Авиационная ракета большой дальности Meteor

]]>]]>Ракета (см. ]]>схему]]>), выполнена по нормальной аэродинамической схеме и отличается большим значением поперечного V-крыла (составляет 45°). Для аэродинамического управления и стабилизации используется крестообразное хвостовое оперение.

Двигательная установка комбинированная с интегральной компоновкой, состоит из маршевого прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) с регулируемой по модулю тягой и стартового ускорителя, которые размещаются в едином корпусе. Стартовый ускоритель оснащен зарядом малодымного смесевого топлива и после отделения ракеты от самолета-носителя обеспечивает ее разгон до скорости запуска маршевого ПВРД.

Заряд газогенератора маршевого ПВРД выполнен на основе тяжелого борсодержащего топлива с объёмной теплотой сгорания более 5х104МДж/м3. Расход и состав генерируемого газа  может  изменяться в достаточно широких пределах в соответствии с условиями полета и режимом работы прямоточного контура для всех условий боевого применения ракеты. Глубина регулирования расхода генерируемого газа ПВРД составляет более 10:1 и обеспечивается специальным клапаном в сопле газогенератора.

Камера сгорания и газогенератор двигателя изготовлены из жаропрочной стали. Воздухозаборники, расположенные на внешней стороне корпуса ракеты, изготовлены из титана. Двигатель разработан фирмой Bayern-Chemie Protac.

Использование ПВРД обеспечивает увеличение среднетраекторной скорости полета ракеты и дальности стрельбы. По рекламным материалам максимальная дальность полета ракеты достигает 150км.

Боевая часть осколочно-фугасная массой 25кг, оснащается радиолокационным неконтактным и контактным взрывателями. Взрыватель имеет четыре антенны, расположенные в носовой части, и при обнаружении цели обеспечивает подрыв БЧ на  расстоянии оптимальном для нанесения максимального повреждения. Взрыватель разработан шведской компанией Saab Bofors Dynamics

Для управления ракетой используется комбинированная система управления: командно-инерциальная система на начальном участке траектории и система самонаведения на конечном участке.

]]>]]>Ракета оснащается каналом двусторонней асинхронной линии передачи данных данных и способна принимать команды управления от самолета-носителя и взаимодействующих авиационных средств, включая самолеты системы AWACS. Передача этих команд корректирует ракету, обновляя информацию о положении цели, компенсирует ошибки прицеливания, а также дрейф инерциальной системы управления, возрастающий с течением времени. По обратному каналу передачи данных в реальном масштабе времени на носитель поступает  телеметрическая информация от бортовых систем ракеты.

Ракета Meteor оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения, которая разработана на основе технологий, применяемых на ракетах ]]>Aster]]> и ]]>MICA]]>. Для выполнения требований по всеракурсному применению и поражению низколетящих целей в дополнение к стандартному режиму высокой частоты повторения в АРГС ракеты дополнительно введен режим средней частоты повторения. Благодаря использованию сложных алгоритмов  обработки сигнала Meteor может отслеживать и поражать цели в составе группы, а также в условиях сильных помех и применения контрмер.  Для решения задачи вывода ракеты в район цели и наведения на конечном участке траектории используется модифицированный метод пропорционального наведения.

В соответствии с концепцией Integrated Logistics Support УР Meteor поставляется заказчику в специальном контейнере, оснащенном системой диагоностики, и в процессе хранения не требует специального контрольно-поверочного оборудования. При обнаружении неисправности ракета в контейнере возвращается на завод-изготовитель.

rbase.new-factoria.ru

Европейская ракета Метеор класса воздух — воздух фото

Европейская ракета Метеор класса воздух — воздух, большой дальности можно отнести к числу наиболее амбициозных и длительных европейских проектов авиационного вооружения. То, что борьба за господство в воздухе начинается с самых больших дальностей, не новость. Это относится и к воздушному бою, начинающемуся задолго до рубежа прямой видимости целей. «Метеор» — попытка решить задачу борьбы с одиночными и групповыми воздушными целями на больших дальностях максимально быстро, в сложной обстановке, в условиях активного противодействия, различными типами истребителей.

Ракета Meteor воздушного боя большой дальности

В 1984 году шведская SAAB начала разработку сверхзвуковой ракеты воздушного боя большой и средней дальности Rb74. Интерес к проекту со стороны шведских ВВС вскоре угас — возможно, по финансовым причинам, но новая ракета заинтересовала британскую компанию ВАЕ. Британские ВВС искали перспективную замену ракете «Скайфлэш», и в 1995 году был объявлен конкурс на разработку ракеты BVRAAM (Beyond Visual Range Air to Air Missile — класса «воздух — воздух» для действия за пределами дальности прямой видимости).

Основными соперниками выступили проект «Метеор» компании ВАЕ (MBD) и FMRAAM компаний «Хьюз» и «Рейтеон» (развитие ракеты AMRAAM). В мае 2000 года британское министерство обороны объявило о выборе проекта «Метеор». Этому предшествовал целый ряд уточнений и пересмотров условий, тем более что проект привлек и других заказчиков. В 2001 году был составлен межправительственный контракт, в который вошли Великобритания, Испания, Италия, Франция, ФРГ и вернувшаяся в проект Швеция. Головным разработчиком стала образованная незадолго до того многонациональная корпорация MBDA (включившая и бывшую ВАЕ). Контракт был подписан в декабре 2002 года. Субподрядчиками выступили шведская «SAAB Бофос Динамике», германские «Байерн Хими Протак», «Литеф rM6X»,TDW, французская «Талес Эйрборн Системз», испанская «Инмисе Системас» и др. Первый опытный пуск ракеты в воздухе проведен в декабре 2005 года с самолета «Грипен». В ходе разработки использовались решения и схемы, полученные при создании ракет других типов — MICA-RF и «Дстеря/PAAMS. Несмотря на такой задел и солидный состав участников, изначальный срок поступления ракеты на вооружение — 2008 год — выдержать не удалось. Не удалось это сделать и в 2010-м, так что сроки поставки серийных ракет сдвинулись на 2014-2015-й и даже 2018 год.

Ракеты «Метеор» и MICA на парижском авиасалоне в Ле-Бурже. Франция, 2001 год

Европейская ракета Метеор класса воздух — воздух, предназначена для поражения существующих и перспективных воздушных целей за пределами дальности видимости на различных высотах, в том числе — на фоне земли, в любое время суток, со стороны передней или задней полусферы, при активном радиоэлектронном противодействии противника. Идея заключалась в совмещении высокой маршевой скорости, сокращающей время полета до цели, автономной системы наведения с радиокоррекцией на среднем участке траектории и «интеллектуального» самонаведения на конечном участке. Как и любой комплекс управляемого вооружения, «Метеор» применяется в рамках общей системы средств разведки, навигации, управления войсками и оружием и должна быть совместима с имеющимися и перспективными информационно-управляющими системами. Носителями ракеты могут выступать истребители

Всерьез рассматривались возможности выполнения на основе «Метеора» зенитной управляемой и авиационной противорадиолокационной ракет. Маршевая скорость полета более 4 М — приближается к гиперзвуковой — позволила достичь большой дальности пуска (по рекламным заявлениям MBDA — до 150 км) при сокращении времени полета и снижении возможности перехвата ракеты противником.

Испытательный пуск ракеты Meteor с борта многоцелевого шведского истребителя Gripen

Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с расположенными в хвостовой части крестообразными рулями и прямоугольными воздухозаборниками, установленными на корпусе так, что образуют обратное поперечное V. Система наведения — комбинированная. В головной части под обтекателем установлена активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН), позади нее размещен блок командно-инерциальной системы наведения. Программа полета вводится перед пуском. Особенностью системы наведения «Метеор» является наличие канала радиосвязи для коррекции работы командно- инерциальной системы с целью уточнения наведения ракеты или компенсации ошибок инерциальной системы, накапливающихся за время полета (антенна цифрового радиоканала установлена позади обтекателя).

Ракета «Метеор» на Международной авиа и аэрокосмической выставке в Берлине (ILA), 2010 год фото

Сигналы коррекции могут поступать с самолета-носителя или, например, с самолета системы AWACS. Имеется также канал передачи на самолет-носитель телеметрической информации о состоянии систем ракеты. На конечном участке траектории включается в работу ГСН. Самонаведение производится по модифицированной схеме пропорционального наведения. Для обеспечения наведения на цель с любого ракурса и на низколетящую цель (на фоне подстилающей поверхности) ГСН, кроме стандартного режима высокой частоты повторения импульсов, имеет режим средней частоты повторения. Сложные алгоритмы обработки сигнала позволяют ГСН отслеживать и поражать цели в составе группы, «отсекать» пассивные и активные помехи, в том числе — от средств противодействия противника. Управление полетом осуществляется поворотом рулей, снабженных аэродинамическим приводом.

европейская ракета класса воздух-воздух тактико технические характеристики

Европейская ракета Метеор класса воздух — воздух, имеет комбинированную двигательную установку. Маршевым служит прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) с регулируемой по модулю тягой. ПВРД снабжен газогенератором с зарядом твердого тяжелого боросодержащего, обедненного кислородом топлива. Образуемый газ воспламеняется в канале ПВРД, смешиваясь с потоком воздуха увеличенного давления. Регулировка тяги ПВРД достигается изменением площади сечения сопла газогенератора. Для разгона до скорости, необходимой для запуска ПВРД (около 2 М), служит твердотопливный ускоритель, выполненный на основе заряда малодымного смесевого топлива и размещенный в едином корпусе с ПВРД. Осколочно-фугасная боевая часть оснащена контактным и неконтактным взрывателями. Неконтактный радиолокационный взрыватель определяет дальность до цели и обеспечивает подрыв на оптимальном расстоянии для нанесения цели максимального поражения. Его четыре антенны симметрично расположены вокруг головной части. Питание электрической сети ракеты — от термических батарей. Плотная компоновка систем и фактический отказ от крыла способствовали уменьшению габаритов и массы ракеты. Ракета может маневрировать в полете с перегрузками до 10-11g.

toparmy.ru

НЕВСКИЙ БАСТИОН, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН


РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ METEOR

КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» (MBDA)

MEDIUM-RANGE MISSILE METEOR CLASS «AIR-AIR» (MBDA)

12.09.2007
MBDA ПЛАНИРУЕТ КОНСОЛИДИРОВАТЬ ЕВРОПЕЙСКИЙ РАКЕТНЫЙ РЫНОК

Консорциум MBDA опубликовал пресс-релиз о планах консолидации европейского ракетного рынка. В документе говорится, что компания 31 августа завершила выкуп у концерна ЕАДС и «Талес» оставшейся части акций фирмы «Байерн-Кеми/Протак», которая специализируется на разработке и производстве твердотопливных ракет.
До этого компания MBDA приобрел активы немецкой оборонной фирмы LFK, которая в настоящее время активно работает над проектом создания комплекса ПВО/ПРО MEADS.
Фирма «Байерн-Кеми/Протак» после ее приобретения стала полным дочерним предприятием фирмы LFK, которая теперь относится к немецкому отделению компании MBDA.
Приобретение ключевых ракетостроительных активов в Европе позволит MBDA эффективно реализовывать проект создания авиационной ракеты класса «воздух – воздух» «Метеор». В проекте ее разработки также участвуют шведская «СААБ Бофорс дайнэмикс» и испанская «Инмизе». «Метеор» разрабатывается по заказу шести европейских государств – Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции и Великобритании как ракета завоевания превосходства в воздушном бою, которая может применяться основными европейскими истребителями EF-2000 «Тайфун» (на фотографии), JAS-39 «Грипен» и «Рафаль». Потенциально ракетами «Метеор» могут оснащаться перспективные истребители F-35 «Лайтнинг-2″.
Ракета имеет активную радиолокационную систему самонаведения, которая разработана на основе технологий, применяемых на ракетах «Астер» и «Мика». «Метеор» поражает цели в автоматическом режиме в любых погодных и времени суток при мощном радиоэлектронном противодействии. 5 сентября 2006 года на ракетном испытательном полигоне Висдель на севере Швеции был проведен очередной третий этап испытаний авиационной ракеты «Метеор». Запуск был осуществлен с истребителя «Грипен» на высоте 7000 м. Предыдущие испытания прошли 9 мая и 20 июня прошлого года. Ранее были проведены успешные испытания ракеты в аэродинамической трубе в г.Модан, Франция. Условия полета в течение третьего испытания были изменены с целью получения дополнительных данных о тактико-технических характеристиках ракеты.
С ракетой «Метеор» может сравниться только российская ракета «Новатор» K-100-1, которая разработана специально для новых истребителей Су-35.
MBDA является мировым лидером в области разработки и производства ракетного вооружения. Акции компании принадлежат «БАе системз» (37,5%), ЕАДС (37,5%) и «Финмекканика» (25%).
АРМС-ТАСС

30.09.2010
ШВЕЦИЯ ЗАКЛЮЧИЛА КОНТРАКТ НА ПРОИЗВОДСТВО УР БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ «МЕТЕОР»

Агентство по материальному обеспечению ВС Швеции (FMV) подписало с Минобороны Великобритании контракт на поставку управляемых ракет большой дальности класса «воздух-воздух» (BVRAAM – beyond visual range air-to-air missile) «Метеор».
Ракеты предназначены для оснащения истребителей JAS-39C/D «Грипен», что значительно повысит их возможности по поражению воздушных целей на большой дальности.
Программа разработки УР «Метеор», дальность действия которой превышает 100 км, реализуется с 2002 года возглавляемым MBDA и ЕАДС консорциумом компаний в интересах шести европейских стран – Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции и Великобритании. Великобритания является ведущим участником консорциума разработчиков. «СААБ Дайнемикс» выступает в качестве партнера MBDA в разработке, и будет осуществлять изготовление компонентов ракеты на стадии серийного производства. Окончательная сборка УР «Метеор» будет организована в Великобритании.
Швеция стала третьей страной, которая заключила соглашение на производство УР после Великобритании и Испании.

В рамках реализации этой программы FMV 8 сентября подписало контракт стоимостью 312 млн швед крон (42,8 млн дол) на проведение работ по интеграции УР «Метеор» на борт истребителей JAS-39C/D «Грипен» версии 20 с компанией «СААБ». Контракт должен быть реализован в течение четырех лет. Ракета должна поступить на вооружение ВВС Швеции в 2015 году.
УР «Метеор» предназначена для поражения текущих и перспективных воздушных угроз вне дальности прямой видимости в любое время суток. Ракета оснащена активной радиолокационной системой самонаведения и прямоточным воздушно-реактивным двигателем с твердотопливным ускорителем, обеспечивающим высокую скорость ракеты на всей траектории полета к цели, что делает уклонение от нее фактически невозможным. Ракета устойчива к воздействию систем радиоэлектронного противодействия.
armstrade.org

26.10.2010
ШВЕЦИЯ ИСПЫТАЛА РАКЕТЫ METEOR С ИСТРЕБИТЕЛЕЙ GRIPEN

ВВС Швеции провели первые испытательные пуски ракет Meteor класса «воздух-воздух» с борта истребителя Saab JAS 39 Gripen, сообщает Jane»s. Испытания состоялись 6 октября 2010 года, однако известно об этом стало только сейчас. Агентство по материальному обеспечению армии (FMV) признало пуски ракет успешными и объявило, что Meteor пополнят номенклатуру вооружений шведских истребителей до конца 2013 года, на год раньше изначально запланированного срока.
Целью испытаний была проверка взаимодействия оружейных систем истребителя с ракетой, а также воздействие подвешенной к самолету Meteor на управляемость Gripen. Кроме того, производилась оценка воздействия шлейфа выходящих газов ракеты на работу двигателя истребителя, а также проверка связи между самолетом и Meteor. В ходе испытаний ракета летела на протяжении 30 секунд, после чего ей была намеренно дана команда на самоуничтожение. Испытания Meteor состоялись спустя год после заключения контракта с Saab на интеграцию нового оружия в Gripen.

Следует отметить, что испытания ракет Meteor совместно с Gripen проводились и ранее, однако их целью была общая оценка взаимодействия нового оружия с бортовыми системами самолета. Новая серия испытаний проводится в рамках программы принятия ракеты на вооружение.

Производством и поставкой Meteor занимается британское подразделение французской компании MBDA. В конце сентября FMV заключило с министерством обороны Великобритании контракт на поставку новых ракет. Сумма сделки и количественные параметры контракта пока неизвестны. Ранее контракты на поставку Meteor заключили министерства обороны Великобритании и Испании.

Ракета Meteor оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем с изменяемой мощностью тяги. По данным MBDA, ракета является устойчивой к радиоэлектронному противодействию. Meteor предназначена для поражения воздушных целей за пределами прямой видимости, обладает дальностью полета более ста километров и способна развивать скорость до четырех чисел Маха (около 4,6 тысячи километров в час). Как ожидается, Meteor, помимо Gripen, пополнит номенклатуру вооружений истребителей Eurofighter Typhoon, Dassault Rafale и Lockheed Martin F-35 Lightning II.
Lenta.Ru

20.06.2013
ВС ГЕРМАНИИ ЗАКЛЮЧИЛИ КОНТРАКТ НА ПОСТАВКУ УР БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ «МЕТЕОР» КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ»

Компания MBDA объявила о подписании контракта на поставку Вооруженным силам Германии управляемых ракет большой дальности класса «воздух-воздух» «Метеор».
Таким образом, на текущий момент заказы на производство ракет разместили все шесть государств-партнеров программы «Метеор» (Франция, Германия, Италия, Испания, Швеция и Великобритания).
Ранее сообщалось, что Германия планирует приобрести для оснащения истребителей EF-2000 до 480 ракет.
Ракета «Метеор» оснащена активной радиолокационной системой самонаведения, каналом связи, позволяющим интегрировать ее в сетевое боевое пространство, и прямоточным воздушно-реактивным двигателем с регулируемой тягой, обеспечивающим высокую скорость ракеты на всей траектории полета к цели.
Кроме того, 18 июня в ходе авиасалона Paris Air Show 2013 в Ле-Бурже консорциум «Еврофайтер» подписал с Агентством НАТО по управлению программой разработки, производства и обслуживания истребителей «Еврофайтер» и «Торнадо» (NETMA) контракт на интеграцию УР «Метеор» на борт самолета EF-2000 «Тайфун». Это означает, что теперь компания реализует контракты на интеграцию УР на борт истребителей JAS-39 «Грипен», «Рафаль» и «Тайфун».
Заключение соглашений на производство и интеграцию ракет, наряду с успешно реализуемой программой испытаний, подтверждают высокую степень готовности проекта «Метеор».
Как предполагается, оснащение УР большой дальности «Метеор» существенно повысит боевые возможности и экспортный потенциал многоцелевого истребителя EF-2000 «Тайфун».
В декабре 2012 года «БАе системз» провела испытательный пуск УР «Метеор» с борта EF-2000. Пуск ракеты, размещенной на подфюзеляжной точке подвески, был выполнен самолетом IPA-1 в ходе испытаний, проведенных при поддержке компаний «КинетиК» и MBDA на полигоне «Аберпорт» в Уэльсе. В настоящее время испытания ракет «Метеор» продолжаются.
http://www.armstrade.org/

22.12.2013
ШВЕЦИЯ ЗАКУПИТ РАКЕТЫ «МЕТЕОР» ДЛЯ «ГРИПЕНОВ»

Шведская компания Saab получила контракт стоимостью 29,8 млн долл США для начала интеграции новейших ракет класса «воздух-воздух» типа Meteor производства компании MBDA на истртебителиGripen-E, сообщает UPI 18 декабря.
Контракт был подписан с Администрацией оборонных закупок Швеции и стал дополнительным к договору от февраля этого года.
«Дополнительный заказ обеспечивает интеграцию нового оружия на «Грипен-Е». Он также демонстрирует гибкие возможности этих истребителей по наращиванию их боевого потенциала», заявил руководитель производственного отдела компании Ульф Нильссон (Ulf Nilsson).
Ракета «Метеор» производится компанией MBDA во Франции и была разработана совместными усилиями Швеции, Франции, Италии, Испании, Германии и Великобритании. В конце июня в Швеции были проведены первые летные испытания ракеты в серийной конфигурации.
Военный Паритет

05.02.2015
Как сообщает 3 февраля французская газета La Tribune, Королевство Саудовской Аравии и производитель европейских ракет MBDA подписали первый экспортный контракт по ракетам Meteor большой дальности класса «воздух-воздух» (BVRAAM) с активной радиолокационной системой наведения на сумму около 1 млрд долларов. Об этом пишет Air Recognition.
Ракеты «Метеор» будут установлены на 24 истребителях Eurofighter Typhoon, поставленным Королевским ВВС Саудовской Аравии, сообщает La Tribune.
Ракета MBDA Meteor BVRAAM изначально разрабатывалась в Великобритании, затем к проекту присоединились Германия, Италия, Испания, Франция и Швеция. Ракеты предназначены для применения с самолетов Eurofighter Typhoon и Gripen C/D для поражения воздушных целей на больших дальностях.
MBDA Meteor оснащена активной радиолокационной системой наведения, возможен одновременный пуск нескольких ракет по маневренным целям на большой дальности в условиях активного применения радиоэлектронного противодействия. Дальность стрельбы составляет свыше 100 км.
Одна ракета с прямоточно-воздушным реактивным двигателем стоит примерно 2,2 млн долларов, длина ракеты 12 футов, диаметр 7 дюймов, вес 400 фунтов, боевая часть – осколочно-фугасная. Военный паритет

05.05.2015

30 апреля истребитель Rafale военной авиации Франции выполнил первый практический пуск новейшей УР воздушного боя большой дальности Meteor, сообщает aereo.jor.br со ссылкой на заявление Генеральной дирекции по вооружениям правительства Франции.
Испытание провела группа, куда входили сотрудники министерства обороны страны и компании-производители Dassault Aviation (Rafale) и MBDA (Meteor). Пуск ракеты с борта самолета-носителя состоялся над полигоном Бикаррос.
Эта ракета с 2018 года поступит на вооружение истребителей «Рафаль» ВВС и авиации ВМС Франции. Сообщается, что боевое применение ракеты, оснащенной прямоточным двигателем, с новейшей версии истребителя Rafale, оборудованного радаром с активной ФАР RBE2 с большой дальностью обнаружения целей, будет весьма эффективным в воздушном бою.
«Метеор» создается с 2003 года совместными усилиями Германии, Испании, Франции, Италии, Великобритании и Швеции. Головным разработчиком является британское отделение концерна MBDA вместе с французским и итальянским отделениями, также принимают участие шведская Saab, немецкая Bayern-Chemie и испанская Inmize.
Военный Паритет

21.09.2015

Успешно завершены огневые испытания УР Meteor воздушного боя завизуальной дальности (Beyond Visual Range — прим. ВП) с борта истребителя Eurofighter Typhoon, сообщает asdnews.com 18 сентября со ссылкой на сайт компании BAE Systems.
Испытания проводились на полигоне Гебриды министерства обороны Великобритании, самолетом-носителем стал стандартный истребитель версии Tranche 2 с новейшим программным обеспечением P2E. «Ракета отделяется от самолета очень чисто, линия связи между носителем и ракетой очень устойчивая», заявил летчик-испытатель.
Интеграция новейшей ракеты позволит «Тайфуну» успешно противостоять воздушной угрозе на больших дальностях и в то же время обнаруживать и отслеживать наземные цели. В испытательной программе участвовали компании QinetiQ, MBDA и Selex, полная интеграция ракеты будет выполнена к 2017 году.
Военный Паритет

04.03.2016

Источник AMCA- India’s first indigenous stealth fighter опубликовал рисунки и графики новейшей европейской УР воздушного боя завизуальной дальности Meteor (beyond-visual-range air-to-air missile – BVRAAM), сообщает «Военный Паритет».
Скорость «Метеора» практически не меняется на средней и конечной траектории, а скорость обычных УР воздушного боя средней дальности, резко увеличивающаяся на начальной стадии, со временем значительно падает.
Самолет противника, атакуемый «Метеором» , может быть уничтожен на большем пространстве, чем цель, обстреливаемая ракетами существующих типов (No Escape Zone – зона, откуда невозможно убежать – прим. Военный Паритет).
Толчком к созданию «Метеора» стали сообщения о предстоящем оснащении российских истребителей Су-27 версией ракеты Р-77 с прямоточным двигателем, что было расценено на Западе как серьезная угроза. Разработка ракеты началась по спецификациям министерства обороны Великобритании в 1994 году, со временем эта программа стала европейской.
Военный Паритет

12.07.2016

Как сообщает французский журнал «Air&Cosmos» в статье Emmanuel Huberdeau «Farnborough 2016 : Le Meteor entre en service en Suède», ВВС Швеции стали первыми, принявшими на вооружение ракету «воздух-воздух» большой дальности Meteor cактивной радиолокационной ГСН разработки концерна MBDA. Ракета достигла операционной готовности 11 июля 2016 года. Meteor были интегрирована с истребителем Saab JAS-39 Gripen в рамках стандарта MS20. Тем самым Gripen стал первым истребителем в мире, на вооружение которого стоит Meteor.
Первый пуск реальной ракеты французскими ВВС состоялся 30 апреля 2015 года в рамках разработки модификации F3-R истребителя Rafale. Постановка на вооружение новой ракеты напрямую связана с установкой на истребители РЛС с АФАР RBE2, которой уже оснащаются серийные Rafale. Первые Meteor должны поступить на вооружение ВВС и ВМС Франции в 2018 году. Ракета станет стандартной комплектацией истребителя Typhoon начиная с модификации P2E.
http://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

05.02.2017

УР воздушного боя завизуальной дальности Meteor создается компанией MBDA и предназначена для оснащения истребителей Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании, Саудовской Аравии, Германии, Испании, Италии, F-35 ВВС и ВМС Великобритании и Италии, Dassault Rafale ВВС и ВМС Франции, ВВС Индии, Египта и Катара, Saab JAS 39 Gripen ВВС Швеции и Чехии. Работы по ее созданию начались в 1994 году.
Ракета поступила на вооружение ВВС Швеции в апреле 2016 года, вторым оператором станут ВВС Чехии. Согласно сообщениям MBDA, эта ракета благодаря прямоточному двигателю в 3-6 раз превосходит по кинематике существующие ракеты воздушного боя, в том числе AIM-120.
Первый пуск ракеты состоялся 9 мая 2006 года с борта истребителя «Грипен» ВВС Швеции – за две секунды ракета развила скорость до 2М. Однако вскоре после пуска ракета не смогла перейти на маршевый режим и разрушилась в полете. При изучении обломков был сделан вывод, что воздухозаборники двигателя не открылись. Третий испытательный пуск 5 сентября того года был успешным. По оценкам, баллистическая дальность ракеты составляет 250-300 км.
Согласно приведенным расчетам в одном из западных военных форумов, потеря скорости ракеты после выгорания топлива зависит от высоты полета – скорость снижается на 25% через 150 сек на высоте 24 км, через 25 сек на 12 км и 5 сек на уровне моря (Velocity loss after burn-out also varies with altitude, with 25% of current velocity being lost every 150 s at 24 km, 25 s at 12 km and 5 s at sea level). Таким образом, вопрос эффективной боевой дальности УР воздушного боя может резко отличаться от «буклетных» (недобросовестные разработчики могут манипулировать баллистической дальностью как боевой). Дальность эффективного применения «Метеора» приводится как 100+ км (63 морских мили).
Военный паритет

22.04.2017

Государственный секретарь Великобритании по вопросам обороны Майкл Фэллон 21 апреля заявил о новых контрактах по программе УР воздушного боя Meteor и Common Anti-air Modular Missile (CAMM), а также корабельного ЗРК Sea Viper, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на airrecognition.com (21 апреля).
Контракты заключены с компанией MBDA Stevenage (объекты в Стивенейдже, Хенлоу, Бристоле и Болтоне). Общая стоимость сделок 690 млн долл США, что позволит загрузить работой 130 рабочих мест.
По контракту на 52 млн долл ракетами «Метеор» будут оснащаться истребители F-35B королевских ВМС и ВВС (с 2024 года). Эти ракеты позволят поражать воздушные цели на очень больших скоростях и дальностях. В 2018 году ракеты поступят на вооружение истребителей Typhoon.
Потрясающие характеристики этой ракеты достигнуты за счет уникального прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). Эта технология позволяет ракете развивать максимальную скорость на конечном участке траектории, тогда как обычные ракеты с РДТТ теряют энергетику на этом участке. Высокоточная активная РЛ ГСН позволяет «Метеору» обнаруживать и наводиться на широкий спектр целей – от маневренных истребителей до малых беспилотников и КР противника.
Военный Паритет

27.04.2017

21 апреля министерство обороны Великобритании официально одобрило начало работ по интеграции новейшей УР воздушного боя Meteor на истребители F-35B Lightning II, которые должны поступить на вооружение королевской военной авиации, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на janes.com (26 апреля).
Отмечается, что ВВС и ВМС Великобритании будут иметь на вооружении боеготовые самолеты этого типа с 2024 года. «Метеор» будет интегрирована на самолеты версии Block 4.
Управляющий директор компании MBDA UK Дэйв Армстронг (Dave Armstrong) сообщил, что уже завершены первоначальные исследования по адаптации ракеты к F-35B. Оперение существующей ракеты не помещается во внутреннем отсеке истребителя и должно быть переработано, но при этом эффективность УР не пострадает.
Военный Паритет

ИСТРЕБИТЕЛЬ LOCKHEED MARTIN F-35 LIGHTNING II

29.04.2017

Компании BAE Systems, Eurofighter GmbH, MBDA и министерство обороны Великобритании успешно завершили испытания по одновременному пуску двух ракет воздушного боя Meteor с борта истребителя Typhoon, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на ukdefencejournal.org.uk (27 апреля).
К испытаниям был привлечен самолет версии Instrumented Production Aircraft (IPA) 4. Целью испытания была проверка двустороннего канала связи между самолетом и ракетами. Сейчас анализируются результаты всех шести успешных стрельб «Метеорами» с борта британских «Тайфунов».
Ракеты «Метеор» придадут беспрецедентно высокий боевой потенциал истребителям «Тайфун». Процесс оперативной оценки со стороны ВВС Великобритании начнется в этом году.
Военный Паритет

05.09.2017

В опубликованном 31 августа документе, получившем название «Оборонные программы и бюджет Японии», МО Японии объявило о намерении в 2018 году ассигновать 7,3 млрд. йен (66 млн. долл.) на реализацию совместного с Великобританией проекта разработки перспективной авиационной УР.
Согласно документу, ранее Япония и Великобритания совместно провели сравнительный анализ проекта нового боеприпаса с имеющимися управляемыми ракетами с целью определения его конкурентоспособности на рынке.
Как указано в документе Министерства обороны Японии, перспективная ракета предназначена для оснащения истребителей F-35A воздушных Сил самообороны страны. Одной из целей проекта является интеграция японской технологии головки самонаведения с электронным сканированием с УР большой дальности «Метеор» класса «воздух-воздух» группы MBDA.
В январе 2017 года Япония и Великобритания достигли соглашения о реализации проекта создания новой авиационной ракеты класса «воздух-воздух» в рамках программы JNAAM (Joint New Air-to-Air Missile) на базе проекта УР «Метеор» группы MBDA. Ракета «Метеор» уже была испытана на возможность транспортировки во внутренних отсеках вооружения истребителя F-35.
ЦАМТО

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

29.11.2017

Новые ракеты MBDA Meteor адаптируют для истребителей F-35 ВВС Японии. 26 ноября портал asia.nikkei.com сообщил о том, что Япония и Великобритания согласовали совместную программу разработки новой ракеты класса «воздух-воздух».
В рамках совместного проекта планируется создание нового поколения ракет, способного уничтожать различные типы воздушных целей. Предполагается, что в качестве базовой платформы выступит новая ракета MBDA Meteor, которую оснастят радиолокационной системой, разработанной компанией Mitsubishi Electric. Для Японии это первый международный оборонный проект, который страна реализует не с США.
Сборка прототипов ракет запланирована на 2018 год, первые испытания планируется провести к 2023 году. После этого партнёры определят, поступит ли их детище в серийное производство. Новые ракеты будут использоваться на новейших американских истребителях F-35, которые Япония закупает для своих ВВС. Кроме того, партнёры рассчитывают на экспортные заказы, что позволит снизить стоимость серийного производства новых ракет.
Warspot

ИСТРЕБИТЕЛЬ LOCKHEED MARTIN F-35 LIGHTNING II
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

17.05.2018

ВВС Индии планируют оснастить 83 заказанных компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) легких боевых самолета LCA «Теджас» Mk.1A УР большой дальности класса «воздух-воздух» «Метеор» производства компании MBDA.
Как сообщил India Today правительственный источник, «соответствующий запрос о предложениях предусматривал оснащение разработанного индийским ОПК LCA «Теджас» Mk.1A ракетой класса «Метеор», способной поражать самолеты противника в радиусе более 100 км. Это обеспечит LCA преимущество над самолетами противника».
Источник добавил, что версия истребителя LCA Mk.1A имеет худшие летно-технические и боевые характеристики, чем создаваемая Организацией оборонных исследований и разработок МО Индии (DRDO) версия LCA Mk.2, однако будет обладать определенными преимуществами благодаря дальнобойной ракете, которая сможет уничтожать самолеты противника, не входя в зону их ответной атаки.
УР «Метеор» также будут оснащены недавно заказанные истребители «Рафаль». Издание напоминает, что УР «Метеор» на первом этапе не была включена в пакетное соглашение в рамках контракта по закупке французских истребителей.
ЦАМТО

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ LCA TEJAS (ИНДИЯ)
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

11.12.2018

Истребитель Typhoon ВВС Великобритании (база Лоссимут) впервые выполнил полет с УР воздушного боя нового поколения Meteor Air-to-Air в рамках миссии быстрого реагирования (Quick Reaction Alert – QRA).
«Тайфуны» поддерживают постоянную готовность ВВС защищать суверенитет британского неба. Введение «Метеоров» на вооружение приносит новый и инновационный потенциал дальнего ракетного перехвата и еще больше усиливает и так уже мощный арсенал самолета. В этом году истребители принимали участие в предупреждающих перехватах российских бомбардировщиков, приближающихся к воздушному пространству Великобритании.
Министр обороны Гэвин Уильямсон сказал, что новейшая ракета воздушного боя позволит «Тайфуну» уничтожать любые цели на дальних расстояниях. «Ракета «Метеор» обеспечит неумолимое сдерживание тех, кто желает вреда Великобритании и нашим вооруженным силам», заявил министр.
Пилот, который летел на «Тайфуне» с «Метеорами», заявил, что «ответственность применения такой мощной платформы с этим грозным оружием – огромная, мы должны эффективно реагировать на чрезвычайные ситуации». Ракеты производятся в Великобритании компанией MBDA на объекте в Стевенаже, в программе работают 430 человек по всей стране.
Военный паритет

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ EF-2000 TYPHOON

20.02.2019

Истребители Dassault Rafale из состава ВВС и ВМС Франции провели первые лётные испытания модернизированных ракет класса «воздух-воздух» с увеличенным радиусом действия «Метеор».
Об этом передает «Военное обозрение» со ссылкой на пресс-службу Агентства оборонных закупок Франции.
Испытания ракеты «Метеор» проводились на истребителях Rafale, принадлежащих одной из эскадрилий военно-морских сил (ВМС) Франции. Самолеты осуществили пару пусков ракеты класса «воздух-воздух». Первый пуск был осуществлён в дневное время суток, второй — ночью.
Самолёты «Рафаль» пилотировались лётчиками Центра военной авиации CEAM и Центра экспериментальных исследований в области авиационных технологий военно-морской авиации.
Контроль пусков осуществлялся упомянутым французским управлением вооружений. В частности, были отслежены параметры ракеты авиационного базирования после пуска: работа её двигателя, скоростные характеристики, параметры сопротивления воздуха и многое другое. Все эти параметры позволили отследить специальные устройства для воздушных тестов ракет.
Пуски осуществлялись 13 февраля. Министр обороны Франции Флоранс Парли выразила удовлетворение результатами лётных испытаний.
rusvesna.su

11.06.2019

Европейская компания MBDA выиграла контракт на поставку 100 ракет типа Meteor класса «воздух-воздух» для вооружения бразильских истребителей Gripen NG, сообщает defenseworld.net 10 июня.
Ожидается, что самолеты шведской компании Saab будут введены в состав ВВС Бразилии в 2021 или 2022 году. Доля Франции в ракетном контракте на общую сумму 200 млн евро оценивается примерно в 15%, сообщало в субботу издание La Tribune.
В марте 2015 года Saab объявила, что подписала с Бразилией окончательный контракт на поставку 36 истребителей следующего поколения Gripen на сумму 4,55 млрд долл США. Контракт предполагает приобретение системы вооружения «под ключ», в полный пакет входят обучение персонала, запасные части, техподдержка, планирование и обслуживание. Заказ включает в себя 28 одноместных самолетов Gripen NG (соответствует шведскому Gripen E) и заказ на разработку и поставку восьми двухместных самолетов.
Ракета «Метеор» с активной радиолокационной ГСН прошла испытания на самолетах Saab Gripen, Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon, способна на больших дистанциях перехватывать самолеты, беспилотники и крылатые ракеты в условиях массированного применения противником средств РЭБ. Максимальная дальность стрельбы неизвестна, твердотопливный прямоточный двигатель позволяет ракете развивать скорость более 4М и обеспечивает высокую тягу и разгон в середине пути для перехвата цели.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ METEOR КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ»

MBDA Meteor — управляемая ракета класса «воздух-воздух» большой дальности, с активной радиолокационной ГСН. Ракета оснащается маршевым прямоточным воздушно-реактивным двигателем.
MBDA «Метеор» вторая ракета класса «воздух-воздух», после УР IRST-T созданная в Европе. Она, как и русская УР Р-27Э относится к ракетам средней и большой дальности, разработана в основном для установки на истребители Еврофайтер EF2000 «Тайфун» и Дассо «Рафаль». Так же УР «Метеор» может быть использована в истребителях нового поколения Локхид Мартин F-35 «Лайтнинг».
Началось создание ракеты в 1984 году шведской фирмой Saab Dynamic с формирования облика новой ракеты класса «воздух-воздух», тогда ещё называвшейся Rb-74. Затем интерес шведской ВВС ослаб, а результатами исследований заинтересовалась фирма BAE для привлечения конструкции ракеты большой дальности для ВВС Великобритании. Затем интерес к ракете стали проявлять такие страны как Германия, Италия, Франция и некоторые другие западноевропейские страны. В декабре 2002 года был заключен межправительственный контракт на создание УР промежуточной дальности, названной «Метеор». Головным разработчиком ракеты является компания MBDA (Великобритания), контракт на разработку был подписан 23 декабря 2002г. В проекте принимают участие компании Saab Bofors Dynamics, Bayern-Chemie Protac, Inmize, TDW, LiteF GmbH.
Meteor разрабатывается по заказу шести европейских государств – Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции и Великобритании.
Изначально планировалось что ракета должна поступить на вооружение в 2010 году.
7 сентября 2005 года были проведены первые запуски ракеты с земли, а уже 13 декабря ракета стартовала в воздухе, с борта самолёта «Грипен». Полностью укомплектованная ракета впервые стартовала 6 мая 2006 года.
«Метеор» оснащен комбинированным ракетно-прямоточным двигателем. Вместо крыльев в ракете используются аэродинамические органы управления(четыре руля в задней части фюзеляжа)
Малосерийное производство планируется начать уже в 2011 году. По оценкам экспертов, стоимость одной ракеты должна превысить 1 млн. долларов.
Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме и отличается большим значением поперечного V-крыла (составляет 45°). Для аэродинамического управления и стабилизации используется крестообразное хвостовое оперение.
Двигательная установка комбинированная с интегральной компоновкой, состоит из маршевого прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) с регулируемой по модулю тягой и стартового ускорителя, которые размещаются в едином корпусе. Стартовый ускоритель оснащен зарядом малодымного смесевого топлива и после отделения ракеты от самолета-носителя обеспечивает ее разгон до скорости запуска маршевого ПВРД.
Боевая часть осколочно-фугасная массой 25 кг, оснащается радиолокационным неконтактным и контактным взрывателями. Взрыватель имеет четыре антенны, расположенные в носовой части, и при обнаружении цели обеспечивает подрыв БЧ на расстоянии оптимальном для нанесения максимального повреждения. Взрыватель разработан шведской компанией Saab Bofors Dynamics
Для управления ракетой используется комбинированная система управления: командно-инерциальная система на начальном участке траектории и система самонаведения на конечном участке.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Дальность полета: 100 км
Скорость: более 4 М
Система наведения: ИНС + радиокоррекция + АРГСН
Боевая часть: осколочно-фугасная
Масса боевой части, кг 25
Габариты, мм:
— длина 3650 – 3670
— диаметр 180
— размах крыла 400
— размах оперения 630
Стартовая масса, кг 165
Допустимый диапазон перегрузок цели, единицы до 11

Источники: modern.sawame.ru, ru.wikipedia.org, rbase.new-factoria.ru и др.

nevskii-bastion.ru

«Meteor» и господство в воздухе: в погоне за «Сайлентом»

До недавних пор было известно, что европейская ракетная промышленность не проявляла особого интереса к работам над ракетой «воздух-воздух» большой дальности. Пределом мечтаний для объединённых ВВС НАТО являлись преимущественно ракеты средней и малой дальностей, такие как итальянская IDRA Aspide Mk2 (50 км), французская MICA (60 км), английская Skyflash (порядка 50 км).

Первая и последняя были разработаны на базе всем известной ракеты AIM-7 «Sperrow» и не отличались особыми преимуществами перед глубоко модернизированными американскими «Спэроу» модификации AIM-7M, поскольку оснащались подобной ПАРГСН (без возможности использования концепции «выстрелил-забыл») и нуждающейся в постоянном подсвете цели БРЛС, а их дальность была даже меньшей, чем у AIM-7M с новым, более мощным двигателем и более чувствительной ПАРГСН.

И только лишь совершенная ракета MICA, а также Magic-2 и AIM-132 ASRAAM (ракета ближнего боя) продолжали удовлетворять потребностям ВВС европейских государств, которые продолжали возрастать с каждым.

Позже в США появился качественно новый многоцелевой истребитель поколения 4++ F-15SE «Silent Eagle», который благодаря своей РЛС с АФАР AN/APG-63V3, а также конструктивно заложенным скоростным возможностям, стал лучшим дальним перехватчиком для завоевания превосходства в воздухе, вырвавшись далеко вперед от европейских истребителей. Одновременно с появлением «Сайлента» были разработаны и модификации ракет AIM-120С-7 и С-8 с дальностью 120 и 180 км соответственно.

В России также велись разработки по усовершенствованию ракет большой дальности, что привело появлению Р-37 с рекордными 280 км, РВВ-БД (для истребителя ПАК-ФА) и опытных образцов дальнобойной модификации ракеты РВВ-АЕ, получившей название Р-77ПД, которая оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем, сохранив решётчатые аэродинамические рули, как и исходная ракета. На данный момент Россия продолжает лидировать в области авиационного вооружения «воздух-воздух».

Перед европейскими корпорациями была поставлена нелёгкая задача по созданию изделия с лётно-боевыми характеристиками, подобными лучшим мировым образцам. Требовалась ракета дальнего воздушного боя, которая способна поддерживать высокие лётные характеристики на протяжении всего радиуса действия, первые проектные «зарисовки» появились ещё в 1994 году, и 23 декабря 2002 года был дан старт проекту под названием «Meteor», разработка которого началась в английской компании MBDA, к которой также присоединились Bayern-Chemie Protac, Inmize, LiteF GmbН и Saab Bofors Dynamics.

До окончания проектных работ прошло около 10 лет, и начиная с 2012 года начались испытательные полёты новой дальнобойной ракеты.

Разрабатывая «Метеор», MBDA, для удовлетворения потребностей ВВС ведущих европейских стран, отдала предпочтение российской концепции ракеты РВВ-АЕ-ПД, оснастив её подобной силовой установкой, состоящей из мощного стартового ускорителя, разгоняющего ракету до скорости более 1900 км/ч, и маршевого ПВРД, который позволяет ракете достигать скорости 4750 км/ч и автоматически регулировать тягу и соответственно расход борсодержащего топлива в зависимости от высоты траектории ракеты.

В камеру сгорания, изготовленную из жаропрочной стали, воздушный поток попадает через два скошенных внутрь воздухозаборника, а тяга регулируется клапаном газогенератора, установленного перед ней и также выполнен из огнеупорной стали. Двигатель разрабатывается немецкой «Bayern-Chemie Protac.». Ракета управляется при помощи задних аэродинамических рулей большой площади, представленных крестообразным оперением.

Российская Р-77ПД – наше изделие с ПВРД, в отличии от «Метеора» ракета более сбалансирована и имеет 4 крестообразно расположенных воздухозаборника

Наведение ракеты на цель, как и у большинства перспективных ракет, 2-х этапное: инерциальное с радиокоррекцией (на маршевом участке полёта) и активное радиолокационное – на конечном. Учитывая, что АРГСН была разработана на основе АРГСН AD4A ракеты MICA, а также ЗУР семейства Aster, она обладает высокими помехозащитными качествами, а также работая на частоте 10-20 ГГц с длиной волны 1,6-2,5 см (сантиметровый J-диапазон), придаёт ракете «Метеор» точности, даже большей, чем у американских ракет AIM-120, работающих в X-диапазоне. В будущем это может позволить применять «Метеор» в качестве дальней ракеты-перехватчика воздушного базирования в системе ПРО.

Ракета допускает весьма большие собственные перегрузки до 35 ед., и цели,- до 11 ед., немного не дотягивая до нашей Р-77 (решётчатые рули делают своё дело на «пять»), но не уступая американской «АМРААМ». Но это только на средних дальностях. При дальностях боя свыше 100-120 км, ракета «Метеор» с «долгоиграющим» ПВРД, может поддерживать скорости от 1,5 до 2М, не теряя маневренности даже тогда, когда американская ракета AIM-120C-7 со стандартным твердотопливным ракетным двигателем полностью потеряет инерцию и скорость, и не сможет угнаться и «перекрутить» маневрирующую цель.

Такая же ситуация, как с американской ракетой, и с нашей обычной Р-77, что также остро прослеживается в наших ВВС, работы по прямоточной Р-77ПД или хотя бы по дальнобойной Р-77М для фронтовой авиации ведутся просто «черепашиными» темпами, и только комплекс вооружения для Т-50 ПАК-ФА подогревает данные работы.

Говоря об возможностях радиокоррекции ракеты «Метеор», то как и у всех ракет с активными ГСН, целеуказание может производиться от какого угодно натовского средства наведения: от корабельных МРЛС «EMPAR», «APAR», работающих в S and X- диапазоне, самолётов ДРЛО E-2D, E-3D, БРЛС тактической авиации НАТО, объединённой в тактическую сеть Link-16 или JTIDS независимо от того, является целеуказатель носителем, или нет.

То есть, например, Mirage-2000-5, оснащённый слабой БРЛС RDM (дальность обнаружения истребителя 85км), может запустить «Метеор» по небольшой ВЦ, находящейся в 130 км (получив данные либо от самолёта системы «AWACS», либо корабля с системой «Иджис» с более мощными РЛС), дальше командное управление на себя возьмёт AN/APY-2, либо AN/SPY-1, а в конце ракета сама «захватит» и поразит цель, это один из многих примеров тактической увязки посредствам Link-16. Подобные возможности используются и в связках «А-50У – МиГ-31БМ – Су-30СМ – Су-27» применительно к ракетам Р-37 и Р-77.

AIM-120B, обладая сходной с «Метеор» массой и габаритами имеет значительно большую степень замедления и предельной эффективной дальности

Важнейшим недостатком ракет с ПВРД является их длительная заметность в ИК-канале визирования, благодаря чему они могут легко обнаруживаться и сопровождаться оптико-электронными прицельными системами самолётов А-50У, МиГ-35 и F-35, что подталкивает на дальнейшие работы по конструктивному уменьшению ИК-сигнатуры сопла и камеры сгорания.

Многоцелевой истребитель ВВС Франции «Рафаль» имеет максимальную скорость около 1950 км/ч, в то время, как у американского F-15SE она равна 2600 км/ч, характеристики ракеты «воздух-воздух» Meteor полностью ликвидирует скоростные возможности перехвата французского самолёта перед заокеанским «Сайлент Иглом»

Но, принимая во внимание даже этот весомый факт, компания MBDA и все заказчики ракеты (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания и Швеция) добились своих стремлений в получении технической независимости от американских разработок, получив «перехватчик», способный осуществлять перехват скоростных целей на больших дальностях вдогон, даже при низковысотном пуске.

Ракета имеет высокую степень унификации со всеми европейскими истребителями, и даже американским F-35A, что позволит и в долгосрочной перспективе не уступать заокеанскому «Раптору» и F-15SE в вопросах дальнего перехвата, когда среднее число максимальной скорости европейской тактической авиации не более 2000 км/ч, а также подтолкнёт развитие программ гиперзвуковых истребителей 6-го поколения.

/Евгений Даманцев/

army-news.ru

В чем разница между Ракетой, Кометой и Метеором? — водный транспорт — Каталог статей

Недавно мой френд kot_or_osl писал про Ростислава Алексеева. Хороший пост, хорошие экранопланы. Но задал я тогда вопрос, ответ на который был заведомо неверный… «В чем же разница между Ракетой, Кометой и Метеором?» — Спросил я… И наступила тишина. Решил я разобраться — и вот результат поверхностного знакомства, благо времени много, а моделить все равно не получается… Итак:

1. РАКЕТА

Речной теплоход на подводных крыльях. Выпуск начался в 1957 году и продолжался до конца 70-х. Выпущено было около 400 машин. Отличительной особенностью «Ракет» стала открытая площадка на корме, куда свободно пускали пассажиров. Более нигде такой площадки не было…

  

Конечно, разработана «ракета» была в КБ Алексеева. И, кстати, мы стали называть «ракетой» любой корабль на подводных крыльях. Да, да — получилось что-то типа ксерокса. Только советское 🙂 Кстати — крейсерская скорость «Ракеты» (не путать с максимальной паспортной! Об этом ниже!) составляет 70 км/ч.

2. МЕТЕОР

«Метеоры» строились с 1961 по 1991 г. В отличии от «Комет» использовались они для речных круизов, а по сравнению с «Ракетой» имели большую скорость и вместимость. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. Крейсерскяа скорость «Метеора» — 90 км/ч, максимальная — 120 км/ч. Вообще не путаем – согласно ГОСТам максимальной скоростью теплоходов такого класса считается скорость отрыва от воды, то есть «выхода на крыло». И она колеблется от 50 до 80 км/ч, хотя крейсерская скорость значительно выше.

   

Использовались, да и до сих пор используются круизные версии этих теплоходов. Их отличает повышенная комфортность. Вот примеры таких «Метеоров»:

 

Интересно, что первым капитаном СПК «Метеор» стал прославленный лётчик, Герой Советского Союза, Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.

3. КОМЕТА

«Комета» — морская версия «Метеора». Проект разработан в 1961 году. Серийно производились в 1964—1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе «Море» (всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт) и в 1962—1992 годах на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов). Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись ленинградским заводом Звезда. 

  

4. ВОСХОД

«Восход» — название типа судов, создававшихся для замены более старых типов — «Ракет» и «Метеоров». Головное судно серии было построено в 1973 году. Строились «Восходы» на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Лениградским заводом «Звезда» и заводом «Барнаултрансмаш». В общей сложности к началу девяностых годов было построено более 150 «Восходов». В девяностых годах производство «Восходов» практически остановилось в связи с тяжёлым положением завода-производителя. Кроме СССР «Восходы» поставлялись ещё в восемнадцать других стран, в частности, в Канаду, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Австрию, Венгрию, Болгарию, Таиланд, Турцию. 

  

Что интересно — в Нидерландах «Восходы» курсируют между Амстердамом и Велсеном. Поездка занимает полчаса. Эта переправа интегрирована с системой междугородных автобусов (фирма Connexxion является оператором общественного транспорта, в первую очередь — автобусов), она даже имеет свой номер — маршрут № 419, однако в целях рекламы Connexxion называет эту переправу Fast Flying Ferries.

5. ПОЛЕСЬЕ

«Полесье» — тип пассажирского судна для неглубоких водоёмов, предназначенный для скоростных пассажирских перевозок в светлое время суток с продолжительностью рейса до 8 часов. Корпус выполнен из алюминиево-магниево сплава. Крыльевое устройство состоит из носового и кормового крыльев. Переднее крыло имеет стреловидную в плане форму. Разработчиком судна КБ Р.Алексеева не является.

 

6. БУРЕВЕСТНИК

«Буревестник» — одно из самых красивых судов серии СПК, являющееся настоящим шедевром инженерной мысли, обладающее фантастическим обликом и скоростью. «Буревестник» словно прилетел из будущего. Это газотурбоход разработки ЦКБ СПК Р.Алексеева, г.Горький. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных из гражданской авиации (с Ил-18). Эксплуатировался c 1964 г. до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький.

  

7. СПУТНИК

«Спу́тник» — советское речное судно на подводных крыльях. Не был запущен в серию, единственный опытный экземпляр изготовлен в 1961 году, проработал около 4 лет, после чего был списан и установлен на постаменте в Тольятти. Автором проекта являлся известный советский конструктор судов на подводных крыльях Ростислав Алексеев.
Сначала он эксплуатировался на линии Горький — Тольятти. В 1965 году его перевели на линию Куйбышев — Казань. Объяснением для перевода стал факт глубокой осадки судна, что не позволяло эффективно использовать его в верховьях Волги. Однако эту навигацию судно уже не закончило, в Тольятти оно проходило всего три месяца. 4 двигателя потребляли очень много горючего и эксплуатация его оказалась крайне убыточной. Кроме того, от четырёх работающих дизелей исходила сильная вибрация, приводившая к частым поломкам.

  

В одном из рейсов судно столкнулось с топляком, после чего несколько лет простояло в судоремонтном заводе. Серьёзно пострадал один из двигателей, а на покупку нового средств не было. Судно оставалось на плаву, но потеряло ход и не поднималось на крыло. Предлагалось разрезать его на металлолом, но было принято другое решение. Судно установили на постаменте на набережной в Тольятти.

8. ЧАЙКА

Теплоход «Чайка» предназначен для речных скоростных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 400 км.

  

Вот такое получилось краткое исследование. И ведь это далеко не все, мы не затронули очень много типов.
Я просто приведу тут фотографии…

ЛАСТОЧКА

 

КАТРАН

ЦИКЛОН

ТАЙФУН

И НА ЗАКУСКУ — ЗАРЯ. 
Я не могу не описать его, хотя крыльев там нет.

Пассажирский глиссер. Теплоходы «Заря» — серия советских пассажирских скоростных глиссирующих речных судов с водомётным движителем для перевозки пассажиров и их багажа по малым рекам в светлое время суток. Вместимость 60-86 пассажиров, экипаж — 2-3 человека. Скорость движения 40-45 км/ч.

logistic.clan.su

Судно на подводных крыльях «Метеор-193»: techmonuments — LiveJournal

«Метеор-193» был построен на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького в 1984 году. Экспортный вариант, построенный для продажи в Бразилию. Был оснащён чехословакими авиационными креслами. Проработал в Казани до 1997 года, принадлежал Волжскому объединённому речному пароходству, а позднее — компании «Татфлот», и в 2004 году был установлен в качестве памятника перед Казанским речным техникумом имени Михаила Девятаева в честь столетия этого учебного заведения.

Адрес и координаты объекта: Казань, ул. Несмелова, 7, Казанский речной техникум (ныне — Казанский филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»). Памятник на Викимапии.

Фотографии памятника датированы августом 2011 года.

История создания


Судно на подводных крыльях «Метеор» — второй крылатый пассажирский теплоход, разработанный конструктором Ростиславом Алексеевым в 1959 году. История создания этих судов берёт своё начало в начале 1940-х, когда ещё студентом Алексеев заинтересовался темой и защитил дипломный проект на тему «Глиссер на подводных крыльях». В те годы конструкция не привлекла внимание высшего руководства военно-морского флота, но заинтересовала главного конструктора завода «Красное Сормово», на котором во время войны Алексеев работал мастером-испытателем танков. Алексееву выделили небольшое помещение, обозначив его как «гидролаборатория», и разрешили три часа в день посвящать любимой теме. Начались разработка и испытания моделей катеров на подводных крыльях, поиски оптимальной конструкции. В 1945 году на катере А-5 собственной конструкции Алексеев своим ходом дошёл до Москвы, чем, наконец, привлёк внимание военных и получил задание на оснащение подводными крыльями торпедного катера 123К, которое с успехом выполнил (отработав очередную модернизацию своего ноу-хау на катере А-7 и попутно ознакомившись с конструкцией трофейного немецкого СПК TS-6) и получил за него в 1951 году Сталинскую премию.Ростислав Алексеев:

Параллельно этому конструктор разработал проект первого речного пассажирского судна на подводных крыльях «Ракета». Но с воплощением проекта в жизнь всё оказалось не так просто: инженеру пришлось годами обивать пороги министерств, бороться с чиновничьими инертностью, консерватизмом, скепсисом, выбивать финансирование… Реальная работа над «Ракетой» началась только зимой 1956 года, а спущен на воду теплоход был в 1957 году. С большим успехом прошла его демонстрация на Всемирном фестивале молодежи и студентов, затем в течение года шла опытная эксплуатация «Ракеты» на линии Горький–Казань, а с 1959 года судно пошло в серию. Свершилась революция в перевозках пассажиров по реке: крылатый теплоход был почти впятеро быстрее обычного водоизмещающего.Первая «Ракета» на Волге, 1958 г. (фото из коллекции Денверского Университета):

Вслед за успешной «Ракетой» появился «Метеор» — судно крупнее, вдвое вместительнее и быстрее первенца, да ещё и способное справиться с большей по высоте волной. Оно брало на борт до 120 пассажиров и могло развить скорость до 100 км/ч (реальная эксплуатационная скорость была всё-таки ниже — 60–70 км/ч). Первый «Метеор» осенью 1959 года сходил в испытательный рейс из Горького в Феодосию, а в 1960 году был представлен в Москве руководству страны и общественности в качестве экспоната выставки речного флота.Эскизы Р. Алексеева (из книги «От замысла к воплощению»):

Головное судно серии (фото из архива Е.К. Сидорова):
Два фрагмента советской кинохроники тех времён, в которых речь идёт о новом диковинном судне:

С 1961 года «Метеор» пошёл в серию. «Метеор-2» был спущен на воду в сентябре 1961 года, а 7 мая 1962 года, в канун Дня Победы, ведомый легендарным летчиком, Героем Советского Союза Михаилом Петровичем Девятаевым, покинул акваторию Зеленодольского судостроительного завода им. А.М. Горького, где строили эти суда. Приписан он был к Казанскому речному порту. Следующий «Метеор» ушёл в Москву, следующие — в Ленинград, Волгоград, Ростов-на-Дону… За несколько лет суда серии распространились по рекам и водохранилищам всего Советского Союза.«Метеор-47» на канале им. Москвы (фото из проспекта «Канал имени Москвы»):

«Метеор-59» на Волге (фото из архива В.И. Полякова).

Сухогруз «Партизанская слава» доставляет «Метеор-103» в Комсомольк-на-Амуре с Чёрного моря (фото из журнала «Морской флот»:

Всего с 1961 по 1991 год было построено почти 400 судов, и распространились они не только по всему СССР, но и по миру: «Метеоры» работали в Югославии, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Нидерландах, Германии.

Венгерский «Solyom» компании Mahart Magyar Hajozasi RT, ходивиший из Будапешта в Вену, на Дунае (фото из рекламного буклета):

«Rheinblitz», Голландия. Работал на линии Rotterdam – Wal & Lek:

Польский «Bosman Express», бывший немецкий «Flying Dutchman»:

Словацкий «Мeteor V Bratislava» (фото Jerzy Kociatkiewicz):

С приходом экономики Союза в упадок и наступлением эры рынка скоростные перевозки пассажиров по рекам стали массово сокращаться и закрываться: нерентабельно. Государственные субсидии сошли на нет, топливо, масло, запчасти стали дорогими, да и пассажиропоток оскудел: многие пассажиры обзавелись личным транспортом, опустели деревни, которые крылатые теплоходы связывали с городами, появились конкуренция со стороны автобусных маршрутов. В итоге за несколько лет многие суда на подводных крыльях порезали на металлолом. Некоторым советским «Метеорам» повезло больше, они не попали «под нож», а были проданы за рубеж, и теперь трудятся в Китае, Вьетнаме, Греции, Румынии.

Греческий «Falcon I»Греция — бывший украинский «Метеор-19»:

Вьетнамский «Greenlines 9», бывший украинский «Метеор-27»:

«Chang Xiang 1», Китай:

«Метеор-43» уехал в Румынию и переимновался в «Amiral-1»:

В России же сейчас работает лишь несколько десятков «Метеоров»: основная часть — на туристических маршрутах в Санкт-Петербурге и Карелии, несколько штук ещё возят пассажиров по Волге (в Казани, Ярославле и Рыбинске), десятка c полтора в сумме наберётся на северных реках.


Серийный выпуск «Метеоров» прекратился в 1991 году, но со стапелей Зеленодольского судостроительного завода сошло ещё несколько теплоходов. В частности, в 2001 и 2006 году были построены два «Метеора» для ОАО «Северречфлот» . Кроме того, в нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с немецкими двигателями Deutz и кондиционерами, и несколько таких судов было продано в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» была окончательно демонтирована, а им на смену пришли глиссирующие суда проекта проекта А145.Китайский «Chang Jiang 1» проекта «Метеор-2000»:

А вот судьба красноярского «Метеора-235» сложилась необычно: с 1994 по 2005 годы он отслужил в Енисейском речном пароходстве, после чего был продан, а ещё через несколько лет, снова сменив хозяев, был модернизирован на Красноярском судоремонтном заводе по проекту 342Э/310, превратился в яхту-люкс и был перекрещён в «Верный»; по слухам, это был личный «Метеор» губернатора Красноярского края. Его легко узнать по футуристичному облику и сомнительной эстетической ценности внутренней отделке с обилием шкур «под леопарда».





Конструкция и технические характеристики


«Метеор-193» — судно проекта 342Э, разработанного ЦКБ по СПК (главный конструктор — Ростислав Алексеев) в 1959 году и выпущенное Зеленодольским судостроительным заводом им. А.М. Горького. Тип —двухвинтовой пассажирский теплоход на подводных крыльях. Длина корпуса — 34,6 метра, ширина (по размаху конструкции подводных крыльев) — 9,5 метра. Осадка на плаву — 2,35 метра, при ходе на крыльях — около 1,2 метра. Водоизмещение с полным грузом — 53,4 тонны. Эксплуатационная скорость — 65 км/ч (рекорд — 108 км/ч). Дальность плавания (без пополнения запасов топлива) — 600 км.

У «Метеора» — три пассажирских салона: в носовой, средней и кормовой частях судна. Общая пассажировместимость — 124 человека.

Носовой салон (фото Дмитрия Щукина):

Средний салон (фото Владимира Буракшаева):

Между средним и кормовым салоном есть небольшая полутокрытая (прогулочная) палуба.

Прогулочная палуба (фото Владимира Буракшаева):

Посты управления судном расположены в ходовой рубке, утопленной в полунадстройку в носовой части теплохода.

Ходовая рубка (фото Алексея Петрова):

В качестве главных двигателей установлены два V-образных 12-цилиндровых турбодизеля типа М-400 (версия авиационного дизеля М-40, конвертированная в судовой) мощностью по 1000 л.с. каждый. Они вращают два пятилопастных гребных винта диаметром 710 мм, которые и приводят теплоход в движение.

Машинное отделение (фото Алексея Петрова):

Под корпусом «Метеора» расположено крыльевое устройство — носовое и кормовое несущие крылья и два гидропланирующих подкрылка, закрепленных на стойках носового крыла. Подкрылки помогают судну при «выходе на крыло», а на ходу не дают ему вернуться в водоизмещающий режим, скользя по поверхности воды.

Принцип их действия крыльев «Метеора» — такой же, что и у крыла самолёта: подъемная сила возникает за счёт возникновения избыточного давления под профилем крыла и зоны разрежённости выше его. С ростом скорости разница давлений «выталкивает» судно вверх, корпус переходит из водоизмещающего положения в надводное, отчего существенно уменьшается площадь контакта с водой и её сопротивление, что позволяет развивать большую скорость.


В крыльевом устройстве «Метеора» используется эффект малопогруженного подводного крыла, известный также, как «эффект Алексеева». Алексеев в результате своих исследований получил такие гидродинамические характеристики подводного крыла, при которых оно, поднимаясь к поверхности воды, постепенно теряет подъемную силу из-за подтормаживания частиц жидкости в зоне, близкой к границе сред. Благодаря тому, что на определённой глубине подъёмная сила крыла приближается к нулю, оно не выскакивает из воды.***

P.S. Если уважаемые участники обнаружат какие-то неточности, пожалуйста, сообщите об этом.

techmonuments.livejournal.com

Meteor выходит на старт | Warspot.ru

28 апреля на сайте ведущего европейского разработчика ракетных систем корпорации MBDA был опубликован пресс-релиз, сообщающий о проведённых во Франции успешных испытаниях ракеты большой дальности класса «воздух-воздух». Испытания проводили команды Министерства обороны Франции, авиастроительной группы Dassault Aviation (производитель истребителя Rafale) и компании-разработчика ракеты. Тестовый пуск ракеты Meteor был осуществлён с борта французского истребителя Rafale над полигоном Cazaux Flight Test Centre, расположенном на юго-западе страны. Ракета успешно проследовала по заданному маршруту и уничтожила воздушную цель над другим полигоном – DGA Essais de Missiles в окрестностях Бордо. Являясь частью многолетней программы исследований, испытания стали важным этапом интеграции ракеты в систему вооружений истребителя Rafale.

Старт ракеты Meteor на тестовых испытаниях
defence.pk

Ракета Meteor с прямоточным реактивным двигателем и системой самонаведения предназначена для поражения высокоманёвренных целей на большом расстоянии и относится к вооружениям класса Fire-and-Forget. Французский истребитель Rafale благодаря установленному на его борту радару с активной фазированной решёткой способен обнаруживать и атаковать с дальней дистанции воздушные цели на безопасном для себя расстоянии. Как сообщается, истребители Rafale ВВС и ВМС Франции будут комплектоваться ракетами Meteor начиная с 2018 года. В настоящее время истребители имеют на вооружении французские ракеты средней дальности класса «воздух-воздух» Magic II и MICA, пригодные для ведения боя на малых и средних дистанциях (до 50 км).

Разработчиком ракеты Meteor является транснациональная корпорация MBDA, насчитывающая более десяти тысяч сотрудников и имеющая предприятия в нескольких странах Европы, а также на территории США. MBDA была создана в 2001 году тремя европейскими компаниями-лидерами в области авиации и оборонных технологий (Airbus Group, BAE Systems и Finmeccanica) с целью объединения финансовых, проектных и промышленных ресурсов для создания новейших образцов ракетных вооружений. Руководство корпорации придаёт большое значение активизации инновационной деятельности и скорейшему внедрению технических новшеств. Генеральный директор MBDA Антуан Бувье сформулировал эти цели следующим образом: «Будущее нашего прогресса будет идти по трём направлениям: инновации, операционная эффективность и европейская интеграция».

Ракета Meteor, установленная под фюзеляжем истребителя
mbda-systems.com

Разработку ракеты Meteor компания начала в 2002 году, взяв за основу наиболее перспективные проекты национальных оборонных программ европейских государств (в частности, Великобритании и Германии). Разработчики поставили цель создать мощное и эффективное оружие, способное поражать любые воздушные цели (включая малые БПЛА и высокоскоростные крылатые ракеты) на дальних дистанциях (более 100 км). Meteor имеет 3,7 м в длину, около 0,2 м в диаметре и весит 190 кг. Прямоточный двигатель разгоняет ракету до скорости более 4М, что делает её перехват трудновыполнимой задачей. Ближайшими аналогами ракеты Meteor и её прямыми конкурентами на международном рынке вооружений являются ракеты PL-12 (Китай), Astra (Индия) и AIM-120 (США).

По замыслу производителя, Meteor должен стать основным видом ракетного вооружения класса «воздух-воздух» общеевропейского истребителя Eurofighter. В 2003 году первый демонстрационный образец ракеты был успешно испытан вместе с истребителем Eurofighter Typhoon, а в 2004 году – с истребителями Rafale и Gripen. Кроме того, в планы корпорации MBDA входит интеграция ракет Meteor в систему вооружений истребителя Lockheed Martin F-35 Lightning II Block 4. В период с 2007 по 2013 год разработчик провёл ряд успешных тестовых испытаний с целью совершенствования отдельных параметров и характеристик ракеты.

Ракета Meteor на выставке
sldinfo.com

warspot.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *