РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) — железнодорожный ракетный комплекс
Создание комплекса РТ-23УТТХ «Молодец» стало результатом многолетних попыток создать БРК с твердотопливной МБР универсального базирования. Приказ Министерства общего машиностроения «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан еще 13 января 1969 г. Головным разработчиком было назначено ОКБ-586 (КБ «Южное»). Сложности, с которыми столкнулось КБ при создании железнодорожного варианта комплекса привели к тому, что задача была изменена и 23 июля 1976 г. КБ «Южное» было поручено создать ракетный комплекс РТ-23 с шахтной пусковой установкой.
Ракетный комплекс РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) — видео
Эскизный проект ракеты РТ-23 шахтного базирования, получившей индекс 15Ж44, был завершен в марте 1977 г. Он, однако, был признан неудовлетворительным и к декабрю 1979 г. был разработан другой эскизный проект, предусматривавший использование усовершенствованной двигательной установки и новой головной части.
В новом эскизном проекте предполагалось использовать разделяющуюся ГЧ 15Ф143, которой оснащались ракеты Р-36М (15А14). Одновременно шли работы по проектированию комплекса железнодорожного базирования с ракетой РТ-23, получившего индекс 15Ж52. Проект этого комплекса был завершен в июне 1980 г.
Летно-конструкторские испытания РТ-23 в шахтном варианте (15Ж44) начались 26 октября 1982 г., но ввиду большого количества аварий в ходе испытаний Совет обороны СССР 10 февраля 1983 г. принял решение не принимать ракету 15Ж44 на вооружение. Испытания комплекса РТ-23 железнодорожного базирования (15Ж52) были завершены в апреле 1985 г. Этот комплекс в ноябре 1987 г. был принят в опытную эксплуатацию.
РТ-23УТТХ представляет собой трехступенчатую ракету на твердом топливе с поперечным делением ступеней и разделяющейся головной частью. В варианте шахтного базирования, получившем индекс 15Ж60, на первой ступени используется поворотное сопло, в железнодорожном варианте (индекс 15Ж61) сопло двигателя первой ступени неподвижно. Двигатели второй и третьей ступеней снабжены выдвижными сопловыми насадками, позволяющими увеличить степень расширения сопла и соответственно удельный импульс, без увеличения общих габаритов ракеты. Для управления по крену на участке полета 1 и 2 ступеней используются 4 аэродинамических руля, установленных на внешней поверхности головного обтекателя.
В варианте шахтного базирования ракеты размещаются в шахтах, ранее использовавшихся для размещения УР-100НУТТХ. В варианте БЖРК ракета в контейнере размещается внутри железнодорожного вагона. При осуществлении пуска крыша вагона открывается, специальное устройство отводит в сторону контактную электрическую сеть, контейнер поднимается в вертикальное положение и ракета выстреливается из него с помощью порохового аккумулятора давления. В обоих случаях габариты (шахты или железнодорожного вагона) ограничивают длину ракеты во время хранения. В связи с этим на ракете шахтного базирования используется складной обтекатель, створки которого закрываются после выхода ракеты из контейнера, а на ракете железнодорожного базирования-обтекатель с изменяемой геометрией («надувной”).
В состав БЖРК входит три пусковые установки с ракетами, командный пункт и вагоны с системами, обеспечивающими поддержание боеготовности и пуск ракет, а также жизнедеятельность состава дежурной смены. Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной электросети. Запуск ракет может осуществляться как с заранее намеченных стоянок, так и с любой точки маршрута.
Испытания РТ-23УТТХ в железнодорожном варианте (15Ж61) начались 27 февраля 1985 г. и завершились в декабре 1987 г., испытания БРК в шахтном варианте (15Ж60) проходили с 31 июля 1986 г. по ноябрь 1988 г. Оба варианта ракетного комплекса были приняты на вооружение 28 ноября 1989 г.
По состоянию на 1 апреля 1997 г. на территории России находилось 10 ракетных комплексов РТ-23УТТХ шахтного базирования и 36 —железнодорожного базирования. В случае ратификации Россией Договора СНВ-2 все ракетные комплексы РТ-23УТТХ подлежат ликвидации.
Тактико-технические характеристики ракеты РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61)
Постановка на боевое дежурство | 20 октября 1987 г. |
Принята на вооружение | 28 ноября 1989 г. |
Количество ступеней | 3 |
Топливо |
смесевое твердое |
Тип пусковой установки |
мобильная железнодорожная ПУ с минометным стартом |
Количество и мощность боевых блоков | РГЧ ИН 10×550 кт |
Масса головной части/ забрасываемый вес | 4050 кг |
Максимальная дальность | 10100 км |
Система управления | автономная инерциапьная |
Точность | ПО 500 м |
Длина | 22.6 м (в сборе с контейнером) |
Максимальный диаметр | 2.4 м |
Стартовая масса | 104.5 т |
Тяга ду (ур. моря/вакуум) | 210 тс (первая ступень), 107 тс (вторая ступень), 21 тс (третья ступень) |
Фото ракетного комплекса РТ-23УТТХ «Молодец» в музее
Добавить комментарий
oruzhie.info
боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 «Молодец» с МБР 15Ж61 (РТ-23 УТТХ)
www.arms-expo.ru
ракетный комплекс 15П960 Молодец с МБР 15Ж60 (РТ-23 УТТХ)
www.arms-expo.ru
«Молодец» возвращается: зачем армии России ракетный эшелон — Армия и ОПК
МОСКВА, 12 мая. /ТАСС/. В России началось создание отдельных элементов боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин», о разработке которого заявил командующий РВСН Сергей Каракаев еще в 2014 году.
По данным источника ТАСС, один состав БЖРК сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет (МБР) типа «Ярс» или «Ярс-М», а также будет приравнен к полку.
В дивизионном комплекте «Баргузина» предполагается иметь пять полков. Ввести комплекс в эксплуатацию планировалось в 2019-2020 годах. В РВСН рассчитывают, что новые комплексы останутся в строю как минимум до 2040 года.
Создание «Баргузина» является российским ответом на развертывание американцами глобальной системы ПРО
Виктор Есин
Бывший начальник Главного штаба РВСН, генерал-полковник
«Легкая добыча» для противника
БЖРК «Молодец» стояли на вооружении с 1987 по 2005 год. «Помог» прекратить их боевое дежурство на магистралях страны Михаил Горбачев, согласившись на подписание договора СНВ-1.
На волне разрядки отношений с США, можно даже сказать эйфории, что мы уже вроде и не противники, Горбачев и Рейган договорились «привязать» эти поезда к местам их дислокации – в Костромской и Иркутской области. Они перестали выходить на трассы и превратились в достаточно легкую добычу для вероятного противника
Виктор Литовкин
Военный обозреватель ТАСС
Но главными противниками БЖРК стали не американцы, настоявшие на их утилизации, а железнодорожное руководство. По словам военного обозревателя ТАСС Виктора Литовкина, ракетные поезда были очень тяжелыми – для них специально укрепляли железнодорожное полотно, но тем не менее после прохождения такого поезда приходилось вызывать ремонтные бригады и опять укреплять пути.
Еще одну причину снятия с вооружения ракетных поездов военный эксперт связывает с тем, что ракеты для них изготавливались на Украине, а Киев, подписав вместе с Белоруссией и Казахстаном договор СНВ-1, не имел права производить стратегические ракеты. МБР «Молодец», которая располагалась на комплексе, имела довольно ограниченный гарантийный срок, и заменить ее было невозможно.
Политика стратегического сдерживания
По мнению Литовкина, одна из причин возрождения БЖРК — появление в России достаточно легкой МБР «Рубеж», которая «помещается в один вагон, а не в два, как приходилось делать для «Молодца», отсюда стал легче и сам поезд».
Появление нового БЖРК подпадает под выполнение договора СНВ-3, согласно которого «России надо иметь 700 развернутых ракет и еще сотню на арсеналах».
По последним официальным данным (на 1 апреля 2016 г.), у России 521 носитель. Идет перевооружение РВСН: снимаются с боевого дежурства шахтные ракеты РС-36 «Воевода» (она же «Сатана»), УР-100Н УТТХ, подвижные комплексы РС-12 «Тополь», им на смену поступают РС-24 «Ярс» и в перспективе РС-26 «Рубеж», а еще РС-28 «Сармат» (но не раньше 2018 г. – прим. ТАСС).
Они пока не могут «закрыть» брешь между 521 и 700 носителями. «Баргузин» с ракетой «Рубеж» или ее модификацией должен дополнить эту группировку и выровнять баланс с США, не выходя за рамки СНВ-3. Тем более что БЖРК имеют достаточно много преимуществ: скрытность, обширная территория, на которой могут перемещаться, – железнодорожная сеть России самая разветвленная в мире…
Виктор Литовкин
Военный обозреватель ТАСС
По мнению эксперта, у БЖРК много важных преимуществ, которые «позволят России и дальше, когда США приступят к перевооружению своих стратегических сил (запланировано с 2020 г.), сохранять политику стратегического сдерживания возможного агрессора».
Главный пассажир «Молодца»
Главным пассажиром БЖРК была ракета РС-22 — самая точная в мире, по утверждению специалистов. Именно поэтому американцы нарекли этот твердотопливный носитель РС-22 «Скальпелем». В каждом поезде было по три ракеты.
Разработка таких ракет железнодорожного базирования началась в 1979 году конструктором Владимиром Уткиным. Испытания начались в январе 1982 года на полигоне Плесецк и проходили около трех лет. Первый полк этих комплексов приступил к боевому дежурству под Костромой в 1987 году.
Система управления ракеты РС-22 была разработана в Московском НИИ автоматики и приборостроения под руководством Владимира Лапыгина. Серийное производство развернулось на Павлодарском механическом заводе Днепропетровской области. Железнодорожная пусковая установка МБР выпускалась серийно Юргинским машиностроительным заводом.
По данным из открытых источников:
- максимальная дальность полета ракеты составляла 10 000 км,
- стартовая масса – 104 т,
- масса головной части – 4 т,
- количество ядерных боевых блоков – 10,
- длина ракеты – 22 м,
- максимальный диаметр корпуса – 2,4 м.
Как был устроен ракетный эшелон
Внешне «Молодец» был замаскирован под обычный состав: пассажирские и почтовые вагоны, рефрижераторы. В семи из них – ракетная секция (пункт управления, узел связи, дизель-электростанция, общежития военнослужащих, столовая). В девяти – пусковые модули, которые состояли из трех вагонов: командный пункт, пусковая установка с ракетой, технологическое оборудование. Также имелся вагон-цистерна с горючим.
Но была отличительная особенность: у некоторых вагонов было не четыре пары колес, а восемь (благодаря огромному весу – около 150 т). В движение БЖРК приводился тремя тепловозами. В 1994 году на вооружении войск находилось 12 поездов с тремя ракетами в каждом рефрижераторном вагоне.
«Скальпель» в огне
Учебный запуск межконтинентальной баллистической ракеты на твердом топливе РС-22В/СС — 24 «Скальпель» с боевого железнодорожного ракетного комплекса, 2002 год
© Александр Бабенко/ТАССРакетные эшелоны ходили по перегонам только ночью и в обход крупных станций. Днем поезда отстаивались на спецпозициях, которые до сих пор можно увидеть: непонятные ответвления железнодорожного полотна в никуда.
Для развертывания комплекса состав останавливался, крыша вагона откидывалась, и из рефрижератора вылетала ракета весом порядка 100 тонн. Двигатель первой ступени ракеты запускался на 50-метровой высоте, чтобы огненная струя не повредила пусковой комплекс и рельсы. Весь процесс запуска занимал около двух минут.
Трехступенчатая твердотопливная ракета РТ-23 УТТХ могла забрасывать десять боевых блоков мощностью около 430 тыс. тонн каждая на дальность до 10 тыс. км. Среднее отклонение от цели было 150 метров. Ракета обладала повышенной стойкостью к воздействию ядерного взрыва.
«Молодцы» постоянно перемещались в радиусе 1500 км от точки базирования, и поскольку они не отличались от обычных поездов, то засечь их было практически невозможно.
tass.ru
Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец»
Мобильный ракетный комплекс с мощными ракетами, скрытно размещавшийся в железнодорожных вагонах.
Постановление о начале разработки в СССР мобильного комплекса стратегических ракет на железнодорожной платформе вышло в 1969 году. Разработчик комплекса — конструкторское бюро «Южное» (Днепропетровск).
Причиной стала информация о создании в Штатах твердотопливной ракеты MX (будущей LGM-118 Peacekeeper), предназначенной сразу для нескольких вариантов базирования, в том числе и железнодорожного. Американцы в итоге ограничились только шахтным вариантом своего комплекса, а СССР создал БЖРК с ракетой, которая также могла быть развернута в шахтах.
БЖРК представлял собой железнодорожный состав, замаскированный под обычный, с вагонами-рефрижераторами, багажными и почтовыми вагонами (четырех- и восьмиосными).
В «ракетный поезд» входили два тепловоза типа ДМ-62, командный пункт из семи, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три трехвагонные пусковые установки с ракетами. Такой состав выходил из пункта базирования и под видом обычного гражданского поезда курсировал в железнодорожной сети, оставаясь в готовности к старту.
БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец». Фото: Википедия
При создании состава была применена масса оригинальных решений — начиная от создания уникальной системы балансировки нагрузки, позволявшей равномерно распределять давление от вагона с ракетой на два соседних вагона, и заканчивая мачтовой системой, которая аккуратно отводила в сторону электрическую контактную сеть над путями, мешавшую старту ракеты.
Первый состав заступил на боевое дежурство 20 октября 1987 года. Советский Союз создал три дивизии на «ракетных поездах»: под Костромой, под Красноярском и под Пермью, всего 36 пусковых установок в 12 составах.
Ракетой комплекса была выбрана РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61). Ракета РТ-23 также существовала и с нее, собственно, все и началось, однако в процессе создания БЖРК было принято решение ставить его на вооружение с более совершенной ракетой.
Ракета РТ-23УТТХ массой чуть менее 105 тонн несла 10 боевых блоков мощностью по 430 кт. По конструкции ракета твердотопливная трехступенчатая.
С августа 1988 года версия этих ракет под индексом 15Ж60 начала ставиться на вооружение и шахтных ракетных комплексов. Основным отличием ракеты 15Ж60 от 15Ж61 было применение нового высокоэнергетического топлива типа «Опал», а также комплекс мероприятий по повышению стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва. До июля 1991 года было развернуто 56 ракет, последние сняты с вооружения в 1999 году.
Последние «ракетные поезда» были сняты с вооружения российских РВСН в начале 2000-х годов. Связано это было и с высокой стоимостью содержания, и с давлением Вашингтона, а также со сложностями эксплуатации тяжелых «ракетовозов» на неукрепленных железнодорожных путях, на которые в 90-е годы практически не выделялось денег. Наконец, заканчивался гарантийный срок ракет РТ-23УТТХ (15 лет), а получить новые было невозможно: их разработчиком и производителем был днепропетровский «Южмаш», после 1991 года оставшийся на Украине.
Однако в данный момент принято решение о восстановлении БЖРК в составе РВСН. Сообщалось, что в 2014 году Московским институтом теплотехники должно было быть завершено эскизное проектирование нового комплекса. Для новой версии, которая будет меньше, чем прежняя, выбрана более легкая ракета «Ярс». Как сообщалось, такие комплексы могут появиться на вооружении уже до 2020 года.
defendingrussia.ru
Ракетные комплексы РТ-23 УТТХ «Молодец» (15ПО60 и 15П961)
Высокоэффективный и надежный ракетный комплекс 15ПО60 реализовал в себе наработки трех предыдущих поколений и новые технические достижения.
15П961 единственный в истории боевой техники подвижный ракетный комплекс, который обеспечивал эффективное решение поставленной боевой задачи благодаря:
- расформированию боевого железнодорожного ракетного комплекса на отдельные боевые единицы;
- возможности пуска ракет с любой точки маршрута;
- переводу в требуемые степени готовности;
- сокращению времени проведения технологических операций.
РК 15ПО60 |
БЖРК 15П961 |
|
---|---|---|
Пусковая установка |
шахтная, автоматизированная, с высокой защищенностью от ПФЯВ, переоборудованная из шахтной пусковой установки предшествующих ракет с сохранением железобетонного ствола |
три трехвагонных пусковых модуля с ракетами, командный модуль в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасом горюче-смазочных материалов, 2 тепловоза |
Время пуска из полной боеготовности, с |
80 |
60 |
Гарантийный срок нахождения ракеты на боевом дежурстве, лет |
10 |
15 |
Ракета 15Ж60 (SS-24 Mod 2)
Принципиальным отличием ракеты 15Ж60 от твердотопливных межконтинентальных ракет ранних разработок является ее повышенная стойкость защиты к ПФЯВ, обеспеченная за счет:
- конструкции специальным многофункциональным покрытием;
- форсирования расходно-тяговых характеристик двигателя первой ступени с одновременным применением в нем поворотного управляющего сопла в качестве органа управления вектором тяги;
- использования системы управления второго уровня стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва и оснащения боевыми блоками повышенной стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва.
В ходе совместных летных испытаний проведено 19 пусков, успешных пусков – 94%.
Ракета 15Ж61 (SS-24 Mod 3)
На ракете сохранены отработанные ранее схемные и конструктивные решения по управлению полетом II и III ступеней отклонением головного отсека, минометному разделению ступеней, отделению боевой ступени и разведению элементов боевого оснащения.
В ходе совместных летных испытаний проведено 16 пусков, из них успешных – 84%.
Основные характеристики ракет 15Ж60 и 15Ж61
15Ж60 |
15Ж61 |
|
---|---|---|
Число ступеней |
3 маршевые ступени и 1 многофункциональная боевая ступень |
|
Стартовый вес, тс |
104,8 |
|
Длина в ТПК, м |
21,9 |
|
Диаметр, м |
2,4 |
|
Топливо маршевых ступеней |
Твердое смесевое |
|
Компоненты топлива боевой ступени: |
Жидкие, высококипящие, самовоспламеняющиеся |
|
— окислитель |
АТ |
|
— горючее |
НДМГ |
|
Число боевых блоков |
10 |
|
Максимальная дальность стрельбы, км |
10000 |
|
Период нахождения на вооружении |
1989-1999 гг. |
1989-2004 гг. |
www.yuzhnoye.com
«Баргузин» вместо «Молодца» как ответ на ПРО » Военное обозрение
Говорят, что новое — это хорошо забытое старое. Тем не менее, иногда случаются ситуации, когда возврат к старому и целесообразен, и даже необходим.
Речь идет о БЖРК — боевых железнодорожных ракетных комплексах. В конце эпохи СССР наша страна обладала таким чудо-оружием. Причем термин «чудо-оружие» не ироничен. БЖРК «Молодец», несмотря на все сложности эксплуатации, стали тем еще геморроем для спецслужб нашего вероятного противника.
Сегодня вероятный противник в основном обзывается «партнером», но суть от этого не меняется ни на йоту. НАТО как подтягивалось к границам России, так и продолжает свое шествие в этом направлении, а система ПРО, как ни пытаются США убедить всех, что она направлена против Ирана, все больше стремится расположиться также у наших границ.
Президент Путин озвучил, что мы будем принимать адекватные меры для противодействия. Видимо, одной из таких мер и стало возрождение БЖРК. Конечно, совсем не в том виде, в каком они существовали в 90-е.
Небольшой экскурс в историю.
Советский ракетный комплекс 15П961 «Мо́лодец» (РТ-23 УТТХ) стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых сил СССР и России в период с 1987 по 1994 год в количестве 12 единиц. Затем (к 2007 году) все комплексы были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи.
На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение «поезд номер ноль».
В состав БЖРК входил железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:
— три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ;
— командный модуль в составе 7 вагонов;
— вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов;
— два тепловоза ДМ-62.
В каждом из локомотивов несла дежурство отдельная локомотивная бригада. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически откомандировывались на гражданские составы, следующие по тому же маршруту.
БЖРК выглядел как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Пусковые модули имели по восемь колесных пар. Остальные вагоны — вагоны обеспечения — по четыре колесных пары.
Даже со спутника было сложно отличить БЖРК от обычного смешанного состава. Единственное, что могло выдать БЖРК — это строенные локомотивы. Но со временем, были разработаны более мощные тепловозы, и локомотивов стало два. А для маскировки, тяжелые составы МПС СССР стали также комплектоваться двумя парами локомотивов.
Гениальное творение советской инженерии. Его создали коллективы, руководимые братьями академиками РАН Владимиром Федоровичем Уткиным и Алексеем Федоровичем Уткиным. Алексей Уткин создал сам стартовый поезд, а Владимир Уткин — ракету и пусковой комплекс. И с поставленной задачей они справились, оставив после себя оружие, равного которому в США так и не смогли создать. Это касается как БЖРК в целом, так и ракеты РТ-23.
Ракета РТ-23, по классификации НАТО — SS-24 «Скальпель».
Головная часть ракеты разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками мощностью 0.43 Мт и комплексом средств преодоления ПРО.
Дальность стрельбы — 10100 км.
Длина ракеты — 23,0 м.
Длина пускового контейнера — 21 м.
Максимальный диаметр корпуса ракеты — 2,4 м.
Стартовый вес ракеты — 104,8 т.
Масса ракеты с пусковым контейнером — 126 т.
ТР-23 была твердотопливной, головная часть прикрывалась аэродинамическим обтекателем изменяемой геометрии (изначально надувной, позже — складывающийся). Такая конструкция обтекателя обусловлена наличием ограничений, накладываемых на габариты ракеты размерами железнодорожного вагона.
Вообще, при создании этого железнодорожного ракетодрома было зарегистрировано 512 изобретений и патентов. Перечислять их нет смысла, потому что займет слишком много места, а за каждым патентом стоит труд советских инженеров, успешно создавших уникальный боевой комплекс. Чего стоит только выдвижные сопла и обтекатели, подогнанные под размеры вагона, система отвода газов от полотна, система отвода контактных проводов, если пуск проводился с электрифицированного участка дороги.
Странное устройство на крыше крайнего вагона: механизм отвода контактных проводов
Гидравлические опоры, на которые приходилась нагрузка при выдвижении ракеты в пусковое положение
БЖРК «Молодец», немедленно стал головной болью для Пентагона. Для слежения за ними на орбиту вывели специальную группировку спутников, а в конце 80-х, когда БЖРК уже вышли на маршруты, из Владивостока в Швецию по железной дороге под видом коммерческого груза был отправлен контейнер со следящей аппаратурой. Однако советская контрразведка контейнер быстро «вычислила» и его сняли с поезда. Американский генерал Колин Пауэлл как-то признался создателю БЖРК академику Алексею Уткину: «Искать ваши ракетные поезда — все равно что иголку в стоге сена».
Парадоксально, но на отслеживание, точнее, на попытки отследить БЖРК, американцы в год тратили больше денег, чем у создателей ушло на разработку поезда. А «Молодцы» спокойно растворялись на безбрежных просторах нашей необъятной страны. И грозили «Скальпелями» потенциальным противникам.
К 1991 году было развернуто три ракетные дивизии, укомплектованные 12 БЖРК: в Костромской и Пермской областях, Красноярском крае. В радиусе 1500 километров от места дислокации соединений было модернизировано железнодорожное полотно: деревянные шпалы заменили на железобетонные, уложили тяжелые рельсы, насыпи укрепили более плотной щебенкой.
Для полной маскировки такие работы велись и в других районах страны.
Вне боевого дежурства БЖРК находился в укрытии. Затем выдвигался в определенную точку железнодорожной сети и делился натрое. Локомотивы отводили пусковые установки к местам старта — обычно они располагались вокруг точки треугольником. Но вообще пуск мог быть произведен из любой точки маршрута.
В составе поезда была цистерна с топливом (также замаскированная под рефрижератор) и система трубопроводов, позволявшая заправлять локомотивы на ходу. Были там и спальные вагоны для расчета, запасы воды и продуктов. Автономность БЖРК составляла 28 суток.
Отработав пуск ракет в одной точке, состав отправлялся на следующую — их в Советском Союзе было более 200. За сутки БЖРК мог пройти свыше тысячи километров. Из соображений секретности маршруты прокладывали мимо крупных станций, а если уж миновать их было нельзя, то их ракетные поезда миновали без остановок и на рассвете, когда людей поменьше.
Поскольку БЖРК планировался как оружие ответного удара, в 1991 был проведен эксперимент «Сияние» — на воздействие электромагнитного излучения, и «Сдвиг». Последний имитировал ядерный взрыв килотонной мощности. На полигоне в Плесецке в 650 метрах от ракетного поезда взорвали 100 тысяч противотанковых мин, вывезенных со складов в восточной Германии и уложенных 20-метровой пирамидой.
На месте взрыва образовалась воронка диаметров 80 метров, уровень звукового давления в обитаемых отсеках БЖРК достиг болевого порога (150 децибел), одна из пусковых установок показала снятие с готовности. Но после перезагрузки бортового вычислительного комплекса запуск ракеты был произведен.
Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось три ракетных дивизии (Кострома, Пермь и Красноярск), всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003 — 2007 годов были уничтожены все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.
В начале мая 2005 года, как официально объявил командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов, БЖРК снят с боевого дежурства в РВСН. Командующий сообщил, что взамен БЖРК с 2006 года в войска начнёт поступать грунтовый подвижный ракетный комплекс «Тополь-М».
Но «Тополь-М» не чета «Скальпелю» абсолютно. Да, более современный и защищенный, «Тополь-М» в десять раз уступает «Скальпелю» по мощности боевой части.
И вот, наконец, пришло известие о том, что в России начато возрождение БЖРК. Более того, 12 мая прошла информация о том, что начато производство компонентов нового поезда, который будет называться «Баргузин». И к 2020 году «Баргузины» встанут на боевое дежурство.
Конечно, развитие технологий сказалось на облике и составе нового БЖРК. Три (и даже два) мощных тепловоза скорее всего заменит один. Как вариант — газотурбовоз ГТ1-001 (локомотив с газотурбинным двигателем). На нем используется электрическая передача: газотурбинный двигатель, который работает на сжиженном природном газе, соединён с генератором, а вырабатываемый последним ток подаётся на электродвигатели, которые и приводят локомотив в движение.
Мощность газотурбовоза составляет 8,3 тыс. кВт, что является наибольшим значением показателя для данного типа локомотивов в мире.
РЖД приводит следующие характеристики испытанной модели: скорость до 100 км/ч, одной заправки хватает на 750 км, топливо — сжиженный природный газ.
7 сентября 2011 года ГТ1-001 поставил новый мировой рекорд, проведя грузовой состав по кольцу ВНИИЖТ весом 16 тысяч тонн (170 вагонов).
На вооружении одного БЖРК будет не одна, а 6 ракет. И один поезд будет приравнен к полку.
Ракетный комплекс РС-26, он же «Ярс-М», он же «Авангард», он же «Рубеж». В модификации именно для БЖРК это будет «Рубеж».
Ракета оснащается разделяющейся головной частью индивидуального наведения и имеет комплекс средств преодоления противоракетной обороны. Твёрдотопливная, трёхступенчатая, дальность полёта до 11 тыс. км, может оснащаться 4 боеголовками мощностью 150—300 килотонн.
«Рубеж» оборудован гиперзвуковыми маневрирующими боеголовками для прорыва даже перспективных систем ПРО. По оценке экспертов для поражения гиперзвуковой маневрирующей боеголовки РС-26 требуется не менее 50 противоракет SM-3 (привет, ПРО!).
Адекватен ли такой подход, вспоминая слова Путина? Уверен, что вполне. Наши «потенциальные п» подсчитали, что при рассредоточении 25 таких комплексов по территории нашей необъятной, возможность поражения БЖРК оценивается не более чем 10%. При условии использования ракеты типа «Воевода», либо аналогичной по точности и способности долететь. Чего у наших «потенциальных п» пока не наблюдается. Зато «Рубежи», способные лететь на 11 000 километров, вполне спокойно достигнут тех рубежей…
Что ж, будет о чем поговорить перед Конгрессом США, требуя новых и новых выделений средств «на оборону». Удачи, как говорится.
Если действительно к 2020 году на БД заступят «Баргузины», дышать нам будет немного полегче. Да, создать и построить все необходимое — дело весьма затратное. Но БЖРК — не авианосец. Проще будет, да и дешевле. А уж сколько удовольствия «потенциальным»…
В такие времена живем, к сожалению.
Жаль только, что братья Алексей и Владимир Уткины, наблюдавшие смерть своих детищ в разделочных линиях, любезно предоставленных нам американскими партнерами, этого не увидят.
Владимир Федорович скончался в 2000 году, Алексей Федорович — в 2014-м.
Но если «Баргузины» сменят «Молодцев» на охране спокойствия нашей страны, значит, дело, которому гении из самой глубинки Рязанской области отдали всю свою жизнь, сделано.
topwar.ru