Содержание

К-13 (авиационная ракета) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

K-13/Р-13 (Индекс в серии — Р-3, по классификации МО США и НАТО — AA-2 Atoll) — одна из наиболее распространённых в мире ракет класса «воздух—воздух» малой дальности. Разработана в Советском Союзе как аналог американской ракеты AIM-9 Sidewinder путём анализа обломков ракет, предоставленных Китаем[2]. В качестве платы за предоставленные образцы, документация на ракету Р-13 была передана Китаю. Там ракета производилась под индексом PL-2. Находится на вооружении множества государств.

Разработка

Разработка управляемой ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности К-13 началась в ОКБ-134 в 1958 году. При разработке были использованы образцы предоставленной Китаем американской ракеты AIM-9 Sidewinder — одна из неразорвавшихся, после воздушных боёв Второго Тайваньского кризиса, ракет после поисков была найдена в прибрежной грязи и предоставлена СССР в начале 1958 года. Ещё одним образцом послужила неразорвавшаяся AIM-9B, доставленная на аэродром китайским МиГ-17 в собственном фюзеляже

[3]. Эта ракета была выпущена тайваньским F-86 Sabre во время воздушного боя 28 сентября 1958 года, но после попадания не взорвалась.

Также сильно помог в деле освоения образца американского вооружения шведский полковник Стиг Веннерстрём, работавший на советское ГРУ и передавший в это же время подробные чертежи изделия (когда полковника раскрыли, обвинение в передаче чертежей стало одним из главных пунктов обвинения, в результате которого Веннерстрём был приговорен к пожизненному заключению, позже сокращенному до 20 лет).

Ракета К-13 представляла собой почти полную копию американской ракеты. Исключения составили ТПГСН и ракетное топливо, которые были разработаны советскими учёными[2]. Серийное производство ракеты началось в 1960 году.

Последующая проверка этой серии ракет, захваченных НАТО, показала, что детали от AIM-9 могут быть совместимы с деталями от К-13 и такая комбинация будет работать

[4].

Видео по теме

Модификации

  • Р-3С (AA-2 Atoll B) —
  • Р-3Р (AA-2 Atoll C) — модификация с полуактивной радиолокационной ГСН
  • Р-13М (К-13М, «изделие 380», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается формой оперения и рулей, более чувствительной охлаждаемой фреоном ГСН «Иней-70», новым радиовзрывателем. Разработана в 1969 году. Принята на вооружение 3 января 1974 года.
  • Р-13М1 («изделие 380М», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается увеличенным крылом двойной стреловидности, ГСН «Иней-М».
  • К-13ВВ — упрощённый вариант по технологии «военного времени»
  • PL-2 — китайский вариант Р-3С созданный на базе документации по К-13 и натурных образцов переданных КНР в соответствии с советско-китайским соглашением от 30 марта 1961 года, по Постановлению Правительства № 513—214 от 30 мая 1961 года.
  • A-91 — румынский вариант Р-3С, производившийся по лицензии

Боевое применение

Ракеты Р-3/13 применялись во многих вооружённых конфликтах, где достигли значительных успехов.

  • В ходе войны во Вьетнаме, лётчики МиГ-21 с помощью ракет Р-3С по минимальным оценкам сбили 76 американских летательных аппаратов, в это число входят 36 самолётов F-4, 17 F-105, 2 B-52B, 2 RF-101C, 1 EB-66C, 1 RA-5C, 1 F-102A, 1 A-7B, 1 вертолёт HH-53B и 4 БПЛА AQM-34. Стоит отметить это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.[5][6]
  • В ходе израильского вторжения в 1967 году египетские лётчики МиГ-21 с помощью Р-3С сбили как минимум 3 израильских истребителя, 2 SMB.2 и 1 Mirage-III.
  • В последующей войне на истощение пилоты МиГ-21 сбили максимум 4 израильских самолёта.
  • В ходе индо-пакистанской войны 1971 года индийские МиГ-21ФЛ с помощью ракет Р-3С сбили 3 пакистанских F-104A, не понеся потерь.
    [7]
  • В ходе войны Судного дня 1973 года египетские пилоты сбили не менее 10 израильских «Фантомов» и «Миражей». Сирийцы одержали как минимум 25 воздушных побед при помощи Р-3. Это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.[8]
  • В 1974 году в ходе сражений за гору Хермон сирийские МиГ-21 одержали не менее 2 воздушных побед с помощью Р-3 и ещё 2 победы одержали МиГ-23.
  • В 1981 году сирийские МиГ-23 с помощью ракет Р-13 над Ливаном сбили два израильских штурмовика A-4.
  • В ходе израильского вторжения в Ливане в 1982 году ракетой Р-13, выпущенной сирийским МиГ-21 был сбит израильский истребитель F-4.[9]
  • В ходе ирано-иракской войны иракские МиГ-21 и МиГ-23 использовали ракеты Р-13 в первой половине войны. С помощью их им удалось одержать как минимум 13 воздушных побед, вероятно это число может быть несколько или значительно выше.
    [10]
  • Ракеты также применялись в инцидентах мирного времени. 26 сентября 1964 года чехословацкий истребитель МиГ-21 был сбит над ГДР советским истребителем при помощи Р-3С[11].

Итого, по неполным данным, с помощью ракет Р-3/13 было достоверно сбито около 170 самолётов, вертолётов и БПЛА.

Тактико-технические характеристики[12]

МодификацияР-3СР-3РР-13МР-13М1
изделие 310изделие 320изделие 380изделие 380М
Принятие на вооружение1962196719741976
Самолёты-носители/боекомплектМиГ-19/2, МиГ-21/2, МиГ-23/4, Як-25/4МиГ-21С/2, МиГ-21СМ/4, МиГ-21бис, МиГ-23/4 МиГ-21бис/4, МиГ-23М/4, МиГ-23МЛ/4,
МиГ-23МЛА/4, МиГ-23П/4
МиГ-21бис/4, МиГ-23М/4, МиГ-23МЛ/4,
МиГ-23МЛА/4, МиГ-23П/4
Максимальная дальность, км7,681515
Минимальная дальность, км0,91,50,90,3
Длина ракеты, мм28383417 (3120)28752876
Диаметр корпуса, мм127
Размах крыла, мм528632651
Размах рулей, мм127420453
Стартовая масса, кг75,383,587,790,6
Время управляемого полёта, сек.21215452
Максимальная скорость, м/с550
Допустимая перегрузка при пуске, g3,75-6
Перегрузка перехватываемой цели, g3278
Боевая частьОФ 11,3 кгСтержневая 11,3 кг
Система наведенияИК ГСН
ТГС-13К
ПАРЛ ГСН
ПАРГ-13 (10-20 ГГц)
ИК ГСН «Иней 70»
с охлаждением фреоном
ИК ГСН «Иней-М»
с охлаждением фреоном
Взрывательнеконтактный
оптический 454-К
неконтактный
радиовзрыватель «Ястреб»
неконтактный
радиолокационный «Синица»
Двигательная установкаПРД-80АПРД-80АПРД-240ПРД-240

Зарубежные варианты

Эксплуатанты

Афганистан Афганистан
Алжир Алжир
Ангола Ангола
Болгария Болгария
КНР КНР
Куба Куба
 Чехословакия
ГДР ГДР
Египет Египет
Финляндия Финляндия
Индонезия Индонезия
Индия
Ирак Ирак
Ливия Ливия
КНДР КНДР
Польша Польша
Румыния Румыния
СССР СССР
Сирия Сирия
Вьетнам Вьетнам
Йемен Йемен

Примечания

  1. ↑ История предприятия Архивная копия от 18 мая 2010 на Wayback Machine Оф.сайт ОАО ГосМКБ «Вымпел» им. И.И.Торопова
  2. 1 2 Р-13
  3. ↑ Р-3С
  4. ↑ «Sidewinder Room, » U.S. Naval Museum of Armament and Technology, Naval Air Weapons Station China Lake
  5. ↑ Vietnamese Air-to-Air Victories, Part 1
  6. ↑ Vietnamese Air-to-Air Victories, Part 2
  7. ↑ Indian Air-to-Air Victories since 1948
  8. ↑ Egyptian Air-to-Air Victories since 1948
  9. ↑ Syrian Air-to-Air Victories since 1948
  10. ↑ Iraqi Air-to-Air Victories since 1967
  11. ↑ Александр Котлобовский, Ростислав Мараев. Оправдавший предназначение // АиВ, № 5, 2007
  12. ↑ Авиация ПВО России и научно–технический прогресс. — Дрофа, 2004. — С. 196. — 816 с. — ISBN 5-7107-8418-4.
  13. Beech, Eric. Iran and Romania reveal new weapons.  (англ.) // Flight International, 20 May 1989, p. 16

Литература

  • Широкорад, А. Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 1999. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6.
  • Марковский В., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 16-18. — ISSN 0130-2701.
  • Марковский В., Перов К.
    Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 23-25. — ISSN 0130-2701.

Ссылки

Советские и российские управляемые и неуправляемые авиационные ракеты

Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы) .

wiki2.red

К-13 (авиационная ракета) — Howling Pixel

K-13/Р-13 (Индекс в серии — Р-3, по классификации МО США и НАТО — AA-2 Atoll) — одна из наиболее распространённых в мире ракет класса «воздух—воздух» малой дальности. Разработана в Советском Союзе как аналог американской ракеты AIM-9 Sidewinder путём анализа обломков ракет, предоставленных Китаем

[2]. В качестве платы за предоставленные образцы, документация на ракету Р-13 была передана Китаю. Там ракета производилась под индексом PL-2. Находится на вооружении множества государств.

Разработка

Разработка управляемой ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности К-13 началась в ОКБ-134 в 1958 году. При разработке были использованы образцы предоставленной Китаем американской ракеты AIM-9 Sidewinder — одна из неразорвавшихся, после воздушных боёв Второго Тайваньского кризиса, ракет после поисков была найдена в прибрежной грязи и предоставлена СССР в начале 1958 года. Ещё одним образцом послужила неразорвавшаяся AIM-9B, доставленная на аэродром китайским МиГ-17 в собственном фюзеляже[3]. Эта ракета была выпущена тайваньским F-86 Sabre во время воздушного боя 28 сентября 1958 года, но после попадания не взорвалась.

Также сильно помог в деле освоения образца американского вооружения шведский полковник Стиг Веннерстрём, работавший на советское ГРУ и передавший в это же время подробные чертежи изделия (когда полковника раскрыли, обвинение в передаче чертежей стало одним из главных пунктов обвинения, в результате которого Веннерстрём был приговорен к пожизненному заключению, позже сокращенному до 20 лет).

Ракета К-13 представляла собой почти полную копию американской ракеты. Исключения составили ТПГСН и ракетное топливо, которые были разработаны советскими учёными[2]. Серийное производство ракеты началось в 1960 году.

Последующая проверка этой серии ракет, захваченных НАТО, показала, что детали от AIM-9 могут быть совместимы с деталями от К-13 и такая комбинация будет работать[4].

Модификации

  • Р-3С (AA-2 Atoll B) —
  • Р-3Р (AA-2 Atoll C) — модификация с полуактивной радиолокационной ГСН
  • Р-13М (К-13М, «изделие 380», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается формой оперения и рулей, более чувствительной охлаждаемой фреоном ГСН «Иней-70», новым радиовзрывателем. Разработана в 1969 году. Принята на вооружение 3 января 1974 года.
  • Р-13М1 («изделие 380М», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается увеличенным крылом двойной стреловидности, ГСН «Иней-М».
  • К-13ВВ — упрощённый вариант по технологии «военного времени»
  • PL-2 — китайский вариант Р-3С созданный на базе документации по К-13 и натурных образцов переданных КНР в соответствии с советско-китайским соглашением от 30 марта 1961 года, по Постановлению Правительства № 513—214 от 30 мая 1961 года.
  • A-91 — румынский вариант Р-3С, производившийся по лицензии

Боевое применение

Ракеты Р-3/13 применялись во многих вооружённых конфликтах, где достигли значительных успехов.

  • В ходе войны во Вьетнаме, лётчики МиГ-21 с помощью ракет Р-3С по минимальным оценкам сбили 76 американских летательных аппаратов, в это число входят 36 самолётов F-4, 17 F-105, 2 B-52B, 2 RF-101C, 1 EB-66C, 1 RA-5C, 1 F-102A, 1 A-7B, 1 вертолёт HH-53B и 4 БПЛА AQM-34. Стоит отметить это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.[5][6]
  • В ходе израильского вторжения в 1967 году египетские лётчики МиГ-21 с помощью Р-3С сбили как минимум 3 израильских истребителя, 2 SMB.2 и 1 Mirage-III.
  • В последующей войне на истощение пилоты МиГ-21 сбили максимум 4 израильских самолёта.
  • В ходе индо-пакистанской войны 1971 года индийские МиГ-21ФЛ с помощью ракет Р-3С сбили 3 пакистанских F-104A, не понеся потерь.[7]
  • В ходе войны Судного дня 1973 года египетские пилоты сбили не менее 10 израильских «Фантомов» и «Миражей». Сирийцы одержали как минимум 25 воздушных побед при помощи Р-3. Это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.[8]
  • В 1974 году в ходе сражений за гору Хермон сирийские МиГ-21 одержали не менее 2 воздушных побед с помощью Р-3 и ещё 2 победы одержали МиГ-23.
  • В 1981 году сирийские МиГ-23 с помощью ракет Р-13 над Ливаном сбили два израильских штурмовика A-4.
  • В ходе израильского вторжения в Ливане в 1982 году ракетой Р-13, выпущенной сирийским МиГ-21 был сбит израильский истребитель F-4.[9]
  • В ходе ирано-иракской войны иракские МиГ-21 и МиГ-23 использовали ракеты Р-13 в первой половине войны. С помощью их им удалось одержать как минимум 13 воздушных побед, вероятно это число может быть несколько или значительно выше.[10]
  • Ракеты также применялись в инцидентах мирного времени. 26 сентября 1964 года чехословацкий истребитель МиГ-21 был сбит над ГДР советским истребителем при помощи Р-3С[11].

Итого, по неполным данным, с помощью ракет Р-3/13 было достоверно сбито около 170 самолётов, вертолётов и БПЛА.

Тактико-технические характеристики[12]

МодификацияР-3СР-3РР-13МР-13М1
изделие 310изделие 320изделие 380изделие 380М
Принятие на вооружение1962196719741976
Самолёты-носители/боекомплектМиГ-19/2, МиГ-21/2, МиГ-23/4, Як-25/4МиГ-21С/2, МиГ-21СМ/4, МиГ-21бис, МиГ-23/4МиГ-21бис/4, МиГ-23М/4, МиГ-23МЛ/4,
МиГ-23МЛА/4, МиГ-23П/4
МиГ-21бис/4, МиГ-23М/4, МиГ-23МЛ/4,
МиГ-23МЛА/4, МиГ-23П/4
Максимальная дальность, км7,681515
Минимальная дальность, км0,91,50,90,3
Длина ракеты, мм28383417 (3120)28752876
Диаметр корпуса, мм127
Размах крыла, мм528632651
Размах рулей, мм127420453
Стартовая масса, кг75,383,587,790,6
Время управляемого полёта, сек.21215452
Максимальная скорость, м/с550
Допустимая перегрузка при пуске, g3,75-6
Перегрузка перехватываемой цели, g3278
Боевая частьОФ 11,3 кгСтержневая 11,3 кг
Система наведенияИК ГСН
ТГС-13К
ПАРЛ ГСН
ПАРГ-13 (10-20 ГГц)
ИК ГСН «Иней 70»
с охлаждением фреоном
ИК ГСН «Иней-М»
с охлаждением фреоном
Взрывательнеконтактный
оптический 454-К
неконтактный
радиовзрыватель «Ястреб»
неконтактный
радиолокационный «Синица»
Двигательная установкаПРД-80АПРД-80АПРД-240ПРД-240

Зарубежные варианты

Эксплуатанты

 Афганистан
 Алжир
 Ангола
 Болгария
 Китай
 Куба
 Чехословакия
 ГДР
 Египет
 Финляндия
 Индонезия
Индия
 Ирак
 Ливия
 КНДР
 Польша
 Румыния
 СССР
 Сирия
 Вьетнам
 Йемен

Примечания

  1. ↑ История предприятия Архивная копия от 18 мая 2010 на Wayback Machine Оф.сайт ОАО ГосМКБ «Вымпел» им. И.И.Торопова
  2. 1 2 Р-13
  3. ↑ Р-3С
  4. ↑ «Sidewinder Room, » U.S. Naval Museum of Armament and Technology, Naval Air Weapons Station China Lake
  5. ↑ Vietnamese Air-to-Air Victories, Part 1
  6. ↑ Vietnamese Air-to-Air Victories, Part 2
  7. ↑ Indian Air-to-Air Victories since 1948
  8. ↑ Egyptian Air-to-Air Victories since 1948
  9. ↑ Syrian Air-to-Air Victories since 1948
  10. ↑ Iraqi Air-to-Air Victories since 1967
  11. ↑ Александр Котлобовский, Ростислав Мараев. Оправдавший предназначение // АиВ, № 5, 2007
  12. ↑ Авиация ПВО России и научно–технический прогресс. — Дрофа, 2004. — С. 196. — 816 с. — ISBN 5-7107-8418-4.
  13. Beech, Eric. Iran and Romania reveal new weapons.  (англ.) // Flight International, 20 May 1989, p. 16

Литература

  • Широкорад, А. Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 1999. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6.
  • Марковский В., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 16-18. — ISSN 0130-2701.
  • Марковский В., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 23-25. — ISSN 0130-2701.

Ссылки

К-13

К-13 — прототип советского бомбардировщика, разработка ОКБ Калинина.

Советские и российские управляемые и неуправляемые авиационные ракеты

Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы) .

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Р-3 (К-13)

В начале 1958 года во время боевых действий против авиации Тайваня в руки китайцев попала новейшая американская управляемая ракета класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 «Сайдуиндер» (её обломки были найдены на рисовом поле). В сентябре вторая ракета попала в борт китайского МиГ-17 и неразорвалась. Решением Президиума ЦК КПСС от 13 ноября 1958 года для изучения ракеты в КНР была направлена группа специалистов (31 человек из 17 организаций) во главе с главным конструктором завода №134 И.И.Тороповым.

В ноябре вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР об изготовлении аналогов ракеты. Первоначально работу предполагалось поручить ОКБ под руководством М.Р.Бисновата, но тот отказался, сославшись на занятость другими работами. Тогда создание ракеты, получившей обозначение К-13, было поручено КБ Завода опытного вооружения №134. Работы осуществлялись под руководством И.И.Торопова и Б.В.Журавлёва. Электронные платы оказались залиты пластиком и для извлечения деталей (их оказалось 2000 штук) пришлось привлечь якутских косторезов.

Изучения одних фрагментов ракеты AIM-9 оказалось недостаточно. Работа была завершена только после ознакомления с технической документацией «Сайдуиндера». Испытания ракеты проводились на опытных самолётах СМ-12/3Т и СМ-12/4Т. 21 октября 1959 года был выполнен первый пуск телеметрической ракеты, а 1 декабря — боевой по радиоуправляемой мишени МиГ-15.

Серийное производство началось в феврале 1960 года под обозначением Р-3С сразу на нескольких заводах. По своим габаритам ракета повторяла AIM-9, но имела балее массивную БЧ и иную конструкцию двигателя. Такими ракетами оснащались истребители МиГ-19ПГ, МиГ-21, МиГ-23, Су-20, Як-28П.

Ракета Р-3С построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным оперением. Для обеспечения устойчивости в продольном направлении крылья снабжены роллеронами. Боевая часть осколочно-фугасная. В носовой части ракеты устанавливалась пассивная тепловая ГСН типа 451К, датчик которой закрывался обтекателем из стекла или пластика, прозрачного для инфракрасного излучения. Средний отсек занимал отсек управления с пороховым аккумулятором давления, от которого питались рулевые приводы. Силовая установка состояла из твердотопливного ракетного двигателя с тягой 2500 кгс, занимавшего задний отсек ракеты. В двигателе использовалось нитроглицириновое топливо марки НМФ-2К (масса 20,5 кг). Ракета применялась с подкрыльевых пусковых устройств АПУ-3С, АПУ-13, АПУ-13М1, АПУ-13М5, АПУ-13БС, АПУ-13МТ.

Р-3С предназначена для ближнего боя. После пуска двигатель работал в течение 1,7-3,2 с, разгоняя ракету. Затем она шла к цели по инерции. Ресурса бортовой энергетики хватало на 11 с полёта (у К-13А — до 21 с). При отходе от самолёта-носителя на безопасное растояние взводился взрыватель. ГСН с чувствительным элементом на базе сернистого олова обеспечивала сопровождение цели с углом 50°, а её ориентацию в пространстве осуществлял гиростабилизатор. При сближении с целью на достаточное растояние срабатывал неконтактный оптический взрыватель и подрывалась боевая часть. При взрыве образовывалось до 1100 осколков, которые поражали цель. На случай прямого попадания в самолёт противника был предусмотрен контактный взрыватель (его пьезоэлементы располагались на кромках рулей). При промахе ракета уничтожалась самоликвидатором, срабатывавшим через 21-28 с после пуска. Ракета может поражать и наземные тепловые цели (при этом неконтактный взрыватель отключается).

В боевых условиях ракета Р-3С впервые применена во Вьетнаме в 1966 году. В 1968 году применялась арабами в войне с Израилем. В декабре 1971 года примененялась в индо-пакистанском конфликте. Снята с вооружения ВВС России в начале 90-х годов. Выпускалась по лицензии в Китае.

Модификации:

  • Р-3В — высотная (проект).
  • Р-3ВВ — упрощённой конструкции для военного времени (проект).
  • Р-3С (К-13, «изделие 310») — с инфракрасной (тепловой) ГСН.
  • Р-3С (К-13А, «изделие 310А») — модернизированная. Отличается новым пороховым аккумулятором давления.
  • Р-3П — практическая. Отличалась отсутствием БЧ и рулей.
  • Р-3Р («изделие 320») — с полуактивной радиолокационной ГСН. Выпускалась с 1965 года. Применялась на МиГ-21.
  • Р-3У («изделие 318») — учебная. Отличается отсутствием БЧ и оперения. Предназначена для отработки в учебных боях захвата цели ГСН и фиксации результатов атаки контрольно-записывающей аппаратурой.
  • Р-13 — с инфракрасной ГСН, охлаждаемой азотом.

Технические характеристики

Габариты, мм:

длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения

2838
127
528
Стартовая масса, кг 73,5
Масса боевой части, кг 11,3
Скорость максимальная, км/ч 1980
Дальность пуска, км:

максимальная
минимальная

7,6
0,9
Время управляемого полёта, с 21
Диапазон скоростей носителя, км/ч 900-2200
Диапазон высот применения, м 100-20000

Литература

  1. Боечкин И. С индексом «Р» // Техника — молодёжи. — 2000. — №9. — С. 30-35.
  2. Марковский В.Ю., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты класса «воздух-воздух» // Крылья Родины. — 1995. — №9. — С. 23-25.
  3. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух». — М.: «Экспринт», 2005. — С. 9-11, 21-23.
  4. Якубович Н.В. Истребитель МиГ-19 // Авиаколлекция. — 2003. — №1. — С. 19-20.

aviaros.narod.ru

Ракетный комплекс Д-2 с баллистической ракетой Р-13 » Военное обозрение

В начале 1954 года советская промышленность занялась разработкой первого отечественного ракетного комплекса с баллистической ракетой, предназначенного для установки на перспективные подлодки. Результатом этого стало появление комплекса Д-1 с ракетой Р-11ФМ. С целью упрощения работ было решено взять готовую ракету для сухопутных войск и адаптировать ее к применению флотом. В дальнейшем появилось предложение о создании нового комплекса с ракетой, изначально созданной для вооружения субмарин. Так появился комплекс Д-2 с ракетой Р-13.

25 июля 1955 года Совет министров постановил начать разработку новой баллистической ракеты, предназначенной для вооружения подводных лодок. Создание нового проекта поручили ОКБ-1 / НИИ-88, возглавляемому С.П. Королевым. В дальнейшем роль головного разработчика передали СКБ-385 во главе с В.П. Макеевым. Кроме того, на правах субподрядчиков к проекту привлекались несколько других организаций. Так, ЦКБ-34 должно было разработать пусковую установку для новой ракеты, а НИИ-49 отвечал за создание приборного оснащения ракеты.


Вторая половина 1955 года ушла у специалистов ОКБ-1 на создание эскизного проекта. На этом этапе были определены основные особенности перспективного комплекса и его ракеты, а также сделаны несколько важнейших предложений. К примеру, было решено унифицировать комплекс Д-2 с разрабатывавшимся в то время Д-1 под ракету Р-11ФМ. Предполагалось, что перспективные подлодки-носители ракет Р-13, в случае задержки с созданием последних, смогут получить вооружение в виде Р-11ФМ, хотя это и потребует некоторых доработок пусковой установки. В дальнейшем практика показала, что такое предложение имело смысл.
Ракета Р-13, ставшая памятником. Город Североморск. Фото Wikimedia Commons

Главным элементом нового ракетного комплекса должно было стать изделие Р-13 (индекс ГРАУ 4К50). Это была баллистическая ракета малой дальности (по нынешней классификации), предназначенная для атаки береговых целей с заранее известными координатами. Ракета должна была запускаться с подводных лодок на некотором удалении от берега и уничтожать цель при помощи специальной боевой части. Важной особенностью проекта было его происхождение: ракета Р-13 стала первым подобным отечественным оружием, созданным специально для применения на подлодках, а не переделанным из имеющегося «сухопутного» изделия.

К новой ракете предъявлялись особые требования, затруднявшие ее разработку. Изделие должно было иметь длину не более 12 м и диаметр до 1,3 м. При этом забрасываемый вес должен был достигать 1600 кг. Также ракета должна была отличаться прочностью конструкции, обеспечивающей ее хранение в заправленном виде и запуск в различных условиях. Решение подобных задач потребовало от разработчиков проекта применить ряд новых идей.

Изделие Р-13 представляло собой одноступенчатую жидкостную баллистическую ракету с отделяемой боевой частью и автономной инерциальной системой управления. Подобная архитектура позволяла создать оружие с требуемыми боевыми характеристиками, пригодное для использования флотом.

Ракета получила цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем, на котором имелись несколько выступающих поверхностей. В хвостовой части корпуса предусматривался набор стабилизаторов. Головная часть ракеты отдавалась под размещение специальной боевой части. Позади нее располагался бак для окислителя, под которым находился приборный отсек с частью систем управления. Хвостовая часть корпуса отдавалась под бак для топлива и двигатель. Для экономии веса было решено делать баки несущими, благодаря чему появилась возможность объединить силовой набор ракеты с топливными емкостями. Еще одним интересным нововведением было промежуточное днище в верхнем баке (для окислителя), обеспечивавшее правильную балансировку ракеты вне зависимости от расхода топлива.


Хвостовая часть ракеты с соплами двигателя. Хороши видны пазы для перемещения рулевых камер. Фото Широкорад А.Б. «Оружие отечественного флота. 1945-2000»

Для ракеты Р-13 был разработан новый жидкостный двигатель С2.713 с тягой 25,7 т, работавший на горючем типа ТГ-02 и окислителе АК-27И. Новый двигатель имел оригинальную конструкцию, в определенной мере улучшавшую управление ракетой, а также повышавшую другие ее характеристики. В составе двигателя имелись одна крупная центральная маршевая камера и четыре боковые поворотные рулевые. При помощи поворота рулевых камер вокруг горизонтальной оси ракета могла маневрировать. В составе двигателя имелись два турбонасосных агрегата и два газогенератора: по одному для маршевой и рулевых камер.

В промежутке между баками топлива и окислителя, рядом с центром тяжести ракеты, помещался приборный отсек с аппаратурой системы управления. Там находился набор гироскопических приборов, задачей которых было слежение за положением ракеты в пространстве. За счет установки гироскопов вблизи центра тяжести ракеты удалось значительно повысить эффективность их работы. По данным с гироскопов автопилот должен был вырабатывать команды для приводов рулевых камер двигателя. Также автопилот должен был следить за продолжительностью полета и в нужный момент отключать двигатель, а также сбрасывать головную часть с боезарядом.

Головной отсек ракеты Р-13 / 4К50 вмещал в себя ядерный боезаряд. Специальное боевое оснащение помещалось в отсеке с длинным коническим головным обтекателем, коротким цилиндрическим корпусом и небольшим коническим хвостовым обтекателем. На последнем предусматривались стабилизирующие ребра. Внутри корпуса располагался ядерный боевой блок мощностью 1 Мт, разработанный в НИИ-1011. Интересно, что на стадии разработки боевой части возникли проблемы с интеграцией заряда в имеющийся корпус. По этой причине специалистам НИИ-1011и СКБ-385 пришлось изменить компоновку ядерного боеприпаса с целью правильного размещения внутри корпуса. При этом корпус боевой части и ядерного заряда теперь представляли собой единый агрегат. Сброс головной части должен был осуществляться при помощи порохового толкателя.


Схема пусковой установки с ракетой (слева) и ракеты Р-13 (справа). 1 — боевая часть; 2 — бак окислителя; 3 — приборный отсек; 4 — бак горючего; 5 — маршевая камера двигателя, 6 — стабилизаторы; 7 — рулевая камера. Рисунок Rbase.new-factoria.ru

Также была разработана учебная версия боевой части. Она отличалась отсутствие делящегося вещества, однако получала полный набор прочего оборудования, в том числе 300-кг инициирующий заряд взрывчатого вещества. Головную часть с таким оснащением предлагалось применять при испытаниях и в ходе учебных пусков.

Ракета Р-13 имела длину 13,745 м и диаметр корпуса 1,3 м. Размах стабилизаторов составлял 1,91 м. Сухая масса ракеты определялась на уровне 3730 кг. Максимальный стартовый вес – 13,745 т, из них более 2300 кг приходилось на горючее и более 7770 кг – на окислитель.

Изделие могло развивать скорость свыше 2 км/с и благодаря этому подниматься на высоту до 145 км. Максимальная дальность стрельбы составляла 600 км. Минимальная дальность запуска – 148 км. Для полета на максимальную дальность требовалось чуть более 7 минут. Круговое вероятное отклонение при стрельбе на максимальную дальность составляло 4 км.

Подлодка-носитель ракеты Р-13 должна была получить набор специального оборудования для хранения и применения оружия. Основным элементом комплекса Д-2 была пусковая установка СМ-60 на основе стартового стола. Перевозить ракету предлагалось внутри шахты соответствующих размеров. Внутри шахты помещался подвижный стартовый стол с цепными подъемниками для вывода ракеты за пределы объема хранения. Стартовый стол, установленный на подъемном устройстве, имел поворотную платформу с удерживающими устройствами для ракеты. С помощью этой платформы предлагалось выполнять наведение ракеты по азимуту.


Пусковая установка подлодки пр. 629 сразу после старта ракеты. Стойки-захваты разведены. Фото Rbase.new-factoria.ru

На стартовом столе крепились четыре стойки-захвата, удерживавшие ракету в вертикальном положении. Начиная подъем, ракета должна была инициировать автоматическое разведение стоек пружинным механизмом. После старта автоматика должна была складывать их. В экстренной ситуации экипаж подлодки мог сбросить ракету за борт. Для этого подавалась команда, по которой пневматический привод должен был смещать рамку на стартовом столе. Последняя наклоняла ракету на правый борт до недопустимых углов, после чего та должна была самостоятельно срываться с креплений и падать в воду.

Для расчета полетной программы и введения данных в автоматику ракеты предлагалось использовать устройство «Доломит». Выдачу координат для использования ракет должна была осуществлять штатная навигационная система лодки-носителя. Разные носители получали различные средства навигации.

Также в состав комплекса Д-2 входили некоторые средства, предназначенные для применения на берегу, при подготовке подводной лодки к выходу на боевое дежурство. В состав береговых средств комплекса входили специальные контейнеры для транспортировки ракет и боевых частей, автозаправщики, тягачи и т.д. При помощи этих систем предполагалось выполнять загрузку ракет на подлодку и осуществлять заправку, а также проводить обследование изделия после возвращения субмарины с дежурства.


Дизель-электрическая подлодка проекта 629. Фото Wikimedia Commons

Перед выходом подлодки в море следовало выполнять загрузку ракет и заправлять их. В связи со специфическими особенностями использованной топливной пары предлагалось заправлять ракету только окислителем. Горючее должно было храниться в отдельной цистерне на подлодке и заливаться в бак ракеты только в ходе предстартовой подготовки. Допускалось хранение ракеты в заправленном состоянии в течение трех месяцев. После этого следовало сливать окислитель, выгружать ракету и проверять состояние ее баков. Пройдя осмотр, ракета вновь могла загружаться на подлодку.

Перед стрельбой экипаж подлодки должен был рассчитывать полетное задание и вводить его в автопилот ракеты. Кроме того, в это время производилась заправка баков. Непосредственно перед запуском лодка должна была всплывать и открывать крышку пусковой установки. Далее при помощи подъемника ракета выводилась за пределы подводной лодки. По команде на запуск включался двигатель. Как и в предыдущем проекте, были предложены некоторые новые агрегаты и методики, позволявшие снизить влияние качки на старт ракеты. За счет их применения допускался запуск при скорости носителя до 15 узлов и при качке до 5 баллов. Запуск двигателя и его вывод на номинальный режим производился с учетом положения субмарины и пусковой установки.

На подготовку ракеты к старту после всплытия лодки уходило порядка 4 минут. Сразу после запуска одной ракеты подлодка могла начать подготовку к новой стрельбе. При этом уже использованный стартовый стол возвращался в шахту, и та закрывалась крышкой, после чего начиналась подготовка новой пусковой установки либо производилось погружение. Через 12-15 минут после всплытия субмарина, произведя залп тремя ракетами, могла возвращаться в подводное положение.


Схема ДЭПЛ пр. 629. Виден килевой агрегат, необходимый для размещения пусковых установок. Рисунок Wikimedia Commons

В 1957-58 годах стартовали работы по проектам Р-13А и Р-13М, целью которых было повышение характеристик ракеты Р-13 / 4К50. Подробные сведения об особенностях проекта Р-13А отсутствуют. Работы по проекту Р-13М продолжались в течение некоторого времени, после чего были остановлены в пользу других проектов с большими перспективами.

С середины 1954 года велись работы над несколькими проектами перспективных подводных лодок, которые предлагалось оснащать новыми ракетными комплексами. Среди прочих в ЦКБ-16 под руководством Н.Н. Исанина разрабатывался проект дизель-электрической подлодки 629. Изначальный вариант этого проекта не получил одобрения, из-за чего в 1956 году разработка новой субмарины фактически началась заново. Новый проект предусматривал строительство подлодок, способных нести комплексы Д-1 и Д-2 с ракетами Р-11ФМ и Р-13 соответственно.

Для эксплуатации новых ракет подлодка проекта 629 должна была получать систему «Доломит», а для навигации предлагался комплекс «Сигма» с астронавигационным перископом типа «Лира». Три пусковые установки СМ-60 должны были помещаться в четвертом отсеке подлодки, внутри корпуса и прочной рубки. Для размещения пусковых установок большой длины на нижней части корпуса появился крупный выступающий агрегат.

Так же в 1956 году началось проектирование атомной подлодки «658», которая так же должна была стать носителем ракет Р-13. Этот проект создавался в ЦКБ-18 под руководством С.Н. Ковалева. Новые АПЛ должны были получать систему управления «Доломит-1» с автоматом азимута и дистанции «Марс-629». Для навигации предлагалось использовать комплекс «Плутон-658». Ввиду сравнительно крупных габаритов подлодки удалось обойтись без каких-либо агрегатов, выступающих за пределы легкого корпуса.


Схема атомной подлодки проекта 658. Рисунок Wikimedia Commons

В 1957 году началась проработка проекта 660. Такая субмарина должна была использовать энергетическую установку, использующую надперекись натрия. Предполагалось, что с помощью новых двигателей лодка сможет развивать под водой скорость до 15 узлов или преодолевать до 2800 миль на экономической скорости. Подлодки проекта 660 должны были нести по три ракеты Р-13. К середине 1958 года был разработан предварительный вариант проекта, анализ которого показал бесперспективность разработки. Отличаясь большей сложностью, новая субмарина должна была уступать существующим лодкам по основным характеристикам. Дальнейшие работы над проектом посчитали бессмысленными.

Комплект необходимой документации по комплексу Д-2 был подготовлен в начале 1957 года. Вскоре после этого стартовала подготовка к испытаниям отдельных агрегатов и ракеты в целом. В течение нескольких следующих месяцев проводились различные испытания перспективной боевой части, систем управления и т.д. В декабре 1959 года начались проверки двигателя С2.713. К весне следующего года все отдельные испытания завершились, что позволило начать подготовку к проверкам ракеты Р-13 в сборе.

В июне 1959 года первые опытные изделия Р-13 / 4К50 доставили на полигон Капустин Яр для проведения испытаний. Первые запуски ракеты осуществлялись с неподвижного стенда, после чего начались проверки на качающемся стенде, имитирующем качку подлодки. До марта 1960 года на полигоне выполнили 19 запусков, из которых 15 были признаны успешными. К этому времени уже начались проверки ракетного комплекса в составе оборудования подлодки.


К-19 — печально известный представитель проекта 658. Фото Wikimedia Commons

В ноябре 1959 года одна из подлодок проекта 629, служивших в составе Северного флота, получила полный набор оборудования, необходимого для эксплуатации ракет Р-13. Испытательные стрельбы продолжались до августа 60-го. За это время было израсходовано 13 ракет. 11 изделий выполнили поставленные задачи, еще два пуска были аварийными.

В конце лета и начале осени 1960 года в Кольском заливе состоялись необычные испытания комплекса Д-2 с ракетой Р-13. Для них был построен натурный макет отсека подлодки проекта 629 со всеми агрегатами ракетного комплекса. На разных расстояниях от отсека устанавливались глубинные бомбы, мины и т.д., имитировавшие различное противолодочное оружие условного противника. В ходе шести испытаний были сформированы новые требования, позволявшие повысить защищенность ракет от атаки противника. В частности, именно по результатам этих испытаний было решено окончательно отказаться от хранения топлива непосредственно в ракете.

После доработок комплекса по результатам всех испытаний систему Д-2 вновь проверили, что открыло ей дорогу к применению флотом. 13 октября 1961 года ракетный комплекс Д-2 с баллистической ракетой Р-13 был принят на вооружение в составе средств подлодок проектов 629 и 658. С декабря 1959 года по декабрь 1962-го военно-морской флот Советского Союза получил 23 ДЭПЛ проекта 629. В тот же период боевой состав ВМФ пополнился восемью атомными субмаринами проекта 658.

Эксплуатация ракетного комплекса Д-2 продолжалась до начала семидесятых годов. За этот период субмарины-носители выполнили 311 запусков ракет. 225 стрельб завершились успешным поражением учебных целей. По имеющимся данным, по 38 неудачных стартов было связано с ошибками личного состава и неполадками различных систем. Причины 10 оставшихся аварий установить не удалось.


Запуск ракеты Р-13. Фото Rbase.new-factoria.ru

Особый интерес представляет запуск, выполненный подлодкой проекта 629 20 октября 1961 года. В ходе учений с кодовым названием «Радуга» одна из субмарин Северного флота выполнила стрельбу ракетой Р-13 со штатной специальной боевой частью. Ядерный боезаряд успешно поразил условную цель на полигоне на Новой Земле. Согласно открытым источникам, это был единственный случай использования ракеты Р-13 в полноценной боевой конфигурации. Более того, до или после мероприятия «Радуга» отечественные субмарины ни разу не стреляли баллистическими ракетами с ядерными боезарядами.

Ракета Р-13 была разработана специально для использования подводными лодками. Подобный подход к созданию нового вооружения полностью себя оправдал. От предыдущей Р-11ФМ новая ракета Р-13 отличалась повышенной надежностью, а также более высокими характеристиками. Изделие 4К50 получило возможность доставлять на дальность до 600 км боевую часть мощностью 1 Мт. Тем не менее, от главного недостатка предшествующей разработки в виде надводного старта избавиться так и не удалось. Эта особенность комплекса Д-2, в частности, приводила к заметному отставанию от зарубежных аналогов.

Рост основных характеристик ракеты, а также массовое строительство подлодок-носителей позволили значительно повысить ударный потенциал морской составляющей стратегических ядерных сил. Именно благодаря комплексу Д-2 с ракетой Р-13 удалось начать полноценное патрулирование вблизи территории вероятного противника и тем самым сократить имевшееся отставание в ядерных вооружениях.

Создание и эксплуатация комплекса Д-2 с ракетой Р-13 стало важным этапом в развитии отечественных вооружений для военно-морского флота. Решения, реализованные в проекте Р-13, в дальнейшем использовались при создании новых образцов аналогичного вооружения. После снятия комплекса Д-2 с вооружения эксплуатация его носителей продолжилась. Подлодки проектов 629 и 658 были перестроены по обновленным проектам и стали носителями новых ракетных вооружений.

По материалам:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://russianarms.ru/
http://makeyev.ru/
http://arms.ru/
https://defendingrussia.ru/
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001

topwar.ru

К-13 (авиационная ракета) — WikiModern

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Стабильная версия была проверена 3 сентября 2018. Имеются непроверенные изменения в шаблонах или файлах.

Стабильная версия была проверена 3 сентября 2018. Имеются непроверенные изменения в шаблонах или файлах.

K-13/Р-13 (Индекс в серии — Р-3, по классификации МО США и НАТО — AA-2 Atoll) — одна из наиболее распространённых в мире ракет класса «воздух—воздух» малой дальности. Разработана в Советском Союзе как аналог американской ракеты AIM-9 Sidewinder путём анализа обломков ракет, предоставленных Китаем. В качестве платы за предоставленные образцы, документация на ракету Р-13 была передана Китаю. Там ракета производилась под индексом PL-2. Находится на вооружении множества государств.

Разработка

Разработка управляемой ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности К-13 началась в ОКБ-134 в 1958 году. При разработке были использованы образцы предоставленной Китаем американской ракеты AIM-9 Sidewinder — одна из неразорвавшихся, после воздушных боёв Второго Тайваньского кризиса, ракет после поисков была найдена в прибрежной грязи и предоставлена СССР в начале 1958 года.Ещё одним образцом послужила неразорвавшаяся AIM-9B, доставленная на аэродром китайским МиГ-17 в собственном фюзеляже. Эта ракета была выпущена тайваньскимF-86 Sabre во время воздушного боя 28 сентября1958 года, но после попадания не взорвалась.

Также сильно помог в деле освоения образца американского вооружения шведский полковник Стиг Веннерстрём, работавший на советское ГРУ и передавший в это же время подробные чертежи изделия (когда полковника раскрыли, обвинение в передаче чертежей стало одним из главных пунктов обвинения, в результате которого Веннерстрём был приговорен к пожизненному заключению, позже сокращенному до 20 лет).

Ракета К-13 представляла собой почти полную копию американской ракеты. Исключения составили ТПГСН и ракетное топливо, которые были разработаны советскими учёными. Серийное производство ракеты началось в 1960 году.

Последующая проверка этой серии ракет, захваченных НАТО, показала, что детали от AIM-9 могут быть совместимы с деталями от К-13 и такая комбинация будет работать.

Модификации

  • Р-3С (AA-2 Atoll B) —
  • Р-3Р (AA-2 Atoll C) — модификация с полуактивной радиолокационной ГСН
  • Р-13М (К-13М, «изделие 380», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается формой оперения и рулей, более чувствительной охлаждаемой фреоном ГСН «Иней-70», новым радиовзрывателем. Разработана в 1969 году. Принята на вооружение 3 января 1974 года.
  • Р-13М1 («изделие 380М», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается увеличенным крылом двойной стреловидности, ГСН «Иней-М».
  • К-13ВВ — упрощённый вариант по технологии «военного времени»
  • PL-2 — китайский вариант Р-3С созданный на базе документации по К-13 и натурных образцов переданных КНР в соответствии с советско-китайским соглашением от 30 марта 1961 года, по Постановлению Правительства № 513—214 от 30 мая 1961 года.
  • A-91 — румынский вариант Р-3С, производившийся по лицензии

Боевое применение

Ракеты Р-3/13 применялись во многих вооружённых конфликтах, где достигли значительных успехов.

  • В ходе войны во Вьетнаме, лётчики МиГ-21 с помощью ракет Р-3С по минимальным оценкам сбили 76 американских летательных аппаратов, в это число входят 36 самолётов F-4, 17 F-105, 2 B-52B, 2 RF-101C, 1 EB-66C, 1 RA-5C, 1 F-102A, 1 A-7B, 1 вертолёт HH-53B и 4 БПЛА AQM-34. Стоит отметить это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.
  • В ходе израильского вторжения в 1967 году египетские лётчики МиГ-21 с помощью Р-3С сбили как минимум 3 израильских истребителя, 2 SMB.2 и 1 Mirage-III.
  • В последующей войне на истощение пилоты МиГ-21 сбили максимум 4 израильских самолёта.
  • В ходе индо-пакистанской войны 1971 года индийские МиГ-21ФЛ с помощью ракет Р-3С сбили 3 пакистанских F-104A, не понеся потерь.
  • В ходе войны Судного дня 1973 года египетские пилоты сбили не менее 10 израильских «Фантомов» и «Миражей». Сирийцы одержали как минимум 25 воздушных побед при помощи Р-3. Это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.
  • В 1974 году в ходе сражений за гору Хермон сирийские МиГ-21 одержали не менее 2 воздушных побед с помощью Р-3 и ещё 2 победы одержали МиГ-23.
  • В 1981 году сирийские МиГ-23 с помощью ракет Р-13 над Ливаном сбили два израильских штурмовика A-4.
  • В ходе израильского вторжения в Ливане в 1982 году ракетой Р-13, выпущенной сирийским МиГ-21 был сбит израильский истребитель F-4.
  • В ходе ирано-иракской войны иракские МиГ-21 и МиГ-23 использовали ракеты Р-13 в первой половине войны. С помощью их им удалось одержать как минимум 13 воздушных побед, вероятно это число может быть несколько или значительно выше.
  • Ракеты также применялись в инцидентах мирного времени. 26 сентября 1964 года чехословацкий истребитель МиГ-21 был сбит над ГДР советским истребителем при помощи Р-3С.

Итого, по неполным данным, с помощью ракет Р-3/13 было достоверно сбито около 170 самолётов, вертолётов и БПЛА.

Тактико-технические характеристики

МодификацияР-3СР-3РР-13МР-13М1
изделие 310изделие 320изделие 380изделие 380М
Принятие на вооружение1962196719741976
Самолёты-носители/боекомплектМиГ-19/2, МиГ-21/2, МиГ-23/4, Як-25/4МиГ-21С/2, МиГ-21СМ/4, МиГ-21бис, МиГ-23/4МиГ-21бис/4, МиГ-23М/4, МиГ-23МЛ/4,
МиГ-23МЛА/4, МиГ-23П/4
МиГ-21бис/4, МиГ-23М/4, МиГ-23МЛ/4,
МиГ-23МЛА/4, МиГ-23П/4
Максимальная дальность, км7,681515
Минимальная дальность, км0,91,50,90,3
Длина ракеты, мм28383417 (3120)28752876
Диаметр корпуса, мм127
Размах крыла, мм528632651
Размах рулей, мм127420453
Стартовая масса, кг75,383,587,790,6
Время управляемого полёта, сек.21215452
Максимальная скорость, м/с550
Допустимая перегрузка при пуске, g3,75-6
Перегрузка перехватываемой цели, g3278
Боевая частьОФ 11,3 кгСтержневая 11,3 кг
Система наведенияИК ГСН
ТГС-13К
ПАРЛ ГСН
ПАРГ-13 (10-20 ГГц)
ИК ГСН «Иней 70»
с охлаждением фреоном
ИК ГСН «Иней-М»
с охлаждением фреоном
Взрывательнеконтактный
оптический 454-К
неконтактный
радиовзрыватель «Ястреб»
неконтактный
радиолокационный «Синица»
Двигательная установкаПРД-80АПРД-80АПРД-240ПРД-240

Зарубежные варианты

Внешние изображения
Изображения модификаций К-13
A90 — румынская модификация

Эксплуатанты

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011 года.

Афганистан Афганистан
Алжир Алжир
Ангола Ангола
Болгария Болгария
КНР КНР
Куба Куба
 Чехословакия
ГДР ГДР
Египет

infosphere.top

ракетный комплекс Д-2 с баллистической ракетой Р-13

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие
  • www.arms-expo.ru

    Военное дело — К-13 (авиационная ракета)

    Меню сайта

    Наш опрос

    Статистика

    Онлайн всего: 1

    Гостей: 1

    Пользователей: 0


    Форма входа


    K-13/Р-13 (Индекс в серии — Р-3, по классификации МО США и НАТО — AA-2 Atoll) — одна из наиболее распространённых в мире ракет класса «воздух—воздух» малой дальности. Разработана в Советском Союзе как копия американской ракеты AIM-9 Sidewinder путем анализа обломков ракет, предоставленных Китаем. В качестве платы за предоставленные образцы, документация на ракету Р-13 была передана Китаю. Там ракета производилась под индексом PL-2. Находится на вооружении множества государств.

     

    Р-3 на истребителе МиГ-21. Парк-музей военной истории в Кецеле, Венгрия.

    Разработка

    Разработка управляемой ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности К-13 началась в ОКБ-134 в 1958 году. При разработке были использованы образцы предоставленной Китаем американской ракеты AIM-9 Sidewinder — одна из неразорвавшихся, после воздушных боёв Второго Тайваньского кризиса, ракет после поисков была найдена в прибрежной грязи и предоставлена СССР в начале 1958 года. Ёще одним образцом послужила неразорвавшаяся AIM-9B, доставленная на аэродром китайским МиГ-17 в собственном фюзеляже. Эта ракета была выпущена тайваньским F-86 Sabre во время воздушного боя 28 сентября 1958 года, но после попадания не взорвалась.

    Также сильно помог в деле освоения образца американского вооружения шведский полковник Стиг Веннерстрём, работавший на советское ГРУ и передавший в это же время подробные чертежи изделия (когда полковника раскрыли, обвинение в передаче чертежей стало одним из главных пунктов обвинения, в результате которого Веннерстрём был приговорен к пожизненному заключению, позже сокращенному до 20 лет).

    Советским ученым удалось создать почти полную копию американской ракеты. Исключения составили ТПГСН и ракетное топливо, технологию производства которых советская промышленность освоить не смогла. Серийное производство ракеты началось в 1960 году.

    Последующая проверка этой серии ракет, захваченных НАТО, показала, что детали от AIM-9 могут быть совместимы с деталями от К-13 и такая комбинация будет работать.

    Модификации

    Р-3С (AA-2 Atoll B) —

    Р-3Р (AA-2 Atoll C) — модификация с полуактивной радиолокационной ГСН

    Р-13М (К-13М, «изделие 380», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается формой оперения и рулей, более чувствительной охлаждаемой фреоном ГСН «Иней-70», новым радиовзрывателем. Разработана в 1969 году. Принята на вооружение в январе 1974 года.

    Р-13М1 («изделие 380М», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается увеличенным крылом двойной стреловидности, ГСН «Иней-М».

    К-13ВВ — упрощённый вариант по технологии «военного времени»

    PL-2 — китайский вариант Р-3С созданный на базе документации по К-13 и натурных образцов переданных КНР в соответствии с советско-китайским соглашением от 30 марта 1961 года, по Постановлению Правительства № 513—214 от 30 мая 1961 года.

    A-91 — румынский вариант Р-3С, производившийся по лицензии

     

    ГСН ракеты К-13

    Эксплуатанты

     Афганистан

     Алжир

     Ангола

     Болгария

     КНР

     Куба

     Чехословакия

     ГДР

     Египет

     Финляндия

     Индонезия

     Индия

     Ирак

     Ливия

     КНДР

     Польша

     Румыния

     СССР

     Сирия

     Вьетнам

     Йемен

     В Мой Мир

    Поиск


    Календарь
    «  Август 2019  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031


    voinanet.ucoz.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *