10 лет российско-грузинской войне — Алексей Венедиктов — Разворот — Эхо Москвы, 07.08.2018

Е.Бунтман― Нино Росебашвили, Евгений Бунтман. Я напомню, что перед перерывом мы объявляли голосование: «Нужно или нет, чтобы журналисты ездили в горячие точки?» И ответ достаточно предсказуемый: 72% сказали, что да, нужно; 27 – что нет, что, на мой взгляд, довольно много.

А сейчас мы переходим к следующей теме, это десятилетие событий…конфликта между Россией и Грузией, российско-грузинской войны. И у нас в студии – главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, с которым мы и будем это обсуждать в преддверии интервью Михаила Саакашвили. Алексей Алексеевич, Добрый день!

А.Венедиктов― Добрый день!

Е.Бунтман― Главный итог этих десяти лет можно какой-нибудь: дипломатический, экономический?..

А.Венедиктов― Я думаю, что главный итога заключается в том, что возникла усеченная на треть Грузия, которая будет являться постоянной незаживающей раной на наших границах, потому что совершенно очевидно, что любая грузинская сила, любая грузинская власть, любой грузинский парламент или президент не смирятся с отторжением Южной Осетии и Абхазии. И до тех пор, пока ситуация будет такая, какая она есть, мы будем потенциально иметь людей, которые считают российскую власть врагом независимой Грузии.

Е.Бунтман― Кто бы ни был президентом.

А.Венедиктов― Кто бы ни был президент. Я напомню, что, начиная с независимости Грузии, после 90-го года, начиная от Гамсахурдиа, Шеварднадзе, Саакашвили и остальных, всегда эта проблема была. То есть это означает, что это не проблема личная между Путиным и Саакашвили, это значит, что это системная проблема. Российская власть воспринимает Грузию, кто бы ни был – Ельцин, Медведев, Путин – как сателлита и как зону своей собственной ответственности, грубо говоря. И, возвращаясь к идее Путина в том, что нужно возвращаться к ялтинско-потсдамскому миру, конечно, бывшие советские республики все, кроме прибалтийских, с точки зрения Путина должны находиться в зоне ответственности и безопасности Российской Федерации, а не НАТО или ЕС. Вот и всё. И это объективная история, и от этого никуда не денешься.

Ситуация ухудшается, на мой взгляд, во-первых, потому что происходит такое сползание границы между Южной Осетией и Грузией, хотя Южная Осетия самопровозглашенная страна, тем не менее, российские пограничники — я вижу жалобы, которые идут в Совбез ООН – передвигают на метр, на два, на пять границу, и она двигается, и там оказываются дома, кладбища и так далее… Это не видно из Москвы, но это видно из Тбилиси.

И второе: безусловно, последние заявления и события свидетельствуют о том, что реализация проекта объединения разделенного осетинского народа в рамках Российской Федерации, он начинает заново оживать.

Е.Бунтман― Так 10 лет же прошло, а Южная Осетия всё время говорила о своем намерении стать частью России, в отличие от Абхазии.

А.Венедиктов: Возникла усеченная на треть Грузия, которая будет постоянной незаживающей раной на наших границах
А.Венедиктов― Да, но теперь об этом заговорили многие, скажем, проправительственные – назовем их экспертами, на самом деле это – инсайдеры: В случае если Грузия придвинется к НАТО в каком-то виде (даже не вступит, а придвинется), то тогда у нас не будет никаких шансов помешать южноосетинам присоединиться к своим братьям, потому что ГДР и ФРГ объединились. Я напомню – я посмотрел статистику – по переписи в Южной Осетии 2015 года: 82% осетин являлись российскими гражданами, у них двойное гражданство – южноосетинское и российское.

Е.Бунтман― Им раздавали тогда, перед конфликтом.

А.Венедиктов― Дело же не в этом. Они потом еще брали, потому что это позволяет много чего делать в России. Но я бы хотел сказать, что избирателей там взрослых побольше, потому что это 82% от жителей. Скажем, в Абхазии 80% от жителей тоже, то есть почти все избиратели, являются российскими гражданами. Я посмотрел сегодняшнюю статистику.

Н.Росебашвили― Вот вы сейчас сами упомянули НАТО и возможное вступление Грузии в альянс…

А.Венедиктов― Я сказал: приближение .

Н.Росебашвили― Приближение. Даже не будут ждать вступления, потому что вступление сейчас для НАТО болезненная история. Медведев в своем интервью, которое мы тоже сегодня будем в 22 транслировать, точно сказал, и обращался он отнюдь не к грузинам, а к НАТО, что это зона конфликта уже жесткого, лобового между НАТО и Россией, если Грузия войдет в альянс. Потому что есть конфликт с Грузией, значит, с частью НАТО будет конфликт, значит, со всем НАТО будет конфликт.

Н.Росебашвили― Цитата: «Это просто угроза миру», — достаточно громкое заявление. Как вы его можете расшифровать?

А.Венедиктов― Это угроза – то, что сказал Медведев. Это угроза. Она может выглядеть как угодно, на самом деле. Мы знаем, что и российская армия разворачивает свои комплексы. И мы видели, как во время выступления президента, что бы ни говорил президент Путин нашему коллеге журналисту из Fox, что была не Флорида, куда летела российская ракета…, — то была Флорида. И с учетом того, что Трамп все время говорит: «Мы не будем защищать какие-то там Балтийские страны…». Что, он Грузию будет защищать, что ли — американские силы? Мы боимся только американских сил.

Вот сейчас Трамп у власти, который не полезет в конфликт, а хочет выйти из конфликта. Я имею в виду лобового конфликта в Сирии. Он хочет вывести войска. Зачем он будет ради какой-то Грузии или Украины, или кого-то туда влезать? Поэтому американцы заблокируют вступление Грузии в НАТО при этой администрации.

А.Венедиктов: Российская власть воспринимает Грузию как зону своей собственной ответственности
Е.Бунтман― То есть еще раз: это высказывание Дмитрия Анатольевича Медведева расшифровывается как «если Грузия вступит в НАТО, ничего хорошего из этого не выйдет, вплоть до военного конфликта между Россией и Грузией»?

А.Венедиктов― Да не Грузией, а НАТО. Ничего из этого хорошего не выйдет для НАТО, потому что Грузия станет частью НАТО, поэтому статья 5-я и так далее. Это угроза. Я просто хотел сказать, что рассматриваю заявление премьер-министра, члена Совета безопасности Российской Федерации как угрозу НАТО, а не Грузии.

Н.Росебашвили― Я бы хотела вернуться к событиям непосредственно 2008 года, и Дмитрий Медведев в этом интервью тоже вспоминает и, в частности, признает, что, несмотря на довольно жесткую реакцию, в конечном счете, мы достаточно быстро могли договориться – по итогам всего этого военного конфликта. Можете нам сказать, почему тогда Россия достаточно легко отделалась?

А.Венедиктов― Потому что тренер и судьи, скажем так – я имею в виду США и Евросоюз – в данном случае решили не нагнетать. И мы видели усилия тогда председателя Евросоюза, бывшего президента Франции Саркози, который, собственно, и добился документа 12 августа, который подписали и руководители непризнанных республик, и руководители Грузии, и руководители России. Да, он не выполнен до сих пор, не выведены войска и так далее. Но, тем не менее, и тогда и Евросоюз и США, мировая общественность решила попустительствовать. Я абсолютно уверен, что если бы была обратная история, после Крыма была бы грузинская война, то Осетия точно уже была бы в составе Российской Федерации совместно с Северной Осетией Аланией.

Е.Бунтман― А так – упустили ситуацию и получилась Украина?

А.Венедиктов― А так еще не были готовы. Так еще психологически не понимали, как не прямое присоединение среагирует НАТО, другие республики: среагирует Казахстан… именно в те же годы мы вспоминаем, как Солженицын — до того – говорил о Северном Казахстане, и Путин с ним соглашался, что это русская земля, подбрюшье России. Белоруссия мы не знали, как среагирует. То есть, на самом деле, после Крыма открывались новые возможности: теперь можно присоединять. Тогда нужно было создавать государства сателлиты, такие псевдогосударства, а теперь можно и присоединять. И поэтому я считаю, что Южная Осетия быстрым шагом, быстрой ногой движется к объединению с Северной Осетией внутри Российской Федерации. Собственно, об этом говорил и посол сегодня и говорил президент Осетии, о возможности такой.

Ничего удивительного не будет. Меня удивляет, что этого раньше не случилось. Раньше – после Крыма.

Е.Бунтман― Еще вещь, которая не случилась раньше. Еще в 92-м году Южная Осетия возжелала присоединиться к России. Потом еще говорили о готовности провести референдумы, что «мы – часть России». Почему Россия этого не захотела, признав независимость?

А.Венедиктов― Россия не хотела идти на… Слушайте, я сейчас читаю документы… Ведь вопрос о российском Крыме президент Ельцин тоже ставил в 92-м году. И там шла и внутри руководства Российской Федерации и между Российской Федерацией американцами шла торговля. И я напомню, что статус Крыма был разменян на ядерное оружие, на вывоз ядерного оружия из Украины. Только так разменивали. Под колпаком американцев в первую очередь, сенаторов Нанна и Лугара, которые способствовали этому. Поэтому шел размен, и тогда было принято решение, что те границы советские, которые были, вот давайте мы их зафиксируем. И распад Советского Союза в этом смысле был безболезнен или почти бескровен. Я не имею в виду замороженные конфликты: Приднестровье, Карабах или так далее или конфликты внутри Узбекистана.

А.Венедиктов: Реализация проекта объединения разделенного осетинского народа в рамках РФ, он начинает заново оживать
И тогда было принято решение просто вот тех партийных боссов, которые стали президентами – вот тех членов Политбюро, членов ЦК КПСС. Они договорились, они проторговались, кое на что разменяли, скажем, России за то, что она оставила территории, которые были поделены в 20-е годы, она получила все долги и всю собственность Советского Союза. То есть это была торговля, это правда, была торговля, это были переговоры довольно серьезные внутри Российской Федерации. Было очень много людей, которые говорили: «Какой Крым, вы что? Крым наш. Не-не-не, давайте мы сейчас поделим. Крым наш… Осетины наши братья… Северный Кавказ – там русские живут 60%». То есть такие были вещи. Но, в конечном итоге это стало результатом переговоров довольно сложных, подчас грязных, но они были, это правда.

Сейчас же, собственно, начинается пересмотр тех договоренностей. Собственно, история с грузинской войной – это опасная история в том смысле все республики… никто не признал из союзных бывших республик Южную Осетию и Абхазию, никто не признал: ни родная Белоруссия, не родной Казахстан, ни дорогая Армения, между прочим.

Е.Бунтман― Медведев так говорил, что «мы не очень-то и настаивали».

А.Венедиктов― Это же вопрос их, это же вопрос торговли. Армении было бы выгодно признать передел советской территории, потому что тогда Карабах: меняем Карабах на Крым, грубо говоря. Не-е! Все понимают, что это только начало тогда движения, начало пиления и превращение этой зоны в Балканы начало 20 века. Это очень опасно. Пороховой погреб Европы были Балканы в начале 20-го века. Пороховой погреб России — это теперешний Кавказ и Закавказье.

А.Венедиктов: Если Грузия придвинется к НАТО, то у нас не будет шансов помешать южноосетинам присоединиться к своим
Е.Бунтман― Спасибо большое! Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы». Говорили про Грузию, Южную Осетию и Абхазию. Я напомню, что после 20 часов у нас будет экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, и после 22 мы поставим интервью Дмитрия Медведева, который в 2008 году был президентом Российской Федерации.

echo.msk.ru

Российско-грузинская война: четыре года спустя

В России и Грузии по-своему воспоминают последствия пятидневной войны в августе 2008 года, которая унесла жизни как минимум 400 военнослужащих и гражданских лиц. Накануне четвертой годовщины вооруженного конфликта в Тбилиси началась Неделя памяти погибших в дни августовской войны, а президент Михаил Саакашвили приостановил на два дня избирательную кампанию своей партии «Единое национальное движение».

Публично вспоминать о «грузинской агрессии» Москва не планирует, но о годовщине конфликта не забыла. В России по-прежнему не исключают провокаций Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии, заявил в понедельник 6 августа заместитель главы российской дипломатии Григорий Карасин в интервью ИТАР-ТАСС.

«Тбилиси активно использует методы информационных диверсий. <…> Так что оснований для безмятежного спокойствия пока нет», – заявил заместитель министра иностранных дел России.

По словам Карасина, Россия не исключает повторения военного конфликта с Грузией.

«Принимая во внимание непредсказуемость нынешнего грузинского правителя, склонного к военным авантюрам, ничего исключать нельзя. Мы знаем, что Тбилиси по-прежнему отказывается подписать с Сухумом и Цхинвалом юридически обязывающие соглашения о неприменении силы. В нынешней ситуации, когда в Грузии начинается кампания по выборам в парламент, думаю, велико будет искушение попытаться достичь внутриполитических целей путем организации новых провокаций в регионе», – сказал дипломат, отметив, что Абхазия и Южная Осетия находятся под защитой российских военных и пограничников.

Русская служба «Голоса Америки» обратилась к экспертам с вопросами об уроках, которые стороны вынесли из российско-грузинского конфликта, а также о победителях и побежденных в ходе пятидневной войны.

«Победивших нет»

Генеральный директор Российского совета по международным делам, президент фонда «Новая Евразия» Андрей Кортунов считает, что победителей, как таковых, в ходе российско-грузинской войны нет.

«Победивших в этой войне нет. Цели Саакашвили – подавить сепаратизм в двух республиках – достигнуты не были. Более того, сегодня перспектива территориального восстановления Грузии еще больше отдалена и переходит в разряд теоретических», – рассказал Русской службе «Голоса Америки» Андрей Кортунов.

Интересы российской стороны также не оправдались, говорить эксперт.

«Если Россия исходила из того, что после завершения конфликта удастся достичь стабильности и установления статус-кво на спорных территориях, то эти надежды не оправдались, – сказал Кортунов. – И дело не только в том, что Абхазия и Южная Осетия не были признаны большинством стран мира как независимые субъекты международного права, но и процессы восстановления в регионе оказались более сложными и менее быстрыми, чем на это надеялись».

По итогам конфликта стороны создали друг другу долгосрочные проблемы не только в российско-грузинских отношениях, но и в ситуации в регионе в целом, говорит Кортунов.

«Рассчитывать, что в ближайшее время удастся полностью преодолеть последствия конфликта, не стоит. Во всяком случае, пока к этому нет никаких предпосылок», – резюмировал эксперт.

Абхазия в составе Грузии

Заместитель директора Института США и Канады Павел Золотарев, ранее занимавший пост главы Информационно-аналитического центра Министерства обороны России уверен, что Грузия была агрессором.

«Учиться нужно только одной стороне – грузинской. Россия, начиная с начала 90-х годов твердо стояла на позиции сохранения территориальной целостности Грузии. Целостность же Грузии должна обеспечиваться мирным путем – на этом всегда настаивала Россия. И было очевидно, что после попытки грузинского руководства в 90-х годах решить проблему Южной Осетии и Абхазии силовым методом, конфликт будет длительным», – рассказал Русской службе «Голоса Америки» Павел Золотарев.

Но, по словам Золотарева, руководство Грузии так и не извлекло никаких уроков из конфликта.

«Саакашвили провел неплохие экономические реформы и создал условия, в которых Грузия привлекательна для Абхазии и Южной Осетии. Но вместо того, чтобы воспользоваться этим, Саакашвили захотел решить проблему спорных регионов военным путем. Шансы, что Грузия будет включать в себя Абхазию, до сих пор реальны. Но после конфликта – это очень длительный процесс, – сказал эксперт. – Это случится уже не при Саакашвили. Не один еще президент должен будет смениться в Грузии, прежде чем они смогут добиться этого».

Эксперт считает, что Грузия победила войну, но информационную и не без помощи НАТО.

«Грузия победила кратковременно, но не самостоятельно, а при помощи стран Запада, в информационной войне. Грузии удалось убедить большинство, что не они агрессоры. Информационную войну Грузия победила при помощи НАТО. Но правда дорогу себе пробила», – резюмировал Золотарев.

www.golos-ameriki.ru

Российско-грузинская война не закончилась — cyxymu.info


Название поста – это совершенно естественная и единственно обоснованная реакция Анрея Илларионова на «установочную» статью С.Маркедонова в сегодняшних «Ведомостях» «Чем закончилась война 08.08.08». Война не закончилась. И название статьи, и ее содержание – тому самые убедительнейшие подтверждения. Потому что эта статья – еще один весьма циничный выстрел в (дез)информационной части продолжающейся уже почти три десятилетия Второй российско-грузинской войны.

1.Название войны. С.Маркедонов называет ее и «войной 08.08.08», и «августовской», и «пятидневной», и «скоротечной» – т.е. всеми теми дезинформационными титулами, какие были вброшены в публичное пространство российскими спецслужбами для сокрытия ее агрессивной сущности и ее длительного характера. Естественно, автор ни разу не использует единственно корректное наименование войны – российско-грузинская (о названиях войн см. текст «Это российско-грузинская война»).

2.Название статьи. Вослед Кремлю С.Маркедонов пытается объявить войну «законченной». Но война заканчивается мирным договором. Никакого мирного договора не только не было заключено, но и не предвидится. И дело не столько в том, что с этим не согласна Грузия – безотносительно к тому, какое правительство находится у власти в Тбилиси, сколько в том, что военные действия не остановлены. И они не остановлены именно со стороны России. За 10 лет, прошедших с момента прекращения наиболее горячей фазы военных действий, в рамках т.н. ползучей аннексии, российские войска взяли под свой контроль дополнительно 103 грузинских села.

3.Сопоставление дипломатического признания независимости Косова, с одной стороны, и Абхазии и Южной Осетии, с другой. С.Маркедонов: «Да, спустя 10 лет количество стран, согласившихся с решением Москвы поддержать абхазскую и югоосетинскую независимость, по-прежнему невелико и ограничивается несколькими странами Латинской Америки и Океании. Но это тот случай, когда количественные параметры не так важны: Турецкую Республику Северного Кипра с 1983 г. признала только Турция, а Косово в течение 17 лет было признано одной лишь Албанией – важен прецедент». 

Как видим, весьма информированный автор намеренно сопоставляет несопоставимое – 10 лет после 2008 г. для Абхазии и Южной Осетии и 17 лет до 2008 г. для Косово. Поэтому у него и получается, что Косово за 17 лет признало одно государство (Албания), а Абхазию и Южную Осетию за десять лет – целых пять.

Однако в таких «подсчетах» очевидны, как минимум, две подтасовки.

Первая из них заключается в том, что сравнивать следует сопоставимые периоды. Даты первого (одностороннего) провозглашения независимости у всех трех образований близки: в первый раз Косово провозгласило свою независимость 7 сентября 1990 г., Южная Осетия – 29 мая 1992 г., Абхазия – 26 ноября 1994 г. Со времени первого провозглашения независимости до 2008 г. независимость Косово признало одно полноценное независимое государство – член ООН (Албания), однако независимость Абхазии и Южной Осетии не признало ни одно государство мира (в том числе и Россия).

Во второй раз Косово провозгласило свою независимость 17 февраля 2008 г. Шесть месяцев спустя, 21 августа 2008 г., Абхазия и Южная Осетия провели т.н. «общенациональные сходы», на которых были приняты обращения к России с просьбой признать их независимость. После 17 февраля 2008 г. независимость Косово признали 111 независимых государств – членов ООН, после 21 августа 2008 г. независимость Абхазии и Южной Осетии признало только 5 независимых государств – членов ООН.

Число независимых государств – членов ООН, признавших независимость:

ПериодыКосовоАбхазии и Южной Осетии
До 2008 г.10
После 2008 г.1115

Вторая подтасовка заключается в том, что срок, в течение которого шел процесс признания независимости, следует вести от последней даты ее провозглашения. Поскольку Косово провозгласило свою независимость в последний раз 17 февраля 2008 г., то срок ее признания надо вести именно от этой даты. Что касается Абхазии и Южной Осетии, то сроки провозглашения ими независимости остались прежними – 26 ноября 1994 г. и 29 мая 1992 г. Таким образом, получается, что за 10 лет независимости Косово это государство признало 111 государств, а за соответственно 26 лет «независимости» Южной Осетии и 24 года «независимости» Абхазии их признало 5 государств.

На этом фоне утверждения о том, что «количественные параметры не так важны» и «важен прецедент» характеризуют прежде всего подход их автора.

4. Применение военной силы. С.Маркедонов: «С тех пор попыток изменения сложившегося порядка с помощью военной силы не предпринимается». Это утверждение, естественно, не имеет под собой оснований – см., например, приведенные выше данные о захвате российскими войсками 103 грузинских сел, совершенных с помощью применения военной силы.

5. Роль России, США, ЕС. С.Маркедонов: «Присутствие России в Абхазии и Южной Осетии, а США и ЕС – в Грузии год от года растет». Это утверждение пытается исказить реальное положение дел – в то время как Россия оккупировала 20% грузинской территории, разместив там свои военные базы, десятки тысяч военнослужащих, военную технику, вооружения, ни США, ни тем более ЕС (!) никаких военных баз на территории Грузии не создавали, свои войска там не размещали, грузинскую территорию не оккупировали.

6. Роль Тбилиси. С.Маркедонов: «И не одна Москва, но в значительной степени и Тбилиси способствовал тому, что российские подходы на абхазском и югоосетинском направлении менялись не в пользу Грузии». Это совершенно непристойная попытка переложить ответственность за агрессию на ее жертву. Если и была «вина Тбилиси», то только в том, что бесконечные инициативы грузинского руководства по нормализации отношений между грузинами, абхазами и осетинами, а также программа модернизации этнически смешанного анклава в Южной Осетии, находившегося под управлением Д.Санакоева, оказались настолько удачными и настолько привлекательными для многих южных осетин, что это заставило Москву спешно переходить к силовым действиям.

7. Проблема «первого выстрела». С.Маркедонов: «в дискуссиях по-прежнему актуальна «проблема первого выстрела»». Это проблема актуальна только для тех, кто не знаком с реальной историей российско-грузинской войны, не хочет знакомиться с ней, или же для тех, кто с ней хорошо знаком, но по политическим (идеологическим, финансовым и т.п. соображениям) отказывается признавать очевидное. Для тех, кого действительно интересует ответ на этот вопрос, соответствующие материалы давно доступны:

Российско-грузинская война. Кто был первым? Часть первая.
https://aillarionov.livejournal.com/319046.html
Российско-грузинская война. Кто был первым? Часть вторая.
https://aillarionov.livejournal.com/319444.html
(На сайте «Новой газеты» соответствующей таблицы, размещенной там в 2009 г., сейчас уже нет).

8. Причины войны. Пытаясь идентифицировать «дополнительные причины войны» (кроме личной неприязни В.Путина к М.Саакашвили) С.Маркедонов увеличивает горизонт своих изысканий до декабря 1991 г. и в их ходе называет фундаментальную, с его точки зрения, причину: «надо было решить вопрос, где начинаются и где заканчиваются границы «нашего государства», что есть, собственно, «наше государство» и для кого оно, собственно говоря, является нашим». Автор, похоже, даже не понял того, что, неуклюже пытаясь найти «вину грузин», он выдал главную государственную тайну российских имперцев, в течение почти трех десятилетий неспособных примириться с международно признанными границами России по состоянию на 25 декабря 1991 г. и потому с помощью российско-грузинской, российско-украинской и бог знает еще каких войн пытающихся решить вопрос, где начинаются и где заканчиваются границы «нашего государства».

9. Прогноз-манифест. С.Маркедонов: «Ожидания, что распад единой многоэтничной страны пройдет строго по бывшим административным границам союзных республик, не реализовались. И это, пожалуй, главный итог войны 2008 г., знакового события в процессе формирования наций-государств на обломках Советского Союза. И лишь когда все эти пограничные споры завершатся...» Пожалуй, это одно из наиболее важных утверждений указанной статьи. Как известно, ни у российского Генштаба, ни у российских спецслужб таких ожиданий никогда не было. Более того, их активная деятельность по изменению бывших административных границ России, начавшаяся еще до роспуска СССР, получила мощную военную, политическую и дипломатическую поддержку в 2008 г. и 2014 г. Информированный автор статьи, очевидно, небезосновательно полагает, что дело на этом не остановится – до тех пор, пока все эти пограничные споры не завершатся

10. Демократизация в новых государствах. С.Маркедонов: «Только оформив окончательно свои политические идентичности, новые государства, возникшие в результате событий 1991 г., сделают приоритетными вопросы демократизации». Дело даже не в том, что автор не упоминает, что в Грузии, Армении, даже в непризнанных Абхазии и Нагорном Карабахе уровни демократии, хотя и относительно низкие – с точки зрения мировых стандартов, но все же выше, чем в сегодняшней России. Более важным является то, что это указание в гораздо большей степени относится к самой России. Тем самым в собираемом на страницах этого блога полку «проектантов-прогнозистов» откладывания наступления демократии в нашей стране (от Клямкина, Ясина, Травина до Миграняна, Суркова, Караганова) еще одной фигурой прибыло. 

В заключение следует заметить, что российско-грузинская война, конечно же, закончится.
Но она закончится совсем не так, как полагают в сегодняшнем Кремле.
Она закончится подписанием мирного договора между свободной Россией и свободной Грузией о восстановлении международно признанной границы между двумя странами.

отсюда

www.cyxymu.info

Российско-грузинская война 2008-го: десять лет спустя

В Грузии пройдёт ряд мероприятий, посвященных десятой годовщине российско-грузинской пятидневной войны, в результате которой Москва признала независимость двух грузинских регионов – Абхазии и Южной Осетии, и перебросила дополнительные войска и вооружения на свои военные базы на этих территориях.

В связи с этой датой 6-7 августа страну посетят министры иностранных дел Польши Яцек Чапутович, Литвы – Линас Линкявичюс, Латвии – Эдгарс Ринкевичс, и вице-премьер Украины Павло Розенко.

Высокопоставленные гости поедут в зону конфликта, проведут встречи с грузинскими лидерами и примут участие во встрече, организованной грузинским МИДом – «Во имя мира и безопасности: 10 лет спустя после российско-грузинской войны 2008 года», на которой обсудят вопросы безопасности в Европе, российско-грузинский конфликт, права человека в оккупированных регионах, мирные инициативы грузинского правительства.

«Прибытие в Грузию на 10-летие августовской войны высокопоставленных гостей из дружественных стран — это очередное выражение поддержки и демонстрация солидарности мирового сообщества в отношении Грузии. Несмотря на прошедшие десять лет оккупации, именно благодаря этой поддержке мирового сообщества Грузии удалось достичь значительных успехов в демократическом развитии. Этот визит — твердое заявление, что мировое сообщество не смирится с оккупацией и агрессией», – заявил СМИ замглавы грузинского МИДа Вахтанг Махароблишвили.

Примечательно, что все государства мира – за исключением Венесуэлы, Никарагуа, Науру и Сирии – рассматривают Абхазию и Южную Осетию как территорию Грузии, находящуюся под российской оккупацией.

«Кратчайший путь»

На протяжение последних десяти лет грузинские лидеры в разные периоды времени говорили, что восстановление территориальной целостности Грузии является их главной задачей. Тем не менее, эксперты в Тбилиси ставят под вопрос прогресс, достигнутый Грузией в данном направлении.

При этом вице-президент Атлантического совета Грузии Бату Кутелия считает, что кратчайший путь по восстановлению территориальной целостности Грузии мирным путем проходит через членство Грузии в НАТО.

Согласно его мнению, «стратегическая ошибка», которую допустил в свое время Североатлантический альянс, не предоставив Грузии и Украине «План действий по членству» (ПДЧ) на Бухарестском саммите, подтолкнул Россию к войне в 2008 году. В то же время, согласно эксперту, все те шаги, которые в течение последних десяти лет приблизили Грузию к НАТО, одновременно приближают страну к восстановлению территориальной целостности.

«Членство в НАТО подразумевает ряд компонентов: один из них – коллективная гарантия безопасности. Также присоединение Грузии к Альянсу повлечет изменение геополитической картины, что автоматически предоставляет Грузии возможности для более эффективного осуществления политики реинтеграции; одновременно, в случае вступления Грузии в НАТО, стратегические интересы России в регионе настолько ослабнут, что в сумме, все региональные политические процессы изменят направление, плюс ко всему – это повлечет рост благополучия в стране, что сделает Грузию более привлекательным местом для жителей оккупированных регионов», – сказал Бату Кутелия в интервью с Русской службой «Голоса Америки».

«Минимальный прогресс»

Профессор грузинского Института государственного управления Торнике Шарашенидзе, напротив, считает, что за последние десять лет грузинские власти не продвинулись вперед по направлению восстановления территориальной целостности страны. Эксперт видит причину в «неправильной политике», которую, по его словам, в разное время вело грузинское руководство. Политолог считает, что один и тот же подход к Абхазии и Цхинвальскому региону неоправдан.

«Восстановление контроля центральных властей над Цхинвали гораздо важнее – это элементарно из-за соображений безопасности, хотя все это время сентименты и ресурсы грузинского государства направлены преимущественно на Абхазию, что, по моему мнению, неправильно. Не осмыслено, не проанализировано – что надо делать, и как надо делать в отношение оккупированных территорий, и наша политика нескладная, сентиментальная и непоследовательная. Соответственно, за десять лет мы минимально приблизились к задаче восстановления территориальной целостности страны», – сказал Шарашенидзе в интервью с Русской службой «Голоса Америки».

Эксперт признает успех дипломатической политики непризнания независимости Абхазии и Южной Осетии, которую с помощью международных партнеров проводит Тбилиси, хотя сами власти Грузии, согласно политологу, не отличаются особой активностью по другим направлениям – они часто ждут грантов от иностранных фондов, чтобы устроить «очередную безрезультатную конференцию с участием представителей регионов».

Шарашенидзе считает, что в создавшейся ситуации «главное – это прорвать информационную блокаду», созданную Россией, создать телеканал на понятном осетинам и абхазам языке, с продуманной редакционной политикой. По мнению политолога, следует не распространять «грузинскую пропаганду», а вместо этого сделать телеканал интересным, чтобы его хотели смотреть в оккупированных регионах. Также, как говорит эксперт, необходимо перевести на русский язык современные грузинские фильмы, сериалы и сделать их доступными на YouTube, чтобы в Абхазии и Южной Осетии могли увидеть, как живут в остальной Грузии.

«Это гораздо дешевле обойдется властям, чем региональные конференции», – считает Шарашенидзе.

Эксперт убежден, что необходимо вести диалог с Россией на неофициальном уровне. По его словам, грузинские власти «пока не готовы и еще долго не будут готовы вести переговоры с таким опытным лидером как Путин».

«Надо говорить со всеми, в этом и есть дипломатия. Если абхазы увидят, что мы ведем переговоры с Россией, они с большим желанием пойдут на диалог с Грузией, элементарно из страха, что Россия их «сдаст», то же самое – в случае русских. Диалог должен идти на всех уровнях. Мы ничего не теряем, получим больше информации, абхазы и осетины больше узнают о нас, также, как и мы поймем почему они нас не любят и чего боятся. За десять лет, а это очень большое время, у нас очень маленький прогресс. Пора понять, что политика, которую мы ведем, не оправдала себя», – считает Торнике Шарашенидзе.

«Вооружиться стратегическим терпением»

Председатель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия считает, что в результате войны 2008 года прояснился целый ряд ситуаций. Одним таким вопросом, по его мнению, являлся вопрос территориальной целостности Грузии. По словам Нодии, до этой войны было необходимо, чтобы у любого грузинского политика был какой-то план по решению данной проблемы, т.е. большая часть общественности считала, что решение вопроса территориальной целостности возможно в обозримом будущем. Нодия напомнил, что, к примеру, Михаил Саакашвили в своей предвыборной кампании обещал решить данную проблему. Это обещание было ошибочным, хотя обещая это, как полагает Нодия, Саакашвили отвечал на ожидания, существующие среди грузинской общественности насчет того, что лидер страны должен быть в состоянии решить эту проблему.

Как отмечает Нодия, после 2008 года и особенно после того, как Россия признала независимость грузинских регионов, грузинское общество осознало, что в обозримом будущем данная проблема не урегулируется.

«После войны изменилась риторика, в общем, всегда говорится, что задачей Грузии является восстановление территориальной целостности, но исчезла конкретика, т.е. даже если об этом не говорится вслух, подразумевается, что решение данной проблемы не произойдет скоро. Сегодня задача грузинских политиков в том, чтобы ситуация не стала хуже – т.е. добиться всеобщего непризнания независимости Абхазии и Южной Осетии, в чем Грузия достигла успеха. Второе – это перенос российскими военными линии оккупации вглубь территории, подконтрольной Тбилиси, хотя центральные власти не в силах приостановить данный процесс, и третье – это усугубляющееся положение этнических грузин, проживающих в оккупированных регионах. И тут у Тбилиси нет рычагов, чтобы облегчить их положение», – сказал Нодия в беседе с Русской службой «Голоса Америки».

Единственный рычаг в руках Тбилиси, по его словам, это активизация международного сообщества. Тем не менее, отмечает политолог, международные заявления не влияют на положение дел, хотя отчасти все же имеют сдерживающее действие, в результате чего, по его словам, притеснение грузин в оккупированных регионах «идет медленнее».

Нодия также скептически относится к идее диалога, говоря, что это вряд ли восстановит целостность Грузии, тем более что Сухуми и Цхинвали не идут на диалог, несмотря на старания находящейся у власти партии «Грузинская мечта».

«Грузии остается лишь ждать будущих перемен, т.е. вооружиться стратегическим терпением. Нет гарантий того, что восстановление целостности страны станет реалистичным, но нельзя исключить и то, что будет именно так. Возможно, в России произойдут радикальные перемены, и данный вопрос окажется в повестке дня. Хотя это все гипотетические сценарии. В ближайшем будущем вряд ли что-то изменится», – считает грузинский политолог Гия Нодия.

www.golos-ameriki.ru

Генералы считали войну России с Грузией нереалистичной — Эстония

Весь Запад, включая Эстонию, так хотел увидеть историю успеха на постсоветском пространстве, подобного странам Балтии, что было утрачено чувство реальности.

Спросим себя, каковы наши национальные особенности и проблемы, и таким образом получим ответ, каковы могут быть действия России против нас. Больше всего меня удивили выводы самих грузин из этого конфликта.

По мнению командующего их вооруженными силами Гогавы, они проиграли войну потому, что у них не было достаточно танков, самолетов и тяжелой артиллерии. Когда я попытался объяснить, что нет разницы, сколько у них тяжелого вооружения, поскольку у России его в любом случае во много раз больше, а оборона маленького государства должна строиться не на гонке вооружения, а на воле населения к обороне, он меня не понял.

Непосредственно перед конфликтом грузинские вооруженные силы перешли на профессиональную армию, что дало небогатым молодым людям возможность прокормить свою семью. Хотя в большинстве своем они были патриотами, они не были готовы гибнуть за родину, будучи единственными кормильцами. Контрактная армия эффективна и успешна тогда, когда все хорошо и враг отступает. Но когда роли меняются, на волю контрактника начинают влиять другие факторы.

В то же время в Грузии было очень много патриотов, которые были готовы защищать свою деревню, район, уезд и государство, хотя у них не было для этого возможности, поскольку грузинское правительство не доверило своему народу оружие, а организации, которая объединяла бы добровольцев, подобно нашему Кайтселийту, у них не было.

Поэтому и возникла ситуация, когда те, кто был должен защищать гоударство, не очень этого хотели, а те, кто хотел, не могли этого сделать. В этом смысле эстонская гособорона выстроена очень грамотно, у нас у каждого гражданина есть возможность участвовать в гособороне в соответствии со своим интересом и возможностями.

— Если бы ты должен был подытожить ту войну десятилетней давности словами из книги Рональда Асмуса “Маленькая война, которая потрясла мир”, как бы ты это сделал?

— В реальности эта “Маленькая война” не потрясла мир, напугала – да, но не потрясла. Это был важный индикатор кардинально изменившегося отношения и позиций России, который должен был бы открыть Западу глаза.

Что мы тут говорим об августовской войне десятилетней давности, даже российская агрессия в Восточной Украине не смогла полностью открыть всем глаза. Но что касается Грузии, весь Запад, включая Эстонию, так хотел увидеть историю успеха на постсоветском пространстве, подобного странам Балтии, что было утрачено чувство реальности.

Для реформы государства прежде всего необходимо изменить ценностные оценки и отношение его населения, но это долгий и трудный процесс.

— Ты долгое время был эстонским военным атташе на Украине. Украина не способна или не может решить проблему оккупированных территорий Восточной Украины? Хотя бы потому, что масштабные военные операции всегда влекут за собой потери среди мирных жителй, что в свою очередь формирует имидж государства. Или же есть возможность, что локально подавленная война перерастет тогда во что-то большее, чего должны бы опасаться Европа с одной стороны и Россия с другой?

rus.postimees.ee

большинство россиян винят в российско-грузинской войне Тбилиси, Вашингтон и НАТО

Социологи независимого «Левада-Центра» провели опрос россиян к 10-летию начала военного конфликта между Россией и Грузией в августе 2008 года.

Большинство россиян по-прежнему считают, что в начале этого конфликта виновно руководство Грузии, США и стран НАТО: так думают 60% опрошенных. Лишь 5% ответили, что в начале войны виновато руководство России, а 3% винят лидеров сепаратистских Абхазии и Южной Осетии.

На вопрос «Кто в большей мере несет ответственность за конфликт России и Грузии в августе 2008 года?» 34% респондентов сказали, что руководство Грузии, 24% – что руководство США и стран НАТО, 20% – все в равной мере.

При этом 59% опрошенных считают, что российское руководство сделало все возможное, «чтобы не допустить эскалации конфликта и кровопролития», а 22% считают, что оно «поддалось на провокацию с грузинской стороны» и позволило вовлечь себя в конфликт.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в понедельник также заявил в интервью Коммерсант.ФМ, что вооруженный конфликт в Грузии в 2008 году якобы можно было предотвратить. «Никакой неизбежности не было», – заявил российский премьер. Одновременно он предупредил, что вступление Грузии в НАТО «может привести к катастрофическим последствиям».

У Михаила Саакашвили, который возглавлял Грузию в 2008 году, иная версия событий. В интервью Настоящему Времени он заявил, что войну 2008 года нельзя было предотвратить, и возложил ответственность за ее начало на российские власти и Кремль.

Он напомнил, что Россия перебросила на территорию Грузии регулярные военные части за несколько дней до официального начала конфликта 8 августа:

«Только полные идиоты и полные дебилы могут говорить, что Грузия начала [войну]. Или полные мерзавцы. Спросите командиров первых российских танков, которые прошли через туннель за несколько дней, спросите мотострелков, которых выбросили туда за неделю, за две, за три до начала конфликта. Огромное количество людей уже были в активных боевых действиях, уже были внутри Грузии, взрывали, нападали. И это были не так называемые «миротворцы». Это были не так называемые «добровольцы». Это были регулярные российские войска, – подчеркнул он. – Российские сухопутные силы, которые проводили маневры на Северном Кавказе и потом «забыли» оттуда уйти. Они поджидали до начала августа с той стороны границы, пока не начали двигаться. И нас было в десять раз меньше, чем их».

Саакашвили также считает, что целью войны со стороны Кремля было «взятие Тбилиси, смена власти и отмена Грузии как государства».

***

Предпосылки войны 2008 года между Грузией и Россией зародились еще в 90-е годы, когда сепаратистские районы Абхазия и Южная Осетия провозгласили независимость от Грузии. Россия поддержала сепаратистов и навязала Грузии соглашение о четырехстороннем урегулировании конфликта при участии себя, Южной и Северной Осетии и Грузии.

Грузия считала и продолжает считать сепаратистские территории своими, но активно не пыталась установить там свой контроль вплоть до победы Михаила Саакашвили на президентских выборах: он объявил курс на восстановление территориальной целостности Грузии. Россия же в этот период приняла новый закон о гражданстве: более 2/3 абхазцев и 80% осетин получили российские паспорта.

В июле-августе 2008 года отношения Грузии с Южной Осетией резко ухудшились. 7 августа Саакашвили приказал начать военную операцию против сепаратистов в Южной Осетии: грузинская артиллерия обстреляла Цхинвали, а войска попытались установить там контроль. Но Россия снова встала на сторону сепаратистов, а президент Медведев 8 августа начал операцию по «принуждению Грузии к миру».

Официально война закончилась 16 августа. За неделю Грузия потеряла более 400 человек, российская сторона – около 70. После войны Россия официально признала независимость Южной Осетии и Абхазии и помогла властям регионов установить «границу» с Грузией. Вслед за Россией Абхазию и Южную Осетию признали еще пять государств, в том числе Сирия, Никарагуа и Науру.

Грузия продолжает считать Абхазию и Южную Осетию оккупированными Россией территориями.

www.currenttime.tv

Российско-грузинская война завершила формирование извращенного мировоззрения Путина

Бывший грузинский министр Торнике Гордадзе считает, что российско-грузинская война 2008 года дала Владимиру Путину уверенность в том, что он может действовать нагло и жестко. Однако в то время эта продлившаяся всего несколько дней война не казалась событием первостепенной важности.

Десять лет прошло с окончания российско-грузинской войны, активная фаза которой шла с 7 по 12 августа 2008 года. Эта небольшая война на рубежах европейского континента, как оказалось, имеет большое значение для эволюции политики Владимира Путина и последовавших российских военных интервенций в Украине и в Сирии. Кроме того, эта война завершила формирование путинского восприятия международных отношений. Она придала российскому лидеру уверенность в слабости и упадочности Запада, и укрепила его в мысли о том, что применение силы с презрением к международному праву всегда будет выгодным последним средством.

Вторжение в Грузию последовало после 15 лет военной, финансовой и политической поддержки абхазских и южноосетинских сепаратистов со стороны Москвы, массовой раздачей российских паспортов в обоих регионах, а также полным «гибридным» контролем над сепаратистскими вооруженными силами. Оно стало первым военным вмешательством Российской Федерации (фашистское государство, признанное Законом Украины от 20.02.18 страной-агрессором) за пределами своих границ. Если же расширить перспективу на советскую эпоху, оно стало первым с вторжения в Афганистан в 1979 году. В отличие от последнего грузинская кампания по большей части воспринимается в России как военная, политическая и геополитическая победа, настоящее изменение хода истории с целой чередой поражений с момента окончания холодной войны. Кроме того, с экранов телевидения и в официальных заявлениях звучали настолько же неуместные параллели с победой во Второй мировой войне.

Помимо военного триумфа (стоит отметить, что Россия понесла ощутимые потери в воздушной технике и живой силе за пять дней боев с бесконечно более слабым противником) все это стало для российского режима политической победой. Популярность Путина внутри страны била рекорды, а международное сообщество, несмотря на красивые слова и громогласные осуждения, в конечном итоге приняло новые правила игры. Россия де-факто добилась для себя молчаливого вето на расширение НАТО на постсоветском пространстве.

Предложение диалога

Москва не только не стала целью санкций, но еще и получила со стороны американцев и европейцев предложение диалога с чистого листа: всего через несколько месяцев после войны первые дали старт «перезагрузке», а вторые запустили «партнерство для модернизации».

В стремлении скрыть свою неспособность помешать первому силовому изменению границ европейского государства с 1945 года международное сообщество позволило российской пропаганде нового типа убаюкать и частично убедить себя. Она была призвана в первую очередь запутать, посеять сомнения, сбить с толку и стереть границу между правдой и ложью. В результате была сформирована позиция об общей ответственности, провокации Москвы и неосторожности Тбилиси, российском вторжении и ошибочном грузинском обстреле «сепаратистских» позиций в ночь с 7 на 8 августа при том, что сотни российских единиц бронетехники и танков уже прошли разделяющий два государства Рокский тоннель.

По крайней мере, частичная ответственность за формирование такого нарратива лежит на следственной комиссии, которая была сформирована Европейским союзом под председательством швейцарского дипломата Хайди Тальявини. После разоблачения тактики применения в Украине регулярных российских сил в униформе «местных сепаратистов», массовой передачи самого современного оружия и формирования виртуальной реальности с появлением фальшивых новостей в промышленных масштабах, заключения этой миссии выглядят излишне политкорректными и напоминают политическое стремление ограничить участие Запада. Так, ЕС осудил нарушение Россией территориальной целостности Грузии, однако наотрез отказался использовать в официальных документах понятия «оккупация» и «этническая чистка», чтобы не показаться грубым соседу.

Закон джунглей

Москва вынесла для себя целый ряд выводов из этого кризиса, который послужил основой для ее стратегии в Украине, в Сирии и в целом по отношению к Западу. Путин понял, что его популярность в стране и стабильность его режима связаны с войной, и что экономические и социальные трудности можно легко задвинуть в сторону, поставив на первое место миф об осажденной врагами родине. Россия удвоила усилия по улучшению и модернизации своих вооруженных сил, резко повысив выделяемые на эти нужны средства. Кроме того, она ощутила беспрецедентную силу пропаганды, причем не для убеждения мира в справедливости и правоте своей позиции, а для формирования атмосферы, в которой правда неотличима от лжи.

В тему — 10 лет назад Мордор явил свету первых «ихтамнетов» и первых «распятых мальчиков»

Путин понял, что международные последствия его односторонних действий и нарушений международного права мало что значат на фоне получаемой выгоды и фактического признания его геополитических амбиций. Путин окончательно уверовал в то, что международные отношения — это закон джунглей, где побеждает самый сильный и смелый. Как бы то ни было, самым страшным и тревожным для мира во всем мире стало то, что он показал Запад слабым, ошибающимся и не желающим отстаивать принципы, которые он сам вынашивал и продвигал на протяжение десятилетий. Силовая аннексия Крыма, война на востоке Украины с ее на вид местными участниками, а также этнические чистки и бескрайнее насилие над не поддерживающим сирийский режим населением Гуты и Алеппо — все эти стратегии основываются на выводах из маленькой войны, которая в свое время не изменила и не впечатлила мир.

Торнике Гордадзе, преподаватель Парижского института политических исследований, бывший министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Грузии 

загрузка…

Le Monde (Франция)

www.economics-prorok.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *