УР-100 (8К84) — межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования

Ракета легкого класса УР-100 создавалась как средство быстрого и относительно недорогого наращивания численности группировки МБР СССР и обеспечения количественно^ го паритета с группировкой МБР США. Формальное начало работ по созданию ракеты было дано правительственным постановлением от 30 марта 1963 г. Головным разработчиком было определено ОКБ-52 (ЦКБМ). УР-100 представляла собой двухступенчатую ракету с поперечным делением ступеней и моноблочной головной частью. На обеих ступенях баки окислителя и горючего имели совмещенные днища, что уменьшало габариты и массу ракеты.

Кроме того, верхнее днище бака окислителя первой ступени УР-100 было выполнено в виде усеченного конуса, обращенного внутрь бака. В образовавшийся верхний объем входило сопло маршевого двигателя второй ступени. На первой ступени было установлено 4 качающихся ЖРД, впервые выполненных по замкнутой схеме (с дожиганием генераторного газа в камере сгорания), на второй — однокамерный маршевый ЖРД открытой схемы и четырехкамерный рулевой ЖРД. Разделение ступеней осуществлялось с помощью специальных твердотопливных двигателей. На ракете использовалась полностью автономная система управления, обеспечивавшая полет ракеты по заранее рассчитанной траектории. Система управления также обеспечивала осуществление автоматического дистанционного контроля за состоянием ракеты в пусковой установке, а также автоматическую подготовку пуска и пуск ракеты.

Ракета могла оснащаться головной частью одного из двух типов: легкой для стрельбы на межконтинентальную дальность и тяжелой для стрельбы на среднюю дальность.
При мощности заряда 1.1 Мт и сравнительно невысокой точности (КВО 1.4 км), ракета могла быть использована только против слабозащищенных целей.
Ракета размещалась в шахтной пусковой установке, конструкция которой была существенно упрощена и удешевлена по сравнению с ШПУ более ранних комплексов. Шахта закрывалась защитным сооружением — плоской сдвигающейся крышей с пневматическим приводом.
Ракета впервые эксплуатировалась совместно с герметичным транспортнопусковым контейнером (ТПК). Ракета полностью собиралась и устанавливалась в ТПК на заводе-изготовителе и в контейнере доставлялась на стартовый комплекс. При установке в ШПУ контейнер подвешивался на опорных кронштейнах за 4 опорных узла на верхней кромке. Затем производилась заправка ракеты через предусмотренные на ТПК разъемы, ракета и контейнер ампулизировались и после этого находились в постоянной высокой готовности к пуску.
При хранении ракеты агрегаты двигателей изолировались от компонентов топлива мембранными клапанами, что обеспечивало их сохранность при длительном нахождении ракеты в заправленном состоянии.

Летно-конструкторские испытания ракеты УР-100 проводились на 5-м НИИП (Байконур) с 19 апреля 1965 г. по 27 октября 1966 r.d Первый пуск из шахтной ПУ состоялся 17 июля 1965 г.а На вооружение ракета была принята 21 июля 1967 г., т.е. одновременно с Р-36. Первые три полка с ракетами УР-100 заступили на боевое дежурство 24 ноября 1966 г.

Впоследствии была проведена модернизация ракеты УР-100, в ходе которой она была оснащена облегченной головной частью с улучшенными летнотехническими характеристиками, системой управления с уменьшенным временем проведения предстартовых операций и расширенными возможностями по переприцеливанию ракеты. Модифицированный вариант ракеты, получивший обозначение УР-100М (индекс 8К84М), отличался также улучшенными характеристиками проверочно-пускового оборудования, автономной системы энергоснабжения и технических систем ПУ, обеспечивающих длительное хранение ракеты в заправленном состоянии.3 Летно-конструкторские испытания ракеты УР-100М проходили с 23 июля 1969 г. по 15 марта 1971 г.
Ракета УР-100 стала самой массовой из всех принятых на вооружение РВСН межконтинентальных баллистических ракет. С 1966 по 1972 г. было развернуто 990 пусковых установок этих ракет.
В середине 70-х годов значительная часть ракет УР-100 была заменена модернизированными ракетами, получившими обозначения УР-100К (15А20) и УР-100У (15А20У). Разработка ракеты 15А20 началась в середине 60-х годов. Основные конструктивные изменения включали удлинение первой ступени для увеличения запаса топлива и доработку двигательных установок обеих ступеней. Эти меры позволили при увеличении стартовой массы ракеты на 8 тонн повысить забрасываемый вес на 60%.
Дальность полета УР-100К была увеличена до 12000 км, а точность стрельбы за счет использования усовершенствованных чувствительных элементов была повышена примерно в полтора раза (КВО уменьшено до 1 км). Кроме того, на ракете устанавливались средства преодоления ПРО —ложные цели, выброс которых осуществлялся в конце активного участка траектории перед отделением головной части, а корпус самой ГЧ обладал радиопоглощающими свойствами. Усовершенствованная система управления позволяла существенно повысить боеготовность ракеты за счет форсированной раскрутки гироскопов, а также дистанционно осуществлять выбор полетного задания и ввод полетных данных в бортовую аппаратуру. ШПУ имели увеличенный срок автономности системы электроснабжения, позволяющий в режиме автономного питания провести смену полетного задания и пуск ракет.

Летно-конструкторские испытания ракеты УР-100К проходили с 2 февраля по 24 ноября 1971 r. Ракета была принята на вооружение 28 декабря 1971 г. Ракета УР-100У отличалась от УР-100К установкой вместо одиночного боевого блока разделяющейся головной части рассеивающего типа с тремя боевыми блоками (при этом максимальная дальность стрельбы была ниже, чем с моноблочной головной частью). Три блока размещались на специальной платформе и закрывались обтекателем, который сбрасывался после прохождения плотных слоев атмосферы. Испытания УР-100У проходили с июля 1971 г. по январь 1973 г. На вооружение ракета была принята 26 сентября 1974 г.
При разработке последнего варианта комплекса были приняты меры, направленные на повышение его живучести —была увеличена степень защищенности ШПУ и усовершенствована система амортизации транспортно-пускового контейнера. Шахтная установка повышенной защищенности состояла из монолитного железобетонного ствола с жестко присоединенным к нему стальным аппаратурным отсеком. Ствол прикрывался защитным устройством откидного типа (крышей) с газогидравлическим приводом. ТПК с ракетой подвешивался за две точки в районе верхнего торца и амортизировался горизонтальными амортизаторами, установленными на нижнем торце. Все эти меры позволили увеличить уровень защищенности ШПУ более чем на порядок.3

С 1973 по 1977 г. было развернуто в общей сложности 420 пусковых установок ракет УР-100К/УР-100У.е В ходе этого развертывания, в 1974 г., были сняты с вооружения ракеты УР-100.3 Все ракеты УР-100К и УР-100У были сняты с боевого дежурства к концу 1994 г. в связи с выработкой ресурса и сокращениями в рамках Договора СНВ-1.

Тактико-технические характеристики ракеты УР-100

Организация-разработчик ОКБ-52
Изготовитель Завод им. М. В. Хруничева (г. Москва),
Омский авиационный завод и др.
Летные испытания 19 апреля 1965 г — 27 октября 1966 г.
Постановка на дежурство
24 ноября 1966 г.
Принята на вооружение 21 июля 1967 г.
Количество ступеней 2
Топливо
хранимое жидкое
Тип пусковой установки шахтная ПУ с газодинамическим стартом
Количество и мощность
боевых блоков
1 x 1.3 Мт
Масса головной части / забрасываемый вес 760-1500 кг
Максимальная дальность
11000 км
Система управления автономная инерциальная
Точность УР-100 КВО 1.4 KM; ПО 5.0 км (соотв. КВО 2.2 км)
Длина 16.7 м
Максимальный диаметр 2.0 м
Стартовая масса 42.3 т
Окислитель азотный тетраоксид
Горючее НДМГ
Тяга ДУ (ур. моря/вакуум) 784 / 876 кН (первая ступень),
— /149 кН (вторая ступень)
Удельный импульс (ур. моря/вакуум) 2744 / 3067 м/с (первая ступень),
— / 3200 м/с (вторая ступень)

Шахтная ПУ «ОС» межконтинентальной баллистической ракеты Ур-100

Вторая ступень ракеты Ур-100

Первая ступень ракеты Ур-100 фото с маршевыми двигателями

Добавить комментарий

oruzhie.info

Стратегический ракетный комплекс УР-100 с ракетой 8К84

]]>]]>8К84 была выполнена по схеме «тандем» с последовательным разделением ступеней и плотной компоновкой отсеков. Ракета конструктивно состояла из первой и второй ступеней и головной части.

В корпусе первой супени 8С816 размещались: четыре маршевых ЖРД ]]>15Д2 (РД-0217)]]> с поворотными соплами, пневмогидравлическая система, система опорожнения баков и приборы системы управления. Корпус был выполнен по несущей схеме и состоял из трех отсеков: хвостового, топливного и переднего. Топливный отсек, выполненный из алюминиевого сплава АМг-6, представлял собой неразъемный блок, состоящий из бака окислителя и бака горючего, которые разделялись общим совмещенным двойным днищем. Двигательная установка первой ступени была выполненна по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа в камерах сгорания. Высокий удельный импульс тяги двигателей позволил сократить время работы первой ступени. Их суммарная тяга на земле достигала 74 т. Для управления полетом ракеты каждый двигатель отклонялся в одной плоскости гидравлическим рулевым приводом.

Вторая ступень 8С817 по конструкции аналогична первой и состояла из хвостового, топливного и приборного отсеков. На ней устанавливали маршевый однокамерный ЖРД 15Д13 и четырехкамерный рулевой ракетный двигатель ]]>15Д14 (РК-3)]]>. Двигатели второй ступени были созданы в Ленинградском ОКБ-117 (Главный конструктор С. П. Изотов). Они развивали тягу в пустоте 13,4 т и 1,5 т соответственно и обеспечивали скорость полета 7.12км/с в конце активного участка. В качестве компонентов топлива применялись азотный тетроксид и несимметричный диметилгидразин. Все баки перед стартом наддувались сжатым азотом и воздухом из баллонов, установленных в шахтной пусковой установке, а в полете наддув осуществлялся продуктами газогенерации. Разделение ступеней ракеты осуществлялось с помощью пороховых ракетных двигателей, установленных на хвостовом отсеке первой ступени.

На ракете устанавливалась автономная инерциальная система управления, обеспечивавшая управление полетом на активном участке траектории в соответствии с заранее рассчитанной программой полета, а также обеспечивала автоматизированную подготовку пуска и пуск ракеты, дистанционный непрерывный и периодический контроль состояния ракеты с пункта управления боевым ракетным комплексом. В ее состав входили устройства установленные как в приборном отсеке, так и размещенные на пусковой установке.

Головная часть мощностью 1Мт была разработана в НИИ-1011 (Челябинск-70, ныне — Российский федеральный ядерный центр — ВНИИ технической физики, г. Снежинск Челябинской области). Научными руководителями работы были Е.Н.Забабахин, главными конструкторами — Б.В.Литвинов, А.Д.Захаренков, О.Н.Тиханэ.

В варианте 8К84М ракета была одной из первых МБР, оснащенных комплексом средств преодоления ПРО. Ее КСП ПРО был разработан в НИИ-108 под руководством Виталия Герасименко и получил название «Пальма».

]]>]]>

Ракета ампулизировалась (изолировалась от внешней среды) в специальном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) заполненном инертным газом. В ТПК она транспортировалась, хранилась в шахтной пусковой установке в течение всего срока эксплуатации в постоянной готовности к пуску и из него стартовала. Применение мембранных клапанов, отделявших топливные баки с агрессивными компонентами от ракетных двигателей, позволило держать ракету постоянно заправленной в течение нескольких лет. Контроль технического состояния ракет одного боевого ракетного комплекса, а также предстартовая подготовка и пуск проводились дистанционно по командам с командного пункта полка. Транспортно-пусковой контейнер был азработан в Филиале № 2 ОКБ-52 (ныне — ГНИП «ОКБ Вымпел») под руководством главного конструктора В.М.Барышева. ТПК диаметром 2.7м, длиной 19.5м и весом 14.4т герметизировался специальной пленкой.

Стартовый комплекс создан в КБ общего машиностроения (КБОМ) под руководством В.П. Бармина. Система автономного управления разработана в НИИ АП под руководством Н.А.Пилюгина. Командные приборы разработаны в НИИ-944 под руководством Виктора Кузнецова.

Стартовый комплекс для ракеты 8К84 состоял из 10 рассредоточенных боевых стартовых позиций , на каждой из которых размещалась одна шахтная пусковая установка ]]>15П784]]>. Вблизи одной из боевых стартовых позиций размещался командный пункт боевого ракетного комплекса, связанный кабельными линиями системы боевого управления и связи со всеми стартовыми позициями. С командного пункта проводились постоянный и периодический контроль технического состояния ракеты, систем пусковой установки и управления пуском ракет. При этом предстартовая подготовка к пуску проходила в автоматическом режиме от автономных источников электроснабжения. Ракеты находились в ШПУ только в заправленном состоянии. Предусматривалось проведение не реже одного раза в год регламента технического обслуживания пусковой установки с привлечением боевого расчета и подвижных средств позиционного района. Боевое дежурство пусковой установки и ракеты, а также пуск ракет осуществлялись без присутствия на них боевого расчета.

Пусковая установка представляла собой сооружение, состоящее из шахтного ствола и оголовка, закрытых сверху крышей защитного устройства. В ней размещались технологическое оборудование и спецтехнические системы, обеспечивающие длительное содержание, подготовку к пуску и пуск ракеты. В стволе шахты были размещены: пусковое устройство, элементы стыковки кабельных и газовых коммуникаций с ракетой, элементы газоотводящего тракта, средства откачки грунтовых вод и другое оборудование. В оголовке пусковой установки была размещена аппаратура для подготовки ракеты к пуску и ее пуска, элементы системы дистанционного контроля и управления, аппаратура электроснабжения спецтоками, средства снабжения ракеты сжатыми газами и другое оборудование. Шахта выдерживала давление до 2 кг/см2, что равнозначно энергии взрыва ядерного боеприпаса мегатонной мощности, произведенного на расстоянии 1300 метров. Способ старта — газодинамический.

Защитное устройство и ]]>установщик]]> разработаны в ЦКБТМ под руководством Николая Кривошеина. Защитное устройство для ШПУ имело время открывания 30 секунд и было выполнено в виде сдвижной железобетонной плиты, расположенной на наклонных рельсовых путях. Установщик предназначался для бескрановой перегрузки контейнера с ракетой в шахтное сооружение и установку на пусковое устройство.

rbase.new-factoria.ru

Межконтинентальная баллистическая ракета 8К84 УР-100 (СССР)


МБР УР-100 (индекс ГРАУ — 8К84) — жидкостная двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования. Головной разработчик — ОКБ-52, главный конструктор — В. Н. Челомей. Изготавливались ракеты на Машиностроительном заводе им. М. В. Хруничева, Омском авиационном заводе № 166 (ныне — ПО «Полет») и Оренбургском авиазаводе № 47 (ныне — ПО «Стрела»). Приняты на вооружение постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 июля 1967 года № 705-235сс. Разработка ракеты УР-100 была начата в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 марта 1963 года. Это был наш «ответ» на развертывание в США МБР «Минитмен-1».

Первоначально предполагалось, что УР-100 станет универсальной ракетой, используемой и как МБР, и как баллистическая ракета средней дальности (с «тяжелой» головной частью), и для нужд противоракетной (система «Таран») и противовоздушной обороны, и в варианте морского базирования. Однако в дальнейшем от всех других вариантов, кроме МБР, отказались. МБР УР-100 была выполнена по схеме «тандем» с последовательным разделением ступеней и плотной компоновкой отсеков. Ракета конструктивно состояла из 1-й и 2-й ступеней и головной части.

 

В корпусе 1-й ступени размещались четыре маршевых ЖРД РД-0217 (15Д2) с поворотными соплами, пневмогидравлическая система, система опорожнения баков и приборы системы управления. Корпус был выполнен по несущей схеме и состоял из трех отсеков: хвостового, топливного и переднего. Топливный отсек представлял собой неразъемный блок, состоящий из бака окислителя и бака горючего, которые разделялись общим совмещенным двойным днищем. Двигательная установка 1-й ступени была выполнена по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа в камерах сгорания. Высокий удельный импульс тяги двигателей позволил сократить время работы 1-й ступени.

 

Вторая ступень по конструкции была аналогична 1-й ступени и состояла из хвостового, топливного и приборного отсеков. На ней устанавливали маршевый однокамерный ЖРД 15Д13 и четырехкамерный рулевой ракетный двигатель РК-3 (15Д14). Двигатели 2-й ступени были созданы в Ленинградском ОКБ-117 (ныне — АО «Климов»). В качестве компонентов топлива применялись азотный тетроксид и несимметричный диметилгидразин. Все баки перед стартом наддувались сжатым азотом и воздухом из баллонов, установленных в шахтной пусковой установке, а в полете наддув осуществлялся продуктами газогенерации. Разделение ступеней ракеты осуществлялось с помощью пороховых ракетных двигателей, установленных на хвостовом отсеке 1-й ступени.

 

На ракете устанавливалась автономная инерциальная система управления, обеспечивавшая управление полетом на активном участке траектории в соответствии с заранее рассчитанной программой полета, а также обеспечивала автоматизированную подготовку пуска и пуск ракеты, дистанционный непрерывный и периодический контроль состояния ракеты с пункта управления боевым ракетным комплексом. В ее состав входили устройства, установленные как в приборном отсеке, так и размещенные на пусковой установке. Головная часть мощностью 1 мегатонна была разработана в НИИ-1011 (ныне — ВНИИ технической физики).

 

Первые пуски УР-100 по программе летно-конструкторских испытаний на космодроме Байконур проводились с наземной пусковой установки. В 1964 году началось строительство шахтной пусковой установки. Для испытаний были построены десять шахт глубиной 32 метра и один командный пункт. Первый пуск с наземной пусковой установки был проведен 19 апреля 1965 года, первый пуск из шахты — 17 июля 1965 года. Всего по программе летно-конструкторских испытаний было проведено 60 пусков. Испытания завершились 27 октября 1966 года. 24 ноября 1966 года первые полки с МБР УР-100 в шахтных пусковых установках были поставлены на боевое дежурство под населенными пунктами Дровяная в Читинской области, Бершеть в Пермской области, Татищево в Саратовской области, Гладкая в Красноярском крае.

 

УР-100 стала самой массовой МБР из всех принятых на вооружение в Советском Союзе. С 1966 по 1972 год было развернуто 990 пусковых установок этих ракет. Максимальное количество одновременно находящихся в эксплуатации ракет — 950 единиц. В 1969-1970 годах на базе МБР УР-100 был разработан модернизированный вариант ракеты УР-100М или УР-100УТТХ (индекс ГРАУ — 8К64М). Модернизация включала в себя:
— оснащение МБР облегченной ГЧ с соответствующим увеличением дальности стрельбы;
— оснащение МБР комплексом средств преодоления противоракетной обороны;
— продление сроков эксплуатации ракетного комплекса с 7 до 10 лет;
— модернизация системы управления с улучшением возможностей по перенацеливанию ракет;
— сокращение времени проведения предстартовых операций;
— улучшение проверочно-пускового оборудования, автономной системы электроснабжения ракетного комплекса и других технических систем.

 

В рамках летных испытаний модернизированной ракеты, в период со 2 февраля по 24 ноября 1971 года, с космодрома Байконур было проведено 12 пусков. На вооружение комплекс с ракетой УР-100М принят 3 октября 1972 года. Модернизированные ракеты размещались в шахтах от УР-100, уже развернутые к тому времени УР-100 модернизировались прямо в шахтах. В ходе дальнейшей модернизации МБР УР-100 она была оснащена тремя головными частями индивидуального наведения. В этом варианте она получила обозначение УР-100К (индекс ГРАУ — 15А20, код по договору СНВ — РС-10). На вооружение ракета была принята в 1972 году.

 

Ракета устанавливалась в шахтах от ракеты УР-100 (Тейково, Пермь, Красноярск, Оловянная, Ледяная, Дровяная) и новых сверхзащищенных (Первомайск, Хмельницкий). Последний ракетный полк, вооруженный МБР УР-100К — 37-й ракетный полк 4-й ракетной дивизии под Читой, — был расформирован в мае 1994 года. В 1970 году, еще до принятия МБР УР-100К на вооружение, началась ее доработка. В этом варианте ракета получила обозначение УР-100У или УР-100К УТТХ (индекс ГРАУ — 15А20У). В 1971-1973 годах были проведены летно-конструкторские испытания ракеты, а в 1974 году она была принята на вооружение.

 

Технические характеристики 8К84 УР-100
Длина, м — 16,93
Диаметр, м — 2
Стартовая масса, т — 41,4-42,3
Забрасываемый вес, т — 0,77
Максимальная дальность, км — 10 600
Точность (КВО), км — 1-1,4
Тип головной части — моноблочная
Количество боевых блоков — 1
Мощность заряда, Мт — 1

 

авторы статьи: А.Б. Железняков
первоисточник: «100 лучших ракет СССР и России»

www.dogswar.ru

Межконтинентальная баллистическая ракета УР-100 (8К84)

Первая советская межконтинентальная ракета, хранившаяся в заправленном состоянии; самая массовая межконтинентальная ракета на вооружении РВСН.

В начале 1960-х годов Советскому Союзу нужно было быстро сокращать отставание от США по числу ракет, стоящих на боевом дежурстве, чтобы выйти на паритет стратегических вооружений и снизить опасную привлекательность превентивного ядерного удара. Лучше всего для этой задачи подходили недорогие легкие ракеты шахтного базирования с коротким временем предстартовой подготовки. Они неплохо дополнили бы тяжелые ракеты Р-36 (8К67), способные доставить на территорию противника мощные (до 20 Мт) термоядерные блоки.

Ранние баллистические ракеты требовали заправки горючим и окислителем непосредственно перед стартом. Это, во-первых, просто опасная процедура — в ракету, поставленную на стартовом столе или помещенную в шахту, перекачивались опасные вещества вроде концентрированной азотной кислоты, смертельные яды вроде гептила или даже такая сложная в обращении вещь, как жидкий кислород. Во-вторых, это отнимало время — требовались десятки минут, за которые пусковая позиция могла быть накрыта внезапным нападением противника.

Ракета УР-100 изначально делалась по ампульной технологии: выйдя с завода, она уже несла в себе баки с горючим («гептилом», несимметричным диметилгидразином) и окислителем (тетраоксидом азота, «амилом») и могла запускаться без заправки. В итоге время старта стало определяться только раскруткой гироскопов системы управления и резко сократилось. Скажем, у ее предшественницы Р-16 (8К64) предстартовая процедура с заправкой топливом занимала 18 минут, а у УР-100 — всего 3 минуты.

Во всем остальном ракета полностью соответствовала своей задаче. Ракеты комплектовались легкими (мощностью 500 кт) и тяжелыми (мощностью свыше 1 Мт) моноблочными боеголовками. Легкие могли «летать» на 10600 км, тяжелые на 5000. Головная часть оснащалась также комплексом средств прорыва противоракетной обороны «Пальма».

Ракеты размещались в шахтах отдельного старта, выдерживавших подрыв боеприпаса мощностью в 1 Мт на расстоянии не ближе 1300 метров и размещенных из условия непоражения двух пусковых одним ядерным взрывом. Оголовок шахты имел защитную крышку, откатывающейся по рельсовым направляющим.

Ракетный комплекс УР-100 стал самым массовым межконтинентальным оружием РВСН. С 1966 по 1972 годы было развернуто 990 пусковых установок ракет, причем одновременно на боевом дежурстве находилось 950 боеготовых ракет типа УР-100 и УР-100 М.

defendingrussia.ru

ШПУ УР-100Н УТТХ Какие ракеты просрал иуда горбачов: dfedbees — LiveJournal

1. Сначала мы поехали на КП, откуда идет управление всем районом. Тут же, за периметром, находится и действующая шахта с ракетой.

2. В караулке сидит взвод охраны. В случае срабатывания периметра он мчится на помощь бойцам, которые уже, возможно, отстреливаются от вероятного противника, пытающегося проникнуть на территорию ШПУ.

3. В полной выкладке отряд запрыгивает в машину и едет на точку, где сработал охранный периметр.

4. Ну а пока эта чудо-машина в нашем распоряжении, и мы едем смотреть на открытую ШПУ.

5. Знакомьтесь — КАМАЗ-43269 «Выстрел» — легкобронированный бронеавтомобиль. Видите сейф под левой рукой командира? Там хранятся карты и флешки с данными для навигационного устройства.

6. Внутри довольно много места. Помимо водителя и командира должно вмещаться 8 бойцов. Нас, кажется, влезло 10 🙂 Кстати, в машине есть даже кондиционер.

7. Выехали на дорогу общего пользования и поехали к точке. Водители встречных машин смотрели на нас с большим удивлением. Слева, около люка — ветка. Это мы через кусты какие-то продирались.

8. Ну а мы радовались такой редкой возможности прокатиться с ветерком на БТР.

9. Наш водитель вылез из машины, отпинал все ветки и залез обратно. Уж чего-чего, а беспокоиться о царапинах от веток тут совершенно не надо.

ЧБ вариант.

Поехали!

10. Наконец-то приехали на точку. По виду — обычная поляна в лесу, огороженная периметром. На территории находятся два домика и пара полуразрушенных сараев. на фотографии вход в патерну (подземный переход в караулку).

11. Караулка.

12. Наконец-то ШПУ. По сути это — дырка в земле, закрытая крышкой. Или, как правильнее говорить — защитным устройством. 

13. В этой шахте стояла на боевом дежурстве УР-100Н УТТХ. Баки с топливом ампулизированы. В течение всего периода эксплуатации ракета находится в заправленном состоянии в транспортно-пусковом контейнере, который обеспечивает требуемый температурный режим.

14. Пора на дно. Одеваем страховочные пояса, каски и другие атрибуты ТБ.

15. Но сначала в шахту спускается офицер из безопасности. Он смотрит, нет ли там чего, что нам видеть нельзя. А уж тем более фотографировать.

16. Для спуска в шахту нужно сначала по лесенке слезть на небольшую площадку, а потом впихнуться в очень тесный лифт.

17. После возвращения: «А ракеты-то нету!» Её демонтировали несколько месяцев назад. Сейчас решается судьба данной ШПУ. Либо она будет рекультивирована (грубо говоря, демонтирована и засыпана), либо переделана под новый ракетный комплекс РС-24.

18. В шахтной пусковой установке ТПК ракеты закреплен с помощью высокоэффективной системы амортизации, обеспечивающей дополнительную защиту ракеты от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва.

19. Дно шахты.

20. Длина ракеты составляет 24,3 метра. Плюс длина ТПК, плюс зазоры и все такое. Так что глубину шахты я оцениваю примерно в 30 метров.

21. УР-100Н УТТХ — ракета с горячим газодинамическим стартом. Это значит, что маршевые двигатели включаются прямо в ТПК и ракета стартует из шахты. А есть ещё минометный старт, когда сначала ракета выстреливается пороховым зарядом из шахты, а уже потом включаются маршевые двигатели.

Старт УР-100Н.

А вот минометный старт Р-36М, более известной как «Сатана». Между прочим, минометным стартом  из шахты выбрасывают 211 тонн! Мне особенно нравится ракурс на 3:51 — поддон так обстоятельно и неспешно отлетает к своим «коллегам».

22. Первоначальный срок службы ракеты УР-100Н УТТХ, поставленной на боевое дежурство в 1979 году, составлял 10 лет. Сейчас, по результатам контрольных отстрелов, он продлен до 31 года. По данным на июль 2009 года в Козельской ракетной дивизии на боевом дежурстве стояло 29 ракет. А всего по России на тот момент было 70 МБР против 360 установок в период максимального развертывания комплекса.

23. ШПУ во всей красе.

24. Лифт для спуска вниз. Когда в шахте стоит ТПК с ракетой, то лифт перемещается в узком пространстве между ними.

25. Военные смеются над нашими потугами залезть в этот лифт с фототехникой.

26. Элемент подвесного устройства.

27. 😉

28. Защитное устройство весит, между прочим, 150 тонн и способно выдержать ядерный взрыв. Открывается полностью за несколько секунд. В крайнем случае даже отстреливается пиропатронами.

29. Видите две белые полусферы на противоположной стороне? Это детекторы ядерного взрыва. Уточнение по белым полусферам.

30. Все, с ШПУ закончили, теперь едем на техническую ракетную базу.

31. ГЛОНАСС/GPS.

32. Почти 11 тонн веса, 240 лошадей, запас хода — 1100 км.

ЧБ вариант.

33. Местная инсталяция на РТБ. Интересного тут ну очень много. Но все очень секретно. Особенно то место, где за внушительным периметром хранятся боевые части. Так что нам показали только один ангар, где находятся всего лишь машины для обслуживания и установки ТПК с УР-100Н УТТХ в шахту.

34.  В похожей машине, что с двухскатной «крышей»,  перевозят головные части. Это шесть боевых блоков индивидуального наведения с ядерными зарядами среднего класса мощности.

35. Один из установщиков. Всего их два (часть второго — на заднем плане). Зачем их два и что они конкретно делают — об этом нам тактично умолчали. Может, один вытаскивает боевую часть из ТПК и перегружает на машину для перевозки изделия, а второй транспортирует только саму ракету? Не знаю.

36. Второй установщик.

37. Внутренности первого.

38. Установщик ТПК возит МАЗ-537 — военный четырёхосный седельный тягач.

39. Два установщика.

40. Напоследок — несколько зарисовок из военного быта.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47. И, конечно же, несколько фотографий меня за работой.

48.

49. Та самая лесенка для доступа к лифту.

Крайне рекомендую прочитать великолепную статью про этот ракетный комплекс.

Огромное спасибо military_press за возможность увидеть живую шахту. А то все по заброшенным и взорванным приходилось лазить.

dfedbees.livejournal.com

УР-100 (8К84)


УР-100

УР-100К
 МБР УР-100(8К84) или SS-11«Sego» по классификации НАТО.
             (по договору СНВ-1 - РС-10)


          
	      Разработка, испытания и развертывание
    Первой  поступившей на  оснащение  РВСН  МБР  второго  поколения  стала ракета
УР-100 (8К84), разработанная  в ОКБ-52 (с 1965г. ЦКБМ) под руководством В.Челомея.
Задание на разработку «легкой»,пригодной для крупносерийной постройки, было выдано
постановлением  Правительства от 30 марта 1963г. По времени разработка УР-100 сов-
пала с принятием на вооружение Р-16, а затем и Р-9А. Это давало возможность учесть
слабые стороны ракет Королева и Янгеля, выявленные в процессе эксплуатации.  Боль-
шим преимуществом УР-100 было то, что впервые в отечественном ракетостроении раке-
та при дежурстве изолировалась  от внешней среды, она была заключена в «ампулу» —
специальный контейнер, заполненный инертным газом. Уже 19 апреля 1965г.на полигоне
Байконур начались  летные испытания ракеты  пуском с наземной  пусковой установки.
Для испытаний на полигоне были построены десять  шахт глубиной 32м. и один команд-
ный пункт. Первый пуск из ШПУ состоялся 17 июля 1965г. Всего по программе ЛКИ было
проведено  60 пусков.  К 27 октября 1966г. вся  программа  испытаний была  успешно
завершена.  24 ноября 1966г. БРК с ракетой УР-100 был принят на вооружение. Первые
полки были  развернуты в п.Дровяная Читинской области, Бершеть  Пермской  области,
Татищево Саратовской области, Гладкая Красноярского края. Для своего  времени  БРК
с МБР УР-100 был лучшим по своим боевым и эксплуатационным характеристикам в своем
классе.  К концу 1971г. было поставлено  на боевое  дежурство  940 ШПУ с  ракетами
этого типа. Производство ракет  8К84 было начато на  Московском Машиностроительном
заводе имени М.Хруничева в 1964г.  Серийное производство было развернуто на Омском
авиазаводе № 166 (ПО "Полет") и Оренбургском авиазаводе № 47 (ПО "Стрела").  
     Успехи в области создания систем управления заставили еще  до принятия ракеты
УР-100 на вооружение приступить к ее модернизации.  Уже 23 июля 1969г. на полигоне
Байконур начались летные испытания МБР УР-100М (УТТХ) с более совершенной системой
управления и расширенными возможностями по переприцеливанию ракеты, новую облегчен-
ную головную часть  с повышенной надежностью  и комплекс средств  преодоления ПРО.
Были доработаны некоторые системы ракетного комплекса, что улучшило его эксплуата-
ционные характеристики. С марта 1970г. эти ракеты стали  поступать в боевые части.
Одновременно дорабатывались существующие комплексы 8К84 и к 1974г. они были  сняты
с вооружения.
     В 1971г. на вооружение принимается новая модификация ракеты, получившая обоз-
начение  УР-100К (15А20). Были доработаны  двигательные  установки обеих ступеней,
повышен их ресурс и  надежность.  Длина топливного  отсека первой ступени увеличи-
лась.  Масса полезной нагрузки  возросла на 60%. Система управления на этой ракете
позволяла дистанционно  выбрать с командного пункта  полетное задание для стрельбы
и ввести данные в бортовые  устройства.  За счет применения  режима форсированного
разгона гироблоков удалось сократить время  технической готовности ракеты к пуску.
Ракета находилась на боевом дежурстве до 1994г.
     В конце 1973г. заступил  на боевое дежурство  первый ракетный полк с ракетами
УР-100К УТТХ (15А20У последняя ракета этого семейства). Она оснащалась  ГЧ с тремя
боевыми блоками рассеивающегося типа. Каждый блок содержал ядерный заряд мощностью
350 кт. Утяжеление  ГЧ привело к сокращению  максимальной  дальности  до 10500 км,
однако эффективность поражения площадных целей заметно увеличилась. Позднее рассе-
ивающая РГЧ была заменена на РГЧ ИН.
                                 
                     Конструкция ракеты.
      Ракета конструктивно состояла из первой, второй ступеней и головной части. В
корпусе первой супени размещались:  четыре маршевых ЖРД РД-217, пневмогидравличес-
кая система, система опорожнения баков и приборы системы управления. Корпус состо-
ял из хвостового, топливного и переднего отсеков.  Топливный отсек, выполненный из
алюминиевого сплава АМг-6,  представлял собой неразъемный блок,  состоящий из бака
окислителя и бака горючего,  которые разделялись общим совмещенным двойным днищем.
Двигательная установка первой ступени была выполненна по замкнутой схеме с дожига-
нием генераторного газа в камерах сгорания.  Для управления полетом  ракеты каждый
двигатель отклонялся в одной плоскости гидравлическим рулевым приводом. 
      Вторая ступень по конструкции  аналогична  первой и состояла  из хвостового,
топливного и приборного отсеков.  На ней устанавливали  маршевый  однокамерный ЖРД
15Д13 и четырехкамерный рулевой ракетный двигатель 15Д14. Они развивали тягу в пус-
тоте 13,4т. и 1,5т. соответственно.  В качестве  компонентов  топлива  применялись
азотный тетроксид и несимметричный диметилгидразин.  Все баки перед стартом надду-
вались  сжатым  азотом и воздухом  из баллонов,  установленных  в ШПУ, а в  полете
наддув осуществлялся продуктами газогенерации. Разделение ступеней ракеты осуществ-
лялось с помощью пороховых ракетных двигателей,  установленных на хвостовом отсеке
первой ступени. 
      На ракете устанавливалась автономная  инерциальная система управления, обес-
печивавшая  управление  полетом на  активном участке  траектории в  соответствии с
заранее  рассчитанной  программой полета, а также  обеспечивала автоматизированную
подготовку пуска и пуск ракеты, дистанционный непрерывный и периодический контроль
состояния ракеты с пункта управления БРК.  В ее состав входили устройства установ-
ленные как в  приборном отсеке,  так и размещенные на пусковой установке.  Система
автономного управления  разработана в НИИ АП под руководством Н.Пилюгина.  КВО при
стрельбе на максимальную дальность составило 1400м. Термоядерная ГЧ имела мощность
1Мт. Ракета УР-100М была одной из первых МБР, оснащенных комплексом средств преодо-
ления ПРО "Пальма". 
 
                   Состав комплекса  и его  эксплуатация
      Стартовый комплекс создан в КБ общего машиностроения (КБОМ) под руководством
В.Бармина.  Стартовый  комплекс  для ракеты  8К84 состоял  из 10  рассредоточенных
боевых стартовых  позиций, на каждой  из которых размещалась одна ШПУ 15П784.  Все
ШПУ были разнесены  на дальность, обеспечивавшую непоражение одним ядерным зарядом
противника  двух  соседних  стартовых  позиций  (так  называемые «ОС» - «отдельные
старты»). Вблизи одной из боевых стартовых позиций размещался командный пункт БРК,
связанный кабельными  линиями системы боевого  управления и связи со всеми старто-
выми позициями.  С командного пункта проводились постоянный и  периодический конт-
роль технического состояния ракеты, систем пусковой установки и  управления пуском
ракет. При этом предстартовая подготовка к пуску проходила в автоматическом режиме
от автономных источников электроснабжения. Ракеты находились в ШПУ  в заправленном
состоянии. Предусматривалось проведение не реже одного раза в год регламента техни-
ческого обслуживания пусковой установки с привлечением боевого расчета и подвижных
средств позиционного района. Боевое дежурство пусковой установки и ракеты, а также
пуск ракет осуществлялись без  присутствия на них боевого расчета.  Пусковая уста-
новка 15П784 представляла  собой сооружение, состоящее  из шахтного ствола  и ого-
ловка, закрытых сверху крышей защитного устройства. В стволе шахты были размещены:
пусковое устройство, элементы стыковки кабельных и газовых коммуникаций с ракетой,
элементы газоотводящего тракта, средства откачки грунтовых вод и другое оборудова-
ние.  В оголовке пусковой  установки  была размещена  аппаратура  для подготовки и
пуска  ракеты, элементы  системы  дистанционного контроля  и управления,  средства
снабжения ракеты сжатыми  газами и другое оборудование. Шахта выдерживала давление
до 2 кг/см2, что равнозначно ядерному  взрыву  мегатонной  мощности на  расстоянии
1300 м. от ШПУ.  Способ старта - газодинамический.  В течение всего срока эксплуа-
тации ракета находилась в специальном герметичном  транспортно-пусковом контейнере
(ТПК) заполненном инертным газом. В нем она  транспортировалась, хранилась в ШПУ в
постоянной готовности к  пуску и из него стартовала.  Днища ТПК  герметизировалось
специальной пленкой которая  разрывалась при пуске ракеты.  Применение  мембранных
клапанов, отделявших топливные баки с агрессивными компонентами от ракетных двига-
телей, позволило держать ракету  постоянно заправленной  в течение нескольких лет.
Контроль технического состояния ракет одного  боевого ракетного комплекса, а также
предстартовая подготовка и пуск проводились  дистанционно по командам с командного
пункта полка.  Защитное устройство для ШПУ имело время открывания 30 секунд и было
выполнено в виде сдвижной железобетонной плиты, расположенной на наклонных рельсо-
вых путях. 
      В середине 70-х годов был проведен  комплекс работ по повышению защищенности
шахтных пусковых установок и ракет установленных в них.  Модернизации  подвергся и
ТПК.  Его конструкция стала более рациональной и удобной, что  позволило облегчить
обслуживание ракеты и  сократить в три раза  время регламентных работ.  Улучшилась
система внутренней  амортизации.  Установка новой аппаратуры контроля дала возмож-
ность полностью автоматизировать цикл проверок технического  состояния ракет и сис-
тем пусковых установок. В результате выполнения всех работ защищенность сооружений
ракетного комплекса повысилась на порядок.

                      ТТХ ракаеты          УР-100               УР-100К          
 Lальность стрельбы              км.         11000               12000
 Длина ракеты                     м.         16,93                 19
 Максимальный диаметр корпуса     м.          2,0                  2,0
 Стартовая масса                  т.         41,4-42,3            50,1 
 Тяга  двигателя 
 первой ступени у земли           т.           80
 КВО                              м.          1400                1100

                       
                                ШПУ МБР УР-100

                                 Наверх                
      

rocketpolk44.narod.ru

Стратегическая ракета 8к84. Учи матчасть

МБР УР-100 8К84

Разработка межконтинентальной баллистической ракеты второго поколения УР-100 была начата в ОКБ-52 под руководством академика В.Н. Челомея по постановлению Правительства от 30 марта 1963 года. Широкое привлечение смежных предприятий позволило значительно сократить сроки разработки нового ракетного комплекса. Уже 19 апреля 1965 года на полигоне Байконур начались летные испытания ракеты пуском с наземной пусковой установки, а 17 июля состоялся и первый пуск из шахты. К 27 октября 1966 года вся программа испытаний была успешно завершена и 24 ноября 1966 года комплекс с ракетой УР-100 был принят на вооружение РВСН. Три первых ракетных полка были развернуты в Красноярске, Бершети и Дровяной.

УР-100 была выполнена по схеме «тандем» с последовательным разделением ступеней и конструктивно состояла из первой и второй ступеней и головной части. Разделение ступеней ракеты осуществлялось с помощью пороховых ракетных двигателей, установленных на хвостовом отсеке первой ступени.

В корпусе первой ступени размещались: маршевый двигатель, четыре маршевых ЖРД с поворотными соплами, пневмогидравлическая система, система опорожнения баков и приборы системы управления. Корпус был выполнен по несущей схеме и состоял из трех отсеков: хвостового, топливного и переднего. Топливный отсек представлял собой неразъемный блок, состоящий из бака окислителя и бака горючего, которые разделялись общим совмещенным двойным днищем. Двигательная установка первой ступени была выполненна по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа в камерах сгорания. Высокий удельный импульс тяги двигателей позволил сократить время работы первой ступени. Их суммарная тяга на земле достигала 74 т. Вторая ступень по конструкции аналогична первой и состоял из хвостового, топливного и приборного отсеков. На ней устанавливали маршевый однокамерный ЖРД и четырехкамерный рулевой ракетный двигатель. Они развивали тягу в пустоте 13,4 т и 1,5 т соответственно. В качестве компонентов топлива применялись самовоспламеняющиеся при взаимном контакте азотный тетроксид и несимметричный диметилгидразин. Все баки перед стартом наддувались сжатым азотом и воздухом из баллонов, установленных в шахтной пусковой установке, а в полете наддув осуществлялся продуктами газогенерации.

На ракете устанавливалась автономная инерциальная система управления, обеспечивавшая управление полетом на активном участке траектории в соответствии с заранее рассчитанной программой полета, а также обеспечивала автоматизированную подготовку пуска и пуск ракеты, дистанционный непрерывный и периодический контроль состояния ракеты с пункта управления боевым ракетным комплексом. В ее состав входили устройства установленные как в приборном отсеке, так и размещенные на пусковой установке.

В качестве боевого оснащения использовалась моноблочная головная часть с термоядерным зарядом мощностью 1 Мт. Ракета ампулизировалась (изолировалась от внешней среды) в специальном транспортно-пусковом контейнере, в котором она транспортировалась, хранилась в шахтной пусковой установке в течение всего срока эксплуатации в постоянной готовности к пуску и из которого она стартовала. Применение мембранных клапанов, отделявших топливные баки с агрессивными компонентами от ракетных двигателей, позволило держать ракету постоянно заправленной в течение нескольких лет. Контроль технического состояния ракет одного боевого ракетного комплекса, а также предстартовая подготовка и пуск проводились дистанционно по командам с командного пункта полка. Все его 10 ШПУ были разнесены на дальность, обеспечивавшую непоражение одним ядерным зарядом противника двух соседних стартовых позиций (так называемые «ОС» — «отдельные старты»). К концу 1971 года было поставлено на боевое дежурство 940 ШПУ с ракетами этого типа.

МБР УР-100М УТТХ

23 июля 1969 на полигоне Байконур начались летные испытания МБР УР-100М УТТХ, имевшей более совершенную систему управления с расширенными возможностями по переприцеливанию ракеты, новую облегченную головную часть с повышенной надежностью и комплекс средств преодоления систем ПРО. Были модернизированы ряд систем ракетного комплекса, что улучшило эксплуатационные характеристики. С марта 1970 года эти ракеты стали поступать в боевые части.

МБР УР-100К

В 1971 году на вооружение принимается новая модификация ракеты, получившая обозначение УР-100К. Она превосходила своих предшественниц по точности стрельбы, надежности и эксплуатационным характеристикам. Были доработаны двигательные установки обеих ступеней. Повышен ресурс работы ЖРД, а также их надежность. Длина топливного отсека первой ступени увеличилась. Масса полезной нагрузки возросла на 60 %.

Система управления на этой ракете позволяла дистанционно выбрать с командного пункта полетное задание для стрельбы и ввести данные в бортовые устройства. За счет применения режима форсированного разгона гироблоков удалось сократить время технической готовности ракеты к пуску.

Ракета могла нести «легкую» или «тяжелую» моноблочную головную часть с термоядерным зарядом. Дальность полета составила 12000 км (больше чем у «Минитмен-2»), а КВО — 1100 м. Высокая надежность предопределила долгий срок эксплуатации этого БРК. Последние ракеты этого типа были сняты с боевого дежурства в конце 1994 года.

МБР УР-100У

В 1971 году была произведена последняя модернизация ракеты, получившая обозначение УР-100У. ЛКИ проводились на полигоне Тюра-Там с 16 июня 1971 года. Моноблочная головная часть была заменена на три разделяемых боевых блока рассеивающего типа мощностью 350 кт. Утяжеление головной части привело к сокращению максимальной дальности до 10500 км, однако эффективность поражения площадных целей заметно увеличилась. Позднее рассеивающая РГЧ была заменена на новую, типа MIRV. В конце 1973 года первый ракетный полк с этими ракетами заступил на боевое дежурство.

ffke1975.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *