Ракета-торпеда "Водопад": характеристики, производитель. РПК-6М "Водопад"

В шестидесятых годах прошлого столетия советские конструкторы активно разрабатывали противолодочные ракетные комплексы. Соответственно, для них требовались подходящие заряды. Согласно постановлению Совмина СССР, необходимо было создать два специальных типа снарядов для вооружения атомных подводных субмарин. Одним из таких экземпляров стала ракета-торпеда «Водопад» (РПК-6). Ее аналог – РПК-7 «Ветер». Разработка обоих типов зарядов велась под руководством Л. Люльева.

Общая информация

Новый тип вооружения предназначался для оснащения современных подлодок, что не могло не сказаться на его облике. Ракету-торпеду «Водопад» предполагалось запускать через специальные аппараты калибром 533 мм. Это послужило причиной для появления некоторых ограничений по размерам, массе и ТТХ изделия. Также конструкция запуска определила рабочие алгоритмы систем субмарины и снаряда.

В рамках рассматриваемого проекта велись работы по созданию двух противолодочных зарядов типа 83Р и 84Р, которые между собой отличались конструкцией и типом боевой части. Длина снарядов составила 8200 мм, калибр – 533 миллиметра. Усовершенствованная ракета РПК-6М «Водопад» и ее аналог получили твердотопливный силовой агрегат с двумя режимами. Единый двигатель на смесовом топливе должен был обеспечить перемещение ракеты на начальном и маршевом этапе, для чего были предусмотрены соответствующие рабочие позиции. Еще позже было начато производство аналогичных зарядов для надводных носителей.

Описание

Рассматриваемые снаряды оснащались универсальным блоком управления, в заданный район они выводились при помощи инерциальной наводящей системы, которую разработали инженеры Московского НИИ-25. Перед пуском экипаж подводного носителя должен был определять ориентировочное местоположение подлодки врага и вводить в узел управления соответствующие команды. Корректировка ракеты-торпеды «Водопад» выполнялась при помощи решетчатых рулей, смонтированных в хвостовой части. В транспортной позиции они находились в корпусных нишах, раскладываясь после выхода снаряда из торпедного отсека.

Противолодочную ракету 83Р оснастили боевой начинкой в виде малогабаритной торпеды типа УМГТ-1, сконструированной в НПО «Уран». Заряд длиной 3400 мм и массой 0,7 тонны имел калибр 400 мм. В действие его приводил одновальный электрический мотор, в качестве источника питания применялась серебряно-магниевая батарея, активируемая морской водой. Предельная скорость боеприпаса составила 41 узел при максимальной дальности хода 8 км. Также в оснащении присутствовала активно-пассивная система наведения огня с радиусом максимального действия до 1,5 км. Фугасная часть имела массу 60 кг.

Применение

Модель 84Р проекта РПК-6М «Водопад» оборудовали боевой частью иного типа, а именно ядерной глубинной бомбой. По неподтвержденным сведениям, мощность этого элемента достигала 200 килотонн в тротиловом эквиваленте. Активация такой начинки должна была происходить на глубине порядка 200 метров. Такая мощность гарантировала если не уничтожение, то существенное повреждение подводных лодок противника в радиусе нескольких километров.

Применение ракеты-торпеды «Водопад» включало в себя проведение нескольких этапов. Сначала команда субмарины при помощи указаний командования или имеющихся гидроакустических систем определяла место вражеской подлодки. Затем в систему наведения вводились соответствующие задания, после чего при помощи сжатого воздуха выполнялся пуск боеприпаса из торпедного аппарата. После выхода раскладывались рули решетчатого типа, активировался силовой агрегат на твердом топливе, который за несколько секунд выбрасывал торпеду из воды к намеченной цели.

Поражение цели

Твердотопливный силовой агрегат детища ОКБ «Новатор» в маршевый режим переходил после подъема боеприпаса над водой. Последующий полет к месту сброса боевого комплекта производился по баллистической траектории. В указанном месте заряд сбрасывался и падал в воду. Если использовалась модификация 84Р с ядерной боеголовкой, подрыв ее выполнялся посредством активации глубинной бомбы для уничтожения цели. На модели 83Р предусмотрена торпеда УГМТ-1, которая опускалась на парашюте, отцепляющемся после входа заряда в воду. Несколько секунд ракете-торпеде «Водопад» хватало, чтобы найти ориентир на мишень, после чего она брала курс на нее.

По разным сведениям, двигатель на твердом топливе обеспечивал обеим модификациям дальность полета не менее 35 километров. Другие источники информируют, что этот показатель мог быть доведен до 50 км. На версии 83Р дальность хода увеличивалась за счет реактивного запаса торпеды.

Испытания

Противолодочный ракетно-торпедный комплекс «Водопад» тестировался на подводных лодках проекта 633, которые были переоборудованы специально для пробного запуска новых боеприпасов. Плавательное средство С-49 модернизировали в начале семидесятых годов, применяли на всех испытательных этапах, начиная от заводских тестов на ОКБ «Новатор», заканчивая государственной приемкой.

В 1982 году к тестированию привлекли еще одну атомную подводную лодку проекта 633РВ С-11. Уже в 1981 году было принято решение о приеме новой системы на вооружение. Прошедшие успешно испытания ракеты поступили на оснащение различных субмарин, которым конструкция позволяла использовать вооружение калибром 533 мм.

Особенности

По требованию командования ВМФ начали вести работу над ракетным комплексом «Водопад» для надводных военных судов. Боеприпасы оснастили частично новым оборудованием, доработанным согласно стандартам новых ракетных носителей 83РН и 84РН. Как и в базовой версии, обновленные заряды должны были стартовать через торпедный отсек корабля.

Изменения претерпел непосредственно ход запуска. В данном случае боеприпасы должны были падать в воду сразу после старта, погружаться на указанную глубину и смещаться на безопасную дистанцию от корабля-носителя. Дальнейшее поведение новой ракеты соответствовало действиям аналогов 83 и 84Р, с включением двигателя и последующей полетной программой.

Интересные факты

Ракета-торпеда «Водопад», характеристики которой рассмотрены выше, в дальнейшем устанавливалась на боевых ракетных крейсерах проектов 114 и 116, а также на большом противолодочном корабле «Адмирал Чабаненко» (проект 11551). На этих судах для пуска использовали штатные торпедные аппараты калибром 533 мм. Они размещались у кормы по бортам плавательного средства.

Обновленная версия рассматриваемого боеприпаса монтировалась на сторожевых кораблях проекта 11540 («Водопад-НК»). Для их запуска применялись уникальные универсальные пусковые приспособления, расположенные в надстройке на корме. Имеется информация, что на базе «Водопадов» изготавливалось еще более устрашающее оружие под кодовым индексом 91Р, которое должно было нести новую противолодочную торпеду. Официальные подробности по этому проекту не разглашались, однако бытует мнения, что эти наработки были использованы для создания ракетного комплекса «Калибр».

Итог

Среди разработок советских инженеров-оружейников многие стоящие проекты не пошли дальше экспериментальных наработок. Однако торпеда ракетного типа «Водопад» продвинулась в этом плане весьма успешно, послужив для оснащения кораблей и подводных лодок, а также став отправной точкой для изготовления более современных аналогов.

fb.ru

торпеда - это... Что такое Ракета-торпеда?

Раке́та-торпе́да

  • противолодочная одноступенчатая твердотопливная ракета, доставляющая в район цели боевую часть — малогабаритную самонаводящуюся торпеду. В расчетной точке торпеда отделяется от носителя и спускается на тормозном парашюте. После отделения парашюта в момент приводнения и погружения на заданную глубину торпеда производит запрограммированный маневр поиска, при обнаружении цели самонаводится и поражает ее. Пуск ракеты-торпеды производится из пусковых установок надводных кораблей или торпедных аппаратов подводных лодок в подводном положении.
  • Торпеда с реактивным двигателем (подводная ракета) — например Шквал (скоростная подводная ракета)

Развитие класса

Исторически, первым образцом ракето-торпеды была созданная США в 1940-х торпеда Fairchild AUM-N-2 Petrel. Она представляла собой самонаводящуюся противолодочную торпеду Mk-21, оснащённую подвесными аэродинамическими плоскостями и реактивным двигателем. Ракето-торпеда должна была применяться с самолётов YB-24 по кораблям неприятеля. Полуактивное радиолокационное наведение выводило ракету на цель с дистанции 32 км. Из-за плохих качеств торпеды Mk-21 (пригодной только для поражения надводных целей) и неспособности системы поражать подводные лодки под водой, торпеда оставалась на вооружении только до 1959 года.

В СССР первым образцом ракеты-торпеды принятым на вооружение стала РАТ-52 (реактивная авиационная торпеда образца 1952 года). Она была принята на вооружение в 1953 году для применения с первых реактивных самолётов минно-торпедной авиации — Ил-28Т и Ту-14Т. Её главным конструктором был Г. Я. Дилон. Торпеда имела скорость хода 58-68 узлов и дальность хода 520 метров. Её заряд составлял 240 кг. Предназначалась РАТ-52 для прицельного высотного торпедометания (от 1500 до 13000 метров). Её основное преимущество заключалось в большой скорости сближения с целью — 160—180 м/сек на воздушном участке и 58—68 узлов в воде. Главным недостатком советской ракето-торпеды было отсутствие головки самонаведения или каких-либо других способов корректировки курса после сброса с самолёта-носителя. РАТ-52 была снята с вооружения только в 1983 году. Реактивная торпеда РАТ-52 поставлялась за рубеж: в Китай и на Кубу. Китайские самолёты Ил-28Т её успешно применили в боевых действиях в конце 1950-х годов в Тайваньском проливе.

dic.academic.ru

Ракета-торпеда — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Раке́та-торпе́да — противолодочная одноступенчатая твердотопливная ракета, доставляющая в район цели боевую часть — малогабаритную самонаводящуюся торпеду. В расчётной точке торпеда отделяется от носителя и спускается на тормозном парашюте. После отделения парашюта в момент приводнения и погружения на заданную глубину торпеда производит запрограммированный маневр поиска, при обнаружении цели самонаводится и поражает её. Пуск ракеты-торпеды производится с противолодочных самолётов (например, с состоящих на вооружении АВМФ РФ самолётов Ил-38, Ту-142МК), из пусковых установок надводных кораблей или торпедных аппаратов подводных лодок в подводном положении — например 91РЭ1 комплекса Club-N, RUR-5 ASROC.

Также ракетой-торпедой называют торпеду с реактивным двигателем (подводную ракету) — например Шквал (скоростная подводная ракета).

Развитие класса

Исторически, первым образцом ракеты-торпеды была созданная США в 1940-х торпеда Fairchild AUM-N-2 Petrel. Она представляла собой самонаводящуюся противолодочную торпеду Mk-21, оснащённую подвесными аэродинамическими плоскостями и реактивным двигателем. Ракета-торпеда должна была применяться с самолётов YB-24 по кораблям неприятеля. Полуактивное радиолокационное наведение выводило ракету на цель с дистанции 32 км. Из-за плохих качеств торпеды Mk-21 (пригодной только для поражения надводных целей) и неспособности системы поражать подводные лодки под водой, торпеда оставалась на вооружении только до 1959 года.

В СССР первым образцом ракеты-торпеды принятым на вооружение стала РАТ-52 (реактивная авиационная торпеда образца 1952 года). Она была принята на вооружение в 1953 году для применения с первых реактивных самолётов минно-торпедной авиации — Ил-28Т и Ту-14Т. Её главным конструктором был Г. Я. Дилон. Торпеда имела скорость хода 58-68 узлов и дальность хода 520 метров. Её заряд составлял 240 кг. Предназначалась РАТ-52 для прицельного высотного торпедометания (от 1500 до 13000 метров). Её основное преимущество заключалось в большой скорости сближения с целью — 160—180 м/сек на воздушном участке и 58—68 узлов в воде. Главным недостатком советской ракеты-торпеды было отсутствие головки самонаведения или каких-либо других способов корректировки курса после сброса с самолёта-носителя. РАТ-52 была снята с вооружения только в 1983 году. Реактивная торпеда РАТ-52 поставлялась за рубеж: в Китай и на Кубу. Китайские самолёты Ил-28Т её успешно применили в боевых действиях в конце 1950-х годов в Тайваньском проливе.

См. также

wikipedia.green

Немецкая торпедо-ракета Barracuda » Военное обозрение

Явление суперкавитации интересовало ученых уже давно. В Советском Союзе была создана подводная ракета "Шквал", развивающая скорость в 360 км/ч (некоторые источники утверждают, что она способна достигать скорости в 480 км/ч). Американская организация DARPA с 2007-го года финансирует проект создания мини субмарины, способной развивать в подводном положении скорость в 100 узлов, используя для этого эффект суперкавитации. Научно-исследовательский центр подводной войны NUWC (Naval Undersea Warfare Center) в рамках программы SUPERCAV вот уже более 10 лет проводит исследования для создания высокоскоростной суперкавитирующей подводной ракеты, способной развивать скорость более 200 узлов. Координацией разработки суперкавитационного оружия в США занимается Управления военно-морских исследований (Office of Naval Research) в Арлингтоне, штат Вирджиния. Их усилия направлены на разработку двух классов суперкавитационных технологий: снарядов и торпед.

В начале двухтысячных годов финансирование исследования суперкавитации на Западе было довольно скромным и составляло всего порядка $50 миллионов. Но несмотря на это список потенциального суперкавитационного оружия, выглядит весьма внушительно. Он включает в себя подводные противоминные пули, самонаводящиеся торпеды, подводные лодки, катера. Список стран занимающихся исследованиями в этой области также очень ограничен. В нем, безусловно, лидирует Россия, далее идут Украина (НИИ Гидродинамики в Киеве), Франция (в рамках программы Action Concertée Cavitation провела даже несколько испытаний ракет Шквал полученных из России), Германия и США. Китай и Иран занимаются копированием российских технологий (сообщается, что Китай приобрел 40 торпед Шквал в Казахстане).


Принцип почти полного исключения контакта с водой используемый на судах на воздушной подушке теперь используется и под водой. Движение в воде на скорости более 180 километров в час приводит к образованию кавитационного пузыря, полностью защищающего движущееся тело от контакта с водой и снижающий сопротивление воды. Это явление получило название суперкавитации (развитой кавитации).

Американский ученый Леонард Гринэр (Leonard Greiner) опубликовал сборник статей об технологии суперкавитации в 1967-ом году. Книга Гринэра нашла свой путь через "железный занавес" и использовалась советскими учеными как своего рода Библия для разработки торпед. По крайней мере, так говорится в журнале "Wunderwelten Wissen", описывающим историю разработки Barracuda. Советский ученый, инженер Михаил Меркулов начал заниматься темой суперкавитации в начале 60-х годов в Институте гидродинамики (НИИ-24) в Киеве. Несмотря на сверхсекретность проекта, информация о нем дошла до Вашингтона. Однако, по мнению американских военных, в то время создание оружия с использованием суперкавитации являлось технически чрезвычайно сложным, они не были заинтересованы в этом проекте и были абсолютно убеждены, что советский проект обречен на неудачу. Тем временем в течение почти двадцати лет Меркулов и его коллеги работали над созданием нового оружия, и в конце 70-х годов смогли продемонстрировать руководству партии прототип ракеты "Шквал".

Меркулову удалось впервые в мире преодолеть скорость звука под водой и создать реальный образец подводной ракеты, способной развивать скорость в 200 узлов. К недостаткам "Шквала" нужно отнести невозможность управлять ракетой на траектории её движения, но этот недостаток с лихвой компенсировался установкой на "Шквал" ядерной боевой части мощностью в 150 кт в тротиловом эквиваленте. Дополнительным недостатком является относительно малый радиус действия ракеты связанный с необходимостью большого расхода энергии для создания суперкавитации. Тем не менее западные спецслужбы неоднократно пытались получить информацию о российском суперкавитационном оружии. Пятого апреля 2000-го года за попытку заполучить секреты Шквала ФСБ был арестован американский бизнесмен Эдмунд Поп (Edmond Pope). Ему грозило 20 лет тюрьмы, но в итоге, проведя в Лефортово лишь 8 месяцев, он был освобожден по указу В. Путина "из гуманитарных соображений" (он страдал от рака костей).

Немецкие ученые вплотную занялись исследованием явления суперкавитации в конце 1970-х годов. В конце 80-х годов компания Diehl BTG Defence начала разработку первого прототипа подводной ракеты Barracuda. Десятилетие спустя Diehl Defence провела успешные испытания Barracuda (не путать с торпедами Barracuda Мк50 и Barracuda GWS.63) на полигоне WTD 52 (Bundeswehr Technical Center for Protective and Special Technologies) в Oberjettenberg. Ракета была создана немецкими компаниями Diehl BGT Defence и Altas Elektronik в рамках демонстрационной программы суперкавитационных подводных ракет, предназначенных для защиты от существующих и перспективных торпед и для поражения подводных лодок.

Barracuda оснащена твердотопливным ракетным двигателем, инерционной системой навигации, блоком самонаведения, поворотным носом конусообразной формы. Ракетный двигатель обеспечивает Barracuda подводной скоростью в 800 км/ч (по заявлению разработчиков). Отличительной особенностью ракеты Barracuda является управление по данным инерциальной системы созданной с использованием волоконно-оптических гироскопов и автоматической системы самонаведения, антенная решётка которой размещена в коническом обтекателе, также выполняющем роль рулевого устройства ракеты. Во время подводного движения Barracuda находится в воздушном пузыре (так называемом кавитационном пузыре), что значительно уменьшает сопротивление воды и позволяет развивать высокую скорость. На сегодняшний день были изготовлены и испытаны несколько опытных образцов подводной ракеты. Во время этих испытаний они успешно продемонстрировали "стабильные прямые и изогнутые траектории движения". Предполагается оснастить Barracuda как подводные лодки, так и надводные корабли.

Подводная ракета Barracuda впервые была представлена 17-20 мая 2005-го года на выставке IMDEX в Сингапуре. Разумеется, разработчики хвастатают, что Barracuda по своим возможностям не имеет себе равных в мире, и что они как минимум на 10 лет опередили своих американских коллег. На этой выставке они не забыли вновь упомянуть, что новая немецкая подводная ракета Barracuda быстрее, маневреннее и точнее "Шквала" и, благодаря уникальной системе самонаведения, она способна перехватывать "Шквал" и другие высокоскоростные торпеды. По неподтвержденным данным, общая масса Barracuda составляет 110 кг, длина 2300 мм, калибр 160 мм, масса ВВ 10 кг, дальность хода 1000 м, при максимальной скорости хода время полной циркуляции составляет 3.6 секунды, диаметр циркуляции 120 м.

В статье немецкого журнала Europaeische Sicherheitit, описывающей создание Барракуды американский военный эксперт Роберт Кулинский (Robert Kulinsky) отмечает: "Мы находимся сегодня там, где когда-то были авиационные конструкторы после первого полета братьев Райт ... на переднем крае грядущей революции". По мнению авторов журнала, "Шквал", являющийся первым современным вооружением с использованием технологий суперкавитации, возможно, является крупнейшим прорывом в подводной войне с момента изобретения самой подводной лодки. Также, по мнению экспертов, "Шквалу" совсем нет необходимости нести какую-либо боеголовку, так как кинетической энергии торпеды может оказаться достаточно для того, чтобы потопить подводную лодку. Если первая версия "Шквала" была неуправляемой, то предполагается, что "Шквал-2" имеет гораздо большую скорость (оптимисты утверждают, что порядка 720 км/ч), значительно большую дальность, и самое главное она является управляемой.

topwar.ru

Ракета-торпеда — Википедия. Что такое Ракета-торпеда

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Раке́та-торпе́да — противолодочная одноступенчатая твердотопливная ракета, доставляющая в район цели боевую часть — малогабаритную самонаводящуюся торпеду. В расчётной точке торпеда отделяется от носителя и спускается на тормозном парашюте. После отделения парашюта в момент приводнения и погружения на заданную глубину торпеда производит запрограммированный маневр поиска, при обнаружении цели самонаводится и поражает её. Пуск ракеты-торпеды производится с противолодочных самолётов (например, с состоящих на вооружении АВМФ РФ самолётов Ил-38, Ту-142МК), из пусковых установок надводных кораблей или торпедных аппаратов подводных лодок в подводном положении — например 91РЭ1 комплекса Club-N, RUR-5 ASROC.

Также ракетой-торпедой называют торпеду с реактивным двигателем (подводную ракету) — например Шквал (скоростная подводная ракета).

Развитие класса

Исторически, первым образцом ракеты-торпеды была созданная США в 1940-х торпеда Fairchild AUM-N-2 Petrel. Она представляла собой самонаводящуюся противолодочную торпеду Mk-21, оснащённую подвесными аэродинамическими плоскостями и реактивным двигателем. Ракета-торпеда должна была применяться с самолётов YB-24 по кораблям неприятеля. Полуактивное радиолокационное наведение выводило ракету на цель с дистанции 32 км. Из-за плохих качеств торпеды Mk-21 (пригодной только для поражения надводных целей) и неспособности системы поражать подводные лодки под водой, торпеда оставалась на вооружении только до 1959 года.

В СССР первым образцом ракеты-торпеды принятым на вооружение стала РАТ-52 (реактивная авиационная торпеда образца 1952 года). Она была принята на вооружение в 1953 году для применения с первых реактивных самолётов минно-торпедной авиации — Ил-28Т и Ту-14Т. Её главным конструктором был Г. Я. Дилон. Торпеда имела скорость хода 58-68 узлов и дальность хода 520 метров. Её заряд составлял 240 кг. Предназначалась РАТ-52 для прицельного высотного торпедометания (от 1500 до 13000 метров). Её основное преимущество заключалось в большой скорости сближения с целью — 160—180 м/сек на воздушном участке и 58—68 узлов в воде. Главным недостатком советской ракеты-торпеды было отсутствие головки самонаведения или каких-либо других способов корректировки курса после сброса с самолёта-носителя. РАТ-52 была снята с вооружения только в 1983 году. Реактивная торпеда РАТ-52 поставлялась за рубеж: в Китай и на Кубу. Китайские самолёты Ил-28Т её успешно применили в боевых действиях в конце 1950-х годов в Тайваньском проливе.

См. также

wiki.sc

Американская противокорабельная ракета-торпеда Fairchild AUM-N-2 Petrel (1955 год)

Fairchild AUM-N-2 Petrel является первой (и единственной принятой на вооружение в серии Kingfisher) противокорабельной ракета-торпедой военно-морских сил США. Разработка велась в 1944-1955 годах, с 1955 года - основная противокорабельная ракета США. На вооружении стояла недолго, в 1959 году была списана.

Работы над ракета-торпедами начали еще в 1944 году в рамках программы SWOD, под эгидой Бюро Боеприпасов американских военно-морских сил. Начатые сразу по нескольким управляемым снарядам работы позднее объединили в отдельную программу Kingfisher. Будущая ракета «Буревестник» («Petrel») в ней был обозначен Kingfisher-C. В рамках данной программы разрабатывались все американские ранние ракета-торпеды.


Конструкция «Petrel» была довольно простой. Основным элементом ракеты стала акустическая самонаводящаяся торпеда Mk-21 — акустическая быстроходная торпеда, разработанная американскими ВМС. Максимальная скорость торпеды составляла около 33 узлов, дальность до 5,8 километров, она могла поражать почти все существовавшие в то время виды надводных кораблей.

К корпусу торпеды прикреплялся сравнительно простой деревянный планер с управляющими поверхностями и турбореактивным двигателем Fairchild J44. Планер мог легко отстреливаться с помощью пиропатронов и торпеда падая в воду, начинала автоматически поиск цели.

После запуска «Petrel» с борта самолёта-носителя включался двигатель, и происходило ее плавное снижение до высоты около 60 метров над уровнем моря. Ракета имела полуактивное наведение — аппаратура, установленная на планере, принимала сигнал радиолокационной станции самолета-носителя, отраженный от цели, и автопилот удерживал ракету на курсе. В качестве самолета-носителя предполагалось использовать Lockheed P-2 Neptune. Снаряд имел максимальную скорость порядка 600 км/ч, предельная эффективная дальность составляла 32 километра.

Ракето-торпеда приблизившись к цели на удаление около 1,4 км, отключала двигатель, отстреливала рулевые плоскости и крылья, и падала в воду. Пассивная акустическая головка самонаведения торпеды улавливала шум винтов судна противника, и осуществлялось наведение торпеды на цель.

После затянувшегося цикла разработки, ракету AUM-N-2 в итоге все-таки приняли на вооружение. С 1956 года «Petrel» развертывались на патрульных самолетах Lockheed P-2 Neptune.

Несмотря на изначальное обозначение Air-to-Underwater Missile (AUM), практика эксплуатации Mk-21 показала, что ее нельзя эффективно использовать против субмарин. В связи с этим функции «Petrel» ограничивались поражением субмарин в надводном положении и надводных целей.

Американский флот, со своей стороны, не придавал «Petrel» особого значения. Ее рассматривали исключительно в качестве вспомогательного оружия. Недостаточный радиус действия AUM-N-2, а также необходимость в подсветке радаром самолёта-носителя цели сильно ограничивали эффективность применения ракето-торпеды. Главным же недостатком являлась полная невозможность использования снаряда против подводных лодок. В 1950-х гг., надводный флот Советского Союза не рассматривался американским военно-морским флотом в качестве серьезной угрозы, требующей активной разработки специфического противокорабельного оружия. При этом, быстрое увеличение подводного флота СССР с вступлением новых дизель-электрических подводных лодок проекта 613, заставляло американцев сконцентрировать все усилия на разработке и развитии средств противолодочной обороны.

Поэтому, «Petrel» американским флотом разворачивались лишь в резервных эскадрильях. Ракето-торпеда «Petrel» в 1959 году была снята с вооружения. Все оставшиеся снаряды переоборудовали в AQM-41A (летающие мишени), и до середины 1960-х годов использовались во время ученийфлота.

Технические характеристики Fairchild AUM-N-2 Petrel (AQM-41A):
длина – 7,31 м;
диаметр фюзеляжа – 0,61 м;
размах крыла – 4,06 м;

масса – 1700 кг;
дальность – 32 км;
максимальная скорость – 600 км/ч.

Подготовлено по материалам: http://raigap.livejournal.com

topwar.ru

Ракета-торпеда — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Раке́та-торпе́да — противолодочная одноступенчатая твердотопливная ракета, доставляющая в район цели боевую часть — малогабаритную самонаводящуюся торпеду. В расчётной точке торпеда отделяется от носителя и спускается на тормозном парашюте. После отделения парашюта в момент приводнения и погружения на заданную глубину торпеда производит запрограммированный маневр поиска, при обнаружении цели самонаводится и поражает её. Пуск ракеты-торпеды производится с противолодочных самолётов (например, с состоящих на вооружении АВМФ РФ самолётов Ил-38, Ту-142МК), из пусковых установок надводных кораблей или торпедных аппаратов подводных лодок в подводном положении — например 91РЭ1 комплекса Club-N, RUR-5 ASROC.

Также ракетой-торпедой называют торпеду с реактивным двигателем (подводную ракету) — например Шквал (скоростная подводная ракета).

Развитие класса

Исторически, первым образцом ракеты-торпеды была созданная США в 1940-х торпеда Fairchild AUM-N-2 Petrel. Она представляла собой самонаводящуюся противолодочную торпеду Mk-21, оснащённую подвесными аэродинамическими плоскостями и реактивным двигателем. Ракета-торпеда должна была применяться с самолётов YB-24 по кораблям неприятеля. Полуактивное радиолокационное наведение выводило ракету на цель с дистанции 32 км. Из-за плохих качеств торпеды Mk-21 (пригодной только для поражения надводных целей) и неспособности системы поражать подводные лодки под водой, торпеда оставалась на вооружении только до 1959 года.

В СССР первым образцом ракеты-торпеды принятым на вооружение стала РАТ-52 (реактивная авиационная торпеда образца 1952 года). Она была принята на вооружение в 1953 году для применения с первых реактивных самолётов минно-торпедной авиации — Ил-28Т и Ту-14Т. Её главным конструктором был Г. Я. Дилон. Торпеда имела скорость хода 58-68 узлов и дальность хода 520 метров. Её заряд составлял 240 кг. Предназначалась РАТ-52 для прицельного высотного торпедометания (от 1500 до 13000 метров). Её основное преимущество заключалось в большой скорости сближения с целью — 160—180 м/сек на воздушном участке и 58—68 узлов в воде. Главным недостатком советской ракеты-торпеды было отсутствие головки самонаведения или каких-либо других способов корректировки курса после сброса с самолёта-носителя. РАТ-52 была снята с вооружения только в 1983 году. Реактивная торпеда РАТ-52 поставлялась за рубеж: в Китай и на Кубу. Китайские самолёты Ил-28Т её успешно применили в боевых действиях в конце 1950-х годов в Тайваньском проливе.

См. также

wiki2.red

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о