Упражнение ХАЙ в традиционном каратэ кекусинкай

В традиционном карате кекусинкай есть два упражнения, которые являются базовыми. Базовыми в том смысле, что без них настоящим мастером стать невозможно.

Японские мастера делают их по многу лет. Рояма Хацуо, например, рассказывает, что делал их и только их, целых три года, так требовал Учитель. В наших условиях достичь высшего мастерства, конечно, нереально, но знать про них и даже практиковать стоит обязательно. Я расскажу сейчас об упражнении Хай и немного коснусь упражнения Рицудзен. Поехали?

Рицудзен выполняется так. Следует присесть, свести колени во внутрь и немного приподнять пятки. При этом центр тяжести следует перенести на большие пальцы обеих ног, что довольно неприятно. В тот же момент тело надо выпрямить и сделать руками круг, как будто охватываешь большой мяч.

На первый взгляд это упражнение кажется очень простым, но на самом деле выполнять его очень тяжело. После первых пяти минут ноги начинают дрожать и даже после окончания упражнения эта дрожь не проходит.

Начинающие стоят в рицудзен по 15 минут сначала, я попробовал и понял, что даже до уровня начинающего мне очень далеко)) Продвинутые мастера стоят по два часа и на этом уровне уже происходят какие-то интересеные вещи, на которых мы останавливаться не будем. Заканчивая тему рицудзена скажу лишь, что считается, без него овладеть карате невозможно, только это упражнение дает необходимую силу во всех смыслах для дальнейшего развития. «Рицудзен и хай – это всё, и кроме них ничего больше в карате нет». Так говорят великие каратеки.

Теперь, собственно, об упражнении хай, которое еще более интересно.

Руки подняты вверх, ноги полусогнуты, поясница опущена и в этой позе следует очень медленно передвигаться вперед, очень медленно, в идеале – на один шаг дается одна минута. Можно (а может быть и нужно) представить себе, что находишься на заливном рисовом поле по колено в воде и вперед (а потом и назад) идешь медленно, поочередно вытаскивая из грязи то одну, то другую ногу. При этом центр тяжести на опорную ногу переносится полностью.

Упражнение невероятно тяжелое и те, кто фанатично желает овладеть каратэ должны выполнять его в период специальной подготовки не менее чем по 40 минут. Как результат и основная цель – это развитие устойчивости, без которой вообще каратэ немыслимо. Ну и конечно, сила ног и поясницы – это тоже основы каратэ, и это упражнение развивает эту адаптированную силу как никакое другое.

Суть этого упражнения описывают китайские адепты боевых стилей и мудрецы, достигшие невероятных высот. Она звучит так – «чтобы научиться двигаться быстро, необходимо сначала научиться двигаться медленно». Уверен, что в этом есть глубокий смысл и наверное, нам вовсе не стоит изобретать велосипед, а пользоваться тем, что уже достигнуто и проверено многими поколениями бойцов.

При движении хай можно ощутить каждый отдельный сустав, каждую мышцу и даже движение крови по сосудам и капиллярам. И когда все станет подчинено сознанию и сольется в одно целое, в движениях каратиста проявится гораздо большая скорость и мощь, а внутри тела появится крепкий стержень.

Теперь цитата великого мастера карате Роямы Хацуо, потому что никто кроме него так точно не расскажет об упражнении хай и о том, как правильно его делать.

Сильные ноги и поясница – ключ к успеху в будо. В процессе тренировок нижняя часть туловища становится сильной и гибкой, появляется устойчивость в перемещениях и стойках, что позволяет человеку сознательно управлять своим телом. В реальном поединке смещение центра тяжести и потеря равновесия чреваты смертью.

Двигаться вперед во время упражнения ХАЙ необходимо так медленно, насколько это возможно. А в руках должно быть такое ощущение как будто вы тянете за собой весь земной шар…

mysport.su

Столбы от Канчо Хацуо Роямы » Каратэ киокушинкай в мире единоборств

Только у новичков, кто впервые или редко на сборах, возникает «эффект АХ!» от происходящего. Те же кто регулярно посещает сборы и уже давно в киокушине, даже получая новые знания, воспринимают это, по большей части, как рутину. Что-то нравится больше, что-то меньше, но в принципе все очень похоже и приходится искать удовольствие в деталях, что несомненно очень полезно…

Но чтобы вскипела кровь, появился азарт и большое желание, нужно сделать что-то неординароное. А как раскачать 900 человек?! Канчо Хацуо Рояма смог это сделать. И это были столбы. И это был не Рицудзен…

Многие знают, что в боевых практиках Канчо Хацуо Рояма особое место занимет Рицудзен. В России, да и в мире, базовые упражнения этой школы часто называют «Столбы» или «Стояние в столбах». Только глубоко проникший в собственное сознание адепт может комфортно себя чувствовать в этих практиках, для многих такое состояние недостижимо.

И когда Канчо завел речь о столбах, не сразу стало понятно, что он имеет ввиду настоящие столбы. Нужны были столбы не меньше трех метров длинной и больше 20 см в диаметре! Надо отдать должное организаторам сборов, им за несколько часов удалось найти требуемое.

Главное в киокушине не техника, дух или мощь бойца, а Кокоро (Сердце). Когда киокушиновское сердце завелось, даже боец с несильным духом и телом, готов к подвигу. И лучший сэнсей в киокушине не тот, кто филигранно выполняет технику и может донести ее тонкости до других, а тот, кто способен раз за разом зажигать Сердце своих учеников!

Канчо Хацуо Рояма один из таких учителей. Не самым сложным заданием он зажег сперва глаза, а потом и сердца спортсменов.


superkarate.ru

Начинающим практиковать Ицюань

Человек, впервые сталкивающийся с Ицюань, «столбовой практикой» и Цигун, попадает в неизведанный мир. С одной стороны тайны всегда привлекают, с другой стороны возникает трудность с новыми понятиями и другой системой координат. Появляется естественное желание опробовать все на себе. И здесь начинающие наступают на одни и те же грабли. Надеюсь, что настоящая статья поможет избежать некоторых ошибок в самостоятельной практике на начальном этапе.

Базовый столб – Ченбао Чжуан (Рицудзен).

«Грабли» на которые наступают начинающие.

«Грабли» № 1

При стоянии в столбе очень быстро «забиваются» плечи. На эти «грабли» наступают почти все начинающие. Причем хорошо развитые плечи обычно усугубляют чувство тяжести.

На ранних этапах своей практики я пытался терпеть до дрожи в руках. Упражнение превращалось в пытку, которую под разными предлогами хотелось избежать.

«Секрет» правильного исполнения прост. Надо не держать руки перед собой, а представить, что руки и опираются на шар, плавающий на воде. Если воображение пока не готово принять на себя всю тяжесть ваших страданий, попробуйте слегка напрячь подмышечные впадины. Сделайте это с ощущением, как будто стараетесь осторожно сжать шар и слегка утопить его в воде. Ваше внимание переключится на направление противоположное «держанию» рук и станет значительно легче. Не занимайтесь до умопомрачения, делайте это упражнение «в охотку». Лучше чаще, чем длительно.

Через какое-то время вы почувствуете, что руки стали «легкими» не только в столбе, но и в боевой стойке при затяжном спарринге. А скорость удара соответственно возросла.

«Грабли» № 2

Часто при долгом стоянии затекают и немеют стопы. На самом деле столб не означает полную неподвижность. Вес тела смещается вперед и назад в соотношении примерно 6/4. Это «раскачивание» совершается очень медленно, почти незаметно и всем телом. При движении вперед стопы, как бы, вкручиваются вовнутрь в направлении больших пальцев ног. При движении назад стопы раскручиваются во внешнем направлении. Соответственно сначала очень легко напрягается внутренние части бедер, голеней и стоп, а затем внешние.

Очень важно мысленно преодолевать сопротивление, допустим, набегающей волны поочередно то спереди, то сзади. И еще, при движении назад макушка тянется вверх (макушечное усилие).

«Грабли» № 3

Один из наиболее часто задаваемых вопросов – сколько заниматься по времени. Универсального ответа для всех не существует. Тем не менее, чтобы дисциплинировать себя вы можете начать свою практику, допустим, с 5-ти минут. Каждый день (каждую неделю) прибавляйте по одной минуте. Чтобы не отвлекаться на часы, можно использовать таймер. Не стремитесь к рекордам. Большинство мастеров говорят о 30-40 минутах непрерывной столбовой практики. Главное – качество исполнения.

Не надо забывать о том, что существуют еще и другие столбы (например – боевые), а также разделы, системно связанные с базовым столбом. Это все равно, что в карате выучить только стойки.

Желательно заниматься ежедневно или два раза в день. Но не делайте трагедию из-за пропусков. Занимайтесь с удовольствием и поймаете кайф!

Грабли № 4

Очень важный и тонкий вопрос – положение поясницы во время стояния столбом. Те, кто читал труды Роямы, помнят, сколько проблем со здоровьем вызвало неправильное положение этой части тела при упражнении Рицудзен. А ведь речь шла о нескольких сантиметрах выпячивания таза назад. В связи с этим не стоит впадать в другую крайность и пытаться сильно подкручивать таз вперед. «Грабли» любят крайности. Такое положение характерно для неправильного исполнения Сантин-но-ката. При этом поясница теряет свою подвижность, что влияет на способность быстро перемещаться и наносить удары в разных направлениях и под разными углами. Поэтому таз должен занять среднее положение, естественное.

Трудность в обучении состоит как раз в том, что для некоторых «естественным» положением является одна из крайностей. Поэтому важен индивидуальный подход.

При неправильном положении поясницы невозможно работать с нижним даньтянем или танденом. Попросту говоря, не собрав мышцы живота, не применишь силу всего тела.

Таким образом, проработка в столбе «пояса силы» (связующего звена нижней и верхней части тела) — ключ для дальнейшего практического применения в боевых искусствах.

 

продолжение следует…

yiquan.org.ru

О системе Айки-Цигун | Айки-Цигун: Искусство Взращивания Жизненной Энергии

Здравствуйте. С вами Сергей Ли и я расскажу вам о системе психофизического тренинга Айки-Цигун и его преимуществах.

Итак, если вы зашли на эту страницу, то значит вас заинтересовало: что же за зверь это Айки-Цигун и с чем его едят.

Айки-Цигун это система интегрального психофизического тренинга, направленная на развитие жизненной силы человека.

Что это значит.

Интегральный или целостный подход, используемый в Айки-Цигун, предполагает, что в нем нет развития изолированных качеств. Мы не работаем ни с телом ни с психикой по отдельности. Наоборот, работая с телом, мы прорабатываем психику, а используя психические процессы, воздействуем на тело.

Психофизическая направленность подразумевает, что программа учит нас использовать психику и тело, как единое целое. Если у нормального, обычного человека стандартным явлением является конфликт между психическими установками и телесными потребностями, то у практика Айки-Цигун психические установки не расходятся с телесными потребностями, в результате чего тело и психика охотно работают, как одна команда.

И, наконец, Тренинг означает, что Айки-Цигун не Волшебная Таблетка. Для того, чтобы получить обещанные результаты, им нужно заниматься и желательно делать это ежедневно. Времени это занимает немного, но если вы не готовы ради себя хотя бы встать с дивана и лечь на пол (первый комплекс выполняется на полу), то эта система точно не для вас.

Если же вы все-таки готовы встать и что-то для себя любимого сделать, то практика Айки-Цигун даст вам следующее:

1. Повышение устойчивости к агрессивным факторам окружающей среды (болезни, стрессы, токсины (в том числе и алкоголь), физические и психические перегрузки). Накапливая и взращивая свою жизненную энергию (подробней о ней читайте в статьях блога), вы создаете защитный буфер между собой и окружающей средой. Чем этот буфер мощней, тем сложнее вам повредить. К примеру, вирус гриппа легко свалит человека с ослабленной имунной системой и болезнь будет протекать с осложнениями. Человека же с прокачанным практикой Айки-Цигун и мощным организмом вирус либо не свалит вообще, либо болезнь будет протекать быстро и легко, без осложнений. К примеру, автор последние лет десять болеет максимум один день за сезон — при банальной вирусной инфекции обычно достаточно просто отоспаться.

2. Полное решение проблем со спиной. То есть никаких обострений остеохондроза, болей и чувства усталости в пояснице к концу рабочего дня (если вы конечно на работе не рояли таскаете). Айки-Цигун не просто восстанавливает правильную структуру спины. Он еще и создает мощный защитный корсет, который оберегает ваш позвоночник от вредных воздействий.

3. Восстановление и защита ваших суставов. Принцип тот же — практика Айки-Цигун учит ваше тело двигаться с наименьшей нагрузкой на суставы и восстанавливает нормальное питание и дыхание хрящевых поверхностей ваших суставов. Кроме этого, формируется защитная паутина, которая дополнительно фиксирует суставы и защищает их от нефизиологичных движений. Пожилым людям это может помочь вернуть радость движения, а молодым людям и в особенности спортсменам выжать из своего тела максимум без вреда для него.

4. Увеличение вашей работоспособности и выносливости. Попутно оно же решает проблему свободного времени. Вы меньше устаете и следовательно меньше нуждаетесь в отдыхе. Что на практике означает появление свободного времени, которое можно уделить себе любимому.

5. Проработка ваших психологических проблем и комплексов. Нет, упражнения Айки-Цигун не ищут ваши детские психотравмы, не разбираются с треугольниками Карпмана и не погружаются в глубины вашего бессознательного (они и слов то таких не знают). Им до них дела нет. Они просто устраняют физический фундамент на который эти проблемы опираются. А дальше любовно выпестованные комплексы и тараканы рушатся, как карточный домик.

6. Заземляют психику. Подробнее о заземлении вы сможете прочитать на сайте. Пока же могу сказать только то, что у заземленного человека нет психологического разрыва между мечтой и ее реализацией. Иными словами, ему непонятно что такое недостаток мотивации. Если он чего-то хочет, то идет и делает, а не занимается рефлексией.

7. Восстановление нормального биологического ритма сна и бодрствования. Об этом сложно говорить, но факт остается фактом — о масштабах вреда ночного образа жизни человек узнает только тогда, когда с помощью практики восстанавливает природный естественный биоритм. В результате тренировок вы поймете, что понятие сов и жаворонков — миф. Среди практиков Айки-Цигун сов не бывает, так как он любую сову превращает в жаворонка.

Система Айки-Цигун имеет несколько ступеней освоения.

Первая, базовая ступень состоит из Перезагрузочного Комплекса, который оформлен в виде обучающего курса «Здоровая спина за десять минут». Перезагрузочный комплекс восстанавливает естественную структуру позвоночника, что искореняет проблемы со спиной в принципе.

Вторая ступень программы посвящена технике статической фазы базового столба — статического упражнения, которое запускает механизм увеличения уровня жизненной силы. В первую очередь это проявляется в серьезном увеличении работоспособности и повышении жизненного тонуса. Помимо этого упражнение в фоновом режиме укрепляет основные суставы, формируя вокруг них защитный корсет из натянутых сухожилий. Это позволяет остановить процесс разрушения суставных поверхностей и восстановить подвижность сустава.

Третья ступень включает в себя динамическую фазу столба — это упражнение включает механизм естественной стимуляции работы эндокринной системы и нормализации уровня гормонов (особенно половых) в крови. С этого этапа начинается работа по приостановке процессов старения и в перспективе обращения их вспять. Программа также оказывает серьезное влияние на эмоциональный фон, стабилизируя его и повышая стрессоустойчивость.

Эти три ступени являются уровнем, которого достаточно для решения большинства актуальных в повседневной жизни проблем. Для тех, кто планирует двигаться дальше, есть дальнейшие ступени, о которых речь пойдет позже.

Кроме этого, программа включает в себя большое количество дополнительных комплексов, направленных на развитие различных качеств и навыков, необходимых в повседневной жизни и опирающихся на базовые ступени.

В частности есть спец.программа для практиков боевых искусств, которая идеально подходит для людей, занимающихся такими стилями, как Айкидо, Хапкидо и прочими, родственными стилю Дайто-рю Айки-дзюцу. Это неудивительно, так как Айки-Цигун изначально создавался в качестве программы внутренней работы для людей, изучающих боевые искусства.

Итак, если вас заинтересовала программа Айки-Цигун, то

Прочитать статьи по теме можно здесь: http://aiki.cigun.psychomag.ru/

Познакомиться с бесплатными книгами вы можете на этой странице: http://aiki.cigun.psychomag.ru/katalog-besplatnyx-treningov/  — материал доступен только подписчикам сайта.

Ну, и приобрести курсы и обучающие программы системы Айки-Цигун, вы можете здесь:  Магазин Инфопродуктов Айки-Цигун

Желаю успехов.

С уважением, Сергей Ли

aiki.cigun.psychomag.ru

Для чего нужен цигун / Ушу / Единоборства, боевые искусства, бодибилдинг

Основой телесно-ориентированной психологии является положение, что любая психологическая проблема проявляется не только на уровне поведения, но и на уровне тела в виде мышечных зажимов или хронических напряжений. Соответственно, там считают, что для более эффективной проработки той или иной проблемы нужно работать и с этими зажимами. На практике мы имеем то, что у любого нормального человека в теле даже в спокойном состоянии есть множество этих самых хронических напряжений. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно расслабиться и понаблюдать минут пять за своими ощущениями. Даже не видя собеседника можно спокойно утверждать, что у него есть хронический мышечный зажим в области таза и в межлопаточной области. Первый говорит о сексуальных проблемах, второй о скрытой или явной неуверенности в себе. Спокойно об этом можно говорить потому, что это особенность менталитета всех, кто проживает на постсоветском пространстве. Вот вам и выход на практику БИ – подвижность тазового и плечевого пояса прямо отражается на характере движений. Кстати, вы никогда не замечали, что в повседневной жизни (я не говорю о татами или ринге) у большинства людей руки как бы не связаны с телом, то есть поток энергии блокируется где-то на уровне плеч. Я подобное замечал в повседневной жизни даже у очень хороших бойцов (есть ковер – есть борец, а нет ковра…). Но вернемся к нашим баранам – у каждого человека есть свой узор хронических мышечных напряжений — в телесно-ориентированной психологии его называют броней характера. Это первое исходное положение. Как оно связано с БИ, я думаю, вы уже прекрасно поняли. Любое движение имеет в своей основе волновой принцип. В традиционных боевых искусствах любое движение начинается с ног, а живот и таз служат в основном координирующим центром, перенаправляющим волну, зародившуюся в ногах, в то или иное движение. Так вот эта волна, наткнувшись на тот или иной мышечный зажим или блок, естественно разрушается, так как зажатая или напряженная мышца не может естественным образом пропустить через себя этот процесс напряжения-расслабления, характерный для двигательной волны. Кроме того, эта ситуация порождает целый куст проблем в процессе обучения БИ. Дело в том, что броня характера не просто является симптомом той или иной проблемы. Характер человека, включающий в себя и психологические комплексы, включает в себя и двигательные стереотипы. То есть неуверенный в себе человек и ходит неуверенно, а когда он начинает практиковать БИ и соответствующие перемещения, то новый двигательный стереотип начинает воевать со старым устоявшимся. И чаще всего проигрывает, так как на стороне старого стереотипа стоит весь характер в целом, а против него не попрешь – он десятилетиями формировался. Так вот психологическая структура характера со всеми поведенческими и двигательными стереотипами и броня характера представляют собой замкнутое функциональное кольцо, где броня характера, являясь следствием психологической структуры человека, в свою очередь поддерживает ее, так что уже невозможно выяснить, что тут следствие, а что причина. Итак, мы имеем замкнутый круг, разбить который можно при помощи цигун
Теперь, когда суть проблемы ясна, попробуем выяснить, как ее пытаются решить. Работа ведется сразу по трем направлениям: физические упражнения, направленные на выявление и расслабление мышечных зажимов, дыхательные практики, работающие непосредственно с той или иной проблемой, и, наконец, интегрирующие упражнения, объединяющие первые два направления.
Теперь перейдем к сидячим медитациям типа Дзадзэн и малой циркуляции в Нэй-дань. Что мы имеем. Во всех видах подобной практики есть один и тот же ключевой момент, а именно, сосредоточение внимания на процессе или объекте. Неважно на чем мы концентрируемся: на даньтяне, на брюшном дыхании или на движении Ци по меридианам – мы все равно сосредотачиваем свое внимание. Вопрос — для чего? И почему такая разница в технике выполнения при одинаковых результатах? Ответ кроется в том, что во всех этих практиках вне зависимости от техники требуется прийти к состоянию остановки мысленного диалога,

borolka.com

Боевая стойка кекушинкай каратэ

Самооборона и традиционные боевые техники в Челябинске. Индивидуальный подход. Не спорт. Ваш инструктор : Азамат Чинасов. +7-(919)-114-18-27 О школе

Гордость российского кекушина — Лечи Курбанов

Кекушинкай каратэ настолько развилось за последние 20 лет, что, пожалуй, нет уже любителей боевых искусств, которые не знают эту школу каратэ или не знакомы с её техникой и тактикой хотя бы в общих чертах. Когда я впервые столкнулся с нормальными бойцами кекушинкай (лошары-фантазёры не в счёт) в глаза бросились несколько вещей: крепость тела (набивка), классная комбинаторика рук и ног и… неумение уходить от бокового в голову на сайдстепе. Ещё шита-цуки…вот, где почувствовал дух каратэ. Ноги у меня на то время и у самого были ничего, вертушка получше многих каратэк, зато комбинаторика их, меня очень впечатлила. «Каратэ всегда идёт вперёд»,- говорил Андрей, тот, который одарил меня шитой, отчего я чуть не блюнул, хотя и был неплохо набит.

Поговорим о боевой стойке в каратэ кекушинкай, её характерных чертах и отличиях между боевыми стойками разных бойцов этой школы.

Один вариантов стойки Мидори

У большинства бойцов камаэ примерно одинаковы. Обычно это хангетцу-дачи (удлинённая стойка санчин-дачи) с более или менее разведёнными в длину ступнями. Недаром ведь в качестве базы гоняют ката «Санчин», для наработки этой «завёрнутости» стойки внутрь, позволяющей выстоять в рубке. Хотя это не 100-процентное правило. Взять того же Мидори, его стойка вообще больше напоминает высокую дзэнкуцу. А что, задачи она свои прекрасно выполняла: руками бить удобно, дальней ногой тоже. Передней тоже ногой нормально лягаться позволяет и не слишком высокая, чтоб полностью исключить стартовый импульс в удары, как рук, так и ног, который могут сгенерировать только достаточно подсогнутые ноги.

Индивидуальные тренировки. Только рабочие, рациональные и реалистичные техники. Не спорт. Стань бойцом и начни гордиться собой! Начать тренировки.

И снова этот маленький гигант

Вообще низкая стойка в кекушинкай каратэ – нонсенс и большая редкость. По-моему, только Хацуо Рояма и пользовался ею с успехом. Просто ногами из неё бить неудобно, медленно получается. Быстро можно работать только по ногам и удобнее всего работать не лоу, а йоко и уширо в пах и по ногам, короче всё, чего нельзя на соревнованиях. Хотя он бил лоу, ещё как бил! Но сколько времени ушло на эту постановку и сил!

Высота стойки и степень разведения ног в длину зависят, прежде всего, от технического арсенала бойца, который чаще всего обуславливается физическими возможностями и особенностями обучения конкретного бойца. Взять, например, двух бразильцев – Франсиско Фильо и Глоба Фейтосу – очень близкие антропометрические данные, одна школа и от этого очень похожая техника и тактика. Им низкая стойка ни к чему. Длинные, идеально проработанные для работы «на вытяжку» ноги позволяют бить противника с той дистанции, где тот ещё не может ничего сделать. На прорыв в ближний бой особо резвых есть колени, которыми даже без прыжка парни легко доставали до головы своих соперников. И вязку рук вблизи никто не отменял. Правда с переходом в К-1 стойка стала чуть пониже и у Фильо, и у Фейтосы, но низкими эти стойки никак не назовёшь. Победное хикитэ после удачного попадания и соответствующая ему низкая стойка не в счет.

Мацуи показывает стойку кекушин

Для чего вообще может пригодиться приземистая стойка в кекушинкай? Да, понятно– мощные таранные удары руками, проламывая защиту и рёбра оппонента, входы с лоу под любой удар ногой выше пояса, дополнительная сила блоков и отбивов. Но при выборе относительно низкой стойки, как основной надо чётко прорабатывать эти акценты, не стремясь делать из неё, например, серии высоких ударов ногами. Это будет медленнее, чем из высокой стойки и поэтому вы, скорее всего, не попадёте.

Акиеси Мацуи — серьёзный эксперт кекусникай

Если проследить использование высоких или низких стоек в кекушин на соревнованиях по кумитэ, то отчётливо видно, что большинство предпочитает высокие стойки и умеет ими хорошо пользоваться. А вот любителей стоять пониже в течение боя поменьше, просто, это мало того, что накладывает некоторые ограничения на тактику ещё и элементарно тяжело физически, ведь нужно двигаться.

Сам считаю, что оптимальная боевая стойка должна быть где-то на голову ниже, чем наше положение, стоя с полностью выпрямленными коленями (написал и вспомнил, что это всегда советовал А.Н. Медведев в своих видео и книгах). В такой стойке ноги прекрасно пружинят, добавляя сил и живости в любую технику, и вы не устаёте чрезмерно. По поводу длины разведения ступней мне нравится старый добрый тест, когда подпрыгиваешь максимально вверх, поджимая колени к груди, и падаешь в стойку, разводя ноги на удобную длину и ширину. Проделав сие действие, раз десяток, находишь максимально удобную и мобильную для тебя позицию.

Удобство и правильность позиции
ног проще всего проверить по нескольким параметрам: сила и скорость удара из данной стойки, и скорость перемещений. Боевая стойка должная обеспечивать сильные скоростные удары без замахов или с минимальными (при условии, что таковые имеются в вашем арсенале), резкие, быстрые перемещения в любом направлении, не семафоря о намерении двигаться, возможность неожиданно сменить направление движения. Собственно стойка и ДОЛЖНА быть ЗАМАХОМ, состоянием ПРУЖИНЫ, сжатой до предела. А для такого владения своим телом придётся попахать. Иногда сложно заставить себя двигаться, кажется усталость недаёт сделать и шагу, а тренироваться нужно, вы знаете. В этом случае можно купить mp3 плеер для спорта. Музыка поможет вам войти в ритм и не пропускать занятий.

Интересным и действенным подходом является постановка стойки через удары и толчки, тело само выстраивается при длительной и монотонной их наработке с упором на правильность вложения силы, их скорость. При таком подходе удар «ставит» стойку, а правильная улучшенная стойка позволяет сформировать более мощный, чем был ранее удар или толчок.

Автор блога «Будь мужчиной!»

Азамат Чинасов

P.S. Тёзка, не знаю читаешь ли ты меня ещё, уж давно от тебя не было комментариев, но надеюсь дополнишь для полноты картины?!

budmuzhchinoi.ru

Аракаки К. «Секреты Окинавского карате» Глава№2 «Воображаемый центр тяжести»

Аракаки Киёши

Секреты окинавского карате. Суть и техника

перевод О.Сказкиной

Глава №2 «Воображаемый Центр Тяжести»

Позиция, создающая энергию

Для выполнения базового удара вы принимаете широкую фронтальную позицию. Одна нога находится впереди, вторая чуть отставлена назад и упирается в поверхность пола. Разворачивая корпус в талии, вы наносите удар противнику. (рис 1-2) Как уже объяснялось ранее вам не следует использовать свое тело как механический рычаг, то есть по принципу «акция-реакция». Ваше тело — передатчик энергии для нанесения удара цуки. В окинавском карате ваше тело уподобляется кнуту. Это принцип всех японских боевых искусств. Давайте рассмотрим более подробно вопрос — как при помощи Внутренней Физической Динамической Системы направить свою энергию на поражение противника.

Закон движения Ньютона

Попробуйте следующее упражнение с другом. Встаньте лицом к лицу, руки по сторонам. Немного подняв руки вперед, попросите вашего партнера сильно захватить ваши запястья (рис. 3). Не изменяя уровень ваших рук, прижмите локти плотно к вашему телу и идите на партнера (рис. 4). Удивительно! Вы можете поднять его тело (рис. 5). Некоторые люди говорят, что это происходит из-за энергии КИ (энергия жизни или жизненная сила).

Если вы продвинетесь вперед в этой позиции еще немного и немного приподнимите руки — вы можете отбросить своего друга на 3 метра! (рис. 6) Это называют айки-аге. Это явление можно объяснить энергией КИ (жизненная энергия). Но это неверно!

Как вы можете видеть из диаграммы 1, положением своих рук вы контролируете истинный центр тяжести партнера (ЦТ). Смещая его центр тяжести выше, нежели находятся его воображаемый и ваш ЦТ, и- «Вуаля!» — ваш партнер теряет равновесие! Это второй закон Ньютона в действии, F = М*А (сила равна массе умноженной на ускорение). Для простоты, давайте представим, что тело партнера — это большая коробка, стоящая на полу.(диаг 2). Точкой А мы обозначим истинное положение ЦТ. Если вы толкнете коробку в сторону, то истинный ЦТ сместится в точку В (диаг. 3). Тоже происходило и с телом вашего друга.

Когда Вы двигаетесь вперед и ваши руки находятся в зафиксированном положении, истинный ЦТ (точка А) будет смещен в точку В, и станет выше чем положение ваших рук. Так как вы поддерживаете одинаковое расстояние между собой и оппонентом, то масса не изменяется. Энергия вашего движения передается прямо вашему партнеру. Она будет толкать его, заставляя отклоняться назад. Точка В — это лучшее положение для сохранения равновесия, во время вашего натиска. Если его ЦТ сместится не в пункт В, а в иную точку, то он потеряет равновесие.

Теперь вы можете убедиться, что так называемая Вселенская Энергия КИ — это сила тяжести. Гравитация (сила тяжести) – ключ к боевым искусствам. (диаг. 4) Традиционное карате Окинавы пользуется этим ключом для выполнения цуки. Устойчивый ЦТ и энергия гравитации, созданная за счет смещения веса вашего тела вниз, позволяют нанести цуки, энергия которого проникает внутрь цели. Понимание этого принципа Внутренней Физической Динамической Системы было важным шагом в развитии для всех традиционных японских боевых искусств.

Неустойчивое равновесие

Для начала, чтобы научиться применять закон Ньютона, Вам следует научиться находить ЦТ тела своего противника (как в броске айки). В карате применяются следующие техники: сформировав кулак, вы медленно «падаете» на своего противника (рис. 1-2). В технике броска айки вы направляете тело противника вверх, а в карате вы стремитесь сбить противника с ног и повалить его.

Большинство людей разворачивают бедра, ударяя кулаком, или пытаются сохранить равновесие, останавливая движение тела, когда начинают буквально «падать» на цель. Обычно они не обрушиваются прямо (рис. 3-4). И наиболее часто, падая, они совершают удар ногой по земле, чтобы толкнуть цель (рис. 5). Это неправильно.

Применяя Внутреннюю Динамическую Физическую Систему к этой ситуации, вы должны согнуть свое колено непосредственно вперед, с тем, чтобы упасть прямо в направлении вашего противника, сохраняя энергию, которую вы создали (рис. 6). Это действие называют, «уронить колено.» Находясь в этом положении, убедитесь, что используете гамаку, стараясь держать локти как можно ближе к телу, чтобы сохранять прямое положение (рис 7-8) Ваше тело должно быть в ханми (диагональная позиция, когда ваше тело находится под углом 45 градусов по отношению к атакующему). Когда вы падаете из этого положения, ваше плечо имеет тенденцию падать первым. Не оттягивайте его слишком назад, и не позволяйте своей голове откидываться (рис. 9-10). Это же движение используют и в традиционном японском искусстве фехтования.

Когда вы падаете, и даже после того, как кулак попал в цель, не ускоряйте удар (что означает, что вы не увеличиваете скорость вне своего тела). Вы ускоряетесь в своем теле, используя Внутреннюю Физическую Динамическую Систему. Будет такое чувство, что вы помещаете свой кулак на вершину цели. Конечно, вы находитесь в неустойчивом равновесии, но фактически вы сохраняете устойчивость благодаря цели, которая остановила ваше падение.

Таким образом, вы можете передать энергию, равную произведению веса (или массы) на ускорение свободного падения, вашего кулака к цели. Это называют «неустойчивым равновесием». Вы должны использовать преимущество, которое дает вам сила тяжести, используя ваш вес для «производства» энергии за счет свободного падения. Этот цуки заставит согнуться тело противника пополам для восстановления равновесия, несмотря на то, что он уже потерял равновесие в результате приложения вами энергии.

Это — другой пример точки В, обсуждаемой нами ранее. Но теперь вы создали ситуацию, когда это происходит в его теле. Чтобы лишить противника равновесия достаточно лишь доли секунды и в следующий момент вы окончательно сбиваете его с ног (рис. 11-13). Принцип айки-аге тот же самый, что и в кулачной технике. Все это проявления Второго закона движения Ньютона. Все японские боевые искусства основаны на этом принципе.

Воображаемый центр тяжести

Центр тяжести у мужчин расположен на уровне приблизительно 56 % высоты тела и приблизительно 55 % у женщин (от уровня земли). Это различие объясняется тем, что у мужчин мускулы развиваются приблизительно на 45 процентов больше на передней и задней поверхности корпуса.

Но есть другой вид центра тяжести: между вами и вашим противником. Когда вы ударяете кулаком, вы следуете за тем невидимым центром тяжести и позволяете своему телу падать для усиления удара. Делая так, возможно создать удар, который проникает сквозь противника. Вы можете создать тот самый «убить-одним-ударом» цуки. Это цуки Окинавского карате.

Во-первых, вы становитесь одним целым с противником, сохраняя равновесие в системе между вами и его телом (диаг. 1). Между вами расположен центр тяжести объединенной системы. (диаг. 2).

Здесь же может быть найден ключ для вашего движения по жизни. Этот принцип — основа науки боевых искусств вообще и «Мусо-Кай Окинава Каратэ», в частности, и мы называем это Воображаемым Центром Тяжести или ВЦТ. Этот принцип основан на гравитационных и центробежных силах. Интересно отметить, что ключ к использованию этой техники является ключом движения против силы тяжести. Может показаться, что это противоречит теории, о которой мы говорили, но это не так. Это полностью согласуется с законами физики и содержит ключ, позволяющий управлять энергией внутри вас.

Ваше тело походит на гидроэлектростанцию. Для начала вы строите дамбу, чтобы сдержать воду (диаг. 3). Затем вы используете эту воду, чтобы турбина пришла в движение, производя электроэнергию. Я хочу, чтобы вы поняли это.

Сохранение прямолинейности вашей позиции — аналогично дамбе, используемой для сдерживания воды, оказывающей давление из-за силы гравитации. Другим примером того же самого являются прыжки на лыжах с трамплина. Прыгуны с трамплина так стараются преодолеть силу тяжести, что держат свое тело почти горизонтально, сохраняя энергию и равновесие. Таким образом, сила тяжести помогает им прыгнуть на максимальную длину. Если вы хотите ударить сквозь противника далеко за него, то необходимо использовать то же самое действие.

Вы должны держать свое тело прямолинейно, как бы создавая дамбу для сдерживания энергии гравитации. Но будьте внимательны: корпусу не стоит занимать почти перпендикулярное (относительно пола) положение, чтобы не смещать основной вес тела назад (рис. 1). Использование правильного прямолинейного положения — наиболее эффективное положение, из которого человек может использовать гравитационную энергию.

К сожалению, современные практики каратэ не понимают значение выражения «выправите ваше положение.» Они думают, что это только для виду. Наглядный пример неправильного положения — это, когда они принимают зенкуцу-дачи (позиция с передним коленом над пальцам ноги, задняя нога вытянута назад). Верхняя часть тела часто настолько прямая, что энергия буквально заперта внутри (рис. 2). Это приводит к статичности вместо динамичности. Без какого-то предварительного движения, энергия не может быть передана в каком-либо направлении. Такая плохая практика принята не только в США, но также и в Японии.

В старой Японии было 718 различных стилей кен-до или кен-дзюцу (путь меча). Дай Ниппон Бутоку-кай (Ассоциация Боевых Искусств Великой Японии), организованная в 1895, объединила их в один главный стиль. Это решение нанесло серьезный урон современным японским боевым искусствам. В стиле Итто-рю поняли, что совершенно прямая позиция необходима, чтобы сохранить энергию силы тяжести в позиции (рис. 3).

Главным современным японским боевым искусством, использующим контроль силы тяжести, за который мы ратуем, является Айкидо Уешибы. Мастер Морихей Уешиба понял, как использовать проявления силы тяжести, которые управляют этой энергией, сознательно контролируя ее, вплоть до момента поражения цели.

Цуки в Мусо-кай

Следующий шаг – это добавление ускорения кнута и свободного выпада вперед к вашему Воображаемому Центру Тяжести (диаг. 1-2). Начните с использования тате-кен (вертикальный кулак) для этой техники. В дальнейшем, привыкнув к этому, вы сможете легко переключиться на сей-кен (горизонтальный кулак).

Во-первых, согните свой локоть и поднимите руку перед собой, держа кулак на высоте плеча (рис. 2). Из этого положения расслабленно как бы падайте телом на партнера, направляя кулак вперед до момента контакта с ним. Используйте при этом естественную скорость тела (рис. 3). Другими словами, позвольте силе тяжести управлять вашим падением. Вы будете свободно падать к ВЦТ. Как только ваш кулак достигнет цели, ваше тело достигло ВЦТ (рис. 4).

Основное положение вашего тела: вы стоите лицом к противнику, ваши лодыжка, колено, талия, плечо, локоть и запястье находятся в одной вертикальной плоскости, которая перемещается к цели (рис. 5-6). Интересно отметить, что эта позиция — точно такая же, как позиция кен-до (техника фехтования), названная ма-ханми (рис. 7-8). Этот принцип используется и в кендо, и в Окинавском карате. Стало быть, ключевые принципы этих систем одинаковы.

Эта книга для каждого, желающего постичь карате, как боевое искусство. Поэтому позвольте мне повториться: удостоверьтесь, что вы понимаете значение слов «прямолинейная позиция.» Вы должны стоять так, чтобы ваша лодыжка, колено, талия, плечо, локоть, и запястье составляли одну линию с внутренней частью вашей «передней» ноги (рис. 9).

Много людей, включая так называемых экспертов по каратэ, смещают вес за пределы «передней» ноги. Ваше колено должно продолжать линию по внутренней части ноги к большому пальцу ноги. Если ваше колено продолжает внешнюю линию стопы — значит, оно отклонено и ваша позиция неверна. Как вы можете видеть на рисунке 10, колено, наклоняющееся к внешней линии, формирует два различных вектора, разделяя вашу энергию на два различных направления. В этом случае вы не сможете нанести полноценный удар под углом 90 градусов.

Прямое положение (т.е. большой палец, лодыжка, локоть, колено, талия, плечо, запястье и кулак находятся в одной плоскости), позволяет вам вложить в цуки максимальную энергию, так как плоскости векторов тела совпадают. Нет никакого разделения энергии на различные направления. Возможно, вам известно, что большой палец ноги играет большую роль в боевых искусствах. Именно по этой причине. И повторюсь, удостоверьтесь в том, что все эти части тела составляют одну линию с внутренней поверхностью стопы.

Скорее всего, в начале данная практика покажется вам неудобной. Поэтому начните тренироваться с наклона вперед вертикально стоящего тела с кулаком, немного выступающим вперед. И не забывайте использовать гамаку во время этого упражнения (рис. 11-12). Со временем, вы научитесь хлестать своим телом и рукой, чтобы передать и ускорить энергию, которую вы создаете.

Как вы помните из первой части — вы сознательно не должны сжимать кулак до нанесения удара. Цель, тело противника, формирует ваш кулак, (заворачивая пальцы в момент попадания). Убедитесь в том, что вытягиваете свою руку подобно острому ножу. Если вы можете сделать это, то даже нанося удар медленно — вы заставите противника отлететь в сторону. (рис 13). После освоения этой техники, просто увеличив скорость кнутообразного движения, вы сделаете свой удар более сильным. Это цуки Мусо-кай карате.

Избавление от итсуку

Есть одна вещь, которую вы должны понять о Воображаемом Центре Тяжести: ВЦТ должен всегда быть только воображаемым. Когда ВЦТ и фактический центр тяжести вашего тела совпадают, это называют итсуку, что означает «мертвое положение». Это табу для любого стиля боевого искусства. Хороший пример итсуку — жест с поднятыми над головой руками. Жест сдачи, означающий «у меня нет оружия» или «я сдаюсь» (рис. 1).

Давайте рассмотрим это положение тела с точки зрения законов физики. Принимая это положение, ваше тело находится перпендикулярно поверхности, на которой вы стоите. Энергия «заперта» в теле и для ее активации вам потребуется переместить центр тяжести, потратив на это время, соответственно.

Давайте разберем в качестве примера ката Канку, в котором вы не должны позволить энергии «замереть на месте». Почти каждый каратист, выполняющий это ката, замирает на месте с поднятыми над головой руками. Они сдались (рис.4). Во время выполнения исходного варианта ката Канку, Кусянку, необходимо держать свое тело прямо, немного наклоняясь вперед (рис. 2-3). Помните лыжного прыгуна? В этом положении ваше тело становится подобным стене дамбы, сдерживающей энергию. Во время удара рукой или ногой, вы выпускаете эту скрытую энергию и передаете ее цели. Это — закон природы.

А наклоненная вперед позиция приблизит вас к противнику без подшагивания к нему. Вы получаете выигрыш в 2-х измерениях, сокращая расстояние, не начиная самого движения. Даже если противник видит вас спереди, когда вы делаете это движение, он потеряет ощущение трехмерности пространства, (в котором происходит движение), так как он будет воспринимать ваше движение двухмерно.

Когда Кусянку превратился в Канку (что означает, «посмотри на небо»), то не только название, но и энергия этого ката были потеряны. Весь поток движения остановился (рис. 4-5). Люди перестали правильно понимать практическое значение боевых искусств, а воспринимали их как совокупность духовных и моральных ценностей, что, естественно, оказало влияние и на технику ката.

Хочу добавить одну важную мысль. Представьте, что находясь в боевой ситуации, вы сдаетесь. (Вы — конечно, мастер боевых искусств, который понимает Воображаемый Центр Тяжести и Внутреннюю Физическую Динамическую Систему). Если вы покажете своему противнику, что сдаетесь, используя ВЦТ (вместо «мертвой» позиции сдачи), ваш враг может убить вас. Обучавшийся для сражения, он будет более внимателен ко всему, что вы делаете (то есть к ВЦТ) — ведь это вопрос жизни и смерти. Поэтому, будьте внимательны с выбором специальных техник применительно к ситуации.

Положение дзэн

Рицу-дзэн – это практика Дзэн, стоя с вытянутыми вперед руками в положении, как если бы вы обнимали большое дерево (рис. 1). Эта идея взята из китайской философии. Суть состоит в том, что вы становитесь сильнее, поскольку обнимая ствол дерева, вы становитесь единым с ним и получаете он него энергию КИ.

Полагаю, что энергия дерева — хорошая «подпитка» для вашего организма. Но считается так же, что вы можете практиковать это упражнение, не обнимая реальное дерево, а лишь воображая его.

Что же такое Рицу-дзен на самом деле? Если вы дочитали до этого вопроса, то кое-что вам уже должно быть понятно. — Да! Это — пример ухода от итсуку. Вы можете представить ваш Воображаемый Центр Тяжести в середине дерева или в центре окружности ваших рук (диаг.1). Вы можете попробовать перемещаться в Рицу-дзэн.

Японцы называют это хай (ползание) и нери (замешивание, скручивание. Имеется ввиду медленное движение, в котором участвует все тело) (рис. 2-3). Во время упражнения, сознательно попытайтесь переместить свой Воображаемый Центр Тяжести в любую сторону, «роняя» колено в выбранном направлении. Поскольку вы медленно делаете это, вы можете предотвращать возникновение положений «запирающих» энергию.

Если вы проанализируете Тайцзи-цюань с точки зрения боевого искусства, то увидите эффекты использования ВЦТ (диаг. 2). Со временем, практикуя Рицу-дзэн, вы научитесь выносить центр тяжести своего тела (делая его своим Воображаемым Центром Тяжести) находясь в любом положении, даже если вы стоите прямо, избегая тем самым блокировки энергии. Таким образом, вам станет доступна одна из основных концепций Внутренней Физической Динамической Системы в традиционных боевых искусствах.

Смещая ваш центр тяжести вперед, и развивая навык нахождения ВТЦ, вы можете двигаться к оппоненту под углом 45 градусов. Эту технику используют в айкидо и кендо. Называется она ирими или позиция «входа в тело» (рис.4). Ирими использует силу противника против него же путем уступания. Вместо того чтобы стоять к противнику фронтально, вы «уступаете» ему часть своего тела. Естественно, это приводит к приближению к противнику другой части вашего тела.

Расположение вашего ВЦТ прямо перед собой или под углом в 45 градусов – основа боевых искусств. Но вклад карате Окинавы в боевые искусства состоит в уникальной концепции расположения ВТЦ в направлении под углом в 90 градусов. Это чудо в истории боевых искусств. Карате Окинавы было создано на перекрестке японской и китайской культур. Это позволило сделать огромный шаг вперед боевым искусствам всего мира.

 

okinawa-karate.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *