбрать один день и всем вместе надеть вышиванки. Сначала вышиванки надели несколько десятков студентов и несколько преподавателей факультета. Их поддержали коллеги из других вузов, а также библиотеки, школы, детские сады. в течение следующих лет празднование разрослось до всеукраинского уровня. Этот праздник начала участвовать украинская диаспора по всему миру, а также сторонники Украины.
Безусловно, этот праздник объединяет население Украины, дает какие-то новые направления в возрождении культуры Украины.
Хорошо это или плохо? Безусловно, это хорошо, так как работает на возрождение патриотизма и объединение народа вокруг казалось бы несложной разноцветной, разукрашенной цветами женской и мужской вышиванки.
Почему этого нет в России хотя бы по отношению к русскому народу? Я не говорю о национальных республиках России. Там это есть. И это надо всячески поощрять. Есть национальные флаги, есть национальные цвета, есть национальная одежда, возрождаются национальные культурные обычаи. Есть чем гордиться людям, надевающим свою национальную одежду. Есть у русских казаков, которые с гордостью надевают одежду своих предков, носят ее и не только по праздникам и гордятся ей.
На улицах русских городов появилось много женщин в мусульманских одеждах и разноцветных никабах. Красиво? Да! Традиции? Да. Плохо или хорошо? Для тех, кто носит и гордиться этим, безусловно хорошо.
Но почему на улицах русских городов нет людей в русских национальных одеждах, гордящихся ей? Или у нас как у Иванов, не помнящих родства нет своей истории, нет своей культуры, нет своих национальных особенностей?
Есть! Есть и история и культура и традиции. Так почему мы занимаемся этим не в государственном масштабе, а где-то по секциям, почти подпольно. Или государство не интересует русский народ? Или нашим руководителям, которые порой позиционируют себя как русские люди, было бы проще, если бы русского народа не было совсем, а было бы стадо татуированных и пирсингованых, преклоняющихся, как перед иконой, перед толерантным западом, забывших свои корни людей?
Мне это не нравиться. Поэтому я считаю, что традиции, культуру и историю русского народа надо восстанавливать, возвращать людей к своим корням, своим традициям, своей культуре. В том числе и через национальный костюм.
Немного о русском национальном костюме.
Традиционное цвета русской национальной одежды и их значение
https://www.livemaster.ru/topic/2164361-osobennosti-natsionalnoj-russkoj-zhenskoj-odezhdy
Русская традиционная одежда имеет свою богатую историю. Она является отражением нашей национальной самобытной культуры. Русская традиционная одежда – это важнейший элемент нашей национальной культуры, ценность которого, мы, к сожалению, перестали понимать. А ведь русская одежда, это, без преувеличения, отражение русской души, в ней отображался весь внутренний мир человека. Глядя на одежду можно было сразу понять – чем живёт человек.
С незапамятных времен на Руси многовековым укладом было установлено, что и когда надо надевать. Праздничный костюм шился для воскресных дней и престольных праздников, будничный – для работы дома, в поле и в лесу; обрядовые одежды для свадьбы и погребальных обрядов. Кроме того, различалась одежда и по возрастному признаку и по семейному положению: девичья и для молодой женщины (до рождения первенца), для женщины зрелого возраста и старушечья. Нарядно одевались и в некоторые трудовые праздники: день первой борозды, день выгона скота, день начала сенокоса и жнивья.
Одна из наиболее характерных черт русской народной одежды – многослойность, которая придавала женской фигуре скульптурную монументальность. Одежда как бы лепилась из нескольких простых объемов, и каждый ее вид частично закрывался другим, выделяясь разномасштабными орнаментами. Из-под широких рукавов шушпана (нагрудника), заканчивающихся узорной тканой каймой с крупным узором, виднелись рукава с более мелким рисунком, затем передник с фризовым узором, а из-под передника и шушпана – рубаха с богато орнаментированным нижним краем и все вместе эти отдельные части составляли единый гармоничный ансамбль. Пластика объемов еще больше подчеркивалась фактурой и цветом материала – отбеленного холста и домотканого сукна. Холст вообще играл очень большую роль не только в самой одежде, но и в многочисленных обрядах, сопровождающих жизнь крестьянина с рождения и до самой смерти.
Костюмы, бытовавшие в разных губерниях, уездах, часто обладали ярко выраженными местными чертами. Это проявлялось в манере ношения костюма, в количестве входивших в его состав предметов, в цветовой гамме, покрое, характере украшений. Так, например, костюм с сарафаном, бытовавший в северо-западных губерниях Европейской России – Архангельской, Вологодской, Олонецкой, заметно отличался от костюма с сарафаном, который был распространен в северо- восточных губерниях – Вятской и Пермской. Костюм русских старообрядок Алтая, также состоявший из рубахи, сарафана, пояса обладал рядом черт, делавших его достаточно самобытным. Различия можно было проследить и на отдельных предметах одежды: рубахах, кокошниках, передниках, душегреях. Так, кокошник, цельный твердый головной убор, включавшийся в костюм с сарафаном, был различен в разных районах: в Торопецком уезде Псковской губернии – это головной убор с конусообразным верхом – «рогом», украшенный по очелью «шишками», в Тверской губернии – высокая шапка с плоским верхом, небольшими наушниками и поднизью, спускавшейся на лоб, а в Костромской губернии это был головной убор с высоким треугольной формы очельем, украшенным золотной вышивкой, бисером, жемчугом и т. п.
Наиболее древний и наиболее разнообразный был южнорусский костюм, бытовавший в Рязанской, Воронежской, Белгородской, Тамбовской, Тульской и Орловской губерниях. В каждой из этих губерний он разнился колоритом, вариациями орнамента и украшением отдельных частей. Большое разнообразие народной одежды в южных районах объясняется частым перемещением населения: то под натиском кочевников, то после образования Московского государства. В результате тесно переплелись между собой и древние обычаи, и умения многочисленных славянских и кочевых племен.
Особенно большое количество локальных вариантов прослеживалось в южнорусском комплексе одежды с понёвой, где они проявлялись даже на уровне села. Этнографы XIX века отмечали, что место жительства приехавших в город на ярмарку, определялось с первого же взгляда по костюму: орнаменту рубахи, цвету и манере ношения понёвы, цвету пояса, способу завязывания обор лаптей и другим деталям одежды.
В орнаментах народных одежд отражались явления, тесно связанные с жизнью крестьян: смена времен года, обильный урожай, цветущие деревья и растения, фигуры женщины – прародительницы всего живого, кони, птицы, небесные светила – солнце и звезды. Древние простые узоры из поколения в поколение под руками искусных мастериц обогащались новыми техническими приемами, а вместе с тем и передавали круг узоров, применяемых только в данной местности.
Первое, на что следует обратить внимание – это цвета русской национальной одежды. Они очень символичны и имеют глубокую историю, которая уходит своими корнями в древние века. Главные цвета русской одежды – белый и красный. Это не случайно. Белый цвет – особый. Не следует забывать о том, что русская семья – это, прежде всего, православная семья. И испокон веков каждый русский человек крестился именно в белой крестильной рубашке. Почему русские люди для обряда крещения всегда выбирали белые цвета для крестильной одежды? Ответ на этот вопрос достаточно прост.
Белый цвет – это символ чистоты, радости, обновления. Он говорит о том, что душа человека светла, очистилась от грехов и готова войти в Царство Небесное. Белый цвет – это символ невинности, символ победы духа над плотью. Поэтому белый – это основной цвет русской одежды.
Красный же цвет обозначал красоту, радость, любовь, полноту жизни. Недаром в русском языке до сих пор существует выражение – «красна девица», в значении красивая девица.
Помимо этого важной чертой русского национального костюма была простота и экономичность. Одежда простых крестьян должна быть свободной, просторной, не сковывать движений, а также быть лёгкой и практичной. Из истории нам известно, что основой как мужского, так и женского костюма была длинная рубаха. Она могла быть как белого, так и красного цвета. Рубахи шились прямые с длинными или короткими рукавами, и, обязательно, из натуральных тканей – льна, хлопка или шёлка. Рубахи были хоть и простые, но необыкновенно красивые, зачастую их украшали вышивкой, орнаментом, бисером, а также и жемчугом. Узоры, украшавшие рубахи, имели особое значение. Такие узоры, зачастую вышитые крестом, оберегали человека от дурного глаза, от болезней и скорбей. Недаром, и крестильную рубашку для мальчика и девочки старались также украсить узором на православную тематику, чтобы ребёнок уже с самых ранних лет был защищён от напастей и бед.
Также большое значение имело расположение цветов в одежде. Низ одежды должен быть тёмный, т.к. она символически связалась с землёй — Матушкой. А верх – обязательно был светлым, ведь верхняя часть одежды всегда символизировала небо.
Поверх белой или красной рубахи женщины надевали летник. Это верхняя женская одежда была длинной, застёгивалась до горла, имела очень широкие рукава. Зимой летник был оторочен мехом. Летом мог украшаться бисером, жемчугом. Летник также шили в основном из красной ткани.
Помимо основного красного цвета могли использовать в костюме синий, зелёный, голубой, малиновый цвета.
Также к элементам русского женского традиционного костюма относят понёву (шерстяная юбка), которая была очень распространена вплоть до начала XX века, и сарафан, который отличала богатство и красота вышивки.
По тому, как именно, были одеты девушки и женщины на Руси можно было многое узнать, вплоть до того, сколько ей лет, замужем ли, есть ли дети и сколько их, каков достаток в семье и т.д.
Несомненно, одно, русский национальный костюм – это наша гордость, наша самобытная история, которую забывать нам нельзя. В последнее время возрождается традиция крестить детей именно в традиционной русской крестильной одежде, это хороший знак того, что русский народные традиции не утрачены, и начинается их возрождение.
По областям (губерниям) использовались свои цвета и узоры. Северные области России – это Архангельская, Вологодская, Новгородская, северная часть Псковской области характерны женские и мужские костюмы красного, а кое-где бордового и малинового цветов и на них белым или желтым (золотым) наложены различные вышивки и узоры.
В центральных областях характерны белые одежды с красными вышивками и узорами. В сторону Беларуси больше белого и меньше красного, на юг больше красного и меньше белого. В южных областях начинают встречаться на одежде синие и зеленые цвета. Совершенно разнообразные казачьи области юга. В них есть и украинские и белорусские и русские цвета и узоры.
Особым своеобразием и многообразием на Руси отличалась женская одежда. Сарафаны, летники, кокошники, платки, кики, сороки, рубахи, поневы, занавески, запоны, понитки, венцы, повои. Все это разукрашивалось жемчугом и любовно обшивалось бисером, кружевами, лентами и разноцветной тесьмой.
В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.
Западные земли: Костюм псковский и смоленский отличает прямая рубаха с богато орнаментированным оплечьем и рукавами. Вышивка крестом, полукрестом или затканными полосами из ромбов красного цвета с дополнением синих, зеленых цветов располагалась горизонтальными полосами. Широкий узор мог располагаться и по подолу, а узкую полоску нашивали на ворот рубахи и присборенные на манжеты концы рукавов, выпуская из-под них воланы ткани. Сарафаны прямые на сборках из красного сатина или синей домашней ткани, сшивной спереди. Вдоль шва и лямки обшивали чередующимися полосами из лент, широкой тесьмы, галуна и белого шнура. Очень нарядны свадебные рубахи.
Среднее Поволжье, Урал, Сибирь: Русские костюмы этого региона сохранились в основном в городском варианте. Торговые пути, множественные перемещения народа способствовали переносу культур, с этим связано отсутствие какого-то специфичного типа одежды. В женском костюме преобладали широкие распашные сарафаны на пуговицах с длинными лямками. Рубаху заменили кофты. Так, в симбирском костюме часто можно увидеть большое разнообразие материала. Симбирский кокошник — большой, кажется, в нем сошлись вместе кичка и «коруна». Края такого убора спускаются почти до плеч. Висячие пуговицы сарафана круглой формы на ножке ажурны и легки. Отлитые из меди, серебра с позолотой, они говорили о благополучии и удаче хозяйки.
Уральский костюм. С развитием горнорудного дела на Урал было переселено много народа. Уральский костюм напоминает казачий. Распашной с глухим вырезом косоклинный сарафан со шлейфом из зеленоватого или бирюзового полуштофа. По переднему шву с двух сторон он отделан позументом и усеян частым рядом серебряных со сканью пуговиц. Верхняя часть рубахи из атласа, расшитого золотным шитьем и украшенного по верхней части позументом. Пояс расшит позументом с кистями.
Горноалтайские семипалатинские рубахи из собрания Исторического музея, вышитые старообрядцами, — из холста с красным рисунком солярной ромбовидной символики. Орнамент сплошь покрывает всю поверхность как женской, так и мужской рубахи. Разрез на вороте женской (спереди) и на мужской (справа) обшит тесьмой-оберегом, как подол и манжеты. По ширине рубаха больше высоты, что делает ее объемной и свободной. Очень интересен передник — «нарукавники» цельнокройный, с вышивкой ромбовидными узорами. Рукава по нижнему краю проймы не вшиты. Как попала на далекий от Русского Севера Алтай такая узорочность одежды? Возможно, преследуемые царским правительством старообрядцы перенесли на своем костюме земледельческую символику в виде солярных знаков.
Российский север. В чем же особенность северорусского сарафанного ансамбля? Откуда и как эта одежда — сарафан — пришла на Русь в места, куда не ступала нога монголо-татар, не было войн с западными соседями? Слово «сарафан» (от перс. «одетый с головы до ног») впервые упоминается в XVI в. Была это первоначально мужская одежда с рукавами — « c ерапа», то есть почетная одежда. К северу от Москвы в XV–XVII вв. уже бытовал сарафан как женская верхняя безрукавная одежда. В комплект сарафанного ансамбля включаются кроме сарафана рубаха, передник, кокошниик, пояс, нагрудные и височные украшения и обувь.
Вологодский, Тверской сарафанный свадебный наряд удивительно хорош. Вологодский сарафан прямого покроя на лямках шили из холста и ситца с браным ткачеством по подолу. Свадебные сарафаны поверху из кумача спереди украшали узорной полосой. Тверская и вологодская свадебная рубаха по оплечьям украшена полосами красного браного ткачества с земледельческой солярной символикой. Оберег девушки — головная девичья повязка «волюшка» после свадьбы менялась на закрытый головной убор — повойник, под который убирали развитую надвое косу. Сверху на него надевали кокошник с закрытым верхом или глухую, собранную в верхней части, «борушку». Псковские, Галические, Новгородские, Архангельские, Олонецкие костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками.
Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?
И еще от белорусского и украинского мужского костюма русский отличают ширина вышивки и косоворотка.
Русскими узорами в России расшивались не только рубахи, но и скатерти, занавески и рушники. И будем помнить, что помимо того, что мы все русские (а не москали), но и еще новгородцы, псковичи, москвичи, туляки, рязанцы, сибиряки, алтайцы, уральцы, казаки, калужцы, орловцы, белгородцы и т.д..
Русские люди – давайте же будем русскими, или как говорили до революции великоросами, как называли нас (в отличии от малоросов) в Византии, в Греции и в Европе и вспомним свои традиции и культуру. Нашей русской культуре уже более тысячи лет. Не будем Иванами не помнящим родства и принимающими чуждую нам культуру. Право нам есть чем гордиться. У нас есть свои культура, традиции и история.
voenflot.ru
Русский национальный костюм — Википедия. Что такое Русский национальный костюм
Е. М. Корнеев. «Русские крестьяне», 1812 Wahlen A. Moeurs. «Русские крестьяне Тверской губернии», 1844 г.Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).
При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имел свои особенности. Русский народный костюм представляет два основных типа — северный и южный. На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. В центральной России носили костюм близкий по характеру к северному, однако, в некоторых отдельных местностях можно было увидеть костюм с чертами южнорусской одежды[1].
Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.
Одежда знати — византийского типа. В XVII веке в одежде появились заимствования из Польши: польский кафтан, польская шуба. Для защиты национальной самобытности указом от 6 августа 1675 года стольникам, стряпчим, дворянам московским, жильцам и их слугам было запрещено носить одежду иностранного образца[2]. Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству.
Фасон одежды крестьян не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.
Русский национальный костюм стал менее распространён после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Вначале было введено венгерское платье, а потом верхне-саксонское и французское, камзол и нижнее бельё — немецкие. Женщины должны были носить немецкое платье. Со всех въезжающих в город в русской одежде и с бородой брали пошлину: 40 копеек с пешего и 2 рубля с конного[3].
Мужская одежда
Рубаха-косовороткаОсновной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. У русских мужских рубах XVI — XVII веков под подмышками квадратные ластовицы, по бокам от пояса треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5—4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.
В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой.
Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.
Зепь — вид кармана.
Штаны. Гачи. Порты.
Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. В шагу ромбовидная ластовица. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник — сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.
Мужской русский народный костюм отличался меньшим разнообразием, чем женский. Он состоял в основном из рубахи, как правило, косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетёным поясом[4].
Верхняя одежда
Зипун. Вид спереди и сзади Порты. Вид спереди и сзадиПоверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь, или охабень. Летом поверх кафтана надевали однорядку. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк.
Опашень — долгополый кафтан (из сукна, шелка и пр.) с длинными широкими рукавами, частыми пуговицами донизу и пристежным меховым воротником.
Свитка. Обычное название для верхней одежды — свитка (свита). Она может быть и распашной (кафтан), и глухой (верхняя рубаха). Материал для верхней рубахи — сукно или плотный крашеный лён. Для кафтана — сукно, вероятно, с подкладкой. Свита снабжалась цветной окантовкой по краям рукавов, обычно также по подолу, вороту. У верхней рубахи между локтем и плечом иногда помещалась ещё одна цветная полоса. По крою же в общем соответствует сорочке (нижней рубахе). По борту кафтана располагалось около 8—12 пуговиц или завязок, с разговорами.
Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками. Шили её обычно из сукна и других шерстяных тканей. Носили и в рукава, и внакидку.
На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами. Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь»), и внакидку.
Безрукавная епанча (япанча) представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная епанча — из грубого сукна или верблюжьей шерсти. Нарядная — из хорошей материи, подбитой мехом.
Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в шубах из овчины, зайца, а знать — из куницы, соболя, черно-бурки. Древнерусская шуба массивная, по длине до самого пола, прямая. Рукава с лицевой стороны имели разрез до локтя, широкий отложной воротник и обшлага были декорированы мехом. Шуба шилась мехом внутрь, сверху шубу покрывали сукном. Мех всегда служил подкладкой. Сверху шуба покрывалась различными тканями: сукна, парчи и бархата. В парадных случаях шубу носили летом и в помещениях.
Существовало несколько типов шуб: турецкие шубы, польские шубы, наиболее распространенными были русские и турские.
Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели широкий отложной меховой воротник, начинавшийся от груди. Русская шуба была массивной и длинной, почти до самого пола, прямой, расширяющейся книзу — в подоле до 3,5 м. Спереди она завязывалась шнурками. Шубу шили с длинными рукавами, иногда спускавшимися почти, до пола и имевшими спереди до локтя, прорезы для продевания рук. Воротник и обшлаг были меховые.
Турская шуба считалась чрезвычайно парадной. Носили её обычно внакидку. Она была длинной, со сравнительно короткими и широкими рукавами.
Шубы застёгивались на пуговицы или кляпыши с петлями.
Головные уборы
На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья́ — маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата.
Кроме шапок в виде клобуков, носились треухи, мурмолки и горлатные шапки. Треухи — шапки с тремя лопастями — носились мужчинами и женщинами, причем у последних из-под треуха обычно виднелись подзатыльники, унизанные жемчугом. Мурмолки — высокие шапки с плоской, на голове расширявшейся тульёй из бархата или парчи, с меловой лопастью в виде отворотов. Шапки горлатные делались вышиной в локоть, кверху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горла, откуда их название.
Женская одежда
Великороссияне разных губерний. 1862 Девичий сарафан. Курская губерния, начало XX века.Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8—10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.
Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом (ожерельем).
Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:
- Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
- Понёва — набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию.
- Запона — девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы.
- Телогрея — одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.
- Приволока — безрукавная накидка.
- Шушпан — холщовый кафтан, с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый гарусом.
- Летник — старинная верхняя женская одежда.
Верхняя одежда
Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.
Знатные женщины любили носить шубки — женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.
Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. На душегрею был похож шугай и его разновидность без рукавов бугай.
Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку.
Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15—20 килограммов.
Муфта — рукав, шитый мехом внутрь и с меховой опушкой.
Головные уборы
Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались ещё платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.
Другая отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие женских головных уборов:
- Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины.
- Сорока — род повязки с твёрдым околышем.
- Кокошник — в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
- Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.
Обувь
- Лапти — низкая обувь, сплетённая из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.
- Башмаки — изготовлялись из кожи и завязывались шнурками.
- Чёботы — вид сапог с коротким голенищем. Чеботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата. Чёботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки.
Голенища назывались прежники. Стельки войлочные. Поднаряд — внутренняя обшивка чебота. У холодных — из атласа, у тёплых из бобрового меха. Богатые чеботы украшались золотным и серебряным шитьём, жемчугом и драгоценными камнями. Верх голенищ обшивался золотом. Подошвы подбивались гвоздиками, каблуки серебряными или железными скобками.
- Ичиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником.
- Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.
- Онучи — длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти).
- Поршни — простейшая русская кожаная обувь.
В городе носили сапоги. Примерно с начала XIV века появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх.
Сапоги с короткими, ниже колен, голенищами срезанными к колену углом. Сапоги шили из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой. Подковы и гвозди могли быть серебряными, носки и каблуки украшались жемчугом и драгоценными камнями.
В конце XVII века знать начинает носить низкие туфли.
Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века — с каблуками. Каблук на женской обуви мог достигать 10 см.
Ткани
Основными тканями были: посконные и льняные, сукно, шёлковые и бархат. Киндяк — подкладочная ткань.
Одежда знати изготовлялась из дорогих привозных тканей: тафта, камка (куфтырь), парча (алтабас и аксамит), бархат (обычный, рытый, золотный), дороги, объярь (муар с золотым или серебряным узором), атлас, коноват, куршит, кутня (бухарская полушерстяная ткань). Хлопчатобумажные ткани (китайка, миткаль), сатынь (позже сатин), кумач. Пестрядь — ткань из разноцветных ниток (полушелковая или холстина).
Цвета одежды
Применялись ткани ярких цветов: зелёные, малиновые, лиловые, голубые, розовые и пестрые. Чаще всего: белые, синие и красные[5].
Другие цвета, встречающиеся в описях Оружейной палаты: алый, белый, белый виноградный, багровый, брусничный, васильковый, вишнёвый, гвоздичный, дымчатый, еребелевый, жаркий, жёлтый, травный, коричный, крапивный, красно-вишнёвый, кирпичный, лазоревый, лимонный, лимонный московской краски, маковый, осинный, огненный, песочный, празелен, рудо-жёлтый, сахарный, серый, соломенный, светло-зелёный, светло-кирпичный, светло-серый, серо-горячий, светло-ценинный, таусинный (тёмно-фиолетовый), тёмно-гвоздичный, тёмно-серый, червчатый, шафранный, ценниный, чубарый, тёмно-лимонный, тёмно-крапивный, тёмно-багровый.
Позже появились ткани чёрного цвета[6]. Чёрный цвет стал считаться траурным под европейским влиянием и во многих регионах утвердился лишь в конце XIX или начале XX века[7].
Украшения
Андрей Рябушкин. Семья купца в XVII веке. 1896 год.Крупные пуговицы на женской одежде, на мужской одежде нашивки с двумя гнёздами для пуговиц. Кружево по подолу.
Покрой одежды остаётся неизменным. Одежда богатых людей отличается богатством тканей, вышивки, украшений. По краям одежды и по подолу пришивали кружево — широкую кайму из цветной ткани с вышивкой.
В качестве украшений используются: пуговицы, нашивки, съёмные воротники-«ожерелья», зарукавья, запоны. Запоны — пряжка, застёжка, кованная, с драгоценными камнями бляха. Зарукавья, запястья — накладные обшлага, род браслета.
Всё это называлось нарядом, или снарядом платья. Без украшений одежда называлась чистой.
Пуговицы
Пуговицы изготовлялись из разных материалов, различных форм и размеров. Деревянная (или другая) основа пуговицы обшивалась тафтой, обвивалась, покрывалась золотой канителью, пряденым золотом или серебром, обнизывалась мелким жемчугом. Во время царствования Алексея Михайловича появляются алмазные пуговицы.
Металлические пуговицы украшались финифтью, драгоценными камнями, золотились. Формы металлических пуговиц: круглые, четырёх- и восьми- угольные, прорезные, половинчатые, сенчатые, витые, грушевидные, в виде шишки, головы льва, карася, и другие.
Кляпыши — разновидность пуговицы в виде бруска или палочки.
Нашивки
Нашивки — поперечные полоски по числу пуговиц, иногда с завязками в виде кистей. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. До XVII века нашивки назывались образцами.
Нашивки изготовлялись из тесьмы длиной три вершка и шириной в половину или до одного вершка. Они нашивались по обеим сторонам одежды. В богатом наряде нашивки из золотных тканей. Тесьма нашивок украшалась узорами в виде трав, цветков и т. д.
Нашивки размещались на груди до пояса. В некоторых костюмах нашивки размещались по всей длине разреза — до подола, и по прорехам — на боковых вырезах. Нашивки размещались на равных расстояниях друг от друга или группами.
Нашивки могли изготовляться в виде узлов — особое плетение шнура в виде узлов на концах.
В XVII веке большой популярностью пользовались нашивки кызылбашские. В Москве жили кызылбашские мастера: нашивочных дел мастер Мамадалей Анатов, шелкового и тесмяночного дел мастер Шебан Иванов с 6 товарищи. Обучив русских мастеров, Мамадалей Анатов выехал из Москвы в мае 1662 года.
Ожерелье
Ожере́лье — нарядный воротник в одежде из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п. Воротник стоячий или отложной.
Другие украшения
Височные кольца — колты. Шейная гривна.
Аксессуары
Мужской костюм знати дополнялся рукавицами с крагами. Рукавицы могли иметь богатую вышивку. Перчатки (рукавки персчатые) появились на Руси в XVI веке. К поясу подвешивалась сумка-калита. В торжественных случаях в руке держали посох. Одежду подпоясывали широким кушаком или поясом. В XVII веке начали часто носить козырь — высокий стоячий воротник.
Фляшки (фляжки) носили на перевязи. Во фляжке могли находиться часы. Перевязь — золотая цепь, пришитая к атласной полосе.
Женщины носили ширинку — платок, отрезанный по всей ширине ткани, рукавки (муфты на меху) и большое количество ювелирных украшений.
См. также
Примечания
Литература
- Древняя одежда народов Восточной Европы. — М., 1996
- Пушкарева Н. Л. Женщины древней Руси. — М.: Мысль, I999
- Древняя Русь. Быт и культура. Археология. — М.: Наука, 1997
- Кудь Л. Н. Костюмъ И украшенія древнерусской женщины. — Кіевъ, 1994
- Брайчевская Е. А. Летописные данные о древнерусском мужском костюме X—XIII вв.// В кн. Земли Южной Руси в IX—XIV вв. — К.: Наукова думка, 1995
- Гиляровская Н. Русский исторический костюм для сцены. — М.-Л.: Искусство,1945
- На путях из Земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии североуральского крестьянства XVII—XX вв. — М.: Наука, 1989. — ISBN 5020099554
- Этнография русского крестьянства Сибири. XVII-середина XIX в. — М.: Наука, 1981.
- Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. — М., 2005 — ISBN 5-9578-2773-8
- Русская народная одежда в рисунках B. Гордеевой. — М., 1974
- Траур / С. М. Толстая // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 312–317. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
Ссылки
wiki.sc
Национальная одежда России
У национальной одежды России довольно богатая история — ей более чем тысяча лет. В каждом отдельном регионе есть свои особенности костюма, которые различаются по материалам изготовления и социальному положению. И несмотря на это есть общие определения, которые объединяют все виды костюмов в один стиль.
Женская российская национальная одежда
Национальная российская одежда, как правило, имело два направления: одежда крестьян и наряды горожан. Традиционной цветовой гаммой и по сей день считается красный и белый, хотя применялись и другие оттенки. Для пошива крестьянской одежды использовались более дешевые ткани, но женщины умело компенсировали это различного рода декоративными элементами, вышивкой, кружевом и бисером.
Национальные одежды народов России делились на несколько категорий. У каждой возрастной категории был свой наряд, начиная с детского, девичьего, и заканчивая костюмом для замужней дамы и старухи. Также костюм делился по назначениям на повседневный, свадебный и праздничный.
Главной особенностью, которая объединяла русский народный костюм всех регионов, являлось многослойность. Обязательно должна была быть накидная одежда, которую, как правило, надевали через голову, и распашная, имеющая пуговицы сверху донизу. Многослойность была присуща не только знати, но и простым крестьянам.
Российская национальная одежда для женщин включает в себя:
- рубаху, которая является основным элементом традиционного наряда. Крестьяне шили ее из хлопковой ткани или изо льна, богатые дамы использовали шелк;
- сарафан, который надевался поверх рубахи. Имел трапециевидную форму, в основном применялся в северо-русских областях и был трех видов: прямым, распашным и глухим.
- душегрею, которую одевали поверх сарафана. У крестьян это был праздничный наряд. Шили ее из дорогих тканей, таких как бархат и парча;
- поневу (набедренная одежда, чем-то напоминающая фартук), которую носили только замужние женщины;
- гаишник, шерстяной широкий пояс, который завязывался на талии и фиксировал поневу;
- головной убор. У замужних и незамужних были разные головные уборы. К примеру, девушки носили ленты, обручи, простые повязки, и волосы были лишь частично прикрыты. У замужних же наоборот, все волосы должны были быть спрятаны под головным убором, кикой, поверх которой надевался убрус (платок). Также у замужних женщин был праздничный головной убор — кокошник;
- молодые девушки украшали себя различными жемчужными ожерелками. Богатые женщины украшали шею заборочником (подковообразный воротник,полностью вышитый жемчугом и бисером).
В каждой области и губернии одежда украшалась особенной вышивкой с применением характерных тому или иному месту цветов и орнаментов.
womanadvice.ru
Южнорусская женская народная одежда — Славянская культура
Русская народная одежда представляет собой явление материальной культуры русского народа. В соответствии с этнографическим делением имеется два ярко выраженных комплекса национальной русской женской одежды: северорусский и южнорусский.
Существовало много разновидностей этого комплекса, различных по назначению, в том числе и обрядовых. Поверх рубахи в южнорусских областях одевалась понева, которая практически являлась юбкой и состояла из трех шерстяных или полушерстяных полотнищ. Поневы были распашными и замкнутыми, по талии собранными на шнурке. Носили поневы только замужние женщины. Поверх рубахи и поневы надевался передник — занавеска. Его надевали также поверх рубахи с сарафаном, завершая весь ансамбль. Занавеска всегда декорировалась разнообразными приемами — узорным ткачеством, вышивками, полосками тканей и др. Узорное ткачество, вышивка на занавеске распределялись зачастую от верха и до низа, но в основном в нижней ее части. Иногда оформлялась лишь нижняя часть занавески.
К южнорусскому комплексу относится также такой вид одежды, как шушпан, навершник; его надевали поверх рубахи, поневы и передника.
Характер женской русской народной одежды обусловливался семейным положением женщины, ее фигурой, возрастом, назначением изделия, свойствами ткани, климатом и др.
Особенно различалась женская народная одежда и головные уборы по возрастным группам — как по форме, так и в декоративном и колористическом решениях. Заметно различалась одежда девушек и замужних женщин (молодых и пожилого возраста). Богатством узорного ткачества, вышивок, вставок из разных тканей, головных уборов, разнообразием дополнений к одежде, цветовой композицией ансамбля отличалась одежда молодых женщин от одежды пожилых.
Существовали интересные дополнения к комплектам женского костюма: многообразные головные уборы; платки и шали, по-разному завязывающиеся; расшитые перчатки и рукавицы из сукна и вязаные; декоративные пояса; подвески и ожерелья; плетеные украшения из бисера и жемчуга; ленты, бусы, серьги, цепи, кольца, перстни и многое другое. Все поражало красотой, удивительным вкусом, изобретательностью, гармоничностью, чувством меры.
И. Билибин*, описывая русский народный костюм, сказал, что русский костюм великолепен. Бывает красота движения и красота покоя. Русский костюм — это красота покоя. В его статике отражена торжественная приподнятость, чувство бодрости и здоровья.
Отличаясь исключительно богатым декоративным оформлением, яркостью, красочностью, русская народная одежда, обладая при этом сильным эмоциональным воздействием, отражала стремление к лучшей доле, воспитывала в народе оптимизм, веру в себя, в свои силы.
Смелое сопоставление в женской одежде двух цветов — белого и ярко-красного — заставляло звучать последний особенно сильно. В общем композиционном построении одежды резкая грань двух цветов часто смягчалась дополнительной вышивкой, отделкой, вставками из ткани, настрочными лентами, позументом и пр. Композиционный центр декоративного построения рубахи находился в верхней ее части. Таким центром, как правило, были полики в верхней части лифа (деталь плечевого пояса женской рубахи), т. е. система декоративного решения изделия объединяла отдельные конструктивные элементы в верхней, видимой (обозримой), части рубахи и рукавов.
Понева отличалась обычно цветом плотным, тяжелым (темно-синий, черный, иногда зеленый, красный) и создавала впечатление большой устойчивости всей фигуры. Некрупная клетчатая ткань поневы оформлялась линиями белого, красного, желтого цветов. Отделка подола и боковых сторон поневы ярко-красной орнаментированной полосой связывала поневу с вышивкой рубахи, завершала и ограничивала композицию костюма внизу. Весь комплекс завершала занавеска. В дальнейшем в некоторых губерниях (Рязанской, Тульской и др.) понева была заменена сарафаном.
В решении орнамента, украсившим одежду, преобладали в основном яркие хроматические тона: изумрудно-зеленый, сине-зеленый, в небольшом количестве оранжевый и желтый. Очень незначительное вкрапливание белого и черного обогащало и облагораживало основной красный цвет, выявляя его силу и декоративность. Такое колористическое решение костюма придавало необычайную торжественность и красоту всему образу русской женщины.
Народная одежда отличалась большим разнообразием техники шва (гладью, крестом, росписью и т. д.), а также отдельными отделочными элементами одежды.
Швы в народной одежде были не только средством соединения деталей, они одновременно несли и декоративную нагрузку. Соединительные швы в большинстве своем были оформлены декоративными стежками, изящными по исполнению и цветовому решению. В отделке использовались гладкокрашеные вставки тканей, тканые узорчатые полоски, вышитые полосы, ленты, позументы, галуны, кружева, блестки, позднее даже пуговицы и, наконец, ткани фабричного производства. Все это, казалось бы, хаотичное разнообразие цвета, фактур создавало гармоническое цветовое и композиционное единство.
Как мы уже отмечали, основой женской одежды была рубаха с поясом длиной ниже коленей. Прошли века, рубаха выдержала испытание временем и вошла в гардероб каждой современной женщины как платье-рубашка. До сих пор не перестаешь удивляться совершенству конструкции этого изделия, целесообразности и экономичности покроя, удобству в носке, женственности силуэта. Его эстетические элементы и по сей день не теряют практической основы.
Рубаху кроили очень рационально, в основном из прямоугольных полотнищ. Для удобства и свободы движения рук в рукава под проймой втачивали ластовицу. Ластовица — удивительно целесообразный конструктивный элемент, создающий особое удобство при подъеме рук. Ластовицу (по диагонали) выкраивают по косому направлению нити основы, что обеспечивает большую ее растяжимость при подъеме руки. Ластовица имела не только важное конструктивное значение, она зачастую несла нагрузку декоративной детали — ластовицы встречались из красного ситца (иногда набивного), а также орнаментированные.
В народной одежде не было ничего нелогичного, неоправданного. Все в ней было функционально, мудро, целесообразно и вместе с тем все было искусством.
Заслуживает внимания ансамбль южнорусской народной одежды Сапожковского уезда Рязанской губернии. Он состоял из рубахи, поневы, передника, шушпана и впечатлял своей законченностью. Каждый вид такой одежды был частично закрыт другой: из-под широких рукавов шушпана, заканчивающихся узорной тканой каймой с крупномасштабными узорами, виднелись рукава с мелким узором, затем передник, из-под передника и шушпана — рубаха. Нижняя часть шушпана иногда приходилась на белый фон рубахи, лишь затем был виден подол орнаментированной рубахи. Узоры нижней части рубахи, рукавов и передника по масштабу были значительно меньше узоров каймы шушпана на рукавах и подоле. Все части костюма в собранном виде были связаны между собой и представляли единый гармоничный ансамбль.
Самой декоративной частью этого костюма являлся шушпан из белой шерстяной ткани. Его надевали поверх всех других частей одежды. Особенно декоративны были его рукава. Ширина орнаментированных полос на рукавах составляла около одной трети длины рукава и чуть ли не пятую часть всей длины шушпана. Тканой кайме была присуща яркая насыщенная цветовая гамма (сочетание черного, красно-коричневого или ярко-красного цветов). Часть белого фона шушпана входила в промежутки между узорами орнамента и также приобретала вид узора. Таким образом, весь орнамент состоял из узора, в котором фон становился равноправным его компонентом. Большая плоскость белого материала шушпана контрастировала с яркой насыщенной цветовой гаммой узорной ткани каймы и вызывала чувство праздничности, торжественности, величавости. Весь ансамбль впечатлял гармоничным единством.
Сапожковские женские народные рубахи имели свои формы покроя и свой характер орнамента. Покрой рубахи можно отнести по форме к современному покрою типа реглан. Рукава начинались от горловины, густо сосборивались с обеих ее сторон, образуя линию покроя реглана. Перед рубахи также сосборивался у горловины (сборка заменяла вытачку). Верхняя часть рукава от ворота — полик — была выполнена из гладкокрашеной ткани красного цвета. Ниже линии полика до запястья начинался орнамент. От основания полика зачастую располагалась самая широкая часть орнамента на рукаве. Последующие полосы узоров образовывали рисунок орнамента, расположенный у плеча, но в более уменьшенном масштабе. Такой принцип применения тканей с разномасштабными рисунками в декорировании современной легкой одежды в последние годы является одним из приемов отделки.
Русский орнамент в любом изделии — это композиционное построение рисунка из многих элементов. Каждый элемент вышивки связан со всей плоскостью вышиваемой детали и одновременно композиционно завершен сам по себе по цвету, характеру стежков, техническим приемам и соответствием месту своего расположения. Обилие различных орнаментальных узоров одновременно в одном изделии усиливает его нарядность и праздничность. В южнорусских вышивках в большинстве случаев преобладал геометрический узор, но бытовали также рисунки растительных и животных мотивов, которые вводились в геометрический строй в условном плоскостном изображении и внизу заканчивались прямыми линиями.
Композиционное расположение вышивки в одежде определялось своими традициями. Наиболее часто вышивки располагались на обозримых местах — наружных частях рукавов (особенно у плеча), у ворота и разреза рубахи на груди, вдоль соединительных швов на стане рубахи, а в большинстве случаев — на подоле рубахи. Ластовица также иногда являлась цветной декоративной деталью на рубахах. На передниках зачастую вышивка или узорное ткачество распределялись от верха и до низа с усилением акцента в нижней части. Иногда вышитой была лишь одна треть передника от низа, верхняя его часть оставалась незаполненной.
Цветовое решение поневы выполнено в глубоких насыщенных тонах: наряду с ведущим красным цветом встречаются темно-синий, кубовый, золотисто-желтый и зеленые цвета. Набедренная одежда сшивалась из трех продольных домотканых шерстяных полотнищ. Поневы были в основном из клетчатых тканей. В дни больших праздников надевали поневу яркую со множеством узорчатых полос, в будни — скромную, украшенную полосками красного кумача. Украшения располагались по подолу и соединительным швам. Разнообразие вышивки орнамента южнорусской одежды достигалось разномасштабностью рисунка, композиционным решением, техникой швов и варьированием расцветок.
Весьма важным приемом в вышивке и ткачестве было включение фона ткани в узор рисунка. Зачастую фон и узор дополняли друг друга орнаментальными узорами. Фон создавал пространство вокруг узора, выявляя его. В образовании орнамента участвовали узорные домотканые полотнища, куски кумачовых вставок. В центральных районах Рязанской губернии вышивка в одежде применялась как узорное сопровождение кумачовых вставок в стан рубахи (косые полики). Окаймление вышивкой служило переходом от насыщенных кумачовых вставок к белому полю холста. Крупные и мелкие узоры рязанских вышивок всегда соответствовали месту своего расположения и общей площади, занятой вышивкой.
Сочетание вышивки, ткачества с гладкокрашеными и набивными тканями с рисунком различного ритмического расположения (многократные повторения цветных и орнаментальных полос) создавало впечатление динамики в одежде.
Цвет и мотивы орнаментики народной одежды, их колорит тесно связаны с жизнью, бытом и мироощущением тех групп населения, где они зародились и развивались. Во всей русской вышивке преобладает красный цвет со многими оттенками — от темно-брусничного на Севере до оранжевого на Юге. Рядом с красным чаще других используется три дополнительных цвета — синий, зеленый и желтый. Однако встречаются и исключения — тамбовские и воронежские рубахи орнаментированы черным цветом, несвойственным русской вышивке. Сочетание черного с небольшим вкраплением серебряных блесток на белом фоне холста напоминает искусство черни по серебру.
Русскую народную одежду дополняли также ювелирные украшения. В особом почете были янтарные бусы, особенно в одежде северорусского комплекса. Их применение определялось не только эстетическими качествами янтаря, существовало поверие о его магической силе приносить здоровье и счастье.
Наиболее многочисленные ювелирные украшения применялись в северорусской одежде как менее декоративной по сравнению с южнорусской одеждой, в которой преобладали вышивки, хотя зачастую применялись украшения из бисера, жемчуга, стекла, пуха. Широко было развито бисерное плетение лент, ожерелий, бус. Этот вид украшения популярен и в наше время. Многочисленные украшения из плетеного бисера по народным мотивам применяются в платьях современного модного направления. Бисерные детали однотонные и цветные с узорами по народным мотивам являются превосходным украшением для изделий из однотонных тканей, не имеющих других отделочных элементов, создавая образный строй современных национальных изделий.
Интересным национальным украшением являлись ожерелья из цепей с нанизанными бусами из стекла и металла, бусы из янтаря, граната, жемчуга и многое другое. Цеповязание — один из старинных видов русского ювелирного производства. Цепи были самые разнообразные: из отдельных колец, более грубые — для украшения мужского костюма, очень изящные, плосковязаные с тонким рисунком применялись не только для ношения христианских символов-крестов, но и являлись самостоятельным украшением.
В течение длительного времени украшением служили декоративные пуговицы. Изготовленные из разных металлов, преимущественно из серебра, они служили не только для застежки одежды, но зачастую нашивались как украшения. Впоследствии пуговицы изготовлялись без ушков и использовались как элементы для бус, ожерелий, серег, запонок и др.
Большой любовью повсеместно в России пользовались серьги. Для их изготовления существовали специальные мастера-сережники. В течение длительного времени серьги прикрепляли к волосам, к головным уборам. Лишь с начала XVIII в. швензу серег стали изготовлять более тонкой, и серьги начали носить непосредственно в ушах.
Украшениями для рук были также популярные среди всех слоев населения кольца и перстни из меди, олова, серебра и золота. Для изготовления ювелирных украшений использовали разнообразные камни и стекло, однако оставалась неизменной любовь русских женщин к жемчугу.
* Билибин И. Я. (1876-1942) — известный русский график-иллюстратор и театральный художник, использовавший в своем творчестве мотивы русского народного искусства.
Похожие статьи:
Русский народный костюм → Женские костюмы Московской Руси
Русский народный костюм → Одежда невесты и жениха у восточных славян
Русский народный костюм → Славянская одежда для детей
Путешествия → Русская Сибирь. Часть 3. Традиции Русского севера
Русский народный костюм → Русский народный костюм Пензенской губернии
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Национальные костюмы, особенность русских национальных костюмов :: SYL.ru
У каждого народа есть свои, сложенные веками, традиции, обычаи, история своего развития и, соответственно, свои оригинальные и неповторимые национальные наряды.
Национальные костюмы, традиции
Есть прекрасная традиция: использовать национальный костюм не только на какой-либо народный праздник, но и в периоды досуга, например, среди друзей и родственников. Такой яркий, красочный и позитивный момент жизни можно наблюдать в Швеции, Германии, Америке и других странах, что вызывает уважение.
Это зрелище по-своему привлекательное, завораживающее, доброе и красочное.
Каждый человек обязан знать историю своей нации. Принадлежность к определенным вековым традициям и обычаям даёт ему ощущение значимости в жизни.На формирование любого народного костюма со своим специфическим орнаментом, кроем и другими особенностями немалое влияние оказывали окружающие факторы: климат, уклад жизни, географическое положение и основные занятия нации.
Национальные костюмы (фото) России
Россию населяют народы различных национальностей: русские, татары, мордва, удмурты, башкиры, чуваши, калмыки и др. Каждая нация ценит и бережно хранит свою индивидуальную и богатую культуру, особенно свои народные костюмы.
На Руси все национальные костюмы с давних времен имели неповторимые особенности в зависимости от региона и нации и, кроме того, у каждого народа подразделялись на повседневные и праздничные.По одежде можно было судить о человеке, откуда родом, к какой нации и социальному классу он принадлежит. Во всех национальных костюмах, особенно в их отделке издавна заложена символичная, свойственная только определенной нации информация об обычаях, роде, занятиях и разнообразных событиях.
Покрой одежды, их орнамент и детали вобрали в себя индивидуальную особенность всех российских народов — красоту и трудолюбие.
Русская народная одежда: история появления
Учёные определили, что русский национальный костюм начал формироваться еще в XII веке. Причем носили его и бояре, и крестьяне, и даже цари до XVIII столетия. Принудительная смена одежды на европейский манер произошла по указу Петра I, считавшего, что для России является очень важным и торговое, и культурное общение с Европой, а стиль одежды не соответствует этому. Да и для проведения каких-либо работ она была не очень удобна. Только крестьянам было разрешено носить национальные костюмы.
Видимо, это был политический шаг, а возможно, и просто дело вкуса Петра I. С тех самых пор русский колорит сохранился в основном у крестьян. Причем в те времена указом царя было даже запрещено производить и продавать русские народные наряды, и за нарушение закона были введены штрафы, и даже предусмотрено лишение имущества.
Виды русского национального костюма, особенности
Есть четкое разделение в русском традиционном наряде на повседневный и праздничный виды одежды.
Основное отличие русского национального костюма — это многослойность, удивительное богатство отделки и довольно простой, почти прямой или слегка расклешенный крой силуэта. Цвета одежды в основном были яркие, веселые.
При всём многообразии народной одежды на Руси основную массу женского костюма представляли сарафанные комплекты северно-русский и южнорусский (он более древний). А рубаха везде и всегда была незаменимой основой женских нарядов. Обычно они шились из льняного полотна или хлопка, ну а более дорогие — из шёлковой ткани.Практически все русские национальные костюмы дополнялись красивыми украшениями на воротниках и рукавах рубах и платьев: вышивкой, пуговицами, тесьмой, блёстками, узорами и аппликациями. Часто неповторимый орнамент украшал и нагрудную часть рубахи. Причем все эти дополнения в различных губерниях и областях отличались и были индивидуальными, особенными.
В любой стране и у каждого народа важной частью образа нации, государства и культуры является своя традиционная национальная одежда.
Народный костюм — это своего рода один из способов заявления о себе в государственных и даже в мировых масштабах.
www.syl.ru
История возникновения национального костюма 🚩 история русской одежды 🚩 Одежда
У всех народов мира имеется свой национальный костюм. Русская традиционная одежда начала формироваться в V веке на основе элементов костюма древних русов — жителей Восточной Европы, общих предков славянских народов. Убранство русичей отличалось своеобразием, имело свои особенности и соответствовало образу жизни народа-земледельца.
Традиционный костюм, распространенный на обширной территории России, достаточно разнообразен, особенно женский. Каждый регион имел свои характерные элементы в одежде, присущие только этой губернии. Одежда пожилой женщины отличалась от платья девушки, в будние дни носили одно одеяние, в праздничные — совсем другие наряды.
Можно было выделить четыре комплекта женского наряда: с паневой, сарафаном, юбкой-андараком, кубельком. Панева — наиболее старинный элемент женской одежды, комплект с паневой сформировался в VI−VII веках и включал в себя рубаху, передник, нагрудник, головной убор — кичку, лапти, распространен был во многих губерниях средней полосы и юга России.
С сарафанами носили рубахи, душегреи, кокошники и кожаную обувь. В такую одежду наряжались женщины Алтая, Урала, в Поволжье, Сибири, на севере европейской части России. Расцвет этого костюма пришелся на XV−XVII века.
Казачки Северного Кавказа и Дона носили платье-кубелек, с ним одевали рубаху с широкими рукавами и длинные штаны. Одежда мужчин на всем пространстве Руси была однообразной и состояла из рубахи-косоворотки, нешироких штанов, лаптей или кожаной обуви, шапки.
Особенность национального русского платья — обилие верхней одежды, накидной и распашной. Одежда знати относится к византийскому типу. В XVII в ней появляются элементы, заимствованные из польского туалета. Для сохранения самобытности костюма царским указом от августа 1675 года дворянам, стряпчим, стольникам было запрещено носить иноземные одеяния.
Костюм знати изготавливался из дорогих тканей, богато украшался золотым шитьем, жемчугом, пуговицами из золота и серебра. В то время не было понятия — мода, фасон не менялся столетиями, богатое платье передавалось по наследству из поколения в поколение.
До конца XVII века национальную одежду носили все сословия: бояре, князья, ремесленники, купцы, крестьяне. Царь-реформатор Петр I пренес в Россию моду на европейский костюм и запретил ношение национального облачения для всех сословий, кроме крестьян и монахов. Крестьяне сохраняли верность национальному убранству до конца XIX века.
Сейчас человека, одетого в национальный костюм, на улице не встретишь, но некоторые элементы, присущие русскому традиционному костюму, перекочевали в современную моду.
www.kakprosto.ru