Рудольф Мюллер. Воздушная война над СССР. 1941

Рудольф Мюллер

Молодой красивый юноша, почти мальчишка, Рудольф Мюллер со своими светлыми волосами выглядел идеальным арийцем, каким представляли его в то время в Германии. В ходе боевых действий он записал на личный счет 94 воздушные победы и в 1942 году стал самым результативным пилотом люфтваффе на Севере.

Мюллер закончил летную школу летом 1941 года и к боевым вылетам приступил в сентябре в составе эскадрильи 1./JG 77. Действуя с аэродрома Лоустари, он уже в течение месяца заявил о 8 сбитых самолетах, среди которых были 1 ДБ-ЗФ, 3 СБ, 2 И-16, 1 И-153 и 1 «харрикейн». К слову сказать, большинство из этих побед Мюллера не подтверждаются советскими документами.

Первый тур Мюллера на Восточном фронте длился недолго, так как в октябре 1941 года, с наступлением полярной ночи и общим затишьем в сражениях, эскадрилья 1./JG 77 была переброшена на аэродром Ставангер, расположенный в западной части Норвегии. Причина этого заключалась в том, что Гитлер все еще опасался вторжения союзников в Норвегию. Здесь немецкие летчики участвовали в боях лишь эпизодически, но тем не менее Мюллер все же умудрился сбить два английских патрульных самолета «Хадсон».

К новым сражениям в советском Заполярье немецкое командование начало готовиться уже в январе 1942 года, и специально для боевых действий на этом фронте была сформирована 5-я истребительная эскадра люфтваффе, получившая название «Айсмеер» (Полярное море). Вначале из числа эскадрилий 1./JG 77, 14. /JG 77 и 2./ZG 76 была образована группа I/JG 5, а затем на основе истребительных подразделений, размещенных ранее в Финляндии и Франции, создали группы II и III 5-й эскадры. После окончательного формирования эскадры весной 1942 года, бывшую эскадрилью 1./JG 77 включили в состав 2-й группы JG 5, и она получила соответствующее обозначение 6. /JG 5.

Эскадрилья 6. /JG 5, в которой служил Мюллер, возвратилась на аэродром Луостари в апреле 1942 года, как раз в разгар ожесточенных боев в Заполярье, развернувшихся и на земле, и в воздухе. Чтобы отнять у противника инициативу и лишить его возможности вести какие-либо крупные военные операции в весенне-летний период, части советской 14-й армии при поддержке подразделений и кораблей Северного флота предприняли наступление на вражеские позиции с одновременной высадкой на фланге морского десанта. Даже частичный успех этого наступления в дальнейшем мог гарантировать затишье на Карельском фронте и бесперебойные поставки в Мурманск и Архангельск военного снаряжения морскими конвоями союзников, количество которых в начале 1942 года значительно возросло.

Гитлер еще в марте 1942 года потребовал изолировать советское Заполярье от внешних связей и начать интенсивную борьбу с судоходством противника. Таким образом, центр борьбы переместился на море, где немецкий флот и люфтваффе пытались нарушить советские морские коммуникации. Одновременно фашистские самолеты приступили к массированным бомбардировкам порта и объектов Кировской железной дороги. Чтобы уменьшить подлетное время, немцы восстановили аэродромы на оккупированной советской территории, в частности аэродром Алакурти, где разместились пикирующие бомбардировщики Ju 87.

23 апреля 1942 года Рудольф Мюллер одержал очередные воздушные победы, записав в течение дня на свой счет сразу 5 сбитых самолетов (4 «харрикейна» и 1 СБ). Следует заметить, что немецкие летчики в этот период времени имели явное преимущество в воздухе, поскольку летали на усовершенствованных истребителях Bf 109F-4 с усиленным бронированием и более мощным 1200-сильным двигателем. Хотя в советских ВВС Заполярья были сформированы новые истребительные полки, они вооружались в основном устаревшими английскими истребителями «харрикейн», а также американскими «томахауками» и «китгихауками», которые тоже по летным характеристикам уступали немецким самолетам. Кроме того, летный состав этих полков включал преимущественно пилотов, наспех обученных в военное время и не имевших никакого боевого опыта.

26 апреля в списке Мюллера оказался двухмоторный истребитель Пе-3. В этот день 7 «петляковых» из 95-го ИАП совершили налет на аэродром Хебуктен, но уже на подходе к цели были атакованы двумя эскадрильями «мессершмиттов». Советским самолетам удалось прорваться к аэродрому и сбросить бомбы (на земле превратились в обломки 6 фашистских машин и еще 20 получили повреждения), однако за это пришлось заплатить немалую цену.

5 Пе-3 были сбиты, а остальные вернулись на базу с многочисленными пробоинами.

Через день Мюллер доложил о четырех сбитых «харрикейнах», а 29 апреля началось советское наступление, которое длилось до 13 мая 1942 года. Естественно, подразделения ВВС 14-й армии были привлечены для нанесения бомбовых и штурмовых ударов по немецким позициям, и это вызвало всплеск борьбы за воздушное господство. Уже в первый день наступления «мессершмитты» из 6./JG 5 сбили над линией фронта два биплана И-153, занимавшихся штурмовкой вражеских укреплений. Одного из них записал на свой счет Мюллер. Всего за последнюю неделю апреля он заявил 15 воздушных побед и еще о 13 сбитых советских самолетах (в основном «харрикейнах») Мюллер доложил в течение мая.

Конец весны 1942 года был отмечен появлением на Карельском фронте американских истребителей «Аэрокобра». 16 таких самолетов вместе с 10 «киттихауками» поступили в 19-й ГИАП (бывший 145-й ИАП), и советские летчики быстро освоили новую технику без всякой иностранной помощи. Сборка и изучение импортных истребителей проходили практически одновременно. Учебные полеты обошлись без аварий, и с 15 мая полк приступил к боевым действиям с аэродрома Шонгуй. В июне на Севере появились и отечественные истребители Як-1. Наряду с самолетами ЛаГГ-3 они имелись на вооружении двух истребительных авиаполков, специально переброшенных в Заполярье для защиты морских конвоев.

Наступление полярного лета отразилось в усилении немецких воздушных налетов на Мурманск. Хотя организация ПВО города к тому времени была довольно развитой, тем не менее из-за небольшого подлетного времени фашистские бомбардировщики нередко прорывались к своим целям. Например, 12 июня на Мурманск было совершено 6 воздушных налетов, в которых приняли участие более сотни самолетов. Так как большинство домов города строилось из дерева, для бомбометания применялись главным образом зажигательные бомбы. Особенно трагичным для Мурманска стал день 18 июня, когда фашисты сбросили на город около 12 тыс. «зажигалок» — сгорели почти 800 жилых домов, несколько школ и больниц. К концу 1942 года свыше 3 тыс. мурманчан жили в землянках.

17 июня Рудольф Мюллер за успехи в боях был награжден в торжественной обстановке Рыцарским крестом. После уничтожения еще полдюжины «харрикейнов» за ним числилось уже 46 воздушных побед. В эскадрилье 6./JG 5 Мюллер стал настоящим специалистом по «харрикейнам», в боях с которыми использовал особую тактику. В первую очередь, учитывая плохую скороподъемность истребителя английского производства, он сражался только на вертикали, где «мессершмитт» существенно превосходил своего противника. Перед поединком старался иметь запас высоты, чтобы на пикировании набрать скорость и затем на горке застигнуть неприятеля неожиданной атакой сзади снизу. Дважды одну цель он никогда не атаковал, чтобы не подвергать себя излишнему риску. Если не было превосходства в высоте, Мюллер стремился заставить «харрикейн» гнаться за ним вверх по спирали и, когда тот терял скорость, навязывал ему бой на крутых виражах. Нередко в этом случае «харрикейн» срывался в штопор и таким образом становился вообще легкой добычей. В этот период времени советские летчики на «харрикейнах» в воздушных боях с Bf 109F часто становились в оборонительный круг, чтобы лучше прикрыть друг друга. Мюллер иногда нападал и на круг, пытался разрушить его и сбить истребители противника поодиночке. Обычно он пролетал на большой скорости с внешней стороны круга в направлении его вращения и, выбрав удачный момент, доворачивал и пересекал круг, обстреливая ближайший самолет из всех стволов своего оружия. Если советский пилот попадался малоопытный и с недостаточной выдержкой, он, уклоняясь, мог выйти из круга и тогда Мюллер вскоре заносил его в свой список побед. Нужно признать, что последний метод ведения боя был все же рискованным, и Мюллер применял его не очень охотно.

В ноябре 1942 года эскадрилья 6./JG 5 передислоцировалась на аэродром Алакурти, где ее задачей стало прикрытие бомбардировщиков Ju 87, наносивших удары по объектам Кировской железной дороги. Воздушные бои стали происходить реже, и во время «свободной охоты» немецкие истребители тоже не упускали случая пострелять по эшелонам в пути. Даже развернулось своеобразное состязание по уничтожению паровозов. На этом участке фронта Мюллер отметился двумя сбитыми самолетами ЛаГГ-3, но уже в декабре выбыл из строя, повредив ногу на лыжной прогулке. После госпитальной палаты и предоставленного отпуска он вернулся на фронт в начале февраля 1943 года, когда его эскадрилья переместилась на вновь построенный аэродром Сальмиярви. Для немцев наступали тяжелые времена, поскольку все больше советских летчиков приобретало необходимый опыт, а в подразделениях ВВС возросло количество современной авиатехники. «Харрикейны» использовались только в частях ПВО. Кроме того, весной 1943 года в Заполярье поступили первые радиолокационные установки, существенно повысившие эффективность системы ВНОС. Тем не менее в течение месяца Мюллер занес в свой список побед еще около десятка советских самолетов. Однако постепенно удача от него отвернулась. 8 марта на самолете Мюллера при взлете отказал мотор, и он врезался в стоящие за аэродромом деревья. Лишь по чистой случайности пилот отделался только сотрясением мозга, приложившись головой к прицелу. Еще три недели в госпитале Мюллер выдержал с трудом. К этому времени он стал любимчиком немецких журналистов и кинооператоров, зачастивших на фронт после разгрома 6-й армии Паулюса под Сталинградом. Пропагандистский аппарат Геббельса нуждался в «героях», а Мюллер со своей арийской внешностью и длинным списком побед прекрасно подходил для этой роли. Мысль о том, что кто-то может заменить его в этом качестве и к тому же превзойти по количеству сбитых самолетов, была для Мюллера невыносимой, и он настоял на досрочной выписке из госпиталя. В начале апреля он получил на авиабазе в Пори новый истребитель Bf 109G-2 и вскоре уже снова участвовал в сражениях.

Воздушный бой, состоявшийся в Заполярье 19 апреля 1943 года, достаточно подробно описан в различных советских литературных источниках. В этот день шестерка Bf 109G-2 из 6./JG 5 взлетела с аэродрома Сальмиярви для расчистки воздушного пространства над советским аэродромом Ваенга, по которому собирались нанести удар истребители-бомбардировщики Fw 109А из состава эскадрильи 14. (J)./JG 5. Но уже на подлете все три группы немецких самолетов были обнаружены северо-западнее Мурманска расчетами радиолокационных установок. Для их перехвата в 11:30 подняли четыре «харрикейна» из 769-го авиаполка ПВО и пять «аэрокобр» из 2-го Сафоновского ГИАП Северного флота. Кроме того, в район предполагаемой встречи с противником направили возвращавшуюся с задания пару «аэрокобр» из 2-го ГИАП во главе с ведущим капитаном П. Сгибневым, а для патрулирования над аэродромом Ваенга выделили еще две пары «аэрокобр» под командованием капитана П. Климова. В завязавшейся затем воздушной схватке самолет Мюллера был подбит и совершил вынужденную посадку на советской территории. Кто его сбил, точно не известно, поскольку на победы в поединках претендовали несколько советских летчиков. Так, первыми вступили в бой с Bf 109 «харрикейны» из 169-го ИАП. При потере одного «харрикейна» (его пилот выбросился с парашютом) они сумели повредить один «мессершмитт». О двух победах доложили пилоты мл. лейтенант Бокий и его ведомый мл. сержант Титов. Причем Бокий только подбил Bf 109, а Титов уничтожил «мессершмитт», неожиданно вывалившийся из облаков. В начале боя два немецких истребителя попытались атаковать самолет капитана Сорокина, но он резким разворотом вышел из-под удара, а когда немцы разошлись, на пикировании, догнал одного из них и меткой очередью отправил к земле. Пятый сбитый немецкий истребитель в этой схватке записал на свой счет капитан Сгибнев, появившийся в самый разгар боя. Имея преимущество в высоте, он напал на противника сзади сверху.

Кроме «харрикейна» с советской стороны в этом бою была сбита одна «аэрокобра» (пилот погиб), и еще один «харрикейн» сгорел на земле в результате налета «фокке-вульфов».

Известно, что планирующий подбитый «мессершмитт» Мюллера попытался добить в воздухе заместитель командира 2-го ГИАП капитан П.Г. Сгибнев, но у него закончились боеприпасы. Определив приблизительно место посадки вражеского самолета, Сгибнев тогда приказал по радио подготовить на аэродроме связной У-2 и сразу после возвращения вылетел на нем вместе с техником Соболевским на поиски немецкого летчика. Но когда У-2 приземлился рядом с зарывшимся в снег истребителем Bf 109, пилота люфтваффе там уже не оказалось. Достав из багажного отсека фюзеляжа аварийный запас и лыжи, Мюллер постарался как можно быстрее покинуть опасное место. Однако далеко уйти ему не удалось, несмотря на то что он побросал по дороге разные вещи, чтобы идти налегке. Из расположенного поблизости центра подготовки разведчиков-диверсантов были высланы поисковые команды, и они вскоре обнаружили меховую куртку и ракетницу немецкого летчика, а затем и его самого, сидевшего под деревом с пистолетом в руке. При виде противника Мюллер не оказал никакого сопротивления и сразу же бросил оружие.

На допросах он ничего не скрывал и сразу выложил все не только о дислокации частей люфтваффе, но и даже дал подробные характеристики своим сослуживцам. Между делом сообщил, что его родители были коммунистами, погибшими от рук фашистов, а сам он вынужден был служить в немецкой армии, чтобы остаться в живых. По словам Мюллера, никакой ненависти к СССР он не испытывал, а война для него являлась всего лишь своеобразным спортом.

В середине 1943 года Мюллера, переодетого в советскую военную форму, часто возили по различным авиаполкам, где он делился сведениями о тактике действий немецких истребителей и отвечал на интересующие летчиков вопросы. Потом его отправили в лагерь для военнопленных, где он, по всей видимости, и умер.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Рудольф Мюллер

Пожалуй, Мюллер был единственным летчиком в Заполярье, который в воздушных боях с истребителями типа «Харрикейн» приобрел навыки разбивать «оборонительные круги» и был убежден, что этот тактический прием для «Харрикейнов» губителен. На большой скорости он летал вдоль направления виража «оборонительного круга» и ждал удобного случая, чтобы пересечь его, открывая при этом огонь из всех видов оружия. В большинстве случаев ему удавалось этим маневром расстроить боевой порядок «Харрикейнов», после чего он атаковал одиночные самолеты. Дважды Мюллеру удавалось, разбив «оборонительный круг», сбить сразу два «Харрикейна» всего за две минуты. Тактика, надо сказать, рискованная, требующая отличной реакции и виртуозного владения машиной, ибо, входя в круг самолетов противника, Мюллер оказывался под огнем следующего за ним истребителя.

В ноябре 1942 г. отряд снова был перебазирован на другой аэродром – Ала- куртти, т.е. на Кандалакшское направление – где Мюллер сбил два истребителя ЛаГГ-3.

В декабре 1942 г. во время лыжной прогулки Мюллер сломал ногу. После выздоровления ему был предоставлен отпуск в Германию. Вернувшись в первых числах февраля в эскадру Рудольф сразу включился в боевую деятельность. сбив еще 10 самолетов. 8 марта 1943 г. при взлете с аэродрома ас потерпел аварию. Самолет разбился, а сам он получил легкое сотрясение мозга. Однако уже в конце месяца летчик был выписан из лазарета и направлен в г.Пори за новым самолетом. Как раз в это время началось перевооружение истребительной эскадры на новые Me 109G-2. 6-я эскадрилья начала получать новые истребители одной из первых, в связи с чем в апреле она не принимала участия в боевых действиях.

19 апреля 1943 г. в 11.30 Мюллер вылетел первый и последний раз на новом «Мессершмитте» на боевое задание, которое заключалось в прикрытии группы истребителей-бомбардировщиков FW 190 из 14 отряда скоростных бомбардировщиков 5 эскадры, посланных на бомбардировку аэродрома Ваенга. В 11.50 по данным советской радиоразведки и радиолокационным наблюдениям северо-западнее Мурманска на высоте 4000- 6000 м были обнаружены три группы самолетов противника. Для их перехвата в воздухе были подняты четыре «Харрикейна» из 2 гв.иап им.Б.Ф.Сафонова, (ведущий старший сержант А.Назаров) и шесть «Аэрокобр» (ведущие пар были капитан З.Сорокин и младшие лейтенанты П.Романов и Н.Бокий). Вскоре на командный пункт поступило сообщение о приближении к аэродрому на высоте около 8000 м двух групп вражеских самолетов. «Аэрокобрам» было приказано с набором высоты идти на перехват, а «Харрикейнам» – прикрывать аэродром. Через несколько минут на бреющем полете аэродрому подошли три Me 109. В воздух поднялись еще две пары «Аэрокобр»(ведущий пары капитан П.Климов), которые начали барражирование над аэродромом.

Возвращавшиеся с задания на истребителях «Аэрокобра» капитан П.Сгибнев и старшина В.Юдин были направлены в район встречи с вражескими самолетами. В 12.23 наши истребители обнаружили на высоте 5000 м две группы истребителей из двух и шести «Мессеров». Через пару минут из облачности вывалились еще две группы – четыре «Мессершмитта» и два «Фокке-Вульфа», которые с высоты 6000 м произвели бомбометание по аэродрому. В результате бомбардировки аэродрома был сожжен один «Харрикейн».

Во время сближения наших истребителей с шестеркой «Мессеров» два вражеских самолета, имея преимущество в высоте, сзади сверху со стороны солнца стали заходить в атаку по паре Романова. Это своевременно заметил Бокий. Под прикрытием своего ведомого – Титова он вышел истребителям противника в хвост и с дистанции 200 м открыл по ним огонь. «Мессершмитты» прекратили атаку, ведущий, а им был Мюллер, попытался уйти со снижением, ведомый его отвернул в сторону солнца. Бокий стал преследовать уходящий вниз истребитель, открыл по нему огонь и на высоте 1500 м подбил его. Титов тоже атаковал «Мессер», вывалившийся из облаков, и сбил его.

Самолет капитана Сорокина в начале боя пытались атаковать два истребителя, но он резким разворотом влево уклонился от удара. Истребители разошлись, ведущий «Мессер» взмыл вверх, ведомый начал резко снижаться. Сорокин на пикировании догнал шедший к земле самолет и двумя очередями сбил его.
Капитан Сгибнев при подходе к району аэродрома увидел бой четырех наших истребителей с шестью «Мессершмиттами» и немедленно пошел на помощь. Имея преимущество в высоте, он сзади сверху атаковал и сбил один вражеский самолет.

В воздушном бою было уничтожено пять истребителей противника. Фашистам удалось сбить одну нашу «Аэрркобру», летчик которой погиб.
Что касается взятия Мюллера в плен, то об этом также подробно писали многие авторы. Заслуживает внимания интересная подробность о том, что брал в полет зимой каждый немецкий летчик-истребитель. В спинном лацкане парашюта находился маскировочный халат, теплые носки, шоколад, спички и папиросы. А также в вещевом мешке были мясные консервы, шоколад, кекс, папиросы, перевязочный пакет. Кроме того брались в полет складные лыжи и палки, ракетница с запасом ракет и пистолет.

После вынужденной посадки в 8 км восточнее озера Мальярви Мюллер пытался на лыжах уйти к своим. Место его посадки заметил командир полка П.Сгибнев и хотел добить немецкого пилота, но у него к тому времени кончился боезапас, да и горючее находилось на исходе. Тогда по рации, находясь еще в воздухе, он приказал подготовить самолет По-2. Вернувшись на аэродром; Сгибнев вместе с техником Соболевским сразу же вылетел к месту посадки вражеского самолета. Еще не замер винт По-2, как они с пистолетами в руках направились к «Мессершмитту». В кабине сбитого истребителя летчика не оказалось, а рядом был обнаружен глубокий след лыжни. В пустой кабине нашли парашют с табличкой, на которой готическим шрифтом была написана фамилия немца – «Мюллер». Сгибнев по рации из По-2 доложил обстановку на командный пункт и свое решение организовать поиски немецкого аса. К ним присоединились разведчики с собакой. Преследователи пошли по лыжному следу. По пути были найдены ракетница и ракеты, меховая куртка, брошенные немцем. Вскоре настигнули и его самого. Причем, завидя наших бойцов, он сразу же бросил оружие, даже не пытаясь сопротивляться…

Допросы Рудольфа Мюллера вел наш военный разведчик П.Сутягин.
Пленник подробнр рассказал о подготовке немецких молодых летчиков в учебных подразделениях и частях, о летчиках своего отряда, каждому дал краткую характеристику. Рассказал он и о тактике, применяемой их летчиками в Заполярье, об организации ПВО аэродромов, о новом истребителе Me 109G-2. Немецкий ас указал на некоторые ошибки, допускаемые советскими летчиками в воздушных боях и на схемах, нарисованных им самим, показал, как избежать их.

Из ответов Мюллера на допросах вырисовывается вполне определенный образ этого человека: спортсмен, для которого сбивать самолеты было азартной охотой, рискованной игрой. Впрочем, от войны уже накопилась усталость. И вот он, в этот раз проиграв, сдается на милость победителя, все рассказывает, объясняет. И надеется, что к нему, как к военнопленному, будет должное отношение.

По некоторым источникам, Мюллер был отправлен в лагерь для военнопленных, где в 1944 г. окончил свой жизненный путь.
В музее Кразнознаменного Северного Флота, рядом со снимком «Мессершмитта», сбитого под Ваенгой, есть фотография молодого человека в форме гитлеровского пилота и его талисман – иконка.

Мюллер надеялся, что она убережет его от неудачи. Да, он не погиб в бою…

Bf 109G-2 Р.Мюллера после вынужденной посадки. 19 апреля 1943 г.

вв


feldgrau.info

Мюллер, Рудольф — Википедия. Что такое Мюллер, Рудольф

Список воздушных побед Рудольфа Мюллера
№ п/пДата победыТип самолётаПримечание
112.09.1941I-16И-16 72-го САП (повреждён), л-т Плотников (невредим)
217.09.1941DB-3не подтверждается
317.09.1941I-153не подтверждается
427.09.1941Hurricaneне подтверждается
528.09.1941SB-2СБ-2 118-ой РАЭ
602.11.1941SB-2СБ-2 137-го КСБП
702.11.1941SB-2СБ-2 137-го КСБП
804.11.1941I-16не подтверждается
901.02.1942Hudsonне подтверждается
1016.02.1942HudsonHudson 48-й эскадрильи RAF
1123.04.1942Hurricane«Харрикейн» 20-го ГИАП
1223.04.1942Hurricane«Харрикейн» 20-го ГИАП
1323.04.1942SB-2СБ-2 137-го КСБП
1423.04.1942Hurricane«Харрикейн» 768-го ИАП, с-т Коленцов (погиб)
1523.04.1942Hurricaneне подтверждается
1624.04.1942Hurricaneне подтверждается
1726.04.1942Hurricaneне подтверждается
1826.04.1942Pe-2Пе-3 95-го ИАП
1928.04.1942Hurricane«Харрикейн» 2-го ГКАП, л-т Годелевич (погиб)
2028.04.1942Hurricane«Харрикейн» 2-го ГКАП
2128.04.1942Hurricane«Харрикейн» 2-го ГКАП
2228.04.1942Hurricane«Харрикейн» 2-го ГКАП
2329.04.1942I-153И-153 27-го ИАП
2429.04.1942Hurricane«Харрикейн» 78-го ИАП (повреждён)
2529.04.1942Hurricaneне подтверждается
2618.05.1942Hurricane«Харрикейн» 197-го ИАП
2718.05.1942Hurricane«Харрикейн» 197-го ИАП
2818.05.1942Hurricaneне подтверждается
2919.05.1942Hurricaneне подтверждается
3019.05.1942Hurricaneне подтверждается
3119.05.1942Hurricaneне подтверждается
3225.05.1942Hurricaneне подтверждается
3326.05.1942Hurricane«Харрикейн» ВВС 14А
3426.05.1942Hurricane«Харрикейн» ВВС 14А
3526.05.1942Hurricane«Харрикейн» ВВС 14А
3628.05.1942HurricaneP-39 19-го ГИАП, к-н Кутахов (невредим)
3728.05.1942P-40не подтверждается
3830.05.1942Hurricane«Харрикейн» 2-го ГИАП (повреждён)
3902.06.1942Hurricane«Харрикейн» 768-го ИАП или 2-го ГКАП
4002.06.1942Hurricane«Харрикейн» 768-го ИАП или 2-го ГКАП
4113.06.1942Hurricane«Харрикейн» 78-го ИАП
4213.06.1942Hurricaneне подтверждается
4313.06.1942Hurricaneне подтверждается
4417.06.1942I-180не подтверждается
4517.06.1942Hurricane«Харрикейн» 769-го ГИАП
4617.06.1942Hurricane«Харрикейн» 769-го ГИАП
4723.06.1942I-16И-16 27-го САП, ст. с-т Мальченко (погиб)
4804.08.1942I-16не подтверждается
4904.08.1942Hurricaneне подтверждается
5004.08.1942Hurricaneне подтверждается
5113.08.1942I-153И-15бис 27-го ИАП (повреждён)
5213.08.1942I-16И-16 27-го ИАП, с-т Лебедев (невредим)
5313.08.1942MiG-3не подтверждается
5421.08.1942Jak-1не подтверждается
5521.08.1942I-180не подтверждается
5621.08.1942Jak-1не подтверждается
5722.08.1942истребительне подтверждается
5822.08.1942истребительне подтверждается
5922.08.1942истребительне подтверждается
6022.08.1942Jak-1Як-1 20-го ИАП
6122.08.1942Jak-1не подтверждается
6229.08.1942не известенне подтверждается
6329.08.1942не известенне подтверждается
6402.09.1942истребительистребитель 27-го ИАП или ВВС 14А
6504.08.1942не известенвероятная победа
6608.09.1942истребитель«Харрикейн» ВВС 14А
6709.09.1942Hurricane«Харрикейн» 837-го ИАП
6809.09.1942Hurricaneне подтверждается
6909.09.1942Hurricaneне подтверждается
7009.09.1942Hurricaneне подтверждается
7115.09.1942Hurricane«Харрикейн» 837-го ИАП
7215.09.1942Hurricane«Харрикейн» 837-го ИАП
7315.09.1942Hurricane«Харрикейн» 837-го ИАП
7415.09.1942Hurricane«Харрикейн» 837-го ИАП
7527.09.1942истребительвероятная победа
7627.09.1942истребительвероятная победа
7727.09.1942истребительвероятная победа
7827.09.1942истребительвероятная победа
7927.09.1942истребительвероятная победа
8027.09.1942истребительвероятная победа
8127.09.1942истребительвероятная победа
8208.02.1943не известенне подтверждается
8308.02.1943не известенне подтверждается
8417.02.1943Hurricane«Харрикейн» 966-го ИАП
8502.1943не известен
8602.1943не известен
8721.02.1943P-39«Харрикейн» 760-го ИАП
8802—03.1943не известен
8902—03.1943не известен
9002—03.1943не известен
9102—03.1943не известен
9213.03.1943P-39не подтверждается

wiki.sc

Как сбили немецкого аса Рудольфа Мюллера — Красные соколы: советские асы 1914

Рудольф Мюллер, известный немецкий ас одержавший за время своей боевой деятельности  (неполные 2 года)  94 воздушные победы, проходил обучение в лётной школе с 1 Июня 1940 по 1 Июля 1941 года. После этого был отправлен в учебный отряд 77-й истребительной эскадры  (JG 77). Боевую деятельность начал в Сентябре 1941 года на аэродроме Лоустари  (Финляндия), где за один месяц одержал 8 побед.

В Октябре 1941 года отряд, в котором служил Мюллер, был перебазирован на аэродром Ставангер  (юг Норвегии)  для ведения воздушного патрулирования и перехвата английских бомбардировщиков, где ас сбил 2 самолёта. В Апреле 1942 года отряд вернулся на аэродром Луостари, где и находился до Ноября 1942 года. За это время Мюллер записал на свой счёт 71 победу, большинство из которых составляли истребители «Харрикейн». В тот период немецкие лётчики летали на самолётах Ме-109F.

В Ноябре 1942 года отряд снова был переброшен на другой аэродром — Алакуртти, то есть уже на Кандалакшское направление, где Мюллер сбил 2 истребителя ЛаГГ-3. Однако в Декабре, во время лыжной прогулки, Мюллер сломал ногу и попал в санчасть. После выздоровления ему был представлен отпуск в Германию. Вернувшись в первых числах Февраля 1943 года в эскадру он сразу включился в боевую деятельность, сбив ещё 10 самолётов. 8 Марта при взлёте с аэродрома ас потерпел аварию. Самолёт разбился, а сам он получил лёгкое сотрясение мозга. Однако уже в конце месяца лётчик был выписан из лазарета и направлен в город Пори за новым самолётом.

Ме-109F-4 Рудольфа Мюллера, осень 1942 г.

Как раз в это время началось перевооружение эскадры на новые истребители Ме-109G-2. Поскольку 6-я эскадрилья начала получать новые машины одной из первых, в начале Апреля она не принимала участие в боевых действиях. Утром 19 Апреля 1943 года Мюллер вылетел первый раз на новом «Мессершмитте» прикрывать машины 14-го отряда скоростных бомбардировщиков 5-й эскадры, шедших штурмовать аэродром Ваенга. Как оказалось, этот боевой вылет стал для него последним. Подробное описание воздушного боя с «Аэрокобрами» из 2-го ГвИАП ВВС Северного Флота, в котором был сбит Рудольф Мюллер, приведено в книге Героя Советского Союза Сергея Георгеевича Курзенкова «Под нами земля и небо», которое и предлагается Вашему вниманию.

*     *     *

«В период моего лечения в госпитале меня часто навещали боевые друзья. Они приносили новости и печальные и радостные. Особенно обрадовала меня весть о победе лётчиков — гвардейцев под командованием Героя Советского Союза Петра Сгибнева над «неуловимым» немецким асом Рудольфом Мюллером. Приказом командира полка этот сбитый самолёт был записан на боевой счёт молодого лётчика Николая Бокия, начавшего войну в звании сержанта.

Взятый в плен Обер — фельдфебель Мюллер оказался кавалером высшего Рыцарского креста и многих других наград, любимцем самого шефа гитлеровской авиации. По приказу Геринга для небо построили особый, несерийный «Мессершмитт» с более мощным мотором и высокими аэродинамическими качествами. Истребитель обладал гораздо большей, чем у его собратьев, скоростью, маневренностью и скороподъёмностью. И надо признать, Мюллер за короткий срок причинил нам немало неприятностей. Трудность борьбы с ним заключалась в том, что он избегал воздушных боёв, не участвовал в них даже тогда, когда его коллегам приходилось очень туго. Во время таких схваток он со своим ведомым держался выше всех и, как хищник, высматривал добычу. Стоило кому — либо из наших лётчиков оторваться от группы, как Мюллер налетал на него и почти в упор открывал огонь. А стрелял он довольно неплохо, уничтожал цели обычно с первой атаки. Жертвами его становились обычно молодые, неопытные лётчики.

Мы не раз пытались перехватить Мюллера, но безуспешно. Завидев советских истребителей, он немедленно уходил. Немецкий ас казался действительно неуловимым. Но, как говорится, сколько веревочке не виться, а быть концу. Подобрали к нему «ключик» наши лётчики во главе со своим 22-летним командиром Петром Сгибневым.

Однажды этот герой, подобно ракете, влетел в нашу палату. Невысокого роста, сероглазый, с тонкими чертами лица, Капитан весело и громко произнёс: «Я не лишний ?!»   После того, как он сообщил нам последние новости, я от лица всех присутствующих поздравил его с победой над Мюллером.

— Не меня нужно поздравлять, а Николая Бокия, — лукаво сощурив озорные глаза, отозвался Сгибнев. — Ведь на его личный счёт записана эта победа.

— Это нам известно, Петя… Но мы слышали про ваш бой из третьих лиц. А ты, так сказать, первоисточник. Расскажи, как вы подловили «неуловимого».

Пётр Сгибнев с виду был похож на мальчика. Но у этого мальчика на кителе уже красовались: «Золотая Звезда» Героя, ордена Ленина и два Красного Знамени. Капитан поправил сползающий с плеч белый халат и неторопливо начал свой рассказ.

— Этот воздушный бой лётчики полка начали без меня. Я с ведомым выполнял другое задание — сопровождал до Лов-озера транспортный самолёт Ли-2. Проводили мы подопечного до безопасного района, развернулись и легли на обратный курс. Летим… Высота 4000 метров. На небе — ни облачка, ни дымки. Видимость редкостная. Под крылом — пятнистая тундра, справа Баренцево море. Полпути пролетели спокойно. В эфире — тишина. Вдруг заговорил «Казбек» — аэродромная радиостанция:

— «Кама-30» !   Курс 120, Зимняя Мотовка. Большая группа истребителей противника !

Эге, думаю. Ребята уже в воздухе. А «Кама-30», как положено, отвечает:

— Вас понял !   Приступаю к работе !

Выслушав разговор по радио, спрашиваю у ведомого:

— Поняли обстановку ?

— Так точно, понял, — отвечает он.

— Тогда поднаберем высоту, может пригодиться…

Снова заговорил «Казбек». Он передал «Каме», что группа новых немецких самолётов FW-190 в сопровождении Ме-109 продолжает полёт к Мурманску. Ведущий нашей группы истребителей тут же определил, кому какие цели атаковать. Через несколько секунд мои орлы, перехватив противника, навязали иму воздушный бой.

Мы увеличили скорость…Далеко внизу показались наши аэродромы. Над ними на разных высотах в вихре боя кружились наши и вражеские самолёты. По привычке внимательно осматриваю небо. Вдруг замечаю над каруселью дерущихся пару «Мессеров». Впереди идёт камуфлированный, за ним, на вытянутой дистанции — ведомый в обычной, грязно — серой окраске.

— Видишь полосатого ? — спрашиваю ведомого, а сам начинаю волноваться. Знаю, что этот камуфлированный истребитель пилотирует Мюллер.

— Вижу ! — отвечает мой напарник.

— Хорошо… Используем тот же приём, которым пользуется противник. Пошли на солнце !

Дали моторам полные обороты, винты на малый шаг и в набор высоты. Район боя обошли южнее, не спуская глаз с Мюллера и его ведомого. Противник не заметил нас. Упоенные лёгкими победами, они, видимо, дажемысли не допускали о том, что выше их может кто — либо находиться, и поэтому глядели только вниз, высматривая добычу. Когда мы набрали 7000 метров и заняли выгодную позицию, я приказал ведомому: «Иду в атаку !   Оставайся на высоте. В случае чего прикроешь».


Самолёт Ме-109G-2 Обер — фельдфебеля Рудольфа Мюллера,
6-я эскадрилья 5-й истребительной эскадры  (6 / JG 5).
Аэродром Алакуртти, Апрель 1943 года.

Дальше всё было разыграно как по нотам. Пикируя по лучу солнца, я быстро сблизился с Мюллером. Правда, он каким — то чутьём угадал грозящую ему опасность и, чтобы выйти из — под удара, бросил машину в переворот. Но я успел поймать в прицел правое крыло «Мессера» и выпустил очередь из 37-мм пушки. От полосатого полетели огненные брызги и куски дюраля.

Пока Мюллер соображал, что с ним произошло, его подбитый истребитель уже успел войти в спираль и, сделав два витка, оказался на высоте, где шёл воздушный бой. Тут ему порцию снарядов добавил нерастерявшийся Николай Бокий. Меткой очередью он разбил радиатор полосатого. Мотор «Мессера» заклинило. Мюллеру пришлось выбирать одно из двух: или выпрыгнуть с парашютом и сдаться в плен, или планировать до последней возможности, рискуя разбиться при посадке в сопках. Но он, видимо, ещё не терял надежды на спасение и повернул на юг, рассчитывая подальше уйти в тундру.

Уверенный, что Бокий добил Мюллера, я бросился на перехват его ведомого. Но тот, форсируя мотор, поспешил удрать. Я погнался за другим. Догнал и шлёпнул… Вдруг меня охватила тревога: а где же сам Ас ?   Наконец увидел его. Всеми силами сохраняя высоту, он искал место для посадки. Надо было срочно принимать меры. Если Мюллер благополучно приземлится, то встанет на лыжи и уйдёт !   Опыт у него есть: два раза он уходил после вынужденных посадок. Дотянув до заснеженного озера, расположенного южнее нашего аэродрома, «полосатый» с ходу сел…

Я немедленно сообщил об этом по радио в полк и приказал подготовить к вылету По-2 на лыжах. Мы с ведомым сели. По-2 уже ждал меня с работающим мотором, а рядом — инженер по вооружению с автоматом. Я подрулил к нему, выскочил из кабины истребителя и крикнул: «Скорее в самолёт !   Надо ловить Мюллера !»

Спустя несколько минут, мы уже кружили на По-2 над озером. «Мессер», оставив на снегу глубокую борозду, лежал на животе с погнутым винтом. Его кабина была открыта. От самолёта к скалистому берегу тянулся лыжный след. Мюллер ушёл. Лыжня обрывалась среди лобастых валунов. Возможно, там он и затаился.

Ме-109G-2 Мюллера после посадки…

Возвратившись к озеру, я с ходу сел и подрулил к «полосатому». Не выключая мотора, мы с инженером выскочили из кабины и поспешили к «Мессеру». Все его приборы оказались целыми. Следов крови не было видно. Значит, осколки снарядов не зацепили лётчика. Не побился он и при посадке. На сиденье лежал парашют. Я вытащил его на крыло, осмотрел. В кармашке ранца оказалась небольшая карточка, весьма похожая на визитную: «Обер — фельдфебель Рудольф Мюллер».

Теперь нужно было действовать быстро… Вернувшись на аэродром я сразу доложил обо всем командующему ВВС. Были немедленно приняты меры для поимки Мюллера. На следующее утро мы с инженером снова вылетели искать немецкого аса.

Нам удалось напасть на его след. Мюллер оказался отличным лыжником — за ночь он прошёл около 90 км от места вынужденной посадки. Далее лыжня терялась в лесном массиве.

Данные разведки мы передали по радио пограничникам. Они выслали навстречу Мюллеру группу лыжников с собаками. На исходе дня они наконец настигли беглеца. Он спал под нависшей скалой, утомлённый 150 км лыжным марафоном. «Непобедимый» Мюллер не сопротивлялся. Покинув свою берлогу, он вскинул руки и сразу сдался…

На допросе он признался, что не является ярым нацистом и не питает к нам никаких враждебных чувств. Война была для него, своего рода, спортивным состязаним… Мюллер охотно рассказал о себе, своих начальниках и лётчиках, назвал все известные ему аэродромы и раскрыл систему их охраны. Словом, он не произвёл того впечатления, на которое мы расчитывали.» — закончил свой рассказ Герой Советского Союза Пётр Сгибнев».

airaces.narod.ru

Мюллер, Рудольф — Howling Pixel

Рудольф Мюллер (нем. Rudolf «Rudi» Müller; 1920—1943) — немецкий лётчик Люфтваффе, ас Второй мировой войны.

Биография

Родился 21 ноября 1920 года во Франкфурте-на-Майне.

Военную карьеру в Вермахте начал в качестве связиста, но затем перешёл в Люфтваффе. Был участником Второй мировой войны, воевал на Восточноевропейском и Западноевропейском театрах военных действий. Служил в 77-й истребительной эскадре «Херц Ас», затем в 5-й истребительной эскадре «Айсмеер», дислоцировавшейся в Норвегии. Участник воздушных боёв с Красной армией. На его личном счету 92 сбитых самолётов противника[1].

Рудольф Мюллер известен тем, что весьма успешно охотился на советских лётчиков, летавших на британских самолётах «Харрикейн», поставлявшимся в Советский Союз Англией. Советское командование бросило силы (командир полка П. Г. Сгибнев, лётчики полка В. А. Горишин, А. М. Титов, З. А. Сорокин и Н. А. Бокий) специально для его уничтожения и в воздушном бою 19 апреля 1943 года немецкий ас был сбит в районе аэродрома Ваенга, в 16 км северо-восточнее Мурманска, будущим Героем Советского Союза Николаем Бокием. Мюллер смог посадить свой самолёт Ме-109G-2 и на лыжах, имевшихся в боевом комплекте, пытался уйти в Норвегию, но был настигнут и схвачен советскими пограничниками. Находился в советском плену, по некоторым данным был убит при попытке к бегству из лагеря для военнопленных № 58, располагавшегося около города Темников[2]21 октября 1943 года.

Воздушные победы

В течение карьеры Мюллеру было официально засчитано 92 победы над советскими и британскими самолётами. Российский исследователь А. Марданов произвёл сверку этих побед с данными о советских потерях, отражёнными в документах ЦАМО и ЦВМА; результаты исследования были опубликованы в 2006 году в журнале «Авиамастер». Из 92 побед проверке в настоящее время поддаются 86, по которым сохранились достаточно полные сведения о дате, месте и времени боя. Из них безусловное подтверждение находят 20 побед (включая четыре повреждённых, но не уничтоженных самолёта). Ещё 29 побед Мюллера можно условно считать вероятными или «групповыми», поскольку на них имеются и другие претенденты среди немецких лётчиков. Оставшиеся 37 побед не имеют каких-либо подтверждений в советских источниках[3].

Список воздушных побед

Типы самолётов указаны по немецкой номенклатуре. Примечания составлены на основе статей А. Марданова. Жирным шрифтом выделены безусловно подтверждаемые победы, курсивом — вероятные.

Награды

Примечания

  1. ↑ Мюллер Рудольф
  2. ↑ Мюллер Рудольф (Rudolf «Rudi» Müller)
  3. ↑ А. Марданов (№ 2), 2006, с. 29.

Литература

Ссылки

36-й пехотный полк (Австро-Венгрия)

36-й Богемский пехотный полк (нем. Böhmisches Infanterie-Regiment Nr. 36) — венгерский пехотный полк Единой армии Австро-Венгрии.

Мюллер

Мю́ллер (нем. Müller) — одна из наиболее распространённых фамилий в германоязычных странах. Означает «мельник».

Мюллер, Рудольф Людвигович

Рудольф Людвигович Мюллер (20 июля 1899, Санкт-Петербург — 10 мая 1964, Москва) — советский химик, один из ведущих специалистов, оставивший заметный след в нескольких разделах науки: теория стёкол, электрохимия стекла, химия твёрдого тела. Один из пионеров теории полупроводников. Педагог. Доктор химических наук, профессор (1940). Заведующий кафедрой электролхимии химического факультета ЛГУ (1940), заведующий кафедрой Кемеровского горного института (1953), сотрудник ГОИ. Заведовал основанной им лабораторией химии полупроводников химического факультета ЛГУ (1955—1964).

Похождения бравого солдата Швейка (телесериал)

Похождения бравого солдата Швейка (нем. Die Abenteuer des braven Soldaten Schwejk) — телевизионный сериал, созданный австрийской телекомпанией ORF и немецкой — ZDF. Основан на романе «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (чеш. Osudy dobrého vojáka Švejka za světové války, 1921 — 1923) Ярослава Гашека. Сериал состоящий из 13 серий практически полностью повторяет книгу и лишь первая половина следует по стопам романа, а вторая — полностью выдуманные авторами фильма события книги. Гашек так, и не успел закончить роман. Поэтому приключения Швейка в воздушных войсках, на флоте, в плену были полностью добавлены создателями фильма.

Список воздушных побед Рудольфа Мюллера
№ п/пДата победыТип самолётаПримечание
112.09.1941I-16И-16 72-го САП (повреждён), л-т Плотников (невредим)
217.09.1941DB-3не подтверждается
317.09.1941I-153не подтверждается
427.09.1941Hurricaneне подтверждается
528.09.1941SB-2СБ-2 118-ой РАЭ
602.11.1941SB-2СБ-2 137-го КСБП
702.11.1941SB-2СБ-2 137-го КСБП
804.11.1941I-16не подтверждается
901.02.1942Hudsonне подтверждается
1016.02.1942HudsonHudson 48-й эскадрильи RAF
1123.04.1942Hurricane«Харрикейн» 20-го ГИАП
1223.04.1942Hurricane«Харрикейн» 20-го ГИАП
1323.04.1942SB-2СБ-2 137-го КСБП
1423.04.1942Hurricane«Харрикейн» 768-го ИАП, с-т Коленцов (погиб)
1523.04.1942Hurricaneне подтверждается
1624.04.1942Hurricaneне подтверждается
1726.04.1942Hurricaneне подтверждается
1826.04.1942Pe-2Пе-3 95-го ИАП
1928.04.1942Hurricane«Харрикейн» 2-го ГКАП, л-т Годелевич (погиб)
2028.04.1942Hurricane«Харрикейн» 2-го ГКАП
2128.04.1942Hurricane«Харрикейн» 2-го ГКАП
2228.04.1942Hurricane«Харрикейн» 2-го ГКАП
2329.04.1942I-153И-153 27-го ИАП
2429.04.1942Hurricane«Харрикейн» 78-го ИАП (повреждён)
2529.04.1942Hurricaneне подтверждается
2618.05.1942Hurricane«Харрикейн» 197-го ИАП
2718.05.1942Hurricane«Харрикейн» 197-го ИАП
2818.05.1942Hurricaneне подтверждается
2919.05.1942Hurricaneне подтверждается
3019.05.1942Hurricaneне подтверждается
3119.05.1942Hurricaneне подтверждается
3225.05.1942Hurricaneне подтверждается
3326.05.1942Hurricane«Харрикейн» ВВС 14А
3426.05.1942Hurricane«Харрикейн» ВВС 14А
3526.05.1942Hurricane«Харрикейн» ВВС 14А
3628.05.1942HurricaneP-39 19-го ГИАП, к-н Кутахов (невредим)
3728.05.1942P-40не подтверждается
3830.05.1942Hurricane«Харрикейн» 2-го ГИАП (повреждён)
3902.06.1942Hurricane«Харрикейн» 768-го ИАП или 2-го ГКАП
4002.06.1942Hurricane«Харрикейн» 768-го ИАП или 2-го ГКАП
4113.06.1942Hurricane«Харрикейн» 78-го ИАП
4213.06.1942Hurricaneне подтверждается
4313.06.1942Hurricaneне подтверждается
4417.06.1942I-180не подтверждается
4517.06.1942Hurricane«Харрикейн» 769-го ГИАП
4617.06.1942Hurricane«Харрикейн» 769-го ГИАП
4723.06.1942I-16И-16 27-го САП, ст. с-т Мальченко (погиб)
4804.08.1942I-16не подтверждается
4904.08.1942Hurricaneне подтверждается
5004.08.1942Hurricaneне подтверждается
5113.08.1942I-153И-15бис 27-го ИАП (повреждён)
5213.08.1942I-16И-16 27-го ИАП, с-т Лебедев (невредим)
5313.08.1942MiG-3не подтверждается
5421.08.1942Jak-1не подтверждается
5521.08.1942I-180не подтверждается
5621.08.1942Jak-1не подтверждается
5722.08.1942истребительне подтверждается
5822.08.1942истребительне подтверждается
5922.08.1942истребительне подтверждается
6022.08.1942Jak-1Як-1 20-го ИАП
6122.08.1942Jak-1не подтверждается
6229.08.1942не известенне подтверждается
6329.08.1942не известенне подтверждается
6402.09.1942истребительистребитель 27-го ИАП или ВВС 14А
6504.08.1942не известенвероятная победа
6608.09.1942истребитель«Харрикейн» ВВС 14А
6709.09.1942Hurricane«Харрикейн» 837-го ИАП
6809.09.1942Hurricaneне подтверждается
6909.09.1942Hurricaneне подтверждается
7009.09.1942Hurricaneне подтверждается
7115.09.1942Hurricane«Харрикейн» 837-го ИАП
7215.09.1942Hurricane«Харрикейн» 837-го ИАП
7315.09.1942Hurricane«Харрикейн» 837-го ИАП
7415.09.1942Hurricane«Харрикейн» 837-го ИАП
7527.09.1942истребительвероятная победа
7627.09.1942истребительвероятная победа
7727.09.1942истребительвероятная победа
7827.09.1942истребительвероятная победа
7927.09.1942истребительвероятная победа
8027.09.1942истребительвероятная победа
8127.09.1942истребительвероятная победа
8208.02.1943не известенне подтверждается
8308.02.1943не известенне подтверждается
8417.02.1943Hurricane«Харрикейн» 966-го ИАП
8502.1943не известен
8602.1943не известен
8721.02.1943P-39«Харрикейн» 760-го ИАП
8802—03.1943не известен
8902—03.1943не известен
9002—03.1943не известен
9102—03.1943не известен
9213.03.1943P-39не подтверждается

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Снова о Рудольфе Мюллере. Мир Авиации 1992 01

Снова о Рудольфе Мюллере

Юрий РЫБИН, Мурманск

Прошло уже пять десятилетий после начала Великой Отечественной войны, но не ослабевает интерес к тем далеким годам. Много книг и статей посвящено летчикам Северного Флота. И это вполне понятно. В воздушных боях они проявили образцы мужества и самоотверженности. Но, чтобы до конца оценить их подвиг в этой жестокой и кровопролитной войне, нужно знать, какого опытного. организованного и хорошо вооруженного противника они победили.

В нашей литературе на протяжении всех послевоенных лет не давался обьективный анализ тактики фашистских летчиков, немецкой военной техники, а некоторые факты о противнике искажались или просто замалчивались. Если, прочитывая мемуары, пренебречь идеологическими штампами типа «хваленые птенцы Геринга», «воздушные пираты», «фашистские стервятники» и попытаться разобраться в обстоятельствах тех событий. то окажется, что в первой половине войны – пробел, а во второй – сразу «враг разгромлен наголову». И что интересно – финал Второй Мировой подтверждает этот «разгром наголову». Мы же зададимся вопросом – как? какой ценой? какой кровью была достигнута победа?

Итак, один из наших тогдашних противников – летчик-ас Люфтваффе Рудольф Мюллер, сбивший за время своей боевой деятельности с сентября 1941 г. по 19 апреля 1943 г.. т.е. за неполные два года, 94 самолета и награжденный высшей наградой фашистской Германии – Рыцарским крестом с дубовыми листьями. Чем же объяснить такую результативность Мюллера, да и других немецких летчиков? Попробуем разобраться.

Не секрет, что в начале войны ВВС Северного Флота и армейские подразделения. защищавшие небо над Мурманском. имели на вооружении самолеты устаревших образцов. В основном это были истребители И-153 «Чайка», И- 156ис и И-16. которые по прямой не могли соперничать в скорости даже с немецким бомбардировщиком «Юнкерс» Ju 88. А поступавшие в первых партиях ленд-лиза английские истребители «Харрикейн» и американские Р-40С «Томагаук» не всегда могли на равных вести воздушные бои с Me 109.

Летные кадры ВВС РККА, имевшие за плечами опыт боев в Испании, в зимней войне с Финляндией, на Халхин-Голе, были сильно прорежены репрессиями, а новое пополнение не имело не то что боевого, а порой и достаточного летного опыта, плохо знало технику и тактику авиации противника. Немцы же до вступления в войну с Советским Союзом уже имели опыт применения авиации в небе Польши, Великобритании и Сев.Норвегии. Они очень высоко ценили своих пилотов. Летная подготовка в начале войны в авишколах «Люфтваффе» была намного выше, чем в наших учебных подразделениях. Тот же Мюллер перед тем, как сделать свой первый самостоятельный полет, совершил около сотни взлетов и посадок вместе с опытнейшими инструкторами. После окончания авиашколы немецкие летчики, как правило, зачислялись в учебные подразделения при авиационных частях, в которых оттачивали свое мастерство и только после этого направлялись в действующие части.

У немцев и у нас был разный подход к действиям истребительное авиации. Перед немецкими летчиками-истребителями стояла основная задача – уничтожение самолетов противника, а не прикрытие сухопутных войск и боевых кораблей, которые должны были полагаться на собственные, вполне достаточные, средства противовоздушной обороны. При таком подходе немецкие летчики чаще использовали тактику «свободной охоты» и выбирали в качестве целей самолеты – бомбардировщики и штурмовики, которые у нас в начале войны летали практически без прикрытия.

В то же время для наших летчиков основной задачей было прикрытие военных обьектов Северного Флота и морского порта, в котором постоянно шла разгрузка союзных конвоев. Такая привязка к месту конечно же сковывала действия нашей истребительной авиации. Вышесказанное, наверное, и объясняет то. что на протяжении почти всей войны на Севере мы имели истребителей больше, чем противник, но долгое время инициатива воздушного боя находилась у летчиков «Люфтваффе». Что касается тактики воадушных боев, то нашим летчикам при встрече с «Мессершмиттами» чаще приходилось применять «оборонительный круг». Самолеты вставали в круг, прикрывая друг другу «хвосты», меняя положение, вытягивались в нужную сторону, огрызались пулеметными очередями от наседавших «Мессеров», которые стремительно пикировали на наши истребители. стараясь расчленить боевой порядок.

Но вернемся к герою нашего очерка. Рудольф Мюллер обучался в «военной авиашколе с 1 июня 1940 г. по 1 июня 1941 г.. после чего был направлен в учебный отряд 77 истребительной эскадры. Боевую деятельность он начал в сентябре 1941 г. на аэродроме Лоустари (Финляндия), где за один месяц сбил 8 советских самолетов (3 – Пе-2. 1 – ДБ-Зф, 1 – И-153, 2 – И-16 и 1 – «Харрикейн»). Мюллер придерживался тактики «свободной охоты», применяя внезапную атаку со стороны солнца с превосходством в высоте и скорости. Он был привержен к ведению боя в вертикальной плоскости. Не считал зазорным порой уклониться от боя при численном превосходстве самолетов противника.

В октябре 1941 г. отряд, в котором служил Мюллер, был перебазирован на аэродром Ставангер (юг Норвегии) для воздушного патрулирования и перехвата английских бомбардировщиков и торпедоносцев. где ас сбил два бомбардировщика.

В апреле 1942 г. отряд был возвращен на аэродром Луостари, где и находился до ноября 1942 г. За это время Мюллер сбил 71 самолет, в большинстве это были истребители «Харрикейн».

Вообще, обер-фельдфебель Мюллер в своем окружении считался «специалистом» по сбиванию «Харрикейнов». Большинство сбитых им самолетов было именно этого типа. Он довольно хорошо изучил слабые стороны этого самолета и, зная его плохую вертикальную маневренность, старался атаковать его сзади снизу, заставляя нашего летчика по спирали набирать высоту и терять при этом скорость, после чего Мюллер шел на хитрость, провоцируя противника на крутой вираж. «Харрикейн», имеющий уже малую скорость, при таком маневре опрокидывался в штопор, и, пока его летчик был целиком занят выходом из штопора, Мюллеру оставалось лишь добить падающий самолет. Обычно немецкий ас не атаковал дважды одну и ту же машину, чтобы не подвергать себя опасности. Он знал, что наши летчики в исключительных случаях могли пойти и на таран.

Рудольф Мюллер

Пожалуй, Мюллер был единственным летчиком в Заполярье, который в воздушных боях с истребителями типа «Харрикейн» приобрел навыки разбивать «оборонительные круги» и был убежден, что этот тактический прием для «Харрикейнов» губителен. На большой скорости он летал вдоль направления виража «оборонительного круга» и ждал удобного случая, чтобы пересечь его, открывая при этом огонь из всех видов оружия. В большинстве случаев ему удавалось этим маневром расстроить боевой порядок «Харрикейнов», после чего он атаковал одиночные самолеты. Дважды Мюллеру удавалось, разбив «оборонительный круг», сбить сразу два «Харрикейна» всего за две минуты. Тактика, надо сказать, рискованная, требующая отличной реакции и виртуозного владения машиной, ибо, входя в круг самолетов противника, Мюллер оказывался под огнем следующего за ним истребителя.

В ноябре 1942 г. отряд снова был перебазирован на другой аэродром – Ала- куртти, т.е. на Кандалакшское направление – где Мюллер сбил два истребителя ЛаГГ-3.

В декабре 1942 г. во время лыжной прогулки Мюллер сломал ногу. После выздоровления ему был предоставлен отпуск в Германию. Вернувшись в первых числах февраля в эскадру Рудольф сразу включился в боевую деятельность. сбив еще 10 самолетов. 8 марта 1943 г. при взлете с аэродрома ас потерпел аварию. Самолет разбился, а сам он получил легкое сотрясение мозга. Однако уже в конце месяца летчик был выписан из лазарета и направлен в г.Пори за новым самолетом. Как раз в это время началось перевооружение истребительной эскадры на новые Me 109G-2. 6-я эскадрилья начала получать новые истребители одной из первых, в связи с чем в апреле она не принимала участия в боевых действиях.

19 апреля 1943 г. в 11.30 Мюллер вылетел первый и последний раз на новом «Мессершмитте» на боевое задание, которое заключалось в прикрытии группы истребителей-бомбардировщиков FW 190 из 14 отряда скоростных бомбардировщиков 5 эскадры, посланных на бомбардировку аэродрома Ваенга. В 11.50 по данным советской радиоразведки и радиолокационным наблюдениям северо-западнее Мурманска на высоте 4000- 6000 м были обнаружены три группы самолетов противника. Для их перехвата в воздухе были подняты четыре «Харрикейна» из 2 гв.иап им.Б.Ф.Сафонова, (ведущий старший сержант А.Назаров) и шесть «Аэрокобр» (ведущие пар были капитан З.Сорокин и младшие лейтенанты П.Романов и Н.Бокий). Вскоре на командный пункт поступило сообщение о приближении к аэродрому на высоте около 8000 м двух групп вражеских самолетов. «Аэрокобрам» было приказано с набором высоты идти на перехват, а «Харрикейнам» – прикрывать аэродром. Через несколько минут на бреющем полете аэродрому подошли три Me 109. В воздух поднялись еще две пары «Аэрокобр»(ведущий пары капитан П.Климов), которые начали барражирование над аэродромом.

Возвращавшиеся с задания на истребителях «Аэрокобра» капитан П.Сгибнев и старшина В.Юдин были направлены в район встречи с вражескими самолетами. В 12.23 наши истребители обнаружили на высоте 5000 м две группы истребителей из двух и шести «Мессеров». Через пару минут из облачности вывалились еще две группы – четыре «Мессершмитта» и два «Фокке-Вульфа», которые с высоты 6000 м произвели бомбометание по аэродрому. В результате бомбардировки аэродрома был сожжен один «Харрикейн».

Во время сближения наших истребителей с шестеркой «Мессеров» два вражеских самолета, имея преимущество в высоте, сзади сверху со стороны солнца стали заходить в атаку по паре Романова. Это своевременно заметил Бокий. Под прикрытием своего ведомого – Титова он вышел истребителям противника в хвост и с дистанции 200 м открыл по ним огонь. «Мессершмитты» прекратили атаку, ведущий, а им был Мюллер, попытался уйти со снижением, ведомый его отвернул в сторону солнца. Бокий стал преследовать уходящий вниз истребитель, открыл по нему огонь и на высоте 1500 м подбил его. Титов тоже атаковал «Мессер», вывалившийся из облаков, и сбил его.

Самолет капитана Сорокина в начале боя пытались атаковать два истребителя, но он резким разворотом влево уклонился от удара. Истребители разошлись, ведущий «Мессер» взмыл вверх, ведомый начал резко снижаться. Сорокин на пикировании догнал шедший к земле самолет и двумя очередями сбил его.

Капитан Сгибнев при подходе к району аэродрома увидел бой четырех наших истребителей с шестью «Мессершмиттами» и немедленно пошел на помощь. Имея преимущество в высоте, он сзади сверху атаковал и сбил один вражеский самолет.

В воздушном бою было уничтожено пять истребителей противника. Фашистам удалось сбить одну нашу «Аэрркобру», летчик которой погиб.

Что касается взятия Мюллера в плен, то об этом также подробно писали многие авторы. Заслуживает внимания интересная подробность о том, что брал в полет зимой каждый немецкий летчик-истребитель. В спинном лацкане парашюта находился маскировочный халат, теплые носки, шоколад, спички и папиросы. А также в вещевом мешке были мясные консервы, шоколад, кекс, папиросы, перевязочный пакет. Кроме того брались в полет складные лыжи и палки, ракетница с запасом ракет и пистолет.

После вынужденной посадки в 8 км восточнее озера Мальярви Мюллер пытался на лыжах уйти к своим. Место его посадки заметил командир полка П.Сгибнев и хотел добить немецкого пилота, но у него к тому времени кончился боезапас, да и горючее находилось на исходе. Тогда по рации, находясь еще в воздухе, он приказал подготовить самолет По-2. Вернувшись на аэродром; Сгибнев вместе с техником Соболевским сразу же вылетел к месту посадки вражеского самолета. Еще не замер винт По-2, как они с пистолетами в руках направились к «Мессершмитту». В кабине сбитого истребителя летчика не оказалось, а рядом был обнаружен глубокий след лыжни. В пустой кабине нашли парашют с табличкой, на которой готическим шрифтом была написана фамилия немца – «Мюллер». Сгибнев по рации из По-2 доложил обстановку на командный пункт и свое решение организовать поиски немецкого аса. К ним присоединились разведчики с собакой. Преследователи пошли по лыжному следу. По пути были найдены ракетница и ракеты, меховая куртка, брошенные немцем. Вскоре настигнули и его самого. Причем, завидя наших бойцов, он сразу же бросил оружие, даже не пытаясь сопротивляться…

Допросы Рудольфа Мюллера вел наш военный разведчик П.Сутягин.

Пленник подробнр рассказал о подготовке немецких молодых летчиков в учебных подразделениях и частях, о летчиках своего отряда, каждому дал краткую характеристику. Рассказал он и о тактике, применяемой их летчиками в Заполярье, об организации ПВО аэродромов, о новом истребителе Me 109G-2. Немецкий ас указал на некоторые ошибки, допускаемые советскими летчиками в воздушных боях и на схемах, нарисованных им самим, показал, как избежать их.

Из ответов Мюллера на допросах вырисовывается вполне определенный образ этого человека: спортсмен, для которого сбивать самолеты было азартной охотой, рискованной игрой. Впрочем, от войны уже накопилась усталость. И вот он, в этот раз проиграв, сдается на милость победителя, все рассказывает, объясняет. И надеется, что к нему, как к военнопленному, будет должное отношение.

По некоторым источникам, Мюллер был отправлен в лагерь для военнопленных, где в 1944 г. окончил свой жизненный путь.

В музее Кразнознаменного Северного Флота, рядом со снимком «Мессершмитта», сбитого под Ваенгой, есть фотография молодого человека в форме гитлеровского пилота и его талисман – иконка. Мюллер надеялся, что она убережет его от неудачи. Да, он не погиб в бою…

Мессершмитт Me 109G-2 обер-фельдфебеля Р.Мюллера 6 эскадрилья 5 истребительной эскадры. Аэродром Алакуртти, апрель 1943 г.

В статье использованы документы

ЦВМА, ф.2452, оп.0040584, д.2, лл.43-55

Автор статьи ищет единомышленников по вопросам истории авиации Северного флота в годы Великой Отечественной войны, а также тех, кто располагает интересной информацией по этой теме письма направлять по адресу: 183008 Мурманск, ул.Зои Космодемьянской, д.30 кв.29 Рыбину Юрию Валентиновичу

Bf 109G-2 Р.Мюллера после вынужденной посадки. 19 апреля 1943 г.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Мюллер, Рудольф — Википедия

Список воздушных побед Рудольфа Мюллера
№ п/пДата победыТип самолётаПримечание
112.09.1941I-16И-16 72-го САП (повреждён), л-т Плотников (невредим)
217.09.1941DB-3не подтверждается
317.09.1941I-153не подтверждается
427.09.1941Hurricaneне подтверждается
528.09.1941SB-2СБ-2 118-ой РАЭ
602.11.1941SB-2СБ-2 137-го КСБП
702.11.1941SB-2СБ-2 137-го КСБП
804.11.1941I-16не подтверждается
901.02.1942Hudsonне подтверждается
1016.02.1942HudsonHudson 48-й эскадрильи RAF
1123.04.1942Hurricane«Харрикейн» 20-го ГИАП
1223.04.1942Hurricane«Харрикейн» 20-го ГИАП
1323.04.1942SB-2СБ-2 137-го КСБП
1423.04.1942Hurricane«Харрикейн» 768-го ИАП, с-т Коленцов (погиб)
1523.04.1942Hurricaneне подтверждается
1624.04.1942Hurricaneне подтверждается
1726.04.1942Hurricaneне подтверждается
1826.04.1942Pe-2Пе-3 95-го ИАП
1928.04.1942Hurricane«Харрикейн» 2-го ГКАП, л-т Годелевич (погиб)
2028.04.1942Hurricane«Харрикейн» 2-го ГКАП
2128.04.1942Hurricane«Харрикейн» 2-го ГКАП
2228.04.1942Hurricane«Харрикейн» 2-го ГКАП
2329.04.1942I-153И-153 27-го ИАП
2429.04.1942Hurricane«Харрикейн» 78-го ИАП (повреждён)
2529.04.1942Hurricaneне подтверждается
2618.05.1942Hurricane«Харрикейн» 197-го ИАП
2718.05.1942Hurricane«Харрикейн» 197-го ИАП
2818.05.1942Hurricaneне подтверждается
2919.05.1942Hurricaneне подтверждается
3019.05.1942Hurricaneне подтверждается
3119.05.1942Hurricaneне подтверждается
3225.05.1942Hurricaneне подтверждается
3326.05.1942Hurricane«Харрикейн» ВВС 14А
3426.05.1942Hurricane«Харрикейн» ВВС 14А
3526.05.1942Hurricane«Харрикейн» ВВС 14А
3628.05.1942HurricaneP-39 19-го ГИАП, к-н Кутахов (невредим)
3728.05.1942P-40не подтверждается
3830.05.1942Hurricane«Харрикейн» 2-го ГИАП (повреждён)
3902.06.1942Hurricane«Харрикейн» 768-го ИАП или 2-го ГКАП
4002.06.1942Hurricane«Харрикейн» 768-го ИАП или 2-го ГКАП
4113.06.1942Hurricane«Харрикейн» 78-го ИАП
4213.06.1942Hurricaneне подтверждается
4313.06.1942Hurricaneне подтверждается
4417.06.1942I-180не подтверждается
4517.06.1942Hurricane«Харрикейн» 769-го ГИАП
4617.06.1942Hurricane«Харрикейн» 769-го ГИАП
4723.06.1942I-16И-16 27-го САП, ст. с-т Мальченко (погиб)
4804.08.1942I-16не подтверждается
4904.08.1942Hurricaneне подтверждается
5004.08.1942Hurricaneне подтверждается
5113.08.1942I-153И-15бис 27-го ИАП (повреждён)
5213.08.1942I-16И-16 27-го ИАП, с-т Лебедев (невредим)
5313.08.1942MiG-3не подтверждается
5421.08.1942Jak-1не подтверждается
5521.08.1942I-180не подтверждается
5621.08.1942Jak-1не подтверждается
5722.08.1942истребительне подтверждается
5822.08.1942истребительне подтверждается
5922.08.1942истребительне подтверждается
6022.08.1942Jak-1Як-1 20-го ИАП
6122.08.1942Jak-1не подтверждается
6229.08.1942не известенне подтверждается
6329.08.1942не известенне подтверждается
6402.09.1942истребительистребитель 27-го ИАП или ВВС 14А
6504.08.1942не известенвероятная победа
6608.09.1942истребитель«Харрикейн» ВВС 14А
6709.09.1942Hurricane«Харрикейн» 837-го ИАП
6809.09.1942Hurricaneне подтверждается
6909.09.1942Hurricaneне подтверждается
7009.09.1942Hurricaneне подтверждается
7115.09.1942Hurricane«Харрикейн» 837-го ИАП
7215.09.1942Hurricane«Харрикейн» 837-го ИАП
7315.09.1942Hurricane«Харрикейн» 837-го ИАП
7415.09.1942Hurricane«Харрикейн» 837-го ИАП
7527.09.1942истребительвероятная победа
7627.09.1942истребительвероятная победа
7727.09.1942истребительвероятная победа
7827.09.1942истребительвероятная победа
7927.09.1942истребительвероятная победа
8027.09.1942истребительвероятная победа
8127.09.1942истребительвероятная победа
8208.02.1943не известенне подтверждается
8308.02.1943не известенне подтверждается
8417.02.1943Hurricane«Харрикейн» 966-го ИАП
8502.1943не известен
8602.1943не известен
8721.02.1943P-39«Харрикейн» 760-го ИАП
8802—03.1943не известен
8902—03.1943не известен
9002—03.1943не известен
9102—03.1943не известен
9213.03.1943P-39не подтверждается

wiki2.red

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *