Содержание

Баргузин (БЖРК) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Баргузин.

«Баргузин» — проектировавшийся железнодорожный мобильный комплекс ракетного вооружения (БЖРК) для Ракетных войск стратегического назначения России[2][3][4]. О прекращении разработки заявлено в декабре 2017 года[1].

Основой БЖРК, наиболее вероятно, стала бы ракета «Ярс»[5][6]. БЖРК имел бы преимущество перед грунтовыми пусковыми установками «Ярс» благодаря большей скрытности и маскировке, так как грунтовые установки могут быть обнаружены разведывательными системами, в то время как БЖРК фактически неотличим от обычного грузового поезда даже с расстояния нескольких метров. Кроме этого, международный договор СНВ-3 (который не запрещает создание данного типа вооружения[7]) ограничивает районы базирования грунтовых комплексов, в то время как БЖРК может перемещаться по всей стране и на расстояние до 1000 км за сутки[8]. Также постоянное перемещение БЖРК по железной дороге обходится дешевле работы грунтового автомобильного комплекса

[9].

История[ | ]

5 сентября 2009 года заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин заявил, что РВСН не исключают возможности возобновления использования боевых железнодорожных ракетных комплексов[10].
В декабре 2011 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев заявил о возможном возрождении в российской армии комплексов БЖРК.

Опытно-конструкторские работы по созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» были начаты Московским институтом теплотехники (МИТ, разработчик ракет «Булава», «Тополь» и «Ярс») в 2012 году. Создание комплекса явилось развитием концепции комплекса РТ-23 УТТХ с решением проблемы чрезмерного давления на железнодорожное полотно, что требовало его усиления и ограничивало реальную мобильность и скрытность комплекса[6][8].

23 апреля 2013 года заместитель министра обороны

ru-wiki.ru

Поезд-призрак особого назначения. Чем опасен ракетный комплекс

Этот поезд, способный обрушить на вероятного противника три межконтинентальные баллистические ракеты, «наградил» руководителей западных разведок неутихающей головной болью. Учитывая огромную протяженность железных дорог СССР и количество курсирующих по ним составов, обнаружить среди них замаскированную под обычный вагон пусковую установку было невозможно.

К моменту распада СССР у нашей страны имелось три ракетные дивизии — 12 поездов с 36 пусковыми установками. Однако в 1993 году Россия согласилась подписать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-II, предусматривавший утилизацию всех ракет РТ-23. В период с 2003 по 2007 год все «Молодцы» были утилизированы, кроме двух, оставленных в качестве музейных экспонатов. Тогда казалось, что в них нет надобности. О БЖРК вновь вспомнили в текущем десятилетии, когда отношения России и Запада стали резко ухудшаться. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России этих комплексов на новой технологической основе. А в июле 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия готова к созданию новых БЖРК по проекту «Баргузин».

Состав с «сюрпризом»

БЖРК представляет собой стратегический ракетный комплекс подвижного железнодорожного базирования, внешне неотличимый от обычного товарняка. В его вагонах установлены полностью снаряженные МБР, командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и размещен личный состав — офицеры-ракетчики. В случае угрозы ядерной войны БЖРК выходят на маршруты патрулирования и сливаются с потоком других железнодорожных составов. Если же «сверху» поступает приказ о боевом применении, поезд останавливается и готовится начать атаку. Створки на крышах трех вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. Еще пара минут — и в сторону агрессора минометным стартом вылетают три ракеты, суммарно несущие 30 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждый.

В СССР разработкой БЖРК занималось КБ «Южное». Главными конструкторами стали академики Владимир и Алексей Уткины. Задача перед братьями стояла нетривиальная: «впихнуть» ракету с пусковой установкой общим весом более 150 тонн в обычный железнодорожный вагон. При этом БЖРК был должен разгоняться по рельсам до 120 километров в час. Решить этот вопрос удалось, создав для комплекса усиленные вагонные тележки и специальные разгрузочные устройства, перераспределявшие часть веса на соседние вагоны. БЖРК получил возможность двигаться по путям без риска их «сломать». В конечном счете «Молодец» выглядел как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имели по восемь колесных пар, а три — по четыре. Благодаря всем необходимым запасам БЖРК мог работать в автономном режиме до 28 суток.

Летные испытания ракет комплекса производились в 1985-1987 годах на космодроме Плесецк, всего было произведено 32 пуска и 18 выходов БЖРК на железные дороги страны. В рамках опытной эксплуатации они прошли более 400 тысяч километров по всем климатическим зонам страны — от тундры до пустынь. Все это время существование комплексов оставалось тайной для западных разведок. БЖРК были замаскированы на совесть. Единственным демаскирующим фактором была необычная конфигурация поезда — его тянули сразу три тепловоза. Тем не менее бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники в упор не могли понять, что с этим составом «не так».
Официально на вооружение «Молодца» приняли в 1989 году. К тому времени уже было развернуто пять ракетных полков — четыре в Костромской области и один в Пермской.

В 2000-х годах БЖРК, согласно международным договоренностям, начали утилизировать. Командование РВСН решило сделать ставку на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) «Тополь-М» как основу мобильной компоненты сил ядерного сдерживания. Однако со временем стало ясно, что ПГРК хоть и сложно отследить, но все же легче, чем БЖРК, которые могут «затеряться в толпе». И в 2012 году в Московском институте теплотехники (МИТ) начались работы над новым поездом стратегического назначения.

Гарантированный ответ

Информации о перспективном БЖРК в открытых источниках немного, но известно, что один состав будет нести уже шесть межконтинентальных баллистических ракет — скорее всего, трехступенчатых твердотопливных РС-24 «Ярс», также разработанных специалистами МИТ. Одна такая МБР способна забросить от трех до шести боевых блоков мощностью около 300 килотонн каждый на дистанцию 12 тысяч километров. Поменьше, чем у РТ-23 УТТХ, однако «Ярс» и весит вдвое меньше, что упрощает его монтаж и транспортировку в стандартном вагоне. Кроме того, для тяги будет использоваться лишь один локомотив, что делает эксплуатацию комплекса более легкой и лучше его маскирует. Предполагается, что новый БЖРК сможет перемещаться по всей стране, преодолевая тысячу километров в сутки.В ноябре 2016 года на космодроме Плесецк состоялись успешные бросковые испытания модификации ракеты специально для БЖРК. Известно, что один «Баргузин» будет приравниваться к ракетному полку, а в состав ракетной дивизии РВСН должны входить пять ракетных полков — 30 пусковых установок. Вероятнее всего, работы над БЖРК получат финансирование в рамках Госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы и могут встать на боевое дежурство уже в 2020-2021 годах.

«В условиях развертывания США новых средств высокоточного оружия, в том числе и на территории Америки, наличие у нас БЖРК станет козырем, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. — Эти комплексы создают фактор неопределенности. БЖРК наряду с мобильными ПГРК — ответ на американскую концепцию глобального обезоруживающего удара неядерными средствами, главным образом крылатыми ракетами. Эта доктрина подразумевает уничтожение военно-политического руководства страны, пунктов управления войсками, шахтных пусковых установок одним мощным ударом. Но если у противника нет точных координат всех пусковых установок, эта концепция уже не работает».

Более того, даже полностью уничтожив нашу «ядерную триаду» массированным ракетным ударом, вероятный противник не сможет лишить РВСН возможности нанесения ответного удара. Многие километры железнодорожных путей в России проходят через скальные тоннели, которые можно использовать как укрытие для БЖРК. И нет никакой гарантии, что, когда отгремят взрывы, один единственный поезд-призрак не отстреляет по агрессору весь боекомплект откуда-нибудь из Уральских гор.

fishki.net

Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин». Справка | Справка | Вопрос-Ответ

В России приступили к созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин».

«Конструкторская документация отработана, создаются отдельные элементы комплекса, но точных сроков его создания и принятия на вооружение нет», — сообщил ТАСС источник в российском оборонно-промышленном комплексе.

Подробную информацию о тактико-технических характеристиках нового БЖРК Минобороны РФ, по информации СМИ, обнародует не ранее 2018 года.

Что будет представлять собой БЖРК «Баргузин»?

БЖРК «Баргузин» будет представлять собой боевой железнодорожный ракетный комплекс подвижного железнодорожного базирования. В специально сконструированном составе будут размещаться стратегические ракеты межконтинентального класса, а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, а также личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения.

Родоначальниками такого класса боевых поездов являются советские железнодорожные ракетные комплексы 15П961 «Молодец», которые были полностью сняты с вооружения в 2005 году. На железных дорогах СССР и России они имели условное обозначение «поезд номер ноль».

Решение начать разработку нового БЖРК было принято в декабре 2013 года в качестве ответной меры на американскую программу «Глобального молниеносного удара». Московский институт теплотехники (МИТ) в начале 2014 года завершил работу над эскизным проектом БЖРК «Баргузин», согласно которому комплекс будет замаскирован под стандартный вагон-рефрижератор, длина которого составляет 24 метра при длине ракеты 22,5 метра.

Конструкция БЖРК позволяет скрыть от спутников ракетные поезда среди других составов, в ангарах и тоннелях, а благодаря разветвлённой железнодорожной сети оперативно выдвинуть их в любую точку страны.

В состав «Баргузина» должны войти шесть межконтинентальных баллистических ракет, а не три, как в советском БЖРК «Молодец». Новый железнодорожный состав сможет преодолевать значительные расстояния. За сутки он может проехать до 1000 км. 

Новейшие ракеты РС-24 «Ярс», которые будут установлены на комплекс, отличаются большей точностью попадания, а главное — вдвое меньшим весом, что устраняет недостаток, который был присущ предшественникам, а именно — большую нагрузку на железнодорожные пути и их преждевременный износ. Ракета «Ярс» весит всего около 50 тонн, что практически совпадает с весом обыкновенного товарного вагона.

Новый БЖРК будет исключительно отечественного производства. Планировалось, что комплекс заступит на боевое дежурство в 2019 году, однако все сроки впоследствии были сдвинуты на год из-за сложной финансовой ситуации.

Смотрите также:

www.aif.ru

Баргузин (БЖРК) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Баргузин.

«Баргузин» — проектировавшийся железнодорожный мобильный комплекс ракетного вооружения Ракетных войск стратегического назначения Вооружённых сил Российской Федерации[2][3][4]. О прекращении разработки заявлено в декабре 2017 года[1].

Международный договор СНВ-3 не запрещает создание данного типа вооружения[5].

Основой БЖРК, наиболее вероятно, стала бы ракета «Ярс»[6][7]. БЖРК имел бы преимущество перед грунтовыми пусковыми установками «Ярс» благодаря большей скрытности и маскировке, так как грунтовые установки могут быть обнаружены разведывательными системами, в то время как БЖРК фактически неотличим от обычного грузового поезда даже с расстояния нескольких метров. Кроме этого, СНВ-3 ограничивает районы базирования грунтовых комплексов, в то время как БЖРК может перемещаться по всей стране и на расстояние до 1000 км за сутки[8]. Также постоянное перемещение БЖРК по железной дороге обходится дешевле работы грунтового автомобильного комплекса[9].

История

5 сентября 2009 года заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин заявил, что РВСН не исключают возможности возобновления использования боевых железнодорожных ракетных комплексов[10].
В декабре 2011 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев заявил о возможном возрождении в российской армии комплексов БЖРК[11].

Опытно-конструкторские работы по созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» были начаты Московским институтом теплотехники (МИТ, разработчик ракет «Булава», «Тополь» и «Ярс») в 2012 году. Создание комплекса явилось развитием концепции комплекса РТ-23 УТТХ с решением проблемы чрезмерного давления на железнодорожное полотно, что требовало его усиления и ограничивало реальную мобильность и скрытность комплекса[7][8].

23 апреля 2013 года заместитель министра обороны Ю. Борисов заявил о возобновлении МИТ опытно-конструкторских работ по созданию железнодорожных ракетных комплексов нового поколения[12][13][14]. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России комплексов БЖРК на новой технологической основе в качестве ответной меры на программу «Мгновенного глобального удара США» — МИТ в начале 2014 года должен завершит работу над эскизным проектом БЖРК и новый комплекс БЖРК, названый «Баргузин»[15], должен быть оснащён МБР с разделяющейся головной частью, созданной на базе «Ярса», будет замаскирован под стандартный вагон-рефрижератор, длина которого составляет 24 метра при длине ракеты 22,5 метра[16][17].

До конца 2014 года было неясно, какая ракета станет основой для проектирования. Обсуждались такие варианты как РС-24 «Ярс» или РС-26 («Рубеж», «Авангард») или же 3М30 «Булава». В декабре 2014 года ТАСС опубликовало информацию, что основой комплекса станет «Ярс»[6]. Предполагалась поставка на вооружение таких ракетных комплексов уже к 2020 году или ранее.

По состоянию на декабрь 2014 года эскизное проектирование уже завершено[6][18].

12 мая 2016 года, было объявлено о начале создания отдельных элементов БЖРК «Баргузин».[19]

В ноябре 2016 года на космодроме 1 ГИК Плесецк состоялись успешные бросковые испытания ракеты для БЖРК «Баргузин»[8][20].

В составе одного поезда с ракетным вооружением будут шесть ракет. Поскольку вес ракеты РС-24 составляет 50 тонн, то фактически ракета может перевозиться на базе обычного грузового вагона, имеющего грузоподъёмность 66—68 тонн[21], без серьёзных проблем с превышением нагрузки на железнодорожное полотно и колёсные пары, как было в комплексе РТ-23 УТТХ. Для тяги будет использоваться один тепловоз (вместо трёх ДМ62 в РТ-23 УТТХ) и возможна произвольная комбинация с различными гражданскими вагонами на манер грузового поезда, что увеличивает скрытность комплекса и удешевляет его эксплуатацию[7].
Также следовало ожидать задания промышленности на разработку тепловоза с двумя дизель-генераторными установками. Кроме того, на сети железных дорог должно появиться множество рефрижераторных вагонов и секций, их задача — перевозить груз и служить массовкой, в которой легче будет теряться БЖРК при выезде на боевое дежурство.

В декабре 2017 года заявлено о прекращении разработки комплекса по экономическим причинам[1].

Видео по теме

Формирования

По сообщениям средств массовой информации, формирование из одного состава БЖРК «Баргузин», несущего шесть межконтинентальных баллистических ракет, будет приравниваться к ракетному полку, а в состав ракетной дивизии РВСН, имеющей в качестве основного вооружения «Баргузин», должны входить управление и пять ракетных полков, 30 пусковых установок.[источник не указан 327 дней]

См. также

Примечания

Ссылки

wiki2.red

Баргузин (БЖРК) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Баргузин.

«Баргузин» — проектировавшийся железнодорожный мобильный комплекс ракетного вооружения (БЖРК) для Ракетных войск стратегического назначения России[2][3][4]. О прекращении разработки заявлено в декабре 2017 года[1].

Основой БЖРК, наиболее вероятно, стала бы ракета «Ярс»[5][6]. БЖРК имел бы преимущество перед грунтовыми пусковыми установками «Ярс» благодаря большей скрытности и маскировке, так как грунтовые установки могут быть обнаружены разведывательными системами, в то время как БЖРК фактически неотличим от обычного грузового поезда даже с расстояния нескольких метров. Кроме этого, международный договор СНВ-3 (который не запрещает создание данного типа вооружения[7]) ограничивает районы базирования грунтовых комплексов, в то время как БЖРК может перемещаться по всей стране и на расстояние до 1000 км за сутки[8]. Также постоянное перемещение БЖРК по железной дороге обходится дешевле работы грунтового автомобильного комплекса[9].

История

5 сентября 2009 года заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин заявил, что РВСН не исключают возможности возобновления использования боевых железнодорожных ракетных комплексов[10].
В декабре 2011 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев заявил о возможном возрождении в российской армии комплексов БЖРК.

Опытно-конструкторские работы по созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» были начаты Московским институтом теплотехники (МИТ, разработчик ракет «Булава», «Тополь» и «Ярс») в 2012 году. Создание комплекса явилось развитием концепции комплекса РТ-23 УТТХ с решением проблемы чрезмерного давления на железнодорожное полотно, что требовало его усиления и ограничивало реальную мобильность и скрытность комплекса[6][8].

23 апреля 2013 года заместитель министра обороны Ю. Борисов заявил о возобновлении МИТ опытно-конструкторских работ по созданию железнодорожных ракетных комплексов нового поколения[11][12][13]. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России комплексов БЖРК на новой технологической основе в качестве ответной меры на программу «Мгновенного глобального удара США» — МИТ в начале 2014 года должен завершить работу над эскизным проектом БЖРК и новый комплекс БЖРК, названый в честь сибирской реки «Баргузин»[14], должен быть оснащён МБР с разделяющейся головной частью, созданной на базе «Ярса», будет замаскирован под стандартный вагон-рефрижератор, длина которого составляет 24 метра при длине ракеты 22,5 метра[15][16].

До конца 2014 года было неясно, какая ракета станет основой для проектирования. Обсуждались такие варианты как РС-24 «Ярс» или РС-26 («Рубеж», «Авангард») или же 3М30 «Булава». В декабре 2014 года ТАСС опубликовало информацию, что основой комплекса станет «Ярс»[5]. Предполагалась поставка на вооружение таких ракетных комплексов уже к 2020 году или ранее.

По состоянию на декабрь 2014 года, эскизное проектирование уже завершено[5][17].

12 мая 2016 года было объявлено о начале создания отдельных элементов БЖРК «Баргузин».[18]

В ноябре 2016 года на космодроме 1 ГИК Плесецк состоялись успешные бросковые испытания ракеты для БЖРК «Баргузин»[8][19].

В составе одного поезда с ракетным вооружением будут шесть ракет. Поскольку вес ракеты РС-24 составляет 50 тонн, то фактически ракета может перевозиться на базе обычного грузового вагона, имеющего грузоподъёмность 66—68 тонн[20], без серьёзных проблем с превышением нагрузки на железнодорожное полотно и колёсные пары, как было в комплексе РТ-23 УТТХ. Для тяги будет использоваться один тепловоз (вместо трёх ДМ62 в РТ-23 УТТХ) и возможна произвольная комбинация с различными гражданскими вагонами на манер грузового поезда, что увеличивает скрытность комплекса и удешевляет его эксплуатацию[6].
Также следовало ожидать задания промышленности на разработку тепловоза с двумя дизель-генераторными установками. Кроме того, на сети железных дорог должно появиться множество рефрижераторных вагонов и секций, их задача — перевозить груз и маскировать БЖРК при выезде на боевое дежурство.

В декабре 2017 года заявлено о прекращении разработки комплекса по экономическим причинам[1].

22 марта 2018 года ТАСС, со ссылкой на источник в МО РФ сообщил, что мобильный ракетный комплекс РС-26 «Рубеж» («Авангард») и БЖРК «Баргузин» исключены из госпрограммы вооружений до 2027 года (ГПВ-27), вместо них в ГПВ-27 включён комплекс шахтного базирования «Авангард» как имеющий более важное значение для обороноспособности страны. Причиной исключения названа невозможность одновременного финансирования вышеназванных программ.[21]

Формирования

По сообщениям средств массовой информации, формирование из одного состава БЖРК «Баргузин», несущего шесть межконтинентальных баллистических ракет, должно было приравниваться к ракетному полку, а в состав ракетной дивизии РВСН, имеющей в качестве основного вооружения «Баргузин», должны были входить управление и пять ракетных полков, 30 пусковых установок.[источник не указан 622 дня]

См. также

Примечания

wikiredia.ru

Стало известно, чем заменят российский ракетный поезд «Баргузин» / Оборона и Безопасность / magSpace.ru

Появилась информация о том, чем планируется заменить боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин» в новой госпрограмме вооружения на 2018-2027 годы.

Фото: Сергей Казак/ РИА Новости

Как сообщает ТАСС, «атомный поезд» не попал в программу по финансовым соображениям. Ссылаясь на источник в ОПК, агентство информирует о том, что в качестве альтернативы принято решение развивать проекты межконтинентальных баллистических ракет «Сармат» и «Рубеж». Впрочем, при этом отмечается, что БЖРК «пожертвовали» временно.

«Атомный поезд» не войдет и в новую ГПВ до 2027 года. Причиной такого положения дел стала нехватка финансовых средств — на все ракетные программы для РВСН денег нет, пришлось временно пожертвовать «Баргузином» ради «Сармата» и РС-26 «Рубеж», включенных в новую госпрограмму», — цитирует агентство своего собеседника.

10-тонный «Сармат» является тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой шахтного базирования. Замминистра обороны РФ Юрий Борисов отметил глобальную дальность ее действия, поскольку «Сармат» сможет долететь до цели даже через Южный полюс. Предполагается, что новая ракета придет на смену Р-36М2 «Воевода».

В свою очередь подвижный грунтовый ракетный комплекс РС-26 «Рубеж» стал развитием проекта РС-24 «Ярс». «Рубеж» может поражать цели на дальности от 2000-6000 километров до 12 000 километров, а его управляемые боевые блоки позволяют прорывать противоракетную оборону.

Напомним, ранее «РГ» сообщила о прекращении разработки боевых железнодорожных комплексов. Но хотя «Баргузин» не успел стать полноценным БЖРК, опытно-конструкторские работы по этому проекту все же уже осуществлены. Кроме того, бросковые испытания ракеты для «атомного поезда» охарактеризованы как успешные. Была запущена массогабаритная модель ракеты «Ярс», специально адаптированная к «Баргузину».

magspace.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *