Содержание

Мощный «Ураган»: ракетный корабль на подводных крыльях стал «цепным псом» Черноморского флота

Малый ракетный корабль (МРК) проекта 1240 «Ураган», способный «парить» по воде на подводных крыльях, стал настоящей революцией в области судостроения.

Корабль, передвигающийся по волнам со скоростью спортивного автомобиля и вооруженный ракетами для «усмирения» потенциального противника, — вовсе не фантазия. Малый ракетный корабль (МРК) проекта 1240 «Ураган», способный «парить» по воде на подводных крыльях, стал настоящей революцией в области судостроения.

Эта уникальная разработка, созданная советскими конструкторами Невского морского завода МСП, была спущена на воду 1973 году. После успешных испытаний в 1976-м «Ураган» был включен включенный в состав Черноморского флота.

Применение подводных крыльев в конструкции корабля «приподнимало» его над водой, снижая сопротивление, и, в конечном счете, позволяло морякам получить главное, от чего во многом зависит успех в бою — скорость. Две газотурбинные установки мощностью 18 тыс. лошадиных сил каждая разгоняли «Ураган» до скорости в 60 узлов. А размещенное на борту вооружение в виде четырех противокорабельных ракет П-120 «Малахит» и артиллерийской установки АК-630 и вовсе превращало его в «цепного пса» отечественного флота — по оценкам военных экспертов, появление МРК проекта 1240 было ясным сигналом потенциальным противникам о том, что в территориальные воды СССР лучше не вторгаться.

Фото: kchf.ru — пресс-служба Черноморского флота РФ (из музея СФ «Алмаз») 

Как рассказал в интервью «Звезде» капитан 3 ранга ВМФ СССР в отставке, военный историк Сергей Зенцов, разработчики применили в «Урагане» целый ряд конструктивных решений.

Его подводные крылья были изготовлены из титана и оснащены специальной автоматической системой, которая сама управляла всеми элементами и могла осуществлять стабилизацию по крену, дифференту и высоте. В то время это была уникальная технология, отметил эксперт.

Между тем, обслуживание таких систем было довольно трудоемким процессом, требовавшим особых навыков и знаний, заметил Зенцов.

Он также обратил внимание на то, что высокие скоростные характеристики давались ценой большого расхода топлива. Кроме того, максимальная дальность движения корабля составляла всего 700 миль. Этого считалось достаточным для встречи неприятеля и ответа ему. Тем не менее, сложность использования и проблемы с техобслуживанием постепенно привели к потере интереса к этому уникальному проекту. В итоге судьба «Урагана» сложилась довольно печально — в 1990-м он был исключен из состава ВМФ, а через два года и вовсе затонул после пожара в Стрелецкой бухте.

Тем не менее, сама идея использования судов на подводных крыльях по-прежнему жива и в последние годы получила новое развитие. Правда, преимущественно в гражданской сфере. Так, 28 сентября в Нижегородской области было спущено на воду речное пассажирское судно на подводных крыльях последнего поколения. Уже известно, что серия будет называться «Валдай-45Р». Первое судно носит имя «Ростислав Алексеев» — в честь создателя советских судов на подводных крыльях, легендарных «Ракет» и «Метеоров». Возродить производство кораблей на подводных крыльях выразил желание недавно и феодосийский завод «Море», до 1991 года выпускавший ежегодно по 8-10 «Комет». 

 

Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе.

politexpert.net

Ракетный катер на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган» Википедия

Малые ракетные корабли проекта 1240 «Ураган»
Проект
Страна
Изготовители
Основные характеристики
Водоизмещение 342 т (стандартное)
426 (432) т (полное)
Длина 56,6 м (наибольшая)
49,8 (без рулевых колонок)
43 м (по КВЛ)
Ширина 10,17 м (наибольшая)
9 м (по КВЛ)
21,14 (по крыльям)
Осадка 2,2-2,35 м (на ходу с ПК)
2,8 м (с поднятыми ПК)
8,2 м (с опущенными ПК)
Двигатели дизельно — газотурбинная:
2 ГТД М-10 (на базе НК-12)
2 дизеля М-401 (ДРА-211) малого хода
3 газотурбогенератора ГТГ-100
2 дизель-генератора ДГ-100
Мощность 2х18 000 л. с.
2х1100 л. с.
3х100 кВт
2х100 кВт
Движитель 4 винта тандемной схемы
на 2-х опускаемых колонках
2 водомёта малого хода
Скорость хода 57-60 узлов (наибольшая)
45-50 (крейсерская на ПК)
36 узлов (экономическая на ПК)
8,5 узлов (малого хода)
Дальность плавания 700 миль (на 45 узлах)
1250 миль (на 36 узлах)
1500 миль (на 8,5 узлах)
Автономность плавания 5 суток
Экипаж 34 человека (из них — 7 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение 1 х РЛС «Дубрава» (ЦУ ПКР)
1 х 4Р33 (ЗРК «Оса-М»)
1 х РЛС МР-123 «Вымпел» (ЗАК АК-630)
1 х нет данных
Зенитная артиллерия 1×6 30-мм ЗАК АК-630
Ракетное вооружение 2х2 ПУ ПКР П-120 «Малахит»
(боекомплект 4 ПКР 4К85)
1х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-М»
(боекомплект 20 ЗУР 9М33М)

ru-wiki.ru

Ракетный катер на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган» Википедия

Малые ракетные корабли проекта 1240 «Ураган»
Проект
Страна
Изготовители
Основные характеристики
Водоизмещение 342 т (стандартное)
426 (432) т (полное)
Длина 56,6 м (наибольшая)
49,8 (без рулевых колонок)
43 м (по КВЛ)
Ширина 10,17 м (наибольшая)
9 м (по КВЛ)
21,14 (по крыльям)
Осадка 2,2-2,35 м (на ходу с ПК)
2,8 м (с поднятыми ПК)
8,2 м (с опущенными ПК)
Двигатели дизельно — газотурбинная:
2 ГТД М-10 (на базе НК-12)
2 дизеля М-401 (ДРА-211) малого хода
3 газотурбогенератора ГТГ-100
2 дизель-генератора ДГ-100
Мощность 2х18 000 л. с.
2х1100 л. с.
3х100 кВт
2х100 кВт
Движитель 4 винта тандемной схемы
на 2-х опускаемых колонках
2 водомёта малого хода
Скорость хода 57-60 узлов (наибольшая)
45-50 (крейсерская на ПК)
36 узлов (экономическая на ПК)
8,5 узлов (малого хода)
Дальность плавания 700 миль (на 45 узлах)
1250 миль (на 36 узлах)
1500 миль (на 8,5 узлах)
Автономность плавания 5 суток
Экипаж 34 человека (из них — 7 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение 1 х РЛС «Дубрава» (ЦУ ПКР)
1 х 4Р33 (ЗРК «Оса-М»)
1 х РЛС МР-123 «Вымпел» (ЗАК АК-630)
1 х нет данных
Зенитная артиллерия 1×6 30-мм ЗАК АК-630
Ракетное вооружение 2х2 ПУ ПКР П-120 «Малахит»
(боекомплект 4 ПКР 4К85)
1х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-М»
(боекомплект 20 ЗУР 9М33М)

Малые ракетные корабли проекта 1240 (шифр «Ураган») — тип малых ракетных кораблей на подводных крыльях.

История

Проектирование корабля на глубокопогруженных автоматически управляемых подводных крыльях начато в ЦКБ-5 (ЦМКБ «Алмаз») в 1964 году (главный конструктор В. М. Бурлаков). В процессе работы в качестве полунатурной модели было построено пассажирское судно «Тайфун».[прим. 1][1]

МРК-5 заложен в 1972 году[2], спущен на воду на ленинградском Приморском заводе в 1973 году, вышел на испытания в 1976 году. Введён в строй 30 декабря 1977 года, на Балтике. После завершения испытаний по внутренним водным путям переведён на Чёрное море. 24 ноября 1979 года прибыл в Севастополь и был включён в состав 166-го дивизиона 41-й бригады ракетных катеров на Чёрном море.

Подводные крылья изготавливались из титанового сплава. Главная энергетическая установка состояла из двух газотурбинных двигателей мощностью по 18 000 л.с. Максимальная скорость «Урагана» составляет 60 узлов.

Исключён из состава ВМФ в 1990 году и передан в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. В 1992 году затонул после пожара в Стрелецкой бухте, позднее был поднят и разделан на металл в Севастополе.

Командование

Кораблем МРК-5 проекта 1240 командовали:

  • капитан 3 ранга В. М. Долгих
  • капитан-лейтенант В. Е. Кузьмичев
  • капитан 3 ранга Э. В. Ванюхин
  • капитан-лейтенант Н. А. Гончаров.

Примечания

  1. ↑ Идея ракетоносца на подводных крыльях родилась, когда страной руководил Н. С. Хрущёв. Первоначально планировалось воплотить идею в корабле проекта 1234, построенном в 1970-х годах и первоначально именовавшемся проектом 1234ПК, то есть проект 1234 на подводных крыльях. См.: Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 4. Удар из-под воды. // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2009. — № 6. — С. 17.

Использованная литература и источники

Ссылки

wikiredia.ru

Ракетный катер на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган»


Ракетный катер на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган»
Ракетный катер проекта 1240 «Ураган»
Основная информация
Параметры
Тоннаж432 тонны
Длина56,6 м
Ширина
10,2 м, 23,5 м по крыльям
Осадка2,35 м, 8 м по крыльям
Технические данные
Скорость60 узлов
Автономность плавания700 миль при 45 узлах
Экипаж40 человек
Вооружение
Артиллерияшестиствольная 30-мм установка АК-630.
Ракетное вооружение2 сдвоенных ПУ ПКР П-120 «Малахит»
Зенитное вооружение1х2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет)

Ракетный катер проекта 1240 «Ураган» — военный корабль.

Разработан в ФГУП «ЦМКБ «Алмаз». Был построен в Ленинграде в 1977 году. 24 ноября 1979 года был включен в состав 166-го дивизиона 41-й бригады ракетных катеров на Черном море. Подводные крылья изготавливались из титанового сплава. Главная энергетическая установка состояла из двух газотурбинных двигателей мощностью по 18 000 л.с. Максимальная скорость «Урагана» составляет 60 узлов.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Ракетные крейсера типа «Тикондерога»
  • Ракетный катер на подводных крыльях проекта 206 МР «Вихрь»

Смотреть что такое «Ракетный катер на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган»» в других словарях:

  • Ракетный катер на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган» — Военный корабль Название = Ракетный катер проекта 1240 «Ураган» Оригинал названия = Иллюстрация = Подпись = Тип судна = Флаг = Порт = Организация = Изготовитель = Строительство начато = Спущен = Эксплуатация с = Выведен = Статус =… …   Википедия

  • Ракетный корабль на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган» — Ракетный катер проекта 1240 «Ураган» Основная информация Параметры Тоннаж 432 тонны Длина …   Википедия

  • Ракетный корабль на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган» — Ракетный катер проекта 1240 «Ураган» Основная информация Параметры Тоннаж 432 тонны Длина …   Википедия

  • Судно на подводных крыльях — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход», производство Украины) в Нидерландах …   Википедия

  • Тайфун (тип судов на подводных крыльях) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тайфун (значения). Тайфун Опытный пассажирский катер на подводных крыльях «Тайфун»[1] проекта 1233 …   Википедия

  • Малые ракетные корабли проекта 1234 — (шифр «Овод») …   Википедия

  • Boote der sowjetischen und russischen Marine — Dieser Artikel soll eine Übersicht geben über Boote, die in der sowjetischen und russischen Marine und den Grenzschutztruppen im Dienst waren. Dabei wird die russische Klassifikation benutzt, wonach Seefahrzeuge bis 500 t Verdrängung… …   Deutsch Wikipedia

  • Крыло (лодка) — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК)  тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании …   Википедия

  • Подводное крыло — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК)  тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании …   Википедия

  • Подводные крылья — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК)  тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании …   Википедия

dic.academic.ru

Энциклопедия кораблей/Корабли/Катера/Россия/1240 Ураган

Идея снижения гидродинамического сопротивления за счет подъема корпуса судна из воды давно привлекала конструкторов боевых кораблей. Еще в конце 40-х — начале 50-х годов ХХ века проводились испытания различных крыльевых устройств. Тогда положительных результатов достичь не удалось.

Но идея не умерла, и в конце 50-х годов к ней вернулись вновь, но уже на качественно новом теоретическом и конструкторском уровнях. Результатом проведенных работ явились постройка и испытание малого торпедного катера с носовым малонагруженным крылом и боковыми стабилизаторами, а также экспериментального катера с подобным крылом и управляемой транцевой плитой. Применение последней улучшило поведение катера во время движения на высокой скорости при волнении моря.

Однако малонагруженные крылья оказались немореходными. Решение проблемы ученые и конструкторы видели в оснащении морских судов глубокопогруженными подводными крыльями с автоматическим управлением подъемной силой. Это направление получило свое теоретическое обоснование и практическую реализацию уже в 70-е годы.

Еще одним важным событием, позволившим успешно осуществить проектирование и постройку крупных кораблей на подводных крыльях, было создание и широкое внедрение в практику судостроения легких и экономичных газотурбинных силовых установок с высокими удельными показателями. Такую установку с двумя двигателями мощностью 18000 л.с. сделали для малого ракетного корабля.

Результаты глубоких теоретических и экспериментальных исследований легли в основу разработки проектов кораблей различного боевого назначения. Особое внимание уделялось совершенствованию систем автоматического управления подъемной силой крыльевых устройств для повышения мореходных качеств судов. С целью проверки правильности принятых конструкторских решений были построены два опытных корабля: малый ракетный (проект «1240 Ураган») и малый противолодочный (1141).

Проектированию малого ракетного корабля предшествовала постройка натурной модели в масштабе 1:2, опытная эксплуатация которой показала хорошие результаты. Повторенная впоследствии в пассажирском варианте, она получила название “Тайфун”.

Крыльевое устройство с автоматическим регулированием подъемной силы, обеспечивающим стабилизацию по высоте над водной поверхностью, крену и дифференту, в сочетании с мощной газотурбинной установкой позволило кораблю развивать скорость более 50 узлов и использовать оружие при волнении моря до 5 баллов включительно.

В этом судне поражала новизна многих технических решений. На момент постройки это был самый крупный в мире корабль на подводных крыльях.

Главная энергетическая установка состояла из двух газотурбинных двигателей мощностью по 18 000 л.с. Каждая. Через редукторы, расположенные в угловых колонках, она вращала гребные винты типа “тандем». На малом ходу носовое крыло (выполненное из титана), обе колонки с винтами поднимались из воды. Движение на этом режиме осуществлялось за счет водометов, приводимых в действие двумя дизелями.

www.ship.bsu.by

Ракетный катер на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган»


Ракетный катер на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган»
Ракетный катер проекта 1240 «Ураган»
Основная информация
Параметры
Тоннаж432 тонны
Длина56,6 м
Ширина10,2 м, 23,5 м по крыльям
Осадка2,35 м, 8 м по крыльям
Технические данные
Скорость60 узлов
Автономность плавания700 миль при 45 узлах
Экипаж40 человек
Вооружение
Артиллерияшестиствольная 30-мм установка АК-630.
Ракетное вооружение2 сдвоенных ПУ ПКР П-120 «Малахит»
Зенитное вооружение1х2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет)

Ракетный катер проекта 1240 «Ураган» — военный корабль.

Разработан в ФГУП «ЦМКБ «Алмаз». Был построен в Ленинграде в 1977 году. 24 ноября 1979 года был включен в состав 166-го дивизиона 41-й бригады ракетных катеров на Черном море. Подводные крылья изготавливались из титанового сплава. Главная энергетическая установка состояла из двух газотурбинных двигателей мощностью по 18 000 л.с. Максимальная скорость «Урагана» составляет 60 узлов.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Ракетные крейсера типа «Тикондерога»
  • Ракетный катер на подводных крыльях проекта 206 МР «Вихрь»

Смотреть что такое «Ракетный катер на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган»» в других словарях:

  • Ракетный катер на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган» — Военный корабль Название = Ракетный катер проекта 1240 «Ураган» Оригинал названия = Иллюстрация = Подпись = Тип судна = Флаг = Порт = Организация = Изготовитель = Строительство начато = Спущен = Эксплуатация с = Выведен = Статус =… …   Википедия

  • Ракетный корабль на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган» — Ракетный катер проекта 1240 «Ураган» Основная информация Параметры Тоннаж 432 тонны Длина …   Википедия

  • Ракетный корабль на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган» — Ракетный катер проекта 1240 «Ураган» Основная информация Параметры Тоннаж 432 тонны Длина …   Википедия

  • Судно на подводных крыльях — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход», производство Украины) в Нидерландах …   Википедия

  • Тайфун (тип судов на подводных крыльях) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тайфун (значения). Тайфун Опытный пассажирский катер на подводных крыльях «Тайфун»[1] проекта 1233 …   Википедия

  • Малые ракетные корабли проекта 1234 — (шифр «Овод») …   Википедия

  • Boote der sowjetischen und russischen Marine — Dieser Artikel soll eine Übersicht geben über Boote, die in der sowjetischen und russischen Marine und den Grenzschutztruppen im Dienst waren. Dabei wird die russische Klassifikation benutzt, wonach Seefahrzeuge bis 500 t Verdrängung… …   Deutsch Wikipedia

  • Крыло (лодка) — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК)  тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании …   Википедия

  • Подводное крыло — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК)  тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании …   Википедия

  • Подводные крылья — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК)  тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании …   Википедия

biograf.academic.ru

Ракетный катер на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган»


Ракетный катер на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган»
Ракетный катер проекта 1240 «Ураган»
Основная информация
Параметры
Тоннаж432 тонны
Длина56,6 м
Ширина10,2 м, 23,5 м по крыльям
Осадка2,35 м, 8 м по крыльям
Технические данные
Скорость60 узлов
Автономность плавания700 миль при 45 узлах
Экипаж40 человек
Вооружение
Артиллерияшестиствольная 30-мм установка АК-630.
Ракетное вооружение2 сдвоенных ПУ ПКР П-120 «Малахит»
Зенитное вооружение1х2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет)

Ракетный катер проекта 1240 «Ураган» — военный корабль.

Разработан в ФГУП «ЦМКБ «Алмаз». Был построен в Ленинграде в 1977 году. 24 ноября 1979 года был включен в состав 166-го дивизиона 41-й бригады ракетных катеров на Черном море. Подводные крылья изготавливались из титанового сплава. Главная энергетическая установка состояла из двух газотурбинных двигателей мощностью по 18 000 л.с. Максимальная скорость «Урагана» составляет 60 узлов.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Ракетные крейсера типа «Тикондерога»
  • Ракетный катер на подводных крыльях проекта 206 МР «Вихрь»

Смотреть что такое «Ракетный катер на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган»» в других словарях:

  • Ракетный катер на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган» — Военный корабль Название = Ракетный катер проекта 1240 «Ураган» Оригинал названия = Иллюстрация = Подпись = Тип судна = Флаг = Порт = Организация = Изготовитель = Строительство начато = Спущен = Эксплуатация с = Выведен = Статус =… …   Википедия

  • Ракетный корабль на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган» — Ракетный катер проекта 1240 «Ураган» Основная информация Параметры Тоннаж 432 тонны Длина …   Википедия

  • Ракетный корабль на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган» — Ракетный катер проекта 1240 «Ураган» Основная информация Параметры Тоннаж 432 тонны Длина …   Википедия

  • Судно на подводных крыльях — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход», производство Украины) в Нидерландах …   Википедия

  • Тайфун (тип судов на подводных крыльях) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тайфун (значения). Тайфун Опытный пассажирский катер на подводных крыльях «Тайфун»[1] проекта 1233 …   Википедия

  • Малые ракетные корабли проекта 1234 — (шифр «Овод») …   Википедия

  • Boote der sowjetischen und russischen Marine — Dieser Artikel soll eine Übersicht geben über Boote, die in der sowjetischen und russischen Marine und den Grenzschutztruppen im Dienst waren. Dabei wird die russische Klassifikation benutzt, wonach Seefahrzeuge bis 500 t Verdrängung… …   Deutsch Wikipedia

  • Крыло (лодка) — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК)  тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании …   Википедия

  • Подводное крыло — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК)  тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании …   Википедия

  • Подводные крылья — Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход») в Нидерландах. Судно на подводных крыльях (СПК)  тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании …   Википедия

dal.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *