Шииты и Сунниты — в чем разница?

Джума:

— Приветствую всех! Это программа, в которой доступным языком говорят о сложных процессах и явлениях на Ближнем Востоке и не только.

Хочу представить своего гостя. Сегодня в студии заместитель председателя совета муфтиев России Рушан Хазрат Аббясов.

Рушан Рафикович, добрый день!

Аббясов:

— Добрый день!

Джума:

— Сегодня речь у нас пойдет о шиитах и суннитах. Многие о них слышали, многие слышали еще и о том, что между шиитами и суннитами существуют фундаментальные противоречия. Зачастую и вражда, к сожалению. Но мало кто знает причины. И, как показывает мой опыт, даже не все арабы об этом знают.

Аббясов:

— Сегодня, к сожалению, есть такая проблема. Она всегда стояла и очень часто принцип, которым пользуются англо-саксоны «Разделяй и властвуй», он сегодня очень активно пропагандируется. В том числе, и в религиозной среде.

Позвольте мне сделать некоторые исторические замечания, чтобы было понятно, откуда произошло вот это разделение. И два этих основных течения в исламе. В первую очередь, когда нашему досточтимому пророку Мухаммаду Всевышний дал первое откровение и когда он начал призывать людей к единобожию, это длилось около 23 лет. Конечно, там не было никаких течений, потому что по любым вопросам люди обращались к пророку. И пророк им всегда отвечал. Вопросы были совершенно разного характера. То, что мы видим сегодня из оставшихся для нас сунн, что мы называем путь нашего пророка. Люди приходили с совершенно разными вопросами. И он был основным первоисточником ответов на все вопросы жителей Мекки и Медины.

Было все едино. Люди жили, верили в Творца, поклонялись ему, совершали молитвы. Если что-то было не так, то сам пророк исправлял, указывал на какие-то замечания, ошибки. И люди жили спокойно, не разделяясь на какие-либо течения.

После смерти, после того, как Всевышний забрал к себе нашего пророка и посланника Мухаммеда, а это произошло в 632 году по григорианскому летоисчислению, тогда возник первый спор: кто возглавит, как лидер мусульманскую умму. И здесь некоторая группа людей посчитала, что должно быть так называемая родственная преемственность власти. И мы знаем, что одним из таких, а у пророка при жизни были очень близкие люди – известные его сподвижники: Абу Бакр, Умар, Али, Усман. Они впоследствии стали халифами, руководителями или предводителями мусульманской уммы.

Тегеран. На снимке: муллы идут слушать проповедь аятоллы Али Хаменеи, духовного лидера Ирана. Большинство жителей Ирана — шииты.Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

Джума:

— Богатые люди, пустившие все свои деньги на развитие ислама.

Аббясов:

— Это люди, которые полностью были преданы пророку. И они всячески помогали ему, поддерживали во всех делах. И тратили свое имущество, свои деньги для того, чтобы закончить с тем невежеством, которое было во времена язычников, когда большое количество проливалось крови, когда было много смут. И даже живых детей закапывали. И вот пророк пришел с тем, чтобы установить там мир, спокойствие и порядок, что он и смог сделать. И отсюда и название нашей религии «ислам», как смирение, мир и спокойствие. И когда мусульмане приветствуют людей, они говорят «Ассалям Алейкум» вне зависимости от того, к кому это обращение. Они говорят «мир вам». Пусть будет мир. И ислам – это именно религия мира, добра и добрых отношений.

Это была основная миссия, чтобы на Аравийском полуострове прекратились невежественные языческие поклонения. И люди стали единобожниками.

Ближайшие сподвижники – это была такая общая семья, крепкая община. Но, к сожалению, сатана не дремлет, и он всегда пытается внести раскол. И такой первый раскол стал после смерти, как я уже отметил, пророка. И тогда возник вопрос: кто возглавит мусульманскую умму? Одним из самых близких людей к пророку был Абу Бакр Это человек, который был полностью предан пророку. Он его сопровождал в путешествиях, во время переселения из Мекки в Медину. Это был самый близкий ему человек. И косвенно посланник Аллаха как-то один раз не вышел возглавить молитву, есть такой интересный эпизод в истории, и он косвенно сказал Абу Бакру, чтобы он возглавил эту молитву. Абу Бакр стал имамом, предводителем молитвы. И через какое-то время пророк сам пришел и встал за Абу Бакром. Когда люди увидели, что рядом встал посланник, конечно, они Абу Бакра остановили, потому что все молитвы возглавлял сам пророк. И это было большой честью, чтобы за ним люди молились и совершали молитвы. И тогда он сказал: вы не должны были прерывать. То есть, он сделал некое замечание, что я пришел встать и помолиться за Абу Бакром, то есть, именно чтобы он проводил молитву.

Это, может, в какой-то мере, как рассчитывают сунниты, это было неким мягким намеком. Но при этом ислам – это религия демократии. Должна быть выбранность и должен быть выбор общин, чтобы встать и выбрать себе духовного лидера.

Джума:

— Опять же, не всех людей.

Аббясов:

— Не всех.

Джума:

— Не всей уммы.

Аббясов:

— И тут одна группа людей, когда возник острый вопрос, что должен быть руководитель, амир общины, они разделились. И сказали, что нет, должна быть родственная преемственность. И один из сподвижников пророка – это стал Али, которого они посчитали близким человеком. И сказали, что он должен возглавить мусульманскую умму, так как он был двоюродным братом пророка. И он же был зятем нашего пророка.

Джума:

— Я так понимаю, противоречия чисто политического характера.

Аббясов:

— Только политического, ибо даже слово «шиа», что называем сегодня «шииты», оно в переводе с арабского как некая партия. Это небольшая группа людей, которая в какой-то мере из-за своих политических воззрений, а как я сказал, основная причина, кто должен возглавить мусульманскую общину. И вот эта группа людей, которые называли себя «шиа», то есть, отделившаяся партия, они сказали, что обязательно должен выбираться человек из числа потомков пророка Мухаммада. А такой человек был. И считали, что он должен был возглавить мусульманскую общину и стать первым халифом. Это Али, то есть, праведный Али, который потом стал праведным халифом, но не первым. Он был двоюродным братом пророка и зятем. И от Фатимы и Али пошло потомство пророков. Это по женской линии, все-таки. По исламской традиции можно сказать, что родственные отношения передаются по мужской линии. Но вот у пророка было два внука. В детстве сыновья пророка, к сожалению, покинули мир по воле Всевышнего. И у него только от дочери Фатимы, которая была замужем за Али, пошли двое детей: Хасан и Хусейн, которых пророк очень сильно любил.

Еще раз подчеркну, это не религиозное деление. Если сравнивать с христианством: православие и католицизм, то там больше на религиозной основе произошло деление. В исламе на политической основе.

Москва. Мусульмане в день праздника жертвоприношения Курбан-Байрам в Московской Соборной мечети. Мусульмане России являются суннитамиФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Джума:

— Халифата же давно нет! А вражда и недопонимание все еще остались. Почему так? И с какого периода началась именно вражда? Вооруженное столкновение между вот этими двумя направлениями? В том же Ливане недавно произошел теракт, в шиитском районе. Почему так? Когда все началось?

Аббясов:

— Началось, к сожалению, все тогда же, в седьмом веке. Уже одно из таких ярких событий: произошла мученическая смерть внука пророка. Пророк очень любил своих внуков. И то, что от рук самих мусульман погиб Хусейн…

Джума:

— Битва при Кербеле.

Аббясов:

— Да. Произошла страшная битва. И сегодня, например, шииты, помимо того, что отмечается в исламе два крупных праздника Ураза и Курбан Байрам, то Ашура, есть такой праздник – это месяц, когда начинается новый год по мусульманскому летоисчислению. В этот период мы видим, что произошла мученическая смерть внука пророка Хусейна. И мусульмане-шииты сегодня данное событие считают, как траурное событие. И мы видим, что иногда они себя истязают, бьют, вспоминая о событиях, что они не смогли защитить внука пророка.

Возвращаясь к сегодняшнему дню, мы очень часто бываем на разных мероприятиях, на конференциях. И между учеными исламского мира, а мы сидим все за одним круглым столом, мы общаемся, мы встречаемся, обсуждаем разные темы, где присутствуют и сунниты, и шииты. Ливан возьмем, Ирак. Там есть целые советы мусульманских ученых, где присутствуют как сунниты, так и шииты. Да, каждый в своем убеждении считает себя правым, но это в любой религии каждый считает, что он идет правильным путем. Но при этом в исламе есть очень четкое понимание того, что ты насильственно ни в коем случае не имеешь права навязывать свою точку зрения.

Но мы видим, что сегодня есть силы, которые пытаются применять систему «Разделяй и властвуй». И, к сожалению, используют вот этот фактор именно религиозного обоснования – конфликтности между суннитами и шиитами.

Москва. Мусульмане в день праздника жертвоприношения Курбан-Байрам в Московской Соборной мечети. Мусульмане России являются суннитамиФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Джума:

— Причем, как с той, так и с другой стороны! Вспоминают исторические недоразумения, и на фоне этого идет вражда.

Аббясов:

— Именно так. И я думаю, что тут сильная политическая подпитка для того, чтобы развязать конфликт. Например, вспоминаю одну из этих встреч высшего исламского совета Ирака. Они приехали после свержения режима Саддама Хусейна. И они сказали следующее, а там председатель совета шиит, а его первый зам, как генеральный секретарь, представляет суннитскую часть. Они сказали следующее: я шиит, я готов быть суннитом. А суннит говорит: я суннит, но готов быть шиитом. У каждого есть свои убеждения, мы следуем предписаниям, которые есть, но у нас нет момента конфликтности. Мы, как ученые, призываем наши общины не конфликтовать, не проливать кровь, не сеять раздор. При Саддаме Хусейне, говорят они, было тяжело. Но сейчас, когда к нам вторглись военные США, Запада и так далее, нам стало в сто раз хуже. Притом, тогда мы более-менее жили, у нас не было конфликта, не допускали внутреннюю подоплеку конфликтности. Сейчас же специально развязывают, искусственным путем. Это были слова высшего совета исламского в Ираке.

Мы сегодня видим, что, к сожалению, некоторые политики в ряде государств применяют именно этот способ, когда пытаются развязать для своих внутренних политических целей конфликтность между суннитами и шиитами, как вы правильно отметили, вспоминая те или иные эпизоды истории, трактуя их в том или ином контексте. Тем более сегодня, как мы видим, это очень легко делается, применяя интернет, соцсети, настраивая одну группу против другой. И создавая вражду и конфликты.

Джума:

— Такой самый примитивный способ – зажечь толпу.

Помимо политических, идеологических, подчеркиваю, не религиозных различий, существуют ли какие внешние различия? В одежде, в поведении? В ритуалах?

Аббясов:

— В первую очередь хочу сказать, что нас объединяет. У нас нет ярких различий, например, как в том же христианстве. Нас объединяет вера в единого бога, чтение одного Корана, у нас нет второго издания Корана. Мы чтим Коран, его читаем, трактуем. И вера в пророка и посланника Всевышнего Мухаммада.

Конечно, есть определенные факт различий. Но больше, если посмотреть, они носят… Если в одежде, то это может быть в целом национальные приоритеты. Мы можем посмотреть, где у нас шиизм распространен? Иран. Если что-то ближе к нам, в арабских странах это Ирак, Ливан, Бахрейн. Если посмотреть наших соседей из бывшего СССР, это Азербайджан, где существенная часть населения именно шииты.

Джума:

— И понемножку они везде.

Аббясов:

— Да. Живут. И мы молимся в одних мечетях. Есть, конечно, в некоторых странах отдельные шиитские мечети. Например, у нас в Москве так же был построен комплекс в Отрадном, где есть отдельно суннитская и шиитская мечеть. Но при этом, подчеркну, что сунниты спокойно могут молиться в шиитских мечетях и наоборот.

Иран. Тегеран. На улицах висят знаки о запрете фотографированияФото: Анатолий ЖДАНОВ

Джума:

— Так везде? Я знаю, что вы четыре года жили в Катаре. Там так?

Аббясов:

— Когда я учился, сильных напряжений не было. Единственное, сейчас могут быть какие-то, на мой взгляд, геополитические моменты.

Мы заходили и в шиитские, и в суннитские мечети. Мы молились спокойно и не было проблем.

Внешне мусульмане сильно не отличаются. Единственное, есть особенности в поклонениях. Мусульмане все чтят пятикратную молитву, например, а в шиизме есть в некоторых мазхабах, течениях. У нас, помимо того, что есть два основных течения, идут определенные школы. В суннитском толке это четыре основных мазхаба: ханафи, шафи, ханбали, малики. Это все идет от названий ученых, которых разработали. В шиитском направлении, насколько мне известно, там около 12 основных.

Джума:

— Самое крупное – это джафари.

Аббясов:

— Да. Джафаритский мазхаб.

Есть небольшие различия в молитвах.

Турция. Стамбул. Большинство жителей Турции являются суннитами.Фото: Антон ПИКУС

Джума:

— А какие?

Аббясов:

— Например, пятикратная молитва. Шииты могут объединять. Совершается пять молитв у шиитов, но в пяти промежутках времени. Каждая молитва в определенное время. Например, в шиитских некоторых мазхабах есть объединение второй и третьей молитвы, четвертой и пятой. По времени. Но при этом, опять же, пять молитв.

Джума:

— Но правонарушением это не считается?

Аббясов:

— Мы знаем, что есть пять молитв. Например, когда сунниты отправляются в путь, то им тоже дозволено объединение второй и третьей молитвы, четвертой и пятой. В одно время совершить две молитвы. Но сам всевышний, как справедливый судья, рассудит всех.

Некоторые моменты поклонения. Про намаз. Даже слово «намаз» в фарси имеет персидское значение. Арабское «саляф». У нас настолько все переплетено. Мы понимаем друга друга и совершаем совместные молитвы.

Есть определенные тонкости в отношении молитв: кто как совершает, но основные моменты соблюдены. Это стояние и чтение суры с Корана, поясные и земные поклоны, восхваление Всевышнего. И пророка. И дополнительно некоторые мазхабы шиизма восхваляют так же Али. Приверженность потомства, родственных уз с пророком.

Джума:

— Как и перевод: люди дома, ты дома пророк.

Аббясов:

— И считается, например, имам. Если в суннитских направлениях имам избирается из числа уммы, то в шиитских мазхабах предпочтение отдается родственности. Но при этом и у суннитов это так же почитается, чтобы… Мы, например, знаем несколько лидеров, например, король Марокко, Иордании. Они считают себя так же из числа рода пророка Мухаммада.

Джума:

— Точки соприкосновения между суннитами и шиитами более фундаментальны, глубоки, нежели чем различия?

Аббясов:

— Безусловно. Именно на уровне богословия, ученых наших. Я очень много путешествую по миру, участвую в разных конференциях исламского, богословского характера. И обязательно присутствие на этих конференциях ученых и суннитского, и шиитского мира. И сегодня в исламской республике Иран есть специальная организация – ассоциация исламских ученых по сближению мазхабов.

Ученые, муфтии, имамы внимательно изучают эту тему. И пытаются найти схожесть наших общих понятий. Почему мы слышим большое проявление конфликтности сегодня? Это, в первую очередь, из-за того, что политические силы влезают и пытаются искусственным путем войти.

Чечня. Девушки на улице. Все мусульмане России являются суннитами.Фото: Евгения ГУСЕВА

Джума:

— Именно про суннитов. Не совсем понятно… В той же Казани был недавно. Замечательный город. И они сунниты. И Исламское Государство так называемое тоже провозгласило себя суннитами. Но между ними ведь пропасть!

Аббясов:

— Как только появилась данная террористическая организация, наглым образом себя назвала Исламским Государством, мы четко заявили, что эта террористическая структура не представляет ислам. Тем более, мусульман. И не является никаким государством. Об этом заявляет все международное сообщество.

Ученые всех мазхабов заявили о том, что эта структура не имеет права себя называть именно так. То, что они запугивают весь мир, эта террористическая организация, никакого отношения к исламу не имеет. Рамзан Ахмедович Кадыров вообще сказал, что называйте из Иблисским государством, если хотите сохранить аббревиатуру ИГИЛ. Мы предлагаем называть, как называет все международное сообщество: ДАЕШ. Это аббревиатура на арабском, но при этом она носит некий унизительный характер этой структуры.

Джума:

— Перевод такой же?

Аббясов:

— Да. Но так же слово «даеш» — это унижение. С арабского переводится как не очень хорошее слово. И мы уже услышали, что это не понравилось бандитам. И они пригрозили всем тем, кто будет их так называть отрезать язык.

У нас никаких сомнений и двойных стандартов нет. Мы очень четко говорим, что это не имеет никакого отношения к ислам, к суннитам в целом и исламскому миру.

Джума:

— Я, наверное, передернул, сравнивая наших татарских мусульман с Иблисским государством. Давайте перефразирую. Нельзя сравнивать тех мусульман, которые в Казани с теми, кто в Саудовской Аравии, например, где руки рубят за… Кто из них более правильный? Наверное, в Саудовской Аравии? Она ближе к шариату, получается?

Аббясов:

— Если мы обратимся к каноническому тексту, то Всевышний говорит: все вы равны передо мной. Араб, не араб. И не зависит, какой статус социальный, положение в обществе и так далее. Отличаетесь вы только в богобоязненности.

В начале 90-х была такая иллюзия о том, что если кто-то приедет из арабских стран, то это уже святой. Но, к сожалению, видели, что где-то человек грешит, неправильно что-то делает. И было некое разочарование. Сегодня у мусульман есть очень четкое и понятное представление об исламе. За последние 20 лет, когда получили демократическую свободу, смогли создать наши учебные заведения. И надо отдать должное нашему духовному лидеру, председателю Совета муфтиев России шейху Равилю Гайнутдину, который, начиная с конца 80-х, когда был СССР, создавал учебные заведения. И я сам в 88-м году семилетним мальчиком пришел в московскую соборную мечеть. И начал получать азы вероучения.

Нет различий. Только Всевышний рассудит, насколько человек был искренен, откровенен.

Джума:

— Различия чисто такие… Адаты. Традиции.

Аббясов:

— Да. У нас в России ислам – это не пришлая религия с мигрантами, как сегодня на Западе. Ислам в России насчитывает более тысячи четыреста лет. И эту дату мы отмечали в начале двухтысячных годах, когда отмечали первый приход ислама в Дербент на Северный Кавказ. И именно сегодня оттуда пошло зарождение, был озвучен первый азан – призыв к молитве. Но наши предки, например, у татар осенью, вспоминали, что уже в 992 году, на 66 лет раньше приняли ислам, чем было крещение Руси (988 год). Волжская Булгария – именно оттуда пошло зарождение.

У нас никогда не было конфликтов на религиозной почве, не было религиозных войн, конфликтов, смут. И в том числе внутри конфессиональном, имею в виду отношение между суннитам и шиитами. Мы всегда вместе были согласно призыву Корана. И это братство. Мы можем быть примером и показателем того, как сегодня сунниты и шиты, например, в нашей стране живут вместе. Скажу больше: в составе духовного управления мусульман РФ не только суннитские организации, но их большинство, конечно. Но есть и ряд шиитских, где наши братья азербайджанцы также объединяются. И мы в наших мечетях отмечаем наши совместные праздники, поддерживаем друг друга и развиваемся.

У нас нет сегодня внутренних расколов. И мы в этом плане всегда находим точки соприкосновения и ведем диалог.

Джума:

— Хотел бы задать ключевой вопрос. Я сталкивался с мусульманами, молодыми людьми очень религиозными. И при этом они не знают различий между шиитами и суннитами. И не знают, к кому они принадлежат. А обязан ли я, будучи мусульманином, соблюдая пост, знать, кто я? И идентифицировать себя: либо с теми, либо с другими? Или я могу быть просто мусульманином?

Аббясов:

— Всевышний призывает нас в Коране: учись. Или читай. И, безусловно, человек должен получить систематические знания. У нас в исламе есть: пусть знаний – обязанность каждого мусульманина. Вот эта обязанность, и я призываю нашу молодежь получить системные знания. Не через интернет и соцсети, которые не всегда дают правильную информацию. Сегодня очень плохая тенденция, когда пытаются сразу тебя обвинить в неверии, что ты отходишь от лона ислама и так далее. Не поддавайтесь на эти провокации!

Обратитесь в ближайшие медресе, где вы можете получить знания, обратиться к имамам, к ученым, чтобы для себя хотя бы понимать различия, сделать определенные выводы, кто, что и как. Но при этом мы не должны забывать, что остаемся людьми. Все являемся творением Всевышнего. И мы ни в коем случае не должны никого оскорблять, унижать из-за вероисповедания. Ислам учит уважительно относиться ко всем, как наш пророк показывал и говорил о том, что мы должны с почтением относиться ко всем творениям Всевышнего. И даже отношение не только к людям, но и к животным ставится на очень высоком уровне. Пророк сказал: «Не уверует из вас тот человек, который не будет любить своего брата так же, как любит себя».

Джума:

— Спасибо вам большое!

www.kp.ru

Сунниты и шииты.Разница с точки зрения ахль ас-сунна.

 Когда я только изучала ислам,я не могла понять существенной разницы между шиитами и суннитами.Вот недавно попалась статья,в которой как мне кажется изложены самые основные моменты(хотя их намного больше!!! )

Один из наиболее озадачивающих аспектов для немусульман и новых мусульман — различие, наблюдаемое ими между мусульманами суннитами и шиитами. Некоторые путаются, видя, как каждая группа утверждает, что именно она последовательница истинного Ислама. Чтобы основательно разобраться в этом вопросе, нужно покопаться в ранней истории Ислама и увидеть, при каких обстоятельствах это разделение фактически началось, изучение совершенно невозможное для большинства людей. Другой путь, гораздо более доступный для обыкновенного человека, — проанализировать, какая группа является правильной в учении Ислама; можно сделать простое сравнение между суннитскими и шиитскими вероубеждениями и религиозной практикой применительно к письменным доказательствам: Корану — низведённому слову Бога, и суной — учением пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Зачастую люди полагают это разделение основным , в то время как фактически шииты составляют только лишь 8 процентов мусульманского населения, достигнув даже этого числа после захвата некоторых важных политических регионов в истории. Это даже не разделение, можно с уверенностью сказать, что шииты — всего лишь одна из различных отклонившихся групп, которые оставили чистое обучение традиционного Ислама. Сунниты, в отличие от них, — не отколовшаяся группа, но просто называют себя так, чтобы отличить себя от шиитов и других еретических сект.

Слово “суннит” происходит от термина “сунна”, как уже говорилось, учения пророка Мухаммада, поскольку сунниты строги в соблюдении этого учения без каких-либо введений, изменений или упущений. Слово шиит (“ши’а” по-арабски) означает “партия”, “секта”, “сторонники” или “группа единомышленников”. Бог говорит в Коране, обращаясь к Его пророку, Мухаммаду:

“Те, кто из веры что-то неприемлют и разделяются на секты – ты (Мухаммад) к ним отношенья не имеешь, их дело в веденьи Аллаха. И Он потом им известит всё (зло того), что делали они.” (Коран 6:159)

Хотя определенные группы заявляют, что в этом стихе говорится не о самих шиитах, но смысл его включает указание на них.

Обратившись к истории, можно легко обнаружить, что термин “шиит” поначалу использовался мусульманами в отношении единоверцев, изменивших политическое кредо, спустя 37 лет после смерти Пророка.

Не смотря на то, что шииты утверждают будто начало их секте было заложено именно с тех пор, в действительнольсти термин «шиит» применимо именно к этой секте начал использоваться намного позже в истории. Как бы то ни было, ясно, что термин этот был неизвестен во время жизни Пророка, и поэтому можно сказать, что секта шиитов появилась после смерти Пророка.

За долгий период развития шиитского учения они включили много иностранных концепций в их веру. Начинаясь как политическое мнение, имевшее некоторые виды на Али, кузена Пророка, предпочитая его другим сподвижникам, оно переросло в секту, проповедующую странные идеи, чуждые Исламу. Произошло так главным образом потому, что эта идеология была в основном поддержана в областях, далеких от центров Исламского знания, большей частью в Персии, людьми, плохо знакомыми с Исламом или принявшими Ислам номинально, и жившими в местах, где большой процент населения оставался верным вере их предков.

Таким образом шиизм стал плодородной почвой для введения иностранных идей, которые они изо всех сил пытались внедрить в некоторые аспекты и убеждения, признанные Исламом, в конечном итоге преобразовавшись в секту, составленной из идей, имеющих начало в Иудаизме, Зороастризме и Исламе.

Поэтому ничего странного в том, что одна из самых важных святынь в шиизме, посещаемая многими шиитами — это храм Абу Лю’лю’а (последователя Зороастры, умершего после халифата Омара), расположенный в городе Кашана теперешнего Ирана. Мухаммад Али Музи, иранский шиитский исследователь во Франции, заявил:

“Основные принципы Зороастрийской религии влились в шиизм порой с протокольной точностью. … И эти отношения отмечают братство между шиизмом и древним Ираном огнепоклонников..”[1]

Мы же кратко взглянем на шиизм, исходя только из одного аспекта — вероубеждения. Из немногих примеров ясно видно насколько он действительно отличается от религии Ислама, принесенной пророком Мухаммадом.

Существует несколько аспектов веры в Исламе, являющиеся истоком других убеждений, которые должны быть приняты всяким, кто считает себя мусульманином. Как упомянуто в стихе:

“…но благочестье в том, чтобы уверовать в Аллаха, в Последний День, и в ангелов Его, в Писание (Святое) и пророков…” (Коран 2:177)

Это также упомянуто в высказывании Пророка, да благословит его Аллах:

“Вера состоит в том, чтобы верить в Бога, ангелов, Священные Писания, пророков, в Последний День… ” (Сахих Муслима)

Эта короткая беседа просто затронет лишь немногие из различных аспектов веры, и упомянет только некоторые из верований шиитов и как они отличаются от Ислама.

Вера в Бога

Надлежащая вера в Бога, или кредо — самый важный аспект религии Ислам. В течение первых 13 лет пророчества Мухаммада (да благословит его Аллах), он исправлял верования людей о Боге, наставляя их не обращаться ни к кому, помимо Бога, будь то ангелы, пророки, святые, мученики, деревья, камни, звезды или идолы. Он разъяснял, что только одному Богу, создавшему их, нужно поклоняться. Очень мало законодательств и практики поклонения были низведены в течение этого периода. Даже большая часть Корана призывает имеено к такой вере. Бог говорит в Коране, что обращение к другим помимо Него — грех, достойный вечного проклятия в Адском огне:“Кто почитает иных богов с Аллахом наравне, тому Он запретит Свой Рай, и Ад ему убежищем предстанет .” (Коран 5:72)

Это бескомпромиссное исламское вероубеждение — основание, с кото-рого начинается принятие Ислама. Мы находим, однако, что шииты верят в почитание других помимо Бога. Уважение нужно оказать большим святым и мученикам, таким как Али, Хусейн, Фатима, имамам, и непосредственно к ним взывают при необходимости. Шииты полагают, что они могут отве-тить на их запросы, а также заступиться за них перед Богом, — убеждение, являющееся согласно Исламу явным выражением слабости веры.[2] Всевышний говорит:

“Не Тот ли (Бог), Кто внемлет обездоленному, когда к Нему взывает он, и избавляет от страданий…” (Коран 27:62)

Другое важное убеждение, явно нарушаемое шиизмом — понятие о том, что Бог Один управляет делами вселенной, и только Он один знает Неведомое. Шиизм приписывает эти полномочия своим лидерам, названнымимамами, и ставит их в положение выше пророков и ангелов. Бог говорит:

“Скажи: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха, а они даже не подозревают, когда их воскресят.” (Коран 27:65)

“И из Его знамений то, что Он вам молнию являет на страх (одним), (другим же) – на надежду, льёт с неба дождь и землю им живит, которая поникла в смерти, — в этом, поистине, знамение для тех, которые разумны.” (Коран 30:24)

Шииты многими из этих признаков наделяют своих имамов. Некоторые из них даже вызывание молнии приписывают им.[3]

В авторитетных шиитских источниках говорится:

“Имамы имеют знание того, что произошло в прошлом и того, что случится в будущем, и ничто не скрыто от них.” (Аль-Кулайни, Аль-Каафи, стр.260)

«Имамы имеют знание всех низведённых книг, независимо от языков, на которых они были низведены» (Там же, стp.227)

“Имамы знают, когда они умрут, и они не умирают, кроме как по их собственному желанию” (Там же, стp.258)

“Вся земля принадлежит имамам.” (Там же, стp.407)

Есть много аспектов веры в шиизме, противоречащие Исламу и уводящие человека с его пути. По этой причине мусульмане полагают, что шиизм не представляет собой Ислам, а скорее наоборот, противоречит самим основам Исламского учения.

Footnotes:
[1] Роль зороартризма в развитии шиизма

[2] Бихар аль-Аанвар, Аль-Маджлиси,. Пример таких нелепых верований может быть найден в следующих утверждениях одного из их имамов, или лидеров:“Когда пророк Нух (мир ему) был близок к потоплению в водах наводнения, он призвал Всемогущего Бога нашими именами (то есть именами имамов). И тогда Всевышний Бог явился для его спасения. Когда Пророк Авраам (мир ему) был брошен в пылающий костёр, он молился Богу нашими именами, и Бог Всемогущий приказал огоню быть прохладным и безопасным для него [Авраама]. Когда пророк Моисей (мир ему) ударил море посохом в поисках пути, он призвал Бога посредством наших имен и Бог заставил море рассечься. Наконец, когда евреи составили заговор, чтобы убить Иисуса (мир ему), он умолял Бога, упоминая наши имена и был спасен от смерти. Бог в конечном итоге поднял его. “ (Васаиль аш-шиа, 4/1143)

[3] Бихар Аль-Анвар, Аль-Бурхан, и другие

Шахада

Шиизм отличается от Ислама даже по первому и самому важному столпу Ислама и веры, названной Шахада, свидетельство, произносимое каждым для подтверждения веры при принятии Ислама, в том, что никто не заслуживает поклонения, кроме Бога, и что Мухаммад — Его раб и посланник (ля иляха илля Аллах). Это доказательство — важнейший аспект Ислама, целая религия построена на нём, и воплощает уникальное и полное Единобожие и веру в Бога. Это настолько важно, что Пророк умолял его дядю, находящемся на смертном одре, произнести это свидетельство:

«O дядя! Скажите ‘ля иляхя илля Аллах, ‘- фразу, ради которой я буду молить за Вас перед Богом» (Сахих Аль-Бухари)

Его дядя не решился произнести это свидетельство из опасения относительно того, что скажут люди об изменении религии его предков ввиду смерти. Он умер, и Пророку было извещено откровением, что он — среди обитаталей Ада.

Стало быть, эта фраза и вытекающие из неё последствия, настолько важны, что Пророк сделал их средством постоянной жизни в Раю. Он сказал:

“Всякий сказавший ‘Ля иляха илля Аллаха’ и умерший, твердо стоя на этом войдет в Рай.” (Сахих Аль-Бухари)

Таким образом, эта фраза, считающаяся первым столпом Ислама, само утверждение, выражающее вероубеждение, даёт возможность войти в Рай!

Шииты, однако, имеют иное ‘свидетельство веры’. Они не только отрицают его значение, как показано в предыдущий статье, приравнивая других с Богом, но они также добавили некоторые принципы, которых не найти в подлинных источниках. Их шахада включает утверждение: “никто не заслуживает поклонения, кроме Бога, и Мухаммад является Его рабом и посланником, а Али — Его возлюбленный, избранник и преемник Пророка.”[1]

Это — следствие экстремизма, питаемого ими в отношении кузена пророка Мухаммада, Али, от которого, по их утверждению, они происходят. Шииты даже утверждают, что приемственность Али была упомянута во всех Священных Писаниях, низведённых предыдущим пророкам[2]. Они утверждают, что все будут спрошены о преемственности Али в Судный День[3], кто же полагает иначе, считаются многобожниками[4].

Хотя Али, как известно, был одним из наиболее набожных сподвижников Пророка, ни в каком источнике нельзя найти, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) когда-либо упоминал о его преемственности в правлении. Фактически, изучая ранние шиитские работы, обнаруживаем, что они сами приписывают это убеждение Абдулле Ибн Саба, отступнику, объявившему себя мусульманином и составившиму заговор против халифа Османа, утверждавшиму, что Али был Самим Богом. Таким образом ясно, что эти верования являются нововведениями, никогда не проповедуемыми пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах.

Вера в Священные Писания

Бог говорит в Коране, что Он низвёл Священные Писания пророкам, которые они пересказывали людям, обучая их истине. Некоторые из этих пророков и Священных Писаний упомянуты в Коране:

“Скажите: «Мы веруем в Аллаха, и в Откровение, ниспосланное нам, и Ибрагиму, Исмаилу, Исхаку и Якубу, и (всем двенадцати исраильских) коленам; и в то, что даровал Он Исе, и что другим пророкам было дано их Гоподом, — меж ними мы не делаем различий, и лишь Ему покорны (в Исламе).” (Коран 2:136)

“Он ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Таурат (Тору) и Инджил (Евангелие),” (Коран 3:3)

Это были пророки, получившие откровение, и постольку, поскольку Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был последним пророком, после низведения Корана не будет других Священных писании. Шииты однако, полагают, что было Священное Писание, низведённое после Корана перед смертью Пророка, которое они называют “Свитками Фатимы”. Они утверждают, что в нём были названы имена всех тех, кто должен был быть их имамами в будущем.[5] Всё это было выдумано, потому как они не могли обнаружить в Коране аятов, которые можно было бы использовать для защиты их взглядов. Не остановившись на этом, они даже усомнились в подлинности Корана, заявляя, что он не был сохранён[6], якобы Коран сегодня неполон, его полная версия находится у их 12-го имама, который прятался в течение прошлых 900 лет в ‘пещере’. Они полагают, что, когда он объявится, обнародует полную версию[7]. Всякому понятно, что такое убеждение полностью противоречит учению Ислама, поскольку Бог ясно заявляет, что Коран находится под Его непосредственной защитой:

“Мы, истинно, Писание послали, и будем, истинно, блюсти его сохранность” (Коран 15:9)

Шииты утверждают, что существующий Коран, должно быть, был изменён, поскольку в нём нет никакой ссылки ни на одно из их заблудших верований. Одним из первых, заявивших такую точку зрения был Мирза Хуссейн Мухаммад Такий Аль-Нури Аль-Табраси (ум. в 1320 н.э.) в его книге“Заключительный вывод об искажении Книги Бога”.[8] Шииты настолько далеко зашли в их заблуждениях, что даже попытались вставлять в Коран главы об Али, да будет доволен им Аллах, раз уж не смогли найти никаких ясно говорящих о нём аятов. Одна из них — так называемая “Сура преемственности”.

Вера в пророков

Как уже было сказано, согласно учению Ислама, пророки — лучшие из людей, избранные Богом из-за их превосходных качеств специально, чтобы проповедовать учение Господа человечеству. Аллах говорит в Коране:

“Аллах посланников Своих избирает из ангелов и из среды людей, — воистину, Аллах – Слышащий и Видящий.” (Коран 22:75)

Пророки были лучшими из людей, живые примеры для подражания:

“Мы посылали каждого посланника лишь с тем, чтоб с изволения Аллаха ему повиновались вы.”(Коран 4:64)

Однако, шииты уверены, что их имамы лучше, чем пророки[9], и будто некоторые пророки были возвышены исключительно благодаря их любви кимамам[10].

Если говорить обо всех верованиях шиитов, противоречащих учению Ислама, то для этого определенно потребовалось бы много томов. Однако, из этой короткой беседы должно быть ясно, что верования, исповедуемые шиизмом не имеют никакого основания в учении Ислама, скорее они является скоплением иных убеждений, развитых в течение времени, и вращающихся вокруг экстремистских представлений относительно лидерства некоторых одобренных кандидатов, известных как имамы. Религия учащая поклонению одному Богу и жизни согласно учениям пророков Бога, послание, проповедуемое всеми пророками, становятся для них жизнью и существованием, основанным исключительно на любви к Али, а также подтверждении лидерства его и имамов, попытки найти способы вписать в Исламские тексты дополнения, вставки или искажения. Возникает творение, посылаются пророки, низводятся Священные писания — всё ради преемственности Али и последующих имамов[11], даже в Судный день, ихимамы, а не Гоподь будут судить людей.[12] Так что, согласно шиизму, не стоит беспокоиться, на каком основании войдёшь в Рай или Ад.

Религия, основанная на утверждении любви к семейству пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, привела их к верованиям, противоречащим самой сущности послания, принесенного им — послания Ислама.

Footnotes:
[1] Абдул Карим Муштаа.

[2] Аль-Кулайни, Аль-Каафи, 1/437.

[3] Вилаейт Али ибн Аби Талиб, Ответ ансаров.

[4] “Всякий, признающий иного имама, кроме Али, и отрицающий его халифат — многобожник.” (Аль-Кафи филь усуль, т.10 p.55)

[5] Аль-Кулайми, Аль-Каафи, 1/527-8, и многие другие.

[6] Усуль Кафи 1:228

[7] Аль-Анвар аль-нумиа, 2: 360-2.

[8] Фаслул хитаб фи тахрифи-Китаби Раббиль Арбаб

[9] Васаиль аш-шиа

[10] Бихар аль-ануар (26:267).

[11] Итикадат(106-7)

[12] Итикадат(106-7)
http://www.islam-center.net/ru/about-islam/artical/395-2011-05-29-09-29-41.html

ru-muslima.livejournal.com

Сунниты и шииты – разница во взглядах

Зачастую нам приходится слышать о суннитах, шиитах и других ветвях исламской религии.

Сунниты и шииты, разница понятий

На вопрос о том, кто такие сунниты, ответ однозначный – это прямые последователи пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха), которые хранят и оберегают все тексты сообщений посланника, чтят их и следуют им. Это люди, которые живут по заветам священной книги мусульман – Корану — и преданиям главного посланника и толкователя Корана — пророка Мухаммеда. Мусульмане-сунниты исповедуют неискажённый ислам, который несёт в себе миролюбие и повсеместное признание божьей милости, покорность Аллаху и посвящение всей своей жизни своему Творцу.

Сунниты и шииты — разница в следовании сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха)

Шииты представляют собой ответвление в исламе, признанное ведущими исламскими учёными как заблудшее, которое частично исказило слова посланника и исповедует ислам по-своему.

Шииты и сунниты, разница между которыми очевидна, начиная с верования в пророков (один из столпов веры мусульманина), не являются дружественными течениями, поскольку образование ветви шиитов внесло колоссальную смуту в мир мусульман и в восприятие ислама в целом.

Разница между шиитами и суннитами очевидна. Шииты внесли массу недостоверных и не подтверждённых священными текстами обрядов в поклонение, а тому, как они исказили заветы пророка Мухаммеда, посвящены целые тома богословских книг.

Сунниты свято чтут всю историю ислама, всех сподвижников и последователей Пророка. Они следуют хадису о том, что те, кто ругает сподвижников, не из нас. Шииты, в свою очередь, оспаривают действия некоторых сподвижников и выражают вековое несогласие с течением истории исламского халифата.

Сунниты и шииты – разница в поклонении

Пророк Мухаммед говорил, что иудеи разделились на 71 течение, христиане — на 72, а его последователи разделятся на 73 течения в связи с вносимыми искажениями в священное писание.

И только по одному из каждой концессии войдёт в рай сразу без расчёта, то есть на основании правильного убеждения и точного соблюдения обязательных актов поклонения Богу.

По причине повсеместного искажения богословских трудов, распространения недостоверной информации об исламе и практики веками проводимых национальных обрядов, вдруг приобретших титул религиозных, всё население мира смешало свои понятия о настоящем, истинно чистом исламе. И шииты приняли активное участие в этом хаосе. Они исказили даже такие бесспорные вопросы, как количество обязательных намазов в день, их ритуальные условия и многое другое. Вражда шиитов с суннитами и несогласие их с течением политических событий в исламе началось ещё 14 веков назад.

Сунниты и шииты – разница поведения

Средства массовой информации пестрят фотографиями окровавленных людей, которые вымазывают свои головы кровью жертвенных животных, истязают себя цепями и танцуют языческие танцы. Это и есть шииты — группа, проводящая обряды, не имеющие никакого обоснования в исламе. 

Сунниты все свои богослужения проводят на основании аятов Корана и слов пророка Мухаммеда.

Некоторые из внутренних ветвей шиизма мусульманскими богословами однозначно считаются даже антимусульманскими и враждебными.

Лишь по причине большого развития заблудших сект, называющих себя мусульманами, весь мир охватила смута и враждебное отношение к мусульманскому миру.

Политические игры подогревают эту вражду и старательно работают над продолжением искажения ислама, мешая людям просто искренне верить и спокойно поклоняться своему создателю. Многие люди боятся ислама из-за недостоверной информации из СМИ.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *