Как поэтапно нарисовать Александра Невского
В этой статье мы расскажем, как нарисовать карандашом Александра Невского, делать это будем поэтапно, так что урок подойдет для детей и начинающих художников.
Личность русского князя и полководца всегда вызывала интерес общественности. О нем снимают фильмы, пишут картины и книги. О битве на реке Неве между войском новгородским и шведами слышали может быть и не все, но о предводителе дружины Александре, который получил в честь реки, свое прозвище Невский, точно все знают. Мы не могли обойти историческую личность стороной и решили рассказать, как создать его на бумаге.
Для этого вам понадобится лист бумаги, карандаш и стирательная резинка. Готовы? Начинаем.
7 этапов создания героя
Давайте сделаем красивый рисунок Александра Невского карандашом. Все новые элементы каждого шага, будут отмечены красным цветом.
1
Начинаем рисунок со схематического нанесения линий. Смотрите на пример и повторяйте линии и фигуры, которые в будущем превратятся в голову, руки и ноги.
2
На этом этапе поработаем над головным убором и лицом. Нарисуйте шлем, глаза, нос и бороду.
3
Теперь создадим верхнюю часть платья, кольчугу. Перевяжем ее поясом.
4
Придадим формы рукам в рукавицах и добавим нижнюю часть платья. Вас не должна смущать неполноценность левой руки полководца, на следующих этапах мы дорисуем щит, который она будет держать.
5
Добавим на рисунок камень, на который опирается левая нога. Также детально прорисуем сапоги и штаны. Правильность выполнения шага сверьте с примером.
6
Какой же полководец без меча? Сделаем ему меч, круглый щит и ножны, выглядывающие из-за одежды. Но прежде, чем все это рисовать, сотрите ластиком схематические линии, созданные на первом этапе. Больше они нам не понадобятся, а будут только мешать.
7
На завершающем этапе прорисуем детали в гардеробе князя. На поясе добавим пряжку и звездочки. На кольчуге прорисуем кубики. Также украсим ножны и низ платья. На вашем рисунке Александра Невского карандашом должны быть все элементы, как и на примере. Если что-то упустили, пройдитесь по шагам и посмотрите. Если все правильно, значит картинка готова.
Этот поэтапный урок рисования Александра Невского карандашом совсем несложный, поэтому его с легкостью создадут дети и начинающие художники. Если внимательно следовать всем шагам, у вас получится красивое изображение русского князя и полководца, который оставил свой след в истории. О нем помнят и в наши дни, ведь дети XXI века рисуют его в своих альбомах.
kakrisovat.com
Александр Невский.Разбор портретов.: well_p — LiveJournal
Нашел тут один портрет Александра Невского.Великий князь Александр Невский. Парсуна. Около 1725 (?). Челябинская областная картинная галерея.
Прелестно да ? Судя по одежде и не покрытой голове это дворянин 16 века а не монаршая особа.Кстати довольно молодой дворянин. А наличие меча( или что у него там ?) указывает нам на военачальника высокого ранга.
Я пробежался по другим изображением Александра и установил, что единого канона, как в случае с Рюриком или Ермаком, не было.И это странно.Если уже власть или церковь ( которая впрочем была подчинена власти целиком и полностью) устанавливала этот самый канон, то все остальные его худо, бедно но в основном придерживались. А тут нет, слишком большой разброс.
Есть вот такой вид икон Александра.Молодой человек с непокрытой головой и с мечом.
А вот тут особо хорошо видно, что он был не монархом. У Константина Великого корона на голове и нет меча в руках.Кстати а что все три означенных персонажа жили в одно время и были знакомы? Самое смешное, что так вполне себе могло быть.Ну судя по моим изысканиям.
Александр Невский, Константин Великий и Мария Магдалина
Школа или худ. центр: Нижний Тагил 1861–1881 гг.
Есть вот такая разновидность, без меча.
А тут, как я понял, с хоругвью.Но все равно голова не покрыта.
Там еще есть иконы с крестом и с свитком в руках. Но опять же все нарисованные личности- молодые мужчины без головного убора.
Есть еще одна разновидность портретов.Пожилой человек в головном уборе, без меча.Но не монаршая особа. Короны и скипетра нет.А крест скорее указывает на лицо духовного звания.
Святой Александр Невский. Фреска, 1666 г., Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-восточного столпа.
А вот в этом моем исследовании древа Московских царей, есть такое изображение.Молодой человек в короне и, как я понимаю, со скипетром.Кстати сразу за ним, выше идет царь Михаил Федорович.
А есть еще один канон изображения Александра, кардинально отличающийся от других.Пожилой человек в схиме.
Иоанн (неизвестный), Авраамий Ростовский, Александр Невский. Двусторонняя икона-таблетка.Школа или худ. центр: Новгород.Вторая половина XVI в.
Александр Невский, со сценами жития Богатырев Иван Васильевич (?) Школа или худ. центр: Невьянск. Начало XIX в.
Святой Александр Невский, с житием.Школа или худ. центр: Москва. Конец XVII в.
В принципе в официальной истории написано, что Александр перед смертью постригся в монахи. У нас так делали все монаршие особы того времени. Но никого же из царей не писали на портретах именно в этом образе.
Ну и на последок, самое прикольное изображение.
Тут все прекрасно. и люди и одежда и кресты.Кто из них кто, я так и не понял.Кажись вот тот, слева, без бороды, Александр.
Такое чувство, что это были , как минимум, три разных человека.Либо история нам врет и у этой личности была гораздо более многогранная карьера и жизнь.В общем гадать можно до бесконечности.
Но кто то из них был настолько важен для нашей истории, что его прах перезахоранивал лично Петр Первый.
«Перенесение мощей благоверного князя Св. Александра Невского Петром Великим в Петербург». Слева: Пётр Великий; справа: Меньшиков, Апраксин, Ягужинский
Дата 1870.
Как там было на самом деле, мы уже не узнаем.К сожалению.
Дополнение:
Выше в посте я уже приводил картину- Александр Невский, со сценами жития Богатырев Иван Васильевич (?) Школа или худ. центр: Невьянск. Начало XIX в.
По клику можно развернуть в большом разрешении.
А сегодня краем глаза зацепил за рекламу Сбербанка-«Экскурсия в запасники» и увидел там несколько старинных картин, в том числе и эту, в большом разрешении. . А теперь попробуем ее посмотреть поближе.
Прежде всего хочу сказать, что она написана в Невьянске. Это Свердловская область.Оттуда нынешний мэр Екатеринбурга в свое время вывез массу старообрядческих икон.(За что его потом под статью пытались подвезти) Так вот это был центр старообрядческой живописи аж до начала 20 века.И сама эта картина написана тоже старообрядцами.Достаточно посмотреть на то как Александр сложил пальцы для крестного знамени в двоеперстие. Опять же надо не забывать, что для всякого иконописца самое главное был канон, нарушать который было грех.Это очень важно знать для более полного осмысления данного изображения.
Итак посмотрим что же нарисовано на картине.Начнем со второго плана,
А вот текст, который появляется, если навести курсор на кружочек что справа от фигур. Насад это скорее всего тип судна. Правда оно какое то странное, По виду галера с аж тремя мачтами.Да и паруса на них не примитивные.
Там на берегу стоит какой то мужик. Может быть это и есть дозорный. Но надпись там точно не «Пелугий»
Справа от этих святых нарисована небольшая флотилия.Причем по виду это те же галеры.
Выше, на горизонте, видны силуэты зданий средневекового города.
За спиной у Александра виден еще один город. По виду тоже средневековый.
А теперь самое интересное. Битва.
А вот тут она крупнее.Что за надпись, я плохо разбираю.Лучше посмотрим на противоборствующие стороны. Что это за битва, непонятно. Ну явно вроде бы не Ледовое побоище.Хотя все может быть.Я уж тут ничему не удивлюсь.Справа, как я понимаю, наши.А вот слева какая то легкая кавалерия 16 века, да еще и чуть ли не в цилиндрах.
Я когда этих вот «цилиндры» увидел сразу вспомнил, что уже видел подобное.
Эта картина неизвестного художника 16 века — Битва под Оршей. Тогда схлестнулись русские и литвинские войска.
И фрагмент из нее.
Это вот гусары. По одним данным венгерские, по другим польские.Вот это вот конкретно венгерский. Кстати обратите внимание на оружие в руке у гусара.Это клевец. Фирменно оружие против рыцарей в тяжелых панцирях. Точно такой же нарисован на всех изображениях Рюрика. И на картине- Битва под Оршей, рыцари тоже есть.
Я конечно могу ошибаться насчет гусаров но то, что с Александром Невским сражаются легкая кавалерия 16 века, видно хорошо.Опять же у меня уже был пост об Александре Невском и с кем он сражался. Скорее всего со славянами из Пруссии и Прибалтики.
Что значат все эти «гусары», галеры, средневековые города я точно не знаю.Но это точно не 14 век, как нас хотят уверить.А скорее всего все таки 15-16.Что собственно совпадает с теми фактами, что приведены выше в посте.
Вот так, понемножку, по крупицам, и можно что то узнать о том, как там было на самом деле. Хотя бы в общих чертах.
well-p.livejournal.com
описание, интересные факты и отзывы
Александр Невский – великий человек и князь, грамотный полководец и дипломат, образец духовности и нравственности, сыграл огромную роль в истории Российского государства. Ему были благодарны не только потомки, но и люди, живущие в современности, многие прославленные творцы восхваляли его образ в искусстве.
Александр Невский: личность в истории
Каждый, кто знаком с историей, знает такую личность, как Александр Невский. Он был Великим князем Всея Руси и многое сделал для развития державы, которая была сильна духом и известна своей мощью.
Повествовать о жизни князя можно долго и много, но лучше перечислить все его титулы, которые расскажут все сами: князь Новгородский, князь Киевский, князь Владимирский, полководец войск Киевской Руси и святой православной церкви.
За свои 42 года жизни в 13 веке князь успел много, поэтому на протяжении веков образ Александра Невского в искусстве восхваляют во многих произведениях. Причем начиная с его современников и заканчивая нашими днями.
Образ Александра Невского в искусстве: краткое содержание
Александр Невский знаком каждому, и его имя всегда на слуху, так названы улицы, площади и переулки, а для Санкт-Петербурга он является небесным покровителем. Однако не одно изображение князя не дошло до наших дней, и каждый видит его по-своему. Его образ с древних времен появляется в различных произведениях искусства, и можно лишь вкратце перечислить направления:
- Древнерусская литература.
- Художественная литература.
- Изобразительное искусство.
- Кинематограф.
- Скульптура.
Образ Александра Невского в произведениях искусства: описание
Литература, живопись и иконопись, кинематограф и музыка, скульптура и архитектура – разные виды искусства, так не похожие друг на друга. Но в каждом направлении обязательно встречается значимая фигура, которая защищала свои земли и свой народ, показывая себя как пример.
Можно долго вести монолог и приводить цитаты разных людей о том, каким человеком был князь, описывать его достижения, как часто образ Александра Невского в произведениях искусства упоминается, а можно каждый вид рассмотреть отдельно, чтобы понять, насколько он важен как историческая личность.
Александр Невский в живописи
Образ Александра Невского в искусстве встречается повсеместно, и в живописи ему уделено немало внимания. Одна часть художников создавала его портреты и изображала во время сражений, другая предпочла воплотить образ святого, которому сегодня преклоняются многие верующие.
Первое появление в русской живописи запечатлено в виде миниатюры о Ледовом побоище в летописи.
Внимание великому князю уделил и известный художник Николай Рерих, написав несколько картин, Васнецов, Корин и Моллер, а также Серов со своей известной картиной «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища».
Большинство художников изображали Невского во время войн и сражений, показывали его сильным и смелым полководцем, под чьим командованием была выиграна не одна битва.
Невский в творчестве Семирадского
Образ Александра Невского в изобразительном искусстве ярко проявляется в картинах Г.И. Семирадского. В 1875 году ему как ученику Художественной академии в Петербурге было поручено задание создать четыре картины, посвященные св. Александру Невскому. С годами они были утрачены, но в Русском музее можно увидеть эскизы, которые подтверждают их существование.
Тематика для картин не выбиралась самим художником, а обсуждалась специальной комиссией, которая определила следующие важные этапы жизни великого князя: когда князь посетил хана Батыя, когда принимал послов, день его кончины и чудо, произошедшее во время погребения.
Семирадский смог создать эффектные картины, в которых придавал значение деталям. На полотнах совмещено мастерство, полученное в академической школе, и влияние немецкого художника Пилоти.
Написанные картины, где князь предстает перед зрителем молодым энергичным правителем, совсем не подходили для храма. Святость в князе было угадать сложно, современники это заметили и даже писали об этом в газетах.
Александр Невский и религия
Сегодня для всех православных Александр Невский является святым, которому каждый день молятся сотни тысяч людей, просят помощи и благодарят за свершившееся чудо. Уже в 1280 году его стали почитать как святого, позднее князь был канонизирован церковью. Александр Невский тесно связан с религией, и выражается это в разных видах искусства.
Орден Святого Александра Невского был учрежден по приказу Екатерины I, а в СССР в 1942 году был создан другой, который вручали за заслуги в военных действиях.
Существует две самых знаменитых иконы, одна из которых была создана Иваном Грековым в 18 веке.
Образ Александра Невского в искусстве выражался и в возведении храмов в разных городах России. В Москве на территории воинского подразделения был заложен первый камень в 1995 году и освящен Алексием II.
В Санкт-Петербурге в 1710 году был заложен первый камень Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, строительство длилось долго и с перерывами, завершилось лишь в 1790 году. Кафедральный собор был построен и в Петрозаводске в 19 веке, хотя вначале это была церковь при заводе, построенная на пожертвования работников.
Можно еще долго перечислять храмы, церкви и часовни, построенные под именем Александра Невского, но стоит назвать города, где каждый может увидеть святое место: Ярославль, Великий и Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Псков, Рига, Ялта, Таллин и многие другие, находящиеся за пределами России.
В кинематографе
Одним из важных видов культуры, хранящих память князя, можно назвать кинематограф. В 1938 году на экранах появился фильм «Александр Невский» от режиссера Сергея Эйзенштейна. Он был отмечен Сталинской премией и принят народом, относится сегодня к классическим картинам 30-х годов.
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, фильм вернули в прокат для поддержания духа, он имел еще более оглушительный успех. В картине снимались всеми любимые и известные актеры: Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов и др.
Действие фильма разворачивается в 1242 году. Закончилась битва со шведами, на Русь стали наступать Тевтонские войска. Завершается картина сражением на Чудском озере.
Образ А. Невского в искусстве, в том числе и в этом фильме, очень значим. Князь показан героем, который всегда старался защитить свои земли и свой народ.
Литературные произведения
Образ Александра Невского в различных произведениях искусства, в том числе и в литературе, был широко воспет писателями и поэтами. Первое упоминание в литературе появилось благодаря современнику князя. «Житие Александра Невского» относится к памятникам Древней Руси, рассказывает о подвигах и храбрости Невского.
В 1977 году вышла повесть о событиях 13 века, когда Новгород отразил нападение немцев. Рассказ идет о судьбе человека мудрого, душевно богатого, являющего патриотом Новгородской республики. Повесть называется «Господин Великий Новгород», написана она Д.М. Балашовым.
Интересно написан роман-трилогия «Александр Невский» от автора С.П. Мосияш. Произведение начинается с того, что описывается могущество города Великого Новгорода, его значимость и цель захвата соседних стран. Но Новгород не сдается, ведь на его защиту встает князь и гениальный полководец Невский.
Музыка
В 1938 году началась совместная работа режиссера Сергей Эйзенштейна и композитора Прокофьева. Главной задачей музыканта было создать музыку на отснятый сюжет по своим представлениям и мнению. Через музыку композитору удалось передать образ героя, сражавшегося в жестоких боях, все это сочеталось с изобразительно-живописными эпизодами и песенно-хоровыми сценами.
Воплощение образа Александра Невского очень ярко прозвучало в произведении Сергея Прокофьева, чья музыка была написана на слова поэта Луговского. Выразилось оно в таком произведении, как кантата «Александр Невский», состоящая из семи частей. Каждая часть предназначена для разных исполнителей: солиста, хора или оркестра в зависимости от части: «Ледовое побоище», «Мертвое поле», «Крестоносцы во Пскове» и т. д.
Исторические памятники
Образ Александра Невского в различных видах искусства, в том числе и в скульптуре, выразили многие архитекторы, сегодня их можно увидеть по всей стране. Самыми известными считаются следующие:
- Монумент в Санкт-Петербурге, созданный по проекту архитектора Валентина Козенюка и установленный в 2002 году напротив входа в Александро-Невскую лавру. Монумент выполнен из розового гранита, а фигура, сидящая на коне, отлита из бронзы.
- В 1993 году в Пскове установили памятник Невскому на горе Соколиха, так как именно в этом городе в 1242 году произошел разгром тевтонских рыцарей на Чудском озере. Создателем статуи является архитектор Иосиф Козловский.
- В Великом Новгороде также есть памятник, установленный в 1985 году на набережной. В годовщину победы на Чудском озере проходят митинги в дань памяти великого полководца. Еще один монумент установлен в центре города напротив церкви Бориса и Глеба.
Кроме этих памятников, есть еще монументы в Москве, в Ростове-на-Дону, в Александрове (Владимирская область), во Владимире и в Курске.
Оценка личности Невского и результаты его правления
Александр Невский жил и правил в далеком 13 веке, насколько правдивая информация дошла до современности, никто точно сказать не сможет. Историки его личности не ставят однозначно хорошую оценку, порой взгляды бывают самыми противоположными.
Однако в 2008 году князя назвали «именем России», а в 2016 году он стал небесным покровителем сухопутных войск РФ. Сложно поспорить с тем, что образ Александра Невского в искусстве присутствует во многих произведениях, появившихся в совершенно разное время, его восхваляют и считают великим.
Однако отзывы о данной личности не только положительные. Некоторые историки высказывают мнение, что князь нанес непоправимый вред государству, привел на русские земли татар, подружившись с Сартаком, который являлся сыном Батыя, да еще и брата своего предал. Но каждый человек сам выбирает, во что верить, и то, что уже произошло, невозможно изменить.
fb.ru
Картинки с выставки — Ума холодных наблюдений и сердца горестных замет — LiveJournal
Выставка «Власть и время. Образы русских монархов в современной живописи Санкт-Петербурга».
В Артиллерийском музее Петербурга в апреле 2013 года (http://www.artillery-museum.ru/library-temporal-current.html).
На выставке представлено более 200 работ, созданных как признанными художниками, так и студентами художественных вузов. Выставка посвящена 400-летию дома Романовых и организована в рамках федерального образовательно-художественного проекта «Героические лики Святой Руси».
Некоторые картины на выставке вполне пристойны.
«Петр Первый», художница Е. Вознесенская. Внешность монархов имперского периода истории России достаточно известна, их облики узнаваемы. Но внешность царей и князей предыдущих эпох известна плохо, и чем дальше в прошлое – тем хуже. И современные петербургские художники считают, недостаток сведений об облике древних русских монархов дает им право свободно фантазировать, не обращая внимания на исторические реалии.
А. Богданова, «Вещий Олег». Редкий на выставке пример изображения древнерусского князя, не вызывающий удивления. Конечно, лицо князя является вымыслом художницы, но общий вид изображения вполне достойный. Нарисован простой витязь без причудливых искажений и без авторских изысков.
О. Савельева, «Александр Невский». Просто изображение витязя на коне, показан условный Иван-царевич, годится для иллюстрации детской сказки.
Этого лубочного карикатурного кудрявого парубка узнаете? Ни кто иной, как Дмитрий Донской, между прочим. Таким его видит художница М. Мироконская.
Милейший смиренный старец монашеско-патриархального облика с трогательно протянутой ручкой. Это князь Даниил, сын Александра Невского.
Его отцу от современных петербургских художников досталось больше всего. Изображения Александра Невского наиболее многочисленны на выставке.
Вот это, например, один из вариантов Александра Невского, художница К. Анкудинова.
Александр Невский художницы Е. Матышиной. На картине присутствует несложный мистицизм – яркое солнце, символ небесных и светлых сил, противопоставляется силам зла, утопленным в адском холоде подо льдом Чудского озера. Подозрение должно вызывать наличие явной языческой символики и вызывающее отсутствие крестов. На большинстве остальных картин кресты представлены в количествах чуть более чем чрезмерных.
Художник Н. Терехов. На этой картине позолоченный Александр Невский мистически возвышается над войском, как Свентовит на своем священном белом коне.
Но это еще были более-менее нормальные картины. Намного чаще Александра Невского рисуют самыми циничными образами.
Это бесформенное размазанное создание коленками назад на странном животном – тоже Александр Невский. Художник А. Зайцев.
Это тоже Александр Невский, художник Б. Лавренко Изображение слеплено из отдельных кусочков, наподобие детской аппликации. Похоже, что на голове у князя сомбреро. Так художник изобразил нимб святого.
Еще один Александр Невский. Это не детский рисунок, это творение современного петербургского художника А. Зайцева.
Это амебообразная схематическая конструкция с маленькой головкой и нелепым плакатиком – тоже Александр Невский. Автор — А. Визиряко.
И этот кающийся смиренный раб божий – тоже Александр Невский. Таким видит победоносного князя-воина современный петербургский художник В. Силутин.
Вот это сверкающиее чучело, облепленное гламурными стразиками – тоже Александр Невский. Художница Е. Вознесенская.
На создание этого Александра Невского художника (А. Давыденко), похоже, вдохновил облик артиста Николая Олялина.
Далее – самое шедевральное изображение Александра Невского.
Да, не шучу. Это бесформенное бледное привидение в чорном квадрате – тоже Александр Невский. Таким его видит современный петербургский художник Н. Терехов.
На втором месте по популярности после Александра Невского на выставке оказался князь Владимир. Ему тоже досталась немало полета фантазии современных петербургских художников.
Вот это аляповатое плакатное примитивное изображение – портрет князя Владимира. Художница Е. Жукова.
Беседующий с боженькой монашек – тоже князь Владимир. Художник В. Пермяков. Боженька трогательно сидит на облачке.
Вытянутые уродцы идолообразного вида – князь Владимир и княгиня Ольга. Художник Б. Лавренко.
А это творение в стиле «ручки-ножки-огуречек, получился человечек» называется «Семя Святослава». Художник Д. Маркуль.
Догадываетесь, кто этот седобородый старец в монашеском балахоне? Ответ – князь Святослав. Таким его видит современная петербургская художница Е. Вознесенская.
Имею ряд сомнений.
Во-первых, как сообщается в «Повести временных лет», Святослав брил и голову, и бороду.
Во-вторых, этот князь погиб в тридцать лет, потому вряд ли мог быть седым.
В-третьих, князь Святослав всю свою недолгую жизнь провел в походах и в боях, потому монашеская хламида и смиренный облик выглядят на его изображении совершенно неуместно.
Для сравнения можно посмотреть на изображение Святослава из «Царского титулярника», который взят за основу.
Несложно видеть, что Е. Вознесенская совершенно произвольно исказила облик князя, изображенного в «Царском титулярнике» в утрированно воинственном виде, и придала ему вид монашеского смирения. Хотя шлем, лицо и бороду перерисовала добросовестно, но потом дала волю толерантности и благочестию, убрав оружие, заменив воинские доспехи на монашеское обличие, и превратив князя из символа воинственности в символ смирения.
Ну и, в-четвертых, и «Царский тирулярник», и Е. Вознесенская одинаково политкорректно и одинаково фантазийно поместили на шлем князя крестик. Язычнику Святославу крест носить не было никакой необходимости.
Завершаю обзор парочкой весьма характерных картин.
Это Рюрик.
Это Игорь.
Эти две картины замечательно иллюстрируют диапазон полетов фантазий петербургских художников по поводу обликов русских князей.
Изображение Рюрика подробно срисовано из «Царского титулярника», здесь полета фантазии нет совершенно.
А вот изображение Игоря не имеет ни малейшего сходства с его изображением в том же самом «Титулярнике».
Гладко выбритому в «Титулярнике» Игорю неизвестный художник добавил на своей картине шкиперскую бородку, заменил рыцарские доспехи на польский кунтуш с гусарскими шнурами на груди, заменил меч на какой-то смешной молоточек, и вообще, как несложно видеть, изображение Игоря представляет собой творческую фантазию на тему не менее фантастического изображения Рюрика, в невероятном костюме, в опереточном шлеме, с мушкетерским плюмажем.
Выставка показывает, что в изображении русских монархов в современной живописи Санкт-Петербурга вполне очевидно присутствуют четыре основные тенденции – фантазийность, примитивизм, мистицизм и виктимность.
Фантазийность проявляется в достаточно свободном полете фантазии современных петербургских живописцев на тему облика древних русских правителей. Если для монархов имперского периода истории России, начиная с Петра I, существуют многочисленные портреты, а для последних монархов – также и фотографические, и кинематографические изображения, что делает их внешность известной, то внешность царей и князей предыдущих эпох известна плохо, и чем дальше в прошлое – тем хуже. И современные петербургские художники считают, что недостаток сведений об облике древних русских монархов дает им право свободно фантазировать. Современные петербургские художники в своих изображениях древних русских правителей опираются в немалой степени на воображение, не обращая внимания на историческую достоверность, в большинстве случаев даже не стараясь изобразить на них хотя бы костюмы и оружие, соответствующие их векам.
Примитивизм виден в том, что ряд изображений выполнен в стиле парсунной живописи, некоторые картины выполнены в стиле иллюстраций для детских сказок, некоторые – в стиле плаката, некоторые изображения составлены в стиле детского рисунка или аппликации, в некоторых картинах видно стремление художников к геометричности, к прямым линиям, к схематическим изображениям.
Мистицизм демонстрируется в разных формах. На некоторых картинах присутствует разного рода символизм, представление условных сил добра и сил зла, на многих картинах представлена религиозная символика, типа колоколов, крестов, нимбов святых, во многих картинах присутствуют очевидные элементы иконописи. Предельная мистичность достигается на одной из картин путем изображение князя Александра Невского в облике какого-то бесформенного бледного привидения.
Идеи покаяния, виктимности, ущербности, виноватости на этой выставке тоже ярко отображены во многих картинах. Усиленно навязывамый пропагандой императив мировоззрения для России «платить и каяться» успешно воспринят в среде петербургской творческой интеллигенции. Воинственых и победоносных князей они на своих картинах разоружают и превращают в страдающих и кающихся лузеров. Конечно, ничего общего с исторической реальностью тут нет, но зато это политкорретно, как госдеп прописал — рисовать образы русских правителей и соответственно самой России в виде кариктурных уродцев с ярлыком вечной виноватости, ущербности и безнадежности.
Парадоксально организаторы выставки завершили экспозицию картиной «Взятие Зимнего».
Художник А. Лукашенок. Эта картина решительно выбивается из всей экспозиции, поскольку на ней не изображен ни одни русский монарх.
Более того, эта последнюю картину с явным сарказмом поставили на фоне большого панно, на котором изображены революционные сюжеты.
А в верхней части панно находится изображение Ленина.
Для сохранения монархического характера выставки такое панно несложно было бы занавесить, но организаторы выставки, очевидно, с мягким юмором, решили этого не делать. И потому получилось что на выставке «Образы русских монархов» присутствует и изображение В. И. Ленина.
zdrager.livejournal.com
«Александр Невский» — картина о непобедимости русского воинства
Картина Корина «Александр Невский» является центральной частью триптиха под одноименным названием, левая часть называется «Северная баллада», правая — «Старинный сказ». Работа выполнялась в тяжелые для России времена – с 1942-го по 1943 год.
Лепта художников на алтарь победы
Задумывалась она в первую очередь для поднятия боевого духа воинов. Картина-рассказ, картина-напоминание о силе духа защитников отечества, о непобедимости русского оружия. «Александр Невский» — картина, которая стала в один ряд с полотнами, посвященными Великой Отечественной войне, такими как картины А. Дейнеки об обороне Севастополя и окраинах Москвы в 1941 году, когда враг стоял в нескольких километрах от столицы. С. Герасимов пишет потрясающую картину о матери партизана. А. Бубнов обращается к теме Куликова поля. Художники Советского Союза в те времена своими произведениями вносили лепту в победу над фашистскими захватчиками.
Несокрушимая вера
«Александр Невский» — картина, вернее, триптих, в котором рассказывается, как русская женщина провожает сына, мужа или брата на войну с врагами. Центральная часть посвящена воину, победить которого не под силу никому. Заключительный раздел – намек на то, что подвиг, совершенный русским народом, войдет в историю и не забудется никогда. Автор произведения ни на минуту не сомневается, что победа будет одержана.
Хочется отметить этот феномен советского искусства, заключенный в том, что фильмы, картины, литературные произведения, созданные в начале, середине войны, рассказывали о предстоящей победе как о факте, не подлежащем никакому сомнению. Эта великая вера русского народа, поддерживаемая мастерами искусства и литературы, поднимала воинский дух и ковала победу.
«Кто к нам с мечом придет…»
Высказывались предположения, что «Александр Невский», картина, являющаяся центральной частью триптиха, являлась прелюдией к главному полотну всей жизни художника — «Русь уходящая». Этот шедевр остался незаконченным.Так это или нет, но триптих сам по себе великолепен. Особенно хороша центральная его часть. Фигура Великого князя нарисована как будто бы снизу и поэтому возвышается над бесконечными просторами земли русской. Мощь и спокойствие, так удачно изображенные А. Кориным, свидетельствуют о том, что Невский не грозит врагу, он уже разбил их всех на голову. «Александр Невский» — картина, которая перекликается с финалом бессмертного фильма Сергея Эйзенштейна с одноименным названием. С тем эпическим моментом, когда один из величайших героев России произносит слова о карающем мече и о том, на чем «стоит и стоять будет земля русская». Лицом герой полотна А. Корина не похож на Николая Черкасова, но смысл самого образа, его дух и величие переданы так же гениально. Это образ великого воителя и национального героя. И в народной памяти он именно таким и остался, во многом благодаря фильму и картине «Александр Невский».
Описание картины можно продолжить словами о цветовой гамме полотна. Оно строгое. Фигура князя выдержана в серых, красных тонах. Алый плащ подчеркивает блеск стали доспехов и меча, на который опирается князь-победитель.
Некоторые детали картины
Все детали воинского снаряжения выполнены со скрупулезной точностью. Правый верхний угол занят черным стягом с изображением Спаса Ярое Око, которое стало главным благословением народа на ратные подвиги.
Икона Спас Ярое Око многие века вдохновляла русское воинство перед самыми великими битвами. Темный флаг контрастирует с нежно-голубым небом, по которому бегут белоснежные облака. Гениальное полотно размером 275 х 142 хранится в Государственной Третьяковской галерее.
fb.ru