Содержание

Космический вандализм и юмор в программе «Аполлон» / Habr

Данный юмористический пост посвящается пятнице и 48-й годовщине 2-й высадки на Луну

Многие помнят первого человека в космосе, открытом космосе и на Луне. Значительно меньше помнят Германа Титова, Эдварда Уайта и Базза Олдрина ставшими вторыми, третьих же — не помнит практически никто. Так и миссия Аполлона-12 прошла в тени своего знаменитого предшественника, хотя она оказалась, пожалуй, самой интересной и весёлой из всех миссий «Аполлонов». Так скажем начались выходы командиров Аполлона-11 и Аполлона-12 на Луну:

Нил Армстронг (1 м 80 см) сходя с посадочной пяты на поверхность Луны:

Это маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества

Пит Конрад (1 м 68 см) спрыгивая с нижней ступеньки лестницы (при выдвижении телескопических ног Лунного модуля от неё до поверхности оставался промежуток в 76 см):
Вупи! Может это был маленький шаг для Нила, но большой для меня.
Я собираюсь сделать шаг с площадки.
Марк. Ооо… она мягкая и нежная.

История гласит что Конрад поспорил на 500$ с итальянской журналисткой Орианой Фаллачи о том, что NASA готовит речь астронавтов заранее, так что таким образом он решил её в этом разубедить. Как смеясь говорил об этом случае впоследствии сам Конрад — у него не было мысли заработать на этом пари деньги (и в итоге он так их и не получил). Так или иначе, но никаких последствий для Конрада в службе на NASA от этого не было — уже после этого случая он слетал в космос 4-й раз в составе миссии «Скайлэб-2».

Видео запись выхода Конрада на Луну

Аполлон-8:

Так как экипажу этой миссии пришлось проводить рождество в космосе, NASA включило в их рождественский ужин три миниатюрные бутылки коньяка. Сын одного из членов наземной группы управления спросил кто же тогда управляет капсулой, если все они в данный момент пьют? На что астронавт Уильям Андерс ответил: «Я думаю большей частью сейчас управляет Исаак Ньютон».

Аполлон-11:

Казалось бы, что в этом полёте за которым наблюдали 600 млн человек не должно было остаться белых пятен, но кое-что мало известное в этой миссии всё же есть — так вот часть переговоров астронавтов Аполлона-11 перед стартом их с Луны:

Рон: База спокойствия, это Хьюстон.
Нил: Принято, продолжай.
Рон: Принято. Наши рекомендации руководства для PGNCS и разрешение на взлёт.
Базз: Принято. Понятно. Мы первые на взлётной полосе.

Естественно, что никакой взлётной полосы и второго корабля на Луне не было, а это была всего лишь шутка Базза Олдрина. В 2015 году он опубликовал скан своей путёвки по путёвке по маршруту Хьюстон — Мыс Канаверал — Луна — Тихий океан — Гавайи — Хьюстон в которой значилась та сумма, которую он получил за полёт на Луну — это было целых 33,31$ (что с учётом инфляции составляет около 225 долларов или оплату 0,045 цента на милю пути, что примерно в 10 раз меньше оплаты работы дальнобойщика). Кроме этих скромных командировочных как военные офицеры Базз Олдрин и Нил Армстронг получали по 17 тыс. $ в год (115 тыс. $ с учётом инфляции).
Если это вам кажется недостаточно странным — то вот ещё форма 7507 таможенно-пограничной службы США в которой Нил Армстронг, Базз Олдрин и Майкл Коллинз декларируют провоз с Луны в аэропорт Гонолулу (Гавайи) образцы лунных камней и пыли, а в графе «любое другое состояние на борту, которое может привести к распространению болезни» стоит пометка «подлежит определению» (на тот момент они находились на 3-х недельном карантине).
Как писал об этом карантине в твиттере Базз: «Меня всегда забавляло то что тряпки, которыми нас вытирали от лунной пыли, были сброшены в океан. Таким образом бедные подводные существа получили наши лунные микробы.» Как добавил он к этому впоследствии: «Лунная пыль, попавшая в океан, могла быть источником вдохновения для фильма Годзилла. Я требую права на фильм!» — шутил он (фанаты вовсе предложили переименовать «Годзиллу» в «Базиллу»). В начале этого года Базз Олдрин также начал карьеру в модельном бизнесе (в свои 87 лет) выступив на неделе моды в Нью-Йорке вместе с Биллом Найем:


Аполлон-12:

Приключения этого экипажа начались задолго до старта, а если говорить точнее — в тот момент, когда команда готовящая Командный модуль «Янки клипер» к полёту обнаружили в нём таракана. Отправился ли он в облёт Луны, или выбрался из модуля ещё до полёта — история умалчивает, так как его так и не нашли.


Следующее событие произошло уже на 36,5 секунде полёта и на высоте около 2,5 км, когда в корабль попала молния. Как сказал в последствии Алан Бин: «Сработала аварийная сигнализация. Столько огней одновременно я не видел ни разу за всё время тестов на симуляторе.» Ну а чтобы астронавтам этого не показалось мало… спустя 16 секунд на высоте в 5,5 км в корабль ударила вторая молния!
(Кто тут сказал, что снаряд не падает два раза в одну воронку?)
На этот раз одной тревогой экипаж уже не отделался: в Командном модуле отказало основное питание и, хотя оно тут же переключилось на резервные батареи, панель управления кораблём с состояния «новогодней ёлки» перешла в состояние безжизненного набора ламп и тумблеров, а вместо телеметрии центр полётов стал получать какую-то чушь.


У экипажа оставалось всего несколько секунд на то чтобы исправить ситуацию, или же центру полётов пришлось бы включить систему САС чтобы увести корабль от ракеты, после чего её взорвать. К счастью в составе команды управления полётом в тот момент находился 24-летний Джон Аарон. Он предложил переключить электронную систему обработки сигналов на запасной источник питания (дословно это звучало как «Try SCE to AUX») на что руководитель полётов и CAPCOM (ответственный за всю связь с астронавтами) ответили: «Что? Что это такое?», а после объяснения роли этой штуки CAPCOM-у и пересылки команды астронавтам они услышали уже от одного из них (Пита Конрада) «Что это за фигня?».


Положение данного переключателя на панели

К счастью Алан Бин был знаком с этим переключателем (по некоторым из многочисленных тестов, которые они проходили) и быстро её нашёл. Не смотря на то что миссия и жизнь самих астронавтов только что висела на волоске, Чарльз Конрад смог выдавить из себя шутку сказав «я думаю, что нам нужно немного больше всепогодных тестов». Миссия была спасена, а Джон Аарон в итоге получил прозвище

«ракетный человек со стальными глазами» — всего спустя полгода он будет участвовать уже в спасении следующего корабля (Аполлона-13), подбирая режим оживления командного модуля в ходе подготовки его входа в атмосферу (этот момент был неплохо обыгран в одноимённом фильме).

Я думаю, что у читателя к этому моменту вполне мог возникнуть резонный вопрос: «причём тут всё-таки вандализм?». Дело в том, что основной целью миссии Аполлона-12 было достижение спускаемого аппарата Сервейер-3 и сборка части его деталей и образцов краски для сувениров дальнейших анализов. А так как лунный автомобиль появился только к Аполлону-15 — все 177 метров которые после посадки оставалось до Сервейера-3 (ближе садиться было нельзя из-за риска загрязнения образцов от выхлопа ракетного двигателя) астронавтам пришлось преодолеть пешком (при том что место посадки действительно оказалось мягким — толщина пылевого слоя в этом районе было значительно больше места посадки Аполлона-11).


Картина «погладь котэ Сервейер», на фото изображён Пит Конрад рядом со спускаемым аппаратом, на линии горизонта виднеется Лунный модуль и направленная антенна связи.

Уже на поверхности Луны с ними случился очередной казус: Алан Бин случайно направил на Солнце цветную камеру которая должна была снимать их выход на поверхность (хотя его просили этого не делать у астронавтов была инструкция не направлять камеру в сторону Солнца). Это вывело камеру из строя и почти сразу после этого трансляцию выхода пришлось прекратить. Камеру в итоге решили вернуть обратно на Землю в назидание нерадивым астронавтам для того чтобы уточнить причину выведшую камеру из строя. В качестве образцов с Сервейера-3 им удалось снять камеру (на которой были обнаружены стрептококки, которые по разным версиям или пережили 2,5 года пребывания на поверхности Луны, или были занесены на поверхности прибора уже на Земле из-за некачественной стерилизации), ковш которым проводилась оценка механических свойств грунта, ряд других деталей, пробы отслоившейся краски

и прочий мусор.

Надо сказать, что дублирующий экипаж Аполлона-12 ничуть не уступал основному в плане юмора и напечатал на инструкциях к выходам на поверхность (которые астронавты носили на манжетах скафандров) вместе с несколькими безобидными шутками и рисунками:

Будь осторожен!

Это приятное место для посещения, но…

несколько посерьёзнее:Вроде чёрно-белых фотографий из журнала Playboy с комментариями вида:

«Preferred tether partner» — «Предпочтительный партнёр для троса» (имелся ввиду спуск в кратер к Сервейеру-3)

«Don’t forget — describe the protuberances» — игра слов: «Не забудьте — описывайте протуберанцы/выступы»

«Seen any interesting hills & valleys?» — «Видели какие-нибудь интересные холмы и долины?»

Не двигайся


Увидеть все страницы этих инструкций можно здесь на сайте NASA.

Перед отправлением с Луны с астронавтами случился очередной epic fail когда вместо пустой плёнки Алан Бин выбросил несколько рулонов отснятой. К счастью путь обратно прошёл уже без эксцессов. Сейчас камера Сервейера-3 вместе со всем найденным стрептококком выставляется в Национальном музее воздухоплавания и астронавтики в Вашингтоне:

В качестве цели для миссии Аполлона-18 рассматривалась посадка на обратной стороне Луны с размещением спутника-ретранслятора на лунной орбите, однако этот вариант посчитали слишком опасным, а саму миссию в итоге и вовсе отменили. В ходе миссии Аполлона-20 собирались

разобрать на запчасти посетить и исследовать Сервейер-7, но эта миссия также была отменена.

Аполлон-15

Уже в конце этой миссии астронавт Девид Скотт выполнил знаменитый эксперимент Галилео по сбрасыванию тяжёлого и лёгкого объекта с высоты (в данном случае использовался 1,32-килограммовый алюминиевый молоток и соколиное перо массой 30 грамм):


Упавшие предметы подняли облако пыли, которое перепачкало белоснежный скафандр астронавта, на что один из членов наземного управления пошутил: «Мои дети не бывают такими грязными, как вы». На что Скот ответил: «Да, но уверен, что они и не так весело проводят время».

Вообще астронавты (включая летавших на Луну) являлись такими же людьми, как и все остальные, так что ничего человеческого им было не чуждо… включая ошибки: наш вестибулярный аппарат не привык работать при гравитации в 0,17 g и у астронавтов не было времени на адаптацию, поэтому иногда они просто падали, и часть из этих падений были запечатлены на камеру:

На 22-й секунде запечатлён намеренный эксперимент
Код программы «Аполлон»

Не без юмора подходила к работе и группа Маргарет Гамильтон пишущая код для бортового управляющего компьютера командных и лунных модулей «Аполлонов» — так один из файлов с кодом ответственным за запуск двигателя Лунного модуля был озаглавлен не иначе как «Жги_детка_жги—Последовательность_запуска_основного_двигателя.s». В комментариях также встречаются цитаты из Шекспира, а код ответственный за перемещение посадочной радарной антенны в рабочую позицию прокомментирован как «повернуть эту глупую штуковину».

Маргарет Гамильтон на фоне распечатки кода «Аполлонов»

Оригинальный код командного и лунного модулей были отсканированы с оригинальных документов MIT в 2003 году и выложены на GitHub, где один из пользователей уже завёл обсуждение для «бага», который выловили члены экипажа Аполлона-13.

Ну и немного новостей:

SpaceX получило «зелёный свет» от NASA на использования «испытанных полётом» ступеней в их миссиях, поэтому в миссии CRS-13 намеченной на 4 декабря будет повторно использоваться и корабль (от CRS-6) и первая ступень (от CRS-11). Эта миссия также будет запущена с только что восстановленного после аварии АМОС-6 стартового стола SLC-40.

Только вчера были опубликованы данные о том, что совсем недавно по геологическим меркам (110 млн. лет назад) на Марсе текла вода из-под ледников, оставившая следы на поверхности.

NASA подготовила модель отображающую связь таяния ледников с подъёмом воды в 293 различных портах (Санкт-Петербурга и Мурманска почему-то нет, зато есть близко расположенные к ним Никольское и Полярный).

Китай собирается посадить зонд на Марс до конца 2021 года.

Спасибо за внимание!

habr.com

Космическая программа «Аполлон» — РИА Новости, 19.12.2017

Параллельно с работами по ракетам-носителям создавался и корабль «Аполлон». Он состоял из орбитального (командного) модуля, в который входили двигательный отсек и отсек экипажа, и лунного модуля (кабины). Общая масса «Аполлона» с двигателями и запасом топлива составляла около 44 тонн. В нем могли разместиться три астронавта. Лунный модуль имел массу около 14,5 тонн, высоту семь метров; состоял из двух ступеней ‑ посадочной, снабженной посадочным шасси, и взлетной, на которой имелась герметическая кабина астронавтов.

По программе полета с помощью двигателей третьей ступени ракеты-носителя и орбитального модуля корабль «Аполлон» выводился на орбиту искусственного спутника Луны. Двое астронавтов переходили из него в лунную кабину, которая затем отделялась от орбитального модуля и садилась на Луну. Третий астронавт оставался в орбитальном модуле на орбите искусственного спутника Луны. После завершения миссии на Луне лунный модуль с астронавтами взлетал, стыковался с аппаратом, ожидающим на орбите. Астронавты переходили в орбитальный модуль, а лунная кабина отделялась и падала на Луну. Орбитальный модуль с тремя астронавтами возвращался на Землю.

С 1964 года по 1968 год велась отработка полетов лунных кораблей «Аполлон» в беспилотном варианте. С использованием ракет-носителей «Сатурн-5» были произведены два запуска корабля «Аполлон» без экипажа — 9 ноября 1967 года («Апполон-4») и 4 апреля 1968 года («Апполон-6»).

Запуски кораблей с экипажем начались значительно позже, чем предусматривалось первоначальным планом. 27 января 1967 года при наземной подготовке в кабине экипажа «Аполлона» из-за короткого замыкания в аппаратуре в кислородной атмосфере корабля возник пожар. Погибли три астронавта.

НАСА отменило все планировавшиеся полеты. Несостоявшаяся миссия получила название «Апполон-1». Корабль срочно доработали, были введены дополнительные меры безопасности.

11 октября 1968 года ракетой «Сатурн-1В» был выведен на орбиту первый американский трехместный пилотируемый корабль «Аполлон-7». В состав экипажа вошли астронавты: Уолтер Ширра (командир корабля), Дон Эйзел и Уолтер Каннингем. В полете, длившемся 10,7 суток (163 витка), был тщательно проверен космический корабль без лунной кабины. 22 октября 1968 года корабль благополучно произвел посадку в Атлантическом океане.

21 декабря 1968 года ракета-носитель «Сатурн-5» вывела на траекторию полета к Луне «Аполлон-8» с астронавтами Фрэнком Борманом (командир корабля), Джеймсом Ловеллом и Уильямом Андерсом.  Это был первый в мире полет космического корабля с экипажем к Луне. 24 декабря корабль был выведен на орбиту искусственного спутника Луны, совершил на ней 10 оборотов, после чего стартовал к Земле и 27 декабря 1968 года приводнился в Тихом океане. Во время полета проверялась навигация и система управления на трассе Земля ‑ Луна, орбите вокруг Луны, трассе Луна ‑ Земля, вход командного модуля с экипажем в атмосферу Земли со второй космической скоростью и точность приводнения в океане. Астронавты провели фотографирование Луны и навигационные эксперименты, а также телевизионный сеанс.

Во время полета корабля «Аполлон-9», состоявшегося 3-13 марта 1969 года, лунный модуль и командно-служебный модуль испытывались совместно на орбите искусственного спутника Земли. Были проверены способы управления всем космическим лунным комплексом «в сборе», связь между кораблями и Землей, сближение и стыковка. Двое астронавтов в лунном модуле отстыковались от командного модуля, отошли от него, а затем испытывали системы сближения и стыковки.

Во время полета корабля «Аполлон-10», состоявшегося 18-26 мая 1969 года, были проверены все этапы и операции лунной программы, кроме самой посадки на поверхность Луны.  Лунный модуль опускался до высоты 15 километров над поверхностью Луны.

16 июля 1969 года был запущен космический корабль «Аполлон-11» с астронавтами Нилом Армстронгом (командир корабля), Майклом Коллинзом и Эдвином Олдрином на борту. 19 июля корабль был переведен на орбиту вокруг Луны. 20 июля астронавты Армстронг и Олдрин, перейдя в лунный модуль, отстыковались от командного модуля. В этот же день лунная кабина, пилотируемая Армстронгом, успешно прилунилась на освещенной Солнцем поверхности на экваторе в юго-западной части Моря Спокойствия. 21 июля на поверхность Луны ступил первый человек ‑ Нил Армстронг, а через 20 минут к нему присоединился Эдвин Олдрин. Астронавты, одетые в скафандры с автономной ранцевой системой жизнеобеспечения, перемещались по лунной поверхности в пределах 30 метров от лунного модуля, установили телевизионную камеру, сейсмометр, лазерно-радарный отражатель для измерения расстояния от Земли до Луны с высокой точностью, развернули рулон алюминиевой фольги для улавливания частиц благородных газов в солнечном ветре, собрали 22 килограмма образцов лунных пород, фотографировали, вели телефонный разговор с Землей, установили флаг США, оставили на Луне пять медалей с изображениями погибших космонавтов и астронавтов и памятную табличку со словами: «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 года новой эры. Мы пришли с миром от имени всего Человечества». 

По истечении одного часа 44 минут в кабину вернулся Олдрин, а через 10 минут после него Армстронг. В течение всего периода пребывания астронавтов на Луне велась телевизионная передача на Землю.

Связь астронавтов, находившихся на Луне, с астронавтом в командном модуле осуществлялась через наземные станции НАСА. 21 июля Армстронг и Олдрин стартовали с Луны, пробыв на ней 21 час 36 минут.

Пристыковавшись к командному модулю, они перешли в него. Отделив лунный модуль, астронавты вышли на траекторию полета к Земле. 24 июля «Апполон-11» успешно приводнился в Тихом океане.

Вслед за первой лунной экспедицией США отправили еще шесть. 14-24 ноября 1969 года состоялся полет космического корабля «Апполон-12», во время которого два астронавта, прилунившись, совершили по два выхода на поверхность Луны.

Во время полета космического корабля «Апполон-13», состоявшегося 11-17 апреля 1970 года, посадка на Луну была отменена в связи со взрывом в двигательном отсеке, поставившим под угрозу жизнь экипажа. Корабль, облетев Луну, приводнился в Тихом океане. Астронавты не пострадали.

31 января 1971 года стартовал космический корабль «Аполлон-14». 5 февраля 1971 была совершена очередная посадка лунного модуля.  За два выхода из лунной кабины на поверхность Луны два астронавта из 224 запланированных научно-исследовательских операций выполнили 215. Общая продолжительность пребывания их на Луне составила 33 часа 14 минут. 9 февраля 1971 года экипаж пилотируемого космического корабля вернулся на Землю.

26 июля 1971 года был произведен запуск космического корабля «Аполлон-15». 30 июля лунный модуль совершил посадку на Луну. В ходе этой экспедиции впервые для перемещения по лунной поверхности использовался двухместный вездеход. Астронавты совершили три выхода на поверхность Луны общей продолжительностью 18 часов 37 минут, за которые проехали на вездеходе 28,1 километра и собрали 77 килограммов грунта. «Аполлон-15» вернулся на Землю 7 августа 1971 года.

16 апреля 1972 года взлетел корабль «Аполлон-16». 21 апреля лунный модуль совершил посадку. Астронавты совершили три выхода на поверхность Луны. В своих передвижениях по ней они также использовали вездеход. Во время последнего выхода астронавты оставили его в 100 метрах от лунного модуля, чтобы телевизионная камера смогла передавать на Землю старт взлетной ступени. Полет проходил до 27 апреля 1972 года.

7 декабря 1972 года ракетой-носителем «Сатурн-5» был запущен очередной космический корабль США «Аполлон-17» с астронавтами Юджином Сернаном, Рональдом Эвансом и Харрисоном Шмиттом на борту. 11 декабря произошла посадка на Луну лунного модуля с астронавтами Сернаном и Шмитом. Они совершили три выхода на поверхность, во время которых занимались изучением образующихся минералов поверхностных слоев Луны, зондированием окололунного пространства. В своих передвижениях по Луне использовали вездеход. Астронавты собрали 110,4 килограмма образцов лунных пород. Экипаж космического корабля вернулся на Землю 19 декабря 1972 года.

Полетом «Аполлона-17» завершилась программа исследования Луны. Запланированные еще три полета астронавтов на Луну с их высадкой на нее были отменены, так как конгресс США отказал в выделении денежных средств на эти цели.

После этого был запущен еще только один космический корабль «Аполлон» в рамках совместной программы экспериментального полета «Аполлон»-«Союз». Программа возникла из желания СССР и США разработать совместные спасательные процедуры и технические средства на тот случай, если какой-либо космический экипаж окажется на орбите в безвыходном положении. Полет «Аполлона», который был почти идентичен космическому аппарату, который вращался вокруг Луны, продолжался с 15 по 24 июля 1975 года, а участвовавшего советского космического корабля «Союз-19» с 15 по 21 июля. Во время него были успешно выполнены несколько маневров сближения и стыковочных операций, после чего корабли разделились и летали автономно вплоть до возвращения на Землю.

Технологический задел, полученный при реализации «Лунной программы» стал основой для последующих космических достижений США, включая создание «шаттлов».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 

ria.ru

Лунная программа США «Аполлон» (ИСТОРИЯ).


схема полета Аполлон -17)

Расчет массы, которая должна доставляться к Луне (50 т), показал, что мощности ракеты-носителя «Сатурн-5» будет достаточно для практического осуществления доставки человека на Луну с использованием операций на селеноцентрической орбите. В 1962 г. в Центре космических полетов им. Маршалла (Хантсвилл, шт. Алабама) успешно проводились работы по созданию семейства ракет-носителей «Сатурн».

(приводнение Аполлона)

Разработка ракет-носителей «Сатурн» под руководством известного немецкого специалиста В. фон Брауна проводилась тем же коллективом конструкторов, который во время второй мировой войны работал над созданием боевых ракет в Пенемюнде. Работая после эмиграции из Германии в Америку по заданию Управления баллистических ракет армии США в арсенале «Редстоун» и в Центре им. Маршалла, Браун с сотрудниками разработали ракеты-носители «Юпитер-С» и «Редстоун».

(двигатели Сатурн-5)

9 ноября 1967 г. в Центре космических полетов им. Кеннеди состоялся запуск ракеты-носителя «Сатурн-5» с тремя ступенями и находящегося на самом верху космического корабля «Аполлон» массой 20,4 т. От незаглушенного рева двигателей находящиеся поблизости здания заколебались, как при землетрясении. В пяти километрах от стартового комплекса рухнула крыша павильона телевизионной компании «Колумбиа бродкастинг системе». Возникший грохот по уровню шума был сравним с извержением в 1883 г. вулкана Кракатау в Зондском проливе. Вызванная работой двигателей первой ступени воздушная ударная волна была зарегистрирована Геологической обсерваторией Ламон-Доэрти в Палисейдсе, шт. Нью-Йорк, расположенном в 1770 км от места старта.

Все три ступени отработали нормально. Последняя ступень (S- 4В) вместе с кораблем «Аполлон» была выведена на околоземную орбиту высотой 185 км. Запущенный в космосе мощный двигатель последней ступени поднял орбиту ракеты и корабля до 17 210 км. Затем космический корабль «Аполлон» отделился от последней ступени ракеты-носителя и после включения своего маршевого двигателя увеличил высоту орбиты до 18 072 км. При повторном включении маршевого двигателя корабля «Аполлон» он начал входить в атмосферу Земли, моделируя условия возвращения корабля по окончании лунной экспедиции.

(старт ракетоносителя Сатурн с Аполлоном)

Осенью 1961 г. фирма «Норт америкен авиэйшн» получила заказ на разработку космического корабля «Аполлон». Как и «Джемини», корабль «Аполлон» состоял из двух отсеков: имевшего коническую форму отсека экипажа, где размещались астронавты, и имевшего цилиндрическую форму двигательного отсека, где находились основной двигатель, батареи топливных элементов и система терморегулирования. Как и в космическом корабле «Джемини», атмосфера была кислородной при давлении 0,35 ат.

(выход на орбиту)

1 Штырь стыковочного узла. 2 Теплозащитный чехол, надеваемый на отсек экипажа при запуске. 3 Герметизированная кабина космонавтов.
4 Гибкая юбка теплозащитного чехла на отсеке экипажа. 5 Двигатели ориентации по тангажу. 6 Двигатели ориентации по крену.
7 Панель для монтажа блока из четырех вспомогательных двигателей.
8 Баки с топливом для маршевого двигателя. 9 Успокоитель и расходомер. 10 Сопло маршевого двигателя. 11 Теплозащитный экран заднего днища. 12 Остронаправленная антенна диапазона S. 13 Радиатор системы терморегулирования. 14 Бачки с жидким кислородом и водородом. 15 Блок вспомогательных двигателей. 16 Двигатели ориентации по рысканию.

Для эффективного управления движением корабля «Аполлон» использовалась система ориентации и стабилизации, управляющая включением вспомогательных двигателей (скомпонованных в четыре блока по четыре двигателя в каждом и размещенных равномерно по периметру двигательного отсека), а также устанавливающая (путем поворотов и изменения положения в кардановом подвесе) в расчетное положение маршевый двигатель. С помощью этой системы были проведены следующие основные операции: перестыковка с лунной кабиной после выведения третьей ступенью ракеты-носителя основного блока корабля «Аполлон» на траекторию движения к Луне; коррекции траектории на трассе Земля — Луна, формирование селеноцентрической орбиты; посадка лунной кабины и последующий старт ее взлетной ступени с Луны и стыковка с основным блоком; выведение на траекторию полета к Земле; проведение коррекций траектории при возвращении на Землю; ориентация отсека экипажа после разделения с двигательным отсеком перед входом в атмосферу Земли. Лунный вариант корабля «Аполлон» (блок II) имел длину 10,4 м и массу 30,4 т. В его конической части с диаметром основания 3,9 м находился отсек, в котором размещались парашюты системы приземления. Лаз в стыковочном устройстве и штырь на вершине конуса обеспечивали возможность стыковки с лунной кабиной, в которой два астронавта отправлялись на поверхность Луны, а затем возвращались на селеноцентрическую орбиту. Двигательный отсек имел длину 7,4 м и диаметр 3,9 м, при возвращении на Землю перед входом в атмосферу он отстыковывался. Абляционный теплозащитный экран предохранял отсек экипажа от перегрева в атмосфере Земли при возвращении с Луны.

Основной блок КК Аполлон)

1 Система аварийного спасения (САС). 2 Отсек экипажа корабля «Аполлон».
3 Двигательный отсек корабля «Аполлон». 4 Лунная кабина корабля «Аполлон». 5 Луноход. 6 Отсек оборудования.
7 Третья ступень (ракета S-4В). 8 Двигатель J -2. 9 Вторая ступень (ракета J-2). 10 Пять двигателей J-2. 11 Первая ступень (ракета S-1С). 12 Пять двигателей F- 1 .

Блок I корабля «Аполлон», разработанный только для орбитального полета вокруг Земли, был выведен в космос 26 февраля 1966 г. «Сатурном-1В» для проведения суборбитального полета и приводнения в заданном районе Атлантического океана. Этот блок успешно приводнился на парашютах в Южной Атлантике. За исключением падения давления в топливных магистралях двигателя, который вначале заработал, потом прекратил работу, а через некоторое время опять заработал, неполадок не было, и руководители программы «Аполлон» были удовлетворены результатами.

Ракета-носитель (Сатурн-5)

Первый пилотируемый орбитальный полет космического корабля «Аполлон» предполагалось провести в 1967 г., но трагический несчастный случай нарушил намеченную программу работ и отложил осуществление этого полета на год. Когда 27 января 1967 г. корабль «Аполлон» был уже смонтирован на ракете «Сатурн-1В» , неожиданно вспыхнувший на борту огонь воспламенил пластиковую обшивку кабины. Члены экипажа корабля, проводившие в это время проверку работы бортовых систем, задохнулись в густом дыму горящего пластика, прежде чем успели открыть люк.

(фотография с Aполлона на 3-ю ступерь ракетоносителя сатурн-5)

Погибли полковник ВВС В. Гриссом, совершивший полеты на кораблях «Меркурий» и «Джемини», подполковник ВВС Э. Уайт-II , первый американский астронавт, осуществивший выход в открытый космос во время полета на корабле «Джемини-4» , и капитан-лейтенант ВМФ Р. Чаффи, который готовился к своему первому полету.

11 октября 1968 г. после успешного испытательного полета непилотируемой связки «Аполлон» — «Сатурн-5» НАСА осуществило запуск первого пилотируемого корабля «Аполлон-7» . Полет, проходивший на околоземной орбите в течение 11 сут, в целом оказался успешным, хотя время от времени возникали отклонения от штатного режима. На борту «Аполлона-7» находились астронавты: капитан ВМФ У. Ширра, майор ВВС Д. Эйзел и гражданское лицо — исследователь У. Каннингем. Экипаж жаловался, что был перегружен экспериментами.

(погибшие астронавты)

В начале осени 1968 г. стало очевидно, что НАСА намеревается во время следующего испытательного полета отправить корабль «Аполлон-8» к Луне. 21 декабря эта экспедиция началась. На борту корабля находились астронавты: полковник Ф. Борман, капитан Дж. Ловелл и подполковник У. Андерс. Во время этого полета в Центре управления в Хьюстоне возникло беспокойство, когда Борман почувствовал недомогание после прохождения космическим кораблем радиационных поясов Земли и магнитосферы. Однако его самочувствие быстро улучшилось.

(фотография земли с Аполлона 7)

Попав в зону притяжения Луны, утром 24 декабря космический корабль «Аполлон-8» приблизился к ее поверхности на расстояние 112,6 км. После включения маршевого двигателя корабль перешел на селеноцентрическую орбиту высотой 111 км.
Экипаж корабля совершил десять оборотов вокруг Луны. В Центре управления полетом в Хьюстоне с тревогой ожидали момента подачи команды на включение маршевого двигателя для возвращения на Землю, так как в это время корабль находился за Луной.

(экипаж Аполлон 8)

Наконец на борт корабля прошла команда, и «Аполлон-8» направился к Земле. На высоте 16 664 км над ее поверхностью отсек экипажа отделился от двигательного отсека и вошел в плотные слои атмосферы со скоростью 39 010 км/ч. 27 декабря отсек экипажа с астронавтами на борту приводнился в Тихом океане в 4,6 км

aworlds.com

Аполлон (программа) — это… Что такое Аполлон (программа)?

Эмблема программы

Програ́мма «Аполло́н» — программа пилотируемых космических полётов НАСА, принятая в 1961 году с целью осуществления первой пилотируемой высадки на Луну, и завершённая в 1975 году. Президент Джон Ф. Кеннеди сформулировал эту задачу в своей речи[1] 12 сентября 1961 года, и она была решена 20 июля 1969 года в ходе полёта «Аполлон-11» высадкой Нила Армстронга и Базза Олдрина. Всего по программе «Аполлон» были совершены 6 успешных высадок астронавтов на Луну (последняя — в 1972 году). Эти шесть полётов по программе Аполлон на данный момент — единственные за всю историю человечества, когда люди высаживались на другом астрономическом объекте. Программа «Аполлон» и высадка на Луну часто упоминаются как одни из величайших достижений в истории человечества[2][3]

Программа «Аполлон» была третьей программой пилотируемых космических полётов, принятой НАСА, космическим агентством США. В этой программе использовались космический корабль «Аполлон» и серия ракет-носителей «Сатурн», которые были позднее использованы для программы «Скайлэб» и участвовали в советско-американской программе «Союз — Аполлон». Эти более поздние программы рассматриваются, как часть полной программы «Аполлон».

В ходе выполнения программы произошли две крупные аварии. Первая — пожар во время наземных испытаний на стартовом комплексе (после пожара сгоревший корабль получил название «Аполлон-1»), в результате которого погибли три астронавта — В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи. Вторая произошла во время полёта корабля «Аполлон-13», в результате взрыва кислородного баллона и выхода из строя двух из трёх батарей топливных элементов. Высадка на Луну была сорвана, астронавтам с риском для жизни удалось вернуться на Землю.

Программа внесла большой вклад в историю пилотируемой космонавтики. Она остаётся единственной космической программой, в ходе которой были осуществлены пилотируемые полёты за пределы низкой земной орбиты. «Аполлон-8» был первым пилотируемым космическим кораблём, вышедшим на орбиту другого астрономического объекта, а «Аполлон-17» — это последняя на сегодня пилотируемая высадка на Луну.

Предыстория

Программа «Аполлон» была задумана в начале 1960 года, при администрации Эйзенхауэра, как продолжение американской космической программы «Меркурий». Космический корабль «Меркурий» мог доставить лишь одного астронавта на низкую орбиту вокруг Земли. Новый корабль «Аполлон» был предназначен, чтобы вывести трёх астронавтов на траекторию к Луне и, возможно, даже совершить посадку на ней. Программа была названа в честь Аполлона, греческого бога света и стрельбы из лука, менеджером НАСА Аврамом Силверстайном. Несмотря на то, что финансирование было значительно ниже необходимого из-за негативного отношения Эйзенхауэра к пилотируемой космонавтике[4], НАСА продолжало разработку программы. В ноябре 1960 года Джон Ф. Кеннеди был избран президентом после избирательной кампании, в которой он пообещал американцам добиться превосходства над Советским Союзом в области исследования космоса и ракетостроения.

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, что лишь укрепило опасения американцев в том, что США отстали от Советского Союза на технологическом уровне.

Космический корабль

Корабль «Аполлон» состоял из двух основных частей — соединённых командного и служебного отсеков, в которых команда проводила бо́льшую часть полёта, и лунного модуля, предназначенного для посадки и взлёта с Луны двух астронавтов.

Командный и служебный отсеки

Командный и служебный отсеки «Аполлона» на лунной орбите.

Командный отсек разработан компанией North American Rockwell (США) и имеет форму конуса со сферическим основанием. Диаметр основания — 3920 мм, высота конуса — 3430 мм, угол при вершине — 60°, номинальный вес — 5500 кг.

Командный отсек является центром управления полётом. Все члены экипажа в течение полёта находятся в командном отсеке, за исключением этапа высадки на Луну. Командный отсек, в котором экипаж возвращается на Землю — всё, что остаётся от системы «Сатурн-5» — «Аполлон» после полёта на Луну. Служебный отсек несёт основную двигательную установку и системы обеспечения корабля «Аполлон».

Командный отсек имеет герметическую кабину с системой жизнеобеспечения экипажа, систему управления и навигации, систему радиосвязи, систему аварийного спасения и теплозащитный экран.

Лунный модуль

Лунный модуль корабля «Аполлон» разработан компанией «Grumman» (США) и имеет две ступени: посадочную и взлётную. Посадочная ступень, оборудованная самостоятельной двигательной установкой и посадочными опорами, используется для спуска лунного корабля с орбиты Луны и мягкой посадки на лунную поверхность, а также служит стартовой площадкой для взлётной ступени. Взлётная ступень, с герметичной кабиной экипажа и собственной двигательной установкой, после завершения исследований стартует с поверхности Луны и на орбите стыкуется с командным отсеком. Разделение ступеней осуществляется при помощи пиротехнических устройств.

Ракеты-носители

Когда команда инженеров во главе с Вернером фон Брауном начала разрабатывать программу «Аполлон», ещё не было ясно, какая схема полёта будет выбрана, и, соответственно, была неизвестна масса полезного груза, который ракета-носитель должна будет вывести на траекторию к Луне. Полёт к Луне, в котором один корабль садился на Луну, взлетал и возвращался на Землю, требовал от ракеты-носителя значительно большей грузоподъёмности, чем были способны вывести в космос уже существовавшие ракеты. Первоначально планировалось создание ракеты-носителя «Нова». Но вскоре было выбрано решение, при котором основной корабль (в состав которого входит возвращаемый на Землю отсек, а также топливо и двигательная установка, необходимые для возвращения) остаётся на лунной орбите, а прилуняется и взлетает с Луны только отделяемый от основного корабля лунный модуль. Для выполнения этой задачи были созданы ракеты-носители «Сатурн-1Б» и «Сатурн-5». Несмотря на то, что «Сатурн-5» имел значительно меньшую мощность, чем «Нова» («Сатурн-5» выводил на траекторию к Луне около 47 тонн полезной нагрузки, тогда как по проекту «Нова», ракета должна была выводить на траекторию к Луне 68 тонн).

Сатурн-5

Схема «Сатурна-5»

Ракета-носитель «Сатурн-5» состояла из трёх ступеней. На первой ступени, S-IC, были установлены пять кислородно-керосиновых двигателей F-1, общей тягой 33 400 кН. Первая ступень работала 2,5 минуты и разгоняла космический аппарат до скорости 2,68 км/с (в инерциальной системе отсчёта)[5]. Вторая ступень, S-II, использовала пять кислородно-водородных двигателей J-2, общая тяга которых составляла 5115 кН. Вторая ступень работала приблизительно 6 минут, разгоняя космический аппарат до скорости 6,84 км/с и выводя его на высоту 185 км[6]. На третьей ступени, S-IVB, был установлен один двигатель J-2 тягой 1000 кН. Третья ступень включалась дважды, после отделения второй ступени она работала 2,5 минуты и выводила корабль на орбиту Земли. После выхода на орбиту третья ступень включалась ещё раз и за 6 минут выводила корабль на траекторию полёта к Луне[7]. Третья ступень выводилась на траекторию столкновения с Луной (начиная с полёта «Аполлона-13»; в предыдущих полётах к Луне ступень выходила на околосолнечную орбиту) для исследования геологии Луны: при столкновении ступени с Луной за счёт кинетической энергии её движения происходил взрыв, влияние которого на Луну регистрировалось аппаратурой, оставленной предыдущими экипажами.

Ракета-носитель «Сатурн-5» была способна вывести на низкую околоземную орбиту полную массу около 145 т, а на траекторию к Луне — около 65 тонн. Всего было произведено 13 пусков ракеты, из них 9 — к Луне.

«Сатурн-1Б»

«Сатурн-1Б» — двухступенчатая ракета-носитель, модернизированная версия ракеты-носителя «Сатурн-1». На первой ступени, SI-B, было установлено 8 кислородно-керосиновых двигателей H-1, общая тяга которых составляла 6700 кН. Ступень работала 2,5 минуты и выключалась на высоте 68 километров. Вторая ступень «Сатурна-1Б», S-IVB, третья ступень «Сатурна-5», работала около 7 минут и выводила полезную нагрузку на орбиту.

«Сатурн-1Б» выводила на низкую земную орбиту 15,3 тонн. Она использовалась в испытательных запусках по программе «Аполлон» и в программах «Скайлэб» и «Союз — Аполлон».

Космические полёты по программе «Аполлон»

1961—1963 годы

Испытание РН «Сатурн-1» на разных стадиях готовности ракеты.

1964—1965[12] годы

Испытание моделей космического корабля Аполлон.

При запусках № 7, 9 и 11 внутри модели основного блока (отсек экипажа + двигательный отсек) космического корабля «Аполлон» находился спутник Пегас (в сложенном положении). На орбите модель корабля «Аполлон» сбрасывалась и спутник Пегас выполнял свои задачи[21].

1966—1967 годы

Испытание макетов космического корабля Аполлон.

Старт Аполлона 3 состоялся раньше Аполлона 2 по причине неготовности второго. При запуске Аполлона 3 произведены следующие действия. Последняя ступень S-IVB экспериментальной ракеты-носителя «Сатурн-1Б» SA-203 была выведена на орбиту с неполностью израсходованным топливом. Основные задачи запуска — изучение поведения жидкого водорода в состоянии невесомости и испытания системы, обеспечивающей повторное включение основного двигателя ступени. После проведения запланированных экспериментов в системе отвода паров водорода из бака были закрыты клапаны, и в результате повышения давления ступень взорвалась на четвёртом витке[23].

Несостоявшаяся миссия — трагедия на тренировке

«Аполлон-1» (англ. Apollo-1) — название, которое постфактум получила несостоявшаяся миссия (была намечена на конец февраля — середину марта 1967 года) корабля «Аполлон»/«Сатурн» 204 (AS-204). Корабль «Аполлон 4» пристыковали к незаправленной ракете-носителю «Сатурн-1Б».

27 января 1967 года во время подготовки к первому пилотируемому полёту по программе «Аполлон» на борту корабля случился сильный пожар и весь экипаж — Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи — погиб.

NASA в этой ситуации пошло на беспрецедентные шаги. Объявило день трагедии — днем несостоявшегося запуска (AS-204), весь экипаж — астронавтами (Чаффи в космос ранее не летал), уравняв статусы погибших и их семей, что влияло на помощь от государства. В память об этом событии корабль «Аполлон 4(AS-204)» переименовало в «Аполлон-1».

По неофициальной версии, уже состоявшиеся в 1966 году запуски с макетами «Аполлон 1(AS-201)» и «Аполлон 2(AS-202)», видимо, стали считаться как «Аполлон-2» и «Аполлон-3»[24]. НАСА официально никогда ни одному из запусков не дало название «Аполлон-2» и «Аполлон-3», но после трагедии Аполлон-1 в космос полетел Аполлон-4.

NB!!! Не путать «Аполлон модель 1» (модель), «Аполлон 1» (макет) и «Аполлон-1» (космический корабль).

Беспилотные запуски

После трагедии с кораблем Аполлон-1 NASA для отработки систем корабля в условиях космического полета запустило серию из трех беспилотных кораблей.

9 ноября 1967 года стартовал Аполлон-4 с габаритно-весовым макетом лунного модуля. Первое летное испытание ракеты-носителя Сатурн-5. Задача полета — испытание спускаемого аппарата — вход в атмосферу на скорости, близкой ко второй космической — 11,14 км/с[25].

22 января 1968 года запущен Аполлон-5 с макетом лунного модуля. Задача полета — испытание двигательной установки корабля, исследование динамических нагрузок на лунный модуль в условиях космического полета.

4 апреля 1968 года стартовал Аполлон-6 с макетом лунного модуля. Испытание спускаемого аппарата — вход в атмосферу на скорости, близкой ко второй космической — 10,07 км/с. Задача полета — отработка управленческих систем корабля и лунного модуля.

Пилотируемые полёты

Аполлон-7, стартовавший 11 октября 1968, был первым пилотируемым космическим кораблём по программе Аполлон. Это был одиннадцатидневный полёт на орбите Земли, целью которого были комплексные испытания командного модуля и командно-измерительного комплекса.

Первоначально следующим пилотируемым полётом по программе Аполлон должна была быть максимально возможная на земной орбите имитация режимов работы и условий полёта к Луне, а следующий запуск должен был провести аналогичные испытания на лунной орбите, совершив первый пилотируемый облёт Луны. Но одновременно в СССР проходили испытания «Зонда» двухместного пилотируемого космического корабля Союз 7К-Л1, который предполагалось использовать для пилотируемого облёта Луны. Угроза того, что СССР обгонит США в пилотируемом облёте Луны, заставила руководителей проекта переставить полёты, несмотря на то, что лунный модуль ещё не был готов для испытаний.

21 декабря 1968 года был запущен Аполлон-8, и 24 декабря он вышел на орбиту Луны, совершив первый в истории человечества пилотируемый облёт Луны.

3 марта 1969 года состоялся запуск Аполлона-9, в ходе этого полёта была произведена имитация полёта на Луну на земной орбите. Некоторые специалисты НАСА после успешных полётов кораблей «Аполлон-8» и «Аполлон-9» рекомендовали использовать «Аполлон-10» для первой высадки людей на Луну. Руководство НАСА сочло необходимым предварительно провести ещё один испытательный полёт.

18 мая 1969 года отправлен в космос Аполлон-10, в этом полёте к Луне была проведена «генеральная репетиция» высадки на Луну. Программа полёта корабля предусматривала все операции, которые предстояло осуществить при высадке, за исключением собственно прилунения, пребывания на Луне и старта с Луны.

16 июля 1969 года стартовал Аполлон-11. 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу лунный модуль прилунился в Море Спокойствия. Нил Армстронг спустился на поверхность Луны 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу, совершив первую в истории человечества высадку на Луну. Ступив на поверхность Луны, он произнёс:

Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества

Нил Армстронг

В ходе экспедиции собрано 21,7 кг лунных пород. Астронавты вернулись на Землю 24 июля.

14 ноября 1969 года состоялся запуск Аполлона-12, и 19 ноября была осуществлена вторая высадка на Луну. Лунный модуль прилунился примерно в двухстах метрах от космического аппарата Сервейер-3, астронавты сфотографировали место посадки и демонтировали некоторые детали космического аппарата, которые затем привезли на Землю. Собрано 34,4 кг лунных пород. Астронавты вернулись на Землю 24 ноября.

11 апреля 1970 года был запущен Аполлон-13. 13 апреля на расстоянии 330 000 километров от Земли произошёл взрыв кислородного баллона и выход из строя двух из трёх батарей топливных элементов, которые обеспечивали электроснабжение отсека экипажа командного модуля. Вследствие этого астронавты не могли использовать маршевый двигатель и системы жизнеобеспечения служебного модуля. В распоряжении астронавтов остался лишь неповреждённый лунный модуль. Используя его двигатель, траекторию удалось скорректировать так, чтобы после облёта Луны корабль вернулся на Землю, благодаря чему астронавтам удалось спастись. Астронавты вернулись на Землю 17 апреля.

31 января 1971 года стартовал Аполлон-14. 5 февраля 1971 лунный модуль совершил посадку. Астронавты вернулись на Землю 9 февраля 1971. В ходе полёта была проведена значительно большая научная программа, чем в экспедициях Аполлон-11 и Аполлон-12. Собрано 42,9 кг лунных пород.

26 июля 1971 года взлетел Аполлон-15. 30 июля лунный модуль совершил посадку. В ходе этой экспедиции впервые использовался лунный автомобиль, который также применялся в полётах Аполлон-16 и Аполлон-17. Собрано 76,8 кг лунных пород. Астронавты вернулись на Землю 7 августа 1971.

16 апреля 1972 года был запущен Аполлон-16. 21 апреля лунный модуль совершил посадку. Собрано 94,7 кг лунных пород. Астронавты вернулись на Землю 27 апреля 1972.

7 декабря 1972 года — старт Аполлона-17. 11 декабря лунный модуль совершил посадку. Собрано 110,5 кг лунных пород. В ходе этой экспедиции произошла последняя на сегодня высадка на Луну. Астронавты вернулись на Землю 19 декабря 1972.

Пилотируемые полёты по американской лунной программе «Аполлон»
Астронавты[26]Дата и время запуска и возвращения на Землю, время в полёте, ЧЧ:ММ:СС[27]Задачи и результаты полётаДата и время посадки и взлёта с ЛуныВремя пребывания на Луне / суммарное время выходов на лунную поверхностьМасса доставленного лунного грунта, кг
Аполлон-7
Уолтер Ширра, Донн Эйсел, Уолтер Каннингем11.10.1968 15:02:45 — 22.10.1968 11:11:48 / 260:09:03Первые испытания корабля «Аполлон» на околоземной орбите
Аполлон-8
Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл, Уильям Андерс21.12.1968 12:51:00 — 27.12.1968 15:51:42 / 147:00:42Первый пилотируемый облёт Луны, вход в атмосферу со второй космической скоростью
Аполлон-9
МакДивитт, Джеймс Олтон, Дэвид Скотт, Рассел Швайкарт03.03.1969 16:00:00 — 13.03.1969 17:00:54 / 241:00:54Испытания основного и лунного кораблей на околоземной орбите, отработка перестроения отсеков
Аполлон-10
Томас Стаффорд, Юджин Сернан, Джон Янг18.05.1969 16:49:00 — 26.05.1969 16:52:23 / 192:03:23Испытания основного и лунного кораблей на окололунной орбите, отработка перестроения отсеков и маневров на лунной орбите.
Аполлон-11
Нил Армстронг, Эдвин Олдрин, Майкл Коллинз16.07.1969 13:32:00 — 24.07.1969 16:50:35 / 195:18:35Первая высадка на Луну.20.07.1969 20:17:40 — 21.07.1969 17:54:0121 ч 36 мин / 2 ч 32 мин21,7
Аполлон-12
Чарльз Конрад, Алан Бин, Ричард Гордон14.11.1969 16:22:00 — 24.11.1969 20:58:24 / 244:36:24Вторая высадка на Луну.19.11.1969
06:54:35 —
20.11.1969
14:25:47
31 ч 31 мин /
7 ч 45 мин
34,4
Аполлон-13
Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт, Фред Хейз11.04.1970 19:13:00 — 17.04.1970 18:07:41 / 142:54:41Высадка на Луну не состоялась из-за аварии корабля. Облёт Луны и возвращение на Землю.
Аполлон-14
Алан Шепард, Эдгар Митчелл, Стюарт Руса01.02.1971 21:03:02 — 10.02.1971 21:05:00 / 216:01:58Третья высадка на Луну.05.02.1971 09:18:11 — 06.02.1971 18:48:4233 ч 31 мин / 9 ч 23 мин42,9
Аполлон-15
Дэвид Скотт, Джеймс Ирвин, Альфред Уорден26.07.1971 13:34:00 — 07.08.1971 20:45:53 / 295:11:53Четвертая высадка на Луну.30.07.1971 22:16:29 — 02.08.1971 17:11:2266 ч 55 мин / 18 ч 35 мин76,8
Аполлон-16
Джон Янг, Чарльз Дьюк, Томас Маттингли16.04.1972 17:54:00 — 27.04.1972 19:45:05 / 265:51:05Пятая высадка на Луну.21.04.1972 02:23:35 — 24.04.1972 01:25:4871 ч 2 мин / 20 ч 14 мин94,7
Аполлон-17
Юджин Сернан, Харрисон Шмитт, Рональд Эванс07.12.1972 05:33:00 — 19.12.1972 19:24:59 / 301:51:59Шестая высадка на Луну.11.12.1972 19:54:57 — 14.12.1972 22:54:3775 ч 00 мин / 22 ч 04 мин110,5

Стоимость программы

В марте 1966 НАСА заявило конгрессу, что стоимость тринадцатилетней программы Аполлон, в ходе которой будет выполнено шесть высадок на Луну между июлем 1969 и декабрем 1972, составит приблизительно 22,718 миллиарда долларов.

Согласно Стиву Гарберу, куратору сайта об истории НАСА, окончательная стоимость программы Аполлон была от 20 до 25,4 миллиардов долларов США 1969 года, или приблизительно 135 миллиардов в долларах 2005 года.

Отменённые полёты

Первоначально планировалось ещё 3 лунные экспедиции по 1974 год — Аполлон-18 (экипаж — Ричард Гордон, Вэнс Бранд, Харрисон Шмитт (переведён в состав Аполлон-17 вместо первоначально назначенного Джозефа Энгла)), Аполлон-19 (экипаж — Фред Хейз, Уильям Поуг, Джеральд Карр) и Аполлон-20 (экипаж — Чарлз Конрад, Пол Уайтц, Джек Лаусма). Однако НАСА сократило бюджет программы и отменило сначала (в январе 1970 г.) полёт Аполлона-20, а затем (в сентябре 1970 г.) и Аполлона-18, Аполлона-19. Официально причиной отмены было названо отсутствие новой научной ценности при огромных расходах госбюджета и налогоплательщиков. Также была ограничена по объему программа Apollo Applications Program (AAP).

Реализованные полёты AAP кораблей «Аполлон» после 1972 года

Оставшиеся неиспользованными три ракеты-носителя Сатурн-5 были использованы в полётах AAP следующим образом. Одна вывела на орбиту первую американскую орбитальную станцию «Скайлэб», оставшиеся две стали экспонатами музеев. Три корабля «Аполлон» полетели в космос как Скайлэб-2, Скайлэб-3 и Скайлэб-4. Ещё один построенный «Аполлон» (отмененный полет Скайлэб-5), отправился в космос как Аполлон (ЭПАС) в рамках проекта Союз-Аполлон. Эти 4 Аполлона выводились на орбиту ракетой-носителем Сатурн-1Б.

Пилотируемые полёты «Аполлонов» после 1972 года.
АстронавтыДата и время запуска и возвращения на Землю, время в полёте, ЧЧ:ММ:ССЗадачи и результаты полётаДата и время стыковкиДата и время расстыковкиВремя совместного полета
№ 18 Скайлэб-2
Чарлз Конрад, Пол Уайтц, Джозеф Кервин25 мая 1973 года — 22 июня 1973 года 28 суток 0 часов 49 минут 49 секунд1-я экспедиция на орбитальную станцию Скайлэб 25 мая 1973 года 22 июня 1973 года
№ 19 Скайлэб-3
Алан Бин, Джек Лаусма, Оуэн Гэрриотт28 июля 1973 года — 25 сентября 1973 года 59 суток 11 часов 9 мин 4 сек2-я экспедиция на орбитальную станцию Скайлэб28 июля 1973 года25 сентября 1973 года
№ 20 Скайлэб-4
Джеральд Карр, Эдвард Гибсон, Уильям Поуг16 ноября 1973 года — 8 февраля 1974 года 84 дня 1 час 15 мин 32 сек3-я экспедиция на орбитальную станцию Скайлэб16 ноября 1973 года8 февраля 1974 года
№ 21 Аполлон
Томас Стаффорд, Дональд Слейтон, Вэнс Бранд15 июля 1975 года — 25 июля 1975 года 9 суток 1 час 28 минПроект Союз-Аполлон Стыковка с Союз-1917 июля 1975 года19 июля 1975 года46 часов 36 минут 44 сек

Флаг СССР на Луне

В ходе высадки Апполона-11 на Луну на борт были взяты небольшие флаги более чем 130 государств. Среди них был флаг и СССР.

2 июня 1970 года Нил Армстронг, при встрече с Председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным, подарил ему маленькую ёмкость с образцами лунного грунта и флагом СССР, который вместе с астронавтами, 20—21 июля 1969 года побывал на поверхности Луны. Косыгин сказал, что всегда будет беречь этот подарок, как символ великого достижения[28].

См. также

Места прилунения аппаратов по программам «Луна» (СССР), «Сервейер» (США) и «Аполлон» (США).

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Аполлон (космическая программа) Википедия

Запрос «Лунная программа НАСА» перенаправляется сюда; о проекте окололунной станции см. Lunar Orbital Platform-Gateway.

Програ́мма «Аполло́н» — программа пилотируемых космических полётов космического агентства США НАСА, принятая в 1961 году с целью осуществления первой пилотируемой высадки на Луну и завершённая в 1975 году. Президент Джон Ф. Кеннеди сформулировал задачу в своей речи[1] 12 сентября 1962 года, и она была решена 20 июля 1969 года в ходе полёта «Аполлон-11» высадкой Нила Армстронга и Базза Олдрина. Всего по программе «Аполлон» были совершены 6 успешных высадок астронавтов на Луну (последняя — в 1972 году). Эти шесть полётов по программе «Аполлон» на данный момент — единственные за всю историю человечества, когда люди высаживались на другом астрономическом объекте. Программа «Аполлон» и высадка на Луну часто упоминаются как одни из величайших достижений в истории человечества[2][3].

Программа «Аполлон» была третьей программой пилотируемых космических полётов, принятой НАСА. В этой программе использовались космический корабль «Аполлон» и серия ракет-носителей «Сатурн», которые были позднее использованы для программы «Скайлэб» и участвовали в советско-американской программе «Союз — Аполлон». Эти более поздние программы рассматриваются как часть полной программы «Аполлон».

В ходе выполнения программы произошли две крупные аварии. Первая — пожар во время наземных испытаний на стартовом комплексе (после пожара сгоревший корабль получил название «Аполлон-1»), в результате которого погибли три астронавта — В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи. Вторая произошла во время полёта корабля «Аполлон-13»: в результате взрыва бака с жидким кислородом и выхода из строя двух из трёх батарей топливных элементов высадка на Луну была сорвана, астронавтам с риском для жизни удалось вернуться на Землю.

Программа внесла большой вклад в историю пилотируемой космонавтики. Она остаётся единственной космической программой, в ходе которой были осуществлены пилотируемые полёты за пределы низкой земной орбиты. «Аполлон-8» был первым пилотируемым космическим кораблём, вышедшим на орбиту другого астрономического объекта, а «Аполлон-17» — это последняя на сегодня пилотируемая высадка на Луну.

ru-wiki.ru

Проект Аполлон Википедия

Запрос «Лунная программа НАСА» перенаправляется сюда; о проекте окололунной станции см. Lunar Orbital Platform-Gateway.

Програ́мма «Аполло́н» — программа пилотируемых космических полётов космического агентства США НАСА, принятая в 1961 году с целью осуществления первой пилотируемой высадки на Луну и завершённая в 1975 году. Президент Джон Ф. Кеннеди сформулировал задачу в своей речи[1] 12 сентября 1962 года, и она была решена 20 июля 1969 года в ходе полёта «Аполлон-11» высадкой Нила Армстронга и Базза Олдрина. Всего по программе «Аполлон» были совершены 6 успешных высадок астронавтов на Луну (последняя — в 1972 году). Эти шесть полётов по программе «Аполлон» на данный момент — единственные за всю историю человечества, когда люди высаживались на другом астрономическом объекте. Программа «Аполлон» и высадка на Луну часто упоминаются как одни из величайших достижений в истории человечества[2][3].

Программа «Аполлон» была третьей программой пилотируемых космических полётов, принятой НАСА. В этой программе использовались космический корабль «Аполлон» и серия ракет-носителей «Сатурн», которые были позднее использованы для программы «Скайлэб» и участвовали в советско-американской программе «Союз — Аполлон». Эти более поздние программы рассматриваются как часть полной программы «Аполлон».

В ходе выполнения программы произошли две крупные аварии. Первая — пожар во время наземных испытаний на стартовом комплексе (после пожара сгоревший корабль получил название «Аполлон-1»), в результате которого погибли три астронавта — В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи. Вторая произошла во время полёта корабля «Аполлон-13»: в результате взрыва бака с жидким кислородом и выхода из строя двух из трёх батарей топливных элементов высадка на Луну была сорвана, астронавтам с риском для жизни удалось вернуться на Землю.

Программа внесла большой вклад в историю пилотируемой космонавтики. Она остаётся единственной космической программой, в ходе которой были осуществлены пилотируемые полёты за пределы низкой земной орбиты. «Аполлон-8» был первым пилотируемым космическим кораблём, вышедшим на орбиту другого астрономического объекта, а «Аполлон-17» — это последняя на сегодня пилотируемая высадка на Луну.

ru-wiki.ru

Программа «Аполлон» — это… Что такое Программа «Аполлон»?

Программа Аполлон — программа пилотируемых космических полетов НАСА, принятая в 1961 с целью осуществления первой пилотируемой высадки на Луну и завершённая в 1975. Президент Джон Ф. Кеннеди поставил эту задачу в 1961, и она была решена 20 июля 1969 Нейлом Армстронгом и Баззом Олдрином в ходе миссии Аполлон-11. В ходе пяти других проектов по программе Аполлон были также совершены успешные высадки астронавтов на Луну, последняя в 1972. Эти шесть полётов по программе Аполлон единственные, за всю историю человечества, когда люди приземлялись на другом астрономическом объекте. Программа Аполлон и высадка на Луну часто упоминаются, как величайшие достижения в истории человечества.[1][2]

Программа Аполлон была третьей программой пилотируемых космических полётов, принятой НАСА, космическим агенством США. В этой программе использовались космический корабль Аполлон и серия ракет-носителей Сатурн (РН), которые были позднее использованы для программы Скайлэб и участвовали в советско-американской программе «Союз» — «Аполлон». Эти более поздние программы рассматриваются, как часть полной программы Аполлон.

В ходе выполнения программы было две крупных аварии. Первая, пожар, произошедший во время наземных испытаний на стартовом комплексе (после пожара сгоревший корабль получил название Аполлон-1), в результате которого погибли 3 астронавта В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи. Вторая произошла во время полёта корабля Аполлон-13, в результате взрыва кислородного баллона и выхода из строя двух из трёх имеющихся батарей топливных элементов. Высадка на Луну была сорвана, а астронавтам чудом удалось спастись.

Программа внесла большой вклад в историю пилотируемой космонавтики. Она остаётся единственной космической программой, в ходе которой были осуществлены пилотируемые полёты за пределы низкой земной орбиты. Аполлон-8 был первым пилотируемым космическим кораблём, вышедшим на орбиту другого астрономического объекта, а Аполлон-17 — это последняя на сегодня пилотируемая высадка на Луну.

Предыстория

Программа Аполлон задумана в начале 1960 года, при администрации Эйзенхауэра, как продолжение американской космической программы Меркурий. Космический корабль Меркурий мог вывести лишь одного астронавта на низкую орбиту земли, новый корабль Аполлон был предназначен, чтобы вывести трёх астронавтов на траекторию к Луне и, возможно, даже приземлиться на Луне. Программа была названа в честь греческого бога света и стрельбы из лука менеджером НАСА Аврамом Силверстайном. Несмотря на то, что финансирование было значительно ниже необходимого по причине негативного отношения Эйзенхауэра к пилотируемой космонавтике[3], НАСА продолжало разработку программы. В ноябре 1960 года Джон Ф. Кеннеди был избран президентом, после кампании, в которой он пообещал американцам превосходство над Советским Союзом в области исследования космоса и ракетостроения.

12 апреля 1961 советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, что лишь укрепило опасения американцев в том, что США отстали от Советского Союза на технологическом уровне.

Космический корабль

Корабль Аполлон состоял из двух основных частей, командный и служебный отсеки, в которых команда проводила большую часть полета, и лунный модуль, для посадки и взлёта с Луны двух астронавтов.

Командный и служебный отсеки

Командный и служебный отсеки Аполлона на лунной орбите.

Командный отсек разработан компанией North American Rockwell (США) и имеет форму конуса со сферическим основанием, диаметр основания 3920 мм, высота конуса 3430 мм, угол при вершине 60°, номинальный вес 5500 кг.

Командный отсек является центром управления полётом. Все члены экипажа в течение полёта находятся в командном отсеке, за исключением этапа высадки на Луну. Командный отсек, в которой экипаж возвращается на Землю — всё, что остаётся от системы «Сатурн-5» — «Аполлон» после полёта на Луну. Служебный отсек несёт основную двигательную установку и системы обеспечения корабля «Аполлон».

Командный отсек имеет герметическую кабину с системой жизнеобеспечения экипажа, систему управления и навигации, систему радиосвязи, систему аварийного спасения и теплозащитный экран.

Лунный модуль

Лунный модуль Аполлона на поверхности Луны.

Лунный модуль корабля «Аполлон» разработан компанией «Grumman» (США) и имеет две ступени: посадочную и взлётную. Посадочная ступень, оборудованная самостоятельной двигательной установкой и посадочными опорами, используется для спуска лунного корабля с орбиты Луны и мягкой посадки на лунную поверхность, а также служит стартовой площадкой для взлётной ступени. Взлётная ступень, с герметичной кабиной экипажа и собственной двигательной установкой, после завершения исследований стартует с поверхности Луны и на орбите стыкуется с командным отсеком. Разделение ступеней осуществляется при помощи пиротехнических устройств.

Ракеты-носители

Когда команда инженеров во главе с Вернером фон Брауном начала разрабатывать программу Аполлон, было ещё не ясно, какая схема полета будет выбрана, и соответственно неизвестна масса полезного груза, который ракета-носитель должна будет вывести на траекторию к Луне. Полет к Луне, в котором один корабль садился на Луну, взлетал и возвращался на Землю требовала от ракеты-носителя значительно большей полезной нагрузки, чем уже осуществлённые экспедиции. Исходя из такой задачи, инженеры первоначально планировали создание ракеты-носителя Nova rocket. Но НАСА для полета на Луну выбрало такое решение, при котором основной корабль остаётся на Лунной орбите, а прилуняется и взлетает с Луны лунный модуль. После этого инженеры переориентировались на создание ракет-носителей Сатурн IB и Сатурн V. Несмотря на то, что Сатурн V имел значительно меньшую мощность, чем Nova (Сатурн V выводил на траекторию к Луне 47 тонн полезной нагрузки, а по проекту Nova, ракета выводила бы на траекторию к Луне 68 тонн) Сатурн V остаётся наиболее мощной из созданных на данный момент человечеством.

Сатурн V

Схема Сатурна V

Ракета-носитель Сатурн V состояла из трех ступеней. На первой ступени, двигателей F-1, общей тягой 33,400 кН. Первая ступень работала 2.5 минуты и разгоняла космический аппарат до скорости 2.68 км/сек.[4] Вторая ступень, J-2, общая тяга которых составляла 5,115 кН. Вторая ступень работала приблизительно 6 минут, разгоняя космический аппарат до скорости 6.84 км/сек и выводя его на высоту 185 км [5] На третьей ступени, кН. Третья ступень включалась дважды, после отделения второй ступени она работала 2.5 минуты и выводила корабль на орбиту Земли. После выхода на орбиту третья ступень включалась еще раз и за 6 минут выводила корабль на траекторию к Луне.[6] Третья ступень выводилась на траекторию столкновения с Луной, с полета Аполлон-13, для исследования геологии Луны, при столкновении с Луной ступени за счет кинетической энергии ее движения происходил взрыв, влияние которого на Луну регистрировалось аппаратурой, оставленной предыдущими экипажами.

Ракета-носитель Сатурн V могла вывести на низкую околоземную орбиту 145 т и на траекторию к Луне 47 тонн полезного груза. Всего было 13 запусков ракеты.

Сатурн IB

Сатурн IB — двухступенчатая ракета-носитель, модернизированная версия ракеты-носителя Сатурн I. На первой ступени, SI-B, было установлено 8 кислородно-керосиновых двигателей Н-1, общая тяга которых составляла 6,700 кН. Ступень работала 2,5 минуты и выключалась на высоте 68 километров. Вторая ступень Сатурна IB,

Сатурн IB выводила на низкую земную орбиту 15,3 тонн. Она использовалась в испытательных запусках по программе Аполлон и в программах Скайлэб и «Союз» — «Аполлон».

Космические полеты по программе Аполлон

Беспилотные запуски

Пилотируемые полеты

Аполлон-7, запущенный 11 октября 1968, был первой пилотируемым космическим кораблем по программе Аполлон. Это был одиннадцатидневный полет на орбите Земли, целью которого были комплексные испытания командного модуля на геоцентрической орбите, а также испытания командно-измерительного комплекса.

Первоначально следующим пилотируемым полетом по программе Аполлон должна была быть максимально возможная на земной орбите имитация режимов работы и условий полёта, а следующий полет должен был провести аналогичные испытания на лунной орбите, совершив первый пилотируемый облет Луны. Но одновременно в СССР проходили испытания (Зонд (космический аппарат)) двухместного пилотируемого космического корабля 7К-Л1, который предполагалось использовать для пилотирумого облета Луны. Угроза того, что СССР обгонит США в пилотируемом облете Луны заставила менеджеров проекта переставить полеты, несмотря на то, что лунный модуль еще не был готов для испытаний.

21 декабря 1968 года был запущен Аполлон-8, и 24 декабря он вышел на орбиту Луны, совершив первый в истории человечества облет Луны.

3 марта 1969 года был запущен Аполлон-9, в ходе этого полета была произведена имитация полета на Луну на земной орбите.

18 мая 1969 года был запущен Аполлон-10, в ходе полета была проведена «генеральная репетиция» высадки на Луну. Программа полёта корабля предусматривала проведение всех операций, которые предстояло осуществить при высадке людей на Луну, за исключением завершающего этапа посадки на Луну, пребывания на Луне и старта с Луны. Некоторые специалисты НАСА после успешных полётов кораблей «Аполлон-8» и «Аполлон-9» рекомендовали использовать корабль «Аполлон-10» для первой высадки людей на Луну. Руководство НАСА сочло необходимым предварительно провести ещё один испытательный полёт.

Видеокамера, смонтированная на Аполлон-11, запечатлела первые шаги Нейла Армстронга по Луне.

16 июля 1969 года был запушен Аполлон-11. 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу лунный модуль прилунился в Море Спокойствия. Нейл Армстронг спустился на поверхность Луны 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу, совершив первую в истории человечества высадку на Луну. Спустившись на поверхность Луны он произнёс:

Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества

Нейл Армстронг

В ходе экспедиции собрано 21.7 кг лунных пород. Астронавты вернулись на Землю 24 июля.

14 ноября 1969 года был запущен Аполлон-12, и 19 ноября была осуществлена вторая высадка на Луну. Лунный модуль прилунился примерно в двухстах метрах от космического аппарата Сервейер-3, в ходе пребывания на Луне астронавты сфотографировали место посадки, и демонтировали некоторые детали космического аппарата, которые затем привезли на Землю. В ходе экспедиции собрано 34.4 кг лунных пород. Астронавты вернулись на землю 24 ноября.

11 апреля 1970 года был запущен Аполлон-13. 14 апреля на расстоянии 330000 километров от Земли произошел взрыв кислородного баллона и выход из строя двух из трёх имеющихся батарей топливных элементов, которые обеспечивали электроснабжение отсека экипажа командного модуля. Вследствии этого астронавты не могли использовать маршевый двигатель и системы жизнеобеспечения служебного модуля. В распоряжении астронавтов остался лишь неповрежденный лунный модуль. Используя двигатель лунного модуля траекторию удалось скоректировать, так, чтобы после облета Луны корабль вернулся на Землю, благодаря чему астронавтам удалось спастись. Астронавты вернулись на землю 17 апреля.

31 января 1971 года был запущен Аполлон-14. 5 февраля 1971 лунный модуль совершил посадку. Астронавты вернулись на Землю 9 февраля 1971. В ходе полета была проведена значительно большая научная программа, чем в экспедициях Аполлон-11 и Аполлон-12. Собрано 42.9 кг лунных пород.

Миссия Аполлон-15. Лунный автомобиль.

26 июля 1971 года был запущен Аполлон-15. 30 июля Лунный модуль совершил посадку. В ходе этой экспедиции впервые использовался лунный автомобиль, который также применялся в полетах Аполлон-16 и Аполлон-17. Собрано 76.8 кг лунных пород. Астронавты вернулись на Землю 7 августа 1972.

16 апреля 1972 года был запущен Аполлон-16. 21 апреля лунный модуль совершил посадку. Собрано 94.7 кг лунных пород. Астронавты вернулись на Землю 27 апреля 1972.

7 декабря 1972 года был запущен Аполлон-17. 11 декабря лунный модуль совершил посадку. Собрано 110.5 кг лунных пород. В ходе этой экспедиции произошла последняя на сегодня высадка на Луну. Астронавты вернулись на Землю 19 декабря 1972.

Стоимость программы

В марте 1966, НАСА заявило конгрессу, что стоимость тринадцатилетней программы Аполлон, в ходе которой будет выполнено шесть высадок на Луну между июлем 1969 и декабрем 1972, будет составлять приблизительно 22.718 миллиардов долларов.

Согласно Стиву Гарберу, куратору сайта о истории НАСА, заключительная стоимость программы Аполлон была от 20 до 25.4 миллиардов долларов США 1969 года, или приблизительно 135 миллиардов в долларах 2005 года.

Отмененные миссии

Первоночально планировалось выполнить еще 3 лунных экспедиции Аполлон-18,-19 и -20, однако в НАСА приняли решение о сокращении бюджета, чтобы перенаправить средства на развитие Спейс Шаттла. Оставшиеся неиспользованные ракеты-носители Сатурн V и космичесие корабли Аполлон было решено использовать для программ Скайлэб и Союз-Аполлон. Из трех неиспользованных Сатурнов V, только один использовался для запуска станции Скайлэб, оставшиеся два стали экспонатами музеев.

См. также

Примечания

Ссылки

Космические корабли США, запущенные по программе Аполлон

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *