Первые отечественные противотанковые управляемые ракеты » Военное обозрение
С ростом бронированной защиты танков и наземной боевой техники возникла потребность в адекватных средствах ее поражения. Существует несколько способов для уничтожения бронированной техники: задать бронебойному снаряду максимально возможную скорость и использование снаряда с кумулятивной составляющей.В осуществлении первого способа понадобится использовать как минимум дорогое в исполнении орудие, самоходное или стационарное, для осуществления второго способа можно использовать простое решение доставки снаряда к броне техники или просто наделив снаряд ракетным двигателем.
Для использования в пехотных подразделениях предпочтителен второй способ, вследствие большой мобильности подразделения и возможности использования технического решения на ходу.
Опыт, приобретенный во времена Великой Отечественной войны, показывает, что это оружие выполняет свои задачи, только радиус действия не превышал и сотню метров, с увеличением расстояния эффективность поражения падала в геометрической прогрессии. Бронебойным снарядом или кумулятивным боеприпасом очень важно попасть точно в цель, иначе бронебойная защита выдержит и выполнит свое предназначение.
История создания ПТУР начинается в Германии в 1944 году с реализации программы «оружие возмездия». ПТУР «Красная Шапочка» была создана немецкими специалистами, опередив в создании этого и другого оружия весь мир.
О применении этого новейшего оружия сведений нет, но известно, что после победы в 1945 году образцы были захвачены союзниками для проведения собственных разработок оружия данного класса.
СССР впервые осознал важность данного оружия, только когда французские военные применили ПТУР «SS.10» в военном конфликте с Египтом в 1956 году. В следующем году начинает реализовываться программа создания новых видов танков, истребителей танков и УР к ним.
Реализацию проекта Советского ПТУР поручили СКБ ГА, проект получил название ПТУРС «Шмель».
У конструкторов оказалась нелегкая задача — спроектировать и реализовать реактивный управляемый снаряд с весовыми характеристиками для переноса и использования в боевых условиях одним человеком. Первое, что сделали разработчики, это упростили аппаратуру реактивного боеприпаса, и на его борту оставался единственный «сложный» агрегат – гироскоп двухстепенного исполнения, который предназначался для управления полетом снаряда и его стабилизации.
Управлял ПТУРСом подготовленный оператор, чья основная задача сводилась к удержанию с помощью ручки управления цели, наблюдаемой им в прицел, имеющий восьмикратное увеличение.
Команды управления поступали на реактивный боеприпас через кабель, имеющий две жилы, он был исполнен на борту снаряда в виде катушки с проводом.
Конструктивная составляющая первой управляемой ракеты Советского Союза, в принципе, мало отличалась от первой немецкой разработки и всех разработок того времени – в носовой части стояла кумулятивная БЧ, за ней устанавливали стабилизирующий гироскоп, провод в катушке, стартовый и маршевый двигатели.
Стартовый двигатель использовался для старта и приобретения боеприпасом начальной скорости, маршевый двигатель запускался с задержкой в 0.6 секунды и обеспечивал снаряду скорость порядка ста метров в секунду.
Полет происходил на крестообразных и трапециевидных крыльях, выполнение управляющих команд обеспечивали вибрирующие спойлеры, действие которых происходило так: в простом полете спойлеры на кромках крыльев под действием электромагнитов колебались при частоте порядка 10-20 герц, и при поступлении управляющего сигнала они задерживались в крайних положениях дольше обычного, так и получалось поворотное действие снаряда в ту или иную сторону. Дальность применения была не более одного километра.
В середине 1958 года состоялся первый неуправляемый полет ПТУРС «Шмель», через несколько месяцев комплекс «2К15» с ракетой 3М6 прошел генеральные испытания, и 1 августа 1960 года ПТУРС «Шмель» принимается на вооружение ВС СССР.
Разработчики не выполнили всех технических требований – ПТУРС получился, правда, нетяжелый, но очень неудобный и громоздкий. Комплекс «2К15» с четырьмя ракетами было решено установить на автомобиль «ГАЗ-69».
А комплекс «2К16», появившийся в 1964 году, с тремя боевыми ракетами и тремя запасными уже устанавливали на БРДМ-1.
Проект «Шмель» выпускался до 1966 года в СССР, а в Северной Корее до 1970 года.
Комплексы с ракетами 3М6 «Шмель» успели поучаствовать в боевых действиях арабо-израильского конфликта 1967 года.
Велись и другие разработки управляемых ракет в конструкторских бюро Советского Союза. Так, над проектом №8 трудились в НИИ-642, потом в НИИ-648.
ПТУР «Фаланга», принятый на вооружение немного после ПТУР «Шмель», носил название 2К8 «Фаланга», тоже не получился легким и переносным,и даже превысил весовые показатели первого ПТУРа. Но здесь надо отметить, что конструкция ракеты отличалась от стандартной компоновки.
В хвостовой части расположилась аппаратура для приема управляющего сигнала, двухшашечный двигатель расположился ближе к середине ракеты.
Сначала использовалась стартовая шашка для старта ракеты, после нее действовала маршевая шашка. Сопла двигателя наружного исполнения и расположены вдоль корпуса ракеты. В носовой части присутствуют короткие стабилизаторы для плавности выполнения поворота.
В отличие от «Шмеля», «Фаланга» управлялась по радио. Рулевое управление сделали пневматическим с работой от газового баллона.
Комплекс прослужил дольше своего собрата, при проведении модернизации в середине 70 годов комплекс получил дальность действия около 4000 метров (первоначально – 2500 метров).
Повысился наносимый урон – пробивал 50-см броню.
ПТУР «Фаланга» с четырьмя ракетами устанавливали на БРДМ, и за рубежом она имела название «AT-2 SWATTER»
«Фаланга» стал первым отечественным ПТУРом авиационного исполнения, ПТРК «Фаланга» устанавливали на винтокрылые машины.
topwar.ru
3М6 «Шмель» — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Шмель» (индекс ракеты — 3М6, комплекса 2К15 и 2К16, по классификации МО США и НАТО: AT-1А Snapper — советский противотанковый ракетный комплекс первого поколения. Разработан в Специальном конструкторском бюро, город Коломна Московской области (ныне АО «НПК «Конструкторское бюро точного машиностроения») совместно с ВНИИ «Сигнал»,
Предназначен для поражения танков, инженерных и фортификационных сооружений, надводных целей.
Послужил основой для дальнейших разработок.
Модификации
Боевая машина 2П26 в музее Батей-Ха-Осеф (Тель-Авив). Пусковая установка 2П27 комплекса 2К16 «Шмель» на базе БРДМ-1.ПТРК размещался на двух типах наземных носителей:
- 2К15 «Шмель» — противотанковый ракетный комплекс с боевой машиной 2П26 на базе шасси автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-69 с четырьмя направляющими рельсового типа, расположенными в задней части кузова. В эксплуатации с 1960 года.
- 2К16 «Шмель» — противотанковый ракетный комплекс с боевой машиной 2П27 на базе шасси боевой разведывательно-дозорной машины БРДМ-1 ( ГАЗ-40П) с тремя выскакивающими вверх рельсовыми направляющими, размещёнными в бронированной рубке. В эксплуатации с 1964 года.
По организационно-штатной структуре боевые машины были сведены в противотанковые батареи, придаваемые мотострелковым полкам. В каждой батарее имелось по три взвода с тремя пусковыми установками 2П26 и 2П27 и БРДМ командира взвода в каждом.
Тактико-технические характеристики
- Длина: 1150 мм
- Диаметр: 136 мм
- Размах крыльев: 750 мм
- Дальность: от 600 до 2000 м
- Стартовая масса: 24 кг
- Средняя скорость: 110 м/с
- Время полёта на максимальную дальность: 19 с
- Система управления: командная, ручная, по проводам.
- Боевая часть: кумулятивная, индекс 3Н13
- Масса БЧ: 5,4 кг
- Бронепробиваемость: до 300 мм
Боевое применение
Известные случаи применения ПТРК «Шмель»:
- Египетские операторы поразили не менее 10 израильских танков в ходе Шестидневной войны.
- Через несколько месяцев после окончания войны 1967 года египтянам удалось поразить ПТУР «Шмель» два израильских танка М48, патрулировавших восточный берег Суэцкого канала.[4]
- Греки-киприоты использовали ПТУР «Шмель» во время Турецкого вторжения 1974 года. Было поражено несколько целей, например, 1 августа ракетой 3М6 был уничтожен турецкий танк M47.[5][6][7][8][9][10][11]
Другие Эксплуатанты
Производитель/Основной эксплуатант
Другие эксплуатанты
Примечания
- ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 543.
- ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 94.
- ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 64.
- ↑ ПТУР первого поколения в АОИ Архивировано 1 июля 2014 года.
- ↑ Cyprus 1974 – The Greek coup and the Turkish invasion, Makarios Drousiotis, Hellenic Distribution Agency
- ↑ Armour in Cyprus, Evolution and Action. Ioannis Mamounidakis. 2008
- ↑ Savvas D. Vlassis, O Aporritos Attilas, Athens 2004
- ↑ OPERATION «NIKI» 1974 – A Suicide Mission to Cyprus. (Mihail Solanakis)
- ↑ Battle of Nicosia International Airport – Cyprus 1974 by a Greek Commando, Published Istoria (History), 1993
- ↑ The Action of the Captured M47 in Attila II in The Unknown Soldier of Cyprus (Savvas Vlassis)
- ↑ Georgiou P.Sergi — «Battle for Cyprus. July–August 1974», Athens 1999 (in Greek)
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ПТУРы сухопутных войск / под ред. Дмитриева Г.Н.. — Киев: Архив-Пресс, 1997. — С. 26. — 26 с. — (Архив 500+). — 700 экз.
Литература
- Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
Ссылки
Комплексы управляемого вооружения СССР и России после 1945 года | |||
---|---|---|---|
| |||
| |||
|
wikipedia.green
3М6 «Шмель» Википедия
«Шмель» (индекс ракеты — 3М6, комплекса 2К15 и 2К16, по классификации МО США и НАТО: AT-1А Snapper — советский противотанковый ракетный комплекс первого поколения. Разработан в Специальном конструкторском бюро, город Коломна Московской области (ныне АО «НПК «Конструкторское бюро точного машиностроения») совместно с ВНИИ «Сигнал»,[1] под руководством Б. И. Шавырина на основе немецко-французского SS.10[2]. Принят на вооружение ВС СССР 1 августа 1960 года. Серийное производство комплекса продолжалось с 1961 по 1966 годы на Заводе им. Дегтярёва[3].
Предназначен для поражения танков, инженерных и фортификационных сооружений, надводных целей.
Послужил основой для дальнейших разработок.
Модификации
Боевая машина 2П26 в музее Батей-Ха-Осеф (Тель-Авив). Пусковая установка 2П27 комплекса 2К16 «Шмель» на базе БРДМ-1.ПТРК размещался на двух типах наземных носителей:
- 2К15 «Шмель» — противотанковый ракетный комплекс с боевой машиной 2П26 на базе шасси автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-69 с четырьмя направляющими рельсового типа, расположенными в задней части кузова. В эксплуатации с 1960 года.
- 2К16 «Шмель» — противотанковый ракетный комплекс с боевой машиной 2П27 на базе шасси боевой разведывательно-дозорной машины БРДМ-1 (ГАЗ-40П) с тремя выскакивающими вверх рельсовыми направляющими, размещёнными в бронированной рубке. В эксплуатации с 1964 года.
По организационно-штатной структуре боевые машины были сведены в противотанковые батареи, придаваемые мотострелковым полкам. В каждой батарее имелось по три взвода с тремя пусковыми установками 2П26 и 2П27 и БРДМ командира взвода в каждом.
Тактико-технические характеристики
- Длина: 1150 мм
- Диаметр: 136 мм
- Размах крыльев: 750 мм
- Дальность: от 600 до 2000 м
- Стартовая масса: 24 кг
- Средняя скорость: 110 м/с
- Время полёта на максимальную дальность: 19 с
- Система управления: командная, ручная, по проводам.
- Боевая часть: кумулятивная, индекс 3Н13
- Масса БЧ: 5,4 кг
- Бронепробиваемость: до 300 мм
Боевое применение
Известные случаи применения ПТРК «Шмель»:
- Египетские операторы поразили не менее 10 израильских танков в ходе Шестидневной войны.
- Через несколько месяцев после окончания войны 1967 года египтянам удалось поразить ПТУР «Шмель» два израильских танка М48, патрулировавших восточный берег Суэцкого канала.[4]
- Греки-киприоты использовали ПТУР «Шмель» во время Турецкого вторжения 1974 года. Было поражено несколько целей, например, 1 августа ракетой 3М6 был уничтожен турецкий танк M47.[5][6][7][8][9][10][11]
Другие Эксплуатанты
Производитель/Основной эксплуатант
Другие эксплуатанты
Примечания
- ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 543.
- ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 94.
- ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 64.
- ↑ ПТУР первого поколения в АОИ Архивировано 1 июля 2014 года.
- ↑ Cyprus 1974 – The Greek coup and the Turkish invasion, Makarios Drousiotis, Hellenic Distribution Agency
- ↑ Armour in Cyprus, Evolution and Action. Ioannis Mamounidakis. 2008
- ↑ Savvas D. Vlassis, O Aporritos Attilas, Athens 2004
- ↑ OPERATION «NIKI» 1974 – A Suicide Mission to Cyprus. (Mihail Solanakis)
- ↑ Battle of Nicosia International Airport – Cyprus 1974 by a Greek Commando, Published Istoria (History), 1993
- ↑ The Action of the Captured M47 in Attila II in The Unknown Soldier of Cyprus (Savvas Vlassis)
- ↑ Georgiou P.Sergi — «Battle for Cyprus. July–August 1974», Athens 1999 (in Greek)
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ПТУРы сухопутных войск / под ред. Дмитриева Г.Н.. — Киев: Архив-Пресс, 1997. — С. 26. — 26 с. — (Архив 500+). — 700 экз.
Литература
- Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
Ссылки
Комплексы управляемого вооружения СССР и России после 1945 года | |||
---|---|---|---|
| |||
| |||
|
wikiredia.ru
3М6 «Шмель» — это… Что такое 3М6 «Шмель»?
«Шмель» (индекс ракеты — 3М6, по классификации МО США и НАТО: AT-1А Snapper — советский противотанковый ракетный комплекс первого поколения. Разработан в ОКБ-16 под руководством А. Э. Нудельмана. Принят на вооружение ВС СССР 1 августа 1960 года. Серийное производство комплекса продолжалось с 1961 по 1966 годы.
Предназначен для поражения танков, инженерных и фортификационных сооружений, надводных целей.
Послужил основой для дальнейших разработок.
Модификации
Боевая машина 2П26 в музее Батей-Ха-Осеф (Тель-Авив). Пусковая установка 2П27 комплекса 2К16 «Шмель» на базе БРДМ-1.ПТРК размещался на двух типах наземных носителей:
- 2К15 «Шмель» — противотанковый ракетный комплекс с боевой машиной 2П26 на базе шасси автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-69 с четырьмя направляющими рельсового типа расположенными в задней части кузова. В эксплуатации с 1960 года.
- 2К16 «Шмель» — противотанковый ракетный комплекс с боевой машиной 2П27 на базе шасси боевой разведывательно-дозорной машины БРДМ (ГАЗ-40П) с тремя выскакивающими вверх рельсовыми направляющими размещёнными в бронированной рубке. В эксплуатации с 1964 года.
По организационно-штатной структуре, боевые машины были сведены в противотанковые батареи придаваемые мотострелковым полкам. В каждой батарее имелось по три взвода с тремя пусковыми установками 2П26 и 2П27 и БРДМ командира взвода в каждом.
Тактико-технические характеристики
- Длина: 1150 мм
- Диаметр: 136 мм
- Размах крыльев: 750 мм
- Дальность: от 600 до 2000 м
- Стартовая масса: 24 кг
- Средняя скорость: 110 м/с
- Время полёта на максимальную дальность: 19 с
- Система управления: командная, ручная, по проводам.
- Боевая часть: кумулятивная, индекс 3Н13
- Масса БЧ: 5,4 кг
- Бронепробиваемость: до 300 мм
Эксплуатанты
Производитель/основной эксплуатант
Другие эксплуатанты
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ПТУРы сухопутных войск / под ред. Дмитриева Г.Н.. — Киев: Архив-Пресс, 1997. — С. 26. — 26 с. — (Архив 500+). — 700 экз.
Ссылки
dic.academic.ru
Мохнатый шмель — на душистый хмель…
ПТУР “Шмель” использовались в двух комплексах – 2К15 (боевая машина 2П26 на базе джипа ГАЗ-69) и 9К16 (боевая машина 2П27 на базе БРДМ-1)…
На вооружении Египта 2П26 были с середины 60-х г.г. (по некоторым источникам 2П26 стояли на вооружении и в Сирии). В ходе войны 1967 г. неоднократно отмечались случаи пусков “Шмель” по израильским танкам на египетском фронте, но число попаданий было незначительным. Применялась эта ракета и в ходе Войны на истощение. Уже через несколько месяцев после оконания войны 1967 г. египтянам удалось поразить ПТУР “Шмель” два израильских танка М48, патрулировавшим восточный берег Суэцкого канала.
Несмотря на массовое оснащение ПТУР “Малютка”, Египет использовал небольшое количество “Шмель” и в 1973 г. Имелось не менее 24 ПТРК 2П26, по 12 в двух ПТ полках армейского уровня…
В ходе войны 1967 г. Израиль захватил довольно большое количество 2П26 (свыше 20) и ПТУР “Шмель”. Было решено поставить 2П26 на вооружение, тем более что в этот период с вооружения снимались ПТУР “Кобра”. Как и все предыдущие ПТУР, ракеты “Шмель” использовал 755-й дивизион (с 1969 г. — батальон). По-видимому, в его рамках было создано 2 роты “Шмель”. Расчёт ПТРК состоял из 2 человек – водителя и наводчика (он же командир). Во взводе было 4 ПТРК.
Скорее всего, официально “Шмель” были приняты на вооружение с начала 1969 г. Особого названия в Израиле ПТУР “Шмель” не имела, её называли только “Шмель” (название “Снаппер” также не использовалось).
ГАЗ-69 постоянно страдали от механических поломок, поэтому было решено оснастить их двигателем и коробкой передач от американских джипов “Вилис”. По-видимому, из двух рот “Шмель” к 1973 г. одна была оснащена модернизированными ГАЗ-69, другая – оригинальными. Другая возможность – все 2П26 остались оригинальными, модернизации подверглись только обычные ГАЗ-69, используемые как машины командиров и для других нужд. В любом случае, к 1973 г. в 755-м батальоне было 10-12 модернизированных ГАЗ-69.
В 1973 г. 755-й батальон был мобилизован в первый день войны (06.10.73) и по-видимому уже 7 октября одна из его рот поднялась на Голаны, в район Нафах (“Цир hа-Нефть”). Роту разбили повзводно и каждый взвод занял позиции в одном из ОП в районе. Примерно 8 октября ОП попали под тяжёлый артобстрел, все джипы и ПТУР на них посекло осколками. Людских потерь небыло, поскольку во время обстрела расчёты находились в бункерах ОП.
Где была вторая рота “Шмель” точно не известно – может быть на Синае, может быть на границе с Иорданией, на случай вступления той в войну со своей территории. На сайте ВВС Израиля в дневнике событий (21.10.73, южный фронт) сообщается следующее: Относительного успеха в этот день добились и ВВС Египта: египетские самолёты МиГ-17, Су- (Су-7Б и Су-20 — О.Г.), “Дельфин” и МиГ-21 атаковали и уничтожили 7 грузовиков, несущие ПТУР…
Не исключено, что речь идёт о джипах с ПТУР “Шмель” (менее вероятно — SS.11), хотя возможно подразумеваются действительно грузовики, например с запасными ракетами.
В любом случае, по словам Ури боевых стрельб “Шмель” в 1973 г. не было. На этом карьера “Шмель” в АОИ закончилась – сразу после войны 755-й батальон перешёл на трофейные “Малютки”.
(Олег Грановский — ПТУР первого поколения в АОИ)
Здесь говорится о 40 захваченных и 32 принятых на вооружение ПТРК Шмель.
Парад в Каире, 1965:
1974:
ШДВ:
(Моше Мильнер, Национальная фотоколлекция)
На переднем плане хафтрэк с SS.11 ?
Египетский трофей:
День Независимости, 1968:
(Давид Эльдан, Национальная фотоколлекция)
(Фото Авив, архив ККЛ)
1969:
(Узи Керен)
1973:
Батей а-Осеф:
bukvoed.livejournal.com
3М6 «Шмель» — Википедия. Что такое 3М6 «Шмель»
Материал из Википедии — свободной энциклопедии«Шмель» (индекс ракеты — 3М6, комплекса 2К15 и 2К16, по классификации МО США и НАТО: AT-1А Snapper — советский противотанковый ракетный комплекс первого поколения. Разработан в Специальном конструкторском бюро, город Коломна Московской области (ныне АО «НПК «Конструкторское бюро точного машиностроения») совместно с ВНИИ «Сигнал»,[1] под руководством Б. И. Шавырина на основе немецко-французского SS.10[2]. Принят на вооружение ВС СССР 1 августа 1960 года. Серийное производство комплекса продолжалось с 1961 по 1966 годы на Заводе им. Дегтярёва[3].
Предназначен для поражения танков, инженерных и фортификационных сооружений, надводных целей.
Послужил основой для дальнейших разработок.
Модификации
Боевая машина 2П26 в музее Батей-Ха-Осеф (Тель-Авив). Пусковая установка 2П27 комплекса 2К16 «Шмель» на базе БРДМ-1.ПТРК размещался на двух типах наземных носителей:
- 2К15 «Шмель» — противотанковый ракетный комплекс с боевой машиной 2П26 на базе шасси автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-69 с четырьмя направляющими рельсового типа, расположенными в задней части кузова. В эксплуатации с 1960 года.
- 2К16 «Шмель» — противотанковый ракетный комплекс с боевой машиной 2П27 на базе шасси боевой разведывательно-дозорной машины БРДМ-1 (ГАЗ-40П) с тремя выскакивающими вверх рельсовыми направляющими, размещёнными в бронированной рубке. В эксплуатации с 1964 года.
По организационно-штатной структуре боевые машины были сведены в противотанковые батареи, придаваемые мотострелковым полкам. В каждой батарее имелось по три взвода с тремя пусковыми установками 2П26 и 2П27 и БРДМ командира взвода в каждом.
Тактико-технические характеристики
- Длина: 1150 мм
- Диаметр: 136 мм
- Размах крыльев: 750 мм
- Дальность: от 600 до 2000 м
- Стартовая масса: 24 кг
- Средняя скорость: 110 м/с
- Время полёта на максимальную дальность: 19 с
- Система управления: командная, ручная, по проводам.
- Боевая часть: кумулятивная, индекс 3Н13
- Масса БЧ: 5,4 кг
- Бронепробиваемость: до 300 мм
Боевое применение
Известные случаи применения ПТРК «Шмель»:
- Египетские операторы поразили не менее 10 израильских танков в ходе Шестидневной войны.
- Через несколько месяцев после окончания войны 1967 года египтянам удалось поразить ПТУР «Шмель» два израильских танка М48, патрулировавших восточный берег Суэцкого канала.[4]
- Греки-киприоты использовали ПТУР «Шмель» во время Турецкого вторжения 1974 года. Было поражено несколько целей, например, 1 августа ракетой 3М6 был уничтожен турецкий танк M47.[5][6][7][8][9][10][11]
Другие Эксплуатанты
Производитель/Основной эксплуатант
Другие эксплуатанты
Примечания
- ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 543.
- ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 94.
- ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 64.
- ↑ ПТУР первого поколения в АОИ Архивировано 1 июля 2014 года.
- ↑ Cyprus 1974 – The Greek coup and the Turkish invasion, Makarios Drousiotis, Hellenic Distribution Agency
- ↑ Armour in Cyprus, Evolution and Action. Ioannis Mamounidakis. 2008
- ↑ Savvas D. Vlassis, O Aporritos Attilas, Athens 2004
- ↑ OPERATION «NIKI» 1974 – A Suicide Mission to Cyprus. (Mihail Solanakis)
- ↑ Battle of Nicosia International Airport – Cyprus 1974 by a Greek Commando, Published Istoria (History), 1993
- ↑ The Action of the Captured M47 in Attila II in The Unknown Soldier of Cyprus (Savvas Vlassis)
- ↑ Georgiou P.Sergi — «Battle for Cyprus. July–August 1974», Athens 1999 (in Greek)
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ПТУРы сухопутных войск / под ред. Дмитриева Г.Н.. — Киев: Архив-Пресс, 1997. — С. 26. — 26 с. — (Архив 500+). — 700 экз.
Литература
- Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
Ссылки
Комплексы управляемого вооружения СССР и России после 1945 года | |||
---|---|---|---|
| |||
| |||
|
wiki.sc
2. Первый советский комплекс «Шмель».: _flanker — LiveJournal
Предыдущая часть: http://users.livejournal.com/_flanker/83581.html
Первыми пытались создать ПТРК немцы в годы второй мировой — ракету «Rotkappchen» («Красная Шапочка»). К счастью, до ума комплекс они не довели, маленько опередили время. Однако ихние наработки попали как к нам, так и к союзникам, от них и начали отталкиваться.
Поначалу в нашей стране особенного значения противотанковым ракетам не уделяли. Копались помаленьку, на перспективу, но особенно не убивались. Поэтому первыми боеспособный ПТРК приняли на вооружение французы («SS-10»). Это послужило толчком и нашим разработкам. В 1960-ом году на вооружение советской армии был принят ПТРК «Шмель» на двух типах шасси (2К15 — на базе грузовичка, 2К16 — на базе БРДМ) разработки коломенского КБ. Дальность боя составила 2000 метров, дозвуковая твердотопливная ракета весила 26 кило. Скорость была очень маленькой — 100 м/с, что было необходимо для уверенного управления. К сожалению, в целом комплекс получился слишком тяжелым, так что размещался на мобильном шасси.
ПТУР «Шмель» — одна из немногих, выполненных по «классической ракетной» компоновке: спереди воронка кумулятивной БЧ, потом блок управления, а задняя половина была занята топливными шашками маршевого и разгонного двигателей с соплом в заднем торце (см. рисунок снизу). Ракета имела четыре больших стабилизатора с рулями на их задней кромке. В общем, классическое школьная схема ракеты, которая в нынешних ПТУР уже давным-давно не применяется. Рулевые машинки были электромагнитные, рули управляли ракетой по вертикали и горизонтали (тангаж и курс), по крену ракета управлялась автоматически с помощью гироскопа. Ракета не вращалась, что значительно упрощало систему управления — она там действительно примитивнейшая. Сигналы управления передавались от пульта оператора на ракету по проводам, которые сматывались со специальных катушек на ракете.
Собственно, сама ракета по конструкции элементарна. Основные сложности заключались в технологиях, которые не удовлетворяли заданным ТТХ. Достаточно сказать, что над проводом, который соединял ракету с ПУ, разработчики бились два года — рвался, зараза. Новыми направлениями были и твердотопливный двигатель, и вообще управляемый полет в целом, требующий новых теоретических проработок. В целом ракету два года доводили до ума на полигонах.
«Шмель» относится к первому поколению противотанковых комплексов. ПТУР была с ручным управлением: оператор смотрел, куда летит ракета, и с помощью маленького джойстика-кнюппеля подправлял её полет. Пару раз офицеры прикола ради приволакивали нам старенький механический тренажер, на котором операторы «Шмеля» должны были упражняться ежедневно для поддержания навыков. Штатный кнюппель качал большой металлический лист, по которому катался шарик. Задача — удержать шарик в центре. Скажу вам прямо: практически никто из нас не справлялся с задачей, шарик скатывался в короб и ехидно выкатывался через дырочку. Преподы даже утверждали, что операторы вначале проходили отсев: далеко не каждый обладал нужными способностями, чтобы неизменно уверено справляться с этой задачей. Потом у бойцов были месяцы тренировок и ежедневное поддержание формы. При этом у меня есть уверенность, что лишь очень немногие операторы могли не «воткнуть» ракету в землю из-за, допустим, фугасного разрыва поблизости. Практика показала, что если оператор не тренировался три недели, то после этого попадал в цель лишь одной ракетой из четырех.
В целом эти особенности сразу же предрекли конец как «Шмеля» в частности, так и первого поколения в целом. Уже через три года, в 1963-м, на вооружение приняли комплекс «Малютка», который в 1969-м году в модификации получил полуавтоматическое управление. В этом исполнении «Малютка» прожила десятки лет, поступила на вооружение многих стран и вдоволь повоевала. Её до сих модернизируют! «Шмель» же выпускали до 1966-го года и закатали в консервацию. Собственно, никто и не пожалел.
ПТРК 2К15 «Шмель» на базе ГАЗ-29 в боевом положении. Хорошо видны направленные назад четыре ПТУР на направляющих. В походном положении ракеты смотрели вверх, а кузов накрывался тентом. Маленькие вытянутые выступы на корпусе ракет — катушки с проводом:
ПТУР 3М6 комплекса «Шмель» в частичном разрезе. Спереди заштрихована воронка кумулятивной БЧ, сзади — две топливные шашки двигателей (спереди маршевый, а позади — разгонный). Блоки аппаратуры управления стоят посередине и очерчены рамками. На задней кромке широких крыльев-стабилизаторов видны рули. Причем изображены они, если мне глаза не изменяют, неправильно :))) :
users.livejournal.com