СМИ узнали о планах «крупнейшей реформы» в авиастроительной отрасли :: Политика :: РБК

Политика , 30 авг 2017, 05:47 

СМИ узнали о планах «крупнейшей реформы» в авиастроительной отрасли

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) с сентября приступит к проведению крупнейшей в отрасли реформы. По данным «Коммерсанта», она приведет к кадровым перестановкам в компаниях и к изменению схемы управления авиапромом

Фото: Марина Лысцева / ТАСС

В ближайшее время Объединенная авиастроительная компания (ОАК) приступит к проведению крупнейшей реформы в отрасли. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на нескольких топ-менеджеров предприятий промышленности, собеседника в Минпромторге, а также на источник в аппарате правительства.

По словам собеседников издания, речь идет об объединении в единое юридическое лицо ОАК, «Иркута» и «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС). Новая структура станет корпоративным центром «единого операционного холдинга» и будет управлять гражданскими программами ОАК. Источники в авиапроме подчеркивают, что в условиях сокращения гособоронзаказа власти делают ставку на развитие гражданской авиации, которая по своим объемам «не уступает военным программам».

Преобразования, считает источник, близкий к ОАК, помогут также сократить издержки и сэкономить в пользу развития

www.rbc.ru

Эксперт объяснил подоплеку крупнейшую в истории России реформы авиаотрасли‍

Авиастроительную отрасль России ждут серьезные реформы. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) объявила о своем намерении объединиться с корпорациями «Иркут» и «Гражданские самолеты Сухого» в одно юридическое лицо. ОАК станет корпоративным центром нового авиапромышленного гиганта и возьмет на себя управление гражданскими проектами компании — в частности надзором за производством самолетов МС-21 и SSJ 100.

Концентрацию на гражданских самолетах в ОАК объясняют снижением объемов оборонного госзаказа. Правительство РФ сейчас делает ставку на развитие гражданского сегмента авиастроительного рынка. По расчетам топ-менеджеров ОАК, вскоре по своим объемам этот сегмент не будет уступать военным программам. При проведении реформ ОАК возьмет за основу модель преобразований концерна Airbus, которая оказалась очень успешной.

По мнению военного эксперта, одного из руководителей журнала «Арсенал Отечества» Алексея Леонкова, ОАК движется в правильном направлении. Доходы компании от обслуживания оборонного госзаказа действительно обещают снизиться в самые ближайшие годы.

«Наша ОАК переживает уже не первую и не последнюю подобную реформу. Постоянно они что-то оптимизируют и улучшают. Важно здесь то, что сейчас у России есть две действующие программы закупки вооружений. Первая из них рассчитана до 2020 года, вторая также будет действовать как минимум до 2020-го, а возможно и до 2030 года. В этих программах, конечно же, присутствует определенный авиационный сегмент: заказ на поставку боевых самолетов в ВС РФ. Понятное дело, что в обеих этих программах заложено конечное число самолетов. Минобороны готово заказать у ОАК ровно столько единиц техники, сколько ему нужно», — поясняет Леонков.

Корректировать эту цифру в сторону увеличения Минобороны не будет. Таким образом, рано или поздно — собственно, уже в ближайшие несколько лет — поток средств, текущий из военного бюджета в ОАК, начнет сокращаться. Со временем он превратится из реки в ручеек. Сейчас концерн заблаговременно готовится к этим изменениям.

«Конечно, ОАК не будет полностью сворачивать свое военное производство. Компания все еще имеет возможность продавать производимую на его заводах авиатехнику за рубежом. Многие страны интересуются нашими боевыми самолетами. Но, конечно, по сравнению с объемами гособоронзаказа — это уже куда как меньшие продажи и меньший товарооборот», — добавляет военный эксперт.

Есть еще один важный составной момент. «Недавно руководство нашей страны — устами Дмитрия Олеговича Рогозина — заявило о том, что, когда гособоронзаказ будет выполнен, нашим компаниям придется думать о гражданской составляющей своего производства. Сейчас ОАК пытается объединить все силы под одной крышей, а заодно произвести определенный секвестр, чтобы оставить ту структуру, которая будет наиболее мобильной, способной эффективно противостоять вызовам и действовать в условиях санкций», — поясняет Леонков.

То, что ОАК и компании, в которых он имеет контрольный пакет акций, будут развивать два типа гражданских самолетов — среднемагистральный МС-21 и ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100 — было анонсировано еще достаточно давно. Сейчас ОАК просто подтверждает свои намерения.

«Есть, впрочем, еще один подводный камень, о котором не так часто говорят. Дело в том, что коммерческий интерес к этим самолетам был не таким ажиотажным, как ожидалось. Государство и сама ОАК приложили определенные усилия по продвижению Superjet за рубежом, но эти меры также не дали ожидаемого результата. Если продажи МС-21 не достигнут запланированного уровня, то, даже после всех реформ, слияний и преобразований, гражданское авиастроение России может ждать черная полоса. Самое плохое, что это может отразиться и на военном авиастроении», — отмечает Леонков.

Выходом из этого кризиса внешней торговли могло бы стать насыщение внутренних российских авиалиний самолетами ОАК. Для этого корпорации потребуется поддержка правительства и значительные бюджетное субсидирование. Тем не менее развитие внутреннего рынка могло бы стать подспорьем для ОАК на случай, если ее планы по экспорту МС-21 и SSJ 100 за рубеж не оправдаются.

Объединенная авиастроительная корпорация объединяет в себе крупнейшие авиационные компании России. Сверх того, компания является главным акционером ряда других концернов, также занимающихся производством военных и гражданских самолетов. Так, к примеру, в ПАО «Компания «Сухой» она владеет 81,1 % акций, в ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» — 95 %.

riafan.ru

Утверждена реорганизация Объединенной авиастроительной корпорации

Как сообщило ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК»), 1 сентября 2017 года состоялись заседания Советов директоров ПАО «ОАК», ПАО «Корпорация «Иркут», АО «ГСС». Ряд решений, принятых органами управления обществ, входящих в Группу ОАК, дает старт трансформации ПАО «ОАК», ПАО «Корпорация «Иркут», АО «ГСС» в Корпоративный центр обновленной единой компании с приданием ему функций Гражданского дивизиона на базе ПАО «Корпорация «Иркут». Это очередной важный шаг в рамках реализации программы корпоративного преобразования ПАО «ОАК», формирования единой компании и перехода на единую акцию в соответствии с решением, принятым Советом директоров ПАО «ОАК» в декабре 2016 года.

Линия сборки самолетов МС-21 на Иркутском авиационном заводе ПАО «Корпорация «Иркут». На переднем плане первый летный опытный экземпляр самолета МС-21-300 (серийный номер 21001). Иркутск, 17.08.2017 (с) irkutskmedia.ru

Реализация всех текущих и перспективных самолетных программ, а также выполнение контрактных обязательств, продолжается в полном объеме. Коллективы конструкторов, инженеров и рабочих продолжают работать над созданием конкурентоспособной российской техники.

В соответствии с принятыми решениями Президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь с сохранением должности назначен также Президентом ПАО «Корпорация «Иркут» и на период формирования нового Корпоративного центра ПАО «ОАК» будет совмещать эти позиции. Олег Демченко, много лет успешно работавший Президентом ПАО «Корпорация «Иркут» займет пост Первого Вице-президента – Генерального конструктора ПАО «Корпорация «Иркут».

В свою очередь, на базе АО «ГСС» будет формироваться центр маркетинга, продаж и послепродажного обслуживания гражданских самолетов, выпускаемых Группой ОАК. Для реализации этой концепции на должность Президента АО «ГСС» назначен Александр Рубцов. В связи с предстоящей концентрацией функций управления разработкой и производством гражданских самолетов на площадке нового Корпоративного центра ПАО «ОАК», Владислав Масалов с 1 сентября 2017 года перестанет выполнять функции Президента АО «ГСС» и перейдет на другую работу.

Стартовавшие преобразования нацелены на обеспечение реализации стратегической задачи Корпорации – повышение доли гражданской продукции в портфеле до 45% к 2035 году, увеличение выпуска новых гражданских самолетов до уровня 100-120 машин в год, а также повышение экономической эффективности деятельности Группы ОАК, снижение издержек за счет централизации поддерживающих процессов, сокращение уровней управления.

Стартовавшая трансформация позволит сконцентрировать ресурсы разработки, производства, продвижения и продаж российской авиационной техники, обеспечить преемственность и упростить реализацию функции сертификации и лицензирования производства самолетов.

Формирование «ядра преобразований» — нового Корпоративного центра Группы ОАК – позволит повысить эффективность и ускорить процессы трансформации Корпорации, в частности, формирование дивизионов транспортной, военной и стратегической авиации.

Целевая модель предусматривает переход компании от управляющего холдинга с большим количеством разнообразных по размеру, задачам, специализации и системе управления дочерних обществ к единой компании с переходом на единую акцию. Ресурс Корпоративного центра ОАК, эффективность Иркута и опыт глобальных продаж гражданской техники ГСС дадут необходимый синергетический эффект.

По предварительным оценкам сокращение затрат на закупку ПКИ, оптимизация кредитного и инвестиционного портфелей, а также ряда других факторов дадут существенный эффект и значительно повысят рентабельность продаж авиационной техники.

Преобразования, нацеленные на переход в более конкурентоспособную рыночную позицию, широко распространенная практика в мировой авиастроительной отрасли. Подобные этапы в своем развитии с успехом прошли такие глобальные игроки, как Boeing и Airbus. Достигнутые результаты в совершенствовании систем корпоративного управления, помимо прочего, формируют дополнительные конкурентные преимущества этих компаний.

Как подчеркнул Юрий Слюсарь: «Мы подошли к ситуации, когда любой проект требует вовлечения всех «частей организма», а старая структура становится все менее адекватной новым вызовам. Мы не конкурируем внутри страны между собой, как в былые времена, мы соревнуемся на глобальном поле, с глобальными партнерами. Без единства нет конкурентоспособности. Единая корпорация должна стать той «машиной», которая эту конкурентоспособность будет обеспечивать. В этой логике мы приводим корпоративный ландшафт ОАК к целевой модели».

bmpd.livejournal.com

Известия: Реформа ОАК попала под пересмотр

Проект указа президента РФ о реорганизации ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» прошел обсуждение и готов к подписанию. Документ, подготовленный на основе предложений правительства РФ, может быть утвержден до конца года. Предлагается в течение 12 месяцев реорганизовать ОАК путем присоединения к ее дочерней структуре — ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут». При этом ОАК как юридическое лицо будет ликвидировано, обновленный «Иркут» останется под контролем государства и будет внесен в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ.

Как пояснили «Известиям» несколько источников в авиационной отрасли, решение о создании новой компании на базе «Иркута» (разрабатывает новый среднемагистральный пассажирский самолет МС-21) связано с необходимостью разделить военные и гражданские авиационные активы.

По данным собеседниников «Известий», правительство склоняется к решению ограничиться созданием на базе «Иркута» гражданского дивизиона. Скорее всего, новая структура возьмет ставшее привычным название «Объединенная авиастроительная корпорация». Что будет с остальными активами сегодняшней ОАК, завязанными на выпуск авиатехники военного и двойного назначения, пока обсуждается. Часть из них могут перейти под контроль госкорпорации «Ростех».

Источник «Известий» в Министерстве обороны РФ подтвердил эту информацию, сообщив, что формирование военного дивизиона приостановлено до уточнения схемы реформирования ОАК.

В пресс-службе корпорации заявили, что сейчас корпорация выполняет решения совета директоров от 1 сентября. Ключевая задача — сформировать профильные дивизионы, а также обновленный корпоративный центр.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
В настоящее время официально декларируется, что в ОАК будут сформированы четыре дивизиона: военно-транспортной авиации (ядро — ОАО «Ил»), стратегической и специальной авиации (ядро — ПАО «Туполев»), военной авиации (ядро — фирмы «Сухой» и «МиГ») и гражданской авиации (ядро—– «Иркут» и «Гражданские самолеты Сухого»). 
 
— Для координации работы по корпоративной трансформации ПАО «ОАК», ПАО «Корпорация «Иркут» и АО «ГСС» создан управляющий комитет, а также 16 рабочих групп по ключевым направлениям деятельности: проектирование, производство, финансы, маркетинг, послепродажное обслуживание техники и т.д. Сформирован рабочий план. Работы двигаются в графике, — сообщил представитель ОАК.

В Минпромторге и корпорации «Иркут» не ответили на запросы «Известий». В аппарате вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего оборонно-промышленный комплекс, отказались комментировать тему реформы ОАК.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что перед Объединенной авиастроительной корпорацией стоят две противоречащие друг другу задачи — от успешного их решения во-многом будет зависеть будущее российского авиапрома.

— С одной стороны, необходимо обеспечить бесперебойную работу гражданского дивизиона, ответственного за производство самолетов для мирового рынка, — рассказал Руслан Пухов. — С другой стороны, нельзя отказываться от партнеров, находящихся под международными санкциями, таких как Иран, Судан и др. Поставка военной авиации на такие «токсичные» рынки — это удачное решение для нашей страны, от которого не нужно отказываться. Эти два аспекта необходимо будет учесть при проведении реформы ОАК.

Стартовавшие в конце 2016 года преобразования ОАК нацелены на увеличение выпуска новых гражданских самолетов до уровня 100–120 машин в год, а также на повышение экономической эффективности и снижение издержек.

www.aex.ru

ОАК в составе Ростеха ждет серьезная реорганизация, считают в Союзмаше

После вхождения в Ростех Объединенную авиастроительную корпорацию ждут изменения в структуре управления, направленные на снижения административных издержек, считает первый заместитель председателя Союза машиностроителей России (Союзмаш) Владимир Гутенев.

«Я думаю, буквально с первых шагов руководство Ростеха и курирующий эту сферу индустриальный директор Анатолий Сердюков, как человек, обладающий большим управленческим опытом, особенно в кризисных ситуациях, начнут серьезную реорганизацию, направленную на снижение административных издержек», — сказал «Интерфаксу» В.Гутенев.

Он также отметил, что в корпорации необходимо изменить структуру управления. «В ОАК сейчас выстроена очень сложная многоэтажная структура, в том числе дивизионов, что, в общем-то, вызывает определенные вопросы», — пояснил первый зампред Союзмаша.

По его словам, Ростеху предстоит решить ряд насущных вопросов, в основном в сфере производства пассажирских самолетов.

«И для того, чтобы у нас не только блок боевой авиации, который чрезвычайно успешен, но и схожие успехи у нас были в гражданской авиации, необходимо в кратчайшие сроки кардинально изменить ситуацию в авиастроении», — добавил В.Гутенев.

Как стало известно в среду, президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче госкорпорации «Ростех» 92,31% акций ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация».

Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

В указе президента говорится, что передача должна произойти в течение 18 месяцев.

«Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания», — говорится в документе.

В Ростехе сообщили «Интерфаксу», что ОАК ждет оптимизация управления.

«ОАК — актив непростой, ряд процессов нуждается в перенастройке. Поэтому первоочередные задачи, которые стоят перед нами — оптимизация процессов управления и производства. Необходимо исключить дублирование функций, оптимально загрузить мощности, выстроить технологическую, производственную, закупочную кооперацию между производителями авиатехники и комплектующих», — сообщили в госкорпорации.

Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «Интерфакс-АВН». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

www.aviaport.ru

Планы разделения Объединенной авиастроительной корпорации

Как пишут Евгений Девятьяров и Алексей Рамм в статье «Реформа ОАК попала под пересмотр. Объединенную корпорацию планируют сделать ядром гражданского авиастроения» в газете «Известия», производством военных и гражданских самолетов в России будут заниматься разные организации. Это решение уже согласовано в правительстве. Планируется, что Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) до конца 2018 года объединят с корпорацией «Иркут», образованная таким образом структура будет развивать исключительно гражданское авиастроение. Вся военная авиация будет оставлена за периметром ОАК — эти активы могут полностью или частично перейти под контроль ГК «Ростех». Первоначально планировалось сформировать в ОАК четыре дивизиона различной специализации.

(с) Алексей Куденко / РИА Новости

Проект указа президента РФ о реорганизации ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» прошел обсуждение и готов к подписанию. Документ, подготовленный на основе предложений правительства РФ, может быть утвержден до конца года. Предлагается в течение 12 месяцев реорганизовать ОАК путем присоединения к ее дочерней структуре — ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут». При этом ОАК как юридическое лицо будет ликвидировано, обновленный «Иркут» останется под контролем государства и будет внесен в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ.

Как пояснили «Известиям» несколько источников в авиационной отрасли, решение о создании новой компании на базе «Иркута» (разрабатывает новый среднемагистральный пассажирский самолет МС-21) связано с необходимостью разделить военные и гражданские авиационные активы.

По данным собеседниников «Известий», правительство склоняется к решению ограничиться созданием на базе «Иркута» гражданского дивизиона. Скорее всего, новая структура возьмет ставшее привычным название «Объединенная авиастроительная корпорация». Что будет с остальными активами сегодняшней ОАК, завязанными на выпуск авиатехники военного и двойного назначения, пока обсуждается. Часть из них могут перейти под контроль госкорпорации «Ростех».

Источник «Известий» в Министерстве обороны РФ подтвердил эту информацию, сообщив, что формирование военного дивизиона приостановлено до уточнения схемы реформирования ОАК.

В пресс-службе корпорации заявили, что сейчас корпорация выполняет решения совета директоров от 1 сентября. Ключевая задача — сформировать профильные дивизионы, а также обновленный корпоративный центр.

В настоящее время официально декларируется, что в ОАК будут сформированы четыре дивизиона: военно-транспортной авиации (ядро — ОАО «Ил»), стратегической и специальной авиации (ядро — ПАО «Туполев»), военной авиации (ядро — фирмы «Сухой» и «МиГ») и гражданской авиации (ядро—– «Иркут» и «Гражданские самолеты Сухого»).

— Для координации работы по корпоративной трансформации ПАО «ОАК», ПАО «Корпорация «Иркут» и АО «ГСС» создан управляющий комитет, а также 16 рабочих групп по ключевым направлениям деятельности: проектирование, производство, финансы, маркетинг, послепродажное обслуживание техники и т.д. Сформирован рабочий план. Работы двигаются в графике, — сообщил представитель ОАК.

В Минпромторге и корпорации «Иркут» не ответили на запросы «Известий». В аппарате вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего оборонно-промышленный комплекс, отказались комментировать тему реформы ОАК.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что перед Объединенной авиастроительной корпорацией стоят две противоречащие друг другу задачи — от успешного их решения во-многом будет зависеть будущее российского авиапрома.

— С одной стороны, необходимо обеспечить бесперебойную работу гражданского дивизиона, ответственного за производство самолетов для мирового рынка, — рассказал Руслан Пухов. — С другой стороны, нельзя отказываться от партнеров, находящихся под международными санкциями, таких как Иран, Судан и др. Поставка военной авиации на такие «токсичные» рынки — это удачное решение для нашей страны, от которого не нужно отказываться. Эти два аспекта необходимо будет учесть при проведении реформы ОАК.

Стартовавшие в конце 2016 года преобразования ОАК нацелены на увеличение выпуска новых гражданских самолетов до уровня 100–120 машин в год, а также на повышение экономической эффективности и снижение издержек.

bmpd.livejournal.com

Реорганизация ОАК и вхождение авиакорпорации в состав госкорпорации Ростех

 

Руководитель Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров официально заявил, что ведется подготовка документов по включению ОАК в состав госкорпорации «Ростех»

Денис Валентинович сказал, что «вхождение Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в Ростех позволит добиться оптимизации производства за счет использования производственных мощностей предприятий Ростеха».

Д.Мантуров сообщил, что «сейчас отрабатываются нормативные акты, которые обеспечивают внесение акций ОАК в Ростех. Что это даст? В первую очередь, оптимизацию производства за счет использования потенциала предприятий Ростеха, в том числе и производственных мощностей холдинга «Вертолеты России», которые, например, на сегодняшний день не полностью загружены».

Руководитель Ростеха Сергей Чемезов в свою очередь сказал, что для ОАК практически 60%, а то и больше, около 70%, наверное, комплектующих в самолете, делаются предприятиями, входящими в Ростех. Это и двигатели, это и авионика, это и средства радиоэлектронной борьбы, вооружения, ракеты – масса всего того, что относится к самолету».

Одновременно с процессом включения ОАК в состав Ростеха, идет процесс реорганизации в ОАК. По заявлению президента корпорации Юрия Слюсаря, ОАК будет состоять из нескольких дивизионов. Это дивизион военной авиации (ОКБ Сухого, авиазаводы в Новосибирске и Комсомольске-на-Амуре; РСК «МиГ», авиазаводы в Москве, Нижнем Новгороде и подмосковных Луховицах, также авиаремонтные заводы, которые по тематике относятся к военной авиации. Затем дивизиона транспортной авиации, созданный на базе компании «Ильюшин», в который входят ОКБ им. С.В.Ильюшина, ЭМЗ им. В.М.Мясищева, авиазаводы в Ульяновске и Воронеже, а также ряд авиаремонтных заводов. В дивизион специальной авиации вошли ОКБ им. А.Н.Туполева и авиазавод в Казани «плюс» ТАНТК им. Г.М.Бериева в Таганроге. Компании, входящие в эти дивизионы, перейдут на единую акцию к концу 2019 г.

1 сентября 2017 г. на заседании Совета директоров ПАО «ОАК», ПАО «Корпорация «Иркут», АО «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)» было принято решение, которое дало старт трансформации ОАК, корпорации «Иркут», ГСС в «дочку» ОАК – Гражданский дивизион на базе ПАО «Корпорация «Иркут». В этот дивизион также войдут  ОКБ им. А.С.Яковлева, компании «Аэрокомпозит», «ОАК – центр комплексирования» (занимается интеграцией бортового оборудования) и «ОАК-капитал», которая занимается вопросами обеспечения гарантии остаточной стоимости отечественных гражданских воздушных судов. Это будет «дочка» ОАК, но в единую компанию она входить не будет.

Кроме того, под управлением ОАК будет 50% в СП с китайской корпорацией СОМАС. Это российско-китайское СП занимается разработкой широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929.

В ближайшей перспективе намечено создать российско-китайский Инженерный центр (ИЦ) с центральным офисом в Жуковском в здании, которое строилось как новая штаб-квартира ОАК. «Ядром» ИЦ станут 200 российских и китайских конструкторов и инженеров, которые будут задействованы только в проекте CR929, хотя в проектировании перспективного авиалайнера примут участие по принципу распределенного КБ все конструкторские бюро, входящие в состав дивизионов ОАК.

Сейчас на переговорах российскую сторону от проектировщиков представляют кадровые сотрудники компании «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)», в частности, Максим Литвинов и Александр Долотовский, поэтому можно c большой долей уверенности предположить, что в настоящее время проектированием российско-китайской машины CR929 с российской стороны занимается коллектив компании «ГСС».

 

Юрий Пономарев

Фото автора

rusaviacluster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *