3К-10 / С-10 Гранат — SS-N-21 SAMPSON

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение) Комплекс 3К-10 / С-10 «Гранат», ракета КС-122 / 3М-10 — SS-N-21 SAMPSON


Крылатая ракета большой дальности морского базирования. Полноценная разработка комплекса морского базирования с ракетой КС-122 в ответ на создание в США крылатых ракет SLCM и GLCM начата КБ «Новатор» (г.Свердловск) по решению ВПК при Совмине СССР №282 от 19 июня 1975 г. Главный конструктор — Л.В.Люльев. Согласно неподтвержденным официально воспоминаниям (ист. — Широкорад) предварительная проработка проекта дозвуковой крылатой ракеты большой дальности велась в КБ «Новатор» в инициативном порядке в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Так же существует легенда о попадании в КБ «Новатор» одного из испытательных образцов КР SLCM, который случайно оказался на Кубе.

В результате проведенной ГосНИИАС в конце 1960-х годов НИР «Эхо» установлена возможность преодоления системы ПВО и ПРО противника дозвуковыми крылатыми ракетами при массированном их применении, а так же с применением приема «встречного подрыва» для поражения ядерными взрывами средств ПВО и ПРО противника с целью расчистки коридора для других атакующих КР. Разработка торпедно-ракетного комплекса с ракетой КС-122 начата КБ «Малахит» (главный конструктор — Л.А.Подвязников) по приказу Минсудпрома от 9 декабря 1975 г. Торпедно-ракетный комплекс предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.

Официальное проектирование комплексов с крылатыми ракетами большой дальности воздушного и морского базирования начато в СССР по Постановлению Совмина СССР от 9 декабря 1976 г. Позже на базе комплекса С-10 «Гранат» с ракетой КС-122 был создан его вариант наземного базирования — РК-55 «Рельеф». 26 мая 1978 г. Постановлением Совмина СССР задана переработка проекта ПЛА пр.971 для размещения КРБД «Гранат».


Испытания ракет КС-122 начаты в июле 1976 г. в Крыму совместными усилиями двух полигонов — полигон «Песчаная балка» УРАВ ВМФ и Глубоководный полигон УПВ ВМФ СССР. Техническая база для подготовки техники к испытаниям размещалась на Глубоководном полигоне, наземные испытательные пуски велись на полигоне «Песчаная балка», пуски с подводных лодок отслеживались средствами обоих полигонов. Обработка материалов испытаний велась на полигоне «Песчаная балка».
Первый пуск с наземной полигонной пусковой установки в ходе летно-конструкторских испытаний на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе. 25.05.1981 г. или 23.04.1982 г. Стартовый пенал-капсула скинут, работает стартовый РДТТ ракеты (кадры из фильма «Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. «, 2004 г.).
— первый этап испытаний: «Экспериментальные испытания изделия КС-122РС с береговой подвижной пусковой установки КС-93В3, установленной на танке Т-70». Проведено два пуска.
— второй этап испытаний — «Экспериментальные испытания изделия КС-122РТ с подводной лодки» — использовалась опытовая ПЛ С-49 пр.633РВ 475-го дивизиона подводных лодок (командир — капитан 2 ранга Н.Н.Синичкин).
— третий этап испытаний — «Испытания изделий КС-122РП пусками с самолета Ту-16КСР-2 по проверке аэродинамических характеристик». Пуски производились с самолета Ту-16КСР-2 авиации Балтийского флота временно базировавшемуся на аэродроме Гвардейское между Симферополем и Джанкоем.
— четвертый этап испытаний — «Летно-конструкторские испытания ракет 3М-10 в разных модификациях изготовления бортовой аппаратуры управления». Испытывались ракеты с вариантами бортовой аппаратуры АБ-12, АБ-13 и АБ-51. Начиная с 26 декабря 1978 г. испытывались ракеты с двигателем Р-95А-300. 30.05.1980 г. произведен первый пуск с опытовой ПЛ С-128 пр.633КС (командир тот же — капитан 2 ранга Н.Н.Синичкин). ПЛ пр.633РВ более в испытаниях ракет КС-122 не участвовала. Испытания четвертого этапа проводились на полигоне «Песчаная балка» и в акватории Черного моря в районе Феодосии (по 23-й пуск включительно).

Совместные испытания средств комплекса С-10 «Гранат» проводились на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе. Летно-конструкторские испытания по программе главного конструктора, а так же Государственные испытания комплекса предполагалось вести на ПЛА пр.671РТМ К-254 (Б-254 с 03.06.1992 г.). В октябре 1979 г. ПЛА с подготовленными для установки оборудования комплекса помещениями прибыла Беломорско-Балтийским каналом из Ленинграда в Северодвинск на сдаточную базу «Дубрава». Летом 1980 г. в Северодвинске на лодке проведены основные монтажные работы по установке оборудования комплекса. Летом 1981 г. установка оборудования комплекса завершена. В июле 1981 г. проведены комплексные испытания аппаратуры комплекса и корабельных систем с ракетой 3М-10В2. Акт готовности ПЛА К-264 к первому пуску КР 3М-102 подписан 29.07.1981 г.


Летно-конструкторские испытания проводились в Белом и Баренцевом морях с 23 апреля 1982 г. по 15 апреля 1983 г. Государственные испытания начаты пуском с ПЛА К-254 21 июля 1982 г. С августа по декабрь 1982 г. по техническим причинам выходы на пуски по программе Госиспытаний неоднократно откладывались. После перебазирования в Североморск в январе-марте 1983 г. на ПЛА велись налалочные работы и стыковочные испытания аппаратуры комплекса и ракет. 30 марта 1983 г. подписан акт о готовности к пуску ракеты 3М-10В5 — завершающего этапа программы Госиспытаний. 8 апреля 1983 г. — первый пуск ракеты 3М-10В5 завершающего этапа Госиспытаний. Государственные испытания завершены в Баренцевом море на ПЛА К-264 успешными пусками 23 августа 1983 г.
Первые пуски КРБД 3М-10 «Гранат» с головной ПЛА пр.971 К-284 проведены в январе 1987 г. на Тихом океане. Испытания вооружения завершены только в 1988 г.

Хронология испытательных пусков КР 3М-10 / КС-122 (в работе):

№ппДатаРакетаПусковая установкаДальность пускаПримечания
105.08.1976КС-122РС без системы управления и маршевого двигателя
КС-93В-33.6 кмПервый этап. Отработка сброса капсулы с ракеты. Капсула без головного обтекателя (труба). Старт произведен под углом 50 град.
212.08.1976КС-122РС без системы управления и маршевого двигателяКС-93В-33.6 кмПервый этап. Отработка сброса капсулы с ракеты. Капсула штатная с головным обтекателем. Старт произведен под углом 50 град.
328.07.1977КС-122РТ, аппаратура управления АБ-12, без маршевого двигателяПЛ С-49 пр.633РВ Второй этап. Успешный пуск с глубины 40 м — ракета прошла подводный участок в капсуле, вышла из воды, «сбросила» капсулу, кралья и стабилизатор раскрылись, РДТТ-ускоритель отстрелился.
410.08.1977КС-122РТ, аппаратура управления, без маршевого двигателяПЛ С-49 пр.633РВ Второй этап. Успешный пуск с глубины 40 м.
527.09.1977КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50ПЛ С-49 пр.633РВ2129 мВторой этап. Первый пуск с включением ТРДД. Пуск с глубины 40 м прошел штатно (время движения под водой — 4.88 с). Полет длился 39.5 с, отклонение от директрисы влево.
620.10.1977КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50ПЛ С-49 пр.633РВ Второй этап. Пуск с глубины 40 м прошел штатно. Маршевый двигатель включался.
701.11.1977КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50КС-93В-3 Старт произведен под углом 50 град.
824.12.1977КС-122РП, с системой управления и маршевым ТРДД-50Ту-16КСР-257 кмТретий этап. Пуск с самолета без капсулы, пуск прошел успешно на высоте 2150 м. На 35-й сек полета ракеты вышла на заданный эшелон 1000 м и должна была лететь по кругу радиусом 100 км. Из-за неисправности ТРДД-50 ракета упала в море.
927.01.1978КС-122РП, с системой управления и маршевым ТРДД-50Ту-16КСР-282.5 кмТретий этап. Пуск с самолета без капсулы, пуск прошел успешно на высоте 2250 м. Ракета выполнила полет по кругу с выполнением маневров по программе (5 по тангажу 2 по крену и 3 по курсу). Продолжительность полета — 376 с, плановая дальность — 90 км.
1028.03.1978КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50видимо ПЛ С-49 пр.633РВ Четвертый этап. Пуск с целью доработки ТРДД-50
1128.03.1978КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50видимо ПЛ С-49 пр.633РВ Четвертый этап. Пуск с целью доработки ТРДД-50
1204.07.19783М-10В1А, аппаратура управления АБ-12ПЛ С-49 пр.633РВ130 кмЧетвертый этап. Полностью успешный пуск с глубины 40 м, скорость лодки 5.1 уз. Запланированная дальность пуска достигнута.
1310.08.19783М-10В1А, аппаратура управления АБ-12ПЛ С-49 пр.633РВ27,6 кмЧетвертый этап. Пуск с глубины 40 м прошел штатно. Из-за отрыва лопасти турбины ротора двигатель ТРДД-50 выключился.
1426.12.19783М-10В1, аппаратура управления АБ-13КС-93В-324.7 кмСтарт произведен под углом 70 град. Первый пуск ракеты с двигателем Р-95А-300. Запланированная дальность полета — 120 км. Из-за отказа системы управления ракета упала на дальности 24.7 км.
1523.04.19793М-10В1, аппаратура управления АБ-51КС-93В-3 Старт произведен под углом 70 град. Ракета с двигателем Р-95А-300. Запланированная дальность полета — 120 км. Из-за отказа системы управления ракета упала через 8.8 с после старта.
1605.06.19793М-10В1, аппаратура управленияКС-93В-3125 кмУспешный пуск. Запланированная дальность пуска 120 км. Время полета — 506 с, средняя скорость на марше — 240 м/с
1719.07.19793М-10В1, аппаратура управления АБ-51
КС-93В-30.9 кмИз-за отказа системы управления ракета упала в 921 м от пусковой установки.
1823.09.19793М-10В1, аппаратура управления АБ-51ПЛ С-49 пр.633РВ1.49 кмИз-за отказа системы управления ракета упала в 1490 м от места старта.
1930.05.19803М-10, аппаратура управленияПЛ С-128 пр.633КС23.1 кмПуск с ПЛ пр.633КС. Из-за отказа системы подачи топлива остановился двигатель, ракета пролетела 141.7 с, дальность — 23.1 км. Плановая дальность — 125 км.
2031.07.19803М-10, аппаратура управленияПЛ С-128 пр.633КС21 кмИз-за помпажа двигателя Р-95А-300 на 144-й секунде полета ракета упала. Плановая дальность — 125 км.
2118.09.19803М-10, аппаратура управленияПЛ С-128 пр.633КС206 кмУспешный пуск с глубины 40 м, волнение моря 2-3 балла. время полета 1103 с.
2204.11.19803М-10, аппаратура управленияПЛ С-128 пр.633КС220 кмУспешный пуск с глубины 40 м, волнение моря 4 балла. время полета 1119 с.
2323.12.19803М-10, аппаратура управленияПЛ С-128 пр.633КС Пуск произведен с глубины 40 м при солнении моря 4 балла. При выходе из воды ракета потеряла устойчивость и упала на 20-й секунде полета.
2425.05.1981
23.04.1982
3М-10В2наземная полигонная ПУ Программа ЛКИ.
2530.11.1981 (источники по ПЛА К-254)
30.12.1981 (фильм 21 ГЦМП)
3М-10В2ПЛА К-264 пр.671РТМ Программа ЛКИ. Первый пуск со штатного носителя.
2621.07.19823М-10В2ПЛА К-264 пр.671РТМ Первый пуск программы Государственных испытаний.
2708.04.19833М-10В5ПЛА К-264 пр.671РТМ Завершающий этап Государственных испытаний, первый пуск. Баренцево море.
2815.04.19833М-10В5ПЛА К-264 пр.671РТМ Завершающий этап Государственных испытаний, второй пуск. Баренцево море.
..23.08.19833М-10В5 ?
ПЛА К-264 пр.671РТМ Завершающие пуски пуск программы Государственных испытаний. Баренцево море (по др.данным — Белое море, Северодвинск).

Ракетный комплекс С-10 «Гранат» принят на вооружение 31 лекабря 1983 г. (в апреле 1984 г. по др.данным и в 1985 г. по данным полигона в Неноксе). К концу 1988 г. по западным данным на подводных лодках ВМФ СССР размещено около 100 ракет 3М-10 «Гранат». Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения, в ВМФ был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий.

По состоянию на 2012 г. комплекс С-10 «Гранат», вероятно, находится на вооружении ВМФ России, но крылатые ракеты не размещены на подводных лодках, а располагаются в базах Флота на хранении.

Пусковая установка:
— КС-93В3 — опытная подвижная полигонная ПУ на шасси танка Т-70 — использовалась на первом этапе испытаний КР на полигоне «Песчаная балка» в Крыму.

— 533-мм торпедные аппараты подводных лодок — ракетно-торпедный комплекс разработки КБ «Малахит» (главный конструктор — Л.А.Подвязников). Разработка начата по приказу Минсудпрома от 9 декабря 1975 г. для размещения на ПЛА пр.671, 671РТ, 671РТМ, 667А, 670 и 670М. Корабельная система управления стрельбой (КСУС) «Акация» (ПЛА пр.671РТМ как минимум).

Ракета КС-122РС:
Конструкция
— нормальная аэродинамическая схема с раскрывающимися после старта крыльями и двигателем, находящимся внутри фюзеляжа. Крылья складывались каждое в свою нишу в топливном баке в корпесе ракеты назад по полету. В отличие от аналогичных КРБД типа Х-55 разработки МКБ «Радуга» у ракет КС-122 после старта маршевый двигатель НЕ выдвигался из фюзеляжа. Рули направления и рули высоты цельноповоротные раскладные.


Боковая проекция крылатой ракеты КС-122 комплекса С-10 «Гранат» — SS-N-21 SAMPSON (http://forum.keypublishing.com, обработано).


Аналог ракеты 3М-10 «Гранат» — ракета 3М-54Э (кадр из фильма «Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. «, 2004 г.).


Старт подводный из торпедного аппарата на стартовом РДТТ. До выхода из воды ракета находится в пенале-капсуле. После выхода из воды головной обтекатель капсулы отсекался от капсулы с помощью специального заряда (время действия 0.001-0.003 с) и ракета освобождается от капсулы под воздействием газов стартового РДТТ.

Система управления и наведение — автономная инерциальная с коррекцией от рельефометрической корреляционно-экстремальной системы коррекции. Система коррекции включает в себя БЦВМ, радиовысотомер, систему хранения цифровых матриц-карт участков коррекции  и полетного задания. В основу принципов работы системы коррекции положены работы академика Красовского. Разработку бортового оборудования системы наведения и комплекса технических средств подготовки полетных заданий вел НИИ приборостроения (г.Москва, директор — А.С.Абрамов). Блоки разных систем БРЭО выполнены в собственных корпусах, электрические кабели, как правило, выполнены не «многохвостыми».

До установки на ракеты бортовая аппаратура системы наведения отрабатывалась на самолете-летающей лаборатории Ан-30. В ходе испытаний на ракетах устанавливались разные варианты бортовой аппаратуры — АБ-12, АБ-13, АБ-51 и , возможно, другие. АБ — «аппаратура бортовая».

Корабельная система управления стрельбой (КСУС) «Акация» (ПЛА пр.671РТМ как минимум).

Двигатели:
Стартовый двигатель (агрегат) — РДТТ массой 382 кг

Маршевый — малогабаритный ТРДД — на конкурсной основе по заданию МАП для КРБД КС-122РС велось создание малогабаритных маршевых  ТРДД с размещением в фюзеляже в Омском моторостроительном КБ и в МНПО «Союз».

— Омское моторостроительное КБ, главный конструктор В.С.Пащенко — ТРДД ТРДД—50 / изделие 36-01 (ныне — изделие 37-01 и 37-01Э) тягой 450 кг. Проектирование ТРДД начато в 1976 г. Государственные испытания выдвигаемого пилонного варианта ТРДД-50 (для КРБД МК «Радуга», изделие 36) успешно проведены в 1980 г., несколько позже так же успешно была испытана и встроенная компоновка двигателя (изделие 36-01). После положительных государственных испытаний и подготовки к запуску в серию на Рыбинском моторостроительном заводе (ныне — НПО «Сатурн») по нетехническим причинам МАП СССР сделан выбор в пользу ТРДД Р-95А-300. Хотя несколько неудачных испытательных пусков по вине двигателя, включая пуск 10.08.1978 г., могли сыграть в принятии такого решения определенную роль.
Длина ТРДД — 850 мм
Диаметр — 330 мм
Масса сухая — 82 кг
Марки топлива — Т-1 (авиационный керосин), Т-6, Т-10 (децилин), ТС-1, РТ
Масло — ВТ-301
Удельный расход топлива на максимальном режиме — 0,71 кг/кгс в час



Более поздний вариант беспилонного (встроенного) ТРДД «изделие 37-01Э» разработки и производства ОМКБ (http://www.uk-odk.ru).


Вариант двигателя для КР МКБ «Радуга» с пилонной установкой — малогабаритный двигатель ТРДД-50АТ («изделие 36МТ») разработки и производства ОМКБ, выставка МАКС-2005 (фото — Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).


— МНПО «Союз», главный конструктор — О.Н.Фаворский — ТРДД Р-95А-300 / изделие 95 / Р-95ТМ-300 тягой 400 кг. Производство освоено на Запорожском машиностроительном заводе (Украина).
Длина — 850 мм
Диаметр — 315 мм
Масса сухая — 100 кг
Топливо — Т-1 (авиационный керосин), ТС-1, Т-10 (децилин)
Пилонный вариант ТРДД Р-95ТМ-300 на выставке «Двигатели-2008» (фото — Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).
ТТХ ракеты:
Длина ракеты со стартовым РДТТ — 8090 мм
Длина ракеты маршевая — 6200 мм
Размах крыла — 3300 мм
Диаметр фюзеляжа ракеты — 510 мм
Диаметр капсулы:
— внутренний — 518 мм
— наружный — 533 мм

Масса стартовая в капсуле — 2385 кг (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)
Масса стартовая:
— 1485 кг (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)
— ок. 1700 кг (3М-10)
Масса без стартового двигателя — 1103 кг (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)
Масса стартового РДТТ — 382 кг
Масса БЧ — до 200 кг

Дальность действия — 3000 км (максимальная, данные не потдверждены)
Скорость крейсерская:
— 240 м/с (испытания, 1979 г.)
— 720 км/ч
— 0.7 М
Потолок крейсерский — 15-200 м

Глубина пуска — 40 м (в ходе испытаний)
Время прохождения подводного участка после пуска — 4.88 с (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)

Типы БЧ:
— ядерная, мощностью 200 кт — основной тип боевой части.

— фугасная — по западным данным разрабатывалась и, возможно, устанавливалась на размещенные на лодках ракеты (маловероятно).

Модификации:
— КС-122РС — первый опытный вариант ракеты КС-122, видимо, «Статический» — без системы управления и маршевого двигателя.

— КС-122РТ — второй опытный вариант ракеты КС-122, видимо, «Телеметрический» — с инерциальной системой управления (автопилотом) и маршевым двигателем. Ракеты выполняли прямолинейный полет.

— КС-122РП — третий опытный вариант ракеты КС-122, видимо, «Программный» — предназначался для испытательных пусков с самолета Ту-16КСР-2 с выполнением полета с инерциальной системой управления (автопилотом) с выполнением маневров по программе.

— 3М-10В1А — вариант ракеты для испытаний с двигателем ТРДД-50 и аппаратурой управления АБ-12, пуски 1978 г.

— 3М-10В1 — вариант ракеты с двигателем Р-95А-300 и разными вариантами аппаратуры управления, первый пуск 26.12.1978 г.

— 3М-10В2 — вариант ракеты с двигателем Р-95А-300 для проведения летно-конструкторских испытаний с подводных лодок. Первый пуск с наземного стенда — 23.04.1982 г.

— 3М-10В5 — вариант ракеты, применявшийся на завершающем этапе Государственных испытаний, первый пуск — 8 апреля 1983 г.

— КС-122 / 3М-10 — базовый вариант крылатой ракеты большой дальности морского базирования.

Носители:
— ПЛ пр.633РВ — опытовая ПЛ разработки КБ «Малахит» (главный конструктор Р.А.Шмаков) для испытания ракет и торпед калибров 533 и 650 мм.

На буксире ПЛ ПЗС-50 (ранее — С-49) пр.633РВ Черноморского флота. Севастополь, 2 апреля 2007 г. (фото — Дмитрий Стогний, http://forums.airbase.ru).
— ПЛ пр.633КС — опытовая ПЛ для испытания КР «Гранат»,  разработка проекта опытовой ПЛ — СПМБМ «Малахит» (главный конструктор Р.А.Шмаков, технический проект — 1977 г.). ПЛ С-128 переоборудована в 1978 г. на Севастопольском морском заводе — установлены два носовых торпедных аппарата — пусковые установки калибра 533 мм. Первый пуск КР «Гранат» произведен 21 сентября 1979 г. В период 1979-1980 г.г. произведено всего 6 пусков КР «Гранат».
— ПЛА пр.671РТМ — VICTOR-III — ракета принята на вооружение ПЛА проекта 31 декабря 1983 г. (в апреле 1984 г. по др.данным). Испытания комплекса проходили на ПЛА К-254 пр.671РТМ на Белом море.
ПЛА К-254 пр.671РТМ с дополнительным торпедным аппаратом для испытаний КРБД 3М-10 «Гранат» (http://www.atrinaflot.narod.ru).
— ПЛАРК пр.667АТ «Груша» — YANKEE NOTCH — переоборудованная ПЛАРБ пр.667АУ с установкой отсека с 2 группами по 4 ТА расположенными под углом к диаметральной плоскости. Общий боезапас  — 32 КР, в т.ч. 8 КР в торпедных аппаратах.
Носитель ракет 3М-10 «Гранат» — ПЛАРК пр.667АТ — YANKEE NOTCH (фото — US DoD, http://militaryphotos.net).
— ПЛА пр.971 — AKULA — первые пуски КРБД 3М-10 «Гранат» с головной ПЛА пр.971 К-284 проведены в январе 1987 г. на Тихом океане. Испытания вооружения завершены только в 1988 г.
Одна из первых фотографий ПЛА пр.971 AKULA (вероятно, К-284 «Акула») опубликованная в западных СМИ (Soviet Military Power 1987. США. 1987 г.)

— ПЛА пр.945 — SIERRA / пр.945А — SIERRA-II — ударные ракетно-торпедные ПЛА.

— ПЛАРК пр.885 — YASEN — ударная ПЛА оборудованная универсальной ПУ вертикального пуска. При начале проектирования предполагалось применение в т.ч. и КРБД «Гранат».


Проекции ПЛАРК пр.885 «Ясень» и пр.08851 (автор проекций — Diletant2010, разрез — Deep Blue Sea, http://paralay.com, небольшие корректировки).

Статус: СССР / Россия
— 1988 г. — по западным данным к концу 1988 г. на ПЛА ВМФ базируется около 100 ракет комплексов С-10 «Гранат».

— 1989 г. начало года — согласно советско-американским договоренностям в составе вооружений Флотов обоих стран (за исключением стратегических сил — БРПЛ) не применяются боеприпасы с ядерными боевыми частями — соответственно ракеты 3М-10 со всех носителей сданы на хранение.

— 2012 г. — вероятно, некоторое количество ракет 3М-10 находится на хранении в базах ВМФ России. Информации о снятии ракет с вооружения и их утилизации до сих пор не было.

— 2016 г. — на утилизацию с баз хранения Северного флота переданы ракеты 3М-10. С базы в Заозерске 40 ракет и с базы в Североморске — 20. ракеты переданы без боевых частей (источник).

Источники:
Асанин В. Ракеты отечественного флота. (источник).
«Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет». Документальный фильм, 2004 г.
РК-55 Рельеф — SSC-X-4 SLINGSHOT. 2012 г.
Широкорад А.Б. Огненный меч Российского флота. М., Яуза, Эксмо, 2004 г.
Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/, 2012 г.
RK-55. Сайт http://en.wikipedia.org, 2012 г.

militaryrussia.ru

Ракетный комплекс С-10 «Гранат». Советский «Томагавк»

С-10 «Гранат» — ракетный комплекс морского и наземного базирования с дозвуковой малогабаритной крылатой ракетой большой дальности.

В начале 70-х достигнутый прогресс в создании малогабаритных экономичных турбореактивных двигателей позволил начать работы над относительно небольшими крылатыми ракетами большой дальности. В США начались работы над целым рядом ракет, в том числе унифицированным семейством крылатых ракет SLCM/GLCM наземного и морского базирования (причем морские могли запускаться как с надводных кораблей, так и с подводных лодок), в дальнейшем, после принятия на вооружение, ставшие известными как «Томагавки».

В СССР прорабатывались схожие решения. С 1975 года в КБ «Новатор» официально начались работы над морским комплексом для использования на подводных лодках. Крылатая ракета получила внутренний индекс КБ КС-122. Первый пуск с наземных испытательных пусковых установок полноценной ракеты состоялся в 1981-м. В 1983-м ракета прошла государственные испытания и была принята на вооружение как часть арсенала атомных подводных лодок проектов 667АТ «Груша»; 671РТМ (К) «Щука»; 971 «Щука-Б».


Пуск ракеты КС-122. Фото: militaryrussia.ru

Сигароподобные ракеты не обладали высокой скоростью полета, но подкупали очень интересным соотношением дальности (2000−3000 км) и возможности размещать их на ранее неиспользовавшихся для стратегического вооружения носителях. Преодоление ПВО обеспечивалось благодаря пониженной радиозаметности и полету на малых и сверхмалых высотах в режиме радиомолчания. Как и «Томагавки», «Гранаты» изначально проектировались для запуска непосредственно из 533 мм торпедных аппаратов. С поступлением на вооружение «Гранатов» количество в советском флоте подводных лодок, способных наносить практические стратегические ядерные удары, в масштабах гипотетического европейского театра военных действий, увеличилось в разы.

В дополнение к крылатым ракетам для подлодок в 1983 году КБ «Новатор» было дано задание в кратчайшие сроки разработать грунтовый подвижный ракетный комплекс с ракетами КС-122. Комплекс получил название РК-55 «Рельеф». Во многом он создавался как симметричная мера в ответ на BGM-109G «Грифон» — сухопутную версию «Томагавка». Государственные испытания РК-55 «Рельеф» прошел в 1985−86 годах, в 1986-м комплекс был принят на вооружение. Однако успели выпустить только небольшую опытную партию — в 1987 году был подписано американо-советское соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности. В 1988 году все выпущенные РК-55 «Рельеф» (как и BGM-109G) были уничтожены.

В отличие от грунтовых комплексов с баллистическими ракетами комплексы с крылатыми ракетами несли сразу несколько ракет: американский «Грифон» нес четыре «Томагавка», а «Рельеф» — сразу шесть КС-122. В сочетании с малой заметностью пуска и более высокой эффективностью ракет над сушей, где они могли укрываться в складках местности, это позволяло использовать их для нанесения ударов по важным целям в Европе после обмена ударами баллистических ракет.


Комплекс РК-55 «Рельеф». Фото: militaryrussia.ru

В данный момент комплекс С-10 «Гранат», вероятно, все еще состоит на вооружении ВМФ России, однако в соответствии с международными соглашениями, ракеты в боевом оснащении находятся на хранении на базах. Заменяется перспективным семейством крылатых ракет «Калибр».

Технические решения, отработанные на РК-55 «Рельеф», судя по всему, использовались при создании новейшего грунтового комплекса с крылатыми ракетами «Искандер-К».

Основные характеристики:
  • Дальность стрельбы — 2500−3000 км (по различным данным),
  • Стартовая масса — около 1700 кг,
  • Габариты, м:
     — длина 8,09 (со стартовым ускорителем),
     — диаметр 0,51,
     — размах крыла 3,3,
  • Скорость полета ракеты — 720 км/ч.,
  • Боевая часть — ядерная, эквивалентная мощность — 200 кТ.

defendingrussia.ru

Создан, чтобы уйти — самоходный ракетный комплекс РК-55 с КРБД КС-122 «Рельеф» » Военное обозрение

Основное предназначение РК «Рельеф» — решение оперативных и стратегических задач по поражению континентальных целей по заранее известным координатам. Он обеспечивал выполнение поставленных задач в любых условиях, днем и ночью, без ограничений местонахождения при осуществлении залпа.
Разработка нового наземного комплекса проводилась вдогонку американскому аналогу РК «Gryphon» с ракетой «Tomahawk». Согласно заданию, работы по созданию РК «Рельеф» требовалось окончить за два года.

Разработка и проектирование РК с КРБД морского (С-10 «Гранат») и воздушного базирования (Х-55, принятие на вооружение -1982 год) начинается в конце 1976 года. Неофициально разработка наземной модификации начинается в 1983 году. Официально РК «Рельеф» начинают разрабатывать по постановлению СМ и ЦК партии от 04.10.1984 года №108-32. За основу взята разработка морского РК «Гранат» и разработанной под него КРБД 3М10. Комплекс получает название «Рельеф» и под него разрабатывает КРБД КС-122. Разработку поручили свердловскому конструкторскому бюро «Новатор», руководство осуществлял замГК А.Усольцев, руководил конструкторским коллективом ГК Л.Люльев. Ответственным за создание нового комплекса от министерства назначают замминистра М.Ильина.


Создание пусковой, машин транспортировки/заряжания и управления, наземного комплекта оборудования была поручена свердловскому предприятию «Старт». Аппаратуру предстартовой подготовки, системы обработки и ввода расчетных данных с бортовым оборудованием ракеты создавали в московском НИИ-25.

Первые прототипы машин использующихся в РК «Рельеф» были построены на предприятии «Старт» в очень короткие сроки – в 1984 году они начали проходить ходовые испытания. Все испытания комплекса проводились на Ахтубинском полигоне МО СССР №929. Всего за время испытаний в 1983 по 1986 год было осуществлено запуск 4 макетов ракеты и запуск 6 боевых ракет в полной комплектации. Госиспытания начались в 1985 году, они проходили на том же полигоне.

Главой госприемки РК «Рельеф» был тогдашний главнокомандующий советскими ВВС А.Ефимов. В 1986 году комплекс успешно прошел этап госиспытаний и был принят на вооружение. Серийное производство велось на свердловском машиностроительном заводе имени Калинина, куда и была передана вся необходимая документация по РК «Рельеф».

Судьба комплекса
Завод успел выпустить только одну партию новых РК-55 «Рельеф» с ракетой КС-122, когда Советский Союз и Соединённые Штаты подписали Договор по сокращению РСМД в 1988 году. Комплекс был отдан под выполнение данного Договора. Со стороны Соединённых Штатов были присланы специалисты и вся недавно выпущенная партия была утилизирована на авиабазе близ города Елгава. Начало утилизации – сентябрь 1988 года, сразу были уничтожены 4 единицы КРБД КС-122. Последние работы по уничтожению были проведены в октябре 1988 года. Последней уничтожили ракету, на которой проводили замеры полного веса (использовали закачку в баки обычного дизтоплива) по просьбе американцев.

Устройство РК-55
Комплекс состоял из:
— автономной СПУ;
— машины транспортировки и заряжания;

— машины управления МБУ;
— наземного комплекса оборудования.

Пусковая создана на базе шасси МАЗ-79111/543М как автономная самоходная ПУ с индексом 9В2413 под 6 КРБД. Состав оборудования, установленного на пусковую: аппаратура навигации, ориентирования и топографической привязки, автоматика производства старта ракеты и оборудование для ввода полетных данных. Позиционный район работы — полтысячи километров. В ходе работы выясняется, что обычное размещение шести ракет будет нести опасность в виде перегрузки шасси, что приведет к снижению характеристик мобильности и старта ракет. Поэтому принимается решение выполнить ракеты с качающейся частью пусковой в едином блоке. Разрабатывается специальная система управления пусковой. Электрический разъем подключения выполнили в задней части единого блока.

Основные характеристики пусковой:
-длина — 12.8 метров;
— ширина – 3 метра;
— высота – 3.8 метра;
— расчет – командир машины и водитель-механик;
— силовая – дизель типа Д12АН-650;

— мощность дизеля – 650 л.с;
— формула колес – 8Х8;
— вес не снаряженной/снаряженной пусковой – 29.1/56 тонн;
— скорость до 65 км/ч;
— дальность марша до 850 километров;
— время перевода боевое/походное положение до 15 минут;
— время запуска ракет – около минуты;
— запуск ракет – одиночный/залп с интервалом около секунды.
— преодолеваемые препятствия: уклон до 40 градусов, ров до 3.2 метров;

КРБД КС-122 создана по нормальной аэродинамической схеме с раскладывающимся крылом и внутрифюзеляжной установкой двигателя. Рули высоты и направления также раскладного типа, цельноповоротные. Установленная система наведения и управления полностью автономная инерциального исполнения с коррекцией по рельефометрическим данным корреляционной экстремальной системы коррекции, в которую входит: БЦВМ, система хранения цифровых данных карт матриц участков коррекции и данных полета, радиовысотомер. Бортовая система наведения и остальная бортовая аппаратура создана московским НИИ приборостроения. Она имеет поблочное исполнение, в отдельных корпусах.

Двигательную систему внутрифюзеляжного исполнения разрабатывали в омском конструкторском бюро моторостроения и на производственном объединении «Союз». Сначала омские конструкторы разработали малогабаритный маршевый ТРДД внутрифюзеляжного исполнения. Последняя разработка носила название 36-01/ТРДД-50. Он развивал тягу в 450 килограмм. Работы велись с 1976 года. Испытания в 1980 году для комплекса «Радуга» были признаны успешными. Несколько позднее были проведены успешные испытания и для комплекса «Рельеф». Однако, для ракеты КС-122 был выбран двигатель Р-95-300 разработки МНПО «Союз». Двигатель развивал тягу в 400 килограмм и производился на заводе в Запорожье.

Основные характеристики ракеты:
— общая длина – 8.09 метра;
— длина контейнера – 8.39 метра;
— крыло – 3.3.метра;
— диаметр ракеты – 51 сантиметр;

— диаметр контейнера – 65 сантиметров;
— стартовый вес – 1.7 тонны;
— вес в ТПК – 2.4 тонны;
— вес БЧ не превышала 200 килограмм;
— мощность БЧ – 20 килотонн;
— максимальная дальность в районе 2600-2900 километров;
— средняя скорость полета – 0.8 Маха;
— средняя высота полета – 200 метров;
— используемое топливо – керосин/децилин;
— стартовый двигатель – пороховой РДТТ.

Данные по РК-55 «Рельеф»
На 1988 года было произведено 6 единиц автономных СПУ с боезапасом 80 КРБД КС-122. Все они находились в режиме опытного использования возле города Елгава Латвийской ССР. В конце 1988 года там же на авиабазе была проведена утилизация ракет. Вероятнее всего, ракет было произведено немногим больше, однако, по имеющимся данным, на утилизацию поступили только ракеты опытного комплекса. Речь идет о 80-84 КРБД КС-122.

Краткая справка по американскому аналогу комплексу «Gryphon»
Ракета комплекса «Gryphon» под названием BGM-109G являлась наземной модификацией «Томагавк» и обладала следующими данными:
— длина 6.4 метра;
— вес – одна тонна;
— средняя скорость 0.7 Маха;
— двигатель с тягой в 270 килограмм;

Первый пуск ракеты признанный успешным совершен в начале 1982 года. А в 1983 году на вооружение стали поступать первые серийные образцы.

Состав комплекса:
— 4 машины ТПУ на базе MAN AG с колесной формулой 8 X 8;
— 16 крылатых ракет BGM-109G;
— две машины управления.

Всего серийно выпущено около 560 крылатых ракет для обеспечения американского ракетного комплекса. Чуть менее 100 ракет остались в Соединенных Штатах, остальные должны были поступить для размещения на территории европейских стран.

Возможности ракеты по сравнению с советским аналогом были менее эффективны:
— малая ЭПР;
— дальность до 2.5 тысяч километров;
— средняя высота полета 30-40 метров;
— мощность боеголовки до 150 килотонн.

Система наведения комбинированного исполнения. Советская ракета КС-122 здесь почти не отличалась от американской BGM-109. Она имела инерциальную систему и коррекцию по контурам рельефа местности созданной компанией «TERCOM». В нее также входит БЦВМ и радиовысотомер. Данные, хранящиеся в бортовом компьютере, позволяли определять местоположение во время полета с повышенной точностью, КВО составлял порядка 20-30 метров.

Основным предназначением являлось вывод из строя пусковых противника со стратегическими ракетами, военных аэродромов, различных баз базирования и скопления живой силы и техники, стратегических объектов ПВО, разрушения крупных стратегических объектов типа электростанций, мостов, плотин.

Кроме наземного варианта, разрабатывали модификацию ракеты для ВВС. В 1980 году при изучении результатов конкурса, в котором участвовали AGM-86B от Боинг и AGM-109 (модификация BGM-109) от Дженерал-дайнэмикс военные выбрали ракету от компании Боинг.

Согласно подписанному Договору с Советским Союзом, в Соединенных Штатах утилизировали все пусковые и крылатые ракеты комплекса «Gryphon». Последняя ракета BGM-109G была утилизирована 31.05 1991 года. Ориентировочная стоимость одной BGM-109G – чуть более одного миллиона долларов (на 1991 год). Восемь ракет были «обезоружены» и отправлены в музеи и экспозиции.

Источники информации:
http://military.tomsk.ru/blog/index-762.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-601.html
http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/42/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-697.html
http://en.wikipedia.org/wiki/BGM-109G_Ground_Launched_Cruise_Missile
http://www.youtube.com/watch?v=2YQGiNC9abw

topwar.ru

От А до Я — РК-55 «Гранат»

Как известно, в 1972 г. между СССР и США было подписано Временное соглашение по ограничению наступательных стратегических вооружений (Договор ОСВ-1), охватывающее баллистические ракеты наземного и морского базирования. На принципе взаимности за рамки договора были выведены стратегические бомбардировщики (многократное преимущество по которым имели США) и крылатые ракеты большой дальности (которыми тогда располагал только СССР).

В США было принято решение также начать разработку крылатых ракет большой дальности. В связи с необходимостью вывода согласно Договору из состава флота ракетоносцев ранней постройки было принято решение рассмотреть их перевооружение на крылатые ракеты, запускаемые из торпедных аппаратов. Такое решение было вызвано необходимостью соблюдения положения Договора о взаимном контроле. Новая крылатая ракета получила название «Томагавк».

Вскоре после появления информации о начале работ по крылатым ракетам нового поколения в США аналогичные исследования развернулись и в СССР. При этом соответствующие конструкторские разработки и исследовательские работы проводились намного раньше, но не получили развития из-за успехов по разработке более тяжелых сверхзвуковых крылатых ракет. Американские работы по «Томагавку» и ALCM позволили дать «зеленый свет» аналогичным отечественным изделиям. Решением ВПК, а затем и Постановлением правительства от 9 декабря 1976 г. разработка комплекса «Гранат» поручалась свердловскому МКБ «Новатор» (ОКБ-4). К середине 1970-х гг. его конструкторами были спроектированы несколько образцов ракет для комплексов ПВО и ПРО, включая «Круг» и «Бук», а также ракетоторпеды комплексов «Вьюга» и «Ветер».

Летная отработка ракеты началась в июле 1976 г. на полигоне «Песчаная балка» с бросковых испытаний снабженных натурным стартовым двигателем макетов КС-122РС для отработки сброса капсулы. Дальнейшие испытания проводились с борта опытной ДЭПЛ С-49 пр.633РВ. Для проведения испытаний «Граната» подводная лодка С-49 прошла переоборудование на Севастопольском морском заводе. В период с 28 июля по 30 октября 1977 г. на феодосийском глубоководном полигоне были проведены четыре пуска. В первых двух отрабатывался начальный участок полета вплоть до раскрытия аэродинамических поверхностей, а в ходе последующих – также и процесс запуска маршевого двигателя. К концу 1977 г. началась отработка функционирования ракеты на основном маршевом участке полета. Оснащенная автопилотом маршевая ступень ракеты сбрасывалась над акваторией Черного моря с самолета Ту-16КСР-2 для выполнения программного полета по дуге протяженностью 90 км. Однако заданная дальность вначале не была достигнута. 28 марта вновь приступили к пускам с ПЛ, которые выявили низкую надежность маршевого двигателя ТРДД-50. Поэтому было принято решение перейти к применению на ракете двигателя Р-95-300. После ряда неудачных пусков и проводимых доработок во второй половине 1980 г. была достигнута заданная дальность полета 200-220 км.

Далее в течение полутора лет ракета доводилась до штатной комплектации оборудования, после чего начался этап государственных испытаний на Севере. Испытания на Севере стартовали еще в 1979 г. и начались с отработки корабельной аппаратуры, включая систему управления стрельбой. В процессе испытаний были успешно решены наиболее сложные задачи, связанные с отработкой бортовой системы управления и полетов на неслыханные для корабельных крылатых ракет дальности. Первый пуск с лодки по программе главного конструктора провели 30 ноября 1981 г. Государственные испытания начались 23 апреля 1982 г. пуском с берегового стенда, а с 21 июля продолжились и с подводной лодки К-254 – головной ПЛА пр.671РТМК. завершающий их этап осуществлялся пусками с ПЛ с 8 апреля по 23 августа 1983 г., а в апреле следующего года комплекс «Гранат» был принят на вооружение. В 1988 г. завершились и испытания ракеты с ПЛА пр.971.

Общность требований определила и сходство ряда технических решений, воплощенных в советской и американской крылатых ракетах. Выбор торпедного типоразмера определил и основные тактико-технические показатели проектируемых ракет. В принятых массогабаритных ограничениях было невозможно создать скоростную высотную ракету. Прорыв ПВО можно было обеспечить только за счет скрытности: снижением эффективной поверхности рассеяния и полетом на предельно малой высоте. Были, однако, и различия. Так, в соответствии с возможностями торпедных аппаратов отечественных подводных лодок «Гранат» имел на 15% больший полетный вес и был на 1.7 м длиннее по сравнению с «Томагавком». Напротив, единый для большинства флотов мира калибр ТА 533 мм определил в сочетании применением капсулы на подводном участке траектории одинаковый диаметр миделя ракет 514 мм.

Крылатая ракета «Гранат» имеет цилиндрическую форму, обусловленную пуском ее из ТА, прямое несущее крыло малого удлинения, являющееся оптимальным для длительного полета на околозвуковых скоростях и крестовидное хвостовое оперение. Схема крылатой ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с раскрываемыми после пуска крыльями и тоннельным воздухозаборником. Запуск производится при помощи твердотопливного стартового ускорителя, смонтированного за соплом ТРД. Для предельной легкости конструкции ракеты как летательного аппарата и минимизации силовых воздействий на нее на подводном участке движения ракета заключена в капсулу из нержавеющей стали, сбрасываемую после выхода из воды. На подводном участке после выхода из торпедного аппарата и удаления от лодки на 10-20 м ракета в капсуле движется за счет работы твердотопливного двигателя. После пересечения водной поверхности капсула сбрасывается. Отработавший твердотопливный двигатель отделяется, раскрываются консоли крыла и хвостовое оперение и запускается турбореактивный двигатель, обеспечивающий дальнейший полет к цели.

Ракета «Гранат» имеет дальность, почти на порядок превышающую показатели ранее созданных корабельных крылатых ракет. Это потребовало разработки высокоэкономичного турбореактивного двигателя. Что не менее важно, этот двигатель должен был иметь крайне малые габариты и вес. По результатам испытаний был применен Р-95-300, разработанный в ОКБ Фаворского. В сочетании с минимальной высотой полета это также обусловило применение инерциальной системы наведения с радиокоррекцией. Задачи создания малогабаритной бортовой аппаратуры, в особенности системы коррекции, отличались новизной и сложностью.

Ракетный комплекс стоит на вооружении ПЛА пр.671РТМК, пр.971, пр.945А, стоял на вооружении АПКРРК пр.667АТ. Применительно к последней ПЛ в нашей стране воплотилась в жизнь «американская мечта» — так и не реализованный в США замысел перевооружения носителей баллистических ракет на крылатые ракеты нового поколения. А основными носителями комплекса являются наиболее совершенные многоцелевые отечественные ПЛА пр.971.

В системе стратегических вооружений Советского Союза комплекс «Гранат», конечно, имел не очень большое значение, что обусловлено его дальностью в 3000 км. Но, тем не менее, его применение позволяло дополнить удар баллистических ракет крылатыми ракетами, запускаемыми с многоцелевых ПЛ. А это могло иметь и решающее значение. Кроме того, появление этого комплекса позволило многоцелевым подводным лодкам наносить удары по берегу также и при решении задач оперативного уровня, а при оснащении крылатых ракет обычной БЧ – применять комплекс в условиях неядерного конфликта. Таким образом, комплекс «Гранат» хорошо вписывается в систему вооружений нашего ВМФ и является хорошим и качественным оружием – комплексом XXI века.

www.ot-a-do-ya.org

📌 РК-55 «Гранат» — это… 🎓 Что такое РК-55 «Гранат»?

Технические характеристики КР
Х-55СМ
Система наведенияинерциальная с коррекцией
ДвигательДТРД Р95-300
Длина8,09 м
Диаметр корпуса0,77 м
Размах крыльев3,1 м
Стартовая масса1700 кг
Скорость полёта0,48-0,77 М
Максимальная дальность пуска4500 км
КВО150 м
Боевая частьядерная, 200 кт
Масса боевой части130[1] кг

Х-55 (несекретное название — РКВ-500, по классификации НАТО — AS-15 «Kent») — советская (российская) стратегическая крылатая ракета большой дальности.

Совершает полёт на дозвуковых скоростях на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами.

Рассчитана исключительно для нанесения ядерных ударов.

Носителями Х-55 являются стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160.

Ракета разработана в Дубненском МКБ «Радуга» под руководством И. С. Селезнёва.

Ракета Х-55 в музее ВВС ВС Украины

История

В 1971 году с инициативой о создании новой, малогабаритной, низковысотной дозвуковой крылатой ракеты с ядерной боевой частью дальнего радиуса действия выступило руководство МКБ «Радуга». Несмотря на первоначальное неприятие, в 1976 году правительство СССР приняло постановление о срочном создании такого ракетного комплекса. МКБ «Радуга» было поручено разработка таких ракет для авиации, которая получила обозначение Х-55. Сборка первых экспериментальных образцов «изделия 120» начались в Дубне уже в начале 1978 года. Но из-за высокой загрузки дубнинского производства выпуском Х-22, было принято решение о развёртывании производства Х-55 на Харьковском авиапромышленном объединении (ХАПО). На первых порах там выпускались отдельные части ракеты, с передачей их на досборку в Дубну, но впоследствии был налажен выпуск изделия полностью.

25 декаря 1979 года, ввиду исключительной важности проекта ракеты Х-55 были приняты на вооружение, ещё до завершения испытаний. Первая серийная Х-55 из установочной партии, полностью собранная на ХАПО, была передана заказчику 14 декабря 1980 года. Носителем новых ракет было принято решение сделать самолёты Ту-160 и модернизированные Ту-95. Первый пуск серийной Х-55 был произведён 23 февраля 1981 года. Из первых 12 пусков только 1 закончился неудачей, из-за отказа электрогенератора ракеты. Испытания проводились на полигоне 929-го ГЛИЦ и на базе НИИАС в Фаустово. Освоение нового комплекса было начато в 1223 тбап в Семипалатинске. Уже в феврале 1983 полк начал отработку запуска ракет.

31 декабря 1983 г. комплекс воздушного базирования в составе Х-55 и самолёта-носителя Ту-95МС был официально принят на вооружение. В 1984 году на испытаниях была достигнута дальность 2500 километров, была подтверждена высокая точность этих ракет. В декабре 1986 производство Х-55 на ХАПО было свёрнуто и перенесено на завод им. ХХ партсъезда, г. Киров (ныне ОАО «ВМП «АВИТЕК»). Некоторые агрегаты также стали выпускаться на Смоленском авиазаводе.

Особенности конструкции

Ракета имеет металлический сварной корпус, большая часть внутреннего объёма которого представляет собой бак для топлива. Крылья, оперение и носовой обтекатель выполнены из композиционных материалов. Стабилизатор и крылья до пуска ракеты находятся в сложенном состоянии и раскрываются при помощи пиропатронов уже после срабатывания катапультного пускового устройства.

ТТХ двигателя
Р95-300
Тяга300—350 кг
Длина850 мм
Диаметр315 мм
Вес95 кг

Двухконтурный ТРД Р95-300 размещён в хвостовой части ракеты на специальном пилоне, выдвигающимся из корпуса перед пуском. Запуск двигателя осуществляется пиростартером.

При своих небольших размерах Р95-300 обеспечивает весовую отдачу 3,68 кгс/кг, что соответсвует весовой отдаче ТРД боевых самолётов. Двигатель имеет автоматическую электронно-гидравлическую систему управления, обеспечивающую изменение его режимов и регулировку тяги в процессе полёта ракеты.

Ракета Х-55 оснащена автономной автокорреляционной инерциальной системой наведения с корректировкой траектории по рельефу местности. Закладываемая в ракету перед пуском программа полёта содержит цифровую эталонную карту рельефа местности по маршруту. В процессе полёта бортовая система управления БСУ-55 обеспечивает сравнение этой карты с реальными показаниями высотомера и выдачу при необходимости соответствующих команд на корректировку курса. Помимо функций автопилота и коррелятора в БСУ-55 также заложена возможность выполнения ракетой манёвров для противодействия перехвату.

Модификации

Ракета Х-55 авиационного базирования существует в следующих модификациях:

  • Х-55 (изделие 120, РКВ-500А) — базовый вариант;
  • Х-55ОК (изделие 121) — модификация, оснащённая оптическим коррелятором, обеспечивавшим корректировку траектории ракеты на основе эталонного изображения местности;
  • Х-55СМ (изделие 125, РКВ-500Б) — вариант с увеличенной за счёт установки накладных конформных баков дальностью полёта;
  • Х-65 — тактическая модификация Х-55 с неядерной боевой частью;
  • Х-555 — глубокая модификация ракеты Х-55 повышенной точности. Оснащается боевой частью с обычным взрывчатым веществом массой 350кг[1].

Существуют и другие варианты Х-55, предназначенные для применения без использования авиации:

  • РК-55 (по классификации НАТО — SSC-X-4 «Slingshot») — крылатая ракета наземного базирования. К октябрю 1988 года все комплексы этого типа были уничтожены в рамках выполнения договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности;
  • С-10 «Гранат» (по классификации НАТО — SS-N-21 «Sampson») — крылатая ракета морского базирования.

Современное состояние

По состоянию на 2008 год двигатели для ракет Х-55 (а также для Х-35 и Х-59) выпускает украинское предприятие Мотор Сич.[2]

Литература

  • Марковский В. Авиационные крылатые ракеты // Авиация и космонавтика. — 2005. — № 9 — 1682-7759
  • Мороз С. Г. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР. — М.: Майор, Пилот, 2001
  • Городейко Ю. В. и др. Военная авиация. — Мн.: Попурри, 1999. — Т.2 — ISBN 985—438-348-2

См. также

Ссылки

Источники

  1. 1 2 nvo.ng.ru, «Крылатая ракета, испытанная президентом», 26 августа 2005
  2. Россия хочет выпускать ракеты без Украины, news.bbc.co.uk, 16 июня 2008

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

c-10 «Гранат» Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Гранат.
КС-122
3М10

Пусковая установка 9В2413 комплекса РК-55 и КР КС-122
Тип Стратегическая крылатая ракета
Статус Снята с вооружения в 1988-1989 годах, но часть ещё остаётся на хранении
Разработчик СМКБ «Новатор»
Годы разработки С 1975 года
Начало испытаний Июль 1976 года
Принятие на вооружение 1984 год
Производитель Новатор
Годы эксплуатации 1984-1989 годы
Основные эксплуатанты СССР СССР
Длина: 8090 мм
Диаметр: 510 мм
Масса: 1500 кг
Скорость полёта: 0,7 М
Дальность полёта: до 2500 км
Боевая часть: ядерная, на 200 кт
Управление: инерциальное+огибание рельефа местности
 Медиафайлы на Викискладе

С-10 «Гранат» (Индекс УРАВ ВМФ: 3К10, по кодификации НАТО: SS-N-21 «SAMPSON») — ракетный комплекс морского базирования с крылатой ракетой стратегического назначения КС-122, предназначенный для использования из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок для поражения административно-промышленных центров противника с заранее известными координатами.

Ракетные комплексы с крылатыми ракетами применяются для поражения целей, расположенных в тактической и стратегической глубине территории противника для завоевания и удержания господства во время ведения боевых действий. Крылатая ракета с небольшим по размерам корпусом имеет малое отражение радиоволн и позволяет атаковать цель на очень малой высоте, что крайне затрудняет своевременное обнаружение ракеты радиолокационными средствами и её уничтожение.[1]

История проектирования

Разработку C-10 «Гранат» осуществляло СМКБ «Новатор» под руководством главного конструктора Л. В. Люльева. Система инерциального управления ракетой разрабатывалась в НИИП (НИИПриборостроения) под руководством главного конструктора А.С. Абрамова.

В 1984 году комплекс был принят на вооружение ВМФ СССР для подводного старта из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок.

2 декабря 1993 года в период несения боевого дежурства (командир — капитан второго ранга Игишев С. М., старший — контр-адмирал Кириллов Ю. В.), экипаж АПЛ К-391 «Кит» (проекта 971 «Щука-Б») впервые в истории ВМФ успешно выполнил стрельбу двумя крылатыми ракетами комплекса C-10 «Гранат» из одного района боевых действий по разным полётным заданиям. Действия подводников были высоко оценены командованием флота.[2]

Конструкция

Ракетный комплекс 3К10 включал пусковую установку, крылатую ракету 3М10, класса «вода-воздух-вода», и корабельную систему управления стрельбой.

  1. ПУ комплекса представляет собой 533-мм торпедный аппарат подводной лодки.
  2. Крылатая ракета КС-122 (Индекс УРАВ ВМФ: 3М10) класса «вода-воздух-вода», двухступенчатая, с твердотопливным ускорителем и воздушно-реактивным маршевым двигателем, построенная по нормальной аэродинамической схеме, с раскрывающимся после выхода из контейнера крылом и БЧ в ядерном снаряжении.
  3. Корабельная система управления стрельбой представлял собой комплекс электронного оборудования и механических устройств, которые обеспечивали хранение, приём целеуказания, подготовку, заряжание, ввод полётного задания и проведение пуска.

Принцип действия

Перед выстрелом из торпедного аппарата подводной лодки в ракету вводятся с помощью специального разъёма полётные данные с точными координатами цели и данными рельефа местности на прилегающей территории по маршруту движения крылатой ракеты, которые получают от разведывательных спутников. Перед пуском контейнер с ракетой, находящийся внутри торпедного аппарата, заполняется водой, а внутри ракеты 3М10 создаётся уравнивающее давление для исключения деформации корпуса ракеты. Команда на «Пуск» подаётся офицером управляющим стрельбой, когда он убедится, что введены все необходимые исходные данные. После выхода контейнера с ракетой из торпедного аппарата, на безопасном расстоянии, запускается стартовый твердотопливный ракетный двигатель, а после выхода контейнера из воды происходит отстрел стартовой ступени и головной крышки контейнера. Затем крылатая ракета покидает контейнер, автоматически раскрываются крылья и хвостовое оперение и она выводится на активный участок полёта с помощью маршевого двигателя. Спустя минуту крылатая ракета переходит на заданную траекторию полёта под управлением инерциальной системы и летит на высоте 15-200 метров со скоростью 0,7 Маха. Кроме инерциальной системы, крылатая ракета имеет аппаратуру, которая позволяет время от времени сравнивать заложенные в памяти бортовой ЭВМ данные о профиле рельефа местности на расчётном маршруте с фактическими измерениями радиовысотомера ракеты в полёте. Береговая цель уничтожается подрывом СБЧ.[1]

Модификации

  • С-10 «Гранат» (Индекс УРАВ ВМФ: 3К10, по кодификации НАТО: SS-N-21 Sampson) — ракетный комплекс морского базирования, принят на вооружение в 1984 году.
  • РК-55 «Рельеф» (Индекс УРАВ ВМФ: 3К12, по кодификации НАТО: SSC-X-4 Slingshot) — подвижный грунтовый ракетный комплекс, создавался с 1983 года в ответ на развёртывание в Европе американских крылатых ракет GLCM наземного базирования («Томагавк»). До подписания договора о РСМД успели начать опытную эксплуатацию в части ВС СССР в Елгаве.

См. также

Примечания

Литература

  • Сычёв В. А. Корабельное оружие. Москва, ДОСААФ СССР, 1984.

Ссылки

wikiredia.ru

Время новых крылатых ракет | Сегодня.ру

Чудо-ракеты РФ – новое поколение ракетного комплекса С-10 «Гранат»

Моя статья «Ракетный сюрприз Путина», опубликованная 2 октября на сайте «Сегодня», неожиданно для меня получила очень широкое распространение и собрала в сети массу читательских комментариев.

Среди читателей (и это радует!) нашлось немало весьма компетентных и въедливых специалистов, некоторые из которых, прочтя статью, предъявили автору претензию, что он (то есть, я), говоря о революционном характере нового ракетного комплекса, коё о чём умолчал.

А именно: говоря, что раньше из торпедных аппаратов диаметром 533 мм применялись только баллистические ракеты 81Р, 83Р, 84Р и их модификации, я не упомянул о ракетном комплексе С-10 «Гранат», в состав которого входила КРБД 3М10, предназначенная для пуска именно из таких ТА.

Это правда, принимаю упрёк. Желая оттенить прорывной характер путинского «ракетного сюрприза», я несколько слукавил. Впрочем, это моё (надеюсь, простительное) лукавство никак не меняет сути дела.

Судите сами.

Попытка создать советский «Томагавк» (крылатую ракету большой дальности для советского ВМФ, в ответ на соответствующие американские КРБД), действительно, была. Ещё в конце 60-х годов, в результате проведенных исследований под кодовым названием «Эхо», была установлена возможность преодоления системы ПВО и ПРО противника дозвуковыми крылатыми ракетами «при массированном их применении», а так же с применением приема «встречного подрыва», т.е. поражения средств ПВО и ПРО противника ядерными взрывами с целью расчистки коридора для других атакующих КР.

Разработка торпедно-ракетного комплекса была начата КБ «Малахит» (главный конструктор — Л.А.Подвязников) в 1975 г. Комплекс предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.

В 1976 году были начаты испытания ракеты, которая позже получила наименование 3М10 «Гранат». Она должна была стартовать из 533-мм торпедного аппарата, имела дальность полёта до 2 000 км и вооружалась ядерной боевой частью мощностью до 200 кт. Эта ракета должна была входить в боекомплект АПЛ проектов 671, 671РТ, 671РТМ, 667А, 670, 670М и 971.

Ракетный комплекс С-10 «Гранат» был принят на вооружение в 1985 г. К концу 1988 г. (по западным данным) на подводных лодках ВМФ СССР было размещено около 100 ракет 3М10 «Гранат».

Основные ТТХ этой ракеты таковы:


Длина ракеты со стартовым РДТТ — 8090 мм;


Размах крыла — 3300 мм;


Диаметр фюзеляжа ракеты — 510 мм;


Дальность действия – до 2000 км;

Скорость крейсерская: — 720 км/ч;


Потолок крейсерский — 15-200 м;


Глубина пуска — 40 м.

К сожалению, полностью развернуть «Гранат» СССР не успел. В 1989 году, согласно советско-американским договоренностями, из состава вооружений флотов обоих стран (за исключением стратегических сил – РПК СН) были выведены боеприпасы с ядерными боевыми частями. Соответственно, ракеты 3М10 комплекса «Гранат» со всех носителей были сняты и сданы на хранение. А фугасная БЧ для «Граната», которая позволила бы оставить комплекс на вооружении, разработана не была, ибо точность попадания ракеты в цель была недостаточна для её уверенного поражения.

И вот теперь командующий Черноморским Флотом доложил президенту России, что крылатые ракеты большой дальности – ракеты нового поколения – возвращаются в боекомплект российского флота! При этом само собой разумеется, что возвращаются они с качественно новыми характеристиками, как в области преодоления ПРО, так и в точности поражения цели.

Так, если ракеты «Граната» могли преодолевать ПРО противника только при массированном применении и в ядерном варианте, то новые ракеты, судя по тому, что количество их носителей, которое предполагается развернуть на южном ТВД, весьма невелико (7 ПЛ на Чёрном море и 9 МРК на Каспии), обладают исключительной, «хирургической» точностью и способностью форсировать противоракетную оборону противника.

Кроме того, если «Гранат» мог поражать только неподвижные цели с заранее известными координатами, то новое поколение российских КР способно перенацеливаться во время полёта и поражать, таким образом, даже подвижные цели.

Ну и, конечно, тот факт, что новый ракетный комплекс с КРБД становится универсальным и может быть установлен на любой носитель, как подводный, так и надводный, радикально увеличивает эффективность его боевого применения. (Есть даже вариант размещения на гражданских кораблях, в стандартном грузовом контейнере, для маскировки).

А что касается дальности новой ракеты, то ведь адмирал Витко её точно не назвал. Сказал лишь, что она «превышает 1500 км». Значит, может быть и две, и три тысячи…

Так что главный вывод статьи о том, что принятие на вооружения этого нового ракетного комплекса радикально меняет соотношение сил в огромном геополитическом регионе от Кабула и Багдада до Рима и Варшавы – остается в силе!

ПЛА пр.971, в боекомплект которой входит С-10 «Гранат»

Носитель ракет 3М10 «Гранат» — ПЛАРК пр.667АТ

Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере

www.segodnia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *