Ракета летит на Луну? — любительское видео старта Аполлон-11: bigphils — LiveJournal

Вступление

Ниже опубликована восстановленная копия поста из другого моего блога, которую я в своё время забыл скопировать сюда. За прошедшее время блог был удалён, а видео, на которое он ссылается, тоже удалено с видеохостинга youtube. Видео замечательно тем, что это любительская съёмка старта Аполлона-11. Любительская — а значит не прошедшая цензуру НАСА и официальных СМИ. Когда я осознал его значимость, то понял, что оказался в числе весьма немногих людей увидевших, что на самом деле случилось на мысе Канаверал утром 16 июля 1969 года. Эта любительская съёмка показывает, что огромная ракета Сатурн-5 летела вовсе не так, как нам показали официальные СМИ. Это видео — как бы машина времени, показавшая нам реальное прошлое (не путать с историей, которая всё время меняется). Ниже размещён слегка скорректированный изначальный пост и ссылки на анализ этого видео, выполненные другими исследователями. Основной их вывод на основании этого видео — профиль полёта вообще не соответствует данным НАСА, скорость ракеты много ниже заявленной, а следовательно такая ракета не то что на Луну, она не сможет попасть даже на низкую околоземную орбиту! И, значит, внутри нет астронавтов — полёт беспилотный.

Ракета летит на Луну? — транскрипция любительского видео старта Аполлон-11

В новой книге А.Попова «Ракета летит на Луну?» большое место отводится анализу вот этого «неофициального» ролика старта Аполлон-11.

Насколько мне известно, первый его анализ выполнил Андрей Кудрявец Видеоразоблачения лунных миссий НАСА. По качеству видео похоже на то, что его копировали с домашнего киноэкрана и 8мм кинопленки. В связи с этим я решил сделать полный перевод его транскрипции.

0:04 В июле 1969г. меня выбрали для поездки на мыс (Канаверал) наблюдать запуск Аполлона-11. Это была наша первая попытка высадить людей на Луне. И мы потратили деньги на новые камеры, Супер-8. Они работали на аккумуляторах, и нам не надо было заводить и переворачивать киноплёнку. И качество картинки также стало лучше.

0:38 За день до запуска мы подошли очень близко к стартовой площадке. Это изображение здания сборки, где они собирали саму ракету.
1:03 Это очень большая ракета.
1:10 Посмотрите на размер грузовиков по сравнению с ракетой. Она огромна.
1:23 Это PFP (Philip Frank Pollacia) со своим другом Джо Банкером. Джо — менеджер ALSEP оборудования для экспериментов, которые мы оставили на Луне.
1:37 Нас, меня и его, выбрали вместе.
1:41 Это здание вертикальной сборки где собирался космический корабль и откуда его тащил краулер на стартовую площадку.
2:02 А это краулер, корабль сидит на этом монстре и он двигается, думаю, со скоростью 5 миль в час. Очень плавно, чтобы добраться до стартового стола.
2:19 Это люди, которые собрались в день запуска. Камера двигается очень быстро. Вы сейчас увидите бывшего президента Линдона Джонсона, Джонни Карсона и возможно других людей, которых я сегодня и не узнаю.
2:38 Но, повторяю, моя основная цель — посмотреть на запуск, а не на людей.
3:03 Нам с Джо весьма повезло, и мы подобрались прямо к (неразборчиво, возможно «к дороге») и это максимально близко как мы только могли подойти. Это примерно одна миля от места запуска. Это был довольно хороший вид, и он дал мне интересную перспективу, которую вы не увидите по телевизору. Так что мы усядемся поудобней и посмотрим запуск.
3:30 Итак начинается, 3-2-1…
3:44 Зажигание и подъем. Аполлон-11, первые люди высадившиеся на Луне. Нил Армстронг и Базз Олдрин — два астронавта, которые, в самом деле, ступили на Луну. Майкл Коллинз был в командном модуле и вращался вокруг Луны, пока эти двое исследовали Луну. Он следил за командным модулем, и был готов принять их, когда они вернутся с поверхности Луны в лунном модуле.
4:26 Так что мы расслабимся и будем смотреть — это замечательное зрелище.

Комментарии автора блога к видео.

  • В 1:23 этого ролика закадровый голос представляет людей, приехавших на запуск Аполлона-11. Сначала я не понял кто это, но после телефонного общения (об этом ниже) автор пояснил. Слева автор видео в характерной для английского языка манере представляет себя от 3-го лица как PFP и Джо Банкер (справа). Согласно пояснениям, Джо — менеджер ALSEP оборудования для лунных экспериментов.

    Справа, другой кадр из видео — 36-й Президент США Линдон Джонсон (1963 — 1969), тогда уже сложивший свои полномочия, о чём упоминает Фил в рассказе. Как видим, Фил выбрал удобную точку съёмки, воспользовался трансфокатором и хорошо заснял исторический момент.
  • В 3:03 автор говорит, что расстояние до стартовой площадки 1 миля (1609 м).
  • Также обратите внимание, что после разделения вторая ступень удаляется с ярким пламенем, что не похоже на водород, а скорее керосин. Это соответствует гипотезе А.Велюрова о том, что вторая ступень с двигателями J-2 работала на керосине, а не водороде.

После весьма обширных поисков удалось обнаружить автора этого ролика и владельца Youtube aккаунта pfpollacia. Им оказался Филип Фрэнк Полэйша (Philip Frank Pollacia), далее просто Фил.

Фил работал менеджером в IBM, затем вышел на пенсию. Родился в Хьюстоне и провёл детство в Луизиане. Получил степень бакалавра в Технологическом университете Луизианы и степень магистра Обернского университета, обе в математике. До переезда в Плано, Техас, он и его жена Джойс жили в Хьюстоне, Центральном Техасе, Гонконге, Токио и Сингапуре. Фил начал карьеру как программист по сопровождению орбитального полёта и спуска по программам НАСА. Ему довелось работать оператором во время первой встречи Джемини-7 и -5, аварийного спуска Джемини-8 и посадки Аполлона-13. После программы Джемини он стал главным менеджером IBM во время полётов Аполлонов, Скайлаб и Союз-Аполлон. Он стал ведущим специалистом по маркетингу и продажам IBM в Европе и на Дальнем Востоке. В настоящее время проживает в Плано, штат Техас.

Вот, что стало известно после телефонного общения.

Он и его коллега Джо Банкер работали в IBM в то время, и их двоих послали на старт Аполлона-11. Фил сам снимал фильм одной 8мм камерой. Это максимальное качество фильма, которое у него есть. Для перевода в цифровую форму из 8мм киноплёнки использовалось несколько последовательных этапов. Тот план, где они стоят вдвоём с Джо был снят кем-то другим, кого они попросили помочь. Скорость съёмки и воспроизведения фильма не менялась. Взлёт Аполлона это один план без разрывов и склеек.


Недавно было обнаружено, что оригинальное видео удалено с youtube, похоже и сам канал Фила pfpollacia полностью удалён. Ссылки в этом посте на сохранённые копии оригинала, увы, с рекламой, но держать это токсичное видео на youtube опасно.

Похоже, Фил Полэйша создал новое направление документалистики — любительские съёмки старта Аполлона-11. После его первой публикации на 40-ление старта, в сети стали появляться аналогичные видео (лично мне известно ещё 3). Все они показывают старт примерно в той же манере, что и Фил, но скорость взлёта после прохождения стартовой башни на них увеличена в 2 раза, чтобы хоть как-то соответствовать официальным данным. Почитайте анализ А.Кудрявца (ссылка ниже) — время полёта не единственный инкриминирующий факт на этом видео.

Ссылки:

bigphils.livejournal.com

Аполлон-11 » Nibler.ru — мой маленький уютный уголок

Фотография, поднимающейся планеты Земля из-за горизонта Луны, сделанная из окна командного модуля «Колумбия» 20 июля, 1969. Лунная поверхность, на которой находится модуль, носит название – море Смита.
Немецкий ученый Вернер фон Браун рассказывает президенту Джону Кеннеди о ракете-носителе «Сатурн». Слева от фон Брауна — аминистратор НАСА Роберт Симанс
Астронавт Нил Армстронг за день до полета «Джемини VIII» в марте 1966 года. Полеты «Джемини» были первыми шагами к полету «Аполлона».
Астронавт Нил Армстронг, капитан корабля «Аполлон 11», успешно катапультировался во время инцидента, произошедшего на тренировке 6 мая, 1968. Лунный модуль взорвался за несколько секунд до того, как Армстронг должен был сымитировать прилунение на базе военной авиации Эллингтон рядом с Центром пилотируемых космических кораблей. Это фото является увеличенным кадром съемки, которая велась во время происшествия.
Нил Армстронг (слева) наблюдает за тем, как Базз Олдрин делает фото во время тренировки 24 февраля, 1969.
Майкл Коллинз проводит работу в симуляторе командного модуля (позади него находится ассистент).
Нил Армстронг позирует для фотографа перед лунным модулем на базе НАСА Ленгли в Вирджинии 12 февраля, 1969.
Астронавт Базз Олдрин.
Вид космической ракеты «Аполлон 11» высотой 111 метров во время вывоза ее из Космического Центра Кеннеди во Флориде 20 мая, 1969.
Группа техников на самом верху у белой комнаты, через которую астронавты будут входить на борт космического аппарата, в то время как остальные наблюдают с пусковой вышки Космического Центра Кеннеди 11 июля 1969.
Каждый пульт был занят в контрольном зале Космического Центра Кеннеди во время отсчёта перед стартом «Аполлона 11».
Отрыв от земли ракеты «Сатурн V» с Нилом Армстронгом, Майклом Коллинзом, Баззом Олдрином и 3,039,000 кг топлива и оборудования на борту, и курсом на Луну 16 июля 1969.
Эту фотографию практически сразу после старта «Аполлона 11» сделала 70мм камера, встроенная в грузовую дверь самолета военной авиации США EC-135N.
Вид на землю с орбиты после запуска.
Эдвин Олдрин в лунном модуле.
Вид Земли во время длительного полета к Луне. В кадре видны некоторые части лунного модуля.
Большая часть Африки и часть Европы видна на этом снимке сделанном во время длительного полета к Луне. Аполлон 11 уже был на расстоянии 98 000 морских миль от Земли.
Телевизионный кадр первого шага человека на лунной поверхности. Астронавт Нил Армстронг сделал первый шаг в сопровождении База Олдрина. Это — кадр телевизионной записи показанной по всему миру 20 июля 1969 года.
Ботинок База Олдрина и отпечаток от него на лунной поверхности. 20 июля 1969 года.В во время нахождения на поверхности Луны астронавты провели несколько экспериментов. На этой фотографии Баз Олдрин несет сейсмометр.
Баз Олдрин, фотографировал Нил Армстронг (виден в отражении шлема). «Я шел от лунного модуля, а Нил сказал мне «Замри Баз» я остановился и обернулся, а Нил сделал эту фотографию позднее известную как «Щиток». Мне нравится эта фотография, потому что на ней запечатлен момент, когда человек стоит на фоне лунного горизонта далеко от дома, а в щитке отражается наш модуль и Нил. Здесь мы были дальше всех от Земли и рисковали как никто другой. Но все же мы были неразрывно связанны с сотнями миллионов людей, наблюдающих за нами на расстоянии 380 тысяч километров. В этот момент весь мир объединился во имя мира на Земле».
Нью-Йорк приветствует астронавтов Аполлона 11 на Бродвее. В автомобиле слева направо: командир Нил Армстронг, пилон командного модуля Майкл Коллинс, пилот лунного модуля Эдвин «Баз» Олдрин.

nibler.ru

Человек на Луне2

вернёмся в начало?

Вверху. 16 июля 1969 г. в 9 ч 32 мин по местному восточному дневному времени со стартовой позиции № 39А Центра космических полетов им. Кеннеди произведен исторический запуск. Окутанная пламенем ракета-носитель «Сатурн-5» стартовала в космос с кораблем «Аполлон-11» для осуществления первой высадки человека на поверхность Луны.

Наконец на борт корабля прошла команда, и «Аполлон-8» направился к Земле. На высоте 16 664 км над ее поверхностью отсек экипажа отделился от двигательного отсека и вошел в плотные слои атмосферы со скоростью 39 010 км/ч. 27 декабря отсек экипажа с астронавтами на борту приводнился в Тихом океане в 4,6 км от судна службы поиска «Йорктаун». Полная продолжительность полета составила 147 ч.

С 3 по 13 марта 1969 г. с целью дальнейшей отработки маневрирования перед стыковкой и стыковки с лунной кабиной на околоземную орбиту был запущен космический корабль «Аполлон-9». На его борту находились астронавты: полковник Джеймс Макдивитт, полковник Дэвид Скотт и Рассел Швейкарт. Затем эта лунная кабина кораблем «Аполлон- 10», полет которого проходил 18 — 26 мая, была доставлена на селеноцентрическую орбиту для отработки маневров на орбите. 22 мая находившиеся в кабине астронавты полковник Томас Стаффорд и капитан ВМФ Юджин Сернан приблизились к поверхности Луны на расстояние 15 км, а капитан ВМФ Джон Янг все это время оставался в орбитальном корабле, совершавшем полет вокруг Луны. После отделения от лунной кабины ее посадочной ступени Стаффорд и Сернан, находясь во взлетной ступени лунной кабины, осуществив ряд маневров, пристыковались к кораблю «Аполлон». Отделив затем взлетную ступень лунной кабины, астронавты благополучно вернулись на Землю.

После окончания этой экспедиции руководство НАСА объявило, что первая попытка высадить человека на поверхность Луны будет предпринята не ранее чем 16 июля 1969 г. при запуске космического корабля «Аполлон-11»

Лунная кабина

Разработанная для практического осуществления принятого в 1962 г. решения о том , что все операции с космическими кораблями будут проводиться на селеноцентрической орбите, лунная кабина (сначала ее называли экскурсионной лунной кабиной) представляла собой самостоятельный двухступенчатый космический корабль, разработанный фирмой «Груммен». Необычная форма этого космического корабля была продиктована условиями его эксплуатации в безвоздушном пространстве, поэтому не было необходимости придавать ему обтекаемую форму. Лунная кабина доставлялась на Луну в пристыкованном к отсеку экипажа корабля «Аполлон» состоянии, так что сопло двигателя ее посадочной ступени было направлено вперед по полету корабля. При такой компоновке этот двигатель в случае выхода из строя до момента возвращения на Землю маршевого двигателя корабля «Аполлон» мог быть использован для увода с селеноцентрической орбиты и приземления связки космических аппаратов «Аполлон» — лунная кабина. Отсутствие готового летного образца лунной кабины к моменту полета космического корабля «Аполлон-8» не позволило испытать ее в натурных условиях. Поэтому безопасность этого корабля полностью зависела от надежности работы маршевого двигателя корабля «Аполлон-8» .

Эволюция лунной кабины
По случаю десятой годовщины исторического события — первой посадки на поверхность Луны пилотируемого космического корабля пилот основного блока корабля «Аполлон-11» Майкл Коллинз следующим образом выразил глубокую дань уважения к деятельности Британского межпланетного общества:

«С момента образования в 1933 г. ваше общество неуклонно следует к поставленной цели — осуществлению пилотируемых межпланетных полетов. В ваших довоенных проработках космического корабля для полета на Луну были заложены многие принципы, которые в дальнейшем были использованы, чтобы дать нам возможность побывать на Луне. Я уверен, что большинство энтузиастов межпланетных полетов не ожидали, что их проект будет реализован в течение их жизни».

В истории НАСА упоминается, что проектанты космической организации еще до появления в мае 1960 г. короткой докладной записки Уильяма Мичела намеревались рассмотреть возможность стыковки космичесских аппаратов у Луны. Мичел был сотрудником небольшой группы в отделе теоретической механики Научно-исследовательского центра в Лэнгли, которая занималась расчетом траекторий межпланетных полетов, в том числе и полета на Луну. Расчет веса, который можно выиграть при осуществлении полета с посадкой на Луну по схеме, когда на селеноцентрической орбите остается часть корабля с двигательной установкой для его возвращения на Землю, был существенным вкладом Мичела в решение проблемы. Джон Хуболт и группа его учеников начали кампанию с целью убедить остальных ученых НАСА в том, что полет с проведением операций на селеноцентрической орбите является самым быстрым и самым дешевым путем на Луну.


Эволюция лунной кабины. К моменту объявления НАСА о работах по программе «Аполлон» посадочная ступень (сначала называвшаяся лунной экскурсионной кабиной, затем просто лунной кабиной) имела вид, предложенный Британским межпланетным обществом более 20 лет назад. Варианты кабины показаны ниже: вверху слева — 1962 г., вверху справа — 1963 г.; внизу слева — 1965 г.; внизу справа — 1969 г .; эта кабина и была доставлена космическим кораблем «Аполлон-11» на поверхность Луны.
На рисунке Р. Смита, датированном 1947 г., показан вариант лунного космического корабля с жидкостными ракетными двигателями, предложенный Британским межпланетным обществом. Поддерживаемое опорами основание этого корабля может использоваться в качестве стартового стола при взлете с Луны. Аналогичные технические решения были применены при создании лунной кабины корабля «Аполлон».

Способ посадки космического корабля на Луну, предложенный НАСА в 1961 — 1962 гг. В самом начале работ по программе «Аполлон» в НАСА изучались оба варианта посадки — вертикальный (хвостом вниз) и горизонтальный. Последний показан на представленных рисунках. Слева: включив тормозной двигатель, корабль заходит на посадку горизонтально, касаясь поверхности Луны лыжами и задним бампером. Справа: во время старта с планеты прилунившийся корабль используется в качестве стартового стола для запуска возвращаемой на Землю части корабля «Аполлон».

К середине 1962 г. в НАСА полностью убедились, что полет со встречей на селеноцентрической орбите является лучшим способом осуществления посадки на Луну. Фирма «Груммен» приступила к разработке практических путей реализации этого способа. Затем НАСА обратилось за предложениями по использованию лунной кабины и осуществлению полета по селеноцентрической орбите. Фирма «Груммен» представила на рассмотрение свои предложения в сентябре 1962 г. В качестве генерального субподрядчика была назначена фирма RСА. Администратор НАСА Дж. Уэбб подчеркивал в то время, что только с июля в этой организации взялись за проработку такого способа полета на Луну и решили использовать уже разработанную ракету-носитель «Сатурн». Более миллиона человеко-часов ушло на изучение вопроса, как доставить человека на Луну и вернуть его обратно. Когда НАСА официально объявило о программе «Аполлон», выяснилось, что конструкция посадочной ступени во многом напоминала предлагавшуюся Британским межпланетным обществом более 20 лет назад. Это была лунная экскурсионная кабина диаметром около 3 м, опиравшаяся на опоры длиной около 4,5 м и похожая на кабину двухместного вертолета. Действительные размеры лунной кабины оказались несколько большими. Этапы эволюции конструкции кабины показаны на рисунках слева. В окончательном варианте высота кабины 6,98 м, размах по опорам шасси 9,4 м.


Вверху. Фотокамера Н. Армстронга зафиксировала спуск на поверхность Луны 21 июля 1969 г. астронавта Э. Олдрина. Снимок сделан в момент, когда пилот лунной кабины преодолевает небольшое расстояние между последней ступенькой лестницы и поверхностью Луны.

Вверху. В козырьке шлема Э. Олдрина отражаются Н. Армстронг, лунная кабина и некоторые научные приборы. Вместе со скафандром и остальным оснащением на Земле астронавт Олдрин весил бы 163 кгс, а на Луне — только 27 кгс.

Высота лунной кабины с выдвинутыми четырьмя опорами 6,98 м. Телескопические стойки шасси, складывающиеся во время космического полета, освобождаются при перерезании чеки с помощью пиротехнических устройств и развертываются под действием пружин. Для амортизации ударных нагрузок опорные стойки шасси заполнены сминаемым заполнителем сотовой конструкции из алюминиевого сплава. Для удержания лунной кабины (масса 14,7 т) на поверхности лунного грунта, который мог иметь различную твердость, конструкторы фирмы «Груммен» на каждой из четырех стоек предусмотрели тарельчатые опоры диаметром 95 см. На всех опорах (кроме одной) смонтированы щупы длиной 1,7 м, регистрирующие контакт с поверхностью Луны и подающие команду на выключение двигателя посадочной ступени. К одной из стоек была прикреплена лестница, по которой можно спуститься на лунную поверхность.

Ракета-носитель «Сатурн-5»
1
Система аварийного спасения (САС).
2 Отсек экипажа корабля «Аполлон».
3 Двигательный отсек корабля «Аполлон».
4 Лунная кабина корабля «Аполлон».
5 Луноход.
6 Отсек оборудования.
7 Третья ступень (ракета S-4В).
8 Двигатель J -2.
9 Вторая ступень (ракета J-2).
10 Пять двигателей J-2.
11 Первая ступень (ракета S-1С).
12 Пять двигателей F- 1 .

САС
Полная длина 10,2 м.
Диаметр 66 см.
Масса 4170 кг.

Длина ракеты-носителя «Сатурн-5» вместе с КК «Аполлон» и САС 110,6 м. Стартовая масса 2913 т. Связка из пяти двигателей F-1 первой ступени развивает тягу 3470 тс. Время работы двигателей первой ступени около 2,5 мин, они выводят КК «Аполлон» на высоту 62 км, сообщая ему скорость 9850 км/ч. Связка из пяти двигателей J-2 второй ступени работает около 6,5 мин, поднимая КК на высоту 185 км. Двигатель третьей ступени выводит корабль на околоземную орбиту высотой 190 км. Через некоторое время двигатель третьей ступени включается повторно, чтобы перевести корабль «Аполлон» на траекторию полета к Луне

.

Основной блок КК «Аполлон»

1 Штырь стыковочного узла.
2 Теплозащитный чехол, надеваемый на отсек экипажа при запуске.
3 Герметизированная кабина космонавтов.
4 Гибкая юбка теплозащитного чехла на отсеке экипажа.
5 Двигатели ориентации по тангажу.
6 Двигатели ориентации по крену.
7 Панель для монтажа блока из четырех вспомогательных двигателей.
8 Баки с топливом для маршевого двигателя.
9 Успокоитель и расходомер.
10 Сопло маршевого двигателя.
11 Теплозащитный экран заднего днища.
12 Остронаправленная антенна диапазона S.
13 Радиатор системы терморегулирования.
14 Бачки с жидким кислородом и водородом.
15 Блок вспомогательных двигателей.
16 Двигатели ориентации по рысканию.

Основной блок корабля «Аполлон» состоит из отсека экипажа и двигательного отсека. В первом размещаются астронавты, во втором находятся источники электроэнергии, система терморегулирования и двигательная установка.

Технические характеристики.
Отсек экипажа
Длина (без головного обтекателя) 3,2 м.
Макс. диаметр 3,9 м.
Двенадцать двигателей системы ориентации.
Топливо — монометилгидразин и четырехокись азота.
Полезный объем 59,4 м3.
Масса вместе с астронавтами 5937 кг.
Двигательный отсек
Длина 7,4 м.
Макс. диаметр 3,9 м.
Тяга маршевого двигателя 9300 кгс. Топливо — аэрозин-50 и четырехокись азота.
Четыре блока вспомогательных двигателей.
Топливо — монометилгидразин и четырехокись азота.
Масса 24 528 кг.

Масса КК «Аполлон» изменялась от экспедиции к экспедиции.

Модификации для полетов этапа J (КК «Аполлон-15, -16, -17»)
РН «Сатурн-5»
Увеличена тяга ступени I (ракета S-1) РН «Сатурн-5».
Исключены 4 из 8 двигателей разделения ступеней. Из ступени II (ракета J-2) исключены все четыре вспомогательных двигателя.
Траектория
Третья ступень (ракета S-4В) и КК «Аполлон» выводятся на орбиту на 18,5 км ниже.
Двигательный отсек КК «Аполлон»
Масса баков с кислородом и водородом для систем энергоснабжения и терморегулирования увеличена до 502 кг.
Добавлен отсек научного оборудования (СИМ).


Прошло еще слишком мало времени, чтобы в полном объеме оценить значение экспедиций космического корабля «Аполлон» на Луну. Подводя итоги после завершения последней лунной экспедиции корабля «Аполлон-17», доктор Б. Френч, руководитель Программы внеземных исследований НАСА, сказал: «С 1969 по 1972 г. благодаря усилиям нескольких тысяч ученых и инженеров Земли двенадцать астронавтов исследовали поверхность Луны. Защищенные от воздействия безвоздушного космического пространства и жестких температурных условий на лунной поверхности астронавты находились на Луне в течение нескольких суток, а некоторые из них даже проехали на луноходах несколько километров по ее поверхности. Они провели интересные научные наблюдения и установили приборы для изучения ее внутренней структуры. Они собрали сотни килограммов образцов лунных пород и грунта, предприняв таким образом первую попытку разобраться в происхождении и геологической истории другого небесного тела, используя реальные образцы его коры…»

На этих страницах показаны космические корабли, которые были разработаны для осуществления посадки на Луну.

Траектория спуска лунной кабины
При посадке кабины на поверхность Луны используется радиолокатор для определения расстояния до лунной поверхности и регулирования тяги двигателя.

Последовательность операций спуска
1 В конце этапа отделения лунной кабины от основного блока корабля «Аполлон» высота над поверхностью Луны 3050 м, тяга двигателя 2720 кгс.
2 При входе в зону видимости места посадки высота 2950 м, тяга двигателя 2540 кгс.
3 Высота в начале посадки около 900 м.
4 При спуске корабля до высоты 150 м тяга двигателя уменьшается до 1270 кгс; вертикальная скорость движения лунной кабины 8,2 м/с.
5 При посадке кабины скорость ее движения уменьшается от 8,2 до 0,91 м/с.
6 Вертикальная скорость перед посадкой около 1,06 м/с. Расстояние между точками 2 и 6 составляет 9,6 км.


Схема полета КК «Аполлон -17»
1
Старт ракеты-носителя «Сатурн-5» с КК «Аполлон».
2 Отделение САС.
3 Отделение ступени I (ракеты S -1С), включение двигателя ступени II.
4 Отделение ступени II (ракеты S-2), включение двигателя ступени III (ракеты S-4В ), которая выводит КК «Аполлон» на низкую околоземную орбиту.
5 Промежуточная околоземная орбита.
6 Вывод корабля «Аполлон» на траекторию полета к Луне (повторное включение двигателя ступени III).
7 Отделение основного блока.
8 Перестроение основного блока.
9 Пристыковка основного блока к лунной кабине.
10 Отделение КК «Аполлон».
11 Коррекция траектории полета КК «Аполлон».
12 Вторая коррекция траектории полета корабля «Аполлон».
13 Ступень III (ракета S -4В) переводится на траекторию прямого попадания на поверхность Луны.
14 Последняя коррекция траектории.
15 Построение лунной орбиты. Параметры первых двух орбит: апоселений 316,6 км, периселений 94,4 км.
16 Построение более низкой орбиты КК «Аполлон» с параметрами: апоселений 109,2 км, периселений 27,7 км; два астронавта переходят в лунную кабину.
17 Разделение лунной кабины и основного блока на двенадцатом витке.
18 Включение двигателей лунной кабины для уменьшения скорости посадки.
19 Прилунение кабины.
20 Обращение на окололунной орбите основного блока КК «Аполлон».
21 Построение орбиты основного блока с параметрами: апоселений 130,2 км, периселений 100,5 км.
22 Старт взлетной ступени лунной кабины.
23 Сближение взлетной ступени с основным блоком.
24 Стыковка взлетной ступени с основным блоком.
25 Отделение взлетной ступени.
26 Взлетная ступень на пути к поверхности Луны.
27 Отделение автоматического спутника на селеноцентрической орбите.
28 Переход на траекторию полета к Земле.
29 Коррекция траектории.
30 Вторая коррекция траектории (в случае необходимости).
31 Последняя коррекция после разделения отсека экипажа и двигательного отсека.
32 Ориентация отсека экипажа при возвращении на Землю.
33 Спускаемый аппарат на высоте 122 км.
34 Пропадание сигнала при входе в атмосферу.
35 Приводнение.

Для создания первого летательного аппарата людям потребовалось около 400 лет, чтобы пройти путь от Леонардо да Винчи до братьев Райт. На этом пути было много удач и промахов. Но, как ни трудны были первые шаги, природа предоставила людям одну благоприятную возможность — использовать подъемную силу воздуха для обеспечения стабилизации и управления полетом летательного аппарата. Космические аппараты перемещаются в среде, где на протяжении всего полета воздуха нет (исключая моменты старта и посадки в атмосфере Земли), и благополучный исход полета полностью определяется надежностью работы двигателя, используемого для искусного маневрирования в соответствии с навигационной обстановкой.

Трудности еще больше возросли при разработке лунной кабины космического корабля «Аполлон», которая должна была благополучно доставить на поверхность Луны двух астронавтов, для чего требовалось высокое искусство управления при приближении к месту посадки и во время самой посадки, совершаемой по вертолетному принципу. С учетом этих трудностей высказывались предположения, что лунные экспедиции должны быть сведены только к посадке и короткой прогулке по лунной поверхности, напоминающей стремительный набег. Практика показала, однако, что время пребывания на поверхности Луны последнего экипажа (по сравнению с первыми) увеличилось примерно в десять раз.
Лунная кабина КК «Аполлон»
1
Люк стыковочного узла отсека экипажа и лунной кабины.
2 Люк для входа в герметизированную кабину.
3 Две антенны метрового диапазона.
4 Бак окислителя для двигателей системы ориентации (N2O4).
5 Блок автоматики.
6 Бачок с водой.
7 Баллон с гелием для вытеснительной системы подачи топлива в двигатели системы ориентации.


Взлет с Луны
Лунная кабина представляет собой единое целое до момента взлета с лунной поверхности, когда взлетная ступень вместе с экипажем используется как самостоятельный космический корабль для встречи на орбите и стыковки с отсеком экипажа. На рисунке показан тоннель-лаз для перехода астронавтов после стыковки в отсек экипажа.
8 Бак горючего (аэрозин-50) для двигателей системы ориентации.
9 Бак горючего (аэрозин-50) для основного двигателя взлетной ступени.
10 Блок двигателей системы ориентации.
11 Радиоизотопная энергетическая установка.
12 Телескопическая стойка посадочного шасси.
13 Тарельчатая опора посадочного шасси.
14 Поперечный элемент шасси.
15 Бак горючего (аэрозин-50) основного двигателя посадочной ступени (2 шт.).
16 Двигатель посадочной ступени с регулируемой тягой до 4530 кгс.
17 Бак с окислителем двигателя посадочной ступени (2 шт.).
18 Выдвижная антенна диапазона S (используется на поверхности Луны).
19 Посадочная ступень.
20 Лестница для спуска астронавтов на поверхность Луны.
21 Теплоизоляция.
22 Площадка с поручнями.
23 Основной двигатель взлетной ступени, тяга в вакууме 1590 кгс.
24 Автономная ранцевая система жизнеобеспечения.
25 Дефлекторы для отклонения истекающих газов из сопла.
26 Вентилятор для обеспечения циркуляции кислорода в кабине.
27 Проблесковый источник света.
28 Пульт управления лунной кабиной.
29 Антенна диапазона S, используемая во время полета.
30 Антенна радиолокатора, обеспечивающего встречу на орбите.
31 Поворотная антенна диапазона S.

Технические характеристики
Высота 6,98 м.
Ширина по диагонали между посадочными опорами 9,4 м.
Свободный объем 4,5 м3.
Стартовая масса лунной кабины: КК «Аполлон-11» 15 060, «Аполлон-17» 16 440 кг.
Отсек для размещения астронавтов имел цилиндрическую форму диаметром 2,35 м и высотой 1,07 м.

Модификация для полетов этапа J
Посадочная ступень
Увеличены запасы кислорода и воды, установлена дополнительная химическая батарея. Перекомпонован отсек I для размещения сложенного лунохода. В отсеке 4 вместо комплекта оборудования и инструментов установлены дополнительный бачок с водой (50 кг), контейнер для отходов, дополнительные баллоны высокого и низкого давления с кислородом. Новый вариант комплекта оборудования и инструментов, установленный снаружи отсека 4, включает плоский ящик с инструментами, контейнеры для образцов лунного грунта, батареи для автономных ранцевых систем жизнеобеспечения астронавтов и детектор космического излучения. Запас топлива двигателя увеличился на 520 кг; возросла продолжительность его работы. Для уменьшения эрозии камеры сгорания заменено ее внутренее покрытие; удлинена закритическая часть сопла двигателя.
Взлетная ступень
В скафандрах новой конструкции, обладающих большей гибкостью, увеличены запасы кислорода, воды, емкость батареи.


Скафандр для выхода на поверхность Луны
1
Герметизированный шлем.
2 Панель управления автономной ранцевой системой жизнеобеспечения.
3 Входной и выходной разъемы для подсоединения водяных шлангов системы жизнеобеспечения.
4 Карман для фонаря.
5 Входной и выходной разъемы для подсоединения кислородных шлангов системы жизнеобеспечения.
6 Кабели связного оборудования, вентиляционные и водяные шланги системы охлаждения.
7 Карман для образцов лунного грунта.
8 Чехлы на ботинках.
9 Упрочняющий слой металлической ткани для защиты от охлаждения и ударов микрометеоритов.
10 Прикрытые клапаном разъем для подсоединения мочесборника, отверстие для инъекций, дозиметр и на шнурке пакет с медикаментами.
11 Перчатки.
12 Герметизированная оболочка скафандра.
13 Соединяющиеся части герметизированной оболочки скафандра (отвернутые).
14 Входной разъем для очищенного кислорода.
15 Карман для солнцезащитных очков.
16 Разъем для подсоединения кабеля связного оборудования.
17 Панель управления системой очистки кислорода.
18 Автономная ранцевая система жизнеобеспечения.
19 Система очистки кислорода.


Луноход
1
Остронаправленная антенна.
2 Телевизионная камера.
3 Малонаправленная антенна.
4 Пульт управления.
5 Кинокамера (16 мм).
6 Ручка управления.
7 Контейнеры для лунных образцов.
8 Оборудование и инструменты.
9 Колесо с ободом из проволоки.
10 Контейнеры под сиденьями.
11 Защита от пыли.
12 Приемопередающее оборудование для непосредственной связи с Землей.

Это — космический аппарат специального назначения, сконструированный для эксплуатации в условиях вакуума, большого перепада температур окружающей среды и сильно пересеченной местности. Аппарат приводится в движение электромоторами; для облегчения веса он изготовлен из алюминиевого сплава. Обода его колес сплетены из проволоки с цинковым покрытием. В сложенном виде луноход размещен в посадочной ступени лунной кабины. Занимаемый им объем не превышает 0,85 м3.

Технические характеристики
Длина 3,1 м.
Ширина колен 1,82 м.
Колесная база 2,3 м.
Диаметр колеса 81,3 см.
Клиренс 35,5 см. Радиус поворота 3,05 м.
Максимальная скорость около 14 км/ч.

Автономная ранцевая система жизнеобеспечения (АРСЖ)
1
Система очистки кислорода.
2 Блок аварийного запаса кислорода (АЗК). Кислородный баллон высокого давления.
3 Блок АЗК. Система подачи кислорода низкого давления (для дыхания, вентиляции и поддержания давления наддува в скафандре).
4 Связное и телеметрическое оборудование.
5 Блок электрических соединений.
6 Бачок с водой для системы терморегулирования.
7 Вентилятор.
8 Жидкостная система охлаждения астронавта.
9 Основная система подачи кислорода. Баллон с кислородом.
10 Разъемы для подзарядки баков с кислородом и водой.

АРСЖ подает в скафандр кислород (под давлением 0,26 ат) и воду для системы охлаждения. Поступающий из скафандра кислород, содержащий газообразные и твердые примеси, пропускается через активированный уголь и патрон с жидкой гидроокисью лития. В ранце размещены также аппаратура связи и телеметрии, системы управления и дисплеи, источник электропитания. Вверху ранца установлена система очистки кислорода, которая обеспечивает резервную подачу газообразного кислорода.

Энергопитание: две серебряно-цинковые батареи напряжением 36 В.
Двигатель: четыре электромотора постоянного тока мощностью 180 Вт каждый (по одному на каждое колесо).
Вес на Земле 210 кгс.
Вес на Луне 35 кгс.
Вес при полной нагрузке 725 кгс.


Вверху. Однажды на голубой Луне..! Окруженный светящимся ореолом астронавт космического корабля «Аполлон-12» работает на поверхности спутника Земли в районе Океана Бурь. Лунная кабина этого корабля совершила посадку в 183 м от АМС «Сервейер-3», запущенной на Луну в 1967 г.

Посадочная ступень лунной кабины, на которой укреплены посадочные шасси, имела двигатель, тягу которого можно было регулировать в пределах 475- 4535 кгс. На Луне посадочная ступень служила стартовой платформой для запуска взлетной ступени, состоявшей из герметизированной кабины, систем управления и навигации, включая радиовысотомер и бортовую ЦВМ, а также из двигателя с регулируемой тягой. Два рабочих места астронавтов снабжены подвесными системами (с целью экономии места и веса конструкторы отказались от кресел). Пока взлетная ступень была пристыкована к кораблю «Аполлон», астронавты входили и выходили из нее через туннель-лаз. На поверхности Луны после разгерметизации кабины астронавты открывали люк и в своей громоздкой, предназначенной для перемещения по Луне одежде по лестнице посадочной ступени спускались вниз и спрыгивали на грунт.

По окончании работ на поверхности Луны астронавты возвращались обратно во взлетную ступень, с помощью блока и троса поднимали на борт мешочки с образцами, закрывали входной люк, восстанавливали давление в кабине и, включив двигатель взлетной ступени, стартовали с посадочной ступени. Взлет производился в такое расчетное время, которое сводило к минимуму маневрирование на селеноцентрической орбите. Стыковка осуществлялась в установленном отработанном порядке.

Когда в 1962 г. была начата разработка лунной кабины, характер лунного грунта был неизвестен и ученые обсуждали вопрос о массе взлетной ступени. В телескопы с Земли не удавалось рассмотреть на поверхности Луны детали размером менее одного километра. Поэтому о лунной поверхности высказывались самые различные предположения. Одни полагали, что она покрыта пылью, в толстом слое которой может утонуть лунная кабина, другие считали, что она представляет собой очень твердую корку, при ударе о которую во время посадки аппарата может образоваться какая-либо трещина, которая поглотит его.

в начало назад

epizodsspace.narod.ru

Высадка человека на Луну в фотографиях.

Высадка человека на Луну

 — Программа Аполлон 11 в фотографиях

В 1961 президент Джон Кеннеди выступает на объеденённой сессии конгресса в Вашингтоне. «- I believe that this nation should commit itself to achieving the goal…» (Associated Press)

|

Фото 14 апреля 1969 г. Слева на право: командир Нил Армстронг, пилот командного модуля Майкл Коллинз и пилот лунного модуля Эдвин Е. Олдрин

|

Три астронавта Аполло 11 рядом с их космическим кораблём в 1969. С лева на право: Базз Олдрин (Buzz Aldrin; при рождении Эдвин Юджин Олдрин-младший (Edwin Eugene Aldrin, Jr.), пилот лунного модуля; Нил Армстронг (Neil Armstrong), командир экипажа; Майкл Коллинз (Michael Collins), пилот командного модуля. (Associated Press)

|

Рокко Петрони (Rocco Petrone), управляющий запусками на космическом комплексе на мысе Кеннеди, штат Флорида. 12 июля 1969: указывает точку на Луне, где астронавты Аполло 11 должны будут приземлиться. Восемь дней спустя лунный модуль «Орёл» прилунится в в Море Спокойствия, на восточной стороне Луны. (Associated Press)

|

Ракета-носитель S-1C для Apollo 11 Сатурн V (Saturn V) была поставлена вверх на космическом комплексе на мысе Кеннеди (Kennedy Space Center in Florida). (NASA)

|

Ракетоноситель «Сатурн V». Подготовка к запуску, фото 20 мая 1969 года.

|

Завтрак в день запуска, экипаж «Аполлона-11» и Дональд К. «Дик» Слейтон. 16 июля 1969 года

|

Техники сделали последние корректировки в скафандре Аполлон-11 командующего Нила Армстронга. (NASA)

|

Saturn V — космический корабль программы Apollo 11 в сумерках перед запуском, 16 июля 1969. (Getty Images)

|

Экипаж Аполлона-11 получает инструкции от техников и управляющих в рамках подготовки к первой пилотируемой посадке на Луну. (НАСА)

|

Два члена экипажа и техник, проходят полосу доступа к командному модулю, мыс Канаверал (в то время, с 1963 по 1973, мыс Кеннеди) Флорида, 16 июля 1969. (Getty Images)

|

Персонал в Центре Управления Запусками (Launch Control Center) наблюдает запуск Apollo 11 со стартовой площадки 39A. Примерно в 5,5 км от стартовой площадки. (NASA)

|

Масса топлива ракеты составляла 2800 тонн. Сила тяги при запуске достигала 34,5 миллиона ньютонов.

|

Держатели отлетели и столб пламени сигнализирует о старте. (NASA)

|

Олдрин (Aldrin) в лунном полёте, в котором он стал вторым человеком ступившим на Луну. (Getty Images)

|

Центр связи НАСА.

|

Снимок телевизионной картинки показывающий центр управления, народ с флагами празднует возвращение Аполло 11 в Техас в июле 1969. (CBS/Getty Images)

|

Фотоснимок Земли, сделан после выхода корабля в космос.

|

Лунный модуль улетающий от Земли.

|

Командный/управляющий модуль Аполлона над поверхностью Луны, 20 июля 1969. (Hulton Archive/Getty Images)

|

Командный модуль носил название «Колумбия».

|

Тележурналист Уолтер Кронкайт (Walter Cronkite) не отрывает глаз от монитора при прилунении Аполлона 11, 20 июля 1969. (CBS/Getty Images)

|

Кратер Луны Дедал, фотография с орбиты Луны.

|

Фото из лунного модуля «Орел».

|

Первое фото на Луне сделанное Нилом Армстронгом.

|

Фотография телевизионного экрана с изображением астронавта на Луне. (CBS/Getty Images)

|

След оставленный астронавтом миссии Apollo 11 в мягкой, рассыпчатой поверхности Луны. (Associated Press)

|

Астронавт Олдрин около ноги лунного модуля на поверхности Луны. (NASA)

|

Базз Олдрин и установленный флаг США. Нил Армстронг снимал на 70 мм фотокамеру Hasselblad.

|

Японская семья смотрит телевизор, изображение президента Никсона наложенно на живую картинку салютующих астронавтов Apollo 11 на Луне. (Associated Press)

|

Вынос оборудования для экспериментов Баззом Олдрином.

|

Астронавт Олдрин смотрит в камеру при передвижении по Луне. (Reuters)

|

Нил Армстронг снимает место посадки.

|

Мемориальная капсула (Lunar plaque) оставленная на Луне

|

Лунный модуль «Орёл» с Нилом Армстронгом и Эдвином Олдрином летит к командному модулю управляемому Майклом Коллинзом, уже возвращаясь с Луны. На заднем плане половина Земли. (NASA)

|

Нил Армстронг в лунном модуле после прогулки по Луне.

|

Снимок Луны на обратном пути.

|

После спуска капсулы, пара спасателей военно-морского флота и один из трёх астронавтов закрывают люк. Остальные астронавты наблюдают из шлюпки Космические пилоты надели одежду биологической изоляции в космическом аппарате. (NASA)

|

Президент Никсон аплодирует астронавтам Аполлона 11, которые находятся в карантинном отделении (на двери символическая «печать президента США»). (Getty Images)

|

Памятный значок прилунению Аполлона 11 с командой: Нил Армстронг, Майкл Коллинз, Базз Олдрин. (Getty Images)

|

Нью-Йорк приветствует экипаж Аполлона-11. Ленты и конфети летят по Бродвею и Парк Авеню, 13 августа 1969. Парад был крупнейшим в истории города. (Getty Images)

|

Изображение восходящей Земли снятое на орбите Луны командой Аполлона 11 в июле 1969. (Getty Images)

|

Интересные факты:

♢ В 1961 году, в своей речи к конгрессу Джон Кеннеди сказал:

— Я считаю, что наша страна должна взять на себя обязательство достижения цели, прежде чем это десятилетие закончиться, высадки человека на Луну и его благополучного возвращения на Землю. Ни один космический проект в этот период не будет более впечатляющим для человечества или более важным в дальнем освоении космического пространства, и ни один не будет так труден или дорог в реализации.

 

— I believe that this nation should commit itself to achieving the goal, before this decade is out, of landing a man on the Moon and returning him safely to the Earth. No single space project in this period will be more impressive to mankind, or more important in the long-range exploration of space; and none will be so difficult or expensive to accomplish.

 


♢ Мемориальная капсула (Lunar plaque) оставленная на Луне
Представляет из себя прямоугольную табличку из нержавеющей стали (9 «х 7 5/8», примерно 22 х 19 см.). Прикреплена и изогнута вокруг посадочной ноги, а также присоединена к 3 и 4 лестничным перекладинам нижней части лестницы.
Надпись:
HERE MEN FROM THE PLANET EARTH FIRST SET FOOT UPON THE MOON JULY 1969, A.D. WE CAME IN PEACE FOR ALL MANKIND
«Здесь люди с планеты Земля, впервые ступившие на Луну, июль 1969 года н.э. Мы пришли с миром для всего человечества»
Поставлены подписи трёх астронавтов и президента Никсона.
Была предложена и разработана главой технических служб Джэком Кинцлером (Jack Kinzler).

♢ Флаги побывавшие на луне.
В ноябре 1969, американский президент Ричард Никсон запросил у НАСА создание примерно 250 лунных выставочных образцов (lunar sample display) с материалами с поверхности Луны и флагами 135 стран, гос. учреждений США и штатов.
Каждый выставочный стенд содержит 0,05 грамма лунного грунта, привезённого миссией Аполлон 11, в форме четырёх маленьких камней в акриловой сфере и флаг страны или штата, которые находились в модуле «Орёл» на Луне.
Стенды были подарены главам государств, с 2 табличками:
— Presented to the People of ____________ by Richard Nixon, President of the United States of America.
Подарок народу ____________ от Ричарда Никсона, президента Соединённых Штатов Америки.
— This Flag of Your Nation was Carried to the Moon and Back by Apollo 11 and This Fragment of the Moon’s Surface was Brought to Earth by the Crew of That First Manned Lunar Landing.
Флаг вашей страны был отправлен на Луну и возвращён программой Аполлон 11 и эти фрагменты лунного грунта были доставлены на Землю экипажем первой пилотируемой высадки на поверхность Луны.
(Как выяснилось: флага Венесуэлы не оказалось на борту Аполлона 11. Поэтому флаг этой страны был отправлен на Луну миссией Аполлон 12).

Флаг СССР находится в Москве, в музее космонавтики.

www.windoworld.ru

Аполлон-11 — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

<tr><th colspan=»2″ cellspacing=»0″ cellpadding=»2″>Эмблема</th></tr> <tr><td colspan=»2″>
</td></tr> <tr><th colspan=»2″ cellspacing=»0″ cellpadding=»2″>Фотография экипажа</th></tr> <tr><td colspan=»2″>
слева направо: Нил Армстронг, Майкл Коллинз, Эдвин Олдрин </td></tr> <tr><th colspan=»2″ cellspacing=»0″ cellpadding=»2″>Связанные экспедиции</th></tr> <tr><td colspan=»2″>

</td></tr>

Аполлон-11
Общие сведения
Полётные данные корабля
Ракета-носитель Сатурн-5 SA-506
Стартовая площадка Космический центр Кеннеди, комплекс 39А, Флорида, США
Запуск 16 июля 1969
13:32 UTC
Посадка 24 июля 1969
16:50:35 UTC
Длительность полёта 8 дней 3 часа 18 минут 18 секунд
Масса командный модуль 28 806 кг
лунный модуль 15 095 кг
NSSDC ID [nssdc.gsfc.nasa.gov/nmc/spacecraftOrbit.do?id=1969-059A 1969-059A]
SCN [www.n2yo.com/satellite/?s=04039 04039]
Полётные данные экипажа
Членов экипажа 3
Позывной «Колумбия» («Columbia»)
«Орёл» («Eagle»)

«Аполло́н-11» (англ. Apollo 11) — пилотируемый космический корабль серии «Аполлон», в ходе полёта которого 16—24 июля 1969 года жители Земли впервые в истории совершили посадку на поверхность другого небесного тела — Луны.

20 июля 1969 года, в 20:17:39 UTC командир экипажа Нил Армстронг и пилот Эдвин Олдрин посадили лунный модуль корабля в юго-западном районе Моря Спокойствия. Они оставались на поверхности Луны в течение 21 часа 36 минут и 21 секунды. Всё это время пилот командного модуля Майкл Коллинз ожидал их на окололунной орбите. Астронавты совершили один выход на лунную поверхность, который продолжался 2 часа 31 минуту 40 секунд. Первым человеком, ступившим на Луну, стал Нил Армстронг. Это произошло 21 июля, в 02:56:15 UTC. Через 15 минут к нему присоединился Олдрин.

Астронавты установили в месте посадки флаг США, разместили комплект научных приборов и собрали 21,55 кг образцов лунного грунта, которые были доставлены на Землю. После полёта члены экипажа и образцы лунной породы прошли строгий карантин, который не выявил никаких лунных микроорганизмов.

Успешное выполнение программы полёта «Аполлона-11» означало достижение национальной цели, поставленной Президентом США Джоном Кеннеди в мае 1961 года — до конца десятилетия осуществить высадку на Луну, и ознаменовало победу США в лунной гонке с СССР[1].

Экипаж

Основной

Все члены экипажа были опытными лётчиками-испытателями. Армстронг служил в авиации ВМС США, но ко времени полёта вышел в отставку и был гражданским сотрудником НАСА. Коллинз и Олдрин были офицерами ВВС США. Армстронг и Олдрин участвовали в Корейской войне. Полёт «Аполлона-11» стал вторым случаем в истории американской пилотируемой космической программы, когда весь экипаж состоял из опытных астронавтов (первый — «Аполлон-10», третьим через почти два десятка лет станет STS-26)[2]. Все трое совершили по одному космическому полёту в рамках «Программы Джемини». Армстронг был командиром корабля «Джемини-8». В том полёте в марте 1966 года впервые в мире в ручном режиме была осуществлена стыковка двух космических кораблей[3]. Миссия была прервана досрочно из-за неполадок в двигателе системы ориентации, которые привели к неуправляемому быстрому вращению состыкованных кораблей и создали угрозу для жизни членов экипажа[4].

Коллинз вместе с Джоном Янгом (командир) в июле 1966-го летал в качестве пилота на «Джемини-10». Было впервые осуществлено сближение с двумя различными космическими кораблями[5]. Коллинз совершил два выхода в открытое космическое пространство. В ходе одного из них он впервые перешёл от одного корабля к другому[6].

Олдрин в ноябре 1966 года пилотировал «Джемини-12» (командир — Джеймс Ловелл)[7]. В ходе миссии совершил три выхода в космос общей продолжительностью 5,5 часа[8].

Все трое — одногодки, 1930 года рождения.

Дублирующий

Джеймс Ловелл имел опыт трёх космических полётов. В декабре 1965 года он летал пилотом «Джемини-7» (командир Фрэнк Борман)[9] и в ноябре 1966-го — командиром «Джемини-12»[7]. В декабре 1968 года он в качестве пилота командного модуля участвовал в полёте «Аполлона-8» (первый пилотируемый полёт к Луне)[10]. Уильям Андерс летал один раз, также на «Аполлоне-8». Фред Хейз на тот момент опыта космических полётов ещё не имел.

Команда поддержки

Выбор астронавтов для полёта: почему именно они?

Первоначальные планы и пожар «Аполлона-1»

21 марта 1966 года был объявлен состав экипажа первого пилотируемого корабля по программе Аполлон: Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт, Роджер Чаффи (дублёры: Джеймс Макдивитт, Дэвид Скотт и Рассел Швейкарт). Предполагалось, что он совершит полёт в последнем квартале того же года. В сентябре был объявлен экипаж и второго пилотируемого корабля: Уолтер Ширра, Донн Айзли и Уолтер Каннингем (дублёры: Фрэнк Борман, Томас Стаффорд и Майкл Коллинз). Однако из-за неготовности командно-служебного модуля в декабре было решено перенести первый полёт на конец февраля 1967 года, а второй полёт в том виде, в котором он был запланирован, был признан излишним и отменён. Тройка Ширры стала дублирующим экипажем Гриссома. Всего до конца 1967 года НАСА надеялось осуществить три пилотируемых полёта. Во втором теперь планировалось впервые испытать лунный модуль. Основным здесь стал экипаж Макдивитта, дублёры были обновлены — Томас Стаффорд (командир), Джон Янг и Юджин Сернан. Третий полёт должен был стать пилотируемым дебютом ракеты-носителя Сатурн-5. Командно-служебный модуль предполагалось вывести на высокую околоземную орбиту с апогеем 6400 км. К этой миссии стали готовиться Фрэнк Борман, Майкл Коллинз и Уильям Андерс (основной) и Чарльз Конрад, Ричард Гордон и Клифтон Уильямс (дублирующий)[11]. Однако трагедия «Аполлона-1», случившаяся 27 января 1967 года и приведшая к гибели Гриссома, Уайта и Чаффи в результате пожара на стартовой площадке № 34, задержала американскую лунную программу[12], первый пилотируемый полёт («Аполлон-7») состоялся через 21 месяц[13].

Корректировка планов

За полтора с небольшим месяца до первого беспилотного испытательного полёта ракеты-носителя Сатурн-5 и командно-служебного модуля («Аполлон-4»), 20 сентября 1967 года все руководящие сотрудники НАСА, имевшие отношение к Программе Аполлон, собрались в Вашингтоне. Для выполнения задачи, поставленной президентом США Джоном Кеннеди, — до конца десятилетия высадить человека на Луну и благополучно вернуть его на Землю — оставалось чуть больше двух лет. На встрече одни доказывали, что необходимы дополнительные полётные испытания Сатурна-5 и лунного модуля, а также пилотируемый полёт с лунным модулем по окололунной орбите без посадки, другие этому противились. В итоге был принят первоначальный пошаговый план, в котором все миссии (полёты) расписывались по семи шагам от A до G (в порядке букв английского алфавита), где G означала достижение цели — миссию с посадкой астронавтов на Луну[14].

МиссияНомер полётаЦелиРакета-носительТраекторияПродолжительность
A4 и 6Доводка РН и космического корабля; вхождение в атмосферу Земли со скоростью возвращения от ЛуныСатурн-5Апогей 16 600 кмОколо 8,5 часа
B5Доводка лунного модуля (ЛМ), двигательной системы и технологии разделения ступенейСатурн-1БНизкая околоземная эллиптическая орбитаОколо 6 часов
CnОценка работы систем командно-служебного модуля (КСМ) и действий экипажаСатурн-1БНизкая околоземная орбитаДо 11 суток
Dn+1Оценка работы систем ЛМ, КСМ и действий экипажа; совместное маневрирование КСМ и ЛМСатурн-5 или два Сатурна-1БНизкая околоземная орбитаДо 11 суток
En+2Совместное маневрирование КСМ и ЛМСатурн-5Высокая околоземная орбитаДо 11 суток
Fn+3Оценка работы лунной миссии в условиях глубокого космосаСатурн-5Окололунная орбитаДо 11 суток
Gn+4Посадка на Луну
n — номер зависит от успехов миссий А и В

Позднее, после полёта «Аполлона-9», к этим буквенным обозначениям добавятся миссии H и J, более сложные и с большей продолжительностью пребывания на Луне (H — до полутора суток с двумя выходами на поверхность; J — до трёх суток с тремя выходами)[15].

Макдивитт и Борман меняются местами

В результате полёта «Аполлона-7» 11—22 октября 1968 года была успешно выполнена программа С-миссии[16]. Следующими должны были стать миссии D (первые пилотируемые испытания лунного модуля) и E (испытания лунного модуля на очень высокой околоземной орбите). К первой из них готовились Макдивитт, Скотт и Швейкарт (дублёры: Конрад, Гордон и Бин), ко второй — Борман, Коллинз и Андерс (дублёры: Армстронг, Ловелл и Олдрин)[17]. Однако из-за серьёзных проблем производство лунного модуля заде

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *