Авиационная ракета большой дальности Meteor
]]>]]>Ракета (см. ]]>схему]]>), выполнена по нормальной аэродинамической схеме и отличается большим значением поперечного V-крыла (составляет 45°). Для аэродинамического управления и стабилизации используется крестообразное хвостовое оперение.
Двигательная установка комбинированная с интегральной компоновкой, состоит из маршевого прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) с регулируемой по модулю тягой и стартового ускорителя, которые размещаются в едином корпусе. Стартовый ускоритель оснащен зарядом малодымного смесевого топлива и после отделения ракеты от самолета-носителя обеспечивает ее разгон до скорости запуска маршевого ПВРД.
Заряд газогенератора маршевого ПВРД выполнен на основе тяжелого борсодержащего топлива с объёмной теплотой сгорания более 5х104МДж/м3. Расход и состав генерируемого газа может изменяться в достаточно широких пределах в соответствии с условиями полета и режимом работы прямоточного контура для всех условий боевого применения ракеты. Глубина регулирования расхода генерируемого газа ПВРД составляет более 10:1 и обеспечивается специальным клапаном в сопле газогенератора.
Камера сгорания и газогенератор двигателя изготовлены из жаропрочной стали. Воздухозаборники, расположенные на внешней стороне корпуса ракеты, изготовлены из титана. Двигатель разработан фирмой Bayern-Chemie Protac.
Использование ПВРД обеспечивает увеличение среднетраекторной скорости полета ракеты и дальности стрельбы. По рекламным материалам максимальная дальность полета ракеты достигает 150км.
Боевая часть осколочно-фугасная массой 25кг, оснащается радиолокационным неконтактным и контактным взрывателями. Взрыватель имеет четыре антенны, расположенные в носовой части, и при обнаружении цели обеспечивает подрыв БЧ на расстоянии оптимальном для нанесения максимального повреждения. Взрыватель разработан шведской компанией Saab Bofors Dynamics
Для управления ракетой используется комбинированная система управления: командно-инерциальная система на начальном участке траектории и система самонаведения на конечном участке.
]]>]]>Ракета оснащается каналом двусторонней асинхронной линии передачи данных данных и способна принимать команды управления от самолета-носителя и взаимодействующих авиационных средств, включая самолеты системы AWACS. Передача этих команд корректирует ракету, обновляя информацию о положении цели, компенсирует ошибки прицеливания, а также дрейф инерциальной системы управления, возрастающий с течением времени. По обратному каналу передачи данных в реальном масштабе времени на носитель поступает телеметрическая информация от бортовых систем ракеты.
Ракета Meteor оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения, которая разработана на основе технологий, применяемых на ракетах ]]>Aster]]> и ]]>MICA]]>. Для выполнения требований по всеракурсному применению и поражению низколетящих целей в дополнение к стандартному режиму высокой частоты повторения в АРГС ракеты дополнительно введен режим средней частоты повторения. Благодаря использованию сложных алгоритмов обработки сигнала Meteor может отслеживать и поражать цели в составе группы, а также в условиях сильных помех и применения контрмер. Для решения задачи вывода ракеты в район цели и наведения на конечном участке траектории используется модифицированный метод пропорционального наведения.
В соответствии с концепцией Integrated Logistics Support УР Meteor поставляется заказчику в специальном контейнере, оснащенном системой диагоностики, и в процессе хранения не требует специального контрольно-поверочного оборудования. При обнаружении неисправности ракета в контейнере возвращается на завод-изготовитель.
rbase.new-factoria.ru
Европейская ракета Метеор класса воздух — воздух фото
Европейская ракета Метеор класса воздух — воздух, большой дальности можно отнести к числу наиболее амбициозных и длительных европейских проектов авиационного вооружения. То, что борьба за господство в воздухе начинается с самых больших дальностей, не новость. Это относится и к воздушному бою, начинающемуся задолго до рубежа прямой видимости целей. «Метеор» — попытка решить задачу борьбы с одиночными и групповыми воздушными целями на больших дальностях максимально быстро, в сложной обстановке, в условиях активного противодействия, различными типами истребителей.

Ракета Meteor воздушного боя большой дальности
В 1984 году шведская SAAB начала разработку сверхзвуковой ракеты воздушного боя большой и средней дальности Rb74. Интерес к проекту со стороны шведских ВВС вскоре угас — возможно, по финансовым причинам, но новая ракета заинтересовала британскую компанию ВАЕ. Британские ВВС искали перспективную замену ракете «Скайфлэш», и в 1995 году был объявлен конкурс на разработку ракеты BVRAAM (Beyond Visual Range Air to Air Missile — класса «воздух — воздух» для действия за пределами дальности прямой видимости).
Основными соперниками выступили проект «Метеор» компании ВАЕ (MBD) и FMRAAM компаний «Хьюз» и «Рейтеон» (развитие ракеты AMRAAM). В мае 2000 года британское министерство обороны объявило о выборе проекта «Метеор». Этому предшествовал целый ряд уточнений и пересмотров условий, тем более что проект привлек и других заказчиков. В 2001 году был составлен межправительственный контракт, в который вошли Великобритания, Испания, Италия, Франция, ФРГ и вернувшаяся в проект Швеция. Головным разработчиком стала образованная незадолго до того многонациональная корпорация MBDA (включившая и бывшую ВАЕ). Контракт был подписан в декабре 2002 года. Субподрядчиками выступили шведская «SAAB Бофос Динамике», германские «Байерн Хими Протак», «Литеф rM6X»,TDW, французская «Талес Эйрборн Системз», испанская «Инмисе Системас» и др. Первый опытный пуск ракеты в воздухе проведен в декабре 2005 года с самолета «Грипен». В ходе разработки использовались решения и схемы, полученные при создании ракет других типов — MICA-RF и «Дстеря/PAAMS. Несмотря на такой задел и солидный состав участников, изначальный срок поступления ракеты на вооружение — 2008 год — выдержать не удалось. Не удалось это сделать и в 2010-м, так что сроки поставки серийных ракет сдвинулись на 2014-2015-й и даже 2018 год.

Ракеты «Метеор» и MICA на парижском авиасалоне в Ле-Бурже. Франция, 2001 год
Европейская ракета Метеор класса воздух — воздух, предназначена для поражения существующих и перспективных воздушных целей за пределами дальности видимости на различных высотах, в том числе — на фоне земли, в любое время суток, со стороны передней или задней полусферы, при активном радиоэлектронном противодействии противника. Идея заключалась в совмещении высокой маршевой скорости, сокращающей время полета до цели, автономной системы наведения с радиокоррекцией на среднем участке траектории и «интеллектуального» самонаведения на конечном участке. Как и любой комплекс управляемого вооружения, «Метеор» применяется в рамках общей системы средств разведки, навигации, управления войсками и оружием и должна быть совместима с имеющимися и перспективными информационно-управляющими системами. Носителями ракеты могут выступать истребители
Всерьез рассматривались возможности выполнения на основе «Метеора» зенитной управляемой и авиационной противорадиолокационной ракет. Маршевая скорость полета более 4 М — приближается к гиперзвуковой — позволила достичь большой дальности пуска (по рекламным заявлениям MBDA — до 150 км) при сокращении времени полета и снижении возможности перехвата ракеты противником.

Испытательный пуск ракеты Meteor с борта многоцелевого шведского истребителя Gripen
Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с расположенными в хвостовой части крестообразными рулями и прямоугольными воздухозаборниками, установленными на корпусе так, что образуют обратное поперечное V. Система наведения — комбинированная. В головной части под обтекателем установлена активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН), позади нее размещен блок командно-инерциальной системы наведения. Программа полета вводится перед пуском. Особенностью системы наведения «Метеор» является наличие канала радиосвязи для коррекции работы командно- инерциальной системы с целью уточнения наведения ракеты или компенсации ошибок инерциальной системы, накапливающихся за время полета (антенна цифрового радиоканала установлена позади обтекателя).
Ракета «Метеор» на Международной авиа и аэрокосмической выставке в Берлине (ILA), 2010 год фото
Сигналы коррекции могут поступать с самолета-носителя или, например, с самолета системы AWACS. Имеется также канал передачи на самолет-носитель телеметрической информации о состоянии систем ракеты. На конечном участке траектории включается в работу ГСН. Самонаведение производится по модифицированной схеме пропорционального наведения. Для обеспечения наведения на цель с любого ракурса и на низколетящую цель (на фоне подстилающей поверхности) ГСН, кроме стандартного режима высокой частоты повторения импульсов, имеет режим средней частоты повторения. Сложные алгоритмы обработки сигнала позволяют ГСН отслеживать и поражать цели в составе группы, «отсекать» пассивные и активные помехи, в том числе — от средств противодействия противника. Управление полетом осуществляется поворотом рулей, снабженных аэродинамическим приводом.

европейская ракета класса воздух-воздух тактико технические характеристики
Европейская ракета Метеор класса воздух — воздух, имеет комбинированную двигательную установку. Маршевым служит прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) с регулируемой по модулю тягой. ПВРД снабжен газогенератором с зарядом твердого тяжелого боросодержащего, обедненного кислородом топлива. Образуемый газ воспламеняется в канале ПВРД, смешиваясь с потоком воздуха увеличенного давления. Регулировка тяги ПВРД достигается изменением площади сечения сопла газогенератора. Для разгона до скорости, необходимой для запуска ПВРД (около 2 М), служит твердотопливный ускоритель, выполненный на основе заряда малодымного смесевого топлива и размещенный в едином корпусе с ПВРД. Осколочно-фугасная боевая часть оснащена контактным и неконтактным взрывателями. Неконтактный радиолокационный взрыватель определяет дальность до цели и обеспечивает подрыв на оптимальном расстоянии для нанесения цели максимального поражения. Его четыре антенны симметрично расположены вокруг головной части. Питание электрической сети ракеты — от термических батарей. Плотная компоновка систем и фактический отказ от крыла способствовали уменьшению габаритов и массы ракеты. Ракета может маневрировать в полете с перегрузками до 10-11g.
toparmy.ru
НЕВСКИЙ БАСТИОН, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН
КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» (MBDA) MEDIUM-RANGE MISSILE METEOR CLASS «AIR-AIR» (MBDA) 12.09.2007 Консорциум MBDA опубликовал пресс-релиз о планах консолидации европейского ракетного рынка. В документе говорится, что компания 31 августа завершила выкуп у концерна ЕАДС и «Талес» оставшейся части акций фирмы «Байерн-Кеми/Протак», которая специализируется на разработке и производстве твердотопливных ракет. 30.09.2010 Агентство по материальному обеспечению ВС Швеции (FMV) подписало с Минобороны Великобритании контракт на поставку управляемых ракет большой дальности класса «воздух-воздух» (BVRAAM – beyond visual range air-to-air missile) «Метеор». В рамках реализации этой программы FMV 8 сентября подписало контракт стоимостью 312 млн швед крон (42,8 млн дол) на проведение работ по интеграции УР «Метеор» на борт истребителей JAS-39C/D «Грипен» версии 20 с компанией «СААБ». Контракт должен быть реализован в течение четырех лет. Ракета должна поступить на вооружение ВВС Швеции в 2015 году. 26.10.2010 ВВС Швеции провели первые испытательные пуски ракет Meteor класса «воздух-воздух» с борта истребителя Saab JAS 39 Gripen, сообщает Jane»s. Испытания состоялись 6 октября 2010 года, однако известно об этом стало только сейчас. Агентство по материальному обеспечению армии (FMV) признало пуски ракет успешными и объявило, что Meteor пополнят номенклатуру вооружений шведских истребителей до конца 2013 года, на год раньше изначально запланированного срока. Следует отметить, что испытания ракет Meteor совместно с Gripen проводились и ранее, однако их целью была общая оценка взаимодействия нового оружия с бортовыми системами самолета. Новая серия испытаний проводится в рамках программы принятия ракеты на вооружение. Производством и поставкой Meteor занимается британское подразделение французской компании MBDA. В конце сентября FMV заключило с министерством обороны Великобритании контракт на поставку новых ракет. Сумма сделки и количественные параметры контракта пока неизвестны. Ранее контракты на поставку Meteor заключили министерства обороны Великобритании и Испании. Ракета Meteor оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем с изменяемой мощностью тяги. По данным MBDA, ракета является устойчивой к радиоэлектронному противодействию. Meteor предназначена для поражения воздушных целей за пределами прямой видимости, обладает дальностью полета более ста километров и способна развивать скорость до четырех чисел Маха (около 4,6 тысячи километров в час). Как ожидается, Meteor, помимо Gripen, пополнит номенклатуру вооружений истребителей Eurofighter Typhoon, Dassault Rafale и Lockheed Martin F-35 Lightning II. 20.06.2013 Компания MBDA объявила о подписании контракта на поставку Вооруженным силам Германии управляемых ракет большой дальности класса «воздух-воздух» «Метеор». 22.12.2013 Шведская компания Saab получила контракт стоимостью 29,8 млн долл США для начала интеграции новейших ракет класса «воздух-воздух» типа Meteor производства компании MBDA на истртебителиGripen-E, сообщает UPI 18 декабря. 05.02.2015 05.05.2015 21.09.2015 04.03.2016 12.07.2016 МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ 22.04.2017 27.04.2017 ИСТРЕБИТЕЛЬ LOCKHEED MARTIN F-35 LIGHTNING II 05.09.2017 МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ ИСТРЕБИТЕЛЬ LOCKHEED MARTIN F-35 LIGHTNING II МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ LCA TEJAS (ИНДИЯ) МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ EF-2000 TYPHOON 11.06.2019 МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ
MBDA Meteor — управляемая ракета класса «воздух-воздух» большой дальности, с активной радиолокационной ГСН. Ракета оснащается маршевым прямоточным воздушно-реактивным двигателем. ХАРАКТЕРИСТИКИ Дальность полета: 100 км Источники: modern.sawame.ru, ru.wikipedia.org, rbase.new-factoria.ru и др. |
nevskii-bastion.ru
«Meteor» и господство в воздухе: в погоне за «Сайлентом»
До недавних пор было известно, что европейская ракетная промышленность не проявляла особого интереса к работам над ракетой «воздух-воздух» большой дальности. Пределом мечтаний для объединённых ВВС НАТО являлись преимущественно ракеты средней и малой дальностей, такие как итальянская IDRA Aspide Mk2 (50 км), французская MICA (60 км), английская Skyflash (порядка 50 км).
Первая и последняя были разработаны на базе всем известной ракеты AIM-7 «Sperrow» и не отличались особыми преимуществами перед глубоко модернизированными американскими «Спэроу» модификации AIM-7M, поскольку оснащались подобной ПАРГСН (без возможности использования концепции «выстрелил-забыл») и нуждающейся в постоянном подсвете цели БРЛС, а их дальность была даже меньшей, чем у AIM-7M с новым, более мощным двигателем и более чувствительной ПАРГСН.
И только лишь совершенная ракета MICA, а также Magic-2 и AIM-132 ASRAAM (ракета ближнего боя) продолжали удовлетворять потребностям ВВС европейских государств, которые продолжали возрастать с каждым.
Позже в США появился качественно новый многоцелевой истребитель поколения 4++ F-15SE «Silent Eagle», который благодаря своей РЛС с АФАР AN/APG-63V3, а также конструктивно заложенным скоростным возможностям, стал лучшим дальним перехватчиком для завоевания превосходства в воздухе, вырвавшись далеко вперед от европейских истребителей. Одновременно с появлением «Сайлента» были разработаны и модификации ракет AIM-120С-7 и С-8 с дальностью 120 и 180 км соответственно.
В России также велись разработки по усовершенствованию ракет большой дальности, что привело появлению Р-37 с рекордными 280 км, РВВ-БД (для истребителя ПАК-ФА) и опытных образцов дальнобойной модификации ракеты РВВ-АЕ, получившей название Р-77ПД, которая оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем, сохранив решётчатые аэродинамические рули, как и исходная ракета. На данный момент Россия продолжает лидировать в области авиационного вооружения «воздух-воздух».
Перед европейскими корпорациями была поставлена нелёгкая задача по созданию изделия с лётно-боевыми характеристиками, подобными лучшим мировым образцам. Требовалась ракета дальнего воздушного боя, которая способна поддерживать высокие лётные характеристики на протяжении всего радиуса действия, первые проектные «зарисовки» появились ещё в 1994 году, и 23 декабря 2002 года был дан старт проекту под названием «Meteor», разработка которого началась в английской компании MBDA, к которой также присоединились Bayern-Chemie Protac, Inmize, LiteF GmbН и Saab Bofors Dynamics.
До окончания проектных работ прошло около 10 лет, и начиная с 2012 года начались испытательные полёты новой дальнобойной ракеты.
Разрабатывая «Метеор», MBDA, для удовлетворения потребностей ВВС ведущих европейских стран, отдала предпочтение российской концепции ракеты РВВ-АЕ-ПД, оснастив её подобной силовой установкой, состоящей из мощного стартового ускорителя, разгоняющего ракету до скорости более 1900 км/ч, и маршевого ПВРД, который позволяет ракете достигать скорости 4750 км/ч и автоматически регулировать тягу и соответственно расход борсодержащего топлива в зависимости от высоты траектории ракеты.
В камеру сгорания, изготовленную из жаропрочной стали, воздушный поток попадает через два скошенных внутрь воздухозаборника, а тяга регулируется клапаном газогенератора, установленного перед ней и также выполнен из огнеупорной стали. Двигатель разрабатывается немецкой «Bayern-Chemie Protac.». Ракета управляется при помощи задних аэродинамических рулей большой площади, представленных крестообразным оперением.
Российская Р-77ПД – наше изделие с ПВРД, в отличии от «Метеора» ракета более сбалансирована и имеет 4 крестообразно расположенных воздухозаборника
Наведение ракеты на цель, как и у большинства перспективных ракет, 2-х этапное: инерциальное с радиокоррекцией (на маршевом участке полёта) и активное радиолокационное – на конечном. Учитывая, что АРГСН была разработана на основе АРГСН AD4A ракеты MICA, а также ЗУР семейства Aster, она обладает высокими помехозащитными качествами, а также работая на частоте 10-20 ГГц с длиной волны 1,6-2,5 см (сантиметровый J-диапазон), придаёт ракете «Метеор» точности, даже большей, чем у американских ракет AIM-120, работающих в X-диапазоне. В будущем это может позволить применять «Метеор» в качестве дальней ракеты-перехватчика воздушного базирования в системе ПРО.
Ракета допускает весьма большие собственные перегрузки до 35 ед., и цели,- до 11 ед., немного не дотягивая до нашей Р-77 (решётчатые рули делают своё дело на «пять»), но не уступая американской «АМРААМ». Но это только на средних дальностях. При дальностях боя свыше 100-120 км, ракета «Метеор» с «долгоиграющим» ПВРД, может поддерживать скорости от 1,5 до 2М, не теряя маневренности даже тогда, когда американская ракета AIM-120C-7 со стандартным твердотопливным ракетным двигателем полностью потеряет инерцию и скорость, и не сможет угнаться и «перекрутить» маневрирующую цель.
Такая же ситуация, как с американской ракетой, и с нашей обычной Р-77, что также остро прослеживается в наших ВВС, работы по прямоточной Р-77ПД или хотя бы по дальнобойной Р-77М для фронтовой авиации ведутся просто «черепашиными» темпами, и только комплекс вооружения для Т-50 ПАК-ФА подогревает данные работы.
Говоря об возможностях радиокоррекции ракеты «Метеор», то как и у всех ракет с активными ГСН, целеуказание может производиться от какого угодно натовского средства наведения: от корабельных МРЛС «EMPAR», «APAR», работающих в S and X- диапазоне, самолётов ДРЛО E-2D, E-3D, БРЛС тактической авиации НАТО, объединённой в тактическую сеть Link-16 или JTIDS независимо от того, является целеуказатель носителем, или нет.
То есть, например, Mirage-2000-5, оснащённый слабой БРЛС RDM (дальность обнаружения истребителя 85км), может запустить «Метеор» по небольшой ВЦ, находящейся в 130 км (получив данные либо от самолёта системы «AWACS», либо корабля с системой «Иджис» с более мощными РЛС), дальше командное управление на себя возьмёт AN/APY-2, либо AN/SPY-1, а в конце ракета сама «захватит» и поразит цель, это один из многих примеров тактической увязки посредствам Link-16. Подобные возможности используются и в связках «А-50У – МиГ-31БМ – Су-30СМ – Су-27» применительно к ракетам Р-37 и Р-77.
AIM-120B, обладая сходной с «Метеор» массой и габаритами имеет значительно большую степень замедления и предельной эффективной дальности
Важнейшим недостатком ракет с ПВРД является их длительная заметность в ИК-канале визирования, благодаря чему они могут легко обнаруживаться и сопровождаться оптико-электронными прицельными системами самолётов А-50У, МиГ-35 и F-35, что подталкивает на дальнейшие работы по конструктивному уменьшению ИК-сигнатуры сопла и камеры сгорания.
Многоцелевой истребитель ВВС Франции «Рафаль» имеет максимальную скорость около 1950 км/ч, в то время, как у американского F-15SE она равна 2600 км/ч, характеристики ракеты «воздух-воздух» Meteor полностью ликвидирует скоростные возможности перехвата французского самолёта перед заокеанским «Сайлент Иглом»
Но, принимая во внимание даже этот весомый факт, компания MBDA и все заказчики ракеты (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания и Швеция) добились своих стремлений в получении технической независимости от американских разработок, получив «перехватчик», способный осуществлять перехват скоростных целей на больших дальностях вдогон, даже при низковысотном пуске.
Ракета имеет высокую степень унификации со всеми европейскими истребителями, и даже американским F-35A, что позволит и в долгосрочной перспективе не уступать заокеанскому «Раптору» и F-15SE в вопросах дальнего перехвата, когда среднее число максимальной скорости европейской тактической авиации не более 2000 км/ч, а также подтолкнёт развитие программ гиперзвуковых истребителей 6-го поколения.
/Евгений Даманцев/
army-news.ru
В чем разница между Ракетой, Кометой и Метеором? — водный транспорт — Каталог статей
Недавно мой френд kot_or_osl писал про Ростислава Алексеева. Хороший пост, хорошие экранопланы. Но задал я тогда вопрос, ответ на который был заведомо неверный… «В чем же разница между Ракетой, Кометой и Метеором?» — Спросил я… И наступила тишина. Решил я разобраться — и вот результат поверхностного знакомства, благо времени много, а моделить все равно не получается… Итак:1. РАКЕТА
Речной теплоход на подводных крыльях. Выпуск начался в 1957 году и продолжался до конца 70-х. Выпущено было около 400 машин. Отличительной особенностью «Ракет» стала открытая площадка на корме, куда свободно пускали пассажиров. Более нигде такой площадки не было…
Конечно, разработана «ракета» была в КБ Алексеева. И, кстати, мы стали называть «ракетой» любой корабль на подводных крыльях. Да, да — получилось что-то типа ксерокса. Только советское 🙂 Кстати — крейсерская скорость «Ракеты» (не путать с максимальной паспортной! Об этом ниже!) составляет 70 км/ч.
2. МЕТЕОР
«Метеоры» строились с 1961 по 1991 г. В отличии от «Комет» использовались они для речных круизов, а по сравнению с «Ракетой» имели большую скорость и вместимость. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. Крейсерскяа скорость «Метеора» — 90 км/ч, максимальная — 120 км/ч. Вообще не путаем – согласно ГОСТам максимальной скоростью теплоходов такого класса считается скорость отрыва от воды, то есть «выхода на крыло». И она колеблется от 50 до 80 км/ч, хотя крейсерская скорость значительно выше.
Использовались, да и до сих пор используются круизные версии этих теплоходов. Их отличает повышенная комфортность. Вот примеры таких «Метеоров»:
Интересно, что первым капитаном СПК «Метеор» стал прославленный лётчик, Герой Советского Союза, Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.
3. КОМЕТА
«Комета» — морская версия «Метеора». Проект разработан в 1961 году. Серийно производились в 1964—1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе «Море» (всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт) и в 1962—1992 годах на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов). Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись ленинградским заводом Звезда.
4. ВОСХОД
«Восход» — название типа судов, создававшихся для замены более старых типов — «Ракет» и «Метеоров». Головное судно серии было построено в 1973 году. Строились «Восходы» на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Лениградским заводом «Звезда» и заводом «Барнаултрансмаш». В общей сложности к началу девяностых годов было построено более 150 «Восходов». В девяностых годах производство «Восходов» практически остановилось в связи с тяжёлым положением завода-производителя. Кроме СССР «Восходы» поставлялись ещё в восемнадцать других стран, в частности, в Канаду, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Австрию, Венгрию, Болгарию, Таиланд, Турцию.
Что интересно — в Нидерландах «Восходы» курсируют между Амстердамом и Велсеном. Поездка занимает полчаса. Эта переправа интегрирована с системой междугородных автобусов (фирма Connexxion является оператором общественного транспорта, в первую очередь — автобусов), она даже имеет свой номер — маршрут № 419, однако в целях рекламы Connexxion называет эту переправу Fast Flying Ferries.
5. ПОЛЕСЬЕ
«Полесье» — тип пассажирского судна для неглубоких водоёмов, предназначенный для скоростных пассажирских перевозок в светлое время суток с продолжительностью рейса до 8 часов. Корпус выполнен из алюминиево-магниево сплава. Крыльевое устройство состоит из носового и кормового крыльев. Переднее крыло имеет стреловидную в плане форму. Разработчиком судна КБ Р.Алексеева не является.
6. БУРЕВЕСТНИК
«Буревестник» — одно из самых красивых судов серии СПК, являющееся настоящим шедевром инженерной мысли, обладающее фантастическим обликом и скоростью. «Буревестник» словно прилетел из будущего. Это газотурбоход разработки ЦКБ СПК Р.Алексеева, г.Горький. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных из гражданской авиации (с Ил-18). Эксплуатировался c 1964 г. до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький.
7. СПУТНИК
«Спу́тник» — советское речное судно на подводных крыльях. Не был запущен в серию, единственный опытный экземпляр изготовлен в 1961 году, проработал около 4 лет, после чего был списан и установлен на постаменте в Тольятти. Автором проекта являлся известный советский конструктор судов на подводных крыльях Ростислав Алексеев.
Сначала он эксплуатировался на линии Горький — Тольятти. В 1965 году его перевели на линию Куйбышев — Казань. Объяснением для перевода стал факт глубокой осадки судна, что не позволяло эффективно использовать его в верховьях Волги. Однако эту навигацию судно уже не закончило, в Тольятти оно проходило всего три месяца. 4 двигателя потребляли очень много горючего и эксплуатация его оказалась крайне убыточной. Кроме того, от четырёх работающих дизелей исходила сильная вибрация, приводившая к частым поломкам.
В одном из рейсов судно столкнулось с топляком, после чего несколько лет простояло в судоремонтном заводе. Серьёзно пострадал один из двигателей, а на покупку нового средств не было. Судно оставалось на плаву, но потеряло ход и не поднималось на крыло. Предлагалось разрезать его на металлолом, но было принято другое решение. Судно установили на постаменте на набережной в Тольятти.
8. ЧАЙКА
Теплоход «Чайка» предназначен для речных скоростных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 400 км.
Вот такое получилось краткое исследование. И ведь это далеко не все, мы не затронули очень много типов.
Я просто приведу тут фотографии…
ЛАСТОЧКА
КАТРАН
ЦИКЛОН
ТАЙФУН
И НА ЗАКУСКУ — ЗАРЯ.
Я не могу не описать его, хотя крыльев там нет.
Пассажирский глиссер. Теплоходы «Заря» — серия советских пассажирских скоростных глиссирующих речных судов с водомётным движителем для перевозки пассажиров и их багажа по малым рекам в светлое время суток. Вместимость 60-86 пассажиров, экипаж — 2-3 человека. Скорость движения 40-45 км/ч.
logistic.clan.su
Судно на подводных крыльях «Метеор-193»: techmonuments — LiveJournal

«Метеор-193» был построен на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького в 1984 году. Экспортный вариант, построенный для продажи в Бразилию. Был оснащён чехословакими авиационными креслами. Проработал в Казани до 1997 года, принадлежал Волжскому объединённому речному пароходству, а позднее — компании «Татфлот», и в 2004 году был установлен в качестве памятника перед Казанским речным техникумом имени Михаила Девятаева в честь столетия этого учебного заведения.
Адрес и координаты объекта: Казань, ул. Несмелова, 7, Казанский речной техникум (ныне — Казанский филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»). Памятник на Викимапии.
Фотографии памятника датированы августом 2011 года.
История создания
Судно на подводных крыльях «Метеор» — второй крылатый пассажирский теплоход, разработанный конструктором Ростиславом Алексеевым в 1959 году. История создания этих судов берёт своё начало в начале 1940-х, когда ещё студентом Алексеев заинтересовался темой и защитил дипломный проект на тему «Глиссер на подводных крыльях». В те годы конструкция не привлекла внимание высшего руководства военно-морского флота, но заинтересовала главного конструктора завода «Красное Сормово», на котором во время войны Алексеев работал мастером-испытателем танков. Алексееву выделили небольшое помещение, обозначив его как «гидролаборатория», и разрешили три часа в день посвящать любимой теме. Начались разработка и испытания моделей катеров на подводных крыльях, поиски оптимальной конструкции. В 1945 году на катере А-5 собственной конструкции Алексеев своим ходом дошёл до Москвы, чем, наконец, привлёк внимание военных и получил задание на оснащение подводными крыльями торпедного катера 123К, которое с успехом выполнил (отработав очередную модернизацию своего ноу-хау на катере А-7 и попутно ознакомившись с конструкцией трофейного немецкого СПК TS-6) и получил за него в 1951 году Сталинскую премию.Ростислав Алексеев:

Параллельно этому конструктор разработал проект первого речного пассажирского судна на подводных крыльях «Ракета». Но с воплощением проекта в жизнь всё оказалось не так просто: инженеру пришлось годами обивать пороги министерств, бороться с чиновничьими инертностью, консерватизмом, скепсисом, выбивать финансирование… Реальная работа над «Ракетой» началась только зимой 1956 года, а спущен на воду теплоход был в 1957 году. С большим успехом прошла его демонстрация на Всемирном фестивале молодежи и студентов, затем в течение года шла опытная эксплуатация «Ракеты» на линии Горький–Казань, а с 1959 года судно пошло в серию. Свершилась революция в перевозках пассажиров по реке: крылатый теплоход был почти впятеро быстрее обычного водоизмещающего.Первая «Ракета» на Волге, 1958 г. (фото из коллекции Денверского Университета):

Вслед за успешной «Ракетой» появился «Метеор» — судно крупнее, вдвое вместительнее и быстрее первенца, да ещё и способное справиться с большей по высоте волной. Оно брало на борт до 120 пассажиров и могло развить скорость до 100 км/ч (реальная эксплуатационная скорость была всё-таки ниже — 60–70 км/ч). Первый «Метеор» осенью 1959 года сходил в испытательный рейс из Горького в Феодосию, а в 1960 году был представлен в Москве руководству страны и общественности в качестве экспоната выставки речного флота.Эскизы Р. Алексеева (из книги «От замысла к воплощению»):

Головное судно серии (фото из архива Е.К. Сидорова):

С 1961 года «Метеор» пошёл в серию. «Метеор-2» был спущен на воду в сентябре 1961 года, а 7 мая 1962 года, в канун Дня Победы, ведомый легендарным летчиком, Героем Советского Союза Михаилом Петровичем Девятаевым, покинул акваторию Зеленодольского судостроительного завода им. А.М. Горького, где строили эти суда. Приписан он был к Казанскому речному порту. Следующий «Метеор» ушёл в Москву, следующие — в Ленинград, Волгоград, Ростов-на-Дону… За несколько лет суда серии распространились по рекам и водохранилищам всего Советского Союза.«Метеор-47» на канале им. Москвы (фото из проспекта «Канал имени Москвы»):

«Метеор-59» на Волге (фото из архива В.И. Полякова).
Сухогруз «Партизанская слава» доставляет «Метеор-103» в Комсомольк-на-Амуре с Чёрного моря (фото из журнала «Морской флот»:
Всего с 1961 по 1991 год было построено почти 400 судов, и распространились они не только по всему СССР, но и по миру: «Метеоры» работали в Югославии, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Нидерландах, Германии.
Венгерский «Solyom» компании Mahart Magyar Hajozasi RT, ходивиший из Будапешта в Вену, на Дунае (фото из рекламного буклета):
«Rheinblitz», Голландия. Работал на линии Rotterdam – Wal & Lek:
Польский «Bosman Express», бывший немецкий «Flying Dutchman»:
Словацкий «Мeteor V Bratislava» (фото Jerzy Kociatkiewicz):
С приходом экономики Союза в упадок и наступлением эры рынка скоростные перевозки пассажиров по рекам стали массово сокращаться и закрываться: нерентабельно. Государственные субсидии сошли на нет, топливо, масло, запчасти стали дорогими, да и пассажиропоток оскудел: многие пассажиры обзавелись личным транспортом, опустели деревни, которые крылатые теплоходы связывали с городами, появились конкуренция со стороны автобусных маршрутов. В итоге за несколько лет многие суда на подводных крыльях порезали на металлолом. Некоторым советским «Метеорам» повезло больше, они не попали «под нож», а были проданы за рубеж, и теперь трудятся в Китае, Вьетнаме, Греции, Румынии.
Греческий «Falcon I»Греция — бывший украинский «Метеор-19»:
Вьетнамский «Greenlines 9», бывший украинский «Метеор-27»:
«Chang Xiang 1», Китай:
«Метеор-43» уехал в Румынию и переимновался в «Amiral-1»:
В России же сейчас работает лишь несколько десятков «Метеоров»: основная часть — на туристических маршрутах в Санкт-Петербурге и Карелии, несколько штук ещё возят пассажиров по Волге (в Казани, Ярославле и Рыбинске), десятка c полтора в сумме наберётся на северных реках.
Серийный выпуск «Метеоров» прекратился в 1991 году, но со стапелей Зеленодольского судостроительного завода сошло ещё несколько теплоходов. В частности, в 2001 и 2006 году были построены два «Метеора» для ОАО «Северречфлот» . Кроме того, в нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с немецкими двигателями Deutz и кондиционерами, и несколько таких судов было продано в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» была окончательно демонтирована, а им на смену пришли глиссирующие суда проекта проекта А145.Китайский «Chang Jiang 1» проекта «Метеор-2000»:

А вот судьба красноярского «Метеора-235» сложилась необычно: с 1994 по 2005 годы он отслужил в Енисейском речном пароходстве, после чего был продан, а ещё через несколько лет, снова сменив хозяев, был модернизирован на Красноярском судоремонтном заводе по проекту 342Э/310, превратился в яхту-люкс и был перекрещён в «Верный»; по слухам, это был личный «Метеор» губернатора Красноярского края. Его легко узнать по футуристичному облику и сомнительной эстетической ценности внутренней отделке с обилием шкур «под леопарда».





Конструкция и технические характеристики
«Метеор-193» — судно проекта 342Э, разработанного ЦКБ по СПК (главный конструктор — Ростислав Алексеев) в 1959 году и выпущенное Зеленодольским судостроительным заводом им. А.М. Горького. Тип —двухвинтовой пассажирский теплоход на подводных крыльях. Длина корпуса — 34,6 метра, ширина (по размаху конструкции подводных крыльев) — 9,5 метра. Осадка на плаву — 2,35 метра, при ходе на крыльях — около 1,2 метра. Водоизмещение с полным грузом — 53,4 тонны. Эксплуатационная скорость — 65 км/ч (рекорд — 108 км/ч). Дальность плавания (без пополнения запасов топлива) — 600 км.

У «Метеора» — три пассажирских салона: в носовой, средней и кормовой частях судна. Общая пассажировместимость — 124 человека.
Носовой салон (фото Дмитрия Щукина):
Средний салон (фото Владимира Буракшаева):

Между средним и кормовым салоном есть небольшая полутокрытая (прогулочная) палуба.
Прогулочная палуба (фото Владимира Буракшаева):
Посты управления судном расположены в ходовой рубке, утопленной в полунадстройку в носовой части теплохода.
Ходовая рубка (фото Алексея Петрова):
В качестве главных двигателей установлены два V-образных 12-цилиндровых турбодизеля типа М-400 (версия авиационного дизеля М-40, конвертированная в судовой) мощностью по 1000 л.с. каждый. Они вращают два пятилопастных гребных винта диаметром 710 мм, которые и приводят теплоход в движение.
Машинное отделение (фото Алексея Петрова):
Под корпусом «Метеора» расположено крыльевое устройство — носовое и кормовое несущие крылья и два гидропланирующих подкрылка, закрепленных на стойках носового крыла. Подкрылки помогают судну при «выходе на крыло», а на ходу не дают ему вернуться в водоизмещающий режим, скользя по поверхности воды.
Принцип их действия крыльев «Метеора» — такой же, что и у крыла самолёта: подъемная сила возникает за счёт возникновения избыточного давления под профилем крыла и зоны разрежённости выше его. С ростом скорости разница давлений «выталкивает» судно вверх, корпус переходит из водоизмещающего положения в надводное, отчего существенно уменьшается площадь контакта с водой и её сопротивление, что позволяет развивать большую скорость.

В крыльевом устройстве «Метеора» используется эффект малопогруженного подводного крыла, известный также, как «эффект Алексеева». Алексеев в результате своих исследований получил такие гидродинамические характеристики подводного крыла, при которых оно, поднимаясь к поверхности воды, постепенно теряет подъемную силу из-за подтормаживания частиц жидкости в зоне, близкой к границе сред. Благодаря тому, что на определённой глубине подъёмная сила крыла приближается к нулю, оно не выскакивает из воды.***
P.S. Если уважаемые участники обнаружат какие-то неточности, пожалуйста, сообщите об этом.
techmonuments.livejournal.com
Meteor выходит на старт | Warspot.ru
28 апреля на сайте ведущего европейского разработчика ракетных систем корпорации MBDA был опубликован пресс-релиз, сообщающий о проведённых во Франции успешных испытаниях ракеты большой дальности класса «воздух-воздух». Испытания проводили команды Министерства обороны Франции, авиастроительной группы Dassault Aviation (производитель истребителя Rafale) и компании-разработчика ракеты. Тестовый пуск ракеты Meteor был осуществлён с борта французского истребителя Rafale над полигоном Cazaux Flight Test Centre, расположенном на юго-западе страны. Ракета успешно проследовала по заданному маршруту и уничтожила воздушную цель над другим полигоном – DGA Essais de Missiles в окрестностях Бордо. Являясь частью многолетней программы исследований, испытания стали важным этапом интеграции ракеты в систему вооружений истребителя Rafale.
Старт ракеты Meteor на тестовых испытанияхdefence.pk
Ракета Meteor с прямоточным реактивным двигателем и системой самонаведения предназначена для поражения высокоманёвренных целей на большом расстоянии и относится к вооружениям класса Fire-and-Forget. Французский истребитель Rafale благодаря установленному на его борту радару с активной фазированной решёткой способен обнаруживать и атаковать с дальней дистанции воздушные цели на безопасном для себя расстоянии. Как сообщается, истребители Rafale ВВС и ВМС Франции будут комплектоваться ракетами Meteor начиная с 2018 года. В настоящее время истребители имеют на вооружении французские ракеты средней дальности класса «воздух-воздух» Magic II и MICA, пригодные для ведения боя на малых и средних дистанциях (до 50 км).
Разработчиком ракеты Meteor является транснациональная корпорация MBDA, насчитывающая более десяти тысяч сотрудников и имеющая предприятия в нескольких странах Европы, а также на территории США. MBDA была создана в 2001 году тремя европейскими компаниями-лидерами в области авиации и оборонных технологий (Airbus Group, BAE Systems и Finmeccanica) с целью объединения финансовых, проектных и промышленных ресурсов для создания новейших образцов ракетных вооружений. Руководство корпорации придаёт большое значение активизации инновационной деятельности и скорейшему внедрению технических новшеств. Генеральный директор MBDA Антуан Бувье сформулировал эти цели следующим образом: «Будущее нашего прогресса будет идти по трём направлениям: инновации, операционная эффективность и европейская интеграция».
Ракета Meteor, установленная под фюзеляжем истребителяmbda-systems.com
Разработку ракеты Meteor компания начала в 2002 году, взяв за основу наиболее перспективные проекты национальных оборонных программ европейских государств (в частности, Великобритании и Германии). Разработчики поставили цель создать мощное и эффективное оружие, способное поражать любые воздушные цели (включая малые БПЛА и высокоскоростные крылатые ракеты) на дальних дистанциях (более 100 км). Meteor имеет 3,7 м в длину, около 0,2 м в диаметре и весит 190 кг. Прямоточный двигатель разгоняет ракету до скорости более 4М, что делает её перехват трудновыполнимой задачей. Ближайшими аналогами ракеты Meteor и её прямыми конкурентами на международном рынке вооружений являются ракеты PL-12 (Китай), Astra (Индия) и AIM-120 (США).
По замыслу производителя, Meteor должен стать основным видом ракетного вооружения класса «воздух-воздух» общеевропейского истребителя Eurofighter. В 2003 году первый демонстрационный образец ракеты был успешно испытан вместе с истребителем Eurofighter Typhoon, а в 2004 году – с истребителями Rafale и Gripen. Кроме того, в планы корпорации MBDA входит интеграция ракет Meteor в систему вооружений истребителя Lockheed Martin F-35 Lightning II Block 4. В период с 2007 по 2013 год разработчик провёл ряд успешных тестовых испытаний с целью совершенствования отдельных параметров и характеристик ракеты.
Ракета Meteor на выставкеsldinfo.com
warspot.ru