9М72 Искандер – Уикипедия

9М72 Искандер
Обща информация
Произход Русия
Вид квазибалистична ракета
Оператори  Русия
История на производство и служба
Бройки в експлоатация един батальон в руската армия
Габаритни характеристики
Дължина 7,28 м
Диаметър 0,914 м
Технически характеристики
Бойна глава конвенционална
МОЦ 10 м
Обсег 300/500 км
Скорост 2 570 м/сек
9М72 Искандер в Общомедия

9М72 Искандер (название на НАТО SS-26 Stone) е руска квазибалистична ракета с малък обсег. Разработена е в конструкторското бюро Коломна. Основното ѝ предназначение е унищожаването на вражески противовъздушни установки, ракети, артилерия и приземена летателна техника, както и нанасянето на щети по комуникационни възли, командни постове и инфраструктурни обекти от голяма значимост.

Искандер е разработена през 90-те години като заместник на Р-400 Ока, която е забранена след подписването на Договора за ликвидиране на ракетите със среден обсег на действие между СССР и САЩ през 1987 г., премахващ наземно базираните ракети с обсег между 500 и 5500 км. Колесните самоходни ракетни установки са много подвижни и могат бързо да осигурят тактическа поддръжка на войските по време на война. Руските военни обръщат особено внимание на този факт, тъй като в случай военни действия тези системи са много по-трудни за засичане и унищожение отколкото фиксираните ракетни установки (силози и други). Освен това самоходните системи се привеждат бързо в бойна готовност и могат да действат независимо от другите войски. 9М72 Искандер превъзхожда останалите системи като Р-300 и

bg.wikipedia.org

«Новатор 9М729» — русская ракета, сломавшая хребет США

 Соединенные Штаты объявили о том, какая из российских крылатых ракет, по мнению Вашингтона, является нарушением знакового Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), заключенного в 1987 году.

Выступая в Центре имени Вудро Вильсона (Wilson Center) 29 ноября нынешнего года, сотрудник аппарата Совета национальной безопасности администрации США Кристофер Форд (Christopher Ford) сообщил о том, что этой ракетой, в действительности, является «Новатор 9М729», которая в НАТО имеет обозначение SSC-8.

Эта крылатая ракета наземного базирования, как считают эксперты, имеет радиус действия от 500 до 5500 километров, и поэтому она незаконна с точки зрения упомянутого договора, которому сегодня (7 декабря) исполняется 30 лет. Многие аналитики, в том числе Джефф Льюис (Jeff Lewis), уже давно подозревали о том, что оружием, разрушающим договор РСМД, является ракета 9М729, однако до того, как Форд подтвердил их предположение, никаких официальных заявлений со стороны правительства Соединенных Штатов по этому поводу не было.

Единственным дополнительным материалом, на который могли опираться ученые и аналитики, был загадочный параграф в опубликованном Госдепартаментом в апреле 2017 года докладе под названием «О соблюдении и выполнении договоров о контроле над вооружениями, нераспространении ядерного оружия и разоружении, а также о соответствующих обязательствах» (Adherence to and Compliance with Arms Control, Nonproliferation, and Disarmament Agreements and Commitmentsreport). Другие детали на этот счет были недоступны.

«Соединенные Штаты с уверенностью заявляют о том, что в 2016 году Российская Федерация (Россия) продолжила нарушать свои обязательств по договору РСМД, в соответствии с которым она не имеет права владеть, производить и проводить полетные испытания крылатых ракет наземного базирования (КРНБ) с радиусом действия от 500 до 5500 километров, а также иметь или производить пусковые установки для таких ракет», — подчеркивалось в этом докладе.

Белый дом, решив раскрыть обозначение ракеты 9М729, почти ничего не сообщил об этом российском оружии и его возможностях. Павел Подвиг (Pavel Podvig), директор проекта «Российские ядерные силы» (Russian Nuclear Forces Project), полагает, что в данном случае есть две возможности. «С учетом того, что Соединенные Штаты, судя по всему, весьма уверены в своих выводах относительно радиуса действия ракеты 9М729, мы должны исходить из того, что Вашингтон обладает хорошей информацией на этот счет, — отметил Подвиг. — Кто знает, может быть американская разведка имеет в своем распоряжении детальные чертежи этой ракеты и все ее технические характеристики. Возможно, эта документация свидетельствует о том, что увеличение радиуса действия ракеты 9М728 установки «Искандер-М» сводится лишь к полной заправке ее топливных баков».

Другая возможность, по мнению Подвига, состоит в том, что 9М729 имеет тесную связь с ударной ракетой российского военно-морского флота «Калибр-НК».

«Ракета 9М729 почти идентична той ракете, которая была испытана по дальности, соответствующей договору РСМД, и, скорее всего, она похожа на ракету «Калибр» морского базирования, — отметил Подвиг. — На мой взгляд, Соединенные Штаты наблюдали за испытанием ракеты и ее запуском с соответствующей пусковой установки (вероятно, это было испытание крылатой ракеты морского базирования), а затем последовали испытания (вероятно, такой же или очень похожей ракеты) и ее запуск с несоответствующей пусковой установки».

Если Подвиг прав, то тогда русские, вероятно, имеют достаточные основания для правдоподобного отрицания. «Россия продолжает настаивать на том, что эти ракеты значительно отличаются друг от друга, и поэтому никакие положения договора не нарушаются, — отметил Подвиг. — Однако доказать это будет довольно трудно, особенно с учетом того, что 9М729, на самом деле, способна превысить порог в 500 километров, установленный договором РСМД».

Если Соединенные Штаты каким-то образом смогут уговорить русских, и они согласятся соблюдать положения договора РСМД, то у Москвы тогда возникнет дополнительная проблема. «Соединенные Штаты, судя по всему, считают, что для ракеты 9М729 используется та же самая пусковая установка «Искандер-М», — отметил Подвиг. — Если даже ракета 9М729 всего один раз была запущена с пусковой установки «Искандер-М», то тогда все эти пусковые установки должны быть уничтожены. И, скорее всего, так и произошло».

Маловероятно, что русские согласятся вернуться к соблюдению положений этого договора. С точки зрения русских, договор РСМД, наверное, просто устарел и стал ненужным с учетом некоторых других угроз, с которыми Москва сталкивается на Востоке.

tehnowar.ru

MilitaryRussia.ru — Крылатая ракета 9М729 (мысли)

Profile

Name: militaryrussia

Entry Tags

09852, 102, 11442, 14А042, 14Ф10, 14Ц033, 15А18М, 15А18М2, 15А28, 15А35, 15Ж45, 15Ж55, 15Ж55М, 15Ж58, 15Ж59, 15Ж65, 15Ж65М, 15Ж66, 15Ж67, 15Ж80, 15М69, 15П158, 15П170, 15П771, 15Ю71, 15Ю75, 1Л222, 1Л260, 1Л262, 1Л267, 1Л269, 1Л29, 1ЛК122, 1ЛК222, 1РЛ257, 29Б6, 2К5, 2К6, 2М3, 2М39, 30П6, 3К-14, 3К-22, 3К45, 3К96, 3М-14, 3М-22, 3М-30, 3М-54, 3М-54Э, 3М-91, 3М10, 3М14, 3М15, 3М25, 3М30, 3М45, 3М54, 3М55, 3М65, 3М91, 3Р7, 40Н6, 40Р6, 4202, 42С6, 485, 50Р6, 51Т6, 53-65К, 53Т6, 53Т6М, 55Ж6М, 55Ж6У, 55Ж6УМ, 55Р6М, 5К17, 5Н26, 5Н76, 5П-10, 5Я27, 64Л6, 77Я6, 78Т6, 79М6, 86Р, 88Р, 8К11, 8К14, 8К65, 8К71, 8К713, 8К74, 8К75, 8К82, 8К95, 8К96, 8К99, 9-А-2362, 92-К, 96К6, 96Л6Е, 9А7660, 9К31, 9К317М, 9К32, 9К32М, 9К33, 9К333, 9К338, 9К34, 9К52, 9К71, 9К711, 9К714, 9К714У, 9К716, 9К72, 9К720, 9К76, 9К77, 9К79, 9М133ФМ-3, 9М317, 9М317М, 9М336, 9М71, 9М714, 9М720, 9М723, 9М723К5, 9М728, 9М729, 9М730, 9М76, 9М79, 9М83, 9П701, 9П76, 9П78, 9П78-1, 9Т256, aa-1, aa-10, aa-11, aa-12, aa-13, aa-3, aa-4, aa-8, aa-9, abm-3, abm-4, abm-x-2, adder, advanced kilo, akula, alamo, alkali, amos, amur, anab, aphid, archer, arrow, as-1, as-13, as-15, as-18, as-9, as-x-21, awl, backfire, bear, bear-f, blackjack, brahmos, brahmos-2, brahmos-ii, brahmos-m, brawny, cia, cx-1, delta-iii stretch, delta-iv, delta-iv stretch, dprk, f-313, fencer, fishbed, flanker, flanker-e+, foxbat, foxhound, foxtrot, frog-7, fullback, gazelle, gecko, gepard, goa, gorgon, granay, graney, gremlin, greyhound, growler, havoc, havoc-b, havok, hisutton, hokum-b, hwasong, icbm, improved kilo, india, ivan gren, kanyon, kazoo, kennel, kent, kilo, kingbolt, kn-02, kn-08, kn-09, ky-26, kyle, lada, losharik, madcap, mainstay, maxdome, may, missiles, mitten, moss, mrta, mta, musudan, nodong, norsub-5, ocsar-ii, oscar, oscar-i, oscar-ii, paltus, pl-19, rodong, romeo, sa-14, sa-21, sa-22, sa-8, sa-n-1, saber, sampson, sandal, sarmat, sasin, satan, scaleboard, scamp, scapegoat, scarab, scrooge, scud, scud-b, shi lang, shipwreck, shister, sickle, sickle-b, sindhurakshak, sinner, skean, slbm, slingshot, ss-1, ss-12, ss-14, ss-16, ss-18, ss-2. ss-3, ss-20, ss-21, ss-24, ss-25, ss-26, ss-27, ss-29, ss-3, ss-4, ss-5, ss-8, ss-n-15, ss-n-16, ss-n-19, ss-n-20, ss-n-21, ss-n-25, ss-n-32, ss-n-4, ss-nx-28, ss-nx-30, ss-x-15, ss-x-28, ss-x-30, ss-x-31, ssc-4, ssc-x-4, stallion, starfish, stone, sturgeon, switchblade, taepodong, tango, typhoon, u-2, uniform, vikramaditya, vikrant, wasserfall, whiskey, x-ray, yankee, yankee stretch, yasen, zulu, А, А-100, А-135, А-190, А-192, А-22, А-235, А-35, А-50, А-60, А-90, А-925, АГС, АРС-600, Авангард, Аврора, Автобаза, Азов, Александрит, Алроса, Альбатрос, Альтаир, Альтиус-М, Альянс, Амур, Амур-1650, Амур-П, Ан-124, Ан-140, Ан-178, Ан-50, Ан-70, Ан-71, Ан-72Р, Аргунь, Армата, Архипелаг, Б-34, Б-90, БЖРК, БМД-4М, БРМ-3К, БТР-МД, БТР-МДМ, БУР, Базальт, Баку, Баргузин, Барк, Барс, Бастион, Бе-200, Белгород, Беркут, Бестер, Бизон, Болид, Борей, Борей-А, Бук, Бук-М2, Бук-М3, Булава, Бумеранг, Буревестник, Буря, Буян, Буян-М, В-11, ВА-111, ВМФ России, ВМФ СССР, ВПК, ВПК-233114, ВПК-3927, Варяг, Верба, Вест, Витязь, Владивосток, Властелин-ТП, Водопад, Воевода, Волга, Волк, Волна, Воронеж, Вулкан, Вьюга, Г-300, ГАЗ-233034, ГИБДД, ГК-62, ГР-1, ГЭЛА, Гамма-ДЕ, Гамма-С1, Гепард, Гидроприбор, Гном, Горн, Гранат, Гранит, Гром-2, Д-1, Д-30, Д-6, Д-80, ДА, ДП-30, ДРСМД, Дагдизель, Дивноморье, Дон-2Н, Дрейф, Дюгонь, Е-152, ЗИС-3, ЗИФ-121, Зоопарк-1М, Зубр, И-21, ИС-МУ, Иван Грен, Игла-С, Ил-112, Ил-214, Ил-38, Ил-40, Ил-476, Ил-76, Ил-76МД-90А, Ил-76СК, Ил-76ТД, Ил-80, Ил-82, Ил-86ВКП, Ил-90, Иноходец, Инфауна, Искандер, Искандер-К, Искандер-М, Исправитель, К-100, К-25, К-30, К-300, К-33, К-37, К-55, К-6, К-6В, К-7, К-77, К-77ПД, К-8, К-88, К-8М, К-9, К-9-51, К-МД, КАМАЗ-78504, КМ, КНДР, КС-1, КС-122, КС-172, КТРВ

militaryrussia.livejournal.com

Опытная баллистическая ракета 9К71 «Темп» (СССР)


Фронтовая ракета «Темп».Разработка твердотопливной фронтовой ракеты «Темп» начата по Постановлению Совмина № 839–379 от 21 июля 1959 г. Головным разработчиком назначен НИИ-1. Комплекс получил индекс 9К71, ракета со специальной боевой частью — 9М71, а с фугасной боевой частью — 9М72. Первоначально специальная боевая часть должна была иметь мощность 300 кт. Ракетная часть с приборным отсеком имела индекс 9Д12, а пороховой заряд — 9X11. Все наземное пусковое оборудование для «Темпа», включая пусковую установку 9П11 (заводской индекс Бр-225), изготовлял завод №221 («Баррикады»), тягачи и автоприцепы на шасси MA3-537B делал Минский завод. Ракеты изготавливались на Воткинском заводе.

Пусковая установка Бр-225 размещалась на полуприцепе. Горизонтальная установка стола осуществлялась домкратами. Заряжание производилось стрелой, размещенной на пусковой установке. А для загрузки ракеты на пусковую установку требовался специальный кран. На пусковой установке имелось устройство для теплоизоляции головной и средней части установки. Приводы для вертикального наведения и стрелы — электрогидравлические, а для горизонтального наведения — ручной. Старт ракеты производился при постоянном угле возвышения 90°, то есть строго вертикально. Горизонтальное наведение производилось в пределах 360°. Габариты пусковой установки Бр-225 в походном положении: длина 18,18 м, ширина 3,1 м, высота 3,64 м. Общий вес установки 30,55 т. Установку обслуживали 8 человек расчета. Расчетное время пуска при переходе из походного положения было 30 минут, а из боевой готовности №2 — 20 минут. Согласно Постановлению Совмина № 178-84 от 19 февраля 1962 г. была начата разработка химической боевой части «Туман-2» к ракете «Темп».

 

Разработка подвижной пусковой установки Бр-225 (9П11) была начата на заводе «Баррикады» 14 февраля 1959 г. Опытный образец изготовлен в 1961–1962 гг. Летно-конструкторские испытания ракет «Темп» были начаты в мае 1961 г. Поскольку пусковая установка Бр-225 еще не была готова, то завод «Баррикады» изготовил в 1960 г. полигонную пусковую установку Бр-234, с которой и производились первые пуски ракет «Темп». Первый пуск «Темпа» состоялся 20 мая 1961 г. Ракета пролетела 220 км. Недолет до точки прицеливания составил 4 км, а боковое отклонение — 900 м. Уже при первом пуске было отмечено, что при отделении головной части ракеты она начинала колебаться в пределах ±60°, что приводило к недолетам до 40 км. До конца 1961 г. сделано еще два пуска ракет «Темп». С января по май 1962 г. сделано три пуска ракет, но теперь не с полигонной пусковой установки Бр-234, а со штатной Бр-225. По результатам анализа проведенных шести пусков ракет «Темп» выяснилось, что максимальная дальность ее будет 425 км, вместо заданных 500–600 км. Кроме того, отмечено, что при отделении головной части ракеты в полете опять возникали ее колебания, снова приводящие к недолетам.

 

В течение лета 1962 г. шли доработки «Темпа», чтобы увеличить его дальность хотя бы до 460 км. Опытное производство ракет «Темп» велось на заводе № 235. Серийное производство ракет «Темп» предполагалось начать в 1963 г. В 1962–1963 гг. часть пусков ракеты «Темп» производилась с пусковой установки Бр-225. 14 июня 1960 г. КБ завода «Баррикады» приступило к проектированию стартового агрегата Бр-240 для ракет «Темп», транспортируемых на вертолетах. Однако вскоре работы по Бр-240 были прекращены. 9 сентября 1960 г. в том же КБ для ракет «Темп» началось проектирование облегченной пусковой установки Бр-249, помещенной на полуприцепе. Эти работы также не были доведены до стадии испытаний. И, наконец, 7 сентября 1961 г. КБ завода «Баррикады» начало разработку пусковой установки Бр-264 на шасси MA3-543.

 

Второй этап летно-конструкторских испытаний ракет «Темп» был начат в декабре 1962 г. Но 16 июля 1963 г. вышло Постановление Совмина № 800-273: «В связи с отставанием по срокам летно-конструкторских испытаний и недостаточно высокими техническими характеристиками изделия» работы прекратить на стадии летно-конструкторских испытаний. Действительно, компоновка ракеты «Темп» не была оптимальной из-за отсутствия зарядов твердого топлива нужного диаметра, что в сочетании с большим весом полезной нагрузки (около 900 кг) привело к чрезмерно большому стартовому весу (10,5 т) для такого класса ракет. Однако опытно-конструкторские работы по изделию «Темп» — первой в отечественной практике ракеты такого типа на твердом топливе — позволили решить и отработать ряд принципиально новых конструктивных решений (кольцевые газовые рули, решетчатые стабилизаторы, элементы крупногабаритных двигателей на твердом топливе и т.д.), многие из которых были позже использованы в других ракетах.

 

Боевые части: отделяемые — при первый пусках было отмечено колебательное рысканье БЧ после отделения в пределах +-60 град., что приводило к большим недолетам (до 40 км).
Ракета 9М71 — ядерная БЧ, мощность 300 кт (по первоначальному проекту).
Ракета 9М72 — фугасная БЧ (реально скорее всего не изготовлялась).
Химическая БЧ «Туман-2» — разработка начата по постановлению СМ СССР №178-84 от 19 февраля 1962 г.

 

Данные ракеты 9К71 «Темп»
Длина — 12400 мм (10880 мм по др.данным)
Диаметр 1 ступени — 2330 мм
Диаметр 2 ступени — 1010 мм
Масса — 10394-10420 кг (по разным данным)
Масса топлива — 8060 кг
Масса БЧ:
— 900 кг (фугас, ТТЗ)
— 628 кг (ядерная)
Дальность действия:
— по ТТЗ — 500-600 км
— первый пуск — 220 км
— по итогам первого этапа испытаний — 425 км
— итого — 80-460 км
КВО:
— первый пуск — по дальности -4000 м, по курсу +-900 м
— 3000 м (по итогам испытаний и доработок)
Расчетное время пуска из походного положения — 30 мин
Расчетное время пуска из боевой готовности №2 — 20 мин

www.dogswar.ru

Оперативно-тактическая ракета M57A1 (США)

Буквально пару недель назад Пентагон заключил контракт на разработку перспективной оперативно-тактической ракеты, которой в будущем предстоит заменить ряд существующих изделий семейства ATACMS. При этом новый проект DeepStrike не является единственной попыткой обновить ракетные системы сухопутных войск за счет создания новых боеприпасов с повышенными характеристиками. В скором времени на вооружение может быть принята новая ракета аналогичного назначения под названием M57A1.

21 июня сухопутные войска Соединенных Штатов раскрыли свои планы, касающиеся дальнейшего развития ракетных комплексов. В ближайшем будущем планируется провести новые испытания перспективной оперативно-тактической ракеты, после чего командование реши вопрос о ее принятии на вооружение. Как сообщается, уже выбрано подразделение, которому предстоит осуществлять тестовый запуск, а также начата подготовка личного состава.


По последним данным, в очередных испытаниях перспективного ракетного оружия будет задействована батарея Bravo 2-го батальона 20-го артиллерийского полка армии США. Личный состав батареи должен будет пройти всю необходимую подготовку, в ходе которой изучит особенности эксплуатации новой ракеты, а также освоит работу с новыми приборами и программным обеспечением. После завершения подготовки артиллеристы будут привлечены к проведению испытаний.

Предполагается провести последний из требуемых учебно-испытательных пусков новой ракеты M57A1, площадкой для которого станет полигон Уайт-Сэндс (шт. Нью-Мексико). Подобный квалификационный пуск фактически станет завершением испытательной программы, после чего будет решен вопрос о запуске серийного производства и принятии ракеты на вооружение.

Новая ракета семейства ATACMS (Army Tactical Missile System), предназначенная для использования с самоходными пусковыми установками M270 MLRS и M142 HIMARS, создается в связи с необходимостью самого серьезного обновления номенклатуры управляемых боеприпасов. В настоящее время ракетные комплексы могут использовать ракеты ATACMS четырех типов. Из них только одна (MGM-168A ATACMS Block 4A) несет осколочно-фугасную боевую часть. Три других изделия, в свою очередь, комплектуются кассетными боевыми частями с осколочно-фугасными или иными суббоеприпасами. Их количество зависит от типа и назначения. Так, 560-кг головная часть ракеты MGM-140A несет 950 боевых элементов, тогда как ракету MGM-164A удалось оснастить только 13 изделиями подобного назначения общей массой 268 кг.

Характерной проблемой ракет MGM-140A/B является недостаток ресурса. Последние изделия этих моделей были изготовлены достаточно давно и, как следствие, сроки хранения вскоре подойдут к концу. Так, ракеты MGM-140A / ATACMS Block 1 производились с начала девяностых по 1997 год. Годом позже на вооружение приняли ракету MGM-140B / ATACMS Block 1A. Это оружие выпускалось до 2001 года, после чего его в серии сменили ракеты следующих моделей. Производство ракет Block 1/1A отличалось достаточно высокими темпами, в результате чего запасы серийных изделий не израсходованы до сих пор. По объективным причинам, эти ракеты могут использоваться только в течение нескольких следующих лет, после чего их придется списать в связи с истечением сроков хранения.

Несколько лет назад министерство обороны Соединенных Штатов приняло принципиальное решение о постепенном отказе от производства и использования кассетных боевых частей. Подобные планы делают невозможным продолжение эксплуатации трех типов ракет ATACMS из четырех существующих. Тем не менее, армии все еще нужно оружие этого класса, и, как следствие, был дан старт новой программе. Ее целью была глубокая модернизация имеющихся образцов, более не соответствующих новым требованиям.

В декабре 2014 года военное ведомство США и компания Lockheed Martin заключили контракт на проведение требуемых опытно-конструкторских работ. В течение нескольких следующих лет компания-подрядчик должна была разработать требуемый проект модернизации баллистической ракеты, а затем провести необходимые испытания. За реализацию этих работ она должна была получить 74 млн долларов.

В рамках нового проекта требовалось создать обновленные варианты имеющихся ракет MGM-140A / ATACMS Block 1 и MGM-140B / ATACMS Block 2. Прежде всего, следовало заменить боевую часть полезной нагрузкой нового типа. Ракеты должны были лишиться имеющихся кассетных боевых частей, вместо которых планировалось монтировать моноблочные осколочно-фугасные заряды нового типа. Кроме того, техническим заданием предусматривалось использование нового взрывателя. В дальнейшем были предложены и получили одобрение различные доработки других основных элементов ракеты. В итоге проект должен был привести не только к изменению боевой части, но и к заметному росту основных характеристик.

Проведенная компанией Lockheed Martin модернизация не затронула корпус и внешние агрегаты ракет. Как следствие, изделия новых модификаций сохраняют прежние габариты и стартовую массу. Одновременно с этим предусматривается самая серьезная доработка внутренних отсеков и их наполнения. К настоящему времени были оглашены некоторые характеристики ракеты и объявлены основные ее возможности.

Перспективная оперативно-тактическая ракета, основывающаяся на конструкции существующих образцов, получила официальное обозначение M57A1. Таким образом, даже обозначение проекта указывает на наличие самых серьезных отличий от вооружения базовых моделей. Раскрытые характеристики, а также встречающиеся в неофициальных источниках оценки явно подтверждают это.

Кассетные боевые части с осколочно-фугасными боеприпасами, использовавшиеся в проектах MGM-140A/B, более не устраивают американских военных. Как следствие, в новом проекте их заменили моноблочной осколочно-фугасной боевой частью типа DPICM (Dual Purpose Improved Conventional Munition). В имеющихся объемах головного отсека корпуса удалось разместить боеголовку массой 500 фунтов (227 кг). Для повышения боевой эффективности боевой блок оснащается программируемым взрывателем. С его помощью оператор ракетного комплекса может выбирать метод подрыва, наиболее эффективный в данной ситуации.

Серийные ракеты ATACMS первых моделей разрабатывались еще в конце восьмидесятых годов, и за прошедшее время их бортовое оснащение успело морально устареть. В связи с этим проектом M57A1 предлагается самая серьезная модернизация бортового электронного оборудования. Ракета по-прежнему оснащается инерциальной навигационной системой, однако теперь речь идет о современной аппаратуре. Навигационное оборудование сопрягается с цифровой вычислительной машиной, отвечающей за обработку данных и выработку команд. Последние поступают на обновленные рулевые машинки.

Имея 560-кг боевую часть и стартовый вес 1670 кг, ракета MGM-140A могла лететь на дальность до 165 км. Ракета MGM-140B заметно легче (1320 кг) и отправляет 160 кг полезной нагрузки на дистанцию 300 км. В проекте M57A1 предполагалось заметным образом повысить максимальную дальность стрельбы, и тем самым расширить круг задач, решаемых ракетными комплексами.

Увеличение дальности стрельбы обеспечено новым твердотопливным двигателем. Существующая силовая установка была заменена новым аналогичным агрегатом с повышенными характеристиками. Прирост тяги компенсировал некоторый рост стартовой массы, связанный с новой боевой частью, а также дал серьезное увеличение дальности стрельбы. В официальных источниках утверждается, что ракета M57A1 сможет лететь на дальность более 300 км. При этом, по разным оценкам, изделие сможет поражать цели и на больших дальностях, вплоть до 400-450 км.

Еще одним положительным следствием использования нового двигателя является увеличение сроков службы. После ремонта и модернизации с заменой бортовых агрегатов ракета сможет оставаться на складе в течение еще 20 лет.

Сохранение габаритов ракеты позволило обойтись без серьезной модернизации пусковых установок. Как и предыдущие изделия ATACMS, ракета M57A1 должна будет использоваться самоходными пусковыми установками M270 и M142. Первая из них по-прежнему будет нести две ракеты, тогда как боекомплект второй вдвое меньше. По имеющимся данным, для использования перспективной ракеты боевой машине требуется минимальная модернизация, заключающаяся в определенном обновлении программного обеспечения.

Осенью прошлого года компания Lockheed Martin завершила разработку проекта и подготовку к будущим испытаниям. В октябре 2016-го состоялся первый испытательный запуск. В дальнейшем было проведено еще несколько подобных тестов. Последняя на данный момент проверка состоялась в мае, это был шестой запуск. Согласно последним сообщениям, в конце лета будет проведен еще один тест, в котором примут участие расчеты сухопутных войск. Подготовка личного состава уже начата. После ее завершения артиллеристы смогут эксплуатировать существующую технику с новым оружием.

Были сформированы планы по дальнейшему производству и поставкам новых ракет. Основным способом производства изделий M57A1 станет ремонт и модернизация снятых с хранения оперативно-тактических ракет MGM-140A/B. По-видимому, эти работы будут проводиться на предприятии компании Lockheed Martin в г. Эль-Пасо (шт. Техас), ранее выпускавшем такое оружие. Кроме того, к обновлению ракет также привлекут новое предприятие в г. Кэмден (шт. Арканзас). Этот завод был запущен в прошлом году и строился для производства серийных ракет семейства ATACMS. Теперь, возможно, там будет выполняться не только строительство, но и модернизация уже готовых ракет.

Не так давно стало известно, что кэмденский завод, уже выпускающий серийные ракеты более старых моделей, в будущем наладит сборку новых M57A1. Можно предположить, что такой подход к выпуску нового ракетного вооружения позволит модернизировать остающиеся на хранении изделия, продлив их ресурс и повысив характеристики. Кроме того, армия США получит возможность продолжения эксплуатации ракет ATACMS в течение длительного времени: продление ресурса позволит использовать их до конца тридцатых годов. К тому времени могут появиться либо новые модификации существующего семейства, либо принципиально новые оперативно-тактические ракетные комплексы.

Большая часть испытаний перспективной оперативно-тактической ракеты уже выполнена. Для завершения всей программы проверок необходимо провести только один запуск. Согласно последним сообщениям, этот тест состоится в августе текущего года. По результатам седьмого запуска должен будет решаться вопрос о принятии ракеты M57A1 на вооружение.

Как следует из опубликованных данных, появление глубокой модернизации существующей ракеты даст сухопутным войскам США новые возможности того или иного характера. Имеющиеся сведения явно показывают, что на вооружение поступит ракета с увеличенной дальностью стрельбы, способная при помощи сравнительно мощной фугасной боевой части с высокой точностью поражать стационарные цели с заранее известными координатами. Известные цифры наглядно показывают значительное превосходство нового изделия M57A1 над существующими MGM-140A/B.

Нетрудно догадаться, что готовящаяся к серийному производству модернизация ракет ATACMS приведет к значительному росту ударного потенциала ракетных войск американской армии. Одновременно с этим не следует забывать и о других проектах. Не так давно Пентагон заказал проведение опытно-конструкторских работ по проекту оперативно-тактической ракеты LRPF DeepStrike. C точки зрения назначения и круга решаемых задач это оружие будет полным аналогом M57A1. Одновременно с этим будут присутствовать некоторые различия, прямо влияющие на эксплуатационные характеристики и боевые возможности. Ракета DeepStrike может быть принята на вооружение в начале двадцатых годов.

Как видим, в настоящее время американское министерство обороны совместно с ведущими предприятиями оборонной промышленности реализует сразу два крупных проекта, направленных на обновление материальной части и повышение боеспособности сухопутных войск. Один из них подразумевает модернизацию существующих ракет, тогда как результатом другого станет появление совершенно нового оружия. Несмотря на разные подходы, оба проекта имеют общую цель, которая может быть поводом для беспокойства третьих стран. Очевидно, что создание улучшенных оперативно-тактических ракет повлечет за собой те или иные последствия.

По материалам сайтов:
https://army.mil/
http://armyrecognition.com/
http://globalsecurity.org/
http://defence-update.com/
http://bmpd.livejournal.com/

www.globalwarnews.ru

Ракетный комплекс M142 HIMARS (США). Характеристики и влияние на обстановку

Продолжаются совместные учения сил НАТО Saber Strike 2016. В рамках этого мероприятия военнослужащие нескольких стран Североатлантического альянса в условиях полигонов на территории ряда восточноевропейских государств занимаются отработкой взаимодействия и решением поставленных учебно-боевых задач. К участию в маневрах привлечено большое количество солдат и офицеров, а также различная военная техника, принадлежащая разным странам. Две единицы боевых машин, доставленных в Восточную Европу, привлекли внимание прессы за рубежом и в нашей стране.

14 июня в аэропорту г. Таллин (Эстония) приземлился военно-транспортный самолет C-17 Globemaster III из состава 164-го транспортного авиакрыла Национальной гвардии штата Теннеси. На борту самолета находились две боевые машины типа M142 HIMARS. Эта техника, так же принадлежащая Нацгвардии была доставлена в Прибалтику для участия в текущих учениях Saber Strike 2016. В рамках учений ракетные комплексы должны были отправиться на один из полигонов, ставших площадкой для маневров, а затем атаковать условные цели.


Переброска ракетных комплексов привлекла внимание зарубежной и отечественной прессы. Так, в некоторых зарубежных изданиях участие двух систем HIMARS в прибалтийских учениях назвали «недвусмысленным сигналом Москве». Официальные лица Пентагона, в свою очередь, обошлись без подобных смелых и даже провокационных высказываний. По официальным данным, ракетные комплексы привлекаются к учениям для отработки взаимодействия армий нескольких стран и для получения опыта работы на новых полигонах.
M142 HIMARS ведет огонь. Фото Wikimedia Commons

Отзывы иностранной прессы о комплексах M142 HIMARS и их возможностях, а также о политических последствиях переброски такой техники не могут не привлекать внимания. Рассмотрим эти системы и попробуем определить, какую угрозу они могут представлять для России, будучи развернутыми в странах Восточной Европы.

Первые работы по теме HIMARS (High-Mobility Artillery Rocket System – «Высокомобильная система ракетной артиллерии») были проведены еще в восьмидесятых годах. Существовавшая в то время РСЗО M270 MLRS по своим основным характеристикам соответствовала требованиям, однако ее мобильность могла быть недостаточной для решения некоторых задач. Как следствие, требовалось создание новой аналогичной системы в более мобильном варианте. К началу девяностых годов была определена возможность создания сравнительно компактной пусковой установки с шестью направляющими для 227-мм реактивных снарядов, которую можно было размещать на авиатранспортабельном шасси.

В середине 1990 года Пентагон сформировал требования к новой реактивной системе залпового огня, отличающейся высокими подвижностью и мобильностью. Через несколько лет на испытания вышел опытный образец системы HIMARS, который, однако, заметно отличался от последующих серийных машин. В начале 1996 года фирма Lockheed Martin получила контракт на завершение проектных работ и строительство нескольких полноценных прототипов новой системы. Выполнение условий этого контракта позволило завершить проект и подготовить новые боевые машины к серийному производству. После ряда необходимых испытаний, в 2003 году, комплекс M142 HIMARS был принят на вооружение. Следует отметить, что принятие на вооружение не привело к остановке различных работ. Создание новых боеприпасов для ракетного комплекса продолжается в течение длительного времени и не останавливается до сих пор.

При разработке нового проекта HIMARS главной задачей было обеспечение высокой подвижности техники на поле боя, а также упрощение переброски военно-транспортными самолетами. Такие требования привели к выбору одного из имевшихся серийных колесных шасси. Кроме того, было решено переработать имеющуюся пусковую установку с сокращением боекомплекта в два раза. В итоге ракетный комплекс сохранил некоторые основные характеристики, а также улучшил часть других параметров.


Две боевые машины в кабине военно-транспортного самолета. Фото Army.mil

Основой для боевой машины M142 HIMARS является трехосное полноприводное шасси семейства FMTV грузоподъемностью 5 т. Базовый автомобиль строится по бескапотной компоновке и получает набор необходимых агрегатов. Так, серийная техника может получать как штатные, так и защищенные кабины экипажа. Позади кабины на шасси монтируется блок дополнительного оборудования, а грузовая площадка рамы отдана под размещение опорно-поворотного устройства с пусковой установкой.

Общая длина машины составляет 7 м, ширина 2,4 м, высота (в походном положении) – 3,2 м. Боевая масса самоходной пусковой установки с боекомплектом достигает 10,9 т. Машина способна развивать скорость до 85 км/ч и проходить на одной заправке до 480 км. Управление комплексом осуществляется экипажем из трех человек, располагающимся внутри кабины. По данным фирмы-разработчика, при необходимости все операции по управлению боевой машины могут выполняться и одним человеком.

В задней части шасси помещается опорно-поворотное устройство с приводами для горизонтального и вертикального наведения. Имеется возможность стрельбы в любом направлении с углами возвышения от -2° до +60°. Управление приводами наводки осуществляется с пульта, размещенного в кабине. Системы управления огнем комплекса M142 HIMARS унифицированы с аппаратурой комплекса MLRS.

Пусковая установка машины M142 разработана с учетом наработок по системе MLRS, а также использует некоторые ее агрегаты. Установка представляет собой U-образное устройство с креплениями для сменных пакетов направляющих. Кроме того, на верхней части пусковой установки помещается кран системы перезарядки. Такая конструкция пусковой установки позволяет комплексу HIMARS использовать стандартные транспортно-пусковые контейнеры, созданные для M270 MLRS.


Выгрузка техники в Эстонии. Фото Army.mil

Контейнер представляет собой блок из нескольких (в стандартной версии – 6) стеклопластиковых транспортно-пусковых контейнеров трубчатой конструкции с направляющими для придания ракетам вращения. Контейнеры соединяются между собой несколькими рамами-обоймами, что позволяет одновременно производить операции со всем пакетом. Боеприпасы помещаются в контейнеры на заводе-изготовителе, после чего устанавливаются герметизированные крышки. Извлечение или иное обслуживание ракет до стрельбы не предусматривается.

Для проведения перезарядки пусковая установка разворачивается назад по ходу движения, после чего из ее верхней части выдвигается опорная рама подъемного устройства. При помощи набора тросов и крюков производится подъем пакета контейнеров с грунта или с грузовой платформы транспортной машины, после чего он помещается внутрь пусковой установки. Демонтаж использованного пакета осуществляется таким же образом.

Важной особенностью реактивных систем залпового огня MLRS и HIMARS является широкая номенклатура совместимых боеприпасов. За счет отсутствия собственных пусковых направляющих машина может нести контейнеры с реактивными снарядами различных типов и разных калибров. Благодаря этому самоходная пусковая установка может нести от одной до шести ракет с разными характеристиками.

Являясь упрощенным и облегченным вариантом M270 MLRS, система M142 HIMARS сохраняет возможность применения существующих боеприпасов. Кроме того, унифицированы и новые виды реактивных снарядов. Изделия, заимствованные из существующего проекта, нередко именуются как MFOM (MLRS Family of Munitions – «Семейство боеприпасов для MLRS»). К этому семейству относятся как неуправляемые, так и управляемые системы. Все снаряды семейства MFOM имеют калибр 227 мм и длину 3,94 м, однако отличаются весом и боевой нагрузкой. Вне зависимости от типов ракет, пусковая установка HIMARS может нести боекомплект из шести снарядов.


HIMARS с защищенной кабиной. Фото Lockheedmartin.com

Для MLRS и HIMARS разработаны следующие реактивные снаряды:
— M26 и его модификации. Оснащаются кумулятивно-осколочными боеприпасами в количестве от 518 до 644 штук. Дальность полета, в зависимости от модификации, составляет от 32 до 45 км;
— M30. Снаряд с 404 суббоеприпасами и комбинированной системой управления на основе инерциальной и спутниковой навигации. Способен лететь на 84 км;
— M31. Модификация изделия M30 с осколочно-фугасной боевой частью весом 90 кг. Остальные характеристики не меняются.

Также несколькими зарубежными государствами был разработан ряд новых реактивных снарядов, совместимых с M270 и M142. Они предназначаются для решения различных задач и отличаются разными характеристиками.

Пи необходимости системы залпового огня могут использоваться в качестве оперативно-тактических ракетных комплексов. В таком случае на пусковой установке должны монтироваться направляющие с ракетами серии AFOM (Army TACMS Family of Munitions – «Армейское семейство боеприпасов ATACMS»). Изделия этой линейки, также известные как M39 или MGM-140, представляют собой неуправляемые и управляемые ракеты с разной боевой нагрузкой и различными показателями дальности. На вооружении состоят следующие ракеты:
— MGM-140A. Неуправляемая ракета с дальностью полета 128 км. Боевая нагрузка в виде 950 осколочно-фугасных суббоеприпасов;
— MGM-140B. Ракета с дальностью 165 км и комбинированной инерциально-спутниковой системой управления. Несет 275 осколочно-фугасных боеприпасов;
— MGM-140E. На данный момент самая совершенная разработка семейства, отличающаяся дальностью полета до 270 км. Используется система управления. К цели доставляется 227-кг осколочно-фугасная боевая часть.

После принятия комплекса M142 HIMARS на вооружение развитие боеприпасов для него не прекращалось. По этой причине разработка новых ракет того или иного назначения продолжается до сих пор. Основное внимание при этом уделяется развитию ракет MGM-140 ATACMS. Подобное вооружение позволяет решать задачи, недоступные для боеприпасов семейства MFOM, чем обуславливается повышенный интерес со стороны заказчика. Также предпринимались попытки доработать комплекс для использования имеющихся и перспективных зенитных ракет.


Процесс перезарядки. Подъемное устройство выдвинуто, пакет контейнеров готовится к загрузке. Фото Rbase.new-factoria.ru

После проведения всех необходимых испытаний новые комплексы M142 HIMARS пошла в серию. К середине двухтысячных годов эта техника поступила в войска, после чего началось ее освоение. В дальнейшем были подписаны несколько новых контрактов на поставку систем HIMARS армии, Корпусу морской пехоты и Национальной гвардии. К настоящему времени американские артиллеристы из состава различных структур получили в общей сложности 417 ракетных комплексов и значительное число боеприпасов всех совместимых типов.

Со временем часть серийной техники была отправлена в горячие точки. Так, в феврале 2010 году одно из подразделений, вооруженное M142, впервые участвовало в боевых действиях. Во время одной из операций в Афганистане были произведены два пуска ракет. Изделия серьезно отклонились от требуемой траектории, вследствие чего упали в стороне от выбранной цели и привели к гибели нескольких мирных жителей. До конца расследования эксплуатация систем HIMARS была приостановлена. В дальнейшем проблемы были решены, что позволило вернуть комплексы в эксплуатацию.

С ноября 2015 года комплексы HIMARS, отправленные в Ирак, участвуют в борьбе с террористами. За прошедшее время было выполнено несколько сотен пусков ракет разных типов по различным объектам противника. Ввиду сохранения неблагоприятной обстановке в регионе следует ожидать, что эксплуатация этих систем будет продолжаться в течение длительного времени, а общий расход боеприпасов неоднократно увеличится в сравнении с имеющимися показателями.

Несколько дней назад две боевые машины M142 HIMARS Нацгвардии штата Теннеси были переброшены в Эстонию для участия в совместных учениях НАТО Saber Strike 2016. В ходе этого мероприятия экипажи комплексов успешно справились с поставленными задачами, выполнив переброску на требуемый полигон с последующей стрельбой по учебным целям.


Пульт управления, установленный в кабине. Фото Rbase.new-factoria.ru

Ряд зарубежных средств массовой информации назвал переброску систем HIMARS в Прибалтику «сигналом для Москвы». В последнее время отношения между Россией и НАТО обострились, а регулярные учения в Восточной Европе, на минимальном расстоянии от российских границ, только ухудшают положение. Кроме того, не способствуют налаживанию отношений и недружественные публикации в зарубежной прессе.

Необходимо отметить, что авторы версии о «сигнале» в определенной мере правы. Переброска реактивных систем залпового огня действительно может расцениваться в качестве агрессивного шага, никак не способствующего разрядке обстановки. При возможности атаки целей на дистанциях от 30 до 270 км подобные комплексы могут представлять опасность для приграничных объектов. Существование широкой номенклатуры боевых частей и сравнительно высокая точность корректируемых боеприпасов только увеличивают риски, а также делают угрозу более серьезной.

Новейшие американские ракетные комплексы следует рассмотреть с российскими разработками аналогичного назначения. Прежде всего, система HIMARS заставляет вспомнить о РСЗО 9К58 «Смерч». Боевые машины этого типа способны делать залп из 12 снарядов калибра 300 мм. В зависимости от типа используемых боеприпасов, обеспечивается поражение целей на дальности до 70-90 км. К целям доставляются боевые части различных типов, как унитарные, так и кассетные с разными суббоеприпасами.

Также реализуется проект модернизации «Торнадо-С», в рамках которого обновляется система управления комплекса, а также создаются новые боеприпасы. Реактивные снаряды способны лететь на дальность до 120 км при сохранении боевых качеств на уровне существующих ракет.


РСЗО M270 MLRS стреляет ракетой семейства ATACMS. Фото Wikimedoa Commons

Боевая машина M142 HIMARS может использоваться не только в качестве реактивной системы залпового огня, но и как оперативно-тактический ракетный комплекс. В таком случае российскими аналогами комплекса могут считаться системы «Точка-У» и «Искандер». В зависимости от типа ракеты, комплекс «Точка-У» способен поражать цели на дальностях до 120 км, а «Искандер» – до 500 км. Также предложены различные боевые части ракет.

Высказываются опасения, согласно которым комплексы M142 HIMARS могут быть развернуты в Восточной Европе на постоянной основе. В таком случае понадобится некий ответ на новые угрозы. Примечательно, что один из вариантов подобного ответа уже существует. Ранее в зарубежных и отечественных источниках появлялись сведения о переброске комплексов «Искандер» в Калининградскую область. Кроме того, подобные транспортные задачи неоднократно отрабатывались в ходе учений. За счет развертывания подобных систем в западных регионах страны, в том числе в Калининградской области, обеспечивается возможность поражения целей на территории крупной части Восточной Европы.

Совокупность характеристик ракетных комплексов M142 HIMARS, а также характерные особенности самих систем и их боеприпасов, заставляют считать подобную технику достаточно серьезной угрозой, требующей ответа. Будет ли такая техника оставаться в Прибалтике, или после завершения текущих учений вернется в США – пока неизвестно. Тем не менее, подобные риски необходимо учитывать уже сейчас и строить соответствующие планы. Как дальше будет развиваться ситуация – покажет время.

По материалам сайтов:
http://army.mil/
http://lockheedmartin.com/
http://tvzvezda.ru/
https://rg.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://globalsecurity.org/

topwar.ru

Баллистическая ракета подводных лодок M20

Практическая отработка проекта атомной подводной лодки во Франции началась в 1958 году, когда на государственной верфи в Шербуре была заложена первая атомная субмарина. Однако через год из-за трудностей, возникших при создании атомного реактора для главной энергетической установки, строительство подводной лодки было временно приостановлено. Потребовалось проведение значительного комплекса дополнительных научно-исследовательских работ. В конце концов, проект первой атомной лодки был снят со строительства. Позднее корпус использовали для новой, но уже опытовой дизель-электрической подводной лодки «Le Gymnote», предназначенной для отработки систем будущих ПЛАРБ, а также для проведения летных испытаний баллистических ракет. На ней оборудовали четыре шахтных пусковые установки, которые переоборудовались под испытания новых БРПЛ. Первые неудачи внесли некоторые колебания в умы французских военных относительно дальнейших путей строительства стратегических ядерных сил. Окончательное решение о создании системы ракетно-ядерного оружия морского базирования было принято только в 1963 году. Создание морских ракетно-ядерных сил осуществлялось совместно: Комиссариатом по атомной энергии CEA, ракетным Управлением министерства обороны DEN и Управлением военно-морского строительства DCN в рамках программы «Coelacanthe». Французские океанские стратегические силы FOST были официально сформированы в 1967 году.

К моменту принятия официального решения о создании БРПЛ французские ракетостроители уже накопили определенный опыт в создании небольших твердотопливных ракет, проходивших испытания на полигоне Хаммагир в Алжире (полигон получил кодовое наименование «Драгоценные камни»). Было решено максимально интегрировать программы создания французских БРПЛ и БРСД. Для создания первых французских ракет стратегического назначения была создана французская национальная Лаборатория баллистических и аэродинамических исследований, под эгидой государственной организации SEREB (Организации по исследованиям и разработке баллистических ракет), объединены усилия ведущих французских аэрокосмических фирм того времени, прежде всего «Аэроспасьяль», «Норд Авиасьон» и «Зюд Авиасьон». Боевую часть разрабатывало и изготавливало CEA – гражданский Комиссариат по атомной энергии. Успехи в области ракетостроения, достигнутые французскими учеными и конструкторами во второй половине 60-х годов, позволили к 1966 году создать прототип первой собственной БРПЛ, получивший обозначение М112 и проходившей испытания на полигонах Хаммагир и Иль дю Левант (комплексы Nemo и Brigitte, соответственно). В 1967 году испытания данной ракеты начались и с субмарины ]]>»Le Gymnote»]]>. Эти успехи стали весомым стимулом в максимальном развертывании работ по строительству французских ПЛАРБ: в соответствии со вторым пятилетним планом развития вооруженных сил страны (1966 — 1970 гг.) предусматривалось выделить финансовые средства на строительство трех ракетоносцев. Однако планы вскоре были заметно расширены — в 1967 году министерство обороны официально объявило о решении построить и четвертую атомную ракетную лодку, а в 1971 году (когда была введена в состав флота первая ПЛАРБ) — пятую. По замыслу, планируемые к постройке в течение десяти лет пять ПЛАРБ должны были получать на оснащение более совершенные ракеты по мере их поступления на вооружение.

]]>]]>Первая национальная ПЛАРБ — «Le Redoutable» была введена в состав флота в 1971 году, а в 1972-м вышла в океан на боевое патрулирование. Вторая субмарина в классе «Le Terrible», передана флоту в 1973 году и тогда же вышла на первое боевое патрулирование. Первой французской БРПЛ стала БРПЛ M1, поступившая на вооружение в 1971 году. Эта ракета представляла из себя двухступенчатую твердотопливную ракету с последовательным соединением ступеней и моноблочной ядерной ГЧ MR-41 мощностью 0.5Мт. Дальность стрельбы ракет, по опубликованным данным, составляла 2600 км при КВО 3,2 км.

Однако уже третья ПЛАРБ — «Le Foudroyant», вступившая в состав флота в 1974 году, была оснащена более совершенными БРПЛ M2, принятыми на вооружение в 1974 году. От M1 новая ракета отличалась модифицированной второй маршевой ступенью и усовершенствованной инерциальной системой управления, что позволило увеличить дальность стрельбы до 3000 км при снижении КВО до 2км. По ряду данных, под новую БРПЛ были адаптированы и две ПЛАРБ, оснащенные M1.

Однако, качественный рост ударной силы французских ПЛАРБ произошел с принятием на вооружение в 1976 году БРПЛ M20. При проектировании новой БРПЛ перед разработчиками была поставлена задача улучшения всех характеристик — дальности и точности стрельбы, мощности ГЧ. Планировалось оснастить ракету и комплексом средств преодоления противоракетной обороны — это решение во многом мотивировалось значительными успехами, достигнутыми США и СССР в создании систем противоракетной обороны (ПРО). Экономическая ситуация во Франции конца 60-х – начала 70-х годов была непростой, поэтому перед конструкторами помимо вышеуказанных задач была также поставлена задача максимальной унифицикации новой БРПЛ как с уже поставленной на вооружение ракетой M2, так и с создающейся перспективной БРСД ]]>S3]]>. Новая ракета должна была получить термоядерную ГЧ TN-60 мощностью 1,2 Мт.

Первая серийная ГЧ TN-60 была передана военным в январе 1976 года. Однако данная ГЧ простояла на вооружении недолго — уже в 1977 году была выпущена первая серийная усовершенствованная ГЧ TN-61, отличавшаяся от предшественницы уменьшенной массой и повышенной устойчивостью к ПФЯВ. БРПЛ M20 в первую очередь поступила на вооружение двух новых ПЛАРБ — «L’Indomptable» (в строю с 1976 года, первое боевое патрулирование — 1977 год) и «Le Tonnant» (в строю с 1980 года, первое боевое патрулирование — 1980 год). Ранее вступившие в строй субмарины были модернизированы под новый ракетный комплекс в 1977-1979 годах. Таким образом, к 1981 году в составе французских морских стратегических ядерных сил находилось пять однотипных ПЛАРБ, оснащенных комплексом M20. Правда, несмотря на резкий рост возможностей французских ПЛАРБ, они все же сильно уступали современным себе американским и советским ПЛАРБ.

Следующий этап развития французских МСЯС начался в 1985 году со вступлением в строй шестой ПЛАРБ и принятием на вооружение БРПЛ нового семейства ]]>M4]]>. Сразу же начался процесс модернизации ранее выпущенных субмарин и оснащения их новыми ракетами. Все модифицированные субмарины вступили в строй в 1987-1993 годах. От перевооружения первой субмарины в классе — Le Redoutable — было решено в новых геополитических условиях (окончание «холодной войны» и пр.) отказаться, и к концу 1991 года она была выведена из состава флота, а ракетный комплекс M20 — последний французский комплекс с БРПЛ первого поколения — был в то же время снят с вооружения.

Состав

]]>]]>Ракета (см. компоновочную ]]>схему]]>) была выполнена по двухступенчатой схеме с последовательным расположением степеней. Корпус первой маршевой ступени SEP 904 ракеты был выполнены из специальной легкой и жаропрочной стали Z2-NKTD. Корпус ступени был покрыт специальным усовершенствованным теплозащитным покрытием легкого типа, защищавшим ракету от аэродинамического нагрева и действия ПФЯВ. Для создания управляющих усилий для управления ракетой на активном участке траектории по тангажу, крену и рысканию на первой степени были применены четыре отклоняющихся сопла из высокопрочного и жаростойкого сплава. Ступень была в максимальной степени унифицирована с первой маршевой ступенью БРПЛ M1 и M2.

Корпус второй маршевой ступени Rita-2 был выполнен из легкого и высокопрочного органического материала (стекловолокна) методом намотки нитей. Корпус ступени был покрыт специальным усовершенствованным теплозащитным покрытием легкого типа. Ракетный двигатель второй ступени имел одно центральное неподвижное утопленное сопло. Для управления вектором тяги на участке работы второй ступени по каналам тангажа и рыскания применялось впрыскивание жидкого фреона из специального бака, размещенного во второй ступени, в закритическую часть сопла. Управление по крену осуществлялось с помощью автономной газогенераторной системы с неподвижными управляющими соплами. Применение нового топлива позволило получить более высокий удельный импульс. Вторая ступень была максимально унифицирована со второй маршевой ступенью французской БРСД S3.

Каждая ступень была снабжена системой принудительной ликвидации для случая нарушения программы полета. Способ разделения маршевых ступеней – холодный минометный, за счет наддува межступенного пространства с помощью специального газогенератора и поперечного деления соединения ступеней с помощью удлиненного конического заряда. Способ отделения головной части от второй маршевой ступени после выхода на требуемую баллистическую траекторию был традиционным для баллистических ракет – отделение ГЧ от второй степени с помощью срабатывания пирозамков, а затем вскрытие сопел противотяги на второй ступени, что прекращало горение маршевого двигателя, тормозило ступень и уводило ее в сторону от отделившейся головной части.

]]>]]>

В отличие от своих предшественниц новая ракета имела новую термоядерную моноблочную ГЧ, прикрытую на значительной части активного участка полета головным обтекателем. Головной обтекатель был максимально унифицирован с головным обтекателем БРСД ]]>S3]]>. Термоядерная моноблочная ГЧ TN-61 имела значительно повышенную мощность (1,2 Мт) и устойчивость к ПФЯВ, нежели ГЧ MR-41 ракет M1 и M2, а также повышенную безопасность при транспортировке и хранении. Новый боевой блок был более высокоскоростным, имел меньшее рассеивание на атмосферном участке траектории и большую устойчивость к ПФЯВ. По ряду данных, он был покрыт специальным радиопоглощающим покрытием и содержал в себе аппаратуру для создания радиопомех работающим РЛС ПРО вероятного противника. Боевой блок оснащался теплозащитой абляционного типа. Боевая часть имела воздушную и контактную опции подрыва. Ракета несла комплекс средств преодоления (КСП) ПРО, состоявший из легких ложных целей и дипольных отражателей, размещавшихся в специальных контейнерах, установленных на второй ступени ракеты — впервые на французских баллистических ракетах. Масса ГЧ и КСП ПРО составляла 1 т. Первоначально (1976-1977 годы) часть ракет оснащалась термоядерной моноблочной ГЧ TN-60 — первым французским термоядерным устройством, поступившим на вооружение. От TN-61 данная ГЧ отличалась большей массой и меньшей устойчивостью к ПФЯВ. К 1978 году все БЧ TN-60 были доведены до уровня TN-61.

На ракете M20 была установлена новая инерциальная система управления французского производства с блоком высокоскоростных гироскопов и БЦВМ, размещавшаяся в специальном приборном отсеке в составе второй ступени. Система управления имела повышенную устойчивость к ПФЯВ. КВО при стрельбе на максимальную дальность (3200 км с БЧ TN-61) составляло 1 км. Ракета получила возможность стрельбы по одному из нескольких (по ряду данных, 4-х) заранее определенных целеуказаний (данные хранились в БЦВМ), что значительно расширило боевые возможности комплекса по сравнению с предшественниками.

БРПЛ М20 предназначены для запуска с подводной лодки, находящейся на глубине до 30 м. Первая ракета могла быть подготовлена к старту за временной период от 30 до 20 минут в зависимости от уровня электроники (которая модернизировалась с целью снижения времени предстартовой подготовки), а последующие в течение периода времени от 1 минуты до 30 секунд. Ракеты из пусковых установок выстреливаются парогазовым способом. Стенки пускового стакана имеют несколько рядов обтюраторных колец, а сверху он закрывается куполообразной мембраной из фенольной смолы, армированной асбестом. Парогазовая смесь, необходимая для выбрасывания ракеты из шахты, вырабатывается ПАДами. Генерируемые ими газы сначала проходят через цистерну с водой (охладительную камеру), смешиваются с ней в определенных пропорциях и образуют низкотемпературный пар. Этот пар поступает в камеру, образовываемую обтюратором ракеты и днищем шахты.

На ПЛАРБ класса «Le Redoutable» все 16 БРПЛ размещены в пусковых установках, установленных в одном отсеке в два ряда. По ряду данных, французские ПЛАРБ обладают и обладали возможностью пуска своих ракет и из надводного положения, в том числе и из пункта базирования. Автоматизированная система боевого управления, установленная на ПЛАРБ, обеспечивает автоматический контроль за состоянием ракет в ПУ, подготовку их к запуску, перенацеливание при необходимости и запуск.

Тактико-технические характеристики

Дальность стрельбы, км 3200
КВО, м 1000
Длина в сборе с ГЧ, м 10.4
Диаметр корпуса максимальный, м 1.5
Стартовая масса, т 19.95
Масса БЧ и КСП ПРО, т 1
Мощность БЧ, Мт 1.2
Тяга двигателя 1-й ступени на уровне моря, кН 444.2
Масса топлива РДТТ 1-й ступени, т 10
Время горения заряда РДТТ 1-й ступени, с 55
Тяга двигателя 2-й ступени в вакууме, кН 313.8
Масса топлива РДТТ 2-й ступени, т 6
Время горения заряда РДТТ 2-й ступени, с 58

Источники

  1. ]]>www.netmarine.net]]>
  2. ]]>www.capcomespace.net]]>
  3. ]]>www.nuclearweaponarchive.org]]>
  4. ]]>www.globalsecurity.org]]>
  5. ]]>www.space.eads.net]]>
  6. ]]>www.dcnsgroup.com]]>
  7. ]]>www.arms.ru]]>
  8. ]]>www.ship.bsu.by]]>
  9. ]]>www.warships.ru]]>
  10. Национальная оборона, 2006, №4.
  11. Ю.В.Апальков, Д.И.Мант, С.Д.Мант «Отечественные баллистические ракеты морского базирования и их носители», 2006 г.
  12. Широкорад А.Б. «Атомный таран XX века», Москва, «Вече», 2005.
  13. Ю.И.Александров, А.Н.Гусев. Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков. Санкт-Петербург, изд-во «Галлея Принт», 2000.
  14. Twenty-first century submarines and warships / The Brown reference group plc. London, UK. 2004
  15. Dossier de presentation des essais nucleaires et leur suivi au Sahara. Delegation a l’Information et a la Communication de la Defense / Ministere de la Defense. Paris, France. 2007

rbase.new-factoria.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *