Крейсер «Юрий Долгорукий» произвел успешный пуск четырех ракет «Булава»

Один из флагманов Северного флота крейсер «Юрий Долгорукий» впервые выпустил сразу четыре ракеты. Стрелял из подводного положения во время учений в акватории Белого моря. Цель удара находилась за тысячи километров, на полигоне на Камчатке. На кадрах – мощь российской военной техники, блестящая выучка моряков.

Уже в сумерках стратегический ракетный крейсер Северного флота «Юрий Долгорукий» входит в заданный квадрат Белого моря. По сценарию учений экипаж корабля получает приказ приступить к погружению. Весь личный состав, а это больше ста человек, поднят по тревоге.

Огромный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» словно отдельный гарнизон. Первый атомный ракетоносец четвертого поколения способен продержаться в автономном плавании 90 суток. На борту самое современное вооружение: торпедные установки, а также новейшие ракеты с гиперзвуковыми ядерными боеголовками «Булава».

Командир корабля еще раз проверяет работу всех систем, начинается обратный отсчет. С интервалом в несколько секунд ракеты выходят из воды. Впервые для такого количества ракет этого класса применяется залповая стрельба.

По заданной траектории межконтинентальные баллистические ракеты направляются на восток. От квадрата в Белом море, где производились пуски, до испытательного полигона Кура на Камчатке более пяти тысяч километров. Но для гиперзвуковых ядерных боеголовок полет занимает меньше 14 минут.

Все четыре ракеты попали точно в цели. Для «Булавы» это уже 29 пуск по счету, предыдущий раз по камчатскому полигону крейсер «Юрий Долгорукий» стрелял из Баренцева моря прошлым летом. Сама ракета выглядит довольно грозно, хотя и является самой легкой в своем классе – при массе в 36 тонн ее длина более 12 метров. Площадь поражения составляет три с половиной гектара — территория пяти футбольных полей.

Ракета состоит из четырех ступеней: трех топливных и одной боевой. Помимо жидкого горючего используется еще и твердое топливо, оно считается более эффективным и безопасным.  Поочередно двигатели отделяются от основной части, уже на 90-й секунде полета «Булаву» к цели ведет третий, самый последний двигатель. Благодаря современной системе управления боевую часть ракеты контролируют сразу несколько спутников ГЛОНАСС, поэтому и радиус отклонения незначительный.

«Булаву» разрабатывали специально для подлодок проекта 955 «Борей», к которому как раз относится подводный крейсер «Юрий Долгорукий». После успешного пуска субмарина вернется в порт своей постоянной дислокации.

www.1tv.ru

В чем уникальность залпового пуска ракет «Булава»

ВМФ России успешно провел залповый пуск четырех ракет «Булава» с РПКСН «Юрий Долгорукий». Эта операция напоминает уникальные испытания, проводившиеся еще во времена позднего СССР и не превзойденные до сих пор ни в России, ни за ее пределами. В чем сложность залпового пуска и какова цель таких испытаний?

Министерство обороны в среду опубликовало видео успешного залпового пуска четырех баллистических ракет «Булава» с подводного крейсера «Юрий Долгорукий». Залп был произведен во вторник из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Залповая стрельба таким количеством ракет на подводных крейсерах этого типа выполнялась впервые.

Залповый пуск можно считать единственной по-настоящему полноценной формой испытаний запуска ракет морского базирования. Ведь именно таким образом они предназначены для запуска в боевых условиях, но это требует специальной выучки и квалификации экипажа. В то же время такие испытания достаточно дорогостоящие, поэтому редки.

«Юрий Долгорукий» – головная лодка проекта 955 «Борей». В эту же серию входят «Александр Невский» и «Владимир Мономах». «Борей» – серия ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) четвертого поколения, первый из них был спущен на воду в 2008 году. С 1998 года этот класс подлодок был сориентирован на оснащение МБР «Булава» (по 16 пусковых установок на субмарине). На данный момент три таких подлодки введены в боевой состав флота, еще пять строятся и запланировано создание еще более 20 подводных крейсеров.

Из 32 пусков «Булавы» 7 были неудачными, а в конце 2000-х годов будущее ракеты и вовсе оказалось под вопросом. Сначала три неудачных запуска произошло в 2006 году, потом еще три в 2008–2009 годах. То есть к тому моменту половина пусков была неудачной. Причиной сбоев во время испытаний стали проблемы в технологии сборки. В результате испытательные пуски были отложены и возобновились лишь в конце 2010 года.

Из-за этого эксперты активно критиковали ракету, называя ее порой даже аферой. В оправдание главный конструктор «Булавы» Юрий Соломонов жаловался на отсутствие в стране 50 видов критических для производства ракеты материалов и несоблюдение смежниками технологии при изготовлении комплектующих. Однако исправить ситуацию все же удалось. Последующие пуски «Булавы» проходили почти безукоризненно, что позволило выйти на ее залповые испытания.

Испытательные пуски ракеты «Булава» с подлодок серии «Борей» начали осуществляться с 2011 года. Они преимущественно проходили успешно. Так, летом прошлого года был выполнен пуск «Булавы» с «Юрия Долгорукого». Боевые блоки МБР выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили заданные цели на полигоне, отмечало РИА «Новости». В 2015 году залп уже двумя «Булавами» успешно выполнила АПЛ «Владимир Мономах».

Новая осечка произошла в сентябре 2016 года – залп с «Юрия Долгорукого» оказался успешным лишь частично. Вторая ракета после выполнения первого этапа программы полета самоликвидировалась. Кроме того, полностью неудачный запуск «Булавы» был произведен в сентябре 2013 года. Тогда на второй минуте полета ракеты произошел сбой в работе ее бортовой системы, в автоматическом режиме прошла команда на выключение двигателей, и ракета рухнула в океан.

Это вновь сгустило тучи над проектом – после данного инцидента глава Минобороны Сергей Шойгу принял решение о приостановке государственных испытаний РПКСН «Александр Невский» и «Владимир Мономах» и проведении пяти дополнительных пусков ракет «Булава». Позже эксперты, расследовавшие неудачный пуск баллистической ракеты, вновь назвали причиной аварии нарушение технологии при производстве.

С учетом непростого жизненного пути «Булавы» само по себе лишнее успешное испытание – уже хорошая новость. Залповая же стрельба аж четырьмя данными ракетами на подлодках типа «Борей» и вовсе уникальное событие.

«Запуск четырех подтверждает и надежность ракетного комплекса, и надежность собственно самих ракет, и слаженность работы корабельно-боевого расчета. И если поступит приказ запустить по какому-то объекту не одну ракету, а пять или шесть – наши смогут. Это подтверждает высокую боевую готовность ракетного подводного крейсера «Юрий Долгорукий», – заявил подводник, вице-адмирал Анатолий Шевченко.

«В чем сложность залповой стрельбы? Дело в том, что вес ракеты – порядка 45 тонн, и когда она выходит из лодки – в шахту поступает вода. И удержать лодку в стартовом коридоре порядка плюс/минус 45 метров под водой – это главная задача. Курс, скорость и глубина должны быть в соответствующих пределах. И когда ракеты уходят с интервалом 7,5 секунды – это задача сложная. Решают ее не люди, решает ее автоматика, и если люди не вмешиваются – то все проходит успешно», – рассказал руководитель Клуба моряков-подводников, капитан I ранга запаса Игорь Курдин

.

Все сложности, которые связаны с залповым выпуском ракет, остаются прежними: это дорогое удовольствие и это очень сложная работа, объяснил писатель-маринист, офицер-подводник, капитан I ранга запаса Николай Черкашин. Нужна «слаженность какого-то часового механизма»: чтобы никто никого не подвел, чтобы лодка четко выдержала залповый коридор, чтобы ракетчики подготовили ракеты к старту безо всяких проволочек и отказов. Таким образом, подобные испытания – хорошая проверка как для самой техники, так и для личного состава и командования. Испытания максимально приближены к боевым условиям.

«Особой разницы между учебными стрельбами и стрельбами в боевых условиях нет. Разве что в боевых условиях командир и экипаж всегда должны помнить, что задача вероятного противника – предотвратить этот залп и уничтожить нашу подлодку еще до того, как она выпустит свои ракеты. Потому в боевых условиях экипаж должен быть готов к организации противоторпедной защиты и контратаке подводных лодок», – заключил Курдин.

Кроме того, залповый пуск МБР – это и сигнал для вероятного противника. «Вероятному противнику не нравится, когда ракеты летят залпом, потому что вероятность срабатывания защиты ПРО снижается», – указал Черкашин.

Черкашин и Курдин также напомнили, что подобная операция впервые проведена с ракетами «Булава», однако и до «Булавы» были запуски с несколькими ракетами. «Все-таки это не впервые в истории. Подобные запуски осуществлялись в советском военно-морском флоте как минимум дважды», – указали эксперты.

Действительно, мировой рекорд по залповому пуску баллистических ракет был установлен ВМФ СССР, который проводил учения «Бегемот» и «Бегемот-2». Производился залповый последовательный пуск 16 МБР – всего боезапаса – с минимальными интервалами между ракетами с субмарины в подводном положении. Правда, в 1989 году первая операция закончилась неудачей, зато в 1991 году запуск полного боекомплекта 16 МБР с борта АПЛ К-407 «Новомосковск» удался. Тогда были запущены две боевых Р-29РМ и 14 эквивалентных по баллистике ракет-макетов. «Это абсолютно уникальная история для всего мира, потому как подобных пусков больше не было ни у нас, ни у наших вероятных противников», – резюмировали Черкашин и Курдин.

agitpro.su

пуск «Булавы» был частью масштабных 2-месячных учений в Заполярье » Военное обозрение

Минобороны завершило масштабные 2-месячные учения в Заполярье, в ходе которых военные отражали удары авиации, беспилотников и крылатых ракет «противника» от Баренцева моря до Чукотки, а затем нанесли удар баллистическими ракетами «Булава», сообщают Известия со ссылкой на источник в военном ведомстве.
«Задачей учений стала проверка готовности частей и соединений Объединенного стратегического командования «Север» (ОСК «Север») по защите северных регионов России от различных угроз, начиная от массированных ракетно-авиационных ударов вероятного противника и заканчивая высадкой десантов и разведывательно-диверсионных групп. Также была проверена вся военная инфраструктура, созданная за последнее время в Арктике. Помимо самого ОСК «Север», к учениям привлекались силы и средства Воздушно-космических сил России из других регионов, включая дальнюю авиацию. Все поставленные задачи в ходе учений были отработаны, а полученный результат признан успешным», – рассказал источник.

Учения были разделены на штабную и практическую части.

«Первоначально проводились командно-штабные учения, в ходе которых Генштаб и командование ОСК «Север» отработало на картах (без привлечения личного состава и военной техники) со штабами и командирами бригад, дивизий и полков разные задачи. Но также были проведены и реальные боевые стрельбы, пуски ракет, в том числе и крылатых. Корабли и подводные лодки вышли в море, самолеты поражали учебные цели, а морская пехота и мотострелковые части и подразделения вышли на полигоны, где отработали поставленные задачи, в том числе и с боевой стрельбой», – пояснил собеседник.

Газета напоминает, что кульминацией практической части учений стал залповый пуск с борта атомной подлодки двух МБР «Булава» по дальневосточному полигону Кура. Одна ракета успешно поразила цели, другая самоликвидировалась после старта.

Военный историк Дмитрий Болтенков: «Даже во времена СССР между Баренцевым морем и Чукоткой не было столь мощной группировки из средств ПВО, боевых кораблей, подводных лодок, ударных самолетов, мотострелковых бригад и частей морской пехоты. До сих пор ни у СССР, ни у России не было опыта организации обороны севера страны от масштабного удара противника, оснащенного современными высокотехнологичными средствами, включая беспилотники и крылатые ракеты. Последние годы Минобороны не только создавало уникальную арктическую инфраструктуру, но и училось защищать север России. Нынешние учения позволили не только проверить проделанную работу, но и определить дальнейшие пути развития российской арктической группировки».

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *