Проклятие истребителя F-22 «Raptor» | Армейский вестник
ВВС США потратили 20 млн. долларов на автоматическое резервное дублирование системы обеспечения кислородом на 40-а своих F-22 в отчаянной попытке выяснить, что именно вызывает дезориентацию и плохое самочувствие среди своих летчиков-истребителей F-22 (Raptor). Эта мера безопасности для активно использующихся F-22 была принята наряду с попыткой сбора данных об одном из редких «событий» произошедших у пилотов с их дыхательной системой.
Между тем, военно-воздушные силы также более пристально присматриваются к специальным жилетам, которые носят пилоты чтобы облегчить им дыхание при пониженном давлении кабины F-22. Существует гипотеза, что жилет автоматически надувается слишком сильно при высоких перегрузках, что в свою очередь затрудняет дыхание пилотов.
Это явление трудноуловимо, так как летчики не сразу отметили проблемы с дыханием. Все очевидные проблемы были бы сразу же замечены ещё при испытании жилетов. Пилоты жаловались на «странное чувство» при дыхании в жилетах во время высоких перегрузок, но никак не связывали это с дезориентацией.
Проблемы с высотно-компенсирующим жилетом могут быть связаны с недавними сообщенияии о случаях чрезмерного кашля у пилотов F-22. Это явление получило название «Кашель от Раптора», а на самом деле оно является хорошо известным состоянием (ателектаз легких в результате действия ускорения) летчика только что завершившего высокоскоростной маневр. Но, кажется, это состояние появляется чаще у пилотов F-22. Летчики F-22 находятся в недоумении и немного нервничают по поводу своих дорогих и очень способных самолетов и вынуждены сообщать о вещах, о которых раньше и не задумывались.
В качестве меры предосторожности пилоты должны теперь выполнять полеты, по крайней мере, один раз за 24 часа. На учениях и боевых вылетах летчикам придется летать на F-22 два или более раз в день. Теория заключается в том, что компрессионные жилеты и ателектаз не будут являться проблемой, если летчики получат, по крайней мере, 24-х часовой отдых.
Военно-воздушные силы по-прежнему считают, что что-то до селе неизвестное попадает в приточный воздух летчиков и вызывает проблемы. Несмотря на это военно-воздушные силы продолжают использовать свои F-22. Решение продолжать полеты на F-22 было принято потому что проблемы с дыханием еще никого не убили, и они являются редким явлением (один случай на 10000 самолётовылетов).
До сих пор произошло всего 14 инцидентов с F-22 когда у пилотов, по всей видимости, возникли проблемы. Термин «по всей видимости» является целесообразным, поскольку пилоты не «отрубились» и тщательная проверка системы подачи воздуха и самолета не обнаружила ничего странного. За последние четыре года произошло около 30-и таких инцидентов с «головокружением или дезориентацией», и только 14 из них оказались достаточно серьезными, чтобы назваться реальными инцидентами.
До настоящего времени был потерян только один F-22 в результате несчастного случая, и это произошло не из-за проблем с дыханием. Потеря самолета была вызвана ошибкой пилота, а не отказом оборудования. Тем временем военно-воздушные силы потратили 7 млн. долларов для установки коммерческих датчиков состояния кислорода в системе снабжения воздухом на своих истребителях F-22. Это является частью годичных мероприятий по выяснению причин загрязнения подачи воздуха и вызывания дезориентации и обмороков у летчиков F-22.
В прошлом году весь флот F-22 был запрещен к полётам в связи с проблемами подачи воздуха. Первое запрещение полётов продлилось 140 дней и завершилось в сентябре прошлого года. Второе запрещение полётов длилось неделю и закончилось в декабре прошлого года.
F-22 представляют собой самый мощный компонент воздушной боеспособности ВВС и генералитет стремится выяснить в чем заключаются его проблемы. Военно-воздушные силы недавно получили последний из построенных 187-и истребителей F-22. Производство было ограничено, поскольку эти самолеты оказались слишком дорогими. Это очень неприятная ситуация, когда безопасности таких самолетов угрожает такая базисная вещь как снабжение пилотов воздухом.
Военно-воздушные силы уже обнаружили некоторые проблемы с системой подачи воздуха (слишком много азота и других загрязняющих веществ). Главной проблемой с тех пор оставалась система подачи воздуха. Но воздух не портится любым предсказуемым образом и не становится настолько плохим, чтобы вызвать проблемы у пилотов. Таким образом, военно-воздушные силы до сих пор ищут причины.
Так, например, пилоты F-22 сдают образцы крови после большинства вылетов, и наземные технические службы уделяют особое внимание кислородной системе. А теперь ещё будут анализировать данные с новых кислородных датчиков. Беды ВВС начались, когда выяснилось, что F-22 может иметь проблемы с его БСРВ (Бортовая Система Регенерации Воздуха). БСРВ были разработаны более полувека назад. Но только в последние два десятилетия БСРВ стали компактными, дешевыми и достаточно надежными, чтобы заменить в качестве источника воздуха экипажей старую систему сжатых газов или жидкого кислорода.
Каждый самолет, в частности F-22 и F-35, получает свою БСРВ, оптимальную для места, веса или других условий, характерных для конструкции конкретного военного самолета. Именно такая конкретная модель была многократно внимательно изучена с целью определения возможности, как в неё могли проникнуть токсины.
Одной из проблем является то, что эти самолеты способны оставаться в воздухе в течение продолжительного периода времени (благодаря системе дозаправки в воздухе), таким образом, запасов сжатого кислорода будет недостаточно и необходимо решать проблему с БСРВ. С 1990-х годов на большинстве американских военных самолетов были заменены старые системы с кислородом на БСРВ.
Большинство западных стран и Россия последовала этой же системе, по крайней мере на своих последних моделях самолетов. Большинство БСРВ работают с помощью химических реакций для удаления углекислого газа из воздуха и обеспечивают экипаж воздухом с необходимым количеством кислорода.
/По материалам strategypage.com и topwar.ru/
army-news.ru
Последний двигатель для истребителя F-22 Raptor
В пресс-релизе американской компании Pratt & Whitney от 17 января 2013 года сообщается, что Военно-воздушным силам США был передан последний (507-й) двигатель F119-PW-100 для истребителя F-22 Raptor. Со слов Беннета Кросуэлла (президента подразделения военных двигателей Pratt & Whitney), компания в ближайшие 30-40 лет будет заниматься техническим обслуживанием и ремонтом силовых установок, которые уже были поставлены. Американский производитель авиационных двигателей будет также производить запчасти для F119, несмотря на то, что ВВС США получили последний двигатель.
В конце 2011 года был заключен контракт на поставку дополнительной партии силовых установок для F-22 ВВС США. Компания Pratt & Whitney должна была передать 39 силовых установок на военные склады, большая часть поставок была произведена в 2012 году.
Последний 187-й серийный истребитель F-22 был передан американским ВВС в мае 2012 года. Военное ведомство Соединенных Штатов планирует использовать более 11 млрд. долларов на модернизацию существующего парка самолетов Raptor. Серийное производство самолета началось в 2001 году. 14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу «Неллис», находящуюся в пустыне Невада. К 2004 году был построен в общей сложности 51 самолет. В 2006 году на новые истребители впервые полностью перешла боевая часть — 27-я эскадрилья тактических истребителей на авиабазе Лэнгли.
Производственные линии F-22 и F119 не будут демонтированы, несмотря на то, что поставки истребителей и двигателей к ним завершены. Производственные мощности будут законсервированы на случай решения правительства США о возобновлении выпуска самолетов F-22, а незначительная часть будет применяться с целью производства запасных частей. Около 75 млрд. долларов (в общей сложности) США использовали на программу разработки и производства истребителей F-22. В данную сумму вошла также и закупка двигателей. F-22 является самым дорогостоящим серийным истребителем в мире. Вначале планировалось принять на вооружение 750 самолетов, но объем закупки был сокращен до 648 единиц в 1996 году, а в 2009-м — до 187 единиц.
Pratt & Whitney — американский производитель авиационных двигателей для гражданской и военной авиации. Компания основана в 1860 году, занималась производством станков, запчастей для производителей швейных машин, и оборудования для производства огнестрельного оружия для армии Союза в период Гражданской войны в США. В настоящий момент является частью корпорации United Technologies. Компания входит в «большую тройку» производителей авиадвигателей вместе с Rolls-Royce и General Electric. Кроме авиадвигателей, производит модульные и передвижные газотурбинные установки для промышленных целей, двигатели для локомотивов, ракетные двигатели.
Военные турбореактивные двигатели:
|
|
|
Pratt & Whitney F119 — авиационный высокотемпературный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги, разработанный компанией Pratt & Whitney для истребителя 5-го поколения Lockheed Martin F-22 Raptor. Вариант — F119-PW-100. Самолет F-22 оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами (ТРДДФ) Pratt & Whitney F119-PW-100 с тягой 15876 кгс, и оснащенными управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги. Данные двигатели имеют бесфорсажную тягу около 11000 кгс и позволяют самолету совершать полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, что является важным тактическим преимуществом. Сопла двигателей имеют плоскую форму, снижающую заметность самолета в инфракрасном диапазоне. В конструкции сопловых устройств применен радиопоглощающий материал на основе керамики, который снижает радиолокационную заметность самолета.
Официальный сайт —
< Назад | Вперед > |
---|
pro-samolet.ru
Многоцелевой истребитель F-22 Raptor — это… Что такое Многоцелевой истребитель F-22 Raptor?
Многоцелевой истребитель F-22 Raptor
F-22 Raptor — многоцелевой истребитель пятого поколения производства США, построенный в первую очередь для борьбы с истребителями противника, но также способный осуществлять наземные атаки, разведку и постановку помех.
История создания
В 1981 году ВВС США сформировали требование к новому реактивному истребителю, который должен был заменить F-15 Eagle. Новый истребитель должен был включать в себя все новейшие разработки, включая передовую авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также должен быть малозаметным для радаров и многофункциональным.
В июле 1986 года было объявлено начало конкурса на проект истребителя пятого поколения. В октябре того же года были отобраны две команды — Lockheed/Boeing/General Dynamics и Northrop/McDonnell Douglas, которые в течение 50 месяцев должны были создать новый истребитель.
К 1990 году каждая команда построила по два прототипа самолетов — YF-22 и YF-23.
Первый полет прототипа YF-22 состоялся 29 сентября 1990 года, а 23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/Boeing/General Dynamics победителем в конкурсе на истребитель пятого поколения.
В апреле 1993 года завершились работы над эскизным проектом истребителя, а в феврале 1994 года началась сборка первого опытного самолета. Первый полет опытный самолет, получивший обозначение F-22А Raptor, совершил 7 сентября 1997 года. В ноябре 2000 года были закончены летные испытания.
В 2001 году начался серийный выпуск F-22. С декабря 2005 года истребитель стал поступать на вооружение в ВВС США.
Летно-технические характеристики
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным в плане крылом и хвостовым оперением, включающим широко разнесенные, наклоненные наружу кили с рулями направления и цельноповоротные стабилизаторы.
В основу проектирования самолета положен принцип обеспечения повышенной выживаемости за счёт реализации принципа First look — first kill (первый обнаружил — первый поразил). Для этого широко использованы технологии снижения заметности «стелс» (Stealth). Малая радиолокационная заметность обеспечивается за счет малоотражающих форм планера, поверхности которого ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях, а также благодаря применению радиопоглощающих материалов и покрытий.
В конструкции планера широко использованы полимерные композиционные материалы, включая термопластичные (12%) и термореактивные (10%) углепластики.
Крыло — кессонное. По всему размаху крыла имеется отклоняемый носок. Закрылки занимают больше половины размаха.
Нижняя поверхность фюзеляжа выполнена плоской. Имеется центральный грузоотсек; еще два отсека малого объема для размещения ракет класса «воздух — воздух» малой дальности размещены по бокам фюзеляжа, непосредственно за воздухозаборником.
Кабина летчика имеет беспереплетный фонарь с радиорассеивающим напылением и оборудована модифицированным катапультным креслом ACTS II.
Фонарь выполнен из прозрачного поликарбоната. Форма остекления исключает визуальные искажения, так как имеет минимальное число поверхностей двойной кривизны.
Вертикальное оперение — двухкилевое; кили наклонены наружу на угол 28 град. и снабжены рулями направления. Горизонтальное оперение — цельноповоротное, углы стреловидности соответствуют углам стреловидности крыла. Шасси — трехопорное, с носовым колесом.
Кабина летчика оборудована широкоугольным индикатором на лобовом стекле с полем обзора 20х30 градусов., на который выводится полетная, навигационная и прицельная информация, а также информация от объединенной системы опознавания, связи и системы радиоэлектронного подавления (РЭП).
Технические характеристики:
Экипаж: — 1 человек.
Двигатели: два турбореактивных двигателя Pratt Whitney F119-PW-100 по 15 900 кгс на длительном форсаже.
Практический потолок: 18 000 м.
Дальность полета: 3 000 км.
Максимальная взлетная масса: 27 200 кг.
Максимальная скорость: 2 090 км/ч.
Размах крыла: 13,56 м.
Площадь крыла: 78,0 кв. м
Длина самолета: 18,92 м.
Высота самолета: 5 м.
Вооружение
Встроенная 20-мм пушка М61А2 Vulcan c 480 патронами.
В режиме воздух-воздух:
в главном отсеке (под фюзеляжем): 6 управляемых ракет (УР) воздух-воздух AIM-120C AMRAAM и
в боковых: по 1 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder
В режиме воздух-земля:
в главном отсеке (под фюзеляжем): 2 УР воздух-воздух AIM-120C AMRAAM и 2 управляемые 450-кг бомбы GBU-32 JDAM и
в боковых: по 1 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder
В роли самолета завоевания превосходства в воздухе:
в главном отсеке (под фюзеляжем): 6 УР воздух-воздух AIM-120C AMRAAM. и
в боковых: по 1 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder,
на 4 внешних узлах: 4 AIM-120C AMRAAM и 2 2271 л ПТБ
В роли дальнего истребителя:
в главном отсеке (под фюзеляжем): 6 УР воздух-воздух AIM-120C AMRAAM. и
в боковых: по 1 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder,
на 4 внешних узлах: 8 AIM-120C AMRAAM и 4 2271 л ПТБ
Сначала стоимость одного истребителя F-22 оценивалась, по различным данным, от 130 до 180 миллионов долларов.
По данным из доклада Главного контрольного управления США, опубликованного в конце 2010 года, стоимость одного самолета составляла 411,7 миллиона долларов.
Аварии и катастрофы истребителя F-22 Raptor
В ночь на 16 ноября 2012 года истребитель F-22 Raptor упал на автотрассу в штате Флорида на юго-востоке США. Инцидент произошел поблизости от военной авиабазы «Тайндолл» к югу от города Панама во Флориде. Пилоту удалось катапультироваться, он был госпитализирован. О других жертвах или пострадавших не сообщалось.
16 ноября 2010 года на Аляске потерпел катастрофу F-22A Raptor с бортовым номером 06-4125. Самолет, приписанный к 525-й эскадрилье 3-го авиакрыла (база «Эльмендорф-Ричардсон», штат Аляска), разбился в 160 км от Анкориджа в ходе выполнения тренировочного полета. Пилот Джеффри Хэни не успел катапультироваться и погиб.
25 марта 2009 года F-22A (серийный номер 91-4008) разбился в пустыне Мохаве штата Калифорния, в 35 километрах к северо-востоку от военной базы Edwards Air Force Base во время испытательного полёта. Пилот Дэвид Кули — 49-летний ветеран с 21-летним стажем пилотирования, погиб.
20 декабря 2004 года F-22A (серийный номер 00-4014) разбился при взлёте с авиабазы Неллис (штат Невада), пилот катапультировался.
25 апреля 1992 года прототип YF-22A (серийный номер 87-0701) потерпел аварию при посадке на авиабазе Эдвардс и был списан. Авария произошла из-за недостатков системы управления самолетом.
Американский истребитель пятого поколения Раптор — F22
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.
news_enc.academic.ru