Техника Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени А.А. Морозова (ХКБМ)
А. Говоруха
Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова (ХКБМ) – одно из ведущих КБ не только на Украине, но, пожалуй, и на всем постсоветском пространстве. Здесь занимаются созданием и совершенствованием танков, а в последнее время – разработкой колесной военной и гражданской техники.
За 75 лет коллектив конструкторов, исследователей, технологов и рабочих опытной базы разработал и освоил в производстве многие образцы боевой техники. ХКБМ представляет сейчас многопрофильную организацию, выполняющую работы по проектированию, изготовлению опытных образцов и испытанию изделий. КБ располагает штатом квалифицированных инженеров-конструкторов и производственной базой (где есть все основное оборудование, необходимое для изготовления танков), участком полевых испытаний с полигоном (где могут быть подтверждены огневые и ходовые характеристики изделий), а наличие опытно-исследовательской базы с большим количеством специализированных стендов позволяет испытывать и доводить отдельно все основные узлы и системы танков и других военно-гусеничных машин, что существенно сокращает сроки испытаний и доводки изделий в целом.
Совсем недавно кроме гусеничной военной и специальной техники в стенах ХКБМ большое внимание стали уделять и колесной технике. Вооруженным силам Украины, да и ряда других стран СНГ давно требуется замена морально устаревшей техники. Учитывая большой опыт работы в военной сфере, конструкторы ХКБМ разработали технику с колесными формулами 8х8 и 4х4.
Восьмиколесный БТР-4 был разработан в 2006 году. Он предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. БТР-4 используется для оснащения подразделений, способных вести боевые действия в различных условиях, в том числе при применении противником оружия массового поражения. БТР может быть базовой машиной для оснащения специальных сил быстрого реагирования и морской пехоты. Его можно использовать для выполнения поставленных задач днем и ночью, в различных климатических условиях, на дорогах с различным покрытием и в условиях полного бездорожья, при рабочей температуре окружающего воздуха от –40 до +55 °С.
БТР-4 имеет три отделения: переднее – отделение управления, среднее – моторно-трансмиссионное отделение, заднее – боевое и десантное. Подобная компоновка позволяет быстро трансформировать боевое и десантное отделения без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии для создания широкого семейства машин. Грузоподъемность шасси бронетранспортера позволяет устанавливать дополнительную броневую защиту против автоматических малокалиберных пушек.Сегодня ХКБМ предлагает на базе БТР-4 следующие варианты техники: командирская машина БТР-4К; боевая разведывательная машина БРМ-4К; боевая ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ; машина огневой поддержки МОП-4К; командно-штабная машина БТР-4КШ; бронированная санитарно-эвакуационная машина БСЭМ-4К.
Наибольший интерес среди техники ХКБМ вызывают двухосные вездеходы. Первым в 2004 г. появилось на свет многоцелевое колесное транспортное средство «Дозор-А» в исполнении «многоцелевой автомобиль».
Дозор Б |
«Дозор-А» с приводом на все колеса является базовой машиной в семействе автомобилей двойного применения грузоподъемностью от 2 до 6 т, предназначен для перевозки грузов, людей и буксировки прицепов. У автомобиля четырехдверная кабина и тентованный кузов. Большое внимание при проектировании было уделено внешнему виду. Машина должна не только выполнять все возложенные на нее задачи, но и вписываться в поток с другими транспортными средствами.
«Дозор-А» можно использовать для оснащения специальных подразделений вооруженных сил и сил быстрого реагирования в качестве транспортного средства или носителя различного вооружения и военного оборудования; применять при выполнении войсковых и миротворческих операций; эксплуатировать в гражданских организациях как при наличии автомобильных дорог, так и в условиях бездорожья.
Возможные варианты его исполнения – милицейский автомобиль, инкассаторская машина, машина «скорой помощи», машина технической помощи, микроавтобус, джип; пикап, грузовик грузоподъемностью до 6 т.
В начале 2006 г. был показан «Дозор-Б», который представляет собой дальнейшее развитие машин с колесной флормулой 4х4. В отличие от своего «старшего брата» «Дозор-Б» создан в исполнении «бронетранспортер», в первую очередь предназначен для перевозки грузов и людей и обеспечивает защиту от воздействия стрелкового оружия.
Внешний вид этой машине навязывает ее военное предназначение. Да и салон транспортного средства аскетический: складные страпонтены, просторный центральный проход, вход для пассажиров через распашную дверку в корме кузова. Это больше сближает «Дозор-Б» с бронетранспортером, нежели с обычным полноприводным автомобилем. «Дозор-Б» можно использовать для оснащения специальных подразделений вооруженных сил и сил быстрого реагирования полиции, в качестве транспортного средства или носителя различного вооружения и военного оборудования и применять при выполнении войсковых и миротворческих операций, как при наличии сети автомобильных дорог, так и в условиях бездорожья.
Несмотря на специфику «Дозор-Б» может иметь варианты исполнения: бронетранспортер; бронеавтомобиль; машина радиационной и химической разведки; командирская машина; санитарный автомобиль; разведывательный автомобиль.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Харьковское конструкторское бюро машиностроения | это… Что такое Харьковское конструкторское бюро машиностроения?
Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А. А. Морозова (КП ХКБМ, до 1951 ОКБ-520, до 1997. КБ-60, до 1999. — ОКБ имени Морозова) — предприятие, разрабатывающее бронетанковую технику. Ранее КП ХКБМ играло ключевую роль в создании бронированных гусеничных машин Советского Союза.
Деятельность КП ХКБМ на современном этапе характеризуется тремя основными факторами:[источник не указан 1266 дней]
- предложение заказчикам широкой номенклатуры бронированных машин и других изделий военного и общегражданского назначения, а также программ модернизации устаревших машин;
- разработка оборудования в соответствии с конкретными требованиями заказчиков;
- оказание долгосрочного содействия по обеспечению нормальной эксплуатации изделий конечными пользователями.
Содержание
|
Основные сферы деятельности и номенклатура изделий
КП ХКБМ специализируется, главным образом, на разработке и производстве бронетанковой техники. Компетенция КП ХКБМ в данной сфере является всеобъемлющей и охватывает весь процесс создания того или иного образца, от первой линии на чертеже и до последующего усовершенствования уже эксплуатирующейся машины.
Номенклатура разработанных КП ХКБМ гусеничных машин включает основные боевые танки «Ятаган», «Оплот», Т-80УД, тяжелую боевую машину пехоты БТМП-84 и бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-Оплот.
Колесные машины, которые разработаны КП ХКБМ — бронетранспортеры БТР-3, БТР-4, Дозор-Б, многоцелевой автомобиль Дозор-А.
КП ХКБМ также специализируется на разработке вариантов модернизации устаревших боевых танков, в том числе Т-72, Т-64, Т-59, Т-55 и Т-54.
Кроме того, КП ХКБМ занимается конструированием и изготовлением инженерной техники, а также высокотехнологичных средств обучения для боевых бронированных машин. В частности были разработаны и изготовлены динамические тренажеры танков Т-80УД, Т-72С(Б), Аль-Халид, Т-64Б, Т-55, а также тренажёр БМП-2.
В дополнение к вышеуказанным основным сферам деятельности, КП ХКБМ разрабатывает различную гражданскую продукцию, включая оборудование для металлургической промышленности, оборудование для обращения с радиоактивными отходами, спецтехнику на тяжелой гусеничной базе и т. д.
Приватизация
В марте 2012 года Кабинет министров Украины поручил государственному концерну «Укроборонпром» реорганизовать несколько казённых предприятий в коммерческие предприятия. Среди них Харьковское КБ по машиностроению имени Морозова и Харьковское КБ по двигателестроению (расположенное на заовражной площадке ХЗТМ).[1]
Руководители
Мемориальная доска конструктору танка Т-34 К.
Абросимову- Алексенко, Иван Никанорович (январь 1928 — декабрь 1931)
- Фирсов, Афанасий Осипович (декабрь 1931 — декабрь 1936)
- Кошкин, Михаил Ильич (декабрь 1936 — сентябрь 1940)
- Морозов, Александр Александрович (1940 — май 1976)
- Шомин, Николай Александрович (май 1976—1990)
- Борисюк, Михаил Демьянович (1990 — июнь 2011)
- Веретенников, Александр Иванович (февраль 2012 — настоящее время)
Исторические факты
- До войны бюро называлось ОКБ (Отдельное конструкторское бюро)-520. Осенью 1941 эвакуировано в Нижний Тагил, на Уралвагонзавод. Когда Морозов вернулся в 1951 году из-за разногласий с тамошним руководством в Харьков, прежнее название осталось за тагильским (каким из?) конструкторским бюро. Харьковское же начало называться КБ-60. После смерти Морозова получило название
- В 2008 году ХБКМ разработало специально для съёмок фантастического фильма Обитаемый остров так называемый «БТР-Космос» — пурпурный инопланетный «танк»-автомат (на шасси БТР-70), на котором разъезжает Максим Каммерер. [2][3] Тогда же была разработана целая серия фантастических танков, представленная в битве во второй части фильма — «Обитаемый Остров. Схватка».
- В конце 2009 года Украина и Ирак подписали контракт на поставку 420 машин БТР-4 на общую сумму 457,5 млн. долл. Основной исполнитель контракта – Харьковское конструкторское бюро имени Морозова (ХКБМ), соисполнитель – Государственное предприятие «Завод имени Малышева» (г. Харьков).
- Колесные БТР-4 разработаны конструкторами ХКБМ. Первая партия БТР-4 для Ирака изготовлена на производственной базе КБ имени Морозова и в количестве 26 единиц отправлена заказчику с территории завода имени Малышева 20 апреля 2011 года.
Примечания
- ↑ Военные заводы Харьковщины отдадут «частникам». Comments.ua, 23 марта 2012
- ↑ Анна Силаева. Обитатели острова — писатели братья Стругацкие, режиссёр Фёдор Бондарчук и конструкторы-танкостроители КБ имени Морозова. МедиаПорт (5 января 2009). Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012. Проверено 9 июня 2009.
- ↑ Харьковские конструкторы создают железного монстра-убийцу. ForUm (14 февраля 2007). Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012. Проверено 9 июня 2009.
Ссылки
- Официальный сайт
- [1]
Конструкторское бюро Морозова (ХКБМ)
|
Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова (ХКБМ) начинало свой путь как небольшой коллектив конструкторов технического бюро Харьковского паровозостроительного завода, созданный для проектирования быстроходного танка в 1919 г. 27.
История Харьковского конструкторского бюро машиностроения имени Морозова тесно связана с историей Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) — Завода имени Малышева. Разрабатываемые и выпускаемые этими предприятиями танки и тягачи всегда были основой и гордостью бронетанковых соединений страны. Машины, вышедшие из этих стен, сыграли ключевую роль в определении мировых тенденций развития боевых танков.
За десятилетия своей истории коллективом конструкторов, научных сотрудников, технологов и работников опытных производств разработаны и запущены в производство многие образцы боевых машин. В стенах Конструкторского бюро воспитано не одно поколение талантливых, высококвалифицированных специалистов, выработан собственный стиль проектирования.
ХКБМ ведет свою историю с декабря 1927 года, когда на Харьковском паровозостроительном заводе была создана так называемая Танковая конструкторская группа, сформированная из нескольких отобранных для этой цели конструкторов тракторного производства. Первым начальником этой бригады был молодой инженер-конструктор Иван Николаевич Алексенко. Одной из первых задач этой бригады было участие совместно с ГКБ ОАТ в проектировании танка, получившего обозначение 1-12-32, обеспечение завода конструкторской документацией, участие в подготовке танкового производства на заводе. По мере роста объема проектных работ, в начале 1928 декабря директор завода утвердил дополнительно восемь вакансий к штатному расписанию Группы проектирования танков.
Харьковский завод, совмещенный с Уральским вагоностроительным заводом или Вагонкой, который располагался в Нижнем Тагиле. В то время как Челябинский завод называл себя Танкоград буквально Танковый город, Вагонка впоследствии стала крупнейшим танковым заводом в мире.
На Харьковском заводе было три конструкторских бюро: проектирование новых моделей БТ, серийное производство освоенных машин и дизеля. Начальники КБ были самостоятельны и почти ничего между собой не согласовывали. Предшественника Кошкина начальником всех конструкторов называли весьма условно. Старый инженер, человек, не склонный к поломке, хорошо освоился, он держался в стороне от поиска новых путей в танкостроении.
Танк Т-34 разрабатывался в конструкторском бюро завода № 183 (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения им. В. Малышева) под руководством Михаила Кошкина, назначенного Серго Орджоникидзе главным конструктором с беспрецедентными правами. В мае 1939 года были изготовлены опытные образцы БТ-20 и А-32. По результатам их испытаний 19 декабря 1939 года Комитет Обороны при СНК СССР принял решение о присвоении прототипу А-32 наименования Т-34, принятии его на вооружение с условием доработки.
В последующие десятилетия конструкторское бюро превратилось в современное предприятие, способное разрабатывать, испытывать и модернизировать основные боевые танки и их инженерно-вспомогательные модификации. В советское время ХКБМ было одним из основных разработчиков боевых танков. После распада Советского Союза ХКБМ стало ведущей организацией в Украине и координировало общие усилия, направленные на создание всего спектра боевых бронированных машин.
Боевые танки БТ, Т-34, Т-54, Т-64, Т-80 и их многочисленные модификации были разработаны этим конструкторским бюро, которое в течение 36 лет возглавлял выдающийся конструктор боевых танков А.А.Морозов. ХКБМ руководило серийным производством своих разработок на государственном заводе имени Малышева.
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org |
Введите свой адрес электронной почты |
строительство+дизайн+бюро — Что значит Харьков+Морозов+машиностроение+дизайн+бюро? Бесплатный словарь
Харьков+морозов+машиностроение+дизайн+бюро — Что означает харьков+морозов+машиностроение+дизайн+бюро? Бесплатный словарьХарьков+Морозов+Машиностроение+Дизайн+Бюро — Что такое Харьков+Морозов+Машиностроение+Дизайн+Бюро? Бесплатный словарь
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:
харьков Морозов машина здание дизайн бюро
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
- Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова
- Морозов
- Михаил Кошкин
- ХМДБ
- БТР-3
- Т-55
- Завод имени Малышева
- БТР-4
- Т-44
- Список советских танковых заводов
- Танк Т-43
- Т-64
- Уралвагонзавод
Полный браузер ?
- ▲
- Аэропорт Хархорин
- Хархул
- Харьков
- Харьков
- Харьков
- Харьков
- Харьков (значения)
- Харьков (река)
- Харьковский центр гендерных исследований
- Харьковская группа защиты прав человека
- Харьковская правозащитная группа
- Международный аэропорт Харьков
- Харьков ХАИ-5
- Харьковский метрополитен
- Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова
- Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова
- Харьковский национальный экономический университет
- Харьковский национальный университет радиоэлектроники
- Аэропорт Харьков Северный
- Харьковская область
- Харьковская область
- Харьковский политехнический институт
- Харьковский политехнический институт
- Харьков р.
- Харьков Аэропорт Сокольники
- Харьковский государственный политехнический университет
- Харьковский стиль
- Взрыв супермаркета в Харькове
- Харьковская ТЭЦ-5
- Харьковский университет
- харьков+морозов+машиностроение+дизайн+бюро
- Бандура харьковская
- Харьковский массив
- Харьковский район, Киев
- Харьковский район
- Харьков
- Харьков
- Харьков
- Харьков
- Харьков
- Харьковский сельскохозяйственный институт
- Харьковский художественный музей
- Харьковская астрономическая обсерватория
- Харьковский электромашиностроительный завод
- Харьковский физтех институт
- Харьковский художественно-промышленный институт
- Харьковский физико-технический институт
- Харьковская группа пользователей Linux
- Харьковское математическое общество
- Харьков Первомайская демонстрация 1900 г.