Подводные лодки проекта 885 «Ясень»

В конце 1970-х СССР и США начали работы по формированию облика подлодок 4-го поколения. К проектированию планировались сразу несколько типов АПЛ (противолодочная, многоцелевая и «противоавианосная»), однако решено было оставить только многоцелевую, способную решать широкий круг боевых задач. Таким кораблем должен был стать подводный крейсер проекта 885 «Ясень». В перспективе он должен был заменить проекты основных многоцелевых подлодок СССР и России.

Непосредственная разработка будущей малошумной многоцелевой подлодки четвертого поколения началась в конце 1980-х в ЦКБ «Малахит», и главным конструктором субмарины стал Владимир Николаевич Пялов. В это же время появился новейший комплекс противокорабельных ракет «Оникс», а военные все более скептически относились к строительству тяжелых специализированных лодок-носителей крылатых ракет, таких как проект 949. Как скептически воспринимали они и вообще любые узкоспециализированные проекты, которых в 80-е годы было предложено довольно много.

Одновременно с этим в состав оснащения лодки потребовали включить мощный гидроакустический комплекс, чьи конформные антенны задали довольно крупные размеры лодки. Из-за нового гидроакустического комплекса, который занимает всю носовую часть корпуса, 650-мм и 533-мм торпедные аппараты были вынесены в центральную часть лодки под углом к диаметральной плоскости.


Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

В итоге проект 885 превратился в достаточно крупную широкопрофильную субмарину, которая способна выполнять все функции многоцелевой торпедной лодки-охотника, но при этом несет также крылатые ракеты (ПКР «Оникс» и стратегические КР «Гранат»). В таком техническом облике проект лодки и встретил распад СССР.

По инерции в 1993 году был заложен головной корабль «Северодвинск». Тогда его планировалось сдать флоту не позднее 1997−98 годов, однако работы по финансовым причинам замедлились, а в какой-то момент даже остановились. Возобновление работ началось только в 2000-х. В результате лодка была спущена на воду в 2010 году.

Вторая лодка — «Казань» — строится уже по модифицированному проекту 885 М (который, в частности, полностью исключает поставки иностранного оборудования), она заложена в 2009 году. Третья — «Новосибирск», ее начали строить в июле 2013 года, четвертая («Красноярск»), заложена летом 2014 года, пятая («Архангельск») — весной 2015 года. Всего флот хочет закупить до 2020 года семь таких лодок, и если планы не будут изменены, то закладка оставшихся двух произойдет летом 2015 года в день ВМФ.


Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию
  • Конструкция лодки — полуторакорпусная. Водоизмещение надводное/подводное — 8600/13800 т. Силовая установка — интегральная ядерная, с водо-водяным реактором нового типа.
  • Максимальная скорость хода — 16 узлов (надводная), 31 узел (подводная).
  • Экипаж, благодаря широкому применению средств автоматизации, составляет всего 85 человек.
  • Также имеется ВСУ — всплывающее спасательное устройство для всего экипажа, расположенное в рубке.
  • Как уже отмечено, при постройке лодки много внимания уделялось снижению шумности. Фундаменты машин и механизмов оснащены пьезоэлектрическими системами активного гашения шумов. Широко применяются композитные материалы.
  • Глаза и уши лодки — гидроакустический комплекс МГК-600«Иртыш-Амфора», устанавливаемый также на ракетоносцы проекта 955 «Борей». Комплекс оснащен крупной сферической антенной (собственно, «Амфора»), которая занимает всю носовую часть, а также боковыми конформными антеннами большой площади. Из-за этого традиционно размещаемые в носу торпедные аппараты перенесены в среднюю часть корпуса.
  • Вооружение включает десять 533-мм торпедных аппаратов, а также крылатые ракеты «Гранат» и противолодочные ракеты. Но «главный калибр» лодки — установка вертикального пуска универсального корабельного стрельбового комплекса в средней части корпуса (две группы по четыре модуля, каждый на четыре транспортно-пусковых контейнера для ракет). Возможный боекомплект установки: 32 противокорабельные ракеты П-800 «Оникс» (дальность стрельбы до 300 км) или крылатых ракет комплекса «Калибр» (сверхзвуковых 3М54 или дальнобойных — до 2600 км, ракет 3М14, являющихся по выполняемым функциям аналогом ракет типа «Томагавк»).

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

В данный момент лодки проект 885 рассматриваются как единая замена всем многоцелевым субмаринам отечественного флота — проектам 671РТМК, 971, 945/945А и 949/949А.

defendingrussia.ru

Что представляет собой подводная лодка «Ясень»? | Справка | Вопрос-Ответ

Первая многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) проекта «Ясень» — К-560 «Северодвинск» принята в состав ВМФ России. О том, что представляет собой АПЛ четвёртого поколения, рассказывает АиФ.ru.

АПЛ «Северодвинск» — многоцелевая подводная лодка, не несущая баллистических ракет. Спроектирована морским бюро машиностроения «Малахит» в Санкт-Петербурге. Лодка приписана к дивизии Северного флота и будет базироваться в городе Заозёрск.

Технические характеристики К-560 «Северодвинск»

К-560 «Северодвинск, проект 885 «Ясень»

  • Водоизмещение одновальной подлодки — 9,5 тыс. тонн.
  • Длина — 120 м.
  • Предельная глубина погружения — 600 м.
  • Полная скорость подводного хода — 31 узел (около 57 км/ч).
  • Экипаж — 85 человек.

На субмарине размещены десять торпедных аппаратов калибра 533 мм, восемь вертикальных ракетных шахт, в каждой из которых размещается по четыре ракеты. По данным из открытых источников, на субмарине впервые размещены торпедные аппараты не на носу, а за отсеком центрального поста. Это позволило установить в носовой части крупногабаритную гидроакустическую антенну. Для ракетного оружия используются вертикальные пусковые установки. АПЛ получила также новейшие комплексы связи и навигации, она оснащена принципиально новой ядерной энергетической установкой.

Торжественная церемония передачи АПЛ К-560 «Северодвинск» ВМФ РФ 17 июня 2014 года. Фото: Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш» / О. Перов

История строительства

Создание АПЛ четвёртого поколения началось ещё в 1977 году с целью заменить существующие типы субмарин ПЛАТ*, МПЛАТРК**, ПЛАРК***).

Созданная конструкция АПЛ даёт возможность комбинировать ракетное вооружение и выполнять целый набор боевых задач — от поражения стационарных наземных целей ракетами ЗМ-54 до борьбы с субмаринами противника и уничтожением всех типов надводных кораблей противокорабельными ракетами ЗМ-54 и П-800 «Оникс».

Главным конструктором проекта стал Владимир Николаевич Пялов — начальник и генеральный конструктор морского бюро машиностроения «Малахит».

«Ясень» разрабатывался на базе проектов 705 (К) «Лира», 971 «Щука-Б» и был призван заменить проект 949А «Антей».

Подлодка была заложена на «Севмаше» 21 декабря 1993 года. Спущена на воду 15 июня 2010 года.

30 декабря 2013 года подлодка была принята Северным флотом в опытную эксплуатацию.

До 2020 года «Севмаш» должен построить семь атомных подлодок классов «Ясень» и «Ясень-М», вооружённых крылатыми ракетами.

«Северодвинск» стал 131-й атомной подлодкой, построенной на «Севмаше» для ВМФ.

Многоцелевая атомная подлодка проекта 885, которую планируется заложить 19 июля 2014 года на «Севмаше», получит имя «Красноярск». Эта субмарина станет четвёртой по счёту и одновременно второй серийной подлодкой, строящейся по модернизированному проекту 885М.

*ПЛАТ (Подводная лодка атомная торпедная) — класс атомных подводных лодок, основным вооружением которых является торпедное оружие.

**МПЛАТРК (Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми) — субмарина, предназначенная для использования ракето-торпедных и ракетных боеприпасов, запускаемых из торпедных аппаратов, не имеющих ракетных шахт.

***ПЛАРК (Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми) — атомная подводная лодка, вооружённая крылатыми ракетами морского базирования.

aif.ru

Ясень с реактором: Самая секретная русская подлодка

Через год российский атомный подводный флот пополнится кораблем четвертого поколения

«Ясень» совместит в себе традиционные черты советских и американских АПЛ: легкий корпус будет охватывать только часть прочного, торпедные аппараты разместятся в средней части лодки

Этот корабль не показывают по телевизору. Съемки в цеху северодвинского Северного машиностроительного предприятия, где он строится, запрещены. В открытую печать об этом корабле проникают в основном только догадки и предположения. И неудивительно, ибо речь идет о самом, вероятно, передовом проекте современного российского военно-промышленного комплекса — головной атомной многоцелевой подводной лодке четвертого поколения «Северодвинск».

Советская «конкуренция» против американского «тоталитаризма»

С момента выхода в море в 1955 году первой в мире американской атомной подводной лодки (ПЛА) Nautilus атомное подводное кораблестроение превратилось в одну из важнейших сфер острейшего технологического соперничества между СССР и США. Внедрение ядерного реактора на подводных лодках позволило настолько повысить их боевой потенциал, что ПЛА превратились в подлинных «повелителей морей» и стали рассматриваться как одна из важнейших (а в нашей стране — и как главнейшая) сил флота. Оснащение ПЛА баллистическими ракетами позволило им решать и стратегические задачи. По иронии судьбы сложившиеся в обеих странах системы создания атомных субмарин оказались во многом противоположными не только друг другу, но и в какой-то мере официально декларируемым политическим принципам государств. В США адмирал Хьюман Риковер, «отец американского атомного флота», сосредоточил в своих руках буквально полную монополию на все этапы проектирования американских ПЛА, жестко решая, какие именно лодки нужны флоту, беспощадно отбрасывая любые параллельные проекты и «топя» конкурирующие предложения. Методы его правления за глаза именовали не иначе как «тоталитарными» и «мафиозными». Результатом стала единая и стройная эволюционная линия развития американских ПЛА, сохранившаяся по сей день.

В СССР же к началу семидесятых годов сложилась система трех конструкторских бюро в области подводного кораблестроения: ленинградские «Рубин» и «Малахит» и горьковский «Лазурит» — которые, с одной стороны, специализировались на проектировании разных типов лодок («Рубин» — ракетных с баллистическими и крылатыми ракетами, «Малахит» — многоцелевых, «Лазурит» занимался и теми и другими, а также подводными аппаратами), но при этом, с другой стороны, отражали во многом различные школы проектно-конструкторских решений и фактически в ряде случаев вели конкуренцию между собой, предлагая соответствующие варианты по многим проектам. Это стало причиной рекордного «многотипья» ПЛА ВМФ СССР как по классам лодок, так и по их проектам.

В результате в семидесятые годы в Советском Союзе была создана полная гамма проектов самых современных ПЛА третьего поколения: «Рубин» разработал атомные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) проекта 941 и с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 949, «Малахит» — атомные многоцелевые лодки проекта 971, а «Лазурит» — ее вариант с титановым корпусом проекта 945. С развертыванием строительства этих кораблей в следующем десятилетии отечественный флот впервые получил лодки, приближающиеся по характеристикам скрытности (в первую очередь — по уровню шумности) к американским. Причем достигнутый советскими конструкторами прогресс давал возможность не только нагнать, но, в перспективе, и обогнать американцев. Поэтому уже в 1977 году, когда строительство первых ПЛА третьего поколения еще только начиналось, в СССР были широким фронтом развернуты работы по созданию еще более совершенных лодок следующего, четвертого поколения, которые должны были стать подлинным чудо-оружием XXI века.

Затянувшееся рождение «Ясеня»

Первоначально все три «подводных» КБ получили задания по проектированию лодок четвертого поколения по своему «профилю» — «Рубин» делал ПЛАРК с перспективными «тяжелыми» противокорабельными крылатыми ракетами «Болид», «Лазурит» — специализированную противолодочную ПЛА, а в «Малахите» под руководством главного конструктора В.Н. Пялова разрабатывалась многоцелевая ПЛА проекта 885, получившая шифр «Ясень». Однако сложности создания большого числа нового вооружения и оборудования для этих лодок, все возрастающая от поколения к поколению стоимость постройки новых ПЛА, а также пересмотр тактических установок в свете новых требований заставили военных принять поистине революционное для развития отечественного ВМФ решение — объединить все три проекта в один, отказавшись от многотипности и узкой боевой специализации. В качестве базового для реализации был принят именно «малахитовский» проект 885 «Ясень», который пришлось оснастить дополнительными боевыми средствами для расширенного круга боевых задач. Таким образом, проект 885 стал первым отечественным полноценно многоцелевым подводным боевым кораблем, способным решать практически любые задачи, стоящие перед нашим подводным флотом, включая борьбу с авианосными группировками и ПЛА вероятного противника.

Решение сложного комплекса технических проблем при создании многоцелевого корабля нового поколения привело к затягиванию проектных работ. В результате разработка завершилась только к роковому для страны 1991 году, когда сама возможность постройки перспективных ПЛА в распавшейся стране была поставлена под вопрос. Однако важность этой программы для ВМФ была настолько очевидна, что, несмотря на все трудности, 21 декабря 1993 года в Северодвинске был в торжественной обстановке заложен «заказ номер 160» — первенец проекта 885, получивший имя города, где он строится. «Северодвинск» стал первым заложенным в Российской Федерации боевым кораблем.

Однако в условиях экономического кризиса и недостаточного финансирования морякам и строителям лодки пришлось вести настоящую борьбу за выживание проекта. Работа над «Северодвинском» в итоге превратилась в долгострой — если первоначально планировалось вывести корабль на испытания еще в 1996 году, то сейчас таким сроком называется уже только 2005 год. О строительстве серии не было и речи. Тем не менее высокая готовность лодки в настоящее время и определенное улучшение финансирования кораблестроения дают основания надеяться, что новейшая российская ПЛА скоро все-таки увидит море, а в дальнейшем можно будет вернуться и к серийному строительству кораблей проекта 885.

Приподнимая завесу тайны

Долгое время облик строящейся новейшей русской подводной лодки был объектом многочисленных догадок у нас и за рубежом, порождая порой весьма причудливые фантазии. Впервые достоверные компьютерные изображения проекта 885 были опубликованы в 1998 году в статье заместителя главного конструктора СПМБМ «Малахит» А.М. Антонова в журнале «Гангут». С тех пор в прессе появилось немало новой, хотя и достаточно спекулятивной и противоречивой информации об отдельных технических аспектах конструкции «Северодвинска». Попробуем отделить зерна от плевел и дать некоторое представление об этом этапном для отечественного флота корабле. Следует оговориться, что немалая часть нижесказанного носит предположительный характер и основано исключительно на сообщениях открытой печати.

Проект 885 во многом унаследовал классический «фирменный» стиль внешних обводов «малахитовских» лодок — таких, как проекты 671 и 971: хорошо обтекаемый «каплевидный» корпус и «лимузинное» ограждение рубки. Однако внутреннее строение корабля представляет собой в значительной мере отход от предыдущих традиций советского подводного кораблестроения и приближает «Северодвинск» к американскому конструктивному типу ПЛА.

Все предшествующие советские атомные лодки имели двухкорпусную конструкцию — прочный корпус находился внутри легкого корпуса, а в межкорпусном пространстве размещались балластные цистерны. Это обуславливалось прежде всего требованиями ВМФ иметь значительный запас плавучести (разницу между надводным и подводным водоизмещением лодки) с целью обеспечения лучшей живучести и надводной непотопляемости ПЛА.

Однако такое решение уменьшало скрытность лодок, поскольку легкий корпус играет роль своего рода объемного резонатора и усиливает на низких частотах шумность лодки — поэтому все американские лодки начиная со второго поколения были однокорпусными, с размещением балластных цистерн внутри прочного корпуса. Как принято считать, в проекте

885 применена компромиссная смешанная одно-двухкорпусная система конструкции, когда легкий корпус «охватывает» только часть прочного корпуса ПЛ.

Другим важным решением стало использование на «Северодвинске» гидроакустического комплекса нового поколения «Иртыш», важнейшей частью которого считается гидроакустическая станция «Амфора» с большой сферической антенной, занимающей всю носовую часть лодки. Это позволяет разместить на антенне большое количество высокочувствительных гидрофонов и обеспечить наименьший уровень помех для их работы. Поэтому торпедные аппараты (по разным сведениям, их восемь или десять калибра 533 мм) перенесены с их привычного места в носу на борта в средней части лодки и размещены под углом к диаметральной плоскости корабля. Там же размещается и торпедный боезапас. Подобное решение уже более 40 лет применяется в США, однако в советском флоте оно долгое время отвергалось, поскольку такое размещение торпедных аппаратов ограничивает скорость лодки при производстве торпедной стрельбы максимум 15−17 узлами. Сейчас наконец признано, что по условиям скрытности стрельба на более высоких скоростях хода все равно нецелесообразна.

Кроме «Амфоры» новая лодка будет иметь традиционные для всех современных ПЛА развитые бортовые конформные гидроакустические антенны, а также буксируемую пассивную низкочастотную гидроакустическую антенну — своего рода многосотметровый шланг, усеянный гидрофонами, выпускаемый наружу через верхнюю часть вертикального руля. Корабль получит также неакустические средства освещения подводной обстановки, новейшие комплексы связи и навигации, а также интегрированную автоматизированную систему боевого управления и комплексную систему управления всеми техническими средствами корабля.

«Северодвинск» должен быть оснащен принципиально новой ядерной энергетической установкой четвертого поколения, выполненной по моноблочной схеме с интеграцией водо-водяного реактора и системы циркуляции теплоносителя первого контура в едином корпусе, что значительно повышает ее надежность. В этой ядерной установке применяется высокий уровень естественной циркуляции теплоносителя первого контура, что позволяет лодке развивать большую тепловую мощность реактора и высокоскоростной малошумный ход (возможно, до 20−25 узлов), не используя самый главный источник шума на современных ПЛА — насосы для циркуляции теплоносителя. Другим важным нововведением станет, возможно, применение электродвижения на малошумном ходу — то есть турбина будет вращать не гремящий турбозубчатый агрегат с шестернями понижающего редуктора, а генератор, приводящий в движение тихий электромотор. Наконец, как ожидается, приводить в движение ПЛА станет не «молотящий воду» гребной винт, а малошумный водомет, конструкция которого, судя по всему, отрабатывалась на черноморской дизельной «варшавянке» Б-871 проекта 877В. С целью максимального снижения шумности ПЛА проекта 885 фундаменты всех ее механизмов будут оснащены так называемой системой активного снижения собственных шумов, впервые примененной, как считают на Западе, на атомных лодках «Вепрь» и «Гепард» модернизированного проекта 971. Все это в комплексе, судя по всему, сделает «Северодвинск» самой малошумной ПЛА в мире, позволив впервые превзойти по акустической скрытности американские лодки четвертого поколения типов Seawolf и Virginia.

Вооружен и очень опасен

Надводное нормальное водоизмещение ПЛА проекта «Ясень» оценивается в разных источниках цифрами от 8600 до 9500 т, длина примерно в 120 м, ширина 15 м, осадка 10 м. Все остальные сведения являются еще более приблизительными.

Зато о вооружении известно многое. Поскольку «Северодвинск» объединяет в себе элементы ПЛАРК, многоцелевой и противолодочной ПЛА, то он несет необычайно мощный комплекс вооружения, способный решать задачи борьбы практически с любыми современными надводными и подводными кораблями. В прочном корпусе лодки размещены восемь универсальных вертикальных пусковых установок (ВПУ), каждая из которых включает три шахты (всего 24) для запуска из транспортно-пусковых контейнеров крылатых ракет различного назначения. Считается, что основным оружием, размещенным в этих ВПУ, станут новейшие сверхзвуковые противокорабельные ракеты 3М55 «Оникс» (более известные под псевдонимом «Яхонт») разработки НПО Машиностроения, имеющие дальность стрельбы от 120 км по маловысотному профилю до 350 км при полете ракеты на высоте 18 км. Дальность пуска этих ракет меньше, чем у знаменитых «Гранитов», которыми вооружены гигантские ПЛАРК проекта 949А, но зато и габариты гораздо меньше, а меньшая дальность стрельбы «Ониксов» делает «Северодвинск» менее зависимым от внешнего целеуказания (авиационного или космического), позволяя за счет своей бесшумности скрытно сблизиться с противником и произвести ракетный залп за счет собственного целеуказания от своего мощного гидроакустического комплекса. Залп же 24 сверхзвуковых противокорабельных ракет представляет серьезную опасность даже для американских авианосных соединений с их развитой системой ПВО.

Кроме того, ВПУ и торпедные аппараты позволяют применять и отечественные аналоги американского Tomahawk — крылатые ракеты, созданные в екатеринбургском НПО «Новатор»: стратегическую 3М10 «Гранат» с ядерной боевой частью (дальность стрельбы до 3000 км) и оперативно-тактическую 3М14 «Калибр» с обычной (дальность стрельбы более 500 км), что дает лодке проекта 885 возможность наносить массированные высокоточные удары по наземным объектам. Через торпедные аппараты можно применять и другие «новаторовские» ракеты — сверхзвуковую противокорабельную 3М54 «Бирюзу» и противолодочную 91Р, а также ставить мины. Как ожидается, в отличие от советских лодок, оснащенных большим количеством различных типов торпед, на проекте 885 будет применяться единый тип перспективной 533-мм торпеды, известной сейчас под открытым обозначением УГСТ (универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда), предназначенной для поражения как надводных, так и подводных целей и оснащенной комбинированной системой наведения — как управлением по проводам, так и акустическим пассивным и активным самонаведением, а также самонаведением по кильватерному следу корабля противника.

Для самообороны на «Северодвинске» будут установлены специальные устройства для отстрела разнообразных ловушек и отводителей, а также, возможно — система активной противоторпедной защиты, способная поражать вражеские торпеды специальными малогабаритными антиторпедами.

Пока что грозный «Ясень» проекта 885 находится на стапеле, но уже заслужил самые высокие оценки как в России, так и за рубежом. В своей только что вышедшей книге «Cold War Submarines» ведущий американский военно-морской аналитик Норман Полмар так заключает главу о последних проектах атомных подводных лодок США и СССР: «Многое свидетельствует в пользу того, что советские подводные корабли четвертого поколения достигли уровня, равного или превосходящего по большинству аспектов уровень их американских конкурентов».

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2004).

www.popmech.ru

Одинокий «Ясень» против стаи «Вирджиний»

ВМС США спустили на воду новую многоцелевую атомную подводную лодку USS South Dakota (SSN-790). Она относится к семейству лодок четвертого поколения «Вирджиния». Церемония состоялась на верфи города Гротона (штат Коннектикут). Дэнни Демпси, супруга бывшего председателя Объединенного комитета начальников штабов США Мартина Демпси, разбила о субмарину бутылку шампанского.

По этому поводу The National Interest написал, что подводный флот США обогатился самой современной лодкой, при строительстве которой были применены новейшие технологии. И что «Южная Дакота» является «самой незаметной среди американских подводных лодок». Никакие технические подробности при этом не сообщаются.

Заявление о технологическом прорыве данной лодки выглядит странно. Существенной новизной по отношению к уже имеющимся субмаринам обладают лодки нового типа. Правда, технологическое развитие в определенных пределах имеет место и внутри конкретного семейства лодок. И реализуется оно скачкообразно — от серии к серии (американцы называют их блоками). Во временном отношении серии отделяют друг от друга пять-семь лет. Промежуток вполне достаточный для того, чтобы появились новые инженерные идеи, на основании которых можно частично улучшить тактико-технические характеристики.

Создание многоцелевых атомных подводных лодок четвертого поколения «Вирджиния» началось в конце 80-х годов для замены лодок типа «Лос-Анджелес», которые начали строиться сразу после окончания Вьетнамской войны. Первая лодка, носящая имя семейства субмарин — «Вирджиния» — была введена в строй в 2004 году. В первой серии были построены 4 лодки. Во второй серии — 6 лодок, которые вводились в строй с 2008 по 2013 год. Однако технологического продвижения вперед при переходе ко второй серии не было. Конструкторы исправляли огрехи, допущенные в разработке первой серии. Самым серьезным изъяном стала неустойчивость звукопоглощающего покрытия к морской воде. «Облицовка» частично отслаивалась и сама становилась источником дополнительных шумов.

Новшества были введены в третьей серии (8 лодок), к которой относится и «Южная Дакота». Причем она не открывает серию, а седьмая по счету. Важнейшее модернизационное мероприятие третьей серии — замена двенадцати вертикальных пусковых установок для крылатых ракет «Томагавк» на две пусковые установки револьверного типа, каждая из которых обслуживает 6 «Томагавков». Также был заменен носовой сонар со сферической антенной на подковообразную антенну. Разработчики утверждают, что новая гидроакустическая станция имеет большую чувствительность и избирательность.

Подводная лодка USS «Южная Дакота» (SSN-790)

Таким образом, говорить о «небывалых» характеристиках следует в отношении не одной «Южной Дакоты», а всех восьми лодок третьей серии, начиная с введенной в строй в 2014 году «Северной Дакоты» (SSN-784) и кончая «Делавэром» (SSN-791) — эта субмарина была заложена в апреле прошлого года на верфи в Ньюпорте. К тому же вряд ли они такие уж «небывалые» для американского подводного флота, как утверждает The National Interest.

Дело в том, что в ВМФ США эксплуатируются 3 многоцелевые подлодки «Сивулф» (Морской волк — англ.), которые должны были заменить субмарины «Лос-Анджелес». Однако из-за их дороговизны предпочтение отдали более простым и дешевым лодкам «Вирджиния». У «Морского волка» и шумность ниже, и более мощное вооружение — 50 торпед или крылатых ракет «Гарпун» или «Томагавк», запускаемых через торпедные аппараты. Так что об уникальности «Южной Дакоты» говорить не приходится.

Многоцелевые подводные лодки, к которым относится и «Вирджиния», предназначены для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, а также для нанесения ракетных ударов по береговым целям. Для этого они вооружены как торпедами, так и крылатыми ракетами.

А что у нас?

В ВМФ России есть лодка, которая решает те же самые задачи и относится к четвертому поколению. Это ПЛАРК (подводная лодка атомная с крылатыми ракетами) проекта 885 «Ясень». Пока только одна — К-560 «Северодвинск», принятая в строй в июне 2014 года. Вторая лодка, К-561 «Казань», построенная по модернизированному проекту 8851 «Ясень-М», была спущена на воду весной этого года. У нее снижена шумность и частично заменено оборудование. В обозримом будущем должны появиться еще 5 лодок, все они находятся в постройке.

Вряд ли можно говорить и об уникальности третьей серии «Вирджиний» по отношению к российским «Ясеням».

Важнейшие показатели эффективности подводной лодки — ее малошумность, а также способность обнаруживать подводные и надводные цели на максимально возможном удалении. В отношении первого параметра сказать особенно нечего. Вряд ли «Вирджиния» и «Ясень» тут сильно отличаются друг от друга. Прежде всего потому, что и американские, и российские конструкторы использовали примерно одни и те же методы снижения шумности. Гребной винт в фенестроне, особое покрытие корпуса, снижение количества шумящих механизмов (например, особая конструкция трубопроводов в атомном реакторе исключила необходимость использования перекачивающих насосов), двойное демпфирование всего, что вибрирует и прочие приемы борьбы с шумами. При этом у «Сивулфа» использованы более мощные приемы. Так, в качестве движителя в нем применен водомет, а не грибной винт. При этом у «Морского волка» и самая высокая скорость подводного хода.

Что касается возможностей гидроакустических станций двух лодок, то реальное повышение качества на «Вирджинии» было достигнуто, начиная с третьей серии. К ней относится и «Южная Дакота». На «Ясене» же изначально была введена прогрессивная система за счет оригинальной компоновки лодки. Передняя часть была освобождена от торпедных аппаратов, смещенных к центру (впервые в истории подводного флота), освободившееся пространство было отдано аппаратуре гидролокации, как пассивной, так и активной. Помимо носовой антенны есть и еще две, расположенные по бокам лодки. Таким образом, ГАС «Иртыш-Амфора» обладает характеристиками, которые существенно выше, чем на лодках третьего поколения. И уж никак не может уступать показателям ГАС модернизированной «Вирджинии».

При этом следует учитывать и то обстоятельство, это эффективность современных ГАС существенно зависит от способов математической обработки получаемых гидролокатором сигналов. И вот тут необходимо обратить внимание на параметр, который как бы к делу не относится, — на численность экипажа. На «Ясене» 64 офицеров и матросов, на «Вирджинии» — 134. Этот параметр указывает на степень автоматизации процессов управления субмариной. А также на мощность вычислительных ресурсов лодки, которые, в частности, и обеспечивают автоматизацию. Однако мощности компьютера используются и для решения широкого круга задач, среди которых и обработка информации, которая поступает от антенны сонара.

Необходимо подчеркнуть, что мощность компьютера — это не только количество набитых в него процессоров и быстродействие исполнения операций. Тут, американцы, несомненно, впереди. Но и математические алгоритмы обработки данных, и реализующие их программы. А вот тут русские наряду с индийцами считаются лучшими в мире специалистами.

Ну, и, наконец, о вооружении лодок. «Вирджиния» имеет 4 торпедных аппарата, 26 торпед и 12 крылатых ракет. У «Ясеня» 10 ТА, 30 торпед, 32 крылатые ракеты.

Но разница не только количественная, но и качественная. На «Вирджинии» установлены 533-мм торпеды Mark 48 Mod 6, максимальная дальность которых равна 55 км, а скорость — 50 узлов. На «Ясене» — торпеды «Физик», также как и американские, самонаводящиеся. Их дальность — 50 км, скорость — 50 узлов. Однако на второй лодке, «Казани», будет уже «Футляр» с дальностью в 60 км и максимальной скоростью, равной 65 узлам.

Разрыв в качестве ракетного оружия более серьезный. Американские ракеты Tomahawk Block IV способны переносить 340-килограммовую осколочно-фугасную боеголовку на расстояние в 1600 км. К слабым сторонам ракеты следует отнести невысокую способность к маневрированию при скорости в 800 км/ч. Российские ракеты «Калибр» способны преодолевать расстояние в 2600 км. Причем, если «Томагавк» предназначен для стрельбы по береговым и надводным целям, то среди модификаций «Калибра» есть ракета, способная поражать подводные лодки.

На «Ясень» также предполагается устанавливать противокорабельные ракеты «Оникс», имеющие скорость в 2,6 М и низкий профиль полета. Также есть планы оснастить «Ясень» дальнобойными крылатыми ракетами Х-101/102. Они могут иметь как обычную, так и ядерную боеголовку. Дальность — 5500 км на околозвуковой скорости. Максимальное отклонение от цели не превышает 6 метров. Данная ракета расширит функциональность «Ясеня», который сможет решать и стратегические задачи. А в начале 20-х годов предполагается установка гиперзвуковых ракет «Циркон».

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

army-news.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *