Рапира

Рапира — относительно тонкий и острый меч, используемый в основном для колющих ударов, распространенный в Европе в 16-17 веках.

Описание рапиры

Рапира имеет относительно длинный клинок с характерным эфесом сложной формы, сконструированным для обеспечения защиты руки, удерживающей меч. В то время как клинок могло быть достаточно широким, чтобы его можно было заточить в некоторой степени (но нигде его ширина не приближалась к ширине клинков несколько более тяжелых мечей, используемых в Средневековье), основное свойство рапиры — это способность наносить колющие удары. Клинок рапиры могло бы быть заточен вдоль всей его длины, мог быть заточен только от центра до острия (как описано у Capoferro), или совсем не иметь заточенных граней, как у эстока Pallavicini, мастера фехтования на рапире, который в 1670 году настоятельно защищал использование обоюдоострых мечей. Типичная рапира весила 1 килограмм и имела относительно длинный и тонкий клинок шириной 2.5 см или меньше, с длиной 1м или больше, который заканчивался острым концом.

Термин «рапира» в основном относится к колющему мечу с клинком более длинным и более тонким, чем у так называемого «бокового меча» (итальянское, «spada da lato»), но более тяжелым, чем у шпаги, более легкого оружия, которое появилось в 18 веке и позже, но точная форма клинка и эфеса часто зависит от того, кто ее описывает, и когда. «Рапира» относиться к раннему spada da lato (подобному espada ropera), через период расцвета рапир на протяжении 17 века, и относиться к шпагам и дуэльному оружию, таким образом контекст важен для понимания значения слова «рапира». (Термин «боковой меч», используемый среди небольшого количества современных реконструкторов исторических боевых искусств, является переводом итальянского «spada da lato» — термина, введенного много позднее итальянскими смотрителями музеев, и не относится к тонкой, длинной рапире, а только к раннему итальянскому мечу 16 века с более широким и более коротким лезвием, которое считают и его предком и современником).

Важно помнить, что слово «рапира» не использовалось итальянским, испанским, и французскими владельцами во время расцвета этого меча, вместо него использовались термины «spada», «espada» и «epee» (или «espee») -как общие термины для слова «меч». Из-за этого, а так же как из-за большого количества вариаций мечей в 16-17 веках, некоторые, например Tom Leoni, просто описывают рапиру как одноручный обоюдоострый меч с прямым клинком, который самодостаточен как для нападения, так и для защиты, не требуя сопутствующего оружия. Чтобы избежать беспорядка смешения всех типов мечей вместе , некоторые категоризируют мечи в соответствии с их функциями и использованием. Например, Джон Клементс категоризирует колющие мечи с плохими рубящими характеристиками как рапиры, а мечи с хорошей способностью как колоть, так и рубить, как колюще-рубящие мечи (cut and thrust swords). Некоторые исследователи, однако, рассматривают рапиру на всем протяжении времени ее существования, и делают вывод, что рапира никогда не вписывалась в какое-то единственное определение. В значительной степени во всей Европе оружие менялось в зависимости от культуры и предписанного стиля борьбы; будь это итальянская, испанская, или какая-либо другая школа фехтования, таким образом, длина и ширина клинка, варианты эфеса и даже отсутствие либо размещение лезвия (или лезвий) отличались в одно и то же время. Одни носили рапиру с плетеным эфесом и лезвиями, другие же в то же самое время имели рапиру с чашеобразным эфесом и отсутствующим лезвием.

Части рапиры

Эфес

Рапиры часто имеют сложный, широкий эфес, разработанный для защиты руки, удерживающей меч. Кольца продолжались вперед от крестовины гарды. Позднее эти кольца были покрыты металлическими пластинами, и, в конечном счете, развились в чашеобразный эфес в более поздних рапирах. Многие эфесы включали в себя изогнутую дугу, идущую от перекрестия, и защищающую эфес, которая обычно выполнялась из дерева, обернутым шнуром, кожей или проволокой. Массивное навершие (часто декоративное), закрепляло эфес и балансировало длинный клинок.

Клинок

Различные специалисты по рапирам делили клинок на две, три, четыре, пять или даже девять частей. Forte («сильный»), это та его часть, которая расположена ближе всего к эфесу; в случаях, если специалист делил клинок на четное число частей, это — первая половина клинка. Debole («слабый»), это часть клинка, которая включает острие и вторую половину клинка (в случае, если клинок делится на четное число частей). Однако некоторые специалисты по рапирам делят клинок на три части (или даже на кратное трем количество частей), в этом случае центральную треть клинка, между forte и debole, часто называют medio или terzo.

Рикассо (пята клинка) — это часть клинка, обычно не заточенная, который идет вперед от крестовины или квиллиона, и которая защищена сложным эфесом.

История рапиры

Рапира начала развиваться приблизительно в 1500 году как испанский espada ropera, или «меч для платья» (то есть не для доспеха). Espada ropera был гражданским колюще-режущим мечом для самозащиты и дуэлей, в то время как более ранние мечи были в основном предназначены для поля битвы. В течение 16 века появилось множество нового одноручного гражданского оружия, включая немецкий Rappier, другой колюще-режущий меч, используемый для развлекательного/тренировочного фехтования, как это описано в руководстве по фехтованию Joachim Meyer’s 1570 года. 1570 год был так же годом, в который итальянский оружейник Signior Rocco Benetti обосновался в Англии, и продвигал использование рапиры для уколов, как альтернативе рубяще-режущим ударам, во время поединка. Однако, английское слово «рапира» вообще относится к прежде всего колющему оружию, получившему развитие в 1600 годах в результате геометрических теорий таких мастеров, как Camillo Agrippa и Ridolfo Capoferro.

Рапира стала чрезвычайно модной всюду в Европе среди богатых слоев общества, но также имела и своих критиков. Некоторые, такие как George Silver, относились неодобрительно к техническому потенциалу рапир, и к их дуэльному предназначению.

Этимология слова «рапира» неясна. Charles du Fresne, сэр du Cange, в его труде «Glossarium mediae и infimae Latinitatis», ссылается на форму «Rapperia» в латинских текстах с 1511 года. Он упоминает этимологию происхождения слова из греческого «чтобы ударить». Однако, Walter William Skeat предположил, что «rapier» может произойти из «raspiere» («кочерга»), и что это мог быть высокомерный термин, введенный старшими фехтовальщиками на рубяще-режущих мечах, для этого нового меча. Самый вероятный корень термина «рапира», однако, вероятно, происходит от испанского «ropera», которое происходит от «изящное платье», таким образом, рапира дословно означала «меч для платья».

Сочетая быструю реакцию с большой досягаемостью, рапира хорошо подходила для гражданских сражений в 16-17 веках. В то время как военные рубяще-режущие мечи продолжали развиваться, чтобы удовлетворить новым потребности на поле боя, рапиры развивались, чтобы удовлетворить потребностям гражданских поединков, в конечном счете, становясь все легкими и более короткими. В последствие, рапира начала уступать место шпаге.

К 1715 году рапира была в значительной степени заменена более легкой шпагой на большей части Европы, хотя и продолжала использоваться, как следует из трактататов Donald McBane (1728 год), P. J. F. Girard (1736 год) и Domenico Angelo (1787 год).

Исторические школы фехтования на рапирах

Италия

  • Antonio Manciolino, Opera Nova per Imparare a Combattere, & Schermire d’ogni sorte Armi — 1531 год
  • Achille Marozzo, Opera Nova Chiamata Duello, O Vero Fiore dell’Armi de Singulari Abattimenti Offensivi, & Diffensivi — 1536 год
  • Anonimo Bolognese, L’Arte della Spada (Рукописи M-345/M-346) — (начало или середина 1500 годов)
  • Giovanni dall’Agocchie, Dell’Arte di Scrimia — 1572 год
  • Angelo Viggiani dal Montone, Trattato dello Schermo — 1575 год
  • Camillo Agrippa, Trattato di Scientia d’Arme con un Dialogo di Filosofia — 1553 год
  • Giacomo di Grassi, Ragion di Adoprar Sicuramente l’Arme si da Offesa, come da Difesa — 1570 год
  • Marco Docciolini, Trattato in Materia di Scherma — 1601 год
  • Salvator Fabris, De lo Schermo ovvero Scienza d’Armi — 1606 год
  • Nicoletto Giganti, Scola overo Teatro — 1606 год
  • Ridolfo Capoferro, Gran Simulacro dell’Arte e dell’Uso della Scherma — 1610 год
  • Francesco Alfieri, La Scherma di Francesco Alfieri — 1640 год
  • Giuseppe Morsicato Pallavicini, La Scherma Illustrata — 1670 год
  • Francesco Antonio Marcelli, Regole della Scherma — 1686 год
  • Bondi’ di Mazo, La Spada Maestra — 1696 год

Испания

  • Camillo Agrippa
  • Jeronimo Sanchez de Carranza, De la Philosofia de las Armas — 1569 год.
  • Luis Pacheco de Narvaez, Libro de las Grandezas de la Espada — 1599 год.

Нидерланды

  • Girard Thibault, Academie de l’Espee, ou se demonstrant par Reigles mathematiques, sur le fondement Cercle Mysterieu — 1628 год.

Франция

  • Charles Bisnard — 1653 год
  • Monsieur L’Abbat — 1669 год

Англия

  • Joseph Swetnam, The Schoole of the Noble and Worthy Science of Defence — 1617 год
  • The Pallas Armata — 1639 год

Германия

  • Paulus Hector Mair, Opus Amplissimum de Arte Athletica — 1542 год
  • Joachim Meyer, Thorough Descriptions of the free Knightly and Noble Art of Fencing — 1570 год
  • Jakob Sutor, Neu Kunstliches Fechtbuch — 1612 год

Классическое фехтование

Классические школы фехтования утверждают, что унаследовали аспекты форм рапиры в их системах. В 1885 году, учитель фехтования Egerton Castle написал: «есть мало сомнений, что французская система фехтования может быть прослежена к ее происхождению, к древнему итальянскому искусству фехтования; современная итальянская школа, конечно же произошла от того же источника». Egerton Castle отмечал, что «итальянцы сохранили форму рапиры, с чашкой, pas d’ane, и квиллионами, но с тонким четырехугольным лезвием».

Массовая культура и развлечения

Несмотря на широкое использование рапиры в 16-17 веках, множество фильмов про этот период показывают фехтовальщиков со шпагами. Настоящий бой на рапирах не имел молниеносных уколов и изображаемого парирования ударов. Директор Richard Lester попытался более точно показать традиционную технику фехтования на рапирах в фильмах «Three Musketeers» и «The Four Musketeers». С тех пор, многие более поздние фильмы, такие как «The Princess Bride» и «La Reine Margot» использовали рапиры, а не более позднее оружие, хотя хореография боя не всегда точно изображала исторические методы фехтования.

bsmith.ru

Испанская шпага. Оружие и военная техника. Добавил Илья Демидович — VilingStore.net

С распространением стальных доспехов, разрубить которые крайне сложно, на практике почти невозможно, рубящие удары стали применяться всё реже, но колющий удар сохранял свою актуальность для сочленений лат и других слабых мест защитного вооружения. Меч становился более узким и тонким, превращаясь из рубяще-колющего в колюще-рубящий. Первые шпаги появились в Испании в 60-х годах XV века, представляя собой меч, оснащённый сложной гардой. Поскольку боевой меч из-за большого веса мало подходил для повседневного ношения, то многие дворяне, появляясь при дворе, носили облегчённые парадные или церемониальные мечи. Исключением не стала и шпага , облегчённая разновидность которой к концу XV века получила в Испании название — исп. espadas roperas), что перешло в другие языки под названием рапира . Как оказалось, данное оружие, будучи достаточно лёгким для постоянного ношения, тем не менее, в случае опасности позволяло эффективно защищаться и атаковать и при отсутствии доспеха и щита, в связи с чем получило широкое распространение.


Испанская шпага

Испанская шпага

Испанская шпага

vilingstore.net

Рапира (№0548)

Испанская рапира конца XVI в. Общая длина 126 см., длина клинка 108,5 см., ширина клинка 2.2 см. Клинок стальной, прямой, двулезвийный, с выраженной прямоугольной пятой, на 13 от пяты шестигранный, далее до острия -ромбического сечения, резко сужающийся к острию. Таким образом, клинок рассчитан исключительно на колющие удары. На пяте клинка с обеих сторон выбито клеймо в виде гербового щитика, заполненного буквой «G» под короной -клеймо клинкового мастера Лафра Адриано, работавшего в конце XVIв. в Толедо и Сан-Клементе. Стальной эфес состоит из рукояти с головкой и гарды. Рукоять деревянная, в сечении круглая, покрыта кожей чёрного цвета. Внизу и вверху на рукояти имеются условно выделенные втулки в виде косичек, сплетённых из стальной проволоки. Головка рукояти стальная, литая, украшена рельефным орнаментом, соединена с хвостовиком клинка «врасклёп». Гарда образована передней дужкой, закреплённой на головке при помощи винта, раздваивается и переходит в горизонтальную дужку (закрывающую кисть руки) и крестовину, конец которой сильно загнут вниз. Крестовина усилена щитком (экюссоном) прямоугольной формы, две плоскости которого украшены глубокими горизонтальными полосками, а две другие -имитацией чешуи. На внешней и внутренней плоскостях щитка — накладная металлическая корона. С тыльной стороны к перекрестью прикреплено кольцо (перстень) для большого пальца руки для более удобного удержания рапиры во время боя. В нижней части перстень сердцевидной формы, украшенный четырёхлепестковым цветком. Рапира(RAPIER,TOOK,TUCK) -шпага, рассчитанная в первую очередь на нанесение укола, снабжённая сложной гардой. Это название впервые появилось в Англии около 1560 г., хотя этот тип шпаг был занесён туда гораздо раньше испанцами.Рапиры XVI и XVII веков имели длинные тяжёлые клинки и сложной формы гарду с рикассо и экюссоном. Рапира с такой гардой и длинным двулезвийным клинком была грозным оружием в руках опытного фехтовальщика. Гарда первоначально использовалась в фехтовании исключительно для атаки, а защита производилась с помощью плаща, обёрнутого вокруг руки, или кинжала, или небольшого круглого щита, находившегося в левой руке. Появление таких рапир было связано с развитием фехтовального искусства, расцвет которого пришёлся на первую четверть XVII в. Во многих городах Европы были созданы фехтовальные школы, в которых опытнейшие итальянские и испанские фехтмейстеры обучали юных дворян искусству владения клинком. Эти школы придерживались трёх направлений -итальянского, испанского и французского. Так, итальянская школа фехтования, достигшая расцвета уже в XVI в., основывалась на принципах постоянного движения фехтовальщика в бою и отдавала предпочтение колющему оружию.Самые известные представители этой школы — Камилло Агриппа, Джакомо де Грасси и Сальватор Фабрис — были одновременно и авторами фехтовальных трактатов. Испанская школа, опиравшаяся на строгие математические расчёты, рекомендовала статичные позиции, определённые геометрическими фигурами, соотнесёнными с пропорциями человеческого тела и размерами холодного оружия. Постулаты испанской школы фехтования изложены в капитальном французском труде <<L»Akademie de I»epee>> под редакцией Жерара Тибо, напечатанном в Лейдене в 1628 г. Со временем приёмы испанской школы фехтования уступили место более практичной и подвижной французской манере ведения боя на шпагах и рапирах, от которой и происходит современное спортивное фехтование. Представленная здесь испанская рапира конца XVI в. несомненно представляет историческую, культурную и художественную ценность, является значимым памятником общемировой оружейной истории.

antikweapon.ru

Рапира | SPICULO.ru

Доброго времени суток! В данной статье я опишу одного из ярких представителей класса колющего холодного оружия, который оставил неизгладимый след, как в истории развития клинкового холодного оружия, так и в истории и жизни общества, а также напоминает нам о временах ушедших, и по сей день. Итак, это – рапира.

            Данное оружие обязано своим происхождением испанцам, которые в начале пятнадцатого века представили его на суд массы зрителей Испании, а затем и всей Европы, но обо всем по порядку.

Историческая рапира

            О происхождении самого термина «рапира» и по сей день ведется немало споров. Даже если брать во внимание только значения, которые больше всего характеризуют истинное происхождение данного термина, их все равно наберется с десяток. Например, есть версия из латиницы, рассмотренная еще в 1511-1512 годах, со значением «rapperia» — что в переводе будет значить – «для удара», или «чтобы бить, ударять». Также известно еще одно мнение, со значением «raspiere» — что буквально можно перевести, как «кочерга». Данное значение возможно было бы получено в качестве насмешки над  узкой направленностью данного холодного оружия. Но все же, самой правдоподобной и жизнеспособной остается, и по сей день версия о происхождении названия рапира от значения, используемого самими испанцами — «ropera» или «roperas», а в полном значении «espadas roperas», что собственно, переводится, как «изящное платье», а в полном значении — «меч для платья». Именно этот термин характеризует рапиру, как истинно колющее оружие, возможно даже «гражданское» оружие для самообороны, не предназначенное для ведения боя с противником в доспехах. Стоит также заметить, что у итальянцев данное оружие получило распространение с названием «fioretto» — и означало тренировочное колющее оружие с затупленным наконечником. К этому значению я еще вернусь, но чуть ниже.

Современная версия рапиры

            Также важно отметить, что в русском языке с понятием «рапира» все еще сложнее. Связано это с тем, что этим словом обозначают и вид спортивных состязаний и само оружие, но все же что-то общее есть везде. Например, то, что рапира – есть длинное клинковое колющее, преимущественно безлезвийное холодное оружие, предназначенное для повседневного использования. Ну да ладно, со значением вроде немного разобрались, теперь перейдем к основной части.

            Начнем с рассмотрения клинка рапиры. Тут нельзя не отметить, что рапиру часто ошибочно путают с классической шпагой. Но если рассмотреть ближе, то все станет на свои места. Рапира, хотя и является ответвлением в разновидности шпаги, но самое важное их отличие именно в строении клинка. У исторической рапиры клинок узкий, довольно длинный, порядка 130 см, четырехгранный и не заточенный, имеет только колющий острый наконечник. У шпаги клинок короче, легче, имеет три грани и затачивается, таким образом, позволяя наносить колюще-рубящие удары. Кстати, отсутствие режущей кромки на клинке также было связано с самими принципами школ итальянского фехтования, где подчеркивалось, что смертельный рубящий удар легкой шпагой нанести невозможно и надо использовать для убийства острие.

Испанские рапиры

Гарда у рапиры делалась довольно крупной, а продолжал её еще больший и сложный эфес, который мог быть совершенно разных форм и позволял наилучшим образом защитить руку владельца. Позднее эфес стали укреплять металлическими пластинами и, в конечном счете, эфес у рапир стал чашеобразным с довольно крупным навершием рукояти. Рапиры довольно долго украшали дорогими материалами и даже драгоценными камнями, рукояти обтягивали кожей, а массивное навершие служило балансиром для длинного клинка. Кроме того, с течением времени клинок рапиры стали делить на две, либо три части затачивая клинок либо полностью, либо частично.

Современная спортивная рапира

            Примерно, с 1600 года рапира становиться чрезвычайно популярным оружием, заполоняет всю Европу и удерживает лидирующие позиции среди гражданского оружия вплоть до 1715 года, а затем её вытесняет все более популяризированная короткая шпага, достигшая на тот момент своего логического совершенства над рапирой. Рапира стала считаться дуэльным оружием, преимущественно использовавшаяся для ведения схватки до первой крови.

            В настоящее время существует отдельный вид спорта – фехтование. Кроме других существует и разновидность фехтования на рапирах. Современная спортивная рапира берет свое начало от итальянского тренировочного колющего оружия – «fioretto», которое использовалось ранее для обучения приемам ведения боя на шпагах. Сам термин «fioretto» означал не только оружие в целом, но также и затупленный наконечник на рапире.

            Современные спортивные рапиры довольно сильно отличаются от исторических клинков, и представляют собой колющее оружие с гардой в виде чаши и очень гибким клинком из стали. Сам клинок в сечении прямоугольный и сужающийся к острию. На острие присутствует наконечник в диаметре шесть миллиметров. Длина самого клинка также уменьшена и составляет девяносто сантиметров. Масса также значительно снижена и составляет пол килограмма. Можно сказать, что доказав всем свою состоятельность в качестве оружия самообороны, рапира, и в современном мире заняла свое прежнее место в ложе тренировочного оружия, и используется теперь только на соревнованиях и тренировках.

            Далее, можно ознакомиться с основными историческими школами фехтования на рапирах.

Подписывайтесь на новостную рассылку по RSS, группы в социальных сетях – twitter, Facebook и ВКонтакте.

spiculo.ru

Испанская шпага | Fresher — Лучшее из Рунета за день

Это — шедевр испанского оружейного искусства. Невозможно поверить, но перед вами шпага. Смотрите фотографии в продолжении. Серебряная рукоять выполнена в виде передней части туловища и головы ядовитой змеи с глазами-вставками из розового стекла. В нижней части рукояти вмонтирована пружинная защелка, фиксирующая клинок в ножнах. Серебряные ножны изготовлены в виде туловища с хвостом свернувшейся в кольцо змеи. Размеры: общая длина шпаги без ножен 964 мм, длина клинка 810 мм, ширина клинка 20, 7 мм, диаметр ножен-змеи 350-365 мм. Материал, техника: сталь, серебро, латунь; ковка, литье, травление, золочение. Клинок исключительной гибкости, стальной двулезвийный, без долов. Острие клинка расположено на средней линии. В верхней половине клинок с обеих сторон украшен травлением и золочением — растительный орнамент. С одной стороны в картуше вырезана надпись: Fca de Toledo 1846. Для хранения этого предмета имеется деревянный футляр, обтянутый снаружи кожей и внутри темно-малиновым бархатом. Сверху на крышке золотом выдавлена герцогская корона. На бархате крышки золотом нанесены надписи: MEDAILLE POR 1878 LAMARCHE VINIT Ate I. ŒW, Succr 11, Boul.. de la Madeleine PARIS. Предмет можно атрибутировать как подарочную шпагу — шедевр испанского оружейного искусства и мастерства середины XIX века. Шпага без сомнения была изготовлена по специальному заказу для вручения в качестве памятного подарка высокопоставленному лицу, возможно военному. Сворачивающийся в кольцо исключительно гибкий клинок напоминал и заказчикам, и одариваемому лицу о легендарных толедских шпажных клинках XVI — первой половины XVII века, продававшихся в оружейных лавках, будучи свернутыми в кольцо. С другой стороны изображен испанский герб и надпись в картуше: Acargo del Cuerno de artilleria. Тот, кто получил шпагу-змею в подарок, наверняка неплохо разбирался в оружии и знал его историю, поэтому по достоинству должен был оценить работу мастеров Толедской артиллерийской фабрики. Футляр, имеющийся при шпаге, был изготовлен позднее, примерно в конце XIX века, возможно, взамен утраченного или сломанного. Аналоги этому шедевру оружейного мастерства автору экспертизы неизвестны как в музейных и частных коллекциях, так и из специальной литературы. Безусловно, шпага-змея может быть отнесена к уникальным произведениям оружейного искусства и имеет исключительную историко-культурную ценность. Читайте также еще один интересный материал о холодном оружии: • Все о кинжалах

www.fresher.ru

Испанская шпага.: Kibu | Паб

Это — шедевр испанского оружейного искусства. Невозможно поверить, но перед вами шпага.Серебряная рукоять выполнена в виде передней части туловища и головы ядовитой змеи с глазами-вставками из розового стекла. В нижней части рукояти вмонтирована пружинная защелка, фиксирующая клинок в ножнах.

Серебряные ножны изготовлены в виде туловища с хвостом свернувшейся в кольцо змеи. Размеры: общая длина шпаги без ножен 964 мм, длина клинка 810 мм, ширина клинка 20, 7 мм, диаметр ножен-змеи 350-365 мм. Материал, техника: сталь, серебро, латунь; ковка, литье, травление, золочение.

Клинок исключительной гибкости, стальной двулезвийный, без долов. Острие клинка расположено на средней линии. В верхней половине клинок с обеих сторон украшен травлением и золочением — растительный орнамент. С одной стороны в картуше вырезана надпись: Fca de Toledo 1846.

kanobu.ru

Испанская подарочная шпага — Мир Ножей. — ЖЖ

Не совсем формат для этого сообщества, но не смог удержаться — уж больно красиво.
Итак:

Размеры:
общая длина шпаги без ножен 964 мм,
длина клинка 810 мм,
ширина клинка 20,
толщина клинка 7 мм,
диаметр ножен-змеи 350-365 мм.
Материал, техника: сталь, серебро, латунь; ковка, литье, травление, золочение.

Описание предмета:
Клинок исключительной гибкости, стальной двулезвийный, без долов. Острие клинка расположено на средней линии. В верхней половине клинок с обеих сторон украшен травлением и золочением — растительный орнамент. С одной стороны в картуше вырезана надпись: Fca de Toledo 1846.
 

С другой стороны изображен испанский герб и надпись в картуше: Acargo del Cuerno de artilleria.

Серебряная рукоять выполнена в виде передней части туловища и головы ядовитой змеи с глазами-вставками из розового стекла. В нижней части рукояти вмонтирована пружинная защелка, фиксирующая клинок в ножнах.
Серебряные ножны изготовлены в виде туловища с хвостом свернувшейся в кольцо змеи.

Для хранения этого предмета имеется деревянный футляр, обтянутый снаружи кожей и внутри темно-малиновым бархатом. Сверху на крышке золотом выдавлена герцогская корона.
На бархате крышки золотом нанесены надписи: MEDAILLE POR 1878 LAMARCHE VINIT Ate I. ŒW, Succr 11, Boul.. de la Madeleine PARIS.

Предмет можно атрибутировать как подарочную шпагу — шедевр испанского оружейного искусства и мастерства середины XIX века. Шпага без сомнения была изготовлена по специальному заказу для вручения в качестве памятного подарка высокопоставленному лицу, возможно военному. Сворачивающийся в кольцо исключительно гибкий клинок напоминал и заказчикам, и одариваемому лицу о легендарных толедских шпажных клинках XVI — первой половины XVII века, продававшихся в оружейных лавках, будучи свернутыми в кольцо.

Тот, кто получил шпагу-змею в подарок, наверняка неплохо разбирался в оружии и знал его историю, поэтому по достоинству должен был оценить работу мастеров Толедской артиллерийской фабрики.
Футляр, имеющийся при шпаге, был изготовлен позднее, примерно в конце XIX века, возможно, взамен утраченного или сломанного.
Аналоги этому шедевру оружейного мастерства автору экспертизы неизвестны как в музейных и частных коллекциях, так и из специальной литературы. Безусловно, шпага-змея может быть отнесена к уникальным произведениям оружейного искусства и имеет исключительную историко-культурную ценность.

Источник: http://warrior.nnm.ru

ru-knife.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *