«Оникс»: 800 км – миф или реальность?
.Развитие дальнобойных скоростных ПКР (ноу-хау отечественного ОПК) продолжается, и это не может не радовать: год назад (17.03.2016) СМИ сообщили о начале лётных испытаний новейшей гиперзвуковой ракеты 3М22 комплекса «Циркон» (ссылка 1), которую могут принять на вооружение уже в будущем году (ссылка 2). В то же время, предыдущая разработка – ПКРК «Оникс», начавшаяся более 35 лет назад (27.08.1981) и испытавшая на себе все тяготы Перестройки, до сих пор остаётся «тёмной лошадкой» − прежде всего, в отношении дальности пуска. Растиражированные в литературе и в сети 300 км ([1-35], [2-334], ссылка 3, ссылка 4, ссылка 5 и пр.) бесконечно далеки от действительности, т. к. относятся к экспортной версии комплекса (шифр «Яхонт») и обусловлены ограничениями международного Режима контроля за ракетными технологиями − РКРТ или MTCR (Missile Technology Control Regime) (ссылка 6, ссылка 7).
Один из редких снимков ПКР 3М55 в полёте (Военный парад, 1998 − с подачи militaryrussia.ru)
Противокорабельный ракетный комплекс «Оникс» с ракетой 3М55 разрабатывался в качестве альтернативы сразу трём ПКРК предыдущих поколений – «Граниту» (по массогабаритам), «Малахиту» (по массогабаритам и скорости) и «Москиту» (по универсальности типа старта и траектории − надводный/подводный и комбинированная/низкая) [1-35]. И всё же, главной целью новой ОКР, по мнению автора блога (солидарного с В. Асаниным) было создание более «демократичного», нежели «Гранит», оперативно-тактического ПКРК, доступного не только для гигантов пр. 11435, 11442 и 949А, но и для кораблей среднего и малого водоизмещения – эсминцев, БПК, СКР и даже МРК. Уменьшение массы БЧ в этом случае следовало с неизбежностью, касательно дальности действия такой уверенности нет.
3М55 и 3М45: сходства и различия
Между ракетами «Оникса» и «Гранита» различий гораздо больше, нежели сходств. Взять хотя бы такой не совсем серьёзный, но легко вычисляемый показатель, как условная удельная масса
navy-korabel.livejournal.com
Ракета «Оникс» — русский ответ американским АУГ прост — кердык вашим авианосцам
Меряться пиписьками с российской военной наукой и ВПК — это совершенно бесполезное занятие. На самый хитрый американский тохес у нас найдется болт с таким винтом, который этот самый тохес разнесет в мелкие клочья и жидкую дрисню. Об этом самым наглядным образом говорит хотя бы наша сверхсвуковая ракета «Оникс», этот жуткий кошмар американского ВМФ, а попросту безжалостная ракета-убийца, которая не оставляет американским АУГ никакого шанса на спасение и это суровая действительность, а не реклама или пропаганда. Поэтому самое мудрое решение, которое могут принять американские политики, это самостоятельно, без силового к тому принуждения зарыть нах томагавк войны в землю как можно глубже и навалять сверху здоровенную кучу, чтобы никому не было повадно его откопать. На, а после этого можно будет выкурить по знатному косяку мира, поймать славный кайф и начать совсем другой базар: «Водка — жвачка, мир — дружба, джинсы — балалайка и бхай-бхай на все осташие времена, а всяких злобным козлам мы отныне будем отшибать рога вместе!» Ну, чем не прекрасная перспектива для всего остального Человечества?Авианосцы США станут могилами для экипажей
14 февраля 2016 г. 15:02:52
Новейший американский авианосец «Джеральд Форд», ввод которого в строй намечен на 2016 год, может устареть еще до того, как будет передан флоту, считает аналитик по оборонным вопросам Гарри Казианис. Его статью, посвященную будущему авианосного флота США, опубликовал The National Interest.
USS Gerald R. Ford — головной корабль одноименного проекта, которым планируется заменить в американском флоте авианосцы типа Nimitz. «Джеральд Форд» был спущен на воду в 2013 году и крещен, его разработка и постройка обошлась бюджету США в 15 миллиардов долларов. Как заверяют в Пентагоне, эксплуатация авианосцев нового типа обойдется на $4 млрд дешевле, чем «Нимица» за счет сокращения экипажа.
Два атомных реактора 337-метрового корабля вырабатывают на 25 процентов больше энергии, чем силовая установка предшественника. Запас мощности позволяет авианосцу быстрее перезаряжать катапульты и запускать самолеты. «Джеральд Форд» будет нести более 75 летательных аппаратов, а срок службы кораблей этого типа составит 50 лет. В 2014 году на верфи Ньюпорт Ньюс заложен второй корабль проекта, «Джон Ф. Кеннеди», закладка третьего авианосца запланирована на 2018 год. Стоимость постройки трех авианосцев составит около 42 миллиардов долларов.
Однако чудеса технологий и многомиллиардные вложения окажутся бессильны перед боевыми технологиями России, считает Казианис.
— Эта великая держава, которую Пентагон считает главным вызовом вооруженным силам США, разрабатывает ракетные системы большого радиуса действия, наносящие массированные удары с нескольких сторон одновременно. Подобное оружие в сочетании со средствами обнаружения целей в открытом океане может превратить авианосцы в могилы стоимостью миллиарды долларов для тысяч американских моряков, — пишет аналитик NI.
После Второй Мировой войны американская военно-морская стратегия базируется на авианосных группах, способных эффективно воевать вдали от родных берегов. ВМС США насчитывают 10 авианосцев, 6-7 из них постоянно дежурят в различных районах Мирового океана, остальные проходят ремонт либо находятся в резерве.
Соответственно, российские военные технологии направлены на уничтожение в первую очередь авианосных ордеров. Для борьбы с ними созданы дальний ракетоносец Ту-22М3 — он вооружен сверхзвуковыми крылатыми ракетами большой дальности X-22. Для уничтожения любого из американских авианосцев достаточно одной такой ракеты, поскольку она снаряжается термоядерной боеголовкой мощностью до мегатонны, но Ту-22 может нести три X-22 — в авиации привыкли все делать с запасом.
Сверхзвуковые противокорабельные ракеты П-800 «Оникс» — ими вооружены наземные комплексы «Бастион», ракетные корабли и подводные лодки, — действуют именно так, как описал Гарри Казианис. При залповом пуске они атакуют «стаей»: с разных сторон, заранее распределив цели. Стартовав, «Оникс» поднимается на большую высоту и разыскивает цель, на которую запрограммирован. Это может быть авианосец, ракетный крейсер или другой корабль. Точного целеуказания ракете не нужно — достаточно, чтобы разведка сообщила о наличии назначенного к уничтожению объекта где-то за горизонтом.
Обнаружив цель, «Оникс» выключает радар и снижается до 5-10 метров над поверхностью, одновременно разгоняясь до 3000 км/ч. Летит ракета в режиме радиомолчания, поэтому обнаружить ее вражеским РЛС практически невозможно. На подлете вновь включается головка самонаведения, в это время ракета интенсивно маневрирует, уклоняясь от средств ПВО. После поражения главной цели остальные ракеты автоматически переключаются на другие корабли ордера. Действует «Оникс» по принципу «один корабль — одна ракета»: 300-килограммовая проникающая боевая часть гарантированно пробивает любую броню. На уничтожение авианосцев — самых крупных водоплавающих, — настраиваются несколько ракет, чтобы с гарантией.
Авианосцы являются главными целыми и других типоы российских ракет, атакующих с суши, воздуха и из-под воды. Понимая опасность, американцы вознамерились защитить свои корабли системой Aegis, действующей по принципу военно-морского интернета: средства обнаружения и поражения кораблей, рассеянных по Мировому океану, объединены в единую сеть.
По замыслу создателей «Иджиса» (так назывался мифический щит Зевса), вражеские ракеты будут обнаруживаться на большом удалении от целей и сбиваться ближайшими кораблями. Однако на деле дециметровые радары Aegis слепы на сверхмалых высотах — как раз там, где летают «Ониксы» и другие русские ракеты. Другую уязвимость системы продемонстрировал в апреле 2014 года российский бомбардировщик Су-24. Приблизившись к зашедшему в Черное море американскому эсминцу «Дональд Кук», самолет при помощи станции радиоэлектронной борьбы «Хибины» отключил кораблю систему Aegis вместе с цепями боевого управления. Из приборов морякам остался только магнитный компас.
Источник
aleks-aberdin.livejournal.com
Оникс (противокорабельная ракета) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 сентября 2018; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 сентября 2018; проверки требуют 5 правок.П-800 «Оникс» (Индекс УРАВ ВМФ — 3М55, экспортное наименование — «Яхонт», по классификации МО США и НАТО — SS-N-26 Strobile (с англ. — «шишка хвойного дерева»)) — советская/российская сверхзвуковая универсальная противокорабельная ракета среднего радиуса действия, предназначена для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия. Кроме того, может применяться и против наземных целей, при этом дальность поражения цели может быть увеличена.[2]
Разработка оперативно-тактического противокорабельного комплекса четвёртого поколения начата в конце 1970-х годов в ЦКБМ МОМ. В отличие от предшествующих отечественных ПКР, имеющих относительно узкую «специализацию» по носителям, новый комплекс с самого начала задумывался как универсальный: его предполагалось размещать на подводных лодках, надводных кораблях и катерах, самолётах и береговых пусковых установках. По степени «универсальности» он должен был превзойти зарубежного «рекордсмена» в этой области — американскую ПКР «Гарпун».
Оникс, наряду с ракетами семейства Калибр, Х-35 «Уран» и перспективными ракетами Циркон в ближайшее десятилетие должны вытеснить большинство типов более старых противокорабельных ракет в ВМФ России[3][4][5][6]. Все вышеперечисленные ракеты отличаются компактностью, взаимозаменяемостью и универсальностью[7][8].
encyclopaedia.bid
Битва противокорабельных ракет. «Гарпун» vs «Оникс»
Современный флот – это уже давно не просто корабли для уничтожения других кораблей. Задачи у различных военных судов могут быть самыми разными, хоть сейчас большинство морских адмиралов и склоняется к универсальности.
Меж тем, какие бы функции не возлагались на моряков, главной их задачей остается отправить на дно противника, а уж потом, кто во что горазд, — высаживать десант, запускать ракеты класса «корабль-поверхность» и т.д.
Если вы посмотрите на любой американский боевой корабль, от ракетного крейсера типа «Тикондерог» до самого современного эсминца типа «Арли Бёрк», то вы обнаружите у них на вооружении противокорабельные крылатые ракеты RGM-84 «Гарпун».
Возьмите хоть самые древние подводные лодки проекта «Лос-Анджелес» или последние субмарины проекта «Вирджиния», вы в чреве каждой найдете UGM-84 «Гарпун».
И даже самолеты, что взлетая с авианосцев, будут нести противокорабельное вооружение, под фюзеляжем у них все равно будут болтаться крылатые ракеты AGM-84 «Гарпун».
Ту же противокорабельную ракету вы обнаружите на военных судах Германии, Дании, Турции, Японии и многих других. Некоторые из этих стран стараются ставить на новые корабли уже ракеты собственной разработки, если таковые имеются.
Да и сами американцы уже пытаются разработать что-то новенькое, но пока как-то вяло. Правда, если это у них получится, то сыграет большая проблема большого флота — его очень дорого перевооружить, а ждать, когда корабли с новым вооружением заменят старые… на это уйдет минимум лет тридцать.
Поэтому если говорить о противокорабельном вооружении Флота США, нужно говорить о крылатых ракетах «Гарпун».
«Гарпун» для мертвых кораблей
Эта крылатая ракета производится с 1975 года, а начало разработки – 1968 год.
Вы спросите, где 2016 годы и где 1968?
Да, далеко.
Но такова особенность военно-промышленного комплекса США. Конструкторы оружия предпочитают придумать что-то удачное, а затем бесконечное количество времени заниматься его модернизацией и производить, желательно, партиями побольше. Вкладываться в разработку они решают только в крайнем случае.
Соответственно и тактико-технические характеристики «Гарпунов» оставляют желать лучшего.
• Осколочно-фугасная боевая часть весом всего в 225 кг.
• Максимальная скорость — 850 км/ч (0,8 Маха).
С корабля ракету запускает твердотопливный стартовый ускоритель, а затем разгоняет маршевый двигатель. Сначала ракета идет заданным курсом на высоте от 15 до 900 метров, а затем включает радиолокационную головку самонаведения и ищет цели в секторе 45 градусов впереди себя. Радиус поиска цели максимум 40 км для цели типа эсминец, для катера — 18 км.
Как только ракета обнаружила цель, она атакует: либо стелясь над водой на высоте 2-4 метров, либо поднимаясь на высоту 1800 метров и пикируя оттуда.
Вот и вся нехитрая тактика.
Как вы видите, упор сделан на низкую высоту полета.
Способна ли такая ракета долететь до современной цели, имеющей на борту эффективные средства ПВО?
Маловероятно. Если только это будет уже мертвый корабль.
«Оникс»
Эта противокорабельная ракета разработана в конце 70-х годов и изначально была призвана стать аналогом «Гарпуна» по массовости и универсальности. Поэтому мы взяли для сравнения ее, а не те же более современные «Калибры».
И «Оникс» сразу побеждает «Гарпун» по дальности стрельбы – 300 км. Янки не успеют подойти на дальность стрельбы, а к ним уже будут подлетать наши ракеты.
Второе преимущество – это скорость в 2 Маха, что делает нашу ракету ну очень быстрой. Среагировать на приближение такой оперенной смерти будет гораздо сложнее.
Третья сильная сторона «Оникса» – максимальный потолок на маршевом участке пути – 14 км (и скорость на высоте в 2,6 Маха). Далеко не каждый ЗРК сможет перехватить ее на такой высоте.
А когда на последнем участке пути длиною в 40 км «Оникс» опустится до высоты в 15 метров над водой, то, чтобы не быть сбитым, он еще и начнет маневрировать.
При этом ракету можно использовать с различными траекториями полета, комбинируя высокую и низкую.
И в ракетах, в отличие от самолета, русские любят применять технологии «Стелс» (Stealth).
Можно ли сбить такую ракету?
Можно.
Однако для этого придется постараться, а если хотя бы одна из десятка запущенных пройдет хваленую американскую систему «Иджис», то боевой части в 300 кг хватит, чтобы нанести серьезные повреждения даже самому большому кораблю.
Как считали сами американцы, два попадания их «Гарпуна» в цель способны потопить целый эсминец, а для крейсера хватит четырех. Думаю, с более мощным «Ониксом» соотношения как минимум не больше.
Разница лишь в том, что «Гарпун» может топить разве что наши баржи. А вот у «Оникса» есть все шансы прорваться через американскую систему ПВО. Однако об этом мы поговорим в следующей статье.
slovodel.com