Д 44 85-мм дивизионная пушка
На заключительном этапе второй мировой войны возникла потребность в более мощном дивизионном орудии, чем 76-мм пука ЗИС-3. Различные КБ предложили несколько вариантов новых пушек предназначенных для поражения инженерно-технических сооружений и живой силы противника, уничтожения бронированной техники и долговременных огневых точек. В частности, КБ завода №9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф.Ф. Петрова во второй половине 1944 года спроектировало 85-мм дивизионную пушку Д-44.
Опытный образец пушки ЗИС-Д-44 (длина ствола — 4675 мм/55,1 клб, вес пушки в б/п — 1630 кг) был изготовлен на заводе №92 им. Сталина. В начале 1945 года эта пушка прошла полигонные испытания. Согласно заключению комиссии ЗИС-Д-44 эти испытания не выдержала, в том числе из-за неудовлетворительной экстракции гильз. Пушка была доработана на заводе №9 и 8 мая 1945 года направлена на повторные испытания. Стрельбы начались на Гороховецком полигоне 10 мая. Здесь пушка показала максимальную скорострельность 20…22 выстрела в минуту (без исправления наводки). Испытания обкаткой проводились за автомобилем «Студебеккер», а по бездорожью — за трактором Я-12. Всего с 19 по 25 мая пройдено 1512 км. Из них по булыжной мостовой 810 км со средней скоростью 25,7 км/час, а максимальной — 33 км/час. По проселочной дороге — 426 км со средней скоростью 21,9 км/час и максимальной — 40 км/час. По асфальтовому шоссе — 220 км со средней скоростью 41,2 км/час, максимальной — 55 км/час. По бездорожью и пересеченной местности — 56 км со средней скоростью 11,7 км/час.
После войсковых испытаний пушка была принята на вооружение в 1946 году под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44». Один из главных её создателей — Н.Г. Кострулин, был удостоин Сталинской премией 1-й степени.
Пушка Д-44 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия, её отличительными особенностями являются компактность размещения механизмов наведения, малая высота линии огня и возможность транспортировки механической тягой со скоростью движения до 60 км/ч. Время перевода пушки из походного положения в боевое и обратно не превышает одной минуты.
Ствол серийной пушки Д-44 (заводское обозначение — 52-П-367) состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы. Дульный тормоз — активного типа. Тормоз отката — гидравлический. Противооткатные устройства помещены в обойме над стволом, при выстреле они откатывались вместе со с ним. Нормальная длина отката — 580…660 мм, предельная — 675 мм. Затвор — вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Люлька представляла собой литую цилиндрическую обойму, закреплённую на верхнем станке лафета. На нём же смонтирован подъемный механизм. Поворотный механизм — винтового типа. Уравновешивающий механизм — толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, он состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола.
Прицельные приспособления: панорамный прицел М71-7 или механический — С71-7, оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7 или ОП4М-7.
Для защиты расчёта от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин на верхнем станке лафета закреплено щитовое прикрытие.
Нижний станок лафета снабжён двумя раздвижными трубчатыми станинами. Ходовая часть — двухколёсная. Колеса — размерностью 6,50-20 от грузового автомобиля ГАЗ-АА, с шиной ГК (заполненной губчатым каучуком). Боевая ось состояла из двух прямых полуосей. Подрессоривание пушки — торсионное.
В качестве боеприпасов используются унитарные патроны с осколочно-фугасными гранатами (более 12 типов), подкалиберными снарядами катушечной формы, кумулятивными и дымовыми снарядами. Дальность прямого выстрела БТС БР-367 по цели высотой 2 м составляет 1100 м. На дальности 500 м этот снаряд под углом 90° пробивает броневую плиту толщиной 135 мм. Начальная скорость БПС БР-365П — 1050 м/с, бронепробиваемость — 110 мм с дистанции 1000 м.
Серийное производство Д-44 велось на заводе №9. С 1946 по 1954 год было изготовлено 10918 орудий. Д-44 состояла на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора и поставлялась на экспорт. В 60-е годы лицензионное производство пушки под индексом «тип 56» освоил Китай.
В конце 1948 года на базе Д-44 была создана противотанковая пушка Д-48 (принята на вооружение в 1953 году). В 1956 году для ВДВ на лафете дивизионной пушки Д-44 была смонтирована 16-ствольная 140-мм реактивная пусковая установка РПУ-14 (8У38).
Высокая надёжность и большие запасы 85-мм снарядов позволяют пушке Д-44 до сих пор находится на вооружении ВС РФ, использоваться для боевой подготовки и при боевых действиях.
Mодификации
Д-47. В 1947 году в КБ завода №9 была спроектирована «облегченная» 100-мм дивизионная пушка Д-47. Пушка была получена наложением нового 100-мм ствола на лафет пушки ЗИС-Д-44. Вес её в боевом положении составлял около 2 тонн, вес снаряда — 15,6 кг, начальная скорость — 730 м/с. Опытный образец Д-47 был закончен заводом №9 в декабре 1947 года. Пушка прошла заводские испытания, но на вооружение принята не была.
ЗИС-Д-44А. В конце 1947 года в КБ завода №9 была спроектирована 85-мм дивизионная пушка «большой мощности» ЗИС-Д-44А. Пушка была получена наложением нового ствола с улучшенной баллистикой (начальная скорость БТС — 950 м/с) на лафет пушки ЗИС-Д-44. Опытный образец пушки ЗИС-Д-44А был закончен заводом №9 26 апреля 1948 года. Пушка была испытана, но на вооружение не поступила.
Д-44Н. В 1957 году часть раннее выпущенных пушек Д-44 подверглись незначительной модернизации (заводское обозначение — 52-П-367Н). В частности, пушки получили ночной прицел АПН2-7 или АПН3-7.
Пушка СД-44
СД-44. В 1948 году инженеры К.В. Беляевский и С.Ф. Комиссарик предложили идею орудия, которое могло бы передвигаться по полю боя без помощи буксировщика-тягача. Ими был выполнен эскизный проект самодвижущейся пушки, который 1 января 1949 года был выслан в Министерство вооружений. Проект был одобрен, и в 1949 году завод №9 приступил к изготовлению опытного образца 85-мм самодвижущейся пушки СД-44, который был закончен в первом квартале 1950 года.
Ствол и лафет СД-44 были взяты от Д-44 с небольшими изменениями. Так, на одну из станин пушки был установлен прикрытый кожухом двигатель М-72 Ирбитского мотоциклетного завода мощностью 14 л.с. (4000 об/мин.) обеспечивавший скорость самодвижения до 25 км/ч. Передача мощности от двигателя обеспечивалась через карданный вал, дифференциал и полуоси на оба колеса орудия. КПП, ходящая в состав трансмиссии, обеспечивала шесть передач движения вперёд и две передачи заднего хода. На станинетакже закреплено сиденье для одного из номеров расчёта, выполняющего функции механика-водителя. В его распоряжении имеется рулевой механизм, управляющий дополнительным, третьим, колесом пушки, смонтированный на конце одной из станин. Там же устанавливается фара для освещения дороги в тёмное время суток. СД-44 имела самовытаскиватель (барабан на колесах, трос на щите). Баллистика и боеприпасы полностью совпадали с Д-44.
В режиме самодвижения пушка передвигается стволом назад, при этом на ней размещается как расчёи, так и часть боекомплекта. СД-44 способна преодолевать подъёмы до 27°, броды глубиной до 0,5 м и снежные заносы высотой 0,30…0,65 м. Запас хода по булыжной мостовой — 220 км. На большие расстояния пушка бксируется колёсным или гусеничным тягачом с максимальной скоростью до 60 км/ч.
После заводских и полигонных испытаний пушка СД-44 была доработана (отдел Ю.К. Бессонова, в т.ч. конструкторы Н. Ширёв, Б.Г. Дудко). В 1954 году три пушки СД-44 прошли войсковые испытания. Постановлением Совмина №2329-1105сс от 19 ноября 1954 года первая отечественная пушка с самодвижением была принята на вооружение Советской Армии под обозначением «85-мм самодвижущаяся пушка СД-44».
В 1954 году завод №9 переделал 88 пушек Д-44 в самодвижущиеся пушки СД-44, а в 1955 году — еще 250. В 1957 году завод №9 изготовил новых 109 пушек СД-44 и 150 — СД-44Н (с ночным прицелом), а также переделал 100 пушек из Д-44 в СД-44.
Кроме Советской Армии, СД-44 состояла на вооружении армий Албании, Болгарии, ГДР, Кубы и Китая.
В середине 50-х началась разработка подвесных кабин, предназначавшихся для для десантирования пушки СД-44 с самолётов. Летом 1958 года успешно прошли испытания десантной кабины П-110 с парашютно-реактивной системой (вес в снаряженном состоянии с СД-44 — 3900 кг) для использования её с самолётами Ту-4Д.
Характеристики 85-мм дивизионная пушка Д-44
Расчёт, чел 6 (7*)
Масса в боевом положении, кг 1725 (2250*)
Длина ствола, клб 55,1
Длина в походном положении, мм 8340 (8400*)
Ширина в походном положении, мм 1680 (1770*)
Угол возвышения/склонения, град +35/-7
Угол горизонтальной наводки, град 54
Начальная скорость ОФС, м/с 793
Масса ОФС снаряда, кг 9,54
Максимальная дальность стрельбы ОФС , м 15820
Скорострельность, выстр./мин до 15
DP 85mm
park-pobeda-nnov.ru
85 Мм Противотанковая Пушка Д 44. Военные технологии. informatik-m.ru
85 мм противотанковая пушка д 4485-мм пушки конструкции Грабина.
До 1938 года калибра 85 мм в отечественной артиллерии не было. Эпизодически он появлялся в эскизных проектах, видимо, из-за того, что 85 мм это почти круглая цифра. Появление же этого калибра оказалось случайным. В 19371938 годах конструкторы завода № 8 решили использовать излишние запасы прочности, заложенные в кожухе, казеннике и лафете германской пушки «Рейнметалл», принятой у нас под наименованием «76-мм зенитная пушка обр.1931 г.» и увеличить ее калибр. Предельным калибром, который можно было поместить в кожух 76-мм пушки стал 85 мм. Нужда в 85-мм зенитных пушках была велика и их перед войной запустили в массовое производство.
В.Г. Грабин всегда старался смотреть вперед и быть готовым ко всем капризам руководства. Если есть хорошая 85-мм «качалка» с длиной ствола в 55 клб, начальной скоростью 800 м/с, весом снаряда 9,2 кг и дальностью 15,5 км, то почему бы из нее не сделать дивизионную пушку? В 1940 году по договору с ГАУ завод № 92 работал над 95-мм пушкой Ф-28 и Грабин в инициативном порядке (то есть не уведомляя ГАУ) накладывает ствол 85-мм зенитной пушки обр.1939 г. на лафет Ф-28. Новая пушка получила индекс Ф-30. Кроме того, Грабиным был разработан вариант Ф-30 с круговым обстрелом.
В конце 1940 года завод № 92 изготовил опытный образец пушки Ф-30. Заводские испытания пушка успешно прошла в феврале-марте 1941 года. В конце апреля 1941 года Ф-30, которую к тому времени переименовали в ЗИС-12, подали на АНИОП для проведения полигонных испытаний, однако до начала войны она испытана не была.
Здесь стоит упомянуть и еще об одной интересной грабинской работе 85-мм противотанковой пушке ЗИС-23 с длиной ствола 96,6 клб (то есть 8,2 метра) и начальной скоростью калиберного снаряда 1115 м/с. В этой пушке новый длинный ствол был наложен на лафет 107-мм пушки М-60. Работы над системой велись с начала 1941 года, но до конца года Грабину так и не удалось изготовить ствол с такой баллистикой.
С началом войны стало не до новых орудий. 85-мм дивизионные пушки постигла судьба 95-мм и 107-мм пушек.
Работы над 85-мм пушками с баллистикой 85-мм зенитных пушек обр.1939 г. возобновляются в конце 1942 начала 1943 года в связи с усилением брони немецких танков Т-IV и появлением новых танков «Пантера» и «Тигр».
В ЦКБ, возглавляемым Грабиным, создается 85-мм пушка ЗИС-С-8 с баллистикой пушки обр.1939 г. Опытный образец ЗИС-С-8 былизготовлен на заводе № 92.
Пушка имела мощный двухкамерный дульный тормоз. Затвор вертикальный клиновой копирного типа. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Уравновешивающий механизм пневматический. Подъемный механизм секторный. Подрессоривание торсионное, колеса 6.50 20.
Баллистические данные, полученные в ходе полигонных испытаний ЗИС-С-8 смотри в таблице
На вооружение ЗИС-С-8 принята не была.
В 1943 году в ЦКБ создается 85-мм пушка «большой мощности» С-3-1 на лафете 100-мм пушки С-3. В некоторых документах пушку именуют С-31.
В 1944 году в ЦКБ создается 85-мм пушка «повышенной мощности» С-58-II на лафете 76-мм пушки ЗИС-С-58-1.
В 19461948 годах Грабин работает над созданием 85-мм пушки «большой мощности» С-6. В 1949 году эти работы трансформируются в 85-мм пушку С-6-А.
Наконец, в 1946 году создается какой-то монстр 85-мм пушка на лафете МЛ-20 по теме «Н14-117», а в 1952 году Грабин работает над 85-мм дивизионной пушкой по теме «09179».
Но увы, ни одна 85-мм буксируемая пушка Грабина на вооружение не принимается.
85-мм пушка У-10.
В 1941 году в КБ УЗТМ («Уралмаш») была спроектирована 85-мм «дивизионная и противотанковая» пушка У-10. Пушка была получена наложением ствола с баллистикой 85-мм зенитной пушки обр.1939 г. на лафет гаубицы М-30.
В ноябре 1941 года была изготовлена 5-орудийная батарея 85-мм пушек У-10. На полигонных испытаниях У-10 показала удовлетворительные результаты.
85-мм пушки ОКБ-172.
В 1944 году в ОКБ-172 была спроектирована 85-мм противотанковая пушка БЛ-19.
Работы по пушке были завершены на стадии техпроекта.
В 1944 году в ОКБ-172 была спроектирована 85-мм дивизионная пушка БЛ-25.
Ствол моноблок со съемным казенником и дульным тормозом. Для крепления цилиндра накатника на стволе имеется обойма.
Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа.
Люлька цилиндрическая литая с приварными обоймами. Внутри люльки помещен тормоз отката. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и гидропневматического накатника.
Подъемный механизм винтового типа, расположен с левой стороны верхнего станка.
Поворотный механизм винтовой, толкающего типа, расположен с левой стороны верхнего станка. Уравновешивающий механизм пружинный, тянущего типа. В каждой из двух колонок имелось по три пружины.
Литая боевая ось являлась одновременно и нижним станком. На ней монтировался верхний станок с механизмами наведения, щит и раздвижные станины. В полости боевой оси монтировалось торсионное подрессоривание. Колеса были взяты от автомобиля ГАЗ-АА. Станины раздвижные коробчатой формы, сварной конструкции. Сошники снабжены параллелограмным устройством, обеспечивающим установку орудия на четыре точки на неровной местности.
Гильза и снаряды взяты от 85-мм зенитной пушки обр.1939 г. Затвор и полуавтоматика взяты полностью от 85-мм танковой пушке обр.1944 г. ЗИС-С-53. Уравновешивающий механизм сделан по типу 76-мм пушки Ф-22.
Опытный образец пушки БЛ-25 был изготовлен заводом № 172, заводские испытания были начаты 6 ноября 1944 года. 16 января 1945 года БЛ-25 поступила на ГАП для проведения полигонные испытания. В ходе полигонных испытаний было сделано 293 выстрела, после чего из-за сдачи подъемного механизма и ряда других неисправностей испытания пушки были прекращены. Обкатка системы не производилась.
Согласно отчету комиссии от 2.04.1945 г. пушка БЛ-25 полигонные испытания не выдержала и требует доработки. Вскоре работы по пушке были прекращены.
85-мм пушка Д-44.
85-мм дивизионная пушка Д-44 была спроектирована в КБ завода № 9 («Уралмаш»). Однако опытный образец пушки был изготовлен на заводе № 92 (им. Сталина) и получил сложный индекс ЗИС-Д-44. После испытаний система была доработана на заводе № 9. 8 мая 1945 года пушка ЗИС-Д-44 поступила на Гороховецкий полигон, где 10 мая начались стрельбы. На испытаниях скорострельность пушки оказалась: с исправлением наводки при угле +20 15 выстр/мин при угле 0 1113 выстр/мин а максимальная скорострельность без исправления наводки 20 22 выстр/мин. Испытания обкаткой проводились за автомобилем «Студебеккер», а по бездорожью за трактором «Я-12». Всего с 19 по 25 мая пройдено 1512 км. Из них по булыжной мостовой 810 км со средней скоростью 25,7 км/час, а максимальной 33 км/час. По проселочной дороге 426 км со средней скоростью 21,9 км/час и максимальной 40 км/час. По асфальтовому шоссе 220 км со средней скоростью 41,2 км/час, максимальной 55 км/час. По бездорожью и пересеченной местности 56 км со средней скоростью 11,7 км/час.
Согласно заключению комиссии ЗИС-Д-44 полигонные испытания не выдержала, в том числе из-за неудовлетворительной экстракции гильз. Однако после повторных полигонных, а затем и войсковых испытаний пушка была принята на вооружение под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44».
Ствол серийной пушки Д-44 состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы.
Дульный тормоз активного типа.
Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа.
Тормоз отката гидравлический. Противооткатные устройства помещены в обойме под стволом, при выстреле они откатывались вместе со стволом.
Люлька представляла собой литую цилиндрическую обойму.
Подъемный механизм имел один сектор. Поворотный механизм винтового типа.
Уравновешивающий механизм толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, он состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола.
Подрессоривание пушки торсионное.
Боевая ось состояла из двух полуосей. Обе полуоси прямые.
Колеса от автомобиля ГАЗ-АА, усиленные с шиной ГК.
Прицельные приспособления: прицел С71-7 (первоначально был панорамный прицел), оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7, ОП4М-7. Кроме того, могут применяться ночные прицелы: АПН-2 или АПН3-7.
Серийное производство Д-44 велось на заводе № 9, данные смотри в таблице.
85-мм самодвижущаяся пушка СД-44.
В конце 1948 года в КБ завода № 9 разработан проект 85-мм самодвижущейся пушки СД-44 и 1.01.1949 г. этот проект был выслан в Министерство вооружений. Проект был одобрен, и в 1949 году завод № 9 приступил к изготовлению опытного образца, который был закончен в I квартале 1950 года. После заводских и полигонных испытаний пушка СД-44 была доработана. В 1954 году три пушки СД-44 прошли войсковые испытания. Постановлением СМ № 2329-1105 от 19.11.1954 г. пушка СД-44 была принята на вооружение.
В 1954 году завод № 9 переделал 88 пушек Д-44 в самодвижущиеся пушки СД-44, а в 1955 году еще 250.
В 1957 году завод № 9 изготовил новых 109 пушек СД-44 и 150 СД-44Н (с ночным прицелом), а также переделал 100 пушек из Д-44 в СД-44.
Ствол и лафет СД-44 были взяты от Д-44 с небольшими изменениями. Баллистика и боеприпасы полностью совпадали с Д-44.
На одну из станин пушки был установлен двигатель от мотоцикла типа
М-72 мощностью 14 л.с. (4000 об/мин.) с обеспечением передачи через карданный вал, дифференциал, полуоси на оба колеса орудия.
СД-44 имела самовытаскиватель (барабан на колесах, трос на щите).
Колеса ведущие: 6,50 20, от автомобиля ГАЗ-АА, усиленные, с шиной ГК.
В конце 1947 года в КБ завода № 9 была спроектирована 85-мм дивизионная пушка «большой мощности» ЗИС-Д-44А. Пушка была получена наложением нового ствола с улучшенной баллистикой (вес снаряда 9,2 кг, начальная скорость 950 м/с) на лафет пушки ЗИС-Д-44. Опытный образец пушки ЗИС-Д-44А был закончен заводом № 9 26 апреля 1948 года. Пушка была испытана, но на вооружение не поступила.
В 1947 году в КБ завода № 9 была спроектирована 100-мм дивизионная «облегченная» пушка Д-47. Пушка была получена наложением нового 100-мм ствола на лафет пушки ЗИС-Д-44. Вес ее в боевом положении составлял около 2 тонн, вес снаряда 15,6 кг, начальная скорость 730 м/с. Опытный образец Д-47 был закончен заводом № 9 в декабре 1947 года. Пушка прошла заводские испытания, но на вооружение принята не была.
Дмитрий Барсуков (c) 2002
Противотанковая пушка Д-48 85-мм
85-мм противотанковая пушка Д-48
С 1955 по1957 годы в ыпущено: 819 экземпляров Д-48 и Д-48Н (с ночным прицелом АПН2-77 или АПН3-77).
85-мм противотанковая пушка (ПТП) Д-48 была спроектирована на КБ завода №9 под руководством Ф.Ф. Петрова. В ее конструкции были использованы некоторые элементы 85-мм дивизионной пушки Д-44 и 100-мм пушки обр. 1944 г. БС-3.
Полигонные испытания Д-48 проводились в первом квартале 1949 года, однако на 399 выстреле испытания приостановили, так как дульный тормоз повышенной эффективности калечил расчет . После доставки нового дульного тормоза во второй половине апреля испытания возобновились и продолжились до июня 1949 года. Доработанный по результатам полигонных испытаний новый образец Д-48 был изготовлен заводом в апреле 1950 года, а затем пушка прошла сравнительные испытания с 85-мм ПТП С-6, спроектированной в ЦНИИ-58 под руководством В.Г. Грабина. По результатам испытаний военные выбрали Д-48 и она была принята на вооружение.
Первая серийная партия Д-48 была изготовлена в 1955 году на заводе №75 в городе. Юрга, Кемеровской обл. (ныне — ОАО Юргинский машиностроительный завод , ЮМЗ).
Основной особенностью противотанковой пушки Д-48 являлся исключительно длинный ствол. Для обеспечения максимальной начальной скорости снаряда длина ствола была доведена до 74 калибров (6м. 290 мм.). В качестве прицельных приспособлений на Д-48 устанавливался механический прицел С71-77 (для стрельбы с закрытых позиций и прямой наводкой), оптический прицел ОП2-77 или ОП4-77 (для стрельбы прямой наводкой), орудийная панорама ПГ-1 (при транспортировке орудия снималась).
В ходовой части пушки использованы колёса от грузового автомобиля ЗиС-5 с шинами ГК (т.е. заполненными губчатым каучуком). Наличие торсионного подрессоривания ходовой части позволяло буксировать пушку армейскими грузовыми автомобилями (4х4 или 6х6) или гусеничными артиллерийскими тягачами со скоростью до 60 км/ч.
Для перевода пушки из походного положения в боевое и обратно, расчёту требовалось 1,5. 2 минуты.
Боекомплект пушки состоял из 100 унитарных выстрелов (созданных специально для Д-48): 44 бронебойных и 56 осколочно-фугасных. Бронебойный снаряд на дистанции 1 000 м пробивал броню толщиной 150-185 мм под углом 60 .
В 1958 году большинство конструктивных элементов Д-48 были использованы при создании первой в мире серийной противотанковой пушки Т-12 (2А19).
Тактико-техническая характеристика
Источники: http://newasp.omskreg.ru/war/art/85mm.html, http://gvtm.ru/protivotankovaya_pushka_d-48_85-mm
Комментарии: 1
informatik-m.ru
85-мм дивизионная пушка Д-44 Википедия
Д-44 | |
---|---|
Тип | Дивизионная и противотанковая пушка |
Страна | СССР СССР |
Годы эксплуатации | 1946-н.в. |
Принят на вооружение | 1946 |
На вооружении | СССР |
Конструктор | Ф. Ф. Петров |
Разработан | 1944 |
Производитель | Завод № 9 |
Годы производства | 1946—1954 |
Всего выпущено | 10918 |
Варианты | СД-44; Тип 54 (Китай) |
Масса, кг | 1,725 т |
Длина, мм | 8,34 метра |
Длина ствола, мм | 55,1 калибров (4,68 м) |
Ширина, мм | 1,68 метра (в походном положении) |
Экипаж (расчёт), чел. | 7 |
Калибр, мм | 85 |
Угол возвышения | -7° — +35° |
Угол поворота | 54° |
Скорострельность, выстрелов/мин | 20-25 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 793 |
Максимальная дальность, м | 15820 метров |
Прицел | С71-7, ОП2-7, ОП4-7, ОП4М-7, АПН-2, АПН3-7 |
Медиафайлы на Викискладе |
85-мм дивизио́нная пу́шка Д-44 — советское артиллерийское орудие.
Разработана в КБ завода № 9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф. Ф. Петрова во второй половине 1944 года после ряда доработок прошла гос. испытания.
Была принята на вооружение в 1946 году. С 1946 по 1954 год на заводе № 9 («Уралмаш») было изготовлено 10 918 орудий.
Тактико-технические характеристики[ | ]
- Расчёт, чел 6 (7*)
- Масса в боевом положении, кг 1725 (2250*)
- Длина ствола, клб 55,1
- Длина в походном положении, мм 8340 (8400*)
- Ширина в походном положении, мм 1680 (1770*)
- Угол возвышения/склонения, град +35/-7
- Угол горизонтальной наводки, град 54
- Начальная скорость ОФС, м/с 793
- Масса ОФС снаряда, кг 9,54
- Максимальная дальность стрельбы ОФС, м 15820
- Скорострельность, выстр./мин до 15
На вооружении[ | ]
ru-wiki.ru
85-мм дивизионная пушка Д-44 — это… Что такое 85-мм дивизионная пушка Д-44?
Д-44 | |
---|---|
Тип: | Дивизионная и противотанковая пушка |
Страна: | СССР |
История службы | |
Годы эксплуатации: | 1946- |
Использовалось: | СССР |
История производства | |
Конструктор: | Ф. Ф. Петров |
Разработан: | 1944 |
Производитель: | Уралмаш |
Годы производства: | 1946—1954 |
Всего выпущено: | 10918 |
Варианты: | СД-44; Тип 54 (Китай) |
Характеристики | |
Масса, кг: | 1,725 т |
Длина, мм: | 8,34 метра |
Длина ствола, мм: | 55,1 калибров |
Ширина, мм: | 1,68 метра (в походном положении) |
Экипаж (расчёт), чел.: | 7 |
Угол возвышения: | -7° — +35° |
Угол поворота: | 54° |
Скорострельность, выстрелов/мин: | 20-25 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 793 |
Максимальная дальность, м: | 15820 метров |
Прицел: | С71-7, ОП2-7, ОП4-7, ОП4М-7, АПН-2, АПН3-7 |
Изображения на Викискладе?: | Д-44 |
85-мм дивизио́нная пу́шка Д-44 — советское артиллерийское орудие.
Разработана в КБ завода № 9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф. Ф. Петрова во второй половине 1944 года после ряда доработок прошла гос. испытания.
Была принята на вооружение в 1946 году. С 1946 по 1954 год на заводе № 9 («Уралмаш») было изготовлено 10 918 орудий.
Д-44 находится на вооружении ВС РФ по настоящее время.
Тактико-технические характеристики
- Расчёт, чел 6 (7*)
- Масса в боевом положении, кг 1725 (2250*)
- Длина ствола, клб 55,1
- Длина в походном положении, мм 8340 (8400*)
- Ширина в походном положении, мм 1680 (1770*)
- Угол возвышения/склонения, град +35/-7
- Угол горизонтальной наводки, град 54
- Начальная скорость ОФС, м/с 793
- Масса ОФС снаряда, кг 9,54
- Максимальная дальность стрельбы ОФС, м 15820
- Скорострельность, выстр./мин до 15
На вооружении
- Алжир — 80 Д-44, по состоянию на 2007 год[1]
- Болгария — 150 Д-44, по состоянию на 2007 год[2]
- Гвинея — 6 Д-44, по состоянию на 2007 год[3]
- Гвинея-Бисау — 8 Д-44, по состоянию на 2007 год[4]
- Йемен — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[5]
- Куба — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[6]
- Мали — 6 Д-44, по состоянию на 2007 год[7]
- Монголия — 200 Д-44, по состоянию на 2007 год[8]
- Россия — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[9]
- Судан — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[10]
- Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[11]
- Эфиопия — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[12]
- Приднестровская Молдавская Республика — непризнанная республика
- Нагорно-Карабахская Республика — непризнанная республика
Фотографии
Примечания
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 218.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 105.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 277.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 278.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 248.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 70.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 283.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 365.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 196.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 293.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 273.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 274.
Ссылки
Артиллерия резерваВерховного
ГлавнокомандованияЗенитная артиллерияМорская артиллерияКорабельная
артиллерияБереговая
артиллерия
dic.academic.ru
Д-44
Характеристики
Масса | 1703 кг |
Максимальная дальность стрельбы | 16 км |
Калибр | 85 мм |
Скорострельность | до 22 выстр./мин. |
Описание
85-мм дивизионная пушка Д-44 была спроектирована в КБ завода № 9 «Уралмаш». Однако опытный образец пушки был изготовлен на заводе № 92 им. Сталина и получил индекс ЗИС-Д-44. После испытаний система была доработана на заводе № 9. 8 мая 1945 года пушка ЗИС-Д-44 поступила на Гороховецкий полигон, где 10 мая начались стрельбы. На испытаниях пушка показала скорострельность в 20-25 выстрелов в минуту. Испытания обкаткой проводились на автомобиле «Студебеккер», а по бездорожью на тракторе «Я-12». Всего с 19 по 25 мая пройдено 1512 км. Из них по булыжной мостовой 810 км со средней скоростью 25,7 км/час, а максимальной 33 км/час. По проселочной дороге 426 км со средней скоростью 21,9 км/час и максимальной 40 км/час. По асфальтовому шоссе 220 км со средней скоростью 41,2 км/час, максимальной 55 км/час. По бездорожью и пересеченной местности 56 км со средней скоростью 11,7 км/час.
Согласно заключению комиссии ЗИС-Д-44 полигонные испытания не выдержала, в том числе из-за неудовлетворительной экстракции гильз. Однако после повторных полигонных, а затем и войсковых испытаний пушка была принята на вооружение под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44».
Ствол серийной пушки Д-44 состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы. Дульный тормоз активного типа. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Тормоз отката гидравлический. Противооткатные устройства помещены в обойме под стволом, при выстреле они откатывались вместе со стволом. Люлька представляла собой литую цилиндрическую обойму. Подъемный механизм имел один сектор. Поворотный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, он состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола.
Подрессоривание пушки торсионное. Боевая ось состояла из двух полуосей. Обе полуоси прямые. Колеса от автомобиля ГАЗ-АА, усиленные с шиной ГК.
Прицельные приспособления: прицел С71-7 (первоначально был панорамный прицел), оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7, ОП4М-7. Кроме того, могут применяться ночные прицелы: АПН-2 или АПН3-7.
Серийное производство Д-44 велось на заводе № 9.
В конце 1948 года в КБ завода № 9 разработан проект 85-мм самодвижущейся пушки СД-44 и 1.01.1949 г. этот проект был выслан в Министерство вооружений. Проект был одобрен, и в 1949 году завод № 9 приступил к изготовлению опытного образца, который был закончен в I квартале 1950 года. После заводских и полигонных испытаний пушка СД-44 была доработана. В 1954 году три пушки СД-44 прошли войсковые испытания. Постановлением СМ № 2329-1105 от 19.11.1954 г. пушка СД-44 была принята на вооружение. Всего выпущено 697 орудий.
Ствол и лафет СД-44 были взяты от Д-44 с небольшими изменениями. Баллистика и боеприпасы полностью совпадали с Д-44. На одну из станин пушки был установлен двигатель от мотоцикла типа М-72 мощностью 14 л.с. (4000 об/мин.) обеспечивавший скорость самодвижения до 25 км/ч. Масса орудия возросла до 2250 кг.
bdsa.ru
85-мм дивизионная пушка Д-44 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Д-44 | |
Тип | Дивизионная и противотанковая пушка |
---|---|
Страна | СССР СССР |
История службы | |
Годы эксплуатации | 1946-н.в. |
Принят на вооружение | 1946 |
На вооружении | СССР |
История производства | |
Конструктор | Ф. Ф. Петров |
Разработан | 1944 |
Производитель | Завод № 9 |
Годы производства | 1946—1954 |
Всего выпущено | 10918 |
Варианты | СД-44; Тип 54 (Китай) |
Характеристики | |
Масса, кг | 1,725 т |
Длина, мм | 8,34 метра |
Длина ствола, мм | 55,1 калибров |
Ширина, мм | 1,68 метра (в походном положении) |
Экипаж (расчёт), чел. | 7 |
Калибр, мм | 85 |
Угол возвышения | -7° — +35° |
Угол поворота | 54° |
Скорострельность, выстрелов/мин | 20-25 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 793 |
Максимальная дальность, м | 15820 метров |
Прицел | С71-7, ОП2-7, ОП4-7, ОП4М-7, АПН-2, АПН3-7 |
Д-44 на Викискладе |
85-мм дивизио́нная пу́шка Д-44 — советское артиллерийское орудие.
Разработана в КБ завода № 9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф. Ф. Петрова во второй половине 1944 года после ряда доработок прошла гос. испытания.
Была принята на вооружение в 1946 году. С 1946 по 1954 год на заводе № 9 («Уралмаш») было изготовлено 10 918 орудий.
Тактико-технические характеристики
- Расчёт, чел 6 (7*)
- Масса в боевом положении, кг 1725 (2250*)
- Длина ствола, клб 55,1
- Длина в походном положении, мм 8340 (8400*)
- Ширина в походном положении, мм 1680 (1770*)
- Угол возвышения/склонения, град +35/-7
- Угол горизонтальной наводки, град 54
- Начальная скорость ОФС, м/с 793
- Масса ОФС снаряда, кг 9,54
- Максимальная дальность стрельбы ОФС, м 15820
- Скорострельность, выстр./мин до 15
Видео по теме
На вооружении
- Азербайджан Азербайджан — 100 Д-44, по состоянию на 2017 год[1]
- Алжир Алжир — 80 Д-44, по состоянию на 2016 год[2]
- Армения Армения — 35 Д-44, по состоянию на 2016 год[3]
- Болгария Болгария — 150 Д-44 на хранении, по состоянию на 2016 год[4]
- Гвинея Гвинея — 6 Д-44, по состоянию на 2016 год[5]
- Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау — 8 Д-44, по состоянию на 2016 год[6]
- Грузия Грузия — некоторое количество Д-44, по состоянию на 2017 год[7]
- Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго — 10 Type-56 (китайская копия Д-44), по состоянию на 2016 год[8]
- Куба Куба — некоторое количество, по состоянию на 2016 год[9]
- Мозамбик Мозамбик — 12 Type-56 (китайская копия Д-44), по состоянию на 2016 год[10]
- Монголия Монголия — некоторое количество Д-44 и Д-48, по состоянию на 2016 год[11]
- Пакистан Пакистан — 200 Type-56 (китайская копия Д-44), по состоянию на 2016 год[12]
- Судан Судан — некоторое количество, по состоянию на 2016 год[13]
- Танзания Танзания — 75 Type-56 (китайская копия Д-44), по состоянию на 2016 год[14]
- Украина Украина — в 2011 году, находились на хранении[15], в 2015 году вновь начали поступать в армейские части[16], применяются в зоне АТО на востоке Украины подразделениями Национальной гвардии Украины.
- Шри-Ланка Шри-Ланка — 8 Type-56 (китайская копия Д-44), по состоянию на 2016 год[17]
- Эритрея Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2016 год[18]
- Эфиопия Эфиопия — некоторое количество, по состоянию на 2016 год[19]
- ПМР ПМР — непризнанная республика
Бывшие операторы
Фотографии
Где можно увидеть
Список примеров в этой статье или её разделе не основывается на авторитетных источниках непосредственно о предмете статьи или её раздела.Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, содержащие данные элементы списка как примеры. В противном случае раздел может быть удалён. |
- Белоруссия Белоруссия
- д. Н.Свержень, на въезде в деревню
- г. Гомель Госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны
- г. Жодино, ул. Советская
- г. Славгород, площадь возле РайИсполКома
- г. Солигорск, ул. Набережная
- д. Буйничи, Могилевская область, мемориал «Буйничское поле»
- Россия Россия
- г. Балабаново Калужской области, Центральная площадь
- г. Благовещенск Амурской области, Площадь победы
- г. Вологда, Парк Победы
- г. Верхняя Пышма, Музей военной техники УГМК[22]
- г. Дубна Московской области, ул. 9 мая перед братскими могилами
- г. Екатеринбург, «Завод №9», в заводском музее
- г. Железногорск Курской области, площадь перед Администрацией города
- г. Котельники, Московской области, аллея Славы в микрорайоне Ковровый
- г. Кубинка, парк «Патриот», зона реконструкции исторических событий, маршрут «Гонка Героев»
- г. Лодейное Поле Ленинградской области, Братское кладбище
- г. Люберцы Московской области, Монумент павшим воинам с вечным огнем
- г. Мичуринск Тамбовской области, площадь Славы
- г. Москва, возле метро Петровско-разумовская
- г. Москва, г. Московский, музейный экспонат перед школой № 2065
- г. Москва, сквер на Карельском бульваре
- г. Москва, Щербинка, Театральная улица, у памятника «Воинам, павшим в ВОВ»
- г. Новокуйбышевск Самарской области, Парк Победы
- г. Окуловка Новгородской области, парк перед Администрацией муниципального района
- г. Подольск, микрорайон Климовск, сквер Подольских курсантов Гимназии имени у Подольских курсантов
- г. Протвино Московской области, Мемориал «Рубеж обороны»
- г.Салехард. Ямало-Ненецкий автономный округ.
- г. Шилка. Забайкальского края. Мемориал «Воинской и трудовой славы»
- д. Падиково Истринского района Московской области, Музей отечественной военной истории
- ЗАТО Межгорье, площадь перед дворцом культуры
- Краснодарский край, Успенский район, село Коноково , монумент победы.
- пос. Медведевка Калининградской области, Военно-мемориальное кладбище «Курган славы»
Примечания
- ↑ The Military Balance 2017. — P. 201.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 320. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- ↑ Александр Храмчихин. Форпост с вопросами // Военно-промышленный курьер : Газета. — 2016. — 9 марта (№ 9(624)). — ISSN 1729-3928.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 82. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 449. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 450. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- ↑ The Military Balance 2017. — P. 205.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 441. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 393. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 458. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 275. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 280. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 471. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 473. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- ↑ розпорядження Кабінету Міністрів України від 15 серпня 2011 р. N 1022-р
- ↑ Арина Шипулина. Запорожские журналисты под Мариуполем увидели, где ремонтируют технику, пострадавшую от артобстрелов, и кто помогает бойцам — видео // газета «Индустриалка» (Запорожье) от 4 апреля 2015
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 289. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 444. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 445. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- ↑ The Military Balance 2012. — P. 355.
- ↑ The Military Balance 2012. — P. 443.
- ↑ Рузаев С.В. Артиллерийские системы из коллекции музея военной техники УГМК. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2017. — 80 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-85383-687-7.
Ссылки
Артиллерия СССР после 1945 года | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
|
wiki2.red
85-мм дивизионная пушка Д-44 — Северная линия

85-мм дивизионная пушка Д-44 разработана в КБ завода № 9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Фёдора Фёдоровича Петрова во второй половине 1944 года после ряда доработок прошла гос. испытания.

85-мм дивизионная пушка Д-44 была принята на вооружение в 1946 году. С 1946 по 1954 год на заводе № 9 («Уралмаш») было изготовлено 10 918 орудий.

Данное орудие может поражать танки, бронетранспортёры, самоходно-артиллерийские орудия, а также другие бронесредства противника.

Также же она может использоваться для ведения огня по бронеколпакам, амбразурам деревоземляных и долговременных точек, уничтожения живой силы и огневых средств, находящихся за лёгкими укрытиями или вне укрытий.

Конструктивная компоновка орудия имела классическую схему: ствол и затвор наложены на лафет.

Ствол – труба-моноблок имеющая двухкамерный дульный тормоз, муфты и казенник обоймы.

Орудийный лафет входит: противооткатные устройства, уравновешивающий механизм, люлька, механизмы наведения, верхний станок, нижний станок имеет подрессоривание, колеса, станины, прицельные приспособления и щитовое прикрытие.

На дульную часть ствола навинчивается активный дульный тормоз, представляющий собой массивный полый цилиндр. На его образующей выполнены окна (отверстия).

Копирный клиновой полуавтоматический затвор предназначен для запирания канала ствола, производства выстрела. Чтобы произвести первый выстрел затвор открывается вручную, в дальнейшем, после каждого выстрела затвор открывается автоматически. Люлька цилиндрическая литая обойменного типа, при накате и откате направляет ствол.

В состав противооткатного устройства входят пнвматический накатник и гидравлический тормоз отката. На люльке закреплена при помощи сварки обойма с гнездами, в которой размещаются цапфы служащие для соединения с верхним станком.

Рамка (верхний станок) служит основанием для качающейся части орудия. В уравновешивающий механизм накачивается азот или воздух.

Нормальное давление азота (воздуха) в уравновешивающем механизме: когда качающаяся часть закреплена по-походному от 54 до 64 кгс/см2; при наибольшем угле возвышения которое составляет 35° от 50 до 60 кгс/см2.

В уравновешивающий механизм для создания гидравлического запора заливается 0,5 литра веретенного масла АУ.

В уравновешивающем механизме давление регулируется компенсатором при изменении температуры воздуха в пределах от -20° до +20°С.

Уравновешивающий механизм с компенсатором наполнен веретенным маслом АУ (0,6 литра).

На качающейся части слева установлены винтовые механизмы наведения (поворотный и подъёмный), щитовое прикрытие и уравновешивающий механизм.

На несущем щите, который жестко скреплён с нижним откидным, задним и передним бронелистами и рамкой, размещалась вращающаяся часть орудия.

На щите смонтированы торсионная система подрессоривания ходовой части.

Боевую ось составляют две прямые полуоси. Усиленные колёса от ГАЗ-АА, имели шины ГК. Полые раздвижные станины СД-44 имеют на концах сошники. С несущим щитом они соединены шарнирно.
xn—-7sbflbuawpe1ai2qf.xn--p1ai