Гравитационные «пушки» средневековья. Для всех и обо всем Пушка средневековая

Пока одни люди строили первые города и крепости, чтобы спокойно спать по ночам, другие тут же начали придумывать различные приспособления, чтобы их разрушить. Самый простой, но в тоже время и самый надежный способ, чтобы пробить стену или ворота и затем начать убивать и грабить мирных горожан — таран. По сути, это обычное бревно, на рабочий конец которого насаживалась металлическая болванка. Так как держать на весу его было крайне неудобно, таран ставили на колеса или подвешивали к специальным рамам. Однако осажденные не смотрели молча, как супостат долбит их городские ворота, а лили сверху кипяток и смолу, швыряли увесистые камни. Поэтому тараны стали закрывать защитными крышами из досок, а чтобы их не подожгли, покрывали шкурами или тканью, перед штурмом обильно смоченными водой. Порою такое сооружение было настоящей передвижной избой, с бойницами, иногда даже лавками для отдыха запасной смены «забойщиков», поскольку раскачивать таран — дело весьма утомительное.

Если штурм предполагался серьезным, осаждающие часто использовали осадные башни гелеполы — многоэтажные сооружения, задача которых состояла в том, чтобы защитить пехоту во время продвижения к стенам и помочь ей взобраться на них.

Но и осаждаемые были не лыком шиты — они тоже проявляли находчивость. Например, перед тараном они спускали со стены связку мешков с шерстью или соломой; понятно, что бить бревном в эту подушку было бесполезно. Кое-где со стен внезапно спускались механические крюки или «клещи» (бревна-рычаги с различными захватами), которые цепляли и переворачивали осадную технику противника. Самым известным мастером античной военной техники, как осадной, так и противоосадной, был знаменитый Архимед, один из самых известных «воспитанников» александрийского Мусейона . Его манипуляторы в Сиракузах, как повествуют легенды, приподнимали даже громадные штурмовые корабли римского флота. Впрочем, легенды часто преувеличивают.

Грандиозные мясорубки, в которые превращались сражения древности, уже тогда поддерживались выстрелами из всевозможных метательных орудий. Их использовали для того, чтобы запустить на голову укрывшегося в крепости врага камень или горшок с горящей смесью, разрушить ударами массивных снарядов стены или башни, уничтожить корабль или поразить закованную в доспехи тяжелую пехоту противника.

По конструктивному принципу метательные машины делились на три основных типа. К первому относились тенсионные — использующие энергию упругого согнутого плеча. Прародителем этого типа машин был ассирийский гастрафет («брюшной лук»), представлявший собой примитивный арбалет. Для превращения в настоящую метательную машину его поставили на специальную станину и добавили механизм заряжания.

Основой одноплечевых тенсионных машин, таких, как средневековый стреломет спрингалд (Springald), была вертикально укрепленная упругая доска (или пакет досок, скрепленных наподобие автомобильных рессор), которые оттягивались, отпускались и били по хвосту уложенной стреле (их могло быть несколько), запуская их в полет. При всей простоте конструкции хороший спрингалд мог метать тяжелые стрелы на несколько сотен метров.

Но в античном мире более популярными были торсионные машины, использующие энергию скрученного жгута волос или жил. Причем наибо

kiddyclub.ru

Средневековые пушки — Курилка — Arkaim.co

Пороховые монстры: шар, бочонок и живая Мурка

«В статьях из серии «Пушки Средневековья» вы рассказывали о разных проектах странного и необычного оружия. А какие еще пороховые проекты были придуманы в те далекие времена?», пишет наш читатель Игорь Полозов.
А вот какие. Но начнем издалека.
В первой половине XVI века главнокомандующий турецким флотом Хайреддин Барбаросса создал на территории современного Туниса военно-морскую базу и развернул активную пиратскую деятельность. В ответ император Священной Римской империи Карл V Габсбург объявил новый Крестовый поход — так началась Тунисская война.

Одного из ее ветеранов звали Франц Хельм (Franz Helm), и он был известен как мастер артиллерии. Основываясь на личном боевом опыте, он написал труд по применению порохового оружия.
Изначально труд Франца Хельма существовал в форме рукописи, но, в 1625 году, появилась его печатная версия под названием «Die Prinzipien der Waffen oder Buch Kriegsmunition und Artillerie-Buch». На русский язык это можно перевести как «Принципы вооружения или книга военных боеприпасов и артиллерии».
Один из методов, описанных мастером Хельмом, привлекает внимание своей нестандартностью.

Летающая кошка Франца Хельма

Открываем главу с животрепещущим названием «Чтобы поджечь замок или город, который вы не можете достигнуть иначе». В ней описывается весьма любопытный и странный способ применения животных:

На рисунке мы видим голубя и кошку, с закрепленными у них на спинах снарядами. О том, что эти снаряды являются реактивными, свидетельствуют языки пламени и клубы дыма, вырывающиеся из них.

Снаряды эти нарисованы очень массивными не просто так — в описании говорится, что он должен быть сделан из толстостенной меди или же бронзы.
Франц Хельм уверял, что «модернизированное» животное, заранее обученное осадных дел мастером, отправится через крепостную стену и наведет за ней панику и пожары. К сожалению, нет статистики, сколько животных пострадало таким образом. Но, даже на бумаге, идея явно не слишком удачная.

Аргумент «против»

Историк Митч Фраас из Университета Пенсильвании настроен скептически: он пишет, что животные, скорее всего, вернулись бы в лагерь, где их кормили и откуда они были запущены. И тому есть косвенное подтверждение в истории Великой Отечественной войны.
Советскими войсками применялась так называемая «собака-истребитель танков» — специально выдрессированная собака с закрепленным на ее спине детонационным зарядом.

Принцип действия такой живой мины понятен из видео. Собака забиралась под танк, при этом детонатор (деревянный штырь длиной около 20 см на спине у собаки) складывался набок и заряд на собаке взрывался. Правда, к 1942 году от противотанковых четвероногих мин отказались — многие собаки возвращались в расположение собственных войск, где находили уютный, но уже советский, танк и взрывали его.

Предшественники летающей кошки


Месть княгини Ольги древлянам. Птичка, нарисованная сидящей на башне, принесла в Искоростень огонь

Кстати, мастер Хельм был не первым, кто предложил использовать животных для поджога и устрашения противника.

  • Библейский Самсон терроризировал филистимлян, сжигая их посевы, пуская лисиц с горящей паклей на хвостах.
  • Македонский царь Антигон II Гонат в 266 году до н. э., приказал выпустить в сторону боевых слонов противника горящих заживо свиней. Визг и пламя привели слонов в ужас, что стоило жизни сотням солдат и завершилось полным срывом атаки.
  • В 1398 Тамерлан под Дели повторил этот эпизод, но заменил свиней верблюдами.
  • Княгиня Ольга жестоко отомстила древлянам, спалив их столицу Искоростень, выпустив на город голубей с горящими фитилями на лапках.
  • Схожую легенду о сожжении неприятельского поселения с помощью птиц излагает в своем сборнике устных скандинавских преданий Саксон Грамматик (XII век).
Но одно дело, горящая свинья или небольшой тлеющий фитиль на лапке голубя, и совсем другое дело — тяжелый металлический сосуд. Тем более, закрепленный на спине весьма своенравного животного – кошки.
Вы пробовали положить на кошку хотя бы носок?
Мы, ради эксперимента, положили.
Благо, кошками и носками располагаем в достаточном количестве. Кошка, даже под ничтожным весом, ложится и отказывается двигаться. А уж голубь с подобным грузом вообще не сможет взлететь!

Вальтер Литцельманн и его ракетное оружие

Поистине достойный подарок сделал герцогу Вильгельму V Баварскому его мастер-фейерверкер Вальтер Литцельманн (Walther Litzelmann). Рукопись «Artilleriebuch» (1582) включала следующие разделы:

  • фейерверки для увеселения,
  • метательные и зажигательные снаряды на основе фейерверков,
  • стандартное штурмовое артиллерийское оборудование,
  • постройка и укрепление полевых фортификаций
  • изготовление и хранение различных селитряных составов.
Детальное описание и грамотные рисунки делают этот труд находкой как для историка, так и для праздного любителя истории.
Оставим главы с весьма эпатажными и зрелищными фейерверками, и займемся боевым применением. Начиная с главы четвертой работа Литцельманна посвящена военному делу. Именно в этой главе, описываются вещи, которые обогнали свое время.

Многоступенчатые ракеты

Ракеты, с заточенным основанием, использующиеся как самостоятельный снаряд для поражения живой силы. Удивляет система разделения ступеней, используемая, как и в современном ракетостроении, для облегчения основного снаряда. А так же (видно, что отделившие ступени горят), для создания масштабных пожаров.

Зажигательные шары с крючьями и шипами

Идея подобных живых снарядов приводится для сравнения и представляется в весьма сомнительном свете, на фоне общих руководств »Artilleriebuch». В этой же главе описаны и показаны разрывные и зажигательные шары-снаряды, снабженные крюками и шипами.

Подобные снаряды массово использовались в Тридцатилетней войне, где ими стреляли из требюше и им подобных осадных механизмов.
Поражает воображение зажигательный шар на собственной реактивной тяге. Вот только КПД пороховых составов того времени ставит под сомнение то, что подобны реактивные шары могли взлетать сами.

Пороховые стрелы

Так же мастером Литцельманном приводятся изображение пороховых стрел – снарядов, несущих на себе зажженный заряд пороха. Предполагалось, что подобные снаряды будут эффективны при использовании против конницы (лошади испугаются доставляемых стрелами хлопушек) и поджогов.

Булава со взрывчаткой

Отдельная глава и особое внимание уделяется снарядам, называемым Sturmhäfen. Больше всего, по внешнему виду и способу применения напоминают ручные гранаты XIX – XX веков. Они представляют собой пороховой заряд с фитилем, усиленный осколочными элементами и шипами на рукоятке, для удобства метания.

Так же приводятся версии, большие по размеру и напоминающие булавы, предназначенные не только для метания, но и для ближнего боя.
Вы только представьте себе снаряд, которым можно сначала использовать в рукопашной, а потом, широко размахнувшись, метнуть в толпу противника. И это за двести с лишним лет до масштабного применения фитильных гранат. Задокументированное применение подобного, но в крайне ограниченном виде, относится к Тридцатилетней войне.

Громовые бочонки

Последним необычным применением пороховых зарядов в данном кодексе являются громовые бочонки Sturmfässer.
Идея их использования тоже крайне не стандартна. Литцельманн, уже предлагавший использовать реактивную тягу в других устройствах, предполагал, что такой бочонок до цели будет двигаться за счет реактивных струй, вырывающихся из симметрично направленных отверстий в его корпусе.
Поражающим элементом данного снаряда должно было стать пламя из отверстий, а так же бризантный снаряд в центре бочонка. Но, как уже упоминалось по отношению к реактивному огненному шару, КПД дымного пороха просто не позволят двигаться подобным образом снаряду.

Какой из всего этого вывод?

А вот какой. Военные кодексы и арсенальные книги Высокого Средневековья, сохранившиеся до наших времен, являются крайне ценными артефактами, содержащими в себе источник на материальную часть для военной реконструкции.
Но, как и с любым источником, будь он текстовый, скульптурный или же изобразительный, с ними нужно обращаться осторожно. Довольно часто средневековые авторы, не смотря на серьезность их работ, дают выход своему буйному воображению, заблуждаясь сами и вводя в заблуждение потомков.
Часть же их идей просто опережала свое время, и, в связи с недостатком знания и материалов, не смогла быть реализована, но легла в основу современных изделий.
Список литературы:

  • W. Boeheim. Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders. Leipzig, 1890.
  • Rainer Lang, Franz Helmet and his «Buch von den Kunsten probierten. Wiesbaden, 2001.
  • Mitch Fraas. A rocket-cat? Early Modern Explosive. Penn Libraries Blog, 2013.
  • Инженерные войска города-фронта. Сборник воспоминаний ветеранов инженерных войск. Ред. генерал-лейтенант-инженер Ф. М. Грачев и др. Л., Лениздат, 1979;
Фото — Андрей Бойков

http://ludota.ru

arkaim.co

Самоделки

Требюше (требушет) — это метательный механизм наших предков. Длинный рычаг вращался между двумя высокими стойками и имел на одном конце тяжелый груз-противовес, а на другом специальную пращу для укладки в нее снаряда.


Снарядом мог служить большой камень, бочка с зажигательной смесью или, как в фильме Пола Верхувена «Плоть и кровь», куски зараженного мяса. Специальным воротом длинное плечо рычага со снарядом притягивалось к земле и отпускалось, в результате чего, тяжелый груз на коротком плече рычага заставлял пращу взмывать вверх и далеко забрасывать расположенный в ней снаряд. Применялся требушет для бомбардировки вражеских укреплений, замков, находящихся за высокими стенами.

А теперь сделаем его из простой бумаги.

Модель относится к категории сложных, поэтому обязательно изучите все фотографии перед сборкой. После изготовления каждой детали, предварительно подгоните элементы друг к другу без клея. Для этого напечатайте два листа с планом расположения деталей — 8 и 9.
Все склеиваемые поверхности закрашены таким образом, чтобы не появлялись белые полосы после склейки.
Модель полностью функциональна и работает так же, как и ее прототип, но надо иметь ввиду, что бумага уступает по прочности дереву и после нескольких выстрелов ваш требушет может выйти из строя.

1. Напечатайте все выкройки на листах А4 плотностью 160 — 180 грамм. Листы с планом расположения деталей можно печатать на любой бумаге, так-как они будут использоваться только на стадии изготовления.

2. Склейте листы с планом, как показано на рисунке 4. НЕ ПРИКЛЕИВАЙТЕ ДЕТАЛИ К ПЛАНУ.

3. Следующим шагом вырежте детали A, B, C, D и E1, E2, E3, E4. Соберите их, как показано на рисунках 1, 2, 3.

4. Соберите основание, как показано на рисунках 4, 5, 6. Обратите внимание, что у бревен различная длина. Пользуйтесь для правильной сборки ранее напечатанным планом.

5. Соберите вертикальные части требушета F, G, H, I, J, как показано на рисунках 7, 8, 9. Сначала приклейте длинное вертикальное бревно F (черной точкой наружу, это шляпка гвоздя). Затем присоедините две подпорки G слева и справа. Далее длинное бревно H (на одном из бревен H лестница). Такую же конструкцию приклейте с другой сторону требушета.

6. Соедините детали I и J. Приклейте их к собранной вертикальной структуре. Сверяйтесь с фотографией готового требушета. Обращайте внимание на черные точки (шляпки гвоздей), как на ориентиры.

7. Соберите две детали K, как показано на рисунках 10 и 11. Пока не приклеивайте их на место.

8. Теперь соберите главный рычаг требушета, деталь L. Для усиления рычага можно предпринять следующее:

  • склеить рычаг из двух слоев бумаги;
  • использовать две серебряные детали, вставить одна в другую, склеить вместе и поместить эту прекрещенную конструкцию внутрь рычага;
  • два маленьких цилиндра, выкройки которых находятся на одном листе с деталью L, приклеить в месте, где проходит ось вращения;
затем надо заклеить концы рычага маленькими коричневыми квадратами.

Крюк на конце рычага склеен из пяти слоев бумаги. Сделайте маленькое отверстие на конце рычага, прежде чем вклеивать крюк.

9. Сверните ось S, но не склеивайте ее. Ось должна точно входить в отверстие рычага. Если она получается слишком толстой, отрежте немного бумаги и попробуйте снова. Если ось входит в отверстия свободно, склейте ее. Для усиления оси можно вставить внутрь рулона спичку.

10. Склейте ось S с деталью K, протолкните ось в центральное отверстие рычага и приклейте к ней другую часть K. Убедитесь ,что все три части хорошо приклеены друг к другу и не приклеены к рычагу.

11. Вставьте полученную конструкцию между двумя вертикальными стойками и приклейте, как показано на рисунке 12. Приклейте «металлические полосы» (на листе с деталью J). Они немного длинней, чем надо, поэтому их можно обрезать ножницами.

12. Соберите противовес, используя детали M и N, как показано на рисунках 13, 14, 15. Деталь R — это ось противовеса. Сборка, как в пункте 9. Совместите отверстия противовеса и рычага, вставьте ось и приклейте ее к детали M, но не к рычагу. Можно утяжелить противовес, вклеив внутри него несколько металлических шайб. «Металлические полосы» наклеиваются на противовес в два слоя.

13. Соберите вращающиеся барабаны O и P, как показано на рисунке 18, Используйте детали T и U в качестве осей. Два маленьких рычага для натяжения троса могут быть вклеены или просто вставлены в отверстия барабанов. Если вам нужна полностью действующая конструкция, не вклеивайте их.

14.  Соберите желоб Q. приклейте его к маленькой перекладине в основании требушета, как показано на рисунке 18.

15. Соберите два шкива из деталей V (сборка изображена на листе с рисунком сборки сети сети). Сделайте маленькую сеть с помощью детали W, как показано на рисунках 19, 20, 21. Соедините «металлическое кольцо» к веревке на одном конце сети. Это кольцо надевается на крюк в торце рычага. Соедините веревку на другом конце сети, как показано на фотографии собранного аппарата.

16. В завершение сборки добавьте еще две веревки. Одна из них идет от конца рычага до его середины. Вторая присоединена к вращающимся барабанам. Не забудьте пропустить веревки через шкивы до склеивания последних и до того, как веревки будут привязаны. Скрутите маленькую ось из маленького серебряного квадрата, который находится слева от детали V. Приложите веревку к этой оси и вставьте ось в отверстия двух шкивов. Это спусковой механизм. Просто дерните за веревку и требушет сработает.

Выкройки требушета (6 Мб):



www.teafortwo.ru

Средневековые пушки (2): стрельба из локтя

Трактат «Краткое изложение военного дела» античного римского военного историка и теоретика, Публия Флавия Вегеция Рената был крайне популярен в Средневековье.

Вегеций — именно так, сокращенно, звучит его имя — не только сделал обзор современного ему военного искусства Рима, но и разработал ряд предложений по реорганизации армии. Труд получился крайне фундаментальный. В него вошли система боевой подготовки римских легионеров, вооружение и строевая подготовка, тактика и советы по ведению войны, организации обороны и осад крепостей, а так же советы для полководца, сражающегося в море.

В силу того, что сам трактат состоял из четырех частей, в средневековой Европе он существовал под названием «Четыре книги о рыцарстве». Каждый, более-менее значимый правитель имел свою собственную версию «Четырех книг».

Но эти версии часто дополняли и исправляли труд самого Вегеция в области политических акцентов и технических приспособлений. Причем часто они оказывались столь круты, что имена дополнителей впору было ставить на обложку. Так, в версии «Vier Bücher der Rytterschafft» (1511) из Ирфурта, в редакции некоего Вильгельма Биретта (Wilhelm Birett), изображены и описаны весьма интересные средневековые пушки — предметы, явно неизвестные Вегецию.

Одно из первых удивительных изображений артиллерийского орудия в трактате – это «локтевое орудие» (Ellenbogengeschütz) (см. рисунок ниже и слева). Нестандартная V-образная форма обуславливается попыткой увеличить скорострельность. Предполагалось, что пока из ствола, направленного вертикально, производится выстрел, ствол, направленный горизонтально заряжается.

Не известно, применялась ли эта идея владельцем этой версии «Четырех книг о рыцарстве», но отсутствие изображений подобных орудий в других кодексах и среди сохранившихся артиллерийских парков говорит о том, что идея подобной скорострельности не нашла отклика среди артиллеристов.

Вторая средневековая пушка, украшающая собой «Vier Bücher der Rytterschafft», приведена на следующем рисунке. Она напоминает стреляющую башню из одной старой компьютерной игры — видимо создатели были не чужды военной истории.

Впрочем, это не просто пушка, а целая артиллерийская система из восьми мортирок на вращающемся диске!

Предполагалось, что она позволит использовать целых два режима огня. Первый — вращение стволов, что придаст ей невероятную для своего времени скорострельность. Второй — при отключенном вращении, позволит одновременно вести огонь в нескольких направлениях.

Нам увы не известно, применялось ли подобное на практике. Но именно по такому принципу, спустя четверть тысячелетия,  была изготовлена мортирная батарея А.К. Нартова:

proshloe.com

Самое необычное оружие средневековья — marya_iskysnica — LiveJournal

Считается, что люди со временем изобретают всё более изощрённые и безумные способы истребления друг друга. Но, надо признаться, что и несколько веков назад наши предки демонстрировали в этом вопросе изобретательность, достойную куда лучшего применения.

Этот щит-пистолет предположительно принадлежал телохранителю Генриха VIII. В сущности, это обычный деревянный щит, но с отверстием для дула пистолета.
Сокрушитель мечей. Зубцы по обе стороны предназначались для того, чтобы захватить меч противника и затем сломать одним резким движением кистью руки.

Кинжал с двумя дополнительными лезвиями на пружинах, которые появлялись при нажатии на кнопку на рукоятке.

Утренняя звезда – под этим романтическим названием подразумевались дубины с шипастым ядром на цепи.

Фрондибола – осадное орудие в виде рычага, на одном которого закреплялся груз-противовес, а на другом – снаряд.

При помощи фрондиболы бросали самые разные снаряды, включая трупы мёртвых животных. Они использовались, чтобы распространить заразу за стенами замка.

Серпоносная колесница с лезвиями на каждом колесе резала врагов на части, просто проезжая мимо.

Хунга-мунга – метательное оружие народов Африки, представляющее собой железный многолезвийный нож или клинок причудливых очертаний.

Кальтроп – средневековый вариант противопехотных шипов, которые предназначались для замедления продвижения кавалерии противника.

Кулеврина – огнестрельное оружие для всадников, предок мушкета и пушки.

Греческий огонь – горючая смесь, которую византийцы использовали в морских битвах. Состав смеси неизвестен.

Кипящее масло выливали на головы захватчиков, пытавшихся проникнуть в крепость. Если масла оказывалось недостаточно, в ход шёл кипяток.

Хеллбёрнер – средневековое оружие массового поражения. Это были корабли, которые взрывались, приближаясь к кораблям противника.

Мэнкетчер – использовался для того, чтобы сбрасывать противника с коня. Часто при помощи этого орудия брали в плен членов королевской семьи, чтобы получить за них выкуп.

Железная лапа Архимеда – подъемная машина, своего рода кран, выступающий за городскую стену и оснащенный противовесом. Когда римский корабль пытался пристать к берегу около Сиракуз, этой «лапой» захватывали его нос, приподнимали и переворачивали.

Мёртвые тела. Глядя на мирный пейзаж внизу, ничего дурного и не заподозришь. Однако в воде скрывается смертельная опасность – тела умерших. Их бросали в воду, чтобы враги, утолив жажду, заболевали опасными болезнями ещё до того, как подойдут к стенам крепости.

Щит-фонарь – соединял в себе множество функций. Кроме встроенного фонаря, он мог быть оснащён лезвиями, пиками, рукавицей и тд.

marya-iskysnica.livejournal.com

Средневековые орудия пыток

B музее Средневековых орудий пыток.

75 довольно страшных фотографий и много букв про пытки.

КОЛЕНОДРОБИЛКА

Использовалась для раздробления и ломания суставов, как коленных, так и локтевых. Кроме того многочисленные стальные зубья, проникая внутрь тела, наносили страшные колотые раны, вследствие которых жертва истекала кровью.

НЮРНБЕРГСКАЯ ДЕВА

Орудие смертной казни или пытки эпохи Средневековья, представлявшее собой железный или деревянный шкаф-саркофаг, напоминавший по форме фигуру женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. В него помещали обвиняемого, створки дверей закрывали и тело несчастного пронзали десятки острых шипов-кинжалов, расположенных так, что ни один из жизненно-важных органов не был задет, поэтому агония длилась довольно долго. Один из ранних прототипов этого орудия был создан и впервые использован в подземелье секретного суда в Нюрнберге. Первый зафиксированный случай судебного разбирательства с помощью «Девы» относится к 1515 году: наказание постигло виновного в подлоге, который промучился внутри этого пыточного шкафа три дня.


КАЗНЬ ЧЕРЕЗ ПОВЕШЕНИЕ

Этот вид казни считался в прошлые времена (как впрочем и в XX веке) самым позорным. В России его подразделяли на три вида: обычное повешение за шею, повешение за проткнутое крюком ребро, и повешение за ноги. Повешение совершалось обычно на виселице, стоящей на эшафоте, но случалось, что для этой цели использовали дерево или ворота.

Обычно выделяют три вида виселиц характерных для России XVII-XVIII веках: покоем (П), глаголем (Г) и двойным глаголем (Т). В допетровские времена, если казнимый преступник срывался с виселицы, то ему по давней традиции даровали жизнь. В 1715 году этот обычай был отменен: «Палач когда кого имеет повесить, а веревка порветца и осужденный с виселицы оторветца и еще жив будет, того ради осужденный не свободен есть, но палач имеет чин свой (т.е. обязанность) до тех пор то отправлять, пока осужденный живота не лишитца». Когда во время казни декабристов летом 1826 года двое из приговоренных сорвались с виселицы, главный экзекутор приказал их повесить заново и в этом он строго следовал нормам петровского законодательства.

Современник Петра I датчанин Ю.Юль отмечал: «Удивления достойно, с каким равнодушием относятся русские к смертной казни и как мало боятся её… Без милосердия повесили крестьянина. Перед тем, как лезть на лестницу (приставленную к виселице), он обернулся в сторону церкви и трижды перекрестился, сопровождая каждое знамение земным поклоном, потом три раза перекрестился, когда его сбрасывали с лестниц. Замечательно, что будучи сброшен с неё и вися (на воздухе), он ещё раз осенил себя крестом, ибо здесь приговоренным к повешению рук не связывают».

В таком отношении приговоренных к казни видна одна из главных черт русского менталитета.

КАЗНЬ ЧЕРЕЗ ПОВЕШЕНИЕ ЗА ПРОТКНУТОЕ КРЮКОМ РЕБРО.

При этой казни смерть не наступала сразу и преступник мог довольно долго жить. Современники Петра I Ф.В. Берхгольц описывает случай, когда повешенный за ребро преступник ночью «имел столько силы, что мог приподняться кверху и вытащить из себя крюк. Упав на землю, несчастный на четвереньках прополз несколько сот шагов и спрятался, но его нашли и опять повесили точно таким же образом». Эту казнь могли совмещать с другими видами наказания: Никита Кириллов в 1714 г. был повешен за ребро уже после колесования.

МОЛИТВЕННЫЙ КРЕСТ

Этот пыточный инструмент использовался для длительной фиксации преступника в крайне неудобном положении — позе покорности и смирения, что помогало палачам полностью подчинить заключенного своей воле. Пытка «Молитвенным Крестом» в сырых казематах длилась иногда неделями.

По некоторым данным, «Крест» был изобретен в католической Австрии в XVI-XVII вв. Об этом свидетельствует редкое издание «Justiz in der alter Zeit» (Правосудие в старые времена), имеющееся в Музее правосудия в Роттенбурге-на-Таубере (Германия). Подлинная историческая модель хранится ныне в башне Замка в Зальцбурге (Австрия).

ДЫБА

В истории пытки известны четыре разновидности этого наказания:
1. «Виска», т.е. подвешивание пытаемого на дыбе без нанесения ему ударов кнутом была первой стадией пытки.
2. «Встряска» была методом ужесточения «виски»: между связанными ногами преступника продевали бревно, на него вскакивал палач, чтобы сильнее «потянуть ево, дабы более истязание чувствовал».
3. «Развязка в кольца» была разновидностью «виски». Суть пытки состояла в том, что ноги и руки пытаемого привязывали за веревки, которые протягивали через вбитые потолок и стены кольца. В итоге человек висел растянутым в воздухе почти горизонтально. В Западной Европе XVI-XVII вв. это приспособление называли «колыбелью Иуды». К этой категории дыбы можно отнести широко распространенный в Европе «горизонтальный станок».
4. «Битье кнутом на дыбе» было следующей стадией пытки. Палач, связав ремнем ноги пытаемого, привязывал его к стоящему перед дыбой столбу. Таким образом, тело жертвы застывало почти параллельно земле. Затем, к делу приступал «кнутместер», который наносил удары преимущественно от лопаток до крестца.


ПЫТКА ВОДОЮ

Для этой пытки узника привязывали к столбу и на его темя медленно, с расстановкой, падали крупные капли воды. Через некоторое время каждая капля отдавалась в голове адским грохотом, что не могло не побуждать к признанию. Равномерно падающая холодная вода вызывала спазм сосудов головы, тем больший, чем дольше продолжалась пытка. Фиксация воздействия водой на одной точке формировала в теменной области очаг угнетения, который разрастался, захватывая всю кору головного мозга. Вероятно, какое-то значение имела частота падения капель, поскольку считалось, что воде надлежало именно капать, а не литься тонкой струей. Скорее всего, большое значение имела и высота падения капель, отчего зависела сила удара.

Документы свидетельствуют, что эта пытка приводила к тому, что после тяжелых мучений преступник терял сознание. В России так описывали эту пытку: «простригают на голове волосы и на то место льют холодную воду по капле, от чего в изумление приходят». Из истории известно, что в 1671 году такой пытке подвергали Степана Разина.



РУЧНАЯ ПИЛА

С её помощью осуществляли одну из самых мучительных казней, пожалуй, более страшную, нежели смерть на костре. Палачи распиливали осужденного, подвешенного вниз головой и привязанного ногами к двум опорам. Этот инструмент использовался как наказание за различные преступления, но особенно часто его применяли в отношении содомитов и ведьм. Известно, что это «средство» широко употребляли французские судьи при осуждении ведьм, которые забеременели от «дьявола ночных кошмаров» или даже от с самого Сатаны.

КОШАЧЬЯ ЛАПА ИЛИ ИСПАНСКОЕ ЩЕКОТАЛО

Этот пыточный инструмент напоминал железные грабли. Преступника растягивали на широкой доске или привязывали к столбу, а затем раздирали его плоть в клочья.

ДОЧЬ ДВОРНИКА ИЛИ АИСТ

Использование термина «Аист» приписывают Римскому суду Святейшей Инквизиции. Такое же название этому орудию пытки было дано Л.А. Муратори в его книге «Итальянские летописи» (1749). Происхождение еще более странного названия — «Дочь дворника» — неясно, но оно дано по аналогии с названием идентичного приспособления, хранящегося в Лондонском Тауэре. Каково бы ни было происхождение «имени», это орудие является великолепным примером огромного разнообразия систем принуждения, применявшихся во времена Инквизиции.

Положение тела жертвы, при котором голова, шея, руки и ноги были стиснуты единой железной полосой, было изуверски продумано: спустя несколько минут неестественно скрюченная поза вызывала у жертвы сильнейший мышечный спазм в области живота; далее спазм охватывал конечности и все тело. По прошествии времени, стиснутый «Аистом» преступник приходил в состояние полного безумия. Часто, в то время как жертва мучалась в этой ужасной позиции, ее пытали раскаленным железом, хлыстом и другими способами. Железные путы врезались в плоть мученика и становились причиной гангрены, а иногда и смерти.

ФЛЕЙТА-ШУМЕЛКА (ДУДКА КРИКУНА)

Это приспособление обездвиживало голову и руки жертвы. Оно было снабжено большим обручем, охватывающим шею, в то время как пальцы были стиснуты стальными зажимами, причинявшими осужденному нестерпимую боль. Наказание усугублялось тем, что несчастного выставляли у позорного столба перед глумящейся толпой наказание «флейтой» назначалось за клевету, сквернословие, ересь и богохульство. Чем-то напоминает вувузелу.

ВИЛКА ЕРЕТИКА

Этот инструмент, действительно, напоминал двустороннюю стальную вилку с четырьмя острыми шипами, вонзающимися в тело под подбородком и в районе грудины. Она плотно крепилась кожаным ремнем к шее преступника. Эта разновидность вилки использовалась в судебных разбирательствах по обвинению в ереси и колдовстве, как впрочем, и при обвинении в обычных преступлениях. Глубоко проникая в плоть, она причиняла боль при любой попытке пошевелить головой и позволяла говорить жертве только неразборчивым, еле слышным голосом. Иногда на вилке можно было прочесть латинскую надпись: «Я отрекаюсь».


РОГАТКИ

Первое упоминание о «рогатках» в России относится к 1728 году, когда обер-фискала М. Косого обвинили в том, что он держит у себя дома арестованных купцов, «вымысля прежде небывалые мучительные ошейники железные с длинными спицами».

Рогатки известны двух типов. Одни сделаны в виде замыкающегося на замок широкого металлического ошейника с прикрепленными на не длинными железными шипами. Современник, видевший их в 1819 году в женской тюрьме так описывал это приспособление: «Спицы длиной в восемь дюймов, так вделаны, что они (женщины) не могут ложиться ни днем, ни ночью». Рогатки другого типа состояли «из железного обруча вокруг головы, замыкающегося с помощью двух цепей, которые опускались вниз от висков под подбородок. К этому обручу было приделано перпендикулярно несколько длинных шипов».

СКРИПКА СПЛЕТНИЦ

Она могла быть деревянной или железной, для одной или для двух женщин и своей формой напоминала этот изысканный музыкальный инструмент. Это было орудие мягкой пытки, игравшее скорее психологическую и символическую роль. Нет документальных свидетельств о том, что использование этого устройства приводило к физическим увечьям.

Применялось оно, в основном, к виновным в клевете или оскорблении личности. Руки и шея жертвы закреплялись в небольших отверстиях, так, что наказанная оказывалась в молитвенной позе. Можно представить себе страдания жертвы от нарушения кровообращения и боли в локтях, когда устройство надевалось на долгий срок, иногда на несколько дней.


БОЧКА ПОЗОРА

Это приспособление наносило в основном психологическую травму. Физическая сторона пытки состояла в том, чтобы жертва «всего лишь» удерживала вес бочки на плечах, что было, конечно, изнурительно и утомительно само по себе, но не так болезненно, если сравнивать с другими видами пыток. Пытка с помощью «бочки позора» назначалась, в основном, хроническим алкоголикам, которых выставляли на всеобщее осуждение и осмеяние.

Сегодня, когда значение репутации не столь существенно, мы можем недооценивать степень унижения, связанного с этим видом пытки. Бочки могли быть двух видов — с открытым и закрытым дном. Первый вариант позволял жертве ходить с тяжкой ношей; второй — обездвиживал жертву, которую окунали в экскременты или гнилостную жидкость.

Вообще куклы сделаны очень качественно. Даже в музеях восковых фигур искусственные лица не производили такого впечатления, как здесь. Этот персонаж особенно понравился.


КРЕСЛО ДОПРОСА

Пытка с его помощью высоко ценилась во времена Инквизиции как хорошее средство при допросах молчаливых еретиков и колдунов. Этот инструмент применяли в Центральной Европе, в частности в Нюрнберге. Здесь регулярно, вплоть до 1846 года проводились предварительные следствия с его использованием.

Кресла были разных размеров и форм, сплошь покрытые шипами, с приспособлениями для болезненной фиксации жертвы и даже с железными сидениями, которые в случае необходимости можно было раскалить. Обнаженного узника усаживали на кресло в такой позе, что при малейшем движении в тело вонзались шипы. Обычно пытка длилась несколько часов, но иногда растягивалась до нескольких недель. Палачи порою усиливали муки жертвы, протыкая ее конечности, применяя раскаленные щипцы и другие орудия пыток.



ШЕЙНАЯ ЛОВУШКА

Представляла собой кольцо с гвоздями на внутренней стороне и с приспособлением, напоминающим капкан, на внешней стороне. Тюремная стража использовала ее, дабы контролировать и подчинять себе жертву, находясь при этом на безопасном расстоянии. Это устройство позволяло удерживать заключенного за шею так, что его можно было вести туда, куда требовалось конвоиру.

ПОСАЖЕНИЕ НА КОЛ

Было одной из самых мучительных казней, пришедших в Европу с Востока. Чаще всего заостренный кол вводили в задний проход, затем его ставили вертикально и тело, под собственной тяжестью, медленно сползало вниз… При этом мучения иногда длились несколько дней. Известны и иные способы сажания на кол. Например, иногда кол вбивали посредством колотушки, или же натягивали на него жертву, привязанную за ноги к лошадям. Искусство палача состояло в том, чтобы острие кола ввести в тело преступника без повреждения жизненно важных органов и не вызвать обильного кровотечения, приближающего конец.

На старинных рисунках и гравюрах часто изображают сцены, где острие кола выходит изо рта казненного. Однако на практике кол чаще всего выходил под мышкой, между ребер или же через живот.

Особенно широко пользовался сажанием на кол господарь (правитель) Валахин Влад Цепеш (1431-1476), известный вы истории под именем Дракула. (Его отец командор религиозно-рыцарского ордена дракона, созданного для борьбы с усилившейся турецкой экспансии, передал прозвище Дракула — посвященный драконе — своему сыну). Борясь против неверных, он жестоко обращался с турецкими пленными и с теми, кого подозревал в связях с противником. современники дали ему и другое прозвище: «Влад — колосажатель». Известно, что когда войска турецкого султана осадили княжеский замок, Дракула велел отрубить у убитых турок головы, насадить их на пики и выставить на стенах. В музее представлен именно этот эпизод. 


РЕШЕТКА-ЖАРОВНЯ.

Во времена Средневековья палачи были вольны сами выбирать любое, с их точки зрения подходящее, средство для получения признания. нередко они использовали и жаровню. Жертву привязывали (или приковывали) к металлической решетке и затем «поджаривали», «подвяливали» до тех пор, пока не получали «искреннее признание» или «раскаяние». По преданию, от пыток на жаровне погиб в 28 году нашей эры. Святой Лаврентий — испанский диакон, один из первых христианских мучеников.

ГАРРОТА

Смертника сажали на стул с руками, связанными за спиной. Железный ошейник жестко фиксировал положение головы. В процессе казни палач постепенно закручивал железный болт, который медленно входил в череп осужденного. Другая разновидность этой казни, более распространенная в последнее время — удушение с помощью металлической проволоки.

Гаррота использовалась в Испании вплоть до недавнего времени. Последняя официально зарегистрированная казнь с ее применением была проведена в 1975 году: был казнен студент, как выяснилось позднее, оказавшийся невиновным. Этот инцидент стал последней каплей в череде доводов в пользу отмены смертной казни в этой стране.

СОЛОМЕННАЯ КОСА

Коса, сплетенная из соломы, была легким и не причинявшим физической боли наказанием. Ее надевали на голову женщинам, в основном молодым в наказание за провинности, относящиеся к понятиям женской чести. Исключением было прелюбодеяние, которое считалось серьезным преступлением и заслуживало более сурового наказания. Наказание «соломенной косой» налагалось за небольшие прегрешения, такие как слишком большой вырез платья, служащий объектом для сплетен, или же за походку, которая считалась соблазнительной для мужчин.


ИСПАНСКИЙ САПОГ

Был своеобразным проявлением «инженерного гения», так как судебные власти во времена Средневековья заботились, чтобы лучшие мастера создавали все более совершенные приспособления, позволявшие ослабить волю заключенного и быстрее и легче добиться признания. Металлический «Испанский сапог», снабженный системой винтов, постепенно сжимал голень жертвы вплоть до перелома костей.

В России использовали несколько иную, упрощенную разновидность «Испанского сапога» — металлическая конструкция замыкалась вокруг ноги и затем в скрепу забивали молотком дубовые клинья, постепенно заменяя их клиньями все большей и большей толщины. По преданию самым страшным и действенным считался восьмой клин, после чего пытка прекращалась, так как кости голени ломались.


ЖЕЛЕЗНЫЙ БАШМАК

Следует рассматривать как вариант «испанского сапога», но в этом случае палач работал не с голенью, а со стопой допрашиваемого. Этот «Башмак» был снабжен системой винтов, аналогичной той же, что и в «Тисках для пальцев» (разновидность струбцины). Слишком «усердное» применение этого пыточного инструмента обычно оканчивалось переломом костей предплюсны, плюсны и пальцев.

ОРДЕН «ЗА ПЬЯНСТВО»

В царствование Петра I таким «орденом» (весом не менее одного пуда, т.е. 16 кг) принудительно «награждали» неисправимых алкоголиков. К сожалению, этот курьезный способ борьбы с пьянством в России не принес никаких результатов.

ПРЕСС ДЛЯ ГОЛОВЫ

Это наказание имеет много общего с пыткой пришедшей в Россию с Востока под названием «клячить голову». Современники так описывали клячанье: «Наложа на голову веревку, просунув кляп, вертят так, что оный (пытаемый) изумленным бывает». (Иными словами, при этой пытке просовывали под веревку палку, которой эту веревку закручивали).

По такому же принципу была изготовлена и «машина для казни» в Северной Германии, высоко ценимая местными палачами. Действовала она довольно просто: подбородок жертвы помещали на плоскую опору, а металлическая дуга опоясывала верхнюю часть головы и опускалась с помощью винтов. Сначала раздавленными оказывались зубы и челюсти… Поскольку при повороте ворота давление нарастало, ткани мозга начинали вытекать из черепа.

В дальнейшем этот инструмент утратил свое значение как орудие казни и приобрел широкое распространение как орудие пытки. В некоторых странах Латинской Америки очень похожие приспособления используются до сих пор.


ВОНЗАЮЩИЕСЯ КОЗЛЫ («КОНЬ»)

Жертву усаживали верхом на этот пыточный аппарат с привязанными к запястьям и лодыжкам гирями. Острое ребро перекладины впивалось в промежности, вызывая нестерпимую боль.

БДЕНИЕ ИЛИ КОЛЫБЕЛЬ ИУДЫ

По словам изобретателя этого приспособления Ипполито Марсили, введение в обиход «Бдения» явилось переломным моментом в истории пыток. Отныне система получения признания не предполагала нанесение телесных повреждений. В ней нет сломанных позвоночников, вывернутых лодыжек или раздробленных суставов; единственное что по настоящему страдало при новой пытке — это нервы жертвы.

Смысл «Бдения» состоял в том, чтобы держать жертву в бодрствующем состоянии так долго, как только возможно; это была своеобразная пытка бессонницей. Тем не менее, «Бдение», которое первоначально не рассматривалось как жестокая пытка, во времена Инквизиции нередко принимало более изощренные формы.

На жертву надевали стальной пояс и с помощью системы блоков и веревок подвешивали над острием пирамиды, которая располагалась под задним проходом. Смысл пытки заключался в том, чтобы не дать несчастному расслабиться или уснуть. Платой даже за самый кратковременный отдых становилось проникновение в тело острия пирамиды. Боль была настолько сильной, что обвиняемый терял сознание. Если это случалось, процедуру откладывали пока жертва не приходила в себя. В Германии «пытка бдением» называлась «Колыбелью Иуды».

ЖЕЛЕЗНЫЙ КЛЯП

Этот пыточный инструмент появился для того, чтобы «успокоить» жертву и прекратить пронзительные крики, докучавшие инквизиторам. Железная трубка внутри «маски» плотно засовывалась в горло преступника, а сама «маска» запиралась болтом на затылке. Отверстие позволяло дышать, но при желании его можно было заткнуть пальцем и вызвать удушье. Зачастую это приспособление применялось для тех, кто был приговорен к сожжению на костре.

Особенное распространение «железный кляп» получил во время массовых сожжений еретиков, где казнили целые группы, по приговору Святейшей Инквизиции. «Железный кляп» позволял избежать ситуации, когда осужденные заглушали своими воплями духовную музыку, сопровождавшую казнь. Известно, что Джордано бруно был сожжен в Риме в 1600 году с железным кляпом во рту. Тот кляп был снабжен двумя шипами, один из которых, пронзив язык, вышел под подбородком, а второй раздробил нёбо.

КЛЕЙМЕНИЕ

Преступников, подлежащих ссылке на каторгу, клеймили особыми клеймами. Это делалось для того, чтобы они «от прочих добрых и не подозрительных людей отличны были». Клейменый позорным тавром человек становился изгоем.

Техника клеймения состояла в том, что специальным прибором наносили небольшие ранки, которые затем натирали порохом, а позднее заполняли смесью туши и индиго. В указе 1705 года предписывалось натирать ранки порохом «многажды накрепко», чтобы преступники «тех пятен ничем не вытравливали». Впрочем, колодники издавна умели выводить позорные знаки: они не давали заживать «правильным» ранкам и растравляли их. Не случайно петровский указ о наказании закоренелых преступников предписывал: «пятнать их новым клеймом». Но в тюрьме и на каторге всегда находилось много разных «умельцев», благодаря которым уже через несколько лет клейма становились почти незаметны.

Уже в XIX просвещенные чиновники понимали всю дикость клеймения. Особенно живо обсуждалась эта проблема в начале царствования Александра III, когда стало известно дело о двух крестьянах, приговоренных за убийство к вырезанию ноздрей, клеймению и ссылке в Нерчинск. Но вскоре выяснилось, что оба они не виноваты, им дали вольную и постановили: «к поправлению варварского вырезания ноздрей и штемпелевывания по лицам следует снабдить их видом (документом), свидетельствующим невинность». Однако клеймение, как и вырезание ноздрей, отменили только по указу 17 апреля 1863 г.





ТИСКИ ДЛЯ БОЛЬШИХ ПАЛЬЦЕВ

Дробление суставов подследственного — один из самых простых и действенных методов пытки, который использовался с древнейших времен. В России, этот пыточный механизм более известен как «Винтовой ручной зажим», прозванный в народе «репкой» (в сжатом состоянии она отдаленно напоминает этот овощ).

Представленная здесь устройство — точная копия, сделанная по чертежам, приложенным к «Криминальному кодексу императрицы Марии-Терезии», изданному в Вене в 1769 г. Появление такого труда в эти годы было явным анахронизмом для Европы: к этому времени пытки уже были отменены в Англии, Пруссии, Тоскане и множестве мелких княжеств. Это руководство подробно описывает процедуру проведения пыток, а также дает судьям ряд практических рекомендаций. Спустя всего семь лет, «Кодекс» был отменен Иосифом II — сыном императрицы.

ПЫТКА «ГРУШЕЙ»

Этот инструмент использовался для анальной и оральной пыток. Его вводили в рот или анальное отверстие и при закручивании винта сегменты груши раскрывались максимально. В результате этой пытки внутренние органы серьезно повреждались, часто приводя к смерти.

ОШЕЙНИК С ШИПАМИ

Цепь с острыми шипами замыкалась на шее жертвы. Ошейник ранил тело, раны гноились и со временем становились неизлечимыми. Такая пытка не требовала вмешательства палача.

ГИЛЬОТИНА



ПЛАХИ И ТОПОРЫ

Слева топор для усечения головы, справа для рук и ног.

ПОСТАНОВКА «ИЗГНАНИЕ БЕСА» 



СОЖЖЕНИЕ НА КОСТРЕ (ЖАННА Д’АРК)


НАКАЗАНИЕ ПЛЕТЬЮ И БАТОГАМИ





ПОЯСА ВЕРНОСТИ

Женский первый, мужской второй.


КЛЕТКИ

Клетки использовались в качестве позорного столба. В деревянной клетке человек узник имел небольшую свободу действий, тогда как в железной клетке он был максимально обездвижен, что давало любому желающему причинить вред заключенному, не опасаясь ответной реакции. Обычно жертву поили и кормили, но известны случаи, когда заключенный погибал в ней от голода и жажды, а труп его надолго оставляли в назидание окружающим.


ПРОЧЕЕ









xn--b1adccaencl0bewna2a.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *