Римский папа, русский царь. Другая история Средневековья. От древности до Возрождения
Римский папа, русский царь
В XI веке Византия, оставаясь эталоном роскоши, теряла возможность влиять на кадровую политику в Риме. Понтификсов короновал император Романской (Римской) империи, немец. Однако по-прежнему римская знать, завидуя Византии и подражая ей, вся говорила на греческом языке, в большой моде было брать учителей-греков. В Риме велось активное строительство зданий и памятников (считающихся ныне классическими), был построен цирк Колизей, ставший ареной ожесточенных церковных баталий. К этому времени Рим, окрепший как культовый центр Западной Римской империи, уже несколько раз пытался претендовать не только на религиозное, но и на политическое господство, но увы! По своему географическому положению быть центром огромной империи он не мог.
Незадолго до этого (в Х веке) в Испании был создан Ветхий Завет в его канонической форме. В предшествовавшие века появились тексты всех Евангелий. Споры между христианами различных фракций велись повсеместно, а обилие спорщиков привело и к «изобилию» церковных администраторов. Был момент, когда в Риме имели резиденцию сразу три великих понтифика! И каждый считал себя истинным владыкой. Светские римляне, желая прекратить нестабильность и раздробленность, обратились к цезарю (кайзеру) Германии Генриху III, прося его навести порядок. Кайзер дважды назначал понтификов, но смута продолжалась.
Страсти подогревались еще и природными катаклизмами: Везувий, возобновивший свою вулканическую деятельность, грохотал с 1036 по 1049 год, и лава доходила до самого моря. А тут еще комета (1049 год), прошедшая через голову Овна, 114 дней пугала богобоязненных граждан.
Это можно было толковать только как гнев Бога.
В феврале 1049 года из Германии прибыл очередной понтифик, Бруно, и принес на время мир и спокойствие.
Он вошел в Рим босым, с небольшой свитой, среди которой был будущий реформатор церкви Григорий Гильдебранд. Читая молитвы, Бруно прошел к храму Петра и объявил, что займет свой престол лишь тогда, когда будет избран по каноническому правилу. Считается, что поступить так ему посоветовал Гильдебранд, приближенный к понтифику еще во Франкфурте.
Поведение Бруно вызвало симпатию народа, и он был избран под именем Льва IX. Встав на путь популизма, он не мог остановиться, и начал борьбу с внебрачным сожительством духовенства и симонией (продажей церковных должностей), но быстро понял, что победа над развратом оставит его без подчиненных, и ограничился увольнением лишь наиболее безнравственных епископов и клерикалов. Однажды, ввязавшись в мелкую войну и потерпев поражение, Лев потерял авторитет. Одни не простили ему военных неудач, другие считали, что пастырю пристало не войны вести, а бороться с греховностью с помощью христианской проповеди. Sic transit gloria mundi!
19 апреля 1054 года Лев IX скончался, и в том же году византийская церковь перестала считать римских понтификов своими единоверцами. В 1056 году умер и Генрих III. В церковной жизни Рима начался откат назад: епископы предавались «языческим» оргиям, а монахи-анахореты проводили дни в молитвах. При следующих понтификах (Стефане IX, Николае II, Александре II) церковь разбилась на два лагеря, один из которых возглавил Григорий Гильдебранд.
Он разработал новый закон по избранию понтификса, согласно которому светские власти от выборов отстранялись вовсе, а допускались к ним лишь церковники. Сторонники этого закона получили название патеров, то есть отцов. Понтифик должен был стать папой.
Григорий VII Гильдебранд, основатель папства и монашеского духовенства в Риме.
В течение десяти лет шла непримиримая борьба между полуязыческим понтификатом и монашеским папством, опирающимся на Евангелия и Апокалипсис. С трудом победа доставалась обновленцам. Перелом произошел в 1073 году, когда при шумном восторге толпы на престол был избран Григорий VII Гильдебранд.
Он получил, наконец, возможность проводить реформы сам, от своего имени. Впрочем, к должности он не приступал, пока не состоялось его утверждение императором Генрихом IV. (Тем самым он как бы «перевернул» ситуацию с Бруно который назначенный императором, требовал еще и избрания).
Историк Ф. Грегоровиус так характеризовал этого деятеля:
«Григорий впервые внес в церковь дух цезаризма. Эта, как ему казалось, совершенная система должна была соединить в себе все другие политические формы: демократическую, аристократическую и монархическую, но на деле вышло иное. Зависимость всего от воли отдельного лица и сосредоточение всей догматической власти в руках одной касты не могли не породить всего зла, к которому обыкновенно приводят произвол и деспотизм».
При нем Римская церковь присвоила себе множество прав, зачастую очень курьезных. Так, Григорий считал себя государем Руси, потому что какой-то выгнанный из Новгорода князь, посетивший Рим, объявил свою страну ленным владением Ватикана. Он также полагал себя государем Венгрии, ибо предыдущий император Германии, покорив Венгрию, принес в дар базилике Св. Петра государственное копье и корону этой страны. Вступив на престол, папа немедленно послал кардиналов в Испанию, Корсику, Сардинию, Скандинавию, Польшу, Англию, совершенно серьезно считая их своей собственностью.
Высокомерное отношение к царям, желание выступить в поход на Восток – откуда столь невероятное поведение? Причина, конечно же, кроется в книгах Нового Завета. Власть Христом завещана Св. Петру, папа – наместник этого апостола, а потому его власть выше власти любого земного владыки.
Евангелия стали широко известны накануне XI века и никаких дат в них нет. Датировка евангельских событий была выполнена значительно позже, после создания сквозной шкалы времени Скалигером и Петавиусом, после расчета даты рождения Иисуса, то есть через полтысячи лет после Григория!
Конечно, при Григории VII распятие Спасителя воспринималось как событие, происшедшее недавно. Только этим объясняется энтузиазм крестоносцев, которые через двадцать лет после избрания Григория на папский престол ринулись освобождать Гроб Господень, хотя, по современным представлениям, со своим подвигом они немного запоздали – на тысячу лет.
Поверив в свою силу, папа ввел в действие давно разработанную им реформу, объявив светскую власть лишенной права инвеституры в отношении духовенства. Он выбил тем самым один из главных рычагов власти у романского (германского) императора Генриха IV. Церковная инвеститура включала в себя два акта: назначение и утверждение духовного лица в должности и сане (с вручением кольца и посоха) и передачу ему церковных земель (с вручением скипетра).
Григорий полагал, что оба акта должны осуществляться папой, то есть им самим, потому что он тут самый главный. Генрих имел другое мнение, ему реформы были вообще ни к чему. Так они оба и стояли на принципе: «одно из двух: или по-моему, или одно из двух» (Л. В. Плигин).
Только в 1122 году, когда этих владык уже не было на свете, церковные и светские власти достигли компромисса: короли Англии и Франции отказались от инвеституры кольцом и посохом, сохранив за собой передачу скипетра в своих странах; за германским же императором оставался еще и формальный акт передачи земель кандидатам при выборе духовных лиц Италии.
Но Григорий VII и Генрих IV компромисса не нашли. Генрих, в свое время утвердивший Григория в должности, направил ему указ о смещении с нее. Григорий не только не выполнил указ, но, в свою очередь, отлучил императора от церкви и объявил низложенным с трона.
Это был сильный удар! От Генриха сразу отвернулись все германские бароны, ведь он уже не помазанник Божий!
Смиренный император тут же поехал в Рим, явился к замку Каносса, резиденции папы, и три дня в одежде кающегося грешника, зимой, босым простоял у ворот (отсюда взялось известное выражение «Идти в Каноссу», то есть согласиться на унизительную капитуляцию). Папа снял с Генриха отлучение и вернул трон. А Генрих, вернувшись домой, тут же накатал новый указ о смещении папы.
А папа снова отлучил его от церкви.
Но этого уже никто не воспринял всерьез. Отлучить человека от церкви, так же как и повесить, можно только один раз. Генрих, надо сказать, подвергался папским отлучениям и преемниками Григория, после его смерти.
Вопрос никак не разрешался. Генрих пытался назначить «антипапу» Климента III, а Григорий способствовал избранию нового германского короля Рудольфа.
Император Генрих IV и его «антипапа» Климент III.
Изгнание папы Григория VII.
Григорий VII в изгнании, окруженный кардиналами.
Смерть Григория VII. Вокруг миниатюр три стиха: «Тут раскол. Является новый папа при жизни прежнего. Изгнанный проклинает духовенство и беснующегося короля. Здесь изгнанный покоряется закону изменчивого мира». (Миниатюры из рукописи XII века).
В 1084 году император собрал армию, взял Рим и разграбил его. Это тоже был сильный ход в их противостоянии! Папа бежал и обратился за помощью к норманнам, к тому времени захватившим Сицилию; те, конечно, откликнулись на зов и разграбили Рим еще раз.
Мы не думаем, что горожане остались довольны. Во всяком случае, папа вернуться в свою резиденцию не решился. Умер он в Салерно 25 мая 1085 года. Его последние слова: «Я любил справедливость и ненавидел неправду и за это умираю в изгнании».
XI век не просто разделил католичество, православие и мусульманство, он привел к вооруженному противостоянию религий.
С 1096 года началась эпоха Крестовых походов.
Бог един ДЛЯ ВСЕХ живущих на Земле (впрочем, он един для живущих на всех планетах во всей Вселенной). Но вот уже несколько столетий люди убивают друг друга «во имя Бога», как будто придуманный ими религиозный канон той или иной конфессии Ему милее, чем жизни людей…
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Римские папы в конце 16 – начале 17 веков.
Поделись с друзьямиПосле закрывшего Тридентский собор Пия IV нужен был такой папа, который последовательно трактует реформы. Таким римским папой стал Пия V (1566-1572). В его лице на римский престол взошёл высший священнослужитель, а не политик. Пий V был суровым и со своими родственниками, держал их вдали от папского двора и не практиковал непотизм.С Пием V связано начало активной борьбы за университеты и за образованную молодёжь, от которой зависело будущее, и которая отвернулась от католицизма. Так, например, Венский университет за 20 лет не дал ни одного католического теолога. Молодежь увлекалась протестантскими профессорами. Исправить это положение было поручено иезуитам, которые с успехом стали перетягивать молодёжь на свою сторону. Об успешности и значительности деятельности Пия V говорит тот факт, что он стал одним из немногих пап Римских второго тысячелетия, провозглашённых святыми (в 2-ом тысячелетии таких пап всего 6, а в 1-ом тысячелетии – 54 святых пап римских; всего же их было за два тысячелетия 264)
Григорий XIII (1572-1585)
Папа Григорий XIII (1572-1585) до того как стать кардиналом служил юристом в Болонье и был в отличие от своего предшественника на папском престоле светским человеком. При нем вновь возродился непотизм; у него был незаконнорожденный сын, однако в кардиналы он произвел не его, а двух своих племянников. Самым известным поступком папы Григория было осуществление реформы календаря. Еще на Тридентском соборе встал вопрос о необходимости избавиться от несоответствия между общегражданским годом, основывающимся на Юлианском календаре, и астрономическим годом. Конкретным следствием реформы календаря стало то, что после 4 октября 1582 года сразу должно следовать 15 октября. Это предложение было одобрено в католических государствах, затем оно было торжественно провозглашено Григорием XIII. Протестантские государства приняли григорианский календарь спустя столетие, а Греция и Россия, где господствовало православие, перешли на этот календарь только в начале XX века.Для поддержки католической реставрации, а также в целях осуществления папского централизма Григорий XIII организовал систему постоянных нунциатур – постоянных дипломатических представительств папы в иностранных государствах. Папский посол назывался нунцием.Григорий XIII надеялся, что подавление протестантов во Франции даст ему возможность убедить французское правительство объявить войну Англии, где царствовала в это время Елизавета, которую папа отлучил от церкви и считал злейшим врагом христианства. К антианглийской кампании папства присоединился и испанский король Филипп II, видевший в Англии сильного морского соперника и желавший устранить этого «морского разбойника» с путей, связывавших Испанию с ее американскими колониями. Но если материальные интересы Испании, окрашенные в религиозный цвет, толкали ее на путь войны с Англией, то не в интересах Франции было чрезмерное увеличение сил Испании и превращение ее в могущественную державу Западной Европы. Не на Англии, а на Ирландии сосредоточилось в это время внимание контрреформации. Ирландия находилась под тяжелым тройным гнетом Англии: классовым, национальным и религиозным. В конце 80-х годов Григорий XIII удалось организовать заговор с целью начала восстания в Ирландии против англичан, но отряды заговорщиков были легко и быстро разбиты англичанами. В конце концов, Григорию XIII пришлось отказаться от реставрации католицизма в Англии путём заговора. В 1570-е годы в Люцерн (крупный швейцарский город, оставшийся верный католицизму) были приглашены иезуиты. В 1579 г. здесь появился папский нунций, организовавший «Золотой союз» и вступивший в переговоры с Филиппом II. Деятельность этого союза католиков вызвала начало гражданской войны в Швейцарии. Лидером швейцарской контрреформации стал самый богатый швейцарец — вербовщик наёмных войск Людвиг Пфиффер. В некоторых городах протестантов вырезали всех поголовно (например, в городе Валлис в Западной Швейцарии). В 1591 г. в католицизм был возвращён кантон Базель.В южно-германском княжестве Бавария лидером контрреформации стал баварский герцог Альбрехт V, в 1570-е годы приютивший у себя иезуитов и предоставивший им в распоряжение университет в Ингольштадте. От населения потребовали немедленно присяги тридентскому вероисповеданию, запрещено было посещение иностранных университетов. Следующим успехом контрреформации в Германии стал возврат в 1590-е годы в католическую веру баденского князя.Такое же положение создалось и в Австрии, где иезуит Мельхиор Клезель, имевший огромное влияние на императора Рудольфа II, изгнал в 1578 г. из Вены всех протестантских проповедников, организовал в ряде городов католические советы и закрыл многие протестантские церкви. В 1595-1597 гг. в ответ разразилось крупное крестьянское восстание, которое было жестоко подавлено. Одним из результатов поражения восстания было массовое насильственное обращение австрийцев в католицизм. Большую «идеологическую» роль играл при этом основанный в 1586 г. в австрийском городе Граце университет, в котором управляли иезуиты.
Сикст V (1585-1590)
Обновленное после Тридентского собора папство достигло кульминации своего могущества и авторитета в годы понтификата бывшего главы ордена францисканцев Сикста V (1585-1590). Сикст V восстановил нарушившийся порядок в Церковном государстве. Политический порядок в государстве и в городе он стремился укрепить и упрочить посредством заключения браков своих разбогатевших и набравших силу родственников с членами семейных кланов Орсини и Колонна и тем самым свести на нет вековые противоречия между этими аристократическими родами. Папа Сикст V явился создателем администрации Церковного государства и новой, современной системы единого управления церковью.Это не означало, однако, принижения значения кардиналов — изменились их функции. Они превратились из могущественных магнатов («князей церкви») в авторитетных и образованных высших чиновников папы. Этому, в частности, способствовало то обстоятельство, что внутри коллегии кардиналов возникли призванные заниматься различными специальными задачами кардинальские конгрегации. Они взяли на себя большинство функций бывших центральных папских учреждений. Каждая из таких конгрегации может рассматриваться как своего рода профилированное министерство во главе с кардиналом.Органической частью реформы папских учреждений явилось также и укрепление внутренней структуры кардинальского корпуса. В 1586 г. Сикст V определил число кардиналов в 70 человек. Это число было превзойдено впервые только в середине 20 века.
70 кардиналов делились на три категории:
- Шесть кардиналов-епископов. Это высшая группа кардиналов. Их избирала Святая коллегия из кардиналов двух других категорий.
- Пятьдесят кардиналов-священников, являвшихся священнослужителями в римских храмах, а если они не римляне, то имевшие свои так называемые титулярные церкви. Поэтому их называли еще титулярными кардиналами.
- Четырнадцать кардиналов-диаконов, которые заведовали экономическими вопросами папских учреждений.
В эпоху контрреформации папы пытались освободиться от давящих расходов на содержание постоянной армии. Это сделалось возможным благодаря тому, что папа снова стал опираться не на собственную военную силу, а на армии католических князей. При Пие V вся армия Папского государства состояла всего из 500 человек; из них 350 находились в Риме — швейцарские наемники, обеспечивавшие безопасность папы. При Сиксте V в Риме расцветает культура барокко (особая пышность, причудливость и вычурность форм, предположительно: от португ. perola barroca — жемчужина причудливой формы или от лат. baroco — мнемоническое обозначение одного из видов вычурного силлогизма в схоластической логике). В деятельности Сикста V уже не осталось ничего от Ренессанса, он уже не щадил даже античные памятники. В период Ренессанса искусство господствовало над папой, теперь же – наоборот. При Сиксте V был закончен купол храма Святого Петра. Наиболее выдающимися художниками этого периода были Мурильо, Караваджо, Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Веласкес.Противеречивость правления Сикста V символизирует смерть этого выдающегося папы. Восторженные римляне в начале его пребывания на папском престоле соорудили ему статую. Но когда в 1590 году Сикст V умер, народ, измученный огромными налогами, снес статую папы. Римляне приняли решение впредь не ставить больше статуй ни одному папе.
Климент VIII (1592-1605)
После Сикста V владыками церкви, быстро сменявшими один другого на срок от нескольких недель до нескольких месяцев, были три папы. В конце концов, происпанские кардиналы избрали более молодого папу, принявшего имя Климента VIII (1592-1605). Став папой, он оставался уравновешенным и вдумчивым чиновником, много и охотно работавшим за письменным столом. С ним на папском престоле господство личности сменилось господством службы.Климент VIII уже не поддерживал Филиппа II в его борьбе против Франции и Генриха IV. Его расчет оправдался, ибо Генрих IV до тех пор не мог укрепить свою власть на французском троне, пока не помирился с католической церковью. А для этого тогда был только один-единственный путь: возвращение в католицизм. В 1593 году Генрих IV торжественно перешел в католическую веру, а папа Климент VIII освободил его от обвинения в еретичестве. Клименту VIII пришлось признать Генриха IV, так как он не хотел, чтобы французская католическая церковь стала полностью самостоятельной и откололась от Рима.Солидарность с Римом реализовалась на деле. Генрих IV в 1597 г. содействовал папе в его стремлении присоединить к Папской области город Феррару. Этот город — один из центров гуманизма, в котором велись оживленные диспуты о Гомере, Виргилии, Аристотеле, папство вскоре превратило в монастырско-кладбищенский город, жители которого массами стали переселяться, тем более, что в Ферраре в большом числе появились инквизиторы.
students-library.com
Папы римские — хронологический список — это… Что такое Папы римские
Папы Римские — Герб Папского престола Папство богословский и религиозно политический институт католицизма, устанавливающий Папу Римского главой всей Католической Церкви. В Римско католической Церкви Папа также является верховным правителем Святейшего Престола … Википедия
Папы римские — Герб Папского престола Папство богословский и религиозно политический институт католицизма, устанавливающий Папу Римского главой всей Католической Церкви. В Римско католической Церкви Папа также является верховным правителем Святейшего Престола … Википедия
Список римских пап и антипап — Список римских пап, похороненных в Соборе Святого Петра. Мраморная плита при входе в сакристию в Соборе Святого Петра … Википедия
Римские Папы — Герб Папского престола Папство богословский и религиозно политический институт католицизма, устанавливающий Папу Римского главой всей Католической Церкви. В Римско католической Церкви Папа также является верховным правителем Святейшего Престола … Википедия
Римские папы — Герб Папского престола Папство богословский и религиозно политический институт католицизма, устанавливающий Папу Римского главой всей Католической Церкви. В Римско католической Церкви Папа также является верховным правителем Святейшего Престола … Википедия
Римские папы Агапит — Агапит I (лат. Agapetus PP. I) (? 22 апреля 536) папа римский с 5 мая 535 22 апреля 536. Римлянин по происхождению, занял папский престол в 535. Отправился по настоянию готского короля Теодата в Константинополь, чтобы повлиять в интересах Италии… … Википедия
Список глав государств в 1958 году — В списке перечислены лидеры государств по состоянию на 1958 год. В том случае, если ведущую роль в государстве играет коммунистическая партия, указан как де юре глава государства председатель высшего органа государственной власти, так и де… … Википедия
Список глав государств в 1939 году — В списке перечислены лидеры государств по состоянию на 1939 год. В том случае, если ведущую роль в государстве играет коммунистическая партия, указан как де юре глава государства председатель высшего органа государственной власти, так и де факто… … Википедия
Список римских пап из Германии — Восемь римских пап были германского происхождения, включая Адриана VI, чьи предки были из современной Германии … Википедия
Список фигур на башне Кёльнской ратуши — Башня Кёльнской ратуши Башня Кёльнской ратуши была украшена декоративными фигурами из песчаника … Википедия
Список общественных и политических деятелей — На этой странице приведены списки и биографии общественных и политических деятелей, как международных, так и национальных; включая глав государств, регионов, исторических областей, глав правительств или отдельных структур власти, руководителей… … Википедия
dic.academic.ru
Римский Папа, ставший мамой – Статьи
История папессы известна довольно неплохо. Родилась она в семье английского миссионера в немецком городе Майнце в конце первого тысячелетия. С детства девочка отличалась большими способностями и тягой к знаниям. В 12 лет он сошлась с бродячим священником и сбежала с ним в Грецию. Переодевшись в мужскую рясу, девочка провела несколько лет в Афинах, затем перебралась в Рим. Благодаря своей учености, она добилась в Вечном городе большого авторитета, попала в высшие церковные круги и была избрана Папой под именем Иоанн. Её правление было вполне благополучным, но однажды, возглавляя верхом торжественную церковную процессию, она упала на землю и начала корчиться в родовых схватках. Из-под папской сутаны раздался писк новорожденного младенца. По одним данным разъяренные обманом священники тут же растерзали мать и дитя, по другим, оба они умерли от падения с лошади и преждевременных родов, по третьим, оба выжили, а выросший сын Иоанны даже стал епископом.
Папесса Иоанна рожает ребенка. (wikipedia.org)
Легенда это, или некая женщина действительно занимала папский престол? До сих пор не найдено свидетельств современников правления Иоанны. Самое раннее упоминание о женщине-Папе относится к началу XIII века. Доминиканский монах Жан де Майи рассказал историю папессы в своей хронике папства, написанной на латыни. Майи не назвал имени папессы, но подробно описал её смерть. По его словам, после того, как Папа вдруг «разрешился» от бремени, возмущенная толпа привязала его\её к конскому хвосту, протащила по всему Риму и забила насмерть камнями. Несчастную женщину закопали на месте её страшной смерти и написали на могиле: «О, Пётр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой». По мнению де Майи всё это произошло в 1099 году. Правда, на полях своей хроники автор оставил пометку «реквире» («следует проверить»).
Чуть позже, историю, изложенную де Мойе, повторил в своей книге «Семь даров святого духа» его ученик Стефан де Бурбон, тоже монах-доминиканец. Он, правда, отнес смерть безымянной папессы к 1104 году. Примерно тогда же упоминание о женщине-Папе появилось в «Медиоланской хронике» — истории Милана, составленной Годфридом Буссерским: «В год от Р. Х. 784 был папа Иоанн женщиной, и был он тевтонцем, и вследствие этого установлено, что более никто из тевтонцев не может быть папой».
Папесса Иоанна. (wikipedia.org)
Большую ясность внёс в историю женщины-Понтифика Мартин Полонус, известный также как Мартин Опавский. Это был священник польского происхождения из города Опавы. Он добился высокого положения в Ватикане: в 1261 году Мартин стал капелланом Папы Александра IV и занимал этот пост при нескольких последующих Папах. Он был допущен в ватиканские библиотеки и архивы, и, используя их, в 1270-х написал «Хронику Пап и Императоров». В своем труде, последовательно перечисляя глав католической церкви, Мартин упомянул и папессу Иоанну. Он поместил её после Папы Льва IV, скончавшегося в 855 году. В третьей редакции своего труда Мартин написал: «После Льва IV святой престол 2,5 года занимал англичанин Иоанн из Майнца. Он был, как утверждается, женщиной. Ещё в детстве эта женщина была привезена своим любовником в Афины в мужской одежде и там показала такие успехи в учёбе, что никто не мог с нею сравниться. Она прибыла в Рим, стала преподавать там науки и этим привлекла внимание учёных людей. Она пользовалась величайшим уважением за прекрасное поведение и эрудицию и, в конце концов, была избрана в Папы. Забеременев от одного из своих верных слуг, она родила дитя во время шествия от собора св. Петра к Латерану, где-то между Колизеем и базиликой св. Климента. Она умерла почти в тот же момент, и говорят, похоронена на том самом месте. Теперь Папы избегают этой дороги в своих процессиях; многие думают, что это из-за отвращения. Она отсутствует в официальном списке Понтификов из-за её пола и нечестивого поведения».
Авторитет такого хрониста, как Мартин Полонус был столь велик, что в историю о папессе Иоанне поверили все. Действительно, вряд ли папский капеллан и исповедник, допущенный в святая святых Ватикана, стал бы выдумывать или повторять небылицы. Правда, в различных списках «Хроники» Мартина встречаются разночтения. Например, в одной из версий можно найти упоминание о том, что Иоанна после публичных родов выжила. Она была низложена и до конца жизни отбывала епитимью в дальнем монастыре, а её сын вырос и стал епископом Остии.
Папесса Иоанна с ребенком. (wikipedia.org)
То, что Иоанна выдавала себя за мужчину, и в таком обличье стала Папой, католиками не очень осуждалось. В конце концов, среди женщин, признанных церковью святыми, около двадцати прославились под видом мужчин. Например, Пелагия Антиохейская, жившая в IV веке, в миру была танцовщицей и славилась лёгким поведением. Уверовав в Иисуса, она раздала всё имущество нищим и удалилась в монастырь, причём мужской. Там она, назвавшись мужским именем, приняла постриг. «Безбородый монах» прославился на всю округу набожностью и благочестивым поведением. То, что он был женщиной, стало известно только при омовении тела, но не помешало канонизации. Известны и случаи, когда переодетые в мужчин женщины достигали высоких церковных постов. Правда, происходило это не в Риме, а в конкурировавшем с ним Константинополе. Папа Лев IX в середине XI века возмущался, что «Константинопольская церковь видела евнухов, а то и женщин на епископском престоле». Таким образом, священники и рядовые католики осуждали не столько то, что Иоанна была женщиной, сколько её грехопадение и прелюбодеяние.
Сам же факт существования Иоанны никем не ставился под сомнение. Например, Ян Гус, обличая папскую власть на Констанцском соборе в 1414 году, в качестве одного из аргументов привёл историю папессы Иоанны: «Без главы и без руководителя была церковь, когда в течение двух лет и пяти месяцев папствовала женщина… Церковь должна быть безупречна и незапятнана, но можно ли считать безупречным и незапятнанным папу Иоанна, оказавшегося женщиной, которая публично родила ребёнка». Никто из десятков кардиналов и епископов, а также сотен богословов, присутствовавших при этом диспуте, не возразил против такого довода.
Портрет Мартина Полонуса. (wikipedia.org)
Споры вокруг существования папессы вспыхнули только во времена Реформации, когда первые протестантские проповедники стали изображать Иоанну в образе вавилонской блудницы и доказывать, что её правлением прервалась непрерывная череда отцов церкви, то есть нарушилась преемственность католических Понтификов от святого Петра. Не найдя контраргументов, католические богословы просто начали уничтожать память об Иоанне. В собрании средневековых рукописей в Майнце есть список «Хроники» Мартина Полонуса, датированный XVI веком, в котором вместо папессы Иоанны в том же временном промежутке фигурирует какой-то Папа-мужчина по имени Иоанн. Правда, на поле рукописи неизвестным поборником правды оставлена пометка на латыни «Папа был женщиной».
В 1601 году Папа Климент VIII специальной папской буллой постановил считать папессу Иоанну выдумкой. Примерно в то же время бюст Иоанны, в течение нескольких веков спокойно занимавший своё место в галерее портретов Понтификов в кафедральном соборе Сиены, был «переделан» в портрет Папы Захария. Впоследствии всякие упоминания о папессе считались Ватиканом оскорблением чувств верующих. Французский писатель и антиклерикал Лео Таксиль в XIX веке ехидничал: «Главный аргумент христианских писателей, настойчиво отрицавших существование папессы Иоанны, основан на том, что бог никогда не допустил бы такого вопиющего позора и потому престол святого Петра, учрежденный самим Иисусом, не могла занимать распутная девка. Довод, конечно, солидный».
Ян Гус на Констанцском соборе. (wikipedia.org)
Большинство современных ученых считают, что история папессы Иоанны — всё-таки легенда. Их основным аргументом является то, что в официальной хронологии Пап отсутствует временной зазор между правлениями Льва IV, умершего в 855 году, и Бенедикта III, взошедшего на престол в том же году. Историки-скептики пытаются найти «прототипы» папессы. С этой целью перебраны уже все Папы, носившие имя Иоанн и правившие в VIII-XI веках. Больше всего подходит на эту роль Иоанн VIII, у которого современники отмечали некие «женственные слабости».
У сторонников существования папессы есть контрдоводы. Они утверждают, что правлению Бенедикта III предшествовала некая смута, не единожды упомянутая в хрониках. Не связана ли она с правлением Иоанны? В карьере умной девочки из Майнца нет ничего невозможного, считают многие исследователи истории церкви. Средневековая женщина легко могла выдать себя за монаха. Широкая ряса с капюшоном и длинными рукавами скрывала особенности фигуры, слишком тонкие шею и руки. Если женщина обладала низким голосом, то обман был трудно раскрываем. Частые и строгие посты меняли физиологические циклы женского организма: у монахинь в монастырях с самым строгим уставом часто прекращались месячные. «Сторонники» папессы отвечают и на вопрос: «Почему внезапные роды стали неожиданностью и для самой Иоанны». Несмотря на свою учёность, она вряд ли была в курсе строения собственного организма. В средневековье половая жизнь и её последствия обсуждались разве что в узких женских кругах, в которые Иоанна, естественно, с детских лет, не была вхожа. Найти ответ на вопрос, что происходит с ней в последние месяцы жизни, в книгах она не могла.
Папесса Иоанна в образе Вавилонской блудницы. (wikipedia.org)
По мнению «паписистов», существуют и материальные улики, доказывающие реальность Иоанны. В Ватикане хранится так называемое «коронационное кресло» — мраморный трон с отверстием диаметром 21 сантиметр в сидении. Имеются сведения, что вплоть до середины XVI века каждый новый Папа проходил с помощью этого кресла своеобразную процедуру определения пола. Специальный дьякон через отверстие на ощупь определял пол будущего понтифика и громогласно объявлял: «Наш Папа — мужчина», что присутствовавшие встречали благодарственными молитвами. Вся эта неприятная для Пап процедура якобы появилась после скандала с Иоанной и проводилась во избежание его повторения. Противники существования Иоанны объявляют все свидетельства об этом обряде выдумками и утверждают, что кресло с дырой в сидении — не более чем роскошный стульчак. Действительно, в средние века в королевских дворцах имелись самые разнообразные, в том числе роскошные, приспособления для оправлений естественных потребностей, но никому и нигде, кроме Ватикана, не приходило в голову называть древний унитаз «коронационным креслом». Да и дырка для большой нужды маловата.
Коронационное кресло в музее Ватикана. (blogs.cornell.edu)
Оставила свой след Иоанна и на карте средневекового Рима. В IX веке путь от папской резиденции Латеранского дворца до собора святого Петра пролегал по улице, получившей позже название Via Papessa. Считается, что именно на ней Иоанна неожиданно для всех разрешилась от бремени. Для того чтобы лишний раз не вспоминать о её грехопадении, с XII века традиционный маршрут папского кортежа изменили. Рядом с тем местом, где закончила свои дни папесса, до сих пор сохранилось небольшое святилище в память о ней. Если верить Мартину Полонусу, то здесь находилась могила Иоанны. Последние полвека, правда, это помещение заперто на тяжелый замок. Но, в записках путешественников, посещавших Рим в XVII-XIX веках, есть упоминание о стоявшей там статуе женщины в папской одежде с ребенком на руках.
Папесса Иоанна на страшном суде. (www.bnf.fr)Окончательный ответ на вопрос, существовала в реальности папесса Иоанна или нет, хранят до сих пор недоступные архивы Ватикана. Но в любом случае образ женщины, которая, возможно, два с половиной года возглавляла католическую церковь, вот уже почти тысячу лет волнует умы писателей, художников и феминисток.
diletant.media
Папа римский — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Па́пство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Па́пу Ри́мского видимым главой всей Католической церкви. Папа также является верховным правителем Святого Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.
Титул[ | ]
Папа Римский (лат. Pontifex Romanus — римский понтифик; или лат. Pontifex Maximus — верховный суверенный понтифик) — в международном праве — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти:
- Глава и суверен Святого Престола,
- Как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — видимый глава Католической церкви и её верховный иерарх,
- Суверен города-государства Ватикан.
Полный суверенитет Папы Римского как главы Святого Престола сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.
Суверенитет Ватикана (территории, на которой расположен Святой Престол), подтверждённый Латеранскими соглашениями в 1929 году, проистекает от суверенитета Святого Престола.
Согласно католическому учению, Папа является преемником Святого Петра как первого римского епископа, и в силу этого обладает верховенством в Церкви.
13 марта 2013 года Папой Римским был избран Хорхе Марио Бергольо из Аргентины, который взял себе имя Франциск.
Официальный титул Папы Римского[ | ]
Папские регалии и знаки отличия на гербе Ватикана. Пересеченные ключи отображают в символической форме ключи Симона Петра. Ключи золотые и серебряные, представляют власть связывать (серебро) и разрешать (золото), данное Церкви. Тройная корона (тиара) представляет три функции римского папы как «верховного пастыря», «верховного учителя» и «первосвященника». Золотой креencyclopaedia.bid
ПЕРВЫЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПАПА РИМСКИЙ
Посвящение Григория I в епископы римские является водоразделом между древней и средневековой историей Церкви. Однако не надо забывать, что всякая периодизация истории искусственна и ее цель — разделить историю, направляемую Богом, на составные части, которыми удобно оперировать. Некоторые считают началом средневековой истории Церкви 313 год, кога была дарована свобода религии. Другие за точку отсчета берут Никейский собор в 325 году. Третьи предпочитают 378 год, когда произошло сражение при Адрианополе, после которого западные готы вторглись в Империю. А четвертые считают, что история ранней Церкви заканчивается падением последнего римского императора в 476 году. В нашем учебнике выбран 590 год, поскольку именно тогда Григорий I положил начало новому этапу развития церковной власти.
Время окончания средних веков в истории Церкви также представляет тему для дискуссии. За конец средневековья принимают то 1095 год, когда началась эпоха крестовых походов, то 1453 год, когда пал Константинополь, то 1648 год, когда был заключен Вестфальский мирный договор. Автор учебника выбрал 1517 год, когда деятельность Лютера положила начало полностью новому периоду, в котором Церковь стала рассматриваться не столько как организация, сколько как Тело, совокупность людей, обладающих личной верой в искупительную жертву Христа.
В эпоху средневековья Римская империя разделилась на мусульманскую Северную Африку, азиатскую Византию и европейский район папства. Стали очень важными взаимоотношения между Церковью и государством. Из христианства и классической культуры возникла совершенно новая западноевропейская цивилизация.
Само понятие «средние века» было введено Кристофером Кельнером (1634–1680) в справочнике, опубликованном примерно в 1669 году. Он разделял историю Запада на три части. Древняя история, как он считал, заканчивалась в 325 году, а современная история начиналась в 1453 году, когда после падения Константинополя на Запад хлынул поток греческих ученых и рукописей. Кельнер назвал время между этими двумя датами «средние века», когда Европа развивалась самостоятельно, не испытывая влияния классической культуры. С того времени историки начали использовать термин «средние века» как удобное обозначение этого периода. Однако только первые пять веков этой эпохи (с 500 по 1000 год) можно назвать «темными веками», и даже в этот период Западная Европа не полностью утратила былую культуру, продолжавшую сохраняться в монастырях. Люди в эпоху Ренессанса полагали, что это время — бездна, разделяющая великолепный классический и современный периоды гуманизма. Для них средневековье могло быть только веком тьмы, однако современные историки, изучающие это время, смогли показать, что и тогда, хотя довольно медленно, происходило развитие, в котором Церковь на Западе выполняла полезные культурные и религиозные функции, став связующим звеном между античным городом-государством и современным национальным государством.
Если люди в эпоху Ренессанса считали 500–1000 годы «темным временем», то Римская католическая Церковь, наоборот, полагала, что этот период был золотым веком человеческой истории: ему предшествовало классическое язычество, а за ним начали действовать разъединяющие силы протестантизма, породившие хаос на современной религиозной сцене.
Историки протестантизма называли средневековье долиной тени, когда развратилась чистая Церковь древнего периода. Современная эпоха церковной истории, начавшаяся с Лютером, является для них эпохой преобразований, в которых Церковь вновь обрела идеалы Нового завета.
Все эти точки зрения следует рассматривать в свете того факта, что средние века — период не статический, а динамический, и даже в средние века продолжалось развитие общества под божественным руководством.
Средневековая Церковь охватывает большую территорию, чем ранняя Церковь. Когда тевтонские племена были обращены в христианство, Балтийский бассейн стал так же важен, как и Средиземноморье.
Современная эпоха многим обязана средневековью. В средние века человек попытался создать христианскую цивилизацию, в которой прошлое было бы переплетено с настоящим в виде значимого синтеза. Классическая культура прошлого, преобразованная христианством, передалась тевтонским племенам через Церковь. Современной эпохе очень недостает как раз такого синтеза в жизни, а в результате современный человек борется со своей неустроенностью и с перспективой не только интеллектуального, морального и духовного, но даже материального хаоса.
Вот теперь нам совершенно очевидной становится важность Григория I. Он стоял, как Августин в свое время, на границе двух миров — классицизма и средневекового мира, в котором культура была вплетена в Церковь, возглавлявшуюся епископом римским.
Григорий (540–604), часто называемый Великим, родился в смутные времена, когда Византийская империя при Юстиниане пыталась вновь обрести часть Западной империи, завоеванную тевтонскими племенами. Привычными для той эпохи были грабежи разбойников, болезни, голод.
Родившийся в одной из древних знатных и процветающих семей Рима, Григорий получил юридическое образование, которое давало ему возможность начать государственную службу. Он много изучал латинскую литературу, но не знал ни древнееврейского, ни греческого языков. Он был знаком с сочинениями Амвросия, Иеронима и Августина, но мало знал о греческой классической литературе и философии. Примерно в 570 году он занял и почетную должность — стал префектом Рима, вскоре отказался от наследства своего отца (его мать Сильвия после смерти отца ушла в монастырь) и использовал средства для построения семи монастырей в Италии. Самый большой из них был устроен во дворе его отца, где Григорий и стал монахом. С 578 по 586 год он был посланником епископа римского в Константинополе. По возвращении в Рим его сделали аббатом основанного после смерти отца монастыря святого Андрея. Если Августин стал монахом из интеллектуальных соображений, то Григорий стал монахом, поскольку считал аскетизм способом прославить Бога. Когда папа Пелагий умер от чумы в 590 году, Григория избрали на его место.
Этот человек, на могиле которого была высечена эпитафия «Посланник Бога», был одним из известнейших деятелей Римской Церкви. Отказ от большого состояния поразил людей того времени. Григорий был весь смирение и считал себя «слугой слуг Божиих». Он был ревностным благовестником и многое сделал для обращения в христианство англичан. Юридическое образование, обходительность, здравомыслие сделали его одним из способнейших руководителей Римской Церкви в средние века. Но, как многие люди его времени, Григорий был чрезмерно суеверен, и «Диалоги» (593) отражают его неограниченную веру в то, что казалось чудом средневековому человеку. Более того, хотя Григорий и получил некоторое образование по богословию, его учености вредило незнание языков, на которых была написана Библия. Пробыв в течение семи лет послом в Константинополе, он так и не выучил греческий язык.
Самая большая заслуга Григория — расширение власти епископа римского. Отрицая титул «папы», Григорий тем не менее пользовался всей властью и прерогативами, которые имели более поздние папы римские. Это он делал, чтобы утвердить духовное превосходство епископа римского. Он оказывал епископское внимание Церквам Галлии, Испании, Британии, Африки и Италии. Он назначал епископов и посылал им епископский паллий — особой формы воротник, символизировавший власть человека, которого папа утверждал в должности.
Когда Иоанн, патриарх Константинопольский, присвоил себе титул «экуменический (вселенский) епископ», Григорий сразу же дал ему бой. Он хотел, чтобы патриархи Церкви занимали уровень не выше руководителей Поместных Церквей, а не носили титул «вселенского» епископа. Но ни патриарх, ни император Византии ему не уступили. Григорию пришлось выжидать удобный момент. Когда в 602 году на императорский трон в Константинополе взошел Фока, Григорий попытался завязать с ним дружеские отношения, хотя этот вульгарный выскочка убил жену и семью предыдущего императора. Фока встал на сторону Григория и выступил против патриарха, признав епископа римского «главой всех Церквей». Григорий, однако, не принял титул «Вселенского папы», который хотел ему дать патриарх Александрийский. Он предпочел называться «слугой слуг Божиих», однако, отказавшись от титула верховного главы Церкви, он в то же время не позволял никому присваивать его себе и фактически пользовался высшей властью папы. Ни один епископ или митрополит Запада не осмеливался пойти против его воли.
Глубокий интерес Григория I к благовестию проявляется в великолепном рассказе Беды Достопочтенного. Когда Григорию однажды сказали, что мягковолосые, голубоглазые мальчики, которые продаются как рабы в Риме, — по национальности англы, он сказал, что они не англы, а ангелы; а когда ему сказали, что они из Деири (Йоркшир), он решил, что их должно отвратить от гнева (лат. de iri) Бога путем благовестия, и послал монаха Августина (не путайте его с блаженным Августином из Гиппона) в Британию, чтобы распространять там Благую Весть. Августин прибыл в Англию в 597 году и вскоре обратил короля Кента в христианство. Однако римские миссионеры нашли соперников в лице кельтской церкви, благовествование которой медленно распространялось к югу острова. В 663 году римская вера одержала полную победу. Таким образом, Григория I можно считать человеком, подчинившим англичан Римской Церкви. Он составлял подробные планы развития Церкви в Англии.
Григорий I сделал епископат в Риме одним из самых процветающих в то время путем великолепной администраторской работы. На папские владения в Италии и прилегающих областях прежде никогда не сыпался такой золотой дождь, как при Григории. С этими деньгами он мог выступать в роли хранителя мира на Западе. Когда король арианских лангобардов угрожал Риму во время его понтификата, Григорий I смог сформировать армию, принудить лангобардского правителя к миру и обратить его из арианства.
Он также положил начало григорианскому пению, которое заняло более важное место в Римской католической Церкви, чем то, которое было развито Амвросием. Это пение использовало величественное и торжественное единоголосие — монотон — в той части службы, которая пелась.
Григорий I был хорошим проповедником. Он касался насущных проблем кризисного времени, в которое жил. Его проповеди были практичными, призывали к покорности и благочестию, однако они много теряли от чрезмерного использования аллегорий — обычной ошибки проповедников того времени.
Литературные сочинения Григория I еще более превосходны, чем проповеди. В Magna Moralia — комментарий к книге Иова — он подчеркивал значение морального толкования и прибегал к аллегориям, чтобы выразить свои этические принципы. Он выставлял Иова как аллегорический прототип Христа, его жену как прототип плотской природы, семь сыновей — духовенства, а трех дочерей — поклоняющихся мирян. Он составил и другие комментарии, однако ни один из них не является таким обширным, как сочинение по книге Иова. Также он написал «Книгу пастырской заботы», которая посвящена проблемам пастырского богословия. В ней Григорий I особо подробно описал требования, предъявляемые епископу, добродетели, необходимые для епископа, и обосновал потребность самоанализа. Сочинение стало призывом к монашеству из-за его аскетической направленности. Кроме того, до настоящего времени сохранились более восьмисот посланий Григорий I.
Григорий I был выдающимся богословом. Он стоит на одном уровне с Иеронимом, Амвросием и Августином, то есть в числе четырех великих докторов Западной Церкви. Он заложил основание богословия, которого придерживалась Римская католическая Церковь в средние века, пока Фома Аквинский не составил свою «Сумму теологии». Григорий полагал, что человек грешен от рождения и по своему выбору, однако он несколько смягчил позицию Августина, утверждая, что человек не наследует грех от Адама, и рассматривая грех как болезнь, которой подвержены все люди. Он утверждал, что воля свободна и что утеряна только ее праведность. Он верил в предопределение, но ограничивал его лишь избранными. Он полагал, что благодать не является неизбежной, поскольку она основана как на предвидении Бога, так и до некоторой степени на качествах человека. Он верил в существование чистилища — места, где будут очищаться души до восхождения на небеса. Он верил в богодухновенность Библии, но, что странно, ставил предания наравне с Библией. Канон мессы, который он слегка изменил, широко использовался в его время, в чем отразилась возрастающая тенденция рассматривать причащение как принесение в жертву тела и крови Христа каждый раз, когда оно совершается. Григорий I подчеркивал значение добрых дел и возможность обращения к святым за помощью. Мы совершенно не ошибемся, если скажем, что средневековое богословие несет на себе печать Григория I.
* * *
Понтификат Григория I является поистине водоразделом между древней и средневековой историей Церкви. Его последователи использовали заложенное им основание, когда создавали священную систему церковной иерархии в средние века. Он систематизировал учение и сделал Церковь политической силой.
Глава 17
Читайте также:
- Вопрос 12. Внешнеполитическая стратегия СССР в первый период Второй мировой войны (1939 – середина 1941 гг.).
- Второе действие, акт первый.
- Если вы смогли проникнуть в матку, то вы на правильном пути. А затем, постепенно, вы сможете проникать все дальше и дальше и сможете вспомнить первый момент, когда вы попали туда.
- Книг. Мы воссоздадим творения подобно тому, как начали творить их в первый раз. Так было обещано Нами. Воистину, Мы сделаем это.
- Коалиция Помпея, Цезаря и Красса (первый триумвират).
- Кто и в каком году построил первый в мире нефтеочистительный завод?
- Лосось на гриле с сальсой из папайи и мяты
- М. М. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский
- НАБЛЮДЕНИЕ — ПЕРВЫЙ ЭТАП ПСИХОДИАСНОСТИКИ
- Начало иностранной военной интервенция. Первый период гражданской войны.
- Немецкий Веркбунд — первый союз промышленников и художников
- Образец контрольной работы за первый год обучения
lektsia.info
Средневековый мир — папа римский
Папа римский
папа римский
(от греч. pappas — отец) — глава католич. (римско-католич.) церкви. Христианство проникло в Рим еще ок. сер. I в., и вскоре римская христиан, община стала одной из крупнейших. По преданию, первым епископом Рима был глава апостолов Петр, и это использовалось в дальнейшем епископами для утверждения своего главенства, в христиан, церкви. В эпоху античности епископам Рима не удалось установить свое главенство над всей церковью из-за отпора, особенно со стороны восточно-рим. духовенства. Однако по решениям Константинопольского (381) и Халкидонского (451) Вселенских соборов п.р. признавался первым по достоинству среди епископов (в 451 г. наряду с константинопольским). В условиях бурных потрясений Раннего Средневековья папы римские сумели установить свое верховенство (примат) в зап. христианстве. Решающую роль в этом сыграл их союз с королями самой могущественной тогда в Зап. Европе державы франков. Благодаря дару короля Пипина Короткого папы в сер. VIII в. стали монархами в своем папском государстве в Сред. Италии.П.р. избирался и избирается пожизненно. В Средневековье в выборах пап вначале участвовали наряду с высшим духовенством и светские лица. По постановлению Латеранского собора (1059) п.р. отныне могла избирать только коллегия кардиналов (конклав). Вначале они титуловались «наместниками апостола Петра», а в Высокое Средневековье пап римских стали рассматривать как «наместников Иисуса Христа». Тогда же появился и особый головной убор п.р. — двойная тиара, символизирующая соединение в руках папы двойной власти: духовной и светской. Неоднократно папы римские (Николай I, Григорий VII, Иннокентий III и др.) выступали с доктринами о превосходстве папской власти над королевской. В значительной мере эта доктрина нашла свое воплощение в XIII в. — веке пика полит, могущества папства. В своем руководстве католич. церковью папы римские опирались на созданный для этого бюрократич. аппарат — курию с сотнями чиновников-священнослужителей.
Лит.: Katolicyzm sredniowieczny. Warszawa, 1977.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь
Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик
1999
См. в других словарях
1.
— глава католической церкви и государства Ватикан. Избирается кардинальской коллегией, как правило, из числа кардиналов большинством в две трети плюс один голос при тайном голосовании. В Ватиканском реестре фигурируют 264 папы. …Исторический словарь
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
www.terminy.info