Баллистическая ракета А-4 (Фау-2)

 

 

Работы над баллистической ракетой в Германии начались задолго до Второй мировой войны. В Версальском договоре не было точно указано, что ракеты относятся к боевому оружию. Именно этим и воспользовались в побежденной, но с неимоверной скоростью укрепляющей свой военный потенциал, Германии.

Одним из основных создателей ракеты V-2 был Вернер фон Браун. 16 апреля 1934 г. он закончил диссертацию на тему «Конструктивный, теоретический и экспериментальный вклад в проблему жидкостной ракеты». Работа молодого ученого была секретной, ее результаты напрямую относились к созданию нового оружия. Во время Второй мировой войны работы по ракете были закончены. В 1942 г. начались испытания. Конструкторам приходилось решать многие задачи технического плана, поэтому среди авторов V-2 были специалисты в области аэродинамики, термодинамики и теории горения, баллистики, прочности, металлургии и др. Первые пробные пуски не были удачными: ракеты отклонялись от заданного курса, взрывались на старте и на участке разгона. Но работы, несмотря на условия военного времени, велись самым активным образом основным научным, испытательным, производственным центром на острове Узедом в Пенемюнде. Немецкое правительство не жалело больших средств на осуществление своих замыслов — поставить мир на колени с помощью новейшего оружия.

 

Баллистическая ракета А-4 (Фау-2) фото

 

Ночью 18 августа 1943 г. Пенемюнде был подвергнут сильнейшему бомбовому удару. 600 самолетов В-17 несколькими волнами проходили над особо секретными лабораториями и цехами и сбрасывали свой смертоносный груз — бомбы калибром 500 кг. Среди погибших был начальник центра генерал Ша- мье Глычински. Другой генерал — начальник штаба люфтваффе Г. Йешоннек — после телефонного разговора об этом налете с А. Гитлером застрелился.

 

Основные данные ракеты А-4:

  • Длина    14,3 м

  • Диаметр     1,6 м

  • По оперению    3,6 м

  • Масса снаряженной

  • ракеты     12 900 кг

  • Тяга двигателя     245-307 кг

  • Топливо смесь этанола с жидким кислородом; интенсивность подачи топлива — 125 кг/с

Обстрел баллистическими ракетами территории Великобритании производился до 27 марта 1945 г. Помимо Великобритании, бомбардировкам подвергался порт и город Антверпен.
В конце войны интенсивно велись работы по созданию баллистической ракеты большой дальности А-10, А-9. Ракета А-10 должна была поражать цель на расстоянии 4000 км. Ракета А-9 к концу работы второй ступени должна была иметь скорость 3300 м/с.

 

Баллистическая ракета А-4 (Фау-2) структура

После победы над Германией союзникам по антигитлеровскому блоку достались исправные ракеты, комплектующие, документация и специалисты. Тщательное изучение трофейной техники позволило создать в кратчайшие сроки отечественную баллистическую ракету Р-1 — прообраз немецкой V-2. Работы немецких ученых по созданию баллистической ракеты, ее усовершенствованию, боевому применению являлись несомненным вкладом в развитие мирового ракетостроения.

 

Оружие

Avia.pro

avia.pro

Журавль в небе: «Оружие возмездия»


Рано утром 13 июня 1944 года в небе над Великобританией появились небольшие самолеты, издававшие странные звуки и излучавшие яркий свет из хвостовой части. Подлетая к Лондону, эти самолеты входили в пикирование и взрывались с сокрушительной силой, неся разрушение и смерть. Так фашистами, впервые в истории, были применены крылатые ракеты, наиболее известные под названием V-1 Vergeltungswaffe (по-немецки — оружие возмездия) или, по-русски, ФАУ-1.

В середине Второй мировой войны стало ясно, что производственные мощности Союзников намного превосходят немецкие, которые, к тому же, ограничены в ресурсах и постоянно подвергаются налетам вражеской авиации. В этих условиях немецкое руководство взяло курс на разработку принципиально новых систем вооружений и, надо признать, серьезно преуспело в этом. Крылатые ракеты ФАУ-1 (или летающие бомбы, как их называли англичане) являлись частью этой программы.  Работы по созданию ракеты велись с 1942 года, а с марта 1944 года началось их массовое производство. Всего до конца войны было произведено около 30000 ракет ФАУ-1.

Конструкция ракеты ФАУ-1 отличалась простотой, технологичностью и относительной дешевизной. Ракета приводилась в действие при помощи пульсирующего воздушно-реактивного двигателя, устанавливавшегося над хвостовой частью фюзеляжа. В фюзеляже, состоявшем из шести отсеков, находился боевой заряд, горючее, приборы и механизмы управления и наведения на цель. Взрывчатое вещество массой 850 кг располагалось в носовой части ракеты сразу за магнитным компасом и снабжалось четырьмя независимыми взрывателями.

Наведение на цель осуществлялось при помощи автопилота, который удерживал ракету на заданных при старте курсе и высоте в течение всего полета. Дальность полета устанавливалась при помощи механического счетчика, а лопастный анемометр, находившийся на носу ракеты и вращавшийся набегающим потоком воздуха, скручивал показания счетчика до нуля, после чего двигатель отключался, ракета переходила в пикирование, а взрыватели разблокировались.

Для обеспечения работы пульсирующего воздушно-реактивного двигателя летательный аппарат должен обладать некоторой начальной скоростью. Поэтому запуск крылатых ракет ФАУ-1 осуществлялся либо со специальных пусковых установок, снабженных катапультой, либо с самолета-носителя. Наземные пусковые установки, представлявшие собой массивные стальные конструкции длиной около 50 метров, легко обнаруживались с помощью аэрофотосъемки и постоянно подвергались бомбежкам самолетами Союзников.

Ракеты ФАУ-1 не отличались высокой точностью и надежностью. Многие из них не долетали до цели из-за технических неполадок, многие сбивались истребителями противника и средствами ПВО, часть уничтожалась аэростатами заграждения. Из почти 10000 ракет ФАУ-1, выпущенных немцами по Лондону, до цели долетело около 2500. Но и этого было достаточно для того, чтобы причинить городу огромные разрушения (полностью были разрушены около 23000 зданий, сотни тысяч строений повреждены) и вызвать тысячи человеческих жертв (более 5000 погибших и более 16000 раненых). Точность ракет была низкой и, поэтому, применялись они по территории больших городов, где основными жертвами становились мирные жители. Кроме Лондона бомбардировкам подвергались Манчестер, Льеж, Антверпен и Париж. А пропаганда Геббельса преподносила новое «чудо-оружие» как орудие возмездия за бомбардировки немецких городов.

Несмотря на техническое несовершенство и довольно неказистый внешний вид ракеты ФАУ-1 были действительно грозным и разрушительным оружием. Они стали настоящим прорывом в области ракетной техники и послужили прообразом для разработки целого класса вооружений – современных крылатых ракет. Крылатые ракеты ФАУ-1, изображенные на фотографиях, представлены в Имперском военном музее и в музее Королевских ВВС в Лондоне.

craneinthesky.blogspot.com

СОЗДАНИЕ РАКЕТЫ «ФАУ-2». Хронология.

Подробно:


Владимир Каланов,
сайт «Знания-сила».
Часть 2 (Окончание)

Несмотря на приоритет военных разработок, фон Браун и его коллеги начинали разрабатывать ракетоплан. Этот самолет с ракетным двигателем должен был подниматься в воздух, будучи закреплен на корпусе возвращаемой ракеты-носителя, подобно современным «Спэйс Шаттлам».

Крылатый вариант «ФАУ-2»

Другой проект представлял собой многоступенчатую пилотируемую ракету, способную развить скорость 28800 км/ч. Такая ракета, по расчетам фон Брауна, должна была выйти на орбиту вокруг Земли и стать её искусственным спутником. Если бы не Вторая мировая война, Германия могла бы стать родоначальницей космической эры. Работы в этом направлении велись и на востоке от Германии. Наряду́ с исследованиями американских и немецких инженеров, Советский союз тоже двигался к освоению космоса, но это уже тема отдельного рассказа.

НЕКОТОРЫЕ СВЕ́ДЕНИЯ О ХРОНОЛОГИИ НЕМЕЦКОЙ ПРОГРАММЫ «ФАУ-2»

• 13 июня 1942 года. Первые испытания «А-4» в Пенемюнде окончились неудачей.
• 3 октября 1942 года. Первый удачный запуск «Фау-2». Горизонтальная дальность полета составила 192 км.
• 17 февраля 1943 года. Запущена десятая по счету «Фау-2», Горизонтальная дальность полета 193 км.
• Май—июнь 1943 года. В Близне (Польша) произведено свыше 100 испытательных запусков «Фау-2». Соотношение неудачных и удачных пусков — 10 к одному́.
• 8 сентября 1944 года.. Первый боевой запуск «Фау-2». Ракета попала в пригород Парижа. Спустя несколько часов другая ракета доставила свой заряд в Лондон.

• 8 мая 1945 года. Подписан акт о капитуляции Германии. По оценкам экспертов, в период Второй мировой войны было произведено 1115 успешных запусков «Фау-2» по целям на территории Великобритании и 1675 запусков по целям в континентальной Европе.
• Декабрь 1945 года. В результате секретной операции «Скрепка» немецкие инженеры, работавшие в программе «Фау-2», были доставлены в США. Среди них был главный специалист по ракетной технике Германии штурмбанфюрер СС Вернер фон Браун, под руководством которого была создана ракета «Сатурн», доставившая в 1969 году человека на Луну.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОГРАММЫ «ФАУ-2» В США

• 16 января 1946 года. Используя захваченные в Германии ракеты «Фау-2», США начали проводить программу исследований верхних слоёв атмосферы. До постройки первой американской «Фау-2» было запущено более 60 трофейных ракет. На базе технологий «Фау-2» в Лаборатории Прикладной Физики была разработана средневысо́тная ракета «Аэро́би». В это же время исследовательская лаборатория ВМФ разработала высотную ракету «Нептун», поздне́е известную под названием «Ви́кинг».

• 15 марта 1946 года. Первая «Фау-2», собранная в США, прошла статические испытания на полигоне Уайт Сэндз.
• 16 апреля 1946 года. Запущена первая «Фау-2», собранная в США. Во время пятого и девятого запусков, произведенных в июле того же года, был установлен новый рекорд высоты полета в 180 км, а на семнадцатом запуске был достигнут рекорд скорости полета — 5760 км/ч (3579 миль в час).
• 24 октября 1946 года. Во время тринадцатого запуска «Фау-2» были получены снимки Земли с высоты 104 километра (это 65 миль).
• 17 декабря 1946 года. Ракета «Фау-2» установила новый рекорд высоты полета 185 км (115 миль).
• 20 февраля 1947 года. Впервые в программе запусков «Фау-2» — во время двадцатого пуска, получившего название «Проект Цветок», был произведен отстрел контейнера, который спустился на Землю на парашюте. Внутри находились мухи-дрозофилы и образцы семян различных растений. Изучалось влияние космической радиации на живые организмы.
• 7 марта 1947 года. Ракета «Фау-2» ВМФ США получила снимки Земли с высоты 180 км (это 111 миль). 6 сентября 1947 года Ракета «Фау-2» была запущена с авианосца «Мидуэй», но взорвалась на высоте 9,6 км (6 миль).
• 6 февраля 1948 года. Ракета «Фау-2» с электронным блоком управления поднялась на высоту 112 км (70 миль). 13 мая 1948 года Ракета «Бампер» («Фау-2» с второй ступенью «Капрал») была запущена с полигона Уайт Сэндз и достигла высоты 126 км (78 миль).
• 30 сентября 1948 года. Ступень «Капрал 3» достигла высоты 149 км (93 мили).
• 24 февраля 1949 года. Вторая ступень «Фау-2» «Капрал», запущенная с полигона Уайт Сэндз, достигла рекордной высоты 390 км (242 мили), развив скорость 8240 км/ч (это 5120 миль в час).
• 14 июня 1949 года. Ракета «Фау-2» вывела на высоту 132 км контейнер с обезьяной по кличке Альберт II, но животное погибло при падении ракеты.
• 24 июля 1950 года. «Фау-2» со второй ступенью «Капрал 8» была запущена с нового полигона на мысе Кана́верал.
• 29 июля 1950 года. При запуске «Капрал 7» с полигона на мысе Кана́верал была достигнута скорость М9 — девятикратная скорость звука. Это был абсолютный рекорд скорости на тот момент.
• 29 октября 1951 года. Был произведен последний, шестьдесят шестой запуск «Фау-2». Восемь запусков в рамках программы.

Лит-ра: Tim Furniss. The history of space vehicles.
подг. Владимир Каланов

znaniya-sila.narod.ru

СОЗДАНИЕ РАКЕТЫ «ФАУ-2»

Подробно:


Владимир Каланов,

сайт «Знания-сила».

В 1939 году в Пенемюнде была запущена первая по-настоящему управляемая ракета «А-5». После этого группа разработчиков сосредоточила усилия на создании ракеты «дальнего радиуса действия», способной прицельно доставить боеприпас весом 750 кг на расстояние в 640 км. Эта ракета проходила под обозначением «А-4», но в наше время больше известно её военное обозначение — «V-2» («Фау-2»). Она стала одним из наиболее смертоносных и разрушительных оружий Второй мировой, хотя её применение и пришлось на период окончания войны.

Первый боевой запуск «Фау-2» был произведен 8 сентября 1944 года. Ракета доставила боевой заряд в пригород Парижа. Следующая ракета была нацелена на Лондон. В 18.44 по Гринвичу она «со звуком, подобным удару грома» достигла Чипсвика, района британской столицы. Взрыв боеприпаса убил троих и ранил десятерых. Спустя 16 секунд следующая «Фау-2» упала в Эппин Форест, разрушив несколько домов. В течение следующих десяти дней ракеты продолжали атаковать Лондон и его пригороды, примерно по две в день. К 17 сентября было нанесено 26 успешных ракетных ударов. Всего до окончания войны по целям в Великобритании и континентальной Европе было выпущено 2789 ракет «Фау-2».

Конструкция ракеты «Фау-2»

Ракета «А-4» имела высоту 14 метров, диаметр корпуса 1,68 метров, стартовый вес 12870 кг. (боевая часть ракеты имела вес в одну тонну) и приводилась в движение двигателем с тягой 25 тонн, работавшим в течение 68 секунд. Расчётная дальность полёта составляла 306—320 км. Топливом служили спирт и жидкий кислород. Охлаждение двигателя осуществлялось компонентами топлива до их поступления в камеру сгорания. Управление движением ракеты производилось, как и у ракет Годдарда, при помощи рулевых поверхностей из графита, находившихся в сопле двигателя.

Успешным стал лишь третий запуск ракеты, состоявшийся 3 октября 1942 года. Она достигла высоты более 85 км и упала на землю в 192 километрах от Пенемюнде. Вальтер Дорнбергер, возглавлявший полигон в Пенемюнде, сказал: «Сегодня появился на свет первый космический корабль». Немецкие инженеры уже спроектировали и построили двухступенчатую ракету, сделав гигантский шаг к освоению космоса. Их надежды создать ракеты, способные облететь Землю и даже долететь до Луны, были вполне реалистичны, но все это было отложено, поскольку на текущий момент главными задачами являлись военные.

Тем временем работавшие в Пенемюнде инженеры создали ещё более мощное оружие. Это был прототип межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). Если бы это оружие было доведено до боевого состояния, оно могло бы серьезно улучшить положение Германии в войне, позволив атаковать цели на территории США. 24 января 1945 года был произведен успешный запуск «А-9», прототипа межконтинентальной баллистической ракеты, оснащенного аэродинамическими стабилизаторами. Ракета достигла высоты 90 км, развив при этом скорость 4320 км/ч.

Конструкция двигателя немецкой ракеты «А-9»

Немецкие ракетостроители хотели создать многоступенчатую крылатую ракету, которая будет способна доставить на околоземную орбиту искусственный спутник, но приоритетом работ были военные разработки. Ракета «А-9» стала прототипом межконтинентальной баллистической ракеты.

znaniya-sila.narod.ru

Фау-1 Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Фау.
Фау-1
V1, A-2, Fi-103, «Физелер-103», FZG 76

Модель «Фау-1» в музее Пенемюнде
Тип самолёт-снаряд
Разработчик Fieseler[en]
Годы разработки 1942-1944
Начало испытаний декабрь 1942
Производитель
Единиц произведено ~25000
Стоимость единицы 10 тыс. рейхсмарок (3,5 тыс. — в конце войны)
Годы эксплуатации 1944 — 1945
Основные эксплуатанты Вермахт
Основные технические характеристики

* Максимальная дальность: до 280 км
* Скорость полёта: 656-800 км/ч (от текущей массы)
* Боевая часть: фугасная, 700-1000 кг

↓Все технические характеристики
 Медиафайлы на Викискладе
Самолет-снаряд Фау-1 является прототипом современных крылатых ракет

«Фау-1» (V-1 (Vergeltungswaffe Eins), A-2, Fi-103, «Физелер-103», FZG 76) — самолёт-снаряд (крылатая ракета), состоявшая на вооружении армии Германии в середине Второй мировой войны. Это название происходит от нем. Vergeltungswaffe-1 («оружие возмездия-1»). Фа́у — произношение названия латинской буквы V в немецком языке. Буква использовалась для обозначения ряда проектов в рамках этой программы, в том числе самолёт-снаряд Фау-1 (V-1) и его пилотируемая версия Фау-4 (V-4).

Фау-1 была оснащена пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ПуВРД) и несла боевую часть массой 750—1000 кг. Дальность полёта — 250 км, позже была доведена до 400 км.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Конструкция
    • 2.1 Устройство Фау-1
    • 2.2 Фюзеляж
    • 2.3 Двигатель
    • 2.4 Система управления
  • 3 Краткие ТТХ
  • 4 Модификации
    • 4.1 Фау-1 воздушного запуска
    • 4.2 Дальнобойная Фау-1
    • 4.3 Пилотируемая V4 (Фау-4)
  • 5 Запуск «Фау-1»
  • 6 Боевое применение
  • 7 Оценка проекта
  • 8 Аналоги/копии
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

ru-wiki.ru

ФАУ-1 Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Фау.
Фау-1
V1, A-2, Fi-103, «Физелер-103», FZG 76

Модель «Фау-1» в музее Пенемюнде
Тип самолёт-снаряд
Разработчик Fieseler[en]
Годы разработки 1942-1944
Начало испытаний декабрь 1942
Производитель
Единиц произведено ~25000
Стоимость единицы 10 тыс. рейхсмарок (3,5 тыс. — в конце войны)
Годы эксплуатации 1944 — 1945
Основные эксплуатанты Вермахт
Основные технические характеристики

* Максимальная дальность: до 280 км
* Скорость полёта: 656-800 км/ч (от текущей массы)
* Боевая часть: фугасная, 700-1000 кг

↓Все технические характеристики
 Медиафайлы на Викискладе
Самолет-снаряд Фау-1 является прототипом современных крылатых ракет

«Фау-1» (V-1 (Vergeltungswaffe Eins), A-2, Fi-103, «Физелер-103», FZG 76) — самолёт-снаряд (крылатая ракета), состоявшая на вооружении армии Германии в середине Второй мировой войны. Это название происходит от нем. Vergeltungswaffe-1 («оружие возмездия-1»). Фа́у — произношение названия латинской буквы V в немецком языке. Буква использовалась для обозначения ряда проектов в рамках этой программы, в том числе самолёт-снаряд Фау-1 (V-1) и его пилотируемая версия Фау-4 (V-4).

Фау-1 была оснащена пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ПуВРД) и несла боевую часть массой 750—1000 кг. Дальность полёта — 250 км, позже была доведена до 400 км.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Конструкция
    • 2.1 Устройство Фау-1
    • 2.2 Фюзеляж
    • 2.3 Двигатель
    • 2.4 Система управления
  • 3 Краткие ТТХ
  • 4 Модификации
    • 4.1 Фау-1 воздушного запуска
    • 4.2 Дальнобойная Фау-1
    • 4.3 Пилотируемая V4 (Фау-4)
  • 5 Запуск «Фау-1»
  • 6 Боевое применение
  • 7 Оценка проекта
  • 8 Аналоги/копии
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

ru-wiki.ru

Ракета ФАУ-2 (А-4, V2)

 

Ракета ФАУ-2 (А-4, V2)

Баллистические ракеты А-4, иначе именовавшихся ФАУ-2 (V2) — от немецкого слова Vergeltungswaffe, означающего «оружие возмездия».

Первые же встречи в Нордхаузене и затем в Бляйхероде с немецкими специалистами дали возможность узнать основные характеристики серийной ракеты А-4, выпускавшейся на подземном заводе и поступавшей оттуда прямо в войсковые части:

Стартовый вес 26 т.

Максимальная тяга двигателя у земли 30 т.

На большой высоте 12,9-13 т

Общая длина 13,9 м.

Диаметр 1,6 м.

Масса боевой части 900-1000 кг.

Максимальная дальность полета 250-300 км.

Масса топлива (80 %-ный этиловый спирт) 3,6 т.

Масса окислителя (жидкий кислород) 5 т.

Время работы двигателя 64-65 сек.

Максимальная скорость 1500 м/с

Максимальная высота над землей 95 км.

Скорость при встрече с целью 800 м/с 

Стоимость А-4, несмотря на применение бесплатного труда заключенных, составляла свыше 300 000 рейхсмарок! За штуку! Не считая стоимости наземного оборудования, содержания войсковых частей, топлива и окислителя! 

См. Фау-2: крупносерийное производство

Фау-2: показательные пуски

Ссылки:
1. Производство в Кляйнбодунгене
2. Пенемюнде разбомбили, но ракеты продолжают испытывать в Дебице
3. Институт «Нордхаузен»: напряженная работа в 1946 г.
4. НИИ-3 переходит в НИИ-1, взрыв интереса к ракетам, 1944 г.
5. Курило Евгений Митрофанович
6. Концлагерь Пусткув (Польша)
7. Ракетная техника Германии: история становления
8. Пилюгин, Николай Алексеевич (1908-1982)
9. Весть о тяжелой аварии ракеты Р-16 (8К64)
10. Партийно-хозяйственный актив НИИ-88 по итогам XX съезда КПСС
11. Рябиков Василий Михайлович
12. Немецкие разработки крылатых и зенитных ракет
13. Роль немецких работ в становлении нашей ракетно-космической техники
14. Р-7 Проблема N 3 — сопряжение тяжелой ракеты со стартовым устройством
15. Пенемюнде разбомбили Англичане 1943 г.
16. Системы управления ракетами: общие сведения
17. Глазков Георгий
18. Немцы хотят разрушить Лондон с помощью ФАУ-1 и ФАУ-2
19. Надо было копировать у американцев методику отработки надежности
20. «Сатурн» — серия ракет носителей США («Сатурн-5», «Сатурн-IB»)
21. Американская разведка забила тревогу
22. Создание ракет — опыт, надежность, вероятность
23. Черток Б.Е.: путешествие из Берлина в Тюрингию, 1945 г.
24. XVI конгресс Международной федерации астронавтики и о нашей «закрытости»
25. В Германию за ракетными и авиационными секретами
26. НИИ-88: СКБ
27. Байконур: стартовый комплекс и бункер
28. Полигон немецкий «Хайделагер»
29. Сделать Р-1 — «копию» немецкой А-4, оказалось очень не просто
30. Черток Б.Е. на заводе и КБ «Аскания» в Мариендорфе, 1945 г.
31. Подготовка демонстрации наших ракетных успехов в на Ленинских горах
32. Р-1 ракета, испытания на полигоне ГЦП
33. ФАУ-2: крупносерийное производство на заводе «Миттельверк»
34. Ракеты: немного теории
35. Институт «Рабе»и институт «Нордхаузен» перешли в режим ликвидации
36. Трудности Германии с созданием боевых ракет ФАУ-2 (А-4)
37. Оборудование немецких лабораторий и заводов (1945 г.)
38. «Мессина» телеметрическая система
39. Первые пуски ракет А-4 на ГЦП в Капустин яр, 1947 г.
40. «Верк драй» в Кляйнбодунгене
41. Институт «Рабе»: создание, 1945 г.
42. Лагерь смерти «Дора»
43. Госкомитет (Спецкомитет) N 2 — ракетный
44. Немецкие ракетные специалисты в НИИ-88
45. Объединенные баллистики
46. Управление и колебания корпуса ракеты
47. Фау-2: показательные пуски
48. Полигон ГЦП (Государственный центральный полигон) Капустин Яр
49. Завод «Миттельверк»
50. Ракетное оружие — конкурент Атомного проекта Германии
51. Королев, немцы и разработка ракеты на дальность 600 км.
52. Владимир Аллилуев женится, работает на космос в КБ МАИ (Богомолова)
53. Бисноват Матус Рувимович
54. Как Федосов стал действительным членом Академии наук
55. ракеты ФАУ
56. Непростой период в истории авиационной промышленности
57. Развитие авиационно-космической отрасли в СССР
58. Федосов Е.А. изучает секретный архив КБ-1 «Берлин»
59. Леман Вилли, А-201, Брайтенбах
60. В самом начале пути: группа Г.М.Можаровского
61. Федоров Петр Иванович
62. Гитлер до конца надеялся на «оружие возмездия»
63. Бартини в СССР следующие пятьдесят лет
64. Королев С.П. во ВНИИ-88
65. Изделие N 1 (ракета)
66. Подземный завод Миттельверк в Германии, где делали ракеты ФАУ-2
67. Путешествия Королевых по Германии
68. Королев С.П.: организация «группы Выстрел» в Бляйхероде
69. Испытания ракеты Р-1 (отечественного аналога А-4)
70. ВНИИ-88
71. Королевы переезжают в СССР, охлаждение отношений Королева с женой
72. Ракета Р-1
73. Испытания ракеты А-4 (ФАУ-2)
74. Браун (Вернер фон Браун)
75. Как Королевы жили в Бляйхероде (Германия)
76. Ракетный центр Пенемюнде, Германия (Н. Королева)
77. Мишин Василий Павлович
78. Разработка ракетного оружия в СССР
79. ИОСИФ ФИНКЕЛЬШТЕЙН: ЗАПИСКИ УЧАСТНИКА АТОМНОГО ПРОЕКТА (Электромагнитное разделение изотопов)
80. На Манхэттанский проект денег не считали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

www.famhist.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *