Противокорабельная ракета Х-35: технические характеристики и применение

Одной из главных тенденций в военном деле последнего времени является унификация вооружения и техники. Благодаря использованию общих компонентов удается упростить производство систем и уменьшить расходы на их эксплуатацию. Одним из примеров такого подхода является противокорабельная ракета Х-35. В зависимости от версии, она может использоваться самолетами, вертолетами, кораблями и береговыми комплексами. Универсальность в использовании в значительной степени повышает потенциал ракеты на поле боя.

Ракета Х-35: история создания

Для начала разберемся, через что ракете пришлось пройти, прежде чем стать достоянием ВМС России. Изначально предполагалось, что ракета Х-35 будет устанавливаться на катера и корабли со средним водоизмещением. Она должна была использоваться в составе ракетного комплекса (РК) «Уран». Разработки начались в апреле 1984 года. Руководителем проекта был Г. И. Хохлов. Основная часть проектных работ была возложена на ОКБ «Звезда». Предполагалось, что ракета Х-35 «Уран» будет использоваться для поражения судов водоизмещением не более 5000 тонн. Техническое задание требовало, чтобы она имела возможность как одиночного запуска, так и залпового огня. Ракета Х-35 должна была одинаково успешно работать в любых погодных условиях, в любое время суток и даже при использовании противником систем ПВО и РЭБ.

Общая характеристика

В плане аэродинамики ракета выполнена по привычной схеме: Х-образное крыло и хвостовое оперение. Внешнюю поверхность корпуса образуют несколько цилиндров. Средняя и хвостовая части асимметричны: снизу имеется гондола, спереди у которой установлен воздухозаборник. Ракета имеет твердотопливный стартовый ускоритель, который выполнен в виде цилиндра и имеет оперение, раскладываемое при старте.

Общая длина ракеты составляет 3,85 м. Если установить на нее ускоритель, данный показатель возрастает до 4,44 м. Диаметр корпуса не превышает 0,42 м. Размах крыльев в разложенном состоянии составляет 1,33 м. В базовой конфигурации с ускорителем ракета Х-35 весит 600 кг.

Компоновка

Схожую компоновку можно встретить и на других изделиях такого класса. В головной части находится аппаратура головки самонаведения. Следом за ней идет боевая составляющая. В средней части находится канал воздухозаборника, "облаченный" в топливный бак. В хвосте ракеты стоит турбореактивный двигатель. В свободных частях корпуса располагается дополнительное оборудование. Стартовый ускоритель имеет совершенно простую конструкцию. Внутри его цилиндрического корпуса можно поместить только твердотопливный ракетный двигатель.

Система наведения

На архитектуре систем наведения сказалась необходимость в гарантированном захвате и поражении цели в любой помеховой обстановке. Ракету оснастили комбинированной системой наведения. Во время маршевого полета она должна была пользоваться инерциальной навигационной системой и радиовысотомером. А при выходе ракеты в район цели должна активироваться активная радиолокационная система ГСН, задачей которой был поиск и поражение цели.

В проекте ракеты применили АРГС-35 – активную радиолокационную голову самонаведения. Она позволяет с высокой долей надежности провести обнаружение и преследование цели. Антенна системы расположилась в головной части ракеты. Она была облачена в радиопрозрачный обтекатель. Обзор горизонтального сектора имел ширину в 90 градусов (по 45 градусов вправо и влево от оси ракеты). Вертикальный обзор был не таким широким: от -10 до +20 градусов. Первые версии ракеты имели дальность обнаружения цели до 20 км.

Боевая часть

Проникающая боевая часть, вес которой составляет 145 килограммов, устанавливалась за головкой самонаведения. Благодаря осколочно-фугасно-зажигательному действию боевая часть должна поражать суда водоизмещением до 5000 тонн. Она имеет прочнейший корпус с толстыми стенками, что позволяет пробить борт вражеского корабля и осуществить подрыв внутри. Таким образом удается получить максимальное разрушительное действие.

Двигатель

Как уже говорилось, турбореактивный двигатель располагается в хвостовой части корпуса. Его тяга достигает 450 кгс. Мотор запускается с помощью пиропатрона и работает на авиационном керосине. Силовая установка такого типа позволяет ракете достичь скорости до 280 м/с и лететь от 7 до 130 км. Что касается твердотопливного ускорителя, то он нужен при использовании ракеты в составе РК «Уран». С его помощью ракета Х-35, характеристики которой мы сегодня рассматриваем, покидает транспортно-пусковой контейнер. Когда снаряд запущен, этот мотор сбрасывается и активизируется основной маршевый двигатель.

Управление

Крылатая ракета Х-35 получила весьма удачную систему управления, которая позволяет достичь высоких показателей эффективности в бою. На маршевом участке ракета летит на высоте не более 15 метров над уровнем воды. Когда начинается поиск цели и наведение на нее, этот показатель снижается до 4 м. Благодаря малой высоте полета и малой площади рассеяния снижается вероятность своевременного обнаружения, сопровождения и атаки ракеты системами ПВО противника.

Эксплуатация ракет Х-35 в какой-то степени облегчается благодаря автоматизации процесса подготовки к пуску. Состояние боевой единицы и введение полетного задания контролируются автоматически. В общей сложности подготовка занимает не более 1 минуты. Ракета Х-35, которая предназначена для использования кораблями и наземными ракетными комплексами, поставлялась в цилиндрическом транспортно-пусковом контейнере. Версии авиационного базирования поставляются так же, но запускаются со штатного вооружения самолетов или вертолетов.

Задержка в разработке

В ходе рассмотрения эскиза, который сотрудники ОКБ «Звезда» сделали за несколько месяцев, были выявлены некоторые недочеты. В частности, несоответствие активной радиолокационной системы возложенным на нее требованиям. На доработку и усовершенствования проекта ушло дополнительное время. Пилотный запуск с наземной установки состоялся в ноябре 1985 года. Этот и несколько последующих запусков увенчались неудачей.

Первый удачный запуск состоялся в январе 1987 года. Однако отработка бортовых систем еще продолжалась. До 1992 года ОКБ «Звезда» со смежными предприятиями провели еще 13 пусков. Ввиду отсутствия полноценного образца активной радиолокационной системы, испытуемые ракеты оснащались ее имитацией.

Из-за распада СССР и ряда экономических проблем работы над проектом Х-35 практически прекратились. В период с 1992 по 1997 год удалось построить и протестировать всего четыре опытных экземпляра. Расходы на оборону также сократили, поэтому первый заказа на комплекс «Уран» с ракетой Х-35 был сделан зарубежным заказчиком.

«Уран-Э»

В 1994 году индийские Военно-морские силы заказали российские комплексы «Уран-Э». Буква «Э» означат, что это экспортная модификация. Ракетный комплекс корабельного базирования включает в себя: ракету, пусковую установку, систему управления и аппаратуру для проверки боеприпасов. Он может устанавливаться на всякого рода корабли и катера. Пусковая установка состоит из металлической рамы, оснащенной креплениями для контейнеров. Конструкция предполагает, что ракета Х-35 стартуют под углом в 35 градусов.

Автоматизированная система управления, на которую возложены функции проверки ракет, ввода задания и прочие операции, выполняется в виде пары контейнеров. Это позволяет монтировать аппаратуру на любые подходящие корабли и катера. Один контейнер занимает 15, а другой – 5 м2.

Благодаря индийскому заказу, разработки все-таки были завершены, и начался серийный выпуск ракет. В 1996 году заказчику были переданы первые компоненты комплекса, в конце этого же года закончились работы по вооружению ракетами Х-35 эсминца INS Delhi. В дальнейшем подобное вооружение получили еще несколько индийских судов.

В начале 2000-х ситуация с финансированием Вооруженных Сил изменилась к лучшему. В результате к 2003 году комплекс «Уран» с ракетой Х-35 был окончательно доработан и принят на вооружение России.

«Бал»

Приблизительно в то же время, когда «Уран» поступил на вооружение Военно-морских сил, завершились разработки берегового РК «Бал», который также работал с ракетой Х-35. В задачи берегового комплекса входило слежение за территориальными водами и оборона всяческих военно-морских объектов. Благодаря широкому спектру возможностей комплекс «Бал» своевременно обнаруживает и атакует суда противника.

Высокая мобильность комплекса обусловлена тем, что его основные компоненты выполняются в виде самоходных машин, построенных на базе МАЗ-7930. Комплекс может разворачиваться на расстоянии до 10 километров от берега. Его общий боекомплект составляет 64 ракеты.

Авиационная версия

В середине 2000-х завершились разработки авиационного варианта ракеты Х-35. Для вертолетов была предложена отдельная модификация с индексом «В». Ее главное отличие заключалось в наличии стартового ускорителя. Он был сконструирован с учетом небольшой скорости вертолета. Ракете, которая запускается с самолета, ускоритель вовсе не нужен.

Компактный вариант

В 2011 году была разработана пусковая установка для ракеты Х-35, замаскированная под 20-футовый контейнер. Внутри установили четыре транспортно-пусковых контейнера с ракетами и весь набор необходимой для управления аппаратуры. Какие перспективы есть у этого проекта, до сих пор неизвестно.

Х-35У

Развитием ракеты Х-35 стала версия Х-35У, которая благодаря внедрению новой аппаратуры имеет в два раза большую скорость. Кроме того, она может с успехом поражать противника с расстояния в 260 км. Всего этого удалось достичь благодаря новому двигателю и измененной конструкции канала воздухозаборника, которая позволяет увеличить запас топлива.

В 2009 году на свет появилась модернизированная версия Х-35У, получившая дополнительный индекс «Э». Она предназначалась для продажи за границу. Главным отличием проекта стали новые системы наведения, которые увеличили дальность обнаружения целей до 50 километров.

Пользователи

На данный момент ракета Х-35, технические характеристики которой мы сегодня рассмотрели, применяется главным образом в войсках России, Индии и Вьетнама. К настоящему времени было построено уже несколько сотен таких ракет. Что касается зарубежных заказчиков, то они больше всего заинтересованы в комплексах корабельного базирования. Авиационный ракетный комплекс «Уран» с ракетой Х-35 пока что не пользуется спросом у стран-экспортеров. Согласно информации некоторых зарубежных источников, российская ракета была скопированная северокорейскими конструкторами. Если это правда, то вполне возможно, что КНДР делает ракеты и для продажи, а значит, ими может быть вооружено больше государств, чем известно по официальным данным.

fb.ru

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «УРАН» — КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-35

Противокорабельная крылатая ракета Х-35 (3М24) «Уран» создана для поражения быстроходных ракетных, торпед­ных и артиллерийских катеров и других надводных кораблей водоизмещением до 5000 т, действующих без помощи других либо в составе конвоев и десантных отрядов днём и ночкой, в обычных и сложных метеоусловиях, в критериях радиоэлектронно­го и огневого противодействия.

История

Разработка корабельного комплекса "Уран" с крылатой ракетой Х-35 (другое заглавие ракеты корабельного базирования — 3М24) для вооружения малых катеров и кораблей среднего водоизмещения была задана Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС от 16 апреля 1984 года. Головное предприятие — разработчик ОКБ "Звезда", главный конструктор — Г.И.Хохлов.

Комплекс "Уран" состоит из противокорабельной крылатой ракеты морского базирования, транспортно-пускового контейнера, пусковой установки, корабельной автоматической системы управления и комплекса наземного оборудования с аппаратурой проверки ракет.

Одной из обстоятельств принятия такового решения был военный конфликт (1982 г.) меж Великобританией и Аргентиной в районе спорных Фолклендских (Мальвинских) островов с применением ПКР. в соответствие с Постановлением Правительства СССР от 16.03.1983 г. Вначале он разрабатывался как компактный комплекс корабельного базирования для оснащения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения. 

В соответствие с тактико-техническим заданием ракета на дальности 130 км должна была поражать цели прикрытые средствами ПВО и производить полет на высоте 3-5 м над гребнями волн при волнении моря до 6 баллов. При разработке ПКР использовались самые современные, в т.ч. и цифровые технологии. Срок готовности КРК был определен в 1986 г. 

Эскизный проект был защищен в 1983 г. Но выполнение требования по оснащению ракеты принципно новейшей головкой самонаведения потребовало (ГСН, ОАО "Радар" ММС) более долгих работ, которые завершились в 1992 г. (к началу второго шага лётно-конструкторских испытаний0. 1-ые 3 запуска с береговой пусковой установки были неудачны. В январе 1987 г. состоялся удачный четвёртый запуск. 2-ой шаг испытаний проходил в 1992-1998 гг. со штатной ГСН. Муниципальные тесты комплекса удачно завершились в 2003 г.

Предназначение

Корабельный ракетный комплекс "Уран-Э" с ракетой типа Х-35 предназначен для поражения быстроходных ракетных, торпедных и артиллерийских катеров, также надводных кораблей и транспортов (водоизмещением до 5000 т.), действующих без помощи других либо в составе конвоев и десантных отрядов противника в критериях радиоэлектронного и огневого противодействия. 

КРК "Уран-Э" может устанавливаться на фрегатах, корветах, ракетных катерах, также кораблях русской и забугорной постройки при их модернизации.

Особенности 

КРК "Уран-Э" существенно наращивает ударную мощь надводных кораблей. Так, при его установке на ракетном катере пр.20970 "Катран" (ЦМКБ "Алмаз") с 8 ПКР 3М24Э (Х-35) в 2-ух пусковых установках (ПУ) ударная мощь катера, в сопоставлении с катером пр.205 (205ЭР), увеличивается более чем в 3 раза. При значимом (8-16 ракет) боекомплекте и малом интервале запуска обеспечивается массированное применение ракет практически с одновременным их подходом к цели на максимально малой высоте. На ракетном катере пр.1241.8 может быть установлен КРК с 16 ракетами, сгруппированными в пакеты по четыре. Вероятна установка КРК "Уран-Э" на сторожевых кораблях пр.11541 "Пират" и кораблях, созданных для экспорта. Целеуказание по надводным целям обеспечивается радиолокационным комплексом 3Ц25Э с активным и пассивным режимами целеуказания. КРК "Уран-Э" может применяться при волнении моря силой 5-6 баллов.

На базе унификации ракеты по носителям на базе КРК 3М24 сделаны береговой противокорабельный ракетный комплекс "Бал" и авиационный вариант (для самолетов с ракетой Х-35У и вертолетов с ракетой Х-35В). Вертолетный вариант может применяться вертолетами типа Ка-27 и Ка-28, самолетный – истребителями МиГ-29К, МиГ-29СМТ, Су-30МК, Су-35, Як-141, фронтовым бомбовозом типа Су-24М, противолодочным самолетом Ту-142М и другими.

Экспортная модификация Х-35 Х-35Э (3М24Э) «Уран-Э»

Ракета Х-35 (3М24)

Противокорабельная крылатая ракета Х-35 (3М24) «Уран» создана для поражения быстроходных ракетных, торпед­ных и артиллерийских катеров и других надводных кораблей водоизмещением до 5000 т, действующих без помощи других либо в составе конвоев и десантных отрядов днём и ночкой, в обычных и сложных метеоусловиях, в критериях радиоэлектронно­го и огневого противодействия.

Х-35 является дозвуковым летательным аппаратом, выполненным по обычной аэродинамической схеме с расположен­ным в нижней части корпуса воздухопоглотителем трапециевидного сечения типа «полуутопленный тоннель», Х-образным расположением консолей крыла и стабилизаторов. На ракетах морского, наземного и вертолётного базирования крыло и стабилизаторы раскладные. Планер ракеты — сварной, сделан из дюралевых сплавов. ГСН закрыта радиопрозрачным обтекателем из стеклотекстолита ЭДТ-10кв.

Двигательная установка включает компактный маршевый двухконтурный турбореактивный движок ТРДД-50АТ и стартовый твердотопливный ракетный ускоритель, сбрасываемый после отработки (на ракетах самолётного базирования отсутствует). Пуск мотора осуществляется с помощью пиростартера. Тяга — 450 кгс. Поперечник — 330 мм, длина — 850 мм. Сухой вес — 82 кг.

Система управления — комбинированная, включает инерциальную систему и активную радиолокационную головку самона­ведения АРГС-35 для конечного участка. АРГС-35 обеспечивает обнаружение надводной цели; выбор цели, подлежащей поражению; определение положения цели по азимуту и углу места, дальности до цели и скорости сближения с целью; вы­дачу определяемых координат цели в систему наведения ракеты. Может быть применена как при одиночном, так и при групповом применении ракет. Обеспечивает наведение ракеты на цель в секторе углов по азимуту ±45°, по углу места — от +10° до -20°. Наибольшая дальность деяния — до 20 км. Может быть применена в хоть какое время суток при темпе­ратуре окружающего воздуха ±50°С, при осадках с интенсивностью до 8 мм/ч, волнении моря до 6 баллов.

Х-35У «Уран-У» Модификация с увеличенной до 260 км дальностью и ГСН с дальностью деяния до 50 км.

Для полёта на сверхмалых высотах (5-10 м, на конечном участке — 3-5 м) над поверхностью моря на ракетах Х-35 установ­лен радиолокационный высотомер РВЭ, состоящий из блока приёмопередатчика и 2-ух антенн. Он позволяет с высочайшей точностью (до 1 метра) определять высоту полёта ракеты в границах от 1 до 5000 метров, даже при её активном маневри­ровании (±15° по наклону и ±20° по углу тангажа).

 Бортовой комплекс управления с комбинированной системой наведения и радиовысотометром позволяют ракете совер­шать полёт к цели на максимально малых высотах с высочайшей дозвуковой скоростью. Управление ракетой в полете, ее стаби­лизация на данной линии движения и вывод в район предполагаемого нахождения цели обеспечивает инерционная система управления.

При облучении РЛС противника ракета может делать противозенитные маневры «горка» и «змейка».

Боевая часть — проникающая осколочно-фугасная. Масса — 145 кг. Подрыв БЧ происходит по сигналам контактного взрыва­тельного устройства при попадании в цель либо при пролёте над целью.

Хранение, транспортировка и боевое применение ракет морского и наземного базирование осуществляется в транспорт­но-пусковом контейнере. В центральной части ТПК имеют прямоугольные шпангоуты для объединения их в пакеты и креп­ления на пусковой установке. Может быть повторное внедрение контейнера после проведения восстановительных ра­бот. 

Для авиационного варианта ракеты Х-35 употребляются авиационные пусковые установки (АПУ), которые созданы для надежного крепления ПКР к носителю и обеспечения связи бортовой аппаратуры системы управления с самолетными либо вертолетными устройствами системы наведения и обеспечения ракеты. В качестве АПУ могут употребляться АПУ-78 либо АКУ-58.

Пусковые установки, обеспечивают не только лишь запуск ракет и хранение на корабле, да и безударную их погрузку в ТПК на корабль при волнении моря. Они также понижают до допустимого для ракеты уровня ходовые, ударные и импульсные перегрузки, возникающие, к примеру, при взрыве поблизости корабля мины, бомбы и другого орудия. Контроль состояния ракеты, ввод полетного задания и проведение пусковых операций автоматизированы; время подготовки к пуску из прохладного состояния составляет 60 секунд.

Принципиальной особенностью ракеты 3М24 является ее унификация (по носителям) благодаря ее относительно малым массо-габаритным чертам. Корабельный вариант ракеты значительно расширяет боевые способности надводных кораблей Военно-морского флота. Так, при подмене состоящих на вооружении устаревших комплексов ракетный боезапас может быть увеличен с 4 до 16 и поболее единиц без роста водоизмещения, ухудшения архитектуры и обитаемости корабля. На Черноморском флоте таким примером может служить СКР "Сметливый". Этот большой противолодочный корабль проекта 61 при модернизиции его в 1990-95 гг. по проекту 01090 на месте имевшихся 2-ух снятых РБУ-1000 получил 8 направляющих для контейнеров противокорабельных ракет "Уран”

На базе 3М24 не считая корабельного комплекса "Уран" сделаны — береговой противокорабельный комплекс "Бал", также авиационный вариант (две модификации: для самолетов — ракета Х-35У и вертолетов — ракета Х-35В).

Свойства 

 Дальность деяния, км

5-130

 Высота полета маршевая/конечная, м

5-10/3-5

 Скорость полета, м/с

до 300

 Угол маневра от полосы курса, град.

90

 Точность наведения (КВО), м

4-8

 Стартовая масса (с ускорителем), кг

480 (680)

 Масса боевой части, кг

145

 Длина ракеты (с ускорителем), м

3,75 (4,4)

 Поперечник корпуса, м

до 0,42

 Размах крыльев, м

0,93

 Дальность деяния РГС, км

20

 Спектр рабочих температур, град.

-50 — +50

survincity.ru

Отечественные противокорабельные ракеты. Ракетные катера вступают в бой. Часть 3-я (окончание).: alternathistory — LiveJournal

Отечественные противокорабельные ракеты. Ракетные катера вступают в бой. Часть 3-я (окончание).: alternathistory — LiveJournal ?
alternathistory (alternathistory) wrote,
alternathistory
alternathistory
Categories:
Предыдущий постПредварительные испытания ракеты проводились в три этапа. На первом этапе с ноября 1983 г. и в 1984 г. прошло семь пусков ракет с автономным управлением, включая один с катера пр. 02066, а остальные — с нештатной наземной пусковой установки на полигоне Песчаная Балка.
Второй этап предварительных испытаний начался пуском ракеты с берега 5 ноября 1985 г. При этом пуске ракета, менее чем за секунду пролетев около 50 м, врезалась в бетонный столб ограждения из колючей проволоки, проползла с работающим стартовиком в направлении моря и исчезла в его глубинах. В начале 1986 г. прошли три аварийных пуска подряд. Счастье улыбнулось только 21 февраля, после чего пошли удачные пуски.

Отработка крылатой ракеты комплекса «Уран» на ракетном катере Р-44 (пр. 02066).
 
Этап летно-конструкторских испытаний продолжался с 21 мая 1987 г. по декабрь 1990 г. и включал 13 пусков ракет. К этому времени главным конструктором стал Георгий Иванович Хохлов, длительное время проработавший в нынешнем НПО «Молния» над созданием ракет классов «воздух—воздух» и «воздух—земля».
В целом в 1985—1990 гг. было проведено 26 пусков ракет с автономным управлением, в том числе восемь с катера, а остальные с береговой установки.
В 1992 г. наконец довели до готовности головку самонаведения, что позволило начать второй этап летно-конструкторских испытаний. Из-за финансовых трудностей в 1992—1997 гг. состоялись только три пуска с катера и один с берега, при этом две ракеты, запущенные с Р-44, поразили цели.
Еще до 1991 г. финансирование разработки комплекса «Уран» уменьшилось, а после распада СССР практически прекратилось. Обретение независимости Украиной и переход под ее юрисдикцию крымского полигона также способствовали замораживанию работ по этой теме. Строительство новых кораблей для российского флота (равно как и работы по модернизации ранее построенных единиц) также практически прекратилось, что лишало разработку комплекса «Уран» каких-либо перспектив. В 1992—1998 гг. работы по «Урану» отечественными заказчиками не финансировались, что привело к их приостановке.
Предвидя подобное развитие событий, руководство «Звезды» добилось разрешения на представление комплекса зарубежным заказчикам в экспортной модификации «Уран-Э». В конце 1991 г. макеты Х-35Э были впервые продемонстрированы на выставке в Абу-Даби.
Успех пришел не сразу: только в 1994 г. правительство Индии, заинтересованное в поступлении на вооружение ее флота комплекса, аналогичного американскому «Гарпуну», заключило контракт, предусматривающий финансирование в объеме, достаточном для завершения разработки экспортного образца.
Необходимо отметить, что в ходе разработки конструкция ракеты неоднократно основательно перерабатывалась и в конечном итоге обрела следующий облик.
Маршевая ступень ракеты была выполнена по нормальной схеме с Х-образным расположением консолей треугольных крыльев и стреловидного оперения. В корпусе ракеты, прикрытом спереди радиопрозрачным обтекателем, последовательно располагались аппаратура активной радиолокационной головки самонаведения АРГС-35 (У-502), боевая часть АШК 120.00, инерциальная аппаратура управления разработки арзамасского филиала МИЭМ (ныне — АНПП «Темп-Авиа»), топливный отсек с проходящим через него изогнутым каналом подачи воздуха к двигателю, двухконтурный двигатель Р-95ТД-300. За воздухозаборником располагались антенны радиовысотомера, разработанного УПКБ «Деталь». Управление по всем каналам осуществляется дифференциальным отклонением аэродинамических рулей, при этом рулевые машины привода располагаются в корпусе вокруг двигателя. Воздухозаборник — подфюзеляжный, фиксированной геометрии. Применена система автоматического управления режимами турбореактивного двигателя.
 
Во второй половине 1970-х гг. для стратегических крылатых ракет носового поколения «Гранат» и Х-55 в МНПО «Союз» под руководством О.И. Фаворского был создан малогабаритный двухконтурный турбореактивный двигатель Р-95-300. С учетом особенностей применения и компоновки в составе Х-35 была разработана специальная однорежимная модификация двигателя — Р-95ТМ-300.
Стартовый ускоритель включал твердотопливный ракетный двигатель и четырехперьевой стабилизатор. В транспортном положении плоскости стабилизатора располагаются вдоль корпуса двигателя, примыкая к нему передней кромкой. При старте плоскости откидываются назад на 135° и фиксируются в положении с углом 45° по передней кромке.
 
Наибольшие проблемы при разработке ракеты «Уран» были связаны с созданием системы управления. Не делая скидки на специфику малогабаритной дозвуковой ракеты, эффективность воздействия которой обеспечивается в основном массовостью применения, а не уровнем тактико-технических характеристик, Заказчик предъявил очень высокие требования к головке самонаведения, создававшейся в то время подразделением НПО «Ленинец», в дальнейшем выделившимся в НПЦ «Радар-ММС». Первый вариант головки самонаведения, представленный в эскизном проекте, был сочтен неприемлемым, что существенно задержало разработку комплекса. Новый вариант головки самонаведения У-502 был одобрен на защите эскизного проекта в 1986 г., но аппаратуру, пригодную для установки на ракету, подготовили только к 1992 г.
В головке самонаведения реализована цифровая обработка сигнала, моноимпульсное излучение и прием. Для обеспечения скрытности включение ГСН осуществляется дважды: кратковременно при полете на маршевой высоте 16 м на расчетном рубеже обнаружения цели и повторно при маловысотном полете в 4 м от поверхности воды на удалении в несколько километров от цели для окончательного самонаведения на цель. По радиоэлектронной совместимости обеспечивается одновременное применение до 16 ракет в залпе, при этом может обстреливаться до шести целей.
Стартовый вес ракеты около 635 кг, из которых 145 кг приходится на боевую часть. Мощность боевой части достаточна для потопления двумя—тремя ракетами корабля класса «эсминец». Дальность пуска составляла от 10 до 130 км, высота полета — 3—5 м.
Длина ракеты достигает 4,4 м, диаметр — 0,42 м, размах крыла — 1,13 м. Корабельная ракета эксплуатируется в герметизированном транспортно-пусковом контейнере.

Счетверенная пусковая установка КТ-184 комплекса «Уран».
Государственные испытания проводились в 1999—2003 гг. в сложных политических условиях: Крым отошел к независимой Украине. Только половина из 14 пусков, выполненных как с катера Р-44, так и со штатной пусковой установки подвижного берегового комплекса «Бал», завершилась попаданиями в цель. Тем не менее государственная комиссия дала положительное заключение, и в 2004 г. комплекс был принят на вооружение.
Руководство советского ВМФ связывало большие надежды с созданием комплекса «Уран», который предполагалось разместить на ранее введенных в строй больших противолодочных кораблях пр. 61, сторожевиках пр. 1135(1135М),на перспективных сторожевых кораблях пр. 11540, а также на катерах. Правда, установка «Уранов» на кораблях пр. 61 представляется не вполне целесообразной: они строились в 1960-е гг., интенсивно плавали и были сильно изношены. Размещение «Урана» на пр. 1335, будь оно осуществлено, как планировалось, в 1990-е гг., значительно усилило бы противокорабельные и противокатерные возможности этих кораблей, придало бы им многофункциональность. Однако разработка комплекса задержалась, а неумолимое время приблизило и эти корабли к пределу срока службы.
Малые противолодочные корабли пр. 1154 (шифр «Поморник») полным водоизмещением всего в 800 т задумывались как развитие кораблей пр. 1124. Для начала поменяли местами зенитный ракетный комплекс и артиллерию, переместив ее в нос, что более отвечало возможности немедленного открытия огня по внезапно появившемуся противнику. В результате АК-176 оказалась на палубе полубака, а АК-630 — на втором ярусе надстройки, над сохранившими свое место РБУ-6000. Над ходовым мостиком разместилась РЛС «Вымпел». Переход к ферменной мачте и сдвиг трубы к корме придали кораблю силуэт, схожий со сторожевиком пр. 1135.

 
Но корабль продолжал расти, в конечном счете достигнув величины 4350 т, соответствующей БПК пр.61, впятеро большей, чем было задано первоначально. Под руководством главного конструктора Л.Ф. Федосеева, затем Н.А. Яковлевского в Зеленодольском ПКБ спроектировали аккуратный корабль, переименованный в пр. 11540 (шифр «Ястреб»), длиной 129,8 м и шириной 15 м, оснащенный для решения своей основной задачи — борьбы с подводным противником — новейшим гидроакустическим комплексом и ракето-торпедным комплексом «Водопад», а также оборудованный ангаром для постоянного базирования противолодочного вертолета Ка-27ПЛ. Контур ПВО предназначался для самообороны корабля и был сориентирован в первую очередь на защиту от высокоточного оружия противника. Он включал ЗРК «Кинжал» с 32 ракетами, командный и два огневых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса ближнего рубежа «Кортик». Артиллерийское вооружение — одноствольная 100-мм орудие АК-100 — также могло задействоваться в целях ПВО, но в основном служило для противокатерной обороны. Газотурбинная установка суммарной мощностью 40000 л .с. обеспечивала ход 29 узлов.
Процесс укрупнения пр. 11540 сопровождался болезнями роста. Этот корабль проектировался «катерным» Зеленодольским ЦКБ по соответствующим нормам и еще на испытаниях озадачил моряков «игрой» (прогибом) тонкой обшивки. Летом 2005 г. при подготовке к параду на Неве «Неустрашимый» получил повреждения от навигационной аварии — случайного тарана маленького спортивного катера — и был вынужден срочно уйти в базу.
При этом комплекс «Уран» стал уже слишком скромным для «главного калибра» такого корабля, который в советских условиях ждала судьба того же БПК пр. 61 — интенсивная эксплуатация на океанских просторах и в Средиземном море. Эти соображения подтверждаются и макетами модификаций пр. 1154 с более мощными противокорабельными комплексами, представленными его разработчиками на МВМС-2005. Из намеченной к постройке на калининградском заводе «Янтарь» большой серии кораблей пр. 11540 был завершен только один — «Неустрашимый», да и на него долго не устанавливали «Уран».

Сторожевой корабль пр. 11661 «Гепард».

СКР "Татарстан"
В результате чуть ли не единственный в нашей стране комплекс «Уран» с двумя счетверенными установками разместили на корабле «Татарстан» пр. 11661(шифр «Гепард», главный конструктор — В.Н. Кашкин), не только спроектированном, но и построенном в Зеленодольске. Первоначально заложенную в 1993 г на стапеле боевую единицу заказали индусы, но в дальнейшем отказались от него: в 1990-е гг. правительства в Дели менялись довольно часто. При водоизмещении 2090 т, длине 102,2 и ширине 13,76 м корабль, оснащенный парой газотурбинных установок по 18000 л.с. и дизелей по 10000 л.с, развивал скорость 27 узлов. Вооружение из одной установки АК-176, двух АК-630М, зенитного ракетного комплекса «Оса-М», двух счетверенных пусковых установок комплекса «Уран», РБУ-6000 и двух спаренных 533-мм торпедных аппаратов уже не может считаться достаточным для решения задач противолодочной и противовоздушной обороны. Было принято решение достроить его для Каспийской флотилии, и он вошел в строй в 2003 г Корабль проектировали в расчете на эксплуатацию не в Заполярье, да и ни одно государство на Каспии не располагает подводными лодками. Предусматривается и достройка второго корабля под наименованием «Дагестан».
Кроме того, один БПК пр. 61, «Сметливый», модернизированный в 1987—1996 гг. на севастопольском Морском заводе по пр. 01090 с установкой и последующим демонтажем противокорабельных ракет «Уран» и новых средств поиска подводных лодок, в 2003 г. наконец вновь был укомплектован ракетами «Уран». В 2005 г. «Сметливый» еще входил в состав российского Черноморского флота, но последующая сколько-нибудь длительная его служба маловероятна. Были подготовлены к размещению «Уранов» (но без фактической установки тогда еще не испытанных ракет) и сторожевики пр. 1135«Пылкий» и «Легкий» (бывший «Ленинградский комсомолец»), прошедшие модернизационный ремонт с обновлением радиоэлектронного вооружения по пр. 11352 в Калининграде в 1987—1993 гг. и в Мурманске в 1988—1991 гг. соответственно.

СКР "Сметливый"
 
Массогабаритные показатели комплекса «Уран» обеспечивали возможность его широкого применения, в том числе на небольших носителях, создаваемых на базе пр. 206МР или пограничного катера на подводных крыльях пр. 133, разработанного в руководимом Р.А. Алексеевым ЦКБ по судам на подводных крыльях. Однако при этом не удавалось полностью использовать боевые возможности комплекса, в частности, осуществлять пуски ракет на максимальную дальность, так как на катере водоизмещением около 220 т нельзя было разместить аппаратуру для дальнего обнаружения надводных целей.
Аналогичные обстоятельства ограничивали и эффективность применения «Урана» в качестве оружия самообороны на наиболее ценных крупных вспомогательных судах флота, например, на кораблях снабжения. Конечно на них можно было установить и радиоэлектронные средства комплекса в полном составе, но это привело бы к излишнему удорожанию подобной модернизации.
Как и ожидалось, «Уран» обладал значительными потенциалом для экспортных поставок. Например, ранее в 22 зарубежные страны поступило более 150 катеров пр. 205Э, которые можно было перевооружить с четырех П-20 на 16 «Уранов» по образцу пр. 02066, на котором комплекс испытывался на Черном море. К сожалению, срок службы этих катеров уже завершался из-за предельного износа.
Ракета Х-35 не отличалась высокими летно-техническими характеристиками и с самого начала предназначалась для экспортных поставок союзникам по Варшавскому договору, а затем и в развивающиеся страны. Причем впервые сотрудничество с зарубежными коллегами началось задолго до начала летных испытаний. Предусматривалось осуществлять в ГДР постройку ракетных катеров пр. 151, вооруженных ракетным комплексом «152» — экспортным вариантом «Урана». Проект катера разрабатывали немецкие коллеги. Эскизный проект был выпущен в 1985 г., а в 1988 г. первый катер уже вышел в море на испытания.


 
Ракетный катер пр. 151 с макетными ПУ комплекса«152» (ГДР).
 
Разработка комплекса запаздывала, но в течении некоторого времени катер с макетными пусковыми установками позировал перед фотоаппаратами профессионально любопытных натовцев. По водоизмещению (330 т) восточногерманский катер был на четверть меньше, чем его «старший брат» — российский пр. 1241Т, и при аналогичном артиллерийском вооружении нес упрощенные средства целеуказания ракетному комплексу и развивал меньшую скорость — до 38 узлов. Так и не дождавшись поставок ракетного комплекса, немцы переклассифицировали катер в артиллерийский — пр. 151А. После объединения с ФРГ их постепенно исключили из состава немецкого флота, но польский флот пополнился тремя такими катерами, которые уже в XXI веке были довооружены шведскими ракетами RBS-15 с характеристиками, близкими к ранее планировавшимся «изделиям 152» (Х-35).
Индусы проявили большой энтузиазм во внедрении комплекса «Уран». Прежде всего, это последние два из восьми построенных в Индии катеров пр. 1241РЭ, модернизированные с установкой 16 ракет «Уран», РЛС «Позитив-Э» и ряда других радиоэлектронных систем по пр. 12418, разработанному на «Алмазе» под руководством главного конструктора Ю.В. Арсеньева. Катера Prabal и Prabaya строились на индийских верфях «Магазон док Лтд» (с участием российских специалистов под руководством зам. главного конструктора В.П. Грюнталь) и «Гоа шипъярд лдт» (руководитель российских специалистов — зам главного конструктора — С.А. Иванов). Кроме того, индусы смогли увеличить вчетверо огневую мощь и других своих кораблей, установив вместо четырех устаревших ракет семейства П-15 по 16 новейших Х-35 комплекса «Уран-Э» на четырех корветах типа Кога (пр. 25А), являвшихся развитием кораблей типа Khukri (пр. 25), и сторожевиках Brahmaputra (пр. 16А), сменивших на стапелях уже упоминавшиеся Godavari (пр. 16).

 
Корвет типа Коrа пр. 25А (Индия).

Пуск ракеты ЗМ-24Э комплекса «Уран-Э» с индийского корвета Kulish (np. 25А).


Индийский ракетный катер пр. 12418 Pralaya, вооруженный счетверенными установками комплекса «Уран».


Фрегат Brahmaputra (np. 16A), вооруженный комплексом «Уран».

Пуск ракет 3М-24Э комплекса «Уран-Э» с фрегата Brahmaputra (пр. 16А).
 
Также по 16 Х-35 установили на трех крупнейших (за исключением авианосцев) кораблях индийского флота типа Delhi (пр. 15). На головном корабле комплекс «Уран-Э» прошел испытания, в которых принимали участие советские специалисты. При зачетных стрельбах 15 декабря 1999 г. все четыре запущенные ракеты поразили цель.
 


Эскадренный миноносец Delhi (пр. 15).

Эскадренный миноносец пр. 15 Mysore ВМС Индии.
 

Размещение пусковых установок комплекса «Уран-Э» на эскадренном миноносце Delhi (пр. 15).
К середине 2005 г. комплексом «Уран» были вооружены 11 кораблей индийского флота.
Ракетные комплексы «Уран» устанавливаются и на катерах ПС-500, строящихся для Вьетнама.


Катер ПС-500, предназначенный для Вьетнама.
Прим. doktorkurgan: помимо вышеупомянутых катеров,  для Вьетнама на Зеленодольском ССЗ строиться серия фрегатов "Гепард-3.9" (как нибудь напишу пост об этом экспортном проекте), его изображение в статье имеется.

Перспективный вариант сторожевого корабля пр. 11661 «Гепард-3.9».
Помимо Южной Азии корабельный «Уран» отплыл и в Северную Африку. В 1990-е гг. при проведении на кронштадтском Морском заводе ремонта ранее поставленных в Алжир малых ракетных кораблей пр. 1234Э они были модернизированы по пр. 1234ЭМ (главный конструктор — Ю.В. Арсеньев) с установкой вместо четырех П-20 четырех счетверенных пусковых установок комплекса «Уран», комплекса целеуказания ракетному оружию «Гарпун-Э», РЛС «Позитив-МЭ», а также новых систем управления артиллерийским огнем — радиолокационной «Ласка» и оптико-электронной «Ракурс». Нужно отметить, что по возможностям радиоэлектронной совместимости обеспечивается одновременный пуск до 16 ракет «Уран» по шести целям.

Малый ракетный корабль пр. 1234Э, модернизированный по пр. 1234ЭМ для Алжира с установкой комплекса «Уран».

Малый ракетный корабль Salah Rais (пр. 1234ЭМ).

Головной корабль «Стерегущий» базового проекта 20380 демонстрировался на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге летом 2007 г.
 
Наряду с ранее построенными кораблями «Уран-Э» рассматривается в качестве основного ударного оружия и для корветов экспортного проекта 20382(шифр «Тигр»). Головной корабль «Стерегущий» базового проекта 20380 для российского флота был заложен на «Северной верфи» 20 декабря 2001 г. и спущен 16 мая 2006 г. В 2003 и 2005 г. там же заложили однотипные «Сообразительный» и «Бойкий», а в 2006 г. — «Совершенный» на Амурском заводе. Это первый боевой надводный корабль, разработанный для российского флота. Заказчик подготовил задание в 1999 г., а в 2001 г. были представлены сначала эскизный, а затем и технический проекты.

Корвет пр. 20380 «Стерегущий». Санкт-Петербург, июль 2007 г.
Корабль спроектирован в МКБ «Алмаз» под руководством И.Н. Иванова. При водоизмещении 2200 т, длине 104,5 м и ширине 13 м, корабль будет развивать скорость 26—27 узлов за счет применения газотурбинной установки мощностью 24000 л.с. В состав вооружения входят 100-мм автоматическое орудие А-190, зенитный комплекс ближнего рубежа «Кортик» (на экспортных кораблях — «Каштан»), два 30-мм автомата, а также универсальные установки для пуска ракето-торпед и торпед. Впервые на отечественном корабле столь малого водоизмещения предусматривается ангар для постоянного базирования вертолета. В целом корабль характерен сбалансированным сочетанием противокорабельного, противолодочного и зенитного вооружения, что определяет и умеренный боекомплект из восьми ракет «Уран». Счетверенные пусковые установки «Уранов» размещаются в прикрытых щитами нишах, что, по-видимому, призвано уменьшить эффективную поверхность рассеяния корабля, архитектура которого отражает требования технологии «Стелс».
 
Комплекс «Бал»
Наряду с корабельным «Ураном» на экспорт активно предлагается и береговой самоходный ракетный комплекс «Бал».
Основные элементы комплекса «Уран» нашли применение в береговом ракетном комплекса «Бал-Э». Основными элементами комплекса стали два самоходных командных пункт управления и связи, четыре самоходные пусковые установки с восемью транспортно-пусковыми контейнерами и четыре транспортно-перегрузочные машины, также несущие по восемь контейнеров и подъемные средства для перегрузки. Все эти средства размещаются на четырехосных шасси семейства МАЗ, способные развивать скорость до 60 км/ч. При необходимости вместо шасси МАЗ могут использоваться другие автосредства по выбору зарубежного заказчика. Проработана также четырехконтейнерная пусковая установка на двухосном шасси. Головным разработчиком комплекса в целом стало московское КБ машиностроения, ранее создавшее счетверенные пусковые установки КТ-184 с ракетами «Уран» для кораблей. Наземная аппаратура комплекса «Бал», включая радиолокационные средства, как и корабельная аппаратура комплекса «Уран», созданы питерским ЦНИИ «Гранит». Самоходные пусковые установки и командный пункт разработаны на калужском заводе «Тайфун».

Самоходная пусковая установка берегового ракетного комплекса «Бал-Э»

Транспортно-перегрузочная машина берегового ракетного комплекса «Бал-Э».

Самоходный командный пункт управления берегового ракетного комплекса «Бал-Э»
 
Наличие в составе комплекса современной навигационной аппаратуры и средств ночного видения позволяет в любое время суток обеспечить развертывание комплекса на позиции за 10 мин. При этом пусковые установки и транспортно-перегрузочные машины могут размещаться на закрытых позициях. Залп комплекса может составить до 32 ракет при интервале между пусками 15 с.
Ракеты для комплекса «Бал» были доработаны с учетом результатов испытаний Х-35 в составе комплекса «Уран».
Испытания комплекса «Бал» проводились на полигоне под Феодосией и успешно завершились 10 октября 2004 г.
В соответствии с решением, принятым в 1993 г., ведутся работы по модернизации «Уран-Э». Кроме того, на базе боевого разработан также и мишенный вариант ракеты.
Прим. doktorkurgan: кроме корабельного и берегового варианта, существует и авиационная версия ПКР Х-35 "Уран", представленная в статье в виде фотографий, но не обозначенная в тексте:

alternathistory.livejournal.com

"Уран-Э", корабельный ракетный комплекс: vlad_burtsev — LiveJournal

История создания

Корабельный ракетный комплекс (КРК) "Уран" с противокорабельной крылатой ракетой (ПКР) типа Х-35 разработан по Постановлению СМ и ЦК КПСС от 16.04.1984 г. кооперацией предприятий во главе с ОКБ Калининградского машиностроительного завода "Стрела" (ныне ОАО "Корпорация тактическое ракетное вооружение", главный конструктор Г.И. Хохлов). Одной из причин принятия такого решения был военный конфликт (1982 г.) между Великобританией и Аргентиной в районе спорных Фолклендских (Мальвинских) островов с применением ПКР. в соответствие с Постановлением Правительства СССР от 16.03.1983 г. Изначально он разрабатывался как малогабаритный комплекс корабельного базирования для оснащения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения.

В соответствие с тактико-техническим заданием ракета на дальности 130 км должна была поражать цели прикрытые средствами ПВО и осуществлять полет на высоте 3-5 м над гребнями волн при волнении моря до 6 баллов. При создании ПКР использовались самые современные, в т.ч. и цифровые технологии. Срок готовности КРК был определен в 1986 г.

Эскизный проект был защищен в 1983 г. Однако выполнение требования по оснащению ракеты принципиально новой головкой самонаведения потребовало (ГСН, ОАО "Радар" ММС) более длительных работ, которые завершились в 1992 г. (к началу второго этапа лётно-конструкторских испытаний0. Первые 3 пуска с береговой пусковой установки были неудачны. В январе 1987 г. состоялся успешный четвёртый пуск. Второй этап испытаний проходил в 1992-1998 гг. со штатной ГСН. Государственные испытания комплекса успешно завершились в 2003 г.


Назначение

Корабельный ракетный комплекс "Уран-Э" с ракетой типа Х-35 предназначен для поражения быстроходных ракетных, торпедных и артиллерийских катеров, а также надводных кораблей и транспортов (водоизмещением до 5000 т.), действующих самостоятельно или в составе конвоев и десантных отрядов противника в условиях радиоэлектронного и огневого противодействия.

КРК "Уран-Э" может устанавливаться на фрегатах, корветах, ракетных катерах, а также кораблях российской и зарубежной постройки при их модернизации.

Особенности

КРК "Уран-Э"

значительно увеличивает ударную мощь надводных кораблей. Так, при его установке на ракетном катере пр.20970 "Катран" (ЦМКБ "Алмаз") с 8 ПКР 3М24Э (Х-35) в двух пусковых установках (ПУ) ударная мощь катера, в сравнении с катером пр.205 (205ЭР), возрастает более чем в 3 раза. При значительном (8-16 ракет) боекомплекте и малом интервале пуска обеспечивается массированное применение ракет почти с одновременным их подходом к цели на предельно малой высоте. На ракетном катере пр.1241.8 может быть установлен КРК с 16 ракетами, сгруппированными в пакеты по четыре. Возможна установка КРК "Уран-Э" на сторожевых кораблях пр.11541 "Корсар" и кораблях, предназначенных для экспорта. Целеуказание по надводным целям обеспечивается радиолокационным комплексом 3Ц25Э с активным и пассивным режимами целеуказания. КРК "Уран-Э" может применяться при волнении моря силой 5-6 баллов.

На основе унификации ракеты по носителям на базе КРК 3М24 созданы береговой противокорабельный ракетный комплекс "Бал" и авиационный вариант (для самолетов с ракетой Х-35У и вертолетов с ракетой Х-35В). Вертолетный вариант может применяться вертолетами типа Ка-27 и Ка-28, самолетный – истребителями МиГ-29К, МиГ-29СМТ, Су-30МК, Су-35, Як-141, фронтовым бомбардировщиком типа Су-24М, противолодочным самолетом Ту-142М и другими.

Основными конструктивными достоинствами КРК "Уран" являются: низкая высота полета ракеты, ее малые габариты и эффективная отражающая поверхность, значительный боекомплект ракет Х-35 на носителе (8-16 ракет), возможность залповой стрельбы с интервалом 3 с, комбинированная система управления, возможность поражения кораблей различных классов (корвет, эсминец, ракетный катер и т. д.) водоизмещением до 5000 т, поставка ракет высокой заводской готовности в ТПК, большой модернизационный потенциал, автоматизированный процесс подготовки и боевого применения комплекса, простота эксплуатации и обслуживания, оперативность перезарядки боекомплекта.

Комплекс "Уран-Э" соответствует мировым стандартам, а по критерию "стоимость-эффективность" оптимален для решения боевых задач на море ракетами тактического класса.

Состав

Комплекс включает противокорабельную крылатую ракету Х-35, транспортно-пусковой контейнер, пусковую установку, корабельную автоматизированную систему управления, а также комплекс наземного оборудования с аппаратурой проверки ракеты.

Ракета Х-35 (3М24, AS-X-20 Harpoonsky) унифицирована по носителям и служит для поражения кораблей водоизмещением до 5000 т днем и ночью, в любых метеорологических условиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника путем одиночных и залповых пусков. Первая демонстрация ракеты прошла в 1992 г. на авиационной выставке "Мосаэрошоу-92" в Москве.

Ракеты Х-35 корабельного и вертолетного вариантов выполнены по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным складным крылом, оперением большого удлинения, трапециевидным воздухозаборником в нижней части корпуса и стартовым твердотопливным ускорителем, который расположен по тандемной схеме с маршевым двигателем (малогабаритный турбореактивный двигатель на авиационном керосине). Ракета оснащена комбинированной (инерциальной на начальном и активной радиолокационной на конечном участках полета) системой наведения на цель, что обеспечивает применение ракеты в условиях радиоэлектронного противодействия с высокой скоростью полета. Контроль состояния ракеты, ввод полетного задания и проведение пусковых операций автоматизированы, время подготовки к пуску из холодного состояния не превышает 60 с. На маршевом участке ракета летит на высоте 5-10 м, что обеспечивается высокой точностью радиовысотомера.Контроль состояния ракет, подготовка их к пуску, прием, обработка и ввод информации целеуказания перед стрельбой осуществляет корабельная автоматизированная система управления. Для подготовки ракет к применению, проведения восстановительных и грузоподъемных работ используется комплекс наземного оборудования (автоматизированная система контроля ракет, комплект технологического оборудования, комплект грузоподъемных средств, транспортировочные тележки, топливозаправщик, заправщик воздуха, транспортировочные машины, автокран). Он размещается на береговой автономной технической позиции.

Радиолокационная головка самонаведения АРГС-35 (ОАО НПП "Радар ММС") обеспечивает обнаружение и выбор надводной цели, определение ее координат (азимут, угол места, дальность) и скорости сближения с ней, а также выдачу необходимой информации в систему наведения ракеты. Текстолитовый обтекатель (радиопрозрачность не менее 85%, НИИ неметаллических материалов, изготовитель НПП "Технология" г. Обнинск) весом 2 кг обеспечивает прием-передачу информации с ошибкой по угловым координатам не более 25 минут. Имеется вариант ракеты с тепловизионной ГСН.

Проникающая (осколочно-фугасно-зажигательная) боевая часть  ракеты обеспечивает надежное поражение надводных судов водоизмещением до 5000 т. Это достигается высокой дозвуковой скоростью ракеты на предельно малых высотах, что значительно усложняет ее своевременный перехват корабельными средствами, а также пуском ракеты до входа носителя в зону ПВО атакуемых кораблей.

Пусковая установка (наклонная, под углом 35 град. к палубе) предназначена для безударной погрузки и хранения 4 ракет в ТПК, а также для их пуска и снижения импульсных перегрузок на них, которые возникают в движении или при взрыве мины и другого оружия вблизи корабля. Она представляет собой сварную раму с закрепленными на ее поверхностях элементами размещения и закрепления блока ТПК, взаимодействующими со стационарно установленными на палубе опорами при погрузке рамы с ТПК на корабль. При установке рамы опоры фиксируют ее в определенном месте корабля за счет пружинных амортизационных устройств, снижающих перегрузки на ракеты при эксплуатации и установке блока ТПК на корабль. Стыковка ракет с кораблем осуществляется электрическими жгутами ПУ. Она обеспечивает не только пуск ракет и хранение на корабле, но и безударную их погрузку на корабль при волнении моря. Авиационный вариант ракеты Х-35 использует авиационные пусковые установки (АПУ) типа АПУ-78 или АКУ-58.Транспортно-пусковой контейнер (ТПК), в виде металлического цилиндра с внутренними направляющими с торцов закрытый крышками, служит для хранения и пуска ракеты. В центральной части ТПК имеют прямоугольные шпангоуты для объединения их в пакеты и крепления на пусковой установке. Возможно повторное использование контейнера после проведения восстановительных работ.

Основные характеристики

Дальность действия, км

5-130

Высота полета маршевая/конечная, м

5-10/3-5

Скорость полета, м/с

до 300

Угол маневра от линии курса, град.

+ 90

Точность наведения (КВО), м

4-8

Стартовая масса (с ускорителем), кг

480 (680)

Масса боевой части, кг

145

Длина ракеты (с ускорителем), м

3,75 (4,4)

Диаметр корпуса, м

до 0,42

Размах крыльев, м

0,93

Дальность действия РГС, км

20

Диапазон рабочих температур, град.

-50 - +50

Состояние и факты

Комплекс установлен на кораблях пр.11540 "Неустрашимый", пр.1166.1 "Гепард", "Дели". КРК "Уран-Э" поставляется на экспорт в Индию, Алжир, Вьетнам. На первых двух ракетных катерах пр.12418 "Молния", построенных для Вьетнама, комплекс продемонстрировал успешную стрельбу в акватории Балтийского моря по учебным целям (2007 г.). В 2003 г. вошёл в строй СКР "Татарстан" с КРК типа "Уран-Э", планируется установка комплекса на второй корабль этого проекта "Дагестан", а также на строящуюся для ВМФ РФ серию многоцелевых корветов ближней морской зоны (до 2020 г. корабли класса "корвет" могут занять четвёртую часть мирового рынка лёгких надводных кораблей). Наибольший спрос на них ожидается в регионах

vlad-burtsev.livejournal.com

Противокорабельные ракетные комплексы: на воде

В данной статье мы расскажем о противокорабельных ракетах и комплексах, которые стояли и в настоящее время стоят на вооружении российского надводного военного флота.

КСС «Стрела»

Постановлением от 30 декабря 1954 года было задано создание первой корабельной системы управляемого оружия «Колчан», использующей самолеты-снаряды «Стрела» (КСС) с дальностью боевого применения 40 км. При этом предполагалось в наибольшей степени использовать элементы уже запущенной в серийное производство авиационной «Кометы».

Боекомплект, который предполагалось разместить на крейсерах типа «Свердлов» проекта 68бис-ЗИФ, составлял от 24 до 28 КСС «Стрела», рассчитываясь исходя из цели потопления двух крейсеров или семи эсминцев противника. В дальнейшем крейсер-ракетоносец сохранил обозначение пр. 67, вариант первого этапа испытаний получил название пр. 67ЭП, а вариант второго этапа – пр. 67СИ.

Среди прочего была предусмотрена модификация КСС с активной радиолокационной головкой самонаведения, которая обеспечивала загоризонтное применение. Аппаратура системы «Колчан» обеспечивала обнаружение и сопровождение целей, выдавала команды пусковой установке и самолету-снаряду, управляла его стартом и полетом. Наведение на цель осуществлялось по равносигнальной зоне луча корабельной РЛС, на последнем участке срабатывала полуактивная ГСН, которая принимала излучение РЛС, отраженное от цели.

Первый старт произошел в январе 1956 года. В апреле был завершен первый этап испытаний. Из десяти пусков, проведенных на максимальную дальность 43 км, 7 были успешными. Стрельбы на минимальную дистанцию 15 км были менее успешными. Два из трех КСС прошли на значительном расстоянии от цели.

Комиссия рекомендовала не дожидаться второго этапа испытаний, а сразу начать достройку пяти крейсеров по пр. 67, чтобы сдать оснащенные корабли флоту в 1959 году.

Тем не менее, испытания продолжились. Были выявлены и некоторые недостатки. Предстартовая подготовка занимала слишком много времени, недостаточной была и максимальная дальность пусков. Поэтому массовой достройки и перевооружения крейсеров типа «Свердлов» не произошло.

Корабельные КСЩ

В одной из предыдущих статей рассказывалось о разработке КСЩ авиационного базирования. Сейчас рассмотрим корабельную модификацию.

Постановление от 30 декабря 1954 года задавало разработку самолета-снаряда КСЩ в качестве основы боевой мощи последних эсминцев пр. 56., планировалось устанавливать на них 10-14 ракет и две пусковые установки. Ракету оснастили активной радиолокационной ГСН и отделяемой боевой частью, взятой у авиационного варианта. Крылья ракеты стали складными.

Испытания начались в 1956 году, а в 1958-м ракету приняли на вооружение. С течением времени появлялись новые противокорабельные ракеты, кораблей, оснащенных КСЩ, строилось все меньше. Однако ракета КСЩ стала первым образцом управляемого оружия, являющегося основным вооружением корабля, и первой советской ракетой такого типа, поставленной на вооружение.

Ракетный комплекс П-35

В начале 1959 года определился технический облик ракетного комплекса П-35. Многое было заимствовано от предшественницы – ракеты П-5. Были и отличия. К примеру, термоядерную боевую часть заменили на фугасную проникающую. С 1960 года для П-35 стало возможным применять специальную боевую часть.

Благодаря бортовой радиотехнической аппаратуре обеспечивался прием и исполнение команд радиоуправления с корабля, а также обзор морской поверхности в секторе ±40°, трансляция полученного изображения на корабль, захват назначенной цели, ее сопровождение и выдача сигналов на канал автоответчика. К тому же бортовая аппаратура «Блок» была оснащена автопилотом и радиовысотометром.

Наведение ракеты на цель осуществлялось в двух вариантах. Могли указываться точные координаты цели. Также наведение могло осуществляться по относительным координатам при условии использования радиолокационного визира. После захвата цели на автосопровождение ракета самонаводилась только в горизонтальной плоскости. Наведение по обеим плоскостям было возможно только на конечном участке.

В августе 1962 года ракетный комплекс был принят на вооружение. Диапазон дальностей составлял 25-250 км, скорость полета – 1400 км/ч на завершающей стадии, а дальности обнаружения цели с помощью радиолокационного визира составляла 80-120 км.

Автосопровождение было возможно на расстоянии 35-40 км от цели. В дальнейшем боевые качества комплекса были улучшены. Новая максимальная дальность составила 250-300 км. Строительство кораблей, оснащенных ракетами П-35, было остановлено в 1969 году.

Ракета «Прогресс»

В дальнейшем корабли-ракетоносцы прошли модернизацию для установки ракет «Прогресс» ЗМ44, принятых на вооружение в 1982 году. Для этого типа ракет характерна лучшая помехоустойчивость, больший участок сближения с целью. На меньшей высоте.

Так как ракета «Прогресс», после того как получала цель от оператора с корабля, прекращала излучение и снижалась, ее теряли средства наблюдения ПВО противника. ГСН включалась при подходе к цели, осуществляла ее поиск и захват. Увеличения дальности и роста скорости не было, не были затронуты корабельная аппаратура и наземные средства, зато были сэкономлены значительные средства на разработку. Ракеты «Прогресс» и П-35 были взаимозаменяемыми.

Корабли, которые стали вооружать ракетами «Прогресс», стали оснащаться приемной аппаратурой авиационной системы целеуказания «Успех».

Ракета П-15

Ракета П-15 разрабатывалась в 1955-60 годах. Носителем ракет изначально должны были стать торпедные катера пр. 183. Первый пуск произошел именно с такого катера в 1957 году, а три года спустя ракетный комплекс был принят на вооружение. На момент окончания 1965 года таких катеров насчитывалось 112. Часть из них были переданы другим государством, Китай даже строил их по лицензии.

Помимо катеров пр. 183Р «Комар» ракетами П15 вооружались катера пр. 205М «Оса» и 1241.1, шесть противолодочных кораблей пр. 61М, пять пр. 61-МЭ, которые были построены для Индии, а также три эсминца пр. 56-У.

Ракетный комплекс П-15 неоднократно модернизировали. В 1972 году был принят на вооружение ракетный комплекс «Термит», основой которого стала ракета П-15М.

Ракеты, принадлежащие к семейству П-15, производства СССР и Китая применялись в боевых условиях в 1971 году во время арабо-израильской войны, в индо-пакистанском конфликте того же года, а также в ирано-арабской войне 1980-88 годов.

Также ракеты типа П-15 были использованы против американского линкора, обстреливающего побережье Ирака во время проведения операции «Буря в пустыне». Одна из двух ракет ушла в сторону из-за радиэлектронного противодействия со стороны противника, вторая была сбита. Впервые противокорабельная ракета была сбита в боевой обстановке. С 1996 года производство того же типа ракет начал Иран.

П-500 «Базальт»

С 1963 года велась разработка ракеты П-500 «Базальт», предназначенной для применения против мощных корабельных группировок противника. Размещение предполагалось как на надводных кораблях, так и на подводных лодках. П-500 была призвана заменить собой ракеты П-6, имея приблизительно те же вес и габариты. В 1977 году ракеты «Базальт» устанавливают на авианесущие крейсеры пр. 1143 по восемь ракет в пусковых установках и столько же запасных. В 1982 году в строй входят крейсеры пр. 1164, вооруженные шестнадцатью ракетами.

Боевая часть могла использоваться как фугасно-кумулятивная, так и ядерная. Скорость полета доходила до 2М. «Базальт» — первая крылатая ракета морского базирования, развивавшая сверхзвуковую скорость.

Для П-500 была создана новая система управления «Аргон», включающая в себя бортовую цифровую вычислительную машину. СУ «Аргон», обладающая повышенной помехозащищенностью, позволяла осуществлять целераспределение ракет в залпе, а также избирательное поражение главных целей соединения кораблей. Впервые была использована бортовая станция активных помех, которая позволяла ракете быть неуязвимой для ПВО противника.

Ракеты П-500 предназначались для борьбы с крупными группировками кораблей и были эффективны только в залпе. Дальнейшая модификация – ракета 4К80, оснащалась мощным стартовым агрегатом, поэтому имела большую дальность полета.

Крылатая ракета «Яхонт» (Оникс)

Работы по созданию противокорабельной ракеты «Яхонт» начались в конце 1970-х годов. Новая ракета была рассчитана для борьбы с группировками надводных кораблей и отдельными кораблями в условиях активного противодействия, как огневого, так и радиоэлектронного.

Основное отличие от остальных ракет – универсальность комплекса, который может размещаться на подводных лодках, надводных кораблях, на самолетах и береговых пусковых установках.

Ранее мы уже рассматривали ракету «Яхонт» в составе ПКРК «Бастион». Для ракет «Яхонт» подходят пусковые установки самой разной конструкции, таким образом, круг возможных носителей очень велик. Могут использоваться пусковые установки стеллажного типа, благодаря которым ракетами этого типа могут оснащаться малотоннажные корабли класса «ракетный катер – корвет».

Модульные установки позволяют вооружать ракетами «Яхонт» фрегаты, крейсеры и эсминцы. Количество ракет, которые можно установить на модернизированный корабль, втрое превышает количество старых крылатых ракет, таких как П-15.

Х-35 и корабельный ракетный комплекс «Уран-Э»

В 1984 году было принято решение о разработке корабельного комплекса «Уран» на основе крылатой ракеты Х-35, предназначенного для оснащения малых катеров и кораблей среднего водоизмещения.

Ракета Х-35 предназначается для поражения десантных кораблей, транспортных судов конвоя или одиночных кораблей. Применение ракеты возможно в любое время суток при любой погоде, даже интенсивные помехи и огневое противодействие со стороны противника не являются препятствием для запуска ракет.

Достоинством ракеты является ее возможность низкого подлета к цели, благодаря чему средствам ПВО противника трудно обнаружить и уничтожить ракету. ЭПР ракеты снижается за счет малых габаритов. Носители, как правило, вооружены 8-16 ракетами, благодаря чему для выполнения боевой задачи не требуется большого количества кораблей.

Стрельба залпом с интервалом старта ракет в 3 секунды позволяет повысить вероятность поражения цели. К тому же ракета имеет массу возможностей для модернизации, к примеру, использование энергоемкого топлива может сильно увеличить дальность полета ракеты.

Среди недостатков ракеты можно назвать недостаточную дальность полета, из-за которой велика вероятность вхождения носителя в зону ПВО противника, а относительно низкая скорость ракеты может стать причиной ее поражения средствами ПВО. К тому же система управления ракеты не рассчитана на поражение береговых и наземных целей.

Комплекс «Уран-Э» размещается на новых фрегатах, ракетных катерах, корветах, на других кораблях при их модернизации. К примеру, мощь нового ракетного катера «Катран», оснащенного КРК «Уран-Э» (8 ракет в двух пусковых установках), возрастает более чем в три раза, по сравнению с пр. 205ЭР. На катере пр. 1241.8 устанавливается 16 ракет. Целеуказание осуществляется посредством морского радиоэлектронного комплекса «Гарпун-Бал». Также «Уран-Э» устанавливают на корабли пр. 11541 «Корсар» и российские корветы А-1700, идущие на экспорт.

«Уран-Э» вполне соответствует мировым стандартам, а соотношение стоимости и эффективности делает комплекс оптимальным выбором при выполнении боевой задачи на море с помощью ракет тактического класса.

Если сравнивать с зарубежными аналогами, стоимость ракет Х-35 достаточно невысокая, а эффективность на хорошем уровне. И все же конкуренция с американской ПКР «Harpoon» и французской ПКР «Exocet», уже успевших себя зарекомендовать, будет жесткой.

Подводя итоги, надо заметить, что именно противокорабельное ракетное оружие впервые в новейшей истории позволило отечественному флоту, находящемуся вдали от родных берегов, реально противостоять самым сильным в мире флотам и реализовывать то, что называется «защитой интересов государства».

/Валерий Бовал, topwar.ru/

army-news.ru

Вьетнам планирует производство варианта противокорабельного ракетного комплекса "Уран-Э"

Вьетнам стал второй по счету страной в Азиатско-Тихоокеанском регионе, начавшей разработку собственной ракеты на базе российской 3М24 «Уран» (обозначение НАТО SS-N-25 Switchblade). Первой такой страной была Северная Корея, которая ранее демонстрировала изображения ракеты, внешне очень напоминающей российскую противокорабельную ракету средней дальности.

О вьетнамской программе, в отличие от северокорейской, известно чуть больше. Вьетнамский вариант носит обозначение KCT 15 и представляет собой результат передачи технологий со стороны России. Природа программы пока неясна: еще только предстоит узнать, будет ли Вьетнам организовывать производство полного цикла, или же речь идет лишь о сборке из российских комплектующих. Ханой и Москва начали обсуждение местного «производства» ракет 3М24 в 2011-2012 годы. Ракета была разработана в Государственном научно-производственном центре «Звезда-Стрела», на базе которого образована Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).

Изначально закупки комплексов 3М24 проводились с целью повышения противокорабельного потенциала вьетнамских военно-морских сил. Морские территориальные споры в регионе лишь ускоряют закупки вооружений морского базирования. Местное производство собственного варианта 3М24 поспособствует развитию вьетнамского ОПК и упростит материально-техническое обеспечение ракет. Издержки на единицу продукции также могут сократиться.

В свою очередь, еще предстоит выяснить, каким образом Северная Корея получила необходимые технологии для своей программы (возможно, носящая обозначение KN-01 - [на самом деле американское обозначение этой ракеты KN-09 - bmpd]).

Вьетнамская ракета KCT 15 была впервые показана публике в конце 2015 года в рамках экспозиции, также демонстрировавшей радиолокационную станцию ПВО. Рядом с ракетой была представлена и спаренная пусковая установка для кораблей.

ВМС Вьетнама уже имеют на вооружении 3М24 «Уран» и размещают их на сторожевых кораблях проекта 11661Э («Гепард-3.9»). ВМС Вьетнама эксплуатируют два таких корабля, еще два на данный момент строятся. «Уран» также установлены на шести ракетных катерах класса Taranul V [проекта 12418] и единственном ракетном катере проекта BPS-500.

3М24 с активным радиолокационным самонаведением стоит на вооружении России и других стран, в том числе Индии и Алжира. Ее авиационный вариант Х-35 (обозначение НАТО AS-20 Kayak) также устанавливается на вертолетах и самолетах для уничтожения надводных целей. Работы по созданию 3М24 начались в 1980-х годах, ее максимальная дальность составляла 130 километров, однако во вьетнамской прессе говорилось, что дальность KCT 15 вдвое больше.

В сообщениях СМИ также мелькали предположения, что лицензионное соглашение с Россией включает три версии ракеты. Предположительно, речь идет также об авиационном варианте Х-35 и береговом ракетном комплексе 3К60 «Бал» (обозначение НАТО SSC-6 Sennight).

Продемонстрированная ракета KCT 15 отличалась от базовой 3М24 отсутствием входного канала  подфюзеляжного воздухозаборника. Модернизированная авиационная версия Х-35У имеет измененную компоновку двигателя, который расположен в задней части ракеты. Это позволяет увеличить запас топлива и, соответственно, максимальную дальность полета. Однако показанная KCT 15 отличается от подобной конструкции. Возможно, во вьетнамском варианте используется воздухозаборник, утопленный в корпус, однако на показанной ракете увидеть его не удалось

bmpd.livejournal.com

Противокорабельный ракетный комплекс «Уран» - крылатая ракета Х-35

Противокорабельная крылатая ракета Х-35 (3М24) «Уран» предназначена для поражения быстроходных ракетных, торпедных и артиллерийских катеров и других надводных кораблей водоизмещением до 5000 т, действующих самостоятельно или в составе конвоев и десантных отрядов днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях радиоэлектронного и огневого противодействия.

История

Разработка корабельного комплекса "Уран" с крылатой ракетой Х-35 (другое название ракеты корабельного базирования - 3М24) для вооружения малых катеров и кораблей среднего водоизмещения была задана Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС от 16 апреля 1984 года. Головное предприятие - разработчик ОКБ "Звезда", главный конструктор - Г.И.Хохлов.

Комплекс "Уран" состоит из противокорабельной крылатой ракеты морского базирования, транспортно-пускового контейнера, пусковой установки, корабельной автоматизированной системы управления и комплекса наземного оборудования с аппаратурой проверки ракет.

Одной из причин принятия такого решения был военный конфликт (1982 г.) между Великобританией и Аргентиной в районе спорных Фолклендских (Мальвинских) островов с применением ПКР. в соответствие с Постановлением Правительства СССР от 16.03.1983 г. Изначально он разрабатывался как малогабаритный комплекс корабельного базирования для оснащения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения.

В соответствие с тактико-техническим заданием ракета на дальности 130 км должна была поражать цели прикрытые средствами ПВО и осуществлять полет на высоте 3-5 м над гребнями волн при волнении моря до 6 баллов. При создании ПКР использовались самые современные, в т.ч. и цифровые технологии. Срок готовности КРК был определен в 1986 г.

Эскизный проект был защищен в 1983 г. Однако выполнение требования по оснащению ракеты принципиально новой головкой самонаведения потребовало (ГСН, ОАО "Радар" ММС) более длительных работ, которые завершились в 1992 г. (к началу второго этапа лётно-конструкторских испытаний0. Первые 3 пуска с береговой пусковой установки были неудачны. В январе 1987 г. состоялся успешный четвёртый пуск. Второй этап испытаний проходил в 1992-1998 гг. со штатной ГСН. Государственные испытания комплекса успешно завершились в 2003 г.

Назначение

Корабельный ракетный комплекс "Уран-Э" с ракетой типа Х-35 предназначен для поражения быстроходных ракетных, торпедных и артиллерийских катеров, а также надводных кораблей и транспортов (водоизмещением до 5000 т.), действующих самостоятельно или в составе конвоев и десантных отрядов противника в условиях радиоэлектронного и огневого противодействия.

КРК "Уран-Э" может устанавливаться на фрегатах, корветах, ракетных катерах, а также кораблях российской и зарубежной постройки при их модернизации.

Особенности

КРК "Уран-Э" значительно увеличивает ударную мощь надводных кораблей. Так, при его установке на ракетном катере пр.20970 "Катран" (ЦМКБ "Алмаз") с 8 ПКР 3М24Э (Х-35) в двух пусковых установках (ПУ) ударная мощь катера, в сравнении с катером пр.205 (205ЭР), возрастает более чем в 3 раза. При значительном (8-16 ракет) боекомплекте и малом интервале пуска обеспечивается массированное применение ракет почти с одновременным их подходом к цели на предельно малой высоте. На ракетном катере пр.1241.8 может быть установлен КРК с 16 ракетами, сгруппированными в пакеты по четыре. Возможна установка КРК "Уран-Э" на сторожевых кораблях пр.11541 "Корсар" и кораблях, предназначенных для экспорта. Целеуказание по надводным целям обеспечивается радиолокационным комплексом 3Ц25Э с активным и пассивным режимами целеуказания. КРК "Уран-Э" может применяться при волнении моря силой 5-6 баллов.

На основе унификации ракеты по носителям на базе КРК 3М24 созданы береговой противокорабельный ракетный комплекс "Бал" и авиационный вариант (для самолетов с ракетой Х-35У и вертолетов с ракетой Х-35В). Вертолетный вариант может применяться вертолетами типа Ка-27 и Ка-28, самолетный – истребителями МиГ-29К, МиГ-29СМТ, Су-30МК, Су-35, Як-141, фронтовым бомбардировщиком типа Су-24М, противолодочным самолетом Ту-142М и другими.

Экспортная модификация Х-35 Х-35Э (3М24Э) «Уран-Э»

Ракета Х-35 (3М24)

Противокорабельная крылатая ракета Х-35 (3М24) «Уран» предназначена для поражения быстроходных ракетных, торпедных и артиллерийских катеров и других надводных кораблей водоизмещением до 5000 т, действующих самостоятельно или в составе конвоев и десантных отрядов днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях радиоэлектронного и огневого противодействия.

Х-35 является дозвуковым летательным аппаратом, выполненным по нормальной аэродинамической схеме с расположенным в нижней части корпуса воздухозаборником трапециевидного сечения типа «полуутопленный тоннель», Х-образным расположением консолей крыла и стабилизаторов. На ракетах морского, наземного и вертолётного базирования крыло и стабилизаторы складные. Планер ракеты - сварной, изготовлен из алюминиевых сплавов. ГСН закрыта радиопрозрачным обтекателем из стеклотекстолита ЭДТ-10кв.

Двигательная установка включает малогабаритный маршевый двухконтурный турбореактивный двигатель ТРДД-50АТ и стартовый твердотопливный ракетный ускоритель, сбрасываемый после отработки (на ракетах самолётного базирования отсутствует). Запуск двигателя осуществляется при помощи пиростартера. Тяга - 450 кгс. Диаметр - 330 мм, длина - 850 мм. Сухой вес - 82 кг.

Система управления - комбинированная, включает инерциальную систему и активную радиолокационную головку самонаведения АРГС-35 для конечного участка. АРГС-35 обеспечивает обнаружение надводной цели; выбор цели, подлежащей поражению; определение положения цели по азимуту и углу места, дальности до цели и скорости сближения с целью; выдачу определяемых координат цели в систему наведения ракеты. Может быть использована как при одиночном, так и при групповом применении ракет. Обеспечивает наведение ракеты на цель в секторе углов по азимуту ±45°, по углу места - от +10° до -20°. Максимальная дальность действия - до 20 км. Может быть использована в любое время суток при температуре окружающего воздуха ±50°С, при осадках с интенсивностью до 8 мм/ч, волнении моря до 6 баллов.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

mt-smi.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о