Батальный жанр изобразительного искусства | Si vis pacem, para bellum!

Батальный жанр изобразительного искусства

Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.

История развития жанра

Формирование батального жанра началось в XVI веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осаду городов, шествия воинов. В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримских триумфальных арках — завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах, иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).

К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке — со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.

Работы художников батального жанра: 

Мариуш Козик 

Теренс Кунео

Карл Рочлинг

Крис Коллингвуд

 Аверьянов Александр

 

Использованы материалы сайтов:

http://www.realartist.ru
http://artmilithist.forumy2x2.org
http://www.directart.co.uk
http://slovari.yandex.ru

http://www.lacedemon.info/


Posted in Батальная живопись and tagged батальная живопись

paraparabellum.ru

Картины и иллюстрации на тему Второй Мировой — История

 

 

Elizabeth Sharp — Немецкая пехота вступает на территорию России

 

Петр Кривоногов — Защитники Брестской крепости

 

 

«Большая жертва» Художник: А. Рейх. 1943 год.

Howard Gerrard-

Солдаты 269ПД Вермахта ведут огонь по советскому танку

Павел Рыженко — Начало войны 1941 года

Немецкие корректировщики огня

Vincent Wai — После скоротечного боя

Валерий Петелин — Танковое сражение под Дубно.

Vincent Wai — В степях Украины: Бронетехника Вермахта в наступлении

Ramiro Bujeiro —

Подразделение войск СС атакует автоколонну

Валерий Петелин — Танки блицкрига

Иван Хивренко — Неравный бой

Немецкий огнеметный танк после боя

Мотоциклетный патруль полевой жандармерии

Немецкая САУ ведет огонь по советским танкам

Они стояли насмерть

Иван Хивренко — У окраины города: немецкий мотоцикл БМВ Р-12

В. Сафронов — Раненый красноармеец и немецкий патруль

В. Сафронов — После боя

В. Сафронов — В немецком лагере для военнопленных

Иван Хивренко — Советские пулеметчики

Vincent Wai — Танк КВ-1

Вермахт марширует по России

Гитлер на встрече с немецкими солдатами

Константин Васильев — К линии фронта


Е. Данилевский — Контрнаступление советских войск под Москвой — фрагмент

Vincent Wai — Танки КВ-1 с пехотой на броне


Испанская «Голубая дивизия» в бою под Ленинградом. 1941 год

Giuseppe Rava — Советская пехота атакует

Vincent Wai — Немецкая сверхтяжелая пушка «Дора» под Севастополем

Немецкие саперы подрывают советскую артиллерийскую береговую батарею


А. Дейнека — Оборона Севастополя


Иван Хивренко — Бой в горных отрогах Северного Кавказа


Немецкие танки Т-4 на окраине русской деревни


Иван Хивренко — Сталинград — пулеметчики Вермахта в разрушенном  цеху

Peter Dennis — Ночная атака на немецкие позиции под Демьянском

Johnny Shumate — Захват немецкого аэродрома в Тацинской

П. Мальцев — Штурм Сапун-горы

 

 

 

Глеб Васильев — Перед Курским сражением — немецкий танк Тигр из дивизии СС «Мертвая голова»


Курская дуга: над полем боя


Танковое сражение


Giuseppe Rava — Вермахт наступает

Атака немецких «Пантер»


Chris Collingwood — Пехотинцы Вермахта в пылу сражения


Бой возле подбитого танка


В тылу врага


Иван Хивренко — Немецкие артиллеристы с пушкой Panzerabwerkanone-36


Иван Хивренко — Немецкая пехота ведет бой зимой


В. Чеканюк — Партизаны


Elizabeth Sharp — Обед на полевой кухне


Валерий Петелин — Штурмовик Хенкель-129 атакует советские танки

Немецкие Фокке-Вульф

Штурмовики ИЛ-2 над полем боя


Торпедные катера атакуют немецкие транспортные корабли

Vincent Wai — Погрузка боеприпасов на железнодорожную платформу

Немецкая тяжелая мортира «Карл»

Немецкий бронепоезд отражает налет советской авиации


Vincent Wai — Танк КВ-1


Глеб Васильев — Штурмовик Хеншель-129 над Курской дугой

Vincent Wai — Немецкое орудие FLAK-43

Vincent Wai — Советские тяжелые гаубицы М-1937


Гвардейские минометы


Т-34 идут в атаку

Giuseppe Rava — Немецкие артиллеристы отбиваются от русских танков

Johnny Shumate — ss не сдаются

Валерий Петелин — Разгром танковой дивизии SS

Johnny Shumate — Танкисты из подбитой «Пантеры»


У подбитого «Тигра»


Hans Stuberauch — Горечь поражений


Vincent Wai — Артиллерийский тягач «Сталинец»

Vincent Wai — Красная армия в предместье Берлина

Elizabeth Sharp — Берлин останется немецким — крушение надежды


Глеб Васильев — Хаос у железнодорожной станции  Потсдама


Глеб Васильев — Русский боец на разбитой «Пантере» в Берлине

Петр Кривоногов — Капитуляция


Петр Кривоногов — Победа

 

Бой

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

Русская живопись: Куликовская битва: picturehistory — LiveJournal

Оригинал взят у aloban75 в Русская живопись: Куликовская битваВспомним, друзья, битвы дней далеких. Не так давно, 21 сентября, была годовщина Куликовской битвы, когда русские полки во главе с великим князем Дмитрием Донским одержали победу над монголо-татарскими войсками. Представляю подборку изображений картин русских живописцев, посвященных этому знаменательному событию нашей истории.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

И графический план военных действий сего события.

32.

33.

34

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.


picturehistory.livejournal.com

Картинки «куликовская битва» (35 фото) ⭐ Забавник

Куликовская битва — часть истории России. Подборка картинок связанных с этим событием. Вспомним как это было.

Сражение на куликовском поле

Раненый солдат

Куликовская битва

 

 

 

Куликовская битва

Куликовская битва

Сражение двух воинов на куликовском поле

 

 

 

 

План сражения на куликовском поле

 

Куликовская битва

Куликовская битва

Поединок Пересвета и Челубея

 

 

 

 

 

Куликовская битва

 

Куликовская битва

Куликовская битва

Куликовская битва

Куликовская битва

Куликовская битва

 

 

 

 

Ваша оценка очень важна: Загрузка…

zabavnik.club

Эпизод исторической битвы рисунки детей. Куликовская битва в реконструкциях и живописи

Мамай, озлобленный поражением, организовал набег на Рязанское княжество и вновь разорил его. Ордынский правитель стал готовить новый большой поход, мечтая повторить нашествие Батыя («как при Батые было» ). Он стремился восстановить власть Орды над Русью, возобновить поступление дани, подорвать растущее могущество Москвы.

Мамай собрал воинов со всей Орды, нанял в итальянских колониях, существовавших тогда в Крыму, тяжеловооруженных пехотинцев. Со своим войском он двинулся на Русь и остановился в августе 1380 г. у ее границ в верховьях Дона, поджидая полки своего союзника великого князя литовского Ягайлы Ольгердовича.

Готовилась и Русь. Помимо московских дружин, в войске Дмитрия Ивановича были полки из многих земель Северо-Восточной Руси, пришли отряды из западнорусских земель во главе с братьями Ягайлы. Князь повел свое войско к Коломне, из нее — к Лопасне, левым берегом Оки, затем на юг от нее, к Дону, у впадения в него реки Непрядвы. В русской армии были не только «князья русские», «воеводы», бояре, дружинники, но «вся люди» , «народ» , т. е. крестьяне, горожане.

Русские переправились через Дон в ночь на 8 сентября 1380 г. Здесь, у устья Непрядвы, на обширном Куликовом поле, всхолмленном, пересеченном оврагами и речными долинами, утром началась кровопролитная битва. В центре русских войск стоял большой полк, на флангах — полки правой и левой руки, впереди — передовой полк, позади — запасной; на восточной окраине, в зеленой дубраве за рекой Смолкой,— засадный полк. Мамай в центре поставил пехоту, на флангах — конницу.

По преданию, сигналом к сражению стал поединок Пересвета и Челубея, русского и ордынского богатырей, погибших в схватке. Ордынские силы обрушили страшный удар на передовой полк, полностью его уничтожили, но и сами потеряли много воинов. Затем ордынцы набросились на большой полк и прорвались к стягу великого князя. На помощь пришли брянские, владимирские и суздальские дружины. Большой полк устоял. «И была брань крепкая, и сеча злая, и лилась кровь, как вода, и падало мертвых бесчисленное множество от обеих сторон, от татарской и русской. Не только оружием убивали, но и под конскими ногами умирали, от тесноты великой задыхались, потому что не могло вместиться на поле Куликовом, между Доном и Мечой, такого множества сошедшихся сил».

Художник И.Глазунов. Битва Пересвета с Челубеем.

Ордынцам не удалось сломить и правый фланг русских. Мамай перенес удар на левый их фланг. Сюда смерчем налетели конные ордынские полки, и русские начали медленно отступать. Враг рвался вперед, отбросил и резервный полк, начал обходить большой полк.

Наступил критический момент сражения, и тут в бой неожиданно для ордынцев вступил засадный полк во главе с князем Владимиром Андреевичем и Дмитрием Михайловичем Боброком. По призыву Боброка: «Час прииде и время приближеся! Дерзайте, братья и други!» — свежая русская конница, вихрем вырвавшись из дубравы, обрушила удар на врага во фланг и тыл. Он был настолько стремителен и страшен, что ордынцев, смятых и разгромленных, охватила паника. Их конница бросилась бежать, смяв свою же пехоту, устремилась к Красному холму, где находилась ставка Мамая.



Схема Куликовской битвы.



Художник Шмаринов. Куликовская битва.

Началось общее бегство. Войско Мамая перестало существовать, а сам он бежал в Крым и там погиб.

Победа Дмитрия Ивановича над Золотой Ордой вдохнула новые силы и надежды в сердца русских людей, поразила воображение современников и потомков. «По Русской земле,— ликует автор «Задонщины» — повести XIV в. о Куликовской битве,— распространилось веселие и отвага, и вознеслась слава русская…» Москва показала себя политическим лидером Руси, ее князь, прозванный Дон

olimpiada-rgiis.ru

Эпизод Верденского сражения : picturehistory — LiveJournal

Оригинал взят у 477768 в postВот так выглядел форт Дуомон (самый сильный форт в Верденской крепости) 21 февраля 1916-го года, перед началом обстрела его немцами:


21.02.16

22.02.16

Кстати история взятия форта немцами довольно забавная:
25 -го февраля штурмовые группы германской пехоты сосредоточились на исходных позициях , готовые к атаке форта Дуомон. Но в последний момент, Фалькенхайн решил, что атака Дуомона слишком рискована. Он дал отбой пехоте и приказал продлит время обстрела форта. Лишь одна штурмовая группа не получила сообщение о отменене атаки, — курьер не добрался. И именно эта группа сделала невозможное.
Унтер-офицер Кунце, дождавшись обусловленной приказом минуты, повёл свою группу (девять человек!) к стенам Дуомона. Уверенные, что артобстрел вот-вот закончится, солдаты одним рывком достигли рва перед фортом. Близкие разрывы германских снарядов ( обстрел форта не прекращался, так как атака была отменена) добавили им решительности, и пехотинцы сыпанули в ров.
Далее начался цирк.
Кунце, озадаченный тем что других штурмовых групп нет и в помине, решил действовать соответственно приказу. Т.е. штурмовать форт своим отрядом. Девять немецких солдат начали пытаться залезть на стену. Не получалось. Тогда принялись строить живую пирамиду. После долгих занятий акробатикой (под огнём немецких же батарей), кое как Кунце вскарабкался на стену и втянул ещё несколько солдат. Всё это проделывалось под взглядом французского наблюдателя, который в дыму и чаде разглядел горстку людей во рву, но предположил что это французские сапёры устраняющие какие-то повреждения, т.к. ему и в голову не пришло, что эти несколько человек штурмуют форт.
Оказавшись в стенах форта, Кунце и его бойцы начали метаться по двору, стреляя и крича у каждой дери «Руки вверх! Сдавайтесь!».
Сидящие в укрытиях французы решили, что форт захвачен и начали сдаваться в плен. Благо немцы быстро подкинули подкрепление Кунце. Форт был взят!
Таким образом, самый мощный форт Вердена, самым нелепым образом, был взят горсткой немецких солдат.
(с)

После этой истории, вспомнив заодно историю взятия форта Эбен-Эмаэль, позволяет сделать вывод о том, что немцам со взятием фортов везёт


picturehistory.livejournal.com

Изобрази эпизод исторической битвы детские рисунки. Куликовская битва

Общение с известной картиной Михаила Авилова «Битва на Куликовом поле» дает удивительную возможность совершить увлекательное путешествие в Древнюю Русь и ощутить себя сопричастным к трагическим и великим событиям.

Краткое описание картины Авилова «Поединок на Куликовом поле»

На берегу реки раскинулось широкое поле, часть которого еще покрыта травой, часть же выжжена или вытоптона. Вдоль голубой ленты реки на берегу в полном боевом облачении готовая к бою выстроилась русская рать. С другой стороны картины как антитеза — такое же многочисленное и готовое в любой момент ринуться в бой — расположилось ордынское войско. В центре на переднем плане сошлись в поединке два конных всадника: русский витязь на вороном коне и татаро-монгольский воин на гнедом скакуне. Они изображены в момент, когда сбивают друг друга с разгоряченных коней копьями. Над сражающимися и замершими в боевой готовности воинами небо клубится облаками: с ордынской стороны яркое голубое, со стороны русских как угроза врагам — желто-серое, неспокойное.

Русь и Орда после Чингисхана и Батыя

В середине 14 века после смерти хана Батыя на ордынском престоле сменилось около 25 правителей, а Орду разрывали усобицы, в результате которых государство раскололось на две части: западную и восточную. Восточную часть Золотой Орды возглавил потомок Чингисхана хан Тохтамыш. А в западной части власть захватил коварный военачальник Мамай, хитростью и обманом захвативший престол. Усмирив на время силой усобицы, он решил вернуть былую власть над Русью. Посланный им в Нижнегородское княжества Араб-шах нанес жестокое поражение объединенному русскому войску, которое возглавлял московский князь Дмитрий Боброк Волынский. За этим последовало сражение русских и ордынских войск на реке Воже. Русской ратью в этой битве командовал московский князь Дмитрий Иванович Донской. А ордынским войском — сам Мамай. На этот раз удача сопутствовала русским, а разгромленный Мамай затаил в душе мысль о реванше. Возможность и исход такого реванша — в описании картины «Поединок на Куликовом поле», представленном в статье.

Великое противостояние

В кратком описании картины «Поединок на Куликовом поле» представлена композиция, повторяющая построение войск перед Куликовской битвой. Накануне 8 сентября 1380 года у места впадения реки Непрядвы в Дон собрались в противостоянии две огромные рати во главе с Дмитрием Ивановичем и Мамаем. Основу русского войска составляли москвичи. Под руководством московского князя объединились воины почти изо всех русских княжеств. Под ордынским командованием собрались народы Поволжья и Кавказа, подчиненные Ордой, а также Литовское и Рязанское княжества.

Именно этот момент и изобразил автор на своем полотне. На Куликовом поле слева и справа выстроились в боевой готовности ордынские и русские войска. Русские дружины размещаются в соответствии с исторической информацией у берега Дона, через который они только что переправились. Воины, стоящие в первых рядах, держат в руках хоругви с ликом Иисуса Христа как знак благословения и Божией поддержки.

Чтобы избежать неминуемых кровавых рек, согласно преданию, было решено определить исход битвы поединком двух могучих богатырей. От ордынцев им стал Челубей, а от русских — воин-монах Пересвет, посланный с ратью Дмитрия Ивановича основателем Троице-Сергиева монастыря Сергием Радонежским. Именно Пересвет и Челубей — главные персонажи полотна. Вернемся к описанию картины «Поединок на Куликовом поле». Они занимают центр полотна и, согласно иконической иерархии, кажутся гораздо крупнее прочих ратников, что не соответствует возможному расстоянию между поединщиками и их войском.

Правда о Пересвете и образ русского богатыря

Пересвет — фигура равнозначно реальная и легендарная. Многие люди считают Пересвета героем народных былин, выдуманным персонажем, собирательным образом древнерусского богатыря. На самом деле воспетый в народном творчестве воин был вполне реальной личностью. О его судьбе известно немного. Происходил он из знатного боярского рода Брянского княжества. Отрочество и юность Александра Пересвета проходили в трудах и молитвах, а также в военной подготовке, чтобы он в любой момент мог встать на защиту Отечества. Далее его судьба была связана с защитой родной земли — много сил отдал он ратному труду, служа в княжеском войске.

Позже вместе со своим, вероятно, двоюродным братом Андреем по прозвищу Ослябя, также из боярского брянского рода, стал иноком. По преданию, постриг приняли в Ростовском Борисоглебском монастыре. Затем они перешли в подмосковный Троице-Сергиев монастырь, но как именно туда попали — неизвестно.

К 1380 году это были уже немолодые монахи, известные многим как отважные и непобедимые витязи, могучие русские богатыри. Прежде чем уйти на битву, благословленный Сергием Радонежским, Пересвет совершил молитву в часовне св. Дмитрия Солунского — покровителя русского воинства.

Согласно сохранившимся описаниям из Никоновской летописи, во время поединка Александр Пересвет был одет в монашескую ризу, данную ему Сергием Радонежским. Одеяние было со всех сторон покрыто изображениями креста. На голове богатыря был надет шлем, а поверх него — куколь (головной убор монахов, покрывающий голову, шею и даже плечи). Из вооружения Пересвет имел только копье. Был ли у него конь, нигде не упоминается.

По разным источникам, исходом поединка было тяжелое ранение или гибель монаха. Однако вместе со всеми павшими он похоронен на поле не был — его перевезли и похоронили в храме Рождества Богородицы в Симоновском монастыре.

Что же касается художественного образа Пересвета, созданного Авиловым, то идеологически герой является примером смелости и мужества, идеальным ориентиром для воспитания в созерцающих полотно гордости за свою Родину и ее защитников, патриотизма и интереса к истории. А вот тем, кто не просто заинтересовался, но и сопоставил факты, станет очевидно, что Пересвет Авилова достаточно еще молод. Его одежда более походит на одежду ратника: шлем-шишак, кольчуга, щит. Ни о каком монашеском облачении с крестами и куколе речи не идет. Так что при всем правдоподобии образа Александра Пересвета, историческая правда в картине явно нарушена.

Загадка Челубея и художественный образ воина

Что же касается образа Челубея, или, как его еще знает история, Тимир-мурзы или Таврула, любимого воина Мамая, то летописи сохранили о нем упоминание как о грозном и непобедимом воине. Кроме того, его считали бессмертным. Челубей провел триста поединков и во

499c.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *