Генерал: факт поражения Boeing ракетой 9М38 доказывает вину Украины

«В каждой бригаде по четыре дивизиона, а в каждом дивизионе по шесть самоходных огневых установок, следовательно, в распоряжении у Украины есть более 120 таких комплексов, и передислоцировать их в район конфликта никакого труда не составляло», — добавил он.

Пассажирский Boeing-777 компании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом Mh27, разбился 17 июля 2014 года в Донецкой области. Погибли 298 человек, 193 из них были гражданами Нидерландов. Киев обвинил в крушении лайнера ополченцев, которых, по мнению Запада, поддерживает Москва. Ополченцы заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте. Совет безопасности Нидерландов должен 13 октября представить окончательный доклад о причинах авиакатастрофы. Однако задолго до этого ряд западных СМИ начал публиковать «утечки» из этого документа, утверждая, что вся ответственность возложена на ополченцев и малайзийскую авиакомпанию. Согласно международным нормам, содержание проекта доклада не должно раскрываться до публикации окончательного варианта.

В июне 2015 года российский концерн ПВО «Алмаз-Антей», являющийся производителем систем «Бук», опубликовал доклад экспертов о крушении самолета Mh27 на востоке Украины. В его составлении принимали участие специалисты, которые расследовали катастрофу с российским самолетом авиакомпании «Сибирь», сбитым украинскими ПВО над Черным морем в 2001 году. Согласно докладу, при попадании ракеты в Boeing, разбившийся на востоке Украины, поражающие элементы попали в салон — от кабины пилота до хвоста, причем не снаружи, а внутри салона. Также они сообщили, что ракета, сбившая Boeing, не могла быть запущена из района Снежного, о чем сообщала киевская сторона.

Все данные расследования «Алмаз-Антея» были переданы Нидерландам, включая подробную информацию о зенитно-ракетных систем 9M38 и 9М38М1 (технические, полетные и баллистические характеристики, параметры запуска, алгоритмы, управляющие детонатором и характеристики самой боеголовки). В распоряжение нидерландского ведомства также предоставили результаты испытания боеголовки по детонации в контролируемых условиях с целью определения моделей шрапнели и того, какие фрагменты ракеты могли повредить фюзеляж самолета.

ria.ru

Малазийский «Боинг» сбит ракетой 9М38М1, выпущенной из Зарощенского: mikle1 — LiveJournal

Сегодня появились новые подробности в расследовании катастрофы малазийского Боинга над Донбассом летом прошлого года. В концерне «Алмаз-Антей»  (его специалистов привлекли в качестве экспертов)  представили свои выводы и версию произошедшего. Они назвали — место, откуда, предположительно, была выпущена ракета; установили траекторию её полёта, и самое главное — теперь понятно, что это была за ракета. Выясняется, что  в России комплексы «Бук» уже давно оснащаются ракетами другого типа. Зато на вооружении украинской армии таких ракет осталось около тысячи.

Малайзийский самолет действительно сбили зенитной ракетой из комплекса «Бук». Сомнений в этом у экспертов практически нет, а людей, разбирающихся в теме лучше, чем сотрудники концерна «Алмаз-Антей», просто не существует, ведь именно здесь разрабатывали и производили эти зенитно-ракетные системы.


«Нами была проведена большая работа по анализу всей имеющейся информации, связанной с крушением самолета. Сегодня вашему вниманию мы представим доказательства непричастности концерна к катастрофе с малайзийским «Боингом», — сказал генеральный директор концерна «Алмаз-Антей» Ян Новиков.


Инженеры проанализировали повреждения, полученные лайнером. Вывод был сделан сразу – стреляли управляемой ракетой. Но какой именно? Понять это помог найденный в обломках «Боинга» поражающий элемент особой формы – он используется только в ракетах одного типа.

«Наиболее вероятным типом ракеты, приведшей к трагедии с «Боингом», является ракета 9М38М1 и ее боевой части 9Н314. Именно эта ракета снаряжается тремя типами поражающих элементов и содержит более 7800 поражающих элементов», – отмечает советник генерального конструктора концерна «Алмаз-Антей» Михаил Малышевский.

«Данная ракета комплекса «Бук» была снята с производства заводами, впоследствии вошедшими в концерн,  в 1999 году. То есть ни концерн, ни его предприятия не могли поставить эти ракеты в XXI веке кому бы то ни было», — заявил генеральный директор концерна «Алмаз-Антей» Ян Новиков.

У этой ракеты есть важная особенность – и она, словно отпечатки пальцев, позволяет безошибочно идентифицировать и саму ракету и то, как именно был поражен самолет. При подрыве боевой части разлетающееся облако осколков приобретает форму, получившую наименование «скальпель».

«Даже незначительное изменение положения ракеты в пространстве позволяет существенно изменить характер поражений. А учитывая то, что одной из особенностей этой ракеты является наличие «скальпеля», именно его следы или отпечатки, обнаруженные на конструкции самолета, позволили с высокой степенью вероятности определить условия подхода ракеты к цели и, соответственно, условия, при которых ракета встретилась с целью», — сказал советник генерального конструктора концерна «Алмаз-Антей» Михаил Малышевский.

При изучении обломков самолета эксперты обратили внимание, что у «Боинга» оказалась повреждена левая сторона – кабина, двигатель, крыло и часть хвостового оперения. При этом справа кабина повреждений практически не получила, целыми остались даже стекла. А кое-где поражающие элементы лишь оставили царапины на обшивке. Исходя из этого, специалисты сделали вывод: осколки летели от носа к хвостовой части.

«Только при подходе ракеты сбоку реализуется вариант, когда все поражающие элементы, большая их часть, двигаются от носа к хвосту, то есть вдоль конструкции самолета, а не поперек. Если бы ракета прилетела из Снежного, то все поражающие элементы должны были двигаться поперек конструкции», — сказал советник генерального конструктора концерна «Алмаз-Антей» Михаил Малышевский.

Почти сразу после катастрофы с украинской стороны прозвучали заявления, что сбившая «Боинг» пусковая установка находилась в районе города Снежное. Но в этом случае ракета как раз и летела бы, что называется, в лоб самолету. Эксперты определили район, из которого в действительности был произведен пуск – это было южнее поселка Зарощенское.

И здесь сразу же вспоминаются сведения, обнародованные Министерством обороны России вскоре после катастрофы. Согласно спутниковым данным, именно там, у Зарощенского, в день крушения находились украинские комплексы «Бук».

«На снимке хорошо видна самоходная огневая установка с повернутой пусковой установкой, около 60 единиц различной военной и специальной техники, укрытия для техники и другие технические сооружения», — отметил в июле 2014 года начальник главного оперативного управления генерального штаба вооруженных сил РФ Андрей Картаполов.

Украина фактически уже признала выводы экспертов, поскольку в киевском генштабе поспешили заявить, что 17 июля Зарощенское украинские военные не контролировали. Хотя это легко опровергается – в том числе документами. В руках ополченцев не так давно оказалась карта боевых действий, принадлежавшая киевским офицерам. И там как раз указаны позиции войск недалеко от Зарощенского.

«Это рабочая карта командира первого батальона 95-й отдельной аэромобильной бригады, которая датирована началом июля прошлого года. Самым примечательным является отмеченная на карте стартовая позиция зенитных ракетных комплексов средней дальности «Бук». Вот одна позиция, вот вторая позиция», — сказал в апреле 2015 года Басурин.

Выводы экспертов едва ли кто-то сможет опровергнуть, хотя сами они сегодня заявили, что не сбрасывают со счетов и другие версии, но в подтверждение своей правоты готовы даже провести натурный эксперимент – подорвать ракету рядом со списанным самолетом. Тогда сомнения относительно того, что именно произошло в небе над Донбассом 17 июля, будут окончательно развеяны.

mikle1.livejournal.com

Что представляет собой зенитная управляемая ракета 9М38? | Справка | Вопрос-Ответ

Во вторник, 13 октября, Совет безопасности Нидерландов обнародовал результаты расследования крушения малайзийского Boeing, который 17 июля 2014 года потерпел катастрофу на востоке Украины. Согласно им, лайнер начал падение после попадания в его борт ракеты класса «земля-воздух» 9М38, выпущенной из установки «Бук».

Ранее в тот же день результаты моделирования катастрофы малайзийского Boeing представил российский оборонный концерн «Алмаз-Антей». Эксперты концерна также пришли к выводу, что лайнер уничтожила ракета 9М38. Этот вид боеприпасов был снят с вооружения ВС РФ в 2011 году и впоследствии утилизирован.

О том, что представляет собой зенитная управляемая ракета 9М38, рассказывает АиФ.ru.

Разработчик: ГосМКБ «Вымпел»/ОКБ «Новатор» 9М38 принята на вооружение ВС СССР в 1980 году.
Масса снаряжённой: 690 кг.
Диаметр: 400 мм.
Длина: 5500 мм.
Размах крыла: 0,70 мм.
Размах рулей: 0,86 м.
Дальность пуска макс.: в передней полусфере — 32 км.
Скорость полёта цели: 2880 км/ч.
Боевая часть: осколочно-фугасная.
Наведение: комбинированное.
Взрыватель: активный импульсный радиовзрыватель.
Носители: огневая установка ЗРК «Куб-М4», огневая установка ЗРК «Бук», ЗРК М-22 «Ураган», ЗРК «Штиль-1».
Модификации: 9М38М1, 9М38М1Э, 9М38М3, 9М317, 9М317МЭ.

Описание конструкции

Зенитная управляемая ракета 9М38 построена по схеме с Х-образным крылом малого удлинения для соответствия габаритным ограничениям, предъявляемым при использовании в корабельном варианте комплекса М-22. В передней части ракеты расположена полуактивная головка самонаведения с источником питания. За головкой самонаведения находится осколочно-фугасная боевая часть общей массой 70 кг с разрывным зарядом в 34 кг смеси тротила и гексогена.

Смотрите также:

www.aif.ru

9М38 — это… Что такое 9М38?

9М38
Основные характеристики
НазначениеЗенитная управляемая ракета
РазработчикГосМКБ «Вымпел»/ОКБ «Новатор»
Масса снаряженной, кг685
Диаметр, мм400
Длина, мм5500
Размах рулей, м860
Дальность пуска макс.:
в передней полусфере, км9М38: 32
9М317: 50
Скорость полёта цели, км/ч2988
Скорость полёта, М3
Боевая частьосколочно-фугасная
Наведениекомбинированное
Носители9А38, 9А310, М-22, ЗС90
Модификации9М317


9М38 — советская зенитная управляемая ракета зенитного ракетного комплекса 9К37 «Бук».

История создания

Первые проработки ракеты были выполнены Государственным машиностроительным конструкторским бюро «Вымпел». С 13 января 1973 года разработка была передана в ОКБ «Новатор», где созданием ракеты руководил Л. В. Люльев. Первоначально ракета 9М38 была предназначена для использования в составе ЗРК 9К37 «Бук», однако в 1974 году было принято решение форсировать разработку самоходной огневой установки 9А38 и ракеты 9М38. Разработку ЗРК 9К37 «Бук» было решено вести в два этапа. Первый этап предусматривал введение в состав ЗРК 2К12М3 «Куб-М3» самоходной огневой установки 9А38 с ЗУР 9М38. Новый комплекс получил обозначение 9К37-1 «Бук-1». В 1976 году ракета была принята на вооружение в составе ЗРК 9К37-1 «Бук-1», получившем окончательное обозначение 2К12М4 «Куб-М4»

[1][2][3].

Описание конструкции

Зенитная управляемая ракета 9М38 предназначена для использования в составе ЗРК 2К12М4 или 9К37. Ракета 9М38 имеет одну ступень с двухрежимным твердотопливным ракетным двигателем. Общая работа двигателя составляет 15 секунд. Из-за сложности отработки и низкой устойчивости при больших углах атаки от прямоточного двигателя было решено отказаться[2].

Ракета 9М38 построена по нормальной схеме с Х-образным крылом малого удлинения для соответствия габаритным ограничениям, предъявляемым при использовании в корабельном варианте комплекса М-22. В передней части ракеты расположена полуактивная головка самонаведения с источником питания. За головкой самонаведения находится осколочно-фугасная боевая часть общей массой 70 кг. Ракета позволяет поражать цели маневрирующие с перегрузками до 19g на дальностях от 3,5 до 32 км при высоте от 25 метров до 20 км

[2].

Модификации

9М317

Зенитная управляемая ракета предназначенная для использования в современных ЗРК 9K37M1-2 «Бук-М1-2» и 9K317 «Бук-М2». Внешне новая ракета отличается значительно меньше хордой крыла. Границы зоны поражения существенно расширены по максимальной дальности до 50 км, а по высоте поражения — до 25 км. Ракета способна поражать цели маневрирующие с перегрузками до 24g[4].

Примечания

Литература

  • Василий Н.Я., Гуринович А.Л Самоходные зенитные ракетные комплексы // Зенитные ракетные комплексы. — Справочное издание. — Минск: Белорусский дом печати, 2001. — 461 с. — 11 000 экз.

Ссылки

dic.academic.ru

Ракета 9М38М1 комплекса ПВО «Бук-М1» сбила малайзийский Boeing

Малайзийский Boeing над Украиной был сбит зенитной управляемой ракетой, вероятнее всего, 9М38М1 комплекса ПВО «Бук-М1», заявил журналистам советник генерального конструктора концерна «Алмаз-Антей» Михаил Малышевский. К такому выводу пришли технические эксперты, которые провели независимое расследование обстоятельств падения малазийского самолета на Украине.

«Характерные повреждения»

«Наиболее характерные повреждения… позволили сделать вывод, что причиной падения самолета было воздействие зенитной управляемой ракеты», — сказал он, представляя презентацию «Алмаз-Антея», посвященную расследованию катастрофы Boeing.

«На основании тех данных, которые были представлены специалистами концерна, был сделан вывод, что наиболее вероятным типом ракеты, приведшей к катастрофе, была ракета 9М38М1», — пояснил он.

По словам Малышевского, ракету комплекса «Бук-М2» можно однозначно исключить, поскольку ее поражающие элементы уникальны, и элементов типа «двутавр» там нет. Советник отметил, что при анализе крушения Boeing специалисты «Алмаз-Антея» взаимодействовали с российскими экспертами, которые участвовали в расследовании катастрофы Ту-154 над Черным морем в 2001 году (тогда причиной гибели лайнера была признана зенитная ракета, запущенная на учениях украинскими военными). Анализ проводился на основе материалов предварительного отчета международной комиссии, данных в открытом доступе и материалов комиссии, которые пока не подлежат разглашению.

«Какие-либо другие материалы, которые появлялись в СМИ, свидетельства наличия какой-либо техники в какой-то точке земного шара не учитывались», — добавил Малышевский.

Особенность ракеты

«Главная особенность ракеты 9М38М1 — формирование особой области, которая имеет форму «скальпеля», перпендикулярно движению ракеты, это более 40% осколочной массы. Эта особенность была специально спроектирована», — сказал Малышевский.

«Именно его («скальпеля») следы и отпечатки, обнаруженные на обшивке самолета, и позволили с высокой степенью вероятности определить траекторию подхода ракеты», — подчеркнул Малышевский.

По его словам, ракета, сбившая самолет, летела поперек курса лайнера. Поражающие элементы прошили его от носа к хвосту, заявил Малышевский.

«Наиболее важной частью работы явилось определение направления движения повреждающих элементов. Все повреждающие элементы двигались вдоль корпуса самолет от носа к хвостовому оперению», — сказал он.

Снята с производства

Ракета комплекса «Бук-М1», сбившая малайзийский самолет,сняла с производства в России в 1997 году, заявил гендиректор концерна «Алмаз-Антей» Ян Новиков.

«В результате представленной презентации нами, надеюсь, убедительно доказано, что зенитной управляемой ракетой, сбившей Boeing в небе над Украиной, могла быть исключительно ракета 9М38М1 комплекса «Бук-М1». Данная ракета комплекса «Бук» была снята с производства в 1999 году. То есть ни концерн, ни его предприятия не могли поставить эти ракеты в XXI веке кому бы то ни было», — сказал он.

Концерн «Алмаз-Антей» готов за свой счет провести натурный эксперимент, доказывающий, что малайзийский самолет сбила ракета комплекса «Бук-М1», заявил Новиков.

«Если это будет необходимо, мы готовы на проведение полномасштабного натурного эксперимента с участием независимых наблюдателей и экспертов, — подчеркнул он. — То есть мы осуществим подрыв ракеты 9М38М1 под указанными в презентации углами у списанного самолета такого же производителя».

Вероятный район запуска

Ракета, сбившая малайзийский Boeing, была запущена из района южнее населенного пункта Зарощенское на Украине, анализ не подтвердил версию о запуске ракеты из Снежного, заявил Малышевский.

«На основе проведенных расчетов был определен наиболее вероятный район (запуска). Этим участком являлась местность южнее населенного пункта Зарощенское», — сказал он, представляя презентацию концерна, посвященную расследованию крушения Boeing.

«Ракета подходила с пересечением курса самолета в горизонтальной плоскости 72-78 градусов и в вертикальной плоскости — 20-22, — сказал Малышевский. — Только при таком их взаимном расположении возможно отделение правой части кабины пилотов, и чтобы стекла с ее правой стороны остались целы».

Он подчеркнул, что выполнить условие подхода ракета с пересечением в вертикальной плоскости в 20-22 градуса возможно только при запуске ракеты «из района площадью 2,5 на 3,5 километра южнее Зарощенского».

«Анализ данных позволяет достоверно исключить повреждение самолета ракетой при пуске ее из населенного пункта Снежное», — добавил представитель «Алмаз-Антея».

Он напомнил, что спустя несколько дней после катастрофы безапелляционно утверждалось, что самолет сбили из комплекса «Бук» из поселка Снежное. «Но на тот момент ни один эксперт не побывал на месте крушения самолета», — отметил Малышевский, добавив, что при поражении лайнера ракетой, запущенной из Снежного, была бы отсечена вся носовая часть самолета вместе с кабиной пилота.

«Кто там находился, мы не комментируем»

Концерн «Алмаз-Антей» не может комментировать, кто именно стрелял по малайзийскому Boeing из района поселка Зарощенское — ополченцы либо украинские военные, заявил гендиректор концерна Ян Новиков.

«Расчеты показывают, что пуск был совершен из района рядом с Зарощенским, с погрешностью в 1,5 километра, кто там находился, мы не комментируем», — сказал Новиков, отвечая на соответствующий вопрос по итогам презентации концерна, посвященной расследованию крушения Boeing.

Он напомнил, что назывались два варианта возможного района запуска ракеты — Зарощенское и Снежное, однако концерн доказал, что из района второго населенного пункта стрельба вестись не могла. «Мы однозначно показали и готовы отвечать, что на встречных курсах ракета не могла попасть в самолет», — подчеркнул гендиректор «Алмаз-Антея».Он также отметил, что впервые обнародован так называемый скальпель — характерная форма разлета осколков ракеты комплекса «Бук-М1». «С разрешения Минобороны секретность снята», — пояснил Новиков.

Россия обеспокоена ходом расследования катастрофы

Россия серьезно обеспокоена тем, как проводится расследование катастрофы, заявил ранее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

«Недавно была информация, что туда пустили малайзийских специалистов, которые еще две тонны обломков и останков привезли, — напомнил министр. — Почему сразу нельзя было это сделать? Все происходило с какими-то непонятными задержками, под покровом тайны, вопреки правилам, которые в Международной организации гражданской авиации существуют, вопреки резолюции СБ ООН, которая постановила ежемесячно докладывать о ходе расследования».

«Никаких докладов вообще туда не поступает, — сообщил Лавров. — Мы только одни суетимся».

«Недавно голландцы опубликовали промежуточную информацию и попросили всех, кто может, подтвердить наличие зенитно-ракетного комплекса «Бук» на территории недалеко от места катастрофы, другие видео, знания о том или ином эпизоде, включая человека, который работал в тот день на аэродроме и видел, как истребитель летел с двумя ракетами, а вернулся с одной, который назвал фамилию пилота».
«Почему нам никто не отвечает? Где обещанные данные переговоров диспетчеров?» — обратил внимание Лавров.

Источник

www.3world-war.su

Трудно не заметить пуск такой ракеты…: masterdl — LiveJournal

«

Зенитная управляемая ракета 9М38

Твердотопливная одноступенчатая ракета 9М38 с полуактивной радиолокационной ГСН и осколочно-фугасной БЧ выполнена по нормальной Х-образной аэродинамической схеме. Наведение ракеты на цель осуществляется по методу пропорциональной навигации, который в совокупности с комбинированной системой управления (инерциальная с радио коррекцией на начальном и полуактивное самонаведение на конечном участках полета), обеспечивает ее захват после старта и полет с перегрузками до 19 единиц.

Пуск твердотопливной одноступенчатой ракеты 9М38

Для поражения СВН, действующих с максимальной скоростью до 830 м/с, используется осколочно-фугасная БЧ с контактным и неконтактным (радиолокационным) датчиками, обеспечивающих ее срабатывание на удалении до 17 м от цели. Первые проработки ЗУР были выполнены в МКБ «Вымпел», в последующем, в соответствии с Постановлением от 13 января 1972 г, она разрабатывалась в Свердловском машиностроительном КБ «Новатор» под руководством главного конструктора Л.В. Люльева, ранее разработавшего ракету ЗМ8 для ЗРК «Круг».

Двухрежимный твердотопливный двигатель с общим временем работы около 15 с, обеспечивает ее полет с максимальной скоростью до 1000 м/с. Камера сгорания с соплом двигателя связана длинным газоходом и выполнена с использованием металла. Ракета имеет крыло малого удлинения и унифицирована с ЗУР корабельного ЗРК М-22. Внешне ракета 9М38 напоминает ЗУР американских комплексов семейства «Тартар» и «Стандарт». Ракета состоит из размещенных друг за другом полуактивной ГСН, автопилота, источника питания, боевой части и ракетного двигателя. Передний отсек ракеты, по отношению к двигателю и хвостовому отсеку, имеет меньший (330 мм) диаметр.

При длине 5,5 м, наибольшем диаметре 400 мм и размахе рулей 860 мм ракета не имеет отделяющихся в полете частей. Общая масса ЗУР составляет 685 кг, боевой части — 70 кг. Боеготовая ракета 9М38 в окончательно снаряженном виде поступает в транспортном контейнере 9Я266 и эксплуатируется в течение 10 лет без дополнительных проверок и регламентных работ.

»

masterdl.livejournal.com

9М38 Википедия

9М38М1
Основные характеристики
НазначениеЗенитная управляемая ракета
РазработчикОКБ «Новатор»
Масса снаряженной, кг690[1]
Диаметр, мм400[1]
Длина, мм5500[1]
Размах крыла, мм0,70[1]
Размах рулей, м0,86[1]
Дальность пуска макс.:
в передней полусфере, км9М38: 32
9М317: 50
Скорость полёта цели, км/ч2880
Скорость полёта, М
Боевая частьосколочно-фугасная
Наведениекомбинированное
Взрывательактивный импульсный радиовзрыватель
Носители9А38, 9А310, М-22, ЗС90
Модификации9М38М1, 9М38М1Э, 9М38М3, 9М317, 9М317МЭ

9М38 — советская зенитная управляемая ракета зенитного ракетного комплекса 9К37 «Бук».

История создания

Первые проработки ракеты были выполнены Государственным машиностроительным конструкторским бюро «Вымпел». С 13 января 1973 года разработка была передана в ОКБ «Новатор», где созданием ракеты руководил Л. В. Люльев. Первоначально ракета 9М38 была предназначена для использования в составе ЗРК 9К37 «Бук», однако в 1974 году было принято решение форсировать разработку самоходной огневой установки 9А38 и ракеты 9М38. Разработку ЗРК 9К37 «Бук» было решено вести в два этапа. Первый этап предусматривал введение в состав ЗРК 2К12М3 «Куб-М3» самоходной огневой установки 9А38 с ЗУР 9М38. Новый комплекс получил обозначение 9К37-1 «Бук-1». В 1976 году ракета была принята на вооружение в составе ЗРК 9К37-1 «Бук-1», получившем окончательное обозначение 2К12М4 «Куб-М4»[2][3][4].

Описание конструкции

Зенитная управляемая ракета 9М38 предназначена для использования в составе ЗРК 2К12М4 или 9К37. Ракета 9М38 имеет одну ступень с двухрежимнымruenтвердотопливным ракетным двигателем. Общее время работы двигателя составляет 15 секунд. Из-за сложности отработки и низкой устойчивости при больших углах атаки от прямоточного двигателя было решено отказаться[3].

Ракета 9М38 построена по нормальной схеме с Х-образным крылом малого удлинения для соответствия габаритным ограничениям, предъявляемым при использовании в корабельном варианте комплекса М-22. В передней части ракеты расположена полуактивная головка самонаведения с источником питания. За головкой самонаведения находится осколочно-фугасная боевая часть общей массой 70 кг с разрывным зарядом в 34 кг смеси тротила и гексогена[5]. Ракета позволяет поражать цели маневрирующие с перегрузками до 19g на дальностях от 3,5 до 32 км при высоте от 25 метров до 20 км[3].

Модификации

В парке «Патриот».
  • ЗУР 9М38М1 для ЗРК «Бук-М1» и корабельного М-22 «Ураган»
  • ЗУР 9М38М1Э для экспортных корабельных ЗРК «Кашмир» и «Штиль»[6][7].
  • ЗУР 9М38М3

9М317

Зенитная управляемая ракета предназначенная для использования в современных ЗРК 9K37M1-2 «Бук-М1-2» и 9K317 «Бук-М2». Внешне новая ракета отличается значительно меньшей хордой крыла. Границы зоны поражения существенно расширены по максимальной дальности до 50 км, а по высоте поражения — до 25 км. Ракета способна поражать цели маневрирующие с перегрузками до 24g[8].

Дальнейшее развитие

В разработке несколько дальнейших версий, включая ЗУР 9М317М, её экспортную модификацию 9М317МЭ, вариант ракеты с активной радиолокационной ГСН 9М317А, а также экспортную ЗУР 9М317МАЭ.[9] Головной разработчик ЗРК, ОАО «НИИП» в 2005 году также заявлял об испытаниях ЗУР 9М317А в рамках ЗРК «Бук-М1-2А» (ОКР «Всход»)[10].

9М317А
9М317МЭ

9М317МЭ представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, выполненную по нормальной аэродинамической схеме. От ракеты 9М38 она отличается приспособлениями для доворота на цель при вертикальном пуске, а также несколько большей массой, меньшей площадью крыла, газодинамическими рулями и новой системой самонаведения. Расположение ракет в вертикальной ПУ 3С90Э.1 ЗРК «Штиль-1» позволяет увеличить скорострельность в 6 раз по сравнению с ЗРК «Ураган»/«Штиль» старого образца (каждые 2 секунды вместо 12)[11].

Основной этап полёта ракета проходит в инерциальном режиме, а при подлёте к цели осуществляется радиокоррекция. Система самонаведения ракеты адаптируется под тип цели (самолёт, вертолёт, наземная, надводная, малозаметная), что позволяет повысить эффективность стрельбы по любому из типов. Так как в качестве головки самонаведения использована полуактивная радиолокационная ГСН, то цель должна быть подсвечена радаром носителя, что ограничивает дальность применения ракет этого типа горизонтом.

Поражение цели осуществляется осколочной боевой частью массой 62 кг.

Характеристика ракеты 9М317МЭ
Количество ступеней1
Длина, м5,18
Наибольший диаметр, м0,36
Масса (ракеты), кг581
Тип головки самонаведенияполуактивная РГСН
Тип боевой частиосколочная
Масса (боевой части), кг62
Скорость ракеты, м/с1550
9М317МАЭ

На вооружении

ЗРК БУК-М1 находится на вооружении следующих стран:

  • Грузия (2013, около сотни ракет 9M38 Украина передала Грузии в 2007—2008 годах по данным SIPRI[12]).
  • Украина на 2016 год имеет 72 комплекса.[13]
  • Египет на 2016 год имеет более 40 комплексов.[14]
  • Индия получила 144 ракеты 9M38M1 от России в 2008 году для использования на фрегатах в совместимых корабельных ЗРК[12].

По данным разработчика российского производителя систем ПВО «Алмаз-Антей» (опубликованным 13 октября 2015 года, в день презентации Советом безопасности Нидерландов отчета о расследовании обстоятельств крушения малайзийского Boeing над территорией Украины в 2014 году) модель ракеты 9М38 была снята с вооружения ВВС РФ в 2011 году, и по состоянию на 2005 год на Украине располагались 502 единицы 9М38, и 991 экземпляр 9М38М1[15][16].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Ельцин С. Н. Зенитные ракетные комплексы «Бук». Ракета 9М38М, устройство и функционирование. — С. 12.
  2. Василий Н. Я., Гуринович А. Л., Зенитные ракетные комплексы, стр. 237
  3. 1 2 3 Василий Н. Я., Гуринович А. Л., Зенитные ракетные комплексы, стр. 239—241
  4. ↑ Зенитный ракетный комплекс «Бук» (9К37, SA-11, Gadfly) (рус.). Информационное агентство ОРУЖИЕ РОССИИ. Дата обращения 22 января 2012. Архивировано 18 мая 2012 года.
  5. Ельцин С. Н. Зенитные ракетные комплексы «Бук». Ракета 9М38М, устройство и функционирование. — С. 35.
  6. ↑ ЗУР 9М38М1Э Архивировано 12 мая 2013 года. на сайте ОАО «ДНПП»
  7. ↑ 6. Ракеты ПВО сухопутных войск страны — Библиотека
  8. ↑ Зенитный ракетный комплекс средней дальности 9К317 «Бук-М2» (рус.). Ракетная техника. Дата обращения 22 января 2012. Архивировано 18 мая 2012 года.
  9. ↑ Годовой отчёт ОАО «ДНПП» за 2006 г. .
  10. ↑ Годовой отчёт ОАО «НИИП» за 2005 год.
  11. ↑ От огня и опасности с воздуха — ВПК.name
  12. 1 2 Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 15 октября 2015. Архивировано 27 мая 2016 года.
  13. ↑ The Military Balance 2016, стр. 206
  14. ↑ The Military Balance 2016
  15. ↑ «Алмаз-Антей»: в 2000-х годах у Украины было примерно 500 ЗУР 9М38 / ЦАМТО, 13 октября 2015
  16. ↑ Mh27: итоговый доклад о крушении Boeing в Донбассе «Газета.ру», 13.10.2015

Литература

  • Ельцин, С. Н. Зенитные ракетные комплексы «Бук». Ракета 9М38М, устройство и функционирование. — СПб : Балт. гос. техн. ун-т, 2009. — 69 с. — 100 экз. — ISBN 978-5-85546-435-1.
  • Василий Н.Я., Гуринович А.Л. Самоходные зенитные ракетные комплексы // Зенитные ракетные комплексы. — Справочное издание. — Минск: Белорусский дом печати, 2001. — 461 с. — 11 000 экз.

Ссылки

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *