Д 44 85-мм дивизионная пушка

На заключительном этапе второй мировой войны возникла потребность в более мощном дивизионном орудии, чем 76-мм пука ЗИС-3. Различные КБ предложили несколько вариантов новых пушек предназначенных для поражения инженерно-технических сооружений и живой силы противника, уничтожения бронированной техники и долговременных огневых точек. В частности, КБ завода №9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф.Ф. Петрова во второй половине 1944 года спроектировало 85-мм дивизионную пушку Д-44.

Опытный образец пушки ЗИС-Д-44 (длина ствола — 4675 мм/55,1 клб, вес пушки в б/п — 1630 кг) был изготовлен на заводе №92 им. Сталина. В начале 1945 года эта пушка прошла полигонные испытания. Согласно заключению комиссии ЗИС-Д-44 эти испытания не выдержала, в том числе из-за неудовлетворительной экстракции гильз. Пушка была доработана на заводе №9 и 8 мая 1945 года направлена на повторные испытания. Стрельбы начались на Гороховецком полигоне 10 мая. Здесь пушка показала максимальную скорострельность 20…22 выстрела в минуту (без исправления наводки). Испытания обкаткой проводились за автомобилем «Студебеккер», а по бездорожью — за трактором Я-12. Всего с 19 по 25 мая пройдено 1512 км. Из них по булыжной мостовой 810 км со средней скоростью 25,7 км/час, а максимальной — 33 км/час. По проселочной дороге — 426 км со средней скоростью 21,9 км/час и максимальной — 40 км/час. По асфальтовому шоссе — 220 км со средней скоростью 41,2 км/час, максимальной — 55 км/час. По бездорожью и пересеченной местности — 56 км со средней скоростью 11,7 км/час.

После войсковых испытаний пушка была принята на вооружение в 1946 году под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44». Один из главных её создателей — Н.Г. Кострулин, был удостоин Сталинской премией 1-й степени.

Пушка Д-44 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия, её отличительными особенностями являются компактность размещения механизмов наведения, малая высота линии огня и возможность транспортировки механической тягой со скоростью движения до 60 км/ч. Время перевода пушки из походного положения в боевое и обратно не превышает одной минуты.

Ствол серийной пушки Д-44 (заводское обозначение — 52-П-367) состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы. Дульный тормоз — активного типа. Тормоз отката — гидравлический. Противооткатные устройства помещены в обойме над стволом, при выстреле они откатывались вместе со с ним. Нормальная длина отката — 580…660 мм, предельная — 675 мм. Затвор — вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Люлька представляла собой литую цилиндрическую обойму, закреплённую на верхнем станке лафета. На нём же смонтирован подъемный механизм. Поворотный механизм — винтового типа. Уравновешивающий механизм — толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, он состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола.

Прицельные приспособления: панорамный прицел М71-7 или механический — С71-7, оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7 или ОП4М-7.

Для защиты расчёта от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин на верхнем станке лафета закреплено щитовое прикрытие.

Нижний станок лафета снабжён двумя раздвижными трубчатыми станинами. Ходовая часть — двухколёсная. Колеса — размерностью 6,50-20 от грузового автомобиля ГАЗ-АА, с шиной ГК (заполненной губчатым каучуком). Боевая ось состояла из двух прямых полуосей. Подрессоривание пушки — торсионное.

В качестве боеприпасов используются унитарные патроны с осколочно-фугасными гранатами (более 12 типов), подкалиберными снарядами катушечной формы, кумулятивными и дымовыми снарядами. Дальность прямого выстрела БТС БР-367 по цели высотой 2 м составляет 1100 м. На дальности 500 м этот снаряд под углом 90° пробивает броневую плиту толщиной 135 мм. Начальная скорость БПС БР-365П — 1050 м/с, бронепробиваемость — 110 мм с дистанции 1000 м.

Серийное производство Д-44 велось на заводе №9. С 1946 по 1954 год было изготовлено 10918 орудий. Д-44 состояла на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора и поставлялась на экспорт. В 60-е годы лицензионное производство пушки под индексом «тип 56» освоил Китай.

В конце 1948 года на базе Д-44 была создана противотанковая пушка Д-48 (принята на вооружение в 1953 году). В 1956 году для ВДВ на лафете дивизионной пушки Д-44 была смонтирована 16-ствольная 140-мм реактивная пусковая установка РПУ-14 (8У38).

Высокая надёжность и большие запасы 85-мм снарядов позволяют пушке Д-44 до сих пор находится на вооружении ВС РФ, использоваться для боевой подготовки и при боевых действиях.

 Mодификации

 Д-47. В 1947 году в КБ завода №9 была спроектирована «облегченная» 100-мм дивизионная пушка Д-47. Пушка была получена наложением нового 100-мм ствола на лафет пушки ЗИС-Д-44. Вес её в боевом положении составлял около 2 тонн, вес снаряда — 15,6 кг, начальная скорость — 730 м/с. Опытный образец Д-47 был закончен заводом №9 в декабре 1947 года. Пушка прошла заводские испытания, но на вооружение принята не была.

 ЗИС-Д-44А. В конце 1947 года в КБ завода №9 была спроектирована 85-мм дивизионная пушка «большой мощности» ЗИС-Д-44А. Пушка была получена наложением нового ствола с улучшенной баллистикой (начальная скорость БТС — 950 м/с) на лафет пушки ЗИС-Д-44. Опытный образец пушки ЗИС-Д-44А был закончен заводом №9 26 апреля 1948 года. Пушка была испытана, но на вооружение не поступила.

 Д-44Н. В 1957 году часть раннее выпущенных пушек Д-44 подверглись незначительной модернизации (заводское обозначение — 52-П-367Н). В частности, пушки получили ночной прицел АПН2-7 или АПН3-7.

 Пушка СД-44

СД-44. В 1948 году инженеры К.В. Беляевский и С.Ф. Комиссарик предложили идею орудия, которое могло бы передвигаться по полю боя без помощи буксировщика-тягача. Ими был выполнен эскизный проект самодвижущейся пушки, который 1 января 1949 года был выслан в Министерство вооружений. Проект был одобрен, и в 1949 году завод №9 приступил к изготовлению опытного образца 85-мм самодвижущейся пушки СД-44, который был закончен в первом квартале 1950 года.

Ствол и лафет СД-44 были взяты от Д-44 с небольшими изменениями. Так, на одну из станин пушки был установлен прикрытый кожухом двигатель М-72 Ирбитского мотоциклетного завода мощностью 14 л.с. (4000 об/мин.) обеспечивавший скорость самодвижения до 25 км/ч. Передача мощности от двигателя обеспечивалась через карданный вал, дифференциал и полуоси на оба колеса орудия. КПП, ходящая в состав трансмиссии, обеспечивала шесть передач движения вперёд и две передачи заднего хода. На станинетакже закреплено сиденье для одного из номеров расчёта, выполняющего функции механика-водителя. В его распоряжении имеется рулевой механизм, управляющий дополнительным, третьим, колесом пушки, смонтированный на конце одной из станин. Там же устанавливается фара для освещения дороги в тёмное время суток. СД-44 имела самовытаскиватель (барабан на колесах, трос на щите). Баллистика и боеприпасы полностью совпадали с Д-44.

 В режиме самодвижения пушка передвигается стволом назад, при этом на ней размещается как расчёи, так и часть боекомплекта. СД-44 способна преодолевать подъёмы до 27°, броды глубиной до 0,5 м и снежные заносы высотой 0,30…0,65 м. Запас хода по булыжной мостовой — 220 км. На большие расстояния пушка бксируется колёсным или гусеничным тягачом с максимальной скоростью до 60 км/ч.

После заводских и полигонных испытаний пушка СД-44 была доработана (отдел Ю.К. Бессонова, в т.ч. конструкторы Н. Ширёв, Б.Г. Дудко). В 1954 году три пушки СД-44 прошли войсковые испытания. Постановлением Совмина №2329-1105сс от 19 ноября 1954 года первая отечественная пушка с самодвижением была принята на вооружение Советской Армии под обозначением «85-мм самодвижущаяся пушка СД-44».

В 1954 году завод №9 переделал 88 пушек Д-44 в самодвижущиеся пушки СД-44, а в 1955 году — еще 250. В 1957 году завод №9 изготовил новых 109 пушек СД-44 и 150 — СД-44Н (с ночным прицелом), а также переделал 100 пушек из Д-44 в СД-44.

Кроме Советской Армии, СД-44 состояла на вооружении армий Албании, Болгарии, ГДР, Кубы и Китая.

В середине 50-х началась разработка подвесных кабин, предназначавшихся для для десантирования пушки СД-44 с самолётов. Летом 1958 года успешно прошли испытания десантной кабины П-110 с парашютно-реактивной системой (вес в снаряженном состоянии с СД-44 — 3900 кг) для использования её с самолётами Ту-4Д.

 

 Характеристики            85-мм дивизионная пушка Д-44

Расчёт, чел       6 (7*)

Масса в боевом положении, кг             1725 (2250*)

Длина ствола, клб        55,1

Длина в походном положении, мм    8340 (8400*)

Ширина в походном положении, мм                1680 (1770*)

Угол возвышения/склонения, град     +35/-7

Угол горизонтальной наводки, град   54

Начальная скорость ОФС, м/с 793

Масса ОФС снаряда, кг               9,54

Максимальная дальность стрельбы ОФС , м 15820

Скорострельность, выстр./мин             до 15

 

DP 85mm

park-pobeda-nnov.ru

85 Мм Противотанковая Пушка Д 44. Военные технологии. informatik-m.ru

85 мм противотанковая пушка д 44

85-мм пушки конструкции Грабина.

До 1938 года калибра 85 мм в отечественной артиллерии не было. Эпизодически он появлялся в эскизных проектах, видимо, из-за того, что 85 мм это почти круглая цифра. Появление же этого калибра оказалось случайным. В 19371938 годах конструкторы завода № 8 решили использовать излишние запасы прочности, заложенные в кожухе, казеннике и лафете германской пушки «Рейнметалл», принятой у нас под наименованием «76-мм зенитная пушка обр.1931 г.» и увеличить ее калибр. Предельным калибром, который можно было поместить в кожух 76-мм пушки стал 85 мм. Нужда в 85-мм зенитных пушках была велика и их перед войной запустили в массовое производство.

В.Г. Грабин всегда старался смотреть вперед и быть готовым ко всем капризам руководства. Если есть хорошая 85-мм «качалка» с длиной ствола в 55 клб, начальной скоростью 800 м/с, весом снаряда 9,2 кг и дальностью 15,5 км, то почему бы из нее не сделать дивизионную пушку? В 1940 году по договору с ГАУ завод № 92 работал над 95-мм пушкой Ф-28 и Грабин в инициативном порядке (то есть не уведомляя ГАУ) накладывает ствол 85-мм зенитной пушки обр.1939 г. на лафет Ф-28. Новая пушка получила индекс Ф-30. Кроме того, Грабиным был разработан вариант Ф-30 с круговым обстрелом.

В конце 1940 года завод № 92 изготовил опытный образец пушки Ф-30. Заводские испытания пушка успешно прошла в феврале-марте 1941 года. В конце апреля 1941 года Ф-30, которую к тому времени переименовали в ЗИС-12, подали на АНИОП для проведения полигонных испытаний, однако до начала войны она испытана не была.

Здесь стоит упомянуть и еще об одной интересной грабинской работе 85-мм противотанковой пушке ЗИС-23 с длиной ствола 96,6 клб (то есть 8,2 метра) и начальной скоростью калиберного снаряда 1115 м/с. В этой пушке новый длинный ствол был наложен на лафет 107-мм пушки М-60. Работы над системой велись с начала 1941 года, но до конца года Грабину так и не удалось изготовить ствол с такой баллистикой.

С началом войны стало не до новых орудий. 85-мм дивизионные пушки постигла судьба 95-мм и 107-мм пушек.

Работы над 85-мм пушками с баллистикой 85-мм зенитных пушек обр.1939 г. возобновляются в конце 1942 начала 1943 года в связи с усилением брони немецких танков Т-IV и появлением новых танков «Пантера» и «Тигр».

В ЦКБ, возглавляемым Грабиным, создается 85-мм пушка ЗИС-С-8 с баллистикой пушки обр.1939 г. Опытный образец ЗИС-С-8 былизготовлен на заводе № 92.

Пушка имела мощный двухкамерный дульный тормоз. Затвор вертикальный клиновой копирного типа. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Уравновешивающий механизм пневматический. Подъемный механизм секторный. Подрессоривание торсионное, колеса 6.50 20.

Баллистические данные, полученные в ходе полигонных испытаний ЗИС-С-8 смотри в таблице

На вооружение ЗИС-С-8 принята не была.

В 1943 году в ЦКБ создается 85-мм пушка «большой мощности» С-3-1 на лафете 100-мм пушки С-3. В некоторых документах пушку именуют С-31.

В 1944 году в ЦКБ создается 85-мм пушка «повышенной мощности» С-58-II на лафете 76-мм пушки ЗИС-С-58-1.

В 19461948 годах Грабин работает над созданием 85-мм пушки «большой мощности» С-6. В 1949 году эти работы трансформируются в 85-мм пушку С-6-А.

Наконец, в 1946 году создается какой-то монстр 85-мм пушка на лафете МЛ-20 по теме «Н14-117», а в 1952 году Грабин работает над 85-мм дивизионной пушкой по теме «09179».

Но увы, ни одна 85-мм буксируемая пушка Грабина на вооружение не принимается.

85-мм пушка У-10.

В 1941 году в КБ УЗТМ («Уралмаш») была спроектирована 85-мм «дивизионная и противотанковая» пушка У-10. Пушка была получена наложением ствола с баллистикой 85-мм зенитной пушки обр.1939 г. на лафет гаубицы М-30.

В ноябре 1941 года была изготовлена 5-орудийная батарея 85-мм пушек У-10. На полигонных испытаниях У-10 показала удовлетворительные результаты.

85-мм пушки ОКБ-172.

В 1944 году в ОКБ-172 была спроектирована 85-мм противотанковая пушка БЛ-19.

Работы по пушке были завершены на стадии техпроекта.

В 1944 году в ОКБ-172 была спроектирована 85-мм дивизионная пушка БЛ-25.

Ствол моноблок со съемным казенником и дульным тормозом. Для крепления цилиндра накатника на стволе имеется обойма.

Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа.

Люлька цилиндрическая литая с приварными обоймами. Внутри люльки помещен тормоз отката. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и гидропневматического накатника.

Подъемный механизм винтового типа, расположен с левой стороны верхнего станка.

Поворотный механизм винтовой, толкающего типа, расположен с левой стороны верхнего станка. Уравновешивающий механизм пружинный, тянущего типа. В каждой из двух колонок имелось по три пружины.

Литая боевая ось являлась одновременно и нижним станком. На ней монтировался верхний станок с механизмами наведения, щит и раздвижные станины. В полости боевой оси монтировалось торсионное подрессоривание. Колеса были взяты от автомобиля ГАЗ-АА. Станины раздвижные коробчатой формы, сварной конструкции. Сошники снабжены параллелограмным устройством, обеспечивающим установку орудия на четыре точки на неровной местности.

Гильза и снаряды взяты от 85-мм зенитной пушки обр.1939 г. Затвор и полуавтоматика взяты полностью от 85-мм танковой пушке обр.1944 г. ЗИС-С-53. Уравновешивающий механизм сделан по типу 76-мм пушки Ф-22.

Опытный образец пушки БЛ-25 был изготовлен заводом № 172, заводские испытания были начаты 6 ноября 1944 года. 16 января 1945 года БЛ-25 поступила на ГАП для проведения полигонные испытания. В ходе полигонных испытаний было сделано 293 выстрела, после чего из-за сдачи подъемного механизма и ряда других неисправностей испытания пушки были прекращены. Обкатка системы не производилась.

Согласно отчету комиссии от 2.04.1945 г. пушка БЛ-25 полигонные испытания не выдержала и требует доработки. Вскоре работы по пушке были прекращены.

85-мм пушка Д-44.

85-мм дивизионная пушка Д-44 была спроектирована в КБ завода № 9 («Уралмаш»). Однако опытный образец пушки был изготовлен на заводе № 92 (им. Сталина) и получил сложный индекс ЗИС-Д-44. После испытаний система была доработана на заводе № 9. 8 мая 1945 года пушка ЗИС-Д-44 поступила на Гороховецкий полигон, где 10 мая начались стрельбы. На испытаниях скорострельность пушки оказалась: с исправлением наводки при угле +20 15 выстр/мин при угле 0 1113 выстр/мин а максимальная скорострельность без исправления наводки 20 22 выстр/мин. Испытания обкаткой проводились за автомобилем «Студебеккер», а по бездорожью за трактором «Я-12». Всего с 19 по 25 мая пройдено 1512 км. Из них по булыжной мостовой 810 км со средней скоростью 25,7 км/час, а максимальной 33 км/час. По проселочной дороге 426 км со средней скоростью 21,9 км/час и максимальной 40 км/час. По асфальтовому шоссе 220 км со средней скоростью 41,2 км/час, максимальной 55 км/час. По бездорожью и пересеченной местности 56 км со средней скоростью 11,7 км/час.

Согласно заключению комиссии ЗИС-Д-44 полигонные испытания не выдержала, в том числе из-за неудовлетворительной экстракции гильз. Однако после повторных полигонных, а затем и войсковых испытаний пушка была принята на вооружение под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44».

Ствол серийной пушки Д-44 состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы.

Дульный тормоз активного типа.

Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа.

Тормоз отката гидравлический. Противооткатные устройства помещены в обойме под стволом, при выстреле они откатывались вместе со стволом.

Люлька представляла собой литую цилиндрическую обойму.

Подъемный механизм имел один сектор. Поворотный механизм винтового типа.

Уравновешивающий механизм толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, он состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола.

Подрессоривание пушки торсионное.

Боевая ось состояла из двух полуосей. Обе полуоси прямые.

Колеса от автомобиля ГАЗ-АА, усиленные с шиной ГК.

Прицельные приспособления: прицел С71-7 (первоначально был панорамный прицел), оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7, ОП4М-7. Кроме того, могут применяться ночные прицелы: АПН-2 или АПН3-7.

Серийное производство Д-44 велось на заводе № 9, данные смотри в таблице.

85-мм самодвижущаяся пушка СД-44.

В конце 1948 года в КБ завода № 9 разработан проект 85-мм самодвижущейся пушки СД-44 и 1.01.1949 г. этот проект был выслан в Министерство вооружений. Проект был одобрен, и в 1949 году завод № 9 приступил к изготовлению опытного образца, который был закончен в I квартале 1950 года. После заводских и полигонных испытаний пушка СД-44 была доработана. В 1954 году три пушки СД-44 прошли войсковые испытания. Постановлением СМ № 2329-1105 от 19.11.1954 г. пушка СД-44 была принята на вооружение.

В 1954 году завод № 9 переделал 88 пушек Д-44 в самодвижущиеся пушки СД-44, а в 1955 году еще 250.

В 1957 году завод № 9 изготовил новых 109 пушек СД-44 и 150 СД-44Н (с ночным прицелом), а также переделал 100 пушек из Д-44 в СД-44.

Ствол и лафет СД-44 были взяты от Д-44 с небольшими изменениями. Баллистика и боеприпасы полностью совпадали с Д-44.

На одну из станин пушки был установлен двигатель от мотоцикла типа

М-72 мощностью 14 л.с. (4000 об/мин.) с обеспечением передачи через карданный вал, дифференциал, полуоси на оба колеса орудия.

СД-44 имела самовытаскиватель (барабан на колесах, трос на щите).

Колеса ведущие: 6,50 20, от автомобиля ГАЗ-АА, усиленные, с шиной ГК.

В конце 1947 года в КБ завода № 9 была спроектирована 85-мм дивизионная пушка «большой мощности» ЗИС-Д-44А. Пушка была получена наложением нового ствола с улучшенной баллистикой (вес снаряда 9,2 кг, начальная скорость 950 м/с) на лафет пушки ЗИС-Д-44. Опытный образец пушки ЗИС-Д-44А был закончен заводом № 9 26 апреля 1948 года. Пушка была испытана, но на вооружение не поступила.

В 1947 году в КБ завода № 9 была спроектирована 100-мм дивизионная «облегченная» пушка Д-47. Пушка была получена наложением нового 100-мм ствола на лафет пушки ЗИС-Д-44. Вес ее в боевом положении составлял около 2 тонн, вес снаряда 15,6 кг, начальная скорость 730 м/с. Опытный образец Д-47 был закончен заводом № 9 в декабре 1947 года. Пушка прошла заводские испытания, но на вооружение принята не была.

Дмитрий Барсуков (c) 2002

Противотанковая пушка Д-48 85-мм

85-мм противотанковая пушка Д-48

С 1955 по1957 годы в ыпущено: 819 экземпляров Д-48 и Д-48Н (с ночным прицелом АПН2-77 или АПН3-77).

85-мм противотанковая пушка (ПТП) Д-48 была спроектирована на КБ завода №9 под руководством Ф.Ф. Петрова. В ее конструкции были использованы некоторые элементы 85-мм дивизионной пушки Д-44 и 100-мм пушки обр. 1944 г. БС-3.

Полигонные испытания Д-48 проводились в первом квартале 1949 года, однако на 399 выстреле испытания приостановили, так как дульный тормоз повышенной эффективности калечил расчет . После доставки нового дульного тормоза во второй половине апреля испытания возобновились и продолжились до июня 1949 года. Доработанный по результатам полигонных испытаний новый образец Д-48 был изготовлен заводом в апреле 1950 года, а затем пушка прошла сравнительные испытания с 85-мм ПТП С-6, спроектированной в ЦНИИ-58 под руководством В.Г. Грабина. По результатам испытаний военные выбрали Д-48 и она была принята на вооружение.

Первая серийная партия Д-48 была изготовлена в 1955 году на заводе №75 в городе. Юрга, Кемеровской обл. (ныне — ОАО Юргинский машиностроительный завод , ЮМЗ).

Основной особенностью противотанковой пушки Д-48 являлся исключительно длинный ствол. Для обеспечения максимальной начальной скорости снаряда длина ствола была доведена до 74 калибров (6м. 290 мм.). В качестве прицельных приспособлений на Д-48 устанавливался механический прицел С71-77 (для стрельбы с закрытых позиций и прямой наводкой), оптический прицел ОП2-77 или ОП4-77 (для стрельбы прямой наводкой), орудийная панорама ПГ-1 (при транспортировке орудия снималась).

В ходовой части пушки использованы колёса от грузового автомобиля ЗиС-5 с шинами ГК (т.е. заполненными губчатым каучуком). Наличие торсионного подрессоривания ходовой части позволяло буксировать пушку армейскими грузовыми автомобилями (4х4 или 6х6) или гусеничными артиллерийскими тягачами со скоростью до 60 км/ч.

Для перевода пушки из походного положения в боевое и обратно, расчёту требовалось 1,5. 2 минуты.

Боекомплект пушки состоял из 100 унитарных выстрелов (созданных специально для Д-48): 44 бронебойных и 56 осколочно-фугасных. Бронебойный снаряд на дистанции 1 000 м пробивал броню толщиной 150-185 мм под углом 60 .

В 1958 году большинство конструктивных элементов Д-48 были использованы при создании первой в мире серийной противотанковой пушки Т-12 (2А19).

Тактико-техническая характеристика

Источники: http://newasp.omskreg.ru/war/art/85mm.html, http://gvtm.ru/protivotankovaya_pushka_d-48_85-mm

Комментарии: 1

informatik-m.ru

85-мм дивизионная пушка Д-44 Википедия

Д-44
Тип Дивизионная и противотанковая пушка
Страна СССР СССР
Годы эксплуатации 1946-н.в.
Принят на вооружение 1946
На вооружении СССР
Конструктор Ф. Ф. Петров
Разработан 1944
Производитель Завод № 9
Годы производства 1946—1954
Всего выпущено 10918
Варианты СД-44; Тип 54 (Китай)
Масса, кг 1,725 т
Длина, мм 8,34 метра
Длина ствола, мм 55,1 калибров (4,68 м)
Ширина, мм 1,68 метра (в походном положении)
Экипаж (расчёт), чел. 7
Калибр, мм 85
Угол возвышения -7° — +35°
Угол поворота 54°
Скорострельность,
выстрелов/мин
20-25
Начальная скорость
снаряда, м/с
793
Максимальная
дальность, м
15820 метров
Прицел С71-7, ОП2-7, ОП4-7, ОП4М-7, АПН-2, АПН3-7
 Медиафайлы на Викискладе

85-мм дивизио́нная пу́шка Д-44 — советское артиллерийское орудие.

Разработана в КБ завода № 9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф. Ф. Петрова во второй половине 1944 года после ряда доработок прошла гос. испытания.

Была принята на вооружение в 1946 году. С 1946 по 1954 год на заводе № 9 («Уралмаш») было изготовлено 10 918 орудий.

Тактико-технические характеристики[ | ]

  • Расчёт, чел 6 (7*)
  • Масса в боевом положении, кг 1725 (2250*)
  • Длина ствола, клб 55,1
  • Длина в походном положении, мм 8340 (8400*)
  • Ширина в походном положении, мм 1680 (1770*)
  • Угол возвышения/склонения, град +35/-7
  • Угол горизонтальной наводки, град 54
  • Начальная скорость ОФС, м/с 793
  • Масса ОФС снаряда, кг 9,54
  • Максимальная дальность стрельбы ОФС, м 15820
  • Скорострельность, выстр./мин до 15

На вооружении[ | ]

ru-wiki.ru

85-мм дивизионная пушка Д-44 — это… Что такое 85-мм дивизионная пушка Д-44?

Д-44

Тип:Дивизионная и противотанковая пушка
Страна: СССР
История службы
Годы эксплуатации:1946-
Использовалось:

СССР

История производства
Конструктор:Ф. Ф. Петров
Разработан:1944
Производитель:Уралмаш
Годы производства:1946—1954
Всего выпущено:10918
Варианты:СД-44; Тип 54 (Китай)
Характеристики
Масса, кг:1,725 т
Длина, мм:8,34 метра
Длина ствола, мм:55,1 калибров
Ширина, мм:1,68 метра (в походном положении)
Экипаж (расчёт), чел.:7
Угол возвышения:-7° — +35°
Угол поворота:54°
Скорострельность,
выстрелов/мин:
20-25
Начальная скорость
снаряда, м/с
793
Максимальная
дальность, м:
15820 метров
Прицел:С71-7, ОП2-7, ОП4-7, ОП4М-7, АПН-2, АПН3-7
Изображения на Викискладе?:Д-44

85-мм дивизио́нная пу́шка Д-44 — советское артиллерийское орудие.

Разработана в КБ завода № 9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф. Ф. Петрова во второй половине 1944 года после ряда доработок прошла гос. испытания.

Была принята на вооружение в 1946 году. С 1946 по 1954 год на заводе № 9 («Уралмаш») было изготовлено 10 918 орудий.

Д-44 находится на вооружении ВС РФ по настоящее время.

Тактико-технические характеристики

  • Расчёт, чел 6 (7*)
  • Масса в боевом положении, кг 1725 (2250*)
  • Длина ствола, клб 55,1
  • Длина в походном положении, мм 8340 (8400*)
  • Ширина в походном положении, мм 1680 (1770*)
  • Угол возвышения/склонения, град +35/-7
  • Угол горизонтальной наводки, град 54
  • Начальная скорость ОФС, м/с 793
  • Масса ОФС снаряда, кг 9,54
  • Максимальная дальность стрельбы ОФС, м 15820
  • Скорострельность, выстр./мин до 15

На вооружении

  •  Алжир — 80 Д-44, по состоянию на 2007 год[1]
  •  Болгария — 150 Д-44, по состоянию на 2007 год[2]
  •  Гвинея — 6 Д-44, по состоянию на 2007 год[3]
  •  Гвинея-Бисау — 8 Д-44, по состоянию на 2007 год[4]
  •  Йемен — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[5]
  •  Куба — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[6]
  •  Мали — 6 Д-44, по состоянию на 2007 год[7]
  •  Монголия — 200 Д-44, по состоянию на 2007 год[8]
  •  Россия — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[9]
  •  Судан — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[10]
  •  Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[11]
  •  Эфиопия — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[12]
  •  Приднестровская Молдавская Республика — непризнанная республика
  •  Нагорно-Карабахская Республика — непризнанная республика

Фотографии

Примечания

  1. The Military Balance 2007. — P. 218.
  2. The Military Balance 2007. — P. 105.
  3. The Military Balance 2007. — P. 277.
  4. The Military Balance 2007. — P. 278.
  5. The Military Balance 2007. — P. 248.
  6. The Military Balance 2007. — P. 70.
  7. The Military Balance 2007. — P. 283.
  8. The Military Balance 2007. — P. 365.
  9. The Military Balance 2007. — P. 196.
  10. The Military Balance 2007. — P. 293.
  11. The Military Balance 2007. — P. 273.
  12. The Military Balance 2007. — P. 274.

Ссылки

Артиллерия резерва
Верховного
ГлавнокомандованияЗенитная артиллерияМорская артиллерияКорабельная
артиллерияБереговая
артиллерия

dic.academic.ru

Д-44

Характеристики

Масса1703 кг
Максимальная дальность стрельбы16 км
Калибр85 мм
Скорострельностьдо 22 выстр./мин.

Описание

85-мм дивизионная пушка Д-44 была спроектирована в КБ завода № 9 «Уралмаш». Однако опытный образец пушки был изготовлен на заводе № 92 им. Сталина и получил индекс ЗИС-Д-44. После испытаний система была доработана на заводе № 9. 8 мая 1945 года пушка ЗИС-Д-44 поступила на Гороховецкий полигон, где 10 мая начались стрельбы. На испытаниях пушка показала скорострельность в 20-25 выстрелов в минуту. Испытания обкаткой проводились на автомобиле «Студебеккер», а по бездорожью на тракторе «Я-12». Всего с 19 по 25 мая пройдено 1512 км. Из них по булыжной мостовой 810 км со средней скоростью 25,7 км/час, а максимальной 33 км/час. По проселочной дороге 426 км со средней скоростью 21,9 км/час и максимальной 40 км/час. По асфальтовому шоссе 220 км со средней скоростью 41,2 км/час, максимальной 55 км/час. По бездорожью и пересеченной местности 56 км со средней скоростью 11,7 км/час.

Согласно заключению комиссии ЗИС-Д-44 полигонные испытания не выдержала, в том числе из-за неудовлетворительной экстракции гильз. Однако после повторных полигонных, а затем и войсковых испытаний пушка была принята на вооружение под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44».

Ствол серийной пушки Д-44 состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы. Дульный тормоз активного типа. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Тормоз отката гидравлический. Противооткатные устройства помещены в обойме под стволом, при выстреле они откатывались вместе со стволом. Люлька представляла собой литую цилиндрическую обойму. Подъемный механизм имел один сектор. Поворотный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, он состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола.

Подрессоривание пушки торсионное. Боевая ось состояла из двух полуосей. Обе полуоси прямые. Колеса от автомобиля ГАЗ-АА, усиленные с шиной ГК.

Прицельные приспособления: прицел С71-7 (первоначально был панорамный прицел), оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7, ОП4М-7. Кроме того, могут применяться ночные прицелы: АПН-2 или АПН3-7.

Серийное производство Д-44 велось на заводе № 9.

В конце 1948 года в КБ завода № 9 разработан проект 85-мм самодвижущейся пушки СД-44 и 1.01.1949 г. этот проект был выслан в Министерство вооружений. Проект был одобрен, и в 1949 году завод № 9 приступил к изготовлению опытного образца, который был закончен в I квартале 1950 года. После заводских и полигонных испытаний пушка СД-44 была доработана. В 1954 году три пушки СД-44 прошли войсковые испытания. Постановлением СМ № 2329-1105 от 19.11.1954 г. пушка СД-44 была принята на вооружение. Всего выпущено 697 орудий.

Ствол и лафет СД-44 были взяты от Д-44 с небольшими изменениями. Баллистика и боеприпасы полностью совпадали с Д-44. На одну из станин пушки был установлен двигатель от мотоцикла типа М-72 мощностью 14 л.с. (4000 об/мин.) обеспечивавший скорость самодвижения до 25 км/ч. Масса орудия возросла до 2250 кг.

bdsa.ru

85-мм дивизионная пушка Д-44 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Д-44
Тип Дивизионная и противотанковая пушка
Страна СССР СССР
История службы
Годы эксплуатации 1946-н.в.
Принят на вооружение 1946
На вооружении СССР
История производства
Конструктор Ф. Ф. Петров
Разработан 1944
Производитель Завод № 9
Годы производства 1946—1954
Всего выпущено 10918
Варианты СД-44; Тип 54 (Китай)
Характеристики
Масса, кг 1,725 т
Длина, мм 8,34 метра
Длина ствола, мм 55,1 калибров
Ширина, мм 1,68 метра (в походном положении)
Экипаж (расчёт), чел. 7
Калибр, мм 85
Угол возвышения -7° — +35°
Угол поворота 54°
Скорострельность,
выстрелов/мин
20-25
Начальная скорость
снаряда, м/с
793
Максимальная
дальность, м
15820 метров
Прицел С71-7, ОП2-7, ОП4-7, ОП4М-7, АПН-2, АПН3-7
 Д-44 на Викискладе

85-мм дивизио́нная пу́шка Д-44 — советское артиллерийское орудие.

Разработана в КБ завода № 9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф. Ф. Петрова во второй половине 1944 года после ряда доработок прошла гос. испытания.

Была принята на вооружение в 1946 году. С 1946 по 1954 год на заводе № 9 («Уралмаш») было изготовлено 10 918 орудий.

Тактико-технические характеристики

  • Расчёт, чел 6 (7*)
  • Масса в боевом положении, кг 1725 (2250*)
  • Длина ствола, клб 55,1
  • Длина в походном положении, мм 8340 (8400*)
  • Ширина в походном положении, мм 1680 (1770*)
  • Угол возвышения/склонения, град +35/-7
  • Угол горизонтальной наводки, град 54
  • Начальная скорость ОФС, м/с 793
  • Масса ОФС снаряда, кг 9,54
  • Максимальная дальность стрельбы ОФС, м 15820
  • Скорострельность, выстр./мин до 15

Видео по теме

На вооружении

  • Азербайджан Азербайджан — 100 Д-44, по состоянию на 2017 год[1]
  • Алжир Алжир — 80 Д-44, по состоянию на 2016 год[2]
  • Армения Армения — 35 Д-44, по состоянию на 2016 год[3]
  • Болгария Болгария — 150 Д-44 на хранении, по состоянию на 2016 год[4]
  • Гвинея Гвинея — 6 Д-44, по состоянию на 2016 год[5]
  • Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау — 8 Д-44, по состоянию на 2016 год[6]
  • Грузия Грузия — некоторое количество Д-44, по состоянию на 2017 год[7]
  • Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго — 10 Type-56 (китайская копия Д-44), по состоянию на 2016 год[8]
  • Куба Куба — некоторое количество, по состоянию на 2016 год[9]
  • Мозамбик Мозамбик — 12 Type-56 (китайская копия Д-44), по состоянию на 2016 год[10]
  • Монголия Монголия — некоторое количество Д-44 и Д-48, по состоянию на 2016 год[11]
  • Пакистан Пакистан — 200 Type-56 (китайская копия Д-44), по состоянию на 2016 год[12]
  • Судан Судан — некоторое количество, по состоянию на 2016 год[13]
  • Танзания Танзания — 75 Type-56 (китайская копия Д-44), по состоянию на 2016 год[14]
  • Украина Украина — в 2011 году, находились на хранении[15], в 2015 году вновь начали поступать в армейские части[16], применяются в зоне АТО на востоке Украины подразделениями Национальной гвардии Украины.
  • Шри-Ланка Шри-Ланка — 8 Type-56 (китайская копия Д-44), по состоянию на 2016 год[17]
  • Эритрея Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2016 год[18]
  • Эфиопия Эфиопия — некоторое количество, по состоянию на 2016 год[19]
  • ПМР ПМР — непризнанная республика

Бывшие операторы

Фотографии

Где можно увидеть

Список примеров в этой статье или её разделе не основывается на авторитетных источниках непосредственно о предмете статьи или её раздела.Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, содержащие данные элементы списка как примеры. В противном случае раздел может быть удалён.
  • Белоруссия Белоруссия
    • д. Н.Свержень, на въезде в деревню
    • г. Гомель Госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны
    • г. Жодино, ул. Советская
    • г. Славгород, площадь возле РайИсполКома
    • г. Солигорск, ул. Набережная
    • д. Буйничи, Могилевская область, мемориал «Буйничское поле»
  • Россия Россия
    • г. Балабаново Калужской области, Центральная площадь
    • г. Благовещенск Амурской области, Площадь победы
    • г. Вологда, Парк Победы
    • г. Верхняя Пышма, Музей военной техники УГМК[22]
    • г. Дубна Московской области, ул. 9 мая перед братскими могилами
    • г. Екатеринбург, «Завод №9», в заводском музее
    • г. Железногорск Курской области, площадь перед Администрацией города
    • г. Котельники, Московской области, аллея Славы в микрорайоне Ковровый
    • г. Кубинка, парк «Патриот», зона реконструкции исторических событий, маршрут «Гонка Героев»
    • г. Лодейное Поле Ленинградской области, Братское кладбище
    • г. Люберцы Московской области, Монумент павшим воинам с вечным огнем
    • г. Мичуринск Тамбовской области, площадь Славы
    • г. Москва, возле метро Петровско-разумовская
    • г. Москва, г. Московский, музейный экспонат перед школой № 2065
    • г. Москва, сквер на Карельском бульваре
    • г. Москва, Щербинка, Театральная улица, у памятника «Воинам, павшим в ВОВ»
    • г. Новокуйбышевск Самарской области, Парк Победы
    • г. Окуловка Новгородской области, парк перед Администрацией муниципального района
    • г. Подольск, микрорайон Климовск, сквер Подольских курсантов Гимназии имени у Подольских курсантов
    • г. Протвино Московской области, Мемориал «Рубеж обороны»
    • г.Салехард. Ямало-Ненецкий автономный округ.
    • г. Шилка. Забайкальского края. Мемориал «Воинской и трудовой славы»
    • д. Падиково Истринского района Московской области, Музей отечественной военной истории
    • ЗАТО Межгорье, площадь перед дворцом культуры
    • Краснодарский край, Успенский район, село Коноково , монумент победы.
    • пос. Медведевка Калининградской области, Военно-мемориальное кладбище «Курган славы»

Примечания

  1. ↑ The Military Balance 2017. — P. 201.
  2. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 320. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  3. Александр Храмчихин. Форпост с вопросами // Военно-промышленный курьер : Газета. — 2016. — 9 марта (№ 9(624)). — ISSN 1729-3928.
  4. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 82. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  5. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 449. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  6. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 450. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  7. ↑ The Military Balance 2017. — P. 205.
  8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 441. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  9. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 393. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  10. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 458. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  11. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 275. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  12. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 280. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  13. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 471. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  14. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 473. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  15. ↑ розпорядження Кабінету Міністрів України від 15 серпня 2011 р. N 1022-р
  16. ↑ Арина Шипулина. Запорожские журналисты под Мариуполем увидели, где ремонтируют технику, пострадавшую от артобстрелов, и кто помогает бойцам — видео // газета «Индустриалка» (Запорожье) от 4 апреля 2015
  17. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 289. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  18. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 444. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  19. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 445. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
  20. ↑ The Military Balance 2012. — P. 355.
  21. ↑ The Military Balance 2012. — P. 443.
  22. Рузаев С.В. Артиллерийские системы из коллекции музея военной техники УГМК. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2017. — 80 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-85383-687-7.

Ссылки

Артиллерия СССР после 1945 года

Войсковая артиллерия


Морская артиллерия

wiki2.red

85-мм дивизионная пушка Д-44 — Северная линия

85-мм дивизионная пушка Д-44

85-мм дивизионная пушка Д-44 разработана в КБ завода № 9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Фёдора Фёдоровича Петрова во второй половине 1944 года после ряда доработок прошла гос. испытания.

85-мм дивизионная пушка Д-44

85-мм дивизионная пушка Д-44 была принята на вооружение в 1946 году. С 1946 по 1954 год на заводе № 9 («Уралмаш») было изготовлено 10 918 орудий.

85-мм дивизионная пушка Д-44

Данное орудие может поражать танки, бронетранспортёры, самоходно-артиллерийские орудия, а также другие бронесредства противника.

85-мм дивизионная пушка Д-44. Ленино-Снегиревский военно-исторический музей

Также же она может использоваться для ведения огня по бронеколпакам, амбразурам деревоземляных и долговременных точек, уничтожения живой силы и огневых средств, находящихся за лёгкими укрытиями или вне укрытий.

85-мм дивизионная пушка Д-44

Конструктивная компоновка орудия имела классическую схему: ствол и затвор наложены на лафет.

85-мм дивизионная пушка Д-44. Ленино-Снегиревский военно-исторический музей

Ствол – труба-моноблок имеющая двухкамерный дульный тормоз, муфты и казенник обоймы.

85-мм дивизионная пушка Д-44. Ленино-Снегиревский военно-исторический музей

Орудийный лафет входит: противооткатные устройства, уравновешивающий механизм, люлька, механизмы наведения, верхний станок, нижний станок имеет подрессоривание, колеса, станины, прицельные приспособления и щитовое прикрытие.

85-мм дивизионная пушка Д-44. Ленино-Снегиревский военно-исторический музей

На дульную часть ствола навинчивается активный дульный тормоз, представляющий собой массивный полый цилиндр. На его образующей выполнены окна (отверстия).

85-мм дивизионная пушка Д-44. (Московская область, город Краснознаменск. «Аллея Славы»)

Копирный клиновой полуавтоматический затвор предназначен для запирания канала ствола, производства выстрела. Чтобы произвести первый выстрел затвор открывается вручную, в дальнейшем, после каждого выстрела затвор открывается автоматически. Люлька цилиндрическая литая обойменного типа, при накате и откате направляет ствол.

85-мм дивизионная пушка Д-44. Ленино-Снегиревский военно-исторический музей

В состав противооткатного устройства входят пнвматический накатник и гидравлический тормоз отката. На люльке закреплена при помощи сварки обойма с гнездами, в которой размещаются цапфы служащие для соединения с верхним станком.

85-мм дивизионная пушка Д-44. (Московская область, город Краснознаменск. «Аллея Славы»)

Рамка (верхний станок) служит основанием для качающейся части орудия. В уравновешивающий механизм накачивается азот или воздух.

85-мм дивизионная пушка Д-44 в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Нормальное давление азота (воздуха) в уравновешивающем механизме: когда качающаяся часть закреплена по-походному от 54 до 64 кгс/см2; при наибольшем угле возвышения которое составляет 35° от 50 до 60 кгс/см2.

85-мм дивизионная пушка Д-44 в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В уравновешивающий механизм для создания гидравлического запора заливается 0,5 литра веретенного масла АУ.

85-мм дивизионная пушка Д-44 в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В уравновешивающем механизме давление регулируется компенсатором при изменении температуры воздуха в пределах от -20° до +20°С.

85-мм дивизионная пушка Д-44

Уравновешивающий механизм с компенсатором наполнен веретенным маслом АУ (0,6 литра).

85-мм дивизионная пушка Д-44. Ленино-Снегиревский военно-исторический музей

На качающейся части слева установлены винтовые механизмы наведения (поворотный и подъёмный), щитовое прикрытие и уравновешивающий механизм.

85-мм дивизионная пушка Д-44. (Московская область, город Краснознаменск. «Аллея Славы»)

На несущем щите, который жестко скреплён с нижним откидным, задним и передним бронелистами и рамкой, размещалась вращающаяся часть орудия.

85-мм дивизионная пушка Д-44. Ленино-Снегиревский военно-исторический музей

На щите смонтированы торсионная система подрессоривания ходовой части.

85-мм дивизионная пушка Д-44. (Московская область, город Краснознаменск. «Аллея Славы»)

Боевую ось составляют две прямые полуоси. Усиленные колёса от ГАЗ-АА, имели шины ГК. Полые раздвижные станины СД-44 имеют на концах сошники. С несущим щитом они соединены шарнирно.

xn—-7sbflbuawpe1ai2qf.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *