Символы народов России

Каждое государство имеет свою символику – это гимн, герб и флаг. Россия является федеративной республикой, в ее состав входит много субъектов. Они все имеют свою символику. Символы народов России отражают менталитет отдельно взятых народностей и их воззрения.

Символ республики Татарстан

Татарстан является субъектом Российской Федерации. На гербе изображен крылатый барс, который является символом плодородия и изобилия. Солнце символизирует счастье и благополучие. Щит на боку у барса знаменует наличие законов и правовое послушание граждан. Цветок астры, изображенный на щите, символ долголетия. Герб имеет цвета флага. Национальный татарский орнамент обрамляет геральдическую композицию, и завершенность гербу придает надпись с названием государства.

Символ Мордовии

Центральное место в гербе Мордовии занимает геральдический щит столичного города Саранска. В символе отражается приверженность народа сельскому хозяйству в виде колосьев. Середину герба, выполненную в цветах флага, обрамляет женское нашейное украшение издавна известное под названием гривна. Семь орнаментов символизируют наличие такого же количества городов.

Символ Удмуртии

Герб Удмуртской Республики изображен в черных, красных и белых тонах. Расположенный в середине белый лебедь символизирует мудрость и совершенство. Солярные знаки, как обереги, призваны хранить народ от злых сил. Нижняя часть черного цвета означает землю и стабильность, а верхняя красная – указывает на солнечный свет, который в изобилии проливается на весь народ.

Символ Башкирии

В центре композиции памятник герою Башкортостана Салавату Юлаеву в лучах солнца. Цветок курая символизирует самоотверженное мужество. По окружности расположен национальный орнамент. На трехцветном фоне, соответствующем цветовой гамме флага, надпись Башкортостан.

Символ Адыгеи

Обрамляет герб сверху лента с названием республики на двух языках, внизу переплетены дубовые и кленовые листья, а так же пшеничные колосья и кукурузные початки. В середине герой эпоса Саусэрыкъо с факелом, от которого идут лучи, заканчивающиеся звездами, символизирующими 12 племен. Герб говорит об основном занятии адыгейцев сельском хозяйстве.

Символ Алтая

В середине композиции геральдический щит, на котором, в верхней его части, изображена доменная печь, как напоминание о прошлом края. А в нижней – колыванская «Царица ваз». Цветовая гамма символизирует величие и мужество. Колосья по окружности герба символизируют сельскохозяйственную направленность экономики края.

Символ Бурятии

Герб символизирует условия жизни и природу края. На нем изображены волны Байкала, горные вершины и над всем возвышается символ солнца, луны и домашнего очага.

Символ Дагестана

Золотой орел под лучами солнца над снежными вершинами означает власть и верховенство. Плодородие и изобилие символизирует солнце. Так же по окружности размещен орнамент.

Символ Ингушетии

Гордый орел, символизирующий мужество, держит на своих плечах боевую башню символ древности и современности под лучами горячего солнца. На заднем фоне видны вершины гор. Солярный знак символизирует постоянное движение. Таков герб Ингушетии.

Символы народов России самобытны и разнообразны, но все они говорят о свободолюбии стремлении к развитию и процветанию.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта StranaKontrastov.ru!

Вам понравилась статья?

Поделиться статьей:

Десерт


  • Балалайка — символ России

    < Назад
  • Описание символов России

    Вперёд >

stranakontrastov.ru

Государственные символы России — WiKi


Государственный символ — установленный конституцией или специальным законом особый исторически сложившийся отличительный знак конкретного государства, олицетворяющий его национальный суверенитет, самобытность, а иногда также несущий определенный идеологический смысл (государственный флаг, государственный герб, государственный гимн).

Государственный герб России

  Государственный герб России

Что такое государственный герб

Государственный герб — это опознавательный знак государства.

Государственный герб Российской Федерации

Государственный герб современной России представляет собой золотого двуглавого орла в червленом (красном) фоне.
Орёл увенчан тремя золотыми коронами — символами государственного суверенитета нашей страны, в лапах его — скипетр (знак торжества закона) и держава (символ единения народа).
На груди орла — щит, в червлёном поле которого едущий вправо для зрителя, стоящего лицом к щиту, серебряный всадник в лазоревом (синем, голубом) плаще, поражающий копьём чёрного опрокинутого и попранного конём дракона.
В своей основе современный Государственный герб нашей страны таков, каким он сформировался во второй половине XVII века.
Изменение, и то самое незначительное, есть только одно.
Если в XVII веке всадник на груди орла понимался как изображение царя, то сегодня всадник на Государственном гербе — это не изображение царя, а просто символический образ, воплощающий идею торжества добра над злом.

Заметим здесь, что часто всадника Государственного герба называют святым Георгием. Это неверно.
У всадника нет обязательных для изображения святого атрибутов святости — нимба вокруг головы или крестообразного завершения копья.
Кроме того, по старинной русской традиции на груди двуглавого орла всегда изображался как раз не святой, а символический светский всадник.
Иногда всадника Государственного герба путают с гербом города Москвы.
Это тоже неверно. Всадник Государственного герба и герба Москвы похожи, но имеют серьезные отличия, а именно:
в государственном гербе всадник «едет», то есть конь стоит на трёх ногах, а одна передняя поднята; в гербе Москвы — «скачет»: конь опирается на две задние ноги, обе передние подняты;
в Государственном гербе всадник не имеет головного убора — в гербе Москвы голова всадника покрыта шлемом;
в Государственном гербе дракон, поражённый всадником, опрокинут на спину и попран конём — в гербе Москвы дракон стоит на четырёх лапах и поворачивает голову к всаднику;
наконец, есть разница в толковании: в Государственном гербе изображается светский всадник, в гербе Москвы — святой Георгий.

Как используется Государственный герб России

Правила использования Государственного герба установлены законом «О Государственном гербе Российской Федерации».
Закон позволяет изображать Государственный герб цветным или одноцветным.
По закону Государственный герб может изображаться полностью или в виде двуглавого орла со всеми атрибутами, но без геральдического щита.
Это отвечает старинной традиции использования российского Государственного герба.
Правила соблюдения цветов при изображении герба без щита те же, что и при изображении со щитом.
Законом установлены жёсткие рамки использования изображений Государственного герба: он должен помещаться на зданиях, в которых расположены органы государственной власти, в кабинетах их руководителей, на бланках законов и других законодательных актов, бланках государственных документов и печатях государственных организаций.

Не предусмотренные законом случаи официального использования Государственного герба допускаются только с разрешения Президента Российской Федерации.
На основе Государственного герба строятся эмблемы органов федеральной исполнительной власти — министерств и ведомств: они представляют собой двуглавого орла, у которого некоторые атрибуты (например, скипетр и держава в лапах, щит на груди) заменяются знаками, указывающими на профиль министерства.
Таким образом, герб служит знаком, указывающим на государство и государственную власть.

Государственный гимн России

Что такое государственный гимн

Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак государства, его официальный символ.

Государственный гимн исполняет ту же функцию, что и государственный герб, государственный флаг и название страны, — он обозначает свою страну, отличает её от других стран.

Государственный гимн Российской Федерации

Государственный гимн Российской Федерации представляет собой песню, музыку которой написал композитор А. В. Александров, а слова — поэт С. В. Михалков.
Гимн имеет три куплета, после которых трижды исполняется припев.
Гимн может звучать со словами или без слов — оба исполнения являются равноценными. При исполнении гимна без слов обыкновенно звучат только первый куплет и припев.

Как используется Государственный гимн России

В официальных случаях он обычно исполняется духовым или симфоническим оркестром, а если при этом используются слова, то участвует смешанный хор.
Но это отнюдь не исключает иного состава музыкантов.
Гимн обязательно звучит в важнейшие для страны дни: при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам, при наступлении Нового года, а также в официальных ситуациях: при вступлении в должность Президента Российской Федерации, открытии сессий и заседаний палат Федерального Собрания, при встрече официальных иностранных делегаций и т. п.

Закон устанавливает случаи, когда гимн должен использоваться обязательно, но он не ограничивает свободу граждан России пользоваться своим гимном.
Мы можем исполнять гимн всегда, когда чувствуем к тому потребность, когда хотим подчеркнуть, что мы граждане своей страны.

Государственный флаг России

  Государственный флаг России

Что такое государственный флаг

Государственный флаг — это опознавательный знак государства, его официальный символ.
Государственный флаг исполняет ту же функцию, что и государственный герб, государственный гимн и название страны, — он обозначает свою страну, отличает её от других стран.
Однако существует и ещё один знак, который обозначает страну цветами и фигурами, — государственный герб.

Почему же тогда кроме герба необходим ещё и флаг? Потому что герб и флаг дополняют друг друга и каждый из них выполняет особую задачу.
Гербы помещаются на бланках, печатях, документах, изданиях, вывесках, различных предметах, указывая на то, какой стране они принадлежат.
Но когда необходимо указать, что государству принадлежит какой-то крупный объект — морское судно, территория, сооружение, когда указание на государственную принадлежность должно быть видно с большого расстояния, то герб не может справиться с этой функцией и выполнить её может только флаг.

Государственный флаг Российской Федерации

Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище, ширина (вертикальный размер) и длина (горизонтальный размер) которого соотносятся как 2:3, состоящее из трех равных по ширине горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего цвета и нижней — красного цвета.
Размеры флага установлены в относительных величинах, и это сделано не случайно: флаг может быть изготовлен самых разных размеров (от больших, многометровых полотнищ, поднимаемых над зданиями, до маленьких, настольных флажков длиной и шириной несколько сантиметров).
Не устанавливаются строго и оттенки цветов флага, важно, чтобы полосы распознавались как белая, синяя и красная, а какой оттенок цвета будет избран (темно-красный или ярко-алый, темно или светло-синий), не имеет существенного значения.
Вместе с тем принципиально важно, чтобы полосы флага всегда располагались строго в установленном порядке: белая — вверху, синяя — в середине, красная — внизу…
В мире существует около десятка государственных флагов, составленных из полос белого, синего и красного цветов, и только тот флаг, у которого полосы расположены в традиционном для России порядке, является настоящим флагом нашей страны.
Иногда случается, что по невнимательности российский флаг вывешивают перевернутым — так, что красная полоса оказывается вверху, а белая — внизу. Это грубейшая ошибка: такой флаг не является российским флагом, и использовать флаг с неверным расположением цветов значит проявлять к нему неуважение.

Как используется Государственный флаг России

Порядок использования государственного флага определяется Федеральным законом.
Законом описаны случаи, в которых флаг должен использоваться обязательно: он помещается на зданиях, в которых располагаются органы власти (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, правительство, федеральные министерства и ведомства и их отделения, органы власти субъектов Российской Федерации — республик, краев, областей, автономных округов, органы местного самоуправления муниципальных образований — городов, районов и сельских поселений), в рабочих кабинетах руководителей органов власти, на зданиях представительств России за рубежом, на российских кораблях и судах.
Российский флаг каждый день поднимается в воинских частях нашей армии.
Флаг изображается на воздушных судах (самолётах и вертолётах), российских космических аппаратах.
В дни праздников и важных событий государственный флаг украшает улицы и площади.
Закон устанавливает случаи, когда и кем флаг должен использоваться обязательно.
Существуют три основных способа применения флагов: флаг может быть поднят, вывешен (установлен) или растянут.
Существует ещё немало тонкостей в правилах использования флагов, общий свод которых называется флажным протоколом.
Используя государственный флаг своей страны, важнее всего соблюдать одно-единственное правило: помнить, что флаг — это символ каждого из нас, а потому не делать с флагом того, чего нам не хотелось бы, чтобы сделали с нами сами.

См. также

Литература

Ссылки

ru-wiki.org

Символы России

Министерство Внутренних Дел Российской Федерации

Омский юридический институт

Кемеровское отделение заочного обучения

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ

Тема : ‘’ Символы России’’ .

Слушатель : Суздалев Алексей Геннадьевич.

Зачетная книжка 3940

Д омашний адрес : 660094 г. Красноярск, ул.Щорса 48а — 28
план:

Символы России .

1. Введение …………………………………………………………………………………………. . 3

2. Герб России …………………………………………………………………………………….. . 6

3. Флаг России ……………………………………………………………………………………. .. 10

4. Гимн России ……………………………………………………………………………………. .. 16

5. Заключение ………………………………………………………………………………………. 20

Введение.

Для любого современного государства его символ существует в триединстве: герб, флаг и гимн. Подобное триединство в мировой практике начало складываться сравнительно поздно ,с Х1Х века.

Символы России… что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы — луга, поля (‘’Поле, русское поле…’’) , леса ( ‘’березы, березы …’’), кому-то на ум придут поднадоевшие , но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле, и регалиях — знаках царской власти: скипетре , короне, державе, бармах, Шапке Мономаха и , конечно же, не забуду и русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор ( храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. Вспомнившие о русском воинстве назовут ‘’ Прощание славянки’’ или Георгиевский крест . А кто-то , возможно, обратит свой мысленный взор к своей ‘’малой Родине’’ — городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом.

Каждый по своему будет прав. И прежде всего из-за неоднозначности понятия ‘’символ’’ его многомерности. Не случайно проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей — математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы. По словам советского ученого энциклопедиста А.Н.Лосева , труды которого только сейчас в полном объеме стали доходить до читателя, понятие ‘’ символ’’ является ‘’ упорным цепким тысячелетним понятием’’. ‘’Этот термин, — пишет он , — часто употребляется даже в самом обыкновенным, бытовом смысле, когда вообще хотят сказать, что нечто одно указывает на нечто другое, т.е. употребляет термин ‘’символ’’ просто в смысле ‘’знак’’.[1]

Воздействие символа начинается уже через его внешнюю форму. ‘’За элементами понятий, выраженных в словах , стоят чувственные ассоциации . Они как бы проецируют понятие на наиболее ‘’ подходящие ‘’ чувственные образы и тем самым помогаю сформировать символ’’, — объясняет принцип создания символа философ Л.В.Уваров.[2]

Несмотря на то, что теоретической основой изучения той группы символов , о которой пойдет речь ниже, недостаточно разработаны (не очень пока ясно, к какой сфере деятельности их четко можно отнести: к социально-политической, идеологической, правовой и т.д.), совершенно очевидно, что посредством их выражены определенные общественные отношения, что как всякий символ, они — социальные феномены и , следовательно , всегда несут на себе печать, ‘’налет ‘’ своего общества. В них явно отражено ‘’социальное лицо’’ эпохи , конкретного исторического времени, через их назначение можно определить уровень развитие самого общества. ‘’Едва ли требует доказательства, — писал, подчеркивая эту характеристику символа, А.Ф.Лосев, — что все реальные символы существуют только в истории, все несут на себе отпечаток эпохи, классового или сословного происхождения… История символа… ясно обнаруживает всю невозможность чистой символики в ее отвлеченном виде…’’[3]

В популярном справочнике ‘’Международная символика и эмблематика ‘’ его автор, характеризуя аналогичные знаки подчеркнул, что они представляют собой ‘’ категории из области идеологии’’[4] , с чем, конечно нельзя не согласиться . Так что к символам ‘’ не своей ‘’ эпохи надо относится осторожно. Однако это не значит, что они нам не интересны. Причины и принципы их возникновения, их эволюция помогает не только всесторонне представить исторический процесс, но и приблизиться к пониманию, ‘’ расшифровки’’ мировоззрения человека прошлого, раскрыть закономерности его мышления, смысл его поступков, в плотную подойти к изучению социальной психологии отдельных слоев русского общества, его менталитета ‘’ склад ума мышления’’ — вопросом недостаточно изученным , но очень важным.

Ниже речь пойдет о символах государственного суверенитета России того периода отечественной истории, который в последние годы особенно привлекает общественное внимание, — до 1917 г. С Х1Х века символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Однако это совсем не означает, что, скажем, государственных гербов не существовало ранее. Так же как во многих странах Европы , в России эмблемы , позднее вошедшие в государственный герб, возникли в средневековье. И уже в начальный период существования единого русского государства они сыграли важную роль в борьбе за его упрочения . Выбор из тысяч эмблем, существовавших в средние века и отражавших способ мышления наших предков, вполне конкретных изображений не было случайным. С одной стороны, они в наглядной форме выражали основные идеи государственной политики принявшего их великого князя московского Ивана III, воплощая в себе определенную его ориентацию внутригосударственные устремления, внешнеполитические замыслы. А с другой — по своей форме эти знаки оказались привычны и понятны жителю Средневековой Руси .

Флаг Российской империи, его цвета определились гораздо позднее , первых гербовых эмблем — через 200 лет после появления последних на государственной печати. Бело-синий-красный флаг ‘’подарил’’ России флот Петра I. В борьбе за звание ‘’государственного’’ флага ему пришлось на протяжении почти двух столетий ‘’конкурировать’’ черно-желто-белым императорским стягом.

Гимн появился итого позднее — в Х1Х в., так же ‘’пропустив впереди себя’’ ряд общерусских мелодий.

Российская государственная символика находится в ряду тех проблем, которые еще не та давно казались малозначащими, не вызывали особого интереса ни у историков, ни у широкого круга читателей. Теперь уже новое поколение ‘’ повернувшись лицом’’ к своей истории вспомнили и о давно забытых, низвергнутых в прямом смысле этого слова эмблемах и символах, чуть ли не возводя некоторые из них на пьедестал .

Как когда-то Французская революция смела королевские лилии, как пал двуглавый орел австро-венгерской монархии, так и знакам царской власти нечего было символизировать в нарождающемся новом мире. Историческая память, причастность к деяниям предков, к исконным корням своим воскрешается в старых символах, которые важны нам прежде всего как памятники прошлого. С этих позиций рассматривается герб, флаг и гимн Российской империи.

1.Герб России.

‘’ … не безпотребно о гербе

государственном от истории

воспомянуть’’.

Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось огромное значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными . Среди государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие отличительный знак государства — государственный герб. Подбор эмблем государственного герба, определение их сочетания, пропорций, цветов относились к компетенции высшей государственной власти. Государственный герб являлся важной частью института внешнего оформления верховной власти.

В источниках имеется мало письменных свидетельств о российских символах. Да они и скудны и нечетки. Первое встречается в Ермолинской летописи , где помещено сообщение о том, что в 1464 г. В Москве ‘’… месяца июля 15, поставлен бысть святыи великии мученик Георгии на воротех на Фроловских, резан на камени, а нарядом Васильевым Дмитриева сына Ермолина’’.[5] С легкой руки историков Х1Х в. Скульптура св. Георгия на коне, поражающего змия — дракона , работы выдающегося русского зодчего ХV в. В.Д.Ермолина оценивалась в отечественной историографии как образец великокняжеской или даже московской геральдики.

Начало следующего этапа ‘’реконструкции’’ государственного герба Российской империи относится к последним годам правления Николая I. Царь неоднократно выражал недовольство видом гербов и деятельностью Герольдии в целом . Когда по его распоряжению в 1848 г. Герольдия преобразовалась в учреждение более высокого ранга — департамента Сената, он снова обратил внимание на тот факт, что гербы составляются ‘’ не по правилам геральдики’’. В 1851 г. Николай I дал указание ‘’ принять на будущее время за правило на гербах губерний, областей и губернских городов, кои впредь будут представляемы на высочайшее утверждение, изображать всегда императорскую корону ; на гербах же городов уездных ставить ныне употребляемую подобными городами городскую корону. По усмотрению министра внутренних дел императорскую корону употреблять только тем уездным городам, кои отличаются от прочих обширностью населения и вообще своею значительностью в административном , торговом и историческом отношениях’’.[6]

Это только один пример из ‘’геральдических’’ претензий царя. Были и другие, исполнение которых возлагалось на Департамент герольдии.

mirznanii.com

Самые судьбоносные символы в истории России


Первое официально задокументированное свидетельство появления святого Георгия в качестве государственного символа относится к 1497 году. Тогда всадник-змееборец появился на лицевой стороне печати Иоанна III.
Надо сказать, что копейщика на печати идентифицировали как святого Георгия только спустя несколько веков – никаких же современных указаний в эпоху Иоанна III, что это именно Георгий Победоносец, не найдено.

Многие историки высказывают сомнения, что на печати московского государя 1497 года изображен именно святой Георгий.

Так, ряд исследователей утверждают, что, вероятней всего, всадник c печати является архистратигом Михаилом, который со времен Ивана Калиты был покровителем московских князей.

Иконографический сюжет «Архангел Михаил, грозных сил воевода», где архистратиг верхом на копье попирает дьявола, появился в Русской православной традиции только в конце XVI века.

До этого на Руси архангел изображался пешим с мечом или копьем в руке. Кроме того, согласно канону, архистратиг изображался с крыльями и с нимбом (кстати, как и св. Георгий), но на печати великого князя эти атрибуты отсутствуют.

Использование образа всадника, поражающего змея, не было чистым новаторством Иоанна III. Так, этот образ использовал князь Московский Василий Темный, отец Иоанна, в первой половине XV века.

Правда, князь чеканил копейщика на московских монетах, на княжеской же печати представал всадник с соколом на плече. Изображение копейщика на монетах также ничем не указывает, что он святой.

Более того, если на одной стороне монеты сюжет соответствует истории Георгия Победоносца, поражающего змея копьем, то на обратной стороне мы видим уже всадника, замахнувшегося на змея мечом, что не соответствует иконографическому канону.

Кто же тогда этот всадник, если ни святой Георгий, ни архангел Михаил? Ряд историков настаивает, что это и есть сам князь. Как в случае с монетами Василия Темного, так и в случае с печатью Иоанна III.

После смерти Иоанна III символ всадника-змееносца использовали Василий III, Иоанн IV, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, но ни у кого их этих монархов копейщик не фигурировал в документах как Георгий Победоносец.

Как русские цари «персонифицировали» один из главных образов своей власти, для нас так и останется загадкой. Лишь в 1730 году, при утверждении 88 гербов русских городов, безымянный змееборец получил имя святого Георгия

russian7.ru

Государственная символика России v. 1

Содержание:

1. Вступление…………………………………………………с. 1

2. Государственная символика и ее значение………………с. 2

3. Герб России как отражение ее истории:………………….с. 7

3.1. Россия и Византия. Появление двуглавого орла

3.2. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I

3.3. Российский государственный герб от Петра I до Александра II

3.4. Большой, Средний и Малый гербы Российской империи

4. Трансформация символики в ходе истории: преемственность или разрыв с прошлым……………………с. 18

Заключение…………………………………………………….с. 23

Список использованной литературы………………………….с. 25

1. Вступление

Символы России… Что это такое? Пожалуй, не найдется в стране такого чело­века, который бы совсем ничего не ответил бы на этот вопрос. Однако ответы без сомнения будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля («поле, русское поле…»), леса («березы, березы…»), кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины скажут о древнем Московском Кремле, о регалиях – знаках царской власти: скипетре, короне, державе, бармах, шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. Вспомнив­шие о русском воинстве назовут «Прощание славянки» или Георгиевский крест. А кто-то, возможно, мысленный взор обратит к своей «малой Родине» — городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом.

Каждый по-своему будет прав. И прежде всего из-за неоднозначности понятия «символ», его многомерности. Не случайно проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей – математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы. По словам русского ученого-энцеклопедиста А.Ф. Лосева, понятие «символ» является «упор­ным, цепким, тысячелетним понятием».

Воздействие символа начинается уже через его внешнюю форму. «За элемен­тами понятий, выраженных в словах , стоят чувственные ассоциации. Они как бы проецируют понятие на наиболее «подходящие» чувственные образы и тем самым помогают сформировать символ», — объясняет принцип создания символа философ Л.В. Уваров.

Несмотря на то, что теоретическое осмысление изучения той группы символов, о которой пойдет речь в данной работе, недостаточно разработаны (не очень пока ясно даже, к какой сфере деятельности их четко можно отнести: к социально политической, идеологической, правовой и т.д.), совершенно очевидно, что посред­ством их выражены определенный общественные отношения, что, как всякий символ, они – социальные феномены и, следовательно, всегда несут на себе печать, «налет» своего общества. В них явно или неявно отражено «социально лицо» эпохи, конкретного исторического времени , через их назначение всегда можно определить уровень развития самого общества. «Едва ли требует доказательства, — писал, подчеркивая эту характеристику символа, А.Ф. Лосев, — что все реальные символы существуют только в истории, все несут на себе отпечаток эпохи, классового или со­словного происхождения… История символа… ясно обнаруживает всю невозмож­ность чистой символики в ее отвлеченном виде…»

В популярном справочнике «Международная символика и эмблематика» его автор, характеризуя аналогичные знаки, подчеркнул, что они представляют собой «категории из области идеологии», с чем, конечно, нельзя не согласиться.

Так что к символам «не своей» эпохи надо относиться осторожно. Однако это не значит, что они нам не интересны. Причины и принципы их возникновения, их эволюция помогают не только всесторонне представить исторический процесс, но и приблизиться к пониманию, «расшифровке» мировоззрения человека прошлого, рас­крыть закономерности его мышления, смысл его поступков, вплотную подойти к изучению социальной психологии отдельных слоев русского общества, его ментали­тета – вопросам недостаточно изученным, но важным.

Целью данного реферата является проследить историю развития российской символики, узнать какие изменения происходят в ней в ходе истории, зависят ли эти из­менения от ситуации в стране в определенную эпоху. Я постараюсь это сделать на примере российского герба.

2. Государственная символика и ее значение

Как много можно узнать о государстве, если исследовать его символы и атрибуты? Что в них зашифровано? Ответ на эти вопросы хранит в себе история формирования государственной символики. Сегодня она существует в триединстве — это герб, флаг и гимн.

Символы объединяют народ в нацию, придают ему государственность. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции. Обратим внимание, как любят свой флаг и гимн американцы. Они вывешивают звездно-полосатые флаги над дверьми и окнами домов, поют гимн, прикладывая к сердцу правую руку. Их лица при этом становятся вдохновенно возвышенными. Они — нация, они — граждане своей страны. Почитают свой флаг и гимн и другие народы — британцы, французы, поляки. Гимном Французской республики стала известная песня времен Великой революции 1789 года — «Марсельеза». «О, дети родины, вперед, настал день вашей славы…» Так начинается эта песня. Ее утверждение в конце XIX века в качестве гимна символизировало упрочение республиканских порядков, демократических устоев. Символы — герб, флаг и гимн — свидетельствуют о неразрывной нити времен, связывают между собой поколения живущих и умерших, они — живые свидетели памяти.

Утверждение символов и атрибутов государства является важной прерогативой верховной власти. Процедура их принятия связана со вступлением в силу специальных законов. В свою очередь, все официальные бумаги должны иметь гербовые знаки. Государственному флагу воздаются высшие государственные почести. Оскорбление флага – это оскорбление нации, государства. Протестуя против войны во Вьетнаме, молодые американцы в 1968-1969 годах публично сжигали флаги. Это демонстрация их отторжения от государства, от той власти, которая посылала их на бессмысленную бойню в далекие джунгли. Сегодняшнее поколение — яппи, напротив, истово и последовательно почитает свои государственные символы. Можно сказать, что власть завоевала доверие своих сограждан.

Однако распространенная ныне триада государственных символов и атрибутов сложилась не так давно — только в XIX веке. С этого времени символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Выбор из тысяч эмблем, существовавших в средние века и отражавших способ мышления наших предков, определенных изображений не был случайным в каждом из государств.

В большинстве стран государственные символы (герб, флаг, гимн) понимаются как общенациональные и объединяющие. Они внесословны, внеклассовы, внепар­тийны. Верность своим эмблемам и способность пронести их сквозь века составляют особую гордость и служат залогом преемственности исторической жизни народов. Символы объединяют народ в нацию, придают ему государственность.

Флаги, гербы и гимны нередко принимались в подражание передовой или силь­ной стране, либо были схожими в связи с политической или родственной близостью народов. Французский «триколор», появившийся в годы Великой французской революции (с 1789 г.), стал впоследствии образцом для Италии, Бельгии, Румынии, Ирландии и других стран. Однотипные «крестовые» полотнища у шведов, норвеж­цев, исландцев, финнов и фарерцев восходят к датскому «Даннеброгу» (1219 г.). Османский полумесяц со звездой появился на флагах почти всех исламских госу­дарств. Самый старый флаг относится примерно к 3000 г. до н.э. и найден в 1972 г. на территории Ирана. Он сделан из металла, имеет размер 23 на 23 сантиметра с изображением орла, двух львов, богини, трех женщин и быка.

Большое значение в символике имеют цвета. В Германии преимущественными цветами были желтый, белый, красный, черный (символизировал у немцев силу, му­жество, великое прошлое). Почетным императорским цветом в Византии был багряно-красный, в Китае — желтый. Инстинктивное неприятие черного существует у французов, а голубого и синего — у курдов. У китайцев и вьетнамцев белый цвет считается траурным. Славянские народы предпочитают красные, белые, синие, зеленые краски (синий считался цветом славянской взаимности). Одним из любимых цветов великороссов был красный (красные — солнце, девица, изба, угол, крыльцо, товар, словцо, «прекрасный» — самый красный). Красный и синий были самыми распространенными в народной одежде: синие с красным кушаком кафтаны и рубахи русских крестьян и казаков, синие и красные сарафаны с белыми рубашками русских женщин. Подвенечный наряд невест в народе до ХХ века был красным. Голубой считался цветом Богоматери. Бел

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *