Система ПРО Израиля | Warspot.ru

На сегодняшний день система противоракетной обороны Израиля является самой эффективной системой ПРО в мире. На этот счет могут поспорить теоретики, но практика перечеркивает их доводы. В отличие от любых зарубежных аналогов, израильская система ПРО сбивает ракеты не только на военных полигонах, но и в реальных боевых условиях. С 2000 года территория Израиля находится под постоянной угрозой ракетного обстрела со стороны Южного Ливана, а с 2005 года к этому добавилась угроза ракетного обстрела со стороны Сектора Газа. Такая ситуация сложилась после вывода израильских войск с названных территорий и демонтажа находившихся там еврейских поселений. На смену им в Южном Ливане пришла террористическая организация «Хезболла», а в Секторе Газа террористическая организация ХАМАС. Результатами этого стали Вторая ливанская война (2006 год) и операции в Секторе Газа: «Литой свинец» (2008 год) и «Облачный столп» (2012 год). Во всех этих случаях Израилю не удалось окончательно ликвидировать противника, и было достигнуто лишь временное снижение уровня ракетной угрозы. Именно по этой причине львиная доля видимых израильских военных разработок последнего десятилетия пришлась на систему ПРО.

Карта боевых действий во время Второй ливанской войны.
На карте видна зона обстрела израильской территории со стороны Ливана
Источник: http://www.science.co.il Зона обстрела израильской территории со стороны Сектора Газа
Источник: http://ru.wikipedia.org

Система ПРО Израиля состоит из трех уровней защиты:

Нижний уровень системы ПРО – батареи «Железный купол». Система предназначена для перехвата неуправляемых тактических ракет на дальностях от 4 до 70 км. Ее разработка началась в 2006 году, а первые успешные испытания состоялись в 2007 году. В 2011 году батарея была развернута между городами Беер-Шева и Ашкелон, где в том же году продемонстрировала 100% эффективность, сбив 8 ракет «Град» из 8, выпущенных из Сектора Газа по вышеупомянутым городам. В сентябре 2011 года еще одна такая батарея была установлена для защиты города Ашдод.

За время своей работы система «Железный купол» продемонстрировала эффективность на уровне 85%. В данном случае эффективность системы измеряется количеством сбитых ракет от общего числа тех, что могут попасть в населенные пункты. Ракеты, летящие по направлению к открытой местности, система игнорирует.

Принцип работы «Железного купола» заключается в следующем. Многоцелевая радиолокационная станция (РЛС) EL/M-2084 фиксирует траекторию полета вражеской ракеты и принимает решение о том, сбивать ее или нет. Если РЛС определила, что ракета летит по направлению к жилым кварталам или стратегическим объектам, то центр управления огнем дает команду пусковой установке о запуске ракеты-перехватчика «Тамир». Длина ракеты «Тамир» составляет 3 метра, диаметр – 160 миллиметров, масса – 90 килограммов, ракета оснащена дистанционным взрывателем. Будучи выпущенной, ракета-перехватчик сбивает вражескую ракету в высшей точке траектории. Такая методика используется для того, чтобы в случае использования противником ракеты как носителя химического или биологического оружия максимально снизить поражающий эффект. Каждая батарея имеет три пусковые установки, оснащенные двадцатью противоракетами.

Схематичное изображение работы «Железного купола»
Источник: официальный релиз компании-разработчика «RAFAEL»

Работа «Железного купола» была высоко оценена в Израиле. Израильские военные чиновники шутят: «Если бы «Железный купол» торговал своими акциями на бирже, то они показали бы самый высокий скачок стоимости в истории». Интерес к покупке «Купола» сегодня демонстрируют развитые в военном отношении страны – в частности, США и Южная Корея. Самих же израильтян эффективная работа системы «расхолаживает»: некоторые жители городов в южной части страны во время обстрела из Сектора Газа снимают на видео работу ракет-перехватчиков, вместо того, чтобы бежать в укрытие.

Работа ракеты-перехватчика в небе
Источник: www.theguardian.com

Критики системы указывают на то, что перехват одной ракеты обходится Израилю в 30-50 тыс. долларов. Однако следует учесть, что, во-первых, речь идет о человеческих жизнях, а во-вторых, в случае попадания вражеской ракеты в жилой квартал государство выплачивает пострадавшим по 1 миллиону шекелей. Министерство обороны уже экстраполировало эффективность «Железного купола» на ситуацию во время Второй ливанской войны. И оказалось, что работа «Купола» сокращает финансовые затраты государства примерно в четыре раза. А в 2013 году была озвучена неофициальная информация о том, что Израиль добился удешевления стоимости запуска ракеты-перехватчика, но официального подтверждения этого факта не было.

По состоянию на февраль 2014 года Израиль располагает пятью установками «Железный купол». Каждая из них имеет свое собственное имя: «Идо», «Базелет», «Бариах-а-Даром», «Дорес» и «Аллилуйя».

Средний уровень системы ПРО Израиля в настоящее время находится в разработке и носит название «Праща Давида» или «Волшебная палочка». Эта система предназначена для перехвата баллистических ракет меньшей дальности, неуправляемых ракет большого калибра и дозвуковых крылатых ракет на дистанциях от 40 до 300 км. Предполагается, что «Праща Давида» сможет сбивать также и самолеты. Двухступенчатая противоракета будет способна менять направление во время полета. Ее стоимость составляет около 1 миллиона долларов, и Иерусалим считает такие вложения оправданными – потенциальный ущерб от ракет противника, которые будет сбивать «Праща Давида», значительно выше.

Высший уровень системы ПРО Израиля – «Хец» (могут использоваться названия «Хома», «Эрроу», «Стрела», «Крепостная стена»). Эта система способна перехватывать ракеты, запущенные с расстояния до 3000 км и летящие со скоростью до 4,5 км в секунду. Разработки «Хец» начались еще в 1986 году, через некоторое время после объявления президентом США Рональдом Рейганом о начале проекта «СОИ» (стратегическая оборонная инициатива), и с тех пор разработки и усовершенствование системы ведутся постоянно. В настоящее время на вооружении Израиля находится уже третье поколение системы «Хец». Изначально главной угрозой, против которой было направлено создание Хец», были советские ракеты «Скад», стоявшие на вооружении у Ирака. Сегодня это иранские ракеты «Шахаб-3» и «Саджил». Американо-израильский консорциум Boeing-IAI, который ведет разработки «Хец», предполагает в недалеком будущем выйти на международный рынок. Потенциальные покупатели системы – Индия и Южная Корея.

Сегодня на службе у Израиля стоят две установки «Хец».

Разработки израильской системы ПРО всех уровней ведутся в тесном сотрудничестве Израиля и США. Штаты оказывают серьезную финансовую поддержку научным и техническим разработкам израильской ПРО, имея при этом огромный практический интерес. Любой специалист в области вооружений скажет, что есть золотое правило «Более эффективным во время внезапного конфликта оказывается то оружие, которым чаще воюют». А поскольку Израиль ежедневно подвергается угрозе ракетного удара, то вести разработки системы ПРО эффективнее всего именно вместе с ним, а не самостоятельно или в сотрудничестве с какой-либо другой страной.

Министр обороны Израиля Эхуд Барак и министр обороны США Лион Панетта
в расположении одной из батарей «Железный купол». 12 августа 2012 года
Источник: http://www.washingtonpost.com

Критика израильской ПРО в целом сводится к сомнениям относительно того, что Израиль сможет выдержать одновременный удар со стороны всех потенциальных противников (Ливан, Сирия, Иордания, Египет, Ирак, Иран, Турция) и даже со стороны наиболее возможной антиизраильской коалиции Иран-«Хезболла»-ХАМАС. В качестве аргументов приводится количество ракет, которыми располагает противник, и математический расчет указывает на то, что израильская ПРО будет эффективной не более недели.

Контраргументы с израильской стороны выглядят так. Во-первых, система ПРО не должна перехватывать ракеты, которые летят в сторону пустыни и других открытых мест. Во-вторых, следует учитывать, что определенный процент ракет противника просто не запустится по техническим причинам. В-третьих, если конфликт приобретет угрожающие для еврейского государства масштабы, то Израиль с первого же дня конфликта применит ВВС, танковые войска и пехоту, которые уничтожат большую часть пусковых установок противника. Так, во время операции «Облачный столп» Израиль уже в первые часы конфликта ликвидировал большую часть пусковых установок и ракет «Фаджар-5» в Секторе Газа. При этом было использовано только ограниченное количество ВВС. К тому же, нападение со стороны широкой коалиции противников (как это было в период с 1948 по 1973 год) в нынешних условиях кажется геополитической фантастикой. А при нападении коалиции Иран-«Хезболла»-ХАМАС «новинкой» для израильской системы ПРО будет только удар со стороны Ирана.

Каждая из этих точек зрения заслуживает уважения, но очевидно, что будет лучше, если мы никогда не узнаем истину в этом споре.

warspot.ru

ВВС и ПВО Израиля (2014) — Израиль — По странам — Статьи

Полковник О. Ершов

Военно-воздушные силы (ВВС) и войска противовоздушной обороны (ПВО) Израиля являются самостоятельным видом вооруженных сил страны. Они предназначены для решения следующих задач:
— завоевания господства в воздухе;
— нанесения воздушных ударов по государственным и военным объектам на территории противника;
— оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и военно-морским силам;
— обеспечения противовоздушной обороны государства;
— ведения воздушной разведки в интересах всех видов вооруженных сил;
— выброски десантов;
— обеспечения воздушных перебросок войск и военных грузов;

— проведения поисково-спасательных операций.

Эмблема ВВС и ПВО Израиля
Дислокация основных пунктов управления и авиабаз ВВС Израиля

Кроме того, на ВВС возложено обеспечение боевой и повседневной деятельности авиации флота, административно входящей в состав военно-воздушных сил. Они обеспечивают контроль воздушного пространства над Израилем и в приграничных областях, а также координацию деятельности по управлению воздушным движением с национальными гражданскими ведомствами, а диспетчерская служба ВВС обслуживает полеты двух гражданских аэропортов — Сде-Дов (г. Тель-Авив) и Хайфа.

Руководство ВВС Израиля, насчитывающих 37 тыс. человек, осуществляет командующий военно-воздушными силами и войсками ПВО. Он подчиняется начальнику генерального штаба ВС страны и несет ответственность за состояние боеготовности, боевую подготовку, материально-техническое обеспечение и дальнейшее развитие авиации. Непосредственное руководство силами и средствами ПВО — истребительными авиационными эскадрильями, дивизионами и батареями наземных средств ПВО и подразделениями радиотехнического обеспечения, возложено на командующего войсками ПВО.

Органом оперативного управления командующего является штаб ВВС (г. Тель-Авив). Организационно он включает командования авиационных баз, сил ПВО, а также три управления: разведывательное, личного состава и тыла.

Авиационная база (АвБ) является высшей организационной единицей ВВС и крупнейшим тактическим соединением ВВС, составляющим основу структуры вооруженных сил Израиля. АвБ имеют номерные обозначения: 1-я — Рамат-Давид, 4-я — Хацор, 6-я — Хацерим, 8-я — Тель-Ноф, 10-я — Би-кат-Увда, 15-я — Сде-Дов (г. Тель-Авив), 21-я- Хайфа, 25-я — Мицпе-Рамон, 28-я — Телль-эль-Мильх (Неватим), 30-я — Пальмахим. Кроме того, в ведении ВВС находится ракетная база баллистических ракет средней дальности и оперативно-тактических ракет Закария.

Каждая авиабаза включает в себя: штаб, от четырех до десяти авиационных эскадрилий боевой либо вспомогательной авиации, одну-две эскадрильи вертолетов, зенитный ракетный дивизион ЗУР «Усовершенствованный Хок», зенитные или зенитные артиллерийские дивизионы, а также подразделения радиотехнических войск, материально-технического и аэродромно-технического обеспечения.

Все базы, за исключением Тель-Авив и Пальмахим, имеют рассредоточенные подземные защищенные укрытия (ангары) для боевой авиации. На АвБ Бикат-Увда и Хацерим есть стоянки, где хранится выведенная из боевого состава ВВС и предназначенная для продажи за рубеж устаревшая авиатехника.

ВВС Израиля представлены разнообразной авиационной техникой, включающей как современные машины, так и устаревшие модели. В их боевом составе начитывается более 400 самолетов боевой авиации (F-16, F-15) и свыше 100 вспомогательной (С-130, «Гольфстрим» 550, Боинг 707), около 250 вертолетов (АН-1, АН-64А, UH-60, СН-53), а также более 100 беспилотных летательных аппаратов («Сёрчер», «Герон», «Скайларк», «Гермес» и другие).

Основу ударной мощи национальных ВВС составляют тактические истребители (ТИ) F-16 модификаций А, В, С, D и I. Следует отметить, что в результате регулярно проводимых работ по их совершенствованию с заменой штатного бортового оборудования на соответствующие образцы израильского производства ТИ F-16 стали превосходить серийные образцы как по летно-техническим характеристикам, так и по боевым возможностям. Кроме того, на вооружении ВВС Израиля состоят ТИ F-15 в вариантах А, В, С, D и I, которые также неоднократно подвергались модернизации в интересах повышения их боевых и летно-технических возможностей. Как и F-16, истребители F-15 превосходят по своим возможностям аналогичные базовые версии американского производства. В частности, радиус действия ТИ F-15I достигает 2 000 км.

В настоящее время помимо указанных самолетов на вооружении ВВС имеются устаревшие машины, которые планируется постепенно вывести из боевого состава. Сообщается, что в США будут закуплены шесть транспортно-десантных самолетов V-22 «Оспрей» на сумму 1,13 млрд долларов (закупка отменена), девять военно-транспортных самолетов C-130J «Супер Геркулес», а также 20 ТИ F-35 «Лайтнинг-2», первая партия которых должна поступить к концу 2017 года.

В рамках программы по обновлению парка реактивных учебно-тренировочных самолетов (УТС) МО Израиля приобрело 30 новых УТС М-346 «Лави» итальянского производства.

Командование вооруженных сил страны уделяет особое внимание развитию и усилению многоуровневой системы противоракетной обороны (ПРО) страны. В настоящее время израильская система ПРО разделена на три эшелона.

ПРК «Эрроу»

Основу первого эшелона ПРО составляет дивизион ПРК «Эрроу», предназначенный для борьбы с иранскими баллистическими ракетами средней дальности «Шехаб-3». Наряду с этим Израиль и США продолжают НИОКР по созданию новой противоракеты — «Эрроу-3», которая войдет в состав комплекса «Эрроу». Постановка на боевое дежурство первой батареи с такой ПР запланирована на 2015 год.

Израильтяне могут получить данные пусков ракет с американской РЛС AN/TPY-2, размещенной в 2008 году в северной части пустыни Негев. Кроме того, выполнение задач слежения за пусками ракет обеспечивают израильские средства: самолеты дальнего радиолокационного обнаружения «Фалкон» и РЛС «Грин Пайн» в составе ПРК «Эрроу».

Во второй эшелон ПРО входят семь батарей ЗРК «Пэтриот» ПАК-2 американского производства. В 2015 году ожидается принятие на вооружение создаваемого совместно с США ПРК «Дэвид Слинг». Предполагается, что новые комплексы обеспечат эффективную защиту территории Израиля от поражения оперативно-тактическими ракетами и НАРС с дальностью пуска 70-260 км.

Основной акцент в развитии системы ПРО страны сделан на ускоренный ввод в боевой строй тактических ПРК «Айрон Дом», формирующих третий эшелон ПРО. Данное решение обусловлено высокой интенсивностью ракетных обстрелов южных районов еврейского государства со стороны Сектора Газа. В настоящее время на вооружении национальных ВВС находятся шесть ПРК «Айрон Дом». К 2018 году предполагается довести их количество до 13 единиц.

Вместе с тем в этом виде вооруженных сил запланированы и кадровые сокращения, которые коснутся в основном обеспечивающих служб. Ряд функций по обслуживанию и ремонту будут переданы в ведение гражданских компаний. К 2017 году намечается закрыть аэропорт Сде-Дов, расположенный в черте г. Тель-Авив, а всю технику передислоцировать на другие авиабазы страны.

Боевая подготовка организуется и проводится в соответствии с национальными планами в ходе комплексных, летно-тактических и командно-штабных учений, проверок боеготовности частей и подразделений, а также повседневной боевой учебы с целью поддержания высокого уровня боеготовности и обеспечения боеспособности ВВС в условиях применения обычных средств и оружия массового поражения. Особое внимание в ходе этих мероприятий уделяется отработке задач боевого применения авиации за пределами Израиля, а также вопросам взаимодействия ВВС с сухопутными войсками и ВМС. Задачи боевого применения экипажи самолетов практически отрабатывают на национальных полигонах и над Средиземным морем.

В целом ВВС и ПВО Израиля являются одним из наиболее боеготовых видов вооруженных сил страны, который способен выполнять боевые задачи по обеспечению национальных интересов и безопасности государства в полном объеме.

 Зарубежное военное обозрение. 2014, №9, С. 55-64

factmil.com

ВВС Израиля. Возможности на уровне сверхдержав » Военное обозрение

В последние годы эксперты традиционно ставят ВВС Израиля на очень высокие места в рейтингах сильнейших военно-воздушных сил мира. Этому способствует ряд критериев, среди которых есть как богатый исторический опыт проведения успешных воздушных операций, так и очень хорошо подготовленный контингент летчиков, которые не просто тренируются, но и регулярно привлекаются к боевым вылетам с использованием современных высокоточных средств поражения. Немаловажное значение имеет и авиационный парк израильских ВВС, как в количественном, так и в качественном отношении. На вооружении страны уже находятся многоцелевые истребители пятого поколения F-35I Adir.

Большое влияние на ВВС Израиля, как и на все вооруженные силы страны, оказали события Второй мировой войны. Память о катастрофе, с которой столкнулся еврейский народ, составляет сегодня основу фундамента, формирующего вооруженные силы этого ближневосточного государства. Вся современная политика Израиля направлена на то, чтобы никогда больше не допустить повторения той катастрофы, которая произошла в середине XX века. Вооруженным силам и подготовке резервистов уделяется повышенное внимание. Сильная и подготовленная армия – это залог существования Израиля. Особенно с учетом того, что еврейское государство находится в кольце враждебных ему арабских стран.


С самого начала своего существования ВВС Израиля строились на использовании техники иностранного производства. Любопытным является тот факт, что первыми истребителями, на которых совершали полеты израильские летчики во второй половине 1940-х годов, были Мессершмитты-109, полученные из Чехословакии. Послевоенная чешская модификация этого знаменитого германского истребителя носила обозначение Avia S-199. В дальнейшем ВВС Израиля формировались по тому же принципу. Уже в 50-е годы XX века Израиль установил и наладил достаточно теплые отношения с Францией и США, получив доступ к их боевой технике.

Израильский истребитель Avia S-199

Долгое время основу парка израильских ВВС составляли французские истребители Mirage III различных модификаций. Израиль начал получать эти боевые самолеты в 1962 году. Именно «Миражи» составляли основу парка израильских военно-воздушных сил во время Шестидневной войны 1967 года. В воздушных боях израильские ВВС показали себя грозной силой, проведя успешную кампанию и участвуя в боях против египетских, сирийских, иракских, ливийских и иорданских летчиков. Правда, в том же 1967 году Франция наложила эмбарго на поставки вооружения в Израиль, осудив агрессию в отношении соседних арабских государств.

Столкнувшись с новыми для себя обстоятельствами, Израиль обратился к новым партнерам, в первую очередь США. Уже в 1969 году ВВС Израиля начали получать американские истребители McDonnell Douglas F-4 Phantom II. Одновременно с этим израильские спецслужбы провели успешную операцию, в результате которой смогли завладеть полным набором технической документации и чертежей французского истребителя Mirage III. На основе полученной документации в Израиле был создан собственный многоцелевой истребитель, получивший обозначение IAI Kfir («Львенок»).

Созданный на основе французского истребителя Dassault Mirage III самолет получил авионику израильского производства и версию выпускающегося в Израиле американского двигателя General Electric J79. Вторым удачным заимствованием стал самолет IAI Nesher («Гриф») производства той же компании Israel Aircraft Industries. Этот многоцелевой истребитель-бомбардировщик был спроектирован на базе украденных чертежей Dassault Mirage 5. Удивительно и то, что израильские варианты французских боевых самолетов пользовались успехом на международном рынке, они поставлялись в ряд латиноамериканских стран. Стоит отметить, что похожей модели поведения в дальнейшем придерживались и в КНР, не считая зазорным копировать удачную иностранную военную технику, развивать на ее основе собственное производство и создавать усовершенствованные модели.

Dassault Mirage III ВВС Израиля

Следующим логичным шагом со стороны Израиля была попытка создания собственного боевого самолета практически с нуля. Работы над собственным многоцелевым истребителем легкого класса, который должен был занять ту же нишу, что и F-16, стартовали в Израиле в 1980 году. Проект получил обозначение IAI Lavi («Львенок»). Одновременно с этим уже в середине 1970-х годов Израиль стал получать из США новейшие на тот момент времени тяжелые всепогодные истребители четвертого поколения McDonnell Douglas F-15 Eagle.

Работы по созданию нового легкого истребителя в дополнение к американскому F-15 потребовали от израильского государства огромных временных и денежных затрат и в конечном итоге закончились тем, что в 1987 году программа по созданию истребителя Lavi была окончательно свернута, всего было построено 5 прототипов, последний полет они совершили в 1990 году. Предпочтение было отдано приобретению в США уже готовых истребителей F-16. При этом нельзя сказать, что попытка создания собственного боевого самолета была бесцельной тратой времени и денег. Израильская авиационная промышленность получила дополнительный бесценный опыт. Хотя Израиль не производит собственных самолетов, сегодня он добился существенных успехов в создании современной авионики, средств поражения воздушного базирования, средств РЭБ и других компонентов, которые активно устанавливает на приобретаемую в США технику. При этом даже из своего проекта IAI Lavi израильтяне смогли извлечь максимум выгоды, продав его техническую документацию Китаю. Полученная от Израиля документация использовалась в КНР для разработки собственного многоцелевого истребителя четвертого поколения Chengdu J-10.

Сегодня основа израильских ВВС и главная их боевая сила – это самолеты американского производства, в том числе последние модели многоцелевых истребителей пятого поколения. Численность личного состава израильских ВВС оценивается примерно в 34 тысячи человек, численность подготовленных резервистов – 55 тысяч человек. В распоряжении ВВС этой ближневосточной страны имеется порядка 57 аэродромов, из которых 54 обладают ВПП с бетонным покрытием и всего три грунтовых. В распоряжении военных имеется как минимум два аэродрома с взлетно-посадочными полосами длиной более трех тысяч метров, что позволяет принимать военные самолеты всех существующих типов.

Экспериментальный израильский истребитель IAI Lavi

По данным сборника The Military Balance 2018, который ежегодно составляется специалистами Международного института стратегических исследований, на вооружении ВВС Израиля находится 347 боевых самолетов, все они представлены моделями американского производства. Основу авиапарка истребительной авиации составляют модели F-15 и F-16. Так в составе ВВС Израиля числится 58 истребителей: 16 F-15A Eagle, 6 F-15B Eagle, 17 F-15С Eagle, 19 F-15D Eagle и 264 истребителя-бомбардировщика: 25 F-15I Ra’am, 78 F-16C Fighting Falcon, 49 F-16D Fighting Falcon, 98 F-16I Sufa, 14 F-35I Adir. Учитывая боевые возможности и состав ВВС Израиля, их справедливо часто ставят на четвертое место в мире после ВВС США, России и Китая. При этом в ближневосточном регионе у них просто нет конкурентов.

Важной особенностью израильских ВВС является наличие в их составе серийных многоцелевых истребителей пятого поколения. ЦАХАЛ стал первой иностранной армией в мире, которая получила новейший американский истребитель F-35. По итогам 2018 года Израилю было передано уже 14 самолетов данного типа. Ожидается, что к 2024 году в стране будет сформировано две полноценных эскадрильи по 25 самолетов в каждой. В перспективе их количество может быть увеличено до 75 машин, при таком развитии событий обратные закупки американской авиастроительной корпорации Lockheed Martin в Израиле составят 4 миллиарда долларов. В Израиле размещаются заказы на производство крыльев, топливных баков и шлемов пилотов. Стоит отметить, что Израиль проявляет интерес и к модели F-35B с возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки. Такие самолеты интересны израильским военным, так как позволяют действовать даже в тех случаях, если аэродромы попадут под ракетно-бомбовые удары со стороны ВВС Ирана или ракетные обстрелы со стороны движения «Хезболла».

Особенностью самолетов является их адаптация для Израиля. Боевые машины, имеющие в своем названии букву «I», отличаются установленным на борту радиоэлектронным оборудованием, в том числе средствами радиоэлектронной борьбы израильского производства, помимо израильского БРЭО самолеты получают возможность использовать всю линейку собственных средств поражения: управляемые ракеты и корректируемые авиабомбы. Это же справедливо и для наиболее совершенного израильского боевого самолета F-35I Adir («Могучий»), который представляет собой модификацию американского F-35 Lightning II с установленной израильской электроникой: системы РЭБ, БРЭО, всевозможные датчики, ракеты и бомбы – все это производится непосредственно в Израиле.

Истребитель-бомбардировщик F-16 израильских ВВС

Наличие в составе ВВС истребителей пятого поколения существенно расширяет их боевые возможности. По данным китайских источников, малозаметные многоцелевые истребители американского производства позволили израильским и американским военным собрать огромный объем информации о возможностях системы ПВО Сирии и стоящих на ее вооружении комплексов, а также о действиях российской тактической авиации, которая применяла в Сирии в боевых условиях свои новинки – истребители-бомбардировщики Су-34 и истребители Су-35С. Как говорят офицеры Центрального командования ВС США, израильский истребитель F-35I Adir – это «пылесос для сбора информации разведывательного характера».

Важной особенностью ВВС Израиля является также то, что они привыкли и умеют действовать в воздушном пространстве соседних государств, осуществлять и проводить масштабные воздушные операции, в том числе в условиях противодействия со стороны систем ПВО противника. При этом такой опыт является успешным. В 1981 году налет восьмерки израильских истребителей-бомбардировщиков F-16 поставил крест на иракской ядерной программе, в ходе авиационного удара был уничтожен реактор Osirak. Взлетевшие с авиабазы в пустыне Негев израильские боевые самолеты долетели до своей цели, воспользовавшись воздушным пространством Иордании и Саудовской Аравии. Полет преимущественно проходил на малых высотах для снижения вероятности обнаружения средствами РЛС. В 2007 году израильские ВВС провели операцию аналогичного назначения против ядерных объектов Сирии, операция под названием Orchard «Фруктовый сад» завершилась успешно и без потерь для израильской стороны, правда, споры об уничтоженном тогда сирийском объекте и его назначении идут до сих пор.

Успешными можно назвать и авиационные удары по объектам на территории Сирии, которые израильские ВВС достаточно регулярно проводили в последние годы. По заверениям официального Тель-Авива, данные удары в первую очередь направлены против проиранских вооруженных формирований и иранских военных объектов на территории Сирии. Последние крупные авиационные удары по территории Сирии были произведены 21 января 2019 года. В ходе всех этих налетов израильские ВВС потеряли единственный истребитель F-16, который был сбит в феврале 2018 года. Все это говорит как о высокой выучке и тактической подготовке израильских летчиков, так и о высоком уровне планирования воздушных операций и их проведении с использованием современных средств радиоэлектронной борьбы, которые оказываются эффективны против средств ПВО Сирии, представленных в основном комплексами советского производства, за исключением ЗРПК «Панцирь-С1», которые, однако, уже становились жертвами израильских атак.

Многоцелевые истребители F-35I Adir израильских ВВС

Специалисты отмечают, что секрет успешного применения израильских ВВС против сирийской системы ПВО, пусть и оснащенной в основном устаревшими комплексами еще советского производства, но при этом достаточно многочисленной, заключается в использовании современных средств радиоэлектронной войны. В налетах ВВС Израиля задействует не только ударные силы, но и самолеты радиоэлектронной борьбы и разведки RC-12D, а также дальнего радиолокационного дозора (ДРД) на базе пассажирских Gulfstream G500/G550. При этом и сами ударные самолеты F-16I оснащаются контейнерными системами РЭБ израильского производства. Как отмечают специалисты, самолеты РЭБ и ДРД, поднимаемые в воздух еще до начала авиационного удара, осуществляют перехват радиообмена между сирийскими подразделениями ПВО и производят постановку адресных помех в отношении обнаруженных РЛС и комплексов, затрудняя их работу.

Источники информации:
https://merkava.co.il
http://csef.ru
http://arsenal-otechestva.ru
https://zen.yandex.ru
Ежегодный справочник The Military Balance 2018
Материалы из открытых источников

topwar.ru

ПВО Израиля — Циклопедия

ПВО Израиля

ПВО Израиля (англ. Israeli Air Defense Command, ивр. מערך ההגנה האווירית) — подразделение Армия обороны Израиля, отвечающее за ПВО и ПРО государства Израиль[1].

[править] Общие сведения

Первоначально ПВО Израиля входили в состав артиллерийского корпуса (так было во время Войны Израиля за независимость), с 1970 года командование ПВО перешло в подчинении ВВС Израиля.

Во главе штаба стоит офицер в звании бригадного генерала (тат-алуф).

Штаб сил противовоздушной обороны (ивр. מערך ההגנה האווירית, маара́х hа-hагана́ hа-авири́т; сокращённо מערך ההגנ»א маара́х hа-hагна́).

В подчинении штабу находятся:

— Школа противовоздушной обороны Израиля;
— Крыло активной защиты (ивр. כנף ההגנה האקטיבית, кана́ф hа-hагана́ hа-акти́вит), предназначенное для противоракетной обороны и включающее, помимо прочего, дивизионы, содержащие на вооружении противоракетные комплексы «Хец» и «Железный купол»;
— Крыло защиты воздушного пространства (ивр. כנף הגנת השמיים, кана́ф hагана́т hа-шама́им), предназначенное для осуществления основных миссий противовоздушной обороны.

На вооружении имеет Железный купол, Пращу Давида, Хец, MIM-104 Patriot и другое вооружение.

[править] Подготовка операторов перехвата войск ПВО

Оператор перехвата («Меярет») — одна из главных профессий в батареях ЗРК войск ПВО. Это военнослужащие, дежурящие у экранов РЛС в кабинах управления ЗРК (МАНИ, «Мерказ Ниhуль Йеирутим», Центр управления перехватами) и нажимающие кнопку пуска зенитных ракет.

Подготовка оператора длится 5—8 недель, в зависимости от сложности системы, с которой он работает. Вначале изучается теория о ЗРК и процессе перехвата, далее начинается практика — на симуляторе («Меамен») соответствующей системы.

Симуляторы сосредоточены в Школе ПВО в рамках Войскового учебного центра (МАЛьhАМ — «hа-Мерказ ле-Имун вэ-hакшара Маарахи»). Имеются 4 симулятора, для каждой из ныне используемых систем: «Яалом» («Пэтриот»), «Кела Давид» («Праща Давида»), «Кипат Барзель» («Железный купол») и «Хец». Командир факультета подготовки операторов («Мефакед Маслюль hа-Меяртим») в БИСЛА — майор Надав Фукс. Имеется ещё и подразделение 820 («Йехида 820»), командир — подполковник Шахар Нетаньель, отвечающая за учебную работу в войсках ПВО и различные курсы в самой школе ПВО с применением симуляторов.

Среди прочего, на симуляторах отрабатывают переход от состояния покоя или боевой работы малой интенсивности к полноценной войне с большим количеством перехватов. Оператор сидит длительное время за экраном, ничего не происходит или выполняются отдельные перехваты с большими промежутками один от другого. И вдруг, внезапно, по команде инструктора симулятор начинает выдавать большое количество целей, в течении длительного времени. В других случаях в точности воспроизводятся реально произошедшие перехваты, на основе анализа записей соответствующих комплексов. При этом, есть случаи, когда операторам одной системы дают потренироваться над сценарием, произошедшим в реальной жизни на другой системе. Например: ЗРК «Яалом» сбил БПЛА. В точности тот же сценарий профиля полёта цели воспроизводится для операторов другого типа ЗРК. Поверки показали, что и эта система в аналогичной ситуации сбила бы этот БПЛА[2].

В кабине управления ЗРК оператор работает не один. Как правило имеется целая команда во главе с командиром МАНИ. Во время обучения операторы изучают различные факторы, связанные с решением провести перехват, принимаемым командиром. Также, отрабатываются ситуации, когда оператор должен принять решение самостоятельно.

cyclowiki.org

Израильская «открывашка» систем ПВО » Военное обозрение

Идея написания этой статьи возникла на почве нескончаемых споров о эффективности ПВО и обязательности воздушного прикрытия позиций ЗРК. Многие упорно твердят, что полностью эшелонированная система ПВО практически непробиваема, оппоненты им возражают, утверждая, что ПВО — это «ВВС для бедных». Так кто же прав?


В этой статье мы обсудим сценарий прорыва эшелонированной системы ПВО, не имеющей полноценного воздушного прикрытия, основываясь на технологии и вооружения израильского производства. Я выбрал Израиль по нескольким причинам: это и бесконечные споры о поставках современных ЗРК в регион Ближнего Востока, и реальный боевой опыт подобных операций («Арцав-19», к примеру).

Итак, начнем «сражение». На сегодняшний день подобная атака будет спланированной операцией, проводимой одномоментно, с использованием всех возможностей принципа «сетецентрической войны» и полной номенклатуры вооружений. Ради чистоты эксперимента мы предположим наличие «сетецентрической» связи и у противника и не будем использовать в прорыве системы наземного/морского пуска (дроны IAI Harop) и системы зарубежного производства (антирадарных ракет AGM-88 HARM).

Количество средств будет прямо пропорционально прорываемой сети, поэтому мы опустим численность сторон за скобки. Построение авиакрыла будет стандартным (по эшелонам) — разнопрофильные БПЛА, истребители, самолеты ДРЛО и РЭБ, авиазаправщики. И разумеется, атака будет скоординирована с окном пролета спутников разведки.

При наличии загоризонтных РЛС подобная атака не будет сюрпризом, но оставляет противнику мало времени на маневры и подготовку. Загоризонтный перехват (в случае наличия подобной возможности у противника) крайне маловероятен. АФАР истребителя (а тем более АВАКСа) способен практически со 100% вероятностью выводить из строя радиолокационные ГСН идущих «в лоб» ракет ЗРК сфокусированным высокоэнергетическим радиолучом, при необходимости используя групповое подавление индивидуальных целей в порядке очереди. Подобная тактика позволяет концентрировать сотни киловатт на приемник отдельно взятой ГСН, практически сжигая ее электронику за секунды.

Подавление ГСН с применением АФАР

Для эффективного прорыва прежде всего необходимо вскрыть позиции противника и в первую очередь ЗРК дальнего радиуса действия. Разумеется, противник не включит все свои РЛС наведения и постарается не раскрывать свои позиции, если посчитает угрозу недостаточно серьезной. Поэтому в авангарде воздушной волны пойдут «обманки», например, «ATALD» (Advanced Tactical Air Launched Decoy & Aerial Target) производства компании IMI. Их задача — заставить противника поверить в необходимости задействовать «все, что можно, и что нельзя» для отражения атаки подобных масштабов.

Это, по сути, автономный дрон, запускаемый с истребителя, его первоочередная задача — создание максимально большего количества правдоподобных ложных целей на радарах противника. Один «ATALD» может имитировать целое авиазвено истребителей или крылатых ракет на несколько РЛС одновременно, настраиваясь на их диапазон и придавая ложным целям реалистичное поведение (маневрирование, уклонение).

Дрон нечувствителен к средствам РЭБ, поскольку не ведет радиоразведки, его основная задача — «сверкать, как елка в новогоднюю ночь» и привлекать максимум внимания. А малые размеры, радиопоглощающее покрытие и пространственный разброс ложных целей делают его сложной мишенью для перехвата.

ATALD-Advanced Tactical Air Launched Decoy & Aerial Target

В то время как имитаторы целей будут «троллить противника» на предмет обнаружения позиций своих РЛС, спутники, АВАКСы и высотные БПЛА радиоразведки будут скрупулезно фиксировать всю поступающую информацию, вычислять координаты целей и мгновенно распределять эту информацию всему авиасоединению.

Самолет ДРЛО «Nahshon-Eitam» (IAI) с системой EL/W-2085 (Elta)


Разведывательный спутник, оснащённый радаром с синтезированной апертурой «Polaris» ака Офек-8 (IAI)

Высотный БПЛА дальней радиоразведки 4X-UMI Heron TP (IAI)

Вторым эшелоном, немного отставая от имитаторов, на предельно низких высотах следует рой КР «Delilah». Их задача — максимально углубиться на территорию противника к моменту распределения целей, а их дальность пуска — 250 км. IMI «Delilah» мала размерами и не излучает в радиодиапазоне при использовании автономного режима. Обнаружение цели происходит по географическим координатам, используя GPS или инерционную навигацию, а за окончательное прицеливание ответственна электрооптическая/тепловизионная ГСН или ГСН наведения на источник радиоизлучения (противорадарная версия).

Первыми мишенями КР станут РЭБ источники, РЛС ЗРК дальнего радиуса действия и основные центры связи. Умение объединяться в «стаю», атаковать одновременно с нескольких сторон или «прокладывать просеку» в ЗРК ближнего радиуса гарантируют высокую эффективность поражения основных целей.

IMI «Delilah»

Также в качестве оружия поражения особо удаленных целей может использоваться «Popeye Turbo ALCM» . Эта авиационная версия КР «Popeye Turbo SLCM» имеет дальнобойность свыше 350 км.

Popeye Turbo ALCM (Rafael)

Как только противник лишается дальнобойных ЗРК и основных станций РЭБ, авиагруппировка сокращает дистанцию, и в ход идут более дешевые средства поражения. РЛС ЗРК среднего радиуса действия будет поражаться с помощью ракет «Popeye Lite» (на дальностях до 150 км), а также корректируемых планирующих авиабомб «Spice-1000» (на дальностях до 100 км).

Popeye Lite (Rafael) на пилоне истребителя

Spice-1000 (Rafael) на пилоне истребителя

Позиции ЗРК, оставшиеся без РЛС, неточно обозначенные позиции, а также базы их снабжения зачищаются с помощью «MSOV» (Modular Stand Off Vehicle) от IMI. Это по сути большой планирующий дрон, несущий на борту различную номенклатуру вооружения — от кассетной БЧ до управляемых боеприпасов индивидуального наведения. Его задача — достигнуть заданных координат, найти мишень и открыть бомболюк. «MSOV» весит более тонны и обладает дальностью пуска до 100 км. Наведение — GPS/INS.

MSOV — Modular Stand Off Vehicle

«Доделывать работу» по ЗРК ближнего радиуса, зачищать пусковые, центры связи и штабы управления будут истребители-бомбардировщики, вооруженные планирующими бомбами «Spice-250». Каждый самолет может сбросить 16 этих боеприпасов, по 113 кг каждый. РЭБ-прикрытие каждого звена будет осуществляться с помощью «Skyshield Jammer POD» на одном из самолетов. Эта проверенная система действует в радиусе 360 градусов, автоматически реагируя и настраиваясь на источники излучения.

Spice 250 (Rafael) на фоне макета F-16 с полным боекомплектом

SKY SHIELD Airborne Support Jammer (Rafael)

Вот наша «миссия» и подошла к концу. Заранее извиняюсь за «обилие» ТТХ, но это не технический каталог, а умозрительный эксперимент. Всем спасибо за внимание.

Все ТТХ есть в открытом доступе.

Примечание. Любители неконструктивных комментариев в стиле «если в кране нет воды», не расходуйте драгоценное время на бесполезное нажимание кнопок и сразу переходите на http://rusparty.org/index.php.

Американская версия сценария прорыва ПВО от Raytheon.

topwar.ru

Перспективные комплексы ПВО Израиля: starcom68 — LiveJournal

Оригинал взят у alex_leshy в Бреши в Железном куполе закроет Железный луч

В десятых числах июля 2014 года случился в Израиле переполох. Боевики палестинской организации ХАМАС запустили с территории сектора Газа в сторону Израиля два беспилотных дрона. ПВО страны их обнаружила и благополучно сбила. Скандал возник потом, когда израильские военные нашли место падения обломков. Выяснилось, что это были беспилотники Abadil-1 иранского производства. Ценой менее 50 тыс. долларов за штуку. А ПВО Израиля по ним отстрелялась ракетами «Пэтриот» по 3 млн. долларов за штуку. Сколько точно зенитчики потратили ЗУР, не сообщается, но обычно такая батарея расходует по две ракеты на одну цель. Хотя, даже если дроны были поражены первым же выстрелом, все равно финансовый баланс оказался явно не в пользу Тель-Авива. Собственно, отсюда и возник скандал. Почему стреляли «пэтриотами», если «у нас есть ЗРК «Железный купол»?


ЗРК «Пэтриот»

Справедливости ради следует отметить, что комплекс «Железный купол» (Iron Dome) у Израиля действительно есть. И на самых опасных направлениях эти батареи уже размещены.В том числе против Газы. Более того, он и вправду так хорош, как о нем рассказывает пресса. Одна его батарея обеспечивает прикрытие территории площадью 150 квадратных километров, перехватывая цели на дальностях от 4 до 70 километров. Когда, в марте 2011 года на боевое дежурство заступила первая батарея ЗРК «Железный купол», она обеспечивала перехват с вероятностью 0,85. К настоящему моменту, за счет совершенствования ПО и разных других ухищрений, вероятность перехвата уверенно поднята до 0,9 — 0,92. Таких батарей у Израиля, по состоянию на 15 июля 2014 года, развернуто девять.


ЗРК «Железный купол»

Просто так уж получилось, что те дроны зенитчики батареи «Пэтриот» заметили первыми, а характер цели не позволил разобраться в нюансах степени возможной угрозы. Так как чисто разведывательный дрон Abadil-1 мало чем отличается от ударного дрона Mohajer-1, оснащенного четырьмя ПУ ракет от РПГ 7.


БПЛА Mohajer-1

Да и сам Abadil-1, теоретически, может быть легко быть переделан в одноразовую летающую телеуправляемую бомбу. Так что израильские зенитчики вполне справедливо решили, что перебдеть куда лучше, чем прошляпить, и отстрелялись, чем в тот момент под рукой было.


БПЛА Abadil-1

Это конечно малость поменяло некоторые детали шумихи, но изначальный вопрос не облегчило. Дело в том, что рост эффективности ЗРК «Железный купол» был оплачен переходом на более сложные, от того более дорогие модификации ракет, что подняло стоимость одного выстрела с изначальных 60 тыс. долларов, до нынешних 100 тыс. Как сообщают официальные источники, за три года (с марта 2011 по июль 2014) «Железным куполом» успешно сбито 1200 реальных воздушных целей. Включая как беспилотники по 40 — 50 тыс. долларов за штуку, так и самодельные ракеты «Кассам», обходящиеся палестинцам едва ли в 5 тыс. долл. Точной статистики, какими именно типами ЗУР указанные цели «Железный купол» отработал, но все равно, только на ракеты, без стоимости обслуживания и прочих издержек, Израиль израсходовал не менее 100 млн. долларов.


фото авиаразведки, палестинцы готовят к запуску БПЛА Abadil-1

Причем, как выяснилось, «Железный купол» страну от всех угроз прикрыть не смог. Вопрос даже не в деньгах. С ними то как раз израильтяне нашли по-своему изящное решение. Точность стрельбы у арабов сильно хромает. Далеко не каждый запуск автоматически ведет к попаданию даже по такой большой цели, как город. «В молоко» уходят не менее половины ракет. По этому израильтяне отказались от автоматического перехвата каждой цели. Радар «Железного купола» позволяет отличить управляемую маневрирующую цель от неуправляемой, летящей по баллистической траектории, и с упреждением вычислить точку ее падения. Если она находится за пределами границ населенных пунктов или других важных объектов, цель просто не перехватывается. Ну упала ракета где-то в пустыне и черт бы с ней. Сбиваются только те цели, которые действительно представляют реальную угрозу.

Однако экономия экономией, но ЗРК «Железный купол» имеют минимальную границу перехвата не ближе 4 километров. Иными словами, к примеру, ракету «Кассам», запущенную с пяти километров, комплекс перехватить может, а вот, скажем, 120-мм минометную мину, по разрушительности ее превосходящую так примерно раза в три — нет. Во-первых, выстрел ближе 4 километров не успевает обработаться всем комплексом операций (засечка — идентификация — расчет точки перехвата — запуск перехватчика — перехват и поражение цели). Во-вторых, минометная мина на много порядков более устойчива к поражающим элементам любой ЗУР, по сравнению с ракетой или другим летательным аппаратом. Сложность обостряется еще и характером территории страны, где объектов, достижимых минометным огнем «с сопредельной территории», слишком много. Раньше, в 70-х — 80-х годах ХХ века, израильская армия пыталась бороться с палестинской артиллерией совершенствованием контрбатарейных мероприятий и нанесением ударов по позициям этих минометов. По началу помогало. Но к 90-м арабы придумали, что с этим делать. Они стали размещать батареи в непосредственной близости от каких-либо значимых социальных объектов. А потом массово крутить в интернете видеозаписи бездушных ударов израильских агрессоров по мирным школам, больницам и жилым домам. Израилю пришлось задуматься над решением задачи, — как перехватывать боеприпас уже после выстрела за те секунды, в течение которых он летит к цели….

И, судя по всему, Израиль такой инструмент придумал. 11 февраля 2014 года на авиасалоне в Сингапуре израильский оборонный концерн Rafael Advanced Defense Systems Ltd представил публике прототип (по другим данным — макет) лазерного зенитного комплекса «Железный луч». Не смотря на значительную рекламную активность, точной информации по нему пока мало. Известно, что система основана на твердотельных лазерах малой мощности (около 10 — 15 кВт) и смонтирована на базе стандартного транспортного контейнера, устанавливаемого на любую подвижную базу по желанию заказчика. От гусеничных транспортеров на основе единых танковых шасси до обыкновенных колесных грузовиков для перевозки контейнеров. Батарея состоит из двух независимых «лазерных пушек», собственного радара наведения и центра управления стрельбой.

Вообще в области боевого применения лазеров Израиль экспериментировал давно. Как самостоятельно, так и в рамках совместной с США программы по разработке тактического высокоэнергетического лазера (THEL) Nautilus, на которую в 1996 — 2005 годах было потрачено более 300 млн. долларов. Хотя она и не привела к получению готовой системы вооружения (всплыли проблемы метеозависимости и сложности стрельбы по групповым целям, например, по пакетному залпу РСЗО), накопленный в ходе ее реализации опыт, позволил создать уже вполне работоспособные системы следующего поколения. В США корпорация Lockheed Martin создала и испытала прототип под названием Area Defense Anti-munitions (ADAM, или «система защиты территории от подлетающих боеприпасов»). Система фиксирует лазерный луч на цели, что приводит к ее температурному разрушению. На полевых испытаниях 22 апреля 2012 года комплекс успешно перехватил все цели на дальности в 1,5 километра.

Кроме того, в 2013 году американская армия провела успешные испытания другой схожей системы — HEL MD (High Energy Laser Mobile Demonstrator), относительно небольшого лазера малой мощности (до 15 кВт) на автомобильном шасси. В ходе тестов он сбил несколько ракет различных типов, а также артиллерийских снарядов и минометных мин. Разработчик утверждает, что HEL MD «вполне эффективен» и против беспилотных летательных аппаратов.

Так что заявлениям представителей концерна Rafael о том, что лазерная система «Железный луч» уже успешно прошла полевые испытания — вполне можно доверять. В том числе упоминаниям о дальности надежного поражения цели «до двух километров», а также некоторым сообщениям о способности комплекса производить серию выстрелов, способных сбить одновременно летящую групповую цель. Такую как, например, батарейный залп минометов или пакетный пуск ракет реактивных систем залпового огня.

Во всяком случае, военное ведомство Израиля заявило о принятии «Железного луча» на вооружение и постановке первый таких батарей на боевое дежурство уже в 2015 году.

Как говорят израильские военные, «Железный луч» будет развертываться совместно с уже существующими батареями «Железный купол» и дополнять их на дистанции от 4 до 2 километров. В том числе, закрывая собой сегмент артиллерийских и минометных боеприпасов, которые «Железный купол» перехватывать не способен.

Впрочем, дело тут не только в типах поражаемых целей и дистанции их перехвата. Далеко не в последнюю очередь вопрос упирается в деньги. Один выстрел «лазерной пушки» «стоит» примерно сто долларов… По сравнению со ста тысячами это практически даром. К тому же комплекс куда проще в обслуживании и контроле работоспособности, чем ракеты, требующие периодических проверок во время хранения, да и по «сроку годности» не дотягивающих даже до десяти лет. В то время как лазер готов к стрельбе в любой момент, было бы подключено электричество.

К тому же, инженеры в ближайшие 3 — 4 года обещают, во-первых, поднять мощность систем следующего поколения уже до 100 кВт, во-вторых, увеличить дальность перехвата до 15 — 18 километров, в-третьих, снизить стоимость одного выстрела до двух долларов. Если это им удастся, то, примерно к 2020 — 2023 году, можно ожидать появления лазерных мобильных систем, способных заменить ЗРК малой и средней дальности по всей гамме воздушных целей, включая вертолеты. И все это — за очень смешные деньги в смысле стоимости одного выстрела.

starcom68.livejournal.com

цифры возможной войны » Военное обозрение

На политическом горизонте снова замаячила возможность войны. И снова одним из ее предполагаемых участников называют очередную «неблагонадежную страну» — Иран. В противники Тегерану прочат Израиль. В геополитическом плане такой прогноз выглядит правдоподобным, хотя и нежелательным. Худой мир все-таки получше любой ссоры. Но последние новости об Иране, то про ядерные технологии, то про ракеты большой дальности, мягко и ненавязчиво наводят на мысль о том, что войне быть. Хотя, как могут произойти сухопутные столкновения не имея общей границы? Для этого Израилю будет необходимо сначала захватить Сирию и Ирак или совершить десант с моря.

Давайте немного отвлечемся от политической стороны дела и обратимся к чисто военной. Понимающему человеку простой анализ количества и качества вооруженных сил какой-либо страны может сказать очень многое.


Иранские вооруженные силы состоят из двух крупных формирований: Армии исламской республики Иран и Корпуса стражей исламской революции (КСИР).

Общая численность этих формирований составляет около 520 тысяч человек. Во всех сухопутных подразделениях Ирана, независимо от их подчинения, служит около 450 тыс. человек, во флоте – более 40 тыс. и около 30 в войсках ПВО и ВВС. Также можно прибавить к этому три с половиной сотни тысяч человек запаса и 50-60 тыс. работников различных силовых структур. Еще один немаловажный элемент обороны Ирана – добровольческая организация «Басидж». По разным оценкам в ней состоит от десяти до двенадцати миллионов граждан Ирана, в том числе женщины и подростки.

В распоряжении сухопутных войск армии и КСИР имеется около 1700 танков разных типов. Самые новые из них – советский Т-72 (более 400 единиц) и «Зульфагар» собственной разработки, сделанный на базе американских бронемашин (более сотни). Бронетранспортеров и боевых машин пехоты в иранских войсках насчитывается около 1200 штук различных типов. «Бог войны» в иранской армии представлен восемью тысячами стволов также разных типов, калибров и стран производства.



ВВС Ирана на 2010 год располагали самолетами советского, французского, американского и другого производства. Основу истребительной авиации составляют американские F-14 (44 штуки) и советские МиГ-29 (35 единиц). В меньших количествах присутствуют китайская версия МиГ-21 под названием F-7M (24 шт.), американский F-5 в чисто истребительной версии (20 шт.) и французский Dassault Mirage F1 (10 шт). Бомбардировочная часть иранских ВВС пользуется всего тремя типами самолетов: американский F-4 Phantom II (65 шт.) F-5 в версии истребитель-бомбардировщик (60 шт.) и советский Су-24 (30 шт.). Военно-транспортная авиация Ирана на 2010 год располагала 86 самолетами десяти типов: от Ан-24 и Ил-76 до Boeing 727 и C-130.

Войска противовоздушной обороны в Иране также относятся к ВВС. Они имеют в своем распоряжении шесть типов комплексов, от старых советских С-75 до новейших «Тор-1М». Самым массовым ЗРК иранских ПВО является американский MIM-23 Hawk – их насчитывается более полутора сотен. Также недавно началось производство собственных ранет «Шаламча», созданных на базе «Хока».

Военно-морские силы Ирана имеют как надводный, так и подводный флот. Последний представлен тремя дизель-электрическими лодками проекта 877ЭКМ советского производства и некоторым количеством (численность засекречена) мини-подлодок классов Al-Sabehat 15 и Al-Ghadir собственной иранской разработки. В конце 2009 года разведка американских ВМС заявила, что Иран приобрел у КНДР некоторое количество лодок проектов Kajami и Gahjae. С иранской стороны подтверждения этому не было.

Надводный флот Ирана представлен одним эсминцем Jamaran, пятью фрегатами проекта Alvand и Mowaj, Тремя корветами Bayandor и Hamzeh. Также флот Ирана имеет более десяти ракетных катеров проекта Kaman и некоторое количество сторожевых катеров Parvin. Имеются в иранских ВМС и десантные корабли различных классов, от кораблей, способных перевозить танки, до легких катеров на воздушной подушке. Помимо боевых кораблей иранский флот имеет 30-35 вспомогательных судов (танкеры, сухогрузы и т.п.).


Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ), в свою очередь, насчитывает около 175 тыс. человек на службе и почти полмиллиона в резерве. Также может быть мобилизовано более 2,5 млн. человек. Основная масса солдат и офицеров сосредоточена в сухопутных силах – 125 тыс. Около 35 тысяч человек служат в ВВС и ПВО, а на флоте занято всего 12-15 тысяч.

В составе сухопутных сил Израиля имеется ок. 3600 танков (израильские «Меркава», американские M-60 и т.д.), а также более 10 тыс. бронетранспортеров, машин пехоты и пр. легкой бронетехники. Также в распоряжении сухопутных войск есть 212 систем залпового огня, 450 орудий различного калибра и более 1200 противотанковых комплексов.

Основу израильских ВВС составляют американские истребители F-15 и F-16 в количестве более 350 бортов. Также имеется более сотни ударных вертолетов AH-1 и AH-64 различных модификаций. Транспортные задачи выполняют около 230 самолетов и вертолетов, в основном американского производства. На вспомогательных ролях в ВВС Израиля находится десяток типов беспилотных летательных аппаратов израильской и зарубежной разработки.

ПВО Израиля, как и в Иране, относится к ВВС. Именно в этих войсках и служит большая часть личного состава – около 20 тысяч человек. В войсках ПВО Израиля имеются зенитно-ракетные комплексы от переносных Stinger до «полноценных» MIM-23 Hawk и MIM-104 Patriot. При этом, израильские «Хоки», в отличие от иранских, прошли модернизацию до самой новой версии. Также в ПВО Израиля имеются противоракетные комплексы Arrow (они же «Хома» или «Хец-2»), предназначенные для перехвата тактических баллистических ракет.

Флот Израиля сравнительно невелик. Это 4 немецкие подводные лодки типа «Долфин», 3 корвета «Саар 5», 10 ракетных катеров «Саар 4» и «Саар 4.5» и более 30 сторожевых катеров различных типов. Корабли и катера строились в Израиле, США и ЮАР.

Исходя из количественных и качественных показателей, можно заявить о примерном паритете войск Израиля и Ирана. Первый имеет преимущество в авиации и бронетехнике, второй – в живой силе. Таким образом, наиболее вероятным сценарием войны между этими странами выглядит то, что было в Ираке в 2003-04 годах. Т.е. авиация Израиля «утюжит» иранские позиции, а после этого в наступление идут танки и пехота. Наступление идет бодро, но в итоге останавливается на границе городов, где «Меркавы», «Зельды» и «Ахзариты» встречаются с большим количеством засад в зданиях. Если и удастся взять населенный пункт, никто не сможет гарантировать спокойной жизни теперь уже в тылу – 12 миллионов «Басиджа» это, мягко говоря, немало: партизанская война обеспечена. А если будет так, то больших потерь не удастся избежать обеим сторонам.

Почему именно Израиль должен пойти в наступление? На данный момент Иран ограничивается только жесткими высказываниями в адрес Иерусалима, а те эксперты, которые предрекают войну, утверждают, что именно Израиль начнет войну. Но это только мнения, а что будет на практике, полностью характеризуется старой пословицей: поживем – увидим.

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *